Реклама

Главная - Семейный отдых
Библейские мотивы и числовая символика в романе "преступление и наказание". Числовая символика «Преступления и наказания» как ключ к пониманию идейной проблематики романа Ф.М. Достоевского Значение цифры 3 в преступлении и наказании

и литературы

1. Введение

О нумерологии 1

2. Нумерология в романе Достоевского «Преступление и наказание»

2.1 Цифра четыре 4

2.2 Цифра три, тридцать -

2.3 Цифра одиннадцать 5

2.4 Цифра семь -

3. Заключение

Что помогла мне понять нумерология в романе Достоевского

«Преступление и наказание» 7

4. Список литературы 8

Нумерология - это паранаука о числах. Её часто называют магией чисел

Нумерология уходит своими корнями в глубокую древность - числами пользовались ещё первобытные племена. Осознанно или неосознанно, люди подчиняются ей: нечётное число цветов в букете, особенно в Германии, где цветы чаще всего продают по 10 штук, сервиз на шесть или двенадцать персон, повторить три раза. Числовая магия отражена в суевериях: во многих странах нет самолётов с бортовым номером 13, нет этажа с номером «13», нет 13-го номера в гостиницах и т. д.

В нумерологии за каждым однозначным числом закреплены определённые свойства, понятия и образы. Нумерологией пользуются при анализе характера человека, чтобы определить характер, природные дарования, сильные и слабые стороны, предсказать будущее, выбрать лучшее место для жизни, открыть наиболее подходящее время для принятия решений и для действий. Некоторые люди также пользуются нумерологией, чтобы выбрать себе партнёров - в бизнесе, браке, а также в обществе.

История.


Сейчас невозможно точно установить, когда именно зародилась нумерология, по той причине, что в древности (в Вавилоне, Индии, Египте, Греции и Риме) такой отдельной области знания не выделялось. В те времена философ и математик без труда понимали друг друга и не мыслили свои науки отделёнными друг от друга непроницаемыми барьерами. Поэтому одни и те же учёные изучали числа с точки зрения и философии, и математики. Платон, Аристотель требовали от своих учеников уверенного владения математикой, а большинство математиков древности были хорошо знакомы с философией своего времени.

Положения Пифагора

Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека

Сокращение чисел до цифр

Для сокращения больших чисел в элементарные разработаны разные системы. Самый простой и популярный метод получения из чисел этих цифр - сложить все десятичные разряды этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры, Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (в некоторых вариантах нумерологических расчётов двузначные числа 11 и 22, также называемые господствующими, не сокращаются до однозначных). Такому «анализу» могут быть подвергнуты любые числа: дата рождения, номер телефона, номер квартиры и т. д. Математически эта процедура эквивалентна замене исходного числа его остатком от целочисленного деления на 9.

С нумерологический точки зрения, время движется по нескончаемо повторяющимся циклам от 1 до 9. В рамках столетий и декад каждый новый год приносит с собой новое число. Дни и месяцы внутри года также могут быть разделены на циклы.

Связь нумерологии и Библии

В качестве одного из способов разрешения сложной жизненной ситуации, некоторые нумерологи рекомендуют запись проблемы на бумаге, расчёт по нумерологической таблице полного нумерологического числа, и дальнейший поиск подсказки из текста Библии. В качестве ярчайшего примера действенности данного метода используется совпадение, связанное с царём Соломоном: нумерологическое сложение фразы «Царь Соломон» дает результирующее число 11. И именно в 11 книге Библии (3-я книга царств), в первых 11 главах (не считая отдельных упоминаний во 2-й Царств), дано жизнеописание царя Соломона, а в главе 11 стихе 11 дана причина наказания Соломона Богом. Однако такие совпадения достаточно редки, и их приходится целенаправленно искать.

В сказках и мифах многих народов широко используются числа 3, 7, 12.

Пифагор говорил своим ученикам, что числа правят миром. Его нумерологическое учение было основано на аксиоме , что числа скрывают и содержат в себе тайну Вселенной. Платон, верный пифагорейской традиции, заключил, что математический код - неотъемлемое свойство мироздания - лежит в основе всех явлений. Выражаемые числами идеи абсолютны, неизменны и совершенны. Сокровенный ряд чисел невелик, их всего одиннадцать. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 11 и 22.


Нечетные числа говорят о процессах начала и созидания и считаются женскими, а четные - о процессах завершения и созревания и считаются мужскими. Каждое число олицетворяет какую-то идею, а какую именно и как можно использовать нумерологию чисел в нашей повседневной жизни - об этом и рассказывает наука нумерология. Каждый человек - тайна, а нумерология дает нам ключ к шифру, секретный код.

Душа каждого человека связана со своим индивидуальным нумерологическим кодом. Числовые соотношения несут как добро, радость и благоденствие , так и зло, горе и упадок. Человек, постигший мистический смысл своего нумерологического кода, становится свободным созидателем собственной судьбы. Каждый человек по своей многогранности подобен матрешке или огромному дворцу с анфиладой залов, и ни одно число не может стать единственным ключом к его судьбе. На наши судьбы воздействуют нумерология имени, отчества и фамилии, дня и месяца рождения, года рождения и часа, адреса и документов, номера автомобиля и телефона. Каждая вибрация - ключик к одной из дверей дворца нашей судьбы, тайный нумерологический код к одному из аспектов нашей жизни, например - нумерологической совместимости.

Как нам известно, Пифагор, его ученики и последователи сократили все числа до цифр от 1 до 9 включительно, поскольку они являются исходными числами, из которых могут быть получены все другие (именно эту систему и приняла современная нумерология).

Для сокращения больших чисел в элементарные были разработаны разные системы. Самый простой метод - сложить все цифры этого числа, затем, если образуется 10 или более, сложить и эти цифры. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не получат элементарное число от 1 до 9 (далее трактуется значение полученного числа).

В качестве простого примера берем число 125. Раскладываем его так: 1+2+5=8. Таким образом, 8 будет представлять вибрирующий символ 125. Возьмем "звериное число" из Апокалипсиса - 666. Сложим: 6+6+6=18, а далее 1+8=9. Это очень уместная вибрация, учитывающая всеобщее влияние, представленное числом 9.

Более сложный пример - число 684371. Складываем: 6+8+4+3+7+1=29; далее: 2+9=11; далее 1+1=2. Таким образом, 2 становится вибрирующим символом этого числа.

Сумма 13 будет сокращена до 4 (1+3), также как и 31 (3+1). Ни одно из этих чисел не будет иметь другого вибрирующего значения, кроме того, что представлено окончательным числом 4.

Нумерология используется в современном мире в различных областях жизни.

В романе Достоевского «Преступление и наказание» меня заинтересовали цифры, которые там постоянно повторяются. Узнав о том, что Достоевский хорошо знал Евангелие и русский фольклор, я решила посмотреть на роман через призму нумерологии, понаблюдать за магией чисел, подвергнуть их анализу.

"...стало быть, в четвертом этаже, по этой лестнице и на этой площадке, остается, на некоторое время, только одна старухина квартира занятая".

Л. Даунер обратил внимание на часто повторяющееся в романе число "четыре": "Однако так как мучительные колебания Раскольникова, символизирующие его психический разлад и моральное замешательство, все же должны представлять его возможную психическую и моральную цельность, то лестницы и число четыре связаны, так как лестница буквально ведет к определенному повторяющемуся уровню высоты - к четвертому этажу.

Квартира жертвы находиться на четвертом этаже здания; Раскольников прячет украденные вещи во дворе, где строиться четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находиться на четвертом этаже; полицейская контора находиться на 4-ом этаже этого здания, и Раскольников направляется к четвертой комнате. В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент в психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника (укрывательство), первая встреча с Соней и окончательное признание. После преступления Раскольников четыре дня находиться в бредовом состоянии. В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мертв четыре дня. История эта помещена в 4-м евангелии (Евангелие от Иоанна). У Раскольникова есть четыре основных бреда. Таким образом, мы имеем восемь (дважды четыре) проявлений числа "4", все связанные с преступлением Раскольникова, виной его и признанием.

Число 4 имеет основопологающее значение. Есть 4 времени года, четыре направления, четырехклеточные стадии в эмбриональном развитии, четыре стадии человеческой жизни, четыре "мира", четыре "элемента".

К этому следует добавить, что символика чисел в произведениях Достоевского, в частности в "Преступлении и наказании", восходит к фольклорной и библейской числовой символике: четыре стороны света - слова Сони: "стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю... поклонись всему свету на все четыре стороны"; четыре евангелия. В - 4 животных; 4 ангела, 4 угла земли, 4 ветра; 4 имени сатаны; 4 сотворенных богом предмета; 4 имени народа и т. д.

Приведя многочисленные примеры "поразительно устойчивого образа" четырехэтажных домов и четвертого этажа в "Преступлении и наказании", делает вывод: "Эта четырехчленная вертикальная структура семантически приурочена к мотивам узости, ужаса, насилия, нищеты и тем самым противопоставлена четырехчленной горизонтальной структуре (на все четыре стороны), связываемой с идеей простора, доброй воли, спасения. Этот второй, сакральный аспект чисел, противопоставленных профаническим числам, годным лишь для "низкой жизни", снова возвращает нас к архаическим схемам мифомышления и, в частности, к практике ритуальных измерений основных параметров мира. И у Достоевского число введено в мир и определяет не только размеры, но и высшую суть его. Для приближения к ней, проникновения в нее необходима полнота жизни".

Вероятно, Достоевский был знаком также и с учением пифагорийцев, последователей древнегреческого философа Пифагора, приписывавших различным числам тайные значения. Пифагорийцы утверждали, что числа являются основным началом и сущностью вещей, и подробно определили качество и роды чисел, создав пифагорейский математический символизм и таинственную мистику чисел.

«…тридцать целковых молча выложила».

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, три встречи, три сына, три препятствия; в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом 3 раза, 3 года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание». Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию, Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для себя минуту не ощущать себя Иудой. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, и он ее предал (покушался на ее жизнь), как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за 30 сребреников; Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников три раза позвонило в колокольчик старухи, три раза ударил ее топором. «Три встречи» Раскольникова с Порфирием Петровичем конденсируют философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт»; в трех шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснется; «три раза» приходила Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги, думает Раскольников, когда она стояла в трех шагах от стола; о трех тысячах рассуждает Свидригайлов; у Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.

В Государственной библиотеке СССР имени есть экземпляр Евангелия, подаренный Достоевскому в Тобольске женами декабристов перед отправкой петрашевцев на каторгу. Это Евангелие Достоевский хранил до конца своей жизни. Отдельные пометы свидетельствуют о том, что писатель выделял и евангельские числа.

«Было уже почти одиннадцать часов…»

Неоднократное указание в романе на одиннадцать часов связано непосредственно с евангельским текстом. «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу», - отмечает Достоевский время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова. А вот время прихода к Соне: «Я поздно... Одиннадцать часов есть? – спросил он, все еще не подымая на нее глаз. – Есть, - пробормотала Соня. – Ах да, есть! – заторопилась она вдруг, как будто в этом был для нее весь исход, - сейчас у хозяев пробили… и я сама слышала… Есть».

После посещения Сони, «на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошел в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу».

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди cв. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать из последнего, пришедших в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь исход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило 11 часов.)

«Приходите-тко завтра, часу в седьмом-с » .

Число 7 является наиболее устойчивым и, видимо, символическим числом в «Преступлении и наказании». Сам роман семичленен (6 частей и эпилог), первые две части состоят из семи глав каждая, роковое время для Раскольникова – 7 часов вчера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова: «В семом часу, завтра»; «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна» ; «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей то крик: - Семой час давно!»

И цифра 7 здесь, конечно, не случайна. Согласно учению пифагорийцев число 7 является символом святости, здоровья и разума. Теологи называют число 7 «истинно святым числом», так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенств, и числа 4, числа, числа мирового порядка; следовательно, само число 7 является символом «союза» бога с

человеком, символом общения между богом и его творением. В библии говориться о том, что в 7-й день, после шести дней творения, бог почил. «И всякого скота чистого… по семи мужского пола и женского» должен взять Ной в ковчег (Первая книга Моисеева. Бытие, гл. 7). Урожайных годов в Египте было 7 и неурожайных тоже 7. Каждый 7-й день и каждый 7-ой год – святы, и после 7х7 лет – юбилейный год и т. д. и т. п.

Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в 7 часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастия! Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней».

Двойник Раскольникова, Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной семь лет, но для него они были не как семь дней счастья, а как семь лет каторги. Любопытно, что об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши семь лет…», «Семь лет из деревни не выезжал», «…все семь лет каждую неделю сам заводил…», «семь лет безвыездно проживал…» и т. д.

Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «Хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидиригайлова и т. д.

В статье «Магическое число семь плюс или минус два» американский психолог Дж. Миллер на большом экспериментальном материале показал ограниченность оперативной памяти человека, могущей оперировать не более чем семью символами или объектами одновременно. Советский исследователь О. Рисс совершенно справедливо пишет, что к числу заинтриговавших Миллера семиричных сочетаний, известных в природе, быту, мифологии и т. д. (семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр.) необходимо добавить перл народной мудрости – основательный совет семь раз отмерять или проверять перед тем, как хочешь сделать что то важное.

Таким образом, главная задача нумерологии – человеческая жизнь. И я убедилась в том, что Достоевский не случайно использует символику чисел. Он стремиться или усилить с помощью них мотивы узости, ужаса, насилия, нищеты, или акцентировать внимание на фольклорно-евангельском значении числа «три», «семь», «одиннадцать» и раскрыть мотивы предательства, возможности покаяться, обречения на поражение.

Мне кажется, что именно нумерология помогла мне более глубоко характеры героев, их поведение.

Список литературы

1. . М. «Просвещение», 1980

2. «Преступление и наказание». Комментарии. М. «Просвещение», 1980

3. «Жизнь и творчество Ф. М, Достоевского» . М. «Детская литература», 1979

4. Лебедев. 2 т. М. «Просвещение», 1992

5. «Изучение в школе романа Достоевского «Преступление и наказание». Иж., 1971

6. «». Л. «Просвещение», 1971

7. http://www. /numerology/numerology. html

Раскольников на Сенной площади. Иллюстрация Дементия Шмаринова. Из фондов Музея-квартиры Ф. М. Достоевского Фотохроника ТАСС

Роман начинается следующей фразой:

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер…»

Достоевский начал работу над романом в 1865 году. В сентябре он сообщил подробности замысла Михаилу Каткову, редактору «Русского вестника», где планировалось опубликовать текст. Среди прочего он упомянул, что в романе «действие современное, в нынешнем году». 1865-й запомнился жителям Пе-тербурга аномальной жарой. По данным городских измерительных станций, 9 июля температура достигла максимума — 24,8 градуса по шкале Реомюра (31 градус по Цельсию); уже больше недели в городе не было дождя.

В первой части романа, рассказывая о своей жизни Раскольникову, Мармеладов сообщает, что принес домой жалованье шесть дней назад. Чиновники получали плату традиционно первого числа каждого месяца. Следовательно, разговор героев приходится на 7 июля. Убийство происходит через день после этого — 9 июля, то есть в самый жаркий день того лета. Соотнести дальнейшие собы-тия романа и реальную хронологию не составляет труда:

— 10 июля Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Вечером у него начинается бред, в котором герой проводит четыре дня, о чем по про-буждении ему сообщают собравшиеся в квартире друзья и родственники, то есть с 11 по 14 июля.

— 15 июля Раскольников приходит к Соне и просит почитать ему Евангелие, про воскрешение Лазаря.

— 16 июля умирает Катерина Ивановна, после чего Раскольников теряет счет времени на два-три дня: «…точно туман упал вдруг перед ним и заключил его в безвыходное и тяжелое уединение».

— 19 июля герой выходит из этого состояния: в этот день проходят похороны Катерины Ивановны (согласно действовавшим тогда законам хоронить усопшего можно было только спустя трое суток после смерти). Тогда же происходит последний разговор героя с Порфирием Петровичем.

— В ночь на 20 июля стреляется Свидригайлов, а вечером того же дня Рас-кольников приходит на Сенную площадь, где целует землю, а потом отправ-ляется в полицейскую контору и сознается в убийстве.

В первый раз 20 июля мы видим Раскольникова у дома, где остановились его мать и сестра. Герой пришел прощаться:

«Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от устало-сти, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

Судя по всему, Раскольников попал под дождь, и неспроста: 20 июля по ста-рому стилю — Ильин день. Считается, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице, грохочет гром, сверкают молнии: так святой поражает бесов и преступивших закон Божий людей. Дождь в этот день очищает от зла.

Получается, что точная датировка событий «Преступления и наказания» помогает раскрыть глубинный смысл как минимум одной детали — дождя в день, когда Раскольников сдался полиции.

2. Тайна «первого раза» Сони Мармеладовой

Соня Мармеладова. Иллюстрация Дементия Шмаринова.
1935-1936 годы
De Agostini Picture Library / Getty Images

Рассказывая о жизни своего семейства, Мармеладов особенное внимание уделяет тому вечеру, когда Соня впервые выходит на панель:

«…Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила».

Целковый — это один серебряный рубль, а 30 рублей по меркам 1865 года — сумма колоссальная. Мать Раскольникова получала пенсию по смерти мужа 120 рублей в год. На 9 рублей 50 копеек Разумихин купил поношенной одежды: фуражку, брюки, сапоги, рубашки и белье. А сотрудницы «Малин-ника», самого известного публичного дома в Петербурге того времени, полу-чали по 30-50 копеек за ночь. Могли ли молодой девушке в первый раз столько заплатить?

Скорее всего, нет. Скорее всего, дело в том, что Достоевскому была важна тут библейская символика: 30 серебряных рублей — это 30 сребреников, за кото-рые Соня продает и предает саму себя. Число 30 еще несколько раз встречается в романе в «предательских» контекстах. Последние 30 копеек забирает у Со-не-чки «на похмелье» Мармеладов. За «30 тысяч сребреников» выкупила Свидри-гайлова из долговой тюрьмы его будущая жена Марфа Петровна, а потом не раз попрекала его этой суммой. Такую же сумму Свидригайлов предлагает Дуне Раскольниковой, чтобы она бежала с ним.

3. Тайна франта с папиросой

В блужданиях по Петербургу накануне убийства Раскольников замечает на бульваре пьяную девушку и мужчину средних лет, который ее преследует. Раскольников считает, что «франт» хочет ею воспользоваться, подбегает к городовому и призывает его как-то вмешаться в ситуацию:

«Вон он теперь отошел маленько, стоит, будто папироску сверты-вает… Как бы нам ему не дать? Как бы нам ее домой отправить, — подумайте-ка!»

Городовой отреагировал на уговор Раскольникова. Почему? Он проникся сочув-ствием к девушке, или его смутило что-то в поведении франта? Вспомним, что происходило в Петербурге в описываемое время. Из-за аномальной жары и участившихся пожаров Сенат выпустил постановление, запрещающее курить на улицах города. 3 июля был опубликован документ, в котором, впрочем, содержались достаточно общие фразы. Но полицейские стали присматриваться к каждому курильщику, а жители города не рисковали закуривать в обществен-ных местах.

Чтобы решение Сената вступило в реальную силу и были утверждены штраф-ные меры, соответствующее распоряжение должен был выпустить глава сто-личной полиции — обер-полицмейстер. Это произошло 30 июля. В новом доку-менте присутствовали уточнения, что курить нельзя возле складов с легко-воспламеняющимися веществами, около Зимнего дворца и близ всех городских церквей, а в остальных местах — можно. В описываемые дни (7-20 июля 1865 года) герои об этих послаблениях еще не знают, но к потенци-альным нарушителям уже присматриваются.

4. Тайна канавы

Канал Грибоедова. 1969 год РИА «Новости»

После убийства старухи-процентщицы Раскольников размышляет, как изба-виться от украденных вещей:

«Куда же идти? Это было уже давно решено: „Бросить всё в канаву, и концы в воду, и дело с концом“».

Всё та же канава встречается Раскольникову по дороге к дому Алены Ивановны, а потом на пути в полицейскую часть, куда он идет сознаваться в преступ-ле-нии. Получается, канава — одна из главных локаций романа наряду с ули-цами и площадями. Это слово упоминается в романе более 20 раз — и всегда в важ-ном контексте. На канаву выходит дом процентщицы, она же видна из дома Сони Мармеладовой. По набережной канавы бежит сумас-шедшая Катерина Ивановна, в ней на глазах у Раскольникова топится мещанка Афросиньюшка.

Что же это за канава? Все, кто хоть раз бывал на обзорной экскурсии по Петер-бургу, знают, что в городе есть несколько небольших каналов, которые назы-ваются канавками, но вот именно канава в городе была одна. Так петер-буржцы называли Екатерининский канал (сейчас канал Грибоедова). В первые деся-тилетия XVIII века на его месте текла маловодная речка Кривуша, или Глухая речка. Ее решили облагородить и включить в систему городских каналов — начались работы по расширению и углублению. Но даже после облагора-жи-вающих процедур канал какое-то время продолжал использоваться для слива сточных вод, фактически выполняя функцию канавы. С одной стороны, ис-пользуя в большинстве случаев именно это название Екатери-нинского канала, Достоевский передает отношение к нему местных жителей. С другой — слово «канава» как нельзя лучше подходит для описания особой атмосферы петер-бургских трущоб.

5. Тайна географии Петербурга


«План столичного города С. Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при Военно-топографическом депо в 1860 году. Исправлен по 1865 год» (фрагмент). 1865 год На плане указаны границы полицейских частей, участков и околотков. etomesto.ru

На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников идет в полицейскую контору, куда его вызвали после жалобы хозяйки, которой он должен за квартиру. Там он встречает поручика Илью Петровича Пороха и письмоводителя Заметова. Эти сотрудники полицейского участка еще появятся на страницах романа. Заметова Раскольников увидит в трактире: письмоводитель еще скажет «в нашей-то части старуху-то убили». Пороха в конце романа герой снова встретит в полицейской конторе, когда придет с повинной:

«Раскольников отвел рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил: „Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил“. Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбе-жались. Раскольников повторил свое показание».

Кажется, что во встречах Раскольникова со служителями закона нет ничего странного. Однако в реальной жизни они не могли произойти, и вот почему. Как мы помним, Раскольников живет и не платит за квартиру в Казанской полицейской части, а убивает Алену Ивановну — в Спасской. Значит, он дол-жен был оказаться в разных конторах и общаться с разными полицейскими Всего в Петербурге было 12 полицейских частей, каждая из них делилась на несколько районов со своими полицейскими конторами. Они занимались расследованием разного рода нарушений и преступлений на подве-домственной им территории. .

Откуда мы об этом знаем? В начале романа Раскольников дважды проходит по маршруту от своего дома к месту, где живет старуха-процентщица. Достоев-ский в деталях описывает его маршрут, упоминая, что герой переходит канаву (как мы выяснили выше, Екатерининский канал), которая разделяла две поли-цейские части.

Почему Достоевский проигнорировал административное деление города? С одной стороны, ради художественных целей: для концентрации напряжения ему нужно было сократить количество действующих лиц. Раскольников дол-жен был чувствовать себя загнанным в угол: испугаться вызова в поли-цейскую контору сразу после преступления, а потом еще и отбиваться от подозрений Заметова. С другой стороны, Достоевскому было важно поселить своих героев по разные стороны канавы и создать маршрут, по которому Раскольников пере-ходил символическую водную границу.

Помимо этого, у такого распоряжения географией романа есть и другой смысл. В середине 1860-х Достоевский сам жил недалеко от предполагаемого дома Раскольникова в Столярном переулке в Казанской части. В начале 1865 года он познакомился с издателем Федором Стелловским, с которым позже заключил кабальный для себя контракт на издание собрания сочинений Писатель должен был предоставить ему но-вый, ранее нигде не публиковавшийся роман. Это произведение должно было стать визит-ной карточкой нового собрания сочинений и привлечь покупателей. Без нового романа контракт не считался бы выполненным, и До-стоевский на девять лет потерял бы право печатать свои произведения. Эта возмож-ность всецело перешла бы к Стелловскому. . Жил издатель напротив Юсуповского сада — недалеко от предполагаемого дома старухи-процентщицы на Средней Подьяческой улице. Через эти места Раскольников возвращается к себе после убийства. Этим же путем летом 1865 года писатель ходил от издателя и мог осознанно вписать его в роман под влиянием собственного отрицательного опыта.

6. Тайна Алены Ивановны и процентов

Раскольников и Алена Ивановна. Иллюстрация к роману РИА «Новости»

Процентщица Алена Ивановна объясняет Раскольникову свою финансовую политику:

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

Много это или мало? Гривной, или гривенником, называли 10 копеек. То есть навар старухи с каждой выплаты составляет 10 %. Если бы Достоевский описы-вал не лето 1865 года, а чуть более раннее время, то герой мог бы пожаловаться на процентщицу в полицию. Ростовщичество практиковалось в царской России долгие годы. Власти периодически выпускали официальные документы, кото-рые регламентировали и ограничивали деятельность тех, кто давал взаймы под проценты. В частности, важным вопросом был размер этих процентов. В 1830-е годы было введено ограничение для частных лиц — не более 6 % в ме-сяц. За нарушения этих правил выносились устные преду-преждения. После повторной жалобы следовал штраф или арест. В 1864 году был выпущен новый законодательный акт, разрешивший брать с закладчиков до 10 % в месяц. Этого требовало развитие экономики, рост потребностей населения и сокращение их доходов. Поэтому Алена Ивановна в каком-то смысле знак времени. Ста-рушка становится выразителем новой эко-номической реальности и этим вызы-вает у своих клиентов негодование.

7. Тайна белой горячки и ипохондрии

Практически первое, что мы узнаем о герое, — это его плохое состояние:

«…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».

Медицина в XIX веке, как и сейчас, понимала под ипохондрией чрезмерное внимание к своему здоровью и постоянные опасения за свою жизнь. Даже из этой короткой цитаты понятно, что это классическое определение вряд ли применимо к Раскольникову. А вот как Достоевский описывает собственную ипохондрию в письме к своему знакомому Тотлебену: «…был слишком раздра-жителен… со способностью искажать самые обыкновенные факты и придавать им другой вид и размеры». Получается, Раскольников страдает вовсе не меди-цинской, а «достоевской» ипохондрией.

Это, впрочем, не единственная загадочная болезнь героя. После убийства Рас-кольников видит кошмарные сны, и хозяйская служанка Настасья подозревает, что в нем «кровь кричит»: «Это когда ей выходу нет и уж печенками запекаться начнет, тут и начнет мерещиться…» В XIX веке болезни с такими загадочными симптомами лечили кровопусканием — буквальным прокалыванием вен и сли-вом «лишней» крови. Однако Достоевскому важно не столько то, что кровь запекаться начала, а то, что она «кричит». Это отсылка к Библии, например к обращению Бога к Каину: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне». Крик или вопль о преступлении, поднимающийся к небе-сам, — достаточно популяр-ный ветхозаветный образ. Он используется приме-нительно к страшным зло-деяниям, которые впоследствии обязательно будут наказаны.

По словам нескольких персонажей, Раскольников страдает белой горячкой. Вот что говорит его мать, ссылаясь на хозяйскую служанку Настасью:

«Говорит она нам вдруг, что ты лежишь в белой горячке и только что убежал тихонько от доктора, в бреду, на улицу и что тебя побежали отыскивать».

В XIX веке понятие «белая горячка» было довольно широким, в том числе так называли внезапные и краткосрочные помешательства, не обязательно выз-ванные пьянством. Это отражено как в энциклопедических словарях того вре-мени, так и в словаре Даля. Так же понимали значение белой горячки и рецен-зенты «Преступления и наказания». Критики изданий «Русский инвалид» и «Гласный суд» обижались на то, что писатель изобразил пред-ставителя моло-дого поколения так, будто у него «все признаки белой горячки; ему только все кажется; действует он совершенно случайно, в бреду». Но ни разу не упрекнули Достоевского в том, что он сделал Раскольникова пьяницей.

Источники

  • Белов С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. Книга для учителя.
  • Достоевский Ф. М. Собрание сочинений. Т. 7.
  • Тихомиров Б. Н. «Лазарь! Гряди вон». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в современном прочтении. Книга-комментарий.

Управление образования администрации Каргатского района

МКОУ Каргатская средняя общеобразовательная школа №2 им. Горького

Научно-исследовательская работа

по теме « Числовая символика в романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание».

Лучинина Анна Вячеславовна

учащаяся 10 класса

МКОУ СОШ №2 им. Горького

Лучинина Наталья

Николаевна

Каргат 2012

1.Введение…………………………………………………………….3

2.Основная часть:

2.1.Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел……..5

2.2.Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского………………….....7

2.3.Особенности включения числовой символики в роман.….……8

3.Заключение……………………………………………………….....13

4.Список использованной литературы……………………………...15

Введение

Символ только тогда истинный символ,

когда он неисчерпаемо беспределен

в своем значении. Он многолик, многосмысленен и всегда темен в своей глубине.

Д. Мережковский

Символ всегда будоражит мысль, открывает свободу ассоциациям, активизирует воображение, вызывает затаенный трепет чувств, мыслей. Символ притягивает к себе таинственностью, непредсказуемостью, недоговоренностью своего смысла, открывая тем самым бесконечный простор для размышлений и толкований, бесконечную перспективу для поиска. Символ может продемонстрировать свои смыслосодержательные возможности, поскольку символ способен передавать и подразумеваемые смыслы. Восприятие символа каждый раз уникально. Символу всегда есть что сказать, к нему всегда есть что добавить. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Примером произведения от заглавия до эпилога, построенного на символах, может служить роман «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского.

Количество символов в произведении огромно:

Символы «преступления» (слово «преступление», слово «нерешительность», фамилия главного героя).

Символы «смерти» (топор, железо, камень, медь, заклад).

Символы духовного возрождения (чистое белье, тлетворный дух, нательные кресты).

Символы и смерти, и духовного возрождения (порог).

Символы-цифры (3,4,7), но я остановилась только на символике числа.

На мой взгляд, роман актуален и в наше время, ведь люди не меняются, меняются лишь имена, лица и даты, а ведь нравы, культура бытия и взгляд на вещи остается прежними.
Идея работы заключатся в том, чтобы заинтересовать читателя этим произведением, ведь изучать «Преступление и наказание» - одно удовольствие. Потому что его сложно просто читать, его нужно именно изучать, слой за слоем открывая новые грани внутри изображенного мира, внутри характеров героев и, конечно, внутри себя. Все произведения Достоевского, а в особенности это, можно бесконечно исследовать, изучать, «бродить по нему» словно по смысловому замку, полному потайных комнат и привидений. В этой книге кроются тайны символов, а именно символов числа, к раскрытию которых спешит каждый внимательный читатель. Я считаю, что именно раскрытие тех или иных тайн будет хорошей мотивацией к чтению романа, а в дальнейшем и к изучению других произведений Федора Михайловича.

Цель моего исследования:

рассмотреть числовую символику «Преступления и наказания» как ключ к пониманию психологического романа Достоевского.

Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:

    Проанализировать и выделить объединяющую роль символов - чисел по их значению;

    Провести анализ биографии Ф.М.Достоевского с целью выявления причин его интереса к значению чисел, использовавшихся в романе, их значение в жизни писателя.

    Установить взаимосвязь реальных событий в жизни Достоевского и сюжетной линии романа.

    Сопоставить персонажи и события романа «Преступление и наказание» с текстом Евангелия и Библии.

5. Проследить, как изменяются значения числовых символов в соответствии с развитием сюжета и изменением состояния героя.

В основу моей исследовательской работы вошло, прежде всего, внимательное прочтение литературного произведения и текста Евангелия, к которому неоднократно обращается Ф.М.Достоевский в своем произведении. И, конечно же, я в своей работе обращалась и к критической литературе, что помогло мне сделать важнейшие выводы по заявленной теме.

Причины обращения Ф.М.Достоевского к истории чисел.

В ходе исследования биографии писателя мною были выявлены причины, которые могли объяснить интерес Достоевского к символам чисел. Фёдор Михайлович Достоевский серьёзно занимался математикой в Петербургском военно-инженерном училище, которое он закончил в 1843 году. Несмотря на то, что он не был профессионалом и смотрел на происходящее в математике (с математикой) со стороны, он представлял себе её язык и мог почувствовать те парадоксы, которые уже вторглись в науку и на которые многие профессиональные математики ещё не обращали должного внимания.

Достоевский достаточно глубоко изучал труды пифагорейцев. Он соглашается с пифагорейским тезисом: « Все вещи суть числа».

И, конечно же, я не могу не отметить самую важную причину обращения Достоевского к нумерологии - это жизненные обстоятельства, которые преследовали Достоевского на протяжении всей его жизни.

Происхождение писателя из религиозной семьи. Интерес к числу часто носил религиозно-мистический характер, потому что воспитанный в патриархальной и религиозной семье, свято чтившей все церковные обряды, Федор интересовался священными историями Ветхого и Нового Завета.

Ф.М.Достоевский - сын священника, врача московской Мариинской больницы для бедных и урожденной Нечаевой М.Ф.- женщиной религиозной, учившей своих детей читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета». В детстве Федор вместе с родителями часто бывал в московских церквах и соборах, а также в Троице- Сергиевой лавре. Двоюродный дед писателя В.М. Кательницкий, профессор Московского университета, брал маленького Федю, его братьев и сестер на святочные гулянья.

Следующая причина – это то, что художническое начало Достоевского было теснейшим образом связано с началом философским . Он впитывал в себя опыт литератур, как русских писателей, так и писателей других народов. Неустанные чтения и размышления над произведениями Шекспира, Байрона и Диккенса, Сервантеса и Шиллера, Корнеля, Расина, Бальзака, Жорж Санд, книг утопистов «подверстывались» к органическому вживанию в национальное литературное достояние, обогащали его понимание, помогали вскрывать важность того, что в иных случаях оставалось бы в тени.

Революционные кружки, знакомства с монахами. Участие Достоевского в данных кружках, ведущих борьбу с самодержавным строем и пропагандирующих социалистов-утопистов, свидетельствовало о его стремлении найти путь искоренения общественных зол. О желании быть полезным своей родине и своему народу, вследствие чего, писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, которую меняют на каторжное наказание в тот момент, когда осужденные уже ждут расстрела.Впечатления каторги и солдатской службы как раз и повлияли на убеждения Достоевского. Теперь он вместе со своими представителями проповедует сближение с народом на религиозно - нравственной основе и убеждает себя в том, что Христос - это воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего страдания во имя грядущего спасения человечества.

Положение в стране. Восстание декабристов, общественные движения, отмена крепостного права.

Также если взять отрывок «Опыт о человеке» критиков К.И.Тюнькина и М.М.Стахановой из книги Ф.М.Достоевского «Возвращение человека» о Всемирно-историческом кризисе религиозного сознания. Сложившаяся мировоззренческая система, лишенная Центра, распалась. И человек нового, «открытого» сознания вынужден был заново искать ответы на вечные нравственно - философские вопросы бытия. Человек вступил в путь самостоятельного познания. То можно сказать, что Достоевский и начал искать ответы на интересующие его вопросы способом познания и изучения священной истории.

Но, так или иначе, возможно утверждать, что именно собственная судьба заставила писателя вспомнить библейскую историю и включить ее в роман в качестве символов, в том числе и символов - чисел.

Значение чисел в жизни Ф.М.Достоевского.

Рождение Ф.М.Достоевского 30 октября(11ноября) 1821 года нельзя не назвать «непростым подарком» судьбы или странным совпадением.

Число 30 – число предательства Иуды, именно в этот день Иуда Искариот предал своего учителя – Иисуса Христа.

Число же 11 – это число высшей справедливости и следуя из этого рождение писателя должны считать рождением человека высшей справедливости.

Из данной информации становится непонятно день рождения Достоевского – это день справедливости или же день предательства, но я считаю, что это день, когда после предательства следует справедливость.

Следующим «подарком» судьбы – это количество детей в семье Достоевских. Их вместе с Федором было семеро. Также Достоевский служил в Сибирском линейном батальоне № 7 - 7 – означает союз бога и человека.

Отец Достоевского уже четырехлетнего Федю посадил за книжку, твердя

« Учись!». Также писатель был приговорен к 4-м годам каторги.

И, наконец, число 9.

Всеми признанный и широко известный писатель умирает 9 февраля (по новому стилю) 1881 года, в 8 часов 38 минут вечера, то есть 9 февраля почти в 9 часов Достоевский скончался.

Под этой цифрой люди понимают то, что внутренний мир человека соединяется с миром внешним. Творец, максимально полно проявляется в материальном мире, вмещая в себя весь цикл бытия. Девять - символ перехода на новый виток развития. Можно сказать, что Достоевский не умер, а перешел на новый виток развития, который не виден простому человеку.

По моему мнению, именно судьба распределила жизненный цикл писателя, во многом, связанный с числами. По веяниям судьбы жизнь Достоевского обретала внезапные поворотам, что и заставило включить именно эти цифры в роман.

Особенности включения числовой символики в роман

«Преступление и наказание».

Мы уже знаем, что круг основных идей романа писатель вынашивал долгое время, возможно, в самом туманном виде, - еще с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом «Пьяненькие», новый роман Достоевского подводил итог творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, «убийцы-теоретика», современного Наполеона, который, по словам писателя, «кончает тем, что принужден сам на себя донести... чтобы, хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям...». .

Конечно, помимо того, что роман пропитан идейной линией, мы видим, что числовая символика и священная история в нем играют не последнюю роль. Достоевский уделял им большое внимание. Выбор чисел тоже был не прост. Он выбирал их с философской точки зрения. Каждая цифра в романе несет свой смысл, каждое число символично. Символика цифр в романе основана на христианстве, мифологии, фольклоре. Евангельские мотивы обретают новое звучание.

По моему мнению, выдумка событий и выбор чисел Достоевский совершал, учитывая историю священного писания, свою собственную жизнь и положение в стране.

Фольклорно-евангельское число «три» (в фольклоре – три дороги, на картине Васнецова «Витязь на распутье» - богатырь изображен около камня, выбирая себе путь, он думает по какой дороге отправится, три встречи, три сына, три препятствия, в Евангелии – три отречения Петра, Иисус у Геннисаретского озера обратился к Петру с вопросом три раза. Три года искал плодов на смоковнице хозяин) играет значительную роль в романе «Преступление и наказание».

Марфа Петровна оставила Дуне три тысячи рублей по завещанию. Раскольников три раза позвонил в колокольчик старухи, три раза ударил её топором. Три встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем обобщают философское содержание романа. На третий день после убийства «объявляется вдруг самый неожиданный факт», в трёх шагах стреляет Дуня; три билета вручает Соне Свидригайлов; три часа дожидается Разумихин, когда Раскольников проснётся; «три раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову; у Сони три дороги; у Сони «большая комната с тремя окнами». Три целковых осталось у Пульхерии Александровны и Дуни;

О трех дорогах Сони думал Раскольников: «броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или … или, наконец, броситься в разврат…»;

Следующее число тридцать…(так же содержит число «ТРИ»).

«…-Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, - произнес Мармеладов, исключительно обращаясь к Раскольникову. – Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все, что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела... Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют!..

Эй, ты, - крикнул он половому, вставая и взяв фуражку, - сколько с меня?

Тридцать копеек всего-с, - отвечал тот, подбегая…»

Тридцать копеек, последние тридцать целковых. Ведь не случайно Достоевский выбрал именно число 30. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал ее (покушался на ее жизнь). В девять часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей. Я считаю, что введение в произведение данного числа, также как и других было не случайным. С этим числом связанны многие важные события:

Это рождение писателя;

В 30-летнем возрасте Иисус начал свое служение на земле;

Согласно Евангелию, плата, за которую Иуда Искариот предал своего учителя Иисуса Христа – тридцать серебреников. « Тридцать серебреников» означает плату за предательство;

Иисус Навин объявлял траур - 30 дней.

Достоевский пока еще скрытно связывает свой роман со священным писанием, но уже появление в тексте числа 30 служит началом для этого.

Число 730 – 730 шагов до ворот дома Раскольникова.

730 символично началу царствования Осия – последнего царя Северного израильского царства. Он царствовал девять лет с730 по 721г. до Рождества Христова « и делал он неугодное в очах Господних».

Количество шагов уже говорит о неправильной жизни Раскольникова.

Еще одна не случайная цифра в тексте – «четыре». Число четыре имеет основополагающее значение. В природе четыре времени года, четыре направления (север, юг, запад, восток)- четыре стороны света. Слова Сони: «стань на перекрёсток. Поклонись, поцелуй сначала землю … поклонись всему свету на все четыре стороны»; в Библии четыре Евангелия.

В Откровении Иоанна Богослова – четыре животных (гл. 4); 4 ангела, 4 угла, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл. 12)

Приведем несколько примеров.

«…Они вошли со двора и прошли 4-ый этаж. Лестница чем дальше, тем становилась темнее. Было уже почти одиннадцать часов, и хотя в эту пору в Петербурге нет настоящей ночи, но на верху лестницы было очень темно…

Контора была от него с четверть версты. Она только что переехала на новую квартиру, в новый дом, в 4-ый этаж.

Он вошел в эту комнату (четвертую по порядку), тесную и битком набитую публикой…

Стань на перекрестке, поклонись всему свету на все четыре стороны…»

Раскольников прячет вещи во дворе под камень. Где строится четырехэтажный дом.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, то есть через четыре дня после его нравственной смерти.

Почему же Достоевский уделяет такое внимание и этой цифре тоже?

Анализируя текст Библии и учитывая события происходящие в это время жизни в жизни Ф.М.Достоевского я должна сказать, что такой выбор произошел из-за:

2.Из-за того, что евангелия состоит из первых четырех книг нового завета

3.Достоевский осужден на 4 года каторжных работ с последующим определением в солдаты, а младшему брату Михаилу он писал «А те четыре года считаю за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу, выход из каторги мне как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

4.Но самое главное Достоевский наверняка знал, что число 4 – это число мирового порядка, оно символично притче о воскрешении Лазаря. В романе значение данного числа сначала словно говорит: «Нет! Остановись! Передумай» - а затем уже имеется в виду, что ты на правильном пути, ты на исправлении и это верно…

Число шесть у Достоевского, как и в мифологии ашанти (племя в Тропической Африке) - число, связанное со смертью, со скорбью, с печалью и невозможностью что-либо изменить. Дом старушки-процентщицы был «преогромнейшим» (Достоевский имел в виду шестиэтажный дом), комнатушка Раскольникова была «в шесть шагов», младший брат умер в шесть месяцев.

Говоря о символике цифр в романе нельзя не обратить внимания на не раз встречающееся там число 7 : число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. «Страшный сон приснился Раскольникову. Он лет семи и гуляет в праздничный день, под вечер, со своим отцом за городом…

стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна…

раздался чей-то крик:

-Семой час давно!...» .

Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.

Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это

соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая

троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Вспомним мифологию: семь и русский фольклор: семь дней недели, семь основных цветов, семь тонов музыкальной шкалы, семь чудес света, семь дочерей Атланта и пр. Необходимо вспомнить основательный совет в народной мудрости – семь раз проверять перед тем, как хочешь сделать что-то важное.

Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз, чтобы снова стать Человеком, Раскольников должен пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число:

«Им оставалось еще семь лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

Следуя библии на земле было 7 лет голода. Библия содержит 77 книг, то есть 11 раз по 7.

Следующая символичная цифра – 11. Число же 11 – это число высшей справедливости (7+4=11). Число, с которым связаны все благородные поступки и раскаяния. Число 11 здесь неслучайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение какой-то высшей справедливости.

В одиннадцать часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне. Раскольников приходит к Соне в одиннадцать часов, чтобы признаться в содеянном. После посещения Сони «на другое утро в одиннадцать часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу», чтобы признаться в совершении преступления.

Данное неоднократное использование числа 11 связанно непосредственно с евангельским текстом. С этой цифрой связанна притча о виноградаре и работниках.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней с Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Таким образом Достоевский сохранил значение Евангельских чисел: 7; 3; 4. на протяжении всего текста. В « Дневнике писателя» Достоевский не раз говорит о силе впечатлений, особенно самых ранних. Для самого писателя таким ранним впечатлением стало чтение Евангелия, этим и обусловлено включение в роман чисел – символов.

Заключение

В ходе исследования было установлено, что религиозная семья, каторга с «Евангелием», общественные движения и революционный кризис 60-х годов дают Достоевскому мысль беспокойную, ищущую, мысль безудержную и бунтующую. При этом в писателе проявляется погруженность в огромный мир общечеловеческой и национальной культуры. Достоевский «разгадывает человека» на протяжении всей своей жизни».

Числовая символика романа связана с библейскими притчами. Давайте представим результаты наших исследований.

«Разгадывание человека» привело Достоевского к интересу священного писания. Его идеология начала переплетаться с историей церкви. «…Не как мальчик же я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла…» - эти слова мы прочтём в последней записной тетради Ф. Достоевского. В этих словах – ключ к пониманию всего наследия писателя.

Все это послужило Достоевскому началом в его познании библейских сюжетов и загадок числовой символики.

Все персонажи и события в романе тесно связаны с текстом библии.

Федор Михайлович связывает свой роман не только со священным писанием, но и сопоставляет со своей собственной жизнью и событиями в мире.

До конца своих дней Достоевский соотносил все, что происходило в Европе, с религиозным переворотом.

Именно идейное суждение Достоевского, жизненные обстоятельства и его судьба привели писателя к тому, чтобы ввести в роман церковную историю, включающую в себя символичное числовое разнообразие. Итак, из выше сказанного следует вывод: роман «Преступление и наказание» наполнен мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем. Таковыми являются библейские числа. Они находят отражение в нашем подсознании. И то, о чём умолчал Достоевский, красноречиво говорят с нами символами на страницах романа.

Рассматривая их повторяющееся чередование, она доказывает, что суть числа, последовательность событий и череда изменений, происходящих в жизни главных героев, взаимосвязаны, а иногда и обусловлены появлением его магического свойства. Я думаю, что эта работа заинтересует всех, кто неравнодушен к творчеству Достоевского.

Список использованной литературы

    1. Армор, М. Путеводитель по библии: Времена, сюжеты / М. Армор; Пер. с англ. Артемовой Е. – Новосибирск: День, 2004. – 352 с.

      Библия. Ветхий и Новый завет.

      Бахтин, М. Проблемы поэтики Достоевского /М. Бахтин. - М.: «Сов. Россия», 1979 – 318 с.

4. Борислав Арапович и Вера Мателмяки. Детская библия - Стокгольм: Институт перевода библии, 1941 – 531 с.

5.Большая школьная энциклопедия: Т.2. Гуманитарные науки. Литература / Автор-составитель С.Исмаилова. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004 – 704 с.

6. Долинина, Н. Предисловие к Достоевскому /Н.Долинина. - Ленинград: «Детская литература», 1980 – 254 с.

7. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание / Ф.М.Достоевский. - М.:Просвещение,1982. – 480 с.

8. Достоевский, Ф.М. Возвращение человека /Ф.М.Достоевский; Вступ. ст. К.И. Тюнькина, М.М.Стахановой. – М.: Сов. Россия,1989. – 560с.

9. Кашина,Н.В. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского /Н.В.Кашина. – М.: Худож. лит., 1986. – 318 с

10. Косидовский, З. Сказания Евангелистов /З. Косидовский - М.: издательство полит. литературы, 1977 – 264 с.

11. Кирпотин, В.Я. Достоевский-художник /В.Я. Кирпотин. - М., «Советский писатель», 1972. – 320 с.

12. Никольский, Н.М. История русской церкви./ Н. М. Никольский; 4-е изд. – М.: Полит. издательство, 1988. - 448 с.

13.Слава вам, братия, славян просветители: Сборник материалов к празднованию Дня славянской письменности и культуры.– Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 1996. – 74с.

14. Якушин, Н.И. Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского/ Н.И.Якушин. - М.: Дет. лит., 1996. – 56 с.

Это психологически сложное произведение на протяжении всего повествования переплетается с мистическим значением чисел. И на протяжении всего романа на слух запоминается ряд чисел, которые использует автор при своем рассказе.

Это взятое с Библейских мотивов число семь, число три и число тридцать, эти цифры наиболее часто встречаются при чтении этого непростого произведения. Все значения этих чисел имеют символические значения.

Чтобы заметить особую значимость и закономерность повторения чисел в данном романе, нужно внимательно читать роман, и делать выводы. Пересматривая страницы, на которых были символические значения. Их автор не просто так использует в тексте, они несут в себе особое значение и мистический подтекст.

Используя числа через их значение, автор приносит высокий духовный подтекст во все произведение. Все числа подтверждены верой в Бога и несут в себе смысл, который поможет в итоге главному герою превратиться из человека высшей расы. Которым он себя считает стать обычным простым человеком, который верит в Бога.

Такие значения чисел ведут к раскрытию психологического портрета главного героя. Кроме того что достоевский четко и точно на протяжении всего романа рисует психологический и душевный портрет Раскольникова. Он еще и раскрывает и полностью без прикрас показывает жизнь самых бедных жителей Петербурга того времени.

Кроме этого он раскрывает психологические и нравственный характер русского народа, все его психологические и бытовые проблемы. Самое символическое число в романе это число семь, которое встречается в словосочетаниях.

Число тридцать серебряников, за которые Иуда продал Иисуса, встречаются в романе ведь именно эту сумму денежных средств заплатила Соня ради того чтоб дети не погибли голодной смертью. Затем эти же тридцать монет она отдала Раскольникову для того чтобы он купил себе спиртное так как умирал от похмельного синдрома.

Затем Марфа за тридцать тысяч освободила одного человека, уплатив за него его долг. Но за это не получила благодарности, он будучи в нетрезвом состоянии пытался ее убить. После этих символических значений встречаем следующее число это всем известное и мистически волшебное число семь.

Это число трактуется теологами следующим образом. Число семь состоит из трех и четырех. Три это соединение воедино Духа Святого, Отца и Сына. Число четыре символизирует силу мирового порядка. В итоге получаем, что число семь символизирует единство Бога и людей.

В романе число семь включается в следующих отрывках, Раскольников узнал, что в семь часов вечера старой ростовщицы не будет дома. Муж Марфы прожил с ней в браке семь лет, но для него это было равносильно семи годам самой строгой тюрьмы.

Во снах раскольников видел себя маленьким ребенком в возрасте семи лет, чтобы начать совместную жизнь со своей второй половиной, которой на протяжении всего романа у Раскольникова стала Соня. Нужно было ждать семь лет, через семь лет закончиться срок его отбывания в заключении в тюрьме.

Но этот долгий срок не остановил двух влюбленных, для них он казался таким долгим как семь дней. Далее мистическим образом в романе всплывает оговоренное число четыре. Квартира, в которой живет ростовщица, имеет номер четыре.

Вещи, которые Раскольников украл у ростовщицы, он прячет возле нового четырехэтажного дома. Квартира, в которой живет Соня, носит номер четыре, в этом же помещении на четвертом этаже расположилось отделение полиции.

После того как Раскольников совершил убийство ростовщицы ровно через четыре дня он стал читать Библию. В данном случае это число символизирует его духовную смерть. Также в романе встречается число одиннадцать, которое символизирует высшую степень справедливости. Именно в одиннадцать часов утра Раскольников пошел сдаваться в полицию.

Творчество Достоевского настолько глубоко и многогранно что для того чтобы постичь все его замыслы и знаки которые он дает читателю нужно очень вдумчиво и неоднократно перечитывать каждое произведение.

Символика чисел.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения 1984 Оруэлла

    Английский писатель Эрик Артур Блэр известен всему миру как Джордж Оруэлл. До конца жизни он разделял социалистические идеи и ненавидел тоталитаризм.

  • Сочинение по картине Васнецова Северный край

    Картина «Северный край» написана Айвазовским в 1899г. Вдохновленным путешествие по Уралу, и переполненный воспоминаниями о родном Вятском крае, мастер создает данное произведение.

  • Сочинение по картине Юона Зимнее солнце 4, 6 класс

    Когда смотришь на картину К.Ф. Юона «Зимнее солнце» сразу вспоминается тихий солнечный и морозный декабрьский денёк. Настроение картины светлое и радостное.

  • История создания поэмы Пушкина Медный всадник

    Одна из самых известных поэм Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник» была написана осенью 1833 года. Она была создана в Болдине, но не в тот творческий период Пушкина, который принято называть

  • Сочинение по рассказу Лошадиная фамилия Чехова

    Очень забавный рассказ! Это даже не столько рассказ, сколько анекдот, а ещё больше – загадка. Когда читаешь в первый раз, то пытаешься, понятно, тоже угадать фамилию.

Разделы: Литература

  • через числовую символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского, роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;
  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;
  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.

Форма работы: групповая, индивидуальная

Методы работы: наблюдение, исследование, “погружение” в текст.

Цель - исследовать символическое значение числа 7, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 4, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 11, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель - исследовать символическое значение числа 30, найти подтверждение в тексте всего романа и представить результаты.

Цель – найти в тексте романа ключевые слова, предложения, словосочетания, подтверждающие фразу (см. ниже).

Индивидуальные задания

  1. Проанализировать сон Раскольникова в эпилоге и соотнести его с Евангелием, сделать выводы. В какой момент наступает истинное раскаяние?
  2. Рассмотреть, какое символическое значение несёт в себе слово “МОСТ”

Ход урока

1. Слово учителя. Сообщение цели урока.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. Знакомство с евангельским текстом поможет нам осмыслить всю философско-поэтическую систему писателя. Поэтика романа подчинена главной и единственной задаче – воскресению Раскольникова, избавлению “сверхчеловека” от преступной теории приобщению его к миру людей.

Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

С евангельскими притчами связана символика романа. Давайте представим результаты наших исследований.

2. Выступления учащихся. Представление своих исследований текста.

Результаты работы группы

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет.

Результаты работы группы

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.

Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

Результаты работы группы

В романе часто повторяется число 4. Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведёт к определённому повторяющемуся уровню высоты – к четвёртому.

В каждом случае эта окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание.

Выводы: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

Чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Результаты работы группы

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому , то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрезанную картину, то обнаружится следующее:

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

“весь бледный, как платок”

“он ужасно побледнел”

“обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

“он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

Раскольников часто валяется и лежит без движения

“Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

“Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

“Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

“Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

То, что его выносят, ему кажется в бреду

“То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

“Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” - как то странно проговорил он”.

ВОСКРЕСАЕТ

“Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

Результаты работы группы

Неоднократное указание в романе на число11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках.

(учащиеся рассказывают притчу).

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

Индивидуальные задания

Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост.

Ответ ученика:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает
  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар
  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост – это своего рода Лета (В мифологии река мёртвых).

Множество раз Раскольников пересекает Неву – как своего рода Лету – и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход.

Обратимся к евангельскому имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем? Какую роль играет эта притча в романе?

Ответ ученика: (Притча о Марфе и Марии).

Ответ ученика: (анализ эпизода “Сон Раскольникова в эпилоге”)

Выводы: Мысль об очистительной силе страдания чётко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается притчей

Евангелия о конце света.

Выводы урока

Слово учителя.

Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”

 


Читайте:



Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

Как космическая медицина спасает людей на земле

Как космическая медицина спасает людей на земле

Так или иначе, жизнь на нашей планете обязана своим возникновением сочетанию космических и планетарных условий, а теперь она в результате долгой...

Рис - это зерновая культура

Рис - это зерновая культура

Рис - рододнолетних имноголетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура. Очень требователен к условиям выращивания ,...

feed-image RSS