Главная - Здоровье детей и взрослых
Мы живем на этом свете, чтобы выучить все уроки, которые дает нам жизнь. Для чего стоит жить, и стоит ли жить

Философский вопрос: «Для чего человек живет» — не дает покоя многие века, не только незаурядным умам человечества — ученым, мыслителям и философам, но и обычным людям, обывателям, желающим познать истину бытия, всего лишь для своего маленького счастья .

На тему: Для чего человек живет — пишутся сочинения в школе, размышляют за столом на кухне…, беседуют в опьянении, но, особенно ярко проявляются мысли о смысле жизни человека , в периоды спада настроения, при симптомах депрессии , в отчаянии.., во время психологического кризиса .
И порой, в таком, подавленном состоянии, не найдя цель и смысл жизни человека , некоторые люди задумываются о суициде .
В подобных ситуациях, необходима скорая психологическая помощь , психотерапевтическое вмешательство.., анонимная консультация психолога .

Для чего люди живут, какой смысл жизни человека

Мы не будем высоко философствовать по вопросам: для чего люди живут и какой смысл жизни человека — это уже многие сделали и продолжают делать — мы подойдем к этому вопросу более приземленно, более «житейски», и в то же время, более рационально и психологически понятно.

Обратим еще раз Ваше внимание на то, что практически любой человек мало задумывается о смысле жизни и о том, для чего он живет, при условии, что он счастлив и у него все хорошо.

Но, как только наступает «черная полоса», и житейские проблемы накладываются одна на другую, как только рушатся планы и ожидания, и приходит подавленность и депрессия, многим людям сразу хочется думать о смысле своей жизни (а точнее, об его отсутствии), и задавать себе вопросы: Для чего я живу, какой смысл моей жизни , усугубляя тем самым свое положение.

А если представить, что каким-то чудесным образом этот человек смог резко наладить свои дела и снова почувствовать себя счастливым, то он, скорее всего, в один момент забудет о своих «высоких размышлениях» о целях и смысле жизни …

А если еще пофантазировать, и представить что Ваша жизнь только счастливая «белая полоса», и что все Ваши планы, ожидания, мечты и надежды сбываются, то про смысл жизни вообще можно забыть…

Из вышесказанного следует, что смысл жизни человека в двух целях: в поддержании самой жизни и в получении удовольствия от этой жизни.., получается, для этого и живет человек…а те, кто лишает себя удовольствия — становятся философами (в том числе, «домашними»), мучениками, истинными священниками.., и прочими великими людьми…

Тем же, кто не мечтает стать великим, а желает земного, человеческого счастья, не стоит напрягать свою психику, и искать ответа на эти вопросы:

Как найти смысл жизни или для чего я живу?

Итак, чтобы понять для чего я живу, и найти смысл жизни — нужно научиться двум вещам:
1) беречь и поддерживать свою жизнь, психическое и физическое здоровье;
2) получать удовольствие от жизни.

Но, так как реальная жизнь человека не сказка, и в ней по-определению не может быть постоянно «белой полосы», то, прежде чем выполнить эти два пункта, стоит научиться правильно, адекватно оценивать, интерпретировать и реагировать на различные негативные ситуации и проблемы.

Словом, научиться рационально мыслить и управлять своими эмоциями .
Тогда, можно будет просто жить и наслаждаться своей жизнью, а не задавать вопросы: как найти смысл жизни или для чего я живу

Каждый человек уникален и индивидуален, у каждого своя программа жизни , свой сценарий, заложенный в детстве, поэтому и обучить «смыслу жизни», каждого человека, можно только индивидуально. С помощью психоанализа и психотерапевтической беседы.
(ЗАПИСАТЬСЯ СЕЙЧАС) НА ОНЛАЙН ПРИЕМ ПСИХОАНАЛИТИКА МАТВЕЕВА О.В.

Предварительная, бесплатная консультация (один вопрос по E-mail)

Психодиагностика личности (онлайн тесты)

Психологический журнал «PsyБлоггер» — статьи, публикации, письма…

Зачем мы живем? Взрослым вопрос этот представляется наивным. И действительно, чаще им задаются подростки. В них обострено чувство смерти, которое и порождает ощущение бессмысленности существования. Нельзя сказать, что потом это совсем покидает человека и живет он лишь конкретными заботами и проблемами, а вечные вопросы отходят на второй план. Нет, пусть и не в форме вечного вопроса, но мысль эта не так уж редко посещает любого из нас.

Вот я суечусь, думает мужчина, зарабатываю деньги, поднимаюсь по карьерной лестнице, меня уважают, есть кое-какие достижения, кому-то помог, кого-то любил, но теперь вижу: все проходит, и любовь проходит, деньги исчезают, как пыль, дети на отстроенную дачу ездят редко (у них свои компании и дела), круг друзей редеет, заслуги рано или поздно забудутся, жена стала раздражительна… Тогда зачем все это было? Столько усилий и надежд, столько обольщений и огорчений. Зачем, когда впереди ждет только смерть?

По правде сказать, ответа на этот детский вопрос (а все философские вопросы - детские) нет ни у кого. У человека религиозного он решается естественно, поскольку он верит, что будет жить и после смерти, причем соответственно своему земному образу жизни. Но людей истинно верующих мало. Для большинства воскресение Христа только метафора - красивая и содержательная, - но никак не реальность. А тогда и верить в загробную жизнь всерьез невозможно.

Получается, что любовь, если человек ею переполнен, вытесняет этот мучительный и неразрешимый вопрос

Светлые умы на этот вопрос отвечают, но ответы эти либо туманны, либо неутешительны. Помню письмо Макаренко подростку, который на грани истерики допытывался у него: в чем смысл жизни? Антон Семенович с редкой для советского педагога откровенностью отвечал, что вопрос о смысле лежит исключительно в области биологии, а в человеческой жизни его нет. Гете на тот же вопрос отвечал, что смысл жизни - в самой жизни. Прекрасно, гений, видимо, прав, но все же как применить это к собственному бытию? Лев Толстой задавался этим вопросом до старости, мучился страшно (все ответы были промежуточные) и не мог успокоиться.

Ответить на этот вопрос нельзя, но выйти из поля его гнетущего притяжения можно. Часто это удается людям обыкновенным и, что называется, простым. Не потому, что тема эта непосильна для их интеллекта (она, как я уже сказал, и всякому интеллекту не по силам). Но они умеют любить дело (самое обыкновенное), умеют любить детей, а потом внуков до самозабвения, растворяться в их радостях, бедах и болезнях, любовь к спутнику жизни с годами не угасает, но переходит в чувство удачно случившегося и дорогого родства.

Смерть близкого они встречают открытым плачем, и слезы, как ни странно, быстрее смывают горе, чем загнанная внутрь тоска. Каждый новый день такой человек воспринимает как подарок и любит клейкие листочки прежде, чем успевает задуматься о смысле. Да что говорить, разве влюбленным есть дело до смысла жизни?

Получается, что любовь, если человек ею переполнен, вытесняет этот мучительный и неразрешимый вопрос, для него там просто не остается места. Можно сказать - не любовь, а интерес, но интерес страстный, поглощающий целиком. Сказать, что это решает вопрос, нельзя. Но я этого и не говорил. Однако запомнить такое безвопросное состояние как правильное - можно. И при очередном наплыве депрессии попытаться в него вернуться.

Возможно, любовь к жизни, чувство гармонии - особый дар, который дается не всем

Это трудно. Потому что в жизни неизбежны потери, размолвки, болезни. Мы не всегда пребываем в воодушевлении и любви. Искусственно вернуть их невозможно. Но в жизни всегда остается то, что стоит любить. Не знаю, можно ли этому научиться. Возможно, любовь к жизни, чувство гармонии - особый дар, который дается не всем. Но, по крайней мере, надо знать, в чем дело. Иногда это чувство похоже на религиозное откровение, хотя не обязательно прямо связано с религией.

Приведу эпизод из жизни замечательного художника Анатолия Заславского, который меня поразил. Он был студентом художественного училища. Много читал, в частности, Льва Толстого и тоже мучился вопросом о смысле жизни. Жизнь была не слишком веселая, друга его только что лишили студенческого билета, предстояло идти в армию, а там он, неспособный удержаться на перекладине больше нескольких секунд, погибнет. И вот вдруг… Привожу устный рассказ:

«Вдруг, вот это похоже на мистические дела, но тем не менее это так… Если б не Яшка, я б думал, что это галлюцинация. Потому что вдруг все стало высвечено. …Вот тут лежали всякие грязные тряпки наших студентов. Ну, все валялось, все было небрежно, и все было никак не обязательно и не превосходно. Но все высветилось вдруг каким-то внутренним… даже не светом физическим, а смыслом высветилось. В общем, стало невероятно прекрасно, так хорошо стало. Мне стало просто все понятно.

Главное, у меня такие взрывы удовольствия уже бывали раньше, но они были экзальтированные. А это было совсем другое, такое спокойное принятие. Я вдруг понял, что все, что вот так вот лежит, оно лежит идеально на своем месте, что ничего не надо шевелить, что мир покрыт абсолютной гармонией, абсолютной свободой и гармонией, ничего нельзя менять, потому что все идеально. …И я даже тогда осознал, что если это чувство пройдет, то я запомню, что это была правда, что действительно мир абсолютно соразмерен, гармоничен и бесконечно светится своим каким-то составом».

Когда мне было десять, самой большой драгоценностью в моей жизни был футбольный мяч. Я не расставался с ним ни за столом, ни в постели, а раз в неделю вместо ботинок надраивал до блеска именно его. Про футбол я знал все, но вот о многих других аспектах жизни, в частности, о том, откуда берутся дети, представление у меня было очень туманное.

Как-то днем, играя на улице, я потерял свой бесценный мяч. Я обыскал все вокруг, и пришел к выводу, что его кто-то украл.

Спустя некоторое время я вдруг заметил женщину, которая явно спрятала его у себя под одеждой. Я твердым шагом подошел к ней и строго спросил: "С какой это стати, интересно, вы запихнули мой мяч себе под кофту?"

Никакого мяча у нее, конечно, не было... Но именно в тот день я узнал, откуда появляются дети и как выглядит женщина на девятом месяце.

Мяч я тогда все-таки нашел, но чуть позже.

Однако больше всего меня тогда озадачило, почему до десятилетнего возраста я никогда не замечал беременных женщин... И почему после этого случая они начали попадаться мне буквально на каждом шагу.

В жизни то и дело наступают моменты, когда мы созреваем для восприятия новой информации. А до этого можем совершенно не замечать и того, что у нас прямо под носом.

Зачем нам даются беды и несчастья?

Большинство из нас не делает никаких выводов, пока не получит от жизни хорошую затрещину! Почему? Потому что гораздо проще не меняться. И поэтому мы продолжаем делать то, что делали и раньше, пока не уткнемся с разбегу в глухую стену.

Взять, к примеру, здоровье. Когда мы меняем рацион питания и принимаемся заниматься физкультурой? Когда тело уже начинает разваливаться на куски, когда врач говорит нам: "Если не поменяете образ жизни, то точно умрете!" Внезапно у нас появляется мотивация!

А в личных взаимоотношениях? Когда мы начинаем признаваться партнеру, что очень он нам очень дорог? Когда брак на грани распада, и семейная жизнь разваливается на куски.

А в учебе? Когда мы, наконец, беремся за ум и начинаем заниматься? Когда нас вот-вот выгонят из школы. А в бизнесе? Когда мы начинаем тестировать новые идеи и принимать непростые решения? Когда уже нечем заплатить по счетам. Когда мы, наконец, вспоминаем о системе клиентского обслуживания? Когда клиентов уже не остается!

А молитву от нас когда услышишь? Когда от жизни вот-вот камня на камне не останется. "Господи Всемогущий, я, конечно, понимаю, что неправильно вспоминать о тебе, только оказываясь в полной ж..."

Самые серьезные уроки мы познаем в самых сложных ситуациях. Скажите, когда нам приходится принимать главные решения нашей жизни? После больших катастроф или полных провалов! То есть когда жизнь поставила нас на колени или хорошенько вмазала по башке! Именно в такие мгновения мы говорим себе: "Я по горло сыт жизнью в нищете, мне надоело быть у всех на побегушках, я устал быть посредственностью. Надо что-то делать". Успехи нас радуют, но редко чему учат. А провалы — штука болезненная, и именно поэтому — хорошая наука на будущее. И потом, оглядываясь назад, мы, как правило, понимаем, что именно "катастрофы" становились поворотными точками нашей жизни.

Эффективные люди, конечно, не ищут проблем на свою голову специально, но, получив от жизни по мордасам, они задают себе вопрос: "Как мне изменить свои мысли и поступки? Как мне стать лучше, чем я есть сейчас?" Лузеры игнорируют все знамения и предупреждения, а когда вокруг них начинают рушиться стены мира, они удивляются: "Почему все это происходит именно со мной?"

Мы — рабы своих привычек. Мы будем продолжать делать то, что делали, пока что-то не заставит нас измениться.

Мэри бросил ее приятель Эл. Погрузившись в бездну отчаяния, она на неделю запирается у себя в спальне. Но потом постепенно начинает позванивать старым друзьям и подружкам и знакомиться с новыми. В скором времени она меняет квартиру и переходит на другую работу. Через полгода она чувствует в себе больше счастья и уверенности в своих силах, чем за всю предыдущую жизнь. Она оглядывается на "катастрофу", которой казалась ей потеря Эла, и видит, что это было лучшее событие в ее жизни.

Фрэда вытурили с работы. Другого места он найти не смог, и по этой причине открыл свое собственное небольшое дело. Впервые в жизни он стал себе начальником и начал заниматься тем, чем всегда по-настоящему хотел. Проблемы у него по-прежнему остались, но теперь в его жизни появился смысл и произошло некоторое оживление, и все это — в результате вроде бы очевидно катастрофического события.

То есть жизнь — это череда болезненных катастроф?

Не обязательно. Вселенная постоянно подталкивает нас в нужном направлении, давая деликатные подсказки. Если мы не обращаем внимания на эти знаки, она начинает подталкивать нас дубиной. Расти больнее всего, когда этому процессу сопротивляешься.

Отсутствие радости, любви, постоянные тревоги, нехватка денег и другие проблемы хотя бы раз в жизни невольно вызывали вопрос у каждого: “А стоит ли жить?”

“Я закрыла глаза и ощутила, как стала погружаться в глубокий сон. В теле почувствовалась необычная легкость, будто я всего лишь пушинка. Открыв глаза я поняла, что парю в облаках, красивое голубое небо стоит прямо перед глазами. Я удивленно посмотрела вниз, не понимая, что происходит.

Вокруг толпа людей, что вообще происходит?” – такие вопросы я задавала сама себе”. Казалось, что это игра воображения.

Смерть или просто сон?

“Мне казалось, будто я плыву по течению ветра, и он сам принесет меня туда, куда мне нужно.

Спустя мгновение я оказалась внутри огромного здания, парящего в небе. Оно было похоже на огромный замок: высокие потолки, темные стены, широкие длинные коридоры, множество комнат, но нет окон. Стены замка каменные и очень толстые.

Вокруг много людей, но толпы нет. Видно, что кто-то здесь уже давно, некоторые люди дружески общаются, но есть и те, кто ходит по одиночке, бессмысленно блуждая из комнаты в комнату.

По пути я встречала и детей, и взрослых, и стариков. Мне казалось, словно все они чего-то ждут, видимо своего часа, но мне еще не дано было это понять”.

Что происходит там, на Земле?

“Блуждая по коридорам, я не знала, куда иду и зачем, но просто шла. Ноги сами привели меня в огромный зал: все тот же высокий потолок и темные, почти черные стены.

По середине стоял огромный сосуд, наполненный голубой жидкостью, похожей на воду. Подойдя ближе, я заглянула в него, увидела плачущую маму, отца, моего супруга, не находящего без меня смысла жить.

Не в силах больше видеть все это, я отошла как можно дальше. Мне было очень больно, смятение окутало с головой и помутило разум, я не могла найти себе места.

Все также блуждая по коридорам из комнаты в комнату, я забрела в зал, похожий на тропический лес, очень красивый и словно освещенный солнцем, единственное светлое место здесь. Но ни зелень, ни свет, ни солнце уже не радовали меня.

«Ты уже была в “смотровой комнате”?» – окликнули меня. Обернувшись, я увидела своего дедушку. В детстве я его безумно любила, но здесь я не ощутила тех чувств, которые испытывала на земле.

«Так вот что это за место, где видишь своих близких и родных! Это смотровой зал, и там можно увидеть все, что происходит на земле, и как живут твои родные. Значит я уже не живу!?»

С этими мыслями я покинула тропический зал и отправилась обратно в темные коридоры замка. Я бродила и разглядывала кучки людей. «Интересно, чем они все занимаются здесь?” – подумала я.

Кто-то бегал, кто-то смеялся, а кто-то бессмысленно бродил. Было ощущение, что вроде все так же, как и там, среди живых”.

Я поняла, что такое бесконечность!

“В раздумьях вернулась в “смотровую комнату”, заглянула в сосуд и… меня словно окатили водой. Для меня прошло всего несколько минут, а на земле уже прошло 50 лет.

“Как же быстро там летит время! И, оказывается, я здесь уже давно!” – пронеслось внутри.

Я подошла к огромной стене и прислонилась, душа все так же не находила покоя, я не могла смеяться и радоваться. Пока я жила, я могла все исправить, изменить свою жизнь, исправить ошибки, я мечтала, любила, радовалась и плакала. А сейчас я ничего не могу, мои чувства словно пропали, я просто существую, и ничего не могу изменить в своей “жизни”…”

Стоит ли жить?

“Внезапно, я открыла глаза, словно кто-то толкнул меня в грудь. Посмотрела на потолок – я в своей постели, рядом сопит родной человек, но в душе странное чувство, словно я вернулась с того света, и этот опыт потусторонней¹ жизни камнем лег на сердце.

Этот сон приснился мне, когда я потеряла смысл жизни. Возможно, я задумывалась о смерти, и мысли были лишены привычного контроля, что дало мне возможность пережить этот опыт осознания.

Раньше мне казалось, что весь смысл жить – это иметь материальные блага и возможность их покупать, то есть иметь деньги². Но я никак не могла их получить, хотя работала и даже пыталась притянуть их силой мысли. Но у меня ничего не получалось, я отчаялась и опустила руки. Вопрос: “Стоит ли жить?” – все чаще возникал в моем сознании.

Этот опыт осознания показал мне, что пока я жива, нельзя сдаваться. Пока я живу, я многое могу изменить, исправить ошибки, родить детей, завести семью, купить дом, наслаждаться жизнью, любить и быть любимой…

Смерть не дает решения всех проблем, она загоняет в тупик, из которого нет выхода, и там уже нет возможности все исправить или изменить”.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Загробный мир (Потусторонний мир , Грядущий мир , Царство мёртвых , Тот свет , Мир иной ) - мир, в который уходят люди после смерти, обитель умерших или их душ (

Зачем нужно жить, казалось бы, все просто, не хочешь, не живи, кто тебя заставляет. Но если вдуматься, зачем мы все живем? Человек родился, значит это кому – то надо.

Прежде всего его родителям, наверняка вашего рождения они ждали с нетерпением. Если есть что – то свыше, он вас тоже благословил. А что дальше, как понять, что ты живешь так, как надо? Что вообще нужно делать, чтобы пришло озарение, что ты проживаешь свою жизнь и для этого ты пришел в этот мир?

Молодой человек особо над этими вопросами не задумывается, он занят учебой, у него зарождается первая любовь, семья затем дети. Как у всех.

Ищет и находит любимую работу, думает о будущем, мечтает о материальном. Растит детей, крутится по жизни как может. Останавливается только когда начинает сдавать . Вот тогда появляются мысли, а зачем мне все это надо, зачем нужно жить? Что в итоге? Все равно на тот свет.

Он не прав. Прожил не зря, дети его продолжение, его гордость. Даже если нет, по его мнению, особых достижений в жизни, он точно родился на белый свет не зря.

После 50 лет родители помогают растить внуков, могут еще помочь и материально. А вот после 60 лет, зачем нужно жить?

Внуки выросли, наши «мудрые» советы им сто лет не нужны. Время другое, что мы им можем посоветовать в век электроники? Дети отмахиваются. Материально? Самим бы кто помог.

Тогда зачем нужно жить после 60 лет? Не потому ли нас и государство списывает со счетов в это время, устанавливая такие цены на лекарства, что пенсионных копеек едва хватает на хлеб, вот и естественный отбор. Не задумывались?

А может и правда, если мы сами не можем найти смысл жизни, кому мы нужны. Значит пожилые люди отбросы? Возможно поэтому такое отношение у нас в стране к пенсионерам, не уважать, унижать, побольше гонять по кабинетам, чтобы во второй раз не повадно было что – то просить.

Неужели наш удел болеть, скрипеть, брюзжать? Давайте всем смертям назло будем жить не хуже молодых. Покопайтесь в себе, найдите стимул жить дальше, ведь мы живы, понимаете, живы!

Значит ищем причину, толчок, зачем нужно жить дальше на земле. Точный ответ дать не сможет ни один человек, живущий в этом мире, иначе этого вопроса никогда бы не возникало.

Если копнуть глубже и задать себе вопрос, а что такое вообще жизнь? Попробуем ответить: и получается совсем банально.

Жизнь – стирка, готовка, работа, воспитание детей. Без этого никуда. Не будешь убирать, стирать, зарастешь грязью. Готовить откажешься, умрешь с голоду. Работать не пойдешь, тогда воровать, а больше как.

Без детей тоже плохо, это наше второе я. Что же остается – на луну слетать, жить на красивом острове. Возможно это чья – то жизнь, но точно не моя. На луну меня не тянет, я там ничего не забыла и без острова мне не плохо.

Вот и пришли мы к ответу, зачем нужно жить. Жить нужно, чтобы быть счастливым изнутри. Если тебе комфортно, хорошо в жизни, значит это твое.

Проблемы одолели, а как без них? Жить тяжело любому человеку, с неба на голову ничего не падает, судьба наша определяет нас на прочность, выдержим ли, не сломаемся?

 


Читайте:



Ульрих председатель военной коллегии верховного суда ссср

Ульрих председатель военной коллегии верховного суда ссср

Расстрелов никто из нас не пугается. Мы все - старые революционеры. Но надо знать, кого, по какой главе расстреливать. Когда мы расстреливали, то...

Джон Кабот — открытие Северной Америки 1497 джон кабот открытия

Джон Кабот — открытие Северной Америки 1497 джон кабот открытия

АНГЛИЙСКИЕ ЗАОКЕАНСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ ДЖОНА КАБОТА (1497-1498 ГГ) Генуэзец Джованни Кабота был моряком и купцом, ходил на Ближний Восток за индийскими...

Основные события первой русской революции

Основные события первой русской революции

Причины революции: обострение политической обстановки в стра-не из-за упорного нежелания правящих кругов во главе с Николаем II проводить...

Интерактивный плакат к урокам окружающего мира подготовила гревцова светлана анатольевна учитель начальных классов мбоу сош с

Интерактивный плакат к урокам окружающего мира подготовила гревцова светлана анатольевна учитель начальных классов мбоу сош с

Цели проведения: Развивать у учащихся интерес к урокам “Окружающего мира”; повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое...

feed-image RSS