Разделы сайта
Выбор редакции:
- Любовный гороскоп на декабрь водолей мужчина
- Совместимые в браке знаки зодиака Тест с каким знаком зодиака вы совместимы
- Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы
- Как влияет фамилия на судьбу человека
- Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт
- Оленина тушеная с овощами
- Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке
- Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”
- Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть
- Гадание онлайн выйду ли замуж 18г
Реклама
Парижская коммуна (1921). Про линейный корабль "парижская коммуна" |
После тяжелого поражения российского флота в войне 1904-1905 гг., утраты почти всех броненосцев и начавшегося в те же годы стремительного развития линейных кораблей, обозначенного появлением английского "Дредноута", восстановление российского линейного флота являлось чрезвычайно важной задачей. Предполагалось строительство серии "броненосных кораблей" (линкоров) в первую очередь для Балтийского моря, с учетом мировых тенденций в военном кораблестроении и опыт, приобретенный в русско-японской войне. (Гангут) А в апреле 1907 г. императору Николаю II было представлено 4 варианта программы развития военно-морского флота. По одобренному им проекту намечалась постройка четырех линейных кораблей для действий на Балтике, и летом того же года был объявлен конкурс на проект российского дредноута, имевший международный характер. В конце 1907 г. состоялась рассылка приглашений фирмам - будущим участницам конкурса, содержащих и разработанные Морским генеральным штабом тактико-технические требования. (Императрица Мария) В ТТТ указывалось проектное водоизмещение в ~20 000 тонн, скорость хода в 21 узел. Вооружение должно было состоять из не менее чем 8 орудий главного калибра (305 мм) и 20 среднекалиберных противоминных орудий (120 мм). Броневая защита намечалась в пределах 130-200 мм по поясу, более чем 200 мм по башням. (Андрей Первозванный) К 28 февраля в МТК поступил в общей сложности 51 проект, из которых явно лидировали четыре: дредноут германской компании "Блом унд Фосс", линкор Балтийского завода (главные конструкторы - И. Г. Бубнов и Н. Н. Кутейников), линкор итальянской фирмы "Ансальдо" (главный конструктор - В. Куниберти) и проект "Дальний Восток" полковника Л. Л. Коромальди. Эти корабли довольно заметно различались между собой: так, немецкий вариант характеризовался довольно широким корпусом при большом объеме бортовых отсеков и высоком размещении пороховых погребов; отечественный проект имел линейно-ступенчатое размещение орудийных башен и "сжатый" силуэт; проект Куниберти отличался оригинальной компоновкой машинного отделения, а проект Коромальди - нестандартной установкой противоминной артиллерии. К сожалению, все четыре варианта объединял один недостаток - относительно слабая защита. МТК признало лучшей разработку "Блом унд Фосса", за которой шли российская и итальянская. МГШ, напротив, выдвинул проект Куниберти на первое место, отдав второе место немцам, а третье - Коромальди. (Севастополь) Однако на окончательный вердикт жюри повлияла политика: вмешалось французское правительство, опасаясь возможности оформления заказа потенциальному противнику. "Блом унд Фосс" был исключен из конкурса, и на первое место выдвинулся линкор Балтийского завода, в чем некоторые усматривали последствие закулисной борьбы, ибо фактический председатель жюри А. Н. Крылов внес свой вклад в проектирование этого корабля. (Гангут) (Полтава) (Петропавловск) (Севастополь) Линкоры класса "Севастополь" имели наибольшую длину в 181,2 м при ширине 26,9 м и осадке 8,5-9 м. Стандартное водоизмещение на разных стадиях проектирования определялось в 22 880-23 288 т при полном в 25 000 т. Конструкция корпуса представляла из себя основу из 150 шпангоутных рам и килевой балки, и образовывавших корпус и броневой пояс стальных плит из трех сортов стали. Корабли имели три палубы и в общей сложности пятнадцать водонепроницаемых переборок, деливших корпус на отсеки. Центральный броневой пояс изменялся по толщине от 225 мм (борт корпуса, прикрывавший башенные погреба, от 1-й до 4-й орудийной башни, что составляло более 110 м) до 100-125 мм в носовой и кормовой части. Верхний пояс заметно уступал по толщине (75-125 мм) главному. Броня палуб и переборок колебалась от 50 до 12 мм. Вертикальные стенки двух боевых рубок защищала 250-мм сталь, горизонтальное же их бронирование - 70-120 мм. Орудийные башни в количестве четырех размещались линейно; сектор обстрела 2-й и 3-й башен частично перекрывался боевыми рубками и трубами, поэтому совместный огонь они открывали на курсовых углах от 25 до 155 градусов; т. о., суммарный сектор простреливаемого всеми орудиями пространства составлял 130 градусов на каждый борт. Лобовая и бортовая башенная броня - 203-миллиметровая, задняя - 305-миллиметровая (для придания статической уравновешенности), броня крыши - 75 мм. В каждой башне устанавливалось по три 305-мм орудия с длиной ствола 52 калибра. 471-килограммовый снаряд покидал ствол на скорости в 762 м/с (дульная энергия - 136 МДж). Углы возвышения орудий изменялись в пределах -5/+25 градусов, скорость горизонтального наведения - до 3 град/с. Подбашенное пространство занимали погреба (по 100 выстрелов на каждую башню, снаряды и пороховые полузаряды хранились раздельно) и механизмы заряжания и наведения орудий с электрическими либо электрогидравлическими приводами. Цикл заряжания, в зависимости от угла возвышения, колебался от 40 до 60 секунд, и, в итоге, максимальный суммарный минутный залп составлял 18 выстрелов. Шестнадцать 120-мм орудий, предназначенных для самообороны от миноносцев, устанавливались в казематах верхней палубы вдоль борта. Орудия прикрывались полукольцевыми бронещитами, вращавшимися вместе с шаровыми опорами пушек. Их боекомплект равнялся 250 (впоследствии 300) выстрелам. В котельном отделении устанавливалось 25 паровых котлов системы Ярроу, использовалось два типа котлов - три малых с площадью нагревательной поверхности 311,9 кв. метров и 22 больших (по 375,6 кв. м). Шесть котлов работали на мазуте, остальные - на каменном угле. Стандартный запас топлива составлял 816 т угля и 200 т нефти, полный - 1500 и 700 т соответственно, усиленный - 2500 и 1100. Главную энергетическую установку образовывали десять паровых турбин системы Парсонса, работавшие на четыре гребных вала, и конденсаторы. Стандартная мощность турбин - 32 000 л. с. - придавала кораблю скорость хода в 21,75 узлов, при форсировании до 42 000 л. с. скорость возрастала до 23 узлов. Корабль приводили в движение четыре гребных винта диаметром 3,28 м, а управление производилось двумя рулями. Наконец, швартовое оборудование представляло из себя три якоря Холла. В целом, первые российские дредноуты заслуживали весьма неоднозначных оценок. С одной стороны, их характеризовало чрезвычайно мощное вооружение: 305-мм орудия Обуховского завода считались лучшими в мире, отличались весьма высокой точностью, дальностью стрельбы (23 км против 18-20 у английских и немецких орудий того же калибра) и жувучестью ствола. В числе других достоинств "севастополей" необходимо отметить малую площадь силуэта и высокую скорость хода. Однако остальные ТТХ кораблей смотрелись посредственно. К сожалению, недостатки линкоров класса "Севастополь" оказались настолько серьезными, что фактически поставили крест на их боевой карьере. Недопустимая уязвимость (в особенности - пороховых погребов) кораблей вынудила российское морское командование в течение всей Первой Мировой войны держать эти линкоры в качестве резерва: большую часть времени они провели на стоянке в Гельсингфорсе, хотя в 1915 г. приняли участие в маневрах и в операции по восстановлению минных заграждений в Ирбенском проливе, оказывая прикрытие миноносцам. Подобная служба стала одной из причин распространения революционных настроений среди экипажей линкоров: в частности, на "Гангуте" особенно сильным было влияние большевиков, на "Полтаве" - эсеров. Матросы балтийских линкоров приняли активное участие в революционных событиях 1917 г. и, впоследствии, в Гражданской войне. По Брестскому миру, линкоры требовалось вывести из баз в Финляндии. 17 марта 1918 г. все четыре корабля класса "Севастополь" прибыли в Кронштадт. В октябре 1918 г. "Гангут" и "Полтава", которые стало проблематичным поддерживать в боеспособном состоянии, отправились на "долговременное хранение". В строю остались только "Севастополь" и "Петропавловск". Именно эти корабли приняли участие в драматичных событиях 1 - 18 марта 1921 г. - Кронштадтском мятеже. Линкоры в течение двух недель обстреливали оставшийся верным правительству форт "Краснофлотский" и города Сестрорецк и Ораниенбаум, пытаясь воспрепятствовать сосредоточению сил Красной Армии, готовившихся к штурму Кронштадта. Они капитулировали только в ночь на 18 марта. На Х съезде РКП(б) весной 1921 г. была принята программа восстановления военно-морского флота. Однако положение экономики страны оставалось крайне тяжелым, и три уцелевших линкора типа "Севастополь" ("Полтава" полностью вышла из строя в ходе пожара 25 ноября 1919 г.) стали последними кораблями такого класса, имевшими военный потенциал: достройка линкора "Николай I" и четырех линейных крейсеров класса "Измаил" не представлялась возможной. В течение второй половины 20-х - 30-х гг. линкоры прошли капитальную модернизацию, в ходе которых котлы перевели на нефтяное отопление (на "Марат" установили 22 котла, на "Октябрьскую революцию" - 12 котлов повышенной производительности), заменили вспомогательные силовые установки, усовершенствовали системы управления огнем, изменили конструкцию носовой надстройки, передней трубы и фок-мачты, установили носовую наделку с закрытым полубаком. Кроме того, на "Октябрьской революции" и "Парижской коммуне" несколько усилили горизонтальное бронирование и зенитное вооружение, а на последнем корабле - модернизировали артиллерию главного калибра: угол возвышения теперь составлял 40 градусов, а скорострельность - 2-2,2 выстрела в минуту. Полное водоизмещение после пройденных мер превысило 26 000 т. Судьба "севастополей" в военные годы сложилась по-разному. "Марат" принял участие в обороне Ленинграда, прерванное 23 сентября 1941 г.: в тот день в результате немецкого авианалета корабль получил тяжелейшие повреждения, в ходе которого корпус был разрушен и осел на грунт, а носовая часть вместе с надстройкой и первой башней затонула. Позднее, в 1943 г., "Марат" восстановили в качестве несамоходной плавучей батареи; в таком виде он поддерживал огнем своей артиллерии советские войска в ходе Красносельско-Ропшинской и Выборгской операции. В 1950 г. он был переименован в "Волхов" и вскоре переформирован в несамоходное учебное судно. В сентябре 1953 г. был сдан на слом.
"Октябрьская революция" участвовала в тех же войсковых операциях, что и "Марат". 23 сентября она также подверглась воздушной атаке, но получила незначительные повреждения. 22 июля 1944 г. корабль был награжден орденом Красного Знамени. В 1956 г. линкор исключили из списков флота и разделали на металл в 1957 г. 1941 год ознаменовался ожесточенной борьбой на Южно-Украинском фронте. Битва шла за Севастополь, где базировался Черноморский флот. Составляют 30 заливов, никогда не покрывающихся льдом. Здесь могут останавливаться суда любого водоизмещения и осадки. Стратегическое значение Севастополя было очевидно. Кавказ оставался недостижимым для вермахта до тех пор, пока Севастопольскую бухту защищал флот Черного моря. Попытка молниеносного захвата города и бухты провалилась осенью 1941 года. Зимой немцы предприняли очередное наступление. К концу декабря немецким силам оставалось всего 2 км до Севастопольской бухты, и они усиленно готовились к атаке. В разгар битвы со стороны моря в сторону противника посыпался град снарядов гигантской разрушительной силы. Силы противника были сметены артиллерией линкора «Парижская коммуна». Штурм Севастополя силами немецкой армии потерпел крах. Линкор, или представляет собой очень сложное и мощное сооружение. Размер такого корабля может быть с два футбольных поля, а высота - с Линкор вооружен крупнокалиберной дальнобойной двуствольной артиллерией, а также защищен броней. Все это делает корабль настоящей плавучей крепостью. Ни один плавучий объект не способен противостоять напору линкора. К 1941 году СССР имел три линкора: «Парижская коммуна» (Черное море), «Марат» (Балтийское море) и «Октябрьская революция» (Балтийское море). Построили линкоры еще в дореволюционные времена по одному проекту. Несколько инновационных решений выгодно выделяло эти корабли. Прежде всего, роль выполняла не паровая машина, а 4 Башни главного калибра оснащались не двумя, а тремя орудиями. Башни были расположены в линию, что делало возможным одновременный выпуск орудий из 12 стволов. Линкор «Парижская коммуна» ранее назывался «Севастополь». Водоизмещение судна составляло 23 300 тонн. Вооружение составляли три башни с 12 орудиями и 16 орудий в бортовых казематах. На создание этого гиганта из императорской казны было выделено 40 миллионов рублей, или 30 тонн золота. 1220 человек - столько требовалось людей, чтобы обслуживать, содержать и управлять таким кораблем. Это были солдаты и офицеры «Парижской коммуны». Это был самый точный и дальнобойный линкор в мире. Революция перевела «Севастополь» в Красный флот. Корабль получил название «Парижская коммуна». До 1930 года база линкора была на Балтийском море, а затем его направили на Черное море, где была произведена его полная модернизация. В результате было увеличено водоизмещение корабля и численность экипажа. Но несмотря на тяжелые условия службы, солдаты и офицеры «Парижской коммуны» гордились своим кораблем. Черноморский флот был призван обеспечить Советскому Союзу полное господство на Черном море и уничтожать любого противника. И это казалось совершенно реальным, ведь в состав флота входил корабль «Парижская коммуна», 47 подводных лодок, 19 миноносцев и 5 крейсеров. По условиям международных договоров, Германия не имела права водить корабли по Черному морю. Турция располагала только одним мощным кораблем. Только Италия выглядела серьезным противником. Её флот располагал 4 линкорами, 59 эсминцами, 22 крейсерами и 110 подводными лодками. Легендарный корабль встретил на рейде, а в полночь был приведен в боевую готовность. Уже в 3 часа ночи линкор отбил первый налет фашистской авиации. Позже немцы отправили на уничтожение «Парижской коммуны» свои лучшие силы. Корабль не раз спасал советских солдат на суше, когда немцы были на подступах к Севастополю. Благодаря команде корабля и его великолепному вооружению удавалось отбивать атаку за атакой. Через некоторое время корабль перестал участвовать в военных операциях, так как угроза со стороны авиации была слишком велика. Но его команда сошла на берег и вступила в ряды сражающихся на суше. Линкор спустил флаг лишь в 1957 году, чем и закончил большую эпоху артиллерийских кораблей. В 1925 году линкор "Севастополь" принял участие в походе эскадры кораблей под флагом М.В.Фрунзе к Кильской бухте. Линкор прошел ремонт в 1922-1923 гг., 1924-1925 гг. и 1928-1929 гг. (с одновременной модернизацией). 22 ноября 1929 г. он начал переход из Кронштадта на Черное море. 18 января 1930 г. прибыл в Севастополь и вошел в состав Черноморского флота. В те годы корабли Балтфлота “открывали сезон” плавания в мае. В одиночку и в составе отрядов они ходили по Финскому заливу, выполняя различные эволюции, артиллерийские и торпедные стрельбы, отражая “атаки” подводных лодок и т.п. Учеба заканчивалась общефлотскими осенними маневрами. С декабря по апрель лед сковывал “Маркизову лужу”. Корабли зимовали в кронштадтских гаванях или у причалов ленинградских заводов. В 1929 году, чтобы продлить период обучения и дать экипажам хорошую морскую практику, было решено совершить длительное плавание в условиях зимних штормов. В поход шел Практический отряд МСБМ в составе линкора “Парижская коммуна” и крейсера “Профмнтерн”. Командиром отряда был назначен опытный моряк Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск. 22 ноября корабли покинули Большой Кронштадтский рейд. Благополучно пройдя осеннюю Балтику, отряд поздно вечером 24 ноября стал на якорь в Нильской бухте. Приняв топливо с транспортов, через день продолжили поход. Бискайский залив встретил корабли жестоким штормом. 4 декабря, произведя салют наций, корабли вошли на внешний рейд Бреста. А шторм все усиливался. Даже на рейде ветер достигал 10 баллов. Стоя на двух якорях, корабли непрерывно работали турбинами “малый вперед”. Когда корабли опять вышли в Бискайский залив, шторм достиг ураганной силы - ветер до 12 баллов, волны высотой 10 метров и длиной 100. Линкор получил тяжелые повреждения, зарываясь носом в волну. Палуба его скрывалась под водой по первую башню. Когда под ударами волн на нем разрушилась носовая наделка, командир отряда решил вернуться в Брест. 10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Стоянка на якоре на открытом рейде дала лишь небольшой отдых измученным морякам. Дело в том, что местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу, но из-за непрекращавшегося шторма выход отложили. Только 26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Бискайский залив остался наконец за кормой; обогнув мыс Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар. Встретив в море наступивший 1930 год, отряд 1 января пришел в бухту Кальярн на Сардинии. Здесь уже ждали транспорты с топливом и водой. 6 января было получено разрешение на заход в гавань города Кальяри и увольнение команд на берег. Впервые за полтора месяца моряки могли почувствовать под ногами твердую землю. 8 января корабли покинули гостеприимный Кальяри, а на следующий день пришли в Неаполь - конечную цель похода. Линкор и крейсер решено было не возвращать на Балтику, а включить в состав Морских сил Черного моря. Так Черноморский флот несколько неожиданно получил в своё распоряжение своего флагмана на последующие десятилетия. 08.11.1941 г. линкор "Парижская Коммуна" первый раз принял участие в боевых действиях под Севастополем. А через месяц линкор снова подошел к Севастополю и открыл огонь по боевым порядком врага. В этот раз было уничтожено 13 танков, 8 орудий, 4 тягача, 37 автомашин с военными грузами и до полубатальона пехоты. 05.01.1942 г. линкор "Парижская Коммуна" вышел из Новороссийска и в охранении эсминца "Бойкий" направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного колибра. Во второй половине марта 1942 года, зайдя в Керченский пролив в охранении лидера "Ташкент", эсминцев "Железняков" и "Бойкий", линкор в ночь на 21 и 22 марта произвел два огневых налета, выпустив по укреплениям противника на Керченском полуострове более 300 снарядов главного колибра. Во время стрельбы моряки заметили, что от стволов орудий отлетали осколки металла, что говорило о предельном износе вооружения корабля. Поэтому, возвратившись в Поти, линкор стал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, одновременно произвели средний ремонт приборов управления стрельбой противоминного калибра, элеваторов и оптических приборов. Однако активная боевая деятельность линейного корабля "Парижская коммуна" завершилась. Отчаянное положение под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом в конце мая предложить Ставке использовать линкор для переброски в Севастополь 25 танков КВ, но на это никто не пошел, и корабль до окончания военных действий не покидал Поти. Лишь однажды, 12.09.1942 г. его перевели в Батуми, но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти. 31.05.1943 г. линкору было восстановлено наименование "Севастополь". Еще один раз линкор хотели использовать для огневого обеспечения высадки войск морского десанта в районе селения Озерейка, но отсутствие господства на море вынудило заменить его на менее ценный крейсер "Красный Крым". Правда, отчасти корабль участвовал в Новороссийской десантной операции, когда в сентябре 1943 г. с него сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи "Севастополь". Всего же за время войны линкор совершил 15 боевых походов, пройдя 7700 миль, произвел 10 артиллерийских стрельб по позициям противника под Севастополем и на Керченском полуострове. Зенитной артиллерией корабля была отражена 21 атака авиации и сбито 3 самолета. 05.11.1944 г. линкор под флагом командующего Черноморским флотом адмирала Ф.С.Октябрьского во главе эскадры вошел на рейд освобожденного Севастополя. 08.07.1945 г. линейный корабль "Севастополь" был награжден орденом Красного Знамени. 24.07.1954 г. "Севастополь" был переклассифицирован в учебный линейный корабль, а 17.02.1956 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в отдел фондового имущества для демонтажа и реализации, 7.07.1956 г. расформирован и в 1956-1957 гг. разделан на базе "Главвторчермета" в Севастополе на металл. Линкор "Парижская Коммуна" МАШИНОСТРОЕНИЕ, СССР, война, история, линкор, факты ТТД: 16 июня 1911 года на Балтийском заводе в торжественной обстановке состоялся спуск линкора "Севастополь" - головного корабля серии. Однако после спуска работы непосредственно на всех кораблях серии практически прекратились. Причина заключалась в непоступлении на судостроительные заводы предназначенного для монтажа на линкорах оборудования, механизмов, вооружения. Фактически достроечные работы начались лишь через полгода после спуска. В течение 1912 года преимущественно велись корпусные работы: устанавливали главные бортовые броневые пояса; оборудовали по срочно переработанным чертежам, из-за принятия на вооружение в 1911 году 305-мм снарядов новых образцов, артиллерийские погреба; формировали и растачивали фундаменты под башенные установки. Основной объем достроенных работ пришелся на 1913 год. За этот период были закончены все работы по корпусу, в том числе: установлена броня; уложен деревянный настил верхней палубы; установлены дымовые трубы, мачты, боевые рубки, мостики. На корабли погрузили оборудование энергетических установок. Первая половина 1914 года ознаменовалась окончательным монтажом оборудования, систем, устройств, монтажом 305-мм башенных установок и подготовкой кораблей к сдаточным ходовым испытаниям. Следующим этапом были и ранее предусматривавшиеся шестичасовые непрерывные испытания - в начале при скорости 13, а затем 18 уз, с работой соответственно сначала только крейсерских, а затем и главных турбин. Кардинально от ранее запланированного отличался заключительный этап ходовых испытаний. Первоначально предполагалось достичь и поддерживать в течение четырех часов 23-узловую проектную скорость, для чего требовалось вывести котлы на режим форсированной эксплуатации с объемом сжигания смешанного топлива, эквивалентным сжиганию 250 кг угля в час на 1 кв.м. колосниковых решеток. Теперь же, из соображений ускорения проведения испытаний и в целях сбережения энергетических установок, было принято решение об определении лишь наибольшей скорости, достигаемой каждым из линкоров в условиях нормального сжигания топлива, из расчета сгорания за час на 1 кв.м. колосниковых решеток 190 кг угля. К моменту вступления линейных кораблей в строй штатная комплектация каждого из них состояла из 31 офицера, 28 кондукторов и 1066 нижних чинов. Весной и в начале лета 1915 года "Севастополь", "Петропавловск", "Гангут", "Полтава" несколько раз выходили в море, а их экипажи, осваивая корабли, проводили в районе Центральной позиции артиллерийские стрельбы и маневры. Тем временем командование противника в конце июля - начале августа провело набеговую операцию силами крупного соединения. В ходе ее германская эскадра, в составе которой было и два линкора-дредноута, с боем форсировала Ирбенскую минно-артиллерийскую позицию и три дня господствовала в Рижском заливе. По уходе из залива германских кораблей Балтийским флотом проводились мероприятия по восстановлению минных заграждений в Ирбенском проливе. 14 августа участие в этом приняли и экипажи "Севастополя" и "Гангута". Непосредственно в тот день мины выставляли девять миноносцев. Обеспечивавшие прикрытие крейсеры "Олег" и "Богатырь" держались ближе к проливу, а линкоры - мористее, к югу от 58-й параллели. Наиболее серьезно пострадал "Севастополь": оказалась смятой нижняя часть форштевня; повреждения днищевой части протянулись вплоть до района второй башни и захватывали до трех поясьев наружной обшивки на каждом из бортов. Это были и вмятины и трещина, а также две пробоины. Корабль принял более 350 т воды, затопившей в основном междудонное пространство под носовыми котельными отделениями. Полученные "Севастополем" повреждения пришлось в течение полутора месяцев исправлять в кроншадтском доке. 17 октября 1915 года при погрузке боеприпасов на линкор "Севастополь" полузаряд 305-мм орудия, находившийся в металлическом футляре, упал на палубу зарядного погреба и воспламенился. К счастью, на другие полузаряды пожар не распространился. Пострадало пять человек, из которых один умер от полученных ожогов. С подписанием в начале 1918 года сепаратного Брестского мира для страны закончилась Первая мировая война, которая, с прекращением боевых действий против Германии, стремительно переросла в ожесточенную и бескомпромиссную Гражданскую войну. По условиям Брестского мира Балтийский флот должен был покинуть свои базы в Финляндии, а значительная часть его личного состава подлежала демобилизации. 12 марта 1918 года Гельсингфорс покинул первый отряд кораблей. В него входили линейные корабли "Севастополь", "Гангут", "Полтава", "Петропавловск"; крейсеры "Рюрик", "Адмирал Макаров", "Богатырь". Проводку осуществляли ледоколы "Ермак" и "Волынец". Деятельность Балтийского флота вплоть до середины ноября 1918 года сковывалась условиями Брестского мирного договора с Германией, согласно которому боевые корабли должны были иметь на борту сокращенные экипажи, численность которых определялась требованиями минимального поддержания исправности материальной части. Подготовка флота к боевым действиям была также запрещена, а выход кораблей за границы водного района Кронштадта расценивался Германией как нарушение условий мирного договора. Поэтому весь этот период действия флота сводились лишь к ограниченной дозорной службе в пределах кронштадтского водного района. Тем не менее, в ожидании возможного возобновления Германией военных действий требовалось сохранять боевую готовность, а это в условиях охвативших страну Гражданской войны и разрухи выполнить было неимоверно трудно. Значительная часть моряков либо демобилизовалась, либо ушла воевать на сухопутные фронты и на создаваемые речные и озерные флотилии. Туда же, на флотилии, было передано большое число орудий. Возникли серьезные трудности и с топливом, поскольку подвоз угля в Петроград и Кронштадт, в связи с оккупацией немцами Донбасса, прекратился. В таких условиях большая часть кораблей выводилась в вооруженный резерв или ставилась на консервацию. Вскоре, по окончании в европейской части страны Гражданской войны, экипажам двух балтийских линкоров, в том числе и "Севастополю", довелось применить свое оружие вновь против соотечественников. Происходило это в первой половине марта 1921 года, в дни подавления противоправительственного восстания, вошедшего в историю как Кронштадтский мятеж. События начали разворачиваться именно на стоявших в гавани Кронштадта линейных кораблях "Петропавловск" и "Севастополь". Начавшиеся еще в конце февраля на борту линкоров митинги, привели 2 марта к отказу дислоцировавшихся в городе частей и экипажей, а также команд нескольких близлежащих островных фортов, подчиняться центральной власти. На "Севастополе" из-за отсутствия топлива первое время паров не разводили, наводку и заряжание осуществляли вручную. В то же время и линкоры первоочередно подвергались обстрелу фортом «Краснофлотский», полевыми батареями, а также бомбардировкам с воздуха самолетами "Ньюпор". В условиях относительной скоротечности разворачивавшихся событий обеим сторонам не удалось организовать необходимую для корректировки огня разведку, и выбор целей осуществлялся по картам, а точность стрельбы зависела от опыта и уровня знания местности управляющих стрельбой артиллеристов. Тем самым огонь всеми велся по площадям, что делало незначительной его боевую эффективность: были разрушены жилые здания, погибли мирные люди, в то же время стрельба дредноутов по станциям не сказалась на подвозе в районы развертывания нацеленных на штурм Кронштадта войсковых частей 7-й армии. Не удалось линкорам и подавить артиллерию форта "Краснофлотский". С другой стороны, "Петропавловск" и "Севастополь" хотя и получили некоторые повреждения, но не прекратили огонь. 17 марта линкоры вели огонь по уже ворвавшимся по льду в город частям Красной армии и капитулировали только в начале наступившей ночи. За время этих трагических событий имена "Севастополь" и "Петропавловск" для политизированного командования Балтийским флотом, как и для всего руководства страны, стали страшными символами кровавого бунта еще недавно самой надежной опоры - балтийских матросов. В марте 1921 года, в период празднования в Советской России 50-летия Парижской коммуны, в честь этого события, а также в честь известного революционера времен Великой французской революции Жана Поля Марата, линкоры, приказом командующего Балтийским флотом И.К.Кожанова поспешно получают новые имена: "Севастополь" становится "Парижской коммуной"; "Петропавловск" - "Маратом". Именно с этих переименований фактически и начался новый, советский период воссоздания и развития отечественного военно-морского флота. После окончания гражданской войны Х съезд партии весной 1921 года принял решение о восстановлении военного флота. Прошло несколько лет, и 17 сентября 1924 года линкор поднял сигнал: "Прошу разрешения следовать по назначению". Позднее этот день был утвержден как годовой корабельный праздник. В 1925 году линкор "Севастополь" принял участие в походе эскадры кораблей под флагом М.В.Фрунзе к Кильской бухте. Линкор прошел ремонт в 1922-1923 гг., 1924-1925 гг. и 1928-1929 гг. (с одновременной модернизацией). 22 ноября 1929 г. он начал переход из Кронштадта на Черное море. 18 января 1930 г. прибыл в Севастополь и вошел в состав Черноморского флота. В те годы корабли Балтфлота “открывали сезон” плавания в мае. В одиночку и в составе отрядов они ходили по Финскому заливу, выполняя различные эволюции, артиллерийские и торпедные стрельбы, отражая “атаки” подводных лодок и т.п. Учеба заканчивалась общефлотскими осенними маневрами. Командиром отряда был назначен опытный моряк Л. М. Галлер. Крейсером командовал А. А. Кузнецов. Отряд должен был пройти от Кронштадта через Атлантический океан и Средиземное море до Неаполя и обратно. Заход планировался только в Неаполь, и кораблям предстояло несколько раз заправляться топливом с транспортов в море. Учитывая, что возвращение в Балтику может быть затруднено из-за ледовой обстановки, предусматривалась возможность возвращения отряда в Мурманск. 10 декабря отряд вновь пришел на рейд Бреста. Линкор перешел на внутренний рейд для ремонта. Стоянка на якоре на открытом рейде дала лишь небольшой отдых измученным морякам. Дело в том, что местные власти не разрешили увольнение команд на берег. В город только с деловыми визитами могли съезжать командиры. Через две недели ремонт линкора был закончен и корабли готовы к походу, но из-за непрекращавшегося шторма выход отложили. Только 26 декабря отряд покинул Брест, теперь уже окончательно. Бискайский залив остался наконец за кормой; обогнув мыс Сан-Винсент, корабли взяли курс на Гибралтар. Командование отряда понимало, что поврежденным кораблям с уставшими экипажами нелегко будет проделать обратный путь через штормовую Атлантику до Кольского полуострова. Галлер отправил в Москву телеграмму с просьбой разрешить идти в Черное море, где произвести основательный ремонт и весной вернуться в Кронштадт. Но ответа не было. В 10 часов 14 января корабли вышли из гавани Неаполя и взяли курс на Гибралтар, и в это время был получен долгожданный ответ из Москвы. “Добро” на заход в Севастополь было получено. Пройдены Средиземное и Эгейское моря, корабли вошли в Дарданеллы. В полдень 17 января отряд вышел в Черное море. Встреченные черноморскими эсминцами, “Парижская коммуна” и “Профинтерн” 18 января 1930 года вошли в Севастополь. Поход, показавший хорошую морскую выучку моряков молодого советского флота, завершился. За 57 суток корабли прошли 6269 миль. Линкор "Парижская коммуна" прошел в Севастополе капитальный ремонт и модернизацию в 1933-1938 гг.на базе Севастопольского морского завода. Во время этого ремонта были проведены значительные работы по модернизаци корабля: изменена энергетическая установка - 12 котлов большей паропроизводительности переведены только на нефтяное отпление, увеличина толщина крыш башен ГК до 152 мм, увеличена толщина броневых листов средней палубы до 75 мм, увеличена высота амбразур башен главного калибра, соответственно увеличен угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы, сделаны противоторпедные були, установлены новые системы связи и управления стрельбой, передней трубе был придан характерный скос назад, изменена и сделана более совершенной носовая оконечность для уменьшения заливаемости палубы на полном ходу. Помимо этого на носовой и кормовой башнях было открыто установлено шесть 76-мм зенитных пушек. 05.01.1942 г. линкор "Парижская Коммуна" вышел из Новороссийска и в охранении эсминца "Бойкий" направился к крымскому побережью для огневой поддержки высадившейся там 44-й армии. За 27 минут было выпущено 168 снарядов главного колибра. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, одновременно произвели средний ремонт приборов управления стрельбой противоминного калибра, элеваторов и оптических приборов. Однако активная боевая деятельность линейного корабля "Парижская коммуна" завершилась. Отчаянное положение под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом в конце мая предложить Ставке использовать линкор для переброски в Севастополь 25 танков КВ, но на это никто не пошел, и корабль до окончания военных действий не покидал Поти. Лишь однажды, 12.09.1942 г. его перевели в Батуми, но после начала успешного наступления под Сталинградом 25 ноября вернули обратно в Поти. 31.05.1943 г. линкору было восстановлено наименование "Севастополь". Еще один раз линкор хотели использовать для огневого обеспечения высадки войск морского десанта в районе селения Озерейка, но отсутствие господства на море вынудило заменить его на менее ценный крейсер "Красный Крым". Правда, отчасти корабль участвовал в Новороссийской десантной операции, когда в сентябре 1943 г. с него сняли часть 120-мм орудий и установили их в качестве отдельной береговой батареи "Севастополь". 08.07.1945 г. линейный корабль "Севастополь" был награжден орденом Красного Знамени. Великая Отечественная война застала советский флот в не самом боеспособном состоянии. Десятилетняя программа развития флота предусматривала постройку к 1946 году 15 линкоров, 15 тяжелых и 28 легких крейсеров, 144 эсминца и миноносца, а также 336 подводных лодок. Однако перед самой войной программу было решено сократить, а достроить и спустить на воду уже заложенные линкоры и тяжелые крейсера помешала война. Так получилось, что СССР вступил во Вторую мировую войну, имея лишь 3 линкора, доставшихся ему в наследство от царской России. Это были линейные корабли класса «Севастополь», постройка которых осуществлялась с 1909 по 1914 год. Всего было построено 4 корабля: «Гангут», «Полтава», «Петропавловск» и «Севастополь». Все они участвовали в Первой мировой войне и благополучно пережили ее. После революции линкоры вошли в состав ВМФ СССР. «Петропавловск» был переименован в «Марат», «Севастополь» переименован в «Парижскую коммуну», «Гангут» получил имя «Октябрьская революция», а «Полтава» - «Михаил Фрунзе». На последнем в 1923 году произошел сильный пожар, причинивший кораблю значительные повреждения. Восстанавливать его посчитали нецелесообразным, часть оборудования с него использовалась для ремонта 3-х оставшихся в строю линкоров.
Линкор класса Севастополь 1914 г. Основным вооружением корабля служили 12 305-мм нарезных орудий производства Обуховского завода, которые были размещены в 4-х трехорудийных башнях, расположенных линейно. Техническая скорострельность орудий составляла 1,8 выстрела в минуту, на практике же все зависело от уровня обученности команды. Противоминное вооружение корабля состояло из 16-ти 120-мм орудий конструкции «Виккерс», их скорострельность доходила до 7 выстрелов в минуту. Все 16 орудий были размещены в казематах на средней палубе. Такое размещение артиллерии имело существенные недостатки и сказывалось на эффективности ее стрельбы. Стволы 120-мм орудий оказывались всего лишь в 4,6 м. над водой, что в сочетании с низкой мореходностью линкоров, зарывавшихся в волну по первую башню уже при незначительном волнении на море, сильно усложняло их использование (особенно носовых орудий). В какой-то степени это было болезнью многих линкоров того времени, но русские выделялись в худшую сторону из-за своей мореходности и расположения всей противоминной артиллерии на средней палубе. Перед Второй мировой войной данные линкоры прошли модернизацию. Работы по совершенствованию кораблей проходили по различным программам и в разные сроки с 1927 по 1938 год. Модернизация кораблей сильно изменила их силуэт. Корабли получили баковую надстройку, жестко скрепленную с корпусом и закрытую сверху прочным настилом. Был изменен комплекс «боевая труба – фок-мачта – носовая труба». Претерпела изменения и стала более совершенной носовая оконечность, что позволило уменьшить заливаемость палубы на полном ходу. Были заменены энергетические установки, переведенные с угля на нефть, улучшены бытовые условия для команды. Установлены новейшие средства связи, новые оптические дальномеры в башнях, изменена система управления огнем. Существенно была улучшена система ПВО. Последним модернизацию проходил линкор «Парижская коммуна», с 1933 по 1938 год корабль стоял в доках Севастопольского морского завода. После завершения всех работ водоизмещение линкора достигло 31 275 тонн (от проектных 23 000), длина составила 184,5 м., ширина 32,5 м. (за счет установки противоторпедных булей), осадка – 9,65 м. Мощность энергетической установки достигла 61 000 л.с., максимальная скорость 23,5 узла. Корабль получил существенно усиленное противовоздушное вооружение. На носовой и кормовой башне было открыто установлено 6-ть 76-мм зенитных пушек. Помимо этого корабль получил 16-ть 37-мм артиллерийских орудий и 14-ть 12,7-мм пулеметов. Линкор после модернизации Линкор «Парижская коммуна» Война застала линкор в Севастополе, где уже 14 июля 1941 года он впервые открыл огонь по самолету Ju-88. С прорывом немецких войск в Крым, корабль стал уязвим для атак с воздуха, поэтому в ночь с 30 на 31 октября линкор в сопровождении крейсера «Молотов», лидера «Ташкент» и эсминца «Сообразительный» покинул главную базу флота и отправился в Поти. С 26 по 29 ноября 1941 года линкор провел свою первую боевую операцию по поддержке обороняющих Севастополь войск. В ночь на 28 ноября, в условиях сильного шторма (ветер до 8-9 баллов) корабль подошел к мысу Фиолент и выпустил по скоплению немецких войск в селах Байдары, Павловка и Тыловое 146 фугасных 305-мм снарядов и еще 299 фугасных 120-мм снарядов. На обратном пути шторм усилился, скорость ветра достигла 11 баллов. В результате шторма за борт было смыто 3 матроса – эти матросы стали единственными за всю войну боевыми потерями на корабле. 27 декабря корабль вновь вышел из Поти под флагом командующего эскадрой вице-адмирала Л.А.Владимирского в сопровождении лидера «Ташкент» и эсминца «Смышленый». Перед кораблями стояла та же задача – оказать артиллерийскую поддержку защитникам Севастополя. В ночь на 29 декабря линкор встал в Южной бухте и в течение 14 часов вел огонь по позициям немцев в Бельбекской долине, израсходовав 179 305-мм и 265 120-мм снарядов, огнем с линкора была подавлена открывшая по нему огонь батарея противника, сам линкор попаданий не получил. Приняв на свой Борт 1025 раненых защитников города, корабль 30 декабря прибыл в Новороссийск. В первой половине 1942 года корабль принимал активное участие в поддержке действий 44-й армии, высадившейся в Крыму. Во время стрельб в ночь с 21 на 22 марта моряки заметили, что от орудий главного калибра отлетают осколки металла, что было сигналом предельного износа корабельных орудий. По возвращении в Поти корабль встал на ремонт. 12 апреля замена всех стволов главного калибра была произведена, однако активная фаза боевых действий линкора на этом подошла к концу. Отчаянное положение войск под Севастополем заставило командующего Черноморским флотом обратиться к Ставке с предложением использовать линкор для переброски в город 25 танков КВ, однако такого разрешения получено не было. В дальнейшем до окончания боевых действий корабль покидал Поти лишь раз. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его первоначальное имя «Севастополь». Линкор "Севастополь" СССР За время войны корабль совершил 15 боевых походов, прошел 7700 миль и выполнил 10 артиллерийских стрельб, поддерживая советские войска под Севастополем и на Керченском полуострове. Средства ПВО корабля отразили 21 налет вражеской авиации, сбив 3 самолета противника. 24.07.1954 года «Севастополь» был переведен в разряд учебных кораблей, а 17.02.1956 был исключен из состава флота. Линкор «Марат» Уже 22 июня линкор вступил в войну, обстреляв финский самолет-разведчик, а 9 сентября кораблю пришлось открыть огонь по наступающим на Ленинград немецким войскам сначала главным, а через 6 дней и противоминным калибром. Линкор находился на боевой позиции в бассейне Ленинградского морского канала, откуда в течение 8 дней вел интенсивный огонь по гитлеровцам, израсходовав 1042 305-мм снаряда и получив 10 попаданий 150-мм полевой артиллерии, а также 3 попадания 250-кг авиабомб. В результате этого было потеряно 25 человек, вышла из строя 4-я башня, носовая батарея 37-мм пушек, кормовые дизель-генераторы. Для ликвидации повреждений 18 сентября корабль отошел в Кронштадт. В это время Кронштадт подвергался ежедневным налетам немецкой авиации. Утром 23 сентября во время отражения 13-го по счету группового авианалета (около 40 пикирующих бомбардировщиков) в «Марат» почти одновременно попали 2 бомбы весом в 500 или 1000 кг. Обе бомбы попали в носовую часть судна и вызвали детонацию снарядных погребов первой башни. Страшной силы взрыв разрезал корпус линкора, сорвал с корабля 1-ю башню, разрушил фок-мачту с носовой надстройкой и первую трубу. Нос корабля отломился и лег на грунт. В результате взрыва погибли 326 членов экипажа линкора. К утру 24 сентября «Марат» принял на борт 10 000 тонн воды, большая часть его помещений ниже средней палубы была затоплена, корабль сел на грунт, над водой оставалось около 3 м. борта. Линкор "Марат" перед войной К концу октября морякам балтийцам удалось вернуть кораблю частичную плавучесть, под огнем противника удалось добиться всплытия кормовой части, вновь заработали 3 и 4 орудийные башни. За ноябрь и декабрь 1941 года корабль провел 97 стрельб, выпустив 407 305-мм снарядов. Все уцелевшие 120-мм орудия с линкора были сняты и отправлены на сухопутный фронт вместе с расчетами. Для повышения защиты судна от навесного огня немецкой артиллерии на палубу были уложены гранитные плиты толщиной в 40-60 см, которые были сняты с ближайшей стенки гавани. Немцы пытались подавить поврежденный линкор, который выполнял теперь роль форта, с помощью своей артиллерии. Первоначально они использовали для его обстрела 150- и 203-мм полевые орудия, а в конце декабря подключили 280-мм орудия железнодорожного базирования. 28 декабря один из таких снарядов чуть не стал причиной вторичного затопления линкора. Снаряд, пробив весь корпус по вертикали, прошел сквозь снарядный и зарядный погреба 3 башни и застрял в трюме, не разорвавшись. В дальнейшем немцы не имели в подавлении корабля артиллерией никаких успехов. Всего за годы войны к 17 января 1944 года «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, огнем линкора было уничтожено 7 и подавлено 86 полевых батарей противника, поражено не менее 25 ед. бронетехники. Линкор «Октябрьская революция» Судьба данного линкора аналогична судьбе «Марата». Война застала линкор в Таллинне, откуда тот 1 июля ушел в Кронштадт, во время приближения немцев к городу «Октябрьскую революцию» включили в состав его артиллерийской обороны. Все попытки немцев потопить линкор окончились провалом, не помогли даже комбинированные удары с использованием авиации и артиллерии. Всего за годы войны линкор получил 6 попаданий авиационных бомб (из 465 сброшенных на корабль) и 19 попаданий артиллерийских снарядов. Линкор провел 126 стрельб главным калибром, выпустив по немцам 1442 снаряда. Зенитчики линкора отразили 24 авианалета, в которых участвовало 597 самолетов, и сбили 13 из них, повредив 3. Примечателен тот факт, что самые грозные корабли российского царского, а затем и советского флотов, ни разу за время Первой и Второй мировых войн не встретились в бою с кораблями противника. Единственный морской бой линкоры типа «Севастополь» провели в Гражданскую войну. В 1919 году линкор «Петропавловск», выполняя прикрытие эсминца «Азард», осуществлявшего разведку, отразил нападение 7 британских эсминцев. Использованы источники:
|
Читайте: |
---|
Новое
- Совместимые в браке знаки зодиака Тест с каким знаком зодиака вы совместимы
- Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы
- Как влияет фамилия на судьбу человека
- Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт
- Оленина тушеная с овощами
- Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке
- Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”
- Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть
- Гадание онлайн выйду ли замуж 18г
- Гадание на богатство: как узнать что вас ждёт