Главная - Дети 0-1 год
Презентация на тему эпос других народов. Азанбек Джанаев. Иллюстрации к нартскому эпосу, Измаил-Бею и Чингиз-Хану. Состязания при дворе Брунгильды

Тема: «Героический эпос народов мира» (урок 1/2)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Что означает термин «многообразие культур»? В чем проявляется многообразие культур? Расскажите о чайной церемонии. Что такое икебана? Что означают ее составные части? Каково значение японских садов? Назовите их виды.

Эпос (от греч. - «слово, повество­вание») – один из трёх родов литературы, повествующий о различных событиях, происшедших в прошлом.
В истории мировой культуры особое место принадлежит героическому эпосу, художественно отразившему представления об историческом прошлом, воссоздавшем целостные кар­тины народной жизни.
Н.К.Рерих. Иллюстрация к монгольскому героическому эпосу «Бум-Эрдени» 1947г.

Героический эпос народов мира являет­ся единственным свидетелем отдалённой эпохи.

Героический Эпос
сказания
об исторических событиях
о подвигах легендарных героев
Героический эпос народов мира от­ражает глубины народной памяти. Знакомясь с художе­ственными традициями народов мира, мы обращаемся именно к героическому эпосу, к седой древности.
Геракл
Александр Невский
Илья Муромец

«Первые победы над природой вызвали в нём (в народе. - Г. Д.) ощущение своей устойчивости, гордости собою, желание новых побед и побудили к созданию героического эпоса». A.M. Горький
Героический эпос восходит к древнейшим мифам и отражает мифи­ческие представления человека о природе и окружающем мире.
A.M.Горький (1868-1936)

Сформировался эпос в устной форме, передавался из уст в уста, от одного поколения сказителей к другому. Потом он обрастал новы­ми сюжетами и образами. Позднее он был закреплён и в книжной форме и дошёл до нас в виде обширных произведений.
Гусляры
Летописец Нестор (cер. XI в. – нач. XII в.)

Героический эпос - результат коллективного народного творче­ства, нам неизвестны имена его создателей. Но есть произведения, которые создали отдельные сказители или певцы. Знаменитые «Илиада» и «Одиссея», как известно, были написаны единственным авто­ром - Гомером.
Обложки аудиокниг «Илиада» и «Одиссея»
Гомер (VIII в. до н.э.)

В рассказе «Кемейский певец» очень точно воссоздана картина создания эпо­са в разговоре греческого юноши Мегеса и древнего старца-сказителя
Французский писатель А. Франс (1844-1924)

Памятники героического эпоса народов мира
К выдающимся памят­никам героического эпоса относится шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше» (ок. 1800г. до н.э.). Одно из самых поэтичных произ­ведений рассказывает об отважном народном герое Гильгамеше, ко­торый отправился на поиски мудрости, счастья и бессмертия.
Статуя Гильгамеша со львом из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. 8 в. до н.э.
Гильгамеш и Энкиду

Интересен индийский народный эпос «Махабхарата», соз­данный к середине I тысячелетия нашей эры на санскрите - древнейшем индийском литературном языке. Он сложился на основе сказаний и легенд и повествует о битве двух родов и их союзников за господство в царстве, расположенном в верхнем течении реки Ганг.
«Махабхарата» - книжные иллюстрации

В средние века у многих народов Западной Европы сложился герои­ческий эпос, отразивший рыцарские идеалы доблести и чести.

К наиболее значимым следует отнести
«Беовульф» в Англии
«Песнь о нибелунгах» в Германии
«Старшая Эдда» в Исландии
Карело-финский эпос «Кале­вала»
«Песнь о Роланде» во Франции
«Песнь о моём Сиде» в Испании

Народно-героический французский эпос "Песнь о Роланде".
Роланд получает меч Дюрандаль из рук Карла Великого
Гибель Роланда.

Закрепление материала. Что обозначает слово «эпос»? Что такое героический эпос? Как же возник и сложился героический эпос народов мира? Как называли людей, которые «сказывали»? Назовите памятники героического эпоса народов мира. О ком нам рассказывает шумерский эпос «Сказание о Гильгамеше»?

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. http://briefly.ru/_/pesn_o_rolande/ Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%81_%D0%BE_%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%88%D0%B5 Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8C_%D0%BE_%D0%A0%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5

Мифом называют древнее народное сказание о легендарных богах, героев и о невероятных явлений природы. Миф означает предание и сказание, отсюда и происходит нынешнее назначение мифа, как отдельного литературного жанра.

Миф и его место в литературе

Подобные сказания возникли в первобытном обществе, и поэтому в мифах переплетены всевозможные ранние элементы философии, религии, искусства. Отличительной особенностью мифа является то, что ему присущи повторяющиеся темы и сходные мотивы, которые можно встретиться в мифах разных народов и времен.

Считается, что мифы были основным способом познания мира в первобытном обществе, так как в них отображались приемлемые объяснения многих явлений природы.

Это связано с тем, что в мифах природа выступала в виде символов, которые порой были в виде человека. Мифология близка к художественно литературе формой образного повествования, поэтому говорят о том, что мифология оказала огромное влияние на развитие литературы, как таковой.

В художественных произведениях очень часто встречаются мифологические мотивы и и многие сюжеты основаны на мифах. Примером этого могут послужить такие литературные произведения, как "Волшебная гора" Т. Манна и "Нана" Э. Золя.

Героический эпос разных народов и герои эпоса

Для каждого народа характерен определенный героический эпос, в котором раскрываются быт и нравы определенных наций, их ценности и взгляд на окружающий мир. Этот жанр средневековой литературы, в котором воспевались народные герои и их подвиги. Зачастую эпос формировался в виде песен.

Героический эпос восточных славян представлен былиной "Илья Муромец и Соловей-разбойник". Герой Илья Муромец является центральной фигурой всего русского эпоса, он представлен в виде защитника народа и своей родной земли. Это и является причиной того, что именно такой персонаж стал народным любимцев - ведь он отображает главные ценности русского народа.

Знаменитая поэма "Давил Сасунский" относится к армянскому героическому эпосу. Это произведение отображает борьбу армянского народа против захватчиков, и его центральная фигура является олицетворением народного духа, стремящегося освободиться от иностранных завоевателей.

Памяткой немецкого героического эпоса является "Песня о Нибелунгах" - предание о витязях. Главным персонажем произведения является смелый и могучий Зигфрид. Это справедливый витязь, который становится жертвой предательства и измены, но несмотря на это он остается благородным и великодушным.

"Песня о Роланде" - образец французского героического эпоса. основная тема поэмы - это борьба народа против врагов и завоевателей. Рыцарь Роланд выступает в роли главного героя, благородного и смелого. Эта поэма приближена к исторической действительности.

Английский героический эпос представлен многочисленными балладами о легендарном Робин Гуде, разбойнике и защитнике бедных и несчастных. Этот мужественный и благородный герой обладает веселым нравом и поэтому он стал настоящим народным любимцем. Считается, что Робин Гуд - это исторический персонаж, который был графом, но отказался от богатой жизни ради того, чтобы помогать бедным и обездоленным людям.

Эпические произведения народов Евразии

Эпические произведения древности

МЕЖДУРЕЧЬЕ

«Эпос о Гильгамеше»

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
«Илиада»

« Одиссея»

« Илиада» - древнейший памятник древнегреческой литературы. В «Илиаде» описаны события Троянской войны. В ней, согласно Гомеру, приняли участие самые выдающиеся герои Греции - Ахилл, Аякс, Одиссей, Гектор и др., которым помогали бессмертные боги – Афина, Аполлон, Арес, Афродита, Посейдон.

Ахилл-копьеносец. Рисунок на краснофигурной вазе.

Середина V века до н.э.

Из собрания Музеев Ватикана.

ДРЕВНИЙ РИМ

«Энеида »

ИНДИЯ

«Рамаяна »

Древнеиндийский эпос, повествующий о великом герое Раме и его борьбе со злым демоном царем Раваной.

«Битва Рамы и Ханумана с Раваной».

Индия. 1820 г.

Из собрания Британского музея.

Эпические произведения Средневековья

ФРАНЦИЯ

« Песнь о Роланде »

«Песнь о походе против Альбигойцев »

Роланд – французский маркграф, герой одного из самых известных произведений мировой литературы, поэмы старофранцузского героического цикла, посвященного королю Карлу Великому.

«Роланд приносит обет верности

Карлу Великому». Средневековый манускрипт.

Франция. Около 1400 г.


ИСПАНИЯ

«Поэма о моем Сиде »

Памятник испанской литературы, героический эпос, созданный на рубеже 12-13 вв. Главный герой поэмы - доблестный Сид, борец против мавров , защитник своего народа. Главная цель жизни Сида - освобождение родной земли. Историческим прототипом Сида послужил кастильский военачальник, дворянин.

Знамя Баэза. Испания, XIII в.

Знамя, принесшее победу испанскому оружию, почитается как реликвия.

Вышивка изображает раннего испанского святого - вестготского епископа Исидора Севильского, более прославившегося ученостью, чем военной доблестью.


ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Былины

«Слово о полку Игореве»

Былины – русские народные эпические песни о подвигах богатырей.

Кадр из полнометражного

мультфильма студии « Мельница»

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч»


АНГЛИЯ

«Беовульф »

«Похищение быка из Куалнге»

«Беовульф» - эпическая поэма англосаксов. Ее действие происходит в Скандинавии еще до переселения англов в Британию. Поэма рассказывает о победе военачальника Беовульфа над чудовищем Гренделем и опустошавшим страну драконом.

«Поединок Беовульфа с драконом».

Иллюстрация к книге Х.-Э. Маршалла

«Истории о Беовульфе».

Нью-Йорк, 1908 г.

ГЕРМАНИЯ

«Песнь о Нибелунгах »

«Кудруна »

«Песнь о нибелунгах» - созданная неизвестным автором в конце 12 – начале 13 века средневековая германская эпическая поэма. Сказание о Нибелунгах, составляющее сюжет поэмы, сложилось в эпоху переселения народов. Основой для сказания стала древнегерманская героическая сага (миф) о Зигфриде - победители дракона и освободителе вещей девы Брунгильды, его борьбе со злом и трагической гибели, а также историческая сага о гибели бургундского королевского дома в 437 г. в битве с гуннами Аттилы.

«Борьба Зигфрида с драконом».

Резьба по дереву на портале норвежской церкви. Конец XII в.

СКАНДИНАВИЯ

«Старшая Эдда »

«Калевала »

Калевала – название страны, в которой живут и действуют герои карело-финского народного эпоса.

«День народного эпоса Калевалы»- национальный праздник, отмечается 28 февраля. В этот день в Финляндии и Карелии каждый годпроходит «Калевальский карнавал».

Галлен-Каллела А. «Вяйнямёйнен обороняет Сампо от ведьмы Лоухи». 1896 г.

Из собрания Художественного музея г. Турку.

ЛАТВИЯ

«Лачплесис»

ЭСТОНИЯ

«Калевипоэг»

АРМЕНИЯ

«Давид Сасунский»

Средневековый эпос (8-10 века), рассказывающий о борьбе богатырей из Сасуна (область в исторической Армении, сей час – на территории Турции) против арабских захватчиков. Впервые эпос был записан в1873 г.известным исследователем Гарегином Срвантдзтянцемиз уст простого армянского крестьянина по имени Крпо.

Кочар Е.С. Памятник Давиду Сасунскому в Ереване. 1959 г.


АЗЕРБАЙДЖАН

«Кёр-оглы»

КИРГИЗИЯ

«Манас»

Герой эпоса – богатырь, объединивший киргизов. Эпос «Манас» внесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный эпос в мире.

Садыков Т. Монумент герою эпоса «Манас» в Бишкеке. 1981 г.

Эпос народов России

БАШКИРЫ

«Гэсэриада»

НАРОДЫ АЛТАЯ

«Урал-батыр»

НАРОДЫ КАВКАЗА

Нартский эпос

Основу эпоса составляют сказания о подвигах богатырей («нартов»). Варианты Нартского эпоса встречаются у абхазов, адыгов, балкарцев ингушей, карачаевцев, осетин, чеченцев и других народов Кавказа.

Туганов М.С. (1881-1952).

Иллюстрация к нартскому эпосу.

«Волшебная свирель Ацамаза».


ТАТАРЫ

«Идигей»

«Алпамыш»

Эпос «Идигей» основан на реальных исторических событиях, происходивших во время распада Золотой Орды. Его герои – реальные исторические персонажи, например, темник Золотой Орды Едигей, ставшим основателем династии, правившей Ногайской Ордой. Его прямыми потомками по мужской линии были князья Юсуповы и Урусовы.

Фамильный герб рода Юсуповых. Во второй части

герба в золотом поле татарин держит в правой руке молоток.


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Героический эпос народов мира Выдающиеся памятники героического эпоса «Первые победы над природой вызвали в народе ощущение своей устойчивости, гордости собою, желание новых побед и побудили к созданию героического эпоса» М.Горький «Сказание о Гильгамеше» или «Поэма о всё видавшем» (около 1800г.до н.э.), одно из самых поэтичных произведений, рассказывающих об отважном народном герое, который отправился на поиски мудрости, счастья и бессмертия. Эпос о Гильгамеше - это гимн о дружбе, которая не просто способствует преодолению внешних препятствий, но преображает, облагораживает. «Махабхарата» или «Великое сказание о потомках Бхараты», созданный в середине I тыс.до н.э. на санскрите – древнейшем индийском литературном языке. Одно из крупнейших литературных произведений в мире, «Махабхарата» представляет собой сложный комплекс эпических повествований, новелл, басен, притч, легенд, космогонических мифов, гимнов, плачей, объединённых по типичному для больших форм индийской литературы принципу обрамления, состоит из восемнадцати книг (парв) и содержит более 75 000 двустиший (шлок). Одно из немногих произведений мировой литературы, которое само о себе утверждает, что в нём есть всё на свете. «Бхагавад-гита» (санскр. भगवद्‌ गीता, «Божественная песнь») - памятник древнеиндийской литературы, часть «Махабхараты», состоит из 700 стихов, является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии. Философская беседа «Бхагавад-гиты» происходит непосредственно перед началом великой Битвы на Курукшетре В беседе участвуют два человека - Арджуна и Кришна. шри-бхагаван увача урдхва-мулам адхах шакхам ашваттхам прахур авйайам чхандамси йасйа парнани йас там веда са веда-вит шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; урдхва-мулам - то, корни которого устремлены вверх; адхах - вниз; шакхам - то, ветви которого; ашваттхам - дерево баньян; прахух - говорят; авйайам - вечное; чхандамси - ведические гимны; йасйа - которого; парнани - листья; йах - который; там - то; веда - знает; сах - тот; веда-вит - познавший Веды.Верховный Господь сказал: Писания говорят о вечном дереве баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, листья которого - ведические гимны. Познав это дерево, человек постигает мудрость Вед. три-видхам наракасйедам дварам нашанам атманах камах кродхас татха лобхас тасмад этат трайам тйаджет три-видхам - включающие три вида; наракасйа - ада; идам - эти; дварам - врата; нашанам - гибель; атманах - души; камах - вожделение; кродхах - гнев; татха - а также; лобхах - жадность; тасмат - поэтому; этат - эти; трайам - три; тйаджет - да оставит.В ад ведут трое ворот: вожделение, гнев и жадность. И каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они губят душу. Рыцарский эпос В средние века у многих народов Западной Европы сложился героический эпос, отразивший рыцарские идеалы доблести и чести. «Беовульф» (Англия)«Песнь о нибелунгах» (Германия)«Песнь о моем Сиде» (Испания)«Старшая Эдда» (Исландия)«Песнь о Роланде» (Франция)«Калевала» (карело-финский эпос) «Беовульф» Англосаксонская эпическая поэма, действие которой происходит в Скандинавии до переселения англов в Британию. Названа по имени главного героя. Текст создан в начале VIII века и сохранился в единственном списке XI века. Это древнейшая эпическая поэма «варварской» (германской) Европы, сохранившаяся в полном объёме. Основное содержание заключается в сказаниях о победе Беовульфа над страшными чудовищами Гренделем и его матерью, и над опустошавшим страну драконом. «Песнь о нибелунгах» Средневековая германская эпическая поэма, написанная неизвестным автором в конце XII - начале XIII века. Содержание её сводится к 39 частям (песням), которые называются «авентюрами». В ней рассказывается о женитьбе драконоборца Зигфрида на бургундской принцессе Кримхильде, его смерти из-за конфликта Кримхильды с Брунгильдой, женой её брата - Гунтера, а затем о мести Кримхильды за смерть мужа. «Песнь о Роланде» Эпическая поэма, написанная на старофранцузском языке. В произведении повествуется о гибели арьергардного отряда войска Карла Великого, возвращавшегося в августе 778 г. из завоевательного похода в Испанию. «Старшая Эдда» Песенная Эдда - сборник древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии и истории. Впервые песни были записаны во второй половине XIII в. В песнях о богах содержится богатейший мифологический материал, а центральное место в песнях о героях занимает человек (герой), его доброе имя и посмертная слава.


Приложенные файлы


Это не репродукции, а фотографии картин, которые я делал в музеях. На некоторых я не смог победить блики, поэтому качество не очень. Оригиналы хорошего размера.

Иллюстрации к нартскому эпосу

Считается, что нартский эпос имеет древнеиранские корни (7-8 век до н.э.), через скифо-сарматские племена распространился на территории Кавказа, основное ядро создано адыгами, осетинами, вайнахами, абхазами, популярно и у других (наряду с общими чертами у каждого народа эпос имел и особенности), в 19-м веке впервые записан русскими (немного больше о генезисе эпоса в этой статье).

Осетинский художник Азанбек Джанаев (1919-1989) обращался к нартиаде несколько раз: в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в 1970-е, материалы - гуашь и картон.

Лично на меня его черно-белая графика производит большее впечатление, а в целом, на мой непрофессиональный взгляд, благодаря реалистичному стилю рисунка, Джанаеву удалось схватить и передать всю красоту эпоса и горских народов:)

1. Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага (1948)
2. Ахсар и Ахсартаг (1977)

Родоначальником нартов был Уархаг, было у него два сына-близнеца Ахсар и Ахсартаг, женой которого стала дочь водного божества Дзерасса. Пока Ахсартаг и Дзерасса пировали, Ахсар дожидался их на берегу. Как-то вернулся он в свой шатер и увидел невестку, и приняла она его за Ахсартага. Тут вошел Ахсартаг и решил, что Ахсар совершил над ней насилие. "Если я виновен, пусть стрела моя насмерть поразит меня в то место, которым я коснулся невестки своей!", воскликнул Ахсар, и выпустил стрелу. Попала она в мизинец и тут же Ахсар умер. Понял Ахсартаг свою ошибку, выхватил меч и поразил себя в сердце. Пока Дзерасса оплакивала братьев, появился небожитель Уастырджи и предложил ей захоронить мужчин, в обмен она станет его женой. Дзерасса согласилась, но потом обманув Уастырджи, убежала к родителям на дно морское. "Подожди, я тебя найду, даже в стране мертвых", сказал Уастырджи.

Любопытно: имя Уархаг в переводе с древнеосетинского означает "волк", его сыновья - братья-близнецы, убившие друг друга (в других вариантах сказания братья друг друга не узнали), налицо сюжетное сходство с легендой о Ромуле и Реме, основателями Рима. Тема "воспитания волками" в эпосе встречается многократно.

3. Как Сатана женила на себе Урызмага (1978)

Родила Дзерасса братьев-близнецов Урызмага и Хамыца, и наказывала им "когда я умру, оберегайте мое тело три ночи, один недобрый человек поклялся найти меня и после смерти". Так и вышло, пока братья отлучились, в склеп проник Уастырджи, после обнаружили в нем новорожденную девочку, которую назвали Сатаной. Росла она не по дням, а по часам, повзрослев, решила выйти замуж за лучшего нарта, кем был Урызмаг. Чтобы расстроить его свадьбу с другой девушкой, Сатана обманом проникла к нему в спальню, приготовила хмельной напиток, надела свадебную одежду его невесты и притворилась словно это она и есть. Заколдовала потолок комнаты, чтобы на нем всегда были луна и звезды, и Урызмаг не встал с ложа пока сердце его настоящей невесты не разорвалось от отчаяния.

Образ Сатаны (у адыгов Сатаней) зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало: там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне-осенний треугольник (звезды Вега, Денеб и Альтаир).

4. Нарт Сырдон (1976)

Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр (арфу), подарил его нартам и был принят в их общество.

У вайнахов Сырдону соответствует Боткий Ширтка. Нарты бросили в котел его маленького сына, он в отместку их заманил в ловушку к чудовищам гарбашам. Но об этом следующая картина ("поход нартов").

5. Поход нартов (1977)

Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов. Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.

В вайнахском варианте при виде неминуемой гибели нарты взмолились о пощаде, Боткий Ширтка простил им смерть сына, сделав так, что гарбаши передрались между собой, а нарты спокойно ушли. С тех пор между ними не было вражды.

Любопытно: согласно осетинскому эпосу уаиги это одноглазые великаны, однако Джанаев с присущим ему реализмом изображает их недалекими обезьяноподобными питекантропами. Аналогично он поступает и в других сюжетах, например, трехногий конь Уастырджи имеет в наличии все четыре ноги.

6. Сослан в походе (1976)

Сослан (Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов) – центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке (кроме коленей, которые не влезли в ладью из-за хитреца Сырдона), стал почти неуязвимым героем-богатырем. В нарт-орстхойском эпосе ингушей Сеска Солса приобрел отрицательные черты (например, он угнал скот у местного героя богатыря-труженика Колоя Канта, но более сильный Колой восстановил справедливость).

7. Сослан и Тотрадз (1972)

Тотрадз - сын кровного врага Сослана, последний мужчина в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны: надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.

У адыгов Тотреш считается отрицательным героем и действия Сосруко, который не внял просьбе Тотреша перенести поединок после падения с коня, идеализируются.

8. Саууай (1978)

Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они были врагами. Как-то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.

9. Сослан в стране мертвых (1948)

Решил Сослан взять в жены дочь Солнца Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. Cилой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.

По ингушским преданиям, Сеска Солса пришел в царство мертвых чтобы узнать, кто сильнее, он или местный герой Бятар. Это одно из моих любимых сказаний, поэтому процитирую его кусочек:

Глубоко задумался Владыка царства мертвых и задал им такую притчу-загадку:
- Жили в прежние времена два человека. Все знали их как верных и преданных друзей. Один из них полюбил девушку и девушка согласилась стать его женой. Второй тоже полюбил эту девушку, не зная, что ее любит его друг, и послал к ее родителям сватов. Родители дали согласие. Первый из друзей не знал об этом. Когда он захотел ласково поговорить с девушкой, она сообщила ему, что ее без ее согласия просватали другому, и что она, в любое назначенное возлюбленным время, готова бежать с ним. Возвращаясь домой после разговора с девушкой, в необитаемой степи он встретил голодного и мучимого жаждой безоружного кровника, убийцу своего отца. Теперь скажите, как бы вы поступили, если бы любимая вами девушка была отдана другому и все-таки осталась верной вам? Что бы вы сделали со встретившимся своим кровником? Скажите, как бы вы поступили на месте этого человека?
Сеска Солса и Бятар задумались на некоторое время. Затем Сеска Солса сказал:
– Если спросишь меня, то я на месте этого человека похитил бы девушку, потому что полюбил ее раньше другого. А с кровником поступил бы так, как он этого заслуживает. Каким бы он ни был – все-таки он мой кровник! Но не окажись у него пороха-оружия, я одолжил бы ему свое.
Бятар сказал:
– Дружба нужна не за обильным столом, не за красивой речью. В горе-беде или при другом деле требуется большая дружба. Девушку следовало уступить другу, всячески его восхвалив. Конечно, говорить об этом легко, но выполнить гораздо труднее. И тем не менее, считаю, что именно так должен был поступить настоящий друг. Отпустить кровного врага, позорно, но в такую тяжкую минуту, в какой оказался он, я бы приветил его хлебом-солью. Убить слабого человека – небольшое мужество.
Выслушав оба ответа, Владыка царства мертвых сказал:
– Ты не огорчайся, Сеска Солса. Если судить о мужестве так, как ты это понимаешь, то мужественнее тебя не найти. По вашим ответам я нашел, что Бятар понимает мужество правильнее. Не из одной храбрости оно состоит; мужество вбирает в себя многое. Для того, чтобы не задумываясь, броситься в Терек, не нужно особой храбрости. Мужество определяется не этим, а умом.



10. Сослан и Балсагово Колесо (1948)
11. Сослан и колесо Балсага (1976)

Сослан оскорбил дочь Балсага, отказавшись взять её в жены, и послал Балсаг свое огненное колесо убить нарта. Всё сжигало оно на свое пути, но не смогло остановить Сослана. Тогда подученное Сырдоном оно проезжает по незакаленным коленям Сослана, и тот погибает. Единственный, кто смог уничтожить колесо Балсага, оказался Батрадз (о нём следующий цикл картин).

12. Батрадз (1948)

Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.

13. Батрадз в борьбе (1948)
14. Батрадз и Тыхыфырт (1978)

Великан Тыхыфырт прислал к нартам за данью девушками, но вместо этого Батрадз вызвал его на бой, в котором друг друга борцы одолеть не смогли. Тогда Тыхыфырт заманил Батрадза в глубокую яму и хотел его закидать валунами, но Батрадз по ним выбрался на землю и убил Тыхыфырта.

16. Свадьба Ацамаза и Агунды (1976)

Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.

17. Три нарта (1948)

 


Читайте:



Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят. Рецепт супа из опят. Можно приготовить очень вкусный суп из этих грибов. Существует огромное количество рецептов грибных супов. Опята...

Строение и атмосфера Солнца

Строение и атмосфера Солнца

Когда мы наблюдаем солнечный летний пейзаж, нам кажется, что вся картина будто залита светом. Однако если посмотреть на солнце при помощи...

Обзор техник быстрого засыпания

Обзор техник быстрого засыпания

Практически каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда перед отходом ко сну желание спать велико, но стоит только прилечь и оно сразу пропадает,...

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно...

feed-image RSS