Главная - Дети 6-7 дет
Скульптура древнего рима - фото и описание. Скульптуры Древнего Рима: полный гид Женский скульптурный портрет времени Флавиев

Культура Древнего Рима существовала более 12 веков и имела свои уникальные ценности. В искусстве Древнего Рима воспевались почитание богов, любовь к Отечеству, солдатская честь. О Древнем Риме подготовлено множество докладов, в которых рассказывается об его достижениях.

Культура Древнего Рима

Ученые разделяют историю древнеримской культуры на три периода:

  • Царский (8-6 вв. до н.э.)
  • Республиканский (6-1 вв. до но.э.)
  • Имперский (1 в. до н.э. - 5 в.н.э.)

Царский считается примитивным периодом в плане развития культуры, однако, именно тогда у римлян появился свой алфавит.

Художественная культура римлян была схожа с эллинской, но имела свои характерные особенности. Например, скульптура Древнего Рима приобрела эмоции. На лицах персонажей римские скульпторы стали передавать состояние души. Особенно многочисленны были скульптуры современников - Цезаря, Красса, различных богов, обычных граждан.

Во времена Древнего Рима впервые появляется такое литературное понятие, как «роман». Среди поэтов, сочинявших комедии, наиболее знаменитым был Луцилий, являющийся автором стихотворений на бытовую тематику. Его любимой темой было высмеивание одержимости достижения различных богатств.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Римлянин Ливий Андроник, работавший актером трагедии, знал греческий язык. Ему удалось перевести «Одиссею» Гомера на латинский язык. Вероятно, под впечатлением от произведения, Вергилий вскоре напишет свою «Энеиду» о троянце Энее, ставшем дальним предком всех римлян.

Рис. 1. Похищение сабинянок.

Необыкновенного развития достигла философия. Были сформированы следующие философские течения: римский стоицизм, задача которого состояла в достижении духовных и нравственных идеалов, и неоплатонизм, сутью которого было развитие высшей духовной точки души человека и достижение экстаза.

В Риме античным ученым Птолемеем была создана геоцентрическая система мира. Ему же принадлежат многочисленные работы по математике и географии.

Музыка Древнего Рима копировала греческую. Из Эллады приглашались музыканты, актеры и скульпторы. Популярностью пользовались оды Горация и Овидия. Со временем, музыкальные представления приобрели зрелищный характер, сопровождающийся театральными представлениями или гладиаторскими боями.

Сохранилось письмо римского поэта Марциала, в котором он утверждает, что если станет преподавателем музыки, то безбедная старость ему обеспечена. Это говорит о том, что музыканты пользовались большим спросом в Риме.

Изобразительное искусство в Риме несло утилитарный характер. Оно представлялось римлянами как способ заполнить и организовать жизненное пространство. Оно, как и архитектура, выполнялось в виде монументальности и величия.

Подводя итог, отметим, что римскую культуру можно считать преемницей греческой, однако, римляне многое привнесли и доработали в ней. Иными словами, ученик превзошел учителя.

Рис. 2. Строительство римской дороги.

В архитектуре римляне строили свои здания на века. Термы Каракаллы - яркий пример гигантизма в строительстве. Архитекторы использовали такие приемы как использование палестр, перистильных дворов, садов. Бани снабжались сложным техническим оборудованием.

Величественными римскими сооружениями можно считать дороги, которые используются и по сей день, знаменитые оборонительные валы Траяна и Адриана, акведуки и, конечно же, амфитеатр Флавиев (Колизей).

Рис. 3. Колизей.

Что мы узнали?

Говоря кратко о культуре Древнего Рима, отметим, что созданная с милитаристской и величественной направленностью, создаваемая на века, заложила фундамент всей будущей европейской культуры, она наложила свой отпечаток на развитие цивилизации и вызывала восхищение у потомков.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 244.

Искусство Рима начинается с портрета, как этруски римляне делали восковые или гипсовые слепки с лица умершего. Все детали лица превращались в средство характеристики образа, где нет места идеалу, каждый таков какой он есть.

Беря за образец греческое искусство, (после 146 г. до н.э. в эпоху Августа), римляне стали изображать императоров в бесчисленных идеализированных статуях патрициев, атлантов и богов, хотя модель, конечно, героизирована, а голова – портрет императора.

    Статуя Августа из Примапорте.

    Август в образе Зевса.

Но чаще портретная скульптура римлян – это бюст.

Начало Iв. до н.э. – характеризует нарочитая простота и сдержанность.

    Портрет Нерона

К середине Iв. н.э. – усиливается стремление к декоративности, сильным световым эффектам. (Это эпоха Флавиев)

Портреты напоминают эллинистические образы, появляется интерес к человеческой личности, тонкая характеристика чувств передается без изменений идеализации, но очень выпукло. Художник использует сложную технику обработки мрамора, особенно в женских, вычурных прическах.

    Женский портрет.

    Портрет Виттелия.

Во IIв. н.э. (эпоха Адриана, Антонинов) – портреты отличает мягкость моделировки, утонченность, погруженный в себя взгляд, дымка грусти и отрешенности.

    Портрет Сирпанки.

Направленность, одушевленность взгляда теперь подчеркивается вырезанным зрачком (ранее его рисовали, окрашивали).

Около 170 г. было отлита конная статуя императора Марка Аврелия (сейчас стоит на пл. Капитолия в Риме). Предполагаемая героика образа не совпадает с обликом императора – философа.

IIIв. ознаменован чертами близящегося конца античной цивилизации. Сложившийся в римском искусстве сплав местных и античных традиций разрушается междоусобными войнами, разложением рабовладельческой экономической системы.

Скульптурный портрет полон жестокими и грубыми образами, навеянными самой жизнью. Изображения правдивы и беспощадно – разоблачительны, несут в себе страх и неуверенность, мучительную противоречивость. IIIв. н.э. называют эпохой солдатских императоров или эпохой веризма.

    Портрет Каракканы.

    Портрет Филиппа Аравитянина.

Римляне явились создателями так называемого исторического рельефа.

    Стена Алтаря Мира (13-9 год до н.э.) – в торжественной процессии подношений богини Мира шествуют император Август с семьей и приближенными.

    Колонна Траяна (113 год н.э.) – тридцатиметровая колонна возвышается на форуме Траяна (Рим) поставлена в честь победы над даками. Рельеф, подобно ленте шириной около одного метра и длиной 200 метров обвивает по спирали весь ствол колонны. В исторической последовательности изображены основные события похода Траяна: сооружение моста через Дунай, переправу, саму битву, осаду крепости даков, шествие пленных, триумфальное возвращение. Траяна во главе войска, все изображено глубоко реалистически и пронизано пафосом прославления победителя.

Живопись Древнего Рима

К середине 1 в. до н.э. Древний Рим становится богатым государством. Строятся дворцы и виллы, которые украшали фресками. Полы и внутренние дворики украшались мозаикой – наборной живописью из натуральных камушек, а так же из цветной стеклянной пасты (смальты). Особенно много фресок и мозаик сохранилось в виллах Помпей (которые погибли в результате извержения Везувия в 74 г. н.э.)

В доме Фавна в Помпеях (название возникло от бронзовой фигуры фавна, найденном в доме) раскрыта мозаика 15 кв.м., изображавшая битву А. Македонского с персидским царем Дарием. Прекрасно передано возбуждение битвы, портретные характеристики полководцев, подчеркнуты красотой колорита.

Во ІІв. до н.э. фреска подражала цветному мрамору, так называемый инкрустационный стиль.

В Ів.до н.э. развивается архитектурный (перспективный) стиль. Как образец – росписи Виллы Мистерий: на красном фоне стены, почти на всю ее высоту, располагаются большие многофигурные композиции, в том числе фигуры Диониса и его спутниц – танцовщиц, поражают живописной статуарностью, пластикой движений.

В период империи Ів. н.э. создается третий стиль, который называют орнаментальный или канделябрный, отличающийся египетскими мотивами, напоминающими канделябры (дом Лукреция Фронтина).

Во второй половине Ів. н.э. росписи наполняются изображением архитектуры садов и парков, иллюзорно раздвигающей пространство комнат, в центре стены, как отдельная картина в раме пишутся мифологические сюжеты (дом Веттиев).

По росписям римских вилл мы можем составить представление об античной живописи, влияние которой будет ощущаться еще многие столетия.

В эпоху империи получают дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На римском Форуме возводится Алтарь Мира, верхняя часть которого завершается многоплановым рельефом, изображающим торжественное шествие строгих, закаленных в борьбе римских патрициев, наделенных острыми портретными характеристиками. Исторические рельефы, прославляющие подвиги римского оружия, мудрость правителей, украшают триумфальные арки. Двухсотметровая лента рельефов триумфальной колонны Траяна подробно и бесстрастно повествует о походе римских войск против даков

.

Однако по-прежнему ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. В век Августа резко меняется характер образа - в нем проступает идеал классической красоты и тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появляются парадные портреты в рост, исполненные спокойной сдержанности и величия. Мраморная скульптура Августа из Прима Порта (начало 1 в. н. э., Рим, Ватикан) изображает императора в виде полководца в панцире и с жезлом в руке. Поза атлетически сложенного Августа проста. Постановка фигуры с опорой на одну ногу напоминает стиль Поликлета. Но призывный жест поднятой правой руки, обращенной к легионам, властен и лаконичен - он изменяет основной ритм фигуры, подчеркивая решительное движение вверх и вперед. Голова построена строго, черты лица обобщены, объем вылеплен тонко моделированными крупными плоскостями, связанными плавным ритмом и мягкой светотенью. В нахмуренном лице с резко выступающими скулами и подбородком, в остром взгляде, в сжатых губах выражены напряжение воли, умственная энергия, самообладание, внутренняя дисциплина.

Строгий стиль Августа при Флавиях (69-96 гг. н. э.) сменяется более эффектным и помпезным портретом в рост; в это же время вновь возрождается резкий реализм, безжалостно воспроизводящий человека со всеми его уродливыми чертами - Люций Цецилий Юкунд (вторая половина 1 в. н. э., Неаполь, Музей). В отличие от веризма республиканской поры художники достигают многогранности, обобщенности характеристики, обогащают художественный язык новыми средствами. В портрете Нерона (Рим, Национальный музей), с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом, раскрывается холодная жестокость деспота, произвол низменных, необузданных страстей, самомнение. Отяжеленные формы лица, пряди густой шевелюры переданы совокупностью крупных живописных масс. Художники отказываются от традиционных фронтальных композиций и более свободно располагают скульптуру в пространстве, разрушая тем замкнутость образа республиканского портрета. Эти черты можно наблюдать в «Портрете римлянки» (Рим, Капитолийский музей), где образ оживлен едва заметным движением, наклоном головы. Непринужденная осанка горделива, лицо исполнено самоуверенности. Пышная прическа из живописных масс локонов венчает короной надменные черты молодой женщины. После сдержанности и скупости образов эпохи Траяна в пору кризиса античного мировоззрения при Антонинах (2 в.) в римском портрете появляются черты одухотворенности, самоуглубления и вместе с тем отпечаток утонченности, усталости, характеризующих умирающую эпоху. Люди предстают гуманными, но исполненными тревоги, с грустными взорами, устремленными вдаль. Созерцательное настроение подчеркивается трактовкой глаз с резко врезанными зрачками, полуприкрытыми мягкими тяжелыми веками. Тончайшая светотень и блестящая полировка лица заставляют светиться мрамор изнутри, уничтожают резкость линий;

живописные массы волос оттеняют прозрачность черт. Черты «Сириянки» (вторая половина 2 в., Ленинград, Эрмитаж) облагорожены тончайшими переживаниями, отражающими мир печальных и затаенных мыслей. В изменяющемся от освещения выражении лица сквозит оттенок тонкой иронии.

К этой эпохе относится конная скульптура Марка Аврелия (ок. 170 г.), установленная вновь в 16 в. по проекту Микеланджело на площади: Капитолия в Риме. Чуждый воинской славы, Марк Аврелий изображен в тоге, восседающим на медленно идущем коне. Образ императора трактован как воплощение гражданственного идеала и гуманности. Сосредоточенное лицо стоика исполнено неомраченного спокойствия духа, широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ задумчивого философа, автора «Размышлений наедине с собой». Фигура коня как бы вторит движениям всадника, не только несет его, но и дополняет его образ. «Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия,- писал немецкий историк искусств Винкельман,- нельзя найти в природе». Третий век- эпоха расцвета римского портрета, все более освобождающегося от традиций прошлого. Этот расцвет совершается в условиях упадка, разложения Римского государства и его культуры, но вместе с тем и зарождения в ее недрах новых творческих тенденций. Приток варваров, часто стоящих во главе империи, вливает новые, свежие силы в увядающее римское искусство. В нем намечаются черты, получившие развитие в средневековье на Западе и Востоке, в портрете эпохи Возрождения. Возникают исполненные чрезвычайной энергии, властолюбия, грубой силы, образы людей, рожденных жестокой борьбой, захватившей в то время общество. В бюсте императора Каракаллы (начало 3 в., Неаполь, Национальный музей) римский реализм достигает вершины. Индивидуальный образ Каракаллы вырастает до типического воплощения деспота.

Беспощадный реализм обогащен психологическим проникновением во внутренний мир, исполненный драматического напряжения и конфликтов с окружающей средой. Композиция построена на резком противопоставлении плеч и внезапно гневного поворота головы. Энергично высеченное лицо искажено конвульсиями злобы; экспрессивный образ драматизирован контрастами света и тени. Портретные образы этого периода контрастны. Они различны по характеристикам и художественным приемам. Скульптор обнажает не только жестокую борьбу грубых и сильных страстей человека, но становится чутким к тонким нюансам настроений. Душевной хрупкостью отмечен «Портрет мальчика» (первая половина 3 в., Москва, ГМИИ) с большими печальными глазами, в которых сквозит затаенный укор. Скульптор подмечает в трогательной нежности и беззащитности ребенка оттенок безвольности, что проступает в линии слегка открытого рта. Художник отказывается в этом портрете от работы буравом, который применялся обычно для дробления скульптурной массы, вызывающей динамичную игру света и тени, как это наблюдалось в портрете Каракаллы. Психологическая насыщенность в портрете мальчика достигнута крайней сдержанностью пластических средств, монолитностью компактных объемов, и вместе с тем необычайно тонкой разработкой пластики лица. Прозрачность мрамора усиливает впечатление болезненности лица, а легкие тени, свет и воздух, вибрирующие на его поверхности, одухотворяют его.

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией, проступающей в горящем взоре. Филипп Аравитянин (244-249 гг., Ленинград, Эрмитаж) - суровый солдат, сын разбойника, воплощение образа «варварского» Рима; скульптор выделяет в его лице самое важное, лишь несколькими линиями и насечками намечает волосы, строит композицию крупными массами, достигая этим почти архитектурной монументальности. В портрете Максимина Дазы (4 в., Каир, Музей) побеждает схематизм, внутреннее напряжение приобретает нечеловеческую силу. В «Женском портрете» (4 в., Ленинград, Эрмитаж) в застывшем взоре, устремленном вдаль, духовный порыв предвосхищает иконные лики ранневизантийского искусства. Человек как бы обращается к внешнему миру, который воспринимается им воплощением неведомых сверхъестественных сил. Воля к жизни исчезает, начинает доминировать покорность судьбе - человек сознает себя слабым существом. В пределах римского искусства рождается спиритуализм, характерный для возникающего средневекового искусства. В образе человека, утратившего этический идеал в самой жизни, разрушается гармония физического и духовного начала, характерная для античного идеала личности.

Древние римляне любили украшать скульптурами свои города. В Риме к началу 4 в. н.э. было около 4 тысяч бронзовых статуй, в том числе 22 больших конных памятника, из которых сохранилась только конная статуя Марка Аврелия (римского императора, правившего с 161 по 180 г.). (Копия статуи стоит на Капитолии, а оригинал хранится в Капитолийском музее.) Мраморных же статуй было огромное множество. Скульптуры и статуи устанавливали на надгробных памятниках, они украшали частные дома римских граждан, улицы, площади и храмы Вечного города. На Римском Форуме стояли статуи императоров, полководцев, прославленных ораторов и др. знатных граждан. В одном только Колизее в 240 его арках было установлено 160 статуй императоров и римских богой!

Одна из древнеримских статуй 1 века, установленна на Капитолии в основании лестницы Микеланджело перед Дворцом Сенаторов (нынешней резиденцией мэра Рима).
01.

Римская скульптура - это не только изображение богов и императоров во весь рост. Большого мастерства достигли древние римляне в портретном искусстве, развитию реализма которого способствовало то, что древние римляне снимали восковые маски с лиц усопших. Этот обычай существует уже более двух тысяч лет. У древних же римлян изготовление посмертных масок было связано с погребальной церемонией, когда в похоронной процессии наёмные артисты надевали маски умерших предков знатного и богатого покойного, подчёркивая таким образом знатность аристократического рода, провожая таким образом его в последний путь. Маски хранили у домашнего алтаря. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, где портрет также был чрезвычайно развит.
02.

Большого искусства достигли древние римляне и в барельефах, большая часть которых была на саркофагах, на которых реалистически изображались не только сцены воинских сражений, но и обыденная жизнь, например, свадьбы.

03.
Ватикан. Бельвердерский дворик.

Барельеф на триумфальной арке Константина.
04.

Колонна Траяна .
В 106 году император Траян одержал победу над Дакией (современной Румынией, превратив её в римскую провинцию. В ознаменование этой победы в 112 году был построен Форум Траяна, посреди которого около двух тысяч лет возвышается Колонна Траяна, высотой в 30 метров.
Всю колонну спиралью обвивает скульптурный барельеф с эпизодами войны с даками. Длина развёрнутого рельефа около 200 метров. Это настоящее реалистическое повествование о войне римлян с дакийцами и сарматами. На барельефе изображено около 2.500 фигур!
05.


Колонна Марка Аврелия (Colonna di Marco Aurelio)
Колонна воздвигнута в 193 году в память о Маркоманской войне Марка Аврелия (121 — 180 гг. н.э.), прототипом колонны послужила колонна Траяна.
Высота колонны составляет 29,6 м, её пьедестала — 10 м. Общая высота монумента составляла 41,95 м, однако 3 метра её основания после реставрации 1589 года оказались ниже поверхности земли. Ствол колонны состоит по разным данным из 27 или 28 блоков карарского мрамора 3,7-метрового диаметра.
Рельеф колонны Марка Аврелия заметно отличается от рельефа колонны Траяна большей экспрессивностью. На нём гораздо сильнее выражена игра света и тени, поскольку резьба по камню более глубокая, несколько увеличены головы фигур, чтоб можно было точнее передать выражение лиц. В то же время отмечается снижение уровня проработки деталей оружия и одежды.
06.

Как и колонна Траяна, эта колонна полая, внутри находится винтовая лестница с 190—200 ступенями, ведущими к вершине, где в древности была установлена скульптура Марка Аврелия. Лестничная клетка освещается через небольшие прорези, которые хорошо видны на снимках здесь.
В Средние века восхождение по лестнице на вершину колонны было столь популярным, что право взимать входную плату ежегодно выставлялось на аукцион.
07.

Главным достоинством Древнеримской скульптуры является реалистичность и достоверность образов. В первую очередь, это связано с тем, что у римлян был силен культ предков, и с самого раннего периода римской истории существовал обычай снимать посмертные восковые маски, которые позже за основу скульптурных портретов брали мастера скульптуры.

Само понятие "древнеримское искусство" имеет весьма условный смысл. Все римские скульпторы были по происхождению греками. В эстетическом смысле вся древнеримская скульптура - реплика греческой. Новшеством стало соединение греческого стремления к гармонии и римской жесткости и культа силы.

История древнеримской скульптуры подразделяется на три части - искусство этрусков, пластика эпохи республики и имперское искусство.

Искусство этрусков


Скульптура этрусков была призвана украшать погребальные урны. Сами эти урны создавались в форме человеческого тела. Реалистичность изображения считалась необходимым для поддержания порядка в мире духов и людей. Работы древних этрусских мастеров, несмотря на примитивность и схематичность изображений, удивляют индивидуальностью каждого образа, своим характером и энергетикой.

Скульптура Римской Республики


Для скульптуры времен Республики характерна эмоциональная скупость, отстраненность и холодность. Создавалось впечатление полной замкнутости образа. Виною тому точное воспроизведение посмертной маски при создании скульптуры. Ситуацию несколько выправляла греческая эстетика, каноны, по которым высчитывались пропорции человеческого тела.


Многочисленные рельефы триумфальных колонн, храмов, которые относятся к этому периоду, поражают изяществом линий и реалистичностью. Особенно стоит упомянуть о бронзовой скульптуре "Римской волчицы". Основополагающая легенда Рима, вещественное воплощение римской идеологии - вот значение этой статуи в культуре. Примитивизация сюжета, неверные пропорции, фантастичность, ничуть не мешают восхищаться динамикой этой работы, особой остротой и темпераментом.

Но главное завоевание в скульптуре этой эпохи - реалистический скульптурный портрет. В отличии от Греции, где создавая портрет, мастер так или иначе подчинял законам гармонии и красоты все индивидуальные черты модели, римские мастера тщательно копировали все тонкости внешности моделей. С другой стороны, это часто приводило к упрощению образов, грубости линий и удалению от реализма.

Скульптура Римской Империи


Задача искусства любой империи - возвеличивать императора и державу. - не исключение. Римляне эпохи империи не представляли свой дом без скульптур предков, богов и самого императора. Поэтому до наших дней дошли множество образцов имперского пластического искусства.


В первую очередь, внимания заслуживают триумфальные колонны Траяна и Марка Аврелия. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах, подвигах и трофеях. Подобные рельефы - это не только произведения искусства, поражающие точностью изображений, многофигурностью композиции, гармоничностью линий и тонкостью работы, это еще и бесценный исторический источник, позволяющий восстановить бытовые и военные детали эпохи империи.

Статуи императоров на форумах Рима выполнены в суровой, грубой манере. Здесь уже нет и следа от той греческой гармонии и красоты, которая была характерна для раннего римского искусства. Мастера, в первую очередь, должны были изображать сильных и жестких правителей. Произошел и отход от реализма. Римские императоры изображались атлетически сложенными, высокими, несмотря на то, что редко кто из них отличался гармоничным телосложением.

Практически всегда во времена Римской империи скульптуры богов изображались с лицами правящих императоров, поэтому историкам достоверно известно, как выглядели императоры самого большого античного государства.

Несмотря на то, что римское искусство, без всякого сомнения, вошло в мировую сокровищницу множества шедевров, по своей сути оно является лишь продолжением древнегреческого. Римляне развили античное искусство, сделали его пышнее, величественнее, ярче. С другой стороны, именно римляне утратили чувство меры, глубину и идейную наполненность раннего античного искусства.

 


Читайте:



Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят – это просто и полезно!

Суп из опят. Рецепт супа из опят. Можно приготовить очень вкусный суп из этих грибов. Существует огромное количество рецептов грибных супов. Опята...

Строение и атмосфера Солнца

Строение и атмосфера Солнца

Когда мы наблюдаем солнечный летний пейзаж, нам кажется, что вся картина будто залита светом. Однако если посмотреть на солнце при помощи...

Обзор техник быстрого засыпания

Обзор техник быстрого засыпания

Практически каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда перед отходом ко сну желание спать велико, но стоит только прилечь и оно сразу пропадает,...

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Популярные исполнители 70 80 годов русские

Говоря о песнях 2000-х годов, нельзя не отметить главную, и возможно, решающую роль популярной музыки в формировании вкусов и меломанов. Сложно...

feed-image RSS