Разделы сайта
Выбор редакции:
- Сми и массовая культура Характеристика массовой культуры и примеры
- Характер современных войн и вооруженных конфликтов кратко Конвенционные и нелегитимные войны
- К чему снится белое свадебное платье: расшифровка образа по соннику
- Аркадий Морейнис, Главстарт: «Я работаю со стартапами, а не продаю коробки с кофе Генеральный директор компании "Главстарт"
- Шкатулка качественных задач по физикеэлектричество Как устроена морская гальваноударная мина
- Сергей Черёмин: «Соотечественник – это тот, кто разделяет культурные ценности русского мира»
- «Летчик живет только в полете»
- Весна пора цветения цитаты
- Полипы матки как избавиться?
- Загадки, пословицы, поговорки, рассказы и стихи о липе Свойства липы дерева
Реклама
Тема: «Образ Василия Теркина в произведении Твардовского. Образ Василия Теркина (Школьные сочинения) Описание теркина в поэме твардовского |
Символика имени . Настоящий, нефельетонный Теркин, герой "Книги про бойца", появился в первых двух главах книги Твардовского в сентябре 1942 года. Фронтовая "биография" Теркина такова: начинает воевать во время финской кампании, вновь вступает в строй в июне 1941 года, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, потом переходит в наступление и завершает свой путь в глубине Германии. Василий Теркин - это образ неодноплановый. Он символический образ, человек-народ, собирательный русский тип. Не случайно о личной биографии его не говорится ничего: они как бы средние. Он "большой охотник жить лет до девяноста", человек мирный, гражданский, солдат по необходимости. Обычная его жизнь в колхозе прервана войной. Война для него - стихийное бедствие, горячая работа. Вся поэма пронизана мечтой о мирной жизни. Уже при первом упоминании фамилия Теркин явственно очерчивает границы характера: Теркин - значит бывалый, тертый человек, "тертый калач", или, как сказано в поэме, "жизнью тертый человек". Ср., например, с русской пословицей: "Терпение и труд все перетрут" и т.д. Это ядро имени, ядро образа неоднократно варьируется, обыгрывается в поэме: С первых дней годины горькой, Мир слыхал сквозь грозный гром, Повторял Василий Теркин: - Перетерпим. Перетрем... Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный.Образ Теркина - это обобщенный образ, при всей своей реалистичности и обыкновенности. Твардовский наделяет своего героя "общерусской" внешностью, избегает портретных примет (это сделало бы его излишне индивидуализированным): "Красотою наделен / Не был он отменной. / Не высок, не то чтоб мал, / Но герой-героем". Теркин - и яркая, неповторимая личность, и в то же время он включает в себя черты многих людей, он как бы многократно повторяется в других 1 . См., например, главу "Теркин - Теркин": оказывается, Теркиных в книге двое. Это герой книги Василий Иванович и его однофамилец Иван. Двойничество подчеркивает обобщающий характер главного героя. Но их двойничество не абсолютно: второй Теркин оказывается рыжим, не курит, и его фронтовая профессия - бронебойщик. Разрешается ситуация "строгим старшиной": Что вы тут не разберете, Не поймете меж собой? По уставу каждой роте Будет придан Теркин свой.Твардовский отбирает наиболее общие, типичные эпизоды войны, редко использует конкретные географические названия и точные хронологические обозначения (место и время действия его книги - поле, лес, река, болото, деревенька, дорога, зима, весна, лето, осень). То же самое и в отношении военной профессии Теркина: в разных ситуациях он оказывается то связистом, то стрелком, то разведчиком. Важна принадлежность Теркина к самому массовому роду войск - пехоте. Герой - пехотинец. "В нем - пафос пехоты, войска, самого близкого к земле, к холоду, к огню и смерти", - писал Твардовский в самом начале своего замысла. Теркин - из числа чернорабочих войны, на которых и держится страна, которые вынесли на своих плечах тяжесть войны. Герой поэмы Твардовского - это герой конкретной войны с немцами, и в то же время есть в нем то, что сближает его с русским солдатом всех времен. Самому Твардовскому эта мысль о глубоких национальных корнях его героя всегда нравилась и в рукописных вариантах поэмы есть строки: И в своей шинели мятой, Похудевший, бородатый В самый раз походит он На российского солдата Всех кампаний и времен. 2Твардовский рисует быт войны в целом, но общая картина войны складывается из отдельных, очень ярких и точных деталей войны. Конкретность, осязаемость рисуемых Твардовским картин чрезвычайно усиливают многочисленные и точные детали фронтовой жизни: на стоянке "в закоптелый бак гремела из ведра вода со льдом"; телефонист "дунул в трубку для порядка"; солдаты пишут письма "на привале, при огне, друг у друга на спине, зубами сняв перчатку, на ветру в любой мороз" и т.п. Картины войны в поэме всегда динамичны, живы, зрительно ощутимы. Достижению обобщенности образа главного героя способствует и система рифм, используемых по отношению к имени и фамилии героя. Твардовский использует рифмы, которые характеризуют армейский быт и настроение героя ("Теркин" - "горькой", "махорки", "поговорки", "в гимнастерке", "в каптерке" и т.д.). Наиболее ответственной в поэме является рифма "Василий - Россия", несколько раз повторенная в тексте, то есть подчеркивается, что герой является воплощением богатырства русского народа, представляя всю Россию, весь народ. «Василий Тёркин» писался в течение всей Великой Отечественной войны - с 1941 по 1945 год. Но замысел произведения возник гораздо раньше, во время финской кампании 1939-1940 годов. Герой по имени Василий Тёркин сначала фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны. Некоторые главы, вошедшие потом в поэму «Василий Тёркин», были созданы задолго до того, как произведение сложилось в окончательном виде («На привале», «Гармонь», «Переправа»). После окончания финской войны работа над «Василием Тёркиным» стала главным делом Твардовского. Именно в годы Великой Отечественной войны был создан текст, известный нам под этим названием. Первые главы поэмы «Василий Тёркин» были опубликованы во фронтовой печати в 1942 году. Кроме того, начиная с этого же года, поэма выходила отдельными изданиями. ЖанрТрадиционно жанр «Василия Тёркина» принято обозначать как поэму. Такое жанровое определение вполне закономерно, поскольку это произведение соединяет в себе лирическое и эпическое начало. Однако сам автор называл «Василия Тёркина» «Книгой про бойца». Твардовский объяснил это следующим образом: «Жанровое обозначение "Книги про бойца", на котором я остановился, не было результатом стремления просто избежать обозначения "поэма", "повесть" и т. п. Это совпало с решением писать не поэму, не повесть или роман в стихах, то есть не то, что имеет свои узаконенные и в известной мере обязательные сюжетные, композиционные и иные признаки. У меня не выходили эти признаки, а нечто все-таки выходило, и это нечто я обозначил "Книгой про бойца"». Сюжет«Переправа ». Идет переправа через реку. Взводы погружаются на понтоны. Вражеский огонь срывает переправу, но первый взвод успел перебраться на правый берег. Те, кто остался на левом, ждут рассвета, не зная, как быть дальше. С правого берега приплывает Тёркин (вода зимняя, ледяная). Он сообщает, что первый взвод в силах обеспечить переправу, если его поддержат огнем. «Два солдата ». В избе - дед (старый солдат) и бабка. К ним заходит Тёркин. Он чинит старикам пилу и часы. Герой догадывается, что у бабки есть спрятанное сало и уговаривает угостить его. Дед спрашивает Теркина: «Побьем ли немца?» Тот отвечает, уже уходя, с порога: «Побьем, отец». «Поединок ». Тёркин врукопашную сражается с немцем и побеждает. Возвращается из разведки, ведет с собой «языка». «Смерть и воин ». Тёркин тяжело ранен и лежит на снегу. К нему приходит Смерть и уговаривает покориться ей. Тёркин не соглашается. Его находят люди из похоронной команды и несут в санбат. КомпозицияУсловно поэму «Василий Тёркин» можно разделить на три части: первая повествует о начале войны, вторая посвящена середине, а третья - концу войны. Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Этим обусловлена и оригинальность композиции. Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. Каждая следующая глава поэмы представляет собой описание одного фронтового эпизода. Не только отдельные главы, но и периоды, строфы внутри глав отличаются своей законченностью. Это вызвано тем, что поэма печаталась по частям, а значит - должна быть доступной читателю с «любого места». Не случайно и то, что произведение Твардовского начинается и заканчивается лирическими отступлениями. Открытый разговор с читателем приближает к внутреннему миру произведения, создает атмосферу общей причастности к событиям. Поэма заканчивается посвящением павшим. ТемаЦентральная тема произведения - жизнь народа на войне. Несмотря на юмор, пронизывающий поэму от начала до конца, Твардовский изображает войну как суровое и трагическое испытание жизненных сил народа, страны, каждого человека: Вой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы. Ради жизни на земле. И столбом поставил воду Вдруг снаряд. Понтоны в ряд, Густо было там народу - Наших стриженых ребят... И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно... Твардовский показывает победы, но и драму отступления советской армии, солдатский быт, страх смерти, все тяготы и горечь войны. Война в «Василии Теркине» - это прежде кровь, боль и потери. Так, автор описывает горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных. ...бездомный и безродный, Воротившись в батальон, Ел солдат свой суп холодный После всех, и плакал он. На краю сухой канавы, С горькой, детской дрожью рта, Плакал, сидя с ложкой в правой, С хлебом в левой, - сирота. Разговоры бойцы заводят совсем не на «высокие» темы - например, о преимуществе сапога перед валенком. И заканчивают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а там, где в России обычно заканчивается всякая страда, - в бане. Но в «Василии Тёркине» речь идет не только о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, забравшей миллионы жизней, но и о войне вообще. Здесь поднимаются философские проблемы жизни и смерти, войны и мира. Твардовский осмысляет войну через призму мира, через изображение вечных человеческих ценностей, которые разрушены войной. Писатель утверждает величие и ценность жизни через отрицание войны и смерти, которую она несет. Образ Василия ТеркинаВ центре поэмы стоит образ Тёркина, объединяющий композицию произведения в единое целое. Тёркин Василий Иванович - главный герой поэмы, рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. Тёркин с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. Судьба главного героя, рядового солдата, одного из тех, кто вынес на своих плечах всю тяжесть войны, становится олицетворением национальной силы духа, воли к жизни. Фамилия героя неслучайно созвучна слову «тереть»: Тёркин - бывалый солдат, участник войны с Финляндией. В Великой Отечественной войне он участвует с первых дней: «в строй с июня, в бой с июля». Тёркин - воплощение русского характера. Он не выделяется ни выдающимися умственными способностями, ни внешним совершенством: Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. Впрочем, парень хоть куда. Парень в этом роде В каждой роте есть всегда, Да и в каждом взводе. В образе Василия Тёркина воплощены лучшие черты народа: мужество, смелость, любовь к труду, скромность, простота, чувство юмора. Жизнерадостность и природный юмор помогают Тёркину справиться со страхом и побеждают саму смерть. Тёркин часто рискует собственной жизнью. Например, он в ледяной воде переправляется через реку и налаживает связь, обеспечивая благоприятный исход боя («Переправа»). Когда замерзшему Тёркину оказывают медицинскую помощь, он шутит: Растирали, растирали... Вдруг он молвит, как во сне: - Доктор, доктор, а нельзя ли Изнутри погреться мне? Василий Теркин показан не только как солдат, он еще и мастер на все руки. В суровых военных условиях он не утратил вкус к мирному труду: умеет и починить часы, и наточить старую пилу («Два солдата»). Кроме того, Теркин еще и мастер играть на гармонике. Словом, Тёркин, тот, который На войне лихой солдат, На гулянке гость не лишний, На работе - хоть куда. Прототипом Василия Тёркина стал весь русский народ. Не случайно в главе «Тёркин - Тёркин» мы встречаем еще одного бойца с такой же фамилией и таким же именем, и он тоже герой. Теркин говорит сам о себе во множественном числе, показывая тем самым, что он - это собирательный образ. Пожалуй, самое жуткое место «Книги про бойца» - это глава «Смерть и воин». Она повествует о том, как к герою, который «неподобранный лежал», пришла смерть. Смерть уговаривала его сдаться ей, но Тёркин мужественно отказывался, хотя стоило ему это очень больших усилий. Смерть не хочет так просто упускать свою добычу и не отходит от раненого. Наконец, когда Теркин стал терять силы, он поставил Смерти условие: Я не худший и не лучший, Что погибну на войне. Но в конце ее, послушай, Дашь ты на день отпуск мне? Дашь ты мне в тот день последний, В праздник славы мировой, Услыхать салют победный, Что раздастся над Москвой? Из этих слов солдата становится ясно, что он готов расстаться с жизнью, но увидеть победу своего народа. В тяжкой борьбе помогает главному герою фронтовое братство. Даже Смерть удивляется этой дружбе и отступает. Василий Тёркин - обобщенный и в то же время глубоко индивидуализированный образ. Он воспринимается как совершенно реальный герой - ловкий, смекалистый, остроумный. Тёркин неотделим от воюющего народа. Книга «населена» множеством эпизодических лиц: дед, солдат, воевавший во времена Первой мировой войны, и бабка, его жена, танкисты в бою и на марше, девчонка, медсестра в госпитале, солдатская мать, возвращающаяся из плена, солдат, потерявший всех родных, и т. д. Почти все эти герои - безымянные, что, конечно, не случайно. Это помогает автору создать единый образ советского народа, защищающего свою землю. Образ Василия Теркина полюбился читателям сразу. Твардовский писал свою поэму, будучи фронтовым корреспондентом и пройдя всю Великую Отечественную войну с 1941 по 1945 годы. Несколько раз автор пытался завершить работу над своим произведением, но восторженные письма с фронта заставляли его продолжать. Чем же так полюбился заглавный герой фронтовикам?
Теркин Василий Иванович — главный герой поэмы, рядовой пехотинец (затем офицер) из смоленских крестьян («Просто парень сам собой / Он обыкновенный»); Т. воплощает лучшие черты русского солдата и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина «Василий Теркин» (1892). Герой по имени Василий Теркин фигурирует в стихотворных фельетонах Твардовского периода советско-финской войны (1939—1940); ср. слова героя поэмы: «Я вторую, брат, войну / На веку воюю». Поэма построена как цепь эпизодов из военной жизни главного героя, которые не всегда имеют непосредственную событийную связь между собой. В главе «На привале» Т. с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны; говорит, что воюет с самого начала войны, трижды был в окружении, был ранен. В главе «Перед боем» речь идет о том, как в первые месяцы войны в группе из десяти бойцов, выходящих из окружения, Т. был «как бы политрук», повторяя одну «политбеседу»: «Не унывай». В главе «Переправа» Т., чтобы восстановить связь с наступающими подразделениями, которые находятся на противоположном берегу реки, дважды переплывает ее в ледяной воде. В главе «Теркин ранен» герой, проводя во время боя телефонную линию, в одиночку занимает немецкий блиндаж, но попадает в нем под обстрел собственной артиллерии; Т. ранен, однако наступающие танкисты спасают его, отвозя в санбат. В главе «О награде» Т. комично рассказывает о том, как вел бы себя, вернувшись с войны в родную деревню; говорит, что для представительности ему совершенно необходима медаль. В главе «Гармонь» Т. возвращается из госпиталя после ранения; по дороге встречает спасших его танкистов, играет на гармони, принадлежавшей их убитому командиру, и они на прощанье отдают гармонь ему. В главе «Два солдата» Т. по дороге на фронт оказывается в доме старых крестьян, помогает им по хозяйству, разговаривает со стариком хозяином, воевавшим в первую мировую войну, и на прощанье на его вопрос: «Побьем мы немца / Или, может, не побьем?» — отвечает: «Побьем, отец». В главе «О потере» Т. рассказывает солдату, потерявшему кисет, как, привезенный танкистами в санбат, обнаружил пропажу шапки и молоденькая санитарка подарила ему свою; он надеется встретить ее и вернуть шапку. Т. дарит свой кисет бойцу взамен потерянного. В главе «Поединок» Т. вступает в рукопашный бой с немцем и, с трудом одолевая, берет его в плен. В главе «Кто стрелял?» Т. из винтовки неожиданно для себя сбивает немецкий штурмовик; завидующего ему сержанта Т. успокаивает: «Не горюй, у немца этот / Не последний самолет». В главе «Генерал» Т. вызывают к генералу, который награждает его орденом и недельным отпуском, — однако выясняется, что использовать его герой не может, поскольку его родная деревня пока занята немцами. В главе «Бой в болоте» Т. шутками ободряет бойцов, ведущих тяжелый бой за место, называемое «населенный пункт Борки», от которого осталось «место черное одно». В главе «О любви» выясняется, что у героя нет девушки, которая бы проводила его на войну и писала ему письма на фронт; автор шутливо призывает: «Обратите нежный взгляд, / Девушки, к пехоте». В главе «Отдых Теркина» нормальные бытовые условия представляются герою «раем»; отвыкнув спать в постели, он не может заснуть, пока не получает совет — надеть на голову шапку, чтобы имитировать полевые условия. В главе «В наступлении» Т., когда убивают командира взвода, принимает командование на себя и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. В главе «Смерть и воин» Т., лежа раненым в поле, беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов его обнаруживают бойцы похоронной команды, и он говорит им: «Уберите эту бабу, / Я солдат еще живой»; они доставляют его в санбат. Глава «Теркин пишет» представляет собой письмо Т. из госпиталя к однополчанам: он обещает непременно вернуться к ним. В главе «Теркин — Теркин» герой встречает однофамильца — Ивана Теркина; они спорят, кто из них «истинный» Теркин (это имя стало уже легендарным), но не могут определить, поскольку очень похожи друг на друга. Спор разрешает старшина, который объясняет, что «По уставу каждой роте / Будет придан Теркин свой». Далее, в главе «От автора», изображается процесс «мифологизации» персонажа; Т. назван «святым и грешным русским чудо-человеком». В главе «Дед и баба» вновь идет речь о старых крестьянах из главы «Два солдата»; проведя два года в оккупации, они ожидают наступления Красной Армии; в одном из разведчиков старик узнает Т., который стал офицером. В главе «На Днепре» говорится о том, что Т. вместе с наступающей армией все ближе к родным местам; войска форсируют Днепр, и, глядя на освобожденную землю, герой плачет. В главе «По дороге на Берлин» Т. встречает крестьянку, некогда угнанную в Германию, — она возвращается домой пешком; вместе с солдатами Т. дарит ей трофеи: коня с упряжкой, корову, овцу, домашнюю утварь и велосипед. В главе «В бане» солдата, на гимнастерке которого «Ордена, медали в ряд / Жарким пламенем горят», восхищенные бойцы сравнивают с Теркиным: имя героя уже стало нарицательным. Василий Теркин – главный герой поэмы А.Т. Твардовского, который объединяет все отдельные главы «Василия Теркина». Это яркая личность, но в то же время и обобщенный образ. В Василии Теркине совместились все самые лучшие качества русского народа, которые многократно встречались на войне. Образ главного героя является собирательным. Теркин олицетворяет весь русский народ, которому пришлось пройти войну, чтобы защитить свою Родину от врагов. Автор не дает подробных портретных или биографических характеристик своему главному герою, чтобы сделать его таким, как все солдаты на войне. Писатель показывает, что все то, что делает Теркин – подвиги всего народа, а не отдельного человека. А.Т. Твардовский подчеркивает «обыкновенность» Василия Теркина. Он «свой среди своих». Для Теркина каждый солдат на войне стал приятелем, другом, братом. Война для Василия – это желание постоять за свою Отчизну, это обязанность каждого русского человека. Теркин – человек-герой, который готов отдать собственную жизнь ради спасения Родины. Совершать подвиги помогают Василию его внутренние качества: мужество, решительность, смелость, храбрость, мудрость. Не зря автор подчеркивает богатырскую удаль Василия Теркина и называет его «русским чудо-человеком». Судьба главного героя – это судьба целого народа. Поэтому читателям была важна поэма , она рассказывала о жизни простого русского человека на войне. Многие солдаты в образе Василия Теркина узнавали себя и свои подвиги. Это не только воин, но и веселый балагур, шутник, который поддерживал настроение солдат, и мастер на все руки, способный многое починить. Фамилия главного героя говорящая. Василий Теркин – тертый калач, который многое перенес на своем жизненном пути. Он видел много боли и страдания на войне, поэтому желает как можно раньше ее завершить. Для этого он делает все возможное. Теркину не страшны пули и вражеские самолеты, он не боится ни холодной воды, ни смерти. Это человек, который готов идти до самого конца. Именно по этой причине Василий Теркин идет по дороге на Берлин, он хотел увидеть полный конец военным действиям. А.Т. Твардовский описывает в своем произведении самые частые военные действия, в которых проявляет себя Василий Теркин. Это вновь подчеркивает собирательность образа. В главах отражен весь русский народ. Василий Теркин, хоть и совершает подвиги, но не является прирожденным воином. Он, как и все, скучает по своей малой Родине, в его голове возникают картины прошлой мирной жизни, он думает о том, что будет с ним после войны, как он вернется домой. Военное время буквально совмещается с мирным, ради спокойной жизни борются все Теркины на войне. Василий видит все трудности на войне. Герой не идеализирует ее, наоборот, для него она страшна и бессмысленна. Ожесточенные бои и смертельные раны становятся непонятыми солдатами. Однако Василий Теркин призывает воинов не падать духов, не обращать внимание на военные условия, а идти только вперед. Ради победы страны над врагом. |
Популярное:
Новое
- Характер современных войн и вооруженных конфликтов кратко Конвенционные и нелегитимные войны
- К чему снится белое свадебное платье: расшифровка образа по соннику
- Аркадий Морейнис, Главстарт: «Я работаю со стартапами, а не продаю коробки с кофе Генеральный директор компании "Главстарт"
- Шкатулка качественных задач по физикеэлектричество Как устроена морская гальваноударная мина
- Сергей Черёмин: «Соотечественник – это тот, кто разделяет культурные ценности русского мира»
- «Летчик живет только в полете»
- Весна пора цветения цитаты
- Полипы матки как избавиться?
- Загадки, пословицы, поговорки, рассказы и стихи о липе Свойства липы дерева
- Час "мордобоя" Взятие Зимнего дворца