Главная - Детские поделки
Всё о народных музыкальных инструментах. Русские музыкальные инструменты на грани исчезновения Речевое упражнение «Оркестр»

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Первые русские народные музыкальные инструменты возникли давным-давно, еще в незапамятные времена. О том, на чем играли наши предки, можно узнать из картин, рукописных брошюр и лубков.

Некоторое количество инструментов было найдено во время раскопок, и теперь уже ни у кого не может быть сомнений, что они действительно были распространены на Руси. Наши предки жить не могли без музыки. Очень многие из них умели самостоятельно изготавливать простейшие инструменты, которые затем передавались по наследству. Вечерами люди собирались и играли, отдыхая от трудового дня.

Давайте подробнее рассмотрим музыкальные инструменты. Хотя бы общее представление о них должно быть у каждого жителя нашей страны.

Гусли

Это инструмент со струнами. Впервые он появился на Руси.

Гусли - самый старинный из всех, дошедших до нас. Они бывают шлемовидными и крыловидными. Последние изготавливались в форме треугольника, минимальное количество струн у них - 5, а максимальное - 14. на крыловидных (звончатых) гуслях такова, что человек задевает правой рукой все струны сразу. А левой в это время нейтрализует ненужные звуки. Что же касается шлемовидных (также их называют псалтыревидными), то человек играет на них двумя руками сразу. Эти народные инструменты освоить достаточно сложно, но они того стоят.

Клавирообразные гусли

Рассмотрим и их. Они были распространены не только в древности, но и в ХХ веке, зачастую на них играли представители духовенства.

Эти гусли были похожи на псалтыревидные, но на порядок лучше. Основой этого инструмента служил прямоугольный ящик, оснащенный крышкой. На одной его стороне вырезалось несколько голосников (специальных овальных отверстий), затем к ней присоединялась пара деревянных щепок. В одну из них были ввернуты металлические колки, на них были намотаны струны из этого же материала. Другая щепка служила приструнником. Здесь не требуется особых объяснений, название говорит само за себя. На ней фиксировались струны. Этому инструменту присущ был фортепианный строй. Интересно то, что струны, аналогичные темным клавишам, располагались ниже соответствовавших белым. Чтобы играть на клавирообразных гуслях, нужно было знать ноты. Иначе бы не получилось нормальной мелодии. Народные инструменты, картинки которых вы видите перед собой, очаровывают каждого, кто их услышит.

Родственник кантеле

Невозможно не упомянуть гусли, по виду напоминавшие кантеле - инструмент родом из Финляндии. Скорее всего, на их создание русских вдохновили традиции этой страны. К сожалению, в ХХ столетии такие гусли были совершенно забыты.

Теперь вы знаете самые известные старинные народные струнные инструменты.

Балалайка

На ней многие фолк-музыканты играют и сегодня. Балалайка - это щипковый инструмент, оснащенный тремя струнами.

Ее размеры очень разнятся: бывают модели, размер которых достигает 600 мм, но также встречаются виды длиной 1,7 метров. В первом случае речь идет о так называемой приме, а во втором - о балалайке-контрабасе. Этот инструмент имеет немного выгнутый корпус из дерева, но в XVIII—XIX столетиях встречались также овальные. Если спросить любого иностранца, с чем ассоциируется у него Россия, то ему непременно придет в голову балалайка. Гармонь и жалейка - тоже символы нашей страны, однако менее популярные.

Особенности звучания

Звучание у балалайки громкое, но нежное. Самые распространенные приемы игры - одинарное и двойное пиццикато. Не последнее место занимают также бряцание, дроби, вибрато, тремоло. Народные инструменты, в том числе и балалайка, звучат довольно мягко, хотя и звонко. Мелодии получаются очень душевными и зачастую печальными.

Балалайка-контрабас

Раньше у этого инструмента не было устоявшегося, повсеместно используемого строя.

Каждый музыкант настраивал его в соответствии со своими предпочтениями, настроением играемых мелодий и местными обычаями. Однако в XIX столетии кардинально изменил эту ситуацию, после чего балалайка стала непременным атрибутом многих концертов. Народные инструменты, фото которых вы видите, и сегодня многие музыканты используют в своих выступлениях.

Академический и народный строй

Строй, созданный Андреевым, завоевал огромную популярность среди исполнителей, разъезжающих по стране. Он стал именоваться академическим. Помимо него, есть и так называемый народный строй. В данном случае легче брать трезвучия, а сложность заключается в том, что достаточно трудно использовать открытые струны. Помимо всего перечисленного, существуют и местные способы настройки балалайки. Их насчитывается двадцать.

Можно сказать, что балалайка - довольно популярный народный инструмент. Многие учатся играть на ней в музыкальных школах нашей страны, а также Казахстана, Украины и Белоруссии. Народные инструменты сегодня привлекают немало молодых людей, и это радует.

Древняя балалайка

На вопрос о том, когда появилась балалайка, нет однозначного ответа - существует много версий. А популярность она обрела в XVII столетии. Не исключено, что ее прародительницей является казахская домбра. Древняя балалайка была достаточно длинным инструментом, длина корпуса которого составляла приблизительно 27 см. А ширина его достигала 18 см. Также инструмент был примечателен весьма продолговатым грифом.

Видоизменение инструмента

Балалайки, на которых играют сегодня, внешне отличаются от древних. Видоизменил инструмент музыкант В. Андреев совместно с С. Налимовым, Ф. Пасербским, а также В. Ивановым. Эти люди решили, что дека должна производиться из ели, а задняя сторона - из бука. Кроме того, Андреев предложил сделать инструмент немного короче, до 700 мм. Замечательный человек Ф. Пасербский изобрел целую группу балалаек: приму, тенор, контрабас, пикколо, альт, бас. Сегодня без них невозможно представить традиционный русский оркестр. Спустя некоторое время этот человек, изготовивший многие русские народные инструменты, получил патент на них.

Балалайку можно использовать не только в оркестрах, также часто на ней играют сольно.

Гармонь

Это язычковый инструмент, относящийся к семейству клавишно-пневматических.

Гармонь не следует путать с аккордеоном и баяном.

Данный инструмент состоит из двух полукорпусов, на которых расположены панели с клавишами и кнопками. Левая сторона необходима для аккомпанемента: если зажать одну клавишу, будет слышен бас либо целый аккорд, а правая предназначена для игры. В середине расположено меховое отделение для накачивания кислорода к звуковым планкам гармони.

Чем этот инструмент отличается от аккордеона или баяна:

На стандартной гармони музыкант обычно извлекает исключительно диатонические звуки, в некоторых случаях прибавляются также хроматические;

Меньшее количество октав;

Компактность.

Кто изобрел этот инструмент?

Нет точных сведений о том, где была изготовлена первая гармонь. По одной из версий она была создана в Германии, в XIX столетии. Ее изобретателем считается Ф. К. Бушман. Но существуют и другие версии. В Германии бытует мнение, что гармонь была создана в России, и если верить ученому Миреку, то первый такой инструмент был изготовлен в северной столице в 1783 году, его создал Франтишек Киршник - органный мастер родом из Чехии. Этот человек придумал оригинальный способ получения звука - посредством железного язычка, приходящего в движение от воздействия кислорода. С конца XIX столетия гармонь считается татарским народным инструментом. Есть и другие, не менее интересные версии.

Классификация гармоней

Эти народные инструменты, распространенные в России, подразделяются на два типа по способу получения звука. К первой категории относятся гармони, у которых во время движения мехов все клавиши при нажатии издают звуки одинаковой высоты. Такие инструменты довольно популярны. А ко второй категории относятся гармони, у которых высота звучания зависит от того, в какую сторону двигаются меха. Первый вид включает в себя инструменты «хромка» (наиболее популярная сегодня), «русская венка», а также «ливенка». А «тальянка», «тульская», «черепанка» и «вятская» относятся ко второй категории. Можно классифицировать гармони по виду правой клавиатуры, а конкретнее, по количеству клавиш. На сегодняшний день широкую известность получила «хромка», у которой два ряда кнопок, однако существуют инструменты и с тремя, а у некоторых вообще бывает всего один ряд. Теперь вы понимаете, что гармоней много и все они разные.

  • Инструменты с одним рядом кнопок: "тульская", "вятская", "ливенская", "тальянка". Последнее название образовано от «итальянка», справа расположено 12/15 клавиш, а слева - 3.
  • Инструменты с двумя рядами кнопок: "хромка", "русская венка".
  • Гармонь автоматическая.

Ложки

Наши предки играли и на них. Минимальное количество ложек, приходящихся на одного музыканта - три, максимальное - пять.

Эти русские народные инструменты могут быть разного размера. При ударе ложек друг о друга выпуклой частью получается характерный звук. Высота его может колебаться в зависимости от способа его получения.

Техника игры

Музыкант, как правило, играет на трех ложках: одну он держит в правой руке, а оставшиеся две располагает между фалангами левой. Это несложно себе представить. Большинство исполнителей совершает удары по ноге или руке. Объясняется это тем, что так намного удобнее. Удары совершаются одной ложкой по двум, зажатым в левой руке. В некоторых случаях черпаки дополняются небольшими колокольчиками.

Белорусские музыканты предпочитают играть всего двумя ложками.

Следует отметить, что черпаки широко распространены среди фолк-исполнителей из США и Британии. Джефф Ричардсон, участник английского арт-рок-коллектива Caravan, во время концертов играет на электрических ложках.

Украинские народные инструменты

Несколько слов следует сказать и о них.

В давние времена на Украине были распространены цимбалы, волынки, торбаны, скрипки, гусли и другие духовые, ударные, а также струнные инструменты. В большинстве случаев их изготавливали из различных подручных материалов (кости зверей, кожа, древесина).

Наибольшую популярность получила кобза-бандура, без которой невозможно представить украинский эпос.

Широкую известность завоевали также гусли. Это со струнами, их могло быть много, вплоть до тридцати или сорока. Помимо украинцев и русских, на них играли чехи, белорусы и многие другие народности. Это говорит о том, что гусли действительно великолепны, они и сегодня не должны быть забыты.

Обязательно послушайте народные инструменты, названия которых теперь вам известны. Прекрасные мелодии точно не оставят вас равнодушными.

Введение

В виду отсутствия выстроенной государственной политики в сфере культуры и незаинтересованности коммерческих СМИ в пропаганде духовных ценностей в современной России остро встала проблема снижения интереса общества к культуре, и, в особенности, к одному из её базовых компонентов – народному музыкальному творчеству.

А ведь традиции нашей страны неразрывно связанны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. В настоящее время даже дети, обучающиеся в музыкальных школах, зачастую не имеют представления о народных инструментах, их познания ограничиваются лишь краткими сведениями о том инструменте, на котором они обучаются.

А знания об истории создания народных инструментов очень важны для расширения кругозора, воспитания познавательной активности учащихся, для поддержания интереса к обучению.

Входя в мир народной музыки, ребенок начинает чувствовать, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры, становится духовным наследником его традиций.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена народная культура, когда понято и осмысленно прошлое. Тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является духовное нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным истокам, традициям, обрядам, устному и песенному народному творчеству.

В связи с этим на уроках музыки я большое внимание уделяю теме изучения русского народного творчества.

Конспект урока музыки в 5 классе по теме

«Русские народные музыкальные инструменты»

Тип урока: углубление и расширение знаний.

Форма урока: традиционный с элементами игры.

Структура урока:

  • Организационный этап: создает психологический настрой учащихся.
  • Проверка знаний учащихся: (кроссворд, задания) помогает выявить уровень знаний учащихся по данной теме, активизировать их творческую и мыслительную деятельность.
  • Изучение нового материала: знакомство с новыми инструментами, с В.В. Андреевым, создателем первого народного оркестра.
  • Практический этап: раскрывает ритмические способности учащихся, умение исполнять музыкальное произведение в ансамбле на инструментах, уровень способностей, творческого мышления и мастерства.

Цель урока: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народных инструментах, показ самобытности и места русских народных инструментов в жизни русского человека..

Задачи:

Обучающие

  1. Формировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов. Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов, показать роль оркестра народных инструментов в сохранении народного творчества.

2. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов , запоминать их названия.

3. Обучать детей навыкам исполнения музыки, используя музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотку, бубен, бубенцы, треугольники)

Развивающие

Развивать у детей:

Тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство,

Осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя,

Логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально,

- интерес к слушанию музыки, музыкальное восприятие, вокально-хоровые и ритмические навыки, внимание, память, творческие способности.

Воспитательные

1. Формировать у детей интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать в учащихся любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

3. Вырабатывать в сознании учащихся нравственные качества, чувство патриотизма.

4. Вовлекать учащихся в совместное творчество.

Педагогическая технология: ИКТ (урок сопровождает презентация, выполненная в формате Power Point)

Оборудование, необходимое для проведения урока :

Музыкальные инструменты – фортепиано, баян, аккордеон, балалайка, балалайка-бас, домра, гармонь, бубен, бубенцы, дудочка, трещотка, ложки,

Карточки с надписями инструментов,

Компьютер, экран, слайды с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальный репертуар:

Фрагменты записей звучания русских народных инструментов,

Фрагменты записей звучания русских народных наигрышей и мелодий.

Наглядно-дидактические пособия.

  1. Иллюстрации с изображениями русских народных инструментов.
  2. Портрет Андреева В. В.
  3. Музыкальные и шумовые инструменты.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности,

Ценить отечественные народные музыкальные традиции,

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов,

В качестве аккомпанемента исполнять музыкальные произведения на музыкальных инструментах.

Ученик получит возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

  1. Вход детей в класс под русскую народную музыку «Светит месяц».

Вводно-мотивационный момент. Исполнение музыкальной попевки-приветствия.

  1. Введение в тему урока.

Знакомство с русскими народными инструментами, показ инструментов, ознакомление с их звучанием.

- Работа с карточками: определение на слух названия инструментов по их звучанию.

  1. Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева».
  1. Слушание русской народной плясовой песни «Светит месяц» в обработке В.В.Андреева, работа над эмоциональными терминами.
  1. Практическая работа:

Вокально-хоровая работа над русской народной песней « Светит месяц»

  1. Выставление оценок.
  1. Домашнее задание : нарисовать музыкальный инструмент русского народного оркестра.

Ход урока:

  1. Вход детей в класс под рус. нар. музыку «Светит месяц».

Вводно-мотивационный момент . Исполнение музыкальной попевки – приветствия.

(на доске нарисован кроссворд,

также прикреплены карточки с названием инструментов)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Крупа Наталья Викторовна. Я – учитель музыки в школе № 3 п. Магдагачи. Сегодня урок музыки я проведу в вашем классе.

Я очень рада видеть вас! И приглашаю вас в путешествие по удивительному миру музыки! Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы будете мне замечательными помощниками!

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте! (усаживаю детей за парты)

Учитель: Как уже было сказано, сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

  1. Введение в тему урока.

Знакомство с русскими народными инструментами, показ инструментов, ознакомление с их звучанием,

Работа с карточками: определение на слух названия инструментов по их звучанию.

Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким бы он был?

А вообще нужна музыка людям?

А в каком возрасте нужна музыка?

Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста? (В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства)

Музыка - одно из древнейших искусств.

А что рождает музыку? (музыкальный инструмент).

Мы уже на пути к раскрытию темы урока, и, чтобы полностью её определить, я прошу вас разгадать кроссворд.

Загадки любите?

Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки, а -_________ будет их открывать. Отгадки – это инструменты.


(я показываю на инструменты рукой)

  1. Громкий. Чистый, озорной!

Радость он несёт с собой!

И на празднике он будет!

Славно подыграет БУБЕН!

2. Три струны, играет звонко.
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? БАЛАЛАЙКА

3.Этот славный инструмент

Отгадаете в момент!

Звук у неё громкий, чёткий!

А зовут её ТРЕЩОТКА!


  1. А всего-то три струны ей для музыки нужны.
    Поют струны до утра! То, ребята,
    ДОМРА!

6.У него рубашка в складку

Любит он плясать в присядку.

Весельчак и буян

7. Заиграет инструмент – слышат все в один момент!

То ребята – молодцы! Удалые БУБЕНЦЫ!

8. Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Инструмент тот - не безделка,
В музыке тоже бывают… (ТАРЕЛКИ)

Какое слово получилось по вертикали? (народные)

А что было отгадками? (инструменты)

Итак, ребята, озвучьте тему урока.

Тема урока - « Путешествие в страну русских народных инструментов»

(СЛАЙД «Путешествие в музыкальные инструменты»)

Сегодня на уроке вы ближе познакомитесь с народным инструментами, будете раскрывать тайны их звучания, познакомитесь с понятием «Оркестр народных инструментов», узнаете, когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов, а также поупражняетесь в игре на музыкальных инструментах

Поэтому попрошу вас быть внимательными слушателями, зрителями и участниками!

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты.

А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своём они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

  1. Одним из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке являются гусли.

(карточка с названием на доску)

Показ инструмента (Слайд «ГУСЛИ»)

Что из себя представляет инструмент? - доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

Ходили по Руси музыканты – сказители и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях.

(Слайд «Сказители»)

Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок).

Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна.

(слайд «Боян»)

В древности оркестров не было. Ходили по городам и сёлам весёлые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали весёлые представления.

Кто знает, как называли таких артистов? – правильно, скоморохи.

(слайд «Скоморохи»)

Скоморох настроит домру,

Скоморох достанет дудку,

И людей честных и добрых

Рассмешит весёлой шуткой!

  1. Играли скоморохи на разных инструментах. Одним из них была домра. Домра (карточку на доску ) – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент – основа народного оркестра.

(Слайд «ДОМРА»).

Играли скоморохи на домре косточкой или перышком.

Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого- нибудь. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И просто чудом в далёких деревнях сохранился этот инструмент и дошёл до нас.

(Слушание « Домра звучит»)

  1. Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

Выйдет Ваня за плетень,

Заиграет «Трень-ди-брень!»

(карточку на доску )

(Слайд «БАЛАЛАЙКА»)

(показ инструмента)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки.

В 1887 г. Василий Васильевич Андреев (Слайд «АНДРЕЕВ») организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется «Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева»

(Слушание « Балалайка звучит»)

  1. Это – тоже балалайка, но обладающая низким, басистым звуком. И называется она - Балалайка-бас. (карточку на доску )

Слайд «БАЛАЛАЙКА-БАС »)

(Звучание балалайки-баса)

(очень тяжёлый инструмент, требует мужской силы)

  1. Ребята, о этом инструменте вы уже сегодня разгадали загадку!

Это – БУБЕН! Бубен просто встряхивают (карточку на доску )

(Слайд «БУБЕН»)

(приглашаю ребёнка поиграть на бубне)

Игра «Ритмическое эхо»

  1. За обедом суп едят,
    К вечеру «заговорят»
    Деревянные девчонки,
    Музыкальные сестрёнки!
    Поиграй и ты немножко
    На красивых ярких (ЛОЖКАХ) (карточку на доску )

ЛОЖКИ возникли раньше всех.

(Слайд «Ложки»)

Ложки. Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается чёткий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.

(показываю игру на ложках,

приглашаю ребёнка поиграть на ложках)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.

(Слайд «ЛОЖКАРИ»)

Игра «Ритмическое эхо»

  1. Трещотка. (карточку на доску )

Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит её за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. (приглашаю ребёнка поиграть на трещотке)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Рожок, дудочка

(приглашаю ребёнка поиграть на дудочке)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Музыкально – ритмическая зарядка

  1. Гармонь (карточку на доску )

Изобретена была в Германии. В Россию вначале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычный инструмент, купил его, дома разобрал и сам сделал похожий. Позже стали делать гармони и в др. городах.

(Слайд «Гармонь»)

В каждой области делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и др. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях.

(Показ инструментов)

(Слушание « Звучание гармони»)

Ребята, балалайка и гармонь являются символом России.

Недаром говорят: «Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!»

(Слайд «Балалайка и гармонь»)

  1. Баян – усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее.

(карточку на доску )

(Показ инструмента)

Звук извлекается при помощи раздувания мехов.

(Слушание « Звучание баяна»)

(слушание баяна и балалайки – баса)

  1. Он по виду брат баяну, где веселье - там и он.
    Я подсказывать не стану, всем знаком АККОРДЕОН!

(карточку на доску )

(Показ инструмента)

(Слушание « Звучание аккордеона»)

4.Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева»

Русский народный оркестр - коллектив инструменталистов, ансамбль народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек , а также гусли , баяны , жалейки и другие русские народные инструменты .

(под карточками с названиями инструментов наклеиваю плакат «Оркестр народных инструментов)

(слайд – фото оркестра)

Знакомство с понятием «Дирижёр»

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

Что делает дирижер? --- …

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником В. В. Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра».

(Слайд «АНДРЕЕВ»)

Позже оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение и существуют практически повсеместно. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных произведений.

Ребята, очень радостно, что у нас в п. Магдагачи тоже есть свой оркестр русских народных инструментов. Это ансамбль преподавателей музыкальной школы. Фото сейчас показано на слайде.

(Слайд)

(приглашаю детей записываться в музыкальную школу)

5.Слушание звучания оркестра народных инструментов.

Работа над эмоциональными терминами.

5.Практическая работа:

Работа над дыханием, мимические упражнения, работа над дикцией.

  1. Цветочек».

Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых душистых цветов! Давайте все « сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Педагогу обязательно обращать внимание на плечи каждого ребёнка/.

  1. «Шмель».

Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель! Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. Р

  1. «Одуванчик».

« Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз ,

два

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх - вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь !

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубыкусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаютсяи не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут,то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут,то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать - стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок - не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь , хорошенечко умойтесь

(проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь , а вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

Куры стары!

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

Распевание

  1. Держим один звук (М__М_М_М_)
  2. Исполняем три соседних звука сверху вниз (ТР_ТР_ТР, Ю_Ю_Ю_)
  3. Исполняем 5 соседних звуков (ТР_ТР_ТР, ЛЁ_ЛЁ_ЛЁ, ЛЮ_ЛЮ_ЛЮ, РО-ДИ-НА_МО_Я)
  4. Исполняем звуки мажорного трезвучия в нижнем движении. (Ю_Ю_Ю_, Я_И_ДУ, РО_ДИ_НА)

Хочешь ты красиво петь?

Тогда старайся головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

Широко всем улыбнись!

Вокально-хоровая работа над рус. нар. песней « Во поле берёза стояла»

А сейчас давайте создадим свой оркестр!

Игра на народных инструментах.

  1. Рефлексия. Обобщение полученных знаний . : что я знал по данной теме, что узнал нового, что хочу ещё узнать.

Викторина.

Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги. У одной группы лист прочерчен и пронумерованы, у другой – чистый лист с указанием чисел и карточки с изображением инструментов. На мой вопрос прошу вас дать ответ:

Первая группа - в виде записи названия инструмента согласно нумерации,

Вторая группа - в виде наклеенного изображения инструмента.

1.- Какой инструмент является самым древним? (гусли)

2.- Какой инструмент является ведущим в оркестре народных инструментов? (домра)

3.- О каком инструменте говорят «Трень-ди-брень»? (балалайка)

4. - Как называется балалайка с низким басистым звуком? (балалайка – бас)

5.- Как называется инструмент, который я держу в руке? (бубен)

6.- Укажите инструмент, издающий сухой, трескучий звук. (трещотка)

7.- О каком инструменте говорят: «Утром кашу едят! К вечеру заговорят?» (ложки)

9. Близкий родственник гармони, не драчун, не буян, развесёлый (баян)

10. Этот инструмент похож и на пианино, и на баян. (аккордеон)

(сверка результатов викторины – листы крепятся на доску)

Рефлексия: Ребята, я хочу узнать, понравился вам наш урок или нет, с каким настроением вы уходите домой.

Для этого заранее заготовлены два изображения на доске:

И по количеству учащихся раздаются карточки с изображением скрипичного ключа. Если учащимся урок понравился, то крепят скрипичный ключ на изображение мажора, если нет, то скрипичный ключ крепят на минор. По количеству скрипичных ключей на каждом изображении минора и мажора можно судить о качестве урока.

Русский народный музыкальный инструмент - предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

C уществующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением цифровых электрических устройств), это резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде колебаний. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание начинается в момент ввода энергии в резонатор. Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте.

В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально.

Русские музыкальные инструменты

Балалайка

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа.

Само название инструмента — типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600-700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров длиной)- функцию баса.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Усовершенствуется благодаря В. Андрееву совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Кугиклы

Куги́клы (куви́клы) или цевни́ца - духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок (3-5 трубок) различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.

Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

Звук кугиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами — дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кугиклах играют в основном женщины, ансамбль кугикальниц состоит из 3-4 исполнительниц, одна – две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме.

Рубель

Ударные, шумовые инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того материала, который имели под рукой, - дерева, кожи, кости, глины, а позднее металла. Им приписывалась магическая сила.

Ударные инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими выразительными возможностями и в народной музыке находят широкое применение.

Рубе́ль (ребрак, пральник) - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Для рубелей применяют древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручку. Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков. В следующем этапе работы производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причем не насквозь.

Литература:

1. Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. - М.: Советская Россия, 1959.

2. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

Слайд 2

Цели и задачи:

Знакомство с русскими народными инструментами; - пробуждение интереса к музыкальному народному творчеству.

Слайд 3

МУЗЫʘАЛЬНЫЕ ИНСТРУ̘ЕНТЫ,

Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков Древнейшие функции музыкальных инструментов - магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и др. признакам.

Слайд 4

Балалайка

Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой. Заиграй-ка, балалайка, Балалайка – три струны Запевайте, не зевайте, Выходите, плясуны!

Слайд 5

Ложки

Русский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух деревянных ложек с удлинёнными ручками (в старину - с подвязанными к ним бубенчиками).

Слайд 6

Гусли

ØУСЛИ, русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

Слайд 7

Гармонь

Гармошка - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия. Гармониста я любилаГармониста тешила,Гармонисту на плечоСама гармошку вешала!

Слайд 8

Дудка

Так называется русский народный духовой инструмент флейтового типа, относящийся к свистковым духовым инструментам. В разных областях России он имеет свои названия, например «дудка» - в Курской области, «пикла» - в Брянской области. «Дудкой» иногда называют дуду (т. е. как бы большую дудку), но это другой инструмент - волынка.Отличительные признаки инструмента: косой срез «корытцем» в верхней части ствола, отсутствие свистка, пять отверстий, одно дополнительное - с тыльной стороны - увеличивает диапазон. В конструкции инструмента отсутствует пробочка - «пыж», поэтому роль свистка выполняет язык. При игре нужно следить за правильной подачей струи воздуха, его расходом, положением губ и языка.

Слайд 9

Трещотка

ТРЕ٘ОТКА, общее название самозвучащих музыкальных инструментов. Обычно набор деревянных или бамбуковых пластинок.

Слайд 10

Колокольчик

Древний самозвучащий музыкальный инструмент. 2 основных вида колокольчика: подвешиваемый (как большой колокол) и колокольчик на ручке (ручной). Используется в культовых ритуалах (например, буддийских) и в быту. В России славились валдайские (поддужные или ямские) колокольчики. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. А.С. Пушкин

Слайд 11

Рожок

Русский народный духовой мундштучный инструмент. Изготовляется из древесины, рога животного, ныне также из металла. Длина 600-800 мм. Состоит из небольшого конического ствола с 5-6 пальцевыми отверстиями, с небольшим раструбом. Мундштук вырезается в верхней части ствола в виде небольшого углубления или делается приставным. Разновидности: дискантовый ("визгунок") и басовый ("подбасок"), В 18 в. появились исполнители на пастушьих рожках - рожечники.

Слайд 12

Бубен

Б˜УБЕН, ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.

 


Читайте:



Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть

Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть

Сонник "sonnik-enigma" Ослепнуть и прозреть – знак радостных новостей и впечатлений. Если во сне вы ослепли и прозрели почти сразу – вы...

Гадание онлайн выйду ли замуж 18г

Гадание онлайн выйду ли замуж 18г

Многие девушки хотя бы раз в своей жизни задумываются над тем, выйду ли я замуж когда-нибудь. Для этой цели как нельзя лучше подходят различные...

Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы готовятся очень просто и быстро. Такое блюдо выглядят невероятно аппетитно, а наполнять овощ можно совершенно любой начинкой –...

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые,...

feed-image RSS