Главная - Здоровое питание
Русские народные инструменты 5 инструментов. Ударные народные инструменты. Видеоурок. Речевое упражнение «Оркестр»

Русский народный музыкальный инструмент - предмет, с помощью которого музыканты извлекают любые, в том числе и немузыкальные неорганизованные звуки.

C уществующие обыкновенные музыкальные инструменты подразделяются на несколько групп: струнные щипковые, струнные смычковые, медные духовые, язычковые духовые, деревянные духовые, ударные. В отдельную группу можно выделить клавишные инструменты, хотя способы звукоизвлечения в них зачастую различны.

Физическая основа музыкального инструмента, производящего музыкальные звуки (за исключением цифровых электрических устройств), это резонатор. Это может быть струна, столб воздуха в некотором объёме, колебательный контур, или иной объект, способный запасать подведённую энергию в виде колебаний. Резонансная частота резонатора определяет основной тон (первый обертон) производимого звука. Инструмент может производить столько звуков одновременно, сколько резонаторов в нём смонтировано. Звучание начинается в момент ввода энергии в резонатор. Резонансные частоты резонаторов некоторых инструментов часто можно плавно или дискретно изменять в процессе игры на инструменте.

В музыкальных инструментах, производящих немузыкальные звуки, например ударных, наличие резонатора не принципиально.

Русские музыкальные инструменты

Балалайка

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольным слегка изогнутым деревянным корпусом. Это один из инструментов, ставших музыкальным символом российского народа.

Само название инструмента — типично народное, звучанием слогосочетаний, передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чем-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек - нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16-31 металлических ладов (до конца XIX века - 5-7 навязных ладов).

В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима (600-700 мм) является сольным, виртуозным инструментом, а за остальными закреплены чисто оркестровые функции: секунда и альт реализуют аккордовый аккомпанемент, а бас и контрабас (до 1,7 метров длиной)- функцию баса.

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Усовершенствуется благодаря В. Андрееву совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Кугиклы

Куги́клы (куви́клы) или цевни́ца - духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок (3-5 трубок) различной длины (от 100 до 160 мм) и диаметра. Трубки изготавливаются из стеблей куги (болотного камыша), тростника, бамбука, веток деревьев и кустарников, имеющих сердцевину. Трубки инструмента не скрепляются между собой, что позволяет их менять в зависимости от требуемого строя. Верхние открытые концы расположены на одном уровне, нижний закрыт узлом ствола. Современные кугиклы могут быть металлическими, изготовлены из пластмассы или эбонита.

Поднося верхние концы трубочек ко рту и поводя ими (или головой) из стороны в сторону, дуют на края срезов, извлекая, как правило, короткие, толчкообразные звуки.

Звук кугиклы тихий, нежный, свистящий. Он хорошо сочетается с другими народными инструментами — дудкой, рожком, жалейкой, свирелью, народной скрипкой. На кугиклах играют в основном женщины, ансамбль кугикальниц состоит из 3-4 исполнительниц, одна – две играют и одновременно издают голосом звуки, похожие на звук трубочек, остальные подыгрывают те же мелодии в синкопированном ритме.

Рубель

Ударные, шумовые инструменты относятся к самым древним музыкальным инструментам. Наши предки делали их из того материала, который имели под рукой, - дерева, кожи, кости, глины, а позднее металла. Им приписывалась магическая сила.

Ударные инструменты, не имеющие звукоряда, обладают большими выразительными возможностями и в народной музыке находят широкое применение.

Рубе́ль (ребрак, пральник) - предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бельё наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелём, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все «соки» выжали. Отсюда пословица: «Не мытьем, а катаньем».

Рубель представлял собой пластину из дерева твёрдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглённые рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой. Иногда рукоятку рубеля делали полой и закладывали внутрь горошинки или другие мелкие предметы, чтобы они гремели при раскатывании.

Для рубелей применяют древесину твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы. В работе можно использовать отходы досок древесины, обрабатывая их вручную или на станке. Торцы рубелей ровно опиливают, острые углы на гранях округляют напильником. Из этой же заготовки вырезается и ручку. Дополнительной операцией является нарезка на нижней поверхности рубелей валиков. В следующем этапе работы производят сглаживание получившихся острых граней, придавая им круглую форму. Резонаторная щель в корпусе высверливается и обрабатывается с одной из боковых торцевых сторон, причем не насквозь.

Литература:

1. Бежкович А.С. и др. Хозяйство и быт русских крестьян. - М.: Советская Россия, 1959.

2. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.

Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, домра, гусли, колокола и другие. Детские познавательные видеофильмы о русских народных музыкальных инструментах из цикла «Большая музыка для маленьких детей» . Загадки, стихи, речевые упражнения.

На дворе – Масленица! Русское раздольное гуляние! И как же в этот день не вспомнить о наших исконно русских народных музыкальных инструментах. Поэтому я предлагаю всем нам сегодня отправиться в Большой Концертный Зал имени Петра Ильича Чайковского на занятие для детей дошкольного и младшего школьного возраста «В старину на Руси» , а также побеседовать с детьми о русских народных музыкальных инструментах.

Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси.

Видео о русских народных музыкальных инструментах для детей.

В этих прекрасных познавательных и очень красивых музыкальных видеофильмах для детей Вы увидите основные инструменты оркестра русских народных инструментов (балалайку, домру, гусли и другие), узнаете о том, какая музыка звучала раньше на народных гуляниях, откуда произошло слово «балалайка», как проходили ярмарочные гуляния и колядование и многое другое. Приятного просмотра! И спасибо большое телеканалу «Радость моя», который делает для наших детей такие замечательные программы!

Во второй части этой программы для детей Вы не только продолжите знакомство с известными русскими народными музыкальными инструментами и известными произведениями для русского народного оркестра, но и узнаете о таких малоизвестных, но очень интересных народных музыкальных инструментах, как «ладошки», «черепашка», «кокошник», а также… рубель, пила, ложки и трещотки!

Лучше всего каждый видеоролик посмотреть отдельно и после просмотра обсудить с малышом. Спросите, что больше всего удивило в фильме, что нового он узнал, что еще хотел бы узнать о русских инструментах. А после этого через несколько дней вспомните еще раз путешествие в мир русских народных музыкальных инструментов – загадайте загадки. Пусть ребенок попробует, опираясь на полученный опыт, отгадать названия русских народных инструментов. А помогут отгадывать наши картинки, задания и стихи. Не спешите рассказать сразу обо всем! Вполне достаточно за один раз познакомить малыша с 1-2 инструментами!

Русские народные музыкальные инструменты: загадки, стихи, картинки и задания для детей.

Отгадайте загадку:

У неё есть три струны,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).

О каких признаках этого инструмента говорится в загадке? (У балалайки три струны, их щиплют рукой, этот предмет нужен чтобы играть музыку).

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым? Да, это струнный инструмент. Почему? (у нее есть три струны, на струнах играют мелодию).

Балайка – это струнный щипковый инструмент . Почему же «щипковый»? Вспомните с ребенком, как играет музыкант на балалайке.

О балалайке есть еще одна загадка: «Из дерева вырубается, а в руках плачет».>О каких еще музыкальных инструментах, можно сказать, что они «из дерева вырубаются»? (Вспомните с ребенком известные музыкальные инструменты, изготавливаемые из дерева – домра, гитара, скрипка и другие)

Балалайка – инструмент очень веселый! Ноги сами в пляс идут. И не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить», «балакать», «баловаться». О каком человеке говорят, что он «балагурит» ? А о ком можно сказать, что он «балаболит»? Есть такое мнение среди ученых, что слово балалайка произошло от татарского слова «бала» — ребенок.

Загадайте ребенку загадку о домре:

Играет, а не гитара.
Деревянная, а не скрипка.
Круглая, а не барабан.
Три струны, а не балалайка.

Что это за музыкальный инструмент? Мы его видели в видеофильме. Это домра! Вот она — рассмотрите домру на картинке.

Есть еще одна загадка о домре:

Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.

К этой загадке подходит несколько отгадок. Какие? Это может быть и уже знакомая детям балалайка, и домра — любой инструмент, у которого три струны. Домра – это очень старинный музыкальный инструмент. Дети видели домру в ролике выше и узнают ее на картинке.

Расскажите ребенку о домре: «На домрах играли музыканты – скоморохи. Под игру домры рассказывали былины.
Некоторые ученые считают, что уже очень давно у музыкантов были разные домры: от самой маленькой – она называлась очень смешно, как бы ты ее назвал? (Выслушайте предположения детей) Называлась она «домришка» 🙂 До самой большой под названием «домра басистая». Спросите ребенка, как он думает — какой звук был у маленькой домры (высокий), а у домры басистой? (низкий)

У нашей русской домры есть много родственников. Какие у нас с тобой есть родственники? Перечислите их с малышом. А вот какие родственники есть у русской домры – У грузин чунгури, у украинцев – бандура, у казахов – домбр, у калмыков – домр, у туркменов – дутар».

Рассмотрите с ребенком домру. Чем она похожа на балалайку? (У нее тоже три струны, корпус у нее тоже деревянный). А чем домра отличается от балалайки? (У балалайки треугольный корпус, а у домры он круглый – как половина шара)

Оказывается, у скромной русской домры — огромная родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у казахов – домбр, у калмыков – домр.

На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.

А Ваш малыш знаком с былиной о Садко? Если нет, то посмотрите замечательный фильм по этой былине.

Слово «гусли» похоже на слово «гудеть», «гудьба». И их звук похож на гудение. Во многих былинах гусли называются «яровчатыми». Откуда произошло такое странное слово «яровчатый»? Дело в том, что раньше — давным–давно корпус гуслей делали из дерева явора. Вот и называли их поэтому «яворчатыми» или «яровчатыми».

А в сказках часто гусли называют «звончатыми». Спросите ребенка, почему? Какие еще музыкальные инструменты можно назвать этим красивым словом – «звончатые» (например, звончатые колокола).

Кто же играет на гуслях? Гусляр.

Загадайте загадки:

Кричит без языка, поет без горла,
Радует и бедует, а сердце не чует. (Колокол)

Язык есть, речей нет, вести подает. (Колокол)

Колокола – это какой музыкальный инструмент – струнный, духовой или ударный? Что нужно сделать, чтобы получить музыкальный звук? Ударить в колокол! Значит, это ударный инструмент.

Есть разные колокола. У одних колоколов внутри корпуса есть язык как и у нас во рту, только металлический. И корпус колокола тоже сделан из специального металла. Язык колокола ударяет по корпусу. Получается красивый звук. Найдите на картинке язык колокола.

А есть колокола без языка. Попросите ребенка догадаться, как же может звучать колокол без языка? Что надо сделать, чтобы он зазвучал? Да, надо ударить по корпусу колокола снаружи, и он зазвучит. Чем же можно ударить? Палочкой – «колотушкой».

Спросите ребенка, где он видел настоящие колокола? Наверняка, на колокольне!

А как же быть, если нужно изобразить колокольный звон в театральном спектакле или в музыке? Ведь не принесешь колокольню в театр или в концертный зал? Попросите ребенка придумать, чем можно заменить колокола? Оказывается, для этого существуют оркестровые колокола – специальный музыкальный инструмент. Это небольшие металлические трубки или пластинки, которые висят на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. И получается колокольный перезвон. Вот как выглядят оркестровые колокола.

Почему в этой загадке говорится, что гармонь то худеет, то толстеет? Попросите ребенка изобразить руками, как играют на гармошке и как гармошка растягивается – она толстеет, и как она сжимается – худеет.

Вспомните с малышом песенку «Я играю на гармошке у прохожих на виду. К сожаленью, День рождения только раз в году». На каком инструменте играл Крокодил Гена? Конечно, на гармони – на гармошке!

У нее вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть - не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается.
(Гармошка)

В загадке говорится о пуговках на гармони. Что за пуговки есть у гармони? Рассмотрите внимательно картинку. Зачем нужны эти пуговки- кнопочки?

Предложите ребенку послушать еще одну загадку о гармони и сказать, какой называется гармонь в этой загадке.

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?

Как называют гармонь в этой загадке – она какая? (Русская, звонкая, нарядная, двухрядная). Почему гармонь называют двухрядной? Где у нее эти два ряда? А если бы было три ряда, то как бы мы могли сказать про гармонь? (Пусть ребенок попробует по аналогии придумать слово «трехрядная»). А если был бы один ряд, то как бы мы сказали? (Однорядная).

Гармонь – это очень интересный музыкальный инструмент. Он и не струнный, и не ударный, и не духовой. Он клавишно-пневматический.

Почему «клавишный» ? Потому что у него есть клавиши – кнопочки. Музыкант нажимает на кнопочки, и раздается звук. Правой рукой музыкант играет мелодию, а левой аккомпанирует.

Рассмотрите с ребенком части гармони на рисунке. По бокам у гармони клавиатура с кнопками или клавишами. А между ними – камера, в которую накачивается воздух. Воздух накачивается к звуковым планкам гармошки, и она звучит. Именно поэтому инструмент – «пневматический» , в нем работает невидимка-воздух. Вспомните с ребенком, какую еще работу выполняет воздух-невидимка, как он людям помогает (интересный материал о том, какую работу выполняет воздух Вы найдете )

Интересно об истории любимой русским народом гармошки рассказано в телепередаче «История одной вещи. Гармонь». Это передача для взрослых. Но, показав малышу отдельные фрагменты из нее, Вы поможете ему увидеть, как работает гармонь, какие кнопочки на ней, услышать как гармонь звучит, ее переливы. А также узнаете много нового об истории гармони в России.

Жалейка, рожок, свирель – народные духовые инструменты.

А на ней пастух играет
И овечек собирает,
Фью-фью-фью,
Фью-фью-фью,
Идём мы к пастуху. (Свирель)

Свирель – это деревянная дудочка. С одной стороны у нее острый клюв. В самой дудочке есть игровые отверстия. Бывает и двойная свирель, которая состоит из двух спаренных дудочек. Свирель изготавливается из дерева с мягкой древесиной — крушины, орешника, клёна или черёмухи, ивы, бузины. Сердцевину дерева вынимали тоненькой палочкой, один конец дудочки срезали. А в дудочке делали обычно 6 отверстий, но могло быть от 4 до 8 отверстий. Вот и получалась свирель – деревянная дудочка, на которой играли пастухи. Ее еще называли на Руси «сопилкой»

Рожок.

Мы собрали хоровод.
Пригласили весь народ,
А пастуший рожок
Дополняет наш кружок.

Какой инструмент – рожок: духовой, струнный или ударный? Конечно же, духовой. Почему? Конечно же ребенок ответит, что в него дуют, чтобы получился звук. И действительно, духовыми инструментами называются те музыкальные инструменты, в которых звук получается в результате колебаний воздухе в трубке.

Рожок представляет собой конической формы прямую трубу. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. В трубу дуют, зажимают игровые отверстия пальчиками, и получается звук. А свирель – это какой инструмент – тоже духовой или нет?

Рожки бывают разные: во владимирские рожки играли во Владимирской области. А как называют рожки, в которые играли в Костроме? (Костромские – пусть ребенок сам образует это слово от слова «Кострома»). А в Ярославле? (Ярославские). В Курске? (Курские).

Из чего можно сделать рожок? Из березы, клена, можжевельника. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой. А сейчас появились токарные станки, и рожки делают сразу же целиком. Звук рожка очень пронзительный, сильный.

На рожке играют наигрыши. Наигрыши бывают разные. Под песенные наигрыши поют песни, под плясовые и танцевальные можно плясать. А для чего нужны сигнальные наигрыши? Что за сигналы можно подать с помощью рожка? Когда людям могут пригодиться эти сигналы? (напомните ребенку, что на рожках раньше играли пастухи. А это значит, что звуком рожка пастух собирал стадо, охранял его)

Если Вы хотите больше узнать о рожках, то можете посмотреть передачу канала «Ремесло» об этих народных инструментах. Это ролик для старших детей и взрослых.

Речевое упражнение «Оркестр»

А теперь, когда ребенок познакомился с наиболее известными русскими народными музыкальными инструментами, можно поиграть в слова. Попросите малыша отгадать, как называется музыкант, который играет на данном инструменте.

Задания для игры:

  • На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист), а на баяне — ? …(баянист). А на гармони играет кто?… (Гармонист). На флейте — ?… (флейтист)
  • А как называют музыканта, который играет на гуслях? (гусляр)
  • А кто играет на балалайке? (балалаечник)
  • На барабане играет… ? (барабанщик), а на жалейке?… (жалейщик). А на свирели — ? (свирельщик)

Главное в этом задании – стимулировать словотворчество детей, их желание экспериментировать со словами, развивать языковое чутье. Все дети в этом задании ошибаются, и это отлично! Если ребенок, например, скажет «На балалайке играет балалай», ответьте ему: «Такое слово могло бы быть в русском языке, но люди договорились называть этого музыканта по-другому. Догадайся, как». Пусть малыш попробует придумать другие слова. Дети могут назвать такие слова – «балалайщик», «балалист» и другие. Стимулируйте ребенка искать правильный вариант, но ни в коем случае не смейтесь над ошибками. Ведь это не ошибки, а словотворчество ребенка, его активный поиск точного слова, его экспериментирование с языком. В конце, если малыш так и не догадался, подскажите началом слова: «балала-е…» и назовите правильный вариант – «На балалайке играет балалаечник». В любом случае похвалите ребенка за его поиски ответов.

Еще раз хочу обратить внимание на то, что в этой игре главное не запоминание ребенком правильных названий профессий музыкантов, а активный поиск ответа и экспериментирование со словом.

Загадка — картинка для дошкольников.

На каких инструментах играют эти сказочные герои?

Вот и подошло к концу наше первое знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Но мы с Вами не прощаемся!

По просьбам читателей сайта для более удобного использования материала я выкладываю картинки из этой статьи в высоком разрешении в виде презентации «Русские народные музыкальные инструменты» в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (найти их можно в разделе группы «Документы» — для тех, кто не знает где это находится — это правый столбик странички группы). Эту презентацию можно редактировать.

А с детьми можно выполнять задания и рассматривать картинки из статьи, данные в презентации ниже.

Еще на сайте о музыкальных инструментах для детей:

Презентация «Русские народные музыкальные инструменты» для игр и занятий с детьми.

В презентацию вошли картинки из этой статьи для занятий с детьми. Скачать презентацию бесплатно можно:

  • здесь по этой ссылке: ,

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Cлайд 1

Cлайд 2

- знакомство с русскими народными инструментами; - пробуждение интереса к музыкальному народному творчеству.

Cлайд 3

Инструменты, предназначенные для извлечения музыкальных звуков Древнейшие функции музыкальных инструментов - магическая, сигнальная и др. Существовали уже в эпоху палеолита и неолита. В современной музыкальной практике музыкальные инструменты делятся на различные классы и семейства по источнику звука, материалу изготовления, способу звукоизвлечения и др. признакам.

Cлайд 4

Трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой. Заиграй-ка, балалайка, Балалайка – три струны Запевайте, не зевайте, Выходите, плясуны!

Cлайд 5

Русский ударный музыкальный инструмент, состоящий из двух деревянных ложек с удлинёнными ручками (в старину - с подвязанными к ним бубенчиками).

Cлайд 6

Г УСЛИ, русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Крыловидные гусли («звончатые») имеют 4-14 и более струн, шлемовидные - 11-36, прямоугольные (столообразные) - 55-66 струн.

Cлайд 7

Гармошка - язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент с мехами и двумя кнопочными клавиатурами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента: при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд. На правой клавиатуре играется мелодия. Гармониста я любила Гармониста тешила, Гармонисту на плечо Сама гармошку вешала!

Cлайд 8

Так называется русский народный духовой инструмент флейтового типа, относящийся к свистковым духовым инструментам. В разных областях России он имеет свои названия, например «дудка» - в Курской области, «пикла» - в Брянской области. «Дудкой» иногда называют дуду (т. е. как бы большую дудку), но это другой инструмент - волынка. Отличительные признаки инструмента: косой срез «корытцем» в верхней части ствола, отсутствие свистка, пять отверстий, одно дополнительное - с тыльной стороны - увеличивает диапазон. В конструкции инструмента отсутствует пробочка - «пыж», поэтому роль свистка выполняет язык. При игре нужно следить за правильной подачей струи воздуха, его расходом, положением губ и языка.

Cлайд 9

ТРЕЩ ОТКА, общее название самозвучащих музыкальных инструментов. Обычно набор деревянных или бамбуковых пластинок.

Cлайд 10

Древний самозвучащий музыкальный инструмент. 2 основных вида колокольчика: подвешиваемый (как большой колокол) и колокольчик на ручке (ручной). Используется в культовых ритуалах (например, буддийских) и в быту. В России славились валдайские (поддужные или ямские) колокольчики. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. А.С. Пушкин

Cлайд 11

Русский народный духовой мундштучный инструмент. Изготовляется из древесины, рога животного, ныне также из металла. Длина 600-800 мм. Состоит из небольшого конического ствола с 5-6 пальцевыми отверстиями, с небольшим раструбом. Мундштук вырезается в верхней части ствола в виде небольшого углубления или делается приставным. Разновидности: дискантовый ("визгунок") и басовый ("подбасок"), В 18 в. появились исполнители на пастушьих рожках - рожечники.

Cлайд 12

Б УБЕН, ударный мембранный музыкальный инструмент, иногда с металлическими подвесками. Распространен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны у народов Сибири и Дальнего Востока.

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

Русская народная музыка (инструменты):

Балалайка

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.

Гусли

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.

Рожок

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.

Домра

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).

Баян

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.

Русская гармонь

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.

Бубен

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.

Дрова

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.

Свистулька

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.

Трещотка

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.

Деревянные ложки

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.

Введение

В виду отсутствия выстроенной государственной политики в сфере культуры и незаинтересованности коммерческих СМИ в пропаганде духовных ценностей в современной России остро встала проблема снижения интереса общества к культуре, и, в особенности, к одному из её базовых компонентов – народному музыкальному творчеству.

А ведь традиции нашей страны неразрывно связанны с исполнительством на народных музыкальных инструментах. В настоящее время даже дети, обучающиеся в музыкальных школах, зачастую не имеют представления о народных инструментах, их познания ограничиваются лишь краткими сведениями о том инструменте, на котором они обучаются.

А знания об истории создания народных инструментов очень важны для расширения кругозора, воспитания познавательной активности учащихся, для поддержания интереса к обучению.

Входя в мир народной музыки, ребенок начинает чувствовать, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры, становится духовным наследником его традиций.

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена народная культура, когда понято и осмысленно прошлое. Тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем.

Прошлое, настоящее и будущее связаны в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом.

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является духовное нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным истокам, традициям, обрядам, устному и песенному народному творчеству.

В связи с этим на уроках музыки я большое внимание уделяю теме изучения русского народного творчества.

Конспект урока музыки в 5 классе по теме

«Русские народные музыкальные инструменты»

Тип урока: углубление и расширение знаний.

Форма урока: традиционный с элементами игры.

Структура урока:

  • Организационный этап: создает психологический настрой учащихся.
  • Проверка знаний учащихся: (кроссворд, задания) помогает выявить уровень знаний учащихся по данной теме, активизировать их творческую и мыслительную деятельность.
  • Изучение нового материала: знакомство с новыми инструментами, с В.В. Андреевым, создателем первого народного оркестра.
  • Практический этап: раскрывает ритмические способности учащихся, умение исполнять музыкальное произведение в ансамбле на инструментах, уровень способностей, творческого мышления и мастерства.

Цель урока: расширение и закрепление знаний учащихся о русских народных инструментах, показ самобытности и места русских народных инструментов в жизни русского человека..

Задачи:

Обучающие

  1. Формировать у учащихся представление о разнообразии музыкальных инструментов. Познакомить с создателем первого оркестра народных инструментов, показать роль оркестра народных инструментов в сохранении народного творчества.

2. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов , запоминать их названия.

3. Обучать детей навыкам исполнения музыки, используя музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотку, бубен, бубенцы, треугольники)

Развивающие

Развивать у детей:

Тембровый и ритмический слух, исполнительское мастерство,

Осознание значимости коллективного исполнения музыки, при этом не умаляя значения личного вклада каждого исполнителя,

Логическое мышление, память, умение работать в группе и индивидуально,

- интерес к слушанию музыки, музыкальное восприятие, вокально-хоровые и ритмические навыки, внимание, память, творческие способности.

Воспитательные

1. Формировать у детей интерес к русской музыкальной культуре.

2. Воспитывать в учащихся любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

3. Вырабатывать в сознании учащихся нравственные качества, чувство патриотизма.

4. Вовлекать учащихся в совместное творчество.

Педагогическая технология: ИКТ (урок сопровождает презентация, выполненная в формате Power Point)

Оборудование, необходимое для проведения урока :

Музыкальные инструменты – фортепиано, баян, аккордеон, балалайка, балалайка-бас, домра, гармонь, бубен, бубенцы, дудочка, трещотка, ложки,

Карточки с надписями инструментов,

Компьютер, экран, слайды с изображением музыкальных инструментов.

Музыкальный репертуар:

Фрагменты записей звучания русских народных инструментов,

Фрагменты записей звучания русских народных наигрышей и мелодий.

Наглядно-дидактические пособия.

  1. Иллюстрации с изображениями русских народных инструментов.
  2. Портрет Андреева В. В.
  3. Музыкальные и шумовые инструменты.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Планируемые результаты:

Ученик научится:

- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности,

Ценить отечественные народные музыкальные традиции,

Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов,

В качестве аккомпанемента исполнять музыкальные произведения на музыкальных инструментах.

Ученик получит возможность научиться:

- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

  1. Вход детей в класс под русскую народную музыку «Светит месяц».

Вводно-мотивационный момент. Исполнение музыкальной попевки-приветствия.

  1. Введение в тему урока.

Знакомство с русскими народными инструментами, показ инструментов, ознакомление с их звучанием.

- Работа с карточками: определение на слух названия инструментов по их звучанию.

  1. Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева».
  1. Слушание русской народной плясовой песни «Светит месяц» в обработке В.В.Андреева, работа над эмоциональными терминами.
  1. Практическая работа:

Вокально-хоровая работа над русской народной песней « Светит месяц»

  1. Выставление оценок.
  1. Домашнее задание : нарисовать музыкальный инструмент русского народного оркестра.

Ход урока:

  1. Вход детей в класс под рус. нар. музыку «Светит месяц».

Вводно-мотивационный момент . Исполнение музыкальной попевки – приветствия.

(на доске нарисован кроссворд,

также прикреплены карточки с названием инструментов)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Крупа Наталья Викторовна. Я – учитель музыки в школе № 3 п. Магдагачи. Сегодня урок музыки я проведу в вашем классе.

Я очень рада видеть вас! И приглашаю вас в путешествие по удивительному миру музыки! Я думаю, что на сегодняшнем уроке вы будете мне замечательными помощниками!

Музыкальное приветствие:

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте! (усаживаю детей за парты)

Учитель: Как уже было сказано, сегодня, ребята я приглашаю вас вместе со мной в очередное путешествие по удивительному миру музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?

  1. Введение в тему урока.

Знакомство с русскими народными инструментами, показ инструментов, ознакомление с их звучанием,

Работа с карточками: определение на слух названия инструментов по их звучанию.

Ребята, вообразите себе мир без музыки. Каким бы он был?

А вообще нужна музыка людям?

А в каком возрасте нужна музыка?

Так почему же музыка важна для нас независимо от возраста? (В ней мы необычайно сильно и ярко выражаем свои мысли и чувства)

Музыка - одно из древнейших искусств.

А что рождает музыку? (музыкальный инструмент).

Мы уже на пути к раскрытию темы урока, и, чтобы полностью её определить, я прошу вас разгадать кроссворд.

Загадки любите?

Слушайте внимательно загадки, дружно называйте отгадки, а -_________ будет их открывать. Отгадки – это инструменты.


(я показываю на инструменты рукой)

  1. Громкий. Чистый, озорной!

Радость он несёт с собой!

И на празднике он будет!

Славно подыграет БУБЕН!

2. Три струны, играет звонко.
Инструмент тот - «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это? БАЛАЛАЙКА

3.Этот славный инструмент

Отгадаете в момент!

Звук у неё громкий, чёткий!

А зовут её ТРЕЩОТКА!


  1. А всего-то три струны ей для музыки нужны.
    Поют струны до утра! То, ребята,
    ДОМРА!

6.У него рубашка в складку

Любит он плясать в присядку.

Весельчак и буян

7. Заиграет инструмент – слышат все в один момент!

То ребята – молодцы! Удалые БУБЕНЦЫ!

8. Знайте, они с барабаном соседи.
Сделаны они из меди.
Инструмент тот - не безделка,
В музыке тоже бывают… (ТАРЕЛКИ)

Какое слово получилось по вертикали? (народные)

А что было отгадками? (инструменты)

Итак, ребята, озвучьте тему урока.

Тема урока - « Путешествие в страну русских народных инструментов»

(СЛАЙД «Путешествие в музыкальные инструменты»)

Сегодня на уроке вы ближе познакомитесь с народным инструментами, будете раскрывать тайны их звучания, познакомитесь с понятием «Оркестр народных инструментов», узнаете, когда и кем был создан первый оркестр русских народных инструментов, а также поупражняетесь в игре на музыкальных инструментах

Поэтому попрошу вас быть внимательными слушателями, зрителями и участниками!

С глубокой древности до наших дней живут рядом с человеком музыкальные инструменты.

А почему, как вы думаете, инструменты называются «народными»? Правильно, потому что в большинстве своём они были созданы русскими мастерами, имена которых до нас не дошли, и играли на них простые люди.

  1. Одним из самых древних инструментов, известных на Руси еще в 6 веке являются гусли.

(карточка с названием на доску)

Показ инструмента (Слайд «ГУСЛИ»)

Что из себя представляет инструмент? - доска похожая на крыло с натянутыми на нее струнами – старинные крыловидные гусли.

Ходили по Руси музыканты – сказители и под звучание гуслей рассказывали о походах княжеских дружин, об исторических событиях, о героях.

(Слайд «Сказители»)

Гусли клали на колени и перебирали струны пальцами или медиатором (специальная маленькая пластиночка, как листок).

Народные сказания донесли до нас имя легендарного русского певца - гусляра Баяна.

(слайд «Боян»)

В древности оркестров не было. Ходили по городам и сёлам весёлые балагуры и музыканты и веселили всех: и на княжеском пиру и на деревенской свадьбе. Пели, кувыркались, сценки разыгрывали, играли на народных инструментах, устраивали весёлые представления.

Кто знает, как называли таких артистов? – правильно, скоморохи.

(слайд «Скоморохи»)

Скоморох настроит домру,

Скоморох достанет дудку,

И людей честных и добрых

Рассмешит весёлой шуткой!

  1. Играли скоморохи на разных инструментах. Одним из них была домра. Домра (карточку на доску ) – струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и тремя-четырьмя струнами. Этот инструмент – основа народного оркестра.

(Слайд «ДОМРА»).

Играли скоморохи на домре косточкой или перышком.

Нравились их выступления не всем, т. к. могли высмеять жадность, глупость, злость или изобразить кого- нибудь. Это вызывало гнев властей. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с ними преследовали и домру. Царским указом повелевалось скоморохам не выступать, инструменты у них отбирать и уничтожать. И просто чудом в далёких деревнях сохранился этот инструмент и дошёл до нас.

(Слушание « Домра звучит»)

  1. Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа.

Всем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

Выйдет Ваня за плетень,

Заиграет «Трень-ди-брень!»

(карточку на доску )

(Слайд «БАЛАЛАЙКА»)

(показ инструмента)

Не одну сотню лет на Руси известна балалайка. В 18 – 19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под нее плясали, пели песни. Про нее складывали сказки.

В 1887 г. Василий Васильевич Андреев (Слайд «АНДРЕЕВ») организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайке», а сейчас он называется «Оркестр народных инструментов имени Василия Васильевича Андреева»

(Слушание « Балалайка звучит»)

  1. Это – тоже балалайка, но обладающая низким, басистым звуком. И называется она - Балалайка-бас. (карточку на доску )

Слайд «БАЛАЛАЙКА-БАС »)

(Звучание балалайки-баса)

(очень тяжёлый инструмент, требует мужской силы)

  1. Ребята, о этом инструменте вы уже сегодня разгадали загадку!

Это – БУБЕН! Бубен просто встряхивают (карточку на доску )

(Слайд «БУБЕН»)

(приглашаю ребёнка поиграть на бубне)

Игра «Ритмическое эхо»

  1. За обедом суп едят,
    К вечеру «заговорят»
    Деревянные девчонки,
    Музыкальные сестрёнки!
    Поиграй и ты немножко
    На красивых ярких (ЛОЖКАХ) (карточку на доску )

ЛОЖКИ возникли раньше всех.

(Слайд «Ложки»)

Ложки. Русский народный инструмент, состоит из двух обычных деревянных ложек. Их ударяют одна о другую выпуклыми сторонами и получается чёткий, звонкий звук. Раньше к ручкам ложек привязывали маленькие бубенчики.

(показываю игру на ложках,

приглашаю ребёнка поиграть на ложках)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Иногда организуются самостоятельные ансамбли и даже целые оркестры ложкарей.

(Слайд «ЛОЖКАРИ»)

Игра «Ритмическое эхо»

  1. Трещотка. (карточку на доску )

Инструмент из одних тоненьких дощечек, которые нанизаны на шнур и отделены одна от другой узкими планками. Играющий на трещотках держит её за концы и, по-разному встряхивая его, извлекает звонкие и сухие звуки в различных ритмах. (приглашаю ребёнка поиграть на трещотке)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Рожок, дудочка

(приглашаю ребёнка поиграть на дудочке)

Охарактеризуйте звук инструмента.

Музыкально – ритмическая зарядка

  1. Гармонь (карточку на доску )

Изобретена была в Германии. В Россию вначале привозили как сувениры. Однажды на ярмарке в Нижнем Новгороде тульский оружейник Сизов услышал необычный инструмент, купил его, дома разобрал и сам сделал похожий. Позже стали делать гармони и в др. городах.

(Слайд «Гармонь»)

В каждой области делали свои гармони, со своим отличительным звучанием. Есть тульские, смоленские, саратовские, тальянка и др. Инструмент очень полюбился, особенно в деревнях.

(Показ инструментов)

(Слушание « Звучание гармони»)

Ребята, балалайка и гармонь являются символом России.

Недаром говорят: «Балалайка и гармонь разжигают в нас огонь!»

(Слайд «Балалайка и гармонь»)

  1. Баян – усовершенствованная гармонь, звук мощнее, интереснее.

(карточку на доску )

(Показ инструмента)

Звук извлекается при помощи раздувания мехов.

(Слушание « Звучание баяна»)

(слушание баяна и балалайки – баса)

  1. Он по виду брат баяну, где веселье - там и он.
    Я подсказывать не стану, всем знаком АККОРДЕОН!

(карточку на доску )

(Показ инструмента)

(Слушание « Звучание аккордеона»)

4.Знакомство с понятием «Оркестр русских народных инструментов История создания первого русского народного оркестра Василия Андреева»

Русский народный оркестр - коллектив инструменталистов, ансамбль народных инструментов, включающий в свой состав инструменты семейства домр и балалаек , а также гусли , баяны , жалейки и другие русские народные инструменты .

(под карточками с названиями инструментов наклеиваю плакат «Оркестр народных инструментов)

(слайд – фото оркестра)

Знакомство с понятием «Дирижёр»

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

Что делает дирижер? --- …

Первый подобный коллектив был создан в 1888 году в Санкт-Петербурге балалаечником В. В. Андреевым как «Кружок любителей игры на балалайке», после успешных концертов в России и за рубежом получивший название «Великорусского оркестра».

(Слайд «АНДРЕЕВ»)

Позже оркестры русских народных инструментов получили широкое распространение и существуют практически повсеместно. Репертуар русских народных оркестров включает обычно обработки русских народных произведений.

Ребята, очень радостно, что у нас в п. Магдагачи тоже есть свой оркестр русских народных инструментов. Это ансамбль преподавателей музыкальной школы. Фото сейчас показано на слайде.

(Слайд)

(приглашаю детей записываться в музыкальную школу)

5.Слушание звучания оркестра народных инструментов.

Работа над эмоциональными терминами.

5.Практическая работа:

Работа над дыханием, мимические упражнения, работа над дикцией.

  1. Цветочек».

Ребята, сегодня мы с вами оказались на полянке! Как много здесь красивых душистых цветов! Давайте все « сорвём» по цветочку и понюхаем их! / при этом производится медленный бесшумный вдох, без поднятия плеч. Педагогу обязательно обращать внимание на плечи каждого ребёнка/.

  1. «Шмель».

Ой, посмотрите ребята, на нашу полянку прилетел большой мохнатый шмель! Он тоже нюхает цветочки и поёт свою песенку. Давайте и мы понюхаем цветочек / дети делают медленный вдох/ и споём песенку шмеля: в-в-в-. Р

  1. «Одуванчик».

« Влево

вправо

(протыкаем языком щеку слева),

(теперь щеку справа),

Раз ,

два

(опять слева)

(опять справа).

Вверх

вниз

(протыкаем языком верхнюю губу),

(нижнюю),

Вверх - вниз

Язычок, не ленись!

(еще по разу верхнюю и нижнюю губу).

Губы, просыпайтесь !

Ротик, открывайся

(вибрируем губами)

(очень широко открываем рот)!

Язычок, покажись,

и зубов не страшись

(кусаем кончик своего языка),

(высовываем язык вперед и убираем его назад, при этом покусывая всю поверхность языка)!

А зубы-то, а зубыкусают даже губы

(кусаем нижнюю губу).

Кусаются, кусаютсяи не унимаются.

(кусаем верхнюю губу)

А губы то хохочут,то сильно обижаются

(в улыбке открываем верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение).

То весело хохочут,то снова обижаются

(в улыбке открыть верхние зубы),

(выворачиваем нижнюю губу).

Зубам надоело кусать - стали язык жевать

(жуем язык боковыми зубами).

Язычок - не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный!

Зубки, зубки, успокойтесь , хорошенечко умойтесь

(проводим языком между верхней губой и зубами).

Не сердитесь, не кусайтесь , а вместе с нами улыбайтесь!

(проводим языком между нижней губой и зубами) (улыбаемся)

Тары – бары

Растабары!

У Варвары

Куры стары!

2. «Улыбка – трубочка» - на «раз» - губы в улыбке, на «два» - губы вытянуть вперёд трубочкой. Это же упражнение представляем детям, как «Весёлый и грустный»: улыбка – весёлый человечек, губы в положении «Трубочка» - грустный. Музыкальное сопровождение – «Клоуны» музыка Д.Кабалевского;

Распевание

  1. Держим один звук (М__М_М_М_)
  2. Исполняем три соседних звука сверху вниз (ТР_ТР_ТР, Ю_Ю_Ю_)
  3. Исполняем 5 соседних звуков (ТР_ТР_ТР, ЛЁ_ЛЁ_ЛЁ, ЛЮ_ЛЮ_ЛЮ, РО-ДИ-НА_МО_Я)
  4. Исполняем звуки мажорного трезвучия в нижнем движении. (Ю_Ю_Ю_, Я_И_ДУ, РО_ДИ_НА)

Хочешь ты красиво петь?

Тогда старайся головою не вертеть!

Встань красиво, подтянись

Широко всем улыбнись!

Вокально-хоровая работа над рус. нар. песней « Во поле берёза стояла»

А сейчас давайте создадим свой оркестр!

Игра на народных инструментах.

  1. Рефлексия. Обобщение полученных знаний . : что я знал по данной теме, что узнал нового, что хочу ещё узнать.

Викторина.

Ребята, у вас на столах лежат листы бумаги. У одной группы лист прочерчен и пронумерованы, у другой – чистый лист с указанием чисел и карточки с изображением инструментов. На мой вопрос прошу вас дать ответ:

Первая группа - в виде записи названия инструмента согласно нумерации,

Вторая группа - в виде наклеенного изображения инструмента.

1.- Какой инструмент является самым древним? (гусли)

2.- Какой инструмент является ведущим в оркестре народных инструментов? (домра)

3.- О каком инструменте говорят «Трень-ди-брень»? (балалайка)

4. - Как называется балалайка с низким басистым звуком? (балалайка – бас)

5.- Как называется инструмент, который я держу в руке? (бубен)

6.- Укажите инструмент, издающий сухой, трескучий звук. (трещотка)

7.- О каком инструменте говорят: «Утром кашу едят! К вечеру заговорят?» (ложки)

9. Близкий родственник гармони, не драчун, не буян, развесёлый (баян)

10. Этот инструмент похож и на пианино, и на баян. (аккордеон)

(сверка результатов викторины – листы крепятся на доску)

Рефлексия: Ребята, я хочу узнать, понравился вам наш урок или нет, с каким настроением вы уходите домой.

Для этого заранее заготовлены два изображения на доске:

И по количеству учащихся раздаются карточки с изображением скрипичного ключа. Если учащимся урок понравился, то крепят скрипичный ключ на изображение мажора, если нет, то скрипичный ключ крепят на минор. По количеству скрипичных ключей на каждом изображении минора и мажора можно судить о качестве урока.

 


Читайте:



Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Каждый праздник заканчивается подачей десерта. Можно заказать его у профессионалов, а лучше удивить всех своими способностями. В статье рассмотрим,...

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

feed-image RSS