Главная - Семейный отдых
Дефекты смягчения и их исправление. Дефекты смягчения. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике

| ч;ж;ш;щ;ц;х |

Используйте для развития речи скороговорки, загадки, пересказики (обучение пересказу), рассказы,сказки. Обучайте звуковому синтезу детишек с проблемами в произношении. Занятия со специалистом и компьютерными программами помогут ребенку улучшить память, внимание. Коррекционная работа с детьми предполагает преодоление у детей речевых и психофизических нарушений. Онлайн упражнения по логопедии () могут служить полезным пособием для логопедов, работающих с дошкольниками.

Приемы постановки звука С.

· Предложите малышу широко улыбнуться, оставив небольшое расстояние между зубами, язычок уприте в нижние зубы, пробуем произносить песенку льющейся водички: "С-с-с-с".

· Возьмите легкий пластиковый шарик, соорудите ворота. Сядьте за стол. Пусть малыш улыбнется, положит кончик язычка на нижнюю губку и, произнося букву "Ф", попробовать забить шарик. Проследите, чтобы кроха не закусил губу и не надувал щеки. Звук должен выходить по центру язычка.

Постановка звуков [С], [СЬ], [З], [ЗЬ].

1. КАКИМИ МОГУТ БЫТЬ ДЕФЕКТЫ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ?

Дефекты свистящих звуков встречаются у детей особенно часто. Сигматизмы (искаженное произношение свистящих) и парасигматизмы (замена свистящих звуков на другие: шипяшие, переднеязычные и т.д.) очень портят речь ребёнка.

Сигматизмы могут быть:

- губно-зубной сигматизм : свистящие [с], [с"] заменяются на звуки, близкий к [ф], [ф"]: «фабака» (собака), «фанка» (санки), «финий» (синий), «фено» (сено); звуки [з], [з"] – на звуки, напоминающие [в], [в"]: «вайка» (зайка), «вубы» (зубы), «вебра» (зебра), «велёный» (зелёный);

- межзубный сигматизм : кончик языка прокладывается между зубами, отчего слова со свистящими звуками приобретают «шепелявое» звучание;

- боковой сигматизм : боковой край языка или кончик языка при произнесении свистящих звуков оказывается между коренными зубами справа или слева, язык при этом «заваливается» набок, отсюда и название;

- носовой сигматизм : встречается при открытой ринолалии (расщепление твёрдого и мягкого нёба) и ринофонии (парез, паралич мягкого нёба), когда воздух при произнесении звуков идёт в носовую полость.

Парасигматизмы могут быть:

- призубный парасигматизм : замена звуков [с] - [с"] соответственно на [т] - [т"]: «танки» (санки), «том» (сом), ««тено» (сено), «тиний» (синий); замена звуков [з] - [з"] на [д] - [д"]: «двук» (звук), «дуб» (зуб), «Дина» (Зина), «дилёный» (зелёный);

- шипящий парасигматизм : звуки [с] - [с"] заменяются звуками [ш] или [щ]: «шанки», «щанки» (санки), «шушки», «щушки» (сушки); звуки [з] - [з"] на звуки [ж] или [ж"]: «жубы», «жюбы» (зубы), «жима» (зима), «жайка», «жяйка» (зайка).

- дефекты смягчения (замены по твёрдости – мягкости): это когда твёрдые звуки [с] - [з] произносятся соответственно, как парные [с"] - [з"]: «сюп» (суп), «сянки» (санки), «син» (сын), «зяйка» (зайка), «зюбы» (зубы), «кози» (козы). Или наоборот: «сыний» (синий), «сэно» (сено), «Сома» (Сёма), «зыма» (зима), «зылёный» (зелёный);

- замены по глухости – звонкости : звук [з] заменяется звуком [с], звук [з"] – звуком [с"] и наоборот: «субы» (зубы), «сима» (зима), «занки» (санки), «зено» (сено).

Подобные нарушения звукопроизношения могут привести не только к дислалии (нарушение звукопроизношения), но и к дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

2. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ: [С], [С"], [З], [З"]

Для свистящих звуков очень важна форма языка, его положение в ротовой полости. В норме на [С], [СЬ, [З], [ЗЬ] широкий язычок кончиком упирается в основание передних нижних зубов. При этом боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Получается горочка с ложбинкой посередине.

У некоторых детей (особенно у тех, кто крепко дружил с соской!) язык плоский, со слабо выраженной ложбинкой. А ведь именно желобок направляет струю выдыхаемого воздуха на свистящих звуках в нужном направлении: строго посередине языка. Нет хорошо выраженного желобка – и ручеек воздуха расползается во все стороны. Кроме этого, язык ребёнка порой не может упереться кончиком в основание нижних резцов: он всё время соскальзывает. Ребёнок это даже не чувствует: по каким-то причинам потеряна чувствительность в кончике языка.

3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПОСТАНОВКИ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ И ПРИЗУБНОМ ПАРАСИГМАТИЗМЕ

Начните работу над свистящими со звука [С]. Попробуйте, сидя с ребёнком перед зеркалом, «сконструировать» во рту «горочку» (упражнение «Горочка»). Хорошо, если удастся, а нет – придется призвать на помощь артикуляционную гимнастику и всевозможные сказочные истории (артикуляционные упражнения, «Сказочные истории из жизни Язычка» представлены на нашем сайте).

Самое время вспомнить о гномике Язычке. На этот раз он будет исполнять роль альпиниста. (Упражнение «Альпинист»: кончик языка «цепляется» за нижние резцы, спинка языка выгибается). Итак, нижние зубы – уступ скалы, на котором надо во что бы то ни стало удержаться! Ведь даже страшно подумать, что произойдет, если альпинист потеряет опору под ногами! (Взрослый считает, сколько секунд «альпинист» удержится на уступе: чем дольше, тем лучше). Конечно, контролировать точность движений придется с помощью зеркала. Ребёнок будет очень стараться: гномик Язычок не должен сорваться со скалы!

Чтобы кончик языка ребёнка не выскакивал за зубы (при межзубном сигматизме), научите малыша их сжимать, рассказывая вот такую историю, которая называется «Ручеёк» (Артикуляционное упражнение «Ручеёк»). «Жил-был ручеек. Очень неугомонный и говорливый. Он обрушивал целый водопад звуков. Только, вот беда, звуки получались не совсем правильными, они были какими-то шепелявыми, и разбрызгивались во все стороны. Никто не мог понять, о чем говорит ручеек. Чтобы голос ручейка стал чистым, пришлось построить плотину. Сожми зубки. Вот так. Замечательно! Улыбнись. Ручейку оставили маленькую щелочку между передними зубками, и он стал стекать холодной, ровной струйкой.» Длительно произнесите «С________», демонстрируя ребенку правильную артикуляцию звука [с]. Пусть малыш подставит свою ладошку под подбородок и убедится, что струйка воздуха холодная и узкая. А теперь попросите ребёнка организовать свой «ручеек». Это удастся не сразу. Самое главное, чтобы язык не высовывался между зубами и не мешал произнесению звука [С]. Если и на этот раз ничего не удастся, поможет спичка (без серной головки) и продолжение истории о говорливом ручейке. « Однажды проход ручейку загородило бревно. (Помещаете спичку одним концом между резцами малыша и просите удержать в таком положении. Язык – внизу ротовой полости и не высовывается!). Ручейку пришлось очень постараться, чтобы убрать преграду!» А теперь ребенок должен с силой произнести звук [С], направляя струйку воздуха точно на спичку. Она должна вылететь, как пробка из бутылки. Упражнение делается под строжайшим контролем взрослых, не дай бог, если спичка окажется в дыхательных путях крохи!

Ещё одно упражнение, которое поможет справиться с межзубным сигматизмом. Оно сказочное и очень забавное. Самое время вспомнить вместе с ребёнком о друге гномика Язычка – Котенке. Тот обожает играть с катушками. Зная об этом, Язычок сам часто превращается в забавную катушечку.

Упражнение «Катушечка ». Вновь возьмите зеркало. Кончик языка, как и в предыдущих упражнениях («Горочка », «Альпинист », «Ручеёк »), прижат к нижним резцам изнутри. Средняя часть языка круто выгибается и становится широкой, посередине - ложбинка. «Катушечка»-язык то выкатывается вперед, то отъезжает назад. И так – несколько раз. Самое главное, чтобы кончик языка был надежно закреплен за зубами.

Эти четыре упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеек», «Катушечка») необходимо выполнять, по меньшей мере, месяц. Мышцы языка должны окрепнуть, а движения приобрести точность и уверенность. Они помогут избавиться от межзубного сигматизма.

4. ПОСТАНОВКА СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"] ПРИ ГУБНО-ЗУБНОМ СИГМАТИЗМЕ

А если проблема у ребёнка не в языке, а в нижней губе, которая на свистящих звуках норовит соединиться с верхними зубами? И тогда «собака» превращается в «фабаку», «суп» в «фуп», «зайка» в «вайку», «забор» в «вабор». В этом случае, как вы помните, говорят о губно-зубном сигматизме. Но и с ним можно справиться. Стоит лишь призвать к послушанию нижнюю губку. Возьмите зеркало, продемонстрируйте голливудскую улыбку и, придерживая нижнюю губку малыша пальцем, попросите ребёнка со столь же ослепительной улыбкой длительно произнести звуки [С______], [С"______]. Получилось? Теперь уберите подпорку, и пусть ребенок повторит эти звуки снова. Что-то не так? Придется повторить все сначала… Раз за разом, пока не получится. Если и это не поможет, надо какое-то время учить ребёнка произвольно опускать нижнюю губку. Он должен ею легко управлять! Выполняйте те же артикуляционные упражнения («Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка»), что при борьбе с межзубным сигматизмом (см. выше).

Наконец, все в порядке. Используйте для закрепления правильного произношения слоги: С___А, С___И, С___Ы, С___Э, С___У, С___И, С___Е, С___Ё, (Свистящие звуки [С], [С"]при этом произносятся длительно!) Здесь нижняя губа может вновь играть не по правилам! Ничего страшного, придется еще какое-то время попридержать ее.

5. ПРИЁМЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПРИ МЕЖЗУБНОМ СИЗМАТИЗМЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ [С], [С"], [З], [З"]

Если при произношении [С] - [С"] и [З] - [З"] слышится какое-то хлюпанье, можно с уверенностью говорить о боковом сигматизме. Теперь проблема заключена как в самом языке, так и в направлении воздушной струи. При боковом сигматизме она идет не посередине языка, а сползает либо влево, либо вправо, а может быть, и в обе стороны… Подобные отклонения от курса легко обнаружить, если приложить ладони к щекам ребёнка.

Очень часто боковой сигматизм свидетельствует о серьезных нарушениях: параличе или парезе в мышцах языка. Устранить этот дефект не так-то просто. Наверняка понадобится массаж и артикуляционная гимнастика (упражнения «Горочка», «Альпинист», «Ручеёк», «Катушечка» и проч.). Самое главное – укрепить боковые края языка, заставить их подниматься, и направить воздушную струю посередине язычка. С первого раза это вряд ли удастся. Работу по исправлению начните с … наказания. Нет, не ребёнка, а язычка.

Поведайте ребенку, что гномик Язычок не отличается примерным поведением. А посему, его тоже приходится наказывать, шлепая губами: «пя-пя-пя-…» (Упражнение «Накажем непослушный язык »). Широкий расслабленный язычок при этом должен находиться между губами, не шевелиться и не съезжая вбок! Как ни странно, ребенок будет проделывать это упражнение с большим удовольствием! После воспитательной работы, язычок наверняка станет послушным. Самое время применить поощрение и поиграть с ним во что-нибудь интересное, например, в футбол. Сделайте на столе из двух кубиков импровизированные ворота, положите перед ребенком ватный шарик, и пусть гномик Язычок забивает в ворота голы («упражнение «Забьём гол в ворота»). Чем больше голов, тем лучше. Следите, чтобы язычок при выполнении упражнения лежал распластанным на нижней губе, а щеки ни в коем случае не раздувались! Не забудьте напомнить ребёнку и о том, что игра веселая, поэтому губки должны улыбаться.

Футбольный мяч.

Во дворе футбольный мяч

Целый день носился вскачь.

Вместе с нами он играл,

Но сучка не увидал.

Напоролся на него:

С_______________.

Нам жалко так его!

(Е.Г. Карельская)

С каким звуком сдулся мячик, должен показать ребёнок: «С_________» .

Мячик заклеили, а теперь его надо накачать. Покажите, как гномик Язычок, с помощью насоса, накачивает мяч. Правда, без помощи ребёнка, ему вряд ли справиться! Ребенок демонстрирует работу насоса, а заодно и тренируется в правильном произнесении звука [С] (упражнение «Насос »). Артикуляция должна быть четкой: губки улыбаются, кончик языка надёжно закреплён за нижними резцами, воздух выталкивается отрывисто: с-с-с-с … Язык должен быть абсолютно симметричным (не съезжать вбок!). Проделывая все это, ребенок научится направлять струю воздуха посередине язычка.

6. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ [С] и [З] МЯГКО, ИЛИ ЗАМЕНЯЕТ ИХ НА ШИПЯЩИЕ (шипящий парасигматизм)?

По-видимому, у ребёнка гипертонус в мышцах языка, кончик языка не упирается в нижние зубы, а оттягивается назад, вглубь рта, язык излишне приподнят. Гипертонус снимается с помощью расслабляющего массажа и артикуляционных упражнений («Блинчик», «Накажем непослушный язык», «Забьём гол в ворота»). Затем постановка свистящих звуков идёт так же, как при межзубном сигматизме (третий раздел этой статьи).

7. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ [С] [С"]

а) в изолированном произнесении :

Следуя советам предыдущих разделов, вы с ребёнком уже преступили к автоматизации изолированного звука [С].

Теперь ребёнок исполнит «Песенку водички» (длительно произнесёт звук [С_____]), слушая вот такое стихотворение. (Вы читаете строчки, ребенок произносит звук [С]):

Капельки-сестрички

В море плещется волна.

Слышишь, как поет она?

«С_______________».

Эту песенку водички

Капли, дружные сестрички,

Напевают в тишине

Ветру, рыбкам и луне.

«С_______» - шуршат они песком,

Камешком на дне морском.

«С________» - дробятся о скалу,

«С_________» - стекают по стеклу.

«С________» - и спрятались в ракушку.

Мы ее приложим к ушку…

И услышишь снова ты

Шум прибоя, плеск волны:

«С_____________».

(Е.Г. Карельская)

(Надеемся, вы не забыли, что язычок малыша на звуке [С__] не должен высовываться между зубами, съезжать вбок?)

б) в слогах, словах и чистоговорках

Когда изолированно звук [С___] будет получаться идеально, закрепите успех на материале слогов, слов, чистоговорок и фраз:

СА-СО-СУ-СЫ-СЭ

СА: сам, сад, салат, Саня, сапог, сайка, самовар, самолет, сайра, сачок, сало, сабля

СО: сом, сон, сода, сок, соль, Соня, совы, сор, сотня, соты, соло, сочный, сорт

СУ: суп, сумка, сук, сучок, суд, суббота. сурок, судак, сушки, сучок, сума, суть

СЫ: сын, сыр, сыро, сыт, сытно, сыч, сынок, сырок и т.д.

АС: нас, ананас, квас, брасс, сейчас, час, класс, палас, Карабас Барабас, атлас

УС-ЮС: мусс, минус, автобус, крокус, фокус, укус, уксус, плюс, флюс

ИС: рис, мисс, кипарис, нарцисс, Парис, Борис

СА-СА-СА: В лесу бегает лиса. В саду летит оса. Светлая коса.

СО-СО-СО: У лисы колесо. В кино Софи Марсо.

СУ-СУ-СУ: Не боимся мы лису. Снег идёт в лесу. Наточил отец косу.

СЫ-СЫ-СЫ: Хвост пушистый у лисы. Плохо Соне без косы.

Са-са-са, са-са-са, - на столе у нас - оса.

Сы-сы-сы, сы-сы-сы, - не боимся мы осы.

Су-су-су, су-су-су, - гнать не будем мы осу.

АС-АС-АС: У Сони ананас. Идём сегодня в класс. У нас свободный час.

ОС-ОС-ОС: Пёс ушиб свой нос. У Сени есть вопрос. Сеня в сени сено нёс.

УС-УС-УС: Это нитка бус. Знак поставим плюс. От осы – укус.

ИС-ИС-ИС: В миске сварим рис. В класс вошёл Борис. В саду цветёт нарцисс.

СИ-СИ-СИ СЕ-СЕ-СЕ СЁ-СЁ-СЁ

СЮ-СЮ-СЮ СЯ-СЯ-СЯ СЕ-СЮ-СЯ

СИ: сила, синий, силуэт, Сима, сильный, синь, синька, Сибирь, сирень

СЕ: сено, Сева, Сергей, Семён, север, серый, сел, семафор, селёдка

СЁ: сёмга, Сёма, весёлый

СИ-СИ-СИ: Сено в сеновал неси. Симе синьку принеси. Севу в гости пригласи.

СЕ-СЕ-СЕ: Песенку споём лисе. Синий бантик на косе. Спицы есть на колесе.

СЕ-СЕ-СЕ: Мы сироп дадим осе. В лес пошли сегодня все!

СЁ-СЁ-СЁ: Мы сказали Васе всё.

СЮ-СЮ-СЮ: Расплясались мы вовсю. Сено дали карасю.

Продолжайте в том же духе, подбирая новые слова со звуками [С] и [С"].

в) в скороговорках

У Сени и Сани сом с усами.

Сорок сорок съели сыра кусок.

В саду у Дуси утки и гуси.

Саня и Костя идут к Соне в гости.

Саня с невестой месят тесто.

Саня сено косит, а Соня сено носит.

Сеня во сне сидит на сосне.

У соседа – домоседа есть сосед – непоседа.

В миске у киски вкусные сосиски.

Испугали Люсю бабусины гуси.

У Фроси на подносе ананас и абрикосы.

Соня и Стас съели ананас.

Влас у Славы съел сало, а Назар сливки слизал.

У соседа домоседа есть сосед непоседа.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

г) в загадках

Если вместе все семь я,

Получается … (СЕМЬЯ).

Благоухает третий день

В саду персидская … (СИРЕНЬ).

Любит сало эта птица

Желтогрудая … (СИНИЦА).

К стрижу приполз усатый жук,

Просил скроить ему … (СЮРТУК).

Приглашает всех ребят

Урожай отведать … (САД).

Налетело много ос,

Береги, малыш, свой … (НОС).

Не боится он жары.

Он – любимец детворы,

Добродушен и умен

Лопоухий этот … (СЛОН).

По ночам она не спит,

Очень зорко вдаль глядит.

Словно тыква голова

Это – хищная … (СОВА).

(Загадки Е.Г. Карельской)

8. РАБОТА НАД ЗВУКАМИ [З] [З"]

Звуки [З], [ЗЬ] могут иметь тот же дефект, что и звуки [С], [С"]. Работать над ними надо аналогично. Разница лишь в том, что [З], [ЗЬ] – звонкие (при их произнесении есть голос, работают голосовые связки). Если ребёнок оглушает эти звуки (произносит их без голоса), надо рассказать сказку о голосе, который живёт в горлышке. Ребёнок кладёт руку на горло (своё или взрослого) и слушает история. На звуках [с] [с"] голос «спит» и снетки его домика не дрожат, а на звуках [з] [з"] голос просыпается и начинает петь и стены его домика дрожат, вибрируют. Продемонстрируйте это наглядно, произнеся по очереди сначала глухие, а затем звонкие свистящие звуки. Затем приступайте к закреплению звуков [з] [з"] в той же последовательности, что и звуков [С] [С"]. Единственное, что надо помнить, что звуки [з] [з"] в конце слов оглушаются и превращаются в звуки [с] [с"]

ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ

ЗА: зал, завод, заяц, зайка, забор, застава, заря, зачёт, зачем, заплата, загон, задача

ЗО: Зоя, Зося, Зосим, зов, зори, зорька, зоб, зомби, зорко, зоркий, золото

ЗУ: зуб, зубы, зуммер, зубр

Отработав слоги и слова, берите предложения, чистоговорки и стихи, изобилующие звуками [З], [ЗЬ].

За-за-за, за-за-за,

За Зиной гонится коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу,

Поместим в загон козу.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы,

Колокольчик у козы.

Зе-зе-зе, зе-зе-зе,

Сено мы дадим козе.

У Зои и Зины бузина в корзине.

У зайка Бубы разболелись зубы.

Звала Зося зайку в гости.

Идет Назар на базар, купит козу Назар.

Зоя зайкина хозяйка, только зайка тот зазнайка.

В зоопарке обезьяны, змеи, зубры и фазаны.

У Зои мимозы, а Зины розы.

Звонко зазвенел звонок, зовёт Зою на урок.

Роза мёрзнет от мороза.

Зина в магазине забыла корзину.

В магазине купили Зине корзину.

Постановка звуков и их автоматизацияя

Исправление нарушений произношения звука /С/

Комплекс упражнений: «Улыбка», «Лопатка», «Катушка», «Чистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье».

Исправление межзубного сигматизма.

а). Ребенку предлагается выполнить упражнение «Катушка»;гда ребенок научится выполнять хорошо это упражнение, предлагается «Катушку» убрать в глубь рта, но кончик языка удерживать на месте - за нижними зубами. Посередине языка логопед кладет спичку и просит тихо подуть, чтобы воздушная струя проходила посередине языка. Затем спичка убирается. Произносится звук /С/. Если все-таки дефект сохраняется, рекомендуется какое-то время проговаривать слоги, затем слова со спичкой посередине языка или с закрытыми зубами.

б). Если ребенок не удерживает язык за нижними зубами, логопед удерживает его следующим образом: заносим в рот согнутую спичку, один конец которой располагается к корням нижних зубов, а другой удерживает логопед. Ребенка просим достать кончиком языка край спички и в таком положении произносить звук /С/.

в). Если долго не удается научить удерживать язык за нижними резцами, учим ребенка произносить звук /С/ с закрытыми зубами.

Исправление шипящего сигматизма.

Сначала ребенку предлагается различить правильное и неправильное звучание звука /С/ (свист – шипение). Затем перед зеркалом показываются различия между правильной и дефектной артикуляцией. Дополнительно используются кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук. Добившись правильной артикуляции, включается выдох, дается возможность ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.

Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука /С/. В дальнейшем необходимо перейти к нормальному зубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма (вариант в).

Исправление бокового сигматизма.

Считаю, что это один из самых стойких дефектов, и без массажа во рту и физиолечения положительного результата добиться трудно.

После курса массажа логопед (дефектолог) может приступить к выполнению тех упражнений, которые не получались у ребенка (например, « Дудочка», «Чашечка» и т. д.) то есть добиваемся образования «желобка» по средней линии языка.

В качестве базы используется звук /Т/. Звук /Т/ произносится с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.

На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Зубы сжимается и произносится звук, близкий к /Ц/, в составе которого слышатся звуки /Т/ и /С/.

Постепенно в ходе упражнений звук /С/ удлиняется, а затем – отделяется. После чего ребенку объясняется, что это правильно произносимый звук /С/.

Постановка звука /С/ от звука /И/.

Этот способ я применяю чаще всего. Ребенка просят выполнить упражнение «Улыбка», затем приоткрыть рот и произнести звук /И/. В это время обращаем его внимание на положение языка (лежит в полости рта, кончик - за нижними резцами). Просим ребенка несколько раз произнести /И/, затем, удерживая язык в этом же положении, произнести /С/.

  • Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения:
  • 1.8. Обследование ребенка. Неврологический статус
  • 1.8.1. Обследование произвольной мимической моторики
  • 1.8.2. Обследование речевой моторики
  • 1.8.3. Обследование общей произвольной моторики
  • 1.8.4. Обследование тонких движений пальцев рук
  • 1.8.5. Обследование действий с предметами
  • Приложение. Некоторые показатели психического и физического развития детей
  • Раздел 2. Комплексная диагностика речи
  • 2.1. Исторический аспект диагностики
  • 2.2. Состояние проблемы на современном этапе
  • 2.3. Принципы комплексной диагностики
  • 2.4. Диагностика речевых нарушений у детей в раннем возрасте
  • 2.4.1. Осмотр новорожденных. Шкала Апгар
  • 2.4.2. Соотношение признаков незрелости и поврежденности центральной нервной системы
  • 2.5. Методика изучения уровня речевого развития
  • 2.5.1. Изучение уровня речевой коммуникации
  • 2.5.2. Изучение уровня связной речи детей
  • 2.5.3. Изучение словарного запаса детей
  • 2.5.4. Изучение грамматической стороны речи
  • 2.5.5. Изучение состояния звуковой стороны речи
  • 2.5.6. Изучение уровня практического осознания элементов речи
  • 2.5.7. Комплексный метод речевой диагностики
  • 2.5.8. Обработка и интерпретация полученных результатов
  • 2.6. Дифференциальная диагностика дизартрии
  • 2.6.1. Дифференциальная диагностика по локально-диагностическим признакам
  • 2.6.2. Дифференциальная диагностика дизартрии по степени поражения
  • 2.6.3. Основные показатели диагностики дизартрии
  • 2.6.4. Дифференциальная диагностика дизартрии от сходных речевых нарушений
  • Раздел 3. Коррекционно-образовательный процесс
  • 3.1. Моделирование коррекционно-профилактической деятельности в образовательном учреждении
  • 3.2. Ранняя поддержка ребенка
  • 3.3. Проблемы раннего обучения чтению
  • 3.4. Основные направления коррекции речи
  • 3.4.1. Основные направления комплексного медицинского воздействия при спастической форме дизартрии
  • 3.4.2. Коррекционная логопедическая работа при спастической дизартрии
  • 3.4.3. Гиперкинетическая форма дизартрии
  • 3.4.4. Специфика комплексного коррекционного воздействия при гиперкинетической форме дизартрии
  • 3.4.5. Логопедическая работа с детьми, страдающими дизартриями, имеющими различные формы звукового расстройства речи
  • 3.5. Особенности коррекции фонетической стороны речи с учетом компенсаторных возможностей ребенка
  • 3.6. Коррекция звукопроизношения при ринолалии
  • 3.6.1. Артикуляционная гимнастика
  • 3.6.2. Массаж
  • 3.7. Профилактика акустических дисграфий. Дефект смягчения
  • 3.7.1. Нарушения звукопроизношения
  • 3.8. Профилактика акустических дисграфий. Дефект оглушения
  • Материал для развития фонематического слуха и произносительных дифференцировок
  • 3.9. Точечный массаж в коррекционной и лечебной педагогике
  • 3.9.1. Точечный массаж при дизартрии
  • 3.9.2. Массаж при писчем спазме
  • 3.9.3. Точечный массаж при заикании
  • 3.9.4. Точки массажа при забывчивости, рассеянности, невозможности сосредоточиться
  • 3.9.5. Массаж при робости, боязливости, застенчивости
  • 3.9.6. Точечный массаж при немотивированном упрямстве, непослушании детей.
  • Раздел 4. Нетрадиционные методы в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.1. Фитотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.2. Ароматерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.3. Музыкотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.4. Хромотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • 4.5. Литотерапия в коррекционной и лечебной педагогике
  • Раздел 5. Логопедическая практика в образовательных учреждениях
  • 5.1. Общие задачи логопедической практики
  • 5.1.1. Что дает логопедическая практика в профессиональном становлении будущего логопеда?
  • 5.1.2. Как организуется непрерывная практика?
  • 5.1.3. В какой период лучше пройти практику?
  • 5.2. Содержание практики
  • 5.2.1. Задачи первого периода
  • 5.2.2. Задачи второго периода
  • Раздел 6. Специфика работы логопеда детских лечебно-профилактических учреждений
  • 6.1. Положение о логопеде
  • 6.2. Положение об организации работы логопедического кабинета
  • 6.3. Примерный перечень оборудования логопедического кабинета
  • 6.4. Положение об организации работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами
  • 6.5. Специфика работы логопеда в детской поликлинике
  • 6.5.1. Первичный прием логопедом
  • 6.5.2. Комплектование групп и длительность занятий
  • 6.5.3. Связь с родителями и педагогическим персоналом
  • 6.5.4. Профилактическая работа
  • 6.5.5. Санитарно-просветительная работа
  • 6.5.6. Диспансеризация
  • 6.5.7. Документация
  • 6.5.8. Отчетность
  • 6.6. Детский психоневрологический диспансер
  • 6.7. Работа логопеда в доме ребенка
  • 6.8. Организация работы логопеда в стационарном отделении
  • 6.9. Рекомендации к построению индивидуальной коррекционной программы
  • 6.10. Методическое объединение логопедов
  • Раздел 7. Организация логопедической работы в дошкольно-образовательных учреждениях
  • 7.1. Принципы отбора детей и комплектования групп
  • 7.2. Организация работы медико-психолого-педагогической комиссии
  • 7.2.1. Документация медико-психолого-педагогической комиссии
  • 7.2.2. Требования к оборудованию кабинета
  • 7.3. Рекомендации к зачислению дошкольников в специальные группы для детей с нарушениями речи
  • 7.3.1. Документы, представляемые на медико-психолого-педагогическую комиссию
  • 7.3.2. Документация медико-психолого-педагогической комиссии
  • 7.4. Логопедическая документация детского сада для детей с нарушениями речи
  • 7.4.1. Виды планов
  • 7.4.2. Индивидуальные тетради детей
  • 7.4.3. Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя
  • 7.4.4. Работа с родителями
  • 7.4.5. Отчет логопеда
  • 7.6. Примерное планирование занятий с детьми, страдающими недоразвитием речи
  • 7.6.1. Примерный план занятия с детьми 4 лет с общим недоразвитием речи
  • 7.6.2. Примерный план работы на неделю с детьми 5 лет с общим недоразвитием речи
  • Раздел 8. Организация логопедического процесса в школе
  • 8.1. Организация работы учителя-логопеда на логопункте в массовой школе
  • 8.1.1. Распределение времени, отведенного для обследования устной и письменной речи учащихся
  • 8.1.2. Распределение времени, отведенного на коррекционно-образовательную работу
  • 8.1.3. Распределение рабочего времени учителя-логопеда в период школьных каникул
  • 8.1.4. Работа учителя-логопеда в июне
  • 8.1.5. Оборудование логопедического кабинета
  • 8.1.6. Документация и ее ведение
  • 8.1.7. Сроки хранения документации
  • 8.2. Работа логопеда в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 8.3. Рекомендации по организации индивидуальных занятий по обучению произношению и их анализу
  • 8.3.1. Требования к содержанию плана
  • 8.3.2. Требования к индивидуальным занятиям
  • 8.3.3. Соблюдение метода обучения произношению
  • 8.3.4. Требования к подбору речевого материала
  • Тема 1. Звук ш.
  • Тема 2. Звук к(устранение закрытой гнусавости).
  • 8.3.5. Соотношение видов речевой деятельности и видов работы
  • 8.3.6. Организация работы
  • 8.3.7. Оборудование
  • 8.3.8. Фонетический режим
  • 8.3.9. Исправление ошибок
  • 8.3.10. Фиксация результатов
  • Раздел 9. Нормативные документы и информационно-методические письма
  • 9.1. Типовое положение о республиканской медико-психолого-педагогической комиссии
  • 9.2. Положение об областной мппк
  • 9.2.1. Состав и организация работы областной мппк
  • 9.2.2. Перечень документов, представляемых на мппк
  • 9.3. Инструкция по приему детей во вспомогательные школы и школы-интернаты
  • 9.4. Инструкция по приему в школы для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • 9.5. Информационное письмо по обучению письму леворуких детей
  • 9.6. Рекомендации по отбору детей в классы компенсирующего обучения
  • 9.7. Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и группы специального назначения
  • 9.8. Положение о временной группе для детей с нарушением речи в дошкольном учреждении общего типа
  • 9.9. Примерный перечень материалов для психолого-педагогического обследования детей школьного возраста в медико-психолого-педагогических комиссиях
  • 9.10. Должностные обязанности учителя-логопеда
  • 9.11. Об утверждении рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических работников
  • 9.12. Рекомендации для установления разрядов оплаты труда по etc
  • 9.13. Требования к квалификации педагогических работников учреждений образования при присвоении им квалификационных категорий
  • 9.14. Нормативы числа мест в дошкольных учреждениях
  • 9.15. Норматив предельной наполняемости групп (классов) в образовательных учреждениях
  • 9.16. Положение о научно-методическом совете по коррекционно-педагогическим проблемам дошкольного образования
  • Раздел 10. Вопросы и ответы
  • Приложения сказка о веселом язычке
  • Чистоговорки
  • Терминологический словарь
  • Литература
  • 3.7. Профилактика акустических дисграфий. Дефект смягчения

    3.7.1. Нарушения звукопроизношения

    Приходилось ли вам встречать детей, которые в разговоре смягчают согласные? Возникает такое чувство, будто им что-то мешает говорить. Они «сюсюкают», как полуторагодовалые малыши. Прислушайтесь, и вы обнаружите, что ваш ребенок параллельно с другими дефектами произносит смягченно те или иные согласные. Этот дефект может быть частичным или тотальным, т. е. охватывать все согласные за исключением ш ,ж, ц, которые всегда только твердые, и те, что всегда только мягкие и твердой пары не имеют -ч ,щ, й.

    Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект смягчения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

    Мягкие согласные по артикуляции отличаются от парных твердых дополнительным подъемом спинки языка к твердому небу, некоторые (к, г. х) также заметным перемещением языка вперед. Чем вызван этот дефект? Прежде всего нарушениями мышечного тонуса, характер которых зависит прежде всего от локализации поражения мозга.

    Спастичность артикуляционных мышц - постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, приводит к тому, что язык напряжен, оттянут назад, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик не выражен. Е.М.Мастюкова подчеркивает, что «напряженная спинка языка, приподнятая к твердому небу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать фонематическому недоразвитию».

    Работая над дефектом смягчения, необходимо учитывать различные случаи употребления мягких согласных в речи. Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина (1981) указывают, что произнесение мягкого согласного в русском языке может определяться комбинаторными условиями, т. е. соседством с другими звуками. Так, например, гласный [и] смягчает предыдущий согласный:ма, мо, му, мы, но ми. Исключение составляют согласныеш, ж, ц. После них может стоять буква -и, но при этом она читается как -ы: шина, машина, мыши, лыжи, цирк, циркуль и т. д.

    Исключением является долгое мягкое ж в словах с сочетаниямижж изж, например,дрожжи, вожжи, визжит, где мягкость согласного дает возможность произнести после него звуки. В некоторых случаях мягкость одного согласного обуславливается мягкостью последующего. Например,бант-бантик, где мягкий согласный вызывает смягчение предшествующего согласного звука к.

    Параллельно с комбинаторно обусловленной мягкостью согласных в русском языке широко пользуются согласными, мягкость которых вполне самостоятельна: лев, лед, люк, пятно. В словахуголь, конь, кровь мягкость согласных обусловлена мягким знаком.

    В произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, наблюдаются дефекты смягчения. Среди дефектов смягчения различают три варианта нарушения:

    1. постоянная их замена парными твердыми звуками: дада Вана вместодядя Ваня, тота вместотетя и т. д.;

    2. излишнее смягчение, например, сябякя идетъ дямей вместособака идет домой;

    3. нарушение дифференциации между твердыми и мягкими фонемами, когда наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения.

    Переход твердого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к небу. Все случаи смешения твердых и мягких фонем, как правило, отражаются в письменной речи.

    Поэтому в работе по коррекции дефекта смягчения важное значение имеет тщательная дифференциация твердых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.

    Подготовительными упражнениями при коррекции дефекта смягчения являются выгибание средней части спинки языка и ее опускание: «кошка сердится», «катушка», «горка». Дефекты смягчения встречаются одновременно среди большинства согласных, имеющих парные мягкие и твердые звуки. Поэтому встают вопросы: когда начинать коррекцию этого дефекта, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука?

    О. В. Правдина (1973) для решения вышеобозначенных вопросов рекомендует учитывать:

    1. произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый артикуляционный уклад, правильное звучание;

    2. уклад каких звуков позволяет наиболее наглядно показать разницу между артикуляцией парных согласных твердого и мягкого звуков.

    М.Е.Хватцев, Ф.Ф.Pay, H.Ф.Слезина, О.В.Правдина, Л.С.Волкова и другие отмечают, что наиболее просты по своим артикуляционным укладам согласные т.д. к. Поэтому переднеязычные звуки редко оказываются дефектными и произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что дает возможность увидеть изменения в положении средней части языка при переходе твердой фонемы в мягкую: т кт", д кд", н кн" . В процессе работы с вышеназванными звуками легче выработать кинестетическое ощущение напряжения и расслабления спинки языка, в результате чего аналогичная работа над другими звуками, имеющими твердую и мягкую пары, пройдет значительно легче и быстрее.

    В трудных случаях О.В.Правдина (1973) рекомендует средний и указательный пальцы положить на язык, что позволяет тактильно ощутить изменение напряжения языка при переходе твердой фонемы в мягкую. Можно использовать механическую помощь: предложив произносить многократно слоги am илита с упором кончика языка в нижние резцы, слегка нажать шпателем или пальцем на кончик языка, что даст смягчение звукат, т. е. образует слогиатъ, тя. По аналогии можно получить идентичные слоги с другими согласными.

    Ф.A.Pay рекомендует коррекцию дефекта смягчения по степени легкости располагать в следующем порядке: т -т", д-д", н-н", ф-ф", в-в", и-и" ,б -б", м-м", с-с", р-р", л-л". После автоматизации твердых и мягких фонем важно перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками, что необходимо для усвоения правил грамматики о смягчении согласных перед йотированными гласными (я, е, ё, ю ), об употреблении мягкого знака в конце слова и в его середине(мель, письмо, пальто), а также разделительного мягкого знака(шью, лью, вьюга). Дифференциацию рекомендуется начинать с таблиц следующего типа: а) та-тя, ты-ти б) ат-ать, ыт-ыть в) тя-тья, тю-тью то-те, ту-тю от-оть, ут-уть, те-тье, те-тьё.

    Работа над мягкими согласными начинается, когда детьми усвоен гласный и. Каждый согласный звук отрабатывается в сочетании с гласными, в том числе с гласными.

    Напряженность в мышцах губ легче всего ощущается при произношении губно-губных: па, пы, нопи, ба, бу, бо, бы, ноби; ма, му, мо, мы, номи. Если ребенок овладел смягчением согласных перед гласными, то он не испытывает трудности при произношении самостоятельных мягких согласных. Большую роль при этом играет фонематический слух ребенка. Затем полученный мягкий согласный включаем в закрытые слоги типа:апъ, опъ и т. д., и наконец в открытые:пя, пе.

    При постановке мягких переднеязычных звуков т, д. н вышеназванный прием недостаточно эффективен. Они могут произноситься как при поднятом к верхним резцам переднем крае языка, так и при опущенном к нижним резцам. Во втором случае различие в артикуляции между твердыми и мягкими фонемами - наиболее наглядно, так как смычка образуется не передним краем языка, что характерно для твердыхт, д, н, а передней частью спинки языка, соприкасающейся с альвеолами верхних резцов. Если ребенок испытывает трудности при воспроизведении этой артикуляции, то можно помочь механически: шпателем или пальцем удержать кончик языка у нижних резцов.

    После постановки и дифференциации переднеязычных звуков можно перейти к губно-губным: ф" в", но необходимо показать при открытом рте выгнутое положение языка и объяснить, что и при смыкании рта нижней губой язык сохраняет это положение.

    Далее последовательность коррекции мягких согласных можно варьировать, но необходимо учитывать некоторые нюансы. Так, например, чтобы получить настоящее мягкое л" с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, лучше всего начинать с нижнего варианта артикуляции этого звука. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами. Удерживать кончик языка внизу первое время можно с механической помощью (при помощи шпателя). Твердый звукл ставим от межзубных гласныха или w, предварительно уточнив их артикуляцию:а -л, мал, дал; ы -л ,мыл. При наличии настоящих твердого и мягкого звука их необходимо четко отдифференцировать друг от друга в слогах, словах, после чего можно перейти от нижней артикуляции л к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом. Чтобы отдифференцировать твердые свистящиес, з от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу.

    Приемы исправления задненебных к ,г, х сводятся к постановке взрывных заднеязычных от взрывных переднеязычных, а фрикативных заднеязычных от фрикативных переднеязычных. Мягкие звуки ставятся от мягких, а твердые - от твердых. Постановка звуков производится с механической помощью от базовых слогов:

    ка от -» та -» тя -» кя -» ка

    га от -» да -» дя -» гя -» га

    ха от -» са -» ся -» хя -» ха

    В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги.

    Работая над вибрантом р , надо обратить внимание, что при переходе отр кр" язык заметно перемещается вперед по направлению к верхним резцам.

    В процессе работы можно использовать сказку «Том и Тим». Рассмотрим сокращенный вариант этой сказки.

    Жили-были два брата. Одного звали Том. Он был худым, высоким и таким же твердым, как звук т, с которого начинается его имя. Он всегда выбирал себе то, что начиналось с твердых звуков. Он любил сок, сухари. Он носил пальто и никогда не надевал пиджак. Он не брал мяч, но охотно пускал мыльные пузыри и играл в морской бой.

    А второй брат, которого звали Тим, был мягкий, пухленький, круглый. Он любил все то, что начиналось с мягких звуков, как его имя: тефтели, пироги, пирожные, кисель, леденцы.

    Братья очень дружили. Когда Тим рисовал, Том - раскрашивал. Если Том брал в руки дудочку, то Тим - гитару. Они никогда не выбирали одни и те же вещи, поэтому не ссорились. Им не приходилось выхватывать друг у друга игрушки и сладости.

    Однажды решили братья отправиться путешествовать. Давайте поможем им собраться. (Классификация вещей по первому звуку, твердый или мягкий?) Уточняем, кто возьмет ранец, рюкзак; кому нужныкотелок, миска, вилка, ложка, ножик; кто любитмолоко, кефир, калач, пирог, колбасу, ветчину; кто обуется вкроссовки, а кто вкеды; кто из братьев наденет на головушапку, ктоберет; кто пойдет влес, а кто налуг; кто какие грибы будет собирать(сыроежки, лисички, маслята, рыжики, подберезовики, белые)?

    Пора устраивать привал. Кто принес ветки, а ктовалежник? Братья решили наловить рыбы. Кто будет ловить впруду, кто вреке? Кому на удочку попадетсясом, пескарь, плотва, лещ, линь, карп?

    Примерные виды занятий

    Обозначение мягкости согласного последующим гласным

    Выделение буквы Я.

    Задание. Найди в словах мягкие согласные. Чем обозначена их мягкость?Мяч, пять, Валя, слякоть, пряник, мята, пятна, Толя, тряпка, прятки.

    Задание. Назови картинки, составь из букв разрезной азбуки их названия, запиши в тетрадь:ящик, яблоко, ясень, язык, якорь, ящерица, ядро, ястреб.

    Выделение буквы Е.

    Задание. Прочитай эти слова, найди в них заданную букву, определи ее местонахождение:ел, ель, еда, езда, ездок, Ева, еду, ехидна, единица, ералаш, Елена, енот, ежевика, ерунда, Египет.

    Задание. Найди в этих словах мягкие согласные. Какая гласная обозначает их мягкость?Лес, мел, белка, лето, ветка, полено, лев, село, орех, весна, веник, колено.

    Задание. Назови картинки, составь из букв разрезной азбуки их названия. Нарисуй, сделай надписи.

    Задание. Придумай слова с буквой е самостоятельно и запиши их. Если задание вызывает затруднение, то назвать картинки и предметы, специально подобранные к занятию.

    Выделение буквы Ё.

    Задание. Прочитай слова, найди в них заданную букву, определи ее местонахождение:ёлка, ёжик, ёрш, заём, Алёнка, каёмка, даёт, водоём, клёст, приём, Лёня, клеёнка.

    Задание. Найди в этих словах мягкие согласные. Какая гласная обозначает их мягкость:лёд, пёс, Лёва, Лёня, свёкла, котёл, костёр, мёд, овёс, Алёна, Стёпа, стёкла, ковёр, лётчик.

    Задание. Назови картинки, составь из разрезной азбуки их названия, нарисуй, сделай подписи.

    Задание. Посмотри внимательно вокруг. Назови или придумай слова с буквой ё. Запиши их, учитывая принцип доступности.

    Выделение буквы Ю .

    Задание. Прочитай эти слова, найди в них заданную букву, укажи где она стоит; для подготовительной группы усложнение - которая по счету?Юбка, юнга, юннат, юла, юноша, юрта, катаю, Юля, Юра, юг, юмор, мою, убираю, юрист, юркий, купаю.

    Задание. Найди в словах мягкие согласные. Какая гласная обозначает их мягкость:плющ, Люда, Люба, люди, слюда, брюква, блюдо, плюс, слюна, изюм, клюква, шлюпка.

    Задание. Назови картинки, составь из разрезной азбуки их названия, нарисуй, сделай надписи.

    Задание. Посмотри внимательно вокруг. Назови или придумай слова с буквойю. Запиши их.

    Задание. Прочитай или повтори слоги. Скажи, как звучит согласный в слогах первой строчки, в слогах второй строчки. Твердые согласные подчеркни синим цветом, мягкие - зеленым. Назови те гласные, которые смягчают:та, до, ну, пи, пы, ма, ку. вы; ля, ме, ню, пе, де, ти, лю, ее ;по, мо, се ,ти, пы, ли, сю, да.

    Задание. Прочитай и спиши эти слова. Объясни значение слов. Укажи гласные, образующие слияние с мягкими согласными. Выдели цветом: твердые - синим, мягкие - зеленым:

    Мал-мял был-бил лук-люк вор-вез

    мыл-мил выл-вил лов-клев вол-вел

    мол-мел ров-рев осы-оси были-выли

    рад-ряд рысь-рис град-гряд

    Задание. Впиши буквуа илия (о -е, у -ю ,ы -и). Он ел л..к. Вова закрыл л…к. Витя руки м…л. Мальчик очень м…л.

    Задание. Прочитай фразы, сходные слова выпиши парами:

    Вова посадил лук. лук

    Папа закрыл люк. люк

    Дятел носом тук. тук

    Хлопок сложили в тюк. тюк

    У дятла сильный нос. нос

    Витя палки нёс. нёс

    Кот увидел мышку. мышка

    Соне подарили мишку. мишка

    После того как дети научились слышать твердость и мягкость согласных и писать после мягких согласных гласные второго ряда, а после твердых согласных - гласные первого ряда, знакомим детей с мягким знаком:

    Мягкий знак - хитрый знак,

    Не назвать его никак.

    Он не произносится,

    Но в слово часто просится.

    Предложить сравнить по смыслу и звучанию пары слов:

    ел-ель дал-даль стал-сталь хор-хорь

    мел-мель жар-жарь удар-ударь гол-голь кон-конь жал-жаль угол-уголь трус-трусь был-быль пар-парь учит-учить шест-шесть

    Сравнительный анализ помогает выяснить, что слова имеют разное значение, хотя произносятся почти одинаково. Разница в произношении последнего звука в том, что в первом случае он произносится твердо, а во втором мягко.

    Затем эти слова читаются и сравниваются по написанию. Уточняем, что мягкость последнего согласного обозначается мягким знаком. Сам мягкий знак ъ никакого звука не обозначает, но смягчает согласную в конце слова. Эти знания отрабатываются с детьми в серии заданий.

    Задание. Прочитай слова. Сравни их по звучанию, написанию, смыслу. Какая в этих словах разница в произношении окончаний:

    Лепит – лепить купить – купить

    Возит – возить носит – носить

    любит-любить лечит-лечить

    ходит-ходить косит-косить

    Задание. Спрячем мягкий знак в середину слова:

    пень-пеньки

    окунь-окуньки

    ель-ельник

    пыль-пыльный

    куль-кульки

    боль-больной

    уголь-угольки

    день-деньки

    конь-коньки

    огонь-огоньки

    зверь-зверьки

    сталь-стальной

    Задание. Прочитай слова. Выделенную согласную произнеси мягко. Какую букву надо написать после мягкой согласной? Напиши получившееся новое слово. Сравни еще раз слова. Чем они отличаются по звучанию и написанию? пенки банка полка галка уголки пеньки банька полька галька уголькиЗадание. Прочитай слова. Подчеркни мягкие согласные зеленой пастой. Объясни, почему они звучат мягко:пена, Люда, моль, Тема, банька, тюлька, зорька, борьба, пекла, люлька.

    Задание. Проверочный диктант:конь, лён, лось, нёс, люк, Лена, кино, пень, сеть, лень, пить, толь, банька, письмо, лента, санки, зверьки, стальной, деньки.

    Дифференциацию мягких и твердых парных согласных необходимо проводить не только на слух, но и в произношении, что позволит предупредить нарушения письменной речи при обучении в школе, снизить процент неуспевающих, максимально обеспечить успешность в обучении.

    Важно не только научить детей различать на слух твердые и мягкие согласные, но и соотносить твердость и мягкость согласных с последующей гласной или мягким знаком.

    Таким образом, работа по дифференциации парных согласных (по твердости-мягкости), коррекция дефекта смягчения поможет не только избежать явной речевой патологии, но и позволит своевременно провести профилактическую работу и избежать при обучении в школе нарушений письменной речи. Речевые нарушения, встречающиеся у детей в начальной школе, являются серьезным препятствием в овладении ими элементами грамоты. Нередки случаи, когда из-за речевых нарушений ребенок с трудом усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжелых случаях встает вопрос о невозможности его обучения в массовой школе.

    При правильной организации и проведении коррекционно-образовательного процесса педагоги и родители помогают детям справиться с имеющимися у них речевыми нарушениями и успешно овладеть школьной программой.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Выступление подготовила: Шаяхметова Н.С. , учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 6» г. Саратов Дефект смягчения. Специфика работы.

    Дефект смягчения. В наше время в практике всё чаще встречаются дети с дефектом смягчения, который проявляется в нарушении произношения согласных, имеющих твердую (мягкую) пару. Дефект может быть частичным или тотальным, т.е. охватывать все согласные. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар. Если у ребенка выявился дефект смягчения, то свою работу начинаем именно с него, предварительно отработав с гласными звуками. Полное устранение дефекта на раннем этапе в устной речи предотвратит появление акустической дисграфии в письменной речи. Коррекция дефекта смягчения проводится на индивидуальных занятиях.

    Факторы предрасполагающие к возникновению дефекта: Снижение физического слуха Несформированность фонематических процессов Нарушение в строении артикуляционного аппарата Нарушение иннервации (тонуса) артикуляционной мускулатуры

    Виды Среди дефектов смягчения наблюдаются: 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.). Ф онетико-фонематический дефект; 2. Излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябякя идёть дямёй).В практике встречается чаще, ещё его называют дефектом твёрдости. Фонетико-фонематический дефект; 3. Смешение мягких и твердых звуков в речи (паралалии), то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Фонематический дефект.

    Особенности артикуляции При произношении мягких звуков особенностью артикуляции является палатализация -(от лат. смягчение) дополнительный к основной артикуляции согласных подьём средней части языка к твёрдому нёбу (или йотовая артикуляция) Наиболее просты по артикуляционному укладу переднеязычные звуки Т-ТЬ, Д-ДЬ, Н-НЬ, они и похожи по артикуляции (редко бывают нарушены). твёрдый мягкий На профилях видно - переход твёрдого согласного звука в мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу. Рассмотрим в таблице что происходит при дефектном произношении парных согласных звуков.

    Таблица При дефектном произношении согласных: Твердых Мягких в произношении мягкие твердые дефект твердости смягчения язык напряжен спастичный изогнут (палатализация) расслаблен мягкий плоский средняя часть спинки языка не опускается выгибается не поднимается не выгибается кончик языка не выражен выражен тонус повышен гипертонус понижен гипотонус

    Специфика работы Нарушения произношения твердых и мягких согласных, как правило, возникают при недостатках акустической дифференциации, а также при нарушениях иннервации артикуляционной мускулатуры. Таким образом, работа по исправлению дефектов смягчения ведется в двух направления х: 1) коррекция фонематического слуха и фонематического восприятия; 2) выработка правильного артикуляционного уклада при произнесении парных согласных. При коррекции фонематического слуха и фонематического восприятия важно достигнуть понимания ребенком принципа различения твердых и мягких звуков. Нужно объяснить ребенку и показать на примерах, что от неправильного произнесения звуков может меняться смысл всего слова. Для облегчения данной задачи можно пользоваться графическим материалом, тематическими картинками, сопровождать упражнения определенными движениями. Все это делается с целью обеспечения зрительного и кинестетического контроля.

    Этапы работы (классика) 1. Полное отсутствие мягких согласных звуков 2. Излишнее смягчение звуков 3. Смешение мягких и твердых звуков в речи 1. Подготовительный этап 2. Этап постановки звука 3. Этап автоматизации звука 4. Этап дифференциации звуков 5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) 4. Этап дифференциации звуков 5. Этап выработки навыков самоконтроля (по Архиповой) На этапе дифференциации звуков важно проводить работу более тщательно и не только на слух, но и в произношении!

    Подготовительный этап На 1 этапе первоначально формируем у ребёнка понятие о мягкости и твёрдости. Можно показать: мячики - пластмассовый и резиновый или кубики - деревянный и тряпичный. Здесь проводиться весь комплекс логопедической работы – это и нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (статика, динамика), работа над дыханием и развитием мелкой моторики и т.д. При подборе артикуляционных упражнений учитываем структуру нарушения в произношении: 1. Нет мягких 2. Излишнее смягчение Нужно укрепить мышцы языка и выработать подъём средней части спинки языка. Нужно расслабить мышцы языка, научить опускать среднюю часть спинки языка и выпрямлять. Научить язык двигаться вперёд-назад: в напряжении в расслабленном виде Положение языка Изогнут «Горка» Прямой «Лопатка»

    Артикуляционные упражнения Нет мягких Излишнее смягчение Домик открывается Любопытный язык Улыбка - Хоботок Оскал Тянем язык к подбородку Обезьянка Тянем язык к носу Бульдог Хомяк Кружок Толстячки-худышки Шарики нижние Чистим зубки (снаружи) верхние Самовар Горка Ветерок дует с горки Катушка Жуём блинчик Змейка Накажем язык Лопатка Дуем на лопатку Покусаем язык Маятник Иголочка Качели Упражнения для постановки необходимого звука

    Нормализация мышечного тонуса Основная задача при дефекте смягчения –научить ребёнка уметь перераспределять напряжение мышц артикуляционного аппарата. Здесь очень эффективно использовать изотонические упражнения с сопротивлением и противодействием, т.к. они и укрепляют и расслабляют мышцы. Можно использовать ватные палочки в работе как на картинке, или язык в положении «Горка», а палочка под языком. В более упорных случаях (без динамики) можно использовать элементы логопедического массажа с приёмами классического: в первом случае, когда нет мягких - активирующий (укрепляющий), во втором – расслабляющий. Его можно выполнять только после консультации невропатолога, если нет противопоказаний, лучше иметь справочку. В нашей работе не всегда находится время для этого, поэтому рекомендуем родителям. Ещё один из видов логопедического массажа – самомассаж, его вполне можем проводить, как индивидуально, так и с группой. (в памятке описание). Более подробно про всё это описано в книге О.И. Крупенчук «Исправляем произношение». Изотонические упражнения и самомассаж там в стихотворной форме. Про массаж также множество книг различных авторов: Е.Ф. Архиповой, Е.А. Дьяковой, И.В. Блыскиной и т.д. Также много информации в интернете.

    Последующие этапы На последующих этапах работаем по известным методикам. На этапе дифференциации не забываем про дифференциацию в произношении! Можно показывать профили или на бегемотике. Чтобы отдифференцировать твердые свистящие [ с ] , [ з ] от мягких звуков, передняя часть спинки языка максимально приближается к резцам и язык сильнее выгибается и поднимается к небу. При произношении звуков [ к ] , [ г ] , [ х ] их мягкие пары отличаются тем, что кончик языка прижимается к нижним зубам. При переходе от [ м ] в [ м ] " – кончик языка прижимается к нижним зубам и спинка выгибается, также меняется напряжение губ. Работая над вибрантом [ р ] , следует обратить внимание на то, что при переходе от [ р ] к [ р ] " язык заметно перемещается вперед по направлению к верхним резцам. При [ л ] к [ л ] " наоборот – назад.

    Рекомендации учёных. Татьяна Борисовна Филичева рекомендует проводить коррекцию дефекта смягчения при помощи гласных [ Ы ] и [ И ] . Закреплять понятие твёрдости и мягкости на базе сохранных согласных звуков [ К ] , [ В ] , [ П ] , [ Б ] и др. (Эта методика неэффективна при работе с переднеязычными [ Т ] , [ Д ] , [ Н ]) Марина Анатольевна Полякова рекомендует постановку мягких и твёрдых звуков с опорой на мышечные ощущения твёрдости – мягкости. Где отталкиваться следует от губных и губно-зубных. Ставить в паре в такой последовательности [ М ] , [ Б ] , [ П ] , [ В ] , [ Ф ] , [ Н ] , [ Д ] , [ Т ] . Ольга Владимировна Правдина рекомендует постановку звуков проводить с учетом: 1. Уже правильно поставленных, опираясь на готовый артикуляционный уклад. 2. На противопоставлении каких звуков более наглядно будет видна разница между парными мягкими и твердыми звуками. Согласные [ Т ] , [ Д ] , [ Н ] удовлетворяют обоим поставленным условиям. Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно. Во время работы с этими звуками должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее Фёдор Андреевич Рау, учитывая сложность артикуляции, рекомендует коррекцию дефекта проводить в следующей последовательности: [ Т] - [Т"], [Д] - [Д"], [Н] - [Н"] , [ Ф] - [Ф"], [В] - [В"], [П] - [П"], [Б] - [Б"], [М] - [М"], [ С] - [С"], [З] - [З"], [Л - [Л"], [Р] - [Р"] .

    Литература …

    Дополнения… В комплекс самомассажа включаются упражнения для губ, щёк, языка, нижней челюсти и мышц шеи. Расслабление шейной мускулатуры рефлекторно вызывает расслабление мышц корня языка. Это проводится в положении сидя: 1. Уронили голову – «уснули». 2. Запрокинули – покачали вправо-влево. 3. Опустили и тоже покачали. В самомассаже дети не могут самостоятельно погладить заднюю поверхность шеи, что тоже очень важно, поэтому я дополняю это своими руками, а также использую массажёр. Ещё в памятке описано упражнение на распластывание языка «Пожуём грушу» - не очень эстетично, но эффективно! Для этого можно использовать и заменитель зонда - «Ракетку», деревянный одноразовый шпатль. Из точечного массажа можно использовать массирование точек в области подчелюстной ямки, двумя указательными пальцами 5-15 секунд: при непрерывной вибрации-расслабляем мышцы языка, при прерывистой вибрации – укрепляем. Для мелкой моторики мячики – ёжики. Можно обыграть синий и зелёный на этапе дифференциации. Также раскрывающийся мяч. Для формирования правильной воздушной струи карандаш с вертушкой и т.д. Зонд Томилиной «Клювик» для постановки С СЬ, зонд «Ёжик».

    Спасибо за внимание!

    Литература 1 . Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям). 2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. 3. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008. 4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. 4-е изд. - М.: Академия, 2012 . 5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. 6. Краузе Е.Н. «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» - СПб.: КОРОНА принт; М.: Бином Пресс, 2005 г. 7 . Микляева Ю. В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. - М.: Айрис-пресс, 2010. - (Популярная логопедия). 8. Новиковская О.А « Весёлая зарядка для язычка» - М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г. 9. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г. 10 . Полякова М.А. самоучитель 11. Российская Е.Н., Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: Практический курс. – М.: АРКТИ, 2003. + Новикова Е.В. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге «Логопедическая азбука» -М.: 2000. + сайты по массажу, обучение

    Этап постановки звуков Используем приёмы: по подражанию и показу артикуляции; в слоге с помощью гласных [ И ] – [ Ы ] ; с механической помощью; с использованием временного варианта (для звуков [ Л ] , [ ЛЬ ]) Приём, основанный на подражании, предполагает слуховое восприятие мягких (твердых) звуков и зрительное восприятие артикуляции этих фонем. Следует пояснить ребёнку, что при произнесении твердых звуков язык имеет плоскую форму (показать), при произнесении мягких – кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому небу. В случае с губными тоже самое, только за закрытыми губами. В слоге с помощью гласных [ И ] – [ Ы ] , более подробно описано в методике Т.Б. Филичевой. Некоторые нюансы в постановке с механической помощью…

    Механический способ Постановка задненебных [ к ] , [ г ] , [ х ] производиться от базовых слогов: [ к ] от -» та -» тя -» кя -» ка [ г ] от -» да -» дя -» гя -» га [ х ] от -» са -» ся -» хя -» ха. В момент произнесения слога логопед постепенно отодвигает язык назад, в глубину рта, нажимая на переднюю часть спинки языка указательным пальцем ребенка до второй фаланги. При дефекте смягчения коррекцию следует проводить по методике Филичевой. Постановку переднеязычных [ т ‘ ] , [ д ‘ ] , [ н ‘ ] О.В. Правдина предлагает следующим образом: произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т, то есть слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ. С механической помощью на начальном этапе можно получить [ л‘ ] с сильно выгнутой к твердому небу спинкой языка, при постановке временного нижнего варианта артикуляции этого звука. Следует удерживать кончик языка внизу при помощи шпателя. При этом заостряем внимание на том, что кончик языка упирается в нижние резцы, а передняя часть спинки образует смычку с альвеолами. Твердый звук [ л ] ставим от межзубных гласных [ а ] или [ ы ] , предварительно уточнив их артикуляцию: а-л, мал, дал; ы-л, мыл. После четкой дифференциации твердого и мягкого звука сможем перейти от нижней артикуляции [ л ] к более удобной верхней с сохранением необходимого подъема спинки языка и значительной площадью ее соприкосновения с небом.


    В произношении согласных, имеющих твердую (мягкую) пару, наблюдаются дефекты смягчения.

    Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки. Исключением будут звуки Ш, Ж, Ц, не имеющие мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й, не имеющие твердых пар.

    Среди дефектов смягчения наблюдаются три варианта :

    а/ полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня – дада Ванна, пять – пат, мясо – масо и т. п.);

    б/ излишнее смягчение (Собака идет домой – Сябака идёть дямой);

    в/ нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.


    Чтобы знать, с какого звука следует начать работу, нужно учитывать:

    1). Произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;

    2). Уклад каких звуков позволяет наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков.

    Согласные звуки Т, Д, Н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука Т к ТЬ , Д к ДЬ , Н к НЬ . Таким образом, выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

    Если положить два пальца (средний и указательный) на язык, то можно ощутить изменение напряжения языка и тактильно.

    В трудных случаях можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги АТ или ТА с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука Т , то есть слоги АТЬ, ТЯ. По аналогии можно получить слоги АНЬ, НЯ, ДЯ.

    Во время работы со звуками Т, Д, Н должно выработаться кинестетическое ощущение напряжения и расслабления языка, благодаря этому, аналогичная работа над другими звуками пройдет значительно легче и быстрее, но все же необходимо проверить правильность произношения твердой и мягкой пары всех согласных.

    1 этап : Закрепление правильного произношения звука Ы и различение его с И.

    2 этап : Закрепление слогов на базе сохранных согласных звуков КЫ-ВЫ-ПЫ-БЫ, различение этих слогов на слух.

    3 этап : Четкое произношение слов с твердыми согласными звуками (утрировано): БА – БЫ, КА – ТЫ, …

    4 этап : Включение слов в предложения.

    МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ТВЕРДОСТИ И МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ: Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков - выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков: По подражанию: необходимо объяснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па - пя, апа - апя, ап - апь, та - тя, ата - атя, ат - атъ, ма - мя, ама - амя и др. В случае успешного воспроизведения ре¬бенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными. Дополнительные приемы, ребенку предлагают: -длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; -при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться отчетливое [п"], с некоторым придыханием; -перейти к звукосочетанию апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание апь; -закрепив полученный мягкий звук [п] - [п"], можно переходить к открытому слогу пя, сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п"] - [а]), а потом сливая их; -затем вводить слоги и слова с другими гласными. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м"], [ф"], [в"]. МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПОСТАНОВКИ: -В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н]. Эти звуки произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т"], [д] к [д"], [н] к [н"]. -Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т"] в изолированном виде ([т"], [т"], [т"]) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу. Аналогичным путем из слога ат получают слог атъ. Такой способ постановки [т"] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т"] от [т]. Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д"] от [д], [н"] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф"], [в"], [п"], [б"], [м"], [с"], [з"], [р"], [л"]. Что касается звуков [к"], [г"], [х"], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда. После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем - их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах). Использованы фрагменты презентации на тему: " Методическая разработка по логопедии

     


    Читайте:



    Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

    Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

    Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

    Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

    Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

    Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

    Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

    Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

    Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

    Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

    Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

    филе куриное (грудка или мякоть с бедер) – 540 гр.;шампиньоны свежие – 640 гр.;небольшая луковица;чеснок – 2 крупные дольки;яйцо;соль и перец...

    feed-image RSS