Разделы сайта
Выбор редакции:
- Чем снять галлюцинации. Как лечить галлюцинации. Отклонения в психике у ребенка
- Созависимость от пьющего члена семьи: как избавиться Как лечить созависимость от алкоголика
- Как избавиться от созависимости от алкоголика Ошибки созависимых алкоголиков которые
- Почему возникают галлюцинации от алкоголя и каких последствий можно ожидать?
- Начальные признаки шизофрении у детей
- Правила оформления маршрутного листа
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
Реклама
Детские стихи про осень |
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2» Организованная образовательная деятельность Кузнецова Марина Анатольевна, Уроки 53 - 62
Евгения Трутнева «Осень».
Дети читают стихи. У. Попробуйте определить, кто рассказчик в стихотворении Трутневой? Д. Там РГ, потому что сказано «Утром мы во двор идем…» Строфа 1 Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах – Это платье золотое У березки на плечах.
Строфа 2
Вьются стаями дрозды… Под окошком георгины Красотой
своей горды
.
Строфа 3
Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят… летят… летят … Радостное ощущение вызывает у РГ и листья («сыплются дождем», «шелестя» , «летят»). Но вот что значит троекратный повтор слова «летят» , да еще и с многоточиями между ними? Строфа 4
С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели
журавли.
Строфа 5
Улетает
наше лето.
Но вот последняя фраза: «Должно быть, это / Улетает наше лето». Радует ли это РГ или на фоне радости появляется легкое чувство сожаления? Сравните слова «летит», «пролетает», «улетает». В чем разница? У. «Всё летит!» - радость. А вот глагол «улетает» появляется впервые, подчеркивает не полет, а уход, исчезновение. Вывод . В этом стихотворении радостное чувство у рассказчика изменяется: от спокойного любования к более бурной, подвижной радости, которую в конце окрашивает легкое чувство грусти. Последняя строфа по количеству строк отличается от всех предыдущих: все предыдущие строфы – четверостишия, а последняя – двустишие.. Почему автор не сделал ее такой же, как предыдущие? Это случайно? Д. Она короткая, потому что как бы итог - ставит точку. У. Возможно. Ведь РГ подчеркивает: «Все летит!» Елена. Благинина «Улетают, улетели...» У. Кто рассказчик в этом стихотворении? У. В тексте Благининой есть одна подсказка во второй строфе: «Не слыхать кукушки в роще». Кому же «не слыхать»? Какому-то герою, о котором рассказывает РП, или самому рассказчику? Д.
Здесь нет других героев, кроме рассказчика. И это ему «не слыхать.» Он рассказывает о своих ощущениях, значит, здесь РГ.
Снег подымут от земли. Улетают , улетели , улетели
журавли.
Строфа 2
И скворечник опустел , Аист крыльями полощет - Улетает, улетел
!
Строфа 3
В синей луже на воде. Ходит грач с грачихой чёрной В огороде, по гряде. РГ любуется тем, что «Лист качается узорный / В синей луже на воде, / Ходит грач с грачихой черной / В огороде по гряде». Но в этой картине нет для него света: лужа – «синяя», грачиха – «черная», лист - опавший. Строфа 4 Осыпаясь , пожелтели Солнца редкие лучи. Улетают, улетели, улетели
и грачи.
Вывод. Грустное чувство рассказчика усиливается от начала к концу стихотворения, что подчеркивает постоянный повтор слов "улетают, улетел, улетели". Сравнение стихотворений У. Молодцы. А теперь подумайте: эти стихи похожи только тем, что в обоих РГ, или есть еще что-то общее? Д. Оба рассказывают про осень. У. А точнее, про свое отношение к осени, о тех чувствах, переживаниях, которые осень у них вызывает. Ну, а осенние картины у рассказчиков вызывают сходное настроение? Д. У рассказчика Благининой настроение грустное – все улетают. И оно к концу усиливается. А у рассказчика Трутневой настроение веселое, радостное - все так красиво лети, пролетает. А в конце «улетает» лето. У.
Вот вы и открыли секрет: в стихотворении одно и то же настроение может меняться - может усиливаться грусть, как в стихотворении «Улетают, улетели...», может усиливаться радость, как в стихотворении «Осень», правда, в самом-самом конце кое-кто из вас почувствовал ослабление радости, ведь впервые вместо слов «летят», «пролетают», «пролетели» появляется такое же, как и в стихотворении Благининой, слово «улетает», начинающееся с «у», что подчеркивает уход лета.
Можно было бы начать со сравнения стихотворений. И, не углубляя понимание развития настроения в каждом из них, поставить перед детьми проблемную ситуацию. В стихотворении Благининой ученикам легче вычитать развитие настроения. Поэтому можно начать с углубленного вычитывания именно этого стихотворения, а затем перейти к стихотворению Трутневой.
Работа со звуком особенно важна: все привыкли обращать внимание лишь на звукоподражание, так как там есть прямая связь между звуками и значением слова, но здесь мы имеем дело с другим приемом, когда такая связь отсутствует, и читатель может не услышать звукописи. Такую работу надо начинать пока еще без всяких специальных терминов, но с понятной для детей задачей: работает ли повтор слов, повтор звуков, количество строк в строфе на картину жизни? Делает ли ее более выразительной?
У. А теперь откройте в своих тетрадях задание №8 . Прочитайте стихотворение Ирины Петровны Токмаковой «Мне грустно - я лежу больной...» Скажите: кто здесь рассказчик и какое у него настроение? Д. (после прочтения). Здесь РГ - маленький мальчик. Маленький, потому что у него кругом игрушки. Настроение у мальчика грустное, он сам об этом говорит. У. А здесь грусть РГ меняется или остается такой же, как вначале? Дима. Усиливается. Андрей. Становится радостнее... У. Давайте читать по строчкам. Посмотрите, как интересно Токмакова записала свои стихи: то две строчки рядом, то одна-одинешенька, а в конце - четыре. Отметьте это в тетрадях. Вот и пойдем по этой записи. Вы уже знаете, что, записывая свои стихи, поэт ничего не делает случайно, во всем есть какой-то замысел, и все это должно помогать читателю его понять. Строфа 1
начинается с открытого заявления: «Мне грустно»
; тут же дается и объяснение этой грусти – «я лежу больной»
. РГ видит катер, «заводной
», «новый»
, который, однако, не вызывает у него радости:
Вот новый катер заводной. Строфа 2 состоит из одной строчки: «А в деревне – лошади». Как будто нет связи с предыдущим, но слово «А» показывает, что это воспоминание (РГ об этом не говорит, но даже если мы не читали до конца, мы бы, наверно, догадались, что РГ сейчас не в деревне, а в городе), которое противопоставляет герой своему сегодняшнему состоянию. Строфа 3.
РГ рассказывает и о других новых игрушках, которые «папа купил»: «тягач
, / Кран
игрушечный и мяч»
. Но и они не вызывают у него радости:
Кран игрушечный
и мяч
.
Строфа 5
Грусть усиливается за счет буквального повтора первой строки стихотворения: «Мне грустно - я лежу больной». Вторая строчка начинается так же, как и вторая строчка первой строфы, со слова «вот»,
и оказывается, что даже «вертолетик»
не радует рассказчика:
Вот вертолетик жестяной. Строфа 6. В третий раз повторяется фраза «А в деревне – лошади» еще более усиливая контраст между «здесь» и «там». Строфа 7.
Наконец РГ разворачивает воспоминание о деревне, начиная его с повтора слова «А»,
как и в предыдущей строке, усиливая это воспоминание. Он с удовольствием вспоминает, как «лошадь
серую кормил
, / Она сухарь жевала
/ И головой кивала»
. Воспоминания о живой лошади ослабляют грусть, которую не могли развеять никакие новые игрушки: ни новый катер, ни тягач, ни кран, ни вертолетик. И, видимо, этот переход подчеркивается тем, что эта строфа самая большая - из четырех строк:
Я лошадь серую кормил , Она сухарь жевала И головой кивала . Вывод. Грустное настроение в стихотворении ослабевает. У.
Вот и еще один секрет вы узнали: настроение в стихотворении может не только усиливаться
, но и ослабевать
. Оно все время как-то меняется.
Александр Пушкин ЗИМНЕЕ УТРО
У. Сегодня попытаемся раскрыть еще один секрет поэзии. И поможет вам в этом стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро». Я прочту, а вы послушайте (читает). Понравились вам эти стихи? Д. Да, очень красивые. У. А теперь попробуйте понять их поглубже. Прочитайте стихотворение Пушкина сами. Кто там рассказчик? Д. Сначала кто-то обращается к какому-то «ты» («ты печальная сидела»), а потом предлагает посетить «берег, милый для меня ». Он говорит «меня», значит, это РГ. У. А теперь давайте вычитаем каждую строфу. Строфа 1 . Настроение у РГ чудесное, радостное, бодрое («Мороз и солнце; день чудесный !»). Он пытается разбудить красавицу навстречу богине утренней зари Авроре. Строфа 2. РГ вспоминает, что было вчера («Вечор, ты помнишь, вьюга злилась , / На мутном небе мгла носилась , / Луна, как бледное пятно, / Сквозь тучи мрачные желтела, / И ты печальная сидела" - вчера настроение той, кого он называет «красавицей», было печальное, и сам РГ с тоской вспоминает вчерашний вечер. Строфа 3. РГ любуется природой, ее красотой, его радует эта красота («Под голубыми небесами, / Великолепными коврами, / Блестя на солнце...»). Только лес «один чернеет» , но и он - прозрачный , «И ель сквозь иней зеленеет , / И речка подо льдом блестит» - солнечное настроение. Строфа 4. Взгляд РГ переносится с природы («посмотри в окно») в комнату («Вся комната янтарным блеском / Озарена . Веселым треском / Трещит затопленная печь. / Приятно думать у лежанки») - веселое настроение, вызванное теплом, уютом, светом. «Но знаешь: не велеть ли в санки / Кобылку бурую запречь ?» - т.е., несмотря на то, что дома тепло и уютно, рассказчику очень хочется прокатиться в санях по свежему снежку. Строфа 5. РГ размышляет, мечтает о том, что ждет их в пути («Скользя по утреннему снегу, / Друг милый, предадимся бегу / Нетерпеливого коня / И навестим поля пустые , / Леса, недавно столь густые , / И берег, милый для меня») – ему приятно вырваться на простор, скользить по утреннему снегу, навестить милый берег. Настроение приятной, светлой мечты. Вывод . Настроение на протяжении всего стихотворения постоянно меняется. Сначала утреннее, бодрое, радостно-солнечное. Потом воспоминание про «вечор» - печальное, тоскливое. «А нынче» - радостное любование великолепным солнечным утром, ощущение домашнего тепла и уюта. И все это сменяется мечтой о посещении милого для РГ места. Итак, в одном и том же стихотворении могут уживаться разные настроения, и не только близкие, но и прямо противоположные , контрастные . У. Можно ли назвать настроение этого стихотворения одним словом? Д. Нет. Нужно несколько слов. У. Действительно, даже одно настроение может иметь разные оттенки. Тем более не обойтись одним словом, когда внутри стихотворения настроение резко меняется. Задание на дом. Пополнить словарь настроений. Выучить это стихотворение наизусть (по желанию). Уроки 55-58. Толстой «Желтухин». « Плавающая точка зрения» Примечание . Понятие «плавающая точка зрения» вводится на материале главы «Желтухин» из повести А. Н. Толстого «Детство Никиты». (Глава, как это принято в детских изданиях, разделена на части - в авторском тексте такого деления нет.). Точки зрения рассказчиков и героев могут выражаться разными способами. 1. Точка зрения рассказчика содержится в речи рассказчика, а точка зрения его героя - в прямой речи героя (дословно передается высказывание героя). Например: «Пропал, пропал», - думал Желтухин. 2. Точка зрения рассказчика содержится в речи рассказчика, точка зрения героя тоже выражается в речи рассказчика с помощью косвенной речи (в ней подлинные слова говорящего меняются под влиянием речи рассказчика). Например: «Александра Леонтьевна уверяла, что он кланяется именно ей». При этом РГ с помощью косвенной речи может передать только то, чему был свидетелем, рассказать о том, что герой сказал, что герой сделал в его присутствии. В отличие от РГ, РП с помощью косвенной речи может передать и то, чему он не был свидетелем, может рассказать о том, что герой думал, чувствовал. 3. РП может выразить точку зрения героя особым приемом так называемой «несобственно -прямой реч» ". Сущность этого приема заключается в том, что речь идет от имени РП (устами рассказчика), а точка зрения может «переплывать » к герою. Переплывание точки зрения от РП к Г может быть более или менее полным: точки зрения РП и Г могут сливаться, точка зрения может целиком переплыть к Г; переплывание может фиксироваться целой фразой, а может «метиться» отдельным словом. Например: «Но Никита только подышал ему на голову и понес в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя». Относительно первой половины фразы можно говорить о слиянии точек зрения Р и Г, а во второй половине (после двоеточия) о полном переплывании точки зрения от Р-человека к Г-птенцу. «Снаружи, за белым дымком марли, шелестели листья, дрались на кусту презренные воробьи - воры, обидчики». В данном случае можно говорить о словах, в которых явно выражена точка зрения скворца (воробьи – «презренные», «воры, обидчики»). Размытость границ между точками зрения РП и Г, выраженная устами РП, затрудняет поиск плавающей точки зрения, позволяет давать тексту разные толкования. Этого не следует опасаться. Не надо настаивать на одном, единственно правильном толковании. Главное, чтобы в результате этих уроков дети поняли, что такое «плавающая точка зрения».
2. Кто рассказчик: РГ или РП? (РП). 3. Зачем Желтухин разинул рот? («… чтобы напугать мальчика».) 4. Почему Александра Леонтьевна назвала скворца «Желтухин»? (Он «желторотый»). 5. Никита «напустил за марлю мух и червяков». А что про это подумал Желтухин? («Откармливают».)
Повесть состоит из ряда глав. Одна глава называется «Желтухин». Вы прочитали первую часть главы. А теперь попытайтесь с помощью этого текста открыть еще один важный, но очень-очень сложный секрет автора. Какая схема, по-вашему, подойдет к этому тексту? Вспомним, как начинается глава.
Голова у Желтухина была закинута на спину, клюв с жёлтой во всю длину полосой лежал на толстом зобу 13 . Весь Желтухин нахохлился, подобрал под живот ноги. Никита нагнулся к нему, он разинул рот, чтобы напугать мальчика. Никита положил его между ладонями. Это был ещё серенький скворец, - попытался, должно быть, вылететь из гнезда, но не сдержали неумелые крылья, и он упал и забился в угол, на прижатые к земле листья одуванчика. Д. Здесь РП - он про себя нигде не говорит, он рассказывает про своих героев, поэтому к тексту подходит схема, где изображен РП. У. Вроде бы вы правы (открывает в классной книге рис. 5) . Действительно здесь РП, он в событиях не участвует, рассказывает о Желтухине и Никите. Но на схеме у нас еще нарисованы «глазики» у РП и Г. Что это значит? Д. Это значит, что РП имеет свою точку зрения, а Г - свою. У.
А как вы узнаёте о том, чья это точка зрения - героя или рассказчика? Почитаем следующий отрывок.
Мальчик поднёс его ко рту. Желтухин закрыл плёнкой чёрные глаза, сердце запрыгало под перьями. Но Никита только подышал ему на голову и понёс в дом: значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя. Вот, например: «Ахнуть не успеешь, - думал он, - сейчас слопают». Здесь чья точка зрения выражена? Д. Желтухина. У . А как вы догадались? Д. Потому что это его прямая речь, это он так думает. У. А слова «думал он» - чьи? Д. Это слова РП. У. Когда вы читали побасенки, где шел разговор героев, прямая речь каждого героя начиналась особым знаком - тире - и не было никаких слов Р. Там вообще не было рассказчика. А тут прямая речь героя отмечена кавычками в начале и в конце, а чтобы мы знали, кто так думает, внутри прямой речи стоят поясняющие слова рассказчика. Прочитайте еще раз внимательно всю первую часть главы: есть ли в ней еще где-то прямая речь героя? Д. ( после прочтения) . Нет, больше нет. У. Вы правы, все остальное рассказано от имени РП, его устами. Значит, во всем остальном тексте выражается точка зрения РП, так? Д. Да. У.
Кому принадлежат слова: «значит, был сыт и решил съесть Желтухина немного погодя»?
Кто их произносит?
Д. Нет, не подходит. У. Нужна новая. Как бы вы ее нарисовали? Д. ...
Итак, начинаем читать по абзацам. Я вам буду задавать вопросы: «Чьими устами ведется повествование? Чьими глазами видится то, что описывается - кто может так думать, чувствовать?» А вы будете мне доказывать текстом и подчеркивать «плавание» точки зрения: одним цветом точку зрения рассказчика, другим цветом – точку зрения Желтухина. Но чтобы не портить учебник, подчеркивать будем отрывки из текста, специально для этого помещенного в ваших тетрадях. Откройте задание №9. Абзац 1
Маня. Нет, может, он мог по позе птички догадаться. У. Может быть, рассказчик и правда по внешнему виду птенца, по его поведению догадался, что птенец напуган. Но не только. Вы забыли еще один секрет. Вы уже знаете, что РП - особенный, хитрый, он может... Д. … знать все о том, что думают его герои. У. Это очень трудное место. То ли точка зрения целиком переплыла к Желтухину, то ли здесь слились две точки зрения – Желтухина и рассказчика. Давайте сделаем так. Тот, кто считает, что здесь только точка зрения Желтухина, пусть подчеркнет слово «с ужасом» одним цветом – цветом, означающим точку зрения птенца. А тот, кто полагает, что здесь слились две точки зрения, пусть подчеркнет слова «с ужасом» двумя цветами, означающими точки зрения Желтухина и РП. Абзац 2
Оля. Нет, по виду может и РП это понять. Наташа. А про секрет РП опять забыли? Ведь он же все про своих героев знает. У. Опять наши мнения разошлись, поэтому подчеркните эти слова так, как вы считаете нужным. Но меня в этом абзаце интересует еще и другой момент: «попытался, должно быть, вылететь из гнезда». Здесь чья точка зрения? Д. Это так думает РП, потому что он говорит «должно быть», значит, он не знает точно. У. Молодцы. Действительно, когда человек чего-то не знает, а только догадывается, он тогда говорит такие слова, как наш РП. Значит, в этом месте нет плавающей точки зрения, здесь целиком точка зрения РП. А какие еще слова вы употребляете, когда не уверены, а только догадываетесь? Д.
(друг за другом).
Наверное. Может быть. По-моему. Мне кажется...
У. Да, и мы не будем ее рассматривать: там Желтухин прямо выражает свою точку зрения. А вот в тексте, рассказанном устами РП, вы ничего интересного не заметили? Д. «У Желтухина отчаянно билось сердце». Что сердце билось не просто, а отчаянно , так чувствует Желтухин. И это может знать РП. У. И все? Больше никто не может этого чувствовать? Д. ... У. А где находится Желтухин в этот момент? Д. «Никита положил его между ладонями». У. И какой вывод можно из этого сделать? Д. Это чувствует Никита, потому что он держит птенца между ладонями. У. И тогда слово «отчаянно » сколькими цветами вы подчеркнете? И чьими? Д. Тремя: цвета РП, Желтухина и Никиты. У. Кто согласен с таким прочтением - подчеркните тремя цветами. А чья точка зрения выражена в словах РП: «Он сам знал хорошо, как нужно лопать червяков, мух и гусениц»? Д. Здесь точка зрения переплыла к Желтухину: это видно по слову «лопать», так может думать птенец, а не человек. У. А разве Р-человек не знает, что скворец умеет есть червяков, мух и гусениц? Д. Знает, конечно, но слово «лопать» о н не скажет, а скажет, как вы – «есть». У. Здесь можно было бы говорить о слиянии двух точек зрения везде, если бы не одно слово «лопать» – оно указывает на точку зрения птенца. Подчеркните ее. Абзац 4
Данила. Но может и РП - он все знает. Может и Желтухин - это же его сердце запрыгало. У. Может быть, вы все и правы, но вот слова «под перьями» не говорят ли о том, что главное ощущение здесь чье? Д. Никиты, он же сначала чувствует перья, а под перьями - толчки сердца. У. Вот и подумайте, сколькими цветами вы подчеркнете эти слова. С последним предложением в этом абзаце вы уже работали и что выяснили? Д. Что точно точка зрения переплыла к Желтухину, только птица может думать, что человек ее съест. У. Да, а первая часть этого предложения чью точку зрения выражает: «Но Никита только подышал ему на голову и понес в дом»? Д. Так может думать РП. У. А что значит «но» в самом начале? О чем это говорит? Почему «но»? Д. Потому что уже раньше было сказано, что Желтухин думает, что Никита его слопает, а теперь он видит, что нет, не собирается мальчик его есть, значит, это «но» относится к Желтухину. У. Вот она какая сложная - плавающая точка зрения! Иногда она полностью переплывает к герою и выражается целым предложением, а иногда только отдельными словами, как бы «рассеивается ». И могут сливаться две точки зрения и даже три. Наиболее яркие места переплывания точки зрения к Желтухину (помнить о всезнающем РП!) следующие: Абзацы 5 - 7
Совсем ещё маленький, бедняжка, - сказала она, - какой желторотый, Желтухин. Скворца посадили на подоконник раскрытого в сад и затянутого марлей окна. Со стороны комнаты окно также до половины занавесили марлей. Желтухин сейчас же забился в угол, стараясь показать
, что дёшево не продаст жизнь.
Абзац 9:
Д. ... У. А что будет, если убрать из текста «плавающую точку зрения»? Д. ... У. Давайте попробуем это сделать с текстом абзацев 3 и 4. Дети предлагают свои варианты. Например: «Желтухин думал: «Ахнуть не успеешь, сейчас слопают». Мальчик поднес его ко рту. Желтухин закрыл пленкой черные глаза. Никита подышал ему на голову и понес в дом». У. Такой текст интереснее? У. Конечно, интереснее у Толстого. Никогда нельзя портить художественный текст. Каждое слово автора, каждая запятая - все имеет значение. Вы в этом уже давно убедились. И Толстой не зря пользуется плавающей точкой зрения - нам, читателям, такой текст доставляет большое удовольствие. Задание на дом
.
Прочитать часть 2 и выявить «плавающую точку зрения» (ПТЗ), если она есть.
Часть 2
2.Что подумал Желтухин, когда проглотил муху? («Поживем еще».) 3. «Значит, он меня не съел, а мог. Значит…» («…он птиц не ест»). 4. Кого стал дразнить Желтухин? («Воробья.») 5. Как Желтухин выспался в эту ночь? («С удовольствием».)
Д. Про плавающую точку зрения, когда говорит рассказчик, а точка зрения может переплывать к его герою. Поэтому на рисунке изображен один ротик, но два глазика. У. А нашли вы дома плавающую точку зрения во второй части главы? Д. Нашли. У. Вот и проверим. Работа идет по аналогии с предыдущим уроком (не забывать о всезнающем РП!). Наиболее яркие места проявления точки зрения Желтухина следующие.
Когда Никита ушёл, Желтухин оправился и стал думать: «Значит, он меня не съел, а мог. Значит, он птиц не ест. Ну, тогда бояться нечего». Абзац 5 Желтухин сытно покушал, почистил носиком перья, попрыгал вдоль подоконника, глядя на воробьёв, высмотрел одного старого, с драным затылком, и начал его дразнить, вертеть головой, пересвистывать: фюють, чилик-чилик, фюють. Воробей рассердился , распушился и с разинутым клювом кинулся к Желтухину, - ткнулся в марлю. «Что, достал, вот то-то», - подумал Желтухин и вразвалку заходил по подоконнику. Абзац 6 Затем снова появился Никита, просунул руку, на этот раз пустую, и слишком близко поднёс её. Желтухин подпрыгнул, изо всей силы клюнул его в палец, отскочил и приготовился к драке. Но Никита только разинул рот и закричал : Ха-ха-ха. Абзац 7 У. На прошлом уроке вы пытались переделать текст так, чтобы исчезла плавающая точка зрения, но остался РП. Какая схема подходит к такому тексту? Д. Схема 5. У. Вам был интересен такой текст? Д. Нет, потому что ушли переживания Желтухина, ушло то, что он чувствовал. Часть 3
2. Зачем прилетела сорока? («Зачем-то».) 3. Что чувствовал Желтухин, когда пела малиновка?(«…даже загрустил.») 4. «Голова у него была круглая, с редкими усами дыбом, а зеленые глаза, узкие зрачки горели…» («…дьявольской злобой»). 5. Какого зверя считает Желтухин самым сильным? (Никиту.)
Д. Есть. У. Давайте вместе посмотрим. Наиболее яркие места проявления точки зрения Желтухина следующие. Абзац 1
Абзац 3
Утром мы во двор идём, Е.Трутнева Почему деревья осенью сбрасывают листья? Почему к зиме деревья В.Орлов Почему ёлки не сбрасывают иголки? Почему не спиться ёлкам Мой маленький гость Я сидел сегодня Ещё грибами пахнет лес Ещё грибами пахнет лес Г.Новицкая Осень Я хожу, грущу один: Г.Новицкая Дождик Дождик, Дождь - художник: Вот и серый снег пошёл, Роман Сэф Потемнели ветви, В.Степанов Осиновый лист Сколько бурь Василий Бирюков Воробей Заглянула осень в сад- В.Степанов На зимовку Шуршащей вереницей Летят они к зимовке. Ковровые дорожки За осенними тучами где-то Воробей загрустил за окошком, Осенние листья Опустел скворечник, Целый день сегодня Осень
Дождь стучит по крышам - осень во дворе Осень
Снег лежит на полях,
*** Осень золотая, жёлтые листы, Осенние листья
Яркими красками листья сверкают- Осень золотая
Осень золотая У нее на платье Улетает лето
Стало вдруг светлее вдвое? У калины и рябины И скрипит в кустах весь вечер Утром мы во двор идём - Пролетают паутинки Все летит! Должно быть, это Осень
Садик мой весёлый, Ветер злой, холодный Под дождём и ветром Как тебя утешить, Осени привет
Ветер-почтальон Все деревья облетели, Осень
Зашуршали под ногами Осень
Осень на опушке краски разводила, А. Пушкин Уж небо осенью дышало, Осень
Ходит осень по дорожке, Ходит осень, Под ногами коврик новый, Зарипова Фаимя
Конспект открытого показа непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : «Осень » Образовательная область : «Познание» Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Социализация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» , «Физическая культура» , «Музыка» , «Чтение художественной литературы» . Программные задачи : Коррекционно-образовательные : 1. Активизировать употребление глаголов; 2. Закрепить навык звукового, слогового анализа слов. 3. Активизировать и расширить словарь по темам «Осень » , 4. продолжать развивать поэтический слух детей : умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения ; 5. упражнять в подборе эпитетов, сравнений, метафор для описания осенних пейзажей ; 6. продолжать развивать поэтический слух детей; Коррекционно-развивающие : 1. Развивать тонкие движения пальцев рук и координацию движений. 2. Развивать внимание, память, логическое мышление и творческое воображение. 3. Развивать и поощрять в детях познавательную активность, интерес к познанию нового. 4. Развивать логическое мышление, умение делать умозаключения. 5. Развивать умение строить высказывания типа рассуждений. Коррекционно-воспитательные : 1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. 2. Развивать умение отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту. 3. Формировать знание о взаимосвязи всего живого в природе. Оборудование : Детские рисунки на тему : «Березка в золотом осеннем убранстве » , листья тополя, березы, липы, дуба, клена. Виды деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная. Предварительная работа : 1. Рассматривание на иллюстрациях деревьев, листьев; 2. Чтение «детской энциклопедии о животных» , 3. Прослушивание аудиозаписи «Шум леса» ; фотовикторина «Узнай по листочку» . Форма проведения НОД : групповая. Общая продолжительность образовательной деятельности : 30 минут Ход непосредственно образовательной деятельностиОсновная часть : Стихотворение Е . Трутневой «Осень » Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучках, Это платье золотое У березы на плечах Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят И летят…летят. летят Пролетают паутинки С паучками в серединке. И высоко от земли Пролетели журавли. Все летит! Должно быть, это Улетает наше лето. Воспитатель : Ребята, о каком периоде осени ,это стихотворение ? (Золотая осень ) Воспитатель : Как вы это поняли? Отчего на дворе стало светлее вдвое? (Деревья стали золотыми.) Воспитатель : Вспомните, как сказано об осеннем убранстве березки . («Это платье золотое у березки на плечах» ). Воспитатель : И действительно, березка, как девушка в золотом платьице, стоит модница, летом зеленое платье носила, а осенью – золотое . А может быть, лучше сказать «В золотой шубке» ? Почему не лучше? Воспитатель : Ветер обрывает листья, и они что делают? (Летят, сыплются, шелестят.) Воспитатель : В стихотворении говорится : листья сыплются дождем». Подумайте, почему так сказала поэтесса? (Листопад) . Воспитатель повторно читает стихотворение . Воспитатель : Как вы думаете, каким голосом нужно прочесть слова «Все летит, Должно быть это, улетает наше лето» ? Почему немножко грустно? Воспитатель : С конца лета и до самого листопада паучки плетут паутинку, будто хотят задержать листья на деревьях, но ветер уносит вместе с листьями и паучков. Вспомните, как об этом сказано в стихотворении . Физкультурная минутка с листьями. Воспитатель : Я прочту стихотворение еще раз . Постарайтесь его запомнить. Заметьте, каким голосом я буду читать. А сейчас стихотворение будете читать вы сами. Дети читают стихотворение по памяти , если,есть затруднение воспитатель помогает. После чтение стихотворения воспитатель подходит к рисункам. Воспитатель : Посмотрите свои рисунки. Найдите в них то, о чем говорится в стихотворении . Воспитатель : в стихотворении говорится о золотом наряде, но ведь у осени есть и другие краски. Какие деревья осенью ? Красочные, разноцветные. … Воспитатель : На что похожи осенние листья ? Подберите сравнения к слову листья. Листья летят, как… (птицы, парашютики, как будто танцуют) . Лист клена похож на (звездочку, на лошадку, лист акации на (монетку, лист березки на (золотое сердечко) . Что делают листья? Летают, облетают, срываются, шелестят, летят, уносятся. Воспитатель : А если мы хотим сказать, что это уже с листьями случилось, то, как мы скажем?: (Пожелтели, облетели) . Воспитатель : Молодцы, все хорошо справились с заданием. Великие о стихах: Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше. Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес. Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось. Марина Цветаева Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками. Гумбольдт В. Стихи удаются, если созданы при душевной ясности. Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. А. А. Ахматова Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия. И. С. Тургенев У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума. Г. Лихтенберг Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он. Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию. Мурасаки Сикибу Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч. Александр Сергеевич Пушкин - …Хороши ваши стихи, скажите сами? Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита" Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами. Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта" Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение. Александр Александрович Блок Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки. Макс Фрай. "Болтливый мертвец" Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:… Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают! Владимир Владимирович Маяковский Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души. Борис Кригер. "Тысяча жизней" Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово. |
Новое
- Созависимость от пьющего члена семьи: как избавиться Как лечить созависимость от алкоголика
- Как избавиться от созависимости от алкоголика Ошибки созависимых алкоголиков которые
- Почему возникают галлюцинации от алкоголя и каких последствий можно ожидать?
- Начальные признаки шизофрении у детей
- Правила оформления маршрутного листа
- Правило оформления маршрутного листа
- Виды альтернативной энергетики
- Ценности в жизни человека
- Зачем нам нужен речевой этикет рассуждение
- Описание зимней природы. Природа зимой. Короткие рассказы про зиму Что можно написать про зиму