Разделы сайта
Выбор редакции:
- Василий Андреевич Жуковский: биография
- Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м
- История мощей святителя николая мирликийского
- Храм апостолов петра и павла на новой басманной
- Приметы и обряды на пасху должен знать каждый Примета почему не поднялся кулич
- Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта
- Прошу рецепт соте из кабачков на зиму
- Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни
- Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг
- Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами
Реклама
Методы анкетирования. Анкетирование как метод исследования – психологического, социологического, маркетингового и многих других |
1.00 /5 , 1 голос. Свои задачи наука решает с помощью определенных методов. Метод — это путь познания истины. Различают всеобщий метод (методологию), общие (присущие ряду наук) и частные (специфические для данной науки) методы, а также приемы и средства исследования.
Методы основополагаются на теории и методологии. Каждая конкретная наука, пользуясь общими методами, уточняет, конкретизирует и трансформирует их применительно к условиям и задачам своих исследований.
Основными методами сбора информации являются наблюдение (изучение внешних проявлений чувств, действий, поступков и поведения людей и коллективов в различных условиях их жизни и деятельности) и эксперимент (активное вмешательство исследователя в изучаемый процесс).
Наблюдение и эксперимент дополняются другими методами: индивидуальный (беседы) и массовый — опросы (анкеты, тесты, интервью), обобщение независимых характеристик и т.д.
В данной работе мы рассмотрим метод опроса.
Опрос — метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов. Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека. Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности. Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.). В США созданы специальные институты, лаборатории и отделы, обучены десятки тысяч инструкторов для проведения самых различных опросов, начиная с зондажа общественного мнения и кончая исследованием личных вкусов различных слоев потребителей американской продукции. Советские исследователи также широко используют методы опроса, однако при обращении к ним соблюдается известная осторожность и сдержанность, ибо все они хороши и эффективны не сами по себе, а лишь в гибком сочетании с другими, как упомянутыми нами, так и не упомянутыми методами. Например, интересные данные были получены при помощи метода анкет в сочетании с другими методами (интервью, наблюдения, естественного эксперимента) при изучении отношения к труду молодых рабочих, причин текучести рабочей силы, изучения бюджета времени трудящихся (А. Г. Здравомыслов, В. А. Ядов). Метод опроса был эффективно использован в работах по изучению жизненных планов, интересов и стремлений советской молодежи, по особенностям формирования общественного мнения (Б. А. Грушин, В. Т. Лисовский). 2. разноводности метода опроса
Опрос — самый распространённый метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях. Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал. Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону. Цель интервью - извлечение необходимой информации из ответов собеседника на заранее подготовленные и специальным образом поставленные вопросы. Если при анкетировании носитель информации имеет возможность, обдумав и изучив вопросы, дать на них письменный ответ (и часто делает это в отсутствие экспериментатора), то интервью представляет собой акт непосредственного общения индивидов (интервьюера - опрашивающего и респондента - отвечающего), и характер, полнота, глубина полученных сведений здесь во многом зависят не только от умело и четко поставленных вопросов, но и от особенностей межличностных отношений, которые устанавливаются в процессе беседы. Сформулировав исходную гипотезу, исследователь определяет факторы, которые собирается изучить, и обдумывает систему вопросов, исходя не только из задач и целей исследования, но и предварительных сведений о респонденте (уровень образования, возраст). После того как респондент начинает говорить, интервьюер не должен прерывать его, комментировать его ответ или подталкивать к определенным выводам. Лишь после ответа опрашивающий переходит к обсуждению данного вопроса с собеседником, уточнению деталей, конкретизации отдельных замечаний, высказываний и т. д. Отвечающий должен чувствовать, что его понимают, испытывать к собеседнику расположение. Это во многом зависит от того, как держится интервьюер.
Существующие часто представления о легкости техники анкетирования и способах обработки анкет кажущиеся. Прежде всего различают анкеты с открытыми и закрытыми вопросами. Первые разрешают свободную форму ответа, вторые - одну из предложенных экспериментатором: «Да», «Нет», «Не знаю». Для каждой формы анкет существует соответствующая процедура обработки. Если цель анкетирования - высказать отношение к чему-либо или оценить что-то, целесообразно разработать анкеты с вопросами открытого типа, которые позволяют испытуемому изложить свое мнение в относительно развернутом виде. Например, желая выяснить причину малой престижности некоторых профессий в глазах школьников, экспериментатору не стоит ставить их в жесткие рамки стандартных безоттеночных ответов. Например, на вопрос: «Нравится ли тебе данная профессия?» - в анкете с вопросами закрытого типа могут предполагаться ответы: «Да», «Нет», «Не задумывался», а в анкете с вопросами открытого типа этот же вопрос может звучать так: «В чем ты видишь привлекательность (непривлекательность) данной профессии?»
Анкета - чаще всего инструмент макросоциального исследования, опросник - микросоциального. Это различие сказывается и в количестве предлагаемых для ответа вопросов. Если анкета включает в себя от 3 до 15 вопросов, то опросники предлагают испытуемым несколько десятков вопросов.
Метод полярных профилей делает анкету более информативной и позволяет глубже вникнуть в сущность изучаемых явлений. Используя указанный метод, экспериментатор обычно уже располагает стандартизированным набором (с учетом возраста испытуемых и целей исследования) качеств личности, выраженность которых может быть оценена по 4-балльной шкале для каждого профиля (0, 1, 2, 3). Если испытуемый считает, что данное качество присуще характеризуемому им члену группы в высшей степени, то он дает ему максимальную оценку в 3 балла. Антипод этого качества («щедрый» - «скупой») оценивается согласно предполагаемой степени выраженности отрицательным баллом. Полученный профиль подвергается обычной процедуре статистической обработки, и на этой основе делается вывод о том, насколько качества оцениваемого индивида совпадают с существующими в данной среде эталонными представлениями. Большое распространение, и в частности в педагогике, получил в настоящее время метод обобщения независимых характеристик, разработанный К. К. Платоновым. Суть его сводится к сбору и анализу мнений опрашиваемых о личности человека, с которым они сталкиваются в различных сферах совместной деятельности. Например, желая глубже изучить особенности личности учащегося, педагог может использовать мнения о нем не только учителей-предметников, но и товарищей, пионерского и комсомольского актива, родителей, тренера, вожатой и т. д. Проанализировав и обобщив собранные характеристики, педагог получает исходные данные для монографического (углубленного, всестороннего) изучения личности ученика.
Особое место среди различных методик проведения опроса занимает социометрический метод. Социометрические процедуры исследования уровня и характеристики межличностного общения в малых группах, разработанные и предложенные Д. Морено, прочно вошли в практику социально-психологического эксперимента. Однако если еще совсем недавно социометрия считалась одним из наиболее перспективных направлений в социальной психологии, то сегодня уже отчетливо стали видны как сильные, так и слабые стороны социометрического подхода к изучению феноменов группового развития. Сторонники социометрии считают несомненным ее достоинством количественное определение предпочтений, выраженных во взаимоотношениях людей друг к другу. Социометрический метод, как отмечает один из первых его интерпретаторов Е. С. Кузьмин, позволяет дать снимок с динамики внутренних отношений в коллективе, установить близость взаимоотношений, группировки, авторитетность членов в группах и т. д. Чуть ли не каждое социально-психологическое исследование, проводимое в школьном коллективе, начинается обычно с социометрической процедуры, так как с ее помощью можно увидеть зачастую скрытую от непосредственного наблюдения систему межличностных взаимоотношений в коллективе. Одним из первых социометрические методики для изучения школьного коллектива применил в СССР Я. Л. Коломинский. Ему же принадлежит ряд работ, в которых он дает оценку этому методу и его возможностям.
Вот почему только творческий подход к социометрии позволяет избежать ограниченности данного метода. В настоящее время доказано, что известная ограниченность, присущая социометрическим процедурам, может быть успешно преодолена, если социометрию, направленную на выявление симпатий и антипатий в группе, дополнить другими видами измерений внутригрупповой дифференциации, направленной на выявление значимых связей в группе.
В зависимости от источника (носителя) первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами. В специализированных опросах главный источник информации — компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения. По сути дела, участниками таких опросов являются эксперты, способные дать взвешенную оценку по интересующим исследователя вопросам. Отсюда ещё одно широко распространённое в социологии название таких опросов — экспертные опросы и оценки. Одна из сложных проблем интервьюирования — не подтолкнуть опрашиваемого к желательной для социолога как личности информации; не трактовать рыхлые и неточные ответы как близкие к своему собственному мнению; избежать того, чтобы его отождествляли с представительством властных и других влиятельных структур; воздержаться от личных ценностных оценок в процессе опроса и максимально сохранить «нейтралитет». Заключение
Методы опроса — устный опрос: интервью, беседа, экспертная оценка. Опрос — прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях и отношениях. Опрос метод сбора первичной информации посредством обращения с вопросами к определенной группе людей. Опросы могут быть: письменные (анкета, сочинение) и устные (интервью, беседа, экспертная оценка); очные и заочные (почтовые, прессовые и т.д.); экспертные и массовые; выборочные и сплошные; первичные и повторные. Опрос наиболее удобный способ получения информации. Он легко поддаётся обработке, интерпретации, хранению. В проведении опроса участвуют два участника: корреспондент – исследователь; респондент—
опрашиваемый. Список литературы
Анкетирование - это процедура проведения опроса в письменной форме с помощью заранее подготовленных бланков. Анкеты (от фр. «список вопросов») самостоятельно заполняются респондентами. Данный метод обладает следующими достоинствами: Высокой оперативностью получения информации; Возможностью организации массовых обследований; Сравнительно малой трудоемкостью процедур подготовки и проведения исследований, обработки их результатов; Отсутствием влияния личности и поведения опрашивающего на работу респондентов; Невыраженностью у исследователя отношений субъективного пристрастия к кому-либо из отвечающих, Однако анкетированию свойственны и существенные недостатки: Отсутствие личного контакта не позволяет как, скажем, в свободном интервью изменять порядок и формулировки вопросов в зависимости от ответов или поведения респондентов; Не всегда достаточна достоверность подобных «самоотчетов», на итоги которых влияют неосознаваемые установки и мотивы респондентов или желание их выглядеть в более выгодном свете, сознательно приукрасив реальное положение дел. Рассмотрим основные виды вопросов в анкете. 1) о личности респондента, касающихся его пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и т. д. Их наличие позволяет в дальнейшем обрабатывать материал анкетирования в пределах той или иной подгруппы людей, при необходимости сопоставляя сходную информацию из различных подгрупп; 2) о фактах сознания, предназначенных для выявления мнений, мотивов, ожиданий, планов, оценочных суждений отвечающих; 3) о фактах поведения, выявляющих реальные поступки, действия и результаты деятельности людей. При обработке данных от больших контингентов респондентов используют кодирование ответов закрытых вопросов. Для этого все ответы сопровождают трехзначными числами, в которых первые две цифры служат для обозначения порядкового номера вопроса, а третья обозначает порядковый номер ответа. На практике распространено и такое кодирование, при котором все цифры служат для обозначения порядковых номеров ответов. Испытуемому предлагается при этом подчеркивать или обводить кружком коды выбранных ответов. Использование в анкете закрытых вопросов позволяет эффективно сопоставлять результаты респондентов. Однако в них отсутствует полнота выражений индивидуальных мнений или оценок, что иногда вызывает недовольство испытуемых, а также известно, что такие вопросы способны спровоцировать серии необдуманных в должной мере, «машинальных» ответов. Полузакрытый вопрос используют, если составитель не осведомлен обо всех возможных вариантах ответов или же намерен более точно и полно выяснить индивидуальные точки зрения обследуемых лиц. Кроме перечня готовых ответов такой вопрос содержит графу «другие ответы» и определенное количество пустых строк (обычно пять-семь); Открытый вопрос предполагает, что ответ на него целиком и полностью сформулирует сам респондент, Разумеется, тем самым будет затруднена в значительной мере сопоставимость ответов. Поэтому подобные вопросы используют либо на ранних стадиях составления анкеты, либо тогда, когда есть необходимость в максимально полном выражении всех имеющихся в группе индивидуальных вариантов ответов. Неуместны такие вопросы и в случаях, где особое значение имеет анонимность респондентов. В зависимости от способа формулирования вопросы могут быть прямыми и косвенными. Прямой вопрос направлен на непосредственное, открытое получение информации от респондента. Предполагается, что на него будет дан столь же непосредственный и честный ответ. Однако там, где требуется выразить достаточно критическое отношение к себе и к другим, многие склонны ограничиваться социально одобряемыми ответами, подчас в ущерб искренности. В самом деле, каков будет ответ преподавателя на вопрос «Что мешает Вам хорошо проводить свои занятия?» или ответ студента «Почему Вы часто пропускаете лекции?» В таких случаях составляют косвенный вопрос, который обычно связан с использованием какой-либо воображаемой ситуации, маскирующей критический потенциал передаваемой информации. Например: «Не секрет, что часть студентов вашего курса крайне редко посещает лекции» Как Вы думаете, почему?» или «Иногда можно услышать мнение, что некоторые преподаватели плохо проводят свои занятия. Чем объясняется подобное отношение к работе?» По функции вопросы анкеты подразделяются на информационные (основные), фильтры и контрольные (уточняющие). При этом большинство вопросов направлено на получение информации от каждого из респондентов. Это т. н. основные вопросы. Вопросы-фильтры используют, когда необходимы сведения не от всей совокупности респондентов, а только от части из них. Это своеобразная «анкета в анкете». Начало и окончание фильтра обычно четко обозначают графически. Например: «Следующие три вопроса только для студентов-психологов. Обучаетесь ли вы на психологическом факультете? ... Каково качество практических занятий по психологии общения?… В какой мере полученные на них знания могут помочь Вам в работе по специальности? Внимание! Вопросы для всех». Ограничения круга респондентов, осуществляемые фильтром, позволяют избежать искажений информации, вносимых ответами недостаточно компетентных лиц. Контрольные вопросы дают возможность уточнить правильность сообщенных респондентами сведений, а также исключить из дальнейшего рассмотрения недостоверные ответы или даже анкеты. К ним относятся обычно вопросы двух разновидностей. Первые представляют собой повторения информационных вопросов, сформулированные другими словами. Если ответы основного и контрольного вопроса диаметрально противоположны, они исключаются из последующего анализа. Другие контрольные вопросы служат для выявления лиц, имеющих повышенную склонность к выбору социально одобряемых ответов. В них предлагается некоторое множество ответов там, где на практике может быть лишь однозначный ответ. К примеру: «Случалось ли Вам капризничать в детстве?» Как можно заметить из характера этих вопросов, вероятность получения на них честного, но нераспространенного в действительности ответа весьма мала. Есть несколько способов повышения эффективности контроля: В анкете основной и контрольный вопрос не следует размещать рядом, иначе будет обнаружена их взаимосвязь; Ответы на прямые вопросы лучше контролировать косвенными вопросами; Контролю необходимо подвергать лишь наиболее существенные вопросы в анкете; Необходимость в контроле, как правило, снижается, если значительная часть вопросов допускает уклонения от ответа, выражения неопределенности мнения (такие как «не знаю», «затрудняюсь ответить», «когда как» и т. п.). Этапы подготовки анкеты. I. Анализ темы анкетирования, выделение в ней отдельных проблем; II. Разработка пробной анкеты с преобладанием открытых вопросов; III. Пилотажное анкетирование. Анализ его результатов; IV. Уточнение формулировок инструкций и содержания вопросов; V. Анкетирование; VI. Обобщение и интерпретация результатов. Подготовка отчета. Композиция анкеты. Такая стандартизированная и заочная беседа с респондентом имеет достаточно стабильный сценарий. Она обычно начинается с краткого вступления - обращения к респонденту, где излагается тема опроса, его цели, называется организация или лицо, проводящее анкетирование, сообщается о строгой конфиденциальности получаемой информации. Затем, как правило, излагаются инструкции по заполнению бланка. В том случае, если характер вопросов или их форма на протяжении анкеты меняются, инструкции могут быть не только в начале, но и в других частях бланка. Очень редко бывает так, чтобы сам процесс заполнения анкеты представлял для опрашиваемых лиц особую пользу. Поэтому обычно первые вопросы составляют максимально легкими и интересными. Важно сделать так, чтобы на них захотелось ответить большинству респондентов. Функциями подобных вопросов-контактёров являются: а) формирование установки на сотрудничество; б) стимулирование заинтересованности испытуемых; в) введение респондентов в круг проблем, обсуждаемых в анкете; г) получение информации. За ними следуют более сложные вопросы, составляющие основное содержание анкеты. И, наконец, в заключительной части бланка вновь следуют более легкие вопросы, что связано с наступающей истощаемостью внимания, с усилением усталости респондентов. Требования к формулировкам вопросов для анкеты: Не содержит ли вопрос подсказки в явной или неявной форме? (Ведь вопрос типа «Что вам нравится в...?» уже имеет определенную внешнюю заданность, так как предполагает, что нечто «нравится») Не превышает ли вопрос уровня памяти или мышления респондента? (В качестве примера можно попытаться точно ответить на такой вопрос как «Сколько часов в месяц Вы тратите на подготовку к семинарам?») Не присутствуют ли в нем слова непонятные для опрашиваемых или имеющие крайне неопределенное содержание? (Допустим, такие как «толерантность», «альтруизм», «рейтинг», «инфантилизм» и др. или же слова, подобные таким «часто», «редко», «в среднем», …, содержание которых весьма неоднозначно для разных людей. Не то, что школьник, не каждый студент даст ответ на вопрос «Часто ли Вы проявляете конформизм?» Да и как это «часто»? Раз в день, в неделю, в год?) Не задевает ли вопрос достоинства и самолюбия респондента? Не вызовет ли чрезмерной негативной эмоциональной реакции? Не слишком ли протяженный вопрос по размеру? Не излишне ли детализированы ответы к нему? Не спрашивается ли одновременно о нескольких различных предметах? Нет ли ошибки в логике изложения? Откосится ли вопрос ко всем? Необходим ли фильтр? Нуждается ли вопрос в контроле? В каком именно? Какой вид вопроса (по форме ответа и по способу формулирования) наиболее предпочтителен в данном конкретном случае? Есть ли в закрытом вопросе варианты уклонения? Нужны ли они? Имеется ли грамматическое согласование между вопросом и ответами к нему? Не возникло ли искажений при перепечатке анкеты? Экзаменационный билет № 15 1. Метод повторного упражнения (назначение, содержание, методические особенности, варианты). Повторный метод характеризуется многократным выполнением упражнения через интервалы отдыха, в течение которых происходит достаточно полное восстановление работоспособности. При применении этого метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается не только в период выполнения упражнения, но и благодаря суммации утомления организма от каждого повторения задания. Данный метод используется как в циклических, так и в ациклических видах спорта. В практике повторный метод используется в нескольких вариантах: 1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью; 2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью; Основная цель повторного метода – выполнять движения, действия, задания определенное число раз, стараясь придерживаться требуемой формы и характера и добиваясь совершенствования в них. Подобные методы называют также тренировочными иногда гимнастическими. Такие методы могут различаться по характеру и величине проявляемых усилий (методы максимальный, умеренного воздействия и др.); по характеру повторности (методы повторный, интервальный и др.); по характер выполнения (темповый, равномерный, переменный и др.); по составу упражнения (целостный, расчлененный и др.); по направленности (облегчающий, усложняющий и др.). Различия в методах определяются также внешними условиями, в которых выполняются учебные и тренировочные задания, а также использованием снарядов, тренажеров, специальной аппаратуры и пр. Скорость передвижения заранее планируется, исходя из личного рекорда на данном отрезке. Упражнения выполняются сериями. Число повторений упражнений в каждой серии невелико и ограничивается способностью занимающихся поддерживать заданную интенсивность (скорость передвижения, темп движений, величину внешнего сопротивления и т.д.). Интервалы отдыха зависят от длительности и интенсивности нагрузки. Тема не менее они устанавливаются с таким расчетом, чтобы обеспечить восстановление работоспособности к очередному повторению упражнения. В циклических упражнениях повторная работа на коротких отрезках направлена на развитие скоростных способностей. На средних и длинных скоростной выносливости. Передвижение с высокой интенсивностью в беге на коньках, ходьбе и в других упражнениях на относительно длинных отрезках содействует развитию «чувства соревновательного темпа», совершенствованию техники движения. В связи с этим повторный метод называют иногда методом повторно- темповой тренировки. Характер энергообеспечения при работе на коротких отрезках в основном анаэробный, а на средних и длинных – смешанный, т.е. аэробно- анаэробный. В ациклических упражнениях (тяжелая атлетика, прыжки, метание) наряду с совершенствованием техники движений, данный метод используется главным образом для развития силы и скоростно- силовых способностей. Повторным методом решаются следующие задачи: развитие силы, скоростных и скоростно-силовых возможностей, скоростной выносливости, выработка необходимого соревновательного темпа и ритма; стабилизация техники движений на высокой скорости, психическая устойчивость. В практике повторный метод применяется в нескольких вариантах. Чаще всего встречаются следующие: 1) повторная работа с равномерной непредельной интенсивностью (90-95% от максимальной) для выработки необходимого соревновательного темпа и ритма, для стабилизации техники на высокой скорости и пр. 2) повторная работа с равномерной предельной интенсивностью. При применении коротких отрезков развиваются преимущественно скоростные способности. Более длинные отрезки включаются в занятия сравнительно редко и лишь небольшими сериями для максимального воздействия на волевые качества. Метод анкетирования используется для опроса большой группы людей, проживающих на большой территории, для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов. Инструментом опроса является анкета, которая содержит инструкцию по заполнению и перечень вопросов с возможными вариантами ответов, из них анкетируемый (респондент) должен выбрать наиболее подходящий. Лицо, проводящее исследование, называется анкетер. Что собой представляет анкета
Какие существуют методы анкетированияВ анкетах могут встречаться открытые, закрытые и полузакрытые вопросы . Так, на открытый вопрос должен последовать полный ответ, который опрашиваемый должен сформулировать самостоятельно. Закрытые вопросы позволяют сопоставить результаты анкет респондентов, но они не содержат всей полноты ответов, мнений или оценок испытуемых, что приводит к необдуманности и машинальности ответов. Полузакрытый вопрос применяют тогда, когда составитель не знает все возможные варианты ответов или желает более точно выяснить индивидуальное мнение всех обследуемых лиц. Для этого в анкете рядом с готовыми ответами содержится графа «другие ответы» и несколько пустых строк. Метод анкетирования отличается опосредованным характером взаимодействия между анкетером и респондентом, их общение происходит при помощи анкеты, респондент при этом самостоятельно читает вопросы и самостоятельно фиксирует ответы в анкете. Опрос бывает очным и заочным, анонимным и персонифицированным, а вопросы, в зависимости от способа их формулирования, бывают прямыми и косвенными. Первые предполагают получить от испытуемого такой же прямой и честный ответ. Если требуется получить откровенный ответ на вопросы относительно личной оценки событий или личностей, выразить критическое отношение к ним, вводят косвенный вопрос, маскирующий критическую составную информации. С этой целью используется какая-либо воображаемая ситуация, на которую респондент должен дать свой вариант ответа. Основные вопросы направлены на получение подробной информации от каждого респондента. Если необходимо получить сведения от части респондентов, используют вопросы-фильтры. Они представляют собой «анкету в анкете». Этапы проведения анкетированияМетод анкетирования предполагает прохождение определенных этапов, среди них:
В чем плюсы и минусы анкетированияАнкетирование не может охватить всех членов изучаемой общности, поэтому имеет выборочный характер . А получение достоверной и надежной информации зависит от репрезентативности выборки. При разработке текста анкеты, нужно использовать разнообразные типы и формы вопросов, ведь все они имеют свои достоинства и недостатки. Нужно учитывать и последующую обработку анкетных данных. Более сложно обработать открытые вопросы, в то же время, закрытые вопросы в форме «меню», шкал, таблиц являются более удобными для обработки, но не гарантируют всей полноты оценок респондентов. К плюсам метода можно отнести:
К минусам метода относятся:
ВыводыПри наличии многих негативных мнений относительно метода анкетирования, сегодня он относится к одним из основных для изучения отдельных личностей при приеме их на работу, учебу, с его помощью изучают любые аспекты общественных отношений.
Анкетирование как метод исследования все чаще используется в современном мире. Он помогает собрать нужную информацию. Данная статья расскажет о том, какие цели преследует данный вид исследования, как создаются анкеты и опросные листы, чего следует избегать при их составлении и как анализировать результаты. Анкетирование в социологии — общее понятие, цели и задачиСоциальное анкетирование является полезным инструментом для получения информации от людей. То есть, основная цель – собрать данные. Чем отличается анкетирование от тестирования? Тестирование – это испытание людей на определенный уровень знаний, умений или общую интеллектуальную развитость. Итак, тестирование имеет другую цель, по сравнению с анкетированием. Тестирование чаще всего используется в педагогике. Анкетер – это человек, который проводит анкетирование; респондент (или информант) – тот, кто заполняет анкету. Есть несколько различных задач, которые стоят перед анкетированием:
Виды анкетированияВ зависимости от количества респондентов анкетирование бывает:
В зависимости от способа распространения вопросники делятся на такие категории:
Отдельно выделяют двухтуровое анкетирование. В первом туре проводится обычный опрос нескольких участников. А во втором туре участники обмениваются вопросниками и анализируют результаты друг друга. Анкета и ее структураАнкета представляет собой структурированную форму, состоящую из формализованного набора вопросов, предназначенных для сбора информации по определенным темам от одного или нескольких респондентов. Другими словами, это методика сбора данных, при которой информантов просят дать некоторую информацию. Независимо от формы (письменный или печатный), опрос имеет определенную структуру. Вводная частьВ этой части важно гарантировать анонимность и безопасность данных, а так же нужно заранее поблагодарить респондента. Шаблон вводной части изображен ниже. ПаспортичкаЭто блок, в котором участник рассказывает про себя: возраст, пол, социальная принадлежность, профессия, род занятий и другие демографические данные. Паспортичка может размещаться как вначале, так и в конце опросника. Пример приведен ниже. Основная частьЭто самая большая часть опроса, которая состоит из блоков вопросов разной формы и сложности. Образец основной части изображен ниже. Виды вопросов для анкетыАнкеты могут включать в себя следующие типы: Как составить анкету для социологического опросаЖелательно избегать определенных типов вопросов, таких как:
Правила составления анкетыРазработка анкеты – это многоэтапный процесс, требующий внимания к деталям на каждом этапе. Следующие правила помогут упростить этот процесс:
Как оформить результаты анкетированияОформление итогов опроса предполагает визуализацию данных. Для этого используют различные типы диаграмм в зависимости от видов анкет. Если вопросы предлагают два варианта (например, «да» и «нет»), круговая диаграмма – самый простой вариант представления данных. Если нужно сравнить показатели отклика нескольких групп, лучше выбрать гистограмму. Связку выровненных столбцов гораздо проще сравнить, чем несколько круговых диаграмм. При этом важно обозначить каждый столбец процентом для ясности. В вопросах со шкалой оценок участникам предлагается спектр возможных ответов. Столбчатая диаграмма с разбивкой на 100% – самый простой вариант для визуализации собранных данных. В дополнение к другим результатам опроса можно использовать итоги демографических опросов как часть анализа. Включая такие факторы, как возраст, пол, уровень дохода и даже географическое положение, можно получить интересную инфографику. Визуализация данных опроса на карте – интересный способ включить демографический компонент в инфографику. Гистограммы, с другой стороны, могут использоваться, чтобы показать возрастное распределение определенной популяции. Обработка результатов открытых вопросов представляет собой небольшую проблему. Чтобы визуализировать итоги, нужно каким-то образом сгруппировать ответы, используя общие ключевые слова или другие факторы. Облака слов, хотя некоторые эксперты по визуализации осуждают их использование, могут способствовать получению сводных данных. В противном случае придется провести более интенсивный ручной анализ: просмотреть открытые ответы и создать категории. После этого можно представить результаты в виде гистограммы, подобно этой, которая показывает процент комментариев, попадающих в каждую категорию. Плюсы и минусы анкетированияПреимущества:
Проведение анкетирования имеет такие недостатки:
|
Читайте: |
---|
Популярное:
Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью" |
Новое
- Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м
- История мощей святителя николая мирликийского
- Храм апостолов петра и павла на новой басманной
- Приметы и обряды на пасху должен знать каждый Примета почему не поднялся кулич
- Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта
- Прошу рецепт соте из кабачков на зиму
- Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни
- Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг
- Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами
- Как приготовить рыбу тилапию