Главная - Рецепты
Общение как социальный феномен кратко. Общение как социально-психологический феномен. Функции общения. Социально-психологические типы собеседников

После изучения данной главы студент должен:

Общение как психологический феномен

Более 100 лет исследований в области экспериментальной общей психологии привели ученых к мысли о необходимости создания новой отрасли науки, которая бы занималась изучением общения людей. Это было вызвано целым рядом причин. Во-первых, психические процессы, психические свойства и состояния проявляются по-разному в разных жизненных ситуациях, но особенно в тех, которые сопровождаются общением – как непосредственным, в частности в малых социальных группах, так и опосредованным, например при восприятии рекламы. Во-вторых, психологи обратили внимание на возможность эмпирического изучения социальных явлений, которые требуют глубокого психологического анализа, в частности межличностных оценок и сравнений, поведения людей в группах, поведения потребителей и пр. В-третьих, многие смежные науки, такие как экономика, социология, политология, история и др., потребовали от психологов объяснить, почему именно в обществе происходят те или иные явления, которые не находят ответов в рамках общей психологии, но явно имеют психологическую природу. Например, были поставлены вопросы относительно того, как возникают паника на биржах или этнические и религиозные конфликты.

И наконец, в-четвертых, некоторые ученые осознали тот факт, что в процессе общения определенные предметы и явления начинают приобретать для людей особые свойства, какими ранее не обладали. Было показано, что некоторые свойства объектов, играющих важную роль в жизни людей, в реальности не существуют, а проявляются только в социальных условиях, при непосредствен ном или опосредованном общении. В частности, такое представление во многом отражено в понятиях теории символического интеракционизма Джорджа Герберта Мида , представителя Чикагской социологической школы (рис. 9.1). Эти свойства имеют символическую природу: их ощущают, воспринимают и ценят одни люди, но абсолютно не воспринимают и не ценят другие. Например, было замечено, что подобными свойствами обладают продукты творческой деятельности. Иногда они даже становятся "сверхценными" для определенных групп людей, при этом очень часто независимо от тех материальных затрат, которые потребовались на их создание. Так появилось представление о социально-психологическом феномене, который получил название сверхчувственных свойств .

Рис. 9.1.

Приблизительно по этим (и некоторым другим) основаниям возникла новая отрасль науки – социальная психология . Объектами ее изучения стали различные типы, виды, формы и условия общения и деятельности, а также феномены общения, которые влияют на психические процессы, свойства и состояния людей.

Стремясь понять, чем занимается социальная психология, в первую очередь следует обратить внимание на то, что люди по-разному общаются друг с другом: есть люди очень общительные (экстраверты), а есть необщительные, замкнутые (интроверты). Второе, что должно привлечь наше внимание: в процессе общения люди оказывают воздействие, влияют друг на друга и меняют свое поведение в зависимости от характера общения, степени и форм такого воздействия. Но самое интересное, это, наверное, то, что общение людей способно порождать нечто новое в природе, то, чего ранее никогда не существовало. Иногда может возникнуть впечатление, что это новое появляется как бы из ничего, однако на самом деле его источником является именно общение людей друг с другом. Такая идея возникла в результате теоретического анализа феномена социального в ряде социально-психологических теорий.

В частности, в соответствии с теорией Дж. Г. Мида, человек – социальный продукт межличностного взаимодействия. Он принимает на себя некие роли под влиянием других людей ("обобщенный другой"), В процессе социализации формируется рефлексирующее социальное "Я", т.е. его происхождение полностью социально. Главное в социальном "Я" – способность становиться объектом самонаблюдения , в результате чего внешний социальный контроль трансформируется в самоконтроль. Для глубокого описания этого явления Мид использовал понятие "самость". Это свойство не является врожденным, его происхождение также сугубо социально. Чтобы эффективно взаимодействовать, человек должен понимать намерения других людей. Это осуществляется с помощью процесса, который Мид называл принятием роли. Процесс принятия роли предполагает, что индивид с помощью воображения ставит себя на место того человека, с которым общается. Ключевое понятие символического интеракционизма – взаимодействие (интеракция ). Основой взаимодействия служит не совместная деятельность, а обмен символами.

Дж. Г. Мид, а также Ю. Хабермас, X. Блумер и др„ развивая взгляды социолога Георга Зиммеля, утверждали, что общество построено на обмене жестами и символами посредством языка. Утверждалось, что для понимания поведения людей необходимо познание внутреннего символического смысла, некоего языкового кода, который понятен только участникам взаимодействия. В процессе социализации определяющую роль играют так называемые значимые другие – люди, чьи суждения и действия являются эталоном при формировании собственных суждений, мнений и поведения человека.

  • Биография Дж. Г. Мида довольно примечательна. Он родился в США, учился в Гарвардском университете, а также в Лейпциге и Берлине, где познакомился с работами В. Вундта. Мид никогда не имел ученой степени, но преподавал социальную психологию в США в университете Чикаго. Не имея научного статуса, он не опубликовал ни одной своей книги, однако имел большое влияние. Лекции Дж. Г. Мида были собраны и опубликованы уже после его смерти.

Деловое общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно - временная дистанция).

Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально - психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели.

Деловое общение реализуется в различных формах:

Деловая беседа

Деловые переговоры

Деловые совещания

Публичные выступления.

Переговоры - это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

Переговоры протекают в виде деловой беседы по вопросам, представляющим интерес для обеих сторон, и служат налаживанию кооперационных связей. Переговоры существенно различаются по своим целям: заключение договора о поставках, на проведение научно-исследовательских или проектных работ, соглашение о сотрудничестве и координации деятельности и т.д.

В процессе переговоров люди хотят:

Добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором сталкиваются интересы

Достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов не разрушая при этом отношения.

Чтобы достичь этого надо уметь:

Решить проблему

Наладить межличностное взаимодействие

Управлять эмоциями.

За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров. Они могут иметь различный темперамент и различное специальное образование. В соответствии с этим большим разнообразием отличается и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению.

1. Подготовка переговоров:

Анализ проблемы (определение предмета переговоров, информация о партнере, наличие альтернатив, ваши интересы и интересы партнера)

Планирование переговоров (выработка переговорной концепции, определение целей, задач, стратегии переговоров, экономические расчеты, основные позиции, возможные варианты, подготовка необходимой технической и справочной документации)

Планирование организационных моментов

Первые контакты с партнером.

2. Ведение переговоров.

Примерная схема:

Приветствие и введение в проблематику

Характеристика проблемы и предложения о ходе переговоров

Изложение позиции (подробно)

Ведение диалога

Решение проблемы

Завершение.

Переговоры предназначены в основном, для того чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению поставленной на обсуждение проблемы) “выторговывать” отвечающее интересам обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех участников переговоров.

Переговоры проводятся:

По определенному поводу (например, в связи с необходимостью налаживания кооперационных связей)

При определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов)

С определенной целью (например, заключение соглашения)

По определенным важным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера).

Зачастую удается достичь договоренности лишь после всестороннего обсуждения проблемы; в ходе всяких переговоров обнаруживаются различные интересы, и партнеры пропускают их через призму собственных потребностей.

Немало важную роль играет и то, с какими преимуществами (или негативными моментами) связано для партнеров заключение того или иного соглашения, особенно при оценке новых, выдвинутых лишь в процессе переговоров, вариантов решения. Всякие переговоры требуют тщательной подготовки: чем интенсивней они ведутся (с использование анализов, расчетов экономического эффекта, заключений и т. д.), тем больше шансы на успех. Обратная же картина наблюдается в том случае, когда при ведении переговоров в должной мере не учитываются различные объективные и психологические аспекты.

Теоретико-методологические предпосылки исследования общения.
Человек не может жить, работать, удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. Исторически и в процессе индивидуального развития общения является необходимым условием существования человека, одним из важнейших факторов ее социального развития. Будучи существенным аспектом многих разновидностей человеческой активности, общения отражает объективную потребность людей в объединении, сотрудничестве друг с другом, а также является условием развития самобытности, целостности, индивидуальности человека.
Понятие «общение» употребляется в психологической литературе в разных значениях: как обмен мыслями, чувствами, переживаниями (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн), как одна из разновидностей человеческой деятельности (Б. Г. Ананьев, Н. С. Каган, И. С. Кон, А. А. Леонтьев), как специфическая социальная форма информационной связи (А. Д. Урсул, Л. А. Резников) и др.
Такая разноплановость в определении этого понятия объясняется недостаточной разработанности проблемы сущности данного явления, а также сложностями выделения общения как специфического явления из других сфер общественной жизни - производственной, политической, культурной. Указывая на сложность и многогранность общения, Б. Д. Парыгин не без оснований замечает, что оно может быть одновременно информационным процессом и взаимодействием людей друг с другом, процессом их сопереживание, взаимного понимания и влияния одного человека на другого.
Многогранность общения оказывается даже в тех словосочетаниях, которые очень часто употребляются как в научном, так и в обыденном понимании: «духовное», «материальное», «межличностное», «массовая», «интимное» и прочее общение. И это неудивительно, ведь большинство разновидностей человеческой деятельности (труд, игра, учение, война, торговля, любовь, туризм, воспитания, руководство, управление и т.п.) оказываются тесно связанными с общением с другими людьми. Даже в том случае, когда человек находится наедине с собой, она часто действует так, будто включена в какой человеческого сообщества и общается с ее членами.

Человеческое общение развивается и формируется на основе совместной трудовой деятельности. В процессе труда люди воздействуют не только на природу, но и друг на друга, они не могут что-то производить, не объединяясь определенным образом для совместной деятельности и для взаимного обмена продуктами своей деятельности. В связи с этим история является системой связанных друг с другом форм общения. Эта система взаимодействий и взаимных влияний является тем социальным процессом, суть которого, в отличие от работы как производства вещей («обработки природы людьми»), составляет производство отношений («обработки людей людьми»).
В широком смысле общения - это та сторона человеческого существования, что указывает на связь и взаимодействие людей в процессе материального и духовного производства, способ реализации социальных отношений, который осуществляется через прямые или косвенные контакты, в которые лица и группы людей вступают в процессе их социальной жизнедеятельности. Именно через общение люди и социальные группы вступают в материальные, политические, религиозные и другие отношения друг с другом. Можно сказать, что общение - это в ключевой механизм бытия человеческого общества, который проявляется в непосредственном или опосредованном контакте между людьми.

Общение - это процесс информационной и предметной взаимодействия между людьми, в котором формируются и реализуются их межличностные отношения. Проявляются при непосредственных контактах, эти отношения определяются и регулируются всей системой общественных отношений, условиями общественного производства, а также интересами личностей и социальных групп при осуществлении ими своих социальных функций. Это некий «срез» общественных отношений, представлен на эмпирическом уровне, своего рода их личностное выражение.
Явление общения и психология общения предполагает установление прямых контактов между теми, кто общается («контакт лицом к лицу»), позволяет непосредственно реагировать и влиять на действия и высказывания другого, воспринимать друг друга как уникальных личностей. Эта разновидность общения развивается, прежде всего, в малых социальных группах. Базовая, главная типичная ситуация межличностного общения - диада, парный социально-психологическая связь (в малой социальной группе каждый общается с каждым, без посредников). Совокупность парных взаимодействий образует систему межличностных связей как на уровне внутригруппового, так и на уровне межгруппового общения. Однако, поскольку человек не может одновременно находиться в непосредственном общении с большим количеством людей, то связи между группами, особенно крупными, происходят из их отдельных представителей.
Выделяют материальное и духовное, прямое (непосредственное) и массовое (опосредованное) общения.
Материальное общение - это взаимоотношения и взаимодействие людей в ходе материально-практической деятельности, прежде всего в процессе труда и производства, а также их поведение в различных сферах общественной жизни. Духовное общение выступает как обмен разнообразной интеллектуально-эмоциональной информацией посредством живой естественной человеческой речи, средств массовой коммуникации и невербальных средств.
Общение - это такая разновидность взаимодействия людей, в котором последние выступают друг относительно друга одновременно (или последовательно) и объектами, и субъектами. Именно благодаря общению поступок лица А становится обстоятельством жизни лиц В, С, D и т.д., а их поступки, экспрессивные действия, в свою очередь, становятся обстоятельствами жизни А. Поэтому значительную роль играют в общении индивидуальные психологические качества человека, на что указывает и Б Г. Ананьев, подчеркивая, что практически невозможно отделить в структуре и динамике общения личное от общественного, провести между ними четкую границу. Поэтому есть все основания утверждать, что общение является социальным явлением, в котором чрезвычайно ярко проявляются индивидуальные особенности лиц - его участников.

Понятие общения

Изучение феномена общения берет свое начало в середине XIX века. В нашей стране среди исследователей, занимавшихся проблемой общения, следует назвать, прежде всего, имена В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и Л. С. Выготского. Однако после весьма активного изучения общения в 20-е годы ХХ века интерес к этой проблеме снизился, чтобы вновь разгореться в конце 60-х годов.

В последние три десятилетия благодаря работам Б. Г. Ананьева, Г. M. Андреевой, А. А. Бодалёва, А. А. Брудного, Я. Л. Коломинского, E. C. Кузьмина, A. A. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, В. Н. Панферова, Б. Д. Парыгина и многих других проблема общения заняла одно из центральных мест в психологии и представляет сегодня одну из самых активно исследуемых ее областей. По состоянию на 1995 г., в нашей стране было выполнено 1158 научных исследований по проблемам общения. Число зарубежных работ по этой проблеме в десятки раз больше. Интерес исследователей можно объяснить тем, что общение – это ведущая деятельность человека и потому, как человек общается, можно судить об уровне его психического развития. Однако было время, когда общению не уделяли должного внимания. В начале XIX века в Европе большое распространение имели дома ребенка. Там детей содержали в тепле, одевали и кормили. Однако специалистов стала поражать страшная статистика. Многие дети, не дожив до года, умирали. Специалисты были обеспокоены. Симптомы заболевания напоминали состояние взрослых людей при потере своих близких: плаксивый взгляд, отсутствие интереса к жизни и пр. Первоначально специалисты посчитали, что отсутствие витаминов в рационе питания приводит к таким последствиям – улучшили питание, но ничего не изменилось. Тогда посчитали, что это микробы, вирусы – детей разъединили друг от друга. Но смертность как была, так и продолжала расти. Проблему помогла решить обыкновенная няня одного из детских домов Германии. Она привязывала ребенка себе за спину и чем бы ни занималась в течение дня – работала или ела – он всегда находился с ней рядом. Постепенно ребенок оживал, и симптомы болезни быстро исчезали. Стало ясно, что ребенку не достаточно просто есть, пить, находится в тепле, т. е. удовлетворять свои биологические потребности. Ему необходимо общение со взрослым, человеческое тепло. Так в психологии появилось новое понятие – потребность в общении . Болезнь, возникающая при отсутствии или дефиците общения, называли госпитализмом .

Французский психолог Рене Спиц изучал детей из домов ребенка. Дети сильно отставали от своих сверстников в психическом развитии. К двум годам многие умирали, а те, кто выжил, в четырехлетнем возрасте не умели ходить, говорить, самостоятельно одеваться, кушать, отставали в росте и весе, страдали различными дефектами. Дети, пережившие госпитализм, затем трудно адаптируются в среде сверстников, в обществе в целом. Кроме того, став взрослыми, такие дети не способны к созданию своей собственной семьи, не говоря уже о том, чтобы иметь и своих собственных детей.

Итак, роль общения в жизни человека очень велика, особенно на начальных этапах его развития. Так, до года ведущей деятельностью ребенка является эмоциональное общение. Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на 6-й неделе жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко изменяется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро убегал в сторону, то теперь происходит совсем другое: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он оживляется: быстро перебирает ножками и ручками, начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он тянется к взрослому и готов к общению с ним. Ученые такую реакцию ребенка на появление взрослого назвали «комплексом оживления». Дальнейшие исследования советских психологов Б. Эльконина и М. И. Лисиной показали, что «комплекс оживления» есть не что иное, как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать внимание взрослого человека.

Американский ученый Гарри Харлоу проводил опыт с обезьянками. В клетку к маленьким обезьянкам он помещал проволочную (холодную) и теплую мягкую «маму». У каждой «мамы» была бутылочка с молоком. Когда обезьянки хотели есть, то каждая кормилась у любой «мамы», но как только они слышали сигнал опасности, каждая из них бежала к теплой «маме» и пряталась за нее. Данный опыт показывает, что даже животные тянутся к теплой, живой маме.

Советский психолог С. Ю. Мещерякова проводила исследование с маленькими детьми. Она помещала годовалых детей в незнакомую комнату. Хотя в комнате было много привлекательных предметов, дети плакали, искали свою маму. Испуг еще сильнее увеличивался, когда в комнату входил незнакомый человек. Но стоило матери взять ребенка на руки, страх сразу исчезал, ребенок успокаивался и начинал играть. Таким образом, общение с близкими людьми не только дает ребенку новые впечатления, но и защищает от страха, придает спокойствие и уверенность.

В 1956 г. французская исследовательница Марсель Жебер изучала развитие движений у африканских детей. Большинство негритянских детей в один и два года резко превосходят европейских детей по физическому развитию, так и речи и социальных реакций. 93 % негритят в возрасте одного года имеют IQ свыше 100, а в два года таких детей насчитывается около 80 %. Объяснение такому развитию было найдено – тесный контакт маленьких африканцев с матерью. Ребенок живет в мире тепла, постоянно защищаемый своей матерью, и этот исключительный комфорт обеспечивает ему полную безопасность. Причем чем младше ребенок, тем разрыв в показателях больше. Но к двум годам развитие африканца замедляется. Мать начинает отдаляться от ребенка. Она не может его носить постоянно с собой за спиной и отвязывает его. А европеец, адаптировавшись к жизни и в своем одиночестве, начинает идти вперед, опережая африканца. Почему? Оказалось, что для африканца разлука с матерью – это психологическая травма, от которой оправиться становится сложно.

Итак, данные исследования подтверждают значимость процесса общения как для ребенка, так и для взрослого человека.

В психологии общение следует рассматривать как:

1) Информационный процесс .Передача информации – важнейший атрибут общения, где определяющей установкой такого взаимодействия является «Я» и «Другой». В процессе информирования действуют различные пристройки: «сверху», «снизу» и «наравне»:

пристройка сверху : первый партнер считает, что именно он является более значимым во взаимоотношениях. Человек, находящийся в этой позиции отличается высокомерностью, амбициозностью и уверенностью в себе;

пристройка снизу : первый партнер находится в роли просящего или сам добровольно уступает место ведущему, занимая позицию снизу. Отличается скромностью, смирением, может быть, неуверенностью в себе;

пристройка наравне : партнеры находятся в равных условиях общения, понимают и поддерживают друг друга, не возвышаясь и не занижая себя.

2) Деятельность .Согласно А. A. Леонтьеву, если понимать общение как деятельность, то следует исходить из его:

– интенциональности (т. е. наличия цели общения и специфического мотива общения),

– результативности (как меры совпадения результата с намеченной целью);

– нормативности (т. е. обязательности социального контроля за протеканием и результатами акта общения);

– предметности (предмет общения – другой человек, партнер по совместной деятельности).

Цель деятельности общения обычно определяется как управление поведением собеседника, а само общение рассматривается как процесс решения коммуникативных задач.

3) Отношение .Первым в отечественной психологии, кто описывал общение, используя понятие «отношение», был русский врач и психолог Александр Фёдорович Лазурский. В работах его ученика Владимира Николаевича Мясищева, видного русского ученого психиатра и
психолога, исследователя проблем человеческих способностей и отношений, это понятие приобрело статус категории. Согласно воззрениям этих авторов, люди в силу материальной или духовной необходимости вступают в межличностный контакт. До момента вступления в контакт каждый из них различно относился к тем или иным событиям, фактам, явлениям действительности. Контактируя друг с другом, люди обмениваются информацией (вербальной и невербальной), предметными действиями, эмоциями и подвергают, таким образом, воздействию собственное отношение и отношение партнера к чему-то. Результатом общения является появление нового отношения, которое приобретает значение регулятора дальнейшего поведения.

В наиболее общей форме общение следует понимать как событие индивидов, являющееся в то же время условием, фактором и способом бытия и развития каждого из них .

Рассматривая общение как деятельность, можно выделить цель, содержание и средства.

1. Цель общения – это то, ради чего возникает данный вид активности. Цели общения имеются как у животных, так и у человека. У животных целью общения является передача сигналов об опасности, о приеме пищи, об определении своей территории и пр. У человека количество целей общения увеличивается: передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, установление контактов и т. д. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических нужд, то у человека они выступают как средство удовлетворения многих потребностей: культурных, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и творческих.

2. Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. У человека содержание общения шире и глубже, чем у животных, т. к. включает в себя много дополнительных компонентов выражения данного содержания: эмоциональный (теплота, внимательность, эмпатия); когнитивный (особенности восприятия информации, поиска новой информации); поведенческий (жесты, мимика, движения, поза, походка, пантомимика, речь); нравственный (ответственность, самоуважение, всегда остаться человечным даже в условиях повышенной враждебности социальной среды).

3. Средства общения – современные способы кодирования, передачи и расшифровки информации: телефон, Интернет, аудиозаписи, схемы, рисунки, чертежи и пр.

Таким образом, все это характеризует общение как сложный процесс деятельности, который имеет свою структуру и характеризуется определенной направленностью.

Структура общения

Отечественная психология рассматривает три главных компонента общения .Названия этих компонентов разными авторами предлагаются различные. Так, Я. Л. Коломинский: регулятивный, аффективный, когнитивный; A. A. Бодалёв: праксический, аффективный, гностический; Б. Ф. Ломов: регулятивный, аффективный, информационный; Г. М. Андреева: коммуникативный, интерактивный, перцептивный; Н. Н. Обозов: поведенческий, аффективный, гностический, но их смысл и основное содержание почти полностью совпадают. Однако если исходить из характеристики личности, согласно которой атрибутивными компонентами личности являются социальность , субъектность , нравственность , трансцендентность и неповторимость , то нельзя ограничиваться лишь упомянутой триадой. Особо следует сказать о нравственности и этической стороне общения. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости выделить в общении наряду с познавательным, эмоциональным и поведенческим компонентами также нравственный компонент, в котором находят свое выражение потребностно-мотивационная и ценностно-смысловая составляющие поведения данного человека.

Поведенческий компонент объединяет действия, осуществляемые в ходе общения и доступные прямому наблюдению: мимику, жесты, пантомиму, речь, тактические схемы поведения в различных ситуациях. Это техническая сторона общения.

Эмоциональный компонент включает характеристики самооценки, способность к сочувствию и сопереживанию (эмпатия). Значимость эмоционального компонента в том, что он является ключом, открывающим двери общения. Основой взаимодействия процесса общения является межличностный контакт – это состояние взаимного тяготения людей друг к другу, возникающее при встрече одного человека с другим и вызывающее теплоту общения. Теплота – это эмоциональное состояние уважения прав личности партнера по общению, выраженное невербальными средствами (ободряющей улыбкой, прикосновениями, интонациями голоса).

Когнитивный компонент включает особенности перцептивной сферы (особенности восприятия информации, поиска аналоговой информации в хранилищах собственной памяти, наличие индивидуальных ограничений в межличностном познании и понимании).

Таким образом, представленная психологическая структура указывает на сложность и неоднозначность феномена общения. Все компоненты проявляются во взаимосвязи друг от друга и обнаруживают непосредственное взаимодействие друг с другом. Рассматривая феномен общения и его социально-психологическую составляющую, следует указать на то, с чего все начинается, какие стадии и на каком уровне происходит общение.

Стадии и уровни общения

Общение – это не спонтанное хаотичное образование, а структурированный организованный процесс, состоящий из определенных стадий, которые следуют друг за другом и определяют характер проявление последующей стадии. Отечественный психолог, врач-психиатр, автор популярных книг по психологии и психотерапии Анатолий Борисович Добрович выделил основные стадии и уровни человеческого общения .

Стадии общения:

1) взаимонаправленность – выбор партнера по общению;

2) взаимоотражение – оценка актуальной роли собеседника, своего рода зеркальное отражение актуальной роли друг друга;

3) взаимоинформирование – передача информации;

4) взаимоотключение – уход от общения, расставание участников общения.

В общении все стадии протекают незаметно друг за другом, образуя целостный процесс взаимодействия. Однако если появляются какие-то сложности в общении, то зная последовательность построения общения, можно разобраться и понять, что было не так, какие ошибки человек допустил на той или иной стадии. Общение бывает разным по качеству, по характеру, по тому впечатлению, которое оно на нас производит. Чтобы описать это явление, А. Б. Добрович ввел понятие «уровни общения ». Прежде чем рассказать о самих уровнях общения, следует разобраться, что же является определяющим для самого понятия «уровень общения». Это:

1) способность выражать свои мысли;

2) подход к самому общению – умение подобрать нужные слова;

3) темп речи в зависимости от ситуации;

4) чувство юмора.

Во всем многообразии диалогов и их вариаций автор выделяет три основных уровня общения:

Высокий уровень общения – предполагает уважение и знание собеседника, отношение к нему с учетом личностных особенностей. К нему относятся: духовный, деловой и игровой уровни.

Конвенциональный уровень – золотая середина. Включает элементарные знания в области общения и личности человека: надо быть внимательным к личности собеседника, придерживаться доброжелательного тона, говорить слова благодарности и т. д.

Низкий уровень общения – отношение к собеседнику как вещи, нужной или нет. Здесь нет установки на сотрудничество и взаимопонимание. Главное – наличие собеседника как объекта для слушания. К нему относятся: манипулятивный, стандартизованный и примитивный уровни. На практике это выглядит так:

1) если партнеры грубы, общаются только с какой-то целью для себя – это общение на примитивном уровне;

2) если в отношениях чувствуется неискренность, ощущение какой-либо фальши, игры – это манипулятивный уровень общения;

3) если партнеры действуют только в пределах своих социальных ролей – это стандартизованное общение.

Как определить уровень общения собеседника?

1. Когда же в партнере видят личность, с настроением и мнением которой нельзя не считаться, стремятся найти какое-нибудь оптимальное решение – это конвенциональное общение .

2. Общение на деловом уровне – происходит между партнерами, которых связывают отношения сотрудничества, они видят друг в друге товарищей по общему делу.

3. Игровой уровень – превосходит предыдущие тонкостью содержания и богатством оттенков. Его называют праздничным.

4. Духовный уровень – высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как личность, носитель духовного начала.

Уровни общения – это важная составляющая жизнедеятельности человека. Согласно А. Б. Добровичу, каждый человек имеет свой уровень общения, с позиции которого строятся и его слова и поступки. Хорошо, когда люди общаются, находясь на одинаковых уровнях, тогда как несовместимость уровней приводит к конфликтам и непониманию. Следует помнить, что стремиться надо к высоким уровням общения. Опуститься до примитива – это дело простое, а вот подняться или сохранить общение на высоком уровне может не каждый человек!

Для того чтобы подойти к пониманию собственно процесса общения, необходимо рассмотреть основные ее стороны. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны (теории):

– перцептивная сторона общения – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению;

– коммуникативная – включает процесс обмена информации;

– интерактивная – это процесс взаимодействия партнеров по общению.

Теории общения

Первое - каждый человек выполняет те или иные социальные, в том числе и профессиональные ролевые функции (учителя, врача, юриста, руководителя, матери, отца, ученика и т.п.), вступая при этом во взаимодействие с другими людьми, включаясь в различные формы и виды социальных связей и отношений. Все многообразие этих связей и отношений людей можно свести, к шести основным формам: взаимное содействие, несодействие, противодействие и одностороннее содействие, несодействие, противодействие. Очевидно, что наиболее приемлемой формой является взаимное содействие людей при решении ими профессиональных и других социальных задач. Что же касается взаимного несодействия, то это наиболее приемлемая форма взаимодействия людей в общественных местах их пребывания (общественный транспорт, зрелищные мероприятия и т.п.).

Второе обстоятельство состоит в том, что в ходе социального взаимодействия между людьми могут возникать различные; межличностные отношения как позитивного, так и негативного характера: взаимного (или одностороннего) уважения, доверия, симпатии, сотрудничества и т.п. либо, наоборот, отношения неприязни, недоверия, предвзятости и т.п. Это так называемая психологическая сторона социального взаимодействия людей, которая и является предметом социальной психологии.

Особенности межличностных отношений, выступая неотъемлемой стороной и результатом профессионального и другого социального взаимодействия людей, в свою очередь, существенно зависят и от психологических, личностных характеристик вступающих во взаимодействие субъектов и оказывают большое влияние на характер и результаты выполнения ими социально-ролевых функций.

Частным случаем социального взаимодействия людей и формой его проявления выступает общение как целенаправленное взаимодействие, при котором устанавливаются и развиваются контакты между людьми, вырабатываются и соблюдаются общ правила, тактика и стратегия поведения. Основу общения составляют потребности людей в обеспечении условий жизнедеятельности, информационном обмене, реализации общих и индивидуальных задач, достижении общих и индивидуально-личностных целей. При этом общение может быть ориентировано на решек деловых, профессиональных задач либо сугубо личностно ориентированным и может осуществляться в различных сферах жизни деятельности людей: профессионально-деловой, общественной культурной (социально-бытовой, политической, религиозной, области искусства и т.п.), в сфере личностных отношений.

В психологии принято выделять следующие закономерности общения :

наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению;

отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способности ее реализации;

развитие, наращивание, совершенствование. Если этого происходит, то общение затухает и разрушается;

позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так как понимание идущей от такого партнера информации.

Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляют его психологическую структуру:

  • 1) восприятие людьми друг друга;
  • 2) понимание людьми друг друга;
  • 3) отношения людей друг к другу;

В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении:

коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению);

перцептивную (взаимное восприятие и понимание людьми друг друга);

интерактивную (взаимовлияние партнеров).

Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют:

профессионально-деловую;

познавательно-диагностическую;

педагогическую;

информационную;

управленческую (мобилизующе-побудительную);

обратной связи;

самоутверждения личности;

реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком;

решение других задач.

Очень важно, чтобы общение было функционально наполненным, чтобы в каждом акте общения по возможности реализовывался весь комплекс его функциональных задач.

Выделяют пять основных видов общения в зависимости от определяющих их целей.

  • 1. Цели общения находятся вне самого процесса взаимодействия субъектов, в том деле, во имя которого и происходит складывание межличностных отношений. Это так называемое деловое общение.
  • 2. Цели общения состоят в приобщении партнера (реципиента) к ценностям, интересам инициатора (коммуникатора), в передаче партнеру своего социального опыта: педагогическое общение.
  • 3. Цели общения состоят в познании партнера по общению и получении от него необходимой для коммуникатора информации: познавательное общение.
  • 4. Цели общения состоят в побуждении и мобилизации партнера к соответствующему поведению, действию: управленческое общение.
  • 5. Цели общения находятся в нем самом, когда общение выступает основной сферой жизнедеятельности людей и удовлетворения их общих потребностей и интересов. Это эмоционально-эмпатийное общение.

Первые четыре разновидности общения социально обусловлены и обычно профессионально необходимы.

Различают и другие виды общения. Так, в зависимости от уровня его развития:

примитивное , субъект-объектное общение, когда партнер общению рассматривается лишь как средство решения тех и иных задач.

манипулятивное , при котором субъект по общению ставит или иные условия для партнера по общению и последний с га соглашается и потому действует соответствующим образом. Общий смысл такого общения может быть представлен следующим образом: если сделаешь, то получишь награду (либо наказана это общение может быть представлено схематически: субъек стимул-объект;

паритетное общение , как субъект-субъектное общение, кот, в партнере по общению человек видит личность, имеющую права на свою позицию, точку зрения. На основе такого общения возникает «педагогика сотрудничества».

В общении широко используются различные средства, знаков системы общения. Все их многообразие можно свести в три групп

  • 1) вербальные (слово, речь);
  • 2) невербальные (неречевые средства);
  • 3) смешанные (сочетание вербальных и невербальных среде общения, что обычно и бывает при вербальном общении).

При изучении данной проблемы необходимо обратить внимание на своеобразие общения с помощью устной и письменно речи.

 


Читайте:



Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Каждый праздник заканчивается подачей десерта. Можно заказать его у профессионалов, а лучше удивить всех своими способностями. В статье рассмотрим,...

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

feed-image RSS