Главная - Домашние животные
Описание женских образов из войн и мира. Женские образы в «Войне и мире»: сочинение. Прототипы женских персонажей в романе-эпопее «Война и мир»

Меню статьи:

Л. Толстой создал великую картину, где описал проблемы войны, а также мира. Женские образы в романе «Война и мир» раскрывают внутреннюю сторону общественных перипетий. Есть глобальная война – когда воюют народы и страны, есть войны локальные – в семье и внутри человека. Так же дела обстоят и с миром: мир заключается между государствами и императорами. К миру приходят и люди в личных отношениях, к миру приходит человек, пытаясь решить внутренние конфликты и противоречия.

Прототипы женских персонажей в романе-эпопее «Война и мир»

Лев Толстой вдохновлялся людьми, которые окружали его в повседневной жизни. Есть и другие примеры из биографий писателей, которые свидетельствуют о том, что авторы, создавая произведение, заимствуют черты для книжных героев у реальных личностей.

Например, так делал Марсель Пруст – французский писатель. Его персонажи – это синтез черт, которыми обладали люди из окружения автора. В случае Л. Толстого женские образы в эпопее «Война и мир» тоже выписаны, благодаря обращению к женщинам из круга общения писателя. Приведем примеры: персонаж Марии Болконской – сестры Андрея Болконского, Л. Толстой создавал, вдохновляясь личностью Марии Волконской (мать писателя). Другой, не менее живой и яркий женский персонаж, – графиня Ростова (старшая), списана с бабушки автора – Пелагеи Толстой.

Однако, некоторые персонажи имеют одновременно несколько прототипов: уже знакомая нам Наташа Ростова, например, как литературный герой, имеет общие черты с женой писателя – Софьей Андреевной Толстой, а также сестрой Софьи – Татьяной Андреевной Кузьминской. Тот факт, что прототипы этих персонажей были близкими родственниками писателя, объясняет теплоту и нежное отношение автора к создаваемым героям.

Лев Толстой показал себя тонким психологом и знатоком человеческих душ. Писатель одинаково хорошо понимает боль юной Наташеньки Ростовой, когда ломается кукла девочки, но также и боль зрелой женщины – Натальи Ростовой (старшей), которая переживает смерть сына.

Название романа говорит, что писатель постоянно обращается к контрастам и оппозициям: война и мир, добро и зло, мужское и женское начало. Читателю (из-за стереотипов) кажется, что война – это дело мужское, а дом и мир, соответственно, – дело женское. Но Лев Николаевич демонстрирует, что это не так. Например, княжна Болконская проявляет храбрость и мужественность, когда защищает родовое поместье от неприятеля и хоронит отца.

Заметим, что на контрасте строится и разделение персонажей на положительных и отрицательных. Однако, негативные герои остаются наделенными отрицательными чертами в течение всего романа, а персонажи позитивные претерпевают внутреннюю борьбу. Эту борьбу писатель называет духовными поисками, и показывает, что положительные герои приходят к духовному росту через колебания, сомнения, муки совести… Их ожидает трудный путь.

Остановимся детальнее на характеристике юной Наташи и графини Ростовой, а также на фигуре Марии Болконской. Но перед этим, ненадолго обратимся к образу жены Андрея Болконского.

Лиза Болконская

Лиза – персонаж, который уравновешивал присущую князю Андрею мрачность и депрессивность. В обществе Андрей воспринимался человеком замкнутым и молчаливым. Даже внешность князя намекала на это: сухость и вытянутость черт, тяжелый взгляд. Другая внешность была у его жены: живая княгиня, низкого роста, которая постоянно суетилась и семенила мелкими шажками. С ее смертью Андрей потерял баланс и начался новый этап духовных поисков князя.

Элен Курагина

Элен – сестра Анатоля, выписана как персонаж развращенный, эгоистичный. Курагина интересуется развлечениями, она молода, самовлюбленна и ветрена. Впрочем, она легкомысленна и не проявляет патриотических чувств, продолжая вести привычный образ жизни в захваченной войсками Наполеона Москве. Судьба Элен трагична. Дополнительный трагизм в ее жизнь приносит то, что она так и не сумела вырваться из порочного круга низкой нравственности.

Наташа Ростова

Младшая Ростова, безусловно, – один из центральных женских персонажей. Наташа – красива и мила, поначалу ей присуща наивность и ветреность. Князь Андрей, влюбившись в нее, понимает, что между ними – пропасть жизненного опыта. Эта мысль князя оправдывается, когда Наташа поддается мимолетному увлечению Анатолем Курагиным.

Читателю, возможно, интересно наблюдать, как меняется образ Наташи: сначала – маленькая, бойкая, забавная и романтичная девочка. Потом – на балу – читатель видит ее расцветающей девушкой. Наконец, во время отступления из Москвы, Наташа показывает свой патриотизм, сочувствие и сострадание. Зрелость в Ростовой просыпается, когда она ухаживает за умирающим Андреем Болконским. В конце – Наташа становится мудрой и любящей женой и матерью, хотя и теряет часть былой красоты.

Наташе не чужды ошибки: это ее увлеченность Курагиным. Духовное совершенствование и углубление внутреннего мира связано с отношениями Наташи с князем Андреем. Спокойствие и гармония приходят к героине, когда она выходит замуж за Пьера Безухова.

Наташе свойственна эмпатия и милосердие. Девушка чувствует боль людей, искренне старается помочь тем, кто нуждается в помощи. Во время войны Наташа понимает, что материальные ценности – ничто, по сравнению с жизнью человека. Поэтому она жертвует нажитым семейным имуществом, чтобы спасти раненых солдат. Девушка сбрасывает вещи с повозки и перевозит таким образом людей.

Наташа – красива. Однако ее красота исходит не из физических данных (безусловно, тоже выдающихся), а из душевности и внутреннего мира. Нравственная красота Ростовой – это бутон, который в конце романа превращается в розу.

Графиня Ростова (старшая)

Графиня Наталья как мать старается казаться строгой и серьезной. Но она показывает себя любящей матерью, которая лишь притворно злится и раздражается на излишнюю сентиментальность детей.

Графиня Ростова зависит от принятых в обществе правил. Нарушать эти правила ей неловко и нелегко, но Наталья делает это, если близким родственникам или друзьям нужна помощь. Например, когда Аннет – ее подруга – оказалась в затруднительном положении, графиня, смущаясь, попросила ту принять деньги – это был знак внимания и помощи.

Графиня воспитывает детей в свободе и вольности, но это лишь видимость: на самом деле Наталья печется о будущем своих сыновей и дочерей. Она не хочет, чтобы сын женился на бесприданнице. Старшая Ростова делает все, чтобы расторгнуть намечающиеся отношения младшей дочки и Бориса. Таким образом, сильное чувство материнской любви – одно из основных качеств графини Ростовой.

Вера Ростова

Сестра Наташи Ростовой. В повествовании Льва Николаевича этот образ – всегда в тени. Однако Вера не унаследовала улыбки, которая украшала лицо Наташи, а потому, замечает Лев Николаевич, лицо девушки казалось неприятным.


Вера описана как натура эгоистичная: старшая Ростова не любит братьев и сестру, они раздражают ее. Вера любит только себя. Девушка выходит замуж за полковника Берга, который был похож на нее характером.

Марья Болконская

Сестра Андрея Болконского – сильный персонаж. Девушка живет в деревне, все ее шаги контролирует злой и жестокий отец. В книге описана ситуация, когда Марья, желая выглядеть красивой, красится и наряжается в платье цвета масака. Отец недоволен ее нарядом, выражая деспотизм в отношении дочери.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с Льва Николаевича Толстого.

Марья некрасивая, печальная, но глубоко мыслящая и умная девушка. Княжне свойственная неуверенность и зажатость: отец все время говорит, что она нехороша собой и вряд ли выйдет замуж. То, что привлекает внимание к лицу Марьи, – это большие, лучистые и глубокие глаза.

Марья – противоположность Веры. Альтруизм, мужество и патриотизм, а также ответственность и сила духа отличает эту женщину из «Войны и мира». В женских образах романа «Война и мир» есть кое-что общее – это сильные личности.

Княжна Болконская поначалу отвергает Ростову (младшую), но после потери отца и брата отношение княжны к Наташе меняется. Марья прощает Наташу за то, что та разбила сердце Андрею, увлекшись Анатолем Курагиным.

Княжна мечтает о счастье, семье и детях. Влюбившись в Анатоля Курагина, девушка отказывает подлому юноше, так как ей жаль госпожу Бурьен. Так, Марья выражает благородство характера и сочувствие к людям.

Позже Марья знакомится с Николаем Ростовым. Эта связь выгодна для обоих: Николай, женившись на княжне, помогает семье деньгами, ведь Ростовы потеряли изрядную долю состояния во время войны. Марья же в Николае видит спасение от бремени одинокой жизни.

Великосветская дама, которая воплощает фальшь и лицемерие, часто встречающееся в салонах.

Таким образом, Лев Толстой изображает и хорошие, и плохие женские образы в эпопее «Война и мир», делая произведение отдельным миром.

Сочинение по литературе. Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своем романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины - носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.

Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. Будучи мастером изображения людских душ и характеров, Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа - Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь - все вздор, а вот она - настоящее...”.

Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.

Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.

Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.

Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. Она поняла, что тот, кем она восхищалась, кто был ей дорог, жил в ее сердце все это время. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное - когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.

Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

Роман-эпопея Л. Н. Толстого “Война и мир” - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: “Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы”. Вымышленные образы описаны художественно и одновременно являются проводниками мыслей автора. Женские характеры передают идеи Толстого о сложности человеческой натуры, об особенностях отношений между людьми, о семье, браке, материнстве, счастье.

С точки зрения системы образов героев романа можно условно разделить на “живых” и “мертвых”, то есть на развивающихся, меняющихся с течением времени, глубоко чувствующих и переживающих и - в противоположность им - застывших, не эволюционирующих, а статичных. В обоих “лагерях” есть женщины, причем женских образов столь много, что оговорить в сочинении всех представляется практически невозможным; пожалуй, разумнее остановиться подробнее на главных действующих лицах и характерных второстепенных персонажах, играющих значительную роль в развитии сюжета.

“Живые” героини в произведении - прежде всего Наташа Ростова и Марья Болконская. Несмотря на разницу в воспитании, семейных традициях, атмосфере дома, складе характера, они в конце становятся близкими друзьями. Наташа, выросшая в теплой, любящей, открытой, искренней семейной атмосфере, впитавшая в себя беспечность, лихость, восторженность “ростовской породы”, с юности покоряет сердца своей всеобъемлющей любовью к людям и жаждой ответной любви. Красоту в общепринятом смысле слова ей заменяет подвижность черт, живость глаз, грация, гибкость; чудесный голос и умение танцевать очаровывают многих. Княжна Марья, напротив, неуклюжа, некрасивость лица лишь изредка освещается “лучистыми глазами”. Безвылазная жизнь в деревне делает ее диковатой и молчаливой, общение с ней - тяжелым. Лишь чуткий и проницательный человек может заметить скрытую за внешней замкнутостью чистоту, религиозность, даже самопожертвование (ведь в ссорах с отцом княжна Марья обвиняет только себя, не признавая его вспыльчивость и грубость). Однако в то же время двух героинь многое объединяет: живой, развивающийся внутренний мир, тяга к высоким чувствам, душевной чистоте, чистой совести. Их обеих судьба сталкивает с Анатолем Курагиным, и только случай спасает Наташу и княжну Марью от связи с ним. В силу своей наивности девушки не видят низкие и корыстные цели Курагина и верят в его искренность. Из-за внешней разницы отношения между героинями сперва складываются непросто, возникает непонимание, даже презрение, но потом, узнав друг друга лучше, они становятся незаменимыми подругами, составляя неделимый нравственный союз, объединенный лучшими духовными качествами любимых героинь Толстого.

В построении системы образов Толстой далек от схематизма: грань между “живыми” и “мертвыми” проницаема. Толстой писал: “Для художника не может и не должно быть героев, а должны быть люди”. Поэтому в ткани произведения возникают женские образы, которые трудно определенно отнести к “живым” или “мертвым”. Такой можно считать мать Наташи Ростовой, графиню Наталью Ростову. Из разговоров действующих лиц становится ясно, что в молодости она вращалась в свете и была членом и желанным гостем салонов. Но, выйдя замуж за Ростова, она меняется и посвящает себя семье. Ростова как мать - образец сердечности, любви и такта. Она - близкий друг и советчик детей: в трогательных разговорах по вечерам Наташа посвящает мать во все свои тайны, секреты, переживания, ищет у нее совета, помощи. В то же время на момент основного действия романа ее внутренний мир статичен, но это может быть объяснено значительной эволюцией в молодости. Она становится матерью не только для своих детей, но и для Сони. Соня тяготеет к лагерю “мертвых”: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Толстой наделил эту в общем неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы. Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь.

В романе Толстого "Война и мир" перед читателем проходит огромное количество образов. Все они превосходно изображены автором, живы и интересны. Толстой сам делил своих героев на положительных и отрицательных, а не только на второстепенных и главных. Так, положительность подчеркивалась динамичностью характера персонажа, а статичность и лицемерность указывала на то, что герой далек от совершенства.
В романе перед нами предстает несколько образов женщин. И они также поделены Толстым на две группы.

К первой относятся женские образы, которые ведут ложную, искусственную жизнь. Все их устремления нацелены на достижение одной единственной цели – высокого положения в обществе. К ним относятся Анна Шерер, Элен Курагина, Жюли Карагина и другие представители высшего света.

Ко второй группе относятся те, кто ведет истинный, настоящий, естественный образ жизни. Толстой подчеркивает эволюцию этих героев. К ним относятся Наташа Ростова, Марья Болконская, Соня, Вера.

Абсолютным гением светской жизни можно назвать Элен Курагину. Она была красива, как статуя. И так же бездушна. Но в модных салонах никому нет дела до твоей души. Самое важное – то, как ты повернешь голову, как изящно улыбнешься при приветствии и какой у тебя безупречный французский прононс. Но Элен не просто бездушна, она порочна. Княжна Курагина выходит замуж не за Пьера Безухова, а за его наследство.
Элен была мастером завлекать мужчин, воздействуя на их низменные инстинкты. Так, Пьер ощущает что-то нехорошое, грязное в своих чувствах к Элен. Она предлагает себя всякому, кто способен обеспечить ей богатую жизнь, полную светских удовольствий: «Да, я женщина, которая может принадлежать всякому и вам тоже».
Элен изменяла Пьеру, у нее был всем известный роман с Долоховым. И граф Безухов был вынужден, защищая свою честь, стреляться на дуэли. Страсть, застилавшая глаза, быстро прошла, и Пьер понял, с каким чудовищем он живет. Конечно же, развод оказался благом для него.

Важно заметить, что в характеристике любимых героев Толстого особое место занимают их глаза. Глаза – зеркало души. У Элен ее нет. В итоге мы узнаем, что жизнь этой героини заканчивается печально. Она умирает от болезни. Таким образом, Толстой выносит приговор Элен Курагиной.

Любимейшими героинями Толстого в романе являются Наташа Ростова и Марья Болконская.

Марья Болконская не отличается красотой. Она имеет вид запуганного зверька из-за того, что очень боится своего отца, старого князя Болконского. Ей свойственно «грустное, испуганное выражение, которое редко покидало ее и делало ее некрасивое, болезненное лицо еще более некрасивым…». Только одна черта показывает нам ее внутреннюю красоту: «глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто… глаза эти делались привлекательнее красоты».
Марья посвятила свою жизнь отцу, являясь его незаменимой поддержкой и опорой. У нее очень глубока связь со всей семьей, с отцом и братом. Эта связь проявляется в минуты душевных потрясений.
Отличительная черта Марьи, как и всей ее семьи, - высокая духовность и большая внутренняя сила. После смерти отца, в окружении французских войск, княжна, убитая горем, все-таки гордо отвергает предложение французского генерала о покровительстве и уезжает из Богучарова. В отсутствии мужчин в экстремальной ситуации она одна управляет имением и делает это замечательно. В конце романа эта героиня выходит замуж и становится счастливой женой и матерью.

Самый обаятельный образ романа – образ Наташи Ростовой. В произведении показывается ее духовный путь от тринадцатилетней девочки до замужней женщины, многодетной матери.
С самого начала Наташе были присущи жизнерадостность, энергичность, чувствительность, тонкое восприятие добра и красоты. Она выросла в нравственно чистой атмосфере семьи Ростовых. Её лучшим другом была безропотная Соня, сирота. Образ Сони выписан не настолько тщательно, но в некоторых сценах (объяснение героини и Николаем Ростовым), читателя поражает в этой девушке чистая и благородная душа. Лишь Наташа подмечает, что в Соне «чего-то не хватает»… В ней, действительно, нет живости и огня, свойственного Ростовой, но нежность и кротость, так любимая автором, извиняют все.

Автор подчеркивает глубокую связь Наташи и Сони с русским народом. Это великая похвала героиням со стороны их создателя. Например, Соня прекрасно вписывается в атмосферу святочных гаданий и колядований. Наташа «умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке». Подчеркивая народную основу своих героинь, Толстой очень часто показывает их на фоне русской природы.

Внешность Наташи, на первый взгляд, некрасива, но ее облагораживает внутренняя красота. Наташа всегда остается сама собой, никогда не претворяется, в отличие от ее светских знакомых. Выражение глаз Наташи очень разнообразно, так же, как и проявления ее души. Они и «сияющие», «любопытные», «вызывающие и несколько насмешливые», «отчаянно-оживленные», «остановившиеся», «умоляющиеся», «испуганные» и так далее.

Сущность жизни Наташи заключается в любви. Она, несмотря на все невзгоды, проносит ее в своем сердце и, наконец, становится воплощенным идеалом Толстого. Наташа превращается в мать, полностью посвятившую себя детям и мужу. В ее жизни нет никаких интересов, кроме семейных. Так она стала поистине счастлива.

Все героиня романа в той или иной степени представляют собой мировосприятие самого автора. Наташа, например, является любимой героиней, потому что полностью отвечает запросам самого Толстого к женщине. А Элен «убивается» автором за то, что не смогла оценить тепло домашнего очага.

В романе «Война и мир» Толстой рисует много женских образов. Наташе Ростовой, одной из любимых героинь автора, Марье Болконской, к которой Толстой относится с такой же теплотой и симпатией, противопоставлены красивая, развращенная и патологически глупая княгиня Элен Курагина, воплотившая в себе всю скверну столичного общества, княгиня Друбецкая - мать-наседка, юная «маленькая княгиня» Лиза Болконская - нежный и скорбный ангел. Меньше места отведено в романе Вере Ростовой, Соне - воспитаннице семьи Ростовых и другим женщинам, которые играют эпизодическую роль. Отношение Толстого ко всем женщинам довольно своеобразное. Это подметил Горький, когда писал о Толстом: «Больше всего он говорил о Боге, о мужчине и женщине. К женщине, на мой взгляд, относился непримиримо враждебно и любит наказывать ее, - если она не Кити и не Наташа Ростова, женщина есть существо ограниченное...» Да, Толстой действительно любил свою героиню Наташу Ростову. Ее образ наиболее полно раскрыт в романе. Кто же такая Наташа Ростова?
Когда Марья Болконская попросила Пьера рассказать о Наташе, тот оказался в тупике: «Я решительно не знаю, что это за девушка. Она обворожительна. А отчего, я не знаю. Вот все, что можно сказать про нее». Наташу совершенно не интересует интеллектуальная жизнь и общественные интересы. Нельзя даже сказать умна ли она, «она не удостаивает быть умной», как в той же беседе с княжной Марьей выразился Пьер. Но она удивительным образом оказывает могущественное влияние на нравственное становление и умственную жизнь князя Андрея и Пьера. Для Наташи не существует сложного вопроса о смысле бытия, над которым задумываются и который пытаются решить Андрей и Пьер. Но этот вопрос она решает как бы между прочим самим фактом своего существования.
После встречи с Наташей резко меняются взгляды Андрея на жизнь.
Наташа всегда мила, прекрасна. Находясь рядом с другим человеком, она исцеляет и обновляет его, и никто не может понять, каким образом это у нее получается. Наташа, не подозревая о том, определяет общественное поведение людей - такова ее роль в жизни князя Андрея и Пьера. Своим поведением Наташа отрывает людей от всего ложного, содействует их объединению на какой-то общей основе. Даже Друбецкого притягивает сила, исходящая от Наташи. Твердо вначале собиравшийся дать понять Наташе, что связывавшие их некогда, совсем еще в детстве, отношения не могут возобновиться, Борис находит совсем не ту Наташу, которую он знал ранее. Теперь он уже не может не видеть ее, реже бывает у Элен, уезжает как в тумане, не зная, чем это может кончиться, и совсем запутывается.
Наташа искренне любит Андрея Болконского, возвращает его к жизни. Эпизод с Анатолем Курагиным не более, чем ошибка. Чистая ее душа не могла увидеть фальши этого человека, потому что она не могла допустить нечистые помыслы у других людей.
В эпилоге мы видим счастливую Наташу. Толстой рисует ее любящей и любимой женой и заботливой матерью и сам любуется этой ее новой ролью.
Также любимой героиней Толстого является княжна Марья Болконская. Кроткая и нежная княжна Марья воспитывалась без матери, отец, хотя и безумно любил дочь, предъявлял к ней повышенные требования. Тем не менее она всегда кротко сносила капризы и придирки отца, никогда не перечила ему и не считала наказания несправедливыми. Покорность и религиозность, над которой подтрунивал отец, сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Ее покорность - покорность дочери, которая не имеет никакого морального права судить своего отца. Но в то же время - это сильная и мужественная натура с развитым чувством собственного достоинства. Именно это чувство помогло ей проявить необходимую твердость, когда к ней посватался Анатоль Курагин. Марья жаждет счастья, но она не может выйти замуж за нелюбимого.
Такую же силу духа проявляет Марья, когда оскорбляют ее патриотические чувства. Она даже запретила пускать к себе компаньон- ку-француженку, узнав, что та связана с неприятельским командованием. О богатстве ее внутреннего мира говорит ее дневник, посвященный детям, и ее облагораживающее влияние на мужа. Толстой с любовью описывает «лучистые глаза», которые делают прекрасным ее некрасивое лицо. Княжна Марья - глубокая и искренняя натура, ей, как и Наташе, чужды мелочность, зависть, фальшь, лицемерие. Ее душевная мягкость, внутреннее благородство возбудили в Николае Ростове искреннюю любовь. Мягкость Марьи благотворно сказывается на их семейной жизни.
В образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской Толстой отображает типичные черты лучших представительниц дворянской среды XIX века.
Если Наташа и Марья красивы внутренней красотой, то Элен Курагина очень красива внешне, но в ее красоте нет возвышенного, она возбуждает гадливость. Элен эгоистична и потому во всех своих действиях руководствуется только собственными прихотями. Элен действительно красива внешне, но уродлива душевно, она неразвита и вульгарна. Элен прекрасно осознает свою красоту и знает, как она действует на других. Да, ею любуются, но любуются лишь как прекрасной и драгоценной вещью. Это она использует в личных целях. Вспомним эпизод, когда Элен обольщает Пьера. Любила ли она его? Вряд ли. Она любила его деньги. Ведь когда Пьер был всего-навсего незаконнорожденным сыном графа Безухова, им мало кто интересовался из общества Элен и ей подобным. Только после получения наследства он стал желанным во всех домах. Элен устроила ему ловушку. Она, можно сказать, силой заставила его произнести: «Я вас люблю». Исход был предрешен. Она вышла замуж за Пьера, стала богатой, а значит, получила в руки власть.
Элен тоже проверяется войной 1812 года, которая обнаруживает в ней существо подлое и ничтожное. Она мечтает о новом браке при живом муже, для чего даже переходит в католичество, в то время как весь народ объединяется против врага под знаменем православия. Смерь Элен закономерна и неизбежна. Толстой даже не указывает точной причины ее смерти, ему это уже не важно. Элен мертва духовно.
Вера Ростова играет в романе эпизодическую роль. Эта старшая сестра Наташи, но они так не похожи друг на друга, что мы даже удивляемся их родству. Толстой рисует ее как холодную, недобрую женщину, которая слишком дорожит мнением света и всегда поступает в соответствии с его законами. Вера непохожа на всю семью Ростовых.
Еще одна женщина семьи Ростовых - это Соня. Толстой осуждает и не любит эту героиню, делает ее в конце романа одинокой и называет «пустоцветом». Но, на мой взгляд, она способна вызывать симпатию. Соня искренне любит Николая, она может быть доброй и самоотверженной. В их разрыве с Николаем виновата не она сама, виноваты родители Николая. Именно Ростовы настаивают на том, чтобы свадьба Николая и Сони была отложена. Да, Соня не умеет подобно Наташе восторгаться красотой звездного неба, но это не значит, что она не видит эту красоту. Вспомним, какой прекрасной была эта девушка на святки во время гадания. Она не лицемерила и не притворялась, была искренней и открытой. Такой ее и увидел Николай. Я не совсем согласна с высказыванием автора о том, что у нее подрезаны крылья для любви. Своей любовью Соня могла бы сделать многое, даже с таким человеком, как Долохов. Может быть, своей преданностью и самоотверженностью она бы возродила и очистила этого человека. Ведь умеет же он любить мать.
Лиза Болконская - маленькая героиня романа, жена князя Андрея Болконского. Толстой нам показал ее очень мало, так же коротка ее жизнь. Мы знаем, что у них с Андреем не совсем ладилась семейная жизнь, да и свекор считал ее такой же, как и все остальные женщины, у которых больше недостатков, чем достоинств. Тем не менее - это любящая и верная жена. Она искренне любит Андрея и скучает по нему, но покорно терпит долгое отсутствие мужа. Жизнь Лизы коротка и незаметна, но не пуста, после нее остался маленький Николенька.
Отношение Толстого к своим героиням показано и в эпилоге. Наташа счастлива с Пьером, у них три дочери и сын. Счастливы и Марья с Николаем. Семью Николая и княжны Марьи Толстой вообще считает идеальной, образцом семейного счастья. Недаром к ним тянутся все и все собираются под крышей лысогорской усадьбы: и Бе- зуховы, и Денисов, и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл жизни в службе дому, и давно осиротевший Николенька Болконский. Даже крестьяне окрестных деревень просят Ростовых купить их и включить, таким образом, в свой мир.

 


Читайте:



Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью"

Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат

Регистрация на сайте Перед началом работы с FOODCOST пользователи должны зарегистрироваться. Ссылка на форму регистрации В открывшемся окне...

200 грамм овсяных хлопьев

200 грамм овсяных хлопьев

Домохозяйки часто сталкиваются с проблемой измерения ингредиентов. Между тем, процесс очень важен для приготовления вкусных блюд для гостей и...

Муж женится на другой во сне

Муж женится на другой во сне

Когда случается жениться во сне, наутро важно вспомнить сюжетные подробности своего сновидения. Дело в том, что сонник предлагает множество...

Не хочет жениться во сне

Не хочет жениться во сне

В статье на тему: "сонник жениться во сне мужчине" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Овен 21.03 – 20.04 Телец 21.04...

feed-image RSS