Главная - Семейный отдых
Почему православие запрещает кремацию. Православие против суеверий

Родственники умершего или погибшего христианина иногда встают перед выбором: хоронить или кремировать? И причины для этого могут быть разные, например, так хотел усопший, или может не хватать финансов на захоронение. Как православие относится к кремации? И правы ли родственники, для которых кремация тела умерших родственников оказалась более предпочтительной?
Кремация. По-христиански ли это?

Обряды кремации находятся как бы вне православных традиций

Кстати, традиция сжигать тела пришла в Россию из стран, где исповедуется буддизм, индуизм. И в силу разных обстоятельств она прижилась среди православных.

А меняется ли что-то от того, что тело сжигают? И имеет ли значение способ разложения тела усопшего? Такие вопросы также часто интересуют родственников.

В данном случае стоит отметить, что в православии тело считается храмом души. И когда приходит время, этот храм восстанавливается. Захоронением или кремацией родственники показывают свое отношение к телу и, соответственно, храму души. И выбрав кремацию, родственники показывают свою не веру в то, что когда-то произойдет воскрешение. А погребение наоборот доказывает сильную веру в бессмертие души и глубокое уважение к памяти умершего.


Какие обстоятельства оправдывают кремацию?

Согласно христианским традициям есть ряд «не грешных» обстоятельств для кремации. Это, например, финансовые возможности родственников, невозможность купить место на кладбище, желание быть захороненным в одной могиле с давно усопшими людьми и так далее. По мнению многих христиан, главное – это не обстоятельства, а искренняя скорбь по усопшему.


Стоит ли нарушать желание усопшего о кремации?

Довольно распространены случаи, когда человек ещё при жизни оговаривает свое желание о кремации своего тела и развеивании праха над конкретным местом, например, лесом, водоемом. Как быть родственникам в таком случае? Ведь с одной стороны, хочется похоронить человека по-христиански. А с другой стороны его воля священна, и нарушать её категорически не хочется.

Однако считается, что нарушение подобной воли – это спасение души усопшего от греха. И Господь видит, что это нарушение во благо.

Но в любом случае лишь родственникам стоит принимать решение о погребении или кремации тела дорогого им человека.
Если выбрана кремация…

В данной ситуации возникают разные вопросы, например:

  • Что делать с иконой, которая находится в руках умершего?
  • Как правильно рассыпать благословлённую землю?
  • Какая участь у венчика и разрешительной молитвы?

Начнем с ответа на первый вопрос. Икона должна быть убрана из гроба перед самой кремацией.

Земля должна быть рассыпана по гробу. А венчик и молитва вместе с телом отправляются в огонь. Эти обычаи соблюдаются, если отпевание происходит до кремации.

Если же отпевание происходит после кремации, то земля должна быть рассыпана крестообразно прямо по могиле в момент подзахоронения.

Кремация – грех ли это для христианина?
Если родственники кремировали человека, то они всё равно остаются членами Церкви. Ведь кремация тела православная не совсем категорично запрещена Церковь. Соответственно, для родственников кремация усопшего тяжелым грехом не является.

Как видно, вопрос кремации с православной точки зрения действительно интересен и многогранен. И выбор, конечно, только за людьми, которым выпала участь провожать умершего в последний путь.

«В Индии - например, в Варанаси - тела умерших сжигают на костре. В России, помимо погребения, есть кремация. Разрешено ли у нас по закону провести кремацию не в печах официальных учреждений, а на природе, на дровах?» - спрашивает читатель The Village Илья. При помощи юриста и экспертов похоронного дела мы нашли ответ на этот вопрос.

Сергей Якушин

вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев

Погребение умерших регулируется Федеральным законом «О погребении и похоронном деле». В соответствии с этим законом и санитарными требованиями, тело умершего человека должно быть захоронено, то есть должно быть осуществлено погребение останков.

Вот некоторые из статей закона, которые относятся к вашему вопросу:

Статья 3. «Погребение»

Настоящий Федеральный закон определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путём предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определённом нормативными правовыми актами Российской Федерации).

Статья 4. «Места погребения»

1. Местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.

Статья 25. «Организация похоронного дела»

1. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Соответственно, просто сжечь тело умершего человека однозначно нельзя. Кремация умерших может осуществляться только в крематориях на основании гербового свидетельства о смерти, выдаваемого органами ЗАГС (федеральный закон «Об актах гражданского состояния») силами похоронной организации с использованием специалистов, оборудования и в специально отведённом месте.

Пресс-служба ГУП «Ритуальные услуги»

Самостоятельно кремировать умершего родственника нельзя.

Для оказания услуг по преданию умерших огню (кремации) с соблюдением того или иного обряда погребения на отведённых участках земли сооружают крематории. Крематорий осуществляет оказание услуг по преданию тела умершего (погибшего) огню, начиная с принятия гроба до выдачи урны с прахом, справки о кремации и документа на получение праха.

Никаких иных сооружений для погребения тела путём предания огню российским законодательством не предусмотрено.

Ольга Лукьянова

Теоретически человек, который захочет самостоятельно кремировать покойного родственника, подпадёт под действие статьи 244 Уголовного кодекса («Надругательство над телами умерших и местами их захоронения»). Наказание в данном случае - штраф до 40 тысяч рублей или в размере трёхмесячной зарплаты, либо обязательные работы (120–180 часов), либо исправительные работы (до года), либо арест на три месяца.

И потом, даже если помыслить логично: это же какое безумие?! Чтобы сжечь тело до праха, нужна определённая температура, горение происходит достаточно долго... Да, в Индии сжигают тела, и зачастую по Гангу плавают полуобгоревшие трупы.

The Village благодарит за помощь в подготовке материала редакцию «Похоронного портала »

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Даша Чертанова

: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

- Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения - это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

- Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении - горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

- Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, - но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

- Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище - это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

- Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

- Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

- Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно . На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, - Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», - отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о , ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, - писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации - атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», - говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование над ним не совершается.

Почему сожжение - поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего - это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело - это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

На эти вопросы можно ответить словами святителя Николая Сербского:

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей - повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё - включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили - прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение - ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Кормить червей - перспектива так себе. Это одна из самых популярных причин того, что много людей задумывается о кремации. Да и это красиво - разлететься пеплом над морем или в горах. Западные СМИ сообщают о людях, чей пепел родня в обход закона развевала в Диснейленде. Так завещали умершие.

Кто-то исходит из простой математики: население растёт, усопших всё больше. К чему занимать лишнее место после смерти?

Ну и других причин хватает. Потому предать своё тело земле хочет далеко не каждый. Способ погребения, подчас, заботит нас даже сильнее, чем образ жизни. Но каков православный взгляд на этот вопрос? Посмотрим на отношение церкви к кремации.

Православие не одобряет кремацию из-за традиции и по богословским причинам

Русская православная церковь имеет несколько причин не одобрять кремацию.

Причина 1 . Традиция. Любая религия - или почти любая - это цепочка преемственности. Она - островок надёжности и стабильности. Нововведения в традицию вводят редко и осторожно. Иначе не сохранить наследия предков.

Людям очень важно верить в то же, во что верили их предки. Иначе мы получаем разрыв идеологий, культур, мировоззрений.

Иногда такие события приводят к благоприятному итогу. Например, христианство некогда дистанцировалось от иудаизма и прекрасно себя чувствует. Но бывает и наоборот. Поэтому к любым вещам церкви необходимо присмотреться, определить для себя, приемлемо это или нет. Есть традиция обращения с телом умершего. Ей следует веками. Веских причин уходить от неё у православия нет.

Причина 2 . Богословие. В православии есть идея уважительного отношения к останкам. Это упирается в богословие. В Священном Писании сказано, что все рано или поздно воскреснут из мёртвых. В том числе этот процесс касается и тела. В Библии существует мысль о телесном воскресении. Есть душа, есть её храм - плоть. Если от плоти избавиться, возникает противоречие идее воскресения. Хотя вряд ли для Господа это проблема. При желании он способен сотворить всё, что угодно. Это подтверждает святитель Григорий Богослов:

Григорий Богослов

Святитель

«Если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться?»

Однако в православной среде с телами покойных принято обращаться соответственно - как счастью человеческого естества, физическим выражением его духовной сути.

Казалось бы, чего такого хорошего в бренном теле? За что его почитать.

Митрополит Сурожский Антоний очень хорошо объясняет суть:

Анатолий Сурожский

Митрополит

«Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело - центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

Для православных христиан обычно этих причин достаточно, чтобы прислушаться к позиции церкви. Но в то же время православие не может препятствовать воле умерших. Его мнение носит рекомендательный характер. Это больше вопрос того, насколько для человека действительно силён авторитет церкви. Что он ставит выше - её мнение или свою волю.

Раннехристианский апологет Марк Минуций Феликс пишет:

Марк Минуций Феликс

Раннехристианский апологет

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”».

Современная православная церковь в большинстве случаев категорично выступает против кремации и даже старается пресечь строительство крематориев. Кремацию в православных кругах считают актом атеизма. Есть мнение, что сжигание тела запрещено в этом библейском высказывании:

(1 Кор. 3:16-17)

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы»

Однако это толкование не выдерживает критики. Святой Феофан Затворник объясняет, что храм Божий - это собравшиеся вместе верующие. И Дух Божий обитает в них, пока все держатся вместе. В своём комментарии Феофан Затворник раскрывает такой смысл стиха: верующим нельзя разделяться. Это предостережение от разделения Церкви, но никак не разговор об участи тел умерших.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Возможны разные ситуации. Например, в некоторых странах запрещено хоронить в земле. У них разрешают только кремацию. Так что теперь делать православному человеку? Становиться нарушителем закона ради того, что его вряд ли будет волновать после смерти? Конечно, нет.


В таких ситуациях отношение РПЦ к кремации снисходительное. Кесарю - кесарево, Богу - Божье. Иначе выходит, что человек прямо между молотом и наковальней: закон говорит одно, религия - другое, а виноват - человек. В таком положении пойти навстречу должен самый рассудительный и справедливый. Священники рекомендуют пренебречь традицией из-за обстоятельств.

Также случается, что решение кремировать или хоронить принимают исходя из финансов. Ну, если нет усопшего и его родственников достаточной суммы за место на кладбище, гроб, памятник и пр., как быть? Священник Александр Шантаев рассказывает, как церковь относится к таким историям:

Александр Шантаев

Священник

«Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать.

Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить.

Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.

Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения — кремированный, — может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие.

Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное».

Кремация - это просто уничтожение трупа, она не демонической природы

Иногда православие и кремация противопоставляются. Прямо рай и ад, Бог и Дьявол. Это неправильно. Сжигание трупа - это событие без плюса или минуса, оно нейтрально. Совершенно пустое действие, не имеющее ничего общего с учением православия. Это никакой не адский огонь, не происки демонов.

Так можно ли кремировать православного человека? А почему нельзя? Судить на том свете всё равно будут за поступки при жизни, а не за то, как человек распорядился телом.

Главное условие православия: если кремация по той или иной причине произошла, то прах надлежит предать земле. Не все этому следуют. Но у церкви нет на этот счёт никаких канонов и мер. За аборт, например, накладывают епитимью. За отдельные проступки отлучают от церкви. Но кремация - это событие пустое и третьестепенное. Не о том нужно заботиться человеку.

Хотя другие православные церкви (ЭПЦ, РПЦЗ) в отношении кремации более категоричны. Например, кремированных не отпевают.

Канонические православные похороны состоят из 8 действий от омовения до погребения

Все описанные ниже действия можно проводить только после того, как завершены все формальные процедуры.


С момента кончины и до погребения близкие должны читать псалтырь. Не обязательно находиться рядом с телом. Но важно не прерывать чтение. Рекомендуется сразу заказать в храме сорокоуст за умершего. Считается, что это принесёт пользу душе.

  1. Омовение тела. Покойника омывают тёплой водой. При этом следует читать «Господи помилуй» и «Трисвятое». В конце тело причёсывают. Этот ритуал символизирует, что человек воскреснет в чистоте и непорочности. Одновременно в доме зажигают лампаду или свечку. Она горит до тех пор, пока тело покойного не вынесут наружу.
  2. Облачение покойника. На покойника надевают крестик и чистую одежду. Лучше всего новую. Это символ обновления при воскресении.
  3. Подготовка к положению во гроб: Сперва покойного кладут на стол, головой к иконам, и накрывают саваном. При этом следят, чтобы глаза и уста были зарытыми. Руки складывают крестообразно. Правую поверх левой. В левую руку вкладывают крест, на грудь - икону, лицом к покойному. Мужчинам - Спасителя, женщинам - Богородицы. Вокруг покойного крестообразно расставляют четыре зажженные свечи. До отпевания родственники читают канон «Последование по исходе души от тела».
  4. Положение во гроб: Священник окропляет гроб и тело святой водой. Внутрь кладут подушку из соломы или ваты. Затем - погружают тело. По пояс его накрывают саваном. На голову надевают погребальный венчик. Следует заупокойная лития. Снова читают канон «Последование по исходе души от тела». Перед выносом родные прощаются с усопшим.
  5. Отпевание . Гроб выносят ногами вперёд под пение «Трисвятого». Совершают чин погребения. Это можно сделать в храме, а можно и в доме. За отпеванием читают отрывки Евангелия, «Апостола» и разрешительной молитвы. Затем её текст вкладывают в руку покойного. Поминальную кутью ставят возле гроба на столик.
  6. Прощание . Все обходят гроб и последний раз целуют - но не умершего, а икону на его груди или венчик. Поются стихры. Лицо закрывают саваном навсегда. Священник накрест посыпает тело землёй или специально приготовленным песком и говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней».
  7. Траурная процессия . Гроб ногами вперёд выносят из храма (если отпевали в храме) на катафалк. Похоронная процессия движется на кладбище. Впереди обычно несут крест или икону Иисуса Христа.
  8. Погребение. Гроб опускают в могилу ногами на восток. При этом поют Трисвятое. У всех должны быть горящие свечи. Священник снова говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» и накрест бросает землю на крышку гроба. Затем каждый тоже бросает горсть земли. Затем гроб закапывают. Крест устанавливают у ног покойного. На могилу возлагают венки и цветы.

Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Вам, вероятно, известна эта проблема.

Да, конечно. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях. Там христиане, как и сотни лет назад, хоронили своих близких на деревенских кладбищах (погостах). И городским жителям хватало место для упокоения. Никому в голову не приходило устроить бизнес на продаже земли для последнего пристанища. Даже самым нищим находился последний покой под крестом в земле предков. Но времена изменились.

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших».

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания.

Христианство и кремацияКак относиться христианину к кремации? Насколько это согласуется (не согласовывается) с христианским учением? Этот вопрос — даже судя по нашей редакционной почты — все больше беспокоит верующих (особенно жителей больших городов), которые уважают убеждения своих родных и близких. Но ответ оказывается совсем неоднозначный.

История кремации

Кремация (от латинского сrеmо — гореть) — это почти полное уничтожение деревянного гроба с телом покойника под воздействием высокой температуры. Весь процесс длится от 3 до 5 часов, а остатки представляют собой гранулированную массу весом от 1,8 до 3,6 кг.

Большинство археологов считает, что кремация — изобретение времен каменного века (III тыс. до н. э.), впервые примененное или в Европе, или на Ближнем Востоке. От VIII в. до н. э. кремация, становится наиболее распространенным методом захоронения в Греции, а с VI в. до н. э. — в Риме.

Каков установившийся и являющийся единственно законным способ погребения видно ясно из последования отпевания. Там прямо указывается, что по окончании последнего тело предается земле: «И тако вземше мощи отходим ко гробу последующым всем людем, предыдущем же священником.. . И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мещеть сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней.. . и тако покрывают, яко обычно гроб».В отношении погребения тел умерших христиан в земле обычай бесспорно сохраняется в Церкви неизменно с первых дней ее существования и потому к нему применимо римское правило, приводимое Зонарой, а вслед за ним Еп. Никодимом при толкование 87 правила Василия Великого: «о чем не существует писанного закона, в том следует хранить нравы и обычаи» и «древние обычаи надлежит хранить как законы». Обычай погребать умерших перешел в новозаветную Церковь из времени ветхозаветного и сохранялся христианами.

По ясному свидетельству Откровения, и тела наши воскреснут в жизнь вечную и будут причастны блаженству праведных или нескончаемым мучениям грешников. В этом тоже камень преткновения для неверующих и глубокая тайна для верующих.

Считают невозможным восстановление и Воскресение тел, совершенно уничтоженных тлением, или сгоревших, превратившихся в прах и газы, разложившихся на атомы.

Но если при жизни тела дух был теснейшим образом связан с ним, со всеми органами и тканями, проникая все молекулы и атомы тела, был его организующим началом, то почему должна навсегда исчезнуть эта связь после смерти тела? Почему немыслимо, что эта связь после смерти сохранилась навсегда, и в момент всеобщего Воскресения по гласу трубы архангеловой восстановится связь бессмертного духа со всеми физическими и химическими элементами истлевшего тела и снова проявится.

Россия переживает бум на кремацию. В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших. Почему в России кремация вытесняет привычные, веками устоявшиеся представления о похоронах? Как в Кирове бизнес ломает «устаревшие» понятия о кладбищах, и что думает о кремации Русская Православная Церковь?

Недавно прогуливался со знакомой вдоль массивной ограды Донского кладбища. Стены из красного кирпича навели на мысли о вечном.

– А я хочу, чтобы меня кремировали, – неожиданно выпалила подруга. – Чтобы не гнить.

До спора не дошло. Девушке 22 года, и она убеждена, что кремация – это современно, удобно и без лишних хлопот. Мои аргументы в поддержку традиционных похорон разбивались о невозмутимое спокойствие.

Россия переживает бум на кремацию. Ритуальные агентства через интернет предлагают решить все проблемы самым «современным» образом. А если у вас возникнут вопросы о том, что сжигать покойника в печи – традиция, мягко говоря, не наша.

Кремация тел умерших сегодня становится всё более частым способом захоронения. Относительная дешевизна, экологичность, возможность захоронения в колумбарии – всё это способствует росту спроса на такую процедуру. Особенно, если умерший сам пожелал быть похороненным таким способом. Но вместе с этим появляется вопрос: как же православная церковь относится к кремации? Не является ли это нарушением церковных канонов? И могут ли родственники кремированного человека рассчитывать на совершение всех необходимых ритуальных обрядов?

Культурология кремации

Сжигание тел умерших происходило повсеместно и во все времена. Тела сжигались как жертвы, как источник инфекции во время эпидемий, как мера борьбы с «колдунами», которые, по местным верованиям, могли после смерти досаждать живым. Но в качестве способа захоронения сжигание осуществлялось исключительно варварскими и языческими племенами. Любая развитая цивилизация, с высокой культурой, хоронила своих усопших в земле.

У нас в Петербурге давно работает крематорий. И многих людей, даже и верующих, не погребают в землю, а сжигают. Это гораздо дешевле, а у старых людей часто нет денег на полноценные похороны. Можно ли прибегать к «услугам» крематория? Или это категорически недопустимо? Грех ли, если позволил родственника кремировать? Как в этом грехе каяться? Как молиться за тех, кто подвергся кремации? Можно заказывать за них панихиды? Как быть, если сам родственник завещает себя на кремирование? Как относиться к праху без твоего согласия сожженного человека?

Константин, Санкт-Петербург.
Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Ек. 12,7) говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, — по смерти возвращается в материю и распадается на элементы.

Нелегкий выбор: кремация или погребение?Можно ли кремировать умерших православным христианам - или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно - есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ - о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения», - сказал о. Савва.

На наших кладбищах чаще можно встретить крематорий, не храм или часовню. Это примета нового времени, но так было не всегда. Можно ли сжигать тело православного человека, как к этому относится церковное предание? Кремирование умерших с точки зрения православного христианства рассматривает греческий богослов Профессор Мандзаридис Георгий. Профессор размышляет о традициях христианских погребений, отношения христианства к человеческому телу мертвому или живому.

Погребение умерших христиан

Погребение умерших не является догматической темой. Воскресение мертвых, в которое верует наша Церковь, не будет зависеть от того, погребены они были или сожжены. Но с другой стороны, погребение мертвых имеет отношение к догматическим верованиям Церкви. Предпочтение погребения и негативное отношение к сожжению умерших тесно связаны с верой Церкви в человека и его предназначение.

Межсоборное присутствие РПЦ МП сформулирует четкую позицию РПЦ в отношении кремации.
Заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов) напомнил, что многих христиан смущает такая форма погребения: «Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения». Как передает агентство «Риа-Новости», архимандрит Савва (Тутунов) предполагает, что позиция Церкви по этому вопросу будет выработана в ближайшие два года.
Традиционно считается, что «обряд» кремации явление языческого характера, тогда как правоверный христианин, должен быть похоронен в сырой земле.

Да и вообще, акт сожжения человека, в Ветхом Завете предстает как наказание за грех.

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»– Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Знаменитое кладбище Пер-Лашез в Париже

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных.

Архиерейский собор не признал кремацию нормой погребения, однако РПЦ не лишит поминовения христиан, «по различным причинам не сподобившихся погребения, соответствующего церковной традиции», говорится в проекте документа «О христианском погребении усопших».

МОСКВА, 12 сен - РИА Новости. Межсоборное присутствие Русской православной церкви подготовило и вынесло на широкое всецерковное обсуждение проект документа «О христианском погребении усопших», в котором, в частности, определяется отношение Церкви к распространившейся в последнее время практике кремации, сообщил в четверг РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

«Тема, связанная с погребением усопших, иногда возникает в обществе в связи с практикой кремации. Собственно, изначально тема, предложенная к рассмотрению, касалась как раз отношения Церкви к кремации.

Языческий ритуал?

На Востоке обычай кремации существовал издавна. Так, буддисты считают, что сжигание помогает душе очиститься от прошлой кармы. Интересно, что в русских народных сказках злодеев (например, Соловья-разбойника или Кощея Бессмертного) не просто сжигали, но еще и развеивали пепел по ветру. Ведьм обычно сжигали на кострах, так как верили, что пламя очищает их души от грехов. В Европе обычай сжигать покойников ввели этруски, у которых его, в свою очередь, переняли греки и римляне. Впоследствии, с распространением христианства, кремацию запретили. Но на средневековых кладбищах стало не хватать мест, покойников порой приходилось зарывать в общих могилах, причем их засыпали землей лишь когда могила наполнялась… Такие захоронения превращались в источник распространения различных инфекций. В XVI столетии европейцы стали сжигать своих покойников на погребальных кострах.

Точнее православные. Католики кремируют, как и делали раньше наши предки язычники. Мой друг сказал: пусть мертвые хоронят мертвецов). Некоторым тяжело менять моральные устои. Православие очень, очень консервативно.Поэтому им важно сохранять свои традиции в т. ч. церкви, тексты, идеологию. Вы оптимист? Хотите чтобы вокруг вас былы одни плюсы? Идите на кладбище.

Наша церковь предлагает убрать кладбища и многочисленные церкви которые не имеют исторической ценности. Зачем угнетать людей если можно радоваться? Если охота кому-то держать прах тетки Руфь - пусть держит у себя дома. Единственное место для мертвых - наша память. А тела некоторые радикально настроенные товарищи предлагают вообще поедать, решив проблемму очистки от трупных ядов. Тогда решится частично вопрос земельный и голода.

 


Читайте:



Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

филе куриное (грудка или мякоть с бедер) – 540 гр.;шампиньоны свежие – 640 гр.;небольшая луковица;чеснок – 2 крупные дольки;яйцо;соль и перец...

feed-image RSS