Главная - Бараниной
С какими науками взаимодействует психология. Связь психологии с философией. Предмет и задачи психологии как науки

Была заложена еще в античности. Представление людей о том, что в теле человека обязательно имеется душа, было одной из главных мыслей древней мифологии. А первым учением о душе является анимизм, который за живыми людьми предполагал существование невидимых призраков.

В учение о душе свою лепту внесли такие ученые как Гераклит, Гиппократ и Демокрит, с помощью которых в психологию введены понятии о темпераменте и его видах. Идеи причинности и закономерности, выдвинутые древнегреческими мыслителями, легли в основу всей будущей Формула Гераклита: «Познай самого себя» означала начало деятельности человека в воспитании в себе разумного существа, умеющего управлять своими чувствами, потребностями и желаниями.

История развития психологии как науки в Средние Века связана с борьбой с язычеством и воцарением христианства и других мировых религиозных учений на земном шаре. Ибн Сина,Фома Аквинский,Леонардо да Винчи, связывая внутренние характеристики человека с естественными, выработали понятия о том, что может быть усовершенствована путем целенаправленных воспитательных процессов. вводит в психологию истинно научные понятия. Среди них определение рефлекса, мышления, воли, интеллекта. И, наконец, в XIX веке, когда были произведены совершенные анатомические исследования человека и стало понятно, что душа в видимой субстанции не существует, началось становление психологии как особой науки.

С тех пор прошло много времени. Психология стала отельной отраслью, без которой полноценное изучение человеческой сущности невозможно. И развивалась он не обособленно от других наук. Именно взаимосвязь психологии с другими науками позволила сделать те научные открытия, которые сегодня считаются фундаментальными в сфере изучения психических свойств человека.

Связь психологии с другими науками определяется смежностью задач. Начнем с биологии. Человек - существо биосоциальное. И первая часть этого термина указывает на то, что перед тем, как начать вникать в психологические подробности существования человека, нужно детально ознакомиться с его биологическими данными, в особенности с особенностями центральной нервной системы. А вторая часть рассматриваемого нами термина прямо указывает еще на одну теснейшую взаимосвязь психологии с другими науками, среди которых на одном из первых мест находятся общественные науки. Не может психология развиваться без истории, так именно достижения исторических цивилизаций сделали возможными формирование самых высших человека. Без орудий труда и знаковых систем, математических или буквенных, невозможно представить себе, что бы произошло с человеком.

Далее, связь психологии с другими науками ярко проступает в появлении такой науки, как Человек вне общества невозможен. Он сразу превращается в животное. Его психика может формироваться и развиваться только в социуме. Поэтому социология является еще одной базой для успешности психологических исследований.

Человек от рождения ничем не отличается от своих меньших собратьев. Сознание и мышление у него складывается со временем, под влиянием воспитательных и образовательных процессов. Поэтому еще одна связь психологии с другими науками определяется через ее отношения с педагогикой, которая является наукой, имеющей прямое отношение к формированию индивидуальных черт личности.

И, наконец, прямая связь психологии с другими науками отмечается через ее философские основы, о которых было сказано ранее. Природа человеческого бытия и индивидуальные внутренние качества связаны тесно. Поэтому философский взгляд на применяется и в психологической науке.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

по Введению в профессию

на тему "Взаимосвязь психологии с другими науками"

Выполнила студентка

группы СО 1.2

Москалева Людмила Евгеньевна

Научный руководитель

профессор

Крушельницкая Ольга Борисовна

Москва, 2011г.

  • Введение
  • Заключение
  • Библиография

Введение

В современном мире психология занимает особое место среди наук. Проблемы, которые изучают различные отрасли психологии, являются актуальными и по сей день. В последние годы психология стала отраслью знаний, популярной в нашем обществе. В то же время слово "психология" все еще окутано завесой тайны для людей, которые не читали книг по психологии и не соприкасались с психологами на практике. Психологов ценят, уважают, но побаиваются, полагая, что они "насквозь видят человека". Для более ясного понимания этой сложной науки, человек должен изучить историю психологии и истоки ее знаний. Надо сказать, что психология - очень молодая наука, ее появлению предшествовало развитие двух больших областей знания: естественных и гуманитарных наук, поэтому до сих пор не определено, к какой области знаний ее отнести, возможно ей должно быть отведено совершенно особое место.

В данной работе мы рассмотрим проблему положения психологии среди других наук. Для этого мы сформулировали цель и задачи нашего исследования.

Итак, цель данной работы заключается в том, чтобы обобщить и сравнить существующие взгляды на положение психологии в системе наук, а именно идеи двух учёных, которые занимались этой проблемой - отечественного философа Б.М. Кедрова и крупнейшего психолога XX века - швейцарца Жана Пиаже.

Исходя из цели работы мы сформулировали следующие задачи:

· Дать общее представление о связях психологии с другими науками на основе существующих материалов;

· Сравнить различные подходы к решению проблемы;

· Описать основные понятия исследования.

Связь психологии с другими науками

Психология (от греч. Psyche - душа, logos - учение, наука) - наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.1

Рассмотрим положение психологии в системе наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, патопсихология, нейропсихология). Этой проблемой специально занимались в свое время отечественный философ Б .М. Кедров и швейцарец Жан Пиаже . В нелинейной классификации наук, разработанной Кедровым, психология помещена внутри треугольника, вершины которого составляют естественные, общественные и философские науки.

Технические и математические науки помещены ученым на стыке естественных наук с социальными, с одной стороны, и с философскими - с другой. Первые изучают практическое использование человеком законов неорганической природы в общественном производстве (сюда же относятся сельскохозяйственные и медицинские науки, которые используют в практических целях законы органической природы). Вся эта группа практических наук помещена между естествознанием и социальными науками, ближе к последним.

Между естественными и философскими науками в той же схеме поставлены математические науки, которые изучают определенные формы и стороны реальных процессов и предметов, их реальных отношений и закономерностей (главным образом механических и физических), отражая эти формы и стороны, связи и отношения в присущем этим наукам абстрактном виде. Они имеют дело непосредственно лишь с отвлеченными понятиями (величина, число, множество, функция и т.д.). Абстрактный характер предмета математики, исключительно большого значения логического метода исследования, обработки и доказательства истинности достигнутых результатов отчасти сближают математику с логикой как частью философии.

В качестве более частной, промежуточной науки, дающей связи, так сказать, третьего порядка, выступает математическая логика, стоящая между логикой (частью философии) и математикой, ближе к последней, поскольку она является по преимуществу математической дисциплиной.

Особое место между всеми тремя разделами наук занимает психология . Она изучает психическую деятельность человека с естественно-исторической стороны (отсюда ее связь с физиологией высшей нервной деятельности как частью биологических наук, следовательно, с естествознанием) и со стороны социальной (отсюда ее связь, например, с педагогическими науками как отраслью общественных наук).

Швейцарский психолог Жан Пиаже критиковал теорию Кедрова за то, что в ней, по его мнению, психология поставлена не во главу угла всей классификации наук, а где-то в промежутке между двумя основными группами наук. Современная психология, как считал Пиаже, развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 г. на Международном психологическом конгрессе в Москве он выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующих мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

психология наука естественный технический

Психология и естественные науки

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология , которая решает психофизиологические проблемы (вопрос об активном взаимодействии тела и психики) о соотношении мозга и психики. Также с биологией тесно связаны такие отрасли психологии как патопсихология и нейропсихология .

Патопсихология занимается исследованием, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психологических нарушений в основном при психических (реже - при соматических) заболеваниях как у взрослых, так и у детей. Существуют патопсихологические методики, с помощью которых можно установить какие-либо нарушения тех или иных психических процессов. Патопсихолог в клинике помогает врачу поставить более точный диагноз и принимает участие в работе по коррекции психических и личностных нарушений у разных групп больных. Таким образом, решая практические задачи, патопсихология вносит вклад и в разработку фундаментальных проблем психологии, поскольку изучение патологии помогает лучше понять норму: механизмы психических процессов, которые бывает очень трудно выявить при нормальном их протекании, "обнажаются" при их нарушении.

Нейропсихология изучает специфические "вклады", которые те или иные мозговые структуры (подкорковые образования, зоны мозговой коры и т.д.) вносят в протекание психической деятельности (что имеет самое непосредственное отношение к решению фундаментальной проблемы "психика и мозг"), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих нарушений при самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (так же, как и патопсихология) решает как фундаментальные, так и прикладные задачи.

Тесно связана с биологическими науками и зоопсихология , изучающая особенности поведения и психического отражения животными их мира на разных ступенях эволюции. Поскольку человек - не что иное, как высшее животное, то стремление исследовать психику и поведение животных тесно связано с попытками человека понять самого себя. В "классической" зоопсихологии изучаются (в отрыве друг от друга) три аспекта психики и поведения животных:

1. наследуемое поведение в биологически обусловленных ситуациях - этология ;

2. способы формирования желательного поведения животных - бихевиоризм ;

3. физиологические основы психической деятельности - нейрофизиология .

Очевидно, что индивидуальное поведение животного сочетает в себе все перечисленные аспекты, но не исчерпывается даже самой изощренной их комбинацией. За пределами возможностей "классической" зоопсихологии остаются такие проблемы, как оценка животным конкретной ситуации, определение эффективности той или иной стратегии поведения и способов ее реализации (с точки зрения вероятности достижения цели и затрат), роль партнера, активно или пассивно влияющего на принятие решений, и многие другие аспекты наблюдаемого поведения животных. Очевидно, что именно эти вопросы во многом определяют собой успех использования животных человеком.

Психология и общественные науки

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX в. научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии и в современной психологии существует много философско-психологических проблем (происхождение человеческого сознания ит.п.).

Психология также взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. Так, социальная психология изучает конкретные особенности психологии людей, обусловленные их включением в различные (большие и малые) социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп.

В последнее время чрезвычайную остроту приобрел вопрос о межнациональном общении. На интуитивном уровне люди догадываются, что многие межнациональные конфликты обусловлены различием психологии участвующих в этих конфликтах людей. Эти различия призвана изучать этнопсихология , которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей образа мира у представителей разных этносов, специфики национального характера, этнических стереотипов и т.д.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей . Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Предмет исторической психологии - конкретно исторические особенности потребностно - мотивационных и познавательных процессов людей разных исторических эпох. Одна из основных проблем этой отрасли - проблема методов изучения текстов с целью реконструкции психологии создававших их авторов и современников.1

Психология и технические науки

Определенная связь существует у психологии с техническими науками, которые имеют отношение к созданию и использованию различных орудий как производственного, так и непроизводственного назначения. Из всех прикладных отраслей ближе всего к техническим наукам психология труда и инженерная психология . Первая отрасль изучает психологические особенности трудовой деятельности человека разных профессий, вторая - соответствующие особенности деятельности человека-оператора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе "человек-машина").

В группу отраслей психологии, связанных с техническими науками, можно (с определенной долей условности) поместить и педагогическую психологию , изучающую закономерности усвоения человеком социального опыта в учебно-воспитательной деятельности, которая также опосредствована особыми орудиями (техникой) учения. Она решает и задачи воспитания убеждений, формирования общественно значимых мотивов деятельности, что также требует соответствующих средств (техники воспитания). При решении этих задач педагогическая психология может сотрудничать с психологией искусства , которая также имеет дело с "техникой" определенного рода. По мнению специалистов в области психологии искусства, эта отрасль психологии должна изучать процессы создания и восприятия произведений искусства. Одной из ее задач является изучение того, как именно воплощаются в структуре произведения искусства значимые для автора смыслы, которые он предполагает передать зрителю.

С техническими науками также взаимодействует такая отрасль психологии, как психолингвистика , занимающаяся, в частности, проблемами психологии восприятия и порождения речевых высказываний и другими аспектами использования языка как важнейшего "психологического орудия" человека.

Заключение

Психология своими корнями уходит в биологию и философию разных стран мира. В результате развития она стала наукой, цель которой - описание и объяснение того, как мы мыслим, чувствуем и действуем. Некоторые психологические вопросы затрагивались уже в самых ранних из дошедших до нас памятников письменности. Как мы уже знаем, психология, а точнее первые психологические знания, зародились в странах Древнего Востока, Древней Греции и в Древнем Риме.

Как и у любой другой науки, в психологии есть объект и предмет изучения, различные методы и теоретические подходы, а также множество отраслей знания.

Главной и основной задачей данной работы являлось определение, на основе существующих классификаций и взглядов, места психологии в науке, а также ее связи с другими науками. Этой проблемой в свое время занимались двое ученых: Кедров Б.М. и Жан Пиаже. Сейчас предпочтение отдают взглядам Пиаже, который считал, что психология, в свою очередь, вносит свой вклад в эпистемологию 11 Эпистемология - теория познания. всех, перечисленных в нелинейной классификации Кедрова, наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности.

Итак, на основе всего изложенного в этой работе, мы можем сделать следующие выводы:

§ Психологию нельзя целиком отнести ни к социальным, ни к естественным, ни к философским наукам, и вместе с тем она связана теснейшим образом и с теми, и с другими, и с третьими. Но все же теснее всего ее связи с наукой о законах мышления, следовательно, с философией. Поэтому она и поставлена Кедровым в схеме не в центре треугольника наук, а ближе к философии;

§ Имея разнообразные теоретические подходы - от биологического до социального - и широкое поле деятельности - от клиники до лаборатории, - психология действует на пересечении многих наук. Все теснее становятся ее связи с другими науками, начиная от математики и биологии и кончая социологией и философией. И все чаще ее методы исследования и открытия помогают другим наукам;

§ Психология становится массовой профессией, и, возможно, вскоре мы встретим психологов во всех сферах деятельности человека, выступающей главным объектом исследования психологической науки.

В современном мире актуальность проблемы, рассмотренной в данной работе, очевидна. Эта проблема положения психологии в системе наук. До сих пор ученые разных стран мира проводят дискуссии по этому вопросу и каждый высказывает свое мнение. Возможно, психологии отведено определенное место среди других наук, время покажет…

Библиография

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. - М.: "ЧеРо", 1988. - 336 с.

2. Карандашев В.Н. Психология. Введение в профессию. - М.: "Академия", 2008. - 512 с.

3. Психология. Словарь/Под общей редакцией А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: "Политиздат", 1990. - 494 с.

4. Психология/ Д. Майерс; пер. с англ. Н.А. Карпиков, В.А. Старовойтова. - Минск: "Попури", 2008. - 848 с.

5. Соколова Е.Е. Общая психология. Т1. Введение в психологию. - М.: "Академия", 2005. - 352 с.

Размещено на сайт

Подобные документы

    Изучение предмета, задач и методов психологии – отрасли психологической науки, изучающей общие закономерности возникновения и функционирования психического отражения в деятельности человека и животных. Отрасли психологии и взаимосвязь с другими науками.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Определение психологии как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний. Психология как наука. Предмет психологии. Связь психологии с другими науками. Методы исследования в психологии.

    контрольная работа , добавлен 21.11.2008

    Актуальность этнопсихологических знаний. Предмет и основные понятия этнической психологии. Место этнопсихологии среди других наук, ее роль в развитии социальной психологии как отрасли научного знания. Основные ветви, разделы этнической психологии.

    контрольная работа , добавлен 26.02.2011

    Сравнение существующих взглядов на положение психологии в системе наук. Прикладное значение и функции, задачи патопсихологии. Связи психологии с общественными, техническими науками, ее специальные отрасли, имеющие отношение к обучению и воспитанию.

    реферат , добавлен 06.02.2014

    Области психологического знания: научная и житейская (обыденная) психология. Взаимосвязь психологии и научно-технического прогресса. Теснейшее взаимоотношение психологии с педагогикой. Структура и отрасли современной психологии, ее в системе наук.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Задача и роль философских теорий в психологии. Основные цели медицинской психологии как прикладной науки. Тесная взаимосвязь между психологией и правоведением. Переплетение менеджмента и психологии. Связь психологии с обучением и воспитанием ребенка.

    реферат , добавлен 19.12.2010

    Место психологии в системе наук. Предмет, объект и методы психологии. Структура современной психологии. Причины и закономерности поступков человека, законы поведения в обществе. Взаимосвязь психологии и философии. Отличие житейской психологии от научной.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Методологическая база и основные направления научных исследований психологии: фундаментальные, прикладные, общие и специальные. Патопсихология и нейропсихология как важнейшие отрасли психологии в медицине. Связь психологии с техническими науками.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Изучение методов психологии. Отличия житейских психологических знаний от научных. Научное сознание человека, как его научное самосознание. Принципы научной психологии, которая опирается на житейский психологический опыт и извлекает из него свои задачи.

Рассмотрим положение психологии в системе других наук. Многообразие проблематики психологии затрудняет точную характеристику ее места среди них. В течение длительного времени шли дискуссии о том, является ли психология естественной или гуманитарной наукой. Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, поскольку одни отрасли психологии больше связаны с гуманитарными науками (например, психология личности, социальная психология), а другие - с естественными (например, нейропсихология, патопсихология).

Однако такое линейное разделение всех наук на гуманитарные и естественные кажется сейчас несколько устаревшим. В разработанной Б.М. Кедровым нелинейной классификации наук психология помещена внутри треугольника, вершины которого - естественные, общественные и философские науки. Остальные науки находятся на стыке этих основных.

Современная психология развивается во взаимодействии с другими науками. В 1966 году на Международном психологическом конгрессе в Москве выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже выступил с лекцией о месте психологии в системе наук. Его главная мысль состояла в том, что будущее психологии зависит от ее связей с математикой, физикой, биологией, социологией, лингвистикой, политической экономией, логикой - огромным созвездием наук, образующим мир современного знания. Психология, согласно Пиаже, находится в центре этого мира.

Психология характеризуется тесными связями, прежде всего, с другими науками о человеке - философией, социологией, историей, физиологией, педагогикой.

Связи психологии с философией традиционны, поскольку до XIX века научные психологические знания накапливались в рамках философских наук, психология была частью философии. В современной психологии существует много философско-психологи-ческих проблем: предмета и методологии психологического исследования, происхождения человеческого сознания, изучения высших форм мышления, места и роли человека в социальных отношениях, смысла жизни, совести и ответственности, духовности, одиночества и счастья. Сотрудничество психологов и философов в изучении этих проблем может быть плодотворным.

Связи психологии с биологическими науками обусловлены тем, что психика человека имеет природную основу. Поэтому многие психологические проблемы должны решаться при взаимодействии психологов и биологов. Особенно плодотворно взаимодействие с физиологией. На стыке этих двух наук появилась психофизиология. Глубокое физиологическое понимание работы мозга помогает в решении многих психологических проблем.

Психология взаимодействует с социологией, поскольку психика человека социально обусловлена. Объекты их исследования очень тесно переплетаются. В поле изучения обеих наук оказываются личность, группа, межгрупповые отношения, происходит взаимный обмен фактами, заимствование теоретических концепций и идей. Порой бывает трудно провести строгое разграничение социально-психологических и социологических исследований. Для успешного изучения групповых и межгрупповых отношений, проблем национальных отношений, политики и экономики, конфликтов необходимо сотрудничество социологов и психологов. На стыке этих двух наук появилась социальная психология.

Тесные связи прослеживаются у психологии с историей. Психика человека развивалась в ходе исторического процесса. Поэтому знание исторических корней тех или иных психических явлений абсолютно необходимо для правильного понимания их психологической природы и особенностей. Исторические традиции и культура людей в значительной степени формируют психологию современного человека. На стыке психологии и истории возникла культурно-историческая психология.

Давние связи у психологии с педагогикой. Многие выдающиеся педагоги отмечали необходимость психологических знаний для педагогической науки и практики. С другой стороны, глубокое изучение процессов психического развития ребенка возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания. В решении любых вопросов, касающихся ребенка, необходимо взаимодействие психологов и педагогов. На стыке психологии с педагогикой появилась педагогическая психология.

Пересечение сфер интересов и связей в современной науке и практике достаточно очевидно. Поэтому в психологии в настоящее время возникает много междисциплинарных областей исследования и практической работы. Примерами такого рода служат: менеджмент, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Порой трудно бывает разграничить сферы влияния разных наук в изучении и практическом решении данных проблем. Поэтому становится актуальной интеграция наук и оказывается важным умение психологов работать в тесном контакте со специалистами других наук и сфер практической деятельности.

Еще по теме Связи психологии с другими науками:

  1. Значение детской психологии. Ее связи с другими науками

Задачи психологии как науки. Роль психологии в современном обществе.

Психология (греч. psyche – душа, logos – учение, слово) – наука о законах порождения и функционирования психического отражения объективной реальности в процессе деятельности человека и поведения животных.

Психология, как наука является системой теоретических, методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений, их точного предметного определения, регистрации, анализа обеспечения преемственности своих результатов.

Современная научная психология, как и любая другая систематическая деятельность, представляет собой определенный этап последовательного развития человеческого знания. Результатом этого развития является общественно-исторический опыт, накопленный в процессе общения людей друг с другом в рамках этой деятельности и существующий в форме понятий норм и схем действий.

Объектом исследования психологии и объектом приложения психологических знаний является человек. Объектом познания и применения знаний общей психологии является здоровый человек. Объектом исследования клинической психологии и применения ее знаний является больной человек.

Предметом изучения общей психологии являются сущности и закономерности возникновения, развития и проявления психики человека и животных.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

* научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

* научиться управлять ими;

* использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

* быть теоретической основой практики психологической службы.

Изучая закономерности психических явлений, психологи вскрывают сущность процесса отражения объективного мира в мозгу человека, выясняют, как регулируются действия человека, как развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Поскольку психика, сознание человека есть отражение объективной действительности, изучение психологических закономерностей означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека. Но поскольку любая деятельность людей всегда закономерно обусловлена не только объективными условиями жизни и деятельности человека, но и иногда субъективными (отношения, установки человека, его личный опыт, выражающийся в знаниях, навыках и умениях, необходимых для этой деятельности), то перед психологией стоит задача выявления особенностей осуществления деятельности и ее результативности в зависимости от соотношения объективных условий и субъективных моментов.



Так, устанавливая закономерности познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, воображения, памяти), психология способствует научному построению процесса обучения, создавая возможность правильного определения содержания учебного материала, необходимого для усвоения тех или иных знаний, навыков и умений. Выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

Широкий спектр задач, решением которых заняты психологи, обусловливает, с одной стороны, необходимость взаимосвязей психологии с другими науками, участвующими в решении комплексных проблем, а с другой - выделение внутри самой психологической науки специальных отраслей, занятых решением психологических задач в той или иной сфере общества.

Структура современной науки психологии, связь психологии с другими науками.

Психология - это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов психических состояний и психических человека, а также психику животных.

Современная психология находится в состоянии непрерывного и бурного развития, что характерно для молодой науки. В ее структуре появляются новые отрасли и направления. В настоящее время их насчитывается более сорока. Таким образом, современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Центральное место в ней занимает общая психология. Общая психология представляет фундамент всего психологического знания, она изучает общие законы организации и функционирования психики, разрабатывает методологию и теорию психологии. Общая психология связана с другими отраслями психологии, так как, с одной стороны, все отрасли психологии в своем развитии опираются на общую теорию психологии, с другой стороны, знания и факты, добытые в прикладных областях, обогащают общую теорию психологии. Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности - Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человек; изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и некоторые разделы (в частности, общая психология, где даются определения базовых понятий науки) тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советском Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основ. постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как общая психология.

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается психофизиология. Социология как самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Связь между психологией и социологией обеспечивает социальная психология.

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека.

Данными вопросами занимаются инженерная психология и психология труда.

История. Современный человек - есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических фактор! начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучаетизменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как медицинская психология и психотерапия.

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают педагогическая психология и возрастная психология.

Роль общения в современном обществе. Основные понятия психологии общения. Условия необходимые для возникновения процесса общения.

Деятельность и общение составляют две стороны социального бытия человека, его способа жизни. Общение в психологии понимают и как процесс взаимодействия, и как процесс обмена информацией, отношения людей друг к другу, взаимовлияния друг на друга, сопереживания и взаимопонимания. Короче, общение – способ существования человека, раскрывающийся во взаимоотношениях субъектов. Это субъект-субъектные отношения. Многообразие этих отношений образуют своеобразную структуру общения. Структура общения представляется множеством функций, которые реализуются людьми во взаимоотношениях друг с другом. В психологии принято выделять несколько таких функций.

1. Коммуникативная функция общения, или коммуникация, состоящая в обмене информацией между людьми;

2. Интерактивная функция – заключающаяся в организации взаимодействия, и обмене действиями;

3. Перцептивная функция – заключающаяся в восприятии партнерами по общению друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.

Все обозначенные функции проявляются в условиях непосредственного контакта между людьми.

Под словом «психология» люди понимают не только науку, но и определенную систему житейских знаний. Между этими областями человеческой культуры есть как сходство, так и отличия. Сходство состоит в то, что обе эти сферы изучают одно и то же – психику человека, но отличия между ними весьма значительны.

Тем не менее, между житейскими и научными знаниями есть определенное соответствие. Часто житейские знания проявляются в народных пословицах и поговорках.

Связь психологии с другими науками.

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».

Естествознание тесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социология как самостоятельная наука тесносвязана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

Технические науки также связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История. Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицина помогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии). На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

 


Читайте:



Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Трагедия Хрущева: смерть сына и большая политика

Правление Хрущёва (1953-1964) - единственный период в советской истории, который люди вспоминают добрыми словами. Герой статьи - сын Хрущёва...

Святые великомученики никита и евстафий

Святые великомученики никита и евстафий

По Своей великой милости Господь призвал его к вере христианской. Он явился Плакиде во время охоты в образе оленя, между рогами которого блистал...

Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5

Патриарх варфоломей запомнится как учинитель раскола Патриарх вызвавший раскол 5

«Принятие в общение раскольников», «посягательство на чужие канонические уделы», «попытка отречься от собственных исторических решений и...

Святые никита и евстафий

Святые никита и евстафий

СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИК ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА Святой великомученик Евстафий до Крещения носил имя Плакида. Он был военачальником при императорах Тите...

feed-image RSS