Главная - Беременность
Бриттен произведения. Английский композитор бенджамин бриттен. Бриттен и Россия

Б. Бриттен - один из наиболее значительных композиторов XX в. В его творчестве представлены практически все музыкальные жанры: от фортепьянных пьес и вокальных произведений до оперы.

Он фактически возродил английскую музыку, в которой после смерти Генделя в течение почти двухсот лет не было композитора такого масштаба.

Биография

Начальный период творчества

Эдвард Бенджамин Бриттен , британский композитор, дирижёр и пианист, родился в 1913 г. в Лоустофте (графство Саффолк) в семье зубного врача. Музыкальные способности у него проявились рано: в возрасте 6 лет он уже начал сочинять музыку. Первым его учителем фортепьяно была мать, затем мальчик учился игре на альте.

Королевский музыкальный колледж

В Королевском музыкальном колледже в Лондоне он занимался по классу фортепьяно, изучая также и композицию. Его ранние произведения сразу привлекли к себе внимание музыкального мира – это были «Гимн Деве» и хоральные вариации «Младенец родился». Бриттена приглашают в кинокомпанию документальных фильмов, с которой он сотрудничал 5 лет. Он считает этот период хорошей школой, где ему многому пришлось научиться и сочинять даже тогда, когда вдохновение покидает и остаётся только добросовестный труд.

В этот период он работал также на радио: писал музыку к радиопостановкам, затем начал концертную деятельность.

Период Второй мировой войны

В 1930-х годах он уже был композитором, произведения которого получили всемирную известность: его музыка звучала в Италии, Испании, Австрии и США, но началась Вторая мировая война, и Бриттен покидает Англию, отправляясь в США и Канаду. Возвратился на родину композитор лишь в 1942 г. Сразу же начались его выступления по стране: в небольших деревушках, бомбоубежищах, больницах и даже в тюрьмах. А когда война закончилась, он сразу же посетил с концертами Германию, Бельгию, Голландию, Швейцарию и скандинавские страны.

Послевоенное творчество

В 1948 г. он организовывает в г. Олдборо, где он поселился, Ежегодный международный музыкальный фестиваль, которому отдаёт много времени, сил и средств. На первом фестивале в 1948 г. исполняется его кантата «Святой Николай».

В начале 1950-х годов Бриттен участвует в деятельности Организации деятелей музыкального искусства – сторонников мира, пишет оперы, а в 1956 г. путешествует в Индию, на Цейлон, в Индонезию, Японию. Впечатления от путешествия отразились в партитуре балета «Принц пагод». Эта сказка-феерия становится первым национальным «большим» балетом, до этого в Англии существовали только одноактные балеты. После этого Бриттен возвращается к любимой опере: в 1958 г. появляется «Ноев ковчег», а в 1960 г. - «Сон в летнюю ночь».

В 1961 г. Бриттен создаёт «Военный реквием», который становится памятником жертвам войны. Он был написан для церемонии освящения кафедрального собора в полностью разрушенном германскими бомбардировками городе Ковентри. Впервые «Военный реквием» исполнили в 1962 г. Успех был оглушительным: «Реквием» разошёлся за первые два месяца тиражом в 200 тысяч пластинок, что говорило о настоящем успехе произведения.

Развалины собора в Ковентри

В это же время Бриттен пишет произведения нового жанра: оперы-притчи. На японский сюжет была написана в 1964 г. «Река Керлью». «Пещное действо» (1966) основывается на эпизоде из Ветхого Завета, а «Блудный сын» (1968) – на евангельской притче. «Кантату милосердия» Бриттен пишет к 100-летию со дня основания Красного Креста, кантата основана на притче о добром самаритянине. Она была торжественно исполнена в Женеве 1 сентября 1963 г.

Бриттен и Россия

Впервые услышав в Лондоне игру М. Ростроповича, Бриттен решает написать для него Сонату из пяти частей, в каждой из которых демонстрируется особое мастерство виолончелиста. В марте 1963 г. в Москве и Ленинграде проходил фестиваль английской музыки, где и была исполнена эта соната самим Бриттеном и М. Ростроповичем. Тогда же в России впервые прозвучали одноактные оперы Бриттена в исполнении Малой труппы театра Ковент Гарден. В 1964 г. Бриттен снова посещает нашу страну, у него завязываются дружеские отношения с Д. Шостаковичем, М. Ростроповичем и Г. Вишневской, даже новый 1965 год Бриттен встречает с Шостаковичем у него на даче.

М. Ростропович и Б. Бриттен

На творчество Бриттена музыка Шостаковича оказывает заметное влияние. Он пишет Виолончельный концерт и посвящает его Мстиславу Ростроповичу, а цикл песен на стихи Пушкина – Галине Вишневской. Шостакович посвящает Бриттену свою Четырнадцатую симфонию.

Последний раз Б. Бриттен посетил Россию в 1971 г. В 1975 г. скончался Д. Шостакович, а в 1976 г. – Бриттен.

Творчество Б. Бриттена

Бриттен считается основоположником возрождения оперы в Англии. Работая в различных музыкальных жанрах, Бриттен больше всего любил оперу. Первую свою оперу «Питер Граймс» он закончил в 1945 г. и её постановка ознаменовала возрождение национального музыкального театра. В основе либретто оперы – трагическая история рыбака Питера Граймса, которого преследует судьба. Музыка его оперы разнообразна в стилевом отношении: он использует стилистику многих композиторов в зависимости от содержания сцены: образы одиночества и отчаяния он рисует в стиле Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича; реалистические жанровые сцены – в стиле Д. Верди, а морские пейзажи – в стиле К. Дебюсси. И все эти стили гениально объединены одним – бриттеновским стилем и колоритом Британии.

Сочинением опер композитор занимался всю свою последующую жизнь. Он создал камерные оперы: «Поругание Лукреции» (1946), «Альберт Херринг» (1947) на сюжет Г. Мопассана. В 50-60 гг. создаёт оперы «Билли Бадд» (1951), «Глориана» (1953), «Поворот винта» (1954), «Ноев ковчег» (1958), «Сон в летнюю ночь» (1960) по комедии В. Шекспира, камерную оперу «Река Кэрлью» (1964), оперу «Блудный сын» (1968), посвященную Шостаковичу, и «Смерть в Венеции» (1970) по Т. Манну.

Музыка для детей

Бриттен пишет и для детей, причём задумывает музыку в просветительских целях. Например, в спектакле «Давайте делать оперу» (1949) он вводит зрителей в процесс её исполнения. Ещё в 1945 г. он написал вариацию и фугу на тему Пёрселла «Путеводитель по оркестру для юных слушателей», в которой знакомит слушателей с тембрами различных инструментов. Подобная детская опера есть у С. Прокофьева – «Петя и волк».

В 1949 г. Бриттен создаёт оперу для детей «Маленький трубочист», а в 1958 г. – оперу «Ноев ковчег».

Б. Бриттен много выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах мира.

Биография Бриттена

Бриттен, Бенджамин (1913-1976), Англия

Отец Бенджамина Бриттена был профессиональным музыкантом, а его мать была певицей. Мальчик был наделен большим музыкальным дарованием и написал свое первое сочинение уже в 4 года, а к 12 годам уже создал несколько больших произведений. В 1926 году он стал учеником Фрака Бриджа, который был разносторонним и опытным музыкантом.

В 1930 году Бриттен поступил в Royal College of Music, чтобы изучать фортепиано и композицию . Его раннее произведение "Phantasy Quartet" для гобоя и струнного трио было исполнено во Флоренции в International Society for Contemporary Music (I.S.C.M.) в 1934 году, и открыло имя Бриттена для международного музыкального мира. На Фестивале в Зальцбурге в 1937 году его произведение "Variations on a Theme of Frank Bridge" также было хорошо принято. К тому времени Бриттен познакомился с Питером Пирсом (они были в дружеских отношениях на протяжении всей жизни), чей необыкновенный тенор часто был прекрасным дополнением к работам Бриттена. В 1942 году музыканты возвращаются в Англию из США, где давали сольные концерты . Бриттен продолжал сочинять, примерами его тогдашних работ служат партитуры для фильма "Ministry of Information".

Бриттен написал два великолепных произведения: "Les illuminations" на слова французского поэта Артута Римбауда, и "Serenade for Tenor, Horn and Strings", которое было основано на шести английских стихотворениях. Появление первой оперы Бенджамина Бриттена в послевоенный период в Sadler"s Wells Theatre ознаменовало новую эру для английской оперы .

В 1947 году Бенджамин Бриттен, дизайнер Джон Пайпер, либреттист Эрик Крозиер, организовали English Opera Group с целью уменьшения количества музыкантов для исполнения английских опер. Таким образом, для исполнения оперы Бриттена теперь нужно было только 12 музыкантов. Эта группа просуществовала до 1961 года поставив пять опер, написанных Бриттеном.

В 1947 году Бриттен и Пирс приобрели дом в Альдебурге и переехали туда жить и работать. Там они организовывали Aldeburgh Festival для новой английской музыки. Многие известные композиторы приезжали в это место, дабы поработать в спокойной, уютной обстановке.

В 1967 году поблизости был построен специально оборудованный концертный зал The Maltings, заменивший Jubilee Hall, - для Бриттена это событие стало воплощением давней мечты. В 1969 году зал сгорел, однако благодаря международной поддержке он был восстановлен к фестивалю 1970 года.

Бенджамин Бриттен с удовольствием создавал произведения для детей. "Let"s Make an Opera" позволяет молодой публике попеть самостоятельно перед тем, как начинается сама опера . "Young Person"s Guide to the Orchestra" состоит из набора вариаций на темы Пурселя и показывает разносторонность таланта композитора. В некоторых операх Бенджамина Бриттена звучат детские хоры и голоса мальчиков-солистов, например, в "Peter Grimes" и в "Turn of the Screw".

Бенджамин Бриттен считал себя изгоем общества, поэтому большинство героев его сочинений представлены именно таким людьми. По словам современников, с ним было довольно тяжело работать, но он, бесспорно, оставил много сильных, высокохудожественных произведений.

СОЧИНЕНИЯ :

Johnson over Jordan, 1939

On the Frontier, 1938

The Eagle has Two Heads, 1946

This Way to the Tomb, 1945

A Ceremony of Carols, Op. 28, 1942

A Midsummer Night"s Dream, Op. 64, 1960

Albert Herring, Op. 39, 1947

Billy Budd, Op. 50, 1951

Burning Fiery Furnace, Op. 77, 1966

Cello Sonata, Op. 65, 1961

Cello Suite, Op. 80, 1967

Cello Suite, Op. 87, 1972

Cello Suite No. 1, Op. 72, 1964

Curlew River, Op. 71, 1964

Death in Venice, Op. 88, 1973

Dido and Aeneas, 1951

Gloriana, Op. 53, 1953

Hymn to St. Cecilia, Op. 27, 1942

Lacrymae, Op. 48a, 1977

Les Illuminations, Op. 18, 1940

Matinees musicales, Op. 24, 1941

Nocturne, Op. 60, 1958

Noye"s Fludde, Op. 59, 1958

Owen Wingrave, Op. 85, 1971, 1973

Paul Bunyan, Op. 17, 1941/1976

Peter Grimes, Op. 33, 1945

Piano Concerto in D, Op. 13, 1938-46

Prince of the Pagodas, Op. 57, 1957

Serenade for tenor, horn and strings, Op. 31, 1943

Seven Songs of Michelangelo, Op. 22, 1940

Simple Symphony, Op. 4, 1934

Sinfonia da Requiem, Op. 20, 1941

Sinfonietta for chamber orchestra, Op. 1, 1933

Soirees musicales, Op. 9, 1936

Songs and Proverbs of William Blake, Op. 74, 1965

Spring Symphony, Op. 44, 1949

String Quartet No. 1 in D, Op. 25, 1941

String Quartet No. 2 in C, Op. 36, 1945

String Quartet No. 3, Op. 94, 1975

String Quartet in D, 1931

Symphony for cello and orchestra, Op. 68, 1954

The Beggar"s Opera, 1948

The Fairy Queen, 1967

The Little Sweep, Op. 45, 1949

The Prodigal Son, Op. 81, 1968

The Rape of Lucretia, Op. 37, 1946

Three Diversions for string quartet, 1936

Turn of the Screw, Op. 54, 1954

Variation on a Theme of Frank Bridge, Op. 10, 1937

Violin Concerto in D minor, Op. 15, 1940/58

War Requiem, Op. 66, 1962

Young Person"s Guide to the Orchestra, Op. 34, 1946

Бенджамин Бриттен (1913-1976)

Бенджамин Бриттен

Английский композитор, дирижер, пианист Бенджамин Бриттен родился в 1913 году. Обучался он в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководством Дж. Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фортепиано).

Первым значительным произведением Бриттена-композитора стала симфониетта для камерного оркестра, написанная в 1932 году. Затем появились «Простые вариации» для струнного оркестра (1934) и «Семь сонетов Микеланджело» (1940). В это время состоялось знакомство музыканта с певцом Питером Пирсом, исполнившим его «Сонеты», а затем и другие вокальные сочинения Бриттена.

Но настоящий успех композитору принесла премьера оперы «Питер Граймс» (1945), состоявшаяся сначала в Англии, а затем в ряде европейских и американских театров. Она показала наиболее сильные стороны таланта Бриттена. Действие «Питера Граймса» разворачивается в маленьком рыбацком поселке. Главный герой – Питер Граймс, неудачник, которого не понимают односельчане. Они выдвигают против него обвинения, подозревая его в причастности к гибели мальчика-рыбака, и Граймс не в силах опровергнуть их. Доведенный до отчаяния, он уходит в море на старой утлой лодке, чтобы никогда не возвращаться в этот жестокий мир. Настроения пессимизма, пронизывающие оперу, отступают в последней сцене, где над затихшим морем восходит солнце, воплощающее вечную красоту природы и символизирующее жизнь.

Бриттен включил в некоторые эпизоды речитатив. Таков, например, пролог, в котором допрашивают Питера Граймса. Но большинство сцен наполнены эмоциональной и выразительной музыкой, помогающей раскрыть смысл событий и охарактеризовать героя, совершенно напрасно заподозренного в преступлении. Опера показывает мелодическое дарование композитора, его мастерство в области музыкальной драматургии. Особенно удачны массовые сцены. Хор принимает самое активное участие в действии, он комментирует происходящие события. Иногда Бриттен вводит в эпизоды с участием хора и отдельных персонажей, и таким образом появляются крупные ансамбли.

Композитор дает психологический образ Питера в нескольких планах, показывает его душевные муки и мечты о спокойной гавани, где можно пережить трудности и укрыться от злобы односельчан. Созданию экспрессивной характеристики героя помогают особенности вокальной партии. Вместе с тем облик Питера кажется и необыкновенно лиричным.

Но наибольшее впечатление на слушателей производит заключительная сцена, в которой слышатся отдаленные звуки хора рыбаков, пытающихся отыскать Питера. А он в это время прощается с жизнью в своем печальном монологе. В его голосе слышно отчаяние, сдерживаемые рыдания, страх перед смертью. Чувства героя передаются с помощью выразительного речитатива, где повторяются интонации его рассказа из первого действия и ариозо из второго. Сюда же вплетены реплики судьи, свидетельствующие о невиновности Питера (пролог), и другие элементы.

Важное место в опере отводится оркестровым антрактам. Именно они помогают слушателю войти в атмосферу следующих по ходу действия картин. Все четыре антракта («Рассвет», «Воскресное утро», «Лунный свет», «Буря»), объединенные в цикл «Морские интерлюдии», нередко исполняются в симфонических концертах. Они представляют собой поэтичные и эмоционально-выразительные, оригинальные оркестровые пьесы. Кроме них, следует упомянуть и еще два антракта. Это пассакалья, подготавливающая зрителя к одной из самых драматичных сцен оперы, и вступление к последней картине.

Психологизм в раскрытии характеров и яркая обрисовка жизненных эпизодов, свойственные «Питеру Греймсу», не получили дальнейшего развития в следующей опере Бриттена, названной автором «Поругание Лукреции» (1946). Античный сюжет композитор трактует с морально-этической точки зрения. «Поругание Лукреции» является камерной оперой, предназначенной для небольшого артистического коллектива и двенадцати музыкантов (ударные, арфа, струнный квинтет и духовой квинтет). По аналогии с хорами древнеримской трагедии развитие действия сопровождается комментариями двух рассказчиков. Большой интерес представляет партитура оперы, отличающаяся мастерски выполненным оркестровым письмом и эмоциональной выразительностью вокальных партий. Поставленная на сценах театров Англии и Америки, опера принесла композитору огромный успех.

В 1947 году появилась вторая камерная опера Бриттена, написанная по новелле Мопассана, – «Альберт Херринг». Она представляет собой комическое произведение со множеством остросатирических эпизодов. На первый план здесь выходит гротескный речитатив, сопровождаемый трактованной также гротескно оркестровой партией. Необыкновенно остроумным языком опера рассказывает о жизни маленького провинциального городка. Но, несмотря на это, «Альберта Херринга» нельзя отнести к шедеврам комического жанра, так как его музыка слишком иллюстративна, содержание недостаточно значительно, а вокальные партии несколько схематичны.

Иное впечатление производит третья камерная опера Бриттена – «Поворот винта» (1954). В аллегорической форме она повествует о борьбе доброго и злого начал. Короткий пролог сменяется Темой – двенадцатизвучной серией, получающей развитие в цикле оркестровых вариаций (всего их пятнадцать), которые перемежаются сценическими эпизодами. Несмотря на подобное построение, в опере нет мозаичности, в ней все подчинено единой музыкально-драматургической линии, а чудесные вокальные ансамбли делают ее сценичной. Хотя оперное либретто изобилует мистическими деталями, это не лишает произведение психологизма и эмоциональной выразительности.

Среди настоящих шедевров Бриттена в жанре музыкальной драматургии – опера «Сон в летнюю ночь», созданная в 1960 году. Удачно сочетающая реальность и вымысел, лирику и юмор, она тонко передает сам дух шекспировской комедии. Действие оперы развивается живо и почти стремительно. В вокальных партиях соединяются распевность и речитативность. Необыкновенно колоритна оркестровка произведения.

В число лучших оркестровых сочинений Бриттена входит «Симфония-реквием» (1940), посвященная памяти матери музыканта. Симфония состоит из трех частей. Первая из них подчинена скорбной и суровой теме, вторая, изобилующая драматическими контрастами, постепенно превращается в марш, проникнутый трагическими настроениями. В третьей части ощущается лишь легкая, просветленная печаль.

Так же хороша и «Весенняя симфония» для сопрано, контральто, тенора, смешанного хора, хора мальчиков и оркестра (1949). Она включает двенадцать эпизодов, объединенных в четыре цикла. Симфония привлекает слушателя полетом фантазии, оригинальностью формы, тонкостью музыкального воплощения текстов английских поэтов, живших в разные эпохи, но одинаково проникновенно воспевавших очарование весны.

Интересно еще одно произведение Бриттена – «Путеводитель по оркестру» (вариации и фуга на тему Пёрселла, 1945), предназначенное для людей, впервые слушающих оркестр. Композитор поэтапно знакомит своих слушателей с инструментами и их сочетаниями. Благодаря своей увлекательности и яркости «Путеводитель по оркестру» привлек к музыканту множество новых почитателей.

Протест против войны впервые проявился в созданной в 1939 году «Балладе о героях», посвященной памяти английского батальона Интербригад, воевавшего в Испании на стороне республиканцев. Осуждение войны, несущей смерть и разрушение, звучит в «Военном реквиеме» для смешанного и детского хоров, оркестра, органа и трех солистов (сопрано, тенор, баритон), работу над которым Бриттен завершил в 1961 году. В этом произведении отразились воспоминания композитора о пережитой войне, о друзьях и брате, погибших на фронте. Именно им он и посвятил свой реквием. И все же идея сочинения более глубока, неслучайно впервые оно было исполнено в восстановленном соборе Ковентри, города, который сильно пострадал во время фашистских авиационных налетов. Сам Бриттен сказал о предназначении «Военного реквиема» следующее: «Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны».

Латинские фразы заупокойной мессы реквиема сочетаются со стихами английского поэта У. Оуэна, убитого в 1918 году на фронте. Смерть молодого англичанина произошла всего за несколько дней до того, как был заключен мир и закончилась Первая мировая война. В строках, написанных Оуэном, слышится осуждение войн, они пронизаны горечью и скорбью по погибшим.

Музыка «Военного реквиема» поражает своей мощью, драматической напряженностью и выразительностью. В произведении, направленном против войны, звучат гнев и осуждение, и в то же время оно наполнено глубокой печалью. Хотя на первый взгляд реквием кажется несколько эклектичным (в нем сочетаются элементы григорианского хорала, диссонирующие созвучия, интонации, свойственные произведениям Баха и Генделя, и современные средства оркестрового, хорового, гармонического письма), его музыка подчинена единой идее и захватывает своей силой и размахом, драматическими мотивами, чередующимися с лирическими или печально-просветленными эпизодами. Особенно впечатляет заключительная часть сочинения, рассказывающая о встрече двух людей, воевавших когда-то друг против друга, в темном туннеле, ведущем в мир примирения и вечного покоя, нарисованный в проникновенной и ясной мелодии колыбельной.

Значительны и работы Бриттена в сфере камерной музыки (вокальной и инструментальной). Композитор написал ряд струнных квартетов и пьес для одного и двух фортепиано. В его наследии есть соната для виолончели и фортепиано, посвященная М. Ростроповичу, песни, романсы, произведения для драматических спектаклей, радиопостановок, кинематографа, а также обработки народных песен.

В числе лучших вокальных сочинений композитора – цикл «Очарование колыбельных», написанный на стихи английских поэтов, восхищающий легкостью и пластичностью мелодии и фортепианного сопровождения, а также «Серенада» для тенора, валторны и струнного оркестра, отличающаяся масштабностью и потому выходящая за рамки камерного произведения. Интересен и цикл романсов «Эхо поэта» (1965) на слова А. Пушкина.

Бриттен всегда интересовался музыкальным наследием своей родины. Обратившись к творчеству Г. Пёрселла, он создал новую редакцию его знаменитой оперы «Дидона и Эней». Ее авторская партитура была безвозвратно утрачена, но Бриттену, тщательно изучавшему музыку своего предшественника, удалось восстановить оперу в ее истинном виде.

Композитор работал также над народными песнями, стихами английских поэтов различных эпох, стремясь таким образом возродить традиции национальной культуры и привлечь к ним внимание общественности.

Интерес Бриттена вызвала также необыкновенно популярная в XVIII веке английская «Опера нищих» Ге я и Пепуша, сюжет которой использовали в 1920-е годы немецкий поэт Б. Брехт и композитор К. Вейль для создания «Трехгрошовой оперы». В их произведении старинные городские мотивы получили джазовое звучание. Бриттен подошел к этой теме с иных позиций. Он решил использовать в современном сочинении черты музыкально-комедийного жанра, пользовавшегося таким успехом в прошлом. Композитор подверг сочинение Ге я и Пепуша тщательной переработке, отредактировал либретто и гармонизировал большинство вокальных эпизодов. Несмотря на такую подробную переработку, Бриттену удалось сохранить сам дух оригинала.

Умер Бенджамин Бриттен в 1976 году.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДИ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДЖ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УЭ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (УО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФР) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Бенджамин Раш (1745-1813 гг.) просветитель Жестокость к животным есть одно из средств уничтожения моральной чувствительности.Я настолько убежден в тесной связи между нравственностью человека и гуманным отношением к животным, что всегда буду преклоняться перед

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Бенджамин Бриттен (1913–1976) О Бриттене говорят и пишут как о композиторе-англичанине, первым после Пёрселла, получившем мировое признание. Прошли столетия после смерти «Британского Орфея», - как называли Пёрселла, но ни один композитор с туманного Альбиона не выступил на

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Бенджамин Бриттен Английский композитор, дирижер, пианист Бенджамин Бриттен родился в 1913 году. Обучался он в лондонском Королевском музыкальном колледже под руководством Дж. Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фортепиано).Первым значительным произведением

Из книги Энциклопедия современной военной авиации 1945-2002: Часть 1. Самолеты автора Морозов В. П.

Pilatus (Britten-Norman) BN-2 Defender Пилатус (Бриттен-Нормэн) BN-2 «Дефендер» САМОЛЕТ ДАЛЬНЕГО РАДИОЛОКАЦИОННОГО ОБНАРУЖЕНИЯ Разработан на основе легкого транспортного самолета BN-2 «Айлендер», первый полет которого состоялся 13 июня 1965 г. Самолет «Айлендер» представляет собой

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора

ДЖОНСОН, Бен (Бенджамин) (Johnson, Ben, 1573–1637), английский драматург 204 Сладостный лебедь Авона (Эйвона). // Sweet swan of Avon. «Памяти <…> Шекспира» (1623) ? Knowles, p. 420 В пер. В. Рогова: «О нежный лебедь Эйвона!» ? Европейские поэты Возрождения. – М., 1974, с. 517.Отсюда: «Авонский лебедь». На

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

ДИЗРАЭЛИ, Бенджамин с 1876 г. граф Биконсфилд (Disraeli, Benjamin, Earl of Beaconsfield, 1804–1881), британский политик и писатель, премьер-министр в 1868, 1874–1880 гг. 234 Да, я еврей, и когда предки моего достоуважаемого оппонента были жестокими дикарями на никому не известном острове, мои предки были

Из книги Кабинет доктора Либидо. Том I (А – Б) автора Сосновский Александр Васильевич

ДИЗРАЭЛИ, Бенджамин, с 1876 г. граф Биконсфилд(Disraeli, Benjamin, Earl of Beaconsfield, 1804–1881), британский политик и писатель,премьер-министр в 1868, 1874–1880 гг.84Человек не создание обстоятельств. Обстоятельства создаются человеком.Роман «Вивиан Грей» (1826), кн. VI, гл. 7? Займовский, с. 375Вероятно,

Из книги автора

Бриттен Бенджамин (Britten Edward Benjamin) (1913-1976), английский композитор, пианист, дирижер.Родился 22 ноября 1913 в Лоустофте, графство Суффолк Англия. Рано проявил выдающиеся музыкальные способности. С тринадцати лет музыкальным воспитанием мальчика занимался композитор Франк

В Англии Бриттен - национальный герой. Золотой век британской музыки отшумел давно - 300-400 лет назад, и долгожданное появление в Англии композитора мирового масштаба гарантировало ему безграничную любовь нации. Трепетное чувство возникло у соотечественников и благодаря характеру его музыки, избегающей звукового экстремизма, шокирующих авангардистских манифестаций. Бенджамин Бриттен - очень трудолюбивый композитор, обладающий безупречным художественным вкусом.

Бриттен никогда не был популярен в России. Однако тонкие музыканты, такие, как Дмитрий Шостакович или Святослав Рихтер, дружившие с композитором, знали настоящую цену его таланта. Сейчас в России выпущены диски с музыкой композитора, прочитаны лекции, опубликованы научные статьи. Композитор написал 15 опер, столь же значимых для англичан, как для нас оперы Чайковского и Глинки. А некоторые из них - "Питер Граймс" или "Поворот винта" - стали уже оперной классикой.

Почти в каждой работе о Бриттене рядом с ним упоминается имя Генри Пёрселла. Хотя двух этих английских музыкантов разделяет немалая дистанция - три столетия, их очень многое связывает. Бенджамин Бриттен заново отредактировал "Дидону и Энея" - лучшую оперу своего далекого предшественника и написал остроумнейшие «Вариации» и фугу на тему другой его сценической музыки - "Абделазер". О

Бриттене говорят и пишут как о композиторе - англичанине, первым после Пёрселла получившем мировое признание.

Шли столетия после смерти "Британского Орфея",- как называли Пёрселла, - а страна, давшая миру величайшего драматурга, созвездие поэтов, актеров, живописцев, архитекторов, в музыкальном творчестве проявляла себя неизмеримо более скромно. За триста лет немало было в Англии композиторов, способных привлечь внимание. Но ни один не выступил на мировом поприще так ярко, чтобы мир повернулся к нему с интересом, взволнованностью, с нетерпением ожидая, что нового появится в его следующем опусе. Таким стал только Бенджамин Бриттен, снискавший в наши дни мировую славу. О нем можно сказать: Англия дождалась его.

Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в Лоустафте (графство Суффолк), где получил первоначальное музыкальное образование. Он начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте - с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бриттена - Ф.Бридж, Дж. Айрленд и А. Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930-1933).

Уже в этих юношеских произведениях проявились черты, характерные для музыки Бриттена более позднего периода: самобытный мелодический дар, фантазия, юмор, оригинальная трактовка классических форм.

Ранние сочинения Бриттена - Простая симфония и Симфониетта для камерного оркестра привлекли внимание обаятельным сочетанием юношеской свежести и профессиональной зрелости. Начало творческой биографии Бриттена напоминает молодого Шостаковича: блестящий пианизм, поражающее знание музыкальной литературы всех жанров, непосредственность и постоянная готовность писать музыку, свободное владение тайнами композиторского ремесла.

В начале творческого пути Бриттена привлекала преимущественно инструментальная музыка: симфонические сюиты, вариации, фортепианный и скрипичный концерты, уже упоминавшиеся Простая симфония и Симфониетта; в камерном жанре - фортепианные и скрипичные пьесы, струнный квартет, Фантастический квартет для гобоя, скрипки, альта и виолончели.

У Бриттена есть великолепная черта настоящего "ремесленника", не брезгующего никакой работой, ибо каждая, любая работа рождает творческие импульсы; он "набивает руку" на киномузыке, на оформлении радиопостановок, сочинении разного рода образцов "бытовой музыки".

Вокальный жанр также определил дальнейшее творчество английского композитора. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром: Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн (Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано:

Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958).

Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются - Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942),

Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Св. Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963).

В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн. Состав исполнителей: сопрано, тенор, баритон, хор мальчиков, смешанный хор, орган, камерный оркестр, большой симфонический оркестр.

В 1961 году Бриттен начал работу над Военным реквиемом. Произведение готовилось к открытию собора в городе Ковентри, до основания разрушенном немецкими бомбардировщиками во время Второй мировой войны. Город восстанавливался, восстанавливался и собор, являвшийся его главной достопримечательностью. Открытие его должно было стать торжеством.

Военный реквием -- самое значительное произведение Бриттена. Он продолжает традиции классических реквиемов, начиная от Моцарта, но использует и опыт недавнего прошлого (реквием Хиндемита написан на стихи Уолта Уитмена, английский композитор рубежа XIX--XX веков Фредерик Делиус скомпонован текст своего реквиема из сочинений Ницше). Новаторским в Военном реквиеме Бриттена является то, что композитор совместил традиционные тексты заупокойной мессы с вдохновенными и горькими стихами Оуэна.

Английский поэт Уилфрид Оуэн (1893--1918) завербовался в армию после вступления Англии в Первую мировую войну. В январе 1917 года он оказался на Западном фронте. Именно тогда, до ноября следующего года, появляется основная масса его стихов. В них с огромной силой выражен протест против войны, его мироощущение, о котором дает представление и одно из писем с фронта: «Наконец я постиг истину, которая никогда не просочится в догматы какой-либо из национальных церквей: а именно -- что одна из самых главных заповедей Христа: покорность любой ценой! Сноси бесчестие и позор, но никогда не прибегай к оружию. Будь оклеветан, поруган, убит, но не убивай... Христос воистину на ничьей земле. Там люди часто слышат Его голос. Нет выше любви, чем у того, кто отдает жизнь за друга». Поэт уподобляет Христу тех, кого привыкли называть пушечным мясом. Несколько первых месяцев 1918 года, после тяжелого ранения, которое привело его в тыл, он занимался подготовкой пополнения. Своему другу он писал об этом: «Вчера в течение 14 часов я работал -- учил Христа поднимать крест по счету, подгонять по голове терновый венец и не помышлять о жажде до последней остановки. Я присутствовал на Его Вечере, чтобы знать, что Он ни на что не жалуется. Я проверял Его ступни, чтобы они были достойны гвоздей. Я следил за тем, чтобы Он молчал и стоял навытяжку перед своими обвинителями. За серебряную монету я покупаю Его каждый день и по карте знакомлю с топографией Голгофы».

В конце лета Оуэн настоял на отправке в действующую армию. 1 сентября он приехал во Францию. 1 октября награжден Военным крестом за мужество. 4 ноября убит.

Реквием Бриттен посвятил памяти своих друзей, погибших на фронтах: Роджера Бурнея, младшего лейтенанта добровольческого резерва Королевского военно-морского флота, Пирса Данкерлея, капитана Королевской морской пехоты, Дэвида Джилла, рядового матроса Королевского военно-морского флота, Майкла Халлидея, лейтенанта добровольческого резерва Королевского новозеландского военно-морского флота. Эпиграфом к нему стали строки Оуэна:

Моя тема -- война и скорбь войны.

Моя поэзия скорбна.

Все, что поэт может сделать -- это предостеречь.

На вопрос о содержании Военного реквиема, Бриттен ответил: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах... Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожалений по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны». Реквием состоит из 6 частей, озаглавленных соответственно традиционным разделам заупокойной мессы. В 1-ю часть, Requem aeternam (Вечный упокой) включены стихи

Не служат месс для жертв кровавой бойни;

Лишь канонада по ним прогремит,

И, заикаясь, дробный залп обоймы

Свой «Отче наш» им наспех отстучит...

  • (Здесь и далее перевод Дж. Далгата).
  • 2-я часть, Dies irae (День Господней гневной силы), написанная в основном на ставший каноническим текст Фомы Челанского (ок. 1190 -- ок. 1260) содержит строки

Горн пел, тоски вечерней полн,

И столь же грустно пел ответный горн.

Говор солдат смолкал вблизи ручья;

Сон крался к ним, беду в себе тая.

Грядущий день людьми уже владел.

Горн пел...

Мук прежних отзвук в их сердцах молчал,

Завтрашней болью заглушённый, спал.

В 3-й части, Offertorium (Приношение Даров «Господи Иисусе Христе») появляется стихотворное изложение библейского эпизода заклания Авраамом Исаака. Но вместо ветхозаветного спасения сына, замененного овном, --

Спесь обуяла старика, сын был убит,

И пол-Европы вслед за ним.

В тексте 4-й части, Sanctus (Свят), Оуэну принадлежит заключительный эпизод --

После того, как стихнет лютый смерч,

И лавры победы стяжает Смерть,

А барабан Судьбы свой треск прервет,

И горн Заката зорю пропоет,

Вернется жизнь к убитым? Правда ль то,

Что Он, Смерть одолев, вновь мир создаст

И, живою водой омыв его,

Навек ему весны цветенье даст?

Откликнулось седое Время так:

«Мой цепенеет шаг...»

Припав к Земле, я услыхал в ответ:

«Огня в остывших недрах больше нет.

Мой в шрамах лик. Иссохла грудь моя.

Не высохнут лишь слез моих моря».

5-я часть, Agnus Dei (Агнец Божий), напротив, начинается строками Оуэна:

На перекрестке всех дорог

Он с креста на битвы глядит

Из боя исключен, я вдруг попал

В глубокий беспросветный лабиринт.

Людьми он до отказа был набит;

Но без движенья каждый здесь лежал,

Порой стеная тихо, как во сне.

Орудий гул не долетал извне.

«О друг, -- сказал я, -- причин для горя нет».

«Нет, -- он ответил, -- кроме юных лет, погубленных»...

Латинские тексты и стихи Оуэна независимы друг от друга и «соотносятся как вечное и сегодняшнее, как прямая и косвенная речь, говорят об одном и том же, но на разных языках -- не только в буквальном, но и в переносном смысле. Их можно понять лишь как параллельные линии, сходящиеся в бесконечности», -- пишет исследователь Военного реквиема Генрих Орлов.

Чтобы подчеркнуть значение произведения, направленного против войны, призванного объединить народы, композитор предназначил три его сольных партии -- сопрано, тенора и баритона -- представителям трех народов. Ими должны были стать русская Галина Вишневская, англичанин Питер Пирс и немец Дитрих Фишер-Дискау. Однако в последний момент советские чиновники, от которых зависел выезд из страны, не дали певице разрешения. Замысел Бриттена остался не осуществленным. Премьера Военного реквиема состоялась 30 мая 1962 года на торжествах по случаю освящения восстановленного собора Святого Михаила в Ковентри, под управлением автора.

Военный реквием -- вершина творчества Бриттена, вобравшая в себя лучшие черты творчества композитора. Драматургия строится из сопоставления трех планов. Передний -- два солиста (солдаты) и камерный оркестр -- связаны со стихами Оуэна. Это ужас войны и страдание человека. Второй -- ритуальное выражение траура -- месса в исполнении сопрано, смешанного хора и симфонического оркестра. Третий -- невинность и чистота, символизируемые хором мальчиков и органом. «Эта трехплановость и порождаемые ею исключительно напряженные контрасты могут напомнить о Дантовом триптихе -- Ад, Чистилище, Рай» (Г. Орлов). Музыкальный язык произведения объединяет в себе старинную псалмодию, солдатскую песню, близкий импрессионизму речитатив, музыку, подобную баховским остинато, аккордовые фанфары, типичные для английских дворцовых празднеств.

Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. В отличие от многих своих сверстников Бриттен никогда не увлекался погоней за "самым новым", равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приемах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений. Он руководствуется прежде всего свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностью к одной из многочисленных "школ" нашего века.

Бриттен всегда больше ценил творческую искренность, чем схоластическую догму, в какие бы ультрасовременные наряды ее ни облекали. Бенджамин Бриттен позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, но не распоряжаться в ней. На его творчество оказали влияние Малер, Шостакович, Альбан Берг, Стравинский и Прокофьев.

Бриттен немыслим вне конкретной национальной среды, сформировавшей его и привязавшей к себе тысячами нитей. В детстве, юности, в зрелые годы он излагает свои музыкальные мысли, не прибегая ни к цитатам, ни к фольклору, ни к стилизации. Но он любил английскую музыку. Между 1945 - 1948 годами он аранжирует английские народные песни и выпускает два сборника, а между ними - сборник французских песен. До этого он сочиняет "Канадский карнавал" для оркестра и Шотландскую балладу для двух фортепиано с оркестром.

Но не только фольклорные истоки формировали его язык. В 1939 году он уезжает в США, где остается на три года. Одно из лучших сочинений этого трехлетия - Семь сонетов Микеланджело для тенора и фортепиано, музыка душевного смятения, тоски и горечи. Совсем непросто было найти исполнителя, наделенного тонким пониманием не только вокальных задач, но логики и стиля современного мелодического распева стихов великого ваятеля и поэта Возрождения. Встреча с Питером Пирсом обозначила начало нового этапа творческого пути Бриттена. Общение с Пирсом, певцом исключительно высокой культуры, сочетающим в своем искусстве страстную патетику с углубленным интеллектуализмом, сыграло свою роль в зарождении у Бриттена интереса к вокальной музыке и в результате привело его к оперному жанру. На многие годы опера становится для Бриттена основной сферой приложения его огромного таланта.

Интерес к Бриттену, а за ним и слава приходят из-за рубежа. В Италии (1934), Испании (1936), Швейцарии (1937) на фестивалях современной музыки он удостаивается высокой оценки своих произведений.

Трудно предположить, что, принимаясь за свою первую оперу, композитор видел в перспективе последовавшие за нею еще более десятка опер разных жанров. Но легко представить себе, что Бриттен знал, как давно, как упорно бьются многие композиторы XX века над решением проблемы современной, новаторской оперы, способной захватить зал.

Бриттен знал, что многие считают оперу жанром умирающим. Вторгаясь в этот новый для себя жанр, Бриттен возлагал на него большие надежды, учитывая самое важное - массовую аудиторию любителей оперы. Первая опера "Питер Граймс» сразу принесла его автору мировую славу. Сюжет заимствован из новеллы "Городок" английского писателя начала XIX века Джорджа Крабба.

В городке (где происходит действие оперы) жизнь каждого из его жителей связана с морем. Главный герой оперы совсем не похож на положительного героя, против которого несправедливо ополчились мелкие люди. Граймса легко обвинить во всех тех поступках, которые поставили его вне общества, где не все люди так уж никчемны. С сочувствием относятся к нему только отставной шкипер и аптекарь, а учительница Эллен любит этого жестокого, нелюдимого человека. Она понимает, что многие поступки Граймса, нелепые, а иногда и страшные, обусловлены тем, что он изверился в добре, человеческом понимании, в том, что и для него может найтись и улыбка, и сердечное тепло. Питер Граймс гибнет. Он один уплывает в море, чтобы не вернуться.

Бриттен не обвиняет и не защищает своего героя, а освещает его душевный мир, показывая, как страшна жизнь, способная изуродовать человека и через цепь несчастий увести его в ночной мрак бушующего океана, в небытие...

В "Питере Граймсе" впервые сказался талант Бриттена - музыкального драматурга. Он добивается постоянно растущего интереса слушателей путем необычного сопоставления эпизодов сольных, ансамблевых, хоровых; он прослаивает сценическое действие симфоническими интерлюдиями - антрактами, воздействующими с большой силой на слушателей. В шести интерлюдиях - "Рассвет", "Шторм", "Воскресное утро", "Зов моря", "Лунный свет", "Беспросветная ночь" - отражены драматургические вехи действия, его симфонические подтексты.

"Питер Граймс" в первый раз в 1945 году поставлен в Лондоне театром Седлер Уэллс. Премьера вылилась в событие общенационального значения, возродив давно утраченную славу английской музыки. Премьера "Питера Граймса" стала важным явлением и международного значения как талантливое произведение, глубоко эмоциональное, демократичное по языку и остросовременное. Возможно, что "Питер Граймс" по-особенному захватил своим драматизмом людей, испытавших много страшного в годы только что окончившейся войны. Первая опера Бриттена обошла все крупнейшие сцены мира.

Через год Глайденбернский оперный театр, труппа которого вскоре получила наименование Малой оперной труппы Ковент-Гарденского театра, поставил новую оперу Бриттена - "Поругание Лукреции". Судьба Лукреции, жены римского полководца Луция Коллатина, впервые описана Тацитом, а потом много раз пересказывалась поэтами, писателями, драматургами, в том числе и Шекспиром.

Царь Тарквиний надругался над Лукрецией. Она покончила с собой, будучи не в силах снести позора, В своей опере Бриттен, страстно негодуя, становится в защиту Лукреции. Одна из самых потрясающих сцен оперы разыгрывается в опочивальне. Против верной, любящей жены полководца Тарквиний обращает силу, низость, оружие. Композитор рассказывает о Лукреции музыкой колыбельной песни. В ней - сама чистота безмятежного детского сна. "Поругание Лукреции" - первая опера, в которой Бриттен обращается к камерному составу: шесть исполнителей сценических ролей, включая и второстепенные; тринадцать человек в оркестре, и так как жанр оперы приближен к античной трагедии, введен хор, комментирующий действие, предваряющий своими репликами сценические события. Но партии хора поручены... двум певцам: тенору и меццо-сопрано. Интересно, что двумя основными исполнителями "роли хора" в Малой оперной труппе были выдающиеся артисты Питер Пирс и Сильвия Фишер.

Бриттен как бы воссоздает язык театра Пёрселла и Генделя, вызывающий прямые ассоциации со стилем оперного пересказа событий древней истории. Величию, суровости, силе, идущим от генделевских образов, противопоставлены трогательность, женственность, трепетность, заставляющие вспомнить манеру письма Пёрселла.

В начале XVIII века в низших слоях любителей театра, не допускавшихся в фешенебельные театральные залы, зародилась идея нового жанра - оперы-пародии. Джон Гей - литератор и Джон Пепуш - музыкант сочинили оперу, музыкальный материал которой развивал и варьировал уличные песенки, сентиментальные баллады, танцы социальных низов. Так возникла "Опера нищих", имевшая шумный и чуть ли не скандальный успех, обусловленный увлекательностью сюжета, разыгрывающегося в среде воров, мошенников, скупщиков краденого, веселых девиц, мелких базарных "дельцов" и прочего люда, шныряющего по закоулкам лондонских рынков и притонов. Через 200 лет Бертольт Брехт написал "Трехгрошовый роман", превращенный композитором Куртом Вайлем в "Трехгрошовую оперу", уже 40 лет не сходящую с репертуара сотен опереточных и драматических театров.

Нужно было обладать большой отвагой, чтобы на основе произведения двух английских авторов XVIII века написать новую редакцию, опирающуюся на мелодии Джона Пепуша. Новая "Опера нищих" Бриттена, разумеется, выходит за пределы редакционной правки музыки Пепуша. Она пересочинена и прокомментирована композитором XX века.

За "Оперой нищих" последовал "Билли Бэдд". И здесь композитор обращается к сложному душевному миру героев. Билли Бэдду, молодому моряку, добродушному, веселому, общительному человеку, противостоит изуверство боцмана Клэгардта. В столкновении с ним, носителем бесчеловечности, сам не желая этого, Билли убивает боцмана и идет на казнь.

Интонации Билли Бэдда естественно слагаются в мелодические линии, родственные народным истокам. Боцман же пользуется очень ограниченным интонационным словарем речитативного характера. В репликах оркестра, сопровождающих "речь" боцмана, часто слышатся натуралистические подробности. Как и в "Питере Граймсе" перед нами герой, наделенный сложными, противоречивыми чертами, и потому его образ так жизненно правдив.

Оперы, в которых нет хора и балета, нет громоздкого симфонического оркестра, оперы, рассчитанные на самое портативное сценическое оформление,- это не выдумка Бриттена. Небольшие одноактные оперы-интермедии известны были еще в XVIII веке, во времена Перголези. В борьбе за жизненные судьбы оперы Бриттен на новой основе возрождает забытые традиции жанра, в наши дни не менее важного, чем в годы рождения "Служанки-госпожи" Перголези, одной из самых популярных по сей день опер-интермедий XVIII века.

Современная драма "Питер Граймс", античная трагедия "Поругание Лукреции", сатира на английское общество викторианской эпохи "Альберт Херринг" и обличение нравов английской столицы XVIII века. Бриттен проводит сквозную мысль о зле, пошлости, преступности мира, где царят низменные страсти, где ханжество и лицемерие прикрываются "положением в обществе", где дух купли-продажи охватывает не только трехгрошовые рыночные сделки с совестью. Негодование и глубокое сочувствие, ироническая улыбка и едкая сатирическая интонация, благоговение перед чистотой и пламенное обличение зла,- такова амплитуда душевных движений композитора, в каждом произведении занимающего ясную позицию - определенное отношение к героям музыкально-сценического действия.

Этический идеал Бриттена - гуманизм, но не та его разновидность, которая выражается пассивным сочувствием или столь же бездейственным порицанием зла. В творчестве Бриттена гуманизм сказывается в стремлении вовлечь самую широкую аудиторию в круг этических проблем, захватить ее, призвать к действенным формам борьбы со злом.

За свою жизнь Бенджамин Бриттен вывел английскую музыку на принципиально новый уровень развития, подняв на передовые позиции, доказал, что опера сильна своим вокальным могуществом и вечной незыблемостью, а в инструментальной музыке стал «музыкальным Пикассо», так как писал музыку, полную необычностей и своеобразия.

Литература

Ковнацкая Л. Английская музыка ХХ века. Истоки и этапы развития. М. 1986.

Ковнацкая Л. Бриттен. М. 1974.

Электронное приложение № 1 - дополнительные материалы.

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском … Читать всё

Английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте – с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна – Ф.Бридж, Дж.Айрленд и А.Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930–1933).

Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гёльдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются – Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942), Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Св. Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн.

Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба Местечко (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, Билли Бадд (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia, 1946), Альберт Херринг (Albert Herring, 1947), Давайте создадим оперу! (Let us Make an Opera, 1949) и Поворот винта (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть Ноев ковчег (Noye’s Fludde, 1958) – детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет Принц пагод (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера Сон в летнюю ночь (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: Река Кёрлю (Curlew River, 1964), Пещное действо (The Burning Fiery Furnace, 1966) и Блудный сын (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена – Смерть в Венеции (Death in Venice) по Т. Манну.

Среди оркестровых сочинений Бриттена – Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения – Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person’s Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Пёрселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров – два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976). Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976.

 


Читайте:



Генерал Слащев: мастер «блицкрига» - Гражданская война

Генерал Слащев: мастер «блицкрига» - Гражданская война

Один из самых ярких, но странным образом неизвестных белых генералов - вот кто такой Слащёв-Крымский. Если бы не он - эпопея защиты Крыма от...

Признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением в судебном порядке

Признание гражданина утратившим право пользования жилым помещением в судебном порядке

В процессе разбирательства по гражданским делам, когда стоит вопрос пользования жилым помещением одним собственником, всегда встает вопрос, каким...

Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Осенний призыв в армию

Военные пенсионеры за россию и её вооруженные силы Осенний призыв в армию

Осенний призыв, повышение «невыездного» порога для должников, введение процедуры tax free и другие нововведения ждут жителей страны. 1 октября 2017...

Виды и размер стипендий студентам в россии

Виды и размер стипендий студентам в россии

Стипендия российских студентов значительно уступает аналогичным выплатам в развитых европейских странах. Государственная помощь – это все, на что...

feed-image RSS