Разделы сайта
Выбор редакции:
- Вкусный гарнир из цветной капусты - особенности приготовления, рецепты и отзывы
- Зеленые помидоры на зиму, простые рецепты вкусных зеленых помидор
- Салаты с кускусом — вкус, оригинальность и легкость водном блюде!
- Любовный гороскоп на декабрь водолей мужчина
- Совместимые в браке знаки зодиака Тест с каким знаком зодиака вы совместимы
- Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы
- Как влияет фамилия на судьбу человека
- Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт
- Оленина тушеная с овощами
- Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке
Реклама
Что вызывает гнев чацкого. Образ и характеристика Чацкого в комедии «Горе от ума. Сочинение по комедии а.с. грибоедова «горе от ума» |
В комедии мы встречаемся уже со зрелым Чацким, с человеком со сложившимися идеями, с определенными моральными требованиями. Рабской морали Фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое, декабристское понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими - таковы моральные принципы Чацкого. Подобно самому Грибоедову, он видит «не в наслажденьи жизни цель», а в служении обществу, родине. Понятие подлинной чести патриота, истинного сына отечества неразрывно связывалось у грибоедовского героя с желанием вольности, с ненавистью к самовластью, к крепостникам-вельможам, которые, будучи «грабительством богаты», выдавали себя за «отцов отечества». Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности. Рабство, крепостничество вызывает в нем резкий, решительный протест. В своей гневной речи против «судей» он разоблачает крепостническую основу грубо эгоистической философии наслаждения жизнью, присущей фамусовскому обществу. В «Несторе негодяев знатных», в помещике-балетомане, в грабителях, нашедших себе защиту в родстве, Чацкий страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Особенный гнев грибоедовского героя вызывают помещичьи насилия и издевательства над личностью крестьянина. Знаменитые слова Чацкого о «распроданных поодиночке» крестьянах имели тем большую силу, что подобные факты были в то время очень распространены. По признанию декабриста Штейнгеля, это место в комедии сильно его взволновало, оно напоминало современникам о подтвержденном в 1820 г. Государственным советом «праве» помещиков продавать крестьян поодиночке, разлучая родных. О том, что этим «правом» помещики пользовались очень часто, свидетельствует и то, что в литературе того времени на него указывал не один Грибоедов. В своем стихотворении «Смеюсь и плачу» В. Раевский обличает «барство дикое» почти что словами Чацкого:
И до и после Грибоедова передовая дворянская дореформенной эпохи в лице Пушкина, Герцена, молодого Тургенева обличала крепостной строй как строй насилия, кабалы, издевательств над крестьянами и прежде всего над беззащитными дворовыми слугами, которые в первую очередь испытывали «и барский гнев, и барскую любовь». Чацкий негодует не только на злоупотребления крепостным правом со стороны помещиков, а на весь крепостной строй в целом. Антикрепостническая идеология Чацкого проявляется в высокой оценке характера, нравственных качеств закрепощенного народа. В противовес клеветническим утверждениям помещиков-крепостников о крепостном крестьянстве, Чацкий говорит о бодром, умном, то есть, во фразеологии декабристов, свободолюбивом народе. Интересно отметить, что, в отличие от «Горя от ума», в котором народ сам почти не действует - о нем только говорится, Грибоедов в задуманной им позднее трагедии о 1812 годе собирался вывести народ, а основным героем своей новой пьесы предполагал сделать крепостного крестьянина. Сохранившийся план трагедии показывает, что Грибоедов избрал самую трагическую тему своего времени - противоречие между могучими силами русского парода, отстоявшего в борьбе с иноземными захватчиками свою национальную независимость, и его крепостной зависимостью. Трагедия была задумана очень широко, и основная ее коллизия раскрывалась писателем исторически верно, в реалистическом плане. Она должна была показать народный освободительный характер войны 1812 года и тот подъем национального самосознания русского народа, с которым явно не совмещалось существование крепостного права. Вся она проникнута глубоким сочувствием к народу, горячей верой в его могучие творческие силы, признанием его исторической роли. Грибоедов задумывается в этой трагедии над вопросом, поставленным еще Радищевым, чего мог бы добиться народ, «к величию и славе рожденный», если бы он был свободен. «Сам себе преданный,- что бы он мог произвести?» - с восхищением спрашивает драматург. 1. В чем прав и в чем неправ Чацкий. В своей комедии А. С. Грибоедов противопоставил Чацкого московскому обществу, наделив его чертами трагического, а не комического персонажа, однако именно в силу этого обстоятельства Чацкий поминутно оказывается в смешном положении. А между тем все, что он говорит, звучит живо и убедительно, да и на самом деле отнюдь не лишено смысла. Насмешки Чацкого над теми способами, которыми придворные достигали высоких чинов во времена Екатерины II, обличение крепостников-самодуров и приверженности русских ко всему западному, заграничному, несомненно, не лишены реальной основы. Нельзя не согласиться и с тем, что высокопоставленные «судьи», представления которых безнадежно устарели, могут здраво и непредвзято определить подлинные приоритеты общественного развития. Однако возникает вопрос, который волновал и А. С. Пушкина, кому Чацкий говорит все это? Ответив на этот вопрос, мы логически наталкиваемся на следующий: зачем он это делает? Если бы Чацкий выступал перед аудиторией, которая могла бы с сочувствием и пониманием воспринять его речи, возможно, от пылких (тирад и была бы хоть какая-то польза. Но тот круг лиц, который пытается обличить герой Грибоедова, заведомо не может положительно отнестись к подобным речам. Реакцию московского общества на Чацкого можно сравнить с камнем, брошенным в воду: некоторое время по поверхности разбегаются круги недоумения и негодования, но очень скоро это волнение уляжется, и о Чацком забудут. Его объявляют сумасшедшим, опасным, потому что он ополчается на самые основы существования общества. Но повторимся снова: зачем он это делает? Поведение Чацкого слишком смахивает на поведение ребенка, бездумно дразнящего гусей или злую собаку. Добрее эти существа от подобного обращения, понятно, не станут, а вот наброситься на источник раздражения захотят и непременно сделают это, если тому не будет серьезных препятствий. Таким образом, мы видим, что если сами по себе идеи, высказываемые Чацким, являются прогрессивными и разумными, поведение героя комедии разумным назвать трудно. Но каковы же воззрения Чацкого, которые столь резко бросает в лицо представителям «века минувшего» свои обвинения? Герой комедии Грибоедова с издевкой сравнивает то, как вели себя придворные прежних времен, с нынешней «бессловесностью». Сравнение, прямо скажем, не в пользу обеих эпох. Если раньше человек не останавливался перед откровенным шутовством, чтобы снискать милость монарха, то теперь стали больше думать о приличиях. Однако и то и другое вызывает у Чацкого едкую насмешку: Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,
...
Чацкий нигде не служит. Более того, известно, что он несколько лет назад сотрудничал с министрами, а потом перестал с ними общаться, так как он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Однако в чиновных кругах не в моде идеи бескорыстного служения родине: большинство чиновников думают лишь о том, как получить чин повыше и награждение побольше. В глазах этих людей поведение Чацкого выглядит очень странным. Но ему нет дела до их осуждения — он хорошо знает, что представляют собой эти люди: А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима...
Чацкий противопоставляет образу жизни московских «тузов» бескорыстный научный или творческий поиск, не связанный с мечтами о наживе, который нередко рассматривается как чудачество. Одновременно Чацкий обличает преклонение перед военным мундиром, характерное для его эпохи: Теперь пускай из нас один,
Особенно негодование у Чацкого вызывает слепое копирование всего иностранного," восторженный трепет перед авторитетом Запада. Вспоминая в разговоре с Софьей о преподавателе танцев, французе Гильоме, Чацкий с иронией замечает, что этот ловкий «кавалер» вполне мог бы жениться на какой-нибудь княгине — от русского «потребуют с именьем быть и в чине», а обходительному французу это вовсе не обязательно, учитывая преклонение русских перед иностранным шиком. В монологе о «французике из Бордо» Чацкий язвительно заявляет, что в России француз не обнаружил «ни звука русского, ни русского лица». Подобное заявление отнюдь не является преувеличением: например, А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» упоминал о том, что Татьяна плохо знала русский язык, поэтому ее письмо к Онегину было написано по-французски. Чацкий, обличающий подражание иностранцам, безусловно, прав — заимствуя что-то хорошее, не нужно превращаться в обезьяну, копирующую все до малейшей детали. Чацкого возмущают и восторженные вздохи сограждан, посвященные далекой и прекрасной Франции. В монологе о «французике из Бордо» Чацкий выступает не просто как патриот. Можно заметить, что его взгляды близки к воззрениям славянофилов. Чацкий выступает против засилья иностранных слов в русском языке, высмеивает французский покрой одежды, не слишком удобный и приспособленный к климатическим условиям России: Я одаль воссылал желанья
Итак, Чацкий в своих монологах затронул практически все современные ему проблемы России? алчность и спесь высокопоставленных чиновников, низкопоклонничество нижестоящих, произвол помещиков и позорное клеймо крепостного права, пренебрежение к высоким идеалам служения родине, науке или искусству, чрезмерное восхищение военными и слепое подражание иностранцам. Однако Чацким, высказывающим в своих монологах основной набор либеральных идей, движет не столько искреннее желание благотворных преобразований, сколько досада «на дочь и на отца и на любовника-глупца», то есть на Софью, Фамусова и Молчалина. Холодность Софьи, с которой Чацкий не виделся три года, сильно его задела. Поучения Фамусова, сделанные отеческим тоном в духе царящей в московском обществе морали, лишь усилили раздражение Чацкого. Кроме того, злость героя усиливается благодаря ревности — то к Скалозубу, то к Молчалину. А уж последнего, как типичного «бессловесного» низкопоклонника, Чацкий на дух не переносит, что явствует из его колкостей в адрес Молчалина. Узнав, кто являлся объектом чувств Софьи, Чацкий удаляется, унося свою оскорбленную гордость: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Задание: Образ Чацкого вызвал целую полемику в критике. Познакомьтесь с высказываниями русских писателей и критиков о главном герое комедии «Горя от ума». Какая точка зрения, на ваш взгляд, близка авторской позиции? А.С. Пушкин : «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен... В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми...» П.А. Катенин: «...в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он говорит много, бранит все и проповедует некстати». П.А Вяземский : «Сам герой комедии, молодой Чацкий, похож на Стародума. Благородство правил его почтенно; но способность, с которою он ex-abrupto проповедует на каждый попавшийся ему текст, нередко утомительна. Слушающие его речи точно могут применить к себе название комедии, говоря: «Горе от ума»! Ум, каков у Чацкого, не есть завидный ни для себя, ни для других. В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного». М.А. Дмитриев : «Г-н Грибоедов хотел представить умного и образованного человека, который не нравится обществу людей необразованных... Но мы видим в Чацком человека, который злословит и говорит все, что ни придет в голову; естественно, что такой человек наскучит во всяком обществе... Чацкий... есть не что иное, как сумасброд, который находится в обществе людей совсем не глупых, но необразованных, и который умничает перед ними, потому что считает себя умнее... Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы... представлен менее всех рассудительным». О.М. Сомов : «Грибоедов долженствовал бы сделать из Чацкого то, что французы называют un raisonneur, самое скучное и тяжелое лицо в комедии... Г. Грибоедов вовсе не имел намерения выставлять в Чацком лицо идеальное... Он представил в лице Чацкого умного и доброго молодого человека, но вовсе не свободного от слабостей: их в нем две... заносчивость и нетерпеливость. Чацкий сам очень хорошо понимает... что, говоря невеждам о невежестве и предрассудках и порочным о их пороках, он только напрасно теряет речи; но в ту минуту, когда предрассудки трогают его, так сказать, за живое, он не в силах владеть своим молчанием: негодование против воли вызывает у него поток слов, колких, но справедливых... Таков вообще характер людей пылких, и сей характер схвачен г. Грибоедовым с удивительной верностию». В.Г. Белинский : «Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами - значит быть глубоким человеком?.. Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе - только не от ума, а от умничанья... мы ясно видим, что поэт не шутя хотел изобразить в Чацком идеал глубокого человека, в противоречии с обществом, и вышло Бог знает что». А.П. Григорьев : «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы... честная и деятельная натура, при том еще натура борца». A.M. Скабичевский : «Чацкий - это яркое олицетворение современников Грибоедова... Чацкий был именно из тех безрассудных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками новых идей, готовы бывают проповедовать даже и тогда, когда их никто не слушает, как это и вышло с Чацким на балу у Фамусова». Кто же Чацкий - победитель или побежденный? С точки зрения общественного конфликта невозможно дать однозначного ответа на вопрос, победитель Чацкий или побежденный. С одной стороны, Чацкий побежденный: он объявлен в обществе сумасшедшим. Он нарушает покой фамусовского мира, его благопристойность, ведь «все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю»; Сдернута маска Молчалина; его судьба пока неопределенна, но на какое-то время этот герой тоже потерял равновесие; Наступило «прозрение» Софии; Некогда монолитное фамусовское общество «века минувшего» обнаружило «среди своих» непримиримого противника, отличающегося от них не только «инакомыслием», но и «инако-поведением»; Победа Чацкого уже в том, что на сцене он появляется как представитель нового времени, нового века (деталь - Лиза переводит стрелки часов в доме Фамусова - с появлением Чацкого начинается отсчет нового времени в комедии). На сцене Чацкий одинок, однако есть внесценические персонажи, свидетельствующие о наличии у главного героя единомышленников (двоюродный брат Скалозуба, племянник Тугоуховской, профессора педагогического университета), - так раскрывается авторская позиция: уверенность Грибоедова в грядущей победе Чацкого. СОЧИНЕНИЕ ПО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» 1. Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». 2. «Век нынешний» и «век минувший» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». 3. Два патриотизма в комедии (спор Чацкого и Фамусова о Москве). 4. «София начертана не ясно...» (А.С. Пушкин) 5. Любовь в понимании Чацкого и Софии. 6. Смешон или страшен Молчалин? 7. «Горе от ума» - комедия или драма? 8. Читая комедию Грибоедова... (эссе)
Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени, воплотившего в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. Чацкий в комедии «Горе от ума» противопоставлен лагерю старой Москвы, врагам свободомыслия и просвещения. Это представитель нового, молодого поколения, идущего другими путями, нежели фамусовы и молчалины. Вот как представляет себя грибоедовский герой: Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науке он вперит ум, алчущий познаний, Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим «высоким и прекрасным». Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимость личности. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных он противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли и обязанностей человека. Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного поклонения перед «мнениями чужими», независимость и гордое достоинство вместо низкопоклонства и лести перед высшими, служение делу, а не лицам во имя чести и блага родины – таковы моральные принципы главного героя комедии. Он страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу, в силу слова. В этом и заключается смысл духовной драмы Чацкого. Он терпит горе от своего ума, глубокого в критическом отношении к эгоистическому и неразумному миру фамусовых и скалозубов, но еще слабого в определении правильных путей борьбы за преобразование действительности. Как уже говорилось, Чацкий был подлинным представителем века Просвещения. Причины уродливости жизни он и видел в неразумности общества. Герой верил в то, что крепостной строй можно изменить и исправить воздействием благородных гуманных идей. Но жизнь нанесла этим надеждам и мечтаниям страшный удар, разбив не только общественные, но и личные надежды Чацкого. Но ведь горе от своего ума испытывает не только Чацкий, но и весь фамусовский мир. Ведь главный герой чувствовал себя человеком «нынешнего века» и отнюдь не сознавал себя одиноким. И, несмотря на свое «горе», чацкие наносят страшный удар по миру фамусовых, молчалиных и скалозубов. Спокойное и беспечное существование этого общества кончилось: его философию жизни осудили и против него восстали. И если чацкие пока слабы в своей борьбе, то фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Итак, центральной проблемой и важнейшим идейным спором комедии является противоречивое отношение героев к «уму». Горе от ума – это ситуация, когда человек живет, руководствуясь усвоенной системой стереотипов. Чацкий в этом смысле ничем не отличается от других. Его трагедия в избытке энтузиазма при недостаточном осмыслении своих реальных целей. План
Комедия «Горе от ума» была написана в первой трети 19 в. Это время характеризуется сложной политической обстановкой. В Росии, пробужденной войной 1812 г., поднимается волна протеста против крепостного права. В передовых кругах зарождаются тайные общества. Происходит столкновение двух общественно-политических лагерей. В комедии Грибоедов изобразил с исторической точностью этот конфликт. Главный герой комедии Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом, начинаются его терзания. Что же терзает Чацкого? Главное – это те общественные отношения, которые существовали в России. Крепостное право было ненавистно каждому свободомыслящему человеку. Чацкий изображен в комедии не просто как «свободы сеятель пустынный», а как будущий декабрист: «...мильон терзаний С гневом и болью обличает он в своих монологах ярых крепостников. Ненавистью звучат его слова о «Несторе негордяев знатных», о помещике-балетомане. Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимости личности. Особый гнев у него вызывают помещичьи издевательства над личностью крестьянина: «Амуры и зефиры все Чацкий любит народ, называет его «добрым и умным», отсюда его страдания о судьбе народа. Особенно заставляют страдать Чацкого пороки фамусовского общества. Это общество тормозит всему передовому, преграждает ему путь к народу. Особенно ненавидят они просвещение: «Ученость – вот чума, То, что общество яростно сопротивляется воздействию благородных идей, наносит удар по философии Чацкого и прибавляет ему терзаний. Идеал видят эти люди в армии. Это порождение эпохи Аракчеева, который видел в армии оплот крепостничества. На скалозубах держится крепостное право и трон, поэтому они так дороги фамусовым и ненавистны Чацкому. «Мундир! Один мундир! Преклонение вызывает и фрак иностранца, что также больно видеть Чацкому. Он говорит о «французике из Бордо», которому в России не встретилось «ни звука русского, ни русского лица». Чацкий выступает против «пустого, рабского, слепого подражанья». Но когда Чацкий произносит эти слова, все убеждаются, что он сумасшедший. Образ Чацкого – образ гражданина в высоком понимании этого слова. Рабской морали фамусовых и молчалиных Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга; он готов служить Родине, ее интересам. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В этом также заключено страдание героя. Высокое понимание долга – светлая сторона личности Чацкого. Трагическая коллизия между долгом и чувством обрывает трагически все в душе Чацкого. Его преследует мысль, что он одинок: «И в многолюдстве я потерян», - говорит он. Чацкий нанес сокрушительный удар по барской Москве, по ее тузам, которые не только живут, но и умирают. |
Читайте: |
---|
Популярное:
К чему это - разбиться во сне?![]() |
Новое
- Зеленые помидоры на зиму, простые рецепты вкусных зеленых помидор
- Салаты с кускусом — вкус, оригинальность и легкость водном блюде!
- Любовный гороскоп на декабрь водолей мужчина
- Совместимые в браке знаки зодиака Тест с каким знаком зодиака вы совместимы
- Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы
- Как влияет фамилия на судьбу человека
- Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт
- Оленина тушеная с овощами
- Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке
- Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”