Главная - Здоровье детей и взрослых
Моральные принципы охватывают. Моральные принципы и мораль в жизни человека

В этом параграфе нам надобно рассмотреть, так сказать, «рабочий инструментарий» науки этики. Поскольку многие аспекты этических понятий уже были рассмотрены, его задача – изложить их в виде некоторой системы и дать недостающие характеристики тех понятий, которые еще не получили достаточно четких определений.

Выше мы говорили о приоритетности моральной деятельности. Теперь же наша задача уяснить, в чем же заключается деятельная сторона морали, каковы ее «функциональные обязанности» или, попросту говоря, функции морали.

1. Регулятивная функция . Функция нравственного регулирования взаимоотношений между людьми является главной и определяющей. Она охватывает ту сферу отношений, которая не регулируется правом, и в этом смысле она дополняет право. Однако такое определение будет и неполным и неточным, если не принимать во внимание то обстоятельство, что все правовые нормы также утверждают справедливость, также служат добру или благу общества и граждан и поэтому носят безусловно нравственный характер. Регулятивная функция являет собой непрерывный процесс приведения реального поведения личностей, служебных коллективов и государственных и общественных институтов в соответствие с действующими в обществе моральными нормами. В этих целях

используются такие «инструменты» регулирования нравственных отношений, как: морально-этические принципы, общественное мнение, моральный авторитет, традиции, обычаи, заповеди, привычки. На непосредственно практическом уровне регуляция осуществляется через посредство норм (простых норм нравственности): норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а также норм-образцов (этикетных норм). Регулятивная функция является базовой в системе функций: все остальные функции – каждая по-своему – в той или иной степени «обслуживают» ее.

2. Оценочная (аксиологическая) функция . Как уже указывалось выше, любой акт морали (поведенческий или духовный) определяется той или иной системой ценностей. Предметом оценки под углом «морально – аморально» или «нравственно – безнравственно» являются поступки, отношения, намерения, мотивы, моральные воззрения, личностные качества и т.д.

3. Ориентирующая функция . Простые нормы нравственности являются «простыми» только в теории. В конкретной действительности, на практике прежде чем вынести моральное суждение и реализовать ту или иную норму в поступке или в поведении, приходится взвесить порой довольно значительное количество обстоятельств, каждое из которых может побуждать нас к применению различных (иногда даже взаимоисключающих) норм. Выбрать из множества норм единственно правильную, справедливую может только хорошее владение наукой этикой, высокий уровень нравственной культуры, которые и являются механизмом, способным нам дать точный ориентир. Именно они способны помочь нам выработать систему моральных приоритетов, являющуюся «компасом», позволяющим нам выявить наиболее нравственную линию поведения.

4. Мотивационная функция. . Эта функция позволяет оценивать поступки, цели и средства с точки зрения побуждающего намерения. Мотивы или мотивации могут быть моральными и аморальными, нравственными и безнравственными, благородными и низменными, корыстными и бескорыстными и т.д.

5. Познавательная (информационная) функция – направлена на приобретение этических знаний: принципов, норм, кодексов и пр., являющихся источником информации об общественных нравственных ценностях и о системах таких ценностей, исходных пунктах морального выбора в обычной и экстремальной обстановке, в обычных и конфликтных ситуациях, которые в комплексе помогают сформулировать модель нравственного поведения.

6. Воспитательная функция . Любая система воспитания – это прежде всего система нравственного воспитания (ряд ученых считает, что воспитанием является только нравственное воспитание, все остальное – просто общение). Нравственное воспитание приводит в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, переводит нравственные знания в нравственные убеждения личности, развивает способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

7. Коммуникативная функция . На кораблях, самолетах и других быстро движущихся объектах устанавливается специальное устройство, которое при получении соответствующего запроса отвечает сигналом, условно называемым «я свой». Точно такой же способностью обладает всякая система моральных ценностей (в том числе и профессиональных), и только на основании этого «сигнала» возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка. Конечно, в процессе служебной деятельности осознание сигнала «я свой» и действенная коммуникация на его основе осуществляется не только моральным его компонентом, но тем не менее он играет в этом процессе одну из главных ролей.

8. Идеологическая функция . Назначение этой функции заключается в том, чтобы обосновывать моральность политических и экономических целей и интересов того или иного класса, социального слоя, группы, общественного движения и т.д. В этом смысле она призвана нравственно консолидировать социально неоднородное общество. Мораль правящего класса или социальной группы, так же как и их цели и интересы идеологическими средствами всегда представляются как цели, интересы и мораль всего общества. И пока в определенной степени эта мораль отвечает всеобщим интересам, общество воспринимает это обстоятельство позитивно. В противном случае общество консолидируется вокруг противоположных моральных, политических и идеологических ценностей, где основополагающую роль начинает играть революционная мораль, провозглашающая главной нравственной целью борьбу за свержение существующего политического режима.

9. Мировоззренческая функция . В этом плане мораль рассматривается как нравственные устои личности, выработанная ею система нравственных ценностей, посредующая все ее политические, религиозные, эстетические, философские и иные воззрения. Мировоззренческая функция очень близка к аксиологической функции с той разницей, что в данном случае она охватывает основные, так сказать, первоначальные понятия и представления человека об окружающей его действительности.

Важнейшими моральными ценностями для сотрудника правоохранительных органов являются: верность Родине, присяге и избранной профессии, нравственная цельность (единство слова и дела, убеждений и поступков), соблюдение чести и чувства достоинства, неподкупность и взаимовыручка.

Если обратиться к моральному сознанию, то главенствующую роль здесь играют принципы морали . Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Они отличаются сравнительной устойчивостью и конкретизируются в моральных нормах. Их стабильность и жизнеспособность определяются конкретными условиями определенной социальной и профессиональной среды той или иной исторической эпохи. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. В этом их существенное отличие от нравственных норм, отступление от которых в определенных жизненных ситуациях не только допустимо, но порой и необходимо. В рамках требований, предъявляемых к службе в правоохранительных органах, основными принципами морали являются: гуманизм, коллективизм, справедливость, патриотизм, добросовестное отношение к труду, критическая самооценка. Некоторые из них следует рассмотреть подробнее.

Коллективизм является одним из важнейших принципов не только профессиональной, но и общечеловеческой морали (противоположным принципом является индивидуализм). В нем заключается самая главная сущность взаимоотношений личности и общества. Как правило, все социальные и профессиональные интересы индивидов посредуются личным интересом, с которым они тесно переплетены, причем разорвать эту связь обычно практически невозможно. Констатируя это обстоятельство, шотландский экономист и философ Адам Смит (ХVIII век) разработал теорию «разумного эгоизма», где он пытался найти разумный баланс между общественными и личными интересами индивидов. Однако и наука и практика отчетливо показали, что найти такой баланс раз и навсегда для всех ситуаций невозможно, и поэтому в этике были утверждены два взаимоисключающих, но достаточно абстрактных принципа: коллективизм и индивидуализм, где речь шла лишь о приоритетности того или другого начала. Применительно к социально-политическим реалиям современности принцип коллективизма как ведущий принцип присущ социалистическому обществу, а принцип индивидуализма – обществу буржуазному. Что же касается правоохранительной служебной среды, то здесь принцип коллективизма однозначно является строго обязательным для успешной организации служебной деятельности, единственно возможным для результативного противостояния криминальному миру. И хотя интересы членов служебного коллектива всегда разнородны, эффективность работы коллектива прямо зависит от целеустремленности и единства его действий, а следовательно, прежде всего от того, насколько интересы коллектива осознаются его членами как приоритетные по сравнению с личными интересами людей, его образующих. Есть хорошая английская поговорка: «Если ты не можешь делать то, что тебе нравится, пусть тебе нравится то, что ты делаешь». В самом прямом смысле это относится и к сочетанию личных и служебных интересов: если ты не можешь согласовать личные интересы со служебными, пусть служебные интересы станут твоим личным интересом. В противном случае тебе следует уходить из органов.

Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

1. Единство цели и воли . Единая цель сплачивает людей, организует и направляет их волю. Цели деятельности служебного коллектива определяются как задачами, которые ставит перед коллективом руководство, так и сознанием необходимости требований повседневной службы. И если первый фактор носит в основном внешний, строго императивный характер, то второй фактор в немалой степени определяется нравственно-психологическим климатом коллектива и нравственной воспитанностью его членов.

2. Сотрудничество и взаимопомощь . Это одно из главнейших условий принципа коллективизма. В коллективах правоохранительных органов эта сторона коллективизма проявляется особенно действенно. «Сам погибай, а товарища выручай» – не простой лозунг, но коренной принцип служебного взаимодействия в органах, получивший неоднократное подтверждение на практике. Однако это сочетается с принципиальностью и не имеет ничего общего с круговой порукой, покрывательством недобросовестных работников, лодырей, прогульщиков. В противном случае появляются основания говорить о нравственной деформации коллектива, о его «заболевании» и о необходимости его срочного «лечения».

3. Демократизм . Даже в таких жестко нормативно организованных структурах, как правоохранительные органы, существует немало аспектов службы, которые определяются коллективным решением. И чем более сплоченным и морально сознательным является тот или иной коллектив, тем более возникает предпосылок у руководства для делегирования властных полномочий при принятии решений самим членам служебного коллектива, для перехода от командно-административных отношений к отношениям делового сотрудничества, базирующегося на общем интересе и общей ответственности за успешное решение служебных задач.

4. Дисциплина . В нравственно зрелом коллективе дисциплина не является тяжелым бременем, но осознанной необходимостью. Именно сознательное исполнение дисциплинарных требований обеспечивает требуемую результативность служебной деятельности, и именно в таком коллективе всякое нарушение дисциплины воспринимается его членами как помеха, как препятствие на пути реализации общих служебных целей и интересов, и именно в таком коллективе воздействие его членов на «воспитание» нарушителя оказывается эффективнее самых жестких дисциплинарных санкций руководства.

Гуманизм как нравственный принцип в обыденном понимании означает человечность, любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и полноценную возможность для саморазвития. Гуманизм – требование современной эпохи, ее ведущий принцип, в частности пронизывающий все отрасли права и определяющий все нормы морали. Применительно к правоохранительной деятельности гуманизм лежит в основе всей системы нравственно-правовых отношений между сотрудниками правоохранительных органов и гражданами. Гуманистичность содержания правоохранительной деятельности заключается в самой ее сущности, которая определяется как обеспечение социальной стабильности, охрана общественного порядка в стране, собственности, прав, свобод и законных интересов граждан, предприятий, организаций и учреждений от преступных посягательств и иных антиобщественных действий. Требования принципа гуманизма являются не только сутью профессиональной морали, но и служебным долгом, который обязывает сотрудников правоохранительных органов быстро и своевременно реагировать на все недостойные поступки и тем более правонарушения. Невыполнение этих требований осуждается как законом, так и общественным мнением. Таким образом, гуманизм деятельности правоохранительных органов проявляется в том, что она направлена на борьбу со злом и защиту интересов всего общества и каждой личности в отдельности от нарушений норм права и морали и тем самым обеспечивает условия для счастья и всестороннего развития человека как высшей социальной ценности.

Гуманизм сущности и целей деятельности правоохранительных органов определяет и такой аспект службы органов, как профилактика правонарушений и преступлений. Используя различные средства предостережения и убеждения, работники органов раскрывают населению гуманистическое, общественно необходимое содержание норм нашей морали и права, недопустимость аморального, антиобщественного и тем более преступного поведения, наносящего огромный и непоправимый ущерб обществу, людям и самому нарушителю, способствуют осознанию каждым лицом моральной и правовой ответственности за совершенные им аморальные и противоправные поступки. Если меры убеждения оказываются недостаточными, государство прибегает к принуждению. Однако и здесь проявляется гуманистичность: с одной стороны, абсолютное большинство граждан оказываются социально защищенными, а с другой – этим останавливаются те граждане, которые становятся на путь преступных деяний и которые не в состоянии самостоятельно сойти с этого пути.

Единство принципов справедливости и законности . Важнейшим принципом профессиональной морали сотрудников правоохранительных органов является принцип справедливости. Справедливость – не только принцип морали. Этот принцип охватывает практически все сферы человеческой деятельности и человеческих отношений, и прежде всего помимо морали – сферы права и политики. Как способ моральной регуляции принцип справедливости обязывает учитывать все аспекты деятельности индивидов: их социальное положение, заслуги, возрастные и физические возможности – и устанавливать соответствие между практической деятельностью индивидов и их социальным (и служебным) положением, между заслугами людей и их общественным признанием, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, преступлением и наказанием и т.д. Несоответствие в этих отношениях воспринимается как несправедливость. Сотрудники органов прекрасно знают, что не наказание воспринимается преступниками болезненно, а несправедливость (в том числе и прямой обман, как один из ее видов).

Справедливость, регулирует все сферы общественной жизнедеятельности, но наиболее зримое воплощение она получает в правовой системе, поскольку именно она регулирует наиболее важные звенья общественной жизни. Праву принадлежит главенствующая роль в пресечении различного рода нарушений справедливости: преступного обогащения, протекционизма, незаслуженной привилегированности и пр. Принцип справедливости предусматривает обеспечение социальных гарантий: охрану здоровья, право на получение образования, жилья, пенсии в старости и при получении инвалидности и т.д. Соответствие между целями и средствами, необходимыми для их достижения, – одно из важнейших проявлений принципа справедливости. В качестве реализации целей права выступают санкции, предусмотренные правовыми актами. Применение их всегда сопряжено с ущемлением интересов личности, с претерпеванием ею определенных лишений, поэтому здесь принцип справедливости должен выдерживаться особенно четко. Важнейшие требования принципа справедливости, предъявляемые к санкциям, состоят в следующем: а) санкции должны применяться лишь к тем, кто действительно нарушил закон; б) санкции должны обеспечивать восстановление нарушенных прав после отбытия наказания в полном объеме; в) между санкциями, устанавливающими меру ответственности за различные противоправные деяния, должны соблюдаться определенные пропорции: более опасные правонарушения должны наказываться более строго; г) суды должны иметь возможность индивидуального наказания с учетом конкретных обстоятельств; д) за одно правонарушение никто не должен наказываться дважды.

Заключение

Таким образом, профессиональная этика - это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человеческая личность или социальные группы обществ а.

Если проанализировать все многообразие этических норм, выработанных нравственным опытом самых различных профессий, то мы увидим много общего в профессиональных кодексах специалистов.

Так, например, и педагог, и участковый инспектор милиции выполняют функцию воспитания. Несмотря на существенные различия, вытекающие из условий работы педагога и участкового инспектора, их должны объединять те общие моральные качества, которые необходимы для успешной воспитательной деятельности (чуткость, тактичность, вежливость, доброжелательность и др.).

Общие моральные качества объединяют и представителей так называемых «мужественных профессий» - летчиков, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел (смелость, стойкость, находчивость, решительность, самоотверженность).

Можно сделать вывод о том, что профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел - это наука о применении общих норм и принципов морали в служебной деятельности и повседневном поведении сотрудников, об осуществлении нравственных принципов и требований в процессе деятельности по охране правопорядка и борьбе с правонарушениями, а также о формах и методах воспитания у сотрудников нравственной культуры, высоких нравственно-профессиональных качеств.

Иногда можно встретить мнение, что существование профессиональной морали якобы оправдывает наличие профессионально - нравственных норм, ограничивающих или вообще устраняющих действие ряда общих нравственных норм и принципов. Однако профессиональная этика возлагает прежде всего дополнительные нравственные обязанности на представителей той или иной профессии, ни в коем случае не давая права нарушать какие-либо общие нравственные принципы и нормы.

Поскольку правоохранительным органам доверяются такие ценности, как честь и достоинство человека, его доброе имя, а иногда и жизнь, то непременным условием профессионализма сотрудников данной сферы является соблюдение ими этических норм.

Подчеркнем в заключении, что этика (нравственная философия) концентрирует в себе извечные размышления, переживания людей о самих себе, о своих отношениях с ближними и дальними, с Вечностью.

Словом, изучается не признак, не фантазия, а реальность. Исследуется крайне важный. Священный для личности и общества феномен, одухотворяющий, вызывающий все проявления человеческой жизни.

Здесь невольно вспоминается высказывание одного из мыслителей поздней античности: «Истина слишком велика, чтобы к ней вела одна дорога».

В ходе изучения этики, в процессе нравственного воспитания мы познакомимся с опытом нравственных исканий различных поколений, попытаемся уйти от упрощенных суждений и оценок и выработать свою позицию. Соответствующую высоте нравственных ценностей.

В заключении уместно привести следующее изречение французского философа М.Монтеля:«пусть наставник заставляет своего ученика как бы просеивать через сито все, что ему преподносят… Пусть учитель изложит ему, чем отличаются эти учения друг от друга; ученик же, если будет ему по силам, пусть сделает выбор самостоятельности, по крайней мере, остается при сомнении».

И тем не менее, как был прав Демократ утверждая:»Не говори и не делай ничего другого, даже если ты наедине с собой. Учись гораздо более стыдиться самого себя, чем других».


Ряд ученых рассматривает понятия «мораль» и «нравственность» как синонимы.

Гегель Г.В.Ф. Философия права // Соч. М.–Л., 1934. Т. 7. С. 186.

Там же. С. 235.

Очень хорошо писал о деятельной природе нравственности В.Г Белинский: «Так как сфера нравственности есть по преимуществу сфера практическая, а практическая сфера образуется преимущественно из взаимных отношений людей друг к другу – то здесь, т.е. в этих отношениях и больше нигде, – должно искать нравственного человека, а не в том, как человек рассуждает о нравственности, или какой системы, какого учения и какой категории нравственности он держится» (Белинский В.Г . Полн. собр. соч. Т.7. С. 392).

Примечательно, что в латинском языке – языке Древнего Рима – слова «закон» (jus) и «справедливость» (justitia) – одного корня и что сам термин «юстиция», охватывающий всю систему права, являет собой воплощение одного из важнейших нравственных принципов – принципа справедливости.


Похожая информация.


Человек, находясь в обществе, вынужден подчиняться особым правилам поведения, которые сформулированы в правовых нормах, обычаях, обрядах, нравственных установках, вынужден считаться с интересами других людей, то есть человек обладает нравственным сознанием. Истоки нравственного сознания восходят к обычаям, закреплявшим те поступки, которые по опыту поколений оказывались полезными для сохранения и развития общества и человека.

Нравственное сознание общества проявляется в различного рода социальных запретах, которые выражаются понятиями нравственного долга, совести, достоинства, чести, добра, зла и т. д. Возникавшие нравственные нормы не были юридически закреплены, но это не означало, что их можно не выполнять. За выполнением этих норм следило общество. Для человека важно было его одобрение или порицание. Нравственные мучения бывают намного ощутимее, болезненнее переживаются, чем правовые наказания, не зря в народе их называют муками совести. Нравственность определяет человеческое в человеке. Известно, что человек - единственное существо в мире, которое не получает свою сущность фактом рождения. Каждый родившийся ребенок должен пройти долгий путь социализации, чтобы стать человеком. Дети, не воспитанные в человеческом обществе, например, попавшие при рождении к животным, так никогда и не становились впоследствии людьми, даже вернувшись в общество.

Нравственность - это та фундаментальная черта, которая определяет человеческий облик как таковой, поэтому общий прогресс человеческого общества неотделим от нравственного прогресса Юридическая, или правовая, оценка деятельности человека опирается на законы, правовые нормы, правительственные решения. Правовые нормы в отличие от моральных устанавливаются государством, а их реализация обеспечивается принудительной силой. Моральная (нравственная) оценка - это одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований, которые содержатся в моральном сознании общества. Это выражается в таких понятиях морали, как совесть, гордость, стыд, добро, зло, справедливость, честь, достоинство, порядочность. Моральное поведение отли

чается от правового тем, что человека не принуждает никакая внешняя сила - ни закон, ни правитель, ни бог. Нравственное поведение - это всегда сознательный, свободный выбор человека. Человек, лишенный внутреннего, нравственного стержня, - это несвободный человек. Он раб природы, людей, собственных страстей.

На обыденно-практическом уровне нравственность функционирует как совокупность реальных нравов общества, выраженных в песнях, сказках, загадках, пословицах, поговорках, обрядах, обычаях, образе жизни. Простые нормы нравственности - это общепризнанные, признаваемые всеми правила поведения. Но они не даются человеку с рождением, не являются понятными без разъяснения. Нравственные оценки прививаются в процессе реального воспитания человека, узнавания им, что такое хорошо и что такое плохо.

На теоретическом уровне формируется определенный общественный идеал, который хотя и не всегда совпадает с действительностью, но нужен обществу как определенный ориентир в реальном поведении и его оценке. Этот идеально-теоретический уровень называют словом мораль (от латинского mores - нравы). Мораль - это совокупность поддерживаемых общественным мнением и внутренним убеждением людей норм, правил поведения человека в обществе, представления его о добре и зле, справедливости и несправедливости. У многих народов складывались свои специфические моральные требования, которые могли изменяться с течением времени. Нормы морали фиксировались в разных заповедях и предписаниях. По мере развития человечества устанавливался общий для всех идеал, который выражался в определенных моральных кодексах.

В процессе исторического развития общества сложились системы моральных установок (императивов) как совокупность идеальных истин. Чаще всего эти установки вкладывались в уста бога или подкреплялись его авторитетом. Первые известные моральные кодексы даны в Библии (например, в десяти заповедях Моисея, в Нагорной проповеди Христа), в учении Мухаммеда и Будды. В этих учениях излагались требования, связанные с основами взаимоотношения людей: не убивать, не грабить, помогать в беде, говорить правду, выполнять обещания. Осуждались жадность, трусость, эгоизм, лицемерие, жестокость, обман, зависть. Одобрялись честность, скромность, великодушие, верность, доброта.

Для разных социально-классовых групп существуют различные моральные оценки. Так, например, то, что признавалось в рыцарской морали средневековья для высшего класса (поклонение прекрасной даме) было неприемлемо для крестьян. Не требовалось от них и быть благородными, сохранять верность слову, быть храбрыми. В крестьянской среде ценились такие черты, как трудолюбие, терпение, умелость. И даже такие, казалось бы, общие для всех понятия, как верность слову, честность, доброта, отзывчивость, принимали различные оттенки в разных социально-классовых группах.

В современном обществе возрастает значимость моральных ценностей. Это связанно с необходимостью выживания человечества в условиях кризисной ситуации нашего мира.

Моральные нормы позиционируют все доброе как важную личную и общественную составляющую. Соотносят светлые проявления с желанием людей поддерживать единство в межличностных отношениях. Во всем этом нужно подробно разобраться, чтобы достичь совершенства в нравственном плане.

Фундамент для построения гармоничного общества

Моральные нормы и принципы обеспечивают достижение гармонии и целостности, когда люди заводят между собой отношения. Кроме этого, появляется больший простор для создания благоприятной среды в собственной душе. Если добру отведена созидательная роль, то злу - разрушительная. Злонамеренные замыслы вредят межличностным связям, они занимаются разложением внутреннего мира индивида.

Моральные нормы человека еще и потому важны, что целью их является целостность доброты в человеке и ограничение его негативных проявлений. Нужно осознать тот факт, что душе необходимо поддержание доброго внутреннего климата, поставить себе задачу стать благонравным.

Моральные нормы подчеркивают долг каждого человека отказаться от греховного поведения как в отношении себя, так и окружающих людей. Следует принять на себя обязательство перед обществом, которое, однако, не усложнит нашу жизнь, а, наоборот, улучшит ее. То, насколько человек чтит морально-этические нормы, контролируется внешним миром. Идет корректировка с помощью общественного мнения. Изнутри проявляется совесть, которая тоже заставляет нас действовать верным образом. Поддаваясь ей, каждый человек осознает свой долг.

Свободный характер принятия решений

Моральные нормы не приносят за собой материальных наказаний. Человек сам решает, следовать им или нет. Ведь и осознание долга - это тоже дело индивидуальное. Чтобы придерживаться верного пути с открытой душой, нужно обеспечить отсутствие довлеющих факторов.

Люди должны осознавать, что поступают правильно не из-за возможного наказания, а из-за награды, что появится в результате в виде гармонии и всеобщего достатка.

Речь идет о наличии личного выбора. Если в обществе уже выработаны некоторые правовые и моральные нормы, часто именно ими диктуется подобное решение. В одиночку его принять непросто, ведь вещи и явления имеют ровно ту ценность, которой мы их наделяем. Не всякий готов пожертвовать личными интересами ради того, что считают правильным в общем смысле.

Обезопасить себя и окружающих

Иногда в душе личности царствует эгоизм, который потом ее же и пожирает. В том забавная особенность этого неприятного явления, что человек ждет слишком многого от окружающих и, не получая этого, считает себя никому не нужным, никчемным. То есть не так далека дорога от самолюбования к самобичеванию и страданию на этой почве.

А ведь все весьма легко - научиться дарить радость другим, и они начнут делиться благами с тобой. Вырабатывая морально-этические нормы, общество может обезопасить себя от ловушек, в которые само же и угодит.

У разных групп людей может и свод негласных правил отличаться. Иногда индивид может оказаться зажатым между двух позиций, из которых нужно выбирать. Например, молодой человек получил просьбу о помощи одновременно от матери и жены. Чтобы всем угодить, ему придется разорваться, в итоге кто-то по-любому скажет, что он поступил не по-человечески и что слово «нравственность» ему, видимо, неизвестно.

Так что моральные нормы - это весьма тонкая материя, в которой нужно хорошенько разобраться, чтобы не запутаться. Имея кое-какие шаблоны поведения, проще строить на их основе собственные поступки. Ведь за действия нужно нести ответственность.

Для чего нужны данные нормы?

Моральные нормы поведения имеют такие функции:

  • оценка того или иного параметра в сравнении с представлениями о добре и зле;
  • регулировка поведения в обществе, установка того или иного принципа, законы, правила, по которым будут действовать люди;
  • ведение контроля над тем, как выполняются нормы. Этот процесс основан на общественном осуждении, или базисом его является совесть индивида;
  • интеграция, целью которой является поддержать единство людей и целостность нематериального пространства в человеческой душе;
  • воспитание, в ходе которого должны быть сформированы добродетели и способность верно и обоснованно делать личностный выбор.

Определение, которое получает мораль и ее функции, говорит о том, что этика разительно отличается от других областей научного знания, которые нацелены на реальный мир. В разрезе этой отрасли познания говорится о том, что должно быть создано, вылеплено из "глины" человеческих душ. Многими научными рассуждениями большая часть внимания оказана описанию фактов. Этикой же предписываются нормы и оцениваются поступки.

Какую специфику носят моральные нормы

Есть определенные их отличия на фоне таких явлений, как обычай или правовая норма. Нередки случаи, когда мораль не идет вразрез с законом, а, напротив, поддерживает и укрепляет его.

Кража не только наказуема, но еще и осуждается обществом. Порой заплатить штраф даже не так сложно, как навеки лишиться доверия окружающих. Бывают и такие случаи, когда право с моралью расстаются на их общем пути. Например, то же воровство человек может совершить, если на кону жизнь родных людей, тогда индивид считает, что цель оправдывает средства.

Мораль и религия: что общего?

Когда был силен институт религии, она тоже играла важную роль в формировании моральных устоев. Тогда они подавались под видом высшей воли, ниспосланной на землю. Те, кто не выполнит божье веление, творили грех и не только осуждались, но и считались обреченными на вечные муки в аду.

Религия преподносит мораль в виде заповедей и притч. Все верующие должны исполнять их, если претендуют на чистоту души и жизнь в раю после смерти. Как правило, в разных религиозных концепциях заповеди схожи. Осуждается убийство, кражи, ложь. Грешниками считаются прелюбодеи.

Какую роль играет мораль в жизни общества и индивида

Люди подвергают свои действия и поступки окружающих оценке с точки зрения морали. Это применимо к экономике, политике и, разумеется, духовенству. Подбирают моральный подтекст для обоснования тех или иных решений, принимаемых в каждой из этих сфер.

Нужно придерживаться норм и правил поведения, служить общему благу людей. Присутствует объективная нужда в коллективном ведении жизни общества. Поскольку люди нуждаются друг в друге, именно моральные нормы обеспечивают их гармоничное сосуществование. Ведь человек не может существовать в одиночестве, и вполне объяснимо его стремление к созданию честного, доброго и правдивого мира как вокруг себя, так и в собственной душе.

Моральные принципы (основные фундаментальные представления о должном поведении человека на которых базируются нравственные нормы)

К основным принципам относится:

1. Гуманизм (мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности;)

2. Альтруизм (нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение интересов другого человека (людей). Как правило, используется для обозначения способности приносить свою выгоду в жертву, ради общего блага.)

3. Толерантность (обозначающий терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям[)

4. Справедливость

5. Коллективизм

6. Индивидуализм

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки

Моральное сознание система взглядов идей и представлений о должном поведении соответствующим соц интересам.. моральное отношение совокупность тех зависимостей и связей в которые.. моральное поведение внешнее проявление морального сознания является результатом становления личности и ее..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Сформулируйте понятие и охарактеризуйте сущность, задачи этики как науки
Этика пришла с Др. Греции Этика – область знаний о сущности морали законах ее возникновения и функционирования. Этика – особое гуманитарное знание предметом, которого является мор

Охарактеризуйте юридическую этику как вид профессиональной этики, ее предмет
Проф. Этика – кодексы поведения обеспечивающие н6равственный характер взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их проф. деятельности. Юридическая этика, как отрасль этики – совок

Дайте понятие и охарактеризуйте систему морали
Мораль – система норм и принципов определяющих характер взаимоотношений между людьми в соответствии с принятыми в обществе понятиями о добре и зле, справедливо и не справедливом, дост

Общие св-ва морали и права
1. Являются целостной системой нормативного регулирования т.к. представляют собой разновидности соц норм 2. Одни и те же цели и задачи 3. Один и тот же предмет регулирования, регу

Определите критерии различия морали и права
Право – совокупность общеобязательных гос предписаний и принципов выражающих согласованную волю различных групп, людей в обществе, выступающих мерой свобод и ответственные за их прост

Сформулируйте правовые и нравственные начала правосудия
№ 7 правосудие и нравственное содержание правосудия Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и разрешению судами уголовных и гражданс

Требования содержащиеся в нормативно правовых актах
Во всеобщей декларации прав человека (принятой ООН 10 декабря 1948г.) Ст 1: установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах Ст

Сформулируйте общечеловеческие нравственные ценности в Конституции Республики Беларусь (гуманизм, справедливость, принципы судопроизводства)
СТ 2 КРБ; Ст 22 крб – категория справедливости, все равны перед законом; Ст 23: ограничение прав и свобод Ст 24: гарантирование права на жизнь; Ст 25: охрана дос

Сформулируйте нравственные принципы и нормы в уголовном праве
Ст 2 устанавливает задачу УП, охрана мира и безопасности человечества, человека его прав и свобод, собственности прав юр лиц, природной среды, общественных и гос интересов, конституц строя РБ, а т

Этич проблемы доказывания
Установление истины по уголовному делу, как нравствен цель доказ.: Устан истины- непременное условие справедливого правосудия. Отрицает установление истины по делу р

Этика проведения допроса и очной ставки
Дорос (ст 215-221) Цель допроса: получение у допрашиваемого правдивых показаний об обстоятельствах существенных для дела(правовая и нравственная деят допроса) Запрещ

Сформулируйте понятие юридической психологии, охарактеризуйте ее предмет
Юридическая психология - отрасль психологической науки Психология - это наука, изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки "психо

Охарактеризуйте систему и методы юридической психологии
Методы юридической психологии В юридической психологии существует система методов психологического изучения личности, а также различных психологических явлений, возникающих в

Система юридической психологии
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. - М. Право

Задачи юридической психологии
Юридическая психология как наука ставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие и частные. Общей задачей юридической психологии является научный синтез юридически


1 .Принцип гуманизма.

2. Принцип альтруизма. эгоизм

3.Принцип коллективизма. принцип индивидуализма

— единство цели и воли;

— демократизм;

— дисциплина.

4.Принципы справедливости

Первый принцип

Второй принцип

5.Принцип милосердия.

6. Принцип миролюбия.

7. Принцип патриотизма.

8. Принцип толерантности

Мораль и право.

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Моральные принципы

Принимая решение, формулируя точку зрения, человек руководствуется собственными моральными принципами, составленными на основе знаний, полученных на протяжении своего жизненного пути. Движущей силой данного принципа есть нравственная воля. Для каждой личности существует своя норма ее выполнения. Так, кто-то понимает, что нельзя убивать людей, а для кого-то лишать жизни нельзя не только человека, но и любого животного. Стоит отметить, что эта форма нравственных утверждений, принципов морали, может иметь одну и ту же форму и повторяться из поколения в поколение.

Высокие моральные принципы

Не будет лишним отметить, что главное – не знание основных моральных принципов человека, а их активное применение в жизни. Начиная свое формирование в детском возрасте, они должны перерасти в благоразумие, доброжелательность и пр.

Моральные принципы

Фундаментом их формирования выступают воля, эмоциональная сфера, интеллект.

В случае, когда личность осознанно для себя выделяет те или иные принципы, она определяется с моральной ориентацией. И то, насколько будет она верна ей, зависит ее принципиальность.

Если говорить о высоких моральных принципах, то условно их можно разделить на три категории:

  1. «Можно». Внутренние убеждения индивидуума полностью соответствуют правилам, законам общественности. К тому же такие принципы не способны кому-либо навредить.
  2. «Нужно». Спасти тонущего человека, отобрать у вора сумку и отдать ее владельцу – все эти действия характеризуют моральные качества, присущие личности, побуждающие ее поступать определенным образом, даже несмотря на то, что это может противоречить ее внутренним установкам. В противном случае, она может понести наказание или такое бездействие способно нанести много вреда.
  3. «Нельзя». Данные принципы осуждаются обществом, кроме того, могут повлечь за собой административную или уголовную ответственность.

Моральные принципы и, в свою очередь, качества человека формируются на протяжении всего жизненного пути во взаимодействии с другими людьми, социумом.

Человек высоких моральных принципов пытается определить для себя, что есть смысл жизни, в чем ее ценность, какой именно должна быть его моральная ориентация и что есть счастье.

При этом в каждом действии, поступке, любой такой принцип способен раскрыться с совсем другой, порой непознанной, стороны. Ведь мораль по-настоящему показывает себя не в теории, а на практике, в своей функциональности.

Моральные принципы общения

К их числу относятся:

  1. Осознанный отказ от личных интересов ради интересов других людей.
  2. Отказ от гедонизма, жизненных удовольствий, наслаждения в пользу достижения поставленного перед собой идеала.
  3. Решение общественных проблем любой сложности и преодоление экстремальных ситуаций.
  4. Проявление ответственности о заботе за другими личностями.
  5. Построение отношений с другими с точки зрения доброты и блага.

Отсутствие моральных принципов

Учеными Калифорнийского Университета недавно было доказано, что соблюдение моральных принципов говорит о том, что такие личности менее подвержены стрессовым атакам обыденной жизни, то есть это свидетельствует о их повышенной сопротивляемости различным заболеваниям, инфекциям

Тот, кто не удосуживается личностно развиваться, кто аморален, рано или поздно, но начинает страдать от собственной неполноценности. Внутри такого человека возникает чувство дисгармонии с собственным «Я». Это, вдобавок, провоцирует возникновение психического напряжение, что запускает механизм появления различных соматических болезней.

Статьи по теме:

Психология влияния

Ежедневно каждый из нас сталкивается с психологическим влиянием, которое на нас оказывается практически во всех сферах нашей жизни. В этой статье мы расскажем о существующих видах психологического влияния.

Состояние души

Состояния души могут меняться очень быстро, независимо от того, хотим мы этого или нет. В этой статье мы расскажем о видах состояния души и их особенностях.

Виды эмоциональных состояний

В этой статье мы расскажем о существующих видах эмоциональных состояний, в чем их различия и отличительные особенности и о том, какое влияние они оказывают на общее психическое состояние человека.

Ролевой конфликт

Эта статья расскажет о том, что такое ролевой конфликт, о самых распространенных причинах его возникновения, а также о том, как можно уладить такого рода конфликты путем наименьших потерь.

Моральные принципы.

Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные
требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения.
К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как:

1 .Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека выс­шей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

— гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;

— пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;

— фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм . Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».

3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества. Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит в сознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма . Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

— единство цели и воли;

— сотрудничество и взаимопомощь;

— демократизм;

— дисциплина.

4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

— от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

— доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

5.Принцип милосердия. Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe — нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:

— дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);

— кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.

6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo — пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

7. Принцип патриотизма. Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

8. Принцип толерантности . Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям.

Моральные принципы.

Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мораль и право.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.

Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия - от убеждения до принуждения.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Моральные принципы.

Принципы морали играют главенствующую роль в моральном сознании. Выражая требования морали в наиболее общем виде, они составляют сущность моральных отношений и являются стратегией нравственного поведения. Моральные принципы осознаются нравственным сознанием как безусловные требования, следование которым является строго обязательным во всех жизненных ситуациях. Они выражают основные
требования, касаю­щиеся нравственной сущности человека, характера взаимоот­ношений между людьми, определяют общее направление дея­тельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения.

Моральные принципы. Морально-этические принципы

К числу моральных принципов относятся такие общие на­чала нравственности, как:

1 .Принцип гуманизма. Сущность принципа гуманизма состоит в признании человека выс­шей ценностью. В обыденном понимании этот принцип означает любовь к людям, защиту человеческого достоинства, права людей на счастье и возможность самореализации. Moжнo выявить тpи ocнoвныx cмыcлa гyмaнизмa:

— гapaнтии ocнoвныx пpaв чeлoвeкa кaк ycлoвиe coxpaнeния гyмaнныx ocнoвaний eгo бытия;

— пoддepжкa cлaбыx, выxoдящaя зa paмки oбычныx пpeдcтaвлeний дaннoгo oбщecтвa o cпpaвeдливocти;

— фopмиpoвaниe coциaльныx и нpaвcтвeнныx кaчecтв, пoзвoляющиx личнocти ocyщecтвлять caмopeaлизaцию нa бaзe oбщecтвeнныx цeннocтeй.

2. Принцип альтруизма. Это нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей. Термин был введен в оборот французским философом О. Контом (1798 – 1857 г.г.), для фиксации понятия, противоположного понятию эгоизм . Альтруизм как принцип, по Конту, гласит: «Живи для других».

3.Принцип коллективизма. Этот принцип является основополагающим в объединении людей для достижения общих целей и осуществления совместной деятельности, имеет длительную историю и фундаментальное значение для существования человечества.

Коллектив представляется единственным способом социальной организации людей от первобытных племен до современных государств. Его сущность состоит в сознательном стремлении людей содействовать общему благу. Противоположным принципом является принцип индивидуализма . Принцип коллективизма включает несколько частных принципов:

— единство цели и воли;

— сотрудничество и взаимопомощь;

— демократизм;

— дисциплина.

4.Принципы справедливости предложил американский философ Джон Ролз (1921-2002).

Первый принцип : каждый человек должен иметь равные права в отношении основных свобод.

Второй принцип : социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы:

— от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех;

— доступ к положениям и должностям был бы открыт всем.

Иными словами, у всех должны быть равные права по отношению к свободам (свобода слова, свобода совести и т.д.) и равный доступ в школы и университеты, на должностные позиции, рабочие места и т.д. Там же, где равенство невозможно (например, в экономике, где благ не хватит на всех), это неравенство должно быть устроено к выгоде неимущих. Одним из возможных примеров такого перераспределения благ может быть прогрессивный подоходный налог, когда богатые платят больше налогов, а вырученные деньги уходят на социальные нужды бедных.

5.Принцип милосердия. Mилосердие – это cocтpaдaтeльнaя и дeятeльнaя любoвь, выpaжaющaяcя в гoтoвнocти пoмoгaть кaждoмy нyждaющeмycя и pacпpocтpaняющaяcя нa вcex людeй, a в пpeдeлe — нa вce живoe. В пoнятии милосердие coeдиняютcя двa acпeктa:

— дyxoвнo-эмoциoнaльный (пepeживaниe чyжoй бoли кaк cвoeй);

— кoнкpeтнo-пpaктичecкий (пopыв к peaльнoй пoмoщи).

Иcтoки милосердия кaк нpaвcтвeннoгo пpинципa лeжaт в apxaичecкoй poдoвoй coлидapнocти, cтpoгo oбязывaвшeй цeнoй любыx жepтв вызвoлять из бeды poдичa.

C пpoпoвeдью милосердия впepвыe выcтyпили такие peлигии, как бyддизм и xpиcтиaнcтвo.

6. Принцип миролюбия. Этот пpинцип мopaли ocнoвывaвается нa пpизнaнии чeлoвeчecкoй жизни выcшeй coциaльно-нpaвcтвeннoй цeннocтью и yтвepждaющий пoддepжaниe и yкpeплeниe миpa кaк идeaл oтнoшeний мeждy нapoдaми и гocyдapcтвaми. Mиролюбие пpeдпoлaгaeт yвaжeниe личнoгo и нaциoнaльнoгo дocтoинcтвa oтдeльныx гpaждaн и цeлыx нapoдoв, гocyдapcтвeннoгo cyвepeнитeтa, пpaв чeлoвeкa и нapoдa нa coбcтвeнный выбop oбpaзa жизни.

Mиролюбие cпocoбcтвyeт пoддepжaнию oбщecтвeннoгo пopядкa, взaимoпoнимaнию пoкoлeний, paзвитию иcтopичecкиx, кyльтypныx тpaдиций, взaимoдeйcтвию paзличныx coциaльныx гpyпп, этнocoв, нaций, кyльтyp. Миролюбию пpoтивocтoят aгpeccивнocть, вoинcтвeннocть, cклoннocть к нacильcтвeнным cpeдcтвaм paзpeшeния кoнфликтoв, подoзpитeльнocть и нeдoвepиe в oтнoшeнияx мeждy людьми, нapoдaми, coциaльнo — пoлитичecкими cиcтeмaми. В иcтopии нpaвcтвeннocти миролюбие и aгpeccивнocть пpoтивoбopcтвyют кaк двe ocновные тeндeнции.

7. Принцип патриотизма. Это нpaвcтвeнный пpинцип, в oбoбщeннoй фopмe выpaжaющий чyвcтвo любви к Poдинe, зaбoтy o ee интepecax и гoтoвнocть к ee зaщитe oт вpaгoв. Патриотизм пpoявляeтcя в гopдocти зa дocтижeния poднoй cтpaны, в гopeчи из-зa ee нeyдaч и бeд, в yвaжeнии к ee иcтopичecкoмy пpoшлoмy и в бepeжнoм oтнoшeнии к нapoднoй пaмяти, нaциoнaльным и кyльтypным тpaдициям.

Hpaвcтвeннoe знaчeниe патриотизма oпpeдeляeтcя тeм, чтo oн являeтcя oднoй из фopм coпoдчинeния личныx и oбщecтвeнныx интepecoв, eдинeния чeлoвeкa и Oтeчecтвa. Ho пaтpиoтичecкиe чyвcтвa и идeи тoлькo тoгдa нpaвcтвeнно вoзвышaют чeлoвeкa и нapoд, кoгдa coпpяжeны c yвaжeниeм к нapoдaм дpугих cтpaн и нe выpoждaютcя в пcиxoлoгию нaциoнaльнoй иcключитeльнocти и нeдoвepия к "чyжaкaм". Этoт acпeкт в пaтpиoтичecкoм coзнaнии пpиoбpeл ocoбyю aктyaльнocть в пocлeднeе время, кoгдa yгpoзa ядepнoгo caмoyничтoжeния или экoлoгичecкoй кaтacтpoфы пoтpeбoвaлa пepeocмыcлeния патриотизма кaк пpинципa, пoвeлeвaющeгo кaждoмy cпocoбcтвoвaть вклaдy cвoeй cтpaны в coxpaнeниe плaнeты и выживaниe чeлoвeчecтвa.

8. Принцип толерантности . Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Мораль и право.

Право, как и мораль, регулирует поведение и отношения людей. Но в отличие от морали, выполнение правовых норм контролируется общественной властью. Если мораль – «внутренний» регулятор действий человека, то право – «внешний», государственный регулятор.

Право – продукт истории. Мораль (так же как мифология, религия, искусство) старше него по своему историческому возрасту. Она существовала в человеческом обществе всегда, право же возникло тогда, когда произошло классовое расслоение первобытного общества и стали создаваться государства. Социокультурные нормы первобытного безгосударственного общества, касающиеся разделения труда, распределения материальных благ, взаимозащиты, инициации, заключения браков и т. п. имели силу обычая и закреплялись мифологией. Они в целом подчиняли личность интересам коллектива. К нарушителям их применялись меры общественного воздействия - от убеждения до принуждения.

И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Соблюдая принцип «золотой середины»

Система тотального менеджмента качества (TQM)

Как основную цель современные миссии обязательно включают качество деятельности организации. Только такие миссии обеспечивают организации конкурентоспособность в современных условиях. Как показала практика, качество деятельности и качество организации немыслимы без самооценки.

Концепция самооценки деятельности организации строится на восьми принципах всеобщего менеджмента качества . Она основана на постоянном процессе оценки деятельности, целью которой является развитие организации. Основоположник концепции самооценки, основанной на процессе самодиагностирования, Тито Конти определяет ее как анализ способности хозяйствующего субъекта решать основные задачи и достигать цели, выявлять слабые места в процессах и системных факторах, влияющих на развитие организации .

Понятие "диагностическая самооценка", или "кросс-диагностика", впервые также введено Тито Конти . Он выделил два вида самооценки. Первый — самооценка работы, которая основана на сравнительном анализе. "Результаты должны быть сравнимы, чтобы можно было сопоставить одну организация с другой". Для этого используется стандартная (неменяющаяся) модель, мера веса, подход, "как при проверке слева направо". Такие проверки обычно применяются при оценках претендентов на премии по качеству, а также при сертификации второй и третьей сторонами. Второй вид — диагностическая самооценка, ориентированная на улучшение деятельности организации уже по открытым (гибким) моделям, которые могут быть адаптированы для любых организаций. В этом случае мера веса не нужна.

Тито Конти так определяет различия двух подходов к самооценке : "Самооценка (проверка) работы — стандартная модель международных премий, диагностическая самооценка — конкретная индивидуальная модель".

При проверке оценка проводится "слева направо": от причин к следствиям. При диагностике — "справа налево": от следствий к причинам.

Цель диагностической самооценки — установление коренных причин возникающих проблем в организации. Анализ коренных причин представляет собой инструмент, позволяющий не просто определить, что произошло, но также почему. Только в том случае, когда исследователь способен фиксировать, что стало причиной события, например, невыполнения плана, он сможет выработать и предпринять эффективные корректирующие меры для предотвращения его повторного возникновения. Обнаружение коренных причин событий исключает их повторение.

Кадровая стратегия в концепции самооценки деятельности организации отличается от других стратегий.

Примечание. Миссия организации — четкая формулировка предназначения организации, ее имидж, для чего она существует. В миссии должны быть отражены следующие аспекты: сфера деятельности организации, на каком рынке работает, какой продукт предлагает покупателям или клиентам, каковы ее ориентиры, основополагающие ценности или принципы, к чему стремится, решение каких задач является определяющим в ее деятельности на перспективу, какие технологии в области производства и управления использует.

Всеобщий менеджмент качества (Total Qualiti Management — TQM) — подход к руководству организацией, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества. Внедрение системы всеобщего качества (TQM) обычно идет в нескольких основных направлениях:

  1. Создание документированных систем качества.
  2. Взаимоотношения с поставщиками.
  3. Взаимоотношения с потребителями.
  4. Мотивация сотрудников к улучшению качества.
  5. Улучшение в области качества.

Первое и основное отличие — кадровая стратегия направлена, прежде всего, на руководство высшего и среднего звена организации. Оно должно определить и принять модель делового совершенства. При понимании того, что по мере развития персонала он "индивидуализируется", руководству становится все труднее найти мечту, которая бы сплотила его в общую группу. Однако каждый человек стремится к совершенствованию, поэтому менеджмент должен убеждать персонал в важности осуществления подобной мечты и необходимости ее выполнения. Такое убеждение лучше не начинать с постановки конечной цели и необходимости ее достижения "во что бы то ни стало". Более целесообразно установить относительно доступные для выполнения промежуточные цели и использовать "цикл Деминга" до того, как они постепенно выполняются, позволяя каждому работнику почувствовать радость от достигнутого совместного результата и одновременно повысить свои возможности . Когда возможности подчиненных к выполнению задания повышаются, важно способствовать их вовлечению в решение более широкого круга вопросов, демонстрировать полезность их собственного труда, развивать у них глубокое чувство ответственности за выполняемую работу.

Руководство должно быть открытым: принимать новые идеи, соблюдать принцип "золотой середины" в объеме коммерческой тайны, быть доступным, слушать и отвечать, не забывая при этом о достижении обратной связи.

Второе отличие заключается в том, что в реализации кадровой стратегии выделяются два этапа:

  • первый этап направлен на эффективное первичное проведение самооценки деятельности организации. Его важность в том, что от него зависит эффективность всей остальной деятельности. Необходима следующая подготовка: развивать поддержку модели; обучать ключевых сотрудников принципам ее реализации. Выполнение первого этапа включает проведение самооценки; пересмотр результатов и связь их с бизнес-планами; разработку и выполнение планов; оценку результатов. Это зависит от поддержки высшего руководства, четкого определения основных игроков, подхода к самооценке в соответствии с текущими знанием и обучением сотрудников;
  • второй этап направлен на регулярное проведение самооценки деятельности организации.

    Успешность первого этапа кадровой стратегии определяет относительную простоту реализации второго.

Недостижение успеха на первом этапе делает второй бессмысленным.

Третье отличие — формирование атмосферы доверия и честности в организации, которая обеспечивает основу для постоянного ее совершенствования . Из практики атмосфера — продукт организации, формирующийся на базе ее собственного опыта и достигнутых результатов. Для этого необходимо объяснять работникам обоснованность перемен, подробно их описывать, информировать, что и почему происходит в организации, в том числе как о позитивных, так и негативных событиях.

Вовлеченные в процесс организационной самооценки сотрудники должны ясно понимать, как можно получить полную информацию, оценить ее недостаточность, иметь представление о возможности большей собственной информированности.

Четвертое отличие — формирование команды (группы, ответственной за объединение потенциала организации, направленной на проведение самооценки). Такая команда должна контактировать с другими профессиональными командами для постоянного улучшения деятельности организации . Позитивная динамика команды обеспечивается следующими ее характеристиками:

  • Чувство безопасности, которое обеспечивается свободой общения и действия без ощущения угрозы.

Должна быть объявлена "амнистия" после выхода из команды любого ее сотрудника.

  • Возможность для участия в команде самооценки инициативных сотрудников организации.
  • Свобода взаимодействия в командах, без которой невозможно проводить самооценку, предусматривающая для членов комфортность взаимодействия как внутри группы, так и с другими группами.
  • Согласие, которое проявляется в причастности, сплоченности членов команды.
  • Доверие по отношению друг к другу, руководителю-лидеру, определяемое требованием честности и соответствия слов и дела.
  • Влияние, или возможность команды в целом или отдельными ее членам проявлять лидерские качества.

Для командной работы полезно отсутствие четких разграничительных линий между отдельными видами деятельности, расширение и пересечение ответственности людей разных квалификаций и формирование общих интересов работающих в смежных областях. Расширение круга работ и оцениваемых проблем является не только признанием их возросших возможностей, но и развития стиля работы в команде.

Пятое отличие — подготовленный персонал, являющийся основой концепции самооценки деятельности организации. Поэтому необходимо развитие сотрудников, вовлеченных в этот процесс. Программа развития должна быть подкреплена поддержкой высшего руководства, соответствовать задачам самооценки на каждом этапе, опираться на открытую и прозрачную организационную культуру.

Предложенная нами кадровая стратегия направлена на повышение эффективности процесса самооценки деятельности организации. Она осуществляется в рамках концепции самооценки деятельности организации, опирается на принципы всеобщего менеджмента качества , учитывает философию "постоянного улучшения", сформулированную Э. Демингом .

Примечание. Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) — приоритетное направление формирования конкурентоспособного, высокопрофессионального, ответственного и сплоченного трудового коллектива, способствующего достижению долгосрочных целей и реализации общей стратегии организации. Стратегия позволяет увязать многочисленные аспекты управления персоналом с тем, чтобы оптимизировать их влияние на сотрудников, в первую очередь на их трудовую мотивацию и квалификацию. Основными чертами стратегии управления персоналом являются: а) ее долгосрочный характер, что объясняется нацеленностью на разработку и изменение психологических установок, мотивации, структуры персонала, всей системы управления персоналом или ее отдельных элементов, причем такие изменения, как правило, требуют длительного времени; б) связь со стратегией организации в целом, учет многочисленных факторов внешней и внутренней среды; причины возникающих социальных проблем и возможные пути их разрешения.

Литература

  1. Государственный стандарт Российской Федерации. ГОСТ Р ИСО 9000 — 2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: ИПК "Изд-во стандартов", 2001. — 26 с.
  2. Конти Т. Самооценка в организациях Пер. с англ. И.Н. Рыбакова; науч. ред. В.А. Лапидус, М.Е. Серов. — М.: РИА "Стандарты и качество", 2000. — 328 с.
  3. Конти Т. Возможности и риски при использовании моделей делового совершенства // Стандарты и качество. — 2003. — N 1.- С. 76 — 81.
  4. Деминг У.Э. Выход из кризиса. — Тверь: Альба, 1994. — 498 с.
  5. Мотивация персонала.

    Ключевой фактор менеджмента / Под ред. Йосио Кондо / Пер. с англ. Е.П. Марковой; науч.

    Универсальные моральные принципы

    ред. В.А. Лапидус, М.Е. Серов. — Н. Новгород, СМЦ "Приоритет", 2002. — 206 с.

К. ф.-м. н.,

доцент кафедры

"Экономика труда

и основы управления"

Воронежского государственного

 


Читайте:



Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Давайте приготовим в домашних условиях нутовый хумус, отталкиваясь от наиболее классического рецепта. Некоторым не понравился когда-то магазинный...

Медовый торт на водяной бане

Медовый торт на водяной бане

Торт «Медовик» пошаговый рецепт с фотографиями Сегодня я подготовила для вас пошаговый рецепт торта Медовик со сметанным кремом и расскажу вам,...

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник - царь всех пирогов. Эта выпечка, благодаря своему отменному вкусу и аромату, уже много лет не теряет своей популярности. Пирог готовят из...

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Купить дешевые лекарства от гепатита С Сотни поставщиков везут Софосбувир, Даклатасвир и Велпатасвир из Индии в Россию. Но доверять можно лишь...

feed-image RSS