Главная - Здоровье детей и взрослых
Православие и проблемы духовного и нравственного воспитания в обществе. О сложностях православного образования

Коваленко Е.В.

педагог-психолог, МБДОУ «Ручеек»

г. Ноябрьск

Православие и образование, воспитание

Роль православия в образовании

Православие - это чистая и неискаженная Истина, принесенная на землю для спасения людей Христом Спасителем. Христианин живет, ощущая свою связь с всемирной историей и с будущим. Наверное, переход от космогонического к историческому мировосприятию, происшедший с русскими людьми на рубеже IX—Х вв., и вызвал появление такого неповторимого явления, как русские летописи, которые буквально пронизаны острым ощущением потока движущегося времени. Древнерусскому государству требовалось много грамотных людей — для службы у князя, управления государством, связи с чужими землями, торговли. Судя по летописям, князья того времени не только были знакомы с иностранными языками, любили собирать и читать книги, но и проявляли заботу о создании школ. Первые учебные заведения возникли при Владимире Крестителе. Именно он велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Вера положила основание нашей письменности, живописи, архитектуре.

Анализируя роль православия в русской истории, И.Ильин писал: "Все русское искусство изошло из православной веры, искони впитывая в себя дух сердечного созерцания, молитвенного парения, свободной искренности и духовной ответственности. Русская живопись пошла от иконы, русская музыка была овеяна церковным песнопением, русская архитектура пошла от храмового и монастырского зодчества; русский театр пошел от драматических "действ" на религиозные темы, русская литература пошла от церкви и монашества".

После вступления на престол императора Александра III, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ. Прекрасный опыт работы церковно-приходской школы был накоплен в конце прошлого века в с. Татево Смоленской губернии, которой несколько лет руководил Сергей Александрович Рачинский.

Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых "образовательных путешествий", когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение, третьим обязательным предметом была арифметика. Рачинский ввел церковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу называли школой искусств. Он помог стать портретистом Т. Никонову, иконописцем - И. Петерсону, известным художником - сыну батрачки Н.П. Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачинских.

"Для нас, - писал Ушинский, - нехристианская педагогика - вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади, без результатов впереди».

Так можно ли русскую классику XIX в. понять вне православия. Откуда патриотический пафос "Истории государства Российского"? Куда устремлены помыслы Гоголя? Как понять героев Достоевского и Толстого? Философские идеи русских философов? Владимира Соловьева? А русский религиозно-философский ренессанс, русский космизм, выдвинувший русскую мировоззренческую мысль на мировой уровень? Что питало их? Где искать побудительные причины всего того, что составляет духовную гордость земли русской? Русская культура и православие в основе нерасторжимы.

Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа.

Совершенно очевидно, что важнейшей задачей на этом пути является образование и воспитание детей и молодежи.

Думаю, нам необходимо познакомиться с краткими извлечениями из книги Святейшего Патриарха Алексия «Церковь и духовное возрождение России»

Главная составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России… попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.

(Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)

С целью воспитания детей в православно-христианской традиции, Тобольско-Тюменская епархия создала комплексную систему религиозного образования, в которую сегодня кроме Тобольских духовных школ входят также Тюменское Духовное училище и 12 православных общеобразовательных гимназий, которые расположены в городах Тюмени. 6 мая 2000 года в день Великомученика Георгия Победоносца в Ноябрьской гимназии прозвучал первый звонок, который возвестил о рождении первой духовной школы - Ноябрьской Православной Гимназии. Владыка Димитрий благословил первоклассников на хорошую и усердную учебу

Надо подчеркнуть, что в Ноябрьске при храме Архистратига Михаила, организована работа воскресной школы для взрослых. Я с удовольствием посещаю занятия в этой школе. Мы изучаем такие предметы, как катехизис, Новый завет, Ветхий завет, богослужебный устав. Занятия по изучению катехизиса и богослужебного устава ведут священники - протоиерей Роман Маркелов, иерей Евгений Косолапов; Ветхий Завет и Новый Завет преподает Величко Л.П.

14 декабря 2013 в Ноябрьске состоялось пленарное заседание III Епархиальных Рождественских образовательных чтений по теме «Преподобный Сергий. Русь. Наследие, современность, будущее». В работе пленарного заседания приняли участие- духовенство, специалисты системы образования, молодежной политики, культуры, социальной защиты населения.

К участникам Чтений с приветственными словами обратились Епископ Салехардский и Ново-Уренгойский Николай, заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Татьяна Бучкова, Глава Администрации города Ноябрьска Жанна Белоцкая, директор департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа Ирина Сидорова, писатель, кандидат философских наук М.Ю.Бакулин.

В своих докладах авторы делились работой, направленной на формирование у подрастающего поколения духовно-нравственных ценностей и основ, а также размышляли над проблемами современности и причинами кризисных явлений в обществе.

Завершились Рождественские Чтения незабываемым выступлением хора Православной Ноябрьской гимназии.

Многие молодые люди и дети ведут активную общественную деятельность.

Так в проведении всероссийского конкурса детского творчества «700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского» участвовали и дети Ямала. Этот конкурс проводился по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. - «Очень важно приобретать духовные знания. Ведь образование от слова «образ», мы должны идти к этому образу, подражать образу Божиему… Поэтому взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность».

Все-таки существуют традиции, благодаря которым не прерывается связь между поколениями. В новое время, как и в прошлом, религиозные традиции не столько разъединяют, сколько объединяют народы и культурные миры. «Самобытность конкретного народа создается соединением всех факторов этнообразия, а главное — неповторимостью исторического пути каждого народа, включая историю его религиозного развития» (Гузенко В.Н.)

Используемая литература:

1. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры. М.:Наука 1990.

2. Аверкий. Что такое православие//Москва. 1996. №3.

3. Бессонов М. Н. Православие в наши дни. М.:Политическая литература, 1990.

4. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М.:Просвещение 1992.

5. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М.:Политическа литература, 1993. 6. Малягин В. К. Православие и Россия//Юность.1994.№3.

7. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.:Терра, 2000.

8. Русская Православная Церковь. «Салехардская епархия» официальный сайт www.yamalrpc.ru

  • puchkool 13 ноября 2014 г.

    Структура и содержание статьи не совсем соответствует тематике рождественских чтений, состоит из слабо связанных между собой частей. Сначала речь идёт временах о князя Владимира, затем без должного перехода о приходских школах, о Тюменско-Тобольской епархии, о рождественских чтениях и о учёбе автора в воскресной школе. Трудно понять логику автора и суть его призывов таких как: "Необходимо вернуть Православие, как общественную идеологию - это и есть главное условие спасения русского народа". Совершенно несогласен с подобным призывом. Опыт господства идеологии в общественном сознании у нас уже есть, от чего давно отказались и кроме того в современной России, в условиях многонациональности и многоконфессиональности навязывание принципов какой-либо одной идеологии чревато социальными конфликтами.

  • Oliga 13 ноября 2014 г.

    Структура и содержание легко читаются неискушенными специальным образованием читателями. Статья больше предназначена для родителей детей образовательных учреждений, среди которых немало простых работников, которым будет понятен несложный язык изложения. А по поводу господства идеологии в общественном сознании. Господа! Мы ощутили и господство общей идеологии и господство плюрализма мнений и многоконфессиональности. Спросите в первую очередь себя, а потом ближайшее окружение людей, когда они чувствовали себя защищенными в большей мере? Вы получите ясный ответ на этот вопрос. Речь идет не о навязывании одной идеологии и запрещении других конфессий. Речь в статье идет о связи поколений и объединении народов. Православие доказало свою способность к объединению народов. В России всегда мирно уживались разные религии и никогда не было противостояния. А вот когда народ стал отходить от православия в силу многих причин, вот тогда и появились беспорядки. Автор прав по поводу роли православия в объединении людей.

  • ludmila555 16 ноября 2014 г.

    Я не согласна, что структура и содержание статьи не соответствует тематике Рождественских чтений. Пусть и вкратце, но затронута тема о крещении Руси князем Владимиром и его великое влияние в организации обучения детей. Я не буду повторяться, так как полностью согласна с предыдущим комментарием Oliga. Мне кажется автор хотел показать читателям, что влияние православия на образование - это не пустые разговоры,а действительность, что мы и видим на примере Тобольско-Тюменской епархии и в г.Ноябрьске. И как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: "....взаимосвязь знания, веры, заповедей Божиих и светской науки воспитывает, образует сильную личность.

Образование

протоиерей Евгений Горячев

Как Вы считаете, образованность и информированность – это разные вещи?
Думаю, что да. И принципиально. Образованность своими этимологическими корнями уходит в библейское представление о знании как о части божественного замысла о человеке. Все мы, наверное, если не знаем, то хорошо осведомлены, хотя бы через чьи-то высказывания, о том, что такое образ и подобие. «По образу и подобию» – звучит в комедийных сериалах или на улице где-то это можем услышать. Образование – это часть божественного замысла, а информированность – это то, что может с Богом и с Его замыслом никак не соотноситься. Отсюда и качество знания будет разное.
Если посмотреть на историю развития человечества, то объем накопленных знаний настолько огромен, что сегодня в одного человека это уже невозможно вместить. С другой стороны доступность знаний очень велика. Таким образом, знаний много, они доступны, а где результат? Где великие умы, как в древности? Почему мы их не видим?
Сразу же отсечем, чтобы не оскорблять слушателей, тех, кого знания не спасают, а только портят. Как об этом сказал юмористически Саша Черный:
Ослу образование дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче - ах злодей -
Он, с важностью педанта,
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.

Так вот, такие люди, хотя они, конечно, встречаются, нас не интересуют. Но мы спрашиваем сами себя: «Почему же масштаб личности упал?» Потому что сегодня выпускник философского факультета, который формально осведомлен в вопросах мировой философии гораздо лучше, нежели Платон или Аристотель, конечно, уступит им в человеческом отношении. Опять-таки не могу не вспомнить другие стихи:
То был век богатырей!
Но смешались шашки,
И полезли из щелей
Мошки да букашки.

Если не брать изначальную неготовность человека к тому, чтобы усвоить какие-то великие вещи, то масштаб личности падает, на мой взгляд, из-за того что люди потребляют знания примерно так же, как они потребляют продукты в системе фастфуда. Эти знания просто потребляются, они их не выстрадали, не пропустили через себя, не сделали частью своей сущности. Вы помните, наверное, сцену из «Нескольких дней из жизни Ильи Ильича Обломова» в редакции Михалкова, где Штольц и Обломов обсуждают именно этот вопрос и Обломов признается в том, что он видит свою голову набитой самыми различными знаниями без сопряженности друг с другом. «Убей, – говорит, – не могу понять для чего Селевк Первый в таком-то году одолел Чиндрагупту». То есть обрывочные сведения есть, а в целом концепцию человек выстроить не может. Причина, на мой взгляд, связана именно с тем, что человек знания потребляет, а не делает их частью самого себя. Для Платона и для Аристотеля это было очень важно, и тогда эти знания становились силой.
Как прийти к тому, чтобы не просто потреблять знания, а пропускать их через себя?
Если вернуться к началу нашего разговора, то, кратко выражаясь, я бы сказал так: человек сам оказывается в ловушке у запросов, которыми он себя потчует. Потому что тот, кто пытался получить образование, исходя из заповеди Божьей, исходя из того, что он этим знанием послужит Богу, то тот, конечно, свою личность формировал иначе, нежели тот, кто просто хотел быть информированным, хотел сдать зачет, а на его личную и профессиональную жизнь это знание никак не влияло.
Образование, несомненно, влияет на человека. Можно ли получать образование для того, чтобы стать успешным человеком?
Синоним ли образования успешность? В каком-то смысле да. У человека знающего и образованного возможностей все-таки больше, даже если он от природы не очень далекий. С другой стороны мы должны задать вопрос иначе: а для чего человеку знания и все ли ему дает эта самая успешность? Потому что знать только для того, чтобы иметь сведения – попадешь в ситуацию Обломова; знать, для того, чтобы надмеваться, покорять других с помощью того багажа, который приобрел – для христианина это неприемлемо. Поэтому, мне кажется, мы стремимся к успешности, но другого рода. Я, конечно, стараюсь, чтобы мои дети получили образование, но не с тем, чтобы они стали влиятельными, властными или богатыми, а с тем, чтобы с помощью приобретенного знания, они тем лучше, тем глубже, тем пространнее служили бы Господу Богу. Знания – это ценность несамодостаточная, это инструмент, который я могу использовать либо во славу Божию, либо против Него. Как говорил : «Ум без веры – каверзник». Смотрите, если нет веры, но при этом есть знания, можно использовать это знание на саморазрушение, на разрушение этого мира. Я думаю, что диктаторы, монархи, деспоты древнего мира могли быть очень образованными людьми, по-своему талантливыми, умными. Заметьте, Евангелие не говорит нам о категории ума и образованности как о части замысла, связанного с раем. Не сказано: «Блаженны умные, ибо их есть Царство Небесное». Попав в какую-то сложную ситуацию, мы тянемся не к всезнайке, а идем к доброму и отзывчивому человеку. Мы хотим, чтобы нас пожалели. Что из того, что мне распишут – что и как, кто виноват и так далее, когда я нуждаюсь в одном: чтобы мне сострадали, чтобы меня пожалели, поняли. Поняли не правотой и знанием механистическим, расписывающим – как, что и откуда, а чтобы ко мне отнеслись по-человечески. Здесь, мне кажется, образование и осведомленность опять-таки вступают во внутренний конфликт и для христианина он разрешается в сторону исполнения заповедей Божьих. Умный человек и мудрый все-таки различаются. Мудрый человек — это тот, кто проникает в самую суть вещей, а умный человек – это тот, кто хранит в своей памяти множество сведений, при этом сопрягая их друг с другом. Как бы мы сейчас сказали: человек большой эрудиции. Мудрым ведь может быть и необразованный человек, какой-нибудь крестьянин. При этом я бы предпочел быть с мудрецом, нежели с умником.
Аристотель писал в «Метафизике», что «все люди от природы стремятся к знанию». Так ли это сегодня, при нашем широком информационном поле, что люди по-прежнему стремятся к знаниям? И если кто-то находит в себе такое стремление, что с этим делать?
Все мы прошли через среднюю школу и не секрет, что мы используем только те знания, которые нам действительно нужны. Вот это отделение, отбрасывание ненужного каждый человек выбирает самостоятельно, но христианин мог бы сказать так, как говорил, кажется, . «Братья, вы ревностны и спорливы в том, что нимало не соотносится со спасением». Поэтому, если моя цель – единство с Богом здесь, на земле, то бесконечный объем знаний я должен, конечно, пропускать через эту схему. Соломон говорил по этому поводу примерно следующее: «Слова мудрых – как вбитые гвозди и составители их – от единого пастыря». Это только первая часть фразы и она тоже уникальна, потому что он, во-первых, говорит не «умные», а «мудрые», а, во-вторых, говорит, что эта мудрость, как вбитый гвоздь. Как игла, которая вошла и от которой не освободиться. Настоящую мудрость может изречь только человек, который эту мудрость почерпнул откуда-то свыше. «И составители их от единого пастыря». Это тоже очень ценное замечание, потому что независимо от региона, у какого-нибудь китайского мыслителя или у индийского, или христианского мыслителя, мы можем отыскать для мудрости общую платформу. И сказать, что в данном случае, один через богооткровенную религию, другой через религию, которая тоже не обошлась без божественного влияния на душу этого мудреца, и все это объединяет людей в истинной мудрости. Но дальше Соломон говорит вещи более важные: «Книги составлять – полок не хватит, и многочтение утомительно для тела. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека». Заметьте, он не говорит, что нужно отказываться от знания, но он говорит, что если стремиться к знанию ради знания – не хватит полок, чтобы составить все книги, вобрать всю информацию. А сущность – она одна и для Соломона, и для христиан.
Мы пришли к тому, что знание – не самоцель. Получение образования должно чему-то служить.
Знание, безусловно, сила – Бэкон прав, но она может быть разрушительной как все, оторвавшееся от Бога. Мы за то знание, которое преображает и отдельного человека, и тот круг людей, на который он влияет, и жизнь мира в целом, но именно в позитивном, в божественном смысле. Я думаю, что если религиозной составляющей нет – знания бессмысленны.

В стандарты нового поколения введено понятие духовно-нравственное воспитание», которое, очевидно, должно чем-то отличаться от прежнего. Хотелось бы разобраться чем же?

Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа. Школа же, оставаясь светской, пробует через культуру своего народа осуществлять влияние на духовно-нравственное воспитание школьников. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание чаще всего представлено уроками, беседами, классными часами, мероприятиями. Это, скорее всего, обучение и воспитание на основе духовности.

Как пишет игумен отец Георгий (Шестун) в своей книге «Православная педагогика» «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семьи, общественных институтов, дискредитированные высокие идеи- все это следствие утраты ответственности.

Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безграмотной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности, в современном обществе безжалостно ликвидированы»[ 3].

Что же такое духовность и духовное воспитание?

В словаре С.И. Ожегова « духовность- это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Духовность в православной традиции - это Богоподобие, степень близости человека к Богу, состояние близости души к миру Вышнему, не материальному.

На XVII Международных Рождественских образовательных чтениях Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси говорил: « Многие острые проблемы, в частности, нравственное оскудение общества беспокоят не только православную совесть. Голос совести как верный и надежный критерий, как самый отзывчивый камертон должен объединять людей перед лицом всех нынешних угроз и опасностей. Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большей части людей в России и мире».

«Сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры - православной, исламской и некоторых других. Эта практика очевидна учащимся и их родителям, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит».

Считаю, что обращение к опыту православной педагогики в этих условиях очень актуально. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием, поэтому православная культура - одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. В современной России во всех областях общества растет интерес к духовно - нравственному, культурно - историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на образование, сложившийся в обществе, фиксируется в форме образовательного стандарта.

  • Духовно-нравственное развитие личности россиянина в границах общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного принятия школьником ценностей:
  • семейной жизни;
  • культурно-регионального сообщества;
  • культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных российских религий;
  • российской гражданской нации;
  • мирового сообщества.

Решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в отдельно отведенных часах, а в создании духовной атмосферы, уклада в школе, которые бы способствовали духовному становлению ученика, пробуждали в нем желание делать добро.

Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать пути совершенствования образовательного процесса.

В данный период общеобразовательная школа ищет точки соприкосновения светской педагогики и православной, и, прежде всего, через культуру своего народа. На основании приказа Министерства образования и науки №74 от 01. 02. 2012г. В школах России введен курс «Основы православной культуры». Целью данного курса является развитие системы духовно- нравственного воспитания, направленного на формирование и развитие духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма.

  • Программа предусматривает решение следующих задач:
  • Формирование духовно- нравственных качеств личности, делающих ее способной противостоять духовной деградации современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских ценностей
  • Возрождение и развитие традиционной системы духовно- нравственного воспитания
  • Формирование гражданского и патриотического сознания нашего подрастающего поколения
  • Восстановление системы традиционной отечественной культуры

На уроках учителя знакомят младших школьников с многообразным, чудесным, удивительным и в то же время строгим миром православия в развитии всех сфер жизни российского общества, в личной жизни каждого человека.

Истоки духовно-нравственного воспитания в современной школе - в конструктивном диалоге православной педагогики и православной этики с отечественной научной, природосообразной педагогикой, обогащенной идеями К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко, а также современных учителей.

На своих уроках курса «Основы православной культуры» пользуюсь фрагментами замечательной книгой «Уроки нравственности», учителя из Подмосковья, Т.Мельниковой. Ее уроки предназначены для младших школьников, не имеющих опыта церковной жизни. Поэтому они отличаются простотой и краткостью изложения, напрямую связаны с привычной жизнью ребенка, сказками, стихами и рассказами, которые он читал, тем опытом, который ему знаком и понятен. В привычном педагог указывает на необычное, в знакомом - на прежде невидимое, незнакомое.

Духовно-нравственное развитие личности гражданина России является одним из ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Считаю, что введение курса «Основы православной культуры» на этом этапе развития современного общества является существенным дополнением в формировании духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Только совместно, объединив усилия государства и общества, обратив особое внимание на семью, можно решить проблему появления нового здорового поколения XXI века, а значит, и процветания России.

Образование - та сфера общественной жизни, где воспроизводится нация, где передается от поколения к поколению социально-культурный опыт, накопленный народом за века и тысячелетия его исторического развития.

Литература

  1. Кирилл Святейший Патриарх Московский и всея Руси. «Воспитать полноценную личность, живущую и осмысленно и одухотворенно…»Журнал «Духовно -нравственное воспитание» №2,2009г.
  2. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка».4-е издание.Москва.2009г.
  3. В.П.Созонов.Истоки современного духовно-нравственного воспитания.с.196 «Народное образование» №4 .2012г. Издательский дом «Народное образование».

Предлагаемые ниже мысли принадлежат Святейшему Патриарху Алексию и взяты из его выступлений. Святейший Патриарх Алексий щедро делится с нами богатым опытом из личной жизни и из сокровищницы всего церковного богатства, им охраняемого.

Его слова из цикла "Духовное образование" представляют собой программу и указывают пути ее выполнения. Надеемся, что познакомившись с этими краткими извлечениями, многие ощутят нужду изучить труды Святейшего Патриарха Алексия по недавно вышедшей в свет его книге - "Церковь и духовное возрождение России".

Хотелось бы напомнить о двух законах в области духовного обучения. Первый из них: никто не может обучить ученика тому, чего не исполняет сам. И второй: ученик не может понять нового, пока не исполнит в своей жизни то, что он уже знает. Главная тайна христианства - это Христос, живущий в нас. Мы благовествуем Царствие Божие, пришедшее в силе и вошедшее внутрь наших душ и нашей жизни. Бог, действующий в людях, и люди, служащие Богу в духе, есть Церковь. И священник, педагог, который изнутри не соприкоснулся с тайной Церкви, несостоятелен.

Главная же составляющая духовного образования есть сама духовность, то есть умение не говорить о Христе, о Церкви, а жить во Христе и в Церкви. Без духовного благословения и водительства Церкви оказались расшатанными и подорванными во всех структурах народной жизни вековые нравственные устои, без которых ни государство, ни народ существовать и процветать не способны.

Перед нами стоит великая, ответственная и святая задача - вернуть нашему народу его православные традиции, веру отцов и противостоять той миссии, которую сегодня осуществляют различные миссионеры, секты, пытаясь заполнить тот духовный вакуум, который образовался в результате семидесятилетнего воспитания народа в духе безверия, отрицания духовных ценностей. В лице своих пастырей и мирян Церковь должна сама идти навстречу современному человеку, находящемуся в состоянии мировоззренческой религиозной растерянности, чтобы помочь ему избавиться от расставленных всюду сетей лжерелигиозных и антицерковных учений.

В каждом приходе, помимо детской воскресной школы, должны проводится занятия с прихожанами и всеми интересующимися учением Православной Церкви, преподаваться уроки церковной истории, церковнославянского литургического языка Православной Церкви, патристики и церковного искусства.

Теперь не только православные христиане, но и все наши соотечественники, осознавшие необходимость возвращения к духовным истокам и историческим корням своего народа, ожидают от православных пастырей деятельного участия и вдохновенного руководства в деле духовно-исторического возрождения России.

Перед всеми нами стоят общие цели - формирование нравственно и физически здорового поколения, способного к решению все более усложняющихся задач, которые ставит жизнь. Необходимо сохранение и возрождение народа, а это невозможно без усвоения, упрочения и живого развития отеческих традиций.

Необходима углубленная разработка нового содержания образования. Чтобы на всемирном состязании народов наш народ смог явить все богатство своих дарований, людям нужно возвратиться к самим себе, к сокровищам, погребенным в собственном сердце. Предприимчивость и разумный почин только там принесут пользу, где в основе жизни лежат незыблемые нравственные принципы, где не призираются честность во взаимных отношениях и добросовестность в труде.

В трудных исторических обстоятельствах, когда продолжает вестись пропаганда ненависти и насилия, когда пытаются нравственно разложить и даже растлить молодежь, мы должны свидетельствовать о высших идеалах, о непреходящих духовных ценностях. Судьба России, ее будущее в руках педагогов, воспитателей, учителей.

Если упустим еще несколько поколений, не создадим у них нравственного иммунитета, не возродим в их душах стремления к высоким идеалам, не укореним в них чувств веры и любви, искания правды Божией - и не будет России на свете.

От того, насколько нам удастся справиться с задачей образования, возобновить почти прерванные культурные традиции, зависит само существование нашего народа.

Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом.

Сегодня перед православными людьми стоят огромные по своей важности задачи осмысления русской национальной культуры, русской истории, русской литературы.

Россия нужна не только самой себе, но и всему миру, как Россия Феофана Грека, Андрея Рублева, Пушкина, Достоевского, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.

На всех нас лежит колоссальная ответственность за воспитание будущего поколения. Только всей своей жизнью, где каждое слово неразрывно с делом, можно свидетельствовать о непреходящих духовных ценностях.

Тоталитарные секты - человеконенавистнические по сути своей. Одно из средств их работы заключается в том, чтобы оторвать детей от своих родителей, заставить их забыть о детстве, об отчем доме, уничтожить все, что их с этим связывает. Даже детские фотографии разрываются такими сектантами.

Деятельность таких сект несет опасность не только отдельным людям и Церкви, но в первую очередь самому государству, обществу в целом. Не просвещать пришли все эти миссионеры и их последователи, а разделить нас окончательно - по вероисповедному признаку.

Мы надеемся, что наши российские педагоги и руководители отечественного образования, с их высоким нравственным чувством и ответственностью за духовное и нравственное развитие детей, их здоровье, душевное и телесное, сумеют общими усилиями поставить преграду развратителям невинных детских сердец.

Трудно святое дело образования, приходится исполнять его за ничтожное вознаграждение, а то и совсем безмездно. Однако учитель, работающий во имя высочайшего на земле дела, не может не понимать достоинства своей миссии, не может не верить в успех своих трудов.

Да возродится русский народ и все народы великой нашей России в верности своему историческому призванию, в верности Церкви Божией.

Без духовного развития и углубления личности, без высоких идеалов служения истине, добру и красоте, без пробуждения в душе своей образа Божия, человек все больше закабаляется и становится рабом вещей, им созданных.

Для человека, утратившего нравственные ориентиры, все представляется допустимым и приемлемым - и получившее невиданный, поистине индустриальный размах уничтожение детей в утробе матери, и бездумные эксперименты с наследственностью живых особей, и развращение малолетних, и осквернение всего светлого и чистого.

Страшный грех совершают те, кто небрегут о Божием богатстве - детях, забывают о нем или даже портят его своей черствостью и бессердечием, безучастностью и неумением, и даже намеренным стремлением заразить своими грехами и развращенностью.

Как лучше помочь детям? Без Церкви спасти детей невозможно. Забота о детях всегда почиталась священным делом, потому что детство само по себе беззащитно. Вот почему велико и свято дело учительства.

В основе православного образования всегда лежала открытость подлинной реальности, жизни во Христе. Для нас, православных, самое важное находится в самом центре - это Божественная литургия. - В литургии происходит живая встреча с Господом нашим Иисусом Христом, и все мы соединяемся во Христе.

Божественная литургия освящает не только человека, но и всю природу, просветляет весь строй творения.

Сокровища Православия, столько лет пролежавшие втуне, способны оплодотворить нашу жизнь, нашу культуру, нашу науку. Православные люди - такие же налогоплательщики, как и все прочие, и имеют такие же права на то, что принадлежит всем (в частности, государственная система образования не государству же как таковому принадлежит, а обществу). Разумеется, здесь не может быть ничего насильственного, но и православных родителей следует понять: до каких пор можно продолжать навязывать людям помимо их желания и согласия атеистический нигилизм, или, что еще хуже, неоязычество в тех или иных формах.

В государственных школах самое слабое место - воспитание детей, но продолжают появляться инструкции с предписаниями "запретить в школах как религиозное, так и атеистическое воспитание". Если в школе нет ни религиозного, ни атеистического воспитания, тогда там просто никакого воспитания нет.

Православное воспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни.

Было бы хорошо всем нам вместе, совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Задача образования всегда была одной из важнейших общественных задач.


Православный педагог, воспитатель, родитель, священник и все, кому Бог вверил дело духовного просвещения и образования. Начинается новый учебный год. Нам очень помогут слова Святейшего Патриарха Алексия. Объединимся в своем подвиге вокруг Первосвятителя и нам будет легче.

В учебных стандартах явно недостаточно обозначена связь между православием и русской национальной культурой. Православный христианский тип духовности выведен за скобки рассмотрения многих разделов по отечественной истории, обществознанию, русской литературе. В данной области решение поставленной проблемы видится в возрастании абсолютного числа элементов православного религиоведческого и духовно-нравственного содержания в основных учебных курсах литературы, истории, обществознания и других гуманитарных дисциплин.

I. Гуманитарное образование и обществознание.

По общему признанию, неоценимое культурное сокровище - русский язык уже десятилетиями подвергается сильнейшей деформации, Происходит его крайнее оскудение и засорение нелитературными словами и жаргонами. Все это должно побуждать тех, кому дорог великий язык, делать все возможное, чтобы сохранить его чистоту и приумножить его выразительное богатство. Решая задачу, как вернуть языку его искомое русское слово, мы пришли к выводу, что особое внимание в курсе русского языка следует уделять значению христианской традиции в формировании современного русского языка. Использование текстов религиозного и духовно-нравственного содержания является эффективным средством в воспитании христианских качеств личности.

Российская система литературного образования в настоящее время решает задачу возвращения в содержание литературного образования православной словесности. Русская классическая литература и литература современная содержит в себе многочисленные образы, иносказания, сюжеты их православной словесности. Невозможно понимать и изучать русскую литературу в отрыве от ее глубинных духовных оснований, которые связаны с православием. Изучая произведения русской литературы, учащиеся, так или иначе, приобретают знания из области традиционной русской духовной культуры - о жизни и смерти, о Боге, о смысле жизни.

Планируя курс литературы необходимо учитывать воспитательную задачу курса - формирование духовно-нравственной личности. Раскрывая связь литературных произведений изучаемых писателей и поэтов с опытом их жизни, внимание учащихся следует обратить на духовный портрет автора произведения, его религиозное мировоззрение, связь с христианской традицией.

Обращение к православной словесности не только значительно углубит понимание русской литературы, но раздвинет нравственные горизонты учащихся. Возвращение православной словесности в систему литературного образования упрочит фундамент историко-филологических знаний, без чего невозможен выход к чистым родникам русского языка, литературы, культуры, а, следовательно, невозможно и духовное возрождение нации.

Существуют возможности работы по духовно-нравственному воспитанию и через уроки иностранного языка. Непременным доказательством тому служат социокультурные аспекты изучения иностранных языков в темах: Традиции; Праздники; Путешествие; Достопримечательности; Взгляд на историю (богатства прошлого и настоящего); Роль христианства в формировании национальной культуры; Святые неразделенной Церкви. Важно, чтобы изучение иностранного языка не уводило от Родины, а укрепляло любовь к ней и формировало патриотизм. Все теории и понятия, включенные в обязательный минимум обществоведческого образования, сформировались в результате длительного и сложного духовного процесса, берущего свое начало с древних времен.

Относительно совсем недавно обществознание стало самостоятельной светской дисциплиной. Первоначальная разработка проблем человека и общества в европейском сознании происходила в рамках богословия. Методологически ущербным будет выглядеть всякий учебный предмет, при преподавании которого выносится за скобки его исторический и религиозно-культурный контекст. Поэтому крайне важной представляется интеграция знания о религии в те темы и вопросы обществоведческого образования, полноценное раскрытие которых невозможно без такого дополнения.

В курсах истории, обществознания, МХК, других дисциплин представляется интересным культурологический подход к отбору религиоведческого материала, который, как известно, ориентирует на рассмотрение религиозных феноменов в контексте их бытия в культуре в целом и в ее различных сферах. На его основе устанавливается корреляция религиозных традиций и производных феноменов религиозной культуры, выявляются способы влияния христианского вероучения, морали и религиозной практики на социальную, политическую, духовную и иные сферы жизни общества.

Важную роль в процессе воспитания и формирования социально-зрелой личности играет изучение такого сложного и интересного предмета как Обществознание. Этот предмет значительно отличается от других дисциплин школьного цикла по своей структуре. Обществознание - дисциплина комплексная, она состоит из подразделов, посвященных изложению основ главных наук об обществе - философии, социологии, культурологии, экономики, политологии, правоведения. Помимо учебных задач данный предмет весьма важен для решения проблемы воспитания личности ученика.

В существующих учебных стандартах сформулированы требования формировать представления у школьников о роли религии в истории людей, о ее влиянии на культуру, учащиеся должны иметь представления о христианстве как основе культурной и духовной жизни средневековой Европы и т. п.

Понимание смысла истории зависит не только от знаний или научно-теоретических представлений самого ученого или любого человека, стремящегося к познанию истории, сколько от его религиозно-философского мировоззрения, а еще точнее, от его веры. Поэтому наука история теснейшим образом связана с религией.

Действия наших предков для современного школьника во многом будут восприниматься набором бессмысленных поступков, если не будет правильно поняты мотивы, которыми они руководствовались, а школьникам не будет понятно мировоззрение, религия, которая, в конечном итоге, определяла ценностные ориентации и действия исторических деятелей, простых людей. Вся наша история жизнеутверждающая. Несмотря на кажущееся порой поражение, наше Отечество на переломных путях развития каждый раз находит силы для преодоления внутреннего нестроения и внешней угрозы. Важно донести до учащихся религиозный смысл нашей истории, руководствуясь рядом основных принципов православного понимания истории.

Первый принцип: история есть воплощение Божественного Промысла. Следовательно, история имеет смысл и цель своего развития, а также законы развития, определяемые Божественным Промыслом, что не исключает свободы действующих субъектов.

Второй принцип: закономерности исторического развития проявляются в ходе исторической деятельности людей. Историческая деятельность людей зависит от их сознания и воли. Но всякое сознание, основанное на вере, есть религиозное сознание, имеющее разные формы выражения. Следовательно, религиозное сознание является действенным катализатором исторического развития, оказывает реальное и непосредственное влияние на развитие конкретных исторических событий.

Третий принцип: историю необходимо понимать как реализацию в действительности Божественного Промысла, в виде сложного, диалектического процесса взаимодействия сознания и бытия, общественного сознания и общественного бытия. При этом необходимо видеть ведущую роль именно духовности сознания, прежде всего, религиозного сознания в истории. Иначе говоря, деятельность человека определяется его духом и сознанием. Поэтому необходимо осуществлять поиск смыслового содержания исторической деятельности людей, т. е. отвечать не только на вопросы "как?" и "почему?", но и на главный вопрос - "зачем?". Исходя из ответов на этот вопрос - "зачем?" - мы и можем осмысливать закономерности развития, как частные, так и общие.

В течение буквально нескольких лет кафедрами была осуществлена серьезная работа по обновлению, обогащению и актуализации содержания гуманитарных дисциплин, уточнению их перечня и определению тематики, структуры и логики изучения (так называемых дидактических единиц), обеспечению целостности преподаванию и формирования заинтересованности студентов в их изучении. Именно в это время к студентам вернулись доступные ранее лишь немногим духовные сокровища отечественной и мировой гуманитарной мысли. В гуманитарной подготовке студентов удалось сохранить и развить верховенство ценностного содержания над информационно-технологическим, воспитания над обучением.

Исходным и первичным в таком повороте становится воспитание духовности, т.е. любви и воли к содержанию совершенному, объективно лучшему, на основе отечественной культуры и великого духовно-нравственного опыта народа, представленного в его религии. Вопреки наплыву и насаждению западных учебных пособий (типа пресловутого "Экономикс"), усилиями патриотически настроенных ученых и педагогов началась активная разработка и издание нового поколения учебной литературы. Перед студентами начал раскрываться великий исторический ранг России в области религии и культуры, государственности и хозяйства, социального устроения общества, образ мыслей и деяний святых, подвижников, героев России, творцов отечественной культуры, будь-то наука, философия, литература и искусство, хозяйство и социальное поприще.

В качестве позитивного момента следует характеризовать наметившееся смещение акцента с внешней, информационно-формальной, технической, методической и функциональной стороны гуманитарного образования на человеческие, личностные, субъектно-образующие, культурные, ценностно-смысловые и духовно-нравственные ориентиры. И этот качественный поворот, который дал первые положительные сдвиги, необходимо усилить и целенаправленно развить.

Социологические исследования студенчества, вновь широко развернувшиеся в вузах со второй половины 90-х годов, зафиксировали первые наметившиеся положительные сдвиги. Так, в российском профессионально-педагогическом университете на вопрос: "Кого, на Ваш взгляд, должен готовить ВУЗ?" - получены такие данные опрошенных студентов:

Прежде всего, порядочного, честного человека, который умеет достойно жить и обладает высокой профессиональной квалификацией - 32,6%;

Специалиста широкого профиля, который способен к самообразованию, получению новой профессии согласно требованиям рынка - 31,9%;

Высококвалифицированного специалиста и культурного человека - 25%;

Высококвалифицированного специалиста - 6,9% .

На вопрос: "Считаете ли вы, что гуманитарное знание необходимо Вам в жизни?" - почти 90% студентов дали утвердительный ответ. Удовлетворенность студентов преподаванием гуманитарных дисциплин и курсов поднялось в разы в сравнении с концом 80-х годов и составило, к примеру, по философии - 74,7%, психологии - 73,4%, истории - 65,3% . Все это стало результатом непростой работы по обновлению гуманитарного образования, его совершенствованию и актуализации в координатах духовного наследия отечественной и мировой культуры, антропологических оснований и теории социализации личности. Проблемы методологии, обоснования сущности и содержания гуманитарного образования, его духовного начала и ценностного фонда, соотношения в нем сакрального и светского объема и удельного веса в образовательно-профессиональной подготовке специалистов; обоснованного соотношения федерального, регионального и вузовского компонентов, соотношения отечественного материала и зарубежного опыта, программного обеспечения и создания собственного учебно-методического комплекса встали в ряд неотложных и решаемых не только теоретических, но и практических задач.

Российское высшее образование, в отличие от образования большинства других стран, именуется "профессиональным". Государственные образовательные стандарты более 20% учебного времени отводят на общие (главным образом, гуманитарные и социально-экономические (ГСЭ) дисциплины . Однако собственно гуманитарное - духовное ядро составляет в ГОСТ не более 10%. И дело даже не столько в объеме и удельном весе собственно гуманитарно-духовной "десятины", как в ее содержательно-смысловом, ценностно-целевом, личностно-созидательном, культурно образующем, мировоззренческо-методологическом и социально-воспитательном назначении и практическом воплощении. Так, по результатам Мониторинговой службы столичного образования Департамента образования г. Москвы средневзвешенная оценка экспертов и студентов оптимального соотношения федерального, национально-регионального и вузовского компонентов социально-гуманитарного циклов выглядит в пропорции 5:2,5:2,2 .

В рекомендациях II Всероссийской научно-практической конференции "Воспитание духовности: ценности и традиции" обоснована позиция о целесообразном увеличении доли отечественной составляющей в содержании гуманитарных дисциплин по сравнению с зарубежным материалом в пропорции 7:3 . Студент имеет право и должен основательно понимать духовное отечественное наследие, свою культуру, тогда он сможет лучше понять и иные культуры. Путь в человечество пролегает через "порог" родного отечества.

Итоговым результатом гуманитарного образования является формирование социальной компетентности специалиста. Гуманитарное образование призвано обеспечить процесс трансляции, преемственности и развития от поколения к поколению абсолютного общественного богатства - всеобщих продуктивно-творческих сил человека. Воспроизводство этих сил в гуманитарном образовании относится к разновидности всеобщего по значению Духовного труда. Цель гуманитарного образования - воспитание культурного человека как самоопределяющегося субъекта. Данная цель оптимально достижима в рамках ее трехуровневой структуры:

1) духовно-ценностный (аксиологический) уровень;

2) развитие всеобщих по значению общекультурных способностей (креативно-антропологический уровень);

3) социально-технологический (праксиологический) уровень.

Главное заключается в том, чтобы гуманитарное образование сохраняло в своем центре смысловое и ценностное ядро, духовную основу и духовное отношение ко всему проблемному и содержательному полю взаимосвязанного цикла гуманитарных, естественнонаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин в целостном процессе образования, воспитания и становления личности студента.

Изменения поворотного характера произошли в сознании студентов по их отношению к религии и Церкви. По различным современным опросам общественного мнения от половины до двух третей наших граждан считают себя верующими, из них 75% - православные, 16% - мусульмане, 4% - протестанты, 2% - буддисты, 1% - иудеи, 1% - язычники, нетрадиционные религии все вместе - менее 1%, католики - менее 1% . По результатам социологических исследований научного центра "Религия в современном обществе", возглавляемого нашим известным философом Мчедловым М. П.; к верующим в бога относят себя 43,4%, опрошенных респондентов; о безрелигиозной мировоззренческой ориентации (неверующие и безразлично относящиеся к религии) заявили 28,6%, о колебаниях между верой и неверием - 23,9%; о вере в сверхъестественные силы - 3,9% . Сопоставительные данные двадцатилетней давности свидетельствуют о том, что среди 1200 студентов омских вузов атеистов насчитывалось 38%, неверующих - 43%, безразличных к вопросам религии - 14%, колеблющихся - 4%, а собственно верующих не оказалось (по вполне понятным причинам и соответствующим мерам, предпринимаемым в отношении данной категории) .

Поворотные сдвиги в росте и укреплении религиозного сознания студентов еще предстоит понять и верно оценить, но уже первые позитивные результаты зафиксированы социологами. Так, верующие студенты МГУ, как правило, отличаются добросовестностью и старательностью, но не честолюбием и завистью . Наши данные по верующим студентам Уральского института бизнеса им. И. А. Ильина (Екатеринбург) полностью коррелируют с такой оценкой.

Новым и примечательным явлением стало открытие теологических (богословских) факультетов и отделений в сорока университетах современной России и готовность многих вузов начать подготовку специалистов данного профиля. Деятельность этих факультетов и отделений не только реализует глубоко личностный запрос обучающихся студентов, и возрастающую потребность современного общества на подготовку специалистов особого социального служения миру и людям. Близкое знакомство с работой ряда теологических факультетов и кафедр показывает их благотворное влияние на всю социально-психологическую и духовную атмосферу данных вузов.

В течение последних семи лет подписаны договоры о сотрудничестве Министерства образования и науки с Московским Патриархатом, органов управления образованием всех субъектов РФ с Епархиальными управлениями, многими высшими и средними профессиональными образовательными заведениями с религиозными организациями РПЦ и других отечественных конфессий. В Конституции России нет строки об отделении светских образовательных учреждений от религии. Светское образование не означает атеистического или религиозного образования, а закрепляет позицию свободы совести человека (а не от совести), в том числе и в сфере образования. Своеобразным общественно-религиозным смотром состояния проблем и перспектив углубления творческого совместного соработничества церкви и государства в образовании и воспитании студенчества стали проводимые с 1993 года Международные Рождественские образовательные чтения. Впечатляют не только масштаб (15 тыс. участников XVI Чтений), но и характер, глубина и уровень великой ответственности за будущее страны и народа, которая рождается и формируется в нашей общеобразовательной и профессиональной школе, что вселяет уверенность, надежду и социальный оптимизм.

Главнейшие аспекты духовного православного осмысления на уроках искусства и МХК:

А) основные (методологического уровня) понятия истории (ее смысл, направленность, фундаментальная двойственность, архитектоника в целом); понятия традиции, культуры, представление о единстве культуры и ее двух сторонах);

Б) важнейшие для понимания искусства ключевые вехи истории: рождение христианской культуры, гуманистическое Новое время с его двумя солнцами - церковным и светским, Новейшее время с выделением в рамках светской культуре новой двойственности - традиционной культуры и оккультной антикультуры; особое место в истории России, определяющееся ее призванием, которое ясно чувствовали и о котором говорили все русские художники;

В) видение сущностных и исторических связей церковного и светского искусства в Новое и Новейшее время.

Большой интерес представляет использование православного религиоведческого компонента в изучении географии христианских святынь. Говоря о "религиях мира" можно использовать сведения об основании православных монастырей, о тех людях, которые являлись их основателями; их удивительных судьбах. История монастырей - благодатный материал для разговора об истоках православия; высокой духовности, нравственной чистоте православных людей.

II. Православный аспект естественнонаучного образования.

Ни для кого не секрет, что у нынешнего естественнонаучного образования главной целью является воспитание личности, познающей материальный мир. Знания, которые, как известно, сила, адаптируют человека к миру, дают возможность удовлетворить некие материальные и душевные потребности. Есть еще одна цель, которая больше не афишируется, но фактически продолжает иметь место - формирование материалистического, то есть атеистического мировоззрения. Можно ли обладать христианским мировоззрением и не отказываться от научных знаний, можно ли, обучая детей естественным наукам, формировать православный взгляд на мир? Можно, если при этом придерживаться определенных принципов.

Для православного образования не нужно особое содержание урока, особые учебники, программы и стандарты. В обычные программы необходимо привнести дух православия, особый взгляд на вещи, особое ощущение мира, взгляд через призму, преломляющую изображение, когда мир освещается светом Божественной истины, когда открывается вся глубина, красота, целесообразность, сложность и заданность мира. Когда открывается промысел Творца о мире, Его попечение о нас и ежесекундное присутствие, приобретаемые знания становятся необходимы не ради знаний, а ради укрепления в вере, для спасения, т. е. движения к Богу.

В системе естественнонаучного знания можно выделить три части, различные по типу и по уровню достоверности. Это, во-первых, результаты наблюдений и экспериментов. Экспериментаторы всегда стремились к большей достоверности, точности, повторяемости и проверяемости своих результатов (в физике нормой является три серии опытов). Такие же критерии могут применяться и к исследованию чудесных объектов и явлений, таких как Туринская Плащаница, ежегодное Схождение Благодатного Огня на Гроб Господень в Храме Воскресения Христова в Великую Субботу по неизменно действующему в Православии Юлианскому календарю, мироточение икон и многих других. К сожалению, научное исследование христианских чудес сейчас, хотя и проводится, но явно недостаточно.

Вторая часть - это построение моделей, гипотез и теорий, дающих систематизированное, и обычно в той или иной степени математизированное, объяснение большому числу наблюдательных данных, и именно степень соответствия эксперименту является критерием принятия той или иной теории. По мере появления и накопления новых фактов старые теории перестают их объяснять, и возникает потребность в новых теориях. Из истории известно множество "революций" в физике (в 17-18-м и в начале 20-го века), когда полностью менялась вся объяснительная система (парадигма). Этот момент следует подчеркивать, так как отсюда приходит осознание того, то и современные теории будут вскоре заменены следующими. Признаки назревающего научного кризиса уже просматриваются.

Наконец, третью часть "здания науки" составляет так называемое "философское осмысление" ее итогов, которое именуется "научным мировоззрением". Именно тут разрабатываются наукообразные сценарии возможных цепочек событий с целью более или менее правдоподобного объяснения прошлого (например, "теория эволюции", "большой взрыв") и выработки прогнозов будущего.

Философы, некоторые из них являются или когда-то были учеными, препарируют науку в целях ее широкого распространения и формирования в "общественном мнении" так называемой "научной картины мира", а также выработки правительственных решений по поддержке тех или иных научных проектов. Многие исследования не получают поддержки, поскольку их результаты могли бы разрушить сложившуюся систему взглядов. Именно поэтому большое число настоящих ученых с неприязнью относятся к "идеологам науки".

Итак, следует разъяснять учащимся, что и эксперименты и теории сами по себе являются религиозно нейтральными, а противопоставление науки и религии - результат злонамеренной деятельности мощных и влиятельных группировок философствующих идеологов, присвоивших себе полномочия говорить от лица всего научного сообщества.

Роль педагога, таким образом, заключается не в особом отборе изучаемого, хотя и это необходимо в ряде случаев, а в расставлении особых акцентов в преподаваемом материале. Для формирования православного мировоззрения в курсах естественных наук важны общие содержательные линии.

Большие возможности заключаются в биографическом подходе в преподавании. Религиозные представления выдающихся людей (Фарадей, Пастер, Пирогов, Павлов, Королев, Вавиловы, Ньютон, Эйнштейн, Паскаль, Кеплер, Коши, Гаусс и пр.) замалчивались или искажались. А ведь многие из них были не только глубоко религиозными людьми - некоторые из них занимались богословием или иной религиозной деятельностью, считая ее не менее важной, чем занятия наукой. Сейчас об этом можно и нужно говорить. Кроме того, пример подвижнической жизни ради людей, самоотвержение и самопожертвование могут служить вдохновляющей и воспитывающей силой. Отрицательные примеры тоже могут стать воспитывающими. "Смерть грешника люта" (Пс.33:22) Мирабо перед смертью умолял: "дайте мне опиума, чтобы я не думал о вечности". Вечность - такое содержание ума, которое человек не может изъять из него, ибо это его основание!

Материализм революционера оказался слишком слабым ядом, не способным заглушить в сознании умирающего вечную идею, вложенную в человека Его создателем. Душа, предчувствуя, в какие страшные места направляется, приходит в состояние неописуемого ужаса. Оттого визжал перед расстрелом Берия, Ленин в безумии просил прощения у стульев, и Вольтер метался на смертном одре. Как и в случае Толстого, вольнодумные друзья не допустили священника к умиравшему в душевных муках. И мятущаяся, и радостная смерть - печать прожитой жизни.

Следующая обязательная линия - телеологичность мироздания. Красной линией через все естественные курсы может проходить заданность свойств и признаков, законов и правил живой и неживой природы. Антропный принцип устроения Вселенной указывает на удивительно точную "подогнанность" всех законов природы друг к другу. Можно сказать, что эти законы имеют единственно возможную форму, так как значения констант взаимодействий, входящих в них, принимают совершенно определенные числовые значения с такой фантастичной точностью, что уместнее употребить термин точности абсолютной. Будь эти законы чуть иными, и весь мир не смог бы удержаться в своем точном порядке, но тотчас бы развалился, превратившись в хаос. Примеров телеологичности мира предостаточно и в курсах химии (Периодический закон), и в биологии (биохимия клетки и целесообразность организма и т. д.).

Для формирования целостной картины мира традиционно в преподавании не хватает интеграции наук, и хотя такие попытки предпринимаются, к примеру, в создании курса естествознания, эти попытки, по большому счету, искусственны, кроме того, приводят к утрате фундаментальности и глубины познаний. Православный взгляд на природу мог бы сыграть такую интегрирующую роль в целом, а в некоторых темах можно осуществить прямую интеграцию знаний. Таким примером может служить изучение воды. Вода - это настоящее чудо, часто неосознаваемое людьми. Вода - химический растворитель многих веществ, она же - химический реагент, без нее немыслима биохимия клетки, она же и транспортное средство в микромире и в макромире, глобальные круговороты в биосфере и частные процессы корневого питания, транспирации и т. д. Вода создает среду для обитания миллиардов существ, по ней могут передвигаться насекомые. Совсем не случайно вода на Земле встречается в трех агрегатных состояниях, каждое из них необходимо для определенной цели: снег, лед, оказавшийся легче жидкой воды и потому плавающий на поверхности, защищающий водоемы от полного промерзания и уничтожения. Случайно ли вода обладает большой теплоемкостью и теплопроводностью, хорошей теплоотдачей и текучестью? И без парообразной воды не решить наши земные проблемы. Случайное ли вещество вода? Или Творец его создал специально для нас всех, задав молекуле определенные свойства и структуру диполя. Нельзя обойти на таком уроке и богословский аспект: Святая вода - источник Божественных энергий и информации.

В биологическом образовании есть свой камень преткновения - эволюционная теория, которая пронизывает собой всю биологию, стала ее методологическим базисом. Наука идет вперед, разоблачает одну за другой подделки наших предков: подделку рисунков зародышей, бредовые идеи самозарождения жизни в аммиачно-водородной атмосфере под воздействием молний и всякие прочие сказки про эволюцию, но огромное большинство наших современников воспринимают эту заплесневелую теорию примерно так же, как вращение Земли вокруг Солнца. Нет сомнения, что мы имеем дело с религиозной верою в эволюцию, поэтому разговор о происхождении мира и жизни не может вестись только как научный диспут.

Картина будет неполной, если не затронуть религиозно-философскую сторону проблемы. Ведь здесь в спор вступают не разные точки зрения, а разные мировоззрения, которые формируются не сразу, а уж меняются гораздо труднее, чем любые научные взгляды и установки. Под эволюционизмом лежит вера в прогресс, вера в то, что и природа, и общество сами собою, бессознательно и объективно развиваются от низших форм к высшим, от простых к сложным, что исключает Бога, как Промыслителя и Вседержителя мира. В эволюционизме мы имеем дело с формой мифологии, восходящей своими корнями к язычеству. Без включения в преподаваемый курс философских понятий не обойтись. Необходимо знакомить учеников с понятиями "развитие", "идеализм", "материализм", "религия", "мировоззрение" и пр. При таком подходе христианская научная позиция становится очень сильной, материал последних научных открытий сам с огромной силой ведет учеников к выводу об истинности христианского мировоззрения, важно только честно пользоваться научными данными, не искажая и не умалчивая ничего.

Еще одна содержательная линия в преподавании естественных наук связана с эстетикой живой природы. Природа доставляет нам ни с чем не сравнимое наслаждение, ибо она дело рук Великого Художника, где в самом малом организме запечатлены черты божественной мудрости. Вспомним слова: "Посмотрите на полевые лилии, как они растут? Не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Мф.6:28-29). А, по словам Иоанна Кронштадтского, "цветы - это остатки рая на земле" Видеть самому эту красоту и учить этому видению учеников - важная задача биолога. Любящий природу будет любить и людей и Бога.

Экологическое обучение и воспитание также можно наполнить православным содержанием. Оно ни в коей мере не должно стать очередной страшилкой для детей о скором разрушении, полном крахе среды нашего обитания. Не скрывая истинного положения дел, акцент надо ставить на четком осознании своей личной ответственности за все происходящее в мире, в природе. Разрушение природы начинается с разрушения души каждого отдельно взятого человека. Решать и решить экологические проблемы можно лишь начиная с очищения собственной души.

Морально-нравственное воспитание человека в естественнонаучном образовании должно строиться на правильном отношении к собственному телу. Наше тело - не наша собственность, но дар Божий, средство для спасения души, и отношение к нему должно быть соответственным: заботливым, ответственным, целомудренным, бережным, как к жилищу Духа Святаго. Гармония тела и его красота - проявление благочестия, а болезни и уродства - следствие растления, распущенности, греха, так как дух творит себе форму.

В курсе биологии необходимо рассматривать с христианской точки зрения нравственные аспекты экологических проблем, половых отношений человека и наследственности, генной инженерии; отношение к проблеме абсолютной ценности человеческой жизни и недопустимости подхода к человеку как к биологическому материалу.

Таким образом, православный взгляд, его мировоззрение, смысложизненные позиции, ценностно-целевые линии осмысления можно и следует органически внести в "ткань" учебно-воспитательного процесса общеобразовательной и профессиональной школы по всем предметам и курсам общенаучного, естественно-математического, гуманитарного, общепрофессионального и специально-прикладного циклов. Федеральный, национально-региональный и собственно школьно-вузовский компоненты действующих государственно-образовательных учреждений различных типов, форм и уровней обучения позволяют творчески и ответственно ставить и решать педагогам эти судьбоносные для юношества проблемы.
Протоиерей Александр Миняйло , ректор Уральского института бизнеса, профессор, доктор экономических наук (г.Екатеринбург)
Иеромонах Иероним (Миронов) , ректор православной гимназии при мужском монастыре Всемилостивого Спаса (г.Екатеринбург)

Примечания:

1 - См.: Ветошкин А. П. Культурное возрождение // Профессиональное образование. № 2. М.: Издание Академии проф. образования и Института развития проф. образования. 1998. С. 12-13.
2 - Ветошкин А.П. Указ. соч. С. 13.
3 - См.: Вербицкая Л. А., Касевич В. Б. О модернизации российской высшей школы: состояние проблемы и возможные решения // Вопросы образования. М., 2004. № 4. С.20-21.
4 - Мониторинг мнений специалистов, педагогической общественности о проблемах разработки стандартов высшего педагогического образования нового поколения. М., 2004. С.27.
5 - См.: Воспитание духовности: ценности и традиции / Докл. и тезисы II Всероссийской конф. Екатеринбург, 15 апреля 1999 г. Екатеринбург, 1999. С.467.
6 - См.: Галицкая И. А., Метлик И. В. Новые религиозные культы и школа. М., 2001. С. 10.
7 - Мчедлов М. П., Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. О социальном портрете современного верующего // Социс. 2002. № 7. С. 69.
8 - Ветошкин А. П. Место и роль студенчества в развитии социалистического общества. Томск, 1986. С. 79.
9 - См.: Религиозна ли наша молодежь? // Православная Москва. 2000. № 8.

 


Читайте:



Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях

Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях

Первая мировая война 1914 - 1918 годов ДАТЫ* 1914.06.28 В результате покушения в Сараево убиты эрцгерцог Австро-Венгрии Фердинанд и...

Какие великие русские были евреями?

Какие великие русские были евреями?

Недавно обратил внимание, что много комиков и актеров на российской эстраде и в кинематографе евреи, посмотрел внимательней – оказалось...

Особенности и магические свойства жемчуга Жемчуг камень магические свойства знак

Особенности и магические свойства жемчуга Жемчуг камень магические свойства знак

Издревле женщины Востока украшали себя изделиями из жемчуга. Неслучайно название камня имеет азиатские корни и произошло от китайского слова...

Европа отбирает украинский лес кругляк

Европа отбирает украинский лес кругляк

Богатые лесные ресурсы Украины позволяют полноценно насладиться необыкновенными красотами живой природы, удивительными пейзажами, и отдохнуть от...

feed-image RSS