Главная - Диеты
Проблема ценностей человека в психологии. Иерархия ценностей человека. Ценности и ценностные ориентации практического психолога как основа его личностно-профессионального саморазвития

Интерес к проблеме ценностей обостряется в переломные периоды жизни общества. Таковой является и современная эпоха, когда происходят динамичные социальные трансформации, глобальные природные и техногенные катастрофы, обусловливающие поиск смыслов, стержневых ценностных оснований существования человека как на уровне мировой цивилизации, российской государственности, так и на уровне самосознания конкретного человека, осуществляющего жизнедеятельность в изменяющемся мире. Поиск ценностных ориентиров осуществляется также и в сфере образования, отвечающей на вызовы современности.

Выдающийся философ ХХ-го в. Э. Фромм писал, что «самосознание, разум и воображение – все эти новые свойства человека… требуют создания такой картины мира и места человека в нем, которая имеет четкую структуру и обладает внутренней взаимосвязью... Человеку необходима система координат, жизненных ориентиров, ценностных ориентаций , без которой он может заблудиться и утратить способность действовать целенаправленно и последовательно... Потребность в наличии жизненных координат включает также и необходимость цели, которая указывает ему, куда он должен идти. Мир для человека имеет определенный смысл, и совпадение его собственной картины мира с представлениями окружающих его людей является для него лично критерием истины» . Э. Фромм утверждал, что нет ни одной такой культуры, которая могла бы обойтись без подобной системы ценностных ориентаций, или координат, в обязательном порядке есть она и у каждого индивидуума. Ценности усваиваются человеком в процессе социализации, получения образования, когда формируются самосознание, мировоззрение, профессиональная позиция и идентичность личности.

Система ценностных координат необходима для реализации субъектом профессиональной деятельности, особенно тех ее видов, которые имеют непосредственное отношение к человеку как объекту труда.

Учитывая, что имеющая самое прямое отношение к человеку профессиональная деятельность психолога получила в последнее пятнадцатилетие широкое распространение, проблема ценностных оснований профессии и психологического образования все более требует настоятельного рассмотрения.

Ценности, ценностные ориентации, ценностные координаты, – понятия, широко используемые в социальных науках. Разработка проблемы ценностей имеет продолжительную традицию в философии, к ней обращались Ф. Брентано, М.Вебер, В. Виндельбанд, В.Вундт, Дильтей, Дж. Дьюи, К.И. Льюис, Ф. Нодль, Ф. Таульсен, Алексиус фон Мейнонн, М. Шелер и др., сформировавшие следующие типы ценностных теорий: натуралистические, психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Анализ историко-философской литературы по проблеме ценностей показывает, что ценности на протяжении истории рассматривались как «регулятивный механизм» со­циальной жизни людей. Данный механизм представляет собой сложно организован­ную систему, в которой вместе с ценностя­ми, осуществляющими самую общую, стра­тегическую регуляцию поведения, имеются и нормы. В общечеловеческой ценности вопло­щаются общеродовая сущность человека, его природа.

В философской литературе сложились различные подходы к определению ценностей: ценность отождествляется с идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение, синонимизируется с культурно-историческими стандартами; ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным жизненным стилем. В современной аксиологии утвердилась позиция, связанная с признанием существования ценностного отношения в системе объектно-субъектных отношений, значения объекта для субъекта. Например, в исследованиях М.С. Кагана показано: ценностей вне человека и общества нет, и вне отношения к человеку предметы сами по себе ценностной квалификации не подлежат. Ценности рассматриваются как личностно окрашенное отношение человека к миру, возникшее на основе знания и собственного опыта. При этом к ценностям автор относит только положительно значимые события и явления, связанные с социальным прогрессом . А.Г. Здравомыслов определяет ценности как «обособившиеся в ходе истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы, объектом которых являются моральные, нравственные и эстетические нормы» .

В «Российском энциклопедическом словаре» ценности определяются как «положительная или отрицательная значимость объектов или явлений окружающего мира для человека, определяемая их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности. Критерии и способы оценки этой значимости получают выражение в нормативных представлениях, идеалах, установках, целях» .

Психологический словарь ценность трактует как понятие, характеризующее социально-историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов определенных явлений действительности, отмечая регулятивную функцию: «ценности служат важным фактором регуляции поведения личности и взаимоотношений людей» .

Одним из оснований при рассмотрения ценностей в отечественной психологии является направленность личности, которая в разных концепциях обозначается по-раз­ному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), «смысло-образующий мотив» (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев, А.В.Братусь), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев).

Д.А.Леонтьев , характеризуя формы существования ценностей (социальные идеалы, предметно воплощенные и личностные ценности), он уточняет, что социальные идеалы и предметно воплощенные ценности изучает философия и социология, а психология апеллирует к изучению личностных ценностей.

Личностные ценности, во-первых, не ограничены данным моментом, данной ситуацией, во-вторых, не влекут человека к чему-то изнутри, а притягивают его извне, и, в-третьих, не эгоистичны, придают оценкам элемент объективности, поскольку любая ценность переживается как нечто, объединяющее меня с другими людьми. Хотя эта объективность относительна, ведь даже самые общепринятые ценности, становясь частью внутреннего мира конкретного человека, трансформируются и приобретают в нем свои отличительные способности.

Д.А. Леонтьев описывает механизм превращения социальной ценности в личностную. Любой социальной группе – от отдельной семьи до человечества как целого – присущи направленность на определенные общие ценности – идеальные представления о хорошем, желательном, должном, обобщающие опыт совместной жизнедеятельности всех членов группы. Усваивая от окружающих взгляды на нечто как на ценность, человек закладывает в себе новые, независимые от потребностей регуляторы поведения. Соответственно механизмом превращения социальной ценности в личностную является включение человека вместе с группой в практическое реализацию конкретной ценности, причем принципиально важным является ощущение этой ценности как собственной. .

СОВМЕСТНАЯ ОБЩЕСТВО

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ социальные ценности

    Ценность образования;

    Ценность профессионализма;

    Ценность благоприятного социального статуса;

    Ценность построения успешной карьеры и т.д.

Практика показывает, что психолог, осуществляя работу с клиентом, оказывает определенное влияние на него: изменяя его отношение к ситуации, расширяя видение и понимание себя, других людей, помогая осознать возможность реализации иных моделей поведения в проблемных ситуациях, кроме тех, что сложились в индивидуальном опыте клиента. Психолог, оказывая изменение на сознание и самосознание клиента, реализует лидерскую позицию. Безусловно, что форма проявления данного лидерства существенно отличается от лидерства, проявляющегося в руководстве организацией, большими и малыми группами и т.д. Лидерство психолога - прежде всего экспертное лидерство. Он знает то, что помогает человеку обрести точку опоры, он находит способы оказания психологической помощи конкретному клиенту. Вышесказанное обусловливает необходимость рассмотрения сущности понятия о лидерстве и его различных проявлениях.

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Лидер - это ведущий, идущий впереди. Лидер - член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях (37).

Кричевский Р.Л. характеризует лидера как человека, обладающего высоким личным статусом, оказывающего сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций (38) .

Наряду с понятием лидер рассматривается понятие «лидерство», которое определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей (Шрисхайн); или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей (Стогдилл) (38).

По мнению Ф.Фидлера, лидерство есть конкретные действия по координации и управлению деятельностью группы.

Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (38).

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во многом схожие с лидерством встречаются в среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь - вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными (37).

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации и личности лидерство делится на:

          конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;

          деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство, сформировавшееся на предприятии группе воров или взяточников);

          нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством. Для эффективного влияния психолога на клиента необходимо, чтобы он одновременно являлся и деловым и эмоциональным лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемойпсихологом в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность его профессиональных отношений.

Для психолога приемлемо конструктивное лидерство, потому что основная задача профессиональной деятельности психолога - оказание помощи клиенту в решении его проблемы, что в свою очередь, предполагает возможность и реализацию влияния психолога на клиента, а значит, проявление лидерства: «Не навредить, а сделать лучше» (1).

Интересной на наш взгляд является типология, представленная Э.Шейном:

    Лидерство посредством доминирования и силы (осуществляется тогда, когда у лидера больше власти и силы, т.е. это не его личностная черта, а приобретенная посредством статуса, должности. «Я начальник, и ты будешь делать то, что я скажу»).

    Лидер-манипулятор. (Посредством обмана, введения в заблуждение. «Ты - мне, я - тебе»). Эксплуатируются как низменные инстинкты, как зависть, корысть, так и положительные качества за счет хитрости (трудолюбие, честность, ответственность, преданность, порядочность). Т.е. человек используется для достижения целей манипулятора.

    Харизматический лидер - яркая личность, имеющая какие-то свои идеи, имеет последователей, которые восхищаются им, хотят подражать ему, и он управляет за счет того. Что люди хотят быть рядом, участвовать в одном деле с интересным человеком. Он приемлет только поклонение. (Например, гуру и его секта; фанаты и певец). Он сам выбирает не насилие (как властный лидер) и не обман (как лидер-манипулятор). Харизматический лидер оказывает влияние на людей, восхищение и поклонение.

    Социально-ответственный лидер. Говорит: «Если не я, то кто?» Харизматические - сами стремятся быть лидерами, имеют обаятельный, яркий образ, а этот тип воспринимает лидерство как обязанность, ответственность. Лидерство посредством авторитета, уважения и чувства долга. Люди его уважают, слушаются и доверяют ему.

    Лидер-учитель. Всего достиг, остается лидером посредством передачи знаний, опыта ученикам, развивает их. Лидирует тем, что усиливает людей и поэтому они добровольно принимают его как лидера.

    Духовный лидер . Люди выбирают его как образец для подражания, сами стараются быть такими, как он. Влияние такого лидера заключается в том, что, вдохновленный примером духовного лидера, человек сам изменяет и развивает себя. Лидер же целенаправленно никак не влияет на людей. Духовный лидер не прикладывает никаких усилий, люди сами его выбирают в качестве своего лидера.

На наш взгляд, данная типология также может быть использована для более глубокого понимания сущности лидерства в профессиональной деятельности психолога. Мы считаем, что психолог чаще всего проявляет лидерство как учитель (не даром в деятельности организационного психолога одной из главных функций является обучение других, например, персонала в организации). В то же время в групповой психотерапии и тренинговом процессе не противопоказано и харизматическое лидерство, особенно на начальных этапах работы с группой.

психология

Т. И. Ежевская

Ценности как важный психологический ресурс личности

В статье раскрываются понятия «личностные ценности», «ценностные ориентации», рассматривается взаимосвязь ценностей с другими психологическими ресурсами. Показывается значимость личностных ценностей в жизни и деятельности человека. Акцент в статье делается на ценностях как феномене сознания и источнике отношений человека с окружающей действительностью. Описывается иерархическая структура ценностного сознания личности.

Ключевые слова: личностные ценности, система ценностей, ценностное сознание, ценностное отношение, структура ценностей, ценностные ориентации.

T. I. Yezhevskaya

Values as important psychological resource of a person

There are "values" and "value"s orientations"- two conceptions in the article. Also it includes information about interconnection between values and others psychological resources, importance of person"s values in life and activity. The great attention is paid to values as a conscioushess phenomenon and a source of relationships with the reality forces of the environment. It is described hirarchical structure of person"s value conscioushess.

Key words: values of a personality, system of values, value"s consciousness, value"s attitude, the structure of values, value"s orientations.

Изучение системы личностных ценностей в рамках научных дисциплин, изучающих человека, показывает неоспоримость факта влияния ценностей как психологического фактора на жизнь и деятельность не только отдельной личности, но и разномасштабных групп, и общества в целом. В различных областях научного знания исследуются вопросы, связанные с проблемами ценностного сознания, ценностного отношения к реальности, взаимосвязи ценностных детерминант с поведением личности и различными личностными составляющими.

Понятие «ценности» характеризуется многообразием граней и аспектов, включает в себя разноплановые и разноуровневые явления, связанные с категориями «отношение», «значимость», «потребность», «интерес», «убеждение», «диспозиции», «смысл».

Обилие трактовок понятия «ценность» обусловлено различиями подходов к ее объяснению. В научном понимании чаще всего говорят о трех формах существования ценностей. В первом случае рассматривают ценность как значимость и идеал, выработанный общественным сознанием. Во втором случае ценность выступает в объективированной или материальной форме воплощения этих идеалов. В третьем варианте ценности входят

в психологическую структуру личности, являются фактом сознания и выступают источником отношений человека с окружающей действительностью и мотивации его поведения. В этой связи, одни исследователи считают ценности объективными, другие - субъективными феноменами, одни пишут, что ценность -это отношение, другие - что оно качество и т. д.

Необходимо отметить, что понятие «ценность» в современной отечественной психологической литературе чаще всего раскрывается двояко - как единство субъективного и объективного факторов и как воплощение фактора субъективности в отношении к предмету, его значимости. Двойственный характер ценностей определяется одновременно индивидуальным и социальным опытом. По мнению Ю. А. Шерковина «во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно

соотносится с ценностями, вошедшими в его личностную структуру» .

Ценность, по мнению А. В. Машенцева, есть «скрепленная в единстве универсального синтеза взаимосвязь сопринадлежащих ей реальных и идеальных аспектов бытия, на различных структурных уровнях которого сознание всегда обнаруживает форму какого-либо синтеза, априори всегда стремящуюся к своему аппроксимативно заданному идеалу» . Близкой точки зрения придерживается А. А. Цветков , который считает, что ценности - это такие внеэмпирические (трансцендентальные) конструктивные элементы в структуре личности, реализуя которые в духовных и материальных формах, человек раскрывает полноту своего бытия. По мнению видного отечественного философа-культуролога П. С. Гуревича, «ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека» и показывает личностно-окрашенное отношение к миру.

Размышляя о процессе определения ценностей, основатель гуманистической психологии Абрахам Маслоу писал: «То, что существует, принимает свойства должного. Факты становятся оценками. Реальный мир, увиденный и понятый, превращается в мир ценимый и желанный. Мир, который «есть», становится миром, который «должен быть». То есть, говоря другими словами, действительное сливается с ценностным» .

Основополагающим положением теории ценностей является мысль С. Л. Рубинштейна о том, что «Наличие ценностей есть выражение небезразличия человека по отношению к миру для человека, для его жизни» . Ценностное отношение включает в себя как содержательный, так и процессуальный, динамический компонент. Вырабатывая определенное отношение к определенному объекту, человек оценивает его и соотносит с собственной сложившейся системой личностных ценностей и прежним опытом. Ценности не существуют вне отношения «объект -субъект».

Существенным аспектом понимания ценностей как феномена сознания является то, что они рассматриваются учёными как фактор самоорганизации человека и как важный личностный ресурс, который является детерминантом целей, устремлений, отношений, активности и взаимодействия с

окружающей реальностью и определяют образ жизни человека.

Субъективные ценности всегда принадлежат конкретной личности и определяются как личностные ценности, которые осознаны и отрефлексированы личностью и, которые влияют на относительно постоянные отношения человека к основным сферам жизни, миру, другим людям, себе. С точки зрения Д. А. Леонтьева, личностные ценности представляют собой «консервированные» отношения с миром, обобщенные и переработанные совокупным опытом социальной группы и укорененные в структуре личности . Они ассимилируются в структуру личности и в дальнейшем своем функционировании практически не зависят от ситуативных факторов. Опираясь на работы учёных, можно заключить, что личностные ценности не только определяют сознание человека, но и являются образованием сознания, они над-ситуативны и позволяют прогнозировать направленность поведения и активность личности в конкретных ситуациях. Направляя, организуя, ориентируя человека на определенные цели и в то же время детерминируя когнитивную работу с информацией, ценности являются одновременно когнитивным, эмоциональным и мотивационным образованием и выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных и материальных объектов и ситуаций.

Отметим, что личностные ценности находятся в тесной взаимосвязи, структурированы и организованы в системы, а потому являются системным образованием. Ценности характеризуются степенью доминирования, определенным знаком, степенью осознанности и степенью изменчивости. Доминирующие ценности имеют решающее значение в ситуации личного выбора. Но если существующая доминирующая ценность уходит со временем на второй план, становится менее важной, - меняется и отношение к ситуации и деятельности. Комбинация сочетаний взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна.

Система ценностей, включает стержневые, самые устойчивые и обобщенные ценности личности; частные, опосредующие программу поведения индивида в отдельных сферах, - ценностные ориентации; совокупность эталонов, реализующих жестко фиксированный план действий в строго однотипных условиях. На верхней ступени системы ценностей находятся высшие ценности. Они

обладают принципиально неинструментальным и неутилитарным характером, и всё приобретает смысл и значимость лишь в свете высших ценностей.

Как любая система, система ценностей имеет свою структуру и иерархию. Персональная иерархия системы ценностей личности невоспроизводима и строго индивидуальна. В психологии сложилось в основном два принципиально различных подхода к изучению многоуровневого строения системы ценностей. Первый -нормативный - описывает модель системы в соответствии с какой-либо психологической теорией. Второй - скриптивный -позволяет определять иерархическое строение системы ценностей конкретного человека .

В классификации Н. И. Лапина рассматриваются ценности по их месту в статусноиерархической структуре ценностного сознания личности. Данный автор выделяет:

1) ценности высшего статуса, составляющие «ядро» ценностной структуры;

2) ценности среднего статуса, которые могут перемещаться в состав ядра или на периферию, поэтому их можно представить как «структурный резерв»;

3) ценности ниже среднего, но не самого низшего статуса, или «периферию» - они также подвижны и могут перемещаться в «резерв» или «хвост»;

4) ценности низшего статуса, или упомянутый «хвост» ценностной структуры, состав которой малоподвижен .

С другого ракурса подходит к пониманию структуры ценностей А. И. Донцов . Исследователь предлагает рассматривать систему ценностей, выраженную различными их формами:

1) система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;

2) система эталонов более частных, опосредующих программу поведения индивида по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности - это ценностные ориентации личности;

3) совокупность эталонов, опосредующих в наиболее сложных случаях лишь жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях.

В этом же направлении рассуждает и Б. С. Алишев. В его работе определены три уровня системы ценностей. Первый, наиболее

глубинный - фундаментально-ценностный уровень, «определяет целостный и наиболее характерный для конкретной личности тип взаимодействия с окружающим миром. Он обусловливает мировоззрение человека в целом, восприятие и понимание им глобальных проблем собственного бытия в Мире, выбор в пользу "Я" или в пользу "не Я" в разных ситуациях жизни» . Второй уровень -это ценности, соотнесенные с различными сторонами, способами и сферами организации жизнедеятельности человека. Речь идет о профессиональных, познавательных, эстетических, нравственных и других ценностях. Это функциональный уровень. Третий уровень - ситуационных ценностей, когда ценность воплощается в конкретных объектах. Выявленная иерархичность и взаимосвязь тех или иных ценностей и ценностных ориентаций помогает узнать более глубокие детерминанты поведения личности и психологические аспекты ее активности. Уровень психологического благополучия человека связан с субъективным ощущением возможности реализовать значимые ценности.

Ценностная основа личности формируется в конкретных ситуациях жизнедеятельности, при включении человека в различные социальные процессы и при активном взаимодействии с окружающей средой. Трансформация системы ценностей может приобретать разные формы, а именно: смену содержательного состава, переструктурирование ценностей, изменение значения ценностей.

Становление личностных ценностей связано с динамикой процессов осознания. Это происходит при смещении познавательно личностных усилий на собственную смысловую сферу. Проблема соотношения ценностей и личностного смысла в психологии еще до конца не выяснена, поскольку нет единого мнения о вопросе первичности этих феноменов в составе личности. По мнению А. В. Серого, данная проблема кроется в двойственной природе ценностей. Опираясь на ряд исследований, ученый утверждает, что ценности обладают двумя свойствами - значением и личностным смыслом. С его точки зрения, «ценности являются критериями значимости и ориентирами деятельности индивида, они отражают личностные смыслы. Смыслы же выражают отношение субъекта к объективной реальности и собственно наделяют предметы ценностным статусом <...>. Личностный смысл ценностей - это отношение ценностей к потребностям человека» . Отметим и высказывания Г. Л. Буди-

найте и Т. В. Корниловой в русле данной проблемы, которые считают, что личностными ценностями становятся те смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился. Авторы пишут, что личностные ценности опосредуют переход на более высокий уровень личностных структур и тех смысловых образований, которые могли выступать в качестве значимых психических регуляторов деятельности субъекта, но приобретают ценностный статус только при обращении его личностных усилий на смысловую сферу, на собственное «Я» . М. С. Яницкий полагает, что развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носят взаимосвязанный и взаи-модетерминирующий характер .

Остановимся на соотношении понятий «ценности личности» и «ценностные ориентации». Согласно большинству работ, избирательное, устойчивое отношение личности к различным предметам и явлениям реальности, направленность на те или иные цели и способы их достижения характеризует ценностные ориентации личности. Ценностные ориентации личности являются отражением в сознании человека осознанных и принятых ценностей, на основе которых он вырабатывает определенное отношение к ценностному объекту и выражает свою направленность и активность. С. Л. Рубинштейн писал, что только признаваемая личностью ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию - функцию ориентира поведения .

Ценностные ориентации, как показатель определенного уровня развития личности, включают два следующих основных параметра:

1) степень сформированности иерархической структуры ценностной ориентации и содержание ценностных ориентаций (их направленность), которые характеризуются конкретными ценностями, входящими в структуру. Первый параметр очень важен для оценки личностной зрелости. Интерио-ризация ценностей как осознанный процесс происходит лишь при условии наличия способности выделять из множества явлений те, которые представляют для человека некоторую ценность (удовлетворяют его потребности и интересы), в зависимости от условий, целей и возможности их реализации;

2) второй параметр, характеризующий особенности функционирования ценностных ориентаций, дает возможность квалифицировать содержательную сторону на-

правленности личности, находящейся на том или ином уровне развития. В зависимости от того, какие конкретно ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности, каково сочетание этих ценностей и степень большего или меньшего предпочтения их относительно других, можно определить, на какие цели жизни направлена деятельность человека .

Исследователи доказывают, что в структуре личности ценностные ориентации выполняют следующие функции: информативно-фиксирующую, обобщающую и систематизирующую, оценочноимперативную, мотивационно-поведенческую, прогностическую.

Вместе с тем необходимо отметить, что далеко не всегда в сознании человека ценности и ценностные ориентации упорядочены и согласованы. Могут возникнуть ситуации, когда ценности, непротиворечивые в общесоциальном контексте, будут порождать в сознании человека противоречивые ситуации, влияющие на него. В наиболее общей форме это выражается в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. Часто возникают ситуации, когда действия, обстоятельства будут обладать разными личностными смыслами, разной ценностью. В основе детерминации профессионального становления лежит комплекс базовых противоречий, которые задаются системой внешних, по отношению к субъекту и внутренних факторов. Это могут быть внутриличностные противоречия и противоречия между личностью, сложившимися ее свойствами, качествами и внешними условиями жизнедеятельности, объективными требованиями профессиональной деятельности и окружающей информационной среды.

В структуре ценностных ориентаций существуют три вида противоречий: 1) противоречия, возникающие внутри одной личностной ценности; 2) противоречия между двумя личностными ценностями внутри ценностной ориентации одной направленности;

3) противоречия двух ценностей разной направленности. Возникающие расхождения побуждают личность к активности, направленной на усвоение новых форм поведения, овладение новыми способами действия. Из сопоставления ожидаемого и настоящего возникают действия личности, рождаются усилия, направленные на преодоление противоречия. Возникающая причинно-следственная цепочка является в конечном итоге источни-

тивны и позволяют прогнозировать направленность поведения и активность личности в конкретных ситуациях. Направляя, организуя, ориентируя человека на определенные цели, ценности являются одновременно когнитивным, эмоциональным и мотивационным образованием и выступают основанием для осмысления, оценки человеком окружающей его реальности и регуляции взаимоотношений с ней. Как многоплановое и многомерное понятие, ценности имеют много сторон, составляют упорядоченную систему и являются важным психологическим ресурсом личности в её саморегуляции, поведении, деятельности, образе жизни, отношении к окружающей действительности и в построении собственного благополучия.

Список литературы

1. Алишев Б. С. Психологическая теория ценности (системно-функциональный подход): дис. ... д-ра психол. наук. Казань, 2002. 367 с.

2. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 5. С. 38-44.

3. Будинайте Г. Л. , Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. Т. 14. № 5. С. 99-105.

4. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994. 315 с.

5. Донцов А. И. О ценностных отношениях личности // Советская педагогика. 1974. № 5.

6. Лапин Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация Российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3 . С. 14-24.

7. Леонтьев Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности. URL: /http://edu.glazov.net/to_teachers/books/2/leontiev.txt (дата обращения: 11. 11. 2007).

8. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики / пер. с англ. А. М. Татлыдаевой; науч. ред. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1997. 430 с.

9. Машенцев А. В. Интуиция и ценностная ориентация в познании: автореф. дис. ... канд. фи-лос. наук. СПб., 2003. 26 с.

10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М. : Наука, 1997. 713 с.

11. Серый А. В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / науч. ред.

М. С. Яницкий. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. 272 с.

12. Цветков А. А. Аксиологическая концепция культуры в свете онтологии личности. URL: http://www.isuct.ru/publ/vgf/2006/01/056.html (дата обращения 12. 09. 2007).

13. Шафранский К. Д., Суханова Т. Д. К вопросу о ценностной ориентации личности // Личность и деятельность. Л.. 1982. С. 108-115.

14. Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы // Психологический журнал. 1982. № 3. С. 135-145.

15. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. URL: http:// hpsy.ru/public/x2755.htm (дата обращения: 15. 08. 2008).

ком побуждения, энергетическим элементом мотивации. Для преодоления противоречий личность должна совладать с ними. В этой связи, активизация системы ценностей и ценностных ориентаций будет способствовать развитию совладающего поведения, выбору адаптивных и адекватных стратегий поведения и надситуативной активности.

Анализ научной литературы показал, что под ценностями понимают феномен сознания, который является важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью; существующий в диалектическом отношении «субъект - объект» и регулирующий эти отношения. Личностные ценности не только определяют сознание человека, но и являются образованием сознания, они надситуа-

Введение

Ценностные ориентации - критерии (этические, эстетические, политические, религиозные и т. п.), на которых базируются и которыми объясняются оценки личностью или общностью окружающей реальности, дифференцированного, избирательного подхода к ней и способ ориентации.

Ценностные ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления человеком жизненного опыта в условиях изменяющегося мира, а находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в условиях реального взаимодействия.

Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обусловливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения.

В социальной психологии групп ценностные ориентации напрямую связаны с проблематикой групповой сплоченности, выражающейся, прежде всего, в степени проявления такого социально-психологического феномена межличностных отношений, как ценностно-ориентационное единство.

Вполне понятно, что индивид (во всяком случае, психически нормальный и действующий не по принуждению) практически в каждой из своих групп членства стремится обеспечить реализацию тех или иных своих жизненных целей, обусловленных ценностными ориентациями. Не менее очевидно, что адекватно оценивающий собственные потребности и условия среды индивид будет соотносить специфику конкретной группы членства с конкретными потребностями и в зависимости от этого строить свое взаимодействие с партнерами как в предметно-деятельностной, так и в ценностной сферах. Однако, как считают некоторые зарубежные социальные психологи, существуют универсальные ценностные ориентации личности, связанные с социальным взаимодействием, определяющие доминирующую поведенческую стратегию индивида практически в любом контактном сообществе.

Вполне понятно, что вопрос о ценностных ориентациях как личности, так и группы невозможно рассматривать в отрыве от понятия собственно ценностей.

Проблема ценностей человека в психологии. Иерархия ценностей человека.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношения к окружающему миру, к другим людям к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и “философии жизни”.

Ценности в психологии рассматриваются как ключевые жизненные ориентиры, определяющие способ и характер деятельности.

Ценность представляет собой объективную значимость явлений в качестве ориентиров человеческой деятельности.


Изучением ценностей человека занимается аксиология (axios - ценность).

Ценности вырабатывались человечеством путем обобщения происходивших типичных ситуаций и “оформлялись” в виде значимых принципов, ориентирующих жизнь человека. Существует некое единое для всех людей аксиологическое поле, в котором содержатся эти смысловые универсалии, и человек не придумывает ничего нового, а лишь “выбирает” из уже имеющихся те, которые соответствуют его индивидуальности.

Есть общечеловеческие ценности, в которых соединяются воедино ценности общественной и индивидуальной жизни. Они представляют собой определенную систему важнейших материальных и духовных ценностей. Основными элементами этой системы являются:

  • природный и социальный мир;
  • нравственные принципы, эстетические и правовые идеалы;
  • философские и религиозные идеи и другие духовные ценности

В личностном плане ценность может быть определена как такое отношение к предметам и явлениям действительности, которое показывает человеку его истинное благо, раскрывает перед ним возможность жизни, способной принести наибольшее счастье.

Общеизвестны два класса ценностей, которые выделил М. Рокич:

  1. терминальные - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
  2. инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Терминальные ценности:

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
  • здоровье (физическое и психическое)
  • интересная работа
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного)
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
  • материально обеспеченная жизнь
  • наличие хороших и верных друзей
  • общественное признание и т.д.

Инструментальные ценности:

  • жизнерадостность (чувство юмора)
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура)
  • широта взглядов (умение понять другую точку зрения)
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) и пр.

Отечественный психолог В.Н. Мясищев рассматривал ценности с точки зрения психологии отношений. Как известно из его теории личность характеризуется несколькими типами отношений, или, говоря иначе, выделяются подсистемы личности такие, как интраиндивидная, интериндивидная и метаиндивидная. Все ценности или аксиологическое “Я” человека имеют непосредственное отношение к этим подсистемам.

  1. Интрапсихические отношения - “Человек - Я сам”. Здесь выделяются три типа отношений:
  • отношения к телу (соответствует ценности здоровья)
  • к психическим способностям (познавательные процессы, интеллектуальные способности, знания, умения навыки)
  • духовное отношение к себе.

Второй пункт можно отнести к инструментальным ценностям, благодаря совершенствованию которых человек может достичь своих целей. Последний характеризует ценности саморазвития, духовного роста, стремлением индивида обнаружить и реализовать смысл своей жизни.

2. Интерпсихические отношения - “Человек - другой”

  • микросоциальным отношениям соответствуют ценности такие, как любовь, семья, дружба
  • мезасоциальным - работа, карьера, признание и т.д.
  • макросоциальным отношениям соответствуют общечеловеческие ценности, затрагивающие политические и правовые идеалы, этические и эстетические нормы.

3. Транспсихические отношения “Человек - мир объектов”

  • отношения с вещами (материальный достаток и финансовое благополучие)
  • отношения к идеям (этические, эстетические, религиозные, философские ценности).

Поскольку не может быть ценностей вне сфер взаимодействия личности, представляется правомерным рассматривать их с точки зрения обращенности их к тому или иному типу отношений человека. Система ценностных ориентаций в той или иной степени “привязана” к этим трем отношениям. Ценности некоторых типов могут преобладать у одних людей и быть неразвитыми у других. Ценностная ориентация личности представляет собой сложную сеть взаимодействий различных ценностей, где одни доминируют, являются ведущими для данного человека, другие служат для их достижения, третьи могут быть вовсе не активизированы, но потенциально присутствуют в аксиологическом “Я” индивида.

Ценностные ориентации социальных психологов явно или неявно влияют на их работу. Как это происходит?

Социальная психология - это не столько совокупность результатов, сколько совокупность стратегий, позволяющих получать ответы на вопросы. В науке, как и в зале суда, личные мнения неприемлемы. Когда на суд выносятся идеи, приговор зависит от доказательств. Но так ли уж объективны социальные психологи? Поскольку все они - простые смертные, не проникают ли в их работу их собственные ценности - личные представления о том, что желательно и как люди должны вести себя? А если проникают, то можно ли считать социальную психологию действительно научной дисциплиной?

Явные пути влияния ценностных ориентаций на психологию

Сам выбор предмета исследования свидетельствует о ценностях социального психолога. И нет ничего случайного в том, что в 1940-х гг., когда в Европе свирепствовал фашизм, психологи начали активно изучать предрассудки; что 1950-е - период, отмеченный нетерпимостью к инакомыслию и модой на единообразие, - дали нам немало работ по конформности; что 1960-е с их проявлениями гражданского неповиновения и ростом преступности ознаменовались ростом интереса к агрессии, а феминистское движение 1970-х стимулировало скачкообразный рост количества публикаций о гендере и сексизме; что 1980-е спровоцировали рост интереса к психологическим аспектам гонки вооружений, а 1990-е были отмечены всплеском интереса к восприятию людьми культурных и расовых отличий и нетрадиционной сексуальной ориентации. Социальная психология отражает социальную историю.

Ценностные ориентации влияют и на то, к какой предметной области склоняется исследователь. (Campbell, 1975; Moynihan, 1979). А в вашей школе разве не так? Разве не заметна разница между теми, кто интересуется гуманитарными, естественными и социальными науками? Вам не кажется, что социальная психология и социология привлекают людей, склонных в известной мере выражать сомнения в незыблемости традиций, людей, которые больше озабочены «лепкой» будущего, чем консервацией прошлого?



(- Лучше всех биология, потому что она имеет дело с живыми существами.
- Нет, химия лучше. Благодаря ей мы знаем, из чего все состоит.
- Я бы поставил на первое место физику, так как она объясняет законы природы.
- Благодарим наших экспертов, которые поделились своим мнением о современной науке.)

Различные науки предлагают различные точки зрения

И последнее. Ценности, безусловно, выступают и как объект социально-психологического анализа. Социальные психологи изучают их формирование, причины их изменения и механизм их влияния на установки и поступки. Однако ни одно из этих направлений не говорит нам о том, какие ценности «правильнее».

Неявные пути проникновения ценностей в психологию

Менее очевидны способы, позволяющие приверженность тем или иным ценностям выдавать за объективную истину. Рассмотрим три таких способа проникновения ценностей в психологию.

Субъективные аспекты науки

В наши дни и ученые, и философы согласны с тем, что наука не вполне объективна. Ученые не просто читают книгу природы. Скорее можно говорить о том, что они интерпретируют природу, следуя той концепции, которой они придерживаются. Мы в своей повседневной жизни тоже смотрим на мир сквозь призму своих предубеждений. Прервите ненадолго чтение. Что вы видите на рис. 1.2?


Рис. 1.2. Что вы видите?

Вы видите в центре рисунка далматинского дога, который нюхает землю? Не имея заранее представления о том, что будет изображено, большинство людей не видят его. Но сто ит «концепции далматинского дога» появиться, как она начинает контролировать вашу интерпретацию рисунка и делает это столь активно, что становится трудно не увидеть собаку.

Так работает наше мышление. Читая эти слова, вы даже не подозревали, что одновременно смотрите на свой нос. Ваш разум блокирует восприятие того, что находится в поле вашего зрения, если вы не были готовы это воспринять. Тенденция к предвзятому суждению о реальности, основанному на наших ожиданиях, является принципиальной особенностью человеческого мышления.

Классический пример зависимости интерпретации от мнения - футбольный матч между командами Принстонского и Дартмутского университетов, состоявшийся в 1951 г. (Hastorf & Cantril, 1954; Loy & Andrews, 1981). Поведение игроков по праву было названо неспортивным; матч оказался одним из самых грубых и самых грязных матчей в истории обеих команд. Игрок команды Принстона, атакованный несколькими футболистами команды Дартмута, был вынужден покинуть поле с разбитым носом. Началась драка, в результате которой многие игроки обеих команд получили травмы. В общем, игра проходила так, что ее вряд ли можно назвать воплощением учтивости, присущей Лиге плюща. [Лига плюща (IvyLeague )- группа самых престижных частных колледжей и университетов на северо-востоке США, известных высоким уровнем обучения и научных исследований. Название связано с тем, что по английской традиции стены университетов - членов Лиги - увиты плющом. - Примеч. ред. ]

Вскоре после этого два психолога, по одному от каждой команды, в рамках эксперимента по социальной психологии показали в обоих кампусах видеозапись игры. Студенты выступали в качестве исследователей-наблюдателей, отмечавших каждое нарушение правил и его «автора». Однако им не удалось сохранить беспристрастность. Студенты Принстона более, нежели студенты Дартмута, были склонны считать своих товарищей жертвами агрессии соперников и отметили в два раза больше нарушений, допущенных ими, чем студенты Дартмута. Мораль: объективная реальность существует, но мы всегда смотрим на нее через призму собственных убеждений и ценностей.

Поскольку ученые, независимо от того, в какой области науки они работают, нередко разделяют одну и ту же точку зрения или принадлежат к одной и той же культуре, их утверждения могут не вызывать сомнений. То, что мы принимаем как само собой разумеющееся, - общие убеждения, называемые европейскими социальными психологами нашими социальными репрезентациями (Augoustinos & Innes, 1990; Moscovici, 1988), - представляют собой наши самые важные, но зачастую и самые неизученные убеждения. Однако случается, что какой-либо «человек со стороны» привлечет к ним наше внимание.

<Наука не просто объясняет и описывает природу; она часть взаимодействия между нами и природой; она описывает природу так, как та раскрывается нашему методу исследования. Вернер Гейзенберг , физик и философ, 1958>

В 1980-е гг. феминисты и марксисты привлекли внимание к некоторым допущениям, не изученным социальными психологами. Так, критики-феминисты обратили внимание на скрытую предвзятость, проявленную консервативно настроенными учеными и выразившуюся в интерпретации гендерных различий в социальном поведении преимущественно с точки зрения биологии (Unger, 1985). Марксистская критика акцентировала необъективность по отношению к соревновательности и индивидуализму, которая проявляется, например, в негативном отношении к конформизму и в позитивном отношении к индивидуальным вознаграждениям. Разумеется, и феминисты, и марксисты делают собственные допущения, что обожают отмечать критики академической «политкорректности». В главе 3 мы более подробно расскажем о том, как наши предубеждения направляют наши интерпретации. Наше поведение в большей степени зависит не от самой ситуации как таковой, а от того, как мы ее истолковываем.

Психологические концепции, содержащие скрытые ценности

Ценности влияют также и на концепции. Рассмотрим попытки дать определение понятию «хорошая жизнь». Мы, психологи, обращаемся к разным людям: к зрелым и незрелым, очень общительным и не очень, психически здоровым и психически больным. Мы говорим так, словно констатируем факты, хотя на самом деле высказываем ценностные суждения. Так, личностный психолог Абрахам Маслоу известен как автор очень точных описаний «самоактуализирующихся» личностей - людей, которые, удовлетворив свои потребности в выживании, безопасности, принадлежности к определенной группе и самоуважении, продолжают реализовывать свой человеческий потенциал. Лишь немногие читатели обратили внимание на то, что сам Маслоу отобрал примеры таких личностей, руководствуясь собственными ценностями. Итоговое описание самоактуализировавшихся людей как непредсказуемых, автономных, мистических и т. д. - отражало личные ценности самого ученого. Начни он не с собственных героев, а с кого-нибудь другого, например с Наполеона, Александра Македонского и Джона Д. Рокфеллера, окончательное описание самоактуализации, возможно, было бы иным (Smith, 1978).

Совет, который дает психолог, тоже отражает его личные ценности. Когда психотерапевты советуют нам, как жить, когда специалисты по воспитанию говорят, как надо воспитывать детей, а некоторые психологи убеждают, что мы живем не для того, чтобы соответствовать чьим-то ожиданиям, они руководствуются своими личными ценностями. (В западных культурах это, как правило, индивидуалистические ценности, подталкивающие к тому, что лучше для «меня». Незападные культуры чаще настраивают на то, что лучше для «нас».) Многие люди, не подозревающие об этом, доверяются «профессионалу». Если мы определили собственные цели, наука может помочь нам и подсказать наилучший способ их достижения. Но она не отвечает и не может отвечать на вопросы, связанные с моральными обязательствами, с нашим предназначением и смыслом нашей жизни.

Завуалированные ценности проникают даже в психологические концепции, базирующиеся на экспериментальных исследованиях. Представьте себе, что вы прошли личностный тест, и психолог, подсчитав ваши баллы, говорит: «У вас очень развито чувство собственного достоинства, низкая тревожность и исключительно сильное эго». «Ага, - думаете вы, - я ничуть не сомневался в этом, но приятно знать это наверняка». А теперь представьте себе, что аналогичное тестирование проводит другой психолог. По какой-то неведомой вам причине среди вопросов, которые он задает, есть и такие, на которые вы уже отвечали, когда вас тестировал его коллега. Подсчитав баллы, психолог сообщает вам, что вы занимаете жесткую оборонительную позицию, потому что у вас высокий балл по «подавлению». «Что это значит? - удивляетесь вы. - Ваш коллега так лестно отозвался обо мне». А дело в том, что обе эти характеристики описывают один и тот же набор ответов (тенденцию говорить приятные вещи о самом себе и не признавать существования проблем). Назовем ли мы это развитым самоуважением или защитой? «Ярлык» отражает ценностное суждение.

{Скрытые (и не очень) ценности проникают в рекомендации, которые дают психологи. Они просачиваются в популярные книги по психологии, советующие читателям, как нужно жить и любить}

В том, что в языке социальных психологов нередко прячутся ценностные суждения, социальная психология совсем не виновата. В повседневной речи можно описать одно и то же явление по-разному, используя слова разной эмоциональной окраски - от «рычащих» до «мурлыкающих». Называем ли мы участников партизанской войны «террористами» или «борцами за свободу», зависит от нашего взгляда на ее причину. Называем ли мы помощь, оказываемую государством, «социальным обеспечением» или «помощью нуждающимся», зависит от наших политических взглядов. Когда «они» восхваляют свою страну и свой народ - это национализм, но когда «мы» делаем то же самое - это патриотизм. От личных нравственных ценностей человека зависит, будет ли он считать связь на стороне «адюльтером» или «гражданским браком». «Промывание мозгов» есть социальное влияние, которые мы не одобряем. Извращения - это сексуальные действия, которых мы не совершаем. Замечания об «амбициозных» мужчинах и «агрессивных» женщинах или о «предусмотрительных» мальчиках и «робких» девочках передают скрытое в них сообщение.

Нельзя перекинуть мост между «есть» и «должно быть»

Специалистам в области социальных наук трудно побороть соблазн и не совершить ошибку, соскользнув с описания того, что «есть», на предписание того, что «должно быть». Философы называют это натуралистическим заблуждением .Сегодня пропасть между «есть» и «должно быть», между научным описанием и этическим предписанием остается такой же широкой, какой она была 200 лет тому назад, когда философ Дэвид Юм обратил внимание на этот феномен. Ни из одного исследования человеческого поведения, например сексуального, не следует логический вывод о том, какое поведение «правильное». Если большинство людей не делает чего-то, из этого вовсе не следует, что их поведение «неправильное». И наоборот, если большинство что-то делает, это совсем не значит, что подобное поведение правильно. Всякий раз, переходя от утверждений об объективных фактах к предписывающим утверждениям относительно того, что должно быть, мы добавляем свои ценности.

Именно так - и явно, и неявно - личные ценности социальных психологов влияют на их работу. Мы поступим правильно, если будем помнить об этом, а также и о том, что если что-то справедливо по отношению к ним, справедливо и по отношению к каждому из нас. Наши взгляды на мир несут на себе отпечаток наших ценностей и предположений. Чтобы понять, в какой мере принимаемое нами как должное зависит от разделяемых нами ценностей и социальных репрезентаций, необходимо познакомиться с миром иной культуры, что время от времени мы будем делать на протяжении всей этой книги. Если у вас нет сомнений в том, что люди должны быть прежде всего верны самим себе, что женщины лучше (или хуже), чем мужчины, справляются с некоторыми ролями или что браку должна непременно предшествовать романтическая любовь, - живите в согласии с этими ценностями.

Так к какому же выводу мы пришли? Коль скоро наука не лишена субъективности, от «ее услуг» следует отказаться? Отнюдь нет. Именно понимание того, что человеческое мышление всегда включает интерпретацию, и является причиной проведения научного анализа; нам нужны исследования, выполненные с разными предубеждениями. Постоянно проверяя свои убеждения фактами, лучше узнавая последние, мы контролируем и ограничиваем свои предубеждения. Системные наблюдения и эксперименты помогают нам освободиться от розовых очков, через которые мы смотрим на реальность.

Резюме

Влияние ценностных ориентаций социальных психологов проявляется в их работах как явно, так и неявно. Пример явного влияния - выбор предмета исследований, неявного - скрытые допущения при создании концепций, выборе обозначений и характере рекомендаций. Растет осознание субъективности научной интерпретации; ценностных предпочтений, скрывающихся в концепциях и терминологии социальных психологов; и пропасти между научным описанием того, что есть, и этическим предписанием того, что должно быть. Подобное проникновение ценностей в науку присуще не только социальной психологии. Именно потому, что человеческое мышление редко бывает беспристрастным, нам нужны системные наблюдения и эксперименты, если мы действительно хотим проверить, соответствуют ли реальности наши заветные идеи.

Феномен «Так я и знал!»: можно ли поставить знак равенства между социальной психологией и здравым смыслом?

Верно ли, что теории, созданные социальными психологами, дают новое понимание обстоятельств, в которых действуют люди, или они лишь описывают очевидное?

Должно быть, вам уже приходили в голову многие из тех выводов, которые представлены в этой книге, ибо мы со всех сторон окружены социальной психологией. Мы постоянно наблюдаем за людьми, думающими о других, влияющими на них и демонстрирующими свое отношение к ним. Стоит подумать, о чем говорит это выражение лица, как заставить кого-то сделать то, что вам нужно, и как относиться к другому человеку - как к другу или как к врагу. В течение многих веков философы, писатели и поэты наблюдали социальное поведение и нередко делали это весьма искусно. В социальной психологии разбираются абсолютно все.

Значит ли это, что социальная психология - всего лишь синоним понятия «здравый смысл»? Социальную психологию критикуют с двух противоречащих друг другу позиций: одни - за тривиальность, подтверждающую очевидное, другие - за то, что она опасна, ибо ее достижения могут быть использованы для манипулирования людьми. Справедливо ли первое утверждение, т. е. правда ли, что социальная психология лишь придает определенную форму тому, что благодаря интуиции известно любому обывателю?

Писатель Каллен Мерфи говорит: «День за днем социальные психологи выходят в мир. День за днем они убеждаются в том, что поведение людей во многом именно такое, какого и следовало ожидать» (Murphy, 1990). Около полувека назад историк Артур Шлезингер-младший с той же усмешкой реагировал на исследования американских солдат, которые проводили социальные психологи во время Второй мировой войны (Schlesinger, Jr., 1949).

Каковы же результаты этих исследований? Их перечислил и прокомментировал другой рецензент, социолог Пол Лазарсфельд; я приведу некоторые из них в собственном изложении (Lazarsfeld, 1949).

1. Чем образованнее солдаты, тем труднее они адаптируются. (Интеллектуалы менее подготовлены к стрессам, связанным с военным временем, чем люди, воспитанные улицей.)

2. Уроженцы Юга лучше переносили жаркий климат островов, расположенных в южной части Тихого океана, нежели выходцы из северных штатов. (Для южан жаркая погода - более привычное дело.)

3. Белые рядовые с большим нетерпением ждали повышения по службе, чем афроамериканцы. (Годы угнетения не прошли бесследно для мотивации достижений.)

4. Афроамериканцы из южных штатов отдавали предпочтение белым офицерам-южанам. (У офицеров-южан более богатый опыт общения с чернокожими солдатами, чем у офицеров-северян.)

Одна из проблем, связанных со здравым смыслом, заключается в том, что мы обращаемся к нему уже после того, как становятся известны факты. События кажутся значительно более «очевидными» и предсказуемыми после того, как они уже произошли, чем «до того». Практика показывает: когда результаты экспериментов становятся известны, людям вдруг начинает казаться, что в них нет ничего удивительного, во всяком случае, они удивляются меньше, чем те, кому просто было рассказано о проводимых экспериментах и об их возможных результатах (Slovic & Fischhoff, 1977).Обладая новым знанием, наша действенная система памяти освобождается от устаревших представлений (Hoffrage et al., 2000).

<Самая лучшая теория прогнозирует, посредственная - не позволяет, а плохая - объясняет событие после того, как оно произошло. А. И. Китайгородский >

Возможно, у вас было именно такое чувство, когда вы читали выводы, сделанные Лазарсфельдом. Однако они приведены не полностью. Далее Лазарсфельд пишет: «Все эти выводы диаметрально противоположны тому, что в действительности установили авторы исследования». На самом деле они нашли, что менее образованные солдаты адаптируются хуже, южане хуже северян адаптируются к климату тропиков, афроамериканцы с большим нетерпением ожидали повышения, нежели белые солдаты, и т. д. «Если бы мы сначала перечислили истинные результаты исследования [а Шлезингер узнал именно их], читатель и их назвал бы “очевидными”».

В повседневной жизни некоторые события тоже становятся для нас полной неожиданностью. Однако потом, задним числом, мы вдруг отчетливо понимаем, почему они произошли, и перестаем удивляться. После того как результаты выборов становятся известны, а изменения на фондовом рынке уже произошли, большинство комментаторов не находят в этих событиях ничего удивительного: «Корректировка фондового рынка была неизбежной». Как сказал датский философ и теолог Серен Кьеркегор, «жизнь идет вперед, но понимаем мы ее с опозданием».

Если эта ошибка хиндсайта ,которую называют также феноменом «Так я и знал!», - распространенное явление, вам, возможно, кажется, что вы и раньше знали про нее. Действительно, едва ли не любой из возможных результатов психологического эксперимента можно объяснить, полагаясь на здравый смысл, после того, как этот результат станет вам известен.


(Институт перспективного хиндсайта. Изучение того, что должно было случиться)

Задним числом все события кажутся очевидными и предсказуемыми

Вы сами можете убедиться в существовании этого феномена. Познакомьте одну половину группы с каким-либо результатом психологического исследования, а вторую половину - с диаметрально противоположным выводом. Например, скажите одной половине следующее: «Социальные психологи нашли, что нашими друзьями и возлюбленными чаще становятся люди, непохожие на нас, т. е. оправдывается старинная пословица “противоположности сходятся”». А другой половине скажите: «Социальные психологи нашли, что нашими друзьями и возлюбленными чаще становятся люди, с которыми у нас много общего, т. е. оправдывается старинная пословица “Рыбак рыбака видит издалека”».


(- Заблуждение не становится истиной от того, что многие его разделяют.

С собой этого не возьмешь.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Желаю приятно провести время!)

Древнегреческий философ Медиократ известен своими банальными рассуждениями и пристрастием к языковым клише

Сначала попросите участников эксперимента объяснить результат. Затем спросите, «удивляет» ли он их или нет. Независимо от того, какой результат будет сообщен, он, скорее всего, никого не удивит.

Воистину, нам известно такое количество пословиц, что едва ли не любой результат можно представить как нечто само собой разумеющееся. Если социальный психолог говорит, что разлука усиливает романтическую привязанность, обязательно найдется какой-нибудь Джо, который спросит: «И за это вам платят? Всем давно известно, что “в разлуке пожар любви разгорается сильнее”». А если вы скажете, что «разлука уносит любовь», некто по имени Джуди тоже нисколько не удивится: «Незачем было трудиться. Моя бабушка всегда говорит: “С глаз долой - из сердца вон”». Что бы ни произошло, всегда найдется кто-нибудь, кто знал, что это непременно должно было случиться.

Должно быть, Карл Тейген от души веселился, когда просил студентов Лейчестерского университета (Англия) оценить известные пословицы и противоположные им по смыслу утверждения (Teigen, 1986). Когда студентам была предложена «пословица» «Страх сильнее любви», большинство оценило ее как соответствующую истине. Однако та же самая участь «постигла» и ее антипод - «Любовь сильнее страха». Ситуация повторилась с пословицей «Упавший не может помочь лежащему» и ее «антиверсией» «Лежащему может помочь упавший». Однако лично мне больше всего понравилась высоко оцененная пара: «Сочиняют пословицы мудрецы, а повторяют - дураки» и «Сочиняют пословицы дураки, а повторяют - мудрецы».

Ошибка хиндсайта - источник проблемы, с которой сталкиваются многие студенты, изучающие психологию. Иногда результаты таковы, что просто не могут не вызвать удивления: например, тот факт, что бронзовые призеры Олимпийских игр больше радуются своим успехам, чем серебряные медалисты. Однако чаще, когда вы читаете в учебниках о результатах экспериментов, они кажутся вам не просто понятными, но даже очевидными. Когда же позднее, во время тестирования, вы оказываетесь перед необходимостью ответить на конкретный вопрос, выбрав один из предложенных вариантов, эта задача неожиданно может показаться вам трудной. «Понятия не имею, что случилось, - жалуется потом обескураженный студент, - мне казалось, что я знаю материал».

Феномен «Так я и знал!» может не только стать причиной того, что достижения социальных наук будут восприниматься как банальности, но и иметь пагубные последствия. Он может породить самонадеянность - завышенную оценку наших собственных интеллектуальных способностей. Более того, поскольку результаты выглядят так, словно их можно было предвидеть, мы больше склонны винить за плохой выбор тех, кто принимал решения, которые задним числом кажутся «очевидными», чем хвалить за хороший, который также представляется «очевидным». После воздушных атак на Югославию, предпринятых НАТО в 1999 г., казалось очевидным, что превосходство авиации НАТО заставит Слободана Милошевича допустить миротворческие войска в Косово, хотя вряд ли это было столь же очевидным для многих политиков и экспертов до бомбардировок.

Проблема крупным планом. Конкурирующие пословицы

Каллен Мерфи, исполнительный редактор TheAthlantic ,обвиняет «социологию, психологию и другие социальные науки в том, что они слишком часто констатируют очевидное или подтверждают общеизвестное» (Murphy, 1990). Его собственный бессистемный обзор достижений социальных наук «не выявил ни одной идеи или вывода, которых нельзя было бы найти в словаре Бартлета [Джон Бартлет (1820-1905) - редактор и издатель. С 16 лет, работая продавцом в книжном магазине в Гарвардском университете, прославился знанием цитат. В 1855 г. выпустил первое издание словаря цитат «Знакомые цитаты». Впоследствии словарь неоднократно переиздавался и не потерял своего значения до сих пор. - Примеч. ред. ] или в какой-нибудь другой энциклопедии цитат». Это правда, ибо суть многих потенциальных открытий может быть выражена известными цитатами (Evens & Berent, 1993). Как заметил однажды философ Альфред Норт Уайтхед (1861-1947), «все важное уже давно сказано». Но чтобы тщательно проанализировать справедливость конкурирующих пословиц, необходимо провести исследование. Итак, какие пословицы «ближе к истине» - те, которые в левом столбце, или те, что в правом?

Мы иногда виним себя за «глупые ошибки», например, за то, что не лучшим образом обошлись с каким-нибудь человеком или разрешили ту или иную ситуацию. Оглядываясь назад, мы понимаем, как нужно было поступить. «Мне следовало знать, что в конце семестра я буду очень занят, и начать писать эту статью раньше». Однако иногда мы слишком строго судим себя. Мы забываем: то, что кажется нам очевидным сегодня, отнюдь не казалось таким ни вчера, ни позавчера. Врачи, знающие и симптомы болезни, которой страдал покойный, и результаты вскрытия, нередко удивляются тому, как можно было поставить неверный диагноз. Однако их коллеги, которым известны только симптомы, не считают диагноз столь очевидным (Dawson et al., 1988). (Стали бы жюри присяжных осторожнее выносить вердикты о врачебных ошибках, если бы исходили не из результатов вскрытия, а из прижизненных симптомов болезни?)

Итак, к какому же выводу мы пришли? Что здравый смысл всегда заблуждается? Иногда - да. Здравый смысл и собственный опыт убедили докторов в том, что кровопускание - эффективный метод лечения тифа, и это мнение держалось до тех пор, пока кому-то в середине XIX в. не пришло в голову поэкспериментировать: разделить больных на две группы и сделать одним кровопускание, а другим прописать постельный режим.

В иных случаях здравый смысл либо прав, либо распространяется на обе возможные альтернативы. В чем счастье - в том, чтобы знать правду или сохранять иллюзии? В том, чтобы жить в окружении людей или в не нарушаемом никем одиночестве? Сколько людей, столько и мнений, и какие бы открытия мы ни сделали, всегда найдется человек, который скажет, что он это предвидел. (Марк Твен говорил, что Адам был единственным человеком, который, говоря что-либо дельное, точно знал, что до него этого не сказал никто.) Однако какая из многочисленных конкурирующих идей лучше всего отражает реальность?

Дело не в том, что здравый смысл apriori неверен. Скорее, речь о том, что обычно он оказывается прав после того, как событие свершилось. А это значит, мы легко обманываем сами себя, полагая, что знаем и знали больше, чем на самом деле знаем и знали. Именно поэтому-то нам и нужна наука - чтобы помочь отделить реальность от иллюзий и подлинные прогнозы от «крепости задним умом».

Резюме

Как и многое другое в жизни, данные исследований социальных психологов иногда кажутся очевидными. Однако эксперименты свидетельствуют о том, что результаты становятся более «очевидными» после того, как про них узнают. Эта ошибка хиндсайта нередко приводит к тому, что люди завышают оценки справедливости их собственных суждений и прогнозов.

 


Читайте:



Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Давайте приготовим в домашних условиях нутовый хумус, отталкиваясь от наиболее классического рецепта. Некоторым не понравился когда-то магазинный...

Медовый торт на водяной бане

Медовый торт на водяной бане

Торт «Медовик» пошаговый рецепт с фотографиями Сегодня я подготовила для вас пошаговый рецепт торта Медовик со сметанным кремом и расскажу вам,...

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник - царь всех пирогов. Эта выпечка, благодаря своему отменному вкусу и аромату, уже много лет не теряет своей популярности. Пирог готовят из...

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Купить дешевые лекарства от гепатита С Сотни поставщиков везут Софосбувир, Даклатасвир и Велпатасвир из Индии в Россию. Но доверять можно лишь...

feed-image RSS