Разделы сайта
Выбор редакции:
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Рис - это зерновая культура
- Урок анатомии или доктор смерть Полезная информация для туриста в Амстердаме
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Звуки природы имеют намного большее влияние на психику, нежели вы могли подумать
- Как оформить зону любви по фен-шуй?
- Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки
- Цитаты «чтение. Афоризмы о Чтении. Цитаты о Чтении Чтение есть создание собственных
- Самые яркие цитаты великой фаины раневской на все случаи жизни Не пить пиво рыбкой раневская
- Понятие брака в законодательном поле Определение брака в законодательстве рф
Реклама
Гуманистический подход в психологии. Гуманистический подход: основные черты |
Социум все больше привлекают внимание творческие личности, способные выдерживать конкуренцию и обладающие мобильностью, интеллигентностью и способностью к самоактуализации и непрерывному творческому саморазвитию. Интерес к различным проявлениям человеческого бытия и становлению личности особенно проявляется в гуманистическом направлении психологии и педагогики. Благодаря ему человек рассматривается с точки зрения его уникальности, целостности и стремления к непрерывному личностному совершенствованию. В основании упомянутого направления стоит видение человеческого во всех индивидах и обязательное уважение автономии личности. Общие понятия гуманизма"Гуманизм" в переводе с латинского обозначает "человечность". И как направлениев философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек - ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему. В общем виде гуманизм - это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности). До появления понятияк личности" сформировалось понятие "гуманность", в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого. Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм - это общественный идеал, а человек - наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности. Главные основы гуманистического подхода к человекуВ наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей. Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные. Цель гуманизма - полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход,определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное - дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве. Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых. ЛичностьОписанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования. Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины. Сторонников теории, рассматривающей личностьв гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п. Гуманизм в психологии Роджерса и МаслоуВ своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек - это существо, которое может быть само для себя высшим судьей. Теоретический гуманистический подход в психологии личностиРоджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека - это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его. Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью - это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я». Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:
Главенствующая среди них - это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А. Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация - это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений. В чем состоит суть гуманистического подхода в психологииТрадиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:
Ключевые термины концепции:
Основные цели подхода:
Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде. О принципах гуманистического подходаОсновные принципы гуманистического подхода можно изложить кратко:
Из принципов складывается ответственность за поступки. Человек - не бессознательное орудие и не раб сформировавшихся привычек. Изначально его природа позитивна и добра. Маслоу и Роджерс считали, что росту личности часто мешают защитные механизмы и страхи. Ведь нередко самооценка расходится с той, которую дают человеку окружающие. Поэтому перед ним стоит дилемма - выбор между принятием оценки со стороны и желанием остаться при своей. Экзистенциальность и гуманизмПсихологами, представляющими экзистенциально-гуманистический подход, являются Бинсвангер Л., Франкл В., Мэй Р., Бюдженталь, Ялом. Описываемый подход развивался во второй половине двадцатого столетия. Перечислим основные положения данной концепции:
Основные цели, которые преследует экзистенциально-гуманистический подход, это:
Свободный выбор, открытость для предстоящий новых событий - ориентир для личности. Такая концепция отвергает качества заложены в биологии человека. Гуманизм в воспитании и образованииНормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании,ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений "воспитатель/воспитанник" опиралась на уважение и справедливость. Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель - стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. - развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:
Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, - приоритетное направление в педагогике. Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви... Спортивное воспитание и гуманизмВ настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним. Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации - безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной. Становление у спортсмена гуманистических качеств - это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку - развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры. Управление и гуманизмСегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость. Организация - это продолжение семьи. Гуманистический рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила - это средства, а основное действие происходит в момент выбора. Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации. Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности.
Введение
Принцип целостности , позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов. Принцип гуманности , означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным. Принцип целевого детерминизма , предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма. Принцип активности , позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет. Принцип неэкспериментального исследования личности , который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям. Принцип репрезентативности , означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.
1. Ключевые понятия
гуманистической
психологии
В гуманистической теории личности
выделяются два основных направления.
Первое, «клиническое» (ориентированное
преимущественно на клинику), представлено
во взглядах психолога Карла
Рэнсома Роджерса (1902
– 1987 гг.).
Основоположником второго
«мотивационного» направления является
американский исследователь Абрахам
Харольд Маслоу
(1908-1970
гг.)
.
3. Теория личности
А. Маслоу
Вопрос № 17 . Проблема личности в гуманистической психологии. Гуманистическая психология - направление современной психолгии, изучающее здоровую творческую личность, раскрывающую свои потенциальные возможности в процессе самоактуализации (или самореализации). Гуманистическая психология возникла в 50-е годы нашего века, а оформилась как научное течение в начале 60-х годов. В 1961 году была создана Ассоциация за гуманистическую психологию и основан «Журнал гуманистической психологии». В 1964 году состоялась первая конференция гуманистической психологии. Основные представители гуманистической психологии: Шарлотта Бюлер, К. Гольдштейн, Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Рождерс (1902-1987), Ролло Мей (р. 1909) и другие. Философские основы гуманистической психологии связаны с экзистенциализмом (или философией существования), то есть с учениями Мартина Хайдеггера (1889-1976), ЖанаПоль Сартра(1905-1980), АарлаЯс«ереа(1883-1969), Альбера Камю (1913-1960) и других. По мнению Ш. Бюлер, гуманизм, с психологической точки зрения, предполагает изучение человека как целостность, а не как совокупность его качеств и поступков. С этической лее точки зрения, гуманизм - это установление таких правил жизнедеятельности, которые основаны на потребностях человека, а не на потребностях низших животных, заветах Бога или законах неживой природы. Гуманистическая психология противопоставляет себя психоанализу и бихевиоризму. Объектом ее изучения стали любовь, творчество, «Я», развитие и реализация человеком своих возможностей, высшие ценности бытия, психическое здоровье, опыт и др. Основные принципы гуманистической психологии 1. Хотя человеческое бытие имеет предел, человек всегда обладает свободой и необходимой для реализации этой свободы независимостью. 2. Самым важным источником информации является экзистенциальное состояние человека, его субъективно переживаемый опыт. 3. Природа человека никогда не может быть определена полностью, т.к. она всегда стремится к беспрерывному развитию. 4. Человек един и целостен. В его психике невозможно разделить органическое и психическое, осознаваемое и неосознаваемое, чувство и мысль. 5. Каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения. 6. Самореализация - это неотъемлемая часть природы человека. 7. Человек устремлен в будущее, это активное творческое существо. Из этих принципов гуманистической психологии вытекают нравственные жизненные принципы: - ответственность человека за свои поступки. Он не орудие бессознательного, не раб сформировавшихся привычек; - отношения между людьми должны основываться на взаимном признании и уважении опыта переживаний друг друга; - каждый человек должен ощущать себя в настоящем, «здесь и теперь». Гуманистическое направление признает своим главным предметом человеческую личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность самоактуализации", присущую только человеку. Главное в личности – не ее прошлое, а устремленность к будущему, к реализации своих потенций, творческих возможностей; очень важна вера в себя, в возможность достижения «идеального Я». Центральная роль отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого Я. Гуманистическая психология отрицает наличие исходного конфликта между человеком и социумом, между сознанием и бессознательным. Согласно взглядам В.Франкла борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Стремление к смыслу противопоставляется принципу удовольствия и стремлению к власти, т.е. основным принципам психоанализа. Представители этого направления, прежде всего К. Роджерс, и А.Маслоу считали, что человек изначально обладает необходимыми средствами, чтобы решать возникшие перед ним проблемы и должным образом направлять свое поведение. Однако эти способности могут развиться только в благоприятном контексте социальных ценностей. Развитие представления о самом себе, о своем реальном «Я» происходит на основе личного опыта общения ребенка с другими людьми. Человек склонен создавать идеальное «Я» - образ того, каким ему хотелось бы стать. У каждого человека есть сильная потребность в самоуважениии, в положительном отношении окружающих к тому, что он делает. Если окружающие принимают человека таким, как он есть, не требуют от него изменений в угоду мнениям других людей, складывается состояние согласия (конгруэнтности) между реальным "Я" человека и его внутренним миром и поведением. Это создает благоприятные условия для сближения реального и идеального "Я", что и составляет суть самоактуализации. В каждом человеке - огромные ресурсы самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленного поведения. Их можно достичь при фасилитирующем (облегчающем) психологическом климате общения. Если же человек получает одобрение только тогда, когда его поведение следует чужим стандартам, он будет скрывать свои чувства и мысли. В результате он все меньше остается самим собой, возникает разлад между реальным и идеальным "Я", что становится источником тревоги и препятствует самоактуализиции. В тяжелых случаях может потребоваться помощь психотерапевта, действия которого основаны абсолютно индивидуальном подходе и на полном доверии к клиенту. Такая психотерапия - процесс во многом интуитивный, не исключающий небольших изменений состояния сознания. Важно достичь именно глубинного ощущения взаимопонимания с клиентом или в терапевтической группе. Основные положения гуманистической психологии : * человеческая жизнь - это единый процесс становления и бытия человека; * человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью человеческой природы; * человек обладает определенной степенью свободы от внешней обусловленности благодаря ценностям и смыслам, которыми он руководствуется в своей деятельности; * человек открыт миру, переживания человеком мира и себя и себя в мире являются главной психологической реальностью; * каждый человек уникален, это активное, творческое, интенциональное (направленное) существо. Концепия К. Роджерса Карл Роджерс - американский психолог, сотрудник Колумбийского, Чикагского и Висконского университетов, профессор, доктор, президент Американской психологической ассоциации в 1946-1947 годах. К. Роджерс считал, что человек по природе - существо доброе, конструктивное, стремящееся жить в гармонии с собой и с другими. Все поведение человека вдохновляется объединяющим мотивом - тенденцией самоактуализации. Решающую роль в поведении человека играют его субъективные переживания, внутренний мир. Задача психолога - понять его. Человек - это интегрированный, целостный организм. Самость, или «Я-концепция», по Роджерсу, представляет собой гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» и восприятий взаимоотношений «Я» с другими людьми и различными сторонами жизни, а также из ценностей, связанных с этими восприятиями. «Я-концепция» доступна осознанию, хотя в данный момент может не осознаваться. «Я-концепция» отражает характеристики, которые человек воспринимает как часть себя («Я-реальное»), а также те, которыми человек хотел бы обладать («Я-идеальное»). Факторы, влияющие на формирование «Я-концепции»: - организмический оценочный процесс (то есть оценка всякого переживания с позиции того, способствует оно или препятствует врожденной тенденции актуализации). Этот процесс играет важную роль в младенчестве, Потребность в позитивном внимании и ее удовлетворение; - условия ценности (то есть обстоятельства, при которых удовлетворяется потребность во внимании). Обусловленное позитивное внимание может принести ущерб становлению личности. Оно выражается формулой: «Если сделаешь это, то получишь то». Безусловное позитивное внимание (то есть без оговорок) способствует развитию личности. Безусловное позитивное внимание не исключает критики, смысл которой выражается формулой: «Мы очень любим тебя, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и потому лучше бы ты этого не делал». Безусловное позитивное внимание со стороны окружающих и внимание человека к себе самому - это условие самоактуализации. Поведение человека, согласуется с его «Я-концеп-цией». Угроза «Я-концепции» возникает при несоответствии между ее содержанием и актуальным переживанием. Отсюда напряжение, чувство вины, тревога. Это противоречие не всегда осознается. При осознании может произойти перестройка «Я-концепции». Когда нет угроз «Я-концепции», человек открыт для переживаний, при угрозе - возникает защита. Цель защиты - сохранить целостность «Я-структуры». Средства защиты - искажение восприятия переживания либо отрицание переживания. Защита сохраняет самоуважение человека. При частых несоответствиях переживаний Я-концепции защита слабеет и уровень дискомфорта повышается. Это может привести к невротизации личности. При больших несоответствиях могут возникать серьезные психологические проблемы, у человека наблюдается иррациональное и саморазрушительное поведение. Хорошая жизнь, по Роджерсу, не проявляется только в получении удовольствия и редукции напряжения, а подразумевает такое направление жизни человека, которое соответствует его истинной природе. Полноценно функционирующий человек - это человек, максимально реализующий свои способности и таланты. Ему свойственны пять основных личностных характеристик: 1) открытость переживанию; 2) экзистенциальный образ жизни, то есть полноценный и насыщенный переживаниями, с открытой и гибкой структурой «Я»; 3) организмическое доверие, то есть ориентация при выборе поведения на свои внутренние ощущения, а не на давление социальных норм; 4) эмпирическая свобода, то есть способность жить в соответствии с собственной волей (отсюда - ответственность за свои поступки); 5) креативность, то есть творческий образ жизни. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Маслоу выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших духовных сущностей -любви, творчества, духовных ценностей. По мнению Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Причем реализация высших потенций возможна лишь при полной реализации более низших потребностей. Самоактуализация как способность присутствует у большинства людей, но лишь немногие способны актуализировать, реализовать ее. Такие люди - самоактуализирующиеся личности - максимально полно воплощают человеческую сущность. Теория интенциональности (по Ш. Бюлер) По мнению Бюлер, в основе природы человека лежит бессознательное намерение ("интенция"), которое проявляется в совершаемых на протяжении жизни выборах для достижения целей. Человеческая жизнь характеризуется четырьмя базисными тенденциями: удовлетворением потребностей, адаптивным самоограничением, творческой экспансией и установлением внутренней гармонии. В разные периоды жизни преобладает одна из них. Бюлер рассматривает пять главных фаз жизненного цикла: * 1 фаза продолжается до 15-летнего возраста. Для нее характерно отсутствие у человека каких либо точных целей. Ребенок живет в настоящем, имея весьма смутное представление о будущем. * 2 фаза длится от 15 до 25 лет. В этот период человек осознает свои потребности, способности, интересы. Он вынашивает планы связанные с выбором профессии и вообще смысла собственной жизни. * 3 фаза длится с 25 до 40-45 лет. Главный период корректировки и реализации целей: цели становятся четкими и точными, выполнимыми. * 4 фаза длится с 45 до 65 лет. Период оценки степени достижения целей, поставленных в юности. Новый пересмотр целей, связанный с необходимостью учитывать свой статус, физическое состояние, положение дел в семье. * 5 фаза - после 65 лет. Человек перестает преследовать цели, поставленные перед собой в юности. Оставшееся время тратится на различные формы досуга, во время которого проводится оценка прожитой жизни как целого. Отрицательные стороны теории: навязанные ценности, а не те которые присуще личности, которые выявлены в процессах. Безусловное позитивное влияние, человека должны уважать за то, что он есть и какой он есть. Люди часто всего ведут себя по своим критериям, отрицание может привести к бреду, паранойи. Гордон Олпорт (1897- 1967) - американский психолог, профессор психологии в Гарварде. Олпорт рассматривает личность как динамическую организацию мотивационных, психофизиологических систем. В основе этих систем лежат привычки, установки и личностные черты. Личность, по Олпорту, - это целостная система, ядром которой является человеческое «Я». Особенности этой системы - стремление к реализации своего жизненного потенциала. Человек в своих проявлениях в большей степени следует социальным, чем биологическим мотивам. В системе черт личности Олпорт выделял следующие основные группы: - общие для большинства людей черты (например, альтруизм, эгоизм, интеллектуальность, самоконтроль); - индивидуальные или специфические для данного человека черты, отличающие его от других представителей данной социальной группы (например, нарцисизм, макиавеллизм, садизм, мазохизм и др.). В зависимости от проявления черт в жизни человека, они подразделяются на кардинальные (то есть сильно выраженные), центральные (то есть наиболее характерные для данного человека), второстепенные (то есть редко проявляющиеся). Кроме того, выделяются черты, инициирующие адаптацию человека, и черты, инициирующие самовыражение, экспрессию. Процесс формирования личности Олпорт рассматривал как образование все более усложняющихся систем. Венцом синтеза этих систем и является личность. Олпорт выделяет два способа удовлетворения потребностей – редукцию напряжения и стремление к развитию. Физиологическими нуждами человек овладевает: может есть, может не есть – на этом уровне потребность удовлетворяется путем редукции, снижения напряжения. Потребность в познании себя – познавательная, чистое познание себя, ради процесса. Потребность в гармонии – потребность в упорядоченности мира. Самоактуализация – потребность в максимальном выявлении и развитии собственных возможностей и способностей человека – на этом уровне потребность – метапотребность, стремится к нарушению равновесия, поддержанию напряжения, к противоречию, которое есть исходная точка развития. Второй способ удовлетворения потребностей – стремление к развитию. В основе схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивирован потребностями, расположенными вверху. 8 путей самоактуализации: Переживание без критики Предпочтение выбора роста выбору страха Честность, принятие на себя ответственности Нонконформизм, независимость Раскрытие своих возможностей Понимание, что для тебя хорошо и что – плохо, цели жизни Отказ от психологических защит К.Гольдштейн, представление об организме как целом, единстве телесного и психического. Личность можно рассматривать (метафорически) как организм, если при этом полагать: личность есть целое, в ней нет ничего лишнего. Как полноценно функционирующий организм личность тоже не имеет излишних органов. Это субъект, у которого ничего не отнято, который свои естественные (а мы договорились пересказывать словом естественные – существенные для развития) возможности использует полностью. Телесный организм. Метафора личности как организма означает возможность полного развития и незавершенность его в данный момент. Самоактуализация - полное выражение собственных возможностей и способностей. Телесное имеет значение, но оно не может быть выявлено, или стать материалом для терапии без психического усилия, без сознавания пациентом. Социальные отношения. Потребности – ступени, не разрешив нижние не появятся верхние. Межиндивидуальная синергия – продуктивное проецирование с другими (результат синергии выше суммы составляющих ее частей). После межиндивидуальной наступает внутрииндивидуальная синергия. Кто продуктивно общается с другими, лучше может понять и свой опыт. Представление о себе, собственно личность – совпадают, как сознаю себя, таков я и есть в реальности. Единство, соединение противоположного – целостное мышление. Возможности соединять в своем сознании противоположные черты. Внимание сконцентрировано на процессе, а не на средствах. Личность (нет понятия самости) – единство совершаемых действий и их сознавание. Полностью происходит при пик-переживаниях. Это момент изменения внутреннего опыта (творческие открытия, влюбленность). Это не состояния, а чаще моменты, инсайт, переструктурирование ситуации. После него человек выходит на новый уровень, плато-переживания. В качестве центральной характеристики личности выделяет иерархию уровней потребностей: Потребность в самоактуализации Потребность в гармонии, эстетическая Потребность в познании себя Потребность в самоуважении Потребность в принадлежности к социальному целому Потребность в безопасности Физиологические нужды В первой половине нашего века в психологии преобладали бихевиористский и психоаналитический подходы. В 1962 году группа психологов основала Ассоциацию гуманистической психологии. Гуманистическую психологию они предложили в качестве «третьей силы», сформировав положения, альтернативные двум другим подходам. Определяя свою задачу, ассоциация приняла за основу 4 принципа: 1. Переживания человека представляют основной интерес. Люди - не просто объекты исследования. Их следует описывать и объяснять по их собственным субъективным взглядам на мир, по их восприятию себя и самооценке. Основной вопрос, с которым должен встретиться каждый: «Кто я есть?». Чтобы узнать, как индивид пытается ответить на него, психолог должен стать его партнером в поиске смысла существования. 2. Приоритетными направлениями исследования являются человеческий выбор, творчество и самоактуализация. Гуманистические психологи отвергают психоаналитический подход, полагая, что психология, основанная на исковерканных личностях, может быть только исковерканной психологией. Они также отвергают бихевиоризм как психологию, отвергающую сознание и основанную преимущественно на изучении низших организмов. Люди не просто мотивируются органическими потребностями, такими как секс и агрессия, или физиологическими нуждами, такими как голод и жажда. У них есть потребность в развитии своего потенциала и способностей. Критериями психического здоровья должны быть рост и самоактуализация, а не просто эго-контроль или приспособление к окружению. 3. Осмысленность должна предшествовать объективности в выборе задач исследования. Гуманистические психологи считают, что психологические исследования слишком часто направляются имеющимися в распоряжении методами, а не важностью исследуемой проблемы. Они говорят, что надо изучать важные человеческие и социальные проблемы, даже если для этого иногда приходится воспользоваться менее строгими методами. И хотя психологи должны стараться быть объективными при сборе и интерпретации наблюдений, выбор ими темы исследований может и должен направляться ценностными критериями. В этом смысле исследование не свободно от ценности; психологи не должны делать вид, что ценности - это что-то, чего у них нет или за что они должны извиняться. 4. Высшая ценность принадлежит достоинству человека. Люди в своей основе добры. Цель психологии - понять человека, а не предсказывать и не контролировать его. Многие гуманистические психологи считают, что даже называть человека «испытуемым» значит унизить его достоинство как полноценного партнера в стремлении понять личность человека. Психологи, разделяющие ценности этой ассоциации, относятся к разным теоретическим платформам. Например, Гордон Оллпорт был также гуманистическим психологом, и мы уже отмечали, что некоторые психоаналитики, такие как Карл Юнг, Альфред Адлер и Эрик Эриксон, придерживались гуманистических взглядов на мотивацию, отличающихся от взглядов Фрейда. Но именно взгляды Карла Роджерса и Абрахама Маслоу заняли центральное место в гуманистическом движении. Карл Роджерс. Подобно Фрейду, Карл Роджерс (1902-1987) развил свою теорию на основе работы с пациентами клиники (Rogers, 1951, 1959, 1963, 1970). Роджерса поражала наблюдаемая им внутренняя тенденция индивида двигаться к росту, созреванию и позитивному изменению. Он пришел к убеждению, что основная сила, мотивирующая человеческий организм, - это тенденция к актуализации всех способностей организма. Растущий организм стремится реализовать свой потенциал в пределах своей наследственности. Человек может не всегда четко видеть, какие действия ведут к росту а какие - к регрессии. Но когда путь ясен, индивид предпочитает расти, а не регрессировать. Роджерс не отрицал, что есть и другие потребности, в том числе и биологические, но считал их вспомогательными по отношению к мотиву совершенствования. < Рис. Карл Роджерс полагал, что индивидуум обладает врожденной тенденцией к росту, достижению зрелости и позитивным изменениям. Он называл эту тенденцию тенденцией к актуализации.> Вера Роджерса в первичность актуализации образует основу его недирективной, ориентированной на клиента терапии. Этот психотерапевтический метод предполагает, что у каждого индивида есть мотив и возможность к изменению и что сам индивид более всех компетентен решать, в каком направлении эти изменения должны происходить. При этом психотерапевт выполняет роль зондирующей системы, а пациент исследует и анализирует свои проблемы. Этот подход отличается от психоаналитической терапии, во время которой психотерапевт анализирует историю пациента, чтобы выявить проблему и разработать курс лечебного воздействия (обсуждение разных подходов в психотерапии см. в гл. 16). «Я» . Центральным в теории личности Роджерса является понятие «Я». «Я» или «понятие о Я» (у Роджерса эти термины взаимозаменяемы) стали краеугольным камнем его теории. К «Я» относятся все идеи, восприятия и ценности, характеризующие «Я»; в него входит осознание того, «что я есть» и «что я могу». Это воспринятое «Я», в свою очередь, влияет на восприятие человеком как всего мира, так и своего поведения. Например, женщина, видящая себя сильной и компетентной, воспринимает мир и воздействует на него совсем иначе, чем женщина, считающая себя слабой и бесполезной. «Понятие о Я» не обязательно отражает реальность: человек может быть весьма преуспевающим и уважаемым и тем не менее считать себя неудачником. Согласно Роджерсу, индивид оценивает каждое свое переживание с точки зрения его «понятия о Я». Люди хотят вести себя так, чтобы соответствовать своему представлению о себе; ощущения и чувства, не согласующиеся с образом себя, представляют угрозу, и их доступ к сознанию может быть закрыт. По сути это та же фрейдовская концепция подавления, но у Роджерса такое подавление не является ни неизбежным, ни постоянным (Фрейд сказал бы, что подавление неизбежно и что некоторые аспекты переживаний индивида остаются в бессознательном навсегда). Чем больше областей опыта человек отрицает из-за их несоответствия его «понятию о Я», тем глубже разрыв между «Я» и реальностью и тем больше возможность плохой приспособленности. Индивиду, чье «понятие о Я» не соответствует его личным чувствам и переживаниям, приходится обороняться от правды, поскольку правда ведет к тревожности. Если это несоответствие становится слишком большим, защита может разрушаться, приводя к сильному беспокойству и другим эмоциональным нарушениям. У хорошо приспособленного человека, наоборот, «понятие о Я» согласуется с мыслями, опытом и поведением; «Я» не ригидно, оно гибкое и может меняться по мере освоения им новых идей и опыта. В теории Роджерса есть еще одно «Я» - идеальное. У всех нас есть представление о том, какими мы хотели бы быть. Чем ближе идеальное «Я» к реальному, тем более полноценным и счастливым становится человек. Большое расхождение между идеальным и реальным «Я» делает человека несчастным и неудовлетворенным. Таким образом, могут развиться два типа несоответствия: одно - между «Я» и переживаемой реальностью, другое - между «Я» и идеальным «Я». Роджерс выдвинул несколько предположений о развитии этих несоответствий. В частности, он полагал, что люди начинают функционировать более полно, если у них воспитывают безусловно позитивное отношение. Это значит, что они чувствуют, что их ценят родители и другие люди, несмотря на то что их чувства, отношения и поведение менее чем идеальны. Если родители предлагают только условно позитивное отношение, оценивая ребенка только когда он ведет себя, думает или чувствует правильно, «понятие о Я» у ребенка нарушается. Например, чувство конкуренции и враждебности к младшему брату или сестре естественно, но родители не разрешают их бить и обычно наказывают за такие действия. Этот опыт ребенок должен как-то интегрировать в свое «понятие о Я». Он может решить, что поступает плохо, и почувствовать стыд. Он может решить, что родители его не любят, и поэтому чувствовать себя отвергнутыми. Или он может отрицать свои чувства и решить, что он не хочет бить малыша. В каждом из этих отношений содержится искажение правды. Третью альтернативу ребенку легче всего принять, но, поступая так, он отрицает свои реальные чувства, которые затем становятся бессознательными. Чем больше человек вынужден отрицать свои собственные чувства и принимать ценности других, тем неудобнее он себя чувствует. В качестве наилучшего выхода для родителей Роджерс предложил признать чувства ребенка как они есть, но объяснить, почему битье неприемлемо. < Рис. Согласно Роджерсу, люди, вероятно, будут функционировать более эффективно, если они будут получать безусловную положительную оценку, то есть если они будут чувствовать, что родители ценят их независимо от их чувств, взглядов и поведения.> Измерения соответствия между реальным и идеальным «Я». В главе 12 мы описали метод оценки, называемый Q -классификацией, при которой оценивающему, или сортировщику, дают набор карточек, каждая из которых содержит утверждения о личности (например, «неунывающий»), и просят охарактеризовать личность индивида путем сортировки карточек по кучкам. Карточки с утверждениями, менее характерными для данного индивида, оценщик складывает в кучку слева, а с более характерными - справа. Другие утверждения распределяются по кучкам между ними; тем самым каждому Q -компоненту присваивается показатель соответственно кучке, в которую он помещен. Q -классификации молено сравнить между собой путем вычисления корреляции между показателями, оценивая тем самым, насколько эти две Q -классификации близки друг к другу. Карл Роджерс первым стал применять Q -классификацию в качестве инструмента для изучения «понятия о Я». Q- набор, составленный Роджерсом, включает, например, такие утверждения: «Я удовлетворен собой», «У меня теплые эмоциональные отношения с другими», «Я не доверяю своим эмоциям». В процедуре Роджерса индивид сначала выполняет сортировку для себя, который есть на самом деле, - для реального «Я», затем для такого, каким он хотел бы быть, - идеального «Я». Корреляция между этими двумя сортировками показывает расхождение между реальным и идеальным «Я». Низкая или отрицательная корреляция соответствует большому расхождению «реальный-идеальный», означая чувство низкого самоуважения и невысокое личное достоинство. Повторяя эту процедуру несколько раз в ходе терапии, Роджерс мог оценить эффективность терапии. В одном исследовании корреляция между реальной и идеальной классификацией индивидов, обращающихся за помощью, составляла в среднем 2,01 до терапии и 0,34 после нее. Корреляция у соответствующей контрольной группы, не проходившей терапию, не изменилась (Butler & Haigh, 1954). Другими словами, у этих индивидов терапия значительно сократила воспринимаемое расхождение между их реальным и идеальным «Я». Заметьте, что это могло произойти двумя путями: индивид мог изменить свое представление о реальном «Я», так что оно стало ближе к идеальному, или изменить представление об идеальном «Я», так чтобы оно стало более реалистичным. Терапия может вызывать оба эти типа изменений. Абрахам Маслоу. Психология Абрахама Маслоу (1908-1970) перекликается с психологией Карла Роджерса по многим направлениям. Маслоу сначала увлекся бихевиоризмом и проводил исследования сексуальности и доминирования у приматов. Он уже отходил от бихевиоризма, когда родился его первый ребенок, после чего он заметил, что любой наблюдающий за ребенком бихевиористом быть не может. На него повлиял психоанализ, но со временем он стал критиковать его теорию мотивации и разработал свою собственную. В частности, он предложил иерархию потребностей, восходящую от основных биологических нужд к более сложным психологическим мотивам, которые обретают важность только после удовлетворения основных нужд (рис. 13.4). Потребности одного уровня должны быть хотя бы частично удовлетворены, прежде чем потребности следующего уровня станут существенно определять действия. Если пищу и безопасность получить трудно, то удовлетворение этих потребностей будет преобладать в действиях человека и более высокие мотивы не будут иметь большого значения. Только когда органические потребности можно удовлетворить легко, у индивида появится время и энергия для эстетических и интеллектуальных интересов. Художественные и научные инициативы не процветают в обществах, где люди вынуждены бороться за пищу, кров и безопасность. Наивысший мотив - самоактуализация - может быть реализован только после удовлетворения всех остальных потребностей. 7. Потребности самоактуализации : найти самореализацию и реализовать свой потенциал. 6. Эстетические потребности : симметрия, порядок, красота. 5. Когнитивные потребности : знать, понимать, исследовать. 4. Потребности самоуважения : достигать, быть компетентным, получать одобрение и признание. 3. Потребность в близости и любви : быть привязанным к другим, быть принятым, принадлежать кому-то. 2. Потребность в безопасности : чувствовать защищенность и безопасность. 1. Физиологические нужды : голод, жажда, и др. Рис. 13.4. Иерархия потребностей по Маслоу. Потребности, находящиеся внизу иерархии, должны быть хотя бы частично удовлетворены, прежде чем потребности, расположенные в иерархии выше, станут существенными источниками мотивации (по: Maslow, 1970). Маслоу решил изучать самоактуализаторов - мужчин и женщин, добившихся выдающегося использования своего потенциала. Он начал с изучения жизни выдающихся исторических фигур, таких как Спиноза, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Джейн Аддамс, Альберт Эйнштейн и Элеонора Рузвельт. [ Джефферсон Томас - третий президент Соединенных Штатов, основной автор Декларации независимости; Аддамс Джейн - американский общественный реформатор и пацифистка, лауреат Нобелевской премии мира за 1931 год (совместно с Николасом Мюрреем Батлером); Рузвельт Анна Элеонора - дипломат, гуманист, жена президента США Франклина Д. Рузвельта. - Прим. перев.] Таким образом он смог создать сводный портрет самоактуализатора. Отличительные характеристики таких людей перечислены в табл. 13.1 вместе с некоторыми видами поведения, которые, по мнению Маслоу, могли вести к самоактуализации. < Рис. Альберт Эйнштейн и Элеонора Рузвельт принадлежали к числу людей, которых Маслоу относил к самоактуализаторам.> Таблица 13.1. Самоактуализация Характеристики самоактуализаторов Продуктивно воспринимают реальность и способны устоять против неуверенности Принимают себя и других такими, какие они есть Непринужденны в мыслях и поведении Сосредоточены на задачах, а не на себе Имеют хорошее чувство юмора Весьма творческие люди Сопротивляются растворению в культуре, но и не ведут себя преднамеренно необычно Озабочены благополучием человечества Способны глубоко ценить основные ощущения жизни Устанавливают глубокие, удовлетворяющие их межличностные отношения с немногими людьми Способны объективно смотреть на жизнь Виды поведения, ведущие к самоактуализации Ощущать жизнь как ребенок, с полным погружением и концентрацией Пробовать что-то новое, а не идти по надежному и безопасному пути Оценивая собственный опыт, прислушиваться к своим чувствам, а не к традициям, авторитету или мнению большинства Быть честным, избегать претенциозности или заигрывания Быть готовым к непопулярности, если взгляды не совпадают с мнением большинства Брать на себя ответственность Усердно работать, если решил взяться за дело Стараться распознать свои безопасные ниши и иметь мужество отказаться от них (В таблице перечислены личные качества, которые Маслоу считал характерными для самоактуализаторов, и виды поведения, которые он считал важными для самоактуализации (по: Maslow, 1967).) Маслоу провел свое исследование на группе студентов колледжа. Отобрав студентов, которые подходили под его определение самоактуализаторов, Маслоу нашел, что эта группа принадлежит к наиболее здоровой части (1%) населения; у этих студентов не было признаков плохой приспособленности и они эффективно пользовались своими талантами и способностями (Maslow, 1970). Многие люди переживают преходящие моменты самоактуализации, которые Маслоу называл ощущениями пика. Ощущение пика характеризуется переживанием счастья и реализованности; это временное, спокойное, не обращенное на себя переживание совершенства и достигнутой цели. Ощущения пика могут происходить с разной интенсивностью и в разных контекстах: в творческой деятельности, при любовании природой, при близких отношениях с другими, родительских ощущениях, при эстетическом восприятии или участии в атлетических соревнованиях. Попросив многих студентов колледжей описать какие-либо ощущения, близкие к ощущению пика, Маслоу попытался резюмировать их ответы. Они говорили о целостности, совершенстве, живости, уникальности, легкости, самодостаточности и о ценности красоты, добра и правды. Гуманистический портрет человека Следуя своему принципу, психологи гуманистической ориентации четко определились в отношении ценностей и философских предпосылок, лежащих в основе их подхода к личности человека. Четыре принципа, выдвинутых Ассоциацией гуманистической психологии, которые мы вкратце привели ранее, рисуют яркий контраст между гуманистическим портретом личности человека и портретами, созданными в психоаналитическом и бихевиористском подходах. Большинство психологов гуманистической ориентации не спорят с тем, что биологические переменные и факторы окружения могут влиять на поведение, но они подчеркивают собственную роль индивида в определении и создании своей судьбы и тем самым сглаживают детерминизм, характерный для других подходов. Люди в основном добры, стремятся к росту и самоактуализации. Они также могут меняться и активны. Гуманистическая психология задает особенно высокие критерии психического здоровья. Одного самоконтроля или адаптации окружению мало. Только об индивиде, развитие которого направлено на самоактуализацию, можно говорить, что он психически здоров. Иначе говоря, психическое здоровье - это процесс, а не конечное состояние. У философских позиций есть и политический смысл. Ранее мы указывали, что философские положения бихевиоризма хорошо совместимы с американской идеологией. Его положение о том, что все люди созданы равными и их можно бесконечно изменять с помощью окружения, служит психологической основой для либеральных политических программ, стремящихся улучшить окружение тех, кто поставлен в невыгодные условия. Гуманистическая психология, напротив, оказывает поддержку значительно более радикальной политике. Все, что задерживает реализацию потенциала, все, что мешает любому человеческому существу стать всем, чем он или она хотят быть, - должно быть изменено. Если в 50-х годах женщины были счастливы и хорошо приспособлены к своим традиционным половым ролям, то это удовлетворяло критерию психического здоровья, установленному бихевиоризмом. Но с гуманистических позиций поручение всем женщинам одной и той же роли нежелательно - неважно, насколько эта роль подходит некоторым из них, - поскольку многим женщинам это мешает достичь своего потенциала. Неслучайно риторика либеральных движений - за освобождение женщин и за свободу сексуальных меньшинств - эхом вторит языку гуманистической психологии. Оценка гуманистического подхода Сосредоточившись на уникальном восприятии событий и их интерпретации индивидом, феноменологический подход возвращает категорию личного опыта в исследования личности. Теории Роджерса и Маслоу более других рассмотренных нами теорий сосредоточены на целостном, здоровом человеке и предлагают позитивный, оптимистический взгляд на личность человека. Кроме того, психологи феноменологической ориентации подчеркивают, что они изучают важные проблемы, даже если у них не всегда есть строгие методы их исследования. Здесь есть свой резон: исследование тривиальных проблем просто потому, что для этого есть удобный метод, мало что дает для развития психологической науки. Кроме того, психологи феноменологической ориентации с годами становились все изобретательнее в разработке новых методов оценки «понятия о Я» и проведении исследований, в которых индивид рассматривается как равный партнер. Тем не менее можно поставить и ставится под сомнение качество аргументов в поддержку гуманистических утверждений. Например, в какой степени характеристики самоактуализаторов являются следствием психологического процесса, называемого самоактуализацией, а в какой степени они просто отражают систему ценностей, разделяемую Роджерсом и Маслоу? Где, спрашивают они, доказательство существования иерархии потребностей, описанной Маслоу? Гуманистические психологи уязвимы также для критики, являющейся зеркальным отражением той, которую они сами предъявляют в адрес Фрейда. Они критиковали Фрейда за попытку построить законченную теорию личности на основе наблюдений за невротиками. Но, замечают критики, Роджерс, Маслоу и Келли построили свои теории на наблюдениях за относительно здоровыми людьми (в основном студентами колледжей, в случае Роджерса и Келли). Соответственно, их теории лучше всего подходят для нормально функционирующих людей, имеющих роскошь позаботиться о потребностях, стоящих на вершине иерархии Маслоу. Возможность применения этих теорий к индивидам с серьезными расстройствами и к людям, поставленным в социально, культурно или экономически невыгодные условия, представляется менее очевидной. И наконец, некоторые критиковали даже сами ценности, отстаиваемые теоретиками гуманистического направления. Многие наблюдатели полагают, что в Америке уж слишком одержимо интересуются индивидом и слишком мало - благосостоянием большого общества. Психология, поднимающая самореализацию и актуализацию индивида на вершину иерархии ценностей, слишком совместима с американской идеологией; некоторые критики даже полагают, что она дает психологическую «санкцию на эгоизм» (Wallach & Wallach, 1983). Хотя Маслоу упоминает интерес к благосостоянию человечества в качестве одной из характеристик самоактуализаторов (см. табл. 13.1) и некоторые самоактуализаторы, например Элеонора Рузвельт, явно обладают такой характеристикой, бросается в глаза ее отсутствие в иерархии потребностей. Гуманистическая психология возникла в качестве реакции на засилье в западной науке направлений, которые во многом оправдывали сложившиеся в капиталистическом мире моральные и этические установки. Гуманистический подход в психологии личности вступил в противоречие с основами главенствующей психологической школы. Гуманизм переживет человеческий род! С одной стороны, картину того времени можно назвать удручающей, с другой - она оставляла достаточно большой простор для исследований и построения новых концепций. Этим занялись многие психологи-новаторы, среди которых А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн, Ф. Перлз, не имеющий широкой известности, скорее всего из-за своих марксистских взглядов, Э. Фромм и ряд других... В наши дни достаточно трудно оценить смелость их научного мышления. Напомним, что начинали они ещё тогда, когда в США в психиатрии активно использовалась лоботомия. И вдруг кто-то с кафедр университетов стал говорить о том, что человек представляет собой огромную ценность, потому что имеет способность к самоактуализации. Зарождение новых тенденцийНаиболее ярко это выражал Э. Фромм. Он интересен прежде всего тем, что пришёл к таким воззрениям совершенно с неожиданной стороны, а именно через психоанализ. Будучи одним из последователей Фрейда, Фромм не считал наработки того законченными. Напротив, он заявил, что отец-основатель психоанализа слишком большое внимание уделил индивидууму и почти не рассматривал его социальные связи.Что же такое человек с точки зрения Фромма? Ответ на этот вопрос отлично проиллюстрирует, что такое гуманистические взгляды в своей сущности. Прежде всего это кто-то, кто изначально обладает только хорошими свойствами. Он добр, ему потенциально доступны все положительные качества. Его истинными потребностями являются все те, которые связаны с самопознанием. Ему нужна красота, гармония, он стремится к истине. Однако все эти потребности находятся лишь в состоянии потенциальных возможностей. Они могут реализоваться, могут реализовавшись породить новые, а могут так и остаться нереализованными. Фромм видел причину этого прежде всего в неблагоприятных социальных условиях. Тем не менее, даже самый мерзкий и злой человек имеет какой-то шанс на прогрессивное развитие. Этот оптимизм и отличает гуманистическую психологию от всякой другой. Фромм первым выделил у человека наличие высших экзистенциальных потребностей. Их реализация даёт ему счастье, а без реализации они превращаются в нечто противоположное. К примеру, потребность о ком-то заботиться с лёгкостью сублимируется в эгоизм и даже эгоцентризм. Список всех высших потребностей человека выглядит следующим образом:
Правда, не исключено, что к этому времени ребёнка уже парочку раз успели наказать тем, что прогулку отменили. Появление желания неразрывно с появлением сознательного протеста, а это означает, что в индивидуальную систему реализации экзистенциальных потребностей с самого начала закладываются действия по схеме «вопреки», «назло», «всё равно добьюсь». В результате познание высших ценностей, таких как Бог, Истина идёт рука об руку с богоборческим бунтом и стремлением породить какую-то свою истину, чтобы заместить ею объект познания. Все высшие потребности являются врождёнными. Социум же оказывает воздействие своими нормами и предписаниями. В этом не трудно убедиться на практике. Достаточно заявить о себе вслух как о свободном человеке или хотя бы о человеке, который стремится к свободе, как заявитель тут же услышит о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, даже если он имел в виду духовную свободу или свободу мышления от стереотипов. Мы говорим о взрослых людях и подразумеваем, что желания у них уже есть. Даже не вдаваясь в подробности о том, хорошо это или плохо. Только общество всё построит так, чтобы человек делал не то, что он хочет, а то что нужно. В результате образуется система противоречий, которая травмирует психику. Выход даёт самообман, который называется рационализация. Человек внушает себе, что он играет по чужим правилам, потому что это выгодно ему самому. Такая ситуация была бы безвыходной, но выход-то Фромм находит. Это чувство любви. Полезность или бесполезность этого утверждения для людей в современном мире каждый может проверить на собственном опыте. Только неплохо было бы вспомнить о том, как объясняются в любви молодые люди в наше время. Лишь самые смелые в состоянии произнести «я тебя люблю!», обычно говорят «ты мне нравишься». И это далеко не случайно. По Фромму это тоже продукт, который создан воспитанием или социальными детерминантами. Утрата способности любить приводит к плачевным последствиям не только в философском, но и в медицинском смысле, потому что внутренний мир не имеет пустых мест. Вместо любви возникает садизм, мазохизм, эгоизм, которые и становятся причинами неврозов. Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему. В естественном состоянии человек получает любовь так же, как и любую другую энергию. Любовь матери даёт ему покой и защищённость, любовь отца уверенность в себе, любовь братьев и сестёр позволяет не чувствовать себя одиноким, любовь женщины позволяет ему реализовать свой отцовский потенциал и он отдаёт им всем столько же энергии. Её нельзя запирать, всё должно находиться в состоянии энергообмена. Высшая форма любви - любовь к Богу, позволяет ему видеть истину в простых вещах. Совокупность всего этого и является строительным материалом счастья. Или, являлась бы, если бы умели любить. Видео: Гуманистическая психология, краткоВосстановление любвиПодмена ценностей произошла на уровне личной свободы. Возникла парадоксальная ситуация. Всю историю люди боролись за свободу, подразумевая под ней личностную независимость и свободу волеизъявления. Во многом они преуспели. В годы возникновения и развития гуманистической психологии люди Запада пользовались очень большими достижениями в области своих политических и экономических прав. Только эта же свобода привела к изоляции каждого ото всех. Возникло нечто такое, что замечательно было отражено в старом советском фильме «Последний дюйм». «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня» - пел бас за кадром. Героев фильма спасло только то, что в экстремальной ситуации они смогли восстановить чувство любви сына к отцу, а отца к сыну. Можно сказать, что им повезло.На практике же люди западной цивилизации поступают иначе. Они начинают сами подавлять свою индивидуальность, поскольку понимают, что причина именно в ней. Только подавление не приводит к чему-то прогрессивному. Это или формирование корпоративных стандартов с введением корпоративного стиля поведения, или появление субкультур, таких как БДСМ. Отсюда же и стремление людей к тоталитарным сектам. Можно подумать, что гордым американцам должно быть чуждым поклонение какому-то божку во плоти, но ведь это происходит. Людей тянет к рабству от свободы, которой они так долго добивались. Фромм не перестал быть психоаналитиком, лишь расширил рамки психоанализа. В основном эти теоретические основы формировались для того, чтобы выработать методику работы с психическими и нервными расстройствами. Новаторство его методик заключалось в том, что психиатрия стала использовать неведомые до селе методы и ставила перед собой удивительные цели. Он пытался вернуть человеку способность любить. Напомним себе ещё раз, что это происходило в годы, когда в США ещё во всю практиковалась лоботомия. "Третья сила"Однако протест против имел и более радикальные формы. Настолько, что протестовать стали ещё и против психоанализа. «Третья сила», так называл гуманистический подход в психологии личности ученый, за которым прочно закрепилась слава отца-основателя гуманистической психологии. Это Абрахам Маслоу.Его очень хорошо можно понять. Психоанализ сосредоточил всё внимание на больных, а бихевиоризм превращал людей в каких-то роботов, которым всё что нужно - это стимул и система управления поведением. Гештальт же в США не прижился. Да, как раз потому, что все кафедры были заняты сторонниками бихевиоризма, а эмигрировавшим из Германию еврейским ученым оставалось только заниматься частной практикой и время от времени печататься в научных журналах. Абрахам Маслоу выдвинул чёткие и убедительные концепции:
Если речь идёт о том, что для мотивирования сотрудников компаниям не плохо было бы удовлетворять их потребность в жилищах, хлебе насущном и образовании, то заявление следует считать справедливым. Но создаётся другое впечатление. Там учили тому, как мотивировать, но не удовлетворять потребности, а заставить верить в том, что увеличение производительности труда позволит их когда-то потом удовлетворить. Маслоу действительно систематизировал потребности и разделил их на базовые и экзистенциальные. Он на самом деле когда-то сказал, что голодный человек в первую очередь думает о хлебе, а бездомный о крове, а потом уже о более абстрактных ценностях. Правда, речь шла о полном удовлетворении и грани были не столь чёткими. Разумеется, голодный может очень даже горячо молиться Богу, но просить-то он будет еду, а не Истину. Иерархия потребностей Маслоу строится исходя из того, что человек постоянно чего-то хочет. Если полное удовлетворение всех желаний и возможно, то на короткий срок. Можно подумать, что психолог слишком большой материалист. Однако даже Сын Божий имел желание - он хотел спасти людей от греха. Будда после просветления тоже имел желание - он захотел проповедовать Дхарму, учить других, как им тоже стать просветлёнными. Так что от желаний нам никуда не деться. По Маслоу иерархия выглядит так:
Правда, далеко не всё оказалось таким законченным, как того хотелось бы. Если посмотреть на градацию потребностей, то может возникнуть впечатление, что высшие из них это удел людей, которые уже всего достигли, им уже не нужно хотеть вещей или денег и они могут себе позволить помедитировать или поразмышлять о Боге. Это далеко не так... Кто у нас видел размышляющих о высших ценностях банкиров, о какой самоактуализации в духовном смысле может идти речь применительно к миллионерам? Не станем спешить вешать на них ярлыки, но самолюбования и эгоизма, жадности и жестокости, страданий и страха в высших эшелонах общества хватает. Маслоу понимал, что он пришёл к кризису в процессе познания. Это не говорит о том, что всё направление гуманитарной психологии оказалось не верным. Не было нужных компонентов для того, чтобы прийти к пониманию высших форм духовного развития. Общие же наблюдения показывали, что в определённый момент человек начинает стирать собственные границы, границы своего «я», своей личности. Описание переживаний людей, которые смогли соприкоснуться со светом Истины похожи, несмотря на то, что они могут относиться к разным религиям, взглядам, школам и направлениям философии. Поэтому Маслоу вновь среди новаторов и принимает активное участие в построение новой системы, которая получила название трансперсональная психология. Теперь уже трудно сказать, что он по-прежнему занимается наукой, поскольку наукой это признало только Британское научное сообщество. Я-концепция К. РоджерсаСоздаётся впечатление, что гуманистический подход в психологии представляет собой одно большое описание человека. Но непонятно, что конкретно ему делать для своей самоактуализации. Во многом это так, поскольку речь идёт о науке теоретической. Правда, иногда теория совершенно неожиданно превращается в практику. Гораздо ближе к ней концепция К. Роджерса, который тоже работал в рамках гуманитарной психологии. Он построил модель двух «Я».Личность по Роджерсу состоит из двух основных структур «Я-реальное» и «Я-идеальное». Реальное формируется на базе отношений с другими людьми и самооценки. Человек может оценивать себя не верно, думать о себе слишком хорошо или плохо, но всё равно речь идёт о том своём «Я», которое существует здесь и сейчас. Идеальным же является «Я», которого нет, но к которому следует стремиться. В реальности человек беден и запуган, он страдает, его девушки не любят. И в нём же продолжает жить кто-то сильный, умный, способный и яркий. В результате образуется внутренний конфликт. Для его решения Роджерс предлагает сокращать разрыв между структурными компонентами личности. Это происходит в пространстве, которое исследователь называет «поле опыта». Это все феномены, которые потенциально доступны сознанию. Они постоянно вносят корректировку в его самооценку. Роджерс большое внимание уделяет тому, что осознаётся человеком, поскольку видит в этом сырьё для его отношения к самому себе. Потенциальная готовность к самоактуализации видится им стремлением к более реалистичному функционированию. Целью Роджерса является построение модели консультирования, которая получила название клиентцентрированного подхода. Его задача - разрушить условные ценности. Говоря самым простым языком, если человек хочет написать книгу, но ему мешает бизнес, то условные ценности не дают ему стать счастливым, потому что его «Я-идеальное» содержит образ себя-писателя, а не биржевого маклера. Тем не менее, «Я-идеальное» не осталось изученным в должной мере и гипотетически мы можем предположить, что оно имеет собственную силу, способную к устранению препятствий. Опишем один эксперимент. Психологический экспериментМужчина 35 лет занимается практикой психического сна. Он ставит перед собой задачу слушать голос инструктора и находиться в пограничном состоянии - полная релаксация, но сохранение осознанности. Это состояние испытывает каждый человек в момент отхода ко сну. Эксперимент предполагает, что произносимая в этот момент мысленно позитивная установка реализуется на практике намного быстрее, чем если бы она произносилась в обычном состоянии. Установку он должен придумать себе сам. Можно назвать это слоганом определённого этапа жизни. Однако это оказалось не такой простой задачей. Он долго искал эти слова, от сессии к сессии пытался выразить то, что со всей решимостью будет делать или не делать. Совершенно неожиданно он увидел именно то, что Роджерс назвал «Я-идеальное». Это был образованный, довольный жизнью, светящийся оптимизмом человек, который работает там, где ему нравится и занимается тем, чем должен. Видение образа самого себя, который смог реализовать свой творческий потенциал, происходило в психическом пространстве, которое можно назвать и полем опыта.Эксперимент привёл к тому, что мужчина смог достичь множество качеств того «Я-идеального», которое увидел. Отсюда можно сделать вывод о том, что эта компонента личности не является источником внутреннего конфликта как таковая. Конфликт порождают умственные спекуляции и зависимость от условных ценностей. Но осознание и прямое психологическое видение себя становится ещё и мощным стимулом для развития. Итоги подводить ещё рано...Мы рассмотрели этапы становления интересного и конструктивного научного направления – гуманистического подхода в психологии личности. Впоследствии на его базе возникли отдельные течения и внутренние школы. Однако, учёным и практикующим психологам по-прежнему чего-то не хватает. Далеко не случайно, ещё с конца 20-го века, в науке прослеживается тенденция слияния различных систем: психологии, философии, антропологии и даже квантовой физики.Людям нужно нечто большее, что пока ещё не создано. Именно поэтому психология так активно смыкается ещё и с мистикой. Вернее - практикой самосовершенствования на базе религиозных систем, тантрических школ, китайского цигуна и многих других видов медитаций и йоги. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новгородская область: Информация для туриста |
Новое
- Рис - это зерновая культура
- Урок анатомии или доктор смерть Полезная информация для туриста в Амстердаме
- Как космическая медицина спасает людей на земле
- Звуки природы имеют намного большее влияние на психику, нежели вы могли подумать
- Как оформить зону любви по фен-шуй?
- Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки
- Цитаты «чтение. Афоризмы о Чтении. Цитаты о Чтении Чтение есть создание собственных
- Самые яркие цитаты великой фаины раневской на все случаи жизни Не пить пиво рыбкой раневская
- Понятие брака в законодательном поле Определение брака в законодательстве рф
- Почему на Троицу мы молимся на коленях?