Разделы сайта
Выбор редакции:
- Почему на Троицу мы молимся на коленях?
- Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях
- Какие великие русские были евреями?
- Самые знаменитые еврейки мира
- Богослужебная утварь: что такое "лжица"?
- Особенности и магические свойства жемчуга Жемчуг камень магические свойства знак
- Европа отбирает украинский лес кругляк
- Приготовить сообщение о любимом писателе к
- Новгородская область: Информация для туриста
- Полезные свойства сухофруктов
Реклама
Самообразование современного учителя. Самообразование учителя как необходимое условие реализации идей модернизации общего образования |
Самообразование-основа успешной работы учителя «Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир.» А. Дистервег Совершенствование качества обучения и воспитания в средней школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя. Самообразование - процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ-это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала.» (источник: педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru) Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя - это отсутствие времени, загруженность, нехватка источников информации, отсутствие стимулов. Это всего лишь проявление инертности мышления и ленности ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Направления самообразования учителя. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием. . Профессиональное (предмет преподавания) . психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) . психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) . методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) . правовое. эстетическое (гуманитарное) . историческое. иностранные языки. политическое. информационно-компьютерные технологии. охрана здоровья. интересы и хобби Источники самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать? . Телевидение. Газеты, журналы. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.) . Интернет. Видео, аудио информация на различных носителях. Платные курсы. Семинары и конференции. Мастер-классы. Мероприятия по обмену опытом. Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты. Курсы повышения квалификации. Путешествия В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. Формы самообразования учителя Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.. Составляющие процесса самообразования учителя: Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя: . Систематический просмотр определенных телепередач. Чтение конкретных педагогических периодических изданий. Чтение методической, педагогической и предметной литературы. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий. Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы. Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами. Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов. Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации. Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег. Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету. Изучение информационно-компьютерных технологий. Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету. Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете. . Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста. Результат самообразования: Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) . повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество) . разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования. разработка новых форм, методов и приемов обучения. доклады, выступления. разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей. выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии. разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям. создание комплектов педагогических разработок. проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме) Заключение: Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет учителю не обеспечить, самое главное - это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования. Самые важные вопросы, которые в любом случае решает образование, – вопросы о людях: как включить человека в образовательный процесс, как стимулировать и поддерживать высокую работоспособность на протяжении длительного времени, как выработать готовность к изменениям. Здесь на помощь приходит современная гуманитарная конкурсная технология. Технология известна давно, в России она появилась в производственном менеджменте уже в середине 80-х годов. Любая организация, конкурируя с другими при поиске резервов повышения производительности, вынуждена искать новые человеческие и интеллектуальные, а также организационные ресурсы, активно привлекая людей извне. Новая культура – культура результата, получаемого в ситуации очень сложной, динамичной, зачастую непредсказуемой, требует проверки субъекта образования на готовность преодолевать препятствия на пути достижения целей. Важным становится не столько личная или корпоративная лояльность, сколько результативность. На помощь может прийти технология отбора, когда субъект (конкурсант) должен продемонстрировать (или сконструировать) собственные способы, методы, алгоритмы решения проблем. Создается достаточно неопределенная среда, в рамках которой конкурсанты должны выделить проблемы (или рационально, проанализировав ситуацию, или интуитивно, опираясь на собственные догадки). По результатам анализа конкурсанты должны спроектировать собственные способы решения проблем, организовать кооперацию, создать команду, совместную работу нескольких людей (причем в ситуации конкуренции), что даст возможность продемонстрировать собственные организаторские и руководящие способности и ориентацию на работу в команде. Решения в рамках данного подхода принимаются экспертами – специалистами в области данной деятельности. Кроме решения базовой задачи (оценки компетентности субъектов образования), конкурсная технология способна решить еще целый ряд задач: инициирование процессов личностного роста специалистов, поддержка процессов командообразования в организации, а также повлиять на формирование новых принципов корпоративной культуры в организации. В итоге это повлияет на готовность самой организации к развитию и повысит ее адаптированность изменяющемуся миру. Конкурсная технология позволяет создать условия, требующие актуализации индивидуального потенциала, как в когнитивной, так и в поведенческой сфере. Для конкурса характерна тенденция к формированию особых типов команд, эффективных в проблемных ситуациях. Особенности таких команд связаны с созданием системы открытой коммуникации и наличием эффективных схем информационного обмена, готовностью работать в разных профессиональных ситуациях, способностью стимулировать развитие каждого члена группы за счет создания ему условий для исполнения разных ролей, эффективного ролевого обмена при изменении задач или ситуации групповой работы. За счет актуализации ориентации каждого участника на достижение максимального результата в заданных условиях конкурс позволяет переориентировать кандидатов с конфронтационного поведения (когда победитель может быть только один) на кооперативное поведение (которое для получения наилучшего результата требует взаимодействия с партнерами). Таким образом, по результатам конкурса организация приобретает не просто группу отобранных кандидатов, а уже укомплектованную команду, способную функционировать в проблемных ситуациях и решать различные задачи. Основные понятия : Конкурсная технология, конкурс, конкурсная команда, гуманитарный потенциал конкурсной технологии. Вопросы : 1. В чем отличие конкурсной технологии от других гуманитарных технологий? В существующей социогуманитарной литературе по проблемам образования социологический подход к изучению самообразования пока не нашел ни своего места, ни своих исследователей, нет и должного понимания актуальности данной проблемы. Это обусловлено несколькими причинами, две из которых мы полагаем наиболее важными. Во-первых, сложившиеся стереотипы в научной сфере: будучи тесно связанным с образованием, самообразование традиционно рассматривалось в русле его проблем в качестве сопутствующего элемента либо фигуры «умолчания»; во-вторых, специфика самого феномена: самообразование как явление индивидуально-личностное не сразу оказалось в исследовательском поле социологии, будучи объектом внимания в первую очередь психологии и педагогики (подробнее см. ). Технологии самообразования дииндустриальной эпохиВ доиндустриальную эпоху (продолжающуюся вплоть до первых промышленных революций) кардинальные смены технологий самообразования происходили неоднократно. Основными особенностями знания зарождающегося доиндустриального общества были синкретизм и мифологичность. Синкретизм в сфере знания (несформирован-ность и нерасчлененность его типов) соотносился с недифференцированностью человеческой деятельности, когда отдельные ее виды (трудовая, религиозная, образовательная, самообразовательная, моральная, правовая, досуговая и др.) не выступали в качестве самостоятельных. Знание представляло собой единство ценностных, нормативных, коммуникативно-информационных, познавательно-деятельностных элементов, и его дальнейшее развитие шло по пути их дифференциации (о революциях в образовании см. ). Технологии самообразования в индустриальном обществеВ индустриальную эпоху самообразование окончательно сформировалось в качестве самостоятельного вида деятельности, имеющего массовый характер и уже свойственного целым социальным группам. Этому способствовал ряд характеристик общества индустриального типа и в первую очередь утверждение приоритета личности и ее независимости от общества в качестве важнейшей ценности. Такие характеристики духовной сферы, как развитие образования и формирование национальных культур, дифференциация духовной жизни общества, усложнение систем коммуникации, появление СМИ, плюрализация общественного сознания и идеологии, стали факторами развития сферы знания и, соответственно, самообразования как механизма ее регуляции. Рост промышленного производства, высокая степень разделения труда, углубление социальной дифференциации и процессы формирования социальных отношений на основе профессиональных, классовых, имущественных связей также стали социально-экономической базой самообразования, Технологии самообразования постиндустриального общества
Глобальные процессы индустриализации, информатизации общества приводят к углублению и усложнению процессов социальной дифференциации, возникающие передовые технологии способствуют появлению новых профессий, требующих более высокой квалификации и серьезной подготовки. Стало быть, образование и самообразование превращаются во все более выраженный дифференцирующий фактор в социальной структуре общества. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А.
Самообразование как социологическая проблема // Социологические исследования. 1997. № 10. Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. Сенека. Учителя являются движущей силой в области усовершенствования педагогического процесса. Именно благодаря им учащиеся могут воспользоваться преимуществами, полученными в результате реализации образовательной политики. Основными характерными чертами “настоящих” учителей, т.е. учителей с высочайшими качественными показателями деятельности, являются: Преданность своей профессии, что позволяет учителю приобрести все прочие необходимые качества. Эта беззаветная преданность побуждает таких учителей к непрерывным поискам более эффективных методов. Преданность побуждает к сотрудничеству с другими учителями как в собственной школе, так и в более многочисленном сообществе коллег по профессии; Любовь к детям, создание в классе атмосферы сердечности, даже если учащиеся не отвечают им тем же. Чувство искренней привязанности и взаимного доверия между учителем и учениками стимулирует положительное отношение детей к учебе; Владение техникой преподавания предмета,знание того, как преподнести учащимся в доступной форме те или иные понятия, навыки и сведения, -вот что отличает настоящего учителя; Разнообразие моделей преподавания и обучения, учитель не только имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, но и вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях либо принципах преподавания; Сотрудничество с коллегами, кроме обмена идеями и соображениями с целью усовершенствования своей индивидуальной практики преподавания, многие учителя участвуют так же в деятельности групп, которые совместно планируют учебные задания; Самоанализ и рефлексия, всегда следует размышлять по поводу того, что ты делаешь, но следует вырабатывать свои принципы, а не следовать шаблонным методам, заимствованным у других; Повышение квалификации-важнейшая инициатива в области образовательной политики, направленная на повышение и сохранение качества преподавания: “взаимное репетиторство”, “взаимное обучение” и совместное исследование методики преподавания. Скачать:Предварительный просмотр:Технологии самообразования педагога. Кто не знает, В какую гавань он плывет, для того Нет попутного ветра. Сенека. Учителя являются движущей силой в области усовершенствования педагогического процесса. Именно благодаря им учащиеся могут воспользоваться преимуществами, полученными в результате реализации образовательной политики. Основными характерными чертами “настоящих” учителей, т.е. учителей с высочайшими качественными показателями деятельности, являются: Преданность своей профессии, что позволяет учителю приобрести все прочие необходимые качества. Эта беззаветная преданность побуждает таких учителей к непрерывным поискам более эффективных методов. Преданность побуждает к сотрудничеству с другими учителями как в собственной школе, так и в более многочисленном сообществе коллег по профессии; Любовь к детям, создание в классе атмосферы сердечности, даже если учащиеся не отвечают им тем же. Чувство искренней привязанности и взаимного доверия между учителем и учениками стимулирует положительное отношение детей к учебе; Владение техникой преподавания предмета,знание того, как преподнести учащимся в доступной форме те или иные понятия, навыки и сведения, -вот что отличает настоящего учителя; Разнообразие моделей преподавания и обучения, учитель не только имеет в своем распоряжении целый арсенал тактических приемов обучения, но и вырабатывает теоретические и практические представления о различных моделях либо принципах преподавания; Сотрудничество с коллегами, кроме обмена идеями и соображениями с целью усовершенствования своей индивидуальной практики преподавания, многие учителя участвуют так же в деятельности групп, которые совместно планируют учебные задания; Самоанализ и рефлексия, всегда следует размышлять по поводу того, что ты делаешь, но следует вырабатывать свои принципы, а не следовать шаблонным методам, заимствованным у других; Повышение квалификации-важнейшая инициатива в области образовательной политики, направленная на повышение и сохранение качества преподавания: “взаимное репетиторство”, “взаимное обучение” и совместное исследование методики преподавания. Идеи непрерывного образования меняют распространенную позицию “образование на всю жизнь” на принципиально иную-”образование через всю жизнь”. Повышение профессионального мастерства зависит от заинтересо-ванности в профессиональном развитии,в удовлетворенности образовательным процессом. Только сам учитель способен оценить, на сколько полно он владеет необходимыми знаниями и умениями для эффективного педагогического труда. Чем большее удовлетворение получает учитель, тем сильнее у него потребность реализовать себя как профессионала, тем больше он заинтересован в профессиональном росте. По определению А.В.Луначарского:”учитель - человек,формирующий будущее...”. Только личность способна воспитать личность, поэтому развитие самого педагога,его интеллектуальных, нравственных и профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, познавательной активности, постоянного объективного самоанализа и систематической работы по самоусовершентвованию. Одной из форм сознательного саморазвития является самообразование. Различные ученые вкладывают свой смысл в определение термина “самообразование”. Так, Г.М. Коджаспирова считает, что “под самообразованием следует понимать специально организованную,само- деятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или обществен- но значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, обшекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации. Самообразование-система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью”. Значение самообразования проявляется в том, чтобы быть связующим звеном, объединяющим различные формы повышения квалификации и расширения кругозора педагога. Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой Стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики,все возрастающими требованиями к человеку,его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций,готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познаватель- ной активности, растущей потребности педагога, в самореализации путем непрерывного образования. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным усовершенствованием, в том числе и профессиональным. Принципы самообразования включают в себя: всеобщность, непрерывность, целенаправленность,интегративность, единство общей и профессиональной культуры, индивидуализированность, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, компенсаторность, перманентность переходов от низких ступеней к выс- шим, вариативность. Используются самые разнообразные формы организации самообразо-вания: Специальная образовательная подготовка: в вузах и других образо- вательных учреждениях-получение высшего образования или второй специальности в системе очного, заочного, вечернего образования. Повышение квалификации и переподготовка кадров: в институтах развития образования, информационно-методических службах,лекто- риях и прочих опорных центрах системы образования, на курсах повы- шения квалификации, на семинарах по месту работы или в других шко- лах, в предметно-методических объединениях, на кафедрах, научно-практических конференциях. Индивидуальная самообразовательная работа с помощью: Средств массовой информации; Вычислительной и оргтехники; Библиотек; Музеев,выставок,театров,клубов; Экскурсионных походов; Научных, технических, художественных, спортивных обществ; Исследований,экспериментов, творческих дел и заданий; Общения с учеными, интересными людьми; Осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности. Коллективное и индивидуальное самообразование более успешно осуществляется на основе специально подготовленных программ. Их структура и содержание зависят от уровня и характера исследования, поставленных целей и задач. Как правило, учителя определяют для себя на учебный год тему самообразования или проблему научного исследования. В программе предусматривается подбор литературы, поиск адресов передового педагогического опыта; затем определяется время на изучение получен-ного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других школ, посещение курсов и др. Далее отра-батываются технологии и осуществляется практическая работа,в том числе и опытно-экпериментальная, по теме исследования. Завершается самообразовательный процесс анализом, оценкой и самооценкой эффективности выполненной работы,в случае необходимости- корректировкой педагогической деятельности. Отводится время для обобщения и оформления материалов исследования. Результатом очередного этапа работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, а также доклады и выступления на совещаниях, научно-практических конфе-ренциях, на встречах “круглого стола”, “мастер класса” и т.п. Большой интерес вызывают разработки новых учебных планов и курсов, в том числе интегрированных, авторских программ, учебных и методических пособий, дидактических материалов. Пользуются спросом брошюры и другого рода публикации из опыта работы педагогов. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм образования повышает информационную насыщенность, способствует переходу внешних воздействий на осознание необходимости постоянного обучения к внутренним стимулам развития личности(по- требностям, мотивам, интересам, установкам),причем в структуре отношений “образование- самообразование”главную роль играет последнее. Самообразовательная работа постепенно должна перейти в научно- исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трасфомациия развития в саморегулируемую систему,преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования. Проблема самообразования касается не только учителей, но и учащихся. В наше время приобретает особое значение подготовка школьников к серьезной самостоятельной работе. Реализация целей и задач современной школы напрямую связана с повышением интереса учеников к учебе, развитием пытливости и познавательной активности, интеллектуальных умений, способов овладения информацией и преобра- зования ее в действия. Иными словами, необходимо научить школьни- ков самообучению и самообразованию. Для этого трабуется развивать такие качества ума, как: самостоятельность, наблюдательность, любо- знательность, умение ставить вопросы и решать логические задачи,вы- полнять задания проблемного и поискового характера, делать опыты, участвовать в экспериментах, сравнивать и анализировать результаты, обобщать полученные данные, делать выводы. Следовательно, констру-ируя урок, учитель должен предусматривать ситуации, задания и виды деятельности школьников, тренирующие мыслительные процессы и нравственно-волевые усилия. Кроме того, необходимо планировать и развитие познавательных умений. Каким образом на уроке будут отра- батываться умения слушать и слышать, выделять главную мысль, учас- твовать в дискуссии, отстаивать собственное мнение, извлекать информацию из различных источников знаний. За счет чего будут фор- мироваться навыки составления тезисов, опорных конспектов, рецензий и т.п.? Как будет осуществляться мониторинг? Управляя самообразованием школьников, необходимо учитывать закономерности данного процесса, а также возрастные и индивидуаль- ные особенности детей. У младших школьников, как правило, это пытливость и восприимчивость к знаниям, у учащихся среднего звена- разноуровневый и разнонаправленный характер познавательных интересов, нередко являющийся средством самоутверждения среди свер- стников, у старшеклассников-профессионально ориентированные инте- ресы. Организуя самостоятельную работу школьников,учитель должен прогнозировать результат, предоставлять ребятам возможность проде- монстрировать свои наработки учащимся, учителям, родителям. Выход самообразовательной работы может быть в виде сообщений, докладов, рефератов, участия в конкурсах, выставках, интеллектуальных играх, выпусков устных и письменных альманахов, рукописных или печатных сборников творческих работ. Для старшеклассников особую роль в этой связи играет школьное НОУ. Занятия в секциях НОУ дают не только дополнительные знания, но и интересный круг общения, возможность формирования положительной Я-концепции, самоактуализации личнос- ти,позволяет приобщиться к научно-исследовательскому поиску, куль- туре самообразования. От уровня познавательной активности, сформированности интеллек- туальных умений, степени развития мыслительных процессов,нравст- венно-волевой и мотивационной сфер зависит и уровень самообразова- ния людей. В связи с этим можно выделить несколько стадий: Наивысшую-самообразование становится постоянной жизненной пот- ребностью человека,непрерывным процессом исследовательского ха- рактера; Высокую-систематическое целенаправленное самообразование на основе овладения технологией данного вида деятельности; Среднюю-ситуативное самообразование на фоне интереса к знанию, удовлетворения возникшей познавательной потребности; Низшую-спонтанное(внесистемное) самообразование часто под воздей- ствием внешних обстоятельств при отсутствии должным образом раз- витой познавательной культуры. Уровень самообразования влияет и на результаты деятельности в це- лом. Относительно педагогов в качестве оценочных параметров целе- сообразно использовать требования тарифно-квалификационных ха- рактеристик,в основу которых положены компетентность, профессиона- лизм, продуктивность деятельности, а также: познавательная актив- ность, уровень мастерства,сформированность рефлексии,проявления творчества и новаторства, владение технологией самообразования, по- зитивная Я -концепция. От уровня развития самообразования коллектива педагогов, от того на сколько педагог владеет всеми технологиями самообразования, бу- дет и зависеть уровень целостного развития общеобразовательного учреждения.Наиболее высокими уровнями считаются: школа-лаборатория и непрерывно саморазвивающаяся школа. Для уровня школы-лаборатории характерны следующие особенности: Идея экспериментальной работы, выстроенная в систему, начинает активно переходить научно поставленный опыт школы; Методобъединения учителей преобразуются в творческие лаборатории, учебно-методические кафедры. До 70процентов педагогов от общего числа учителей в этот период работают над индивидуальными темами исследования; Углубляются взаимосвязи, взаимоотношения между инновациями, достижениями педагогической науки и передового опыта, что сущест- венно обогащает коллективный педагогический опыт школы; Учителя легко, свободно вносят идеи инновационного опыта других школ и достижений педагогической науки и передового опыта в соб- ственную педагогическую систему за счет увеличения наукоемкости самообразования,овладения основами самоанализа урока. Для непрерывно саморазвивающейся школы можно отметить следу- ющее: Формируется творческая индивидуальность личности учителя за счет многолетней целенаправленной работы по теме индивидуального исследования, в ходе которого учитель работает в поисковом, экспери- ментально-исследовательском режиме, самостоятельно и непрерывно со- вершенствуя собственное профессиональное мастерство; Стабильность развитию школы придают творческие лаборатории(ка- федры), в которых, как было сказано выше, 70 процентов учителей имеют индивидуальные темы исследования. Исследовательская работа учителя доводит его педагогическое мастерство до стабильного иннова- ционного; Универсальным показателем целенаправленного развития общеобразо- вательной школы выступает диагностическая карта,по которой можно отследить эффективность профессионального роста учителя, обеспечи- вающего в итоге многоуровневость обучения,внедрение исследователь- ского компонента в проблемное обучение, развивающее обучение. Встроенная система экспериментальной работы переходит в научно пос- тавленный коллективный педагогический опыт, который,проникая во все звенья педагогической системы, значительно обогащает инноваци- онный потенциал школы; Целостность,равномерность, устойчивость развития компонентов сложной педагогической системы достигается благодаря целенаправлен- ному и единовременному встраиванию инноваций в компоненты. Стержнем целостного развития развивающейся школы на основе программно-целевого подхода является взаимосвязь экспериментальной работы с работой педколлектива по научно-методической теме с внедре- нием достижений педагогической науки и передового опыта учителей. В целом методологический “узел” развития обогащает всю систему перспективного планирования целостного развития школы. Проектиро-вание на основе программно-целевого планирования -высший уровень прогнозирования развития общеобразовательных учреждений. Непрерывное восходящее развитие творческого потенциала учителей осуществляется по мере перехода их методической деятельности в иссле- довательскую. При этом экспериментальная работа является ядром, осу- ществляющим этот переход. Отсюда и промежуточные результаты экспериментальной и опытно-экспериментальной работы должны быть четко распределены у учителя с первого по третий (пятый)год по мере работы его над индивидульной темой самообразования(исследования). Чтобы видеть развитие эксперимента,необходим трехразовый отчет пе- дагога в течение года(один раз в четверть). Формами отчета могут быть: выступление на кафедре, критический анализ статьи, обзор передового опыта по теме исследования,выступление на заседании “круглого сто- ла”,проведение экспериментального урока,индивидуальные встречи с руководителем кафедры, выступление на научно-практической конфе- ренции. I Список литературы по теме исследования. Конроль за содержанием прочитанного. Уточнение программы экспериментальной работы. II Анализ первичного среза знаний, умений и творческой активности школьников. IIIКритический анализ литературы по теме исследования. Обзор нова- ций и выбор из них главных, которые учитель предполагает использо- вать в ходе учебно-воспитательного процесса. IVСобеседование по изучению ряда статей к теме исследования.Подго-товка к проведению экспериментального урока. Сравнительный анализ результатов собственной деятельности. Оновление дидактического материала исследования по уровневой дифференциации. Анализ результатов первого года эксперимента. Второй год исследования. I Апробация нового дидактического материала. Анализ собственной ин-новационной деятельности по теме исследования. II Участие в заседании “круглого стола”педсовета. III Выступление с докладом по теме исследования(обзор литературы, анализ результатов апробации нового дидактического материала). IV Анализ результатов второго года экспериментальной работы. Третий год исследования. I Оформление инноваций учителя. Попытка теоретического обобщения опыта учителя. II Участие в научно-практической конференции. Подготовка нового дидактического материала к выставке. III-IV Завершение экспериментальной работы, проведение эксперимен- тального урока. Участие в заключительной научно-методической выставке “новые технологии обучения”. Следует обратить внимание на: Деятельность педагогов по экспериментальному внедрению своих ре-зультатов в массовую практику школы; Поисковую деятельность по разработке материалов интегративного и глобального характера для школьников четвертого -шестого уровней учебной успешности; Классификацию дидактического материала по уровням учебной успешности и систематизацию его с целью возможного создания индивидуальных программ для школьников; Увеличение культуроемкости учебного предмета средствами дидактического материала. Учителям, имеющим большой профессиональный опыт разработки дидактического материала по преподаваемому предмету, следует обратить внимание на приведение его в систему. Конечным результатом работы учителя по теме исследования должна стать разработка материалов в форме учебных пособий для школьников, находящихся в индивидуальном плане обучения, и уча- щихся четвертого-шестого уровней успешности. Основное внимание в методической и научно-экспериментальной работе уделяется оказанию действенной помощи каждому педагогу, формированию нового содержания разработке и апробации новых программ,изучению и обобщению передового педагогического опыта. Формы организации различны: Педагогические чтения и научно-практические конференции; Тематические заседания кафедр; Проведение смотров-конкурсов творческих работ; Обзоры научной, педагогической литературы, Семинары-практикумы; Методические оперативки; Деловые игры; Конкурсы”Учитель года”,Педагог-исследователь, новатор, разработчик; Творческие отчеты отдельных учителей, получивших общее признание за их мастерство и опыт. В школе ведется мониторинг, т.е. продолжительное отслеживание и анализ результатов деятельности каждого учителя и отдельных педагогических систем на уровне как кафедры, научно-методического совета, так и педагогического коллектива в целом. Результаты таких исследований используются на разных уровнях управления-от индивидуальной работы учителя до заседания педагогического совета. В ходе аттестации обновляется банк передового педагогического опыта учителей школы. Исходя из результатов исследований, можно заключить, что успешная реализация инициатив в сфере образовательной политики, направленных на повышение качества работы учителя, зависит от “критериев соответствия” между фундаментальными убеждениями учителя и ценностями школы, с одной стороны, и образовательной политикой государства, с другой. Создание условий, способствующих возникновению подобного синергетического эффекта, представляется важнейшей задачей для работников всех уровней системы народного образования. Использованная литература. 1. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. М.,1994. 2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980. 3. Хопкинс Д., Стерн Д., “Настоящие учителя, настоящие школы,меж- дународный аспект проблемы и исследования в области образователь- ной политики. Великобритания.1996. 4. Орлова Т.В. Теоретические основы становления и развития современного образовательного учреждения. М., 2000. 5. Елканов С.Б. Профессиональное самообразование учителя. М., 1986. 6. Бискер Л.М., Луковкина Н.В. Организация научно-эксперименталь- ной работы в школе. М., 1998. 7. Каспржак А. Учительское мастерство или непрерывное педагогичес- кое образование. Народное образование. 1992. 8. Дудников В. “Как сделать методическую работу в школе, направлен- ной на развитие учителя.” 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. I. Исследование понятия “настоящие учителя” с учетом международных аспектов.......................................................................................................... 1 II. Самообразование - средство развития педагогического коллектива и личности.................................................................................................... 2 - 5 1. Критерии самообразования....................................................................... 3 2. Формы организации самообразования.................................................... 4 3. Технологии коллективного и индивидуального самообразования...... 5 4. Проблемы самообразования учителя для развития учащихся........ 6 - 7 5. Стадии формирования самообразования педагога................................ 5 III. Связь уровня развития педагогического коллектива с уровнем целостного развития общеобразовательного учереждения................ 6 - 7 IV. Непрерывное восходящее развитие творческого потенциала учителя..................................................................................................... 8 - 10 |
Читайте: |
---|
Популярное:
К чему снится плодородная или каменистая земля? |
Новое
- Россия в первой мировой войне: кратко об основных событиях
- Какие великие русские были евреями?
- Самые знаменитые еврейки мира
- Богослужебная утварь: что такое "лжица"?
- Особенности и магические свойства жемчуга Жемчуг камень магические свойства знак
- Европа отбирает украинский лес кругляк
- Приготовить сообщение о любимом писателе к
- Новгородская область: Информация для туриста
- Полезные свойства сухофруктов
- Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля