Главная - Бараниной
Структура образования как социального института. Образование как социальный институт: структура, основные черты, функции

В отечественной социологии исследования коммуникационных процессов занимают определенное место, но вряд ли его можно оценивать как важное. В советское время изучались массовые коммуникации в условиях НТР. В частности, выяснялись типы читателей и зрителей по затратам времени на чтение или просмотр передач, а также особенности и мотивы потребления радиотелевизионной и газетной информации.

Сейчас к академическим целям исследований добавились коммерческие. Пример первого - анализ отношения населения к масс-медиа в условиях реформ. Выявлен большой интерес людей к информации с одновременно низким уровнем доверия населения к СМИ (в январе 1996 г. не доверяли СМИ - 56%). Коммерческие исследования в режиме мониторинга выявляют спрос и рейтинги тех или иных СМИ, что имеет жизненно важное значение для корректирования их деятельности.

Социологический подход требует выделения коммуникаций практически во всех основных разделах социологического знания. На макро- уровне - это проблемы формирования информационного общества, роли глобальных коммуникаций в мировой системе, анализ информационно-коммуникативной продвинутости конкретных обществ и социальных систем, социальной роли СМИ и других видов коммуникаций. В частности, коммуникации в организациях - это не только сфера менеджмента, но и социологии (организаций и коммуникаций). На микро-уровне в центре внимания должны стоять вопросы межличностных коммуникаций.

Цель работы - рассмотреть взаимосвязь между образованием, коммуникациями и средствами массовой информации.

Задачи работы - определить образование, коммуникации, средства массовой информации как социальные институты; охарактеризовать социальные функции образование; определить образование, средства массовой информации как институты социализации.

Для того, чтобы лучше понять роль и место социального института образования в современном индустриальном обществе, специфику выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы образования.

В примитивных, первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса. В те далекие времена не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия, опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. "В жизни подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения детей к практическим делам племени. Характерно, что приобщение детей к трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет, а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались мужчины, а девочек - женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался особой церемонии "инициации", продолжающейся несколько дней, в течение которых юноши и девушки должны были продемонстрировать и подтвердить свои способности и права взрослых членов общества, участвуя в состязаниях, танцах, обрядах и культовых действиях.

В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства начинается обособление института образования.

Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии, музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу, ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.

Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в воспитании детей принадлежала семье.

В эпоху средневековья начинает складываться более организованная система образования, когда христианская церковь создает в Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

Несколько позже культурно-образовательные функции университетов расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции, предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Характерной особенностью системы формального образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.

Подлинная революция в системе образования происходит в обществе индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная трансформация института образования была вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение получают средние и специальные школы, растет число высших учебных заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится необходимым условием получения профессии в основных отраслях промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на период после Второй мировой войны, когда происходит техническое перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный скачок в развитии промышленности, науки и техники.

Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов, колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых обучались около 5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч специалистов с высшим образованием. Наиболее впечатляющих масштабов достигло развитие системы высшего образования в США, где общее количество студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а 4,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное образование.

Подобно другим социальным институтам институт образования призван обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных позиций в обществе.

Коммуникации представляют собой важный социальный и политический институт современного общества, выступающий в качестве подсистемы более сложной системы коммуникации в широких масштабах выполняющий функцию идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности, организации, информирования, просвещения и развлечения, конкретное содержание которого решающим образом зависит от особенностей общественного строя. Массовые коммуникации свойственны институциональной характер источников и отсроченность обратной связи между источниками и аудиториями. Комплексы технических устройств, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной, музыкальной информации (печать, радио, телевидение) собирательно называется средства массовой коммуникации или информации.

Массовые коммуникации и её практика показала большую значимость и зависимость их эффективности от учета психологической особенности аудитории: внимание, понимание. Также существуют барьеры и помехи и способы преодоления, получения информации через массовые коммуникации .

В результате радикальных преобразований российского общества реформированию подвергаются все социальные институты, в том числе и институт образования. Оно обеспечивает непрерывный процесс обучения на протяжении всей жизни. Образование призвано выработать у человека готовность и умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, способность к самостоятельному выбору. Оно служит базой будущего развития общества.

Традиционно образование играет значимую роль в процессах социального структурирования общества, являясь одним из наиболее важных каналов социальной мобильности, тем самым выполняя функцию социального контроля. Основная цель этого контроля, по мнению П. Сорокина, - распределение “индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций”. Поэтому школа, наряду с другими социальными институтами, такими, как семья, церковь, политические, профессиональные организации и другими является одновременно “каналом вертикальной циркуляции”, способствующим продвижению вверх или спуску вниз по социальной “лестнице” и своеобразным “ситом”, которое “просеивает” индивидов и определяет им то или иное место в обществе.

Иными словами, школа играет важную роль в социальной дифференциации членов общества, одновременно способствуя процессу социальной мобильности. Дефекты в образовательной системе неизбежно сказываются на всем обществе и, напротив, успешное функционирование данного социального института приводит к его благоденствию и процветанию. В этой связи необходимо также отметить, что П.Сорокин считает школу вторым по значимости после семейного статуса механизмом тестирования способностей индивидов и определения их социального статуса. “Школа - это следующий этап в перепроверке “вердикта” семьи, и очень часто она решительным образом изменяет его” .

Кроме функций социального контроля (тестирующей, селекционирующей, дистрибутивной) образование как социальный институт выполняет такие свои важнейшие функции, как обучающая (в высшей и средней специальной школе - это профессиональная или подготовка кадров) и социокультурная (социализирующая, воспитательная, просветительская). В этой связи необходимо отметить, что, как показывает история становления и развития отечественного образования, эти функции могут быть взаимодополняющими, а могут вступать в противоречие и даже в конфликт друг с другом. Что имеется в виду?

Уже с момента становления школьного образования стало возникать противоречие между потребностями государства и общества, между пониманием роли и функций образования государством и теми, для кого предназначались школы. Особенно выпукло оно проявилось в эпоху петровских преобразований.

“Прорубив окно” в Европу, великий реформатор увидел через него не просто неразвитость российского общества по сравнению с западным, но и ужасающее невежество своих граждан. С таким “материалом” проводить задуманные реформы было нельзя. Сам “материал’ оказался не особо податлив и поначалу не был склонен разделять реформаторские начинания великого преобразователя. Напрасно Петр I, настаивая на необходимости профессиональной подготовки к гражданской службе, убеждал представителей знатных фамилий в пользе обучения, аргументируя тем, что без этого никто не будет произведен в высшие чины. Как до Петра I, так и при нем обществу были известны различные пути попадания на верхние этажи социального здания, “не имеющие ничего общего с профессиональной подготовкой. Даже введение юриспруденции в программу дворянской школы не могло заставить дворян заняться этой наукой”.

Что же касается социокультурной функции, то вплоть до середины XYIII века образование само по себе еще не являлось ценностью, т.е. не было особой потребности в просвещении, приобретении навыков и знаний, характерных, скажем, для европейского образованного, просвещенного человека. Как известно, именно Екатерина II поставила перед образованием новую задачу: школа должна была не только учить, но и воспитывать. Воспитательные задачи Екатерина видела в том, чтобы вкоренить в сердца народа добронравие. С этого момента школе вменялись в обязанности задачи воспитания, т.е. чисто педагогические, которые до сих пор были возложены на семью. Так, одной из важнейших социальных функций образования становится социализация подрастающего поколения.

В результате Великих реформ XIX века народное образование становится объектом заботы органов местного самоуправления - земств. С этого момента усиливается конфликт между государством и обществом, касающийся политики образования. Суть конфликта заключалась в том, что потребность в образовании усиливается в обществе, в то время как правительство начинает “сдавать позиции”, испугавшись плодов собственных усилий в развитии образования.

Отсюда усиление государственного контроля над школьными учреждениями, в частности, над земскими школами, регулирование состава учащихся по национальному признаку (введение в 1887 г. процентной нормы для евреев при поступлении в учебные заведения), а также по сословному (введение в том же 1887 г. “циркуляра о кухаркиных детях”) в целях недопущения в гимназии детей из низших сословий.

Более того, правительство все четче обозначает социализирующую функцию, возложенную на систему образования. А по сути навязывает образованию идеологическую функцию, принося в жертву политическим соображениям и потребность в действительно образованных людях, и возросшее стремление населения к получению качественного образования. Преподавание в те времена в классической гимназии представляло собой безотрадную картину, в них царила обыкновенная зубрежка вместо развития ума. Уровень знаний гимназистов непрерывно падал. От 63 до 79 гимназистов из каждой сотни выбрасывались из школы, как непригодные для нее. Вместо скромных и благонравных юношей, какие были нужны правительству, выходили забитые (те, которые окончили обучение) и озлобленные (которые были выброшены за борт). Политическая роль, навязанная школе, роковым образом сказалась на ней самой. “Из боязни передовых идей и сильных характеров, школа систематически занималась искоренением всяких идей и обезличением индивидуальности”.

Одной из целей политики правительства в конце XIX века было распространение влияния духовенства на все виды элементарных училищ. Цель была проста: помешать росту земской школы, находившейся под влиянием либеральных педагогических идей, к числу которых относились уважение к правам и индивидуальности ребенка, воспитание посредством обучения, подготовка к практической жизни и наглядное знакомство с окружающим миром, ознакомление с естественными науками и т.д. Характерным моментом здесь является взгляд на основную функцию школы: она должна носить не прикладной (к примеру, быть ремесленной или сельскохозяйственной), а общеобразовательной. В то же время правительство видело функции средних школ для людей низших классов в другом: давать “нехитрое, но солидное образование, нужное для жизни, а не для науки”, а для этого начальное образование предполагалось сделать главной опорой для духовенства и церкви в этом деле.

Отчасти этого удалось добиться. К концу XIX столетия церковно-приходская школа начинала становиться опасным соперником земской, но при этом ей самой пришлось измениться, улучшив состав учителей, увеличив срок обучения с 2-х до 3-х лет. Между тем земства начинают менять свое отношение к церковно-приходским школам: вначале поддерживая их, а с конца 90-х годов переходят к позиции их вытеснения. Именно с этого периода и до 1917 г. картина народного образования постепенно изменяется, превращаясь в полную противоположность. Бюрократическое устройство школы с ее религиозно-монархическими чертами уступает такому устройству, в котором заметными становятся общественные инициативы (прежде всего, в лице земств) со светскими и демократичными тенденциями. Революционные настроения проявляются, прежде всего, в среде, связанной со школой. Это заметно и в студенческих волнениях, и в борьбе высшей школы за самоуправление, и в усилении прогрессивных элементов земского и городского самоуправления, и во все лучше организующемся учительстве.

В этих условиях правительство постепенно сдает свои позиции, теряя контроль не только в управлении школой, но и в других областях жизни. В борьбе с правительством общественность выиграла в целом битву за школу, которая в свою очередь успешно выполнила свою культурно-просветительскую функцию, но вряд ли кто в то время мог предсказать, каким окажутся впоследствии плоды этой борьбы. В самом же обществе видно изменение отношения к образованию. Еще в 70-е годы XIX века народ был равнодушен к образованию, постепенно начал проявляться интерес к нему; в начале XX столетия появляется сознательная потребность в просвещении как орудии в борьбе за лучшее будущее. Но последнее было характерно для относительно небольшой части населения. Но не только в этом проявлялась потребность. Был и другой, чисто прагматический расчет, который стал распространяться и в широких крестьянских массах. И особенно это заметно стало в конце XIX столетия. П.Н. Милюков приводит любопытные данные опроса крестьян в одной из губерний России.

Так, 88,4% опрошенных высказались в пользу грамотности. Причем преобладающими оказались утилитарные соображения (48,9%). 31% опрошенных высказалось за грамотность как за средство самосовершенствования; 18,3% видели пользу учения по религиозно-нравственным соображениям; 6,7% -общую пользу.Подводя итоги становлению и развитию образования в дореволюционный период российского общества, можно сделать выводы о том, что образование как социальный институт прошло сложный, трудный, противоречивый путь своего становления и развития. Школа играла важную роль в процессах социальной мобильности, размывании сословных перегородок, появлении новых слоев, выполняя функции социального контроля. Но, каждый раз, когда возникала угроза слома сословных перегородок и, прежде всего, между привилегированными и непривилегированными слоями, государство принимало меры по недопущению этого, что выражалось, в том числе и в ограничении доступа в школу, особенно высшую. “Ситом”, которое “просеивало” и не допускало в верхние слои общества, было социальное происхождение, хотя образование начинало играть все более заметную роль в процессах социальной мобильности, но это больше касалось не самых верхних слоев общества, а осуществление культурно-просветительской функции привело в конечном итоге к радикальной перестройке общественных отношений.

Школа выступала важным фактором социальной дифференциации российского общества: на одном полюсе мы наблюдаем небольшую высокообразованную часть общества, на другом - большой процент неграмотного населения. Несмотря на значительное улучшение грамотности всего населения за период с конца XIX и начала XX вв., около 25% мужского населения страны к 1917 г. оставалось вообще неграмотным, еще выше этот процент был для женского населения). В целом, образованию не удавалось достаточно эффективно выполнять свою важнейшую функцию социального контроля за распределением членов общества по социальным слоям, должностям в соответствии с уровнем получаемого образования, поскольку такой контроль возможен при таких общественных условиях, когда не социальное происхождение является определяющим фактором восхождения индивида по социальной лестнице, а уровень образования, квалификации, личные заслуги. Что же касается нравственного образования, иначе говоря воспитательной (социализирующей) функции школы, заключающейся прежде всего в передаче опыта, культурных образцов поведения от одного поколения другому, образование (по крайней мере, об этом ярко свидетельствует история становления и развития отечественного образования), скорее выполняло инновационную функцию, утверждая новую систему ценностей, идет ли речь об усилиях государства, либо об усилиях общества. Впрочем, это скорее касается относительно немногочисленной части населения. В массе своей господствующей оставалась система ценностей, представлений; сильны были стереотипы, традиции. Столкновение радикализирующейся немногочисленной части населения и консервативного большинства всегда приводила к драматическим коллизиям, будь то история раскола или революции.

Можно ли этого избежать? Если да, то какую роль в этом призвано сыграть образование как социальный институт? В современных условиях можно наблюдать растущую дезорганизацию социальной жизни, ослабление или кризис механизмов социального воспроизводства, что приводит к изменениям функций важнейших социальных институтов, обеспечивающих стабильность и порядок социальной системы в целом. Это касается и системы образования. Традиционно его важнейшей функцией была передача ценностей, норм, правил (всего того, что составляет культурное наследие общества) от поколения к поколению. Вместе с тем, по мнению А. Турена, эта функция в современных условиях “резко слабеет, против образования выдвигаются упреки в том, что оно является архаическим и одновременно выступает силой вдалбливания господствующих норм” .

Эти нападки на систему образования свидетельствуют о проникновении социальных конфликтов в огромную область “частной жизни”, которая до того казалась далекой от них. Одной из сфер частной жизни является воспитание. В современных условиях образование, как полагает А. Турен, в большей мере выполняет другую свою важнейшую функцию, а именно адаптации к профессиональным и социальным изменениям. И именно в этом качестве оно становится ареной социальных конфликтов, поскольку все большее количество субъектов социальной жизни конкурируют между собой за право обладать престижными дипломами. Это можно показать на примере такой проблемы, как неравность доступа к образованию.

Так, по данным опросов первокурсников Московского университета, проведенного Центром социологических исследований МГУ в 1994 г. и в 1999 г., снижаются шансы попасть в число студентов выходцев из семей, родители которых заняты в сфере науки, образования, культуры, здравоохранение. В то же время повышаются шансы попасть в состав студентов у детей, родители которых экономисты, финансисты, бизнесмены. И совсем малы шансы у выходцев из семей, родители которых заняты в сельском хозяйстве. Все эти новые тенденции формирования студенческого контингента, проявившиеся в последние годы, не могли не сказаться на изменениях мотивов получения высшего образования, ценностных ориентациях, предпочтениях, интересах, статусных притязаниях, жизненных стратегиях студентов. Одной из актуальных становится проблема профессионального самоопределения студентов. К критериям эффективности данного процесса можно отнести следующие: удовлетворенность выбором специальности, вуза; четкое представление о социальном статусе, связанном с выбором данной профессии, а также в возможностях трудоустройства после окончания вуза именно по этой специальности .

3. Образование, средства массовой информации как институты социализации

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования.

Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, "функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития

В социологии принято проводить различие между формальным и неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций (школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется определенному официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в данном обществе социальных ролей. Стало быть, функционирование системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина "неформальное образование", то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование также является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль.

Средства массовой информации имеют конкретные социальные функции. Перечислим основные из них: распространение знаний о действительности, информирование, формирование общественного мнения, реализация социальной активности членов общества, организация того или иного поведения людей, какого-либо действия, аудитории, создание определенного эмоционального и психологического тонуса, социальное управление, идейно-воспитательная функция, распространение культурных ценностей, организационно-коммуникативная функция, функция развлечения.

Среди традиционных видов средств массовой информации выделяются следующие: радио, печать, телевидение, кино, Internet. В качестве разнообразных каналов средств массовой информации можно рассматривать: все технические средства передачи информации, межличностное общение, литературу и искусство. Постоянная востребованность в обществе средств массовой информации основана на растущих информационных потребностях личности: в познании нового, в общении, в эстетическом наслаждении, в самосовершенствовании, в психологическом разгрузке, развлечении, в самопознании, получении помощи, в обеспечении уверенности в себе, в покое.

В 90-е годы ХХ века выросло общее количество средств массовой информации для молодежного читателя, телезрителя и радиослушателя. Но в условиях нерегулируемой социально-экономической ситуации, неподкрепленности кадровым потенциалом вновь создаваемых СМИ, вынужденных прибегать к услугам малокомпетентных, а порой и малокультурных людей, обнаружились негативные явления в информационной среде. После экономических и политических катаклизмов произошел вполне объяснимый спад интереса населения к СМИ. Тиражи газет и журналов упали в несколько раз и едва ли когда-нибудь поднимутся до прежнего уровня. Опросы экспертов, проводившиеся Институтом гуманитарных коммуникаций в течение 90-х годов ХХ века, показали, что степень независимости всех типов и видов масс-медиа от власти и крупного бизнеса все это время падала. Владельцы и учредители СМИ видят в них не источник информации или культурную силу, а инструмент влияния .

В заключении коснемся вопроса о статусе теории коммуникаций, исследований в этой области и подготовки специалистов. Среди западных исследователей по этим вопросам нет единого мнения. Более того, они разделились на два лагеря: «спасателей» и «реформистов» Первые полагают, что «media studies» должны стать самостоятельной и равноправной среди других дисциплиной. «Реформисты» находят эти амбиции нереалистичными и выступают против коммуникационной уникальности и предлагают совершенствование на основе интеграции с другими дисциплинами. Нас, по всей вероятности, устраивает второй подход, ибо «Социология коммуникаций» как раз интегрирует две области знания. Для нас важно также то, что в США осуществлена академическая специализация и ведется подготовка «коммуникаторов». И хотя разрыв между университетским подходом и практикой не преодолен, эти усилия внушают нам определенный оптимизм. Для направления социологии коммуникаций полезен западный и отечественный опыт подготовки специалистов по связям с общественностью (бизнес - коммуникаторов), где есть место и для социологов. Развитие исследований и подготовки специалистов, возможно, приведет к возникновению специальности, связанной с социологией коммуникаций. Это позволит готовить социологов - коммуникаторов, т.е. специалистов исследователей и технологов в области коммуникаций.

Словарь

Образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.

Культурное воспроизводство - совокупность элементов системы обеспечивающей условия создания, сохранения, трансляции ценностей.

Коммуникации — (от лат. communicatio — контакт, связь) — средства сообщения и связи, информационные контакты.

Средства массовой информации - систематическое распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей данного общества и оказания идеологического, политического, экономического или организационного воздействия.

1. Ансар П. Современная социология // Социологические исследования. 1998. № 2.

2. Бауман З. Мыслить социологически. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

3. Ломов А.Н. Социология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Сорокин П.А. Структурная социология. М.: Знание, 1992.

5. Фролов С.С. Социология. М.: ИНФРА-М, 2003.

Образование как социальный институт можно рассматривать в качестве организованной системы связей и социальных норм. Оно объединяет важные общественные процедуры и нормы, необходимые для удовлетворения основных потребностей общества.

Любой функциональный институт возникает и работает, осуществляя некую потребность общества.

Определенные признаки

Рассмотрим основные черты, характеризующие образование как социальный институт:

  • установки и примеры поведения: стремление к знаниям, посещаемость занятий;
  • культурные символические признаки: песни, эмблема, девиз;
  • утилитарные черты: библиотеки, стадионы, классы;
  • письменный и устный кодекс - правила поведения учащихся;
  • идеологические особенности: прогрессивное образование, академическая свобода, равенство в процессе обучения.

Основными элементами являются:

  • учебно-воспитательные учреждения в виде организаций;
  • социальные общности: ученики и педагоги;
  • учебный процесс.

Развитие образования как социального института предполагает совершенствование всех элементов этой структуры. Только при своевременном внесении изменений можно вести речь о его полноценном развитии и функционировании.

Основные виды

Сфера образования как социальный институт построена по несколько иным принципам. Она имеет несколько рядов звеньев:

  • систему дошкольного воспитания;
  • школьное обучение;
  • профессионально-техническое звено;
  • специальное среднее образование;
  • высшие учебные заведения;
  • послевузовское образование;
  • повышение квалификации и переподготовку кадров.

Рассмотрим функции образования каждого звена. Дошкольное воспитание предполагает формирование в подрастающем поколении трудолюбия, основ воспитанности, нравственных качества. Именно дошкольное воспитание имеет особое значение для развития гражданственности.

Структура образования как социального института предполагает заложение в дошкольном возрасте основы личностных человеческих качеств. Детские сады перестали быть банальными «местами присмотра» за детьми, они способствуют умственному, нравственному, физическому развитию школьников.

В тот период, когда в отечественном образовании апробировалось обучение с шестилетнего возраста, детские сады занимались адаптацией малышей к сложному школьному ритму, способствовали формированию у детей навыков самообслуживания.

Образование как социальный институт предполагает поддержку дошкольного воспитания со стороны государства, готовность родителей принимать активное участие в рациональной организации внеурочной деятельности.

В конце прошлого века только половина детей попадала в детские сады, что негативно отражалось на развитии коммуникативных качеств у будущих первоклассников.

В настоящее время система образования как социальный институт направлена на полноценную подготовку всех малышей к жизни в обществе.

Введение в дошкольные российские образовательные учреждения стандартов второго поколения способствовало совершенствованию содержания воспитательной и образовательной программы.

В детских садах педагоги стали акцентировать внимание на гражданственность, всестороннюю воспитанность дошкольников.

Обучающие функции образования были переданы школам.

В настоящее время акцент педагоги делают на изучение основных общественных ценностей, на ориентиры детей и родителей, их реакцию на применение инновационных воспитательных методик.

Школьная ступень

Это образование как социальный институт направлено не только на знакомство учащихся с теоретическими основами различных учебных дисциплин, но и на помощь в выборе профессии. К моменту завершения школьного образования подросток должен остановиться на одном из вариантов своего жизненного пути, роде занятий, профессии.

Образование как социальный институт - база для выполнения заказа общества. Для этого в рамках общеобразовательных школ внесены существенные изменения.

Профоориентационная деятельность

Девятиклассникам предоставляется право на выбор нескольких элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки. Это позволяет им познакомиться со специфическими особенностями научных областей, их прикладным значением, а также познакомиться с миром профессий, проанализировать их востребованность на рынке труда.

Профессионально-техническая ступень

Как социальный институт сложно осознать без этой ступени. Именно среднее специальное обучение имеет непосредственную связь с общественными потребностями, считается оперативной и быстрой формой внедрения в жизнь молодых людей.

Осуществляется оно на базе крупных производственных организаций либо в рамках государственной системы образования. Несмотря на попытки перевести на сочетание специального и полного обучения всю российскую систему, даже в наше время профессионально-техническая подготовка считается важнейшим вариантом получения будущей профессии.

Связана ли наука и образование как социальные институты? Для выявления связи социологи должны знать мотивы школьников, эффективность процесса обучения, роль определенных научных областей в решении социальных и экономических проблем общества.

В настоящее время вопрос о профессионализме специалистов стоит особенно остро, именно поэтому масштабное реформирование затронуло не только детские сады, школы, но и профессионально-технические учебные заведения.

Функции образования

Оно тесно связано с различными сферами общественной жизни. Реализация такой взаимосвязи осуществляется через личность, вовлеченную в политические, экономические, социальные, духовные связи. Образование - это единственная специализированная подсистема общества, основная функция которой полностью совпадает с его запросами.

Существуют разные отрасли и сферы хозяйства, производящие духовную и материальную продукцию, услуги, а система образования «выпускает» человека, влияя на его эстетическое, нравственное, физическое, интеллектуальное развитие.

Именно это свидетельствует о наличии ведущей социальной функции образовании - его гуманизации.

Она является объективной потребностью развития общества, направлена на человека.

В качестве метода мышления и принципа деятельности глобальный технократизм и принцип деятельности индустриального общества перешел в социальные отношения, поменял средства и цели местами.

Специфика идеологии

Человек в нашем обществе, который провозглашается в качестве высшей цели, в реальности превратился в типичный «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, в которой основная функция школы заключалась в «подготовке к последующей жизни», под которой и подразумевалась непосредственная трудовая деятельность.

На задний план была отодвинута индивидуальность каждого отдельного человека, ценность представлял только работник. Так как его всегда можно было заменить, то и появился антигуманный тезис о том, что «нет незаменимых людей».

По этой идеологии получалось, что жизнь подростка и ребенка не считалась полноценной жизнью, а рассматривалась в качестве некой подготовки к будущей трудовой деятельности.

Именно подобное отношение привело к негативному отношению общества к инвалидам, пожилым людям. Они считались «отработанным материалом», не заслуживали должного внимания и уважения.

Гуманистическая функция образования

В настоящее время существенных изменений в отношении людей к пожилым гражданам практически не поменялось. Но гуманистическая функция образования стала наполняться обновленным содержанием.

Человек стал рассматриваться в качестве полноценного участника воспитательного и образовательного процесса. Именно поэтому в федеральных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на саморазвитие и самовоспитание.

Особое значение закладыванию основ физического, нравственного, интеллектуального потенциала личности уделяется в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что к девятилетнему возрасту интеллект человека формируется почти на 90 процентов.

Современный институт образования

Формирование образовательных общностей, которые связаны вовлечением в образовательные процессы и ценностным отношением к воспитанию, а также их воспроизводством, направлено на социализацию каждого ребенка.

Образование планомерно превращается в основной канал социальных перемещений, что позитивно отражается на детских садах и школах.

Социальная селекция

В отечественном образовании осуществляется разведение индивидов по потокам. Это ярко выражено на старшей ступени обучения. Ребята могут выбирать себе базовую (стандартную) либо профильную школу по тем научным дисциплинам, которые потребуются им в последующей социализации.

Для помощи подросткам предлагаются специальные тесты, проводятся беседы с детскими психологами. В предлагаемых тестовых заданиях содержится некий культурный контекст, понимание которого характеризуется потребностями общества.

Заключение

Несмотря на то что образование выступает в качестве социального института, в последние годы все больше видна связь между социальным положением родителей и образовательной карьерой ребенка. Школа предлагает индивидам неодинаковое образование, неравное формирование навыков и способностей, что подтверждается сертификатами определенных образцов. Это приводит к тому, что уже на школьной скамье наблюдается социальное расслоение подрастающего поколения.

Именно образование формирует в настоящее время профессионально-квалификационный состав населения. С количественной стороны образовательная система отвечает за подготовку высококвалифицированных кадров.

Если в профессию попадают люди, которые не обладают определенной подготовкой, это негативно отражается на профессиональной структуре, приводит к снижению производительности труда.

Происходит разрушение внутри групп появляется неясность отношений, усиливается роль статусов для социального продвижения индивидов.

Для того чтобы избежать подобных "перегибов", в отечественном образовании проводится серьезное реформирование. Оно направлено на перевод с традиционной системы, предполагающей усвоение школьниками только теоретической информации, к варианту воспитания и обучения, направленного на максимальное вовлечение личности в самостоятельную деятельность.

Новые стандарты, внедренные в систему российского дошкольного и школьного образования, отвечают запросам общества. Разработаны специальные требования к личности выпускника детского сада, основной и средней ступени, профессионального училища, учебного заведения высшего звена. Это способствует оптимальной социализации молодого поколения, помогает им выбирать направление профессиональной деятельности.

1. Социальные институты (от лат. institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Другими словами, социальные институты представляют собой относительно устойчивые модели поведения людей и социальных организаций в определенной сфере деятельности.

Термин “социальный институт” употребляется в самых разнообразных значениях. Он применяется по отношению к семье, государству, праву, экономике, собственности и т.п.

С внешней стороны (формальной) социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С внутренней (содержательной) стороны - это определенный набор норм, ценностей, целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях.

Так, юстиция как социальный институт внешне представляет собой совокупность лиц (судьи, прокуроры, адвокаты, нотариусы и пр.), учреждений (суды, прокуратуры, исправительные учреждения и т.д.), а также используемых ими материальных средств (здания, оборудование, финансы и пр.). С содержательной стороны социальный институт юстиции представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих выполнение данной социальной функции. Указанные стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката и т.д.).

Структура социального института :

1. Набор социальных позиций и ролей.

2. Социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной области.

3. Группа лиц, профессионально занятых в данной области.

4. Совокупность организаций и учреждений, функционирующих в данной сфере.

5. Материальные средства и ресурсы, обеспечивающие функционирование сферы.

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, то есть контролируют, упорядочивают поведение индивидов. С другой стороны, социальные институты удовлетворяют те или иные потребности общества и регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество.

Социальный институт представляет собой более широкое образование, чем организация. Основные признаки, присущие социальным институтам и отличающие их от других образований:

1. Социальным институтам присуща устойчивость в пространстве и времени, т.е. историчность.

2. Специфичность институционального поведения, которое реализует взаимозависимость индивидов в целостную систему взаимодействия.


3. Обязательность норм и требований данной институционализированной формы деятельности для большинства представителей взаимодействия данного рода.

В зависимости от типов потребностей общества выделяют различные типы социальных институтов.

1. Экономические, которые занимаются производством, обменом и распределением материальных благ и услуг (собственность, деньги, банки, хозяйственные объединения разного типа).

2. Политические, связанные с установлением, поддержанием и исполнением власти (государство, политические партии, прокуратура, парламентаризм).

3. Культурные, которые созданы для укрепления культуры, социализации молодого поколения (образование, наука, искусство).

4. Религиозные, удовлетворяющие духовные потребности индивидов.

5. Институт брака и семьи.

Основные функции социального института как такового:

1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений в определенной области.

2. Функция интеграции и сплочения общества.

3. Функция регулирования и социального контроля.

4. Коммуникативная функция или включение людей в деятельность.

Для каждого конкретного института можно выделить явные функции, латентные функции и дисфункции.

Явные функции социального института - те функции, для выполнения которых и создавался данный социальный институт, то есть функции, соответствующие его цели. (Так, явная функция социального института семьи - воспроизводство потомства, его воспитание и приобщение к социальной жизни).

Латентные (скрытые) функции социального института - положительные следствия выполнения явных функций, которые возникают в процессе жизнедеятельности социального института, не обусловлены целью данного института. (Так, латентная функция института семьи - социально-статусная, или передача определенного социального статуса от одного поколения другому в рамках семьи).



Дисфункции социального института - явления несоответствия деятельности социального института имеющимся социальным потребностям.

Внешне явления дисфункции социального института могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств, организационных недостатках и т.д. С содержательной точки зрения дисфункции выражаются в неясности целей деятельности, неопределенности функций, падении социального престижа и авторитета данного института.

Институционализация представляет собой процесс придания различным типам социальной деятельности формы социальных институтов или, другими словами, процесс упорядочения, формализации и стандартизации социальных связей.

Процесс институционализации включает в себя несколько моментов:

1). Возникновение определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности и соответствующих им социально-экономических и политических условий.

2). Развитие необходимых организационных структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения.

3). Интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий.

В качестве признака институционализации социальной области можно рассматривать появление новой социальной общности, занятой специализированной деятельностью, появление социальных норм (в том числе юридически закрепленных), регулирующих эту деятельность, учреждений и организаций, обеспечивающих защиту определенных интересов. Так, образование становится социальным институтом, когда появляется особая социальная общность, занятая профессиональной деятельностью по обучению и воспитанию, получают развитие массовая школа, специальные нормы, регулирующие процесс передачи социального опыта.

В современных условиях в нашем обществе институционализация новых форм хозяйственной деятельности связана с появлением норм, законов, благоприятствующих их развитию, специальных учреждений, организаций, занятых подготовкой, оформлением новых форм, например, путем приватизации, защищающих интересы частных собственников.

2. Понятие образования многозначно. Его можно рассматривать и как процесс, и как результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и развития личности. Это и реальный уровень знаний, качеств личности, фактическая образованность. И формальный результат этого процесса - аттестат, диплом, свидетельство.

Образование также рассматривается как система, включающая в себя различные уровни :

1. Дошкольное.

2. Начальное.

3. Среднее.

4. Высшее.

5. Аспирантура

Система образования также включает различные виды:

1. Массовое и элитарное.

2. Общее и техническое.

В современном виде образование возникло в Древней Греции . Там преобладало частное семейное образование, которое осуществляли рабы. Публичные школы функционировали для беднейших слоев вольного населения. Появляется отбор. Элитарные школы (ситарии) формируют художественный вкус, умение петь, играть на музыкальных инструментах. Физическое развитие и воинские способности формировались в палестрах, развивались в гимназиях. Именно в Древней Греции зародились основные типы школ: гимназия, лицей (место изложения своей системы Аристотелем), академия (Платон).

В Древнем Риме школа преследовала целью решение прикладных, утилитарных задач, была нацелена на подготовку воинов и государственных деятелей, в ней царила жесткая дисциплина. Изучались мораль, право, история, риторика, литература, искусство, медицина.

В средние века формируется религиозное образование. Функционируют 3 вида учебных заведений:

1. Церковно-приходские. 2. Кафедральные. 3. Светские.

В 12-13 веках в Европе возникают университеты , а при них коллегии для выходцев из беднейших слоев. Типичные факультеты: искусства, права, теологии и медицины.

Широкое распространение образование получило в течение последних двух-трех веков. Рассмотрим те социальные перемены, которые способствовали развитию образования.

Первой из таких перемен стала Демократическая революция . Как видно на примере Французской революции (1789-1792 гг.), она была вызвана растущим стремлением неаристократичных слоев участвовать в политических делах.

В ответ на это требование были расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять собой невежественные массы, чтобы участвовать в голосовании, народные массы должны хотя бы знать буквы. Массовое образование оказалось тесно связанным с участием народа в политической жизни.

Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции, который проявлялся в различных формах и в разное время во многих странах. Поскольку считается, что получение образования - главный способ обеспечить восходящую социальную мобильность, равные социальные возможности стали почти синонимом равного доступа к образованию.

Вторым важнейшим событием в истории современного образования стала промышленная революция . На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребностей в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые более сложные виды деятельности.

Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, образуется группа, объединенная общими законными интересами, которая предъявляет свои требования к обществу - например, относительно повышения своего престижа или материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила.

Как социальный институт образование формируется в 19 веке , когда появляется массовая школа. В 20 веке роль образования постоянно возрастает, растет формальный уровень образования населения. В развитых странах подавляющая часть молодежи заканчивает среднюю школу (США - 86% молодежи, Япония - 94%). Растет отдача от образования. Прирост национального дохода за счет вложения в сферу образования достигает 40-50%.

Увеличивается доля государственных расходов на образование. Для характеристики уровня образованности населения используется такой показатель как количество студентов на 10 тыс. населения. По этому показателю лидирует Канада - 287, США - 257, Куба - 239. В Украине этот показатель в последние годы возрастает, если в 1985-86 уч. г. на 10 тыс. приходилось 167 студентов, то в 1997-98 уч. г. - 219, 2000-01 уч.г. - 259. Это происходит за счет развития сферы частного образования и расширения платного образования в государственных вузах.

В целом образование призвано передавать от поколения к поколению ценности господствующей культуры. Однако эти ценности изменяются, поэтому содержание образования также претерпевает изменения. Если в древних Афинах главное внимание уделялось изящным искусствам, то в Древнем Риме главное место занимала подготовка военачальников и государственных деятелей. В средние века в Европе образование концентрировалось на усвоении христианского учения , в эпоху Ренессанса опять наблюдался интерес к литературе и искусству. В современных обществах упор в основном делается на изучении естественнонаучных дисциплин, а также большое внимание уделяется развитию личности, то есть гуманизации образования.

Функции образования:

1. Социально-экономическая. Подготовка к трудовой деятельности рабочей силы разного уровня квалификации

2. Культурная. Обеспечивает передачу культурного наследия от одного поколения другому.

3. Социализирующая. Приобщение личности к социальным нормам и ценностям общества.

4. Интеграционная. Приобщая к единым ценностям, обучая определенным нормам, образование стимулирует единые действия, объединяет людей.

5. Функция социальной мобильности. Образование выступает каналом социальной мобильности. Хотя в современном мире и сохраняется неравный доступ к образованию. Так, в США из семей, имеющих доходы ниже 10 тыс. дол., в вузы поступают 15,4% детей, свыше 50 тыс. дол. - 53%.

6. Функция отбора. Существует отбор детей в элитные школы, их дальнейшее продвижение.

7. Гуманистическая. Всесторонне развитие личности учащегося.

Выделяют также латентные функции образования, к которым относятся функция «няни» (школа на какое-то время освобождает родителей от необходимости присматривать за детьми), функция формирования среды общения, высшая школа в нашем обществе играет роль некой «камеры хранения».

Среди разнообразных целей образования выделяется три наиболее устойчивые: интенсивная, экстенсивная, продуктивная.

Экстенсивная цель образования предполагает передачу накопленных знаний, достижений культуры, помощь учащимся в самоопределении на этом культурном базисе, задействовании имеющегося потенциала.

Интенсивная цель образования состоит в широком и полном развитии качеств учащихся для формирования у них готовности не только усваивать определенные знания, но и постоянно углублять знания, развивать творческий потенциал.

Продуктивная цель образования предполагает подготовить учащихся к тем видам деятельности, которыми ему предстоит заниматься и той структуре занятости, которая сложилась.

На рубеже XX века четко обозначились основные тенденции обновления образования:

Демократизация всей системы обучения и воспитания;

Повышение значимости фундаментальной компоненты образования;

Гуманизация и гуманитаризация образования, использование новейших технологий обучения;

Интеграция разных форм и систем образования, как на национальном, так и на мировом уровнях.

Основная идея реформирования - развитие образования на основе принципа беспрерывности, который предусматривает постоянное пополнение и обновление знаний человека, его духовное совершенствование в течение всей жизни.

Проблемы в функционировании образования в Украине:

1. Существует угроза падения уровня профессионального образования.

2. Ухудшение условий учебно-воспитательного процесса.

3. Ухудшение качества педагогических кадров.

4. Потеря образованием своего качества быть эффективным средством достижения личных жизненных целей.

5. Угроза потери позитивных черт отечественной системы образования и воспитания.

ИНСТИТУТ БРАКА И СЕМЬИ

1. Брак - исторически сложившаяся, санкционируемая и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.

До возникновения института брака в обществе существовал промискуитет - состояние общества, характеризующееся отсутствием каких-либо запретов на сексуальные связи, т.е. состояние, при котором любой мужчина данного общества мог выступать сексуальным партнером любой женщины данного общества.

Формы брака:

1. Групповой брак - несколько индивидов одного пола вступают в брак с несколькими индивидами другого пола.

2. Полигамия - один индивид одного пола вступает в брак с несколькими индивидами другого пола. Полигамия бывает двух видов:

а) полиандрия (или многомужество);

б) полигиния (или многоженство).

3. Моногамия (или парный брак).

По предпочитаемому партнеру выделяют браки:

1. Экзогамия - брачный партнер выбирается за пределами данного рода, группы, клана.

2. Эндогамия - брачный партнер выбирается только в рамках данного рода, группы, клана.

По социально-демографическим, этническим, образовательным признакам супругов браки бывают:

1. Гомогамные - супруги имеют сходный возраст, образование, профессии, принадлежат к одной этнической группе.

2. Гетерогамные - супруги значительно различаются по перечисленным признакам.

По форме регистрации браки бывают:

1. Гражданский.

2. Церковный.

По юридическому закреплению:

1. Законный брак.

2. Свободный брак (или сожительство).

Родословная и наследование имущества в браке могут осуществляться:

1. По женской линии.

2. По мужской линии.

3. По обеим линиям.

Институт брака является одним из древнейших социальных институтов. В ходе исторического развития претерпевает серьезные изменения. В рабовладельческом обществе государством признавался лишь брак свободных граждан, супружеские отношения рабов рассматривались как сожительство. В раннем европейском средневековье был установлен обязательный для всех церковный брак, крепостные могли вступать в брак лишь с согласия феодала. В условиях капитализма значительно усиливается воздействие частнособственнических отношений на брак.

Распространение трудовой деятельности женщин, снижение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного законодательства и половой морали привели, с одной стороны, к кризису классического брака (что проявляется в росте числа разводов), с другой --к развитию новых форм брачных отношений, основывающихся преимущественно на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся относительным равноправием супругов.

2. Семья - основанное на кровном родстве, браке или усыновлении, объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей.

Признаки семьи:

1. Брачные, кровнородственные связи или связи усыновления.

2. Совместное проживание.

3. Общий семейный бюджет.

Как малая группа семья изучается на микроуровне, особое внимание обращается на анализ межличностного взаимодействия в семье, организацию семейной жизни, групповое поведение.

Как социальный институт семья изучается на макроуровне, анализируются ее социальные функции, взаимовлияние семьи и экономики, политики, религии, культуры и т.д.

По типу семейной структуры семьи бывают:

1. Нуклеарные - состоят из супругов и зависимых от них детей.

2. Расширенные - состоят из нескольких нуклеарных семей или из нуклеарной семьи и других родственников.

3. Неполные - отсутствует один из супругов.

По типу властной структуры семьи бывают :

1. Патриархальные.

2. Матриархальные.

3. Эгалитарные (равноправные).

По месту проживания молодоженов:

1. Патрилокальные - молодожены проживают с родителями мужа.

2. Матрилокальные - молодожены проживают с родителями жены.

3. Неолокальные - молодожены проживают отдельно от родителей.

4. Унилокальные - молодожены проживают с теми родителями, у которых есть жилплощадь.

По количеству детей семьи бывают:

1. Бездетные.

2. Малодетные (1-2 ребенка).

3. Многодетные (3 и больше).

В зависимости от возрастных характеристик супругов выделяется:

1. Молодежная семья (возраст супругов до 30 лет);

2. Семья среднего супружеского возраста;

3. Пожилая супружеская пара.

Функции семьи:

Сфера семейной деятельности Типы функций
Общественные Индивидуальные
1. Репродуктивная Биологическое воспроизводство населения Удовлетворение потребности в детях
2. Воспита тельная Социализация молодого поколения. Поддержание культурного воспроизводства общества Удовлетворения потребности в родительстве, контактах с детьми, самореализация в детях
3. Хозяйствен но-бытовая Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми Оказание хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи другим
4. Экономическая Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен на услуги)
5. Сфера первичного социального контроля Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизни Формирование и поддержание правовых и моральных санкций при нарушении норм членами семьи
6. Духовного общения Развитие личности членов семьи Духовное взаимообогащение. Поддержание дружеских отношений в браке
7. Социально-статусная Предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры Удовлетворение потребностей в социальном продвижении
8. Досуговая Организация рационального досуга. Социальный контроль Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение интересов.
9. Эмоциональ ная Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия Получение психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в счастье и любви
10. Сексуальная Сексуальный контроль Удовлетворение сексуальных потребностей, снятие сексуального напряжения

3. Основным фактором, оказывающим влияние на современное состояние семьи и семейные отношения , является переход общества от аграрной стадии развития к индустриальной и постиндустриальной.

Данный переход влечет за собой следующие изменения:

Развитие двух жизненных центров - работы и дома;

Рост экономической независимости женщин и их активное включение в трудовую деятельность;

Снижение престижа и влияния религии;

Сексуальную революцию;

Демократизацию брачно-семейного законодательства;

Изобретение надежных средств контрацепции.

Аграрному обществу присуща традиционная модель семьи, индустриальному и постиндустриальному - современная. Основные характеристики этих моделей представлены в таблице.

Традиционная семья Современная семья
1. Родственно-семейный принцип организации жизни, перевес ценности родства над максимизацией выгод индивида и над экономической эффективностью 1. Родство отделяется от социально-экономической деятельности, уступая первенство экономическим целям индивида
2. Семейное домохозяйство выступает в качестве экономической основы аграрного общества, все работают дома не за плату, а на себя 2. Разделение дома и работы, семейное хозяйство перестает быть ведущим
3. Незначительные психологические различия между семьей и общиной 3. Резкое размежевание дома и внешнего мира, семейная первичность и обезличенность отношений во внешнем мире
4. Социальная и географическая мобильность низкая, сыновья наследуют статус и специализацию отца 4. Высокая социальная и географическая мобильность
5. Централизованная расширеная семейно-родственная система с доминированием старших 5. Децентрализованная нуклеарная семья
6. Развод происходит по инициативе мужа по причине бездетности семьи 6. Развод по причине межличностной несовместимости супругов
7. Патриархальная властная структура семьи 7. Эгалитарная властная структура
8. «Закрытая» система выбора супруга на основе предписаний родства и традиций 8. «Открытая» система выбора супруга на основе личностной избирательности
9. Культура многодетности с жестким табу на предупреждение и прерывание беременности 9. Культура малодетности с вмешательством в репродуктивный цикл

Тенденции развития современной семьи:

1. Абсолютное и относительное увеличение количества разводов.

2. Увеличение числа детей, рожденных вне брака и воспитывающихся в неполных семьях.

3. Уменьшение средней продолжительности брака.

4. Откладывание момента вступления в брак.

5. Увеличение количества людей, проживающих в свободном браке.

6. Уменьшение размеров семьи, снижение рождаемости.

7. Увеличение числа одиноких людей, не вступающих в брак.

Негативные тенденции развития института семьи породили ряд теорий, которые критически рассматривают будущее семьи:

1. Пессимистическое утверждение про упадок семьи, которое выводится из противопоставления современной семьи патриархальной семье в традиционном обществе (Р.Флетчер).

2. Утверждение о несоответствии семьи современному индустриальному и постиндустриальному обществу с надеждой на возможную модификацию семьи (Б.Мор).

3. Семья - тормоз на пути общественного развития, так как в ней детям прививают взгляды и нормы, которые не соответствуют быстро меняющейся реальности, они не способны жить в новой среде, тормозят развитие нового (В.Райх, Г.Маркузе).

4. Критика семьи как оплота грубости и насилия.

5. Феминистская критика семьи как инструмента угнетения женщины.

6. Критика семьи за то, что она чаще других социальных институтов создает предпосылки для психических заболеваний и неустойчивых психических состояний.

Новые (альтернативные) формы семьи и брака:

1. Брачный контракт, заключенный на определенный срок.

2. Брак с трехлетним испытательным сроком.

3. Групповой брак.

4. Серийная моногамия.

5. Гостевой брак.

6. Гомосексуальный брак.

7. Жизнь в коммуне.

Кутасова Т.Л., Королева К.

Образование как социальный институт

Образование - важный социальный институт. Известно, что социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий: 1) наличии социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института; 2) интеграции его в социальнополитическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения; 3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля. Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются: установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; специфическая идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

В современных концепциях, касающихся философии и социологии образования принято проводить различие между формальным и неформальным образованиями. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных

учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе; б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей. Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования

В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина «неформальное образование», то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. В дальнейшем изложении, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования. Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную

школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Под функциями социальных институтов обычно понимают различные последствия их деятельности, влияющие определенным образом на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Сам термин «функция» часто трактуется в положительном смысле, т.е. имеются в виду благоприятные последствия деятельности социального института, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества. Поэтому деятельность

социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Эта деятельность может расцениваться как дисфункциональная, если она мешает выполнению социальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на ее разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации, неустойчивости социальной системы, что, кстати, характерно для нынешнего состояния России, где ряд основных институтов, в первую очередь, экономика и политика (государство) своей деятельностью порождают множество дисфункциональных последствий.

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в современном обществе институтом образования. Их достаточно много, и разные авторы акцентируют внимание на различных сторонах деятельности института образования. По нашему мнению, наибольшую культурную и социальную значимость имеют следующие функции института образования.

Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из них. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национальноэтнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым

индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.

Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения разделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение учится понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

Литература

1. Бадальянц О.В. Сущность образования (историкофилософский очерк)// Философские проблемы образования. М., 1996.

2. Зборовский Г.Е. Образование: научные подходы к

исследованию// Социологические исследования, 2000, № 6.

3. Михайлов Ф. Т. Содержание образования и его идеальная форма//Известия Российской академии образования, М., 2000, № 2.

4. Тодоров П.В. Понятие культуры и построение теории содержания образования // Педагогика, 1999, № 8.

Образование выполняет следующие основные функции:

1. Трансляция и распространение культуры в обществе – первая и основная функция образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям, и т. п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источни- ком знаний, инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

2. Социализация, т.е. усвоение ценностных ориентации, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодых людей общей системы ценностей, благодаря чему они научаются понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии.

Если иметь в виду нравственную мировоззренческую ориентацию, которая должна быть присуща современной школе, то правомерно говорить о необходимости привития молодежи в первую-очередь общечеловеческих ценностей и гуманистической морали. Это прежде всего достигается в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла (литературы, истории, философии и др.), которые начинают играть все более важную роль в системе школьного и вузовского образования, оказывая позитивное воздействие и на преподавание естественных и технических дисциплин.

3. Социальная селекция ~ одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей, существуют социальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия. В прежние годы нередко говорили, что «талант всегда найдет дорогу», талантливый человек обязательно «выйдет в люди». В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводятся в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению, учащихся осуществляется современной школой как бы автоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. С точки зрения социальной психологии чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества.

Посредством этого достигаются воспроизводство и обновление социальной структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он «запускает» механизм социальной мобильности. Получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило, открывают для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Этим объясняются высокая ценность образования в индустриально развитых странах мира и распространенный во многих слоях общества «синдром достижения»: родители с малых лет прививают ребенку потребность в образовании, всячески развивают и стимулируют его интерес к учебе, ориентируют на достижение высоких результатов, ибо будущая карьера ребенка напрямую зависит от уровня образования. Уровень образования наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.

4. Социальное и культурное изменение общества. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, образование вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества.

Интересен опыт организации образования в ряде западных стран. В соответствии с государственным Законом об образовании 1994 г. в США определены следующие цели развития образования: все дети должны быть подготовлены к обучению в школе; они заканчивают 4, 8 и 12 классов.
Причем каждая школа гарантирует не только подготовку учеников, дающую возможность продолжить образование или включиться в продуктивную производственную деятельность, но и воспитание их в духе гражданственности.

Учителя США получают доступ к непрерывному образованию, постепенному совершенствованию своих профессиональных знаний и умений, необходимых для подготовки школьников к самостоятельной жизни в следующем столетии.

Наряду с государственными школами в США имеются частные платные. Программа обязательных знаний включает изучение математики (2 года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3 года).

Во многих школах США время, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения автомобиля, приравнивается ко времени, от водимому на изучение других предметов.

Следует отметить, что в США средний профессиональный уровень в системе образования не выделяется, он интегрирован в систему высшего образования. Особенностью является то, что многие учащиеся 2-годичных колледжей, не прерывая обучения, переходят в 4-годичные колледжи или
университеты, причем это осуществляется без потери темпов обучения.

Вузы США делятся на 2-годичные (местные колледжи) и 4 годичные (колледжи и университеты). Учебный год в вузах - 9 месяцев. Основной формой учебных занятий является лекция. Каждый студент учится по индивидуальной программе и посещает лекции по выбору. Перед лекцией студенту выдается ее конспект.

В последние годы более жесткой становится процедура аккредитации высших учебных заведений. Согласно новым стандартам аккредитацию учебное заведение проходит в целом как единый комплекс, а аккредитация отдельных учебных программ не проводится.

Что касается сотрудничества американских вузов с учебными заведениями зарубежных стран, то сохраняется тенденция роста контингента иностранных студентов технического профиля и подготовки специалистов по бизнесу, затем идет подготовка по математике и вычислительной технике.

Следует отметить, что одной из ключевых тенденций развития образования в России является дальнейшее расширение прав и свобод образовательных учреждений, демократизация процесса управления школьным и вузовским образованием. Другая важная особенность образования в России заключается в том, что существенно меняется процесс социального взаимодействия двух основных фигур - учителя и ученика: он не может быть плодотворным и эффективным, если протекает в рамках формально трактуемых нормативных аспектов их социальных ролей. Здесь важное место принадлежит «субъективному фактору», способности, учителя к эмфатическому сопереживанию, пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентации и т.д. Система российского образования нацелена на обеспечение национальных интересов - подготовку таких специалистов, которым под силу технологическое перевооружение промышленности и сельского хозяйства, создание современной армии и т.д. Эта задача может быть решена при соблюдении ряда условий:
- широкой информатизации учебного процесса, его глобализации и гуманизации;
- внедрения образовательных стандартов и вместе с тем авторского подхода к программам;
-перестройки образования с учетом российской практики и мировых стандартов;
- приоритетного финансирования образования.

Только эти обстоятельства позволяют конвертировать дипломы отечественных специалистов, т.е. обеспечить их признание в других странах.

Развитие образования не может осуществляться без учета сложившихся реалий, скажем, введения многоуровневой подготовки специалистов, появления коммерческих вузов наряду с государственными. Все это должно вести к конкуренции между вузами, борьбе за репутацию, поддержание
имиджа. То же самое должно происходить и в сфере среднего образования. Однако это не должно привести к социальной селекции: хорошее образование в виде платных лицеев, гимназий для детей состоятельных родителей, плохое – для малообеспеченных. При этом психологическая служба не должна идти на поводу у данной тенденции, а всемерно способствовать развитию школьников.

 


Читайте:



Как космическая медицина спасает людей на земле

Как космическая медицина спасает людей на земле

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №8 Областной конкурс «Космонавтика» Номинация...

Звуки природы имеют намного большее влияние на психику, нежели вы могли подумать

Звуки природы имеют намного большее влияние на психику, нежели вы могли подумать

Журчание ручья, шум ветра, шелест листьев и другие звуки природы способны особенным образом влиять на наш разум и могут помочь нам расслабиться....

Как оформить зону любви по фен-шуй?

Как оформить зону любви по фен-шуй?

Сейчас мы с вами обсудим зону брака по фен-шуй. Для чего нужна в квартире зона любви? Мастера уверяют, что активизация этой зоны способна сотворить...

Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки

Ключевые фразы роберта кийосаки Лучшие цитаты кийосаки

Ваш мозг может все. Абсолютно все. Главное, убедить себя в этом. Руки не знают, что они не умеют отжиматься, ноги не знают, что они слабые, живот...

feed-image RSS