Главная - Как сделать самому
Культура в постсоветский период. Культура россии в постсоветский период Культурная и духовная жизнь в постсоветской России

Октябрьская революция 1917 года оказалась великим переломом в судьбе русской культуры. Переломом в буквальном смысле слова: развивавшаяся по восходящей линии отечественная культура, достигшая в период Серебряного века высочайшей точки и всемирного признания, была остановлена и ее движение пошло резко вниз. Перелом был совершен сознательно, строился по заранее составленному плану и не представлял собой стихийной катастрофы.

Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период "перестройки и гласности". В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого президента СССР М.С. Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на всенародном референдуме в 1993 года, и приход к власти Б.Н. Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись, временно или навсегда, многие знаменитости: музыканты М.Л. Ростропович, Г. Вишневская, писатели А. Солженицын и Т. Войнович, художник Э. Неизвестный. Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тыс. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а в Россия - только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году - меньше 1 млн.

"Утечка мозгов" возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла самых передовых рубежей.

Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи; процесс литья стали; магнитная сварка; искусственная почка; ткань, отражающая излучение; холодные катоды для получения ионов и др.

Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90-е годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

Период 1985-1991 гг. вошел в современную историю России как период «перестройки и гласности». В период правления последнего Генерального секретаря КПСС и первого Президента СССР М.С Горбачева в стране и в мире произошли важные события: развалились Советский Союз и социалистический лагерь, подорвана монополия компартии, либерализована экономика и смягчена цензура, появились признаки свободы слова. Одновременно ухудшилось материальное положение народа, развалилась плановая экономика. Образование Российской Федерации, Конституция которой была одобрена на все народном референдуме в 1993 году, и приход к власти Б.Н.Ельцина серьезно повлияли на культурную ситуацию в стране. В страну из эмиграции и ссылки вернулись М.Л.Ростроповия, Г.Вишневская, писатели А.Солженицын и Т.Войнович, художник Э.Неизвестный… Одновременно из России эмигрировали десятки тысяч ученых и специалистов, главным образом в технических науках.

В период с 1991 по 1994 год объем федеральных отчислений на науку в России сократился на 80%. Отток ученых в возрасте 31-45 лет за границу ежегодно составлял 70-90 тысяч. Напротив, приток молодых кадров резко уменьшился. В 1994 году США продали 444 тыс. патентов и лицензий, а Россия – только 4 тыс. Научный потенциал России сократился в 3 раза: в 1980 году было свыше 3 млн. специалистов, занятых в науке, в 1996 году – меньше 1 млн.

«Утечка мозгов» возможна только из тех стран, которые обладают высоким научным и культурным потенциалом. Если в Европе и Америке русские ученые и специалисты принимались в самые лучшие научные лаборатории, то это означает, что советская наука в предшествующие годы достигла передовых рубежей.

Оказалось, что Россия, даже находясь в экономическом кризисе, способна предложить миру десятки, сотни уникальных открытий из различных сфер науки и техники: лечение опухолей; открытия в области генной инженерии; ультрафиолетовые стерилизаторы медицинских инструментов; литиумные батареи, процесс литья стали, магнитная сварка, искусственна почка, ткано, отражающая излучение, холодные катоды для получения ионов и др.

Несмотря на сокращение финансирования культуры, в стране в 90 годы появилось более 10 тыс., частных издательств, которые за короткое время опубликовали тысячи прежде запрещенных книг, начиная с Фрейда и Зиммеля и заканчивая Бердяевым. Появились сотни новых, в том числе литературных, журналов, публикующих прекрасные аналитические работы. В самостоятельную сферу оформилась религиозная культура. Ее составляют не только увеличившееся в несколько раз количество верующих, реставрация и строительство новых церквей и монастырей, издание монографий, ежегодников и журналов религиозной тематики во многих городах России, но также открытие вузов, о которых при советской власти и мечтать не смели. К примеру, Православный университет им. Иоанна Богослова, имеющий шесть факультетов (юридический, экономический, исторический, богословский, журналистский, исторический). Вместе с тем в живописи, архитектуре и литературе в 90-е годы не появилось выдающихся талантов, которых можно было бы отнести к новому, постсоветскому поколению.

Сегодня еще трудно делать окончательные выводы об итогах развития отечественной культуры в 90-е годы. Ее творческие результаты еще не прояснились. Видимо, окончательные выводы могут сделать только наши потомки.

Глоссарий:

Культура России в ее становлении и развитии – аспект исторической динамики русской культуры, охватывающий период примерно с VIII в. и по настоящее время.

Культура России в современной культуре – актуалистический и прогностический аспект рассмотрения культуры вообще с акцентуацией внимания на русской ее составляющей, на роли и месте России именно в современной культуре.

Развитие культуры в постсоветский период во многом явилось отражением результатов процесса реформирования. Можно выделить общие черты, характерные для этого времени:

  • коммерциализация,
  • ослабление государственного контроля,
  • потеря идеалов, кризис системы нравственных ценностей,
  • огромное влияние западной массовой культуры,
  • резкое сокращение бюджетов учреждений социально – культурной сферы.

С прекращением финансирования деятельности научных институтов, ухудшилось положение научных работников. А такие профессии, как профессор, академик, доцент, перестали быть престижными. Этот фактор послужил уменьшению притока молодых квалифицированных кадров до критических цифр.

Введение Закона об обязательном 9-летнем образовании и введении ряда дополнительных «платных» услуг послужили возникновению явления социального неравенства среди молодежи.

Большую роль начинают играть ценности западной культуры, которые проявились в популяризации таких качеств личности, как индивидуализм. В тоже время, на фоне кризисных явлений, растет уровень религиозности населения, идет процесс восстановления разрушенных храмов и строительство новых.

Значительное влияние на развитие сознания общества начинают оказывать телевидение, пресса, которые в этот период также претерпели ряд изменений. Появились новые всероссийские и региональные каналы, основную часть вещания в которых составляли программы развлекательного характера.

Сферы деятельности

Литературовед Д. С. Лихачев

Литература

Писатели - Ф. А. Искандер, В. Г. Распутин, В. О. Пелевин, В. Г. Сорокин, Т. Н. Толстая

Кинематограф

Кинорежиссеры - П. С. Лунгин, А. О. Балабанов,

Н.С. Михалков, С. В. Бодров-старший,

В. П. Тодоровский, В. И. Хотиненко, А. Н. Сокуров

Дирижеры - В. И. Федосеев, Ю.Х. Темирканов, В.Т. Спиваков, М. В. Плетнев, В. А. Гергиев. Оперные певцы -Д. А. Хворостовский, О. В. Бородина

Артисты балета - А. Ю. Волочкова, Д. В. Вишнева,

A. М. Лиеиа, Н. М. Цискаридзе.
Рок-музыка - Ю. Ю. Шевчук, Б. Б. Гребенщиков.
Поп-музыка - А. Б. Пугачева, Ф. Б. Киркоров,

B. Я. Леонтьев, Л. А. Долина, К.Э. Орбакайте,
И. И. Лагутенко, Земфира, Д. Н. Билан

Режиссеры - Ю. П. Любимов; актеры - А. А. Соколов, О. Е. Меньшиков, С. Б. Проханов, А. О. Табаков

Изобразительное искусство

А. М. Шилов, Н. С. Сафронов, 3. К. Церетели, Э. И. Неизвестный

Телевидение

Телеведущие - В. Н. Листьев, В. В. Познер, Н. К. Сванидзе

В сфере образования наряду с традиционными формами получили распространение специализированные учебные заведения, гимназии, лицеи. Стали внедряться платные начала, особенно при получении высшего образования. Население России стало пользоваться системой Интернет, мобильной связью. В прошлое ушла цензура, партийно-государственный контроль в отношении культуры, но резкое сокращение государственного финансирования поставило культуру в зависимость от новой политической и экономической элиты, от олигархов, спонсоров.

Наибольшее воздействие на общественное сознание оказывало телевидение. В его деятельности развлекательная функция (телевизионные сериалы, концерты, игры и пр.) явно возобладала над просветительной и информационной функциями. Печать, радио, театр, живопись оказались в тени телевидения.

Крупные архитектурно-строительные проекты в основном реализовались в Москве (восстановление Храма Христа Спасителя; возведение офисных зданий банков, крупных кампаний; сооружение Московской кольцевой автомобильной дороги), Санкт-Петербурге (новый Ледовый дворец спорта, Кольцевая автомобильная дорога, Байтовый мост через реку Неву) и некоторых других регионах.

Российским гражданам стали доступны выступления выдающихся представителей зарубежного искусства, новинки литературы и кине­матографа. В то же время многие выдающиеся деятели отечественного искусства, спортсмены, представители различных групп интеллигенции стали работать на Западе, реже-в других регионах мира. «Утечка умов» приобрела масштабный характер. Часть деятелей культуры, эмигрировавших из страны, сохранила связи с Россией. Большие утраты понесла российская культура в связи с естественными причинами, уходом из жизни выдающихся мастеров пера (В. П. Астафьев, Г.Я. Бакланов, Р. И. Рож­дественский, А. И. Солженицын), актеров (А. Г. Абдулов, Н. Г. Гундарева, Е. А. Евстигнеев, Н. Г. Лавров, Е. П. Леонов, М. А. Ульянов), музыкантов (А. П. Петров), представителей других творческих профессий.

В повседневный быт россиян вошли импортные автомобили, компьютеры, новейшая видео-, аудио- и фотоаппаратура на цифровой основе. Часть россиян получила возможность отдыхать не только на отечественных курортах, но и в зарубежных странах, посещать их в качестве работников по найму и туристов.

Переход от социализма к капитализму способствовал социальной дифференциации в обществе, появлению острых социальных противоречий, агрессивности у некоторой части населения. Широкий размах приобрели такие негативные явления, как преступность, коррупция, наркомания, алкоголизм, проституция и т.д.

88. Культурная и духовная жизнь в постсоветской России.

Введение

26 декабря 1991 годапроизошел распад СССР. Онпривёл к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств. Разумеется, это событие отразилось не только во внешней политике России, но и во внутренней. В данной работе я хотел бы показать, как повлияла Эпоха Перестройки и распад СССР на культурную и духовную жизнь России. В чем ее особенности от культуры, бывшей в Советском союзе и что же положительного и отрицательного в ней.

Кратко можно сказать, что Эпоха Перестройки(1985-1991 гг) относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М.С.Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. По мнению французского историка Николя Верта, в фундаменте Перестройки лежало «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли».

Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений,

установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в

который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях

дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому

советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и

мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря

этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них

(«Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и

распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы

А. И. Солженицина («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»),

Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»),

М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака

(«Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова

(«Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»),

А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения

Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На

театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая

драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров

(Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали

произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских

репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они

пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что

«открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел

интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств,

находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь

увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В

музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича,

на широкую сцену вышли представители музыкального «андеграунда»: группы

«Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим

направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших непосредственно в годы Перестройки. Как одно из наиболее значительных

произведений советской литературы был оценен современниками роман

Ч. Айтматова «Плаха» (1986 г.), для которого, как и для большинства

произведений Айтматова, характерно сочетание глубокого психологизма с

традициями фольклора, мифологической образностью и метафоричностью.

Заметным явлением в литературе Перестроечной поры, своеобразным

бестселлером стал роман А. Н. Рыбакова «Дети Арбата» (1987 г.), в котором

эпоха культа личности воссоздается через призму судьбы поколения 30-х гг. О

судьбах ученых генетиков, о науке в условиях тоталитарного режима

повествуется в романах В. Д. Дудинцева «Белые одежды» (1987 г.) и

Д. А. Гранина «Зубр» (1987 г.). Послевоенным «детдомовским» детям, ставшим

случайными жертвами событий, связанных с насильственным выселением с родной

земли чеченцев в 1944 г., посвящен роман А. И. Приставкина «Ночевала тучка

золотая» (1987 г.). Все эти произведения вызвали большой общественный

резонанс и сыграли существенную роль в развитии русской культуры, хотя

зачастую публицистическая составляющая в них преобладала над

художественной.

Немногое из созданного в ту переломную эпоху прошло проверку временем.

В изобразительном искусстве «дух времени» отразился в весьма посредственных

и схематичных картинах И. С. Глазунова («Вечная Россия» 1988 г.). Вновь

популярным жанром, как то всегда бывало в критические моменты истории,

становится плакат.

В художественном и документальном кинематографе перестроечных лет

появляется ряд замечательных фильмов, созвучных эпохе: «Покаяние»

Т. Абуладзе, «Легко ли быть молодым» Ю. Подниекса, «Так жить нельзя»

С. Говорухина, «Завтра была война» Ю. Кары, «Холодное лето пятьдесят

третьего»). Вместе с тем кроме серьезных, глубоких фильмов, наполненных

размышлениями о судьбе страны, о ее истории, снималось много весьма слабых

нарочито мрачного изображения социальной действительности. Такие фильмы

были рассчитаны на скандальную популярность, их образная система строилась

на контрасте с традиционным советским кинематографом, в котором принято

было избегать излишнего натурализма, постельных сцен и прочих вульгарных

приемов. Такие фильмы в просторечии получили название «чернухи» («Маленькая

Вера» реж. В. Пичул).

Огромную роль в культурной и общественной жизни приобрела

публицистика. Статьи печатались в журналах «Знамя», «Новый мир», «Огонек»,

в «Литературной газете». Особенно большой любовью читателей в те времена

пользовался еженедельник «Аргументы и факты». Тираж «АиФ» перестроечной

поры перекрыл все мыслимые пределы и попал в «Книгу рекордов Гиннеса».

Однако наиболее широкую аудиторию имели телевизионные публицистические

передачи, такие как «Взгляд», «Двенадцатый этаж», «До и после полуночи»,

«600 секунд». Несмотря на то, что шли эти передачи в неудобное для

большинства зрителей время (поздно вечером), они пользовались очень большой

популярностью, а показанные в них сюжеты становились предметом всеобщего

обсуждения. Журналисты обращались к самым жгучим и волнующим темам

современности: проблемы молодежи, война в Афганистане, экологические

катастрофы и пр. Ведущие программ были не похожи на традиционных советских

дикторов: раскованны, современны, умны (В. Листьев, В. Любимов, В. Молчанов

Неоднозначны результаты Перестройки в сфере образования. С одной

стороны гласность вскрыла серьезные недостатки в средней и высшей школе:

слаба была материально-техническая база, сильно отстали от жизни школьные и

вузовские программы и учебники, явно устаревшими, а значит, недейственными

были традиционные принципы воспитательной работы (субботники, пионерские

слеты, тимуровские отряды). Таким образом, стала очевидной необходимость в

незамедлительных реформах.

С другой стороны, попытки исправить сложившееся положение часто

приводили лишь к ухудшению качества учебного процесса. Отказываясь от

использования старой учебной литературы, школы оказывались либо совсем без

учебников, либо вынуждены были использовать весьма сомнительного качества

новые. Введение в школьные курсы новых предметов (таких, например, как

«Этика и психология семейной жизни», «Информатика») оказалось

неподготовленным: не было ни квалифицированных преподавателей, готовых

вести новые дисциплины, ни технических возможностей, ни учебно-методической

литературы. Изжившие себя пионерская и комсомольские организации были

наконец упразднены, но взамен им не было создано ничего нового –

подрастающее поколение выпало из воспитательного процесса. В большинстве

случаев «реформы» свелись к перемене названий: в массовом порядке

обыкновенные средние школы, ПТУ и техникумы стали именовать себя

гимназиями, лицеями, колледжами и даже академиями. Суть с изменением

вывески не менялась. Попытки создать гибкую систему образования, отвечающую

потребностям времени, наталкивались на косность значительной части

преподавательского состава и недостаток средств.

Сфера высшего образования, помимо проблем, общих для всей системы

народного просвещения, столкнулась с проблемой дефицита преподавателей,

многие из которых уходили из вузов в коммерческие фирмы или уезжали

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года культурная атмосфера в стране резко изменилась. В Советской России, поставившей цель построить коммунизм , единственной официально признанной идеологией становится марксизм ; все, что не укладывалось в марксистские трактовки или противоречило им, подлежало осуждению и запрету. Такая политика привела к значительной интеллектуальной эмиграции из страны, среди уехавших - Иван Алексеевич Бунин, Владимир Владимирович Набоков, Сергей Васильевич Рахманинов, Питирим Александрович Сорокин.

Советская власть взяла также курс на вытеснение из жизни народа и религии. Десятки тысяч священников были подвергнуты репрессиям и казнены, разрушено множество храмов, а атеизм возведен в ранг государственного мировоззрения.

На смену стилевому многоголосию начала века пришел социалистический реализм. Особенно сильно эти изменения затронули литературу и живопись. В стиле соцреализма работали практически все деятели отечественной культуры вплоть до начала 90-х годов 20 века. Однако наиболее талантливые мастера смогли и в этих жестких условиях создавать значительные произведения. Это в литературе - Максим Горький, Михаил Афанасьевич Булгаков, Алексей Николаевич Толстой, Михаил Александрович Шолохов, Евгений Александрович Евтушенко, Владимир Семенович Высоцкий, Владимир Дмитриевич Дудинцев, Анатолий Игнатьевич Приставкин, Александр Исаевич Солженицын, Владимир Алексеевич Солоухин, Виктор Петрович Астафьев, Борис Львович Васильев; в в живописи и скульптуре - Петр Николаевич Филонов, Александр Александрович Дейнека, Аркадий Александрович Пластов, Татьяна Ниловна Яблонская, Вера Игнатьевна Мухина, Сергей Тимофеевич Коненков, в кинематографе и театре - Сергей Михайлович Эйзенштейн, Всеволод Илларионович Пудовкин, Михаил Ильич Ромм, Григорий Васильевич Александров; в музыке - Дмитрий Дмитриевич Шостакович, Исаак Осипович Дунаевский, Сергей Сергей Прокофьев.

Важнейшем фактом культурной жизни не только 20 века, но всей истории страны явилась культурная революция , осуществление которой пришлось на 30-е годы. Основным ее содержанием стала ликвидация неграмотности и достижение в кратчайшие, по историческим меркам, сроки почти поголовной грамотности населения. Это было действительно эпохальное событие в культурной жизни России. Благодаря этому возможным стало усовершенствование всей российской системы образования и науки.

С 30-х годов в стране быстрыми темпами шло становление современной системы образования - низшей, средней, средней профессиональной и высшей, были созданы десятки тысяч новых школ, тысячи вузов и техникумов. Многократно ускорились темпы развития науки, упор делался на развитие инженерно-технических наук. Всемирную известность получили ученые - Сергей Павлович Королев, Абрам Федорович Иоффе, Игорь Васильевич Курчатов, Игорь Евгеньевич Тамм, Николай Иванович Вавилов, Лев Давидович Ландау, Сергей Васильевич Лебедев, Виталий Лазаревич Гинзбург, Жорес Иванович Алферов.

В постсоветской России основные тенденции в развитии культуры в целом совпадают с общемировыми. Отчетливо проявляется деление на культуру элитарную (классическая музыка, элитарные сценическое искусство, кинематография, живопись, скульптура, фотография), потребителем которой является узкий круг профессионалов, и массовую, адресованную широким слоям населения. Существует свобода выбора стилей и художественных направлений, обеспечена свобода творчества. Церковь восстанавливает позиции, утраченные в период социализма. Важнейшим фактором, определяющим культурную ситуацию в стране, является научно-технический прогресс. Из всего многообразия технических новшеств наиболее влиятельным является Интернет , под действием которого меняется само общество, все общественные связи и структуры, и формируется новая культура - виртуальная.

 


Читайте:



Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

филе куриное (грудка или мякоть с бедер) – 540 гр.;шампиньоны свежие – 640 гр.;небольшая луковица;чеснок – 2 крупные дольки;яйцо;соль и перец...

feed-image RSS