Главная - Здоровье детей и взрослых
Джакомо пуччини музыкальные произведения. Пуччини Джакомо - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Изучение наследия Пуччини

Здесь 22 декабря 1858 года родился Джакомо Пуччини, происходящий из древнего рода музыкантов и достойный вечно живых традиций своей родины. Он создал легко запоминающиеся мелодии, обогатив их новыми голосами жизни. Как прославленный мастер, он - через стилистически совершенные и гибкие формы - вновь утвердил во всем мире национальное содержание искусства.
Город, гордый своим сыном, на тридцатый день после его смерти
29 декабря 1924 года.

Эту торжественную надпись и сейчас можно прочитать на мемориальной доске, прикрепленной к стене старого дома по улице ди Поджа в тосканском городе Лукка. Здесь в семье потомственного музыканта Микеле Пуччини после четырех дочерей родился мальчик, которого назвали Джакомо в честь прапрадеда, первого композитора из их рода. Ему и суждено было прославить на весь мир фамилию Пуччини.

Рано лишившийся отца, Джакомо с детских лет вынужден был зарабатывать на жизнь в качестве певчего в церкви. Четырнадцати лет он получил место церковного органиста. Его импровизации, в которых нередко слышались тосканские народные напевы, а подчас и оперные мелодии, восхищали прихожан, но вызывали недовольство местного духовенства из-за излишней «театральности». Яркой мелодической выразительностью отличались и произведения, написанные юношей под руководством К. Анджелони, в чьем классе он занимался в луккском Музыкальном институте им. Дж. Пачини. Исполнение в 1880 г. мессы, сочиненной к окончанию института, принесло Джакомо первый успех. Осенью того же года он отправился в Милан и, без труда выдержав вступительные экзамены, был принят в консерваторию.

В нелегкие студенческие годы Пуччини часто приходилось мерзнуть в нетопленой комнате, недоедать, каждое посещение театра из-за дороговизны билетов становилось событием, но он не унывал. Занимался с утра до позднего вечера. Особенно привлекали его уроки композиции у А. Понкьелли, прославившегося оперой «Джоконда». Среди друзей Джакомо - композиторы А. Каталани и будущий автор «Сельской чести» - П. Масканьи.

За время учебы Пуччини написал немало различных произведений; лучшее из них - Симфоническое каприччио, с успехом исполненное на выпускном экзамене в консерватории 14 июля 1883 г. и получившее одобрительные отзывы в прессе. Но композитор чувствовал, что его жанр - не инструментальная, не симфоническая музыка, а музыка для театра, связанная со словом, с жестом, с живым действием на сцене.

Первые 2 оперы - «Виллисы » (1883) и «Эдгар» (1885-88) - еще только подступы к самостоятельному пути в искусстве. Их традиционные романтические сюжеты, разработанные либреттистом Ф. Фонтаной, мало подходили к творческой индивидуальности Пуччини. Тем не менее премьера «Виллис» в театре Даль Верме сделала начинающего автора известным в миланских музыкальных кругах. Критики писали о наличии в опере ряда ярких драматических сцен и лирических эпизодов, отличающихся мелодическим богатством. Талантливым композитором заинтересовался издатель Дж. Рикорди, ставший на всю жизнь его покровителем и другом.

Понимая, что основой оперного либретто должна служить сильная жизненная драма, способная взволновать публику, Пуччини уходит в поиски сюжета для новой оперы. Он останавливает свой выбор на «Истории кавалера Де Грие и Манон Леско» А. Прево. Его не смущает огромная популярность «Манон» Ж. Массне. «Это будут две абсолютно разные сестры», - убеждает он либреттистов. - «Музыка Массне Французская - с напудренными париками и менуэтом, моя же будет итальянская - с отчаянием и страстью».

«Манон Леско » отличается от первых пуччиниевских опер большей драматургической цельностью, разнообразием музыкального языка. Основным средством выразительности служит мелодия - напевная, гибкая, богатая ритмически. В центре оперы - лирические сцены, связанные с характеристиками главных персонажей, с передачей их чувств и настроений. После триумфальной туринской премьеры, состоявшейся 1 февраля 1893 г., «Манон Леско» быстро завоевала симпатии слушателей далеко за пределами Италии.

Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждалось новое направление - веризм, громко заявившее о себе операми «Сельская честь» П. Масканьи (1890) и «Паяцы» Р. Леонкавалло (1892). Однако отдельные веристские тенденции, получившие выражение в некоторых пуччиниевских операх («Тоска», «Девушка с Запада», «Плащ»), не стали для композитора определяющими. Подобно веристам, Пуччини обращается к воплощению обыденной жизни со свойственными ей острыми конфликтами, но его произведения, наполненные тонкой поэзией и глубоким психологизмом, значительно выше типичных образцов веристской оперы с ее предельной концентрацией действия и подчеркнуто экспрессивным музыкальным выражением.

Сочинением, открывшим новый, зрелый период в творчестве Пуччини, стала «Богема », написанная по роману А. Мюрже «Сцены из жизни богемы». «Я нашел сюжет, в который совершенно влюбился», - говорил композитор. Ведь для него, прошедшего в молодости через нужду и лишения, этот сюжет был до некоторой степени автобиографичным. С искренней теплотой, мягким юмором и проникновенным лиризмом рассказывает Пуччини о трогательной истории любви бедной швеи Мими и безработного художника Рудольфа. Лирические эпизоды переплетаются в опере с веселыми, живыми жанровыми картинами. Музыка гибко следует за сменой сценических образов. В «Богеме» почти нет завершенных оперных номеров: небольшие ариозо органично переходят в напевную декламацию - речитативы и диалоги. Важное значение в музыке оперы имеют лейтмотивы и их развитие.

Первое представление «Богемы» в Турине 1 февраля 1896 г. вызвало горячие споры. Автора порицали за обращение к «неоперному» сюжету, называли его произведение «оперой оборванцев». В защиту «Богемы» выступил А. Тосканини, предсказавший ей блестящую будущность. Время подтвердило его правоту. Одновременно с Пуччини над сюжетом «Богемы» работал Леонкавалло. Это послужило причиной долголетней размолвки между двумя композиторами, до того находившимися в приятельских отношениях. «Богема» Леонкавалло, поставленная через год после пуччиниевской оперы, успеха не имела.

Еще до начала работы над «Манон Леско» Пуччини думал об опере «Тоска » на сюжет драмы В. Сарду. После премьеры «Богемы» он вместе со своими постоянными либреттистами Л. Илликой и Дж. Джакозой приступил к разработке сценария. В центре сочинения, как всегда у Пуччини, - любовная драма. Но здесь композитор впервые затрагивает тему борьбы с произволом: главные герои - певица Флория Тоска и художник Марио Каварадосси - гибнут в столкновении с миром тирании.

Премьера «Тоски» состоялась в Риме 14 января 1900 г. Оперу сразу подняли на щит сторонники веристского направления, которых привлек неистовый драматизм отдельных ее сцен. Но не это определило успех «Тоски» у публики - ее покорила красивая, выразительная, богатая мелодиями музыка Пуччини, неразрывно связанная с действием. За один год «Тоска» обошла крупнейшие театры мира.

Мысль написать оперу по пьесе «Гейша» американского драматурга Д. Беласко родилась под впечатлением спектакля, виденного в Лондоне, куда Пуччини ездил летом 1900 г. в связи с постановкой «Тоски» в театре Covent Garden. Правдивый рассказ о трагической судьбе бедной японской девушки Чио-Чио-сан, или, как ее называли, мадам Баттерфляй (Мотылек), - глубоко взволновал композитора. «Мадам Баттерфляй » завершает центральный, наиболее интенсивный период деятельности Пуччини - период непрестанных творческих поисков и решений. Она предвосхищает характерный для оперы XX в. тип монодрамы, где все события сосредоточены вокруг главного персонажа.

Образ «маленькой японочки из Нагасаки», утверждающий высокие нравственные идеалы, - самый сложный и многогранный в галерее пуччиниевских женских характеров. Основное внимание композитора направлено на раскрытие душевной драмы Чио-Чио-сан, внешнее сценическое действие в опере почти отсутствует.

Пуччини - один из первых европейских композиторов, обратившихся к японскому сюжету. Чтобы как можно достовернее передать в музыке локальный колорит, он использует подлинные японские напевы, применяет необычные сочетания зсуков, хрупкие, звенящие оркестровые тембры.

Премьера «Мадам Баттерфляй» 17 февраля 1904 г. в миланском театре Ла Скала стала настоящим провалом. Виною тому в немалой степени был допущенный самим Пуччини драматургический просчет, в результате чего II акт оказался слишком растянутым. Через 3 месяца после сделанных автором небольших изменений опера одержала блистательную победу в Брешии. В главной роли выступила молодая украинская певица Соломия Крушельницкая, которая к тому времени уже прославилась как превосходная исполнительница опер Р. Вагнера. Спустя несколько дней она получила в подарок портрет композитора со следующей надписью: «Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй. Джакомо Пуччини, Торре дель Лаго», 1904.

Успех «Мадам Баттерфляй» упрочил мировую славу Пуччини. Его оперы ставятся повсюду, его имя произносится рядом с именами крупнейших композиторов.

«А как поют индейцы?» - спрашивал себя композитор, посмотрев в Нью-Йорке драму Беласко «Девушка с Золотого Запада» из жизни калифорнийских золотоискателей. В опере на этот сюжет Пуччини продолжает линию «Тоски» - в ней еще отчетливее выступило влияние веристских тенденций. Лучше всего автору удались сильные драматические сцены, где раскрываются характеры главных героев - Минни и Джонсона; здесь преобладает напряженная мелодическая декламация. Существенное место отведено жанровым эпизодам, в которых благодаря тонко вплетенным в музыку джазовым элементам, интонациям и ритмам негритянского и индейского фольклора ярко запечатлен своеобразный быт «дикого Запада». Премьера «Девушки с Запада » в Нью-Йорке 10 декабря 1910 г. проходила в атмосфере сенсации, но популярности своих предшественниц опера не достигла.

Второе десятилетие XX в. было трудным для Пуччини. Гнетущая обстановка первой мировой войны заметно ослабила его творческую активность. Лирическая комедия «Ласточка » (1914-16) не стала крупным художественным достижением композитора. Перебрав множество различных сюжетов (среди них и произведения русской литературы - Л. Толстого, М. Горького), Пуччини приходит к идее создания триптиха - цикла, состоящего из трех контрастирующих друг с другом опер. Первая часть - «Плащ », основанная на стремительном развитии драмы любви и ревности, - и по типу драматургии, и по музыкальному выражению близка к веристским операм.

Лирическая середина - «Сестра Анжелика », повествующая о печальной судьбе молодой монахини, - выдержана в мягких, приглушенных тонах. И наконец, искрометный финал - веселый, озорной, в духе старых комических опер - «Джанни Скикки », сюжет которого навеян строками из «Божественной комедии» Данте.

Получившей восторженный прием на премьере в нью-йоркской Metropolitan Opera, этот шедевр Пуччини и до сих пор сохраняет свое значение лучшей части цикла.

Уже будучи тяжело больным (рак горла), Пуччини работает над своим последним сочинением - монументальной экзотической оперой-легендой «Турандот » по мотивам пьесы К. Гоцци. Героев условно-сказочного мира композитор наделяет живыми человеческими страстями. Основная сюжетная линия связана с историей неприступной, гордой и жестокой китайской принцессы Турандот, побежденной великой любовью неизвестного принца - Калафа. Масштабность и многоплановость «Турандот» обусловили особенности ее музыкальной драматургии: контрастные сопоставления различных жанровых сфер - лирико-драматической, комической, эпической; наличие развернутых хоровых сцен; необычный характер музыки, сплавленной из европейской мелодики и подлинных китайских мотивов; разнообразие оркестровых колористических эффектов.

Закончить оперу композитор не успел, на четвертый день после мучительной операции Пуччини не стало. Тело его было перевезено в Италию и захоронено в часовне Торре дель Лаго. Первое представление «Турандот», завершенной по эскизам автора композитором Ф. Альфано, состоялось в Ла Скала 25 апреля 1926 г. Дирижировал А. Тосканини. Когда отзвучал последний аккорд, написанный Пуччини, Тосканини опустил дирижерскую палочку и, обернувшись к публике, сказал: «Здесь смерть вырвала перо из руки маэстро». Все встали. Публика разошлась в глубоком молчании.

Пуччини явился последним представителем итальянской оперной классики. Чуткий к веяниям эпохи, он постоянно искал пути обновления художественно-выразительных средств оперы. Его творчество оказало заметное воздействие на развитие европейской оперы XX столетия. Верный традициям реалистического искусства, художник-гуманист, Пуччини, создал бессмертные произведения, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Т. Келдыш

Потомок старинного рода музыкантов, пятый из семи братьев, в шесть лет он потерял отца - органиста и регента Луккского собора. Учился музыке в местном институте «Пачини» и в Миланской консерватории (у Понкьелли и Бадзини). В Милане же выступил в 1884 году с первой оперой «Виллисы», имевшей большой успех. Ещё больший резонанс получила в Турине в 1893 году опера «Манон Леско». Затем последовал роман с Эльвирой Бонтури ин Джеминьяни, которая только после смерти мужа в 1904 году узаконила свои отношения с Пуччини, - эта связь была прочной, несмотря на многочисленные любовные увлечения композитора. С 1891 года живёт в Торре дель Лаго (идеальное место для охоты и рыбной ловли) и окрестностях, где рождаются другие его знаменитые оперы. Достигший международной известности, выдержавший нападки национальной критики, вызванные его выступлением против первой мировой войны, совершает многочисленные поездки за рубеж, в том числе и в поисках материала для своих произведений.

Оперный композитор в полном смысле слова, Пуччини считается подлинным продолжателем традиций Верди в итальянском музыкальном театре. Вместе с тем его художественный мир отличается от мира Верди, будучи сформированным в другой исторический период. Это период fin de siecle (конца века - франц.), отличавшийся и в Италии поверхностным спокойствием и поисками внешних украшений, был отмечен начавшимся кризисом, который ещё больше обостряла упорно развивавшаяся наука (в особенности марксизм и психоанализ). Пуччини явился выразителем различных идеологических течений и настроений, которые он со всем своим редкостным драматическим чутьём сумел использовать и слить воедино с мастерством и постоянным обновлением выразительных средств (достигнутым также отчасти композиторами других стран, создавшими передовой музыкальный язык, - прежде всего Массне, Дебюсси и другими), до такой степени влившись в поток общеевропейского искусства, что его могли обвинять в уклонении от «национального искусства» ради пресного, хотя и хорошо разработанного «интернационального жанра».

Вкус к живописи, воссоздающей определённую среду (с примечательными обращениями к экзотике), хроматизм, восходящий к Вагнеру и импрессионизму, «сумеречничество» (от итал. crepuscolarismo - направление в итальянском театре конца XIX века) и декаденство, выразившиеся в постоянной меланхолии, с которой порой удачно контрастирует блистательное веселье вставных номеров, мрачное освещение реальности в согласии с приёмами натурализма и веризма, склонность к «слёзной комедии» - таковы наиболее явные компоненты опер Пуччини, облечённые в цельный музыкальный язык, в котором откровенно выразилась и сама его личность. Все выразительные средства без всяких изысков передают суть латинской души, чувственной и страстной в выражении горя и радости, жаждущей излиться в мелодичном пении, так, как это было у великих оперных композиторов-итальянцев XIX века, то есть естественно и непосредственно. Именно благодаря мелодизму и достижениям в вокальной области Пуччини намного опережает других своих современников. Хотя его личность ярко проявилась в свойствах гармонической палитры и в искусной оркестровке (пластичной и строго архитектоничной, но при этом не чуждой эскизности, импровизации), именно человеческому голосу доверяет он задачу выразить свою душу: от гибкого речитатива (так называемого «пения говорком») до вопля и рыдания или бескровной кантилены, преодолевающих напряжение мелодической дуги с сильно взлетающими, подобно буквицам, зубцами. Тщательный и методичный резчик, Пуччини всегда проявлял неудовлетворённость сделанным. Он основательно работал над своими сочинениями и затем вносил в них многочисленные поправки.

Театральный талант Пуччини проявился также в выборе и разработке либретто, к которым он относился с большим интересом, вполне понятным, если учесть значение сюжетов в его операх. Почти все сосредоточенные вокруг женского образа и пропитанные звуковой атмосферой с явными изобразительными намерениями, эти сюжеты свидетельствуют о безупречной технике развития событий и раскрытия судеб и психологии главных действующих лиц, рядом с которыми Пуччини ставит удачных, оригинальных второстепенных персонажей. За исключением единственной великолепной оперы-буффа, «Джанни Скикки» (свидетельствующей о влиянии «Фальстафа» Верди), другие его наиболее типичные произведения заканчиваются трагедией или отягощены её грузом, поскольку любовь, эта великая прядильщица опер Пуччини, обречена стать своего рода искупительным наказанием. Быть может, в «Турандот» композитору удалось бы преодолеть эту тягостную необходимость, создав образ ледяной принцессы, поддавшейся чувству страсти и любви. Но опера обрывается, словно иначе и быть не может, на самозаклании маленькой Лю, жертвующей своей любовью и жизнью ради счастья любимого человека. (Единственное исключение - счастливая любовь Минни, девушки с Запада, но она обретает её ценой резкого отказа от главной роли, от своей реальной сущности.)

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)

29.11.1924

Джакомо Пуччини
Giacomo Antonio Domenico Michele Secondo Maria Puccini

Итальянский Композитор

Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мариа Пуччини родился 22 декабря 1858 года в городе Лукка. Рос в музыкальной семье. Когда мальчику исполнилось пять лет, умер отец и воспитанием Джакомо занялся дядя Фортунато Маджи, отличавшийся суровым нравом.

Выучившись музыке, Пуччини играет в церкви на органе. Услышав в Пизе оперу «Аида», музыкант тоже решает посвятить свою жизнь сочинению опер. Он поступил в консерваторию Милана и в 1882 представил свое первое творение на конкурс. Это была одноактная опера «Виллисы», а затем - «Эдгар».

Заметный успех к композитору пришел лишь через десять лет. Это была опера «Манон Леско», написанная под влиянием Рихарда Вагнера и с либреттистами Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза. Всеобщее признание встретила постановка «Богемы» в 1896 году. Эта опера повествует о беззаботной, иногда веселой, иногда печальной, жизни молодых парижских художников, обитателей Латинского квартала.

Среди более поздних опер композитора наибольшим успехом с момента премьеры пользовалась «Тоска», написанная в 1900 году. Музыка «Тоски» проникнута не только глубоким драматизмом, но часто и удивительной нежностью, лирическим трепетом.

Через четыре года после этого появилась опера «Мадам Баттерфляй», но на премьере публика приняла ее очень прохладно, и Пуччини забрал партитуру для полной ее переделки. Новая редакция увидела свет через три месяца. Премьера обновленной «Мадам Баттерфляй» была триумфальной. Публика семь раз вызывала актеров и композитора на сцену.

Незадолго до смерти Пуччини замечает в одном из своих писем, что «опера закончилась как жанр, поскольку люди потеряли вкус к мелодии и готовы терпеть музыкальные композиции, не содержащие ничего мелодического».

Джакомо Пуччини умер в брюссельской клинике 29 ноября 1924 года из-за последствий операции горла. Последний акт его последней оперы «Турандот» остался незавершенным.

Джакомо Пуччини (1858-1924) - едва ли не самый популярный оперный композитор рубежа XIX - ХХ веков, последний великий мастер итальянского оперного bel canto. Его имя неизменно оказывается в числе наиболее часто ис-полняемых авторов, а оперы давно вошли в фонд мировой оперной классики. С ними тесно связана артистическая судьба многих прославленных певцов (Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Руффы, М. Калласс, Л. Паваротти и многих других исполнителей).

Интенсивная творческая деятельность Пуччини продолжалась 40 лет - от наивно-подражательных «Виллисов» (1884) до оставшейся незавершенной «Турандот» (1924). Наиболее важна ее середина - рубеж веков, когда за десять лет (1895-1905) родились самые репертуарные оперы композитора: , (в России ее чаще называют «Чио-Чио-сан»). Либретто всех трех названных опер, как и предшествовавшей им «Манон Леско», написали литераторы Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждался веризм . Отдельные тенденции, характерные для этого направления, получили развитие в ряде опер композитора. Простая жизненная мелодрама всегда была для него более близкой, чем возвышенная героика или история.

Тяготевший к печально хрупким женским образам, Пуччини не боялся мелодраматических ситуаций. В центре многих его опер - образ страдающей молодой женщины, крушение ее надежд на счастье и трагическая смерть (архетип, связанный с ). Однако в трактовке подобных сюжетов Пуччини неизменно проявляет огромное чувство меры и такта. По сравнению с классическими образцами веризма («Сельская честь», «Паяцы») они воплощены более тонкими и разнообразными средствами. Строго говоря, только одно из поздних сочинений Пуччини - «Плащ» из цикла «Триптих» (1916) - пол-ностью соответствует канону веристской драмы, как с сюжетной, так и с музыкальной стороны. События этой оперы происходит на барже, курсирующей по Сене. В ходе развития сюжета суровый муж убивает любовника своей молодой легкомысленной жены (явное сходство с «Паяцами»).

В большинстве других опер композитора либо романтическая история рассказывается веристским языком («Тоска»), либо сюжет, взятый из неромантической литературы, трактуется романтически («Манон Леско», «Турандот»), либо романтическая окраска придается современному, одна-ко не веристскому материалу («Мадам Баттерфляй», «Девушка с Запада»).

При заметной стилистической эволюции, пережитой композитором за сорок лет, основные черты его авторского почерка оставались незыблемыми:

  • прирожденное чувство театра, тяготение к действенной, сжатой, увлекательной драматургии, способной волновать, трогать сердца;
  • мелодическое богатство (не случайно Верди назвал Пуччини «хранителем печати итальянской мелодии»);
  • особый «смешанный» стиль вокальной мелодики, сочетающий распевную оперную кантилену с драматической или бытовой декламацией, а также элементами современной песенности.
  • отказ от развернутых многочастных арий и других крупных оперных форм в пользу сквозных, непринужденно развивающихся сцен;
  • при самом пристальном внимании к оркестровой партии - неизменная гегемония поющих актеров.

Прямой наслед-ник традиций позднего Верди, Пуччини последовательно осваивал и творчески претворял разнообразные достижения европейской музыки. Это и симфонизированные формы

Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в городе Лукка провинции Тоскана на севере Италии. Пуччини - потомственный интеллигент, сын и внук музыкантов. Ещё прадед Джакомо, живший в той же Лукке в середине XVIII века, был известным церковным композитором и дирижёром кафедрального хора. С тех пор все Пуччини - подобно Бахам - из поколения в поколение передавали по наследству профессию композитора и звание "музыканта республики Лукка". Отец - Микеле Пуччини, поставивший две свои оперы и основавший музыкальную школу в Лукке, пользовался большим уважением в городе. Но когда этот одаренный музыкант внезапно скончался, его 33-летняя вдова Альбина осталась без всяких средств с шестью маленькими детьми.

По семейной традиции и по желанию отца именно он - старший мальчик в семье - должен был получить серьёзное композиторское образование. Для бедной вдовы, не имевшей никаких доходов, кроме грошовой пенсии, это была почти неосуществимая идея. Но Альбина Пуччини-Маджи, обладавшая удивительной энергией и жизненной хваткой, сделала всё возможное, чтобы выполнить волю покойного мужа.

В маленькой Лукке путь к музыкальному образованию был особенно сложен. Юный Джакомо пел партию контральто в церковном хоре и с десятилетнего возраста зарабатывал игрой на органе в церкви ордена бенедиктинцев. Искусство талантливого органиста привлекло внимание прихожан, и его стали приглашать для выступлений в другие церкви Лукки и даже другие города. Джакомо посчастливилось попасть к умному и заботливому педагогу - органисту Карло Анджелони. В стенах луккского Музыкального института имени Паччини юноша познакомился с основами гармонии и инструментовки. Здесь же он сочинил свои первые произведения, главным образом хоры религиозного содержания. В 1876 году произошло событие, которое определило судьбу Пуччини: он увидел постановку "Аиды", опера произвела на него грандиозное впечатление, и в тот вечер Джакомо твердо решил стать композитором и сочинять оперы. Однако в годы учения в Лукке юный Джакомо не имел ещё возможности пробовать свои силы в области оперы.

В 22-летнем возрасте Джакомо покинул родную Лукку, получив диплом об окончании Института имени Паччини. При содействии местного мецената мать выхлопотала ему королевскую стипендию для поступления в Миланскую консерваторию. Небольшую помесячную субсидию предоставили также луккские родственники. Джакомо был принят в самую прославленную консерваторию Италии, без труда сдав вступительный экзамен. Здесь он обучался с 1880 по 1883 год под руководствам таких крупных мастеров, как композитор Амилькаре Понкьелли и скрипач-теоретик Антонио Баццини. Среди сотоварищей Джакомо по Миланской консерватории был сын ливорнского булочника Пьетро Масканьи, которому вскоре суждено было стать родоначальником веристской оперы. Масканьи и Пуччини стали близкими друзьями и вместе делили тяготы студенческой жизни.

Жизнь юного Пуччини в Милане была сопряжена с постоянными материальными затруднениями. Десятилетие спустя, работая над "Богемой", Пуччини с улыбкой вспоминал озорные и нищенские дни своей студенческой юности.

Чуткий Понкьелли верно распознал характер дарования своего ученика. Ещё в годы учения он не раз говорил Джакомо, что симфоническая музыка - не его стезя и что следует работать прежде всего в оперном жанре, столь традиционном для итальянских композиторов. Пуччини и сам непрестанно мечтал о создании оперы, но для этого нужно было добыть либретто, а оно стоило больших денег. На помощь пришел Понкьелли, привлекший молодого поэта-либреттиста Фердинандо Фонтана, который не успел ещё завоевать известность и потому не претендовал на высокие гонорары. Таким образом, в 1883 году, в год окончания консерватории, Пуччини получил возможность приступить к созданию своей первой оперы "Виллисы". Впоследствии он с улыбкой вспоминал об этом в письме к Джузеппе Адами:

"Много лет назад Господь коснулся меня своим мизинцем и сказал: "Пиши для театра, только для театра". И я следовал этому высшему совету".

1883 год был рубежным в жизни Пуччини. В этот год он успешно закончил Миланскую консерваторию и впервые выступил в качестве автора оперы. "Виллисы" 31 мая 1884 года были представлены на сцене миланского театра "Даль Верме". Этот оперный дебют 25-летнего Пуччини был очень успешным. В его телеграмме, адресованной матери в Лукку, сообщалось: "Театр полон, невиданный успех... Вызывали 18 раз, финал первой картины трижды бисировали". Но, пожалуй, наиболее важным результатом первой оперной работы Пуччини было установление прочной связи с крупнейшим издателем Джулио Рикорди - человеком, обладавшим предпринимательским размахом и художественным чутьем. Можно утверждать, что именно Рикорди одним из первых сумел "открыть" талант Пуччини, распознав своеобразие его музыкально-драматургических склонностей сквозь незрелые формы "Виллисов".

Пять лет, прошедшие между премьерами "Виллисов" и "Эдгара" - второй оперы Пуччини, были едва ли не самым тяжкими в жизни композитора. Он испытывал острые денежные затруднения, столкнувшись с безжалостными кредиторами. Он готов был вслед за братом эмигрировать из Италии, если только вторая его опера провалится. Тяжёлым ударом для юноши была смерть матери, много сделавшей для его музыкального развития, но так и не дожившей до первых триумфов любимого сына.

Несмотря на неудовлетворённость литературными вкусами Фонтана, Пуччини вынужден был вторично связать свою судьбу с этим ограниченным и старомодным либреттистом. После четырёхлетней упорной работы над новой оперой Пуччини наконец дождался постановки её на сцене миланского театра "Ла Скала".

Премьера 21 апреля 1889 года прошла без особого успеха. Критика резко осуждала несообразности либретто, его напыщенность и сюжетную запутанность. Даже Рикорди, всегда горячо защищавший работы своего подопечного, вынужден был согласиться с этими упреками.

Но Джакомо не сдается. Внимание композитора привлекает драматичнейший сюжет "Флории Тоски" - пьесы популярного французского драматурга Викторьена Сарду. Побывав вскоре после премьеры "Эдгара" на спектакле "Тоски", он сразу увлекся этой темой. Но идею создания одноименной оперы пришлось отложить на целое десятилетие. Наконец, поиски темы для новой оперы увенчались успехом: сюжет французского романа "Манон Леско" аббата Прево всерьёз захватил творческое воображение композитора, послужив основой для его первого вполне зрелого сочинения.

К этому времени материальное положение Пуччини стало более устойчивым, годы нужды и лишений остались позади. Неудовлетворённый шумной атмосферой Милана, он осуществляет свою давнюю мечту - поселяется вдали от города, в тихом Торре дель Лаго - между Пизой и Вьяреджо. Это местечко становится любимым пристанищем композитора в течение последующих трёх десятилетий. Он живёт в деревенском доме на берегу озера Массачуколи, в окружении прекрасной природы. Здесь он имеет возможность всецело отдаваться творчеству, отвлекаясь лишь на излюбленные развлечения - охоту и рыбную ловлю.

Значительную роль в жизни Пуччини сыграла его женитьба на Эльвире Бонтури - женщине темпераментной и энергичной, сделавшей всё возможное, чтобы создать ему идеальные условия для творчества. Ради своего избранника Эльвира покинула нелюбимого мужа - миланского буржуа, отца двоих её детей. Лишь много лет спустя, после смерти законного мужа, она получила возможность оформить свой брак с Пуччини. Отношения их были неровными: порывы большой страсти сменялись размолвками и ссорами; но Эльвира всегда оставалась верной подругой и помощницей композитора, во многом способствуя его успехам.

Годы работы над "Манон" были счастливейшим периодом в жизни Пуччини. Это были годы его романтического увлечения Эльвирой, рождения их первенца - сына Антонио, годы радостного общения с близкой его сердцу тосканской природой.

Он сочинял оперу быстро, с необычайным увлечением, и завершил через полтора года (осенью 1892 года). Пуччини писал её то в Милане, то в Лукке, то в любимом Торре дель Лаго.

В "Манон" Пуччини проявил себя уже как зрелый драматург, выдвигающий вполне осознанные требования своим либреттистам. Трагическая история провинциальной девушки Манон Леско, ставшей содержанкой богатого банкира, типична для европейской оперы второй половины XIX века. Но Пуччини задумал свою "Манон". Ему хотелось сосредоточить всё внимание на переживаниях Манон и её возлюбленного. Музыкальная драматургия "Манон" в сравнении с двумя ранними операми Пуччини гибче, совершеннее. В этой опере окончательно сложился вполне самостоятельный мелодический стиль Пуччини, тесно связанный с традициями современной итальянской бытовой песни.

Сам Пуччини очень гордился "Манон Леско". Это была его "первая любовь" - единственная опера, легко завоевавшая успех. До конца жизни он считал "Манон" одним из любимых своих детищ, второй "сердечной привязанностью" после "Мадам Батерфляй".

Автор "Манон Леско" становится знаменитейшим музыкантом Италии. Его приглашают вести класс композиции в Миланской консерватории и возглавить лицей Бенедетто Марчелло в Венеции. Но он отклоняет оба предложения, предпочитая спокойную жизнь отшельника в тиши Торре дель Лаго. Новой удачной находкой для Пуччини были "Сцены из жизни богемы" - серия новелл французского писателя Анри Мюрже (1851). "Мне попался сюжет, в который я совершенно влюблен", - признавался композитор. Ещё в период первых спектаклей "Манон" Пуччини со свойственной ему страстной увлеченностью начал разрабатывать план будущей "Богемы".

Музыка "Богемы" была написана в течение восьми месяцев, причем некоторые эпизоды, например популярнейший Вальс Мюзетты, Пуччини писал на собственный текст, не дожидаясь очередных страниц либретто. К осени 1895 года "Богема" была закончена и 1 февраля 1896 года впервые представлена на сцене Королевского театра в Турине.

Критики не были благожелательны к новой опере Пуччини. К чести итальянской публики нужно сказать, что она быстро поняла достоинства новой оперы - вопреки злым нападкам рецензентов. Ещё до конца сезона "Богема" выдержала 24 спектакля с полными сборами - факт, необычный для новой оперы. Очень скоро её с успехом поставили крупнейшие театры мира, в том числе театры Лондона, Парижа, Буэнос-Айреса, Москвы, Берлина, Вены, Будапешта, Барселоны. Необычайную сенсацию "Богема" вызвала в Париже. Французская критика подняла её до небес. В Московской Частной опере (театр Солодовникова) "Богема" была показана в январе 1897 года - менее чем через год после итальянской премьеры.

Новаторство Пуччини, пожалуй, наиболее непосредственно и оригинально проявилось в "Богеме". Именно этим произведением композитор осуществил в итальянской опере коренной поворот от романтической неистовой патетики к скромному воплощению реальной повседневности.

Пока "Богема" пробивала себе путь на европейские сцены, Пуччини был уже всецело захвачен новой оперной идеей: пришло, наконец, время написать "Тоску", задуманную ещё в 1880-е годы. Едва успев закончить партитуру "Богемы" и сдать её в туринский театр, композитор вместе с женой помчался во Флоренцию, чтобы вновь увидеть драму Сарду со знаменитой Сарой Бернар в роли Флории Тоски.

Уже весной 1896 года - в перерывах между шумными премьерами "Богемы" - он занялся либретто новой оперы. Музыка "Тоски" сочинялась сравнительно легко - на основе предварительных эскизов и детально разработанного драматургического плана. Партитура писалась с июня 1898 по сентябрь 1899 года.

Премьера "Тоски" состоялась в Риме 14 января 1900 года в театре Костанци под управлением дирижёра Леапольдо Муиьоне, давнего друга композитора и участника "Клуба богемы". Восторженная публика двадцать два раза вызывала автора! Бурным успехом сопровождалась постановка "Тоски" в том же году в Лондоне.

Пуччини осуществил свою мечту, будучи уже умудренным опытом своих веристских исканий, он привнёс в эту новую партитуру богатство лейтмотивного развития, смелость гармонического мышления, гибкость и многообразие декламационных приёмов. Сочетание яркой театральности, сценического динамизма с красотой и страстностью лирического распева обеспечило "Тоске" долгую репертуарную жизнь.

В Лондоне Пуччини посетил Театр принца Йоркского, где шла пьеса "Гейша" американского драматурга Давида Беласко. Композитор нашел для себя новый сюжет. Трагическая история юной японской гейши сразу же пленила воображение Пуччини. Снова были привлечены Иллика и Джакоза, которые легко превратили мелодраму Беласко в двухактное либретто под названием "Мадам Баттерфляй" ("Госпожа Бабочка"). Пуччини был необычайно тронут горестной судьбой маленькой японки. Ни один созданный им ранее оперный образ не был столь близок и дорог ему.

Сочинение "Мадам Баттерфляй" затянулось на длительный срок - Пуччини приходилось часто ездить на репетиции и спектакли своих опер в различные города Италии или за границу. Вдобавок к прежним его увлечениям присоединилась ещё одна страсть: он приобрел автомобиль и стал заправским гонщиком. Опасное увлечение закончилось печально: в феврале 1903 года, в самый разгар работы над новой партитурой, композитор попал в аварию и сломал себе ногу.

В конце 1903 года партитура была готова, и 17 февраля 1904 года "Мадам Баттерфляй" увидела свет рампы миланского театра "Ла Скала". На этот раз премьера прошла без успеха. В зале раздавались свистки, а отклики прессы выражали полное разочарование. После авантюрно-заостренного сюжета "Тоски" новая опера показалась миланцам бездейственной, приглушенно лиричной. Главной причиной полупровала "Баттерфляй" считали растянутость обоих актов, непривычную для итальянской аудитории. Пуччини сделал новую редакцию. Обновленная опера, поставленная уже в мае 1904 года в театре Брешии, завоевала полное признание. Отныне "Мадам Баттерфляй" начала своё победное шествие по театрам Европы и Америки.

Триумфом "Мадам Баттерфляй" завершился наиболее интенсивный период творческой биографии Пуччини и начался период депрессии, длившийся почти полтора десятилетия. В эти годы он был менее продуктивен, а то, что выходило из-под его пера - "Девушка с Запада" (1910), "Ласточка" (1917), - уступало ранее созданным шедеврам. Все труднее давался стареющему мастеру выбор оперных сюжетов. Художественное чутье подсказывало ему, что необходимо искать новые, нехоженые пути, ибо опасность повторения ранее достигнутых стилистических находок была очень велика. Материальная обеспеченность позволяла знаменитому маэстро не спешить с созданием очередных опусов, а триумфальные зарубежные поездки и страстное увлечение спортом заполняли его время.

Последний этап в жизни Пуччини (1919-1924 годы) совпадает с периодом послевоенных перемен в истории Италии. Можно утверждать, что после "Ласточки" Пуччини решительно преодолевает затянувшийся кризис. Именно в эти поздние годы ему удается достичь новых непревзойдённых вершин - написать оперы "Джанни" и "Турандот", обогатить итальянскую оперную классику новыми яркими шедеврами. При этом композитор отнюдь не повторяет свои прежние достижения, а находит непроторенные пути; на смену глубоко человечному, но сентиментальному мелодраматизму "Богемы" и "Баттерфляй" приходят сочный юмор и сатира "Джанни Скикки", красочная фантастика и драматическая экспрессивность "Турандот". Это был весьма плодотворный последний взлет творческого гения Пуччини.

Работа Пуччини над его "лебединой песней" не была доведена до конца. В самый разгар сочинения "Турандот" обострилась его давняя болезнь горла, переросшая в рак. Хотя врачи скрывали от него этот страшный диагноз, он чувствовал приближение трагического исхода.

Осенью 1924 года опера в основном была завершена. Смертельно больной Пуччини лихорадочно работал над оркестровкой "Турандот". Лечение с помощью облучения радием сначала принесло некоторое облегчение. Но 29 ноября наступил роковой финал: улучшение оказалось временным - сердце не выдержало, и великого музыканта не стало.

Giacomo Puccini называют вторым после Giuseppe Verdi крупнейшим итальянским оперным композитором. Пуччини входит в число наиболее ярких представителей веризма – музыкального стиля, характерного для Италии конца 19-го и начала 20-го века. Название «веризм» произошло от слова «vero», то есть «правдивый», «истинный». Представители веризма стремились достоверно отображать социально-психологические конфликты, характерные для их исторической действительности.

Джакомо Пуччини родился в 1858 году в итальянском городе Лукка, он был одним из 7 детей. К тому времени семья Пуччини была настоящей музыкальной династией с более чем вековой историей. Отец Джакомо умер, когда ему было 5 лет, и мальчика отправили на обучение к композитору и дирижеру Фортунатто Маджи, который приходился ему дядей. Первый учитель Пуччини называл его плохим и недисциплинированным учеником, а за каждую фальшиво взятую ноту мальчик получал болезненный пинок по голени. От этого у Джакомо выработался рефлекс – всю оставшуюся жизнь при появлении фальши в исполнении он чувствовать боль в ноге.

С детских лет Джакомо Пуччини был вынужден работать певчим в церкви, а в 14 лет он уже стал церковным органистом. Прихожане восхищались тем, как он вплетал в свои импровизации народные тосканские напевы и оперные мелодии, однако представителям духовенства такое творчество не нравилось из-за чрезмерной театральности.

Пуччини закончил луккский Музыкальный институт имени Пачини и в 1880 году поступил в Миланскую консерваторию. Во время учебы он писал различные произведения и на выпускном экзамене исполнил лучшую из своих студенческих работ – Симфоническое каприччио. В 1883 году о Пуччини начали одобрительно отзываться в прессе, и сам он стал понимать, что его жанр – это не симфоническая инструментальная музыка, а театральные произведения, связанные с живыми действиями на сцене.

Первая опера Пуччини «Виллисы» была поставлена в 1884 году и привлекла внимание издателя партитур Джулио Рикорди, влиятельного человека, который и заказал у композитора новую оперу – «Эдгар». Мировую известность Джакомо Пуччини получил в 1896 году, когда написал оперу «Богема» по мотивам романа французского писателя и поэта Анри Мюрже. Одновременно с Пуччини оперу с аналогичным названием к тому же роману «Сцены из жизни богемы» писал другой итальянский композитор – Руджеро Леонкавалло. Из-за этой ситуации музыканты поссорились и прекратили общение.

В 1900 году Пуччини представил оперу «Тоска», которая и сегодня остается в числе наиболее популярных в мире. В 1904 году в Миланском театре «Ла Скала» представлена новая опера Джакомо Пуччини под названием «Мадам Баттерфляй», в ее исполнении участвовали выдающиеся певцы (Джузеппе де Лука, Джованни Дзенателло, Розина Сторкио), но спектакль оказался провальным. За месяц Пуччини обновил произведение, и его новая премьера стала триумфом – зрители семь раз вызывали композитора и актеров на сцену.

После «Мадам Баттерфляй» новые оперы появлялись все реже, а в 1903 году Джакомо Пуччини попал в аварию: композитор был серьезно увлечен только появившимися автомобилями. В 1909 году произошел громкий семейный скандал – ревнивая жена Пуччини обвинила композитора в связи с домработницей, из-за чего последняя покончила с собой. Родственники служанки отсудили у композитора немалую денежную сумму, а в 1912 году случился еще один удар – умер издатель Джулио Рикорди, немало сделавший для популяризации музыки Пуччини.

Композитор очень любил тосканские сигары и сигареты, и в 1923 году у него появились жалобы на боли в горле: врачи установили, что это был рак гортани. В 1924 году Джакомо Пуччини умер в Брюсселе в результате осложнений после операции, так и не закончив последний акт оперы «Турандот».

 


Читайте:



Европа отбирает украинский лес кругляк

Европа отбирает украинский лес кругляк

Богатые лесные ресурсы Украины позволяют полноценно насладиться необыкновенными красотами живой природы, удивительными пейзажами, и отдохнуть от...

Новгородская область: Информация для туриста

Новгородская область: Информация для туриста

2. Ландшафтная характеристика Новгородской области Ландшафты представляют собой территориально-природные системы или генетически однородные участки...

Полезные свойства сухофруктов

Полезные свойства сухофруктов

Плоды. Они невероятно полезные для здоровья и иммунитета в целом. Их широко используют в медицине и кулинарии, чернослив придает необыкновенный...

Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля

Биография Вместе с братом он усовершенствовал телескоп , доведя его до 92-кратного увеличения, и занялся изучением неба. Первая известность пришла...

feed-image RSS