Главная - Дела семейные
Коучинг: что это такое, виды. Технологии и методы тренингов по развитию и достижению целей. Что такое коучинг

В этой статье я хочу пролить свет на тему коучинга, так как на постсоветском пространстве собралось очень много неоднозначной информации о коучинге и коучах. Одни люди попали к правильным коучам и очень довольны результатом, в то время как другие попали к шарлатанам и поняли, что просто потеряли деньги.

Кроме того, я дам вам несколько инструментов, чтобы вы на себе ощутили, что такое коучинг.

В этой статье я расскажу:

  • Кто такой коуч (история, определение).
  • Отличие коуча от психолога, тренера, консультанта.
  • Как отличить коуча от шарлатана.
  • По каким вопросам клиенты обращаются к коучу.
  • Чем может быть полезен коуч клиенту.
  • Как выглядит обычная коучинговая сессия.
  • Сколько может зарабатывать коуч.
  • Может ли коучинг быть полезным для вас.
  • Можете ли вы стать коучем.
  • Что нужно, чтобы стать коучем.
  • Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало.

Уверен, что мои мысли покажутся вам объективными, так как, с одной стороны, я сертифицированный коуч, а с другой стороны - коучинг не является источником моего дохода, так как моя основная работа - управление персоналом на крупнейшем украинском телеканале. Кроме того, я сам нанимаю коучей для развития сотрудников компании и вижу разных представителей этой профессии.

Уже несколько лет я сертифицированный коуч. Когда я говорю окружающим о том, что я коуч, мне задают постоянно одни и те же вопросы:

  • Кто такой коуч? Это что, тренер личностного роста?
  • А как ты работаешь с клиентами? Ты, наверное, даёшь им советы?
  • Правда ли, что клиенты за одну коуч-сессию платят 100 долларов?
  • И ты правда только задаёшь вопросы?

У всех давно на слуху слово «коуч». У каждого из нас при слове «коуч» возникают разные ассоциации. Кто-то представляет себе тренера личностного роста, кто-то психолога, кто-то шарлатана-инфобизнесмена, а кто-то, может, и заядлого НЛПера.

Конечно, всё это не имеет никакого отношения к коучингу. Просто все эти люди в своё время уловили тренд популярности коучинга и начали среди прочих регалий приписывать себе новомодное слово «коуч».

Настоящие коучи вообще ничему не учат.

Но все, наверное, сойдутся в одном: коучи хорошо зарабатывают. И это действительно правда. Коучинговая сессия даже у начинающего коуча стоит уже 50 долларов, а вот опытные коучи берут от 100 до 200 долларов. Но есть и такие, которые могут брать 500 или даже 1 000 долларов, но это обычно очень известные коучи, которые работают с собственниками бизнеса, и эта работа ограничивается либо серией интенсивных коуч-сессий, между которыми пауза в 6–12 месяцев, или, наоборот, эпизодическими встречами один раз в месяц.

Но что самое поразительное - настоящие коучи (а кто такой настоящий коуч, я расскажу ниже) вообще ничему не учат. Они не говорят, какие решения принимать, не заставляют работать лучше или больше. И что не менее поразительно, они говорят с клиентом не о его прошлом, а, как правило, о будущем.

Так за что люди, которые задают вопросы о будущем, получают тысячи долларов от своих клиентов?

Попробуем разобраться. Начнём с определения.

Что такое коучинг?

Официальная версия:

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) - метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом.

Моя версия:

Коучинг - это особый вид работы коуча с клиентом, благодаря которому клиент добивается выдающихся результатов быстрее, радостнее и проще, чем он сам бы работал над их достижением.

Немного истории

ТИМОТИ ГОЛВИ

Всё началось с Тимоти Голви, который был автором концепции внутренней игры, которая легла в основу коучинга. Впервые концепция изложена в книге «Внутренняя игра в теннис» (The Inner Game of Tennis), изданной в 1974 году. Именно эту дату и можно считать датой рождения коучинга.

Идея внутренней игры пришла ему в голову во время работы инструктором по теннису.

Противник в голове гораздо опаснее соперника по ту сторону «сетки». Задача тренера - помочь игроку устранить или смягчить внутренние препятствия. В результате проявится природная способность человека учиться и добиваться эффективности. Цель «внутренней игры» - уменьшить любое вмешательство в раскрытие и воплощение полного потенциала человека.

Тимоти Голви

ДЖОН УИТМОР

Он развил идеи Голви в применении к бизнесу и менеджменту. Джон Уитмор - британский автогонщик, один из ведущих бизнес-тренеров Великобритании, создатель популярной модели коучинга GROW.

Джон был учеником Тимоти Голви. В 2007 году получил награду президента Международной федерации коучинга (ICF), которой было отмечено признание его работы по продвижению коучинга во всём мире.

ТОМАС ЛЕОНАРД

Считается создателем коучинга в том виде, в котором мы знаем его сегодня.

Томас был консультантом по финансам. Однажды он обратил внимание, что самые успешные из его клиентов не столько просят его о консультации по финансам, сколько спрашивают личные бизнес-советы. Руководителям бизнеса и первым лицам компаний было интересно узнать, как быстро реагировать на меняющуюся экономическую обстановку, как эффективно управлять сотрудниками, а кто-то просто не мог сформулировать свои дальнейшие профессиональные цели.

Вот лишь небольшая часть достижений Томаса:

  • Основатель Университета коучей (Coach University - www.coachu.com), Международной федерации коучей (ICF), Международной ассоциации сертифицированных коучей (International Association of Certified Coaches - IAC) и проекта CoachVille.com .
  • Разработал 28 персональных и профессиональных программ.
  • Автор шести книг для коучей и 14 внутренних эксклюзивных работ для студентов Университета коучинга.
  • Среди более 28 разработанных им программ у нас очень популярна Clean Sweep.

Как развивался коучинг

  • С 70-х до середины 80-х - этап зарождения коучинга в США.
  • Середина 80-х - коучинг начал распространяться в США.
  • Середина 80-х - коучинг активизировался в Германии.
  • Конец 80-х - в Германии началось развитие персонала через коучинг.
  • Начало 90-х - в Европе и США стартовало разделение коучинга на специализации.
  • Середина/конец 90-х - в Европе и Америке коучинг активно набирает обороты.
  • С 2002 года и по сегодняшний день - фаза углубленной профессионализации.

Отличие коучинга от других видов помощи и консультирования показано на графике:

Таким образом, коучинг - это единственный способ консультирования, в котором именно клиент является экспертом, а коуч только задаёт вопросы.

Как же отличить настоящего коуча от настоящего шарлатана?

Коуч Шарлатан
Учился в сертифицированной школе
коучей (ECF или ICF) и может предъявить свой сертификат
Не учился коучингу совсем, учился по книжкам, учился у другого коуча, учился в несертифицированной школе
Вызывает доверие, не давит своим авторитетом, не навязывает услуги Не вызывает доверия, убеждает в необходимости своих услуг, использует приёмы манипулирования
Задаёт много вопросов Много рассказывает, даёт советы
На вопрос о цене даёт прямой ответ с конкретной цифрой Не называет цену, спрашивает, на какую сумму вы рассчитываете, предлагает заплатить «сколько можете»
Имеет специализацию (карьерный коучинг, лайф-коучинг, бизнес-коучинг) Готов работать с любым запросом
Может рассказать о собственном удачном опыте в выбранной сфере. Например, предлагая коучинг для руководителей, может рассказать
о своём как минимум 5-летнем опыте управления командой от 20 человек
Не может подтвердить наличие опыта в выбранной теме. Так, например, занимаясь коучингом отношений, сам не имеет партнёра

»
Отдельно хочу рассказать о «коучах», которые учились в Эриксоновском университете коучинга.

Стоит отметить, что из-за того, что Мэрилин Аткинсон потратила много лет жизни, называя своё прежнее учение НЛП новомодным словом «коучинг», сейчас многих учеников этой школы воспринимают как коучей. Я не хочу оспаривать их право называться так, как им хочется, но обязан пролить свет на этот вопрос.

Кто такой Эриксон, именем которого называют его учение:

  • Итак, Эриксон (Erickson) Милтон Хиланд (1901–1980) - один из самых популярных американских психотерапевтов XX столетия.
  • Написал более 140 работ по психотерапии . В 1923 году разработал ряд методик гипнотерапии , в том числе метод поднятия руки.
  • Эриксон - основатель и президент Американского общества клинического гипноза (American society of clinical hypnosis ), основатель и редактор журнала American Journal of Clinical Hypnosis. Регулярно проводил свои знаменитые семинары гипнотерапии и короткой прямой психотерапии .

В биографии Эриксона не указывается, что он был учеником одного из известных на то время коучей (они в списке выше). Кроме того, сам Эриксон не называл себя коучем, а свою науку - коучингом.

Но вот появилась Мэрилин Аткинсон, которая учила своих последователей НЛП. Однако на каком-то этапе начала называть себя коучем, не указывая, у кого она училась. Вот информация о ней:

  • Мэрилин Аткинсон - президент Международного Эриксоновского университета, доктор психологии, коуч, всемирно известный тренер, ученица Милтона Эриксона , известного психолога.
  • Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведёт преподавательскую и консультативную деятельность в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского университета (Канада) и по сей день.
  • Мэрилин является автором книг по коучингу: «МАСТЕРСТВО ЖИЗНИ: внутренняя динамика развития», «ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ: пошаговая система», «ЖИЗНЬ В ПОТОКЕ: коучинг».

Поэтому коучи, получившие международную сертификацию, часто оспаривают право Аткинсон называть себя коучем, как и её учеников.

По каким вопросам клиенты обращаются к коучу?

Круг вопросов, с которыми клиенты обращаются к коучу, действительно очень велик. Вот некоторые из них:

  • Планирование бизнеса, бюджетирование, постановка целей.
  • Установление баланса между работой и личной жизнью.
  • Решение сложных ситуаций.
  • Достижение максимальной производительности на работе.
  • Решение бизнес- и личных проблем.
  • Принятие ключевых решений и разработка стратегий.
  • Повышение продаж.
  • Управлять своей жизнью вместо того, чтобы давать другим людям управлять мною.
  • Увеличить прибыльность моей компании по крайней мере на….
  • Убрать адреналин из моей жизни, чтобы я не выгорал.
  • Ускорить моё собственное развитие.
  • Разработать путь моего собственного роста.

Пример конкретных запросов, с которыми работал я:

  • Какое развитие карьеры выбрать.
  • Как устранить свои слабые стороны, чтобы стать маркетинг-директором.
  • Научиться управлять компанией (человек недавно стал партнёром).
  • Как поговорить с акционером о своём развитии.
  • Повышение уровня своего дохода на 50% за 6 месяцев.
  • Создание пассивного дохода в размере 200 долларов за 10 месяцев.
  • Покупка машины (не в кредит) за 1 год.
  • Карьерный рост до должности руководителя за 1 год.
  • Снижение уровня стрессов и напряжённости, чтобы работа была в кайф.
  • Найти бойфренда к концу года.
  • Обретение жизненного баланса (чтобы работа не была в ущерб другим сферам жизни).
  • Повышение уровня самочувствия и энергии.
  • Научиться управлять своим временем, определять свои возможности и эффективно определять сроки завершения задач.
  • Наведение порядка в жизни (вместо существующего хаоса).
  • Похудеть на 5 кг за 3 месяца.

Как выглядит обычная коучинговая сессия?

Обычная коучинговая сессия длится 60–90 минут. Если встречи частые, может сокращаться до 30–45 минут. Встречи обычно проходят в кафе или ресторане, а также на рабочем месте клиента (в его кабинете или переговорке). Реже клиент приезжает к коучу в офис.

Перед коучинговой сессией клиент формирует свой запрос - некое задание на время сессии. За время сессии клиенту с коучем предстоит найти решение его запроса.

Результатом коучинговой сессии является чёткое понимание клиента, что делать для достижения его цели, и план действий, обычно на неделю.

Во время сессии коуч задаёт клиенту вопросы и применяет различные коучинговые инструменты.

Типичная коучинговая сессия строится по модели GROW , которую придумал Уитмор:

  • Goal - какая у тебя цель? Чего ты хочешь добиться?
  • Reality - опиши свою ситуацию сейчас.
  • Options - какие есть варианты достижения цели? Кто может тебе помочь? Что тебе нужно? Давай проведём брейнсторминг.
  • Will - что нужно сделать для достижения цели? Какие ближайшие шаги? Когда бы ты мог это сделать?

Одна из задач коуча - поднимать планку клиента. То есть помогать клиенту ставить более высокие цели, чтобы он добивался в жизни большего.

Теперь, как и обещал, даю один из инструментов коучинга.

Это инструмент комплексной оценки жизни клиента и поиска слабых мест в ней.

Здесь 30 вопросов. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет».

А теперь посчитайте свою оценку отдельно в каждой сфере. Если сфера набрала меньше шести «да», значит, там есть проблемы. Если восемь и больше - всё отлично. Между шестью и восемью - стоило бы улучшить.

А теперь ваша цель - за 90 дней сделать так, чтобы собрать все 30 «да». Слабо? ;)

Сколько может зарабатывать коуч?

Чаще всего коуч берёт 100 долларов за коучинговую сессию.

Клиенты не обращаются разово, а покупают в среднем 5–10 коучинговых сессий (частные клиенты берут обычно пять, корпоративные - 10). В таких случаях коуч может делать скидки.

Коуч не загружен на 100% всего времени. Хорошей считается загрузка 40–60%, так как оставшееся время требуется для передвижения по городу, привлечения новых клиентов, ведения сайтов и так далее.

Многие коучи проводят тренинги, за которые в целом тоже берут около 100 долларов в час.

Возьмём обычный рабочий день человека - 8 часов. При загрузке 40% наш коуч отработает 3 часа в день. Это будет три коучинговых сессии длительностью по 60 минут. За такой день коуч заработает 300 долларов (при условии, что коуч не давал скидок).

За 20 рабочих дней коуч зарабатывает 6 000 долларов.

Это человек, который не занимается другим видом деятельности, кроме коучинга. Таких немного, но я знаю нескольких представителей.

Чаще же доход коуча колеблется в районе 3 000 –10 000 долларов.

Если коучинг не является основной деятельностью для человека и кроме него есть постоянная работа, такой коуч проводит не более одной сессии в день. И не на все 5 дней у него есть клиенты. Обычно это 3–4 дня. Что даёт 300–400 долларов в неделю или 1 200–1 600 долларов дополнительного дохода в месяц.

Есть и такие коучи, которые практикуют коучинг исключительно для поддержания своего опыта и проводят одну сессию в неделю. Что даёт 400 долларов в месяц.

Может ли коучинг быть полезным для меня?

Готов ли ты к коучингу?

Оцени от 1 до 4, где 1 - неверно, 4 - совершенно верно.

Можно рассчитывать, что я буду вовремя приходить на встречи 1 2 3 4
Я буду соблюдать договорённости и держать слово 1 2 3 4
Я хочу слушать и принимать советы от моего коуча 1 2 3 4
Я говорю прямо и обещаю моему коучу отношения «без игр» 1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу, что не получаю желаемого результата,
если у меня появится такое ощущение
1 2 3 4
Я догадываюсь, что у меня есть убеждения, ограничивающие
моё развитие, и сейчас настало время совершить шаги
по продвижению вперёд
1 2 3 4
Я готов расширять свои рамки и заменить неэффективное
поведение более эффективным
1 2 3 4
Я полностью готов выйти на новый уровень в своей жизни 1 2 3 4
Я хочу экспериментировать с идеями и концепциями,
которые будет предлагать коуч
1 2 3 4
Я сразу же скажу коучу о том, что он пересекает мои личные границы,
и в этом случае попрошу его поменять свой подход
1 2 3 4
Я готов меняться ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС 1 2 3 4
Я знаю, чего хочу, и буду использовать коуча, чтобы достичь этого 1 2 3 4
Я полностью осознаю, что вся ответственность за результаты лежит на мне 1 2 3 4
Я хочу, чтобы коуч всегда говорил мне правду при любых обстоятельствах 1 2 3 4
У меня есть необходимые ресурсы для оплаты коучинга,
и я считаю коучинг стоящей инвестицией в мою жизнь
1 2 3 4

»
___________ общий балл

Итог:

  • 60–53. Ты очень хороший кандидат для коучинга!
  • 52–47. Ты готов. Лёгкое сопротивление сдерживает тебя. С этого можно начать коучинг.
  • 46–39. Ты в выжидательной позиции. Перед тем как начать работу, нам сначала лучше поговорить о том, почему ты думаешь о коучинге.
  • 38–0. Возвращайся, когда будешь готов принять решение. Сейчас ты не готов взять ответственность и сделать значительные изменения в жизни. Коучинг для тех, кто ГОТОВ. Сейчас, возможно, ещё не твоё время. Этот срез даёт тебе понимание, где ты находишься сейчас.

Могу ли я сам стать коучем?

Вы можете смело дать положительный ответ на этот вопрос, если сможете ответить «да» на все пункты:

  • Вы хотите помогать другим людям добиваться своих целей.
  • Готовы стать образцом для них и для этого добиваться своих целей в разных сферах жизни.
  • Готовы выделить время на обучение и базовую практику коучинга (более 100 часов).
  • У вас есть время для проведения коучинговых сессий после окончания обучения.
  • Готовы учиться, тренироваться проводить сессии в присутствии других, получать обратную связь от тренера.

Что нужно, чтобы стать коучем?

Алгоритм здесь следующий:

  1. Выберите школу, которая вам подходит по местоположению, времени проведения курсов, отзывам и имеет сертификацию ICF.
  2. Насобирайте деньги на курс (1 000–2 000 долларов).
  3. Пройдите курс обучения (в среднем 1–3 месяца интенсивных аудиторных занятий по 2–3 дня в неделю или 10–12 месяцев онлайн-занятий один раз в неделю по 60–90 минут).
  4. Начните проводить бесплатные коучинговые сессии. Нужно провести минимум 100 часов.
  5. Начните рассказывать окружающим о том, что вы стали коучем.
  6. Создайте свой сайт.
  7. Начните привлекать клиентов.

Мой путь коуча: как я им стал и что мне это дало

Изначально обучаться коучингу я пошёл совсем не для практики коучинга, а для улучшения своих навыков руководителя. Моя команда выросла с 2 до 10 человек, и нужно было научиться ими эффективно управлять. Так как все основные книги по менеджменту на тот момент я прочитал, то советы по управлению я искал в области лидерства.

Тренинги по лидерству не вызвали у меня интереса и уважения, поэтому я переключился на коучинг. Я познакомился с коучем, который рассказал и показал мне, что такое коучинг, и моё обучение началось. Учился я в Международной академии коучинга MAXIMUM (не сочтите за рекламу) у Максима Цветкова в течение 10 месяцев, каждую неделю по 90 минут в формате вебинаров.

Выполняя все домашние задания, я начал ставить себе цели, работать над их достижением и увидел эффективность коучинга как способа достижения целей (хотя хотел просто научиться управлять людьми).

Коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

По окончании курса я уже имел чёткие цели во всех сферах жизни. Кроме того, мои сотрудники заметили перемены в моём стиле управления, и наши отношения стали на порядок лучше.

Для получения сертификата мне нужна была практика коучинга, поэтому я стал коучить всех знакомых. Так получилось, что многие из них очень быстро добились своих целей. Один из моих подчинённых после месяца коучинга ушёл на более высокую должность в другую компанию с заработной платой в два раза выше. :)

Я понял, что коучинг работает как волшебство: достаточно поставить перед собой цель и осознать пути её достижения, как ты автоматически начинаешь над ней работать.

Сертификат я получил и начал неактивно коучить тех клиентов, которые приходили ко мне в основном по рекомендации. Со временем таких клиентов становится больше. Но для меня основной приоритет - это моя карьера: я хочу стать СЕО через 5 лет, поэтому коучингу я не уделяю столько времени, сколько мог бы. Для меня это, скорее, возможность заработать карманные деньги на любимые игрушки (телефон, ноутбук) на выходных.

Что мне дал коучинг:

  • Достижение ряда целей (карьера, здоровье, зарплата).
  • Опыт управления людьми в более демократичном стиле.
  • Знакомство с новыми и интересными личностями.
  • Осознание своего предназначения.
  • Более сбалансированную жизнь.
  • Улучшение взаимоотношений с окружающими.

С дополнительной информацией на тему коучинга и развития можно ознакомиться на моем сайте . :)

Коучинг – что это такое? В этой статье речь пойдет не просто об этом понятии, а о его плюсах и минусах, о том, чем отличается коучинг от обычного обучения . Вы узнаете, кто лучший коуч в мире, как выбрать хорошего коуча.

Из статьи Вы узнаете:
  • Определение и виды коучинга.
  • Отличия коучинга от обычного тренинга.
  • Кому нужен и кому не поможет коучинг?
  • Как работает коучинг?
  • Как выбрать хорошего коуча?
  • Примеры жизненных целей, требующих помощи коуча.
  • Кто лучший коуч в мире? Основатель коучинга.
  • + ВИДЕО: полезный ПРИМЕР «ВНУТРЕННЕЙ ИГРЫ», которая привела к успеху.

Коучинг (от англ. coaching — тренировка ) впервые возник в 70-х 20 века в Америке на стыке спорта, менеджмента, психологии. Это специфический метод тренинга, в результате которого «коуч» (тренер), помогает своему ученику достичь конкретной профессиональной или жизненной цели. В этом главная особенность коучинга и отличие его от других видов обучения и тренингов. Коуч и его подопечный сфокусированы на достижении чётко обозначенной цели, а не на общем развитии.

Виды коучинга.

По количеству обучающихся — групповой коучинг и индивидуальный .

По применению:

  • Бизнес-коучинг. Предназначен для достижения целей компании. Коуч работает с руководителями и с сотрудниками.
  • Лайф-коучинг. Предназначен для достижения целей личности, для изменения себя, взаимоотношений с другими, повышения самооценки.

2. Отличия коучинга от обычного тренинга

Итак, главное отличие коучинга от тренинга, направленного на общее развитие, мы рассмотрели выше.

Главная отличительная особенность коучинга — это направленность на достижение конкретной цели, а не на общее развитие.

Рассмотрим еще одну отличительную особенность тренинга. Коучинг — это модный сейчас вид обучения. И понятно почему. Ведь коучинг всегда направлен на изменения . Это особенно актуально сейчас , в цифровую, информационную эпоху, когда мир стремительно меняется.

Отличие коучинга от других видов обучения в том, что они направлены на обучение прошлому опыту, а коучинг создается сегодня, сейчас, в настоящем, и поэтому направлен, ориентирован в будущее, направлен на изменения!

Коучинг призван настраивать личность к гибкости восприятия изменения мира. Фактически коучинг – это наука об изменениях мира, организации, человека.

Не поспоришь с тем, что мир и наша жизнь изменились кардинально. Понятие мейнстрима заменилось важностью быть непохожим на других. Быть всегда разным, непредсказуемым, неповторимым, всегда новым.

Жизнь стала яркой, многоцветной, ценность покоя и стабильности заменилась ценностью движения. Люди перестали ездить в гости в отпуск только к родственникам, они предпочитают увидеть весь мир. Люди стали работать на одном месте в разы меньше, чем раньше. Люди перестали бояться несколько много раз в жизни менять не только место работы, но и профессию

Фрилансеры раньше считались праздно шатающимися, а сейчас их стали считать устойчивыми. Праздный и свободный стиль жизни, который раньше осуждался, сейчас стал видеться всеми надежным и желанным.

Итак, новые правила в обществе возникают раньше, чем отмирают старые. Всегда есть люди, которые стремятся идти в ногу со временем, быть в авангарде. Могут ли они сами себе помочь в этом? Или лучше доверится специалисту? Быстрее с коучем или самому?

3. Кому нужен и кому не поможет коучинг?

Предположим, Вы решились сдвинуться с места и изменить свою жизнь. Осталось понять, сможете ли Вы сделать это самостоятельно или потребуется помощь коуча-тренера. Сейчас Вы получите ответ на это вопрос.

Рассуждения вслух: как быть первым, когда нужно делать одновременно множество дел, быть в роли сотрудника, отца/матери, мужа/жены, сына/дочери, друга и т. д. Как еще дополнительно к этой повседневной карусели дел добавить дела и задачи для изменений и перемен? Как не сойти с ума, не заработать шизофрению, делая каждый день все новый и новый выбор среди стольких направлений и возможностей? Какой выбрать путь, какую цель, какую работу, какую машину, телефон и т.д.

Итак, всем ли нужен коуч и коучинг? Изменений хочет тот, кто хочет большего. Поэтому коучинг только для тех, кто жаждет изменений в себе, для тех, жаждет получить больше, чем имеет, но при этом осознает риск и вероятность что-то потерять.

Новая эпоха требует новых знаний и умений, новых профессий. Наши личностные черты не всегда соответствуют требованиям нового дела, новым условиям, новой жизни. Изменить себя, подстроить под свое новое дело, стать большим, чем раньше был, соответствовать новым требованиям жизни. Причем, сделать это быстро.

Вы догадались, что здесь понадобится коуч. Такой вид коучинга (для изменения себя) называется лайф-коучинг. Если речь идет об изменении каких-либо профессиональных качеств, необходимых для конкретной компании, то речь идет о бизнес-коучинге.

Кому не поможет коучинг? Тому, кто всё знает и всё умеет и тому, кто ничего не хочет. Если к коучу привел друг или мама, коучинг не поможет. Коучинг нужен для самостоятельных людей с ясной целью и окончательно принятым решением её достичь.

4. Как работает коучинг?

Коуч – это во многом журналист, обладающий искусством правильно задавать вопросы. Он как-бы ведет человека по карте его жизни до полного прозрения, до распознания в себе тормозов и движущих сил. Коуч помогает направить взгляд человека на то самое важное, что приведет его к достижению его цели. Каждому человеку трудно посмотреть на свою проблему сверху, чтобы представить ее управляемой и как-бы «ручной». Человек не знает, как к ней подойти. Коуч же может перевести человека из состояния «не знаю, с чего начать» в состояние «я знаю, что делать».

Если говорить о технике, то коучинг строится на 4-х основных этапах:
  • Постановка цели.
  • Проверка реальности цели.
  • Подготовка плана достижения цели.
  • Реализация цели – называется этапом воли.

5. Как выбрать хорошего коуча?

Как быть уверенным, что Ваш коуч настоящий профессионал?

С хорошим коучем Вы не заметите, как пролетело время во время беседы. Если Вы чувствуете себя комфортно, естественно, не напряженно, если проблемы открываются Вам одна за другой, то знайте, Вы нашли действительно профессионала. Важный признак хорошего коуча: во время бесед Вы не замечаете, что он «работает». Работа настоящего коуча всегда не заметна, как работа хорошего водителя или хорошего банка.

6. Примеры жизненных целей, требующих помощи коуча.

«Назначили директором, раньше был отличным менеджером по продажам. Умею убеждать, но не умею руководить. Как научится управлять людьми?»

«Хочу доказать себе, что я что-то могу и заработать миллион. Много раз начинал, но всегда наступает апатия. Не знаю, что делать?»

«Фирма на грани банкротства. Но все же есть шанс все восстановить. Как выйти из депрессии и собраться для прорыва?»

«Хочу быть хорошим руководителем для всех, и для бывших друзей, а сейчас — подчиненных. Раньше были все в одной упряжке, теперь меня не понимают. Я не могу наказывать людей. Как перейти на новый стиль отношений. Что делать – не знаю»

«Хочу найти новую работу. Предложений много, но моя работа мне наскучила, хочу изменить профессию, хочу нового драйва».

7. Кто лучший коуч в мире? Основатель коучинга.

В начале статьи я уже упомянула о том, что коучинг появился в 70-х 20-го века на стыке менеджмента, спорта и психологии. Так вот, основателем коучинга, как специфического вида тренинга, считается Тимоти Голви (Википедия) . Концепцию метода коучинга он описал в книге «Внутренняя игра в теннис», 1974 г. и «Работа, как внутренняя игра». Он тогда тренировал теннисистов и заметил, что главной помехой в победе и в достижении цели, являются не соперники спортсменов, а «противник в голове». Коуч помогает человеку преодолевать внутренние препятствия. Для их преодоления Голви ввел метод «ВНУТРЕННЕЙ ИГРЫ» .

Стоит упомянуть последователей метода коучинга Тимоти Голви — Джона Уитмор а (применил метод к бизнесу и менеджменту) и Томаса Дж. Леонарда (основал Университет коучей).

А теперь главное: лучшие коучи в мире – это дети.

Прислушаетесь к их вопросам: зачем? почему? как? каким образом? что? Они не обучались техникам коучинга, но каким-то образом от природы им дано задавать вопросы в правильной последовательности. Как-будто они выполняют задание — вывести нас на более высокую ступень. Если Вы ответите на эти вопросы, Вы сможете разрешить многие свои внутренние проблемы, которые мешают Вам в достижении Ваших целей. Можете спросить у детей: «коучинг – что это такое?» Уверена, что в их ответе Вам откроется какая-то тайна о Вас самих.

Посмотрите в этом видео полезный ПРИМЕР «ВНУТРЕННЕЙ ИГРЫ», которая привела к успеху в работе:

Модуль 1. "ВДОХНОВЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КОУЧИНГА."

Основы коучинга. Базовые инструменты коучинга и шаги коуча в работе с клиентами и сотрудниками. Понимание процессов, происходящих в человеческом мозге. Коучинговые подходы, применяемые для повышения продуктивности и улучшения качества жизни.

Основной вопрос модуля: Что Вы хотите?

В результате Вы научитесь:

1. Создавать ясное видение целей у клиентов и сотрудников;

2. Формулировать эффективные цели, ведущие к качественным результатам;

3. Выстраивать более глубокое доверие с сотрудниками и клиентами;

4. Задавать эффективные открытые вопросы;

5. Соблюдению формата коуч-сессии;

6. Узнаете инструменты управления мотивацией и приверженностью целям и ценностям;

7. Поощрять клиентов и сотрудников к самоанализу, открытой обратной связи и развитию.

Скидки при предоплате:


Модуль 2. "ВНЕДРЕНИЕ. ТВОРЧЕСТВО ПРИ ПОИСКЕ РЕШЕНИЙ."

Разработка и внедрение проектов. Инструменты, направленные на успешную реализацию проектов: планирование, расстановка приоритетов, управление временем, раскрытие творческих стратегий.

Основной вопрос модуля: Как Вы можете достичь цели?

В результате Вы научитесь:

1. Стратегии творчества для успешной реализации планов;

2. Качественно, эффективно планировать, оставив себе достаточно свободы и гибкости;

3. Коучинговым инструментам для работы с запросами клиентов и сотрудников по темам реализации планов, управления времени, принятия решений;

4. Технологиям раскрытия внутреннего глубинного знания клиентов и сотрудников;

5. Навыкам управления своим ресурсным состоянием и сможете помогать в этом клиентам.


Стоимость тренинга, 1 Модуль 48 000 руб.

Скидки при предоплате:
5% - при предоплате за 2 модуля
10 % - при предоплате за 4 модуля, для региональных участников
15% - для многодетных родителей, для 3 и более участников от одной организации

Модуль 3 "ПРИВЕРЖЕННОСТЬ. КОУЧИНГ ГЛУБИННЫХ ЦЕННОСТЕЙ."

Работа с ценностями: раскрытие потенциала команд и людей через ценности. Индивидуальный процесс исследования глубинных ценностей и помощь в этом другим. Спиральная Динамика Клэра Грейвза: эволюция ценностей людей, организаций и общества.


Основной вопрос модуля: Зачем? Почему это важно?


В результате Вы научитесь:

1. Определять глубинную мотивацию как свою собственную, так и своих клиентов и сотрудников;

2. Технологиям соединения людей с их глубинными ценностями;

3. Обнаруживать сценарии, блокирующие эффективную коммуникацию, и обретете методы успешной работы с ними;

4. Проводить коуч-сессии по развитию ценностей и приверженности целям;

5. Усилите навыки проведения совещаний команд, опираясь на ценности каждого.

Продолжительность модуля курса коучинга: 4 тренинг-дня.
Стоимость тренинга, 1 Модуль 48 000 руб.

Скидки при предоплате:
5% - при предоплате за 2 модуля
10 % - при предоплате за 4 модуля, для региональных участников
15% - для многодетных родителей, для 3 и более участников от одной организации

Модуль 4. "ИНТЕГРАЦИЯ МАСТЕРСТВА. ИСКУССТВО ЗАВЕРШАТЬ ПРОЕКТЫ. "

Искусство завершать проекты. Технологии интеграции мастерства. Экспресс-диагностика и эффективные коммуникации с клиентами. Инструменты повышения стрессоустойчивости. Интеграция коучинговых технологий и навыков профессионального коуча.

Основной вопрос модуля: Как Вы поймете, что достигли цели?


В результате Вы научитесь:

1. Эффективно завершать проекты и подводить итоги;

2. Создавать карту успеха для себя и клиентов;

3. Выстраивать эффективные коммуникации с разными типами клиентов;

4. Быть в ресурсном состоянии и помогать входить в него клиентам;

5. Экспресс-диагностике: прогнозу поведения людей, оценке компетентности сотрудников, проведению интервью по развитию и оценке персонала.

Продолжительность модуля курса коучинга: 4 тренинг-дня.
Стоимость тренинга, 1 Модуль 48 000 руб.

Скидки при предоплате:
5% - при предоплате за 2 модуля
10 % - при предоплате за 4 модуля, для региональных участников
15% - для многодетных родителей, для 3 и более участников от одной организации

Автор программы : Доктор Психологии Мэрилин Аткинсон - коуч, тренер и выдающийся специалист, сертифицированный тренер, ученица уникального Мастера - Милтона Эриксона. Мэрилин является автором многих работ, с 1985 года ведет активнейшую преподавательскую и консультативную деятельность в обучении коучингу в ведущих корпорациях мира, является основателем и президентом Международного Эриксоновского Университета (Канада), имеющего представительства и ведущие курсы коучинга в 28 городах в 10 странах.


Для кого эта программа:



Ключевые результаты для вас:

  • Освоение профессии коуча;
  • Умение эффективно разрабатывать стратегии, расставлять приоритеты, завершать проекты и достигать цели;
  • Приобретение и интеграция навыков коучинга и самокоучинга; Коучинг высокой эффективности;
  • Развитие способности задавать вопросы с легкостью и вдохновением;
  • Глубокий системный профессиональный и личностный рост в процессе обучения;
  • Раскрытие ресурсов собственного стиля руководства;
  • Развитие способности к стратегическому мышлению, что позволяет руководителям стать лидерами в своей области бизнеса;
  • Способность формировать Видение, вдохновлять команды и достигать результата;
  • Освоение методологии коучинга для применения во всех областях жизни, для обретения баланса и гармонии.

Методы проведения программы :


Программа дает новейшие разработки в области человеческого развития, коучинг высокой эффективности. Вы ускорите свой профессиональный рост и личное развитие с помощью новых понятий и элегантных техник, которые вы сможете использовать практически сразу. Обучение коучингу высокой эффективности проходит интерактивно, тренер демонстрирует методы коучинга, которые каждый их участников сможет проработать на практике в роли клиента и в роли коуч - руководителя(консультанта). В процессе обучения коучингу вы сможете задать вопросы и получить квалифицированную консультацию от тренера и ассистентов программы - сертифицированных коучей.


Курс включает тестирование и сертификацию коучей.

По окончании курса обучения коучингу, прохождении тестирования и сертификации вы получаете Сертификат Коуча Эриксоновского Университета (Канада) международного образца. Тестирование и сертификация по стандартам Международной Федерации Коучинга (ICF).

Обучение в Эриксоновском Университете на модулях I – V дает возможность получения сертификата о завершении программы ACTP и подачи документов на аккредитацию в ICF.

Программа «Наука и искусство трансформационного коучинга» (I – IV модули) имеет статус ACSTH ICF аккредитованной программы (ACSTH – подтвержденное ICF определенное количество часов тренингового обучения коучингу), и является первым этапом обучения в программе ACTP.

Обучение коучингу. Коучинг высокой эффективности. Курсы коучинга.

Крупные компании и солидные международные организации делают ставку на высококвалифицированный персонал. Сотрудников отправляют на курсы повышения квалификации, обучающие тренинги, специализированные семинары и программы. Многие из этих мероприятий оказываются действительно эффективными в решении вопросов менеджмента, маркетинга, управления персоналом и стратегического развития. Сотрудники, посетившие учебно-практические курсы, начинают лучше понимать, что и в каком виде от них требуется.

Не умаляя пользы открытых семинаров и занятий, стоит заметить, что гораздо больший потенциал несут в себе корпоративные тренинги. На них обсуждаются и прорабатываются вопросы более частного порядка, решаются конкретные проблемы менеджеров и управляющих, принимается во внимание специфика деятельности компании, а традиционные модели и схемы бизнес-процессов адаптируются с учетом специализации, торговой и коммерческой деятельности предприятия.

Заказчик корпоративных тренингов в лице руководства компании ставит перед бизнес-тренером (коучем) ряд задач, которые необходимо решить за период прохождения сотрудниками обучения; оговариваются вопросы, по которым тренеру-коучу нужно пройтись вместе с сотрудниками, чтобы изменить ситуацию в компании, будь то горячие продажи, корпоративное поведение, исполнение обязанностей, рабочий дух коллектива.

Однако в настоящее время большинство лиц, так или иначе связанных с бизнес-образованием, проводит разграничение между деятельностью бизнес-тренера и тренера-коуча. В первом случае речь идет в большей степени о развитии профессиональных компетенций человека, тогда как во втором акцент делается на способности личности и ее потенциал. Исходя из самих названий, бизнес-тренер помогает человеку разобраться с бизнесом, профессиональной деятельностью, а коуч-тренер выступает в роли наставника, сторонника и помощника, апеллирующего к внутренним качествам и свойствам натуры конкретного индивидуума.

Настоящий коуч - тренер и консультант в одном лице. Он поможет определиться с целями, расставить приоритеты, осознать незадействованные внутренние ресурсы, увидеть новые возможности в ситуации, бесперспективной на чей-либо субъективный взгляд. Тренер-коуч выявит внутренние преграды и барьеры, контрпродуктивные установки и взгляды, тянущие все время назад и мешающие развитию личности.

Коуч-тренер работает не только с человеком, но и с ситуациями, с которыми человек не может справиться самостоятельно. Диагностика, прогнозирование, контроль - основные способы решения проблем как в личной жизни, так и на трудовом поприще.

Самостоятельно справиться с затруднениями, возникшими в профессиональной деятельности, могут единицы. Это те, кто обладает силой воли, духа, решимостью, восприимчивостью новым идеям и предложениям. Часто у таких людей вообще не возникает проблем в данной сфере. Коуч и тренер нужен тем, кто неспособен взглянуть на ситуацию отстраненно и увидеть свежим взглядом возможные пути выхода из личностного или профессионального кризиса.

Коуч-тренер дает советы, объясняет причины тупиковых ситуаций, возможные последствия дальнейших неправильных действий работников, предлагает новые подходы к выполнению обязанностей, если старые перестали приносить положительные результаты. Кроме этого, в арсенале каждого опытного коуч-тренера имеется масса заданий и упражнений для тренировки и выработки полезных навыков, стимулирующих усвоение новых моделей поведения, мысленных установок, улучшающих самомотивацию.

В любом деле, в том числе и в бизнесе, можно достичь гораздо большего, если задействовать все ресурсы, использовать все имеющиеся возможности, учитывать все сопутствующие факторы. Развить такие способности у вас или вашего персонала поможет квалифицированный бизнес-тренер , психолог и консультант в сфере бизнес-стратегий Игорь Вагин. Бесценный опыт эксперта может стать частью вашего личного опыта, который принесет пользу не только вам, вашей компании, но и всем подчиненным.

Вас когда-нибудь приглашали на коучинг? Наверняка хотя бы однажды вам на почту приходило письмо с подобным предложением.

В современный русский язык перекочевало множество английских терминов, используемых в деловом общении, и коучинг – одно из таких слов.

Коучинг английское слово, напрямую заимствованное из этого языка, где «coaching» означает тренировку, обучение. Так сегодня называют методику индивидуальной работы коуча с клиентом, в процессе которой клиент получает новый, более широкий взгляд на свои возможности, освобождается от стереотипов и использует свое новое состояние для профессионального или .

Коучинг появился в конце 80-х годов ХХ века. Его автором считается американец Т.Дж. Леонард, который разработал эту систему во время своей работы финансовым советником. Клиенты постоянно просили у него совета не только в сфере управления финансами, но и в различных жизненных ситуациях.

Обобщив этот опыт, Леонард с 1982 года начал практику коучинга. Это направление приобрело популярность вначале в Соединенных Штатах, а затем распространилось на остальной мир.

Коучинг практикует подход к каждому человеку как к сформировавшейся личности, в которой уже заложены ее цели, стремления и пути их реализации. Поэтому свою главную задачу коуч видит не в формулировании для клиента путей решения его проблемы, а в совместном поиске этих путей, индивидуальных для каждого человека.


Коучинг воспринимается как процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого. Но главной целью является не достижение каких-то материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Нельзя воспринимать позицию коуча как эксперта, который одобряет или не одобряет те или иные действия своего клиента. Его задача – укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации.

Методики коучинга находят чрезвычайно успешное применение в образовании. Они помогают обучаемому самому раскрыть свой потенциал и добиться самых высоких результатов без какого-либо принуждения.

Коучинг формирует готовность учащихся к саморазвитию, проектирует и конструирует образовательную среду школы или вуза, помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.

Обучение принципам коучинга несет огромную пользу для преподавателей, так как они могут по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение учащихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных. В результате педагог помогает формированию личности с широким кругозором, ориентированной на саморазвитие, ответственной и самостоятельной.

Собственно говоря, коучинг как практика был сформирован в бизнес-среде и для бизнес-среды. Естественно, для предпринимательской деятельности его технологии адаптированы как нельзя лучше. С помощью коуча бизнесмен получает возможность понимания бизнес-процессов, сформулировать новые цели и наметить пути их достижения.


При этом коуч, как правило, абсолютно далек от специализации коучируемого и только помогает ему научиться решать свои задачи более легкими, простыми и доступными средствами. Курс коучинга, как правило, приносит умение быть настоящим лидером для своей команды, находить остроумные и нестандартные решения самых сложных проблем, быть уверенным в себе и нести полную ответственность за свои действия, не перекладывая ее на других.

Грамотный руководитель обязательно организует коучинг своему персоналу, т.е. наиболее ответственным в своей компании. Чем более компетентными и организованными будут сотрудники, чем выше у них будет мотивация и возможность добиться успеха, тем эффективнее будет их деятельность.

Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте.

Коуч может быть как приглашенным со стороны, так и сотрудником компании, в последнем случае он помогает сформировать стиль общения руководителя с подчиненными так, чтобы персонал действовал с максимальной самостоятельностью, но для блага компании.

Понятия коучинга и тренинга близки, но далеко не идентичны. В процессе тренинга человек осваивает новые подходы и новые методики, но тренер преподносит их в готовом виде, фактически навязывает своему клиенту. В то же время обучаемый принимает эти методики на веру, не задаваясь вопросом, насколько они подходят именно для него.


Коуч, напротив, ничего никому не навязывает, а только помогает человеку самостоятельно найти оптимальное для него решение. Коучинг – это раскрепощение, привитие навыка к самостоятельному анализу ситуации, формированию выводов и составлению плана действий.

 


Читайте:



Интерактивный плакат к урокам окружающего мира подготовила гревцова светлана анатольевна учитель начальных классов мбоу сош с

Интерактивный плакат к урокам окружающего мира подготовила гревцова светлана анатольевна учитель начальных классов мбоу сош с

Цели проведения: Развивать у учащихся интерес к урокам “Окружающего мира”; повысить образовательный уровень; осуществлять экологическое...

Творожная запеканка в мультиварке Диетические запеканки в мультиварке редмонд

Творожная запеканка в мультиварке Диетические запеканки в мультиварке редмонд

Шаг 1: готовим творожную смесь.В первую очередь при помощи пекарской кисти смазываем дно, а также внутренние стенки чаши мультиварки тонким слоем...

Ростбиф из телятины су-вид Пошаговый рецепт приготовления

Ростбиф из телятины су-вид Пошаговый рецепт приготовления

Ростбиф из телятины су-вид в банке - абсолютно восхитительная на вкус закуска, не требующая от повара, в общем-то, никакой особой кухонной техники...

Вкусные рецепты кабачков с фаршем, тушеных в соусе и запеченных в духовке

Вкусные рецепты кабачков с фаршем, тушеных в соусе и запеченных в духовке

Фаршированные кабачки — любят кушать все, потому что это есть напоминание о лете, а если — это сытное и полезное блюдо. Фарш для кабачка может быть...

feed-image RSS