Разделы сайта
Выбор редакции:
- Празиты: описание, примеры
- Типы межвидовых отношений
- Что включает в себя процесс созревания ирнк
- Русско шумерский. Шумерский словарь. Главные загадки не раскрыты
- Ирландский язык Ирландский язык для начинающих: зачем и как учить
- Уроки практической медитации Ошо для начинающих
- Мировые религии Сколько религиозных конфессий
- Мировые религии. Основные виды религий. Мировые религии Сколько религий на земле
- Уроки медитации для начинающих Уроки медитации дада
- Жития Святых: Житие святой царицы Пульхерии
Реклама
Наблюдение и наблюдательность. Индивидуальные различия восприятия. Анализ процесса восприятия |
Основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств, целостное отображение предмета. Отличием восприятий от ощущений обеспечивается качественно новым характером отражения человеком окружающей действительности, реализующимися через конкретные их свойства. По сравнению с ощущениями, восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. Без анализа невозможно осмысленное восприятие. Именно анализ обеспечивает выделение объекта восприятия, на основе которого осуществляется синтез всех свойств объекта в целостный образ. Понятие восприятия, функции восприятияВосприятие – психич.процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя. В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека. Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Чувственный образ является объектом изучения многих наук. Специфичный предмет психологии восприятия состоит в том, что она изучает механизмы, порождающие этот чувственный образ, механизмы перцептивного управления и контроля деятельности. Основные характеристики образа восприятия:Условием существования и действия в мире объектов является соответствие субъективного описания, объективным качествам и свойствам этих объектов – это адекватность образов восприятия объектов. Непосредственность восприятия придает воспринимаемому содержанию ощущение реальности, достоверности. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты. Восприятие дает целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни. Преднамеренные восприятия характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно поставленная цель. Они связаны с известными волевыми усилиями человека. Непреднамеренные восприятия - это такие восприятия, при которых предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека. Организованное восприятие (наблюдение ) - это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет вторая сигнальная система. Неорганизованное восприятие - это обычное непреднамеренное восприятие окружающей действительности. Рефлекс на отношение - физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенностиотношений между ними Особым видом восприятия является наблюдение. Это преднамеренное, планомерное восприятие, предпринимаемое с какой-либо определённой целью. Наблюдение - это изучение, исследование объекта, осуществляемое в процессе восприятия. Уменье наблюдать имеет огромную ценность в самых различных областях деятельности. Достаточно напомнить, с одной стороны, роль наблюдения для художника, с другой - место, которое занимает наблюдение в научном исследовании. Уменье это даётся не сразу, оно воспитывается. Для приобретения его очень полезно знать, от чего зависит качество наблюдения, какими условиями оно определяется. С важнейшими из этих условий мы сейчас познакомимся. Хорошее наблюдение предполагает прежде всего ясную постановку задачи. Нельзя наблюдать «вообще», не имея перед собой никакой определённой задачи. Предложите кому-нибудь стать на людном перекрёстке улиц и наблюдать. Разумный человек обязательно спросит вас, что же именно он должен наблюдать и для какой цели. Иначе говоря: какова задача его наблюдения? Задача, стоящая перед наблюдателем, организует его внимание, указывает, на что именно оно должно быть направлено. Хорошим наблюдателем мы назовём того, кто умеет подчинять своё восприятие стоящей перед ним задаче. Наблюдение должно быть возможно более полным и детальным. Но полнота наблюдения не характеризуется просто количеством собранных сведений. Наблюдение, производимое артиллерийским наблюдателем в боевой обстановке, не станет полнее от того, что он заметит, какие растения имеются на лугу, и откроет птичьи гнёзда на соседнем дереве. Полнота наблюдения предполагает уменье подмечать всё существенное с точки зрения стоящей задачи. В этом же смысле надо понимать и требование детальности наблюдения. Хороший наблюдатель умеет заметить мельчайшие детали, ускользающие от внимания другого человека, но не какие-нибудь вообще детали, а именно те, которые существенны с точки зрения цели и задачи наблюдения. Успех наблюдения в сильной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Поэтому-то наилучшими наблюдателями являются хорошие специалисты в данном предмете. Наблюдение агронома за молодыми всходами будет тем эффективнее, чем больше он знает о посеянном сорте семян, о характере почвы, о тех агротехнических приёмах, которые могут быть использованы. Чтобы успешно вести наблюдение, надо хорошо к нему подготовиться. Знания не только дают человеку возможность глубже и содержательнее мыслить; они дают ему также возможность глубже и содержательнее воспринимать вещи. Кто много знает, тот умеет и многое видеть в вещах. Знающий ботаник откроет немало важного и интересного в малозаметной травинке, в которой неосведомлённый человек не увидит ничего, достойного внимания. Наблюдение должно быть систематическим и планомерным. Если попросить школьника лет восьми-девяти перечислить предметы, которые имеются в комнате, он немедленно начнёт называть то, что первым попадается ему на глаза, выхватывая то из одного, то из другого угла комнаты. Это пример бессистемного и непланомерного наблюдения. Очевидно, что таким путём никогда нельзя составить исчерпывающего перечня. Взрослый, получив такое же предложение, поступает в большинстве случаев иначе. Он намечает некоторый план, систему или порядок наблюдения: «начну от двери и сначала буду называть то, что стоит вдоль стен», или: «сначала перечислю все крупные вещи - столы, шкафы, диваны, потом то, что стоит на них, затем то, что висит на стенах». При более сложных и содержательных задачах и план наблюдения будет соответственно более сложным. Опытные наблюдатели обыкновенно имеют привычную, выработанную длительным опытом систему наблюдения, составляющую существенную часть их индивидуального мастерства. Характерным признаком наблюдения является связь восприятия с активной работой мышления. Недаром наблюдение называют иногда «мыслящим восприятием» или «думающим восприятием». Мыслительная деятельность в процессе наблюдения ярче всего проявляется в сравнении наблюдаемых вещей. Сравнивая данный объект с другим, можно легче уловить его сущность, понять, к какой категории вещей он относится и в чём его своеобразие. Большое значение для наблюдения имеет словесная формулировка результатов наблюдения. Процесс целенаправленного наблюдения не может дать плодотворных результатов, если мы ограничимся простым созерцанием объекта. Определённую сторону, черту предмета человек часто может выделить лишь тогда, когда назовёт её, обозначит её словом. Если человек знает, что по окончании наблюдения он должен дать отчёт обо всём, что он видел и слышал, полнота и точность наблюдения значительно увеличиваются. Это объясняется тем, что, готовясь к предстоящему отчёту, мы уже в самом процессе наблюдения стремимся закрепить словами содержание восприятия: подыскать точное название предметам, которые мы замечаем, описать их отличительные особенности и т. д. А это заставляет нас до конца осмысливать воспринимаемые факты, сосредоточивать внимание на всём существенном, добиваться ясности и точности наблюдения. С этой стороны очень полезна имеющаяся у некоторых людей привычка во время путешествия, при посещении музеев, выставок, спектаклей, при случайном столкновении с интересными событиями мысленно готовить рассказ друзьям, товарищам или родным о том, что пришлось увидеть и услышать. Чтобы стать хорошим наблюдателем, недостаточно овладеть искусством полного и точного восприятия; надо ещё приобрести искусство закреплять результаты восприятия, в той или другой форме давать отчёт о них. Наблюдение отличается от простого восприятия тем, что здесь ведущую роль играет работа второй сигнальной системы. Весь процесс наблюдения основан на тесном взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Конец работы - Эта тема принадлежит разделу: ПсихологияУчпедгиз Москва г.. оглавление.. оглавление глава i предмет психологии общее понятие о психике.. Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Что будем делать с полученным материалом:Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Все темы данного раздела:Общее понятие о психике
Психика и деятельность
Основные законы высшей нервной деятельности
Методы изучения психической жизни человека
Значение психологии
Вопросы для повторения
Общее понятие о возникновении и развитии психики
Условия жизни и психика животных
Сознание человека
Вопросы для повторения
Общее понятие об ощущениях
Виды ощущений
Чувствительность и пороги
Адаптация
Взаимодействие ощущений
Изменение чувствительности под влиянием требований жизни и деятельности
Вопросы для повторения
Общее понятие о восприятии
Физиологические основы восприятия
Анализ процесса восприятия
Иллюзии
Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении
Вопросы для повторения
Общее понятие о внимании
Физиологические основы и внешнее выражение внимания
Непроизвольное и произвольное внимание
Борьба с отвлечением внимания
Основные свойства внимания
Рассеянность
Воспитание внимания
Вопросы для повторения
Общее понятие о памяти
Ассоциации и их физиологическая основа
Запоминание
Борьба с забыванием
Воспроизведение
Представления и их характерные особенности
Типы памяти
Качества памяти
Воспитание памяти
Вопросы для повторения
Общее понятие о воображении
Пассивное и активное воображение
Воссоздающее воображение
Творческое воображение
Воображение и чувство
Преобразование представлений в воображении
Вопросы для повторения
Общее понятие о мышлении
Речь и отношение её к мышлению
Понятие и слово
Основные мыслительные процессы
Процессы мышления при решении задач
Качества ума
Культура речи
Вопросы для повторения
Общее понятие о чувствах
Физиологическая основа чувств
Выражение чувств
Чувства и познавательные процессы
Чувства и деятельность
Эмоциональная память
Основные качества чувств
Аффекты
Настроения
Чувство долга
Индивидуальные различия в области чувств
Вопросы для повторения
Мотивы и цели
Непроизвольные и произвольные движения
Виды действий
Понятие о воле
Анализ волевого действия
Волевые качества человека
Воспитание воли
Вопросы для повторения
Задачи и мотивы деятельности
Сознание и деятельность
Привычки
Творческая деятельность
Вопросы для повторения
Психические свойства личности
Интересы и склонности
Способности и одарённость
Темперамент
Характер
Черты характера советского человека
Вопросы для повторения
. Рис 2212. Особенности восприятия . Предметность восприятия проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свой смысл, природу, назначение. Воспринимая предметы, лю юдина, в первую, очередь, ориентируется в них по их функциями. Предметность восприятия развивается в процессе жизнедеятельности человекни. . Целостность восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств. Даже если предмет не представлен для восприятия полностью, его перцепт тивный образ"достраивается"до завершенной формы на основе воспринятых элементов. Например, в слове восприятияі сприймання. . Константность - это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, воспринимаемых при изменении расстояния, ракурса, освещенности . Избирательность восприятия заключается в выделении одних объектов как основных сравнению с другими. То, что находит в центре внимания человека при восприятии называют объектом восприятия, а остальные - фоном. Иначе говоря, в воспримем манные человека в данный момент всегда что-то является основным, а что-то - второстепенным (например, как на рис 224, 225, 226, 2272.6, 2.2.7). С избирательностью восприятия тесно связана еще одно свойство: апперцепция апперцепция - это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний. Так, восприятие разных людей является отличным. Также довольно часто человек сп принимает не то, что есть наспради, а то, что является желательным для нееї. . Осмысленность восприятия заключается в том, отраженные предметы и явления человек сразу же называет, используя вторую сигнальную систему. Следовательно, уже в самом акте восприятия происходит соотнесение предмета спр риймання с его значением. Например, указание на то, что на рисунке изображена собака, сразу же формирует определенный образ восприятия (Рис 2213.13). Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование, практическая деятельность с ними . Обобщенность восприятие - это отражение . Рис 2213. Силуэтное изображение апперцепция может быть стойкой (под влиянием профессии, жизненного опыта) и временной (в результате изменения условий и установок) единичного случая как особого вида общего. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний Осмысленность и обобщенность хорошо выявляются при восприятии незаконченных рисунков. Эти рисунки дополняются нашими опытом и знаниями Наблюдение и наблюдательностьВ процессе познания окружающей действительности восприятие может перейти в наблюдение . Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие объектов, в познании которых заинтересована личность является наиболее развитой формой преднамеренного восприятия Наблюдение характеризуется высокой активностью. Его систематический характер позволяет проследить явление в развитии . Рис 2214. Структура наблюдения Если человек систематически упражняется в наблюдении, совершенствует культуру наблюдения, у него развивается такая личностная свойство, как наблюдательность . Наблюдательность - это умение человека выделять характерные, но едва заметные особенности предметов и явлений Наблюдательность формируется в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности Восприятие и наблюдение человека характеризуются общими закономерностями и индивидуальными особенностями. Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому отбор в процессе восприятия особенностей пр редметив является специфическим для каждого из нас. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией, а также спецификой функционирования органов чувств (остротой зрения, слуха, изяществом обоняния, вкусаку). Индивидуальный характер восприятия и наблюдательности может проявиться в динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски Основные типы восприятия1) аналитический (попытки человека выделять и анализировать прежде детали, подробности); 2) синтетический (склонность к обобщенного отражения явлений и определения сути происходящего); 3) аналитико-синтетический (попытка понять основную сущность явления и фактическое ее подтверждения); 4) эмоциональный (склонность человека скорее к высказыванию своего отношения, собственных переживаний, вызванных определенными явлениями, чем к определению их сущности или свойств). Такое восприятие является путаным, н неорганизованныхм. В повседневной деятельности человеку следует непременно учитывать индивидуальные особенности восприятия других лиц. В профессиональной деятельности это позволит сформировать и усовершенствовать собственные перцептивные действия, разви инуты наблюдательность, а также сформировать умения можно объективно отражать окружающий свит. Чем отличается Восприятие и Наблюдение? Восприятие пассивно и максимально широко охватывает. Наблюдение активно и часто охватывает что-то конкретное. Наблюдение за работой Органов Восприятия это одна из основных практик. Восприятие присутствует всегда «само по себе» в той мере, в какой позволяют Органы Восприятия. По сути Восприятие и Сознание это одно и то же. Просто слово «Восприятие», а еще точнее «Воспринимание» это глагольная форма существительного, синоним слова Сознание. Сознание Воспринимает всегда. Ему все равно что Воспринимать человека, животное, насекомое, или камень. Это все просто разные наборы Органов Восприятия, получившие на некоторое время возможность существовать независимо в определенных условиях. А вот какие Органы Восприятия у насекомых, либо того же камня? С названием этих Органов у нас большие трудности. Если известные нам Зрение, Слух, Осязание, Обоняние и Вкус еще можно как-то смоделировать, то с другими не все так просто. Опыт таков: очень глубокое погружение в себя, при стечении других обстоятельств, вызывает аномальное, колеблющееся разотождествление с существующей человеческой формой. Возникают проблески Восприятия других форм жизни вполне земных, если Орган Зрения хоть в какой-то мере функционирует. Там и животные, и леса с полями, и камни в том числе. Камни это довольно странная форма жизни. Можно сказать, что это нечто быстро двигающееся, но во временном континууме в миллиарды раз менее плотном, чем нам известный. Это какая-то концентрированная структура, задающая для человеческого Осязания границы проявлений. Через какой Орган подобное воспринимается? Очевидно, что для перевода в слова используется Интеллект. А до него видна работа известных уже Органов Восприятия. А вот одновременно с ними, или до них пока (вот он, оптимизм!) не понятно, как сформулировать. Восприятие это и есть воспринимающий. Так любил говаривать Джидду Кришнамурти и я пару лет ломал мозг над подобными оборотами речи. Это очень точные обороты и крайне парадоксальные. Они не логичные, как та головоломка-конструктор, которую удается быстро разобрать бросанием на землю и почти никогда не удается последовательно передвигая отдельные ее элементы. Сознание проявлено в той мере, в которой работают Органы Восприятия. Допустим ночью есть лишь смутное «восприятие сна» эдакое размытое фоновое Осязание. Это потому что Органы Восприятия работают в таковой мере. Осознанные сновидения в этом смысле любопытны. Это когда вдруг активизируется Интеллект, а остальные Органы еще «спят». Если вдруг Интеллект взбудоражится больше нужного, то это пробуждает Осязание, Слух и человек просыпается. Специально стоит отметить, что Сознание не является «источником всего». Это не точная образная модель. Возможно в других языках она корректна, но не в русском. Сознание это предельная заполненность, это контекст, в котором все происходит. Оно воздух, внутри которого разворачивается мир. Также стоит отметить, что наблюдение за работой Органов Восприятия происходит через Органы Восприятия. Какой Орган наблюдается, тот и активизирован. Именно так Интеллект познает самого себя, постепенно понимая свою сущность, охватывает в какой-то момент свою же форму и хоп! разотождествляется. Концептуально такие моменты можно назвать моментами зарождения новых нейронных связей. Эти связи остаются на уровне тела, благодаря чему дальнейшее Восприятие происходящего уже случается по-другому, не так как у людей, лишенных этого типа нейронных связей. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Генеральный директор Астахов И |
Новое
- Типы межвидовых отношений
- Что включает в себя процесс созревания ирнк
- Русско шумерский. Шумерский словарь. Главные загадки не раскрыты
- Ирландский язык Ирландский язык для начинающих: зачем и как учить
- Уроки практической медитации Ошо для начинающих
- Мировые религии Сколько религиозных конфессий
- Мировые религии. Основные виды религий. Мировые религии Сколько религий на земле
- Уроки медитации для начинающих Уроки медитации дада
- Жития Святых: Житие святой царицы Пульхерии
- Как исполняли смертные приговоры в ссср (8 фото) Причины отказа от смертной казни