Разделы сайта
Выбор редакции:
- Василий Андреевич Жуковский: биография
- Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м
- История мощей святителя николая мирликийского
- Храм апостолов петра и павла на новой басманной
- Приметы и обряды на пасху должен знать каждый Примета почему не поднялся кулич
- Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта
- Прошу рецепт соте из кабачков на зиму
- Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни
- Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг
- Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами
Реклама
промотавшего состояние, но стремящегося к внешнему блеску и к жизни напоказ. На полотне мы видим молодого человека - обедневшего аристократа – в роскошном интерьере. Он завтракает, перелистывая книжицу в желтой обложке. Показанная мизансцена изображает момент, предшествующий появлению в комнате гостя. Уже забеспокоилась собака, вот-вот скрипнет дверь… Шум застиг молодого человека врасплох. Растерянно и неуклюже пытается он прикрыть книжицей улику своего неблагополучия – убогий завтрак, состоящий из ломтя черного хлеба. Картина отличается очень выразительной композицией. Федотов изображает мир, в котором обитает аристократ, - призрачный мир иллюзий. Он мастерски рисует интерьер комнаты: ковер под ногами молодого щеголя, яркие картины на стене, полированный столик из редкой породы дерева, изящное кресло. Автор не скупится на аксессуары – мы видим корзину в форме античной вазы, статуэтку, лампу в кружевном абажуре, вывернутый наизнанку пустой кошелек. В сопоставлении мира дорогих вещей и самого героя есть оттенок комичности. На фоне любовно изображенного художником предметного окружения еще более выпуклыми кажутся суетность и мелкое тщеславие, заставляющие героя скрывать свою сущность. Так в картине «Завтрак аристократа» с изрядной долей иронии и юмора Федотов рельефно изображает человеческие слабости – лицемерие, стремление к жизни напоказ, бедность под личиной внешнего лоска. |
Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение
Слово и изображение. Искусства временные и пространственные. Видимая сторона реальности, зримый художественный образ. Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением. Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги. Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить. Материалы:
графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага. Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ». Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины. Изобразительная и смысловая организация пространства картины. Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства. Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства. Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства - звенья культурной цепи. Задание:
более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства. Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, барокко и классицизм, модерн. Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени. Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века. Задание:
анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению. Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке. Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи). Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен. Работы над проектом (индивидуальная или коллективная работа, работа группой учащихся; проект осуществления в течение всей четверти). Работа над проектом. Выбор и обоснование темы. Замысел и разработка эскизов. Обсуждение и защита идеи проекта. Сбор материала. Развитие и утонение идеи. Выполнение проекта в материале. Материалы:
по выбору учащихся в соответствии с идеей и содержанием художественно - творческого проекта. О жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения; О роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве); О процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов; О композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле; О поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира; О роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории; О роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми; О роли художественной иллюстрации; О поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре; наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культурно - строительную роль русской тематической картины XIX- XX столетий. ^ Учащиеся должны иметь представление: Об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника; О сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке. ^ В процессе практической работы учащиеся должны: Получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению; Научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне; Развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности; Получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения; Получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры. ^
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на два года обучения - в 8 и 9 классах. В соответствии учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 70 часов, 1 час в неделю. цели х удожественного образования и эстетического воспитания в основной школе: развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей; Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; Формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности; Приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра; Овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства. ^ Цель программы - развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество. Задачи реализации данного курса: Актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; Культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; Формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества; Углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков; Воспитание художественного вкуса; Приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; Формирование умений и навыков художественного самообразования. Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы. При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно-логии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве. Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла. На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них. ^ Результаты освоения программы «Искусство» Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание. ^ Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются: Освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль-туры другого народа; Знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства; Устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры. ^ Выпускники основной школы научатся: Воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства; Понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения; Описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию; Структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы. Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях: Сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры; Работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию; Культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности. Межпредметные связи. В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций и др., театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино. ^ Требования к уровню подготовки учащихся: Выпускники научатся:
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
^ Требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса: Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА VIII КЛАСС ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (19)
Визуально - пластический язык и эстетическое содержание дизайна и архитектуры. Их место в семье пространственных искусств, взаимосвязь с изобразительном и декоративно-прикладным искусствами. Архитектура как отражение социальных отношения и эстетических идеалов любого века, любого народа в форме бытовых, общественных и культурных зданий, роль архитектуры в организации пространственно-структурной среды города, во многом определяющей образ жизни людей. Дизайн – логическое продолжение вклада художника в формирование вечно - предметной среды, рукотворного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т.д. Дизайн и архитектура как создание «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Многообразие современной материально - вещевой среды. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного в лучших образцах архитектурного и дизайнерского творчества. Индивидуальные и коллективные практические работы.
Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. Буква – строка – текст. Искусство шрифта. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Конструкция: часть и целое. Цвет в архитектуре и дизайне Город сегодня и завтра Вещь в городе и доме. Городской дизайн. Дизайн пространственно-вещевой среды интерьера. Ты - архитектор. Интерьер, который мы создаем. Мода культура и мы. Песня-самый демократический жанр музыкального искусства. Особенность песенной музыки. Многообразие жанров народного песенного фольклора. Духовное и светское песенное искусство. Развитие танцевальной музыки. Танец, его значение в жизни человека. Особенности маршевой музыки. Многообразие жанров. Марш, его значение в жизни человека. Музыка эпохи возрождения. Музыка эпохи барокко. Музыка эпохи классицизма. Музыка эпохи романтизма. Музыка эпохи реализма. Неоклассицизм и классический авангард. Традиции и новаторство в музыке. ^ УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел 1: АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН – КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ. ^ МИР, КОТОРЫЙ СОЗДАЕТ ЧЕЛОВЕКА ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН – АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ – ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (5 ч) Возникновение архитектуры и дизайна на разные этапы общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображения. основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и ассиметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Ритм и статика, движение, в музыке. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно - композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Курсовая работа нормативно-техническая документация на фирменное блюдо салат "цезарь с форелью" |
Новое
- Русские мужские имена, начинающиеся на буквы м, н Православные имена на букву м
- История мощей святителя николая мирликийского
- Храм апостолов петра и павла на новой басманной
- Приметы и обряды на пасху должен знать каждый Примета почему не поднялся кулич
- Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта
- Прошу рецепт соте из кабачков на зиму
- Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни
- Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг
- Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами
- Как приготовить рыбу тилапию