Разделы сайта
Выбор редакции:
- Полезные свойства сухофруктов
- Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля
- Тонкая структура спектров эпр
- Сонник младенец девочка на руках у мужчины
- Синие, крупные, спелые: к чему снятся сливы?
- Приснился лимон. К чему снится лимон. К чему видеть во сне лимон
- К чему снится плодородная или каменистая земля?
- Комнатные растения по соннику
- "Караул устал"
- Холли Вебб: «Все истории про домашних животных написаны по мотивам реальных событий Серия книг — Добрые истории о зверятах
Реклама
Тематическая сюжетная картина изо 7. Сюжетные картины в живописи. Исторические сюжетные картины |
Тема урока: « Тематическая (сюжетная) картина». Цели: Сформировать представление о тематической (сюжетной) картине, ее видах. Подвести учащихся к пониманию особенностей жанра через повторение и обобщение. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству. Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность. Оборудование и материалы: Подбор иллюстраций и репродукций различных жанров. Компьютерная презентация о жанрах изобразительного искусства. Художественные материалы для практической работы. План урока Беседа о понятии жанра с проверкой и закреплением знании учащихся. Ознакомительная беседа о тематической картине, ее видах с демонстрацией иллюстраций. Постановка художественной задачи. Практическое выполнение задания. Подведение итогов и анализ работ. Ход урока. На уроках в прошлой четверти речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Уроки этой четверти – об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа- бытового жанра. Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете. Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ. Каждый из этих пяти видов делится на жанры. Ярче всего это деление проявляется в живописи и графике. Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других – людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию их стали делить на жанры: изображение природы- пейзаж, вещей- натюрморт, человека- портрет, событий жизни- сюжетно-тематическая картина. (Показ презентации о жанрах) В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения - жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности – портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины – историческая, батальная, бытовая картины. А теперь выберите из картин, представленных на доске те, жанр которых вам знаком. (Учащиеся группируют картины, предложенные учителем. Учитель спрашивает о том, что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но он может быть абсолютно разным.) Каков сюжет представленных живописных работ? (Учащиеся стараются определить сюжет, рассуждая «о чем эта картина».) Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина? Исторический – ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории события. Какие картины в историческом жанре вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора. (В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы», К. Брюллов «Последний день Помпеи» и др.) Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Батальный жанр (от франц. bataille – битва) – посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. (Произведения Тициана, Ф. Гойя, А. Ватто, В Верещагина, М. Грекова). Попробуйте самостоятельно дать определение с казочно-былинному и религиозно-мифологическому жанрам , расскажите о них и приведите примеры. (Учащиеся дают определение сказочно-былинному жанру, вспоминая произведения В.М. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», «Иван-царевич на сером волке» и др. учитель дополняет представленный ряд картиной М. Врубеля «Царевна Лебедь», «Демон» и др. При разговоре о религиозно-мифологическом жанре демонстрируются картины С. Боттичелли, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта, А. Иванова и др.) Понятие бытового жанра формируется в европейском искусстве нового времени. Его родиной считается Голландия XVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще в первой половине XIX века, он считался низшим, недостойным внимания художника. Часто произведения на бытовые сюжеты называют жанровыми, или относящимися к жанровой живописи. К бытовому жанру относятся картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. Об этом жанре мы подробнее поговорим на следующем уроке, на примере знакомства с творчеством «малых голландцев». Я предлагаю вам выполнить поисковую творческую работу на тему «Что я знаю о малых голландцах?». А сейчас попробуйте выполнить зарисовки для будущей картины в любом из жанров. Дома доделайте работу и назовите ее. Домашнее задание: подготовиться к уроку-конференции «Что я знаю о малых голландцах?». Выполнить творческую работу (сообщение-реферат) с подбором иллюстративного материала на любую из предложенных тем: 1. История возникновения голландской живописи. 2. Голландия-родина жанровой живописи. Почему? 3. Творчество П. Брейгеля и др. Голландская живопись - ее возникновение и начальная пора до такой степени сливаются с первыми стадиями развития живописи фламандской, что новейшие историки искусства рассматривают ту и другую за все время до конца XVI ст. нераздельно, под одним общим названием "нидерландской школы". Обе они, составляя отпрыск рейнской ветви нем. живописи, главными представителями которой являются Вильгельм Кельнский и Стефан Лохнер, считают своими родоначальниками братьев ван-Эйков; обе долго идут по одному направлению, одушевляются одними и теми же идеалами, преследуют одинаковые задачи, развивают одну и ту же технику, так что художники Голландии ничем не отличаются от своих фландрских и брабантских собратий. Это продолжается во все время владычества над страною сперва бургундского, а потом австрийского дома - до тех пор, пока не вспыхивает жестокая революция, оканчивающаяся полным торжеством голл. народа над угнетавшими его испанцами. С этой эпохи каждая из двух ветвей нидерландского искусства начинает двигаться отдельно, хотя порою и случается им приходить в весьма близкое соприкосновение между собою. Г. живопись разом принимает оригинальный, вполне национальный характер и быстро достигает яркого и обильного расцвета. Причины этого явления, подобное которому едва ли найдется на всем протяжении истории художеств, кроются в топографических, религиозных, политических и социальных обстоятельствах. В этой "низменной стране" (hol land), состоящей из трясин, островов и полуостровов, постоянно подмываемых морем и угрожаемых его набегами, населению, лишь только свергнуло оно с себя чужеземное иго, пришлось создавать сызнова решительно все, начиная с физических условий почвы и кончая условиями моральными и интеллектуальными, потому что все было разрушено предшествовавшею борьбою за независимость. Благодаря своей предприимчивости, практическому смыслу и настойчивому труду голландцы успели превратить болота в плодоносные нивы и роскошные пажити, отвоевать от моря обширные земельные пространства, приобрести материальное благосостояние и внешнее политическое значение. Достижению этих результатов много способствовали утвердившаяся в стране федеративно-республиканская форма правления и разумно проведенный в жизнь принцип свободы мысли и религиозных убеждений. Словно чудом, повсюду, во всех областях человеческого труда закипела вдруг горячая деятельность в новом, своеобразном, чисто народном духе, между прочим и в области искусства. Из отраслей последнего на почве Голландии посчастливилось преимущественно одной - живописи, которая приняла здесь в произведениях множества более или менее талантливых художников, появившихся почти одновременно, направление очень разностороннее и вместе с тем совершенно отличное от направления искусства в других странах. Главная особенность, характеризующая этих художников, - любовь к природе, стремление воспроизводить ее во всей ее простоте и правде, без малейших прикрас, без подведения под какие бы то ни было условия предвзятого идеала. Второе отличительное свойство голл. живописцев составляют тонкое чувство колорита и понимание того, какое сильное, чарующее впечатление можно производить, помимо содержания картины, одною лишь верною и мощною передачей красочных отношений, обусловливаемых в природе действием световых лучей, близостью или дальностью расстояний. У лучших представителей Г. живописи это чувство красок и светотени развито до такой степени, что свет с его бесчисленными и разнообразными нюансами играет в картине, можно сказать, роль главного действующего лица и сообщает высокий интерес самому ничтожному сюжету, самым неизящным формам и образам. Затем следует заметить, что большинство голл. художников не пускается в дальние поиски за материалом для своего творчества, но довольствуется тем, что находит вокруг себя, в родной природе и в жизни своего народа. Оборудование. 1Призентация. 2. Художественные материалы для практической работы. 3. Словарь художественных терминов. План урока. 1. Повторение и закрепление знаний учащихся. 2. Ознакомительная беседа о тематической (сюжетной) картине, ее видах, с демонстрацией иллюстраций. З. Постановка художественной задачи. 4. Практическое выполнение задания. 5. Подведение итогов и анализ работ. Ход урока Приветствие: 21 ноября - Всемирный день приветствия. «Всемирный день приветствий» отмечается ежегодно с 1973 года. Его придумали два брата-американца (Майкл и Брайен Маккомак) в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности. Более 140 стран мира участвуют в этом празднике-игре. Нам хочется, чтобы все, кто еще не знают о нем, узнали и приняли участие, тем более, что все очень просто и особой подготовки не требует: достаточно в этот день приветливо поздороваться с десятью незнакомыми людьми. Вы можете сказать им: "Добрый день" или "Привет", это зависит от возраста и настроения. Приветствие - первое правило этикета. Учитель: На предыдущих уроках речь шла о роли изобразительного искусства в жизни человека и о том, что является главной темой в нем. Человек. Да, искусство главным образом говорит о человеке, о его достижениях, мыслях, о его жизни. Изобразительное искусство говорит об этом на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать. Наши дальнейшие уроки - об истории и развитии сюжетной картины и, в частности, ее особого типа — бытового жанра. Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете? Ответы учащихся. Архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Учитель: Да действительно верно вы вспомнили, что изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, декоративно-прикладное искусство. Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ребята, а как вы считаете, в каком виде искусства ярче всего это деление проявляется? Ответы учащихся. В живописи и графике. Учитель: Что же такое жанры в изобразительном искусстве? Художники пишут разные картины. На одних мы видим природу, на других — людей, третьи рассказывают о самых повседневных, обыденных вещах. И вот по содержанию картин их стали делить на жанры: изображение природы — пейзаж, вещей — натюрморт, человека — портрет, событий жизни — сюжетно-тематическая картина. В свою очередь каждый из жанров имеет свои подразделения — жанровые разновидности. Так, пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. А художники, изображающие море, называются маринистами. В жанре портрета тоже есть разновидности — портрет парадный, интимный, групповой. Жанровые разновидности сюжетно-тематической картины — историческая, батальная, бытовая картины. А теперь из картин представленных на доске те, жанр которых вам знаком. Жанры в изобразительном искусстве. 2) Портрет — парадный, интимный, групповой. 3) Пейзаж — сельский, городской, архитектурный, индустриальный, героический. 4) Натюрморт — цветочный, со снедью, бытовые вещи, атрибуты спорта и искусства. 5) Сюжетно-тематическая картина: историческая, батальная, бытовая, сказочно-былинная. Учащиеся: Группируют картины, предложенные учителем. Учитель: Что объединяет оставшуюся группу картин. Сюжет? Но и он может быть абсолютно разным. Каков сюжет представленных живописных работ? Учащиеся: Рассуждая “о чем эта картина”, стараются определить сюжет. Учитель: Итак, какие же сюжеты может иметь тематическая картина? Исторический — ему принадлежит особое место. Этот жанр включает произведения на тему большого общественного звучания, отражающие значительные для истории народа события, Какие картины с историческим сюжетом вам знакомы? Попробуйте вспомнить автора. (К, Брюллов "Последний день Помпеи” и др.) Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Батальный жанр (от франц. Bаtaille - битва) — посвящен темам войны, битв, походов и эпизодов военной жизни. Он может быть составной частью исторического и мифологического жанра, а также изображать современную жизнь армии и флота. Попробуйте самостоятельно дать определение сказочному и религиозно-мифологическому жанрам, расскажите о них и приведите примеры. Просмотр содержимого документа
|
Популярное:
Считывать мысли на расстоянии очень просто! |
Новое
- Краткая биография христиана гюйгенса Какой формы Земля
- Тонкая структура спектров эпр
- Сонник младенец девочка на руках у мужчины
- Синие, крупные, спелые: к чему снятся сливы?
- Приснился лимон. К чему снится лимон. К чему видеть во сне лимон
- К чему снится плодородная или каменистая земля?
- Комнатные растения по соннику
- "Караул устал"
- Холли Вебб: «Все истории про домашних животных написаны по мотивам реальных событий Серия книг — Добрые истории о зверятах
- Генри Форд «Моя жизнь, мои достижения»