Главная - Мистике
Красота человека. Образ русской красавицы. Рисование портрета. (4 класс). Идеал русской красоты Образ красоты человека мужской портрет конспект урока

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Красота человека 4 класс Урок 5

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 33 г.Симферополь


  • Цели: изучить изображения женских образов в картинах русских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; научить изображению элементов народных костюмов; провести психологический настрой занятия; познакомить с терминами «кокошник», «сарафан».
  • Вид деятельности: рисование.
  • Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников; повторят специфику выполнения портрета; приобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.

  • Портрет – произведение изобразительного искусства содержащее изображение одного или нескольких человек.
  • Портретист – художник, специалист в области портрета.
  • Русский костюм - национальная одежда.
  • Идиллия – небольшое поэтическое произведение изображающее безмятежную жизнь.

  • Что такое жанры в изобразительном искусстве?
  • Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
  • Вы уже занимались рисованием в этом году, к какому жанру можно отнести ваши рисунки? (Пейзажи.)

  • Здесь развешаны картины,
  • Сколько хочешь ты глазей -
  • Стенды вот, а вот витрины.
  • Нынче ты пришел в музей.
  • На любой здесь вкус картины.
  • Что же любит зритель наш?
  • Роща с красною рябиной -
  • Это, милый друг,... .
  • Лес и поле, луг и речка,
  • Голубые небеса,
  • Распрекрасные местечки Смотрим мы по полчаса.
  • И. Агапова

  • Сегодня вы встретитесь с уже знакомым вам жанром изобразительного искусства. Чтобы вспомнить его, вам также придется отгадать загадку.
  • Мы картины очень любим
  • И на все дадим ответ:
  • Вот девчонка в пестрой шубе -
  • Это, милый друг, ...
  • Нарисована здесь мама,
  • Дед и бабушка за ней.
  • Мы портреты вставим в рамы
  • И повесим на стене.
  • И. Агапова

  • Прежде чем вы начнете изучать портреты великих художников России и создавать свои рисунки, давайте настроимся на занятие. Сядьте удобно, откиньтесь на спинки стульев. Сделайте сколько глубоких вдохов и выдохов. Прикройте глаза.
  • Педагог произносит фразы, которые школьники повтор за ним.
  • Мне нравится работать на уроках изобразительного искусства.
  • Я умею различать картины по их жанрам и могу рассказать о них.
  • Мне нравится изучать картины великих художников.
  • Мне нравится заниматься рисованием.
  • Мне нравится заниматься аппликацией и конструированием.
  • Мои руки станут умелыми.
  • Я старательно выполняю все задания.
  • Я стараюсь делать все, что просит педагог, и научусь делать все очень хорошо.
  • Прошу вас глубоко вздохнуть и открыть глаза.


  • Художник Иван Петрович Аргунов был крепостным, управляющим дворцами графа Шереметева.
  • И. Аргунов был талантлив, талант его заметили, ему доверяли рисовать портреты господ и даже русских цариц. Главным жанром, в котором он работал, был портрет. Аргунов стремился показать в портретах природную силу и достоинство человека.

  • Но одной из его лучших работ стал портрет не графа или царицы, а крестьянки Московской губернии, репродукция которая размещена в учебнике. Мастер создал чистый, ясный образ русской женщины со спокойной и доброй душой. Этот портрет отличается четкостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов.

  • Вторая картина называется «Северная идиллия», ее автор художник Константин Алексеевич Коровин. Слово идиллия означает согласованность, идеальный образ. И действительно на своей картине художник передает характер такой идиллии.

  • Во многих книгах вы уже встречались с описанием образа девушки или женщины - русской красавицы.
  • Я напомню вам один знаменитый отрывок - описание царевны Лебеди из сказки Пушкина.
  • Тут она, блестя крылами,
  • Полетела над волнами
  • И на берег с высоты
  • Опустилася в кусты.
  • Встрепенулась, отряхнулась
  • И царевной обернулась.
  • И сама-то величава,
  • Выступает, будто пава.
  • Месяц под косой блестит,
  • А во лбу звезда горит.

  • А вот описание русской крестьянки, которое создал другой русский поэт - Н. Некрасов.
  • Есть женщины в русских селеньях
  • С спокойною важностью лиц,
  • С красивою силой в движеньях,
  • С походкой, со взглядом цариц, -
  • Их разве слепой не заметит,
  • А зрячий о них говорит:
  • «Пройдет - словно солнцем осветит!
  • Посмотрит - рублем подарит!»
  • ...Красавица, миру на диво,
  • Румяна, стройна, высока,
  • Во всякой одежде красива,
  • Ко всякой работе ловка.

  • . Начинайте рисунок портрета анфас с овала (он может быть более или менее продолговатым, в зависимости от формы головы), разделенного линией пополам по вертикали. Горизонтальная линия также будет делить овал пополам, проходит она на уровне переносицы и внутреннего угла глаза - слезницы. Пересечение этих линий, образующих так называемую крестовину, будет контрольной точкой, от которой нужно строить остальные части лица. Чтобы соблюсти верные пропорции лица, необходимо определить отношение его ширины к высоте.

  • Намечаем все части лица, Нос по высоте лица укладывается приблизительно три раза и имеют форму призмы.
  • Изображая глаза, нужно помнить о том, что у каждого человека они имеют индивидуальный рисунок. Он определяется величиной глазных яблок и тем, как они расположены в глазничных впадинах. Разрез глаз также различается. Расстояние между глазами равно размеру одного глаза. Исключения зависят от физиологических особенностей человека, к примеру близко или далеко посаженных глаз.
  • Рисуем линию рта. Намечаем уши.

  • Далее намечаем расположение зрачка, ширину открытой части глаза, толщину верхнего и нижнего века. Делаем очертания носа более реалистичными. Рисуя рот, учитывайте то, что его ширина всегда больше ширины основания носа. Намечаем рисунок губ, показываем их характер.
  • Мочки ушей при ненаклоненной голове изображаются чуть выше линии рта, а их верхние точки - немного ниже линии бровей.

  • Прорабатываем все части лица более детально.
  • Определяем теневую сторону лица, тоном помогаем выявить форму. Усиливаем тон в местах, где форма уходит в тень: на скуле, левой части лба, подбородке, верхней губе, левом крыле и внизу носа, на шее. Поверхность лба делится на несколько плоскостей - переднюю, боковые и верхнюю. Ориентиром при этом служат лобные бугры. Следует тоном показать границы этих плоскостей.
  • Детально нужно проработать нос, так как он находится к нам ближе всего и контраст свети и тени на нем будет наиболее явным. На конечном этапе в некоторых местах следует детально проработать волосы, а также сделать выразительные глаза, наметить линию плеч.

  • Что такое пейзаж?
  • Что такое портрет?
  • Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке.
  • Какие принадлежности вам понадобились?
  • Какие портреты вы рисовали?
  • Какие правила надо выполнять при рисовании портрет.
  • Какие детали народных костюмов вы использовали в ваш портретах?
  • Удалось ли вам передать характеры героинь, которых вы нарисовали?

  • Сегодня вы будете создавать синквейн на тему «Портрет».

Урок изобразительного искуссства проведен по программе Б.М. Неменского в 4 классе.

Цели урока:

  • показать учащимся роль искусства в понимании красоты русской женщины;
  • познакомить учащихся с русским народным костюмом, понятием «ансамбль»;
  • отработать навыки и умения при решении творческих задач на вариацию;
  • прививать интерес к русскому народному творчеству;
  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся;
  • осуществлять межпредметные связи (литература, искусство, музыка, история);
  • воспитывать у детей любовь к истории России.

Оборудование:

  • для учителя - компьютерная презентация, наглядные пособия;
  • для учащихся - заготовки фигурок девушек, акварельные или гуашевые краски.

Зрительный ряд:

Презентация с репродукциями картин М.Врубеля «Царевна-Лебедь», И.Аргунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», К.Брюллова «Гадающая Светлана», К.Коровина «Северная идиллия», К Маковского «У околицы», «Русская красавица», «Боярыня у окна» и иллюстрации русского народного костюма.

Литературный ряд:

  • А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок);
  • Н.Некрасов «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Музыкальный ряд: запись русских народных песен.

Ход урока «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

I. Организационный момент.

Учитель: Ребята, сегодня с вами на уроке мы продолжим изучение раздела «Истоки родного искусства». Давайте вспомним какие темы мы уже изучили. (Слайд № 1).

Все виды и жанры изобразительного искусства непосредственно или косвенно рассказывают о человеке. Главным объектом искусства всегда был человек, сложный духовный мир, характер, настроение.

II. Объявление темы.

Тема нашего урока: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве» (слайд №2).

III. Целеполагание.

Учитель: Давайте определим цели нашего урока. Что вы хотели бы узнать на уроке? Чему бы хотели научиться?

VI. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

Учитель: У каждого народа свое понимание мужской и женской красоты. Образ мужчины неотделим от труда. В русской крестьянской культуре это образ пахаря.

А каким вам представляется женский образ? В женщине видели прародительницу, начало жизни, мать всей природы. Её понимали как заступницу, хозяйку дома, ценили достоинство, душевную отзывчивость и теплоту.

Русская красавица. Этому образу посвящено много произведений искусства, литературы. Что мы понимаем под выражением русская красавица?

Давайте обратимся к произведениям великих художников и к художественному слову о красоте женщин живших в старинных русских деревнях и городах. (Слайд № 3).

Ученик: Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава.

Ученик: Образ птицы - это древнейший символ добра и благополучия. В образе женщины, в её костюме, а больше всего в образе белых рукавов-крыльев, выражался образ прекрасной мечты - птицы счастья.

Ученик: «Царевна-Лебедь» - один из наиболее поэтичных женских образов в искусстве художника Врубеля. Врубель изобразил Царевну- Лебедь в венце, украшенном речным жемчугом и самоцветными камнями. Врубель с любовью стремился передать всю красоту национальной женской одежды, её краски, близкие родной природе. (Слайд №4).

Ученик: Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях
С походкой, со взглядом цариц.
Красавица миру на диво:
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Во всякой работе ловка.

Ученик: Если вглядеться в портрет крестьянки, выполненный художником Аргуновым, то видно, что она как бы излучает ровное, мягкое сияние, у нее свет в душе. Молодая девушка одета в праздничный красный сарафан с белой нарядной блузкой. Высокий, шитый золотом кокошник подчеркивает благородную почти царскую осанку девушки. (Слад № 5).

Ученик: Наши танцы всюду славятся,
Наши танцы как огонь.
Выйдет русская красавица,
Да пройдется под гармонь.
Шиты золотом сапожки русские,
Блестят на солнышке сапожки узкие.
Идет красавица, плывет лебедушкой
И все любуются ее красой.

Ученик: Картина Брюллова навеяна поэмой Жуковского «Светлана». Показан эпизод гадания, что являлось частью празднования рождества. Брюллов изобразил Светлану в русском национальном костюме, сидящей перед зеркалом, на которое она обратила свой взгляд. Художник создал впечатляющий образ молодой девушки, привлекающий своей красотой и непосредственностью.

Учитель: Ребята, вы рассмотрели репродукции картин, прослушали литературные произведения. Каким вам представился образ русской красавицы? Что объединяет все эти образы?

Все эти образы объединяет богатый внутренний мир, душевная доброта, трудолюбие. В каждой картине были отражены национальные традиции русского народа. Люди верили: красота - это добрая оберегающая сила. Поэтому женщины стремились украсить свой костюм. Русскому национальному костюму всегда уделялось особое внимание. (Слайд №6).

Учитель: Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от трудовой жизни, праздников, обрядов. Представление о русском женском костюме связано с рубахой и сарафаном.

Рубаха - основа женского костюма шилась из белого льняного полотна. Рубаха украшалась вышивкой, особенно ворот, оплечья, грудь и подол. (Слайд №7).

Учитель: Поверх рубахи надевали сарафан. Сарафан украшался спереди узорной полосой, тесьмой. Подол сарафана украшался узором, который символизировал плодородие земли - ромбы, треугольники, квадраты с точками.

На севере часто сарафан дополняли нагрудной распашной одеждой - епанечкой. Епанечка - это короткая клешеная кофточка без рукавов. (Слайд №8).

Учитель: На юге России вместо сарафана носили понёву - домотканую клетчатую юбку из шерсти. Её обшивали лентами, тесьмой. К поневе полагался передник, украшенный узорами символизирующими землю и воду - ромбы, волнистые линии, птицы. (Слайд №9).

В праздничные дни голову украшали дивным убором - кокошником. Кокошники были богато украшены речным жемчугом, вышивкой, подвесками. Девушки выставляли свои косы напоказ, а замужняя женщина убирала волосы под головной убор.

V. Творческая работа.

Учитель: Сегодня на уроке я вам предлагаю создать образ русской красавицы. Что вы должны показать в своей работе? Правильно, вы должны отразить красоту русского народного костюма, передать характер девушки и ее настроение.

(Во время работы звучат русские народные песни.)

Учитель: Ребята, ваши работы мы расположим на доске.

  • Что вы видите на доске? (Небольшая полянка возле леса).
  • А что делали девушки на полянке, когда собирались вместе? (Водили хоровод).
  • Как же мы расположим наших девушек? (По кругу).

(Ученики располагают фигурки девушек по кругу на доске).

  • А что делали девушки, когда становились в хоровод? (Пели песни).
  • Давайте и мы с вами споем песню «Во поле береза стояла».

(Исполнение песни с детьми).

VI. Подведение итогов работы.

Учитель: Ребята, что нового вы узнали на уроке? Добились ли мы поставленных целей? Что вы узнали о русском народном костюме? Молодцы, все сегодня очень хорошо работали. Спасибо всем за урок.

Презентация «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»

Даже сегодня, когда на улицах уже не встретить барышень в кокошниках, сарафанах да с длинными русыми косами, классический образ русской красавицы ассоциируется именно с традиционными национальными нарядами, характерным внешним обликом.

Сегодня мы обсудим идеал русской красоты и поговорим, что же такое русская красота.

«Белолица, черноброва.. кровь с молоком.. русская краса — длинная коса.. красна девица..», — эпитетов, передающих суть русской красоты, множество.

Но главный нюанс, который отличает нас, наших красавиц от не менее прекрасных иностранок и их понятий идеалов — это душевность и искренность.

Хлеб-соль, гостеприимство, добродушие, материнство, простота, природа, деревня, сильный характер — это то, без чего кокошник смотреться не будет.

Каким был идеал русской красоты в разные эпохи и каков он сегодня?

Кроме женской красоты есть, конечно, и другие ниши проявления прекрасного в понимании наших соотечественников, но все же женский образ занимает в нем одно из первых почетных мест. И чаще всего, когда говорят о красоте, имеют ввиду непосредственное ее воплощение в слабом поле. В России, кроме женщин, красива природа…

Помимо национальных черт — идеал женской красоты изменчив, непостоянен… позавчера — это корсеты, золотые локоны, маленькая ножка, курносый нос, покатые плечи, скромный взгляд, вчера — огромные глаза с макияжем стрелками, небольшой рост, женственная и «объемная» фигура при тонкой талии, сегодня (хоть и пропаганда пытается нас увести от поколения параметрам 90-60-90 и задать новый, более размерный формат — все тщетно, пока в моде худышки) — «сделанная внешность», 16-сантиметровые шпильки, пухлые губы и т. д.

Но кроме того, что с идеалом красоты не все так просто и у каждого он может быть свой, для русских есть ряд характерных черт, выделяющих их из толпы иностранцев. Конечно, у кого кровь, что называется, смешана, бывает, и отличить трудно от остальных «метисов», но все же русских (касательно красивых внешних черт) чаще видно, чем не видно.

Какие они эти черты? Разберемся по порядку.

Многое зависит от эпохи и того, какая мода царила в ней, но даже несмотря на разность деталей — всегда было что-то общее, что соединяло образы русских красавиц сквозь века, социальные слои.

Очень многое поведают об эпохе продукты творчества, например, если сегодня есть СМИ, Интернет, свет, электричество, нано-технологии, то было время, когда ничего этого не существовало… А.С.Пушкин писал романы, стихи под светом горящей свечи, Ф.М. Достоевский, И.С.Тургенев, Лев Толстой создавали свои бессмертные шедевры, живя в лесных гущах. И героини их творений были квинтэссенцией не только идеального женского образа, но и идеального образа русской девушки.

Вспомним таких культовых русских женщин, как Татьяна Ларина, Анна Каренина, Наташа Ростова, Соня Мармеладова, Ольга Одинцова… И хотя Соня Мармеладова, как кому-то может показаться, лишний персонаж в этом списке — она несет особую символичность, раскрывая в своей героине одну из сторон потенциала русской души: оставаться чистым и невинным даже в грязи…

Кто-то из русских литературных классиков наделял своих героинь необыкновенной красотой, причем абсолютно отличающейся по параметрам в разные периоды жизни страны, например, если веком ранее ценились тонкие женские талии, затянутые в корсеты, то веком позже покатые плечи, аристократические черты лица.

Кто-то делал упор на внутреннюю красоту, перекрывающую недостаток внешней или преображающей все вокруг так, что все параметры становятся не столь важны, сколь важна личность героини.

Но что у одних, что у других за внешней оболочкой следовало нечто большее. . Достоевский вкладывал в красоту способность переворачивать мир, у Толстого красота нередко фигурировала (особенно в некоторых рассказах) как некая мистическая роковая сила, парализующая волю, Тургенев создал знаменитый образ тургеневской девушки… И хотя по правилам — эта самая тургеневская девушка необыкновенной красотой не обладает, можно сказать, красоту ей придавали ее бурная внутренняя жизнь, многоранный мир, благородные манеры, скромность.

А.П.Чехов отмечал, что в человеке все должно быть прекрасно…

Да, если говорить о том времени, то красота и ее сохранность прочно ассоциировались с чистотой, непорочностью, то есть, считалось, что чем дольше девушка ходит девицей — тем красивее она.

После замужества другим средством продления жизни прекрасной внешности было рождение нескольких детей, беременности вроде как способствовали расцвету женской красоты. На деле, конечно, все не совсем так было… но тем не менее — сегодняшнее положение дел абсолютно противоположно существовавшему тогда.

Женский образ в русских сказках, если говорить о положительных героинях, это всегда красивые, добрые, скромные девушки с косами ниже пояса, в длинных сарафанах.

«— Я в одной папиной книге,— у него много старинных смешных книг,— прочла, какая красота должна быть у женщины… Там, понимаешь, столько насказано, что всего не упомнишь: ну, конечно, черные, кипящие смолой глаза,— ей-богу, так и написано: кипящие смолой!—черные, как ночь, ресницы, нежно играющий румянец, тонкий стан, длиннее обыкновенного руки,— понимаешь, длиннее обыкновенного!— маленькая ножка, в меру большая грудь, правильно округленная икра, колена цвета раковины, покатые плечи,— я многое почти наизусть выучила, так все это верно! — но главное, знаешь ли что? — Легкое дыхание!

А ведь оно у меня есть,— ты послушай, как я вздыхаю,— ведь правда, есть?» (И.Бунин, «Легкое дыхание»)

Сегодня самыми яркими и красивыми героинями книг, написанных русскими писателями, россияне назвали Маргариту («Мастер и Маргарита» Булгакова), Анну Каренину, Екатерину (из «Грозы» Островского), Татьяну Ларину.

Благородные, аристократические барышни превращались с течением времени в более осовремененных. От пышногрудых работящих крестьянок и утонченных, образованных барышень с покатыми плечами к куклам Барби (стереотип привнесенный с Запада). Ведь не зря раньше детям читали сказки Пушкина, а в нынешнее время, со стартом уже около 20 лет назад, в нашу жизнь ворвались новые игрушки, новые сказки.

Ничто так не формирует сознание взрослого поколения, как уже сформированное в детском возрасте посредством игрушек, СМИ искаженное понимание ценностей . 20 и более лет назад в России стали появляться куклы Барби, Синди и т.д., девочки, игравшие с ними — давно стали женщинами.

Образ искусственной красоты прочно «въелся» в сознание представительниц слабого пола, более молодое поколение уже воспринимает всех Барби как пережиток прошлого и создает свои креативные форматы красоты.

Общество делает идеал или идеал делает общество? Пожалуй, и то, и другое. Когда людей нужно было «загнать» в трудовую кабалу — красавицей становилась крестьянка, когда провозглашался курс на образованность — в моде становились аристократические черты, и у разных социальных категорий по-разному. Сегодня, например, чтобы индустрия моды жила, косметика продавалась и много других сфер продвигалось и целей осуществлялось — популярные гламурные форматы.

Кто-то говорит о том, что русские женщины самые красивые, и за границей их сразу видно, из причин красоты отмечают то, что наша нация не слишком чиста, и мы собрали все лучшее от всех народов, кто-то убеждает, что в русских ничего особенного, более того — они слишком простоваты. По опыту туристов, бывавших в разных странах, с которыми я имела общение, могу сказать, что красивые женщины есть везде, но русские, без субъективности, действительно красивее.

А еще, на взгляд иностранцев, русских женщин (за что их и любят) отличает даже не внешность, а покладистый характер , отсутствие феминизма, готовность смиряться перед главой семьи, на фоне ушлых и знающих свои права (да еще и часто и не особо красивых) иностранок наши прекрасные «золушки» смотрятся намного выигрышнее. Впрочем, тенденция феминизации жива и среди наших женщин.

Что касается фенотипа русских, то у наших соотечественников чаще встречается прямой профиль носа, светлые глаза, светлые волосы.

«Сочетание признаков, характерных для русских популяций (в сравнении с западноевропейским центральным вариантом):

Сравнительно светлая пигментация. Доля светлых (около 30 %) и средних оттенков волос, светлых оттенков глаз (45-49 %) повышена, доля тёмных - снижена;

Средний рост бровей и бороды;

Умеренная ширина лица;

Преобладание среднего горизонтального профиля и средневысокого переносья;

Меньший наклон лба и более слабое развитие надбровья» (Википедия)

В 17-м веке побывавший в России путешественник архидиакон Павел Алеппский так описал местных жителей и их быт:

«…в доме каждого человека по десяти и более детей с белыми волосами на голове; за большую белизну мы называли их старцами… …Знай, что женщины в стране московитов красивы лицом и очень миловидны; их дети походят на детей франков, но более румяны»…

Марко Поло писал в самом конце XIII века про население современной ему России: «народ простодушный и очень красивый; мужчины и женщины белы и белокуры…»

Если раньше русские отличались невысоким ростом, то сегодня каждое новое молодое поколение «все подрастает»: «Сто лет назад средний рост пятнадцатилетних москвичей составлял 147 сантиметров, в 1923 году — 157 сантиметров, а в 1982 году — 170 сантиметров».

Средний рост взрослого русского мужчины сегодня — 175 см (голландцев, к примеру, 184 см), женщины — 162 см (у китаянок — 154 см, средний рост женщин в Нидерландах – 168 см).

Мнения россиян о том, что такое «русская красота»:

«Русская красота — это светлые, русые или каштановые волосы, светлые глаза (серые, светло-зеленые, голубые), светлая кожа, правильные, или близкие к правильным, черты лица, лицо овальное либо умеренно круглое».

«Думаю, не сильно ошибусь, если скажу, что каждый, кто всерьез интересовался дореволюционной историей России и разглядывал множество дошедших до нас фотографий той эпохи, обязательно отмечал для себя красоту запечатленных на них людей.

Это касается и русской аристократии, и простых служащих, и еще более простых крестьян.

Какая-то совершенно удивительная красота запечатлена на их лицах. Спокойная. Возвышенная. Не кричащая. Настоящая красота, словно подсвечиваемая откуда-то изнутри, из самых сердечных глубин. Совсем не похожая на современный нам глянец и гламур, где за косметикой, фотошопом и пластической хирургией порой и живого человека-то не увидишь.

И ладно бы речь шла только о великих князьях и принцессах (когда смотришь на фотографии представителей Императорского Дома, сомнений не остается: выражение «белая кость, голубая кровь» явно не с потолка взято). Так ведь у представителей иных сословий — то же самое» (Русская народная линия).

Что думают о красоте русских женщин иностранцы:

«Среди русских женщин встречаются две крайности: одни бросают все силы на образование и саморазвитие и почти не интересуются косметикой, другие, напротив, тратят слишком много денег на уход за внешностью. И им это удается» (комментарий израильского косметолога).

«Многие иностранные мужчины говорили мне, что поражаются, как много красивых женщин на русских интернет-сайтах, и такого количества красивых женщин нет в их странах.

Мой знакомый русский мужчина был в Америке, и рассказывает, что был поражен, что на улицах практически нет красивых женщин. Красивых женщин мало, и все они по дорогим автомобилям сидят – разобраны. Моя подруга, придя на встречу с американцами, спросила одного из них, почему он приехал искать жену в Россию. Как вы думаете, каков был ответ? “У вас красивые женщины”».

«Отмечается, что русские женщины настолько серьезно конкурируют на брачном рынке, что представляют реальную угрозу для местных женщин («русские женщины идут», где «идут» понимается как нашествие, которое нельзя остановить). Естественной реакцией является обвинение россиянок в аморальном поведении (25% всех контекстов): в беспринципности, в легкой доступности и в занятии проституцией (для русских женщин свойственно «заняться проституцией и заработать любым способом»). Однако иностранки отмечают красоту россиянок (38% контекстов)».

Правда, с красотой русских женщин не все так однозначно, действительно, красавиц среди россиянок много, но используют они свою внешность нередко не в лучших целях . В программе канала Россия «Красота по-русски» не только о красоте россиянок, но и немного неприглядной стороне «торговли» ей…

Типичных русских красавиц становится меньше, но все же, если судить по тем, кого считают героями россияне — то не все так плохо. Оксана Федорова на Барби не похожа, настоящая… но эталоном для обычных россиянок со средне статистическим ростом 160 см — она вряд ли может быть.

Уход за собой среди современных дам начал приобретать маниакальную форму, но надо понимать, что и время другое.. если стали популярными увеличенные губы, «сделанные» части тела, неестественность во внешности — ничего уже не изменить, это нужно просто пережить, так всегда было: наступает переизбыток подобных модных явлений и людям самим становится противно.

Уже скоро натуральность будет на вес золота (только все равно ухоженная натуральность). Ну и благодаря обилию ухоженных женщин — стали за собой следить те, кто махали рукой, а ныне поняли, что смотрятся серо рядом с другим — это же все-таки плюс.

Самыми красивыми российскими актрисами 20-го века россияне считают: 1 место: Ирина Алферова (Констанция из «Д’Артаньян и три мушкетёра»), 2 место — Светлана Тома («Табор уходит в небо»), 3 место – Анастасия Вертинская («Человек-амфибия», «Алые паруса»), Светлана Светличная, Наталья Кустинская, Татьяна Веденеева, Вера Алентова и др.

Что касается лиц современности и того, кого же из знаменитостей россияне считают красивыми, то одной из самых красивых женщин России россияне считают Оксану Федорову.

Еще есть в этом списке: Алина Кабаева, Алена Шишкова (модель), Валентина Зеляева (российская модель), София Рудьева (модель), из актрис, певиц: Марина Александрова, Елена Корикова, Елизавета Боярская, Анна Плетнева, Наталья Рудина (Натали), Александра Савельева, Светлана Ходченкова.

Эталон красоты русского мужчины в понимании российских женщин и в целом — более лаконичен. Мужчина у нас все-таки должен быть не столько красивым, сколько мужественным. Самые красивые мужчины, согласно данным статистики — в Италии. О ком же тогда мечтают женщины?

О добром молодце из сказки, принце на белом коне, русском богатыре, мужественном работяге? Слабый пол отдает приоритет внутренним качествам, хотя внешняя приятность важна. Даже красавцы в списке известных людей прославились далеко не красотой: Павел Астахов, Роман Абрамович, Дмитрий Певцов, Дмитрий Исаев (актер), Максим Аверин, Павел Воля, Антон Макарский.

  • проанализировать и обобщить знания детей о красоте человека;
  • познакомить c женским народным костюмом;
  • развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать и анализировать;
  • воспитывать правильное эстетическое восприятие окружающего.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение пройденного на предыдущем занятии

– На предыдущем занятии мы говорили с Вами о красоте человека. Давайте вспомним, что мы говорили о женской и мужской красоте.
– Скажите, что мы ещё делали на уроке? (Ответы детей.)

3. Знакомство с женским народным костюмом

– Сегодня мы поговорим с Вами о женском народном костюме. И итогом нашей сегодняшней работы будет костюм, в который мы оденем женскую фигурку.

– Итак, начинаем. Послушайте мой рассказ. Украшением молодой девушки была длинная коса. Недаром говорили: “Коса- девичья краса!” В косу вплетали жемчужные нити, ленты или накосник- кусочек бересты или кожи, обтянутый дорогой тканью. (набор № 2, картинка 3; набор № 1 картинки 5, 7).

Женщины обязательно носили головной убор. Если посмотрим на картинки, не увидим ни одной непокрытой головы. (Набор № 3, картинки 4, 5, 6, 7, 8)

– Как же назывались головные уборы?

Девушки надевали на голову красивые венцы или девичьи повязки.

(Набор № 1, картинки 5, 7).Украшали также их жемчугом и бусинками. Замужние женщины должны были скрывать свои волосы под головным убором. Показаться с непокрытой головой, то есть простоволосой, было неприлично. Отсюда пошло выражение “опростоволоситься”. Что оно обозначало?(это означает попасть в неловкое положение)

– Теперь давайте посмотрим на картинку, которая лежит перед Вами. Внимательно рассмотрите и назовите основные части женской одежды.

  1. венец
  2. гуски
  3. рубаха
  4. душегрея
  5. сарафан.

4. Практическая работа

– На прошлом занятии мы нарисовали лицо нашей кукле. А теперь нам предстоит раскрасить кокошник, сарафан и рубаху.

Я думаю, что и сарафан и рубаха у Вас получатся разные. Но мне бы хотелось, чтобы при раскрашивании Вы использовали обереги. А что же такое обереги? (Конечно же это амулеты и знаки, оберегающие людей.)

На доске :

Используя эти обереги, мы попробуем создать образ русской женщины.

Выполнение работы.

5. Подведение итогов

Оценка работ. Выставка.

– В конце урока хотела подвести итог. Что же носили женщины в то время? И последнее- а какую же обувь носили женщины? Это будет Вашим домашним заданием. И следующий урок мы начнём с этого.

Использованная литература

  1. Неменская Л.А. Каждый народ-художник” учебник по изобразительному искусству. 4 класс.
  2. Шпикалова Т.Я. Я живу в России. Творения российских мастеров.
  3. Дидактический материал + игра “Лото”.
    “Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс”.
    “Русский традиционный костюм”.
    “Русский традиционный костюм. Комплекс с понёвой”.
  4. Видеофильм “Из истории русского костюма”.
 


Читайте:



Уроки практической медитации Ошо для начинающих

Уроки практической медитации Ошо для начинающих

Если меня спросят, что важнее всего для достижения долгосрочных результатов, я без раздумий отвечу – внутренний контроль. Он не позволит эмоциям...

Мировые религии Сколько религиозных конфессий

Мировые религии Сколько религиозных конфессий

Все мы знаем, что планета Земля многонациональная и конечно же у каждой страны принята какая-то своя религия, а у некоторых даже несколько....

Мировые религии. Основные виды религий. Мировые религии Сколько религий на земле

Мировые религии. Основные виды религий. Мировые религии Сколько религий на земле

Познание начинается с вопроса.С детства, постигая азы знаний, люди ищут свой личный путь к Богу. Все жаждут духовного света. Хотят знать...

Уроки медитации для начинающих Уроки медитации дада

Уроки медитации для начинающих Уроки медитации дада

Если меня спросят, что важнее всего для достижения долгосрочных результатов, я без раздумий отвечу – внутренний контроль. Он не позволит эмоциям...

feed-image RSS