Главная - Как сделать самому
Кто играл на гуслях. Гусли — музыкальный инструмент — история, фото, видео. Что такое гусли

Последние несколько лет в обществе отчетливо прослеживается тенденция возвращения к корням, к истокам. Люди устали от иноземной культуры, хлынувшей в Россию в 90-е годы прошлого века. Создается впечатление, что все уже пресытились американскими фильмами, китайскими товарами, зарубежной музыкой, непривычной экзотической едой. В моду входят рестораны русской кухни , появляется качественное русское кино, возрождается интерес к родной стране, ее культуре, искусству, истории. Детям дают исконно русские, славянские имена.
Возрождается интерес к славянской и древнерусской живописи, литературе и музыке. Набирает популярность такой музыкальный жанр, как фолк, фолк-рок, исполнение народных песен, в каждом городе есть немало народных коллективов, успешно выступающих на различных массовых мероприятиях. Невольно рождаются ассоциации с древнерусской культурой, где музыканты были почетными и желанными гостями на любом празднике.

В русской культуре с древних времен музыка сопровождала человека во всех сферах его жизни. Музыкальные инструменты отличались разнообразием и имели не только развлекательное, но и сакральное значение, использовались в различных обрядах и культовых мероприятиях, а также в прикладных целях – например, пастухи дудели в рожок, собирая стадо. Можно разделить самые популярные и любимые музыкальные инструменты на несколько групп по способу извлечения звуков – ударные (трещотки, колотушки, ложки, пастуший барабан), духовые (дудки, свистульки, свирель, жалейка, рожок), и струнные (гусли, балалайка).

Один из наиболее любимых и известных инструментов, конечно же, гусли

Гусли - самый древний русский щипковый струнный музыкальный инструмент – первые упоминания о гуслях найдены в источниках 5 века нашей эры. Более современной разновидностью гуслей является арфа. Музыкант, играющий на гуслях, называется гусляром. Играли на гуслях как соло, так и в ансамбле, самостоятельно и в качестве аккомпанемента пению. Репертуар, исполняемый на гуслях, очень разнообразен и находил применение во всех сферах жизни – духовной, праздничной, обрядовой. Крыловидные, или звончатые, гусли имеют от 5 до 14 струн, играть на них нужно, перебирая все струны, «бряцая», и глуша пальцами другой руки ненужные звуки. На таких гуслях играли «под песни», «под пляску» и даже «под драку», эта разновидность считается простой, «народной», такие гусли были даже в бедных домах. На шлемовидных гуслях все 10-25 струн при игре защипываются пальцами обеих рук. Такой инструмент больше подходит для исполнения песенных мелодий, на них играли певцы-сказители и профессиональные музыканты. Под гусельный аккомпанемент исполнялись и до сих пор исполняются былины, сказания и более эпические вещи, например, «Слово о полку Игореве».

По одной из версий, предком русских гуслей является древнегреческая кифара, но все же этот звучный струнный инструмент неизменно вызывает ассоциации с русскими сказаниями и былинами. На гуслях играли любимые эпические герои - и Добрыня Никитич, и Боян, и новгородский купец Садко. В Новгороде были найдены гусли XII века с надписью «СЛОВИША». По предположениям ученых, это имя мастера, сделавшего гусли, вероятно, он же и играл на них.

К гуслярам на Руси было неоднозначное отношение. В течение долгого времени это были почетные гости на любом сборище. Они развлекали народ музыкой и пением, рассказывали разные истории, рассуждали о днях минувших, а иногда заглядывали и в будущее – по верованиям древних русичей, гусляры владели особой, поэтической магией. Ни одно мероприятие в богатом доме, будь то свадьба или похороны, не обходились без гусляра. Считалось, что любое дело, требующее удачи - военный поход, сватовство или еще что - непременно решится наилучшим образом, если перед тем как приступить к нему, послушать песнь гусляра об этом событии.

Однако после крещения Руси гусли попали в немилость у христианской церкви. По некоторым данным, гусляры считались колдунами, а гусли – «бесовским инструментом». Но наиболее правдоподобно выглядит версия, что отрицательное отношение церкви к русской инструментальной музыке вызвано стремлением христианских священников бороться с пьянством, развратом и прочими непотребными делами, происходившими на различных гульбищах, неотъемлемой частью которых были и музыканты-гусляры. Позже гусли были реабилитированы и использовались и в церковной обрядовой музыке.

В 1914 году П.Фомин изобрел новую разновидность инструмента – клавишные гусли. В настоящее время гусли вновь становятся популярны и имеются практически в каждом народном оркестре. Появились небольшие частные мастерские, изготавливающие этот прекрасный инструмент, стилизованные ансамбли гусляров, и даже гусляры-сказители, которые пробуют восстановить традицию пения под гусельный аккомпанемент. Один из известных музыкантов-инструменталистов нашего времени – Егор Стрельников и его ансамбль гусляров «Живая вода». Играют в основном православную музыку, исполняют под гусельный аккомпанемент былины и сказания Древней Руси, принимают участие в различных фестивалях и конкурсах духовной и народной музыки. В 2005 году Егор Стрельников посетил Сербию с культурной миссией призвать сербский и русский народ к единению и миру.

Гусли всегда были и остаются неотъемлемой частью русской культуры, их красивое переливчатое звучание ассоциируется с Родиной, миром, покоем, чем-то бесконечно родным и привычным. Русская народная музыка отличается разнообразием жанров, мелодий и вариантов исполнения. В настоящее время фольклорные коллективы очень популярны, они активно выступают на фестивалях, сборных концертах, городских мероприятиях и вызывают искреннее восхищение зрителей всех возрастов. Это говорит о возрождении интереса к русской национальной культуре и безусловном повышении общего культурного уровня – только люди, знающие и любящие свои корни, могут быть сильным, единым и непобедимым народом.

Гусли-гусли-самогуды

Распевают песню всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

Гусли представляют собой плоский ящик, полый внутри, с натянутыми на нем струнами. Этот многострунный щипковый инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья, называли его по-разному – каннель, кантеле, кюсле. Гусли изображены на фреске XI в. в Софийском соборе Киева.

О гуслях звончатых, яровчатых есть упоминание в народном эпосе, былинных сказаниях о гусляре Садко, богатырях Добрыне Никитиче, Ставре Годиновиче и Соловье Будимировиче.

«Гудение струнное» у многих народов считалось вещим, способным творить чудеса. Звуками кифары Орфей очаровал бога подземного царства Аида. Богатырь, вещий рунопевец, сеятель и мудрец Вяйнямейнен пением и игрой на кантеле управлял природной стихией. Садко игрой на гуслях завоевал расположение царя Морского.

Гусли могут нам выразить любое настроение:

Заиграл Добрыня по-уныльному,

По-уныльному, по-умильному…

Заиграл Добрыня по-веселому.

В древние времена сложились три основных вида гусельной игры: исполнение лирических мелодий, в основном песенных, плясовых наигрышей и музыкально-поэтический речитатив.

Сейчас встречаются три вида гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Звончатые – имеют форму трапеции. Играют на них, держа на коленях, перебирая (защипывая) струны. Иногда пользуются плектром – тонкой пластинкой, которой зацепляют струны. Звук от этого становится особенно звонким. Количество струн у современных гуслей увеличено до 13. Играют на них бряцанием, как на балалайке.

Щипковые – усовершенствованные прямоугольные гусли. Это металлическая рама на ножках с натянутыми струнами, которые расположены на двух уровнях, настроенных каждый по своему принципу. На них можно играть аккордами и исполнять полифонические мелодии.

Клавишные гусли сконструировал мастер Фомин в конце XIX в. Внешне они похожи на щипковые, но струны расположены в одной плоскости, а над ними демпферы – глушители. Этой системой управляют с помощью 12 клавиш.

Гусельная игра сохранилась, этот древнейший вид народной музыкальной культуры и сейчас можно услышать в живом исполнении. Клавишные гусли используются в оркестрах, а в профессиональных коллективах иногда можно встретить и щипковые.

Каннель Кюсле Крезь

Гусли - струнный музыкальный инструмент , распространён в России . Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом .

Виды гуслей

Крыловидные гусли имеют разнообразную форму, струны натянуты веерообразно, сужаясь к "пятке" (место, где находится струнодержатель). В основном можно выделить инструменты со скошенным корпусом, который сужается по мере приближения к струнодержателю. Толщина инструмента обычно бывает 4-5 см, а длина - не более 800 мм. Особенной чертой, которая и дала название этого вида инструменту, является тонкий, около 6-11 мм, открылок. Он используется для поддержки левой руки, которая от неподвижного нависания над струнами быстро устаёт. Этот вид гуслей от 5 до 17 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы в миксолидийском ладу (пониженная 7-я ступень). Так же нижние или верхние крайние струны могут настраиваться как бурдонные, то есть постоянно звучащие при игре. Существует около 12 различных способов настройки гуслей. На крыловидных гуслях играют, как правило, разом затрагивая все струны ("бряцание") и глуша ненужные струны пальцами левой руки. Это достигается постановкой трёх (иногда четырёх) пальцев между струн, что позволяет быстро менять аккорды. Обычно удар идёт сверху вниз, но для большей плавности звука часто добавляются равные им по силе удары снизу вверх. Играют так же и мелодии (техника "набивания", "выборная", "подщипывания"). Иногда гусляры используют приёмы выщипывания звуков и пальцами левой руки, это обычно безымянный и большой пальцы.

Лировидные гусли

Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории России в Новгороде. Наиболее древний вид инструмента (находят экземпляры и 7-8 вв.). Гусли с игровым окном (новгородские) с тыльной стороны имеют проём, как у скандинавских лир, в который помещается рука музыканта. Струны приглушаются пальцами левой руки, так же, как и у крыловидных. Инструмент при игре держат вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя может упираться в бедро.

Шлемовидные гусли

Так же гусли-псалтирь. Шлемовидные гусли имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень). Гусли ставятся так же, как и крыловидные, вертикально на колени музыканта. Правая рука выщипывает мелодию на верхних струнах, задействуя все пальцы, а правая - аккорды, обычно в квинту или кварту на нижних. Можно встретить также и технику игры обеими руками в октаву у черемисов.

Гусли звончатые

Так же их никогда называют академическими, концертными гуслями. Являются сильно изменёнными крыловидными. Убрано крыло и увеличено количество струн, так же есть подставка около колочного ряда, имеются и другие отличия. Являются детищем В.В. Андреева , известного так же усовершенствованием балалайки, домры. Техника игры сильно отличается от игры на крыловидных. Реже используется бряцание, зато часто выщипываются струны левой рукой, создавая фон для правой, которая ведёт мелодию.

Столовидные гусли

Инструмент, возникнувший на рубеже 17-18 вв.. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с большим количеством струн (до четырёх октав). Иногда такие гусли попадались в домах зажиточных горожан, где сопровождали застолья. В настоящее время используются и в академической среде, где так же развился в клавишные гусли (которые открывали, по нажатию клавиши соответствующие ей струны, как на крыловидных). Обычно играли на них, как на шлемовидных, но часто попадалось и глиссандо, при глушении струн для образования аккорда.

Особенности игры

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол.

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра "под песни " и "под пляску ", "под драку ". Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным "маршевым" ритмом. Репертуар для шлемовидных гуслей включал в себя прежде всего игру песенных мелодий, но не исключал игру под пляску и танцы.

Гусли настраиваются диатонически с понижением 7-ой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до. В этнографических образцах известно несколько способов настройки включающих в себя бурдон - постоянно звучащие струны во время игры (как у волынки дополнительные дудки или как у колёсной лиры и у гудка). При определённых наигрышах брудоны могут глушиться.

Настройка бурдонов:

  1. для 9-ти струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  2. для 9-ти струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  3. для 12-ти струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  4. для 5-ти струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  5. строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) такая же как и у прибалтийских (кокле, канклес) и финно-угорских инструментов (кантеле, каннель,санквылтап , нарс-юх), без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

История

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа , кифара , лира , псалтерий . Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур ; к ним относятся: гусли чувашские , гусли черемисские , гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле , латышским кокле и литовским канклес .

На гуслях играют герои русского былинного эпоса : Садко , Добрыня Никитич , Соловей Будимирович . В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян :

Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века , где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских .

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства , представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским .

Кроме псалтиревидных гуслей существовали похожие на финский инструмент кантеле . Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Изготовление

Обычно делается из уже обработанной доски, иногда - из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда (в Сибири) - кедр. Раньше так же использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор. Затем у расщеплёной и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

Горький и Скиталец (с гуслями)

Гусли - струнный музыкальный инструмент, распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.

Николай Фомин Карельского кантеле звуки печальные

На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович. В Слове о полку Игореве упоминается гусляр-сказитель XI века Боян:

Боян же, братие, не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещиа персты
на живая струны вскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.

Гусляры, картина Виктора Васнецова , 1899

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Виктор Васнецов Баян 1910 г.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Андрей Рябушкин Гусляр поющий 1882 г.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX века Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Гусли делаются из уже обработанной доски, иногда - из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Это может быть и сосна, и ель, иногда - кедр. Раньше также использовали, а иногда и сейчас, яблоню и клён явор.

Затем у расщеплённой и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем.

Николай Богданов-Бельский Юный музыкант

Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Можно встретить и более поздний способ сборки инструмента на раме. Иногда встречаются и двухкамерные гусли, где открылок является продолжением корпуса, разделённого вирбельбанком.

…Зазвенела тетива,


Вспорхнула стрела…

Гусли. История древнего инструмента


Гусли — древнейший музыкальный инструмент. Тысячелетия истории человечества скрыли от нас и возраст и место их рождения. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. У славян же, название этого инструмента, как мне думается, связан со звучанием тетивы. Той самой тетивы, которая натягивалась на лук.


В глубокой древности упругая струна лука называлась иначе — «гусла». Вот Вам одна из гипотез возникновения названия инструмента. А приставив к струне полый сосуд — получим примитивный музыкальный инструмент. Итак: струны и резонатор, усиливающий их звучание — основной принцип этого щипкового инструмента.

В древнерусской рукописи, «Повести о белоризце человеке и монашестве», миниатюрист изобразил в буквице «Д» фигуру царя (возможно псалмопевца Давида), играющего на гуслях. Их форма соответствует инструменту, бытовавшему в те времена на Руси. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. Форма их корпуса действительно, напоминает шлем. В дальнейшем форма плоской резонаторой коробки менялась. Появились гусли трапецивидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте, — изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.

Славяне еще в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далекие времена гусли делались из долбленой сухой доски ели или клена. Клен «Явор» особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей — «Яровчатые»./ А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми».

Судьба этого инструмента надолго связалась с народной песенной и эпической традицией. Мастера — умельцы столетиями передавали секреты изготовления гуслей. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Но часто народные певцы нелестно пели о властях.

…О волюшке, о долюшке былинник запоет,
И сердце к вольной волюшке покличет, позовет.
Великой злобой дыбились вельможи да цари,
Чтоб на руси повывелись бродяги гусляры.
Но пели гусли звонкие, и был их лад суров,
И шли бунты жестокие от песен гусляров.
И. Кобзев
Эти гонения на гуслистов (так правильно звучит это слово), или, как их пренебрежительно стали называть гусляров — сослужили недобрую службу в судьбе инструмента. Интерес к его совершенствованию не был таким, каким он был в судьбе скрипки. Но время изменяло этот древний инструмент. Его конструкция, форма корпуса, технология обработки дерева, лаки, декоративная отделка — все это уже давно вывело гусли из разряда архаичного, чисто народнго инструмента, превратив его в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.

Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли щипковые — столовидные и гусли клавишнве. Звучание этих инструментов придает оркестру неповторимый колорит древних гусельных звонов.

В настоящее время интерес к гуслям заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли. Наряду с щипковыми гуслями трех видов, основным приемом игры на которых является щипок и брцание, появились и гусли клавишные. Механика, установленная на них, при нажатии на клавиши открывет струны, и дает возможность выбрать нужный аккорд. Это заметно упрощает игру на гуслях как на аккомпонирующем инструменте.

К большому сожалению, при желании приобрести инструмнт, приходится говорить о маленьких мастерских в России где отдельными экземплярами очень редко делаются гусли. В целом мире, как мне кажется, нет ни единой фабрики, где выпускался бы этот уникальный инструмент. Деньги идут на что угодно: на буйные развлечения, войны, удовольствия… Отвлечение средств по изготовлению хотя-бы одной боевой ракеты класса «земля — воздух», с лихвой хватило бы на строительство маленькой музыкальной фабрики. Как все это печально и больно осознавать сегодня. Но… гусли звучат и будут звучать вечно!

 


Читайте:



Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы, тушенные на сковородке

Фаршированные перцы готовятся очень просто и быстро. Такое блюдо выглядят невероятно аппетитно, а наполнять овощ можно совершенно любой начинкой –...

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Что такое личность в психологии, ее структура и типы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые,...

К чему это - разбиться во сне?

К чему это - разбиться во сне?

Это сновидение может в ряде случаев оказаться вещим. Поэтому, если вам приснится реалистичная картина автоаварии, то этот сон, особенно перед...

К чему снится сало женщине

К чему снится сало женщине

Многим будет интересно знать, к чему может сниться сало, ведь подобное видение нельзя растолковать однозначно. Чтобы дать правильную трактовку,...

feed-image RSS