Разделы сайта
Выбор редакции:
- Любовный гороскоп на декабрь водолей мужчина
- Совместимые в браке знаки зодиака Тест с каким знаком зодиака вы совместимы
- Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы
- Как влияет фамилия на судьбу человека
- Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт
- Оленина тушеная с овощами
- Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке
- Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”
- Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть
- Гадание онлайн выйду ли замуж 18г
Реклама
Почему рыба является символом Иисуса Христа? Древнехристианская изобразительная символика |
Символы христианства
Спеши теперь спасение принять. Ранняя Церковь не знала иконы в её современном догматическом значении. Начало христианского искусства - живопись катакомб - носит символический характер. Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества. Иисус использовал символы, когда ходил по дорогам Палестины. Он ссылался на Себя, как на Доброго Пастыря, Дверь, Вино и Свет Миру. Когда Он учил Своих учеников, Он говорил притчами, которые были богаты символизмом. На протяжении многих веков христиане использовали символы, чтобы выразить ими свою веру. Вряд им хоть кто-нибудь, посетив церковь или взяв религиозную книгу, не увидит при этом какие-ли-6о символы. Они помогают передавать Евангелие (благовествовать), питать веру и создавать особую атмосферу во время богослужений. Они служат нам как "путевые знаки" в земном странствии. Существует множество христианских символов. Некоторые из них хорошо известны, но зачастую даже верующие (а не просто крещеные) люди не знают, для чего же в действительности первоначально был предназначен тот или иной знак.
В первые века христианства кресты делались без изображения Христа. Собственно распятия впервые появляются в V-VI веках, и на древнейших из них Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл. До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, - и только в X веке появились изображения мёртвого Христа.
Согласно преданию, один из двух агнцеа, принесенных Аароном в жертву, был украшен терновым венцом. Пророки Ветхого Завета называли Агнцем Божиим ожидаемого Мессию. Агнец стал символом искупления, смирения и кротости Христа.
Греческое слово "рыба" состоит из начальных букв фразы "Иисус Христос Божий Сын Спаситель". Это первый зашифрованный символ веры. Изображение рыбы было весьма удобным знаком, так как ни о чем не говорило людям, не посвященным в таинства христианства.
Ранние христиане использовали монограммы, чтобы удостоверить этим принадлежность Иисусу. IHS - это первые две буквы и последняя буква греческого имени Иисус, написанного греческими заглавными буквами: IHSOYS. “Иисус” означает “Господь спасает”. Монограмма IHS часта пишется на алтарях и параментах.
Иисус сказал: “Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний, Начало и Конец”. Иисус есть начало и конец всех вещей; мир был сотворен через Него и однажды Он придет опять, чтобы привести этот мир к Суду. Иисус говорил о Себе, как о Вине, Хлебе, Двери и как о других символах. Христианские художники на протяжении веков делали рисунки, чтобы передать весть об Иисусе Христе.
Бог-Отец -
Рука, появляющаяся в различных формах, является обычным символом Бога-Отца. Ветхий Завет часто говорит о руке Божьей, например: “В Твоей Руке - дни мои”. Рука означает силу, защиту и господство; например израильтяне пели Богу, спасшему их от египетского войска: “Десница Твоя, Господи, прославилась Силою; Десница Твоя, Господи, сразила врага”. Руку Божию мы видим исходящей из облака и простирающейся вниз, чтобы благословить свой народ. Рука Божия с кругом описывает Бога как Вечно Сущего с вечной заботой о Своем народе. Глаз является другим обычным символом Бога - Отца. Он передает весть о том, что Он видит нас: Бог-Сын - Есть много символов, представляющих Бога-Сына, Иисуса Христа, нашего Господа и Спасителя. Существуют монограммы, представляющие Его имя, кресты, представляющие Его распятие, и картины, изображающие события Его земного служения. ![]() Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком. К этому периоду относится его изображение в римских катакомбах (деталь росписи крипты Луцины в катакомбах святого Каллиста, катакомбы Домитиллы. В 210 году н. э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках. Добрый Пастырь по сути не являлся иконой Иисуса, а выступает аллегорическим изображением. По этой причине он вместе с ихтисом, он стал первым изображением Христа в раннехристианском искусстве. Также по причине схожести с изображениями языческих божеств, он был безопасен в годы гонений, поскольку не содержал очевидной христианской тематики и не мог выдать владельца-тайного христианина. Одновременно в условиях гонения на христианство образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразом грядущего Царства Божие.
Почему рыба является символом Иисуса Христа? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter - Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель. «Если первые буквы этих греческих слов соединить вместе, то получится слово ICHTHYS, то есть «рыба». Под именем рыбы таинственно разумеется Христос, потому что в бездне настоящей смертности, как бы в глубине вод, Он мог оставаться живым, то есть. безгрешным» (Блаженный Августин. О Граде Божьем. XVIII. 23.1). Профессор А.П. Голубцов высказывал предположение: «Это буквенное значение слова ICHTHYS было рано подмечено христианскими экзегетами, и, вероятно, в Александрии - этом центре аллегорического толкования - впервые был и поставлен на вид таинственный смысл этого знаменитого слова» (Из чтений по церковной археологии и литургике. Спб., 1995. С. 156). Однако надо определенно сказать: не одно только наблюдение над буквенным совпадением привело к тому, что у христиан первенствующей Церкви рыба стала символом Иисуса Христа. Сознание древних учеников Божественного Спасителя, несомненно, находило опору для такого понимания в святом Евангелии. Господь говорит: Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7: 9-11). Символика ясна и выразительна: рыба указывает на Христа, а змия - на диавола. При насыщении более четырех тысяч человек Господь творит чудо умножения хлеба и рыбы: И, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим, а ученики народу. И ели все и насытились (Мф. 15: 36-37). При другом чуде насыщения народа было пять хлебов и две рыбы (см.: Мф. 14: 17-21). Об евхаристическом понимании первого и второго насыщения свидетельствует изображение, сделанное на стене одной из римских катакомб святого Каллиста: плывущая рыба держит на спине плетеную корзину с пятью хлебами и стеклянным сосудом с красным вином под ними. Древние христианские писатели не ограничивались символическим сравнением Иисуса Христа с рыбой. Они распространяли это сравнение и на последователей Спасителя. Так, Тертуллиан писал: «Животворно таинство нашей воды, ибо, смыв ею грехи вчерашней слепоты, мы освобождаемся для жизни вечной! <…> Мы же, рыбки, вслед за «рыбой» (ICHTHYS) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде» (О крещении. 1.1). Климент Александрийский в «Гимне Христу Спасителю» также сравнивает последователей Иисуса Христа с рыбками: Жизни Радость вечная, (Педагог. Заключение) К празднику Рождества Христова у Рождественского вертепа Князь-Владимирского собора создана экспозиция «Христианская символика»: Символ (греч. σύμβολον- знак, опознавательная примета) - условный знак каких-либо понятий, идей, явлений, которые раскрываются через его интерпретацию. “символ” - по-гречески “соединение”, и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением. Первые христианские символические изображения появляются в живописи римских катакомб и относятся к периоду гонений на христиан в Римской империи. В этот период символы носили характер тайнописи, позволяющей единоверцам узнать друг друга, но смысл символов уже отражает формировавшееся христианское богословие. Символ представляет собой фрагмент вещественного мира, способный являть духовную реальность и к ней приобщать. Но явить духовную реальность и приобщить к ней символ может только в силу того, что сам этой реальности причастен. Следует отметить, что христианские символы не суть продукт человеческого творчества, это "то, что дано в результате Откровения, так как символы всегда укоренены в Библии … Это язык Бога, Который все более и более посвящет нас в неизвестную нам дотоле реальность, Который раскрывает перед нами мир, чьей тенью в некотором роде является символ.» (Аржанти Кирилл, свящ. Смысл символа в православной литургии // Альфа и Омега, 1998, № 1(15), с.с.. 281-282.). Свт. Николай Сербский говорит: «явления природы есть символы, условные знаки изображения духовного мира, а духовная реальность есть смысл, жизнь и оправдание существования этих символов.Святой Максим Исповедник выразился аналогично, сказав: "Весь мысленный (духовный) мир таинственно представлен символичными картинами в мире чувственном для тех, что имеют очи, чтобы видеть. Весь чувственный мир заключен в мире мысленном"…именно духовное зрение сердца охватывает все, что ученые неясно называют подсознанием, интуицией и так далее…Способность видеть сущность без притч, которую Адам имел, но потерял, и которую Апостолы, потеряв, получили снова, Господь предназначает всем нам, христианам.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы)
Хризма Хризмон из катакомб св. мц. Домициллы Хризма или хризмон - монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ), скрещённых между собой. В Откровении св. Иоанна Богослова сказано: « Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель.» (Откр., 1, 8), поэтому по краям монограммы помещают греческие буквы Α и ω. Хризма получила широкое распространение в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках. Наиболее известно использование хризмона для лабарума. Крестом (хризмоном) начинается глаголическая азбука. В своем азбучном акростихе Григорий Богослов говорит: «"Αρχήν απάντων και τέλος ποιου θεόν („Полагай Бога началом и концом всего"). Таким образом, начиная свой алфавит хризмоном, св. Кирилл начинал его призыванием имени Иисуса Христа. Христограмма в виде двух перекрещенных букв «Р» и «Х» является также символом Рождества Христова; изображения «Альфы» и «Омеги» символизируют начало нового времени (нашей эры) от Рождества. Крест-хризмон. Страсти Христовы. Рельеф саркофага. Сер. IV в. (Латеранский музей, Рим) Ίχθύς Рыба Изображение рыбы из катакомб св. Каллиста Ихтис (др.-греч. Ίχθύς - рыба) - древний акроним (монограмма) имени Иисуса Христа; состоит из начальных букв слов: Ἰησοὺς Χριστὸς Θεoὺ ῾Υιὸς Σωτήρ (Иисус Христос Сын Божий Спаситель) и выражает в краткой форме исповедание христианской веры. В Новом Завете повествуется о призвании апостолов: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф., 4, 19) ; Царствие Небесное уподобляется «неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода» (Мф.13:47). Насыщение народа в пустыне хлебами и рыбами – прообраз Евхаристии (Мк.6:34-44, Мк.8:1-9); рыба упоминается в описании трапезы Христа и апостолов на Тивериадском озере по Его Воскресении (Ин.21:9-22). Изображение рыбы, несущей на спине корзину с хлебами и сосуд с вином в древнейшей части катакомб св. Каллиста - евхаристический символ, обозначающий Христа, который дарует людям новую жизнь. Используя символ рыбы в трактате «О крещении», Тертуллиан пишет: «Мы же, рыбки, вслед за “рыбой” (Ίχθύς) нашей Иисусом Христом, рождаемся в воде, сохраняем жизнь не иначе, как оставаясь в воде.» Раннехристианская мозаика. Табха. Церковь Умножения Хлебов и Рыб Мраморная стела, III век Пастырь Добрый Пастырь Добрый. Мавзолей Галлы Плацидии. Равенна. 5 в. Добрый Пастырь (греч. ὁ ποιμὴν ὁ καλὸς, ho poimen ho kalos, лат. pastor bonus) - символическое именование и изображение Иисуса Христа, упоминается в Ветхом Завете (Пс. 22); в Новом Завете Господь Иисус Христос называет Себя добрым пастырем: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.» (Ин., 10, 11). По свидетельству Толковой Библии А. П. Лопухина «Христос здесь изображает те отношения взаимного доверия и любви, какие существуют между Ним и Его духовным стадом.». Первые известные изображения Доброго Пастыря датируются II веком (катакомбы святого Каллиста, катакомбы Домитиллы). А. С. Уваров в книге «Христианские символы» пишет: «флейта пастыря символически означала надежду…сосуд с молоком…относится к догмату Воскресения». В условиях гонения на христианство образ Доброго Пастыря выражал идею особого покровительства Божия и являлся прообразом грядущего Царства Небесного. В церковном облачении: архиерейский омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой. Пастырь Добрый. Катакомбы св. Каллиста. Рим. Голубь Изображения из мавзолея Галлы Плацидии. V в. Голубь - один из первых христианских символов. Самые ранние изображения относятся ко II веку по Рождестве Христовом. Изображения двух голубей, пьющих из чаши (мавзолей Галлы Плацидии,V век, Равенна) символизируют христианские души, пьющие из источника Воды Живой. В Ветхом Завете голубь символизирует конец всемирного потопа, он приносит Ною в ковчег оливковую ветвь (Быт., 8, 10 – 11). Голубь как символ чистоты и цельности упоминается в Новом Завете: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.» (Мф., 10, 16) . Голубь является символом Святого Духа. В Евангелии от Матфея сказано: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.» (Мф., 3, 16). Крещение Господне. Москва, 1690 г. Тертуллиан пишет: «…Он снизошел на Господа в образе голубя, чтобы природа Духа Святого была явлена через живое существо, которому присущи чистота и невинность… Потому-то Господь и говорит: Будьте просты, как голуби! (Матф. 10,16). И для этого был свой прообраз. Ведь точно так же после вод потопа, которыми было вычищено древнее нечестие, после, можно сказать, крещения мира, голубь-вестник, выпущенный из ковчега и возвратившийся с оливковой ветвью …, возвестил землям о прекращении небесного гнева. Таким же образом происходит и духовное воздействие на землю, то есть на нашу плоть, выходящую из купели после очищения от прежних грехов: подлетает голубь Святого Духа, принося мир от Бога. Выпущен он с небес, где пребывает Церковь, прообразом которой является ковчег .» Тертуллиан «О крещении». Ной выпускает голубя. Собор св. Марка, Венеция Маслина, оливковая ветвь Ной и голубь с оливковой ветвью. Катакомбы Петра и Марцеллина. Рим. 2 - 4 в.в. Свт. Николай Сербский пишет: «Маслина есть символ благодатной избранности. Господь избрал народ Израильский, как плодоносящее дерево среди дичков, и сравнил его с маслиною: «Зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, именовал тебя Господь (Иер.11:16). Маслина, как дерево, дающее елей, и к тому же самое долгоживущее из деревьев земных, символизирует любого добродетельного человека, сияющего милостью и истиной от Духа Святого, который верой своей, как корнями, прикрепился к вечной жизни.» (Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы.) Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемой мира и обновления. Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в его состав входило оливковое масло. В Православной Христианской церкви со времен Апостольских существует Таинство Миропомазания. Лилия Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет» Лилия – символ чистоты и святости. В Евангелии от Матфея лилия символизирует совершенство и доверие Богу: Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них (Мф., 6, 28 – 29). Преподобный Нил Синайский пишет о символике лилии так: «О совершенной душе сказано, что она как лилия между терниями ». (Прп. Нил Синайский. О сребролюбии). Изображение лилии встречается на иконах Пресвятой Богородицы «Благовещение», «Неувядаемый Цвет». Крест "криновидный" (Белые полевые лилии называются по-славянски "крины сельные "). Пшеница, Колос Икона Божией Матери «Класс Прозябшая»
В Новом Завете пшеница символизирует верующих христиан. В Евнгелии от Матфея говорится: Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу (Мф.,3, 12) . Свт. Николай Сербский пишет: «Христиане, носящие в себе Бога Христа и взрастившие Его в душе своей до жатвы, будут спасены… Прорастание пшеничного зерна под землей есть образ смерти и Воскресения Господа, а также картина умирания ветхого и рождения нового человека в каждом из нас.» ( Свт. Николай Сербский. Символы и сигналы). В стихире 1-й песни канона из Последования ко Святому Причащению возрастание колоса символизирует Боговоплощение: Символы Евангелистов «Вседержитель» - Христос в тетраморфе (Новгород, XV век) Символы евангелистов взяты из Откровения св. Иоанна Богослова: « и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.» (Откр., 4, 6 -8) Символы евангелистов упоминаются в видении пророка Иезекииля: "И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных, - и таков был вид их: облик их был, как у человека; и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла; Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех." (Иез., 4 – 6, 10) Изображения четырех евангелистов и их символы обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода. Также образы четырёх евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К тетраморфу относят слова литургии: "поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек). Существующее распределение символов сложилось во II веке, его придерживались Григорий Двоеслов, Блаженный Иероним, Епифаний Кипрский, Викторин из Петтау и др. Традиционная система соответствия животных и евангелистов была утверждена на Руси на Большом Московском соборе в 1666 году. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. Евангелист Матфей Евангелист Матфей. Князь-Владимирский собор. Ангел – символ Евангелиста Матфея. Миниатюра Евангелия Хитрово. 14 в. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк Евангелист Марк. Князь-Владимирский собор. Лев – символ Евангелиста Марка. Евангелие Хитрово. 14 в. Символом Евангелиста Марка является лев, в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа Иисуса Христа. Евангелист Лука Евангелист Лука. Князь-Владимирский собор. Телец – символ Евангелиста Луки. Евангелие Хитрово. 14 в. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Евангелист Иоанн Богослов Евангелист Иоанн Богослов. Князь-Владимирский собор. Орел – символ Евангелиста Иоанна Богослова. Евангелие Хитрово. 14 в. Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божественных тайн. Посещая храмы и открывая церковные книги, мы сталкиваемся с большим количеством всевозможной религиозной символики, значение которой порой бывает не вполне понятно. Особенно это ощутимо, когда приходится рассматривать иконы, а также фрески, картины или гравюры, созданные на библейские сюжеты много веков назад. Чтобы понять их тайный язык, познакомимся с некоторыми наиболее часто используемыми в них символами и поговорим об их происхождении. Тайные знаки первых христианНаиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл. Христиане первых веков не знали икон в том виде, в котором они существуют сегодня, и на стенах катакомб изображали не Самого Спасителя, а лишь символы, выражающие те или иные стороны его сущности. При внимательном их изучении раскрывается вся глубина богословия ранней Церкви. Среди наиболее часто встречающихся образов можно увидеть Доброго пастыря, Агнца, корзины с хлебами, виноградные лозы и многие другие символы. Несколько позже, уже в V-VI веках, когда христианство из гонимой властями секты превратилось в государственную религию, к ним прибавился Крест. Христианские символы и их значения, малопонятные оглашенным, то есть людям, ещё не посвящённым в смысл учения и не принявшим Святое Крещение, являлись своего рода наглядной проповедью для членов Церкви. Они становились продолжением произносимых им перед толпами слушателей, но смысл которых он раскрывал лишь близкому кругу своих учеников. Первые символические изображения СпасителяОдним из наиболее ранних символических сюжетов катакомбной живописи является сцена «Поклонения волхвов». Исследователями было обнаружено двенадцать таких фресок, датируемых II веком, то есть выполненных примерно через столетие после событий, описанных в Евангелии. В них заложен глубокий богословский смысл. Восточные мудрецы, пришедшие поклониться Рождеству Спасителя, как бы свидетельствуют о предсказанности его появления древними пророками и символизируют собой неразрывную связь между Ветхим и Новым Заветом. Примерно в тот же период на стенах катакомб появляется надпись, выполненная греческими буквами ΙΧΘΥΣ (в переводе - "рыба"). В русском прочтении она звучит как «Ихтис». Это акроним, то есть устойчивый вид аббревиатуры, получившей самостоятельное значение. Он образован из начальных букв греческих слов, составляющих выражение «Иисус Христос Божий Сын Спаситель», и в нём заключён основной символ христианской веры, подробно изложенный затем в документах Никейского Вселенского собора, состоявшегося в 325 году в Малой Азии. Добрый Пастырь, а также Ихтис считаются первыми изображениями Иисуса Христа в искусстве раннехристианского периода. Любопытно заметить, что в раннехристианской символике этому акрониму, обозначавшему Сына Божьего, сошедшего в мир, действительно соответствовало изображение рыбы. Учёные находят этому несколько объяснений. Обычно указывают на учеников Христа, многие из которых изначально были рыбаками. Кроме того, вспоминают слова Спасителя о том, что Царство Небесное подобно закинутому в море неводу, в котором оказываются рыбы разного рода. Сюда же относят и многочисленные Евангельские эпизоды, связанные с ловом рыбы и насыщением ею алчущих (голодных). Что такое Хризма?Символы христианского учения включают в себя и такой весьма распространённый знак, как «Хризма». Появился он, как принято полагать, ещё в апостольские времена, но широкое распространение получил с IV века, а представляет собой изображение греческих букв Χ и Ρ, являющимися началом слова ΧΡΙΣΤΟΣ, что означает Мессия или Помазанник Божий. Часто в дополнение к ним справа и слева ставились греческие буквы α (альфа) и ω (омега), напоминающие слова Христа о том, что он является Альфой и Омегой, то есть началом и концом всего сущего. Изображения этого знака часто встречается на монетах, в мозаичных композициях, а также на рельефах, украшавших саркофаги. Фото одного из них приводится в статье. В российском православии Хризма приобрела несколько иной смысл. Буквы Х и Р расшифровывают как начало русских слов Христос Родился, что сделало этот знак символом Боговоплощения. В оформлении современных церквей он встречается столь же часто, как и прочие наиболее известные христианские символы. Крест - символ Христовой верыКак это ни странно, но первые христиане не поклонялись Кресту. Основной символ христианской веры получил распространение лишь в V веке. Первые христиане его изображений не делали. Однако после своего появления он в течение короткого времени стал обязательной принадлежностью каждого храма, а затем и нательной символикой верующего человека. Нужно заметить, что на древнейших распятиях Христос изображался живым, облачённым в одежды, а зачастую и увенчанным царской короной. Более того, Ему, как правило, придавался торжествующий облик. гвозди, а также раны и кровь Спасителя появились лишь в изображениях, датируемых IX веком, то есть в период позднего Средневековья. Агнец, ставший искупительной жертвойМногие христианские символы берут начало от своих ветхозаветных прообразов. Среди них ещё одно изображение Спасителя, выполненное в виде Агнца. В нём заключён один из основополагающих догматов религии о жертве, принесённой Христом во искупление грехов людских. Как в давние времена агнец отдавался на заклание во умилостивление Бога, так теперь сам Господь возложил на жертвенник Своего единородного Сына для избавления людей от тяжести первородного греха. В раннехристианские времена, когда последователи новой веры были вынуждены соблюдать конспирацию, этот символ был весьма удобен тем, что его смысл могли понять лишь посвящённые. Для всех прочих он оставался безобидным изображением ягнёнка, которое можно было, не скрываясь, наносить где угодно. Однако на Шестом состоявшемся в 680 году в Константинополе, этот символ был запрещён. Вместо него предписывалось на всех изображениях придавать Христу исключительно человеческий облик. В пояснении говорилось, что таким образом будет достигаться большее соответствие исторической правде, а также создаваться простота в его восприятии верующими. С этого дня началась история иконографии Спасителя. Этот же собор издал ещё одно постановление, не утратившее силу до настоящего времени. На основании этого документа запрещалось делать любые изображения Животворящего Креста на земле. В пояснении вполне логично и здраво указывалось, что недопустимо попирать ногами то, благодаря чему все мы были избавлены от проклятия, тяготевшего над человечеством после первородного грехопадения. Лилия и якорьСуществуют также христианские символы и знаки, порождённые Священным Преданием и Писанием. Одним из них является стилизованное изображение лилии. Его появление связано с тем, что, согласно легенде, Архангел Гавриил, явившись Деве Марии с благой вестью о её великом предназначении, держал в руке именно этот цветок. С тех пор белая лилия стала символом непорочности Пресвятой Девы. Это стало причиной того, что в средневековой иконописи вошло в традицию изображать с лилией в руках святых, прославившихся чистотой своей жизни. Тот же символ восходит и к дохристианским временам. В одной из ветхозаветных книг, носящей название «Песнь Песней», говорится, что храм великого царя Соломона украшался лилиями, что связало этот цветок с образом мудрого правителя. Рассматривая христианские символы и их значения, необходимо также вспомнить изображение якоря. Оно вошло в обиход благодаря словам апостола Павла из его «Послания к евреям». В нём поборник истинной веры уподобляет надежду на исполнение безопасному и крепкому якорю, незримо соединяющему членов Церкви с Царством Небесным. Вследствие этого якорь стал символом надежды на спасение души от вечной смерти, и его изображение можно часто встретить среди прочей христианской символики. Изображение голубя в христианской символикеКак уже говорилось выше, содержание христианских символов зачастую следует искать среди библейских текстов. В связи с этим уместно вспомнить изображение голубя, имеющее двойное толкование. В Ветхом Завете ему была отведена роль носителя благой вести, когда с оливковой ветвью в клюве он возвратился в ковчег Ноя, давая знать, что воды потопа отступили, и опасность миновала. В данном контексте голубь сделался и благоденствия в рамках не только религиозной, но и общепринятой во всём мире символики. На страницах Нового Завета голубь становится зримым олицетворением Святого Духа, сошедшего на Христа в момент Его крещения в Иордане. Поэтому в христианской традиции его изображение приобрело именно это значение. Голубь символизирует собой третью ипостась единого Бога - Святой Троицы. Образы, символизирующие четырёх евангелистовК Ветхому Завету, а точнее, к Псалтири, составляющей одну из его книг, относится образ орла, символизирующего собой юность и силу. Основанием для этого стали слова, приписываемые царю Давиду и заключённые в сто втором псалме: «Обновится яко орля (как орёл) юность твоя». Неслучайно именно орёл стал символом апостола Иоанна - самого молодого из евангелистов. Уместно будет также упомянуть христианские символы, обозначающие авторов остальных трёх канонический Евангелий. Первому из них - евангелисту Матфею - соответствует изображение ангела, воплощающего собой образ мессианского предназначения Сына Божия, посланного в мир для его спасения. Следом за ним идёт евангелист Марк. Рядом с ним принято изображать льва, символизирующего царское достоинство Спасителя и Его могущество. Третьим благовестником (слово «Евангелие» в переводе означает «благая весть») является евангелист Лука. Ему сопутствует жертвенный агнец или телец, подчёркивающий искупительное значение земного служения Сына Божьего. Эти символы христианской религии неизменно встречаются в росписи православных храмов. Обычно их можно видеть помещёнными с четырёх сторон свода, поддерживающего купол, в центре которого, как правило, изображается Спаситель. Кроме того, они же вместе с образом Благовещения по традиции украшают Царские врата. Символы, значение которых не всегда понятноНередко у посетителей православных храмов вызывает удивление встречающееся в них изображение шестиконечной звезды - такой же, как на государственном Казалось бы, какую связь могут иметь православные христианские символы с этим сугубо иудейским знаком? На самом деле удивляться тут нечему - шестиконечная звезда в данном случае лишь подчёркивает связь Новозаветной Церкви с её Ветхозаветной предшественницей, и к политике не имеет никакого отношения. Кстати, попутно вспомним и также являющую собой элемент христианской символики. В последние годы ею часто украшают верхушки рождественских и новогодних ёлок. Она призвана изображать ту которая в Рождественскую ночь указывала волхвам дорогу к пещере, в которой появился на свет Спаситель. И ещё один символ, вызывающий вопросы. В основании крестов, венчающих купола православных храмов, часто можно видеть полумесяц, помещённый в горизонтальном положении. Поскольку сам по себе он принадлежит к мусульманской религиозной атрибутике, то нередко такую композицию истолковывают неправильно, придавая ей выражение торжества христианства над исламом. В действительности это не так. Лежащий горизонтально полумесяц в данном случае является символическим изображением христианской церкви, которой придан образ корабля или челна, перевозящего верующих через бурные воды житейского моря. Кстати, этот символ также относится к числу наиболее ранних, и его можно увидеть в том или ином варианте на стенах римских катакомб. Христианский символ ТроицыПрежде чем говорить об этом важном разделе христианской символики, следует заострить внимание на том, что, в отличие языческих триад, в состав которых всегда входили три независимых и отдельно «существовавших» божества, христианская Троица представляет Собой единство трёх Её ипостасей, неразрывных между собой, но и не слитных в единое целое. Бог един в трёх лицах, каждое из которых выявляет одну из сторон Его сущности. В соответствии с этим начиная с периода раннего христианства создавались символы, предназначенные для зрительного воплощения этого триединства. Наиболее древними из них являются изображения трёх переплетающихся между собой колец или рыб. Они были обнаружены на стенах римских катакомб. Наиболее ранними их можно считать по той причине, что сам догмат Святой Троицы, появившись лишь в конце II века, получил развитие в последующее столетие, а официально закреплён был в документах Никейского собора 325 года, о котором уже упоминалось выше. Также к элементам символики, означающим Святую Троицу, хотя и появившимся, как принято считать, несколько позже, следует отнести равносторонний треугольник, иногда обведённый кругом. Как и все прочие христианские символы, он имеет глубокий смысл. В данном случае подчёркивается не только но и Его бесконечность. Часто внутри его помещается изображение глаза, а точнее, ока Божьего, указывающее на то, что Господь всевидящ и вездесущ. История Церкви знает и более сложные по начертанию символы Святой Троицы, появлявшиеся в те или иные периоды. Но всегда и во всех изображениях неизменно присутствовали элементы, указывающие на единство и в то же время неслиянность трёх составляющих его элементов. Их можно часто видеть в оформлении многих действующих ныне храмов - как восточных, так и относящимся к западным направлениям христианства. Самые ранние христианские символические изображения относятся ко временам древней катакомбной Церкви и первых гонений. Тогда символика употреблялась в первую очередь как криптограмма, тайнопись, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Однако смысл символов был всецело обусловлен религиозными переживаниями; тем самым можно утверждать, что они донесли до нас богословие ранней Церкви. Мир “иной” приоткрывается в этом мире через символы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Поскольку Божественное в той или иной степени открывается людям всех дохристианских культур, то неудивительно, что Церковь использует некоторые из “языческих” образов, уходящих своими корнями не собственно в язычество, а в глубины человеческого сознания, где даже у самых пламенных атеистов дремлет жажда богопознания. При этом Церковь очищает и проясняет эти символы, показывает стоящую за ними истину в свете Откровения. Они оказываются подобными дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь в христианстве. Отметим, что в дохристианском мире в наибольшей полноте была просвещена Богом ветхозаветная Церковь. Израиль знал путь познания Единого Бога, а следовательно, и язык его символов был наиболее адекватным тому, что за ними стояло. Потому многие ветхозаветные прообразовательные символы естественно входят в христианскую символику. Объективно это связано и с тем, что первыми христианами были в основном выходцы из иудейской среды. Символизм христианского искусства этой поры был проявлением “естественного” для религиозного человека видения мира, был способом познания сокровенных глубин мироздания и его Творца. Отношение к непосредственному изображению Бога и “мира невидимого” было неоднозначным даже среди ранних Отцов Церкви; у всех перед глазами был пример язычества, в котором религиозное почитание отнималось у первообраза божества и переносилось на его воплощенную в том или ином материале форму. Художественно передать тайну Воплощения и Креста представлялось весьма трудной задачей. По замечанию Леонида Успенского, “для того, чтобы понемногу подготовить людей к воистину непостижимой тайне Боговоплощения, Церковь сначала обращалась к ним на языке, более для них приемлемом, чем прямой образ” . Этим и объясняется обилие символов в раннехристианском искусстве. Богатый материал для изучения раннехристианской символики дают творения Климента Александрийского, который пишет о предпочтительных для христиан изображениях. Сплав образов ветхозаветных и общекультурных мы находим в гимне Христу его сочинения (ок. 190 г.): Здесь мы приведем лишь основные символы из той совокупности древнехристианской символики, которая передает целостную картину миропонимания Церкви и чаяния Небесного Царствия. Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви - Спасителем, Его крестной смертью и утвержденным Им таинством Богообщения - Евхаристии. Таким образом, главные евхаристические символы: хлеб, виноград, предметы, связанные с виноградарским делом, - получили наиболее широкое распространение в живописи катакомб, в эпиграфике; они изображались на священных сосудах и предметах обихода христиан. К собственно евхаристическим символам относятся изображения виноградной лозы и хлеба. Х леб изображается и в виде колосьев (снопы могут символизировать собрание Апостолов), и в виде хлебов причащения. Приведем рисунок, явно апеллирующий к чуду приумножения хлебов (Мф 14:17–21; Мф 15:32–38) и в то же время изображающий хлеб Евхаристии (о символике изображения рыбы см. ниже). Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни для человека, которую Он подает через причастие . Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены - ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы, суть символ Причащения - способа жизни во Христе. Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом - рая; в этом значении лоза еще долго используется в качестве декоративного элемента. Вот совершенное изображение лозы из мозаик мавзолея Сан-Констанца в Риме. К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке. Остановимся прежде всего на монограмме имени Христова. Эта монограмма, состоящая из начальных букв Х и Р, получила большое распространение, возможно, начиная с апостольских времен. Мы находим ее в эпиграфике, на рельефах саркофагов, в мозаиках и пр. Возможно, монограмма восходит к словам Апокалипсиса о “печати Бога Живого” (Откр 7:2) и “новом имени побеждающему” (Откр 2:17) - верному в Царствии Божием. Греческое название монограммы cr‹sma (собств. “помазание, миропомазание”) может переводиться как “печать”. Форма монограммы существенно видоизменялась с течением времени. Древние формы: . Наиболее раcпространенный вариант усложняется в раннеконстантиновское время: , ок. 335 г. он преобразуется в (исчезает буква Х). Такая форма имела большое распространение на востоке, особенно в Египте. В раннехристианской гемме сливаются изображения креста и якоря. Его сопровождают рыбы - символы Христа, а из основания произрастают пальмовые ветви - символы триумфа. В прямом смысле, как образ спасения, используется якорь в изображении с двумя уловляемыми рыбками-христианами из римских катакомб II века. А это - еще один, графически проработанный вариант того же сюжета. Д ругой распространенный символ - корабль, который также нередко включает образ Креста. Во многих древних культурах корабль - символ человеческой жизни, плывущей к неизбежной пристани - смерти. Но в христианстве корабль ассоциируется с Церковью . Церковь как корабль, ведомый Христом, - распространеннейшая метафора (см. выше в гимне Климента Александрийского). Но и всякий христианин тоже может уподобляться кораблику, следующему за кораблем-Церковью. В христианских изображениях корабля, несущегося по волнам житейского моря под знаком креста и направляющегося ко Христу, адекватно выражен образ христианской жизни, плод которой - обретение вечной жизни в единении с Богом. В Новом Завете символика рыбы связывается с проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет “ловцами человеков” (Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет “неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода” (Мф 13:47). Евхаристическое значение рыбы связывается с прообразовательными евангельскими трапезами: насыщением народа в пустыне посредством хлебов и рыб (Мк 6:34–44; Мк 8:1–9), трапезой Христа и апостолов на Тивериадском озере по Воскресении (Ин 21:9–22), которая нередко изображается в катакомбах, смыкаясь с Тайной Вечерей. В Писании Христос говорит: “Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?”(Мф 7:9–10). По мысли толкователей образ рыбы относится ко Христу как истинному Хлебу Жизни, в противоположность змее, которая символизирует диавола . Изображение рыбы нередко сочетается с изображением корзины с хлебами и вином, и таким образом символ рыбы связывается с Самим Христом. Выше мы писали, что этой соотнесенности способствует и графический облик греческого названия рыбы. Символика рыбы оказывается связанной и с таинством Крещения. Как говорит Тертуллиан: “Мы маленькие рыбки, ведомые нашим „cqЪj , мы рождаемся в воде и можем спастись не иначе, как пребывая в воде.” На рисунке - изображение рыбы, служившее заставкой к письму свт. Василия Великого. Крест Христов и Его Воскресение, апокалиптические чаяния всеобщего воскресения и настоящая жизнь Церкви в Таинстве Евхаристии - вот суть образов, скрывающихся за символами первых веков христианства, часть которых постепенно, начиная со времени Константина Великого, вытеснялась более прямыми образами. |
Читайте: |
---|
Новое
- Совместимые в браке знаки зодиака Тест с каким знаком зодиака вы совместимы
- Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы
- Как влияет фамилия на судьбу человека
- Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт
- Оленина тушеная с овощами
- Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке
- Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”
- Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть
- Гадание онлайн выйду ли замуж 18г
- Гадание на богатство: как узнать что вас ждёт