Реклама

Главная - Познание мира
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда: порядок, сроки, цели, документы. Аттестация рабочих мест заменена специальной оценкой условий труда Освидетельствование рабочих мест

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда позволяет работодателю определить насколько безопасно организована деятельность его сотрудников. В настоящее время все наниматели, за исключением физических лиц без образования ИП, должны проводить данное мероприятие.

Оценка условий труда и аттестация рабочих мест

Сразу стоит отметить, что в настоящее время в законодательных актах такое понятие как «аттестация рабочих мест» не применяется, его заменили на «специальную оценку условий труда» еще с 01.01.2014 г. Но в обиходе до сих пор чаще используют словосочетание «аттестация рабочих мест».

По своей сути эти два понятия идентичны, и одно и другое подразумевает проведение специального комплекса мероприятий , направленного на выявление вредных и опасных факторов на том или ином рабочем месте.

В настоящее время действующий закон об аттестации рабочих мест – это Федеральный закон «О спецоценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ (далее Закон).

Аттестация рабочих мест: срок действия

Периодичность аттестации рабочих мест бывает следующей:

  • Плановое проведение спецоценки 1 раз каждые 5 лет.
  • Внеплановое проведение по мере возникновения необходимости.

Внеплановая аттестация рабочих мест может быть проведена в следующих случаях:

  • появление новых рабочих мест,
  • несчастный случай или профзаболевания в связи с воздействием опасных факторов,
  • изменения, произошедшие в технологическом процессе,
  • предписание инспекторов ГИТ или по предложению представительного органа работников.

Для таких ситуаций статья 17 Закона устанавливает предельный срок от 6 до 12 месяцев на проведение внеплановой спецоценки, в зависимости от причины, ее повлекшей.

Еще один вопрос, возникающий у нанимателей, которыми до вступления в силу Закона была проведена аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна такая проверка, нужно ли проводить вместо нее спецоценку? Закон гласит, что, если нет предпосылок для проведения внеплановой оценки, аттестация будет действительна в течение 5 лет . То есть, если предприятия провели ее до конца 2013 года, впервые проводить спецоценку им нужно только в 2018 году.

Аттестация рабочих мест: кто проводит

Согласно статье 8 Закона спецоценка рабочих мест организуется работодателем при участии компании, которая имеет право осуществлять такие работы.

К привлекаемой организации предъявляется ряд требований:

  • В перечне деятельности должен присутствовать код ОКПД аттестации рабочих мест: 71.20.19.130 (по классификатору ОК 034-2014).
  • В штате компании должны быть трудоустроены не менее 5 сертифицированных экспертов.
  • В структуру компании должна входить специальная аккредитованная лаборатория, для проведения замеров и проб.

Для того чтобы быть уверенным, что компания, которой поручено проводить проверку, соответствует заявленным требованиям, нужно проверить ее наличие в специальном списке, который находится на ]]> сайте Минтруда ]]> .

Как провести аттестацию рабочих мест самостоятельно

В настоящее время наниматели не вправе проводить аттестацию рабочих мест без привлечения сотрудников компании, имеющей соответствующую лицензию. В противном случае результаты такой спецоценки не будут иметь законную силу.

Как проводится аттестация рабочих мест

Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда предполагает проведение следующих мероприятий:

  • Издание приказа о проведении аттестации, в котором назначается комиссия и сроки проведения.
  • Определяется список рабочих мест, подлежащих спецоценке. Здесь нужно учитывать периодичность аттестации рабочих мест. Проверяются только те места, срок предыдущей оценки которых истекает.
  • Проводится непосредственная работа по изучению документации, проведение замеров и взятие проб.
  • Оформляется отчет, в который входит карта аттестации и сводная ведомость. В них вносятся все проведенные мероприятия и делается вывод о безопасности рабочего места с присвоением определенного класса.

С результатами спецоценки необходимо ознакомить заинтересованных работников.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Это сводный документ, в который вносятся все сведения о проверяемом рабочем месте, и указывают уровень (степень) воздействия тех или иных факторов, например, уровень АПФД (в аттестации рабочих мест под этой аббревиатурой объединяют все аэрозольные вещества, которые могут находиться в воздухе).

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2018 году

В случае если наниматель уклоняется от проведения спецоценки или нарушает ее процедуру, на него налагается административное наказание. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест взимается по п. 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ и составляет:

  • 5000 – 10 000 руб. для должностных лиц и ИП.
  • 60 000 – 80 000 руб. для организаций.

При этом уплата штрафа не избавляет виновника от проведения аттестации.

Как оплатить аттестацию и вернуть часть потраченных на нее средств

Как правило, вопрос по учету затрат возникает у бюджетных организаций, которыми оплачивается аттестация рабочих мест. КОСГУ (Классификация операций госсектора) в этом случае отсылает к статье 220 «Оплата работ, услуг» (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н).

Другой вопрос, как может быть частично компенсирована аттестация рабочих мест? ФСС разрешает оплачивать ее из взносов по «травматизму». Для этого нужно подать в Фонд соответствующий пакет документов. Получить средства можно как на уже проведенную работу, так и на планируемую. Главное условие – отсутствие задолженности по страхвзносам.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя совокупность процедур, измерений и вычислений, которые позволяют выявить, насколько безопасно то или иное рабочее место. Данная процедура должна проводиться всеми работодателями с определенной периодичностью. Какие установлены сроки проведения аттестации рабочих мест регламентирует Закон № 426-ФЗ (О проведении спецоценки). Ее виды подразделяются на плановые и внеплановые.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 26 апреля 2011 г. № 342н
"Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда"

В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; № 30, ст. 3014, 3033; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. 1), ст. 27; № 13, ст. 1209; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 41, ст. 4285; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 34; № 17, ст. 1930; № 30, ст. 3808; № 41, ст. 4844; № 43, ст. 5084; № 49, ст. 6070; 2008, № 9, ст. 812; № 30 (ч. 1), ст. 3613; № 30 (ч. 2), ст. 3616; № 52 (ч. 1), ст. 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17, 21; № 19, ст. 2270; № 29, ст. 3604; № 30, ст. 3732, 3739; № 46, ст. 5419; № 48, ст. 5717; № 50, ст. 6146; 2010, № 31, ст. 4196; 52 (ч. 1), ст. 7002; 2011, № 1, ст. 49) и подпунктом 5.2.65.2. Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2898; 2006, № 19, ст. 2080; 2008, № 11 (ч. 1), ст. 1036; № 15, ст. 1555; № 23, ст. 2713; № 42, ст. 4825; № 46, ст. 5337; № 48, ст. 5618; 2009, № 3; ст. 378; № 2, ст. 244; № 6, ст. 738; № 12, ст. 1427, 1434; № 33; ст. 4083, 4088; № 43, ст. 5064; № 45, ст. 5350; 2010, № 4; ст. 394; № 11, ст. 1225; № 25, ст. 316; № 26, ст. 3350; № 31, ст. 4251; № 35, ст. 4574; № 52 (ч. 1), ст. 7104; 2011, № 2, ст. 339; № 14, ст. 1935, 1944), приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда согласно приложению.

2. Ввести в действие Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный настоящим приказом, с 1 сентября 2011 года.

3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу настоящего приказа осуществляется в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. № 10577). Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № , действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда.

4. Признать утратившим силу с 1 сентября 2011 года приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. № "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда" (зарегистрирован Минюстом России 29 ноября 2007 г. № 10577).

Приложение
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 26 апреля 2011 г. № 342н

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда

I. Общие положения

1. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - Порядок) устанавливает требования к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда (далее - аттестация), оформлению и использованию результатов аттестации.

Требования Порядка распространяются на работодателей - юридических и физических лиц (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) (далее - работодатель), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее - аттестующая организация) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

2. Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.

3. Результаты аттестации используются в целях:

разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;

установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;

информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях;

контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

оценки профессионального риска;

обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия, а также средствами коллективной защиты;

подготовки статистической отчетности об условиях труда и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

подготовки контингентов и поименного списка лиц, подлежащих обязательным предварительным (при поступлении на работу) и периодическим (в течение трудовой деятельности) медицинским осмотрам (обследованиям) работников;

расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу в системе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

решения вопроса о связи заболевания с профессией при подозрении на профессиональное заболевание, а также при установлении диагноза профессионального заболевания;

рассмотрения вопросов и разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда работников;

санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда;

обоснования ограничений труда для отдельных категорий работников;

приведения в соответствие наименований должностей (профессий) с наименованиями, указанными в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда у работодателя, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.

4. Аттестации подлежат рабочие места работодателя*, в том числе рабочие места, организованные при создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, а также организованные по завершении строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники или новых технологий, влияющих на уровни показателей факторов производственной среды и трудового процесса (далее - вновь организованные рабочие места**), на которых заняты работники, трудовая функция которых предусматривает:

работу с оборудованием, машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными средствами;

эксплуатацию, обслуживание, испытание, наладку и ремонт оборудования, машин, механизмов, установок, устройств, аппаратов, транспортных средств;

работу с источниками опасностей, способными оказывать вредное воздействие на работника, определяемые аттестационной комиссией исходя из критериев оценки условий труда;

использование электрифицированного, механизированного или иного ручного инструмента;

хранение, перемещение и (или) применение сырья и материалов.

_____________

* За исключением рабочих мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства.

** Вновь организованное рабочее место должно быть определено в структуре организации соответствующей исполнительной технической документацией и локальными нормативными актами работодателя (акт приемки, штатное расписание, технологические инструкции, рабочие инструкции и другие документы).

Аттестация вновь организованных рабочих мест в соответствии с проектами строительства, реконструкции, технического перевооружения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий должна быть проведена после достижения показателей и характеристик, предусмотренных указанными проектами, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

5. Аттестационная комиссия, созданная работодателем и функционирующая в соответствии с разделом II Порядка, вправе принять мотивированное решение о непроведении измерений и оценок факторов рабочей среды и трудового процесса (далее - измерения и оценки) если осуществление указанных измерений и оценок угрожает безопасности работников при выполнении ими основной работы или специалистов аттестующей организации, выполняющих измерения и оценки. Указанное мотивированное решение оформляется в письменном виде, подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

В случае принятия решения о непроведении измерений и оценок условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным условиям труда.

6. Обязанности по обеспечению проведения аттестации возлагаются на работодателя* 1 .

__________________

* 1 Статья 212 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 3; 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 27, ст. 2878; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3613; 2009, № 1, ст. 21).

Аттестацию проводят совместно работодатель и аттестующая организация, привлекаемая работодателем для выполнения работ по аттестации, на основании договора гражданско-правового характера.

Аттестующая организация - юридическое лицо, аккредитованное в установленном порядке* 2 в качестве организации, оказывающей услуги по аттестации и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с разделом III Порядка, оформление и подготовку отчета об аттестации.

__________________

* 2 Приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (зарегистрирован Минюстом России 29 июня 2010 г. № 17648), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 10 сентября 2010 г. № 794н "О внесении изменений в приказ Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н "Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда" (зарегистрирован Минюстом России 4 октября 2010 г. № 18605).

Аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого данной аттестующей организацией проводится аттестация.

Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.

7. При проведении аттестации работодатель вправе требовать от аттестующей организации:

документального подтверждения аккредитации на право оказывать услуги в области охраны труда в части проведения аттестации рабочих мест путем предоставления уведомления (копии уведомления) о включении аттестующей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда;

проведения измерений и оценок в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

При проведении аттестации работодатель обязан:

содействовать аттестующей организации в своевременном и полном проведении аттестации, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по запросу аттестующей организации разъяснения в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к целям аттестации, а также запрашивать необходимые для проведения аттестации сведения у третьих лиц;

не предпринимать преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих анализу и оценке при проведении аттестации, а также на сокрытие (ограничение доступа) к информации и документации по вопросам, относящимся к целям аттестации, запрашиваемых аттестующей организацией;

не утверждать отчет об аттестации, содержащий документы, указанные в пункте 44 раздела Порядка, не подписанные представителями аттестующей организации, входящими в состав аттестационной комиссии.

При проведении аттестации аттестующая организация:

определяет методы проведения измерений и оценок на основе действующих нормативных правовых актов и настоящего Порядка, а также количественный и персональный состав специалистов, проводящих измерения и оценку;

исследует в полном объеме документацию, связанную с организацией работы по обеспечению требований охраны труда у работодателя, на рабочих местах которого проводится аттестация;

запрашивает и получает у работодателя (его представителя) разъяснения по возникшим в ходе аттестации вопросам;

отказывается от проведения аттестации в случае непредставления работодателем необходимой документации или отказа работодателя обеспечить требуемые нормативной документацией условия проведения измерений и оценок.

При проведении аттестации аттестующая организация обязана представлять по требованию работодателя обоснования выводов, сделанных аттестующей организацией по результатам аттестации.

8. Сроки проведения повторной аттестации устанавливаются работодателем, исходя из следующего:

а) на рабочих местах, указанных в пункте Порядка, где по результатам предыдущей аттестации установлены вредные и (или) опасные условия труда, а также на рабочих местах с наличием производственных факторов и работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), аттестация проводится не реже одного раза в пять лет;

б) на рабочих местах, указанных в пункте Порядка, где по результатам предыдущей аттестации условия труда признаны безопасными (оптимальными или допустимыми), аттестация не проводится, за исключением случаев проведения внеплановой аттестации в соответствии с пунктами - Порядка.

Срок проведения повторной аттестации отсчитывается от даты завершения проведения предыдущей аттестации.

Датой начала проведения очередной аттестации является дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика проведения аттестации.

II. Порядок подготовки к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда

9. Для организации и проведения аттестации работодателем создается аттестационная комиссия, а также определяется график проведения работ по аттестации.

10. В состав аттестационной комиссии включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации.

В качестве представителей работодателя в состав аттестационной комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и иные работники.

При проведении аттестации в организациях, отнесенных в соответствии с действующим законодательством к микропредприятиям и малому бизнесу, в состав аттестационной комиссии включаются работодатель (его представитель), представители аттестующей организации, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии), представители организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда).

Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

11. Состав аттестационной комиссии, а также график проведения работ по аттестации утверждаются приказом работодателя.

12. Аттестационная комиссия:

осуществляет руководство и контроль за проведением аттестации на всех ее этапах;

формирует комплект необходимых для проведения аттестации нормативных правовых и локальных нормативных актов, организационно-распорядительные и методические документы и организует их изучение;

составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, образец которого предусмотрен приложением № к Порядку, с выделением аналогичных рабочих мест* 3 и указанием факторов производственной среды и трудового процесса, травмоопасности и обеспеченности работника специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ), которые необходимо измерять и оценивать исходя из характеристик технологического процесса, состава производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, требований нормативных правовых актов, а также мест проведения этих измерений;

__________________

*3 Аналогичными рабочими местами для целей Порядка являются рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков: профессии или должности одного наименования; выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы; использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья; работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе; использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте; одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени; одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.

готовит предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих* 4 ;

__________________

*4 Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2002 г. № 787 "О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 44, ст. 4399; 2003, № 52 (ч. 2), ст. 5066).

присваивает номер каждому рабочему месту* 5 ;

__________________

* 5 Каждому рабочему месту присваивается уникальный порядковый номер (не более 8 знаков: от 1 до 99 999 999).

заполняет и подписывает карты аттестации;

готовит предложения (при необходимости) о внесении изменений и (или) дополнений в трудовой договор в части обязательства работодателя по обеспечению работника СИЗ, установления соответствующего режима труда и отдыха, а также других установленных законодательством гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

по результатам аттестации разрабатывает план мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда* 6 .

__________________

* 6 В плане мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их выполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.

III. Порядок проведения оценки соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

13. Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

оценку соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

оценку травмоопасности рабочих мест;

оценку обеспеченности работников СИЗ;

комплексную оценку условий труда на рабочих местах.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам

14. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится специалистами аттестующей организации.

15. При аттестации оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса, характерные для технологического процесса и оборудования, применяемых на данном рабочем месте.

Перечень факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих оценке, формируется исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых сырья и материалов, результатов ранее проводившихся измерений показателей вредных и (или) опасных производственных факторов, а также предложений работников.

16. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

При проведении оценки должны использоваться методы измерений, предусмотренные действующими нормативными актами, а также поверенные в установленном порядке средства измерения.

17. Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится согласно критериям оценки и классификации условий труда.

18. Измерения и оценки оформляются протоколом. Протоколы измерений и оценок оформляются по каждому фактору, подлежащему оценке.

Протокол должен содержать следующую информацию:

полное или сокращенное наименование работодателя;

фактический адрес местонахождения работодателя;

идентификационный номер протокола* 7 ;

__________________

* 7 Идентификационный номер протокола должен быть уникальным для данного рабочего места. Система кодирования протоколов определяется аттестующей организацией.

наименование рабочего места, а также профессии, должности работника, занятого на данном рабочем месте, по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее - ОК 016-94);

дата проведения измерений и оценок (их отдельных показателей);

наименование структурного подразделения работодателя (при наличии);

наименование аттестующей организации, сведения об ее аккредитации (регистрационный номер в реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, и дата внесения в реестр), а также сведения об аккредитации испытательной лаборатории аттестующей организации (дата и номер аттестата аккредитации);

наименование измеряемого фактора;

сведения о применяемых средствах измерений (наименование прибора, инструмента, заводской номер, срок действия и номер свидетельства о поверке);

методы проведения измерений и оценок с указанием нормативных документов, на основании которых проводятся данные измерения и оценки;

реквизиты нормативных правовых актов (наименование вида акта, наименование органа его издавшего, его название, номер и дата подписания), регламентирующих предельно допустимые концентрации (далее - ПДК), предельно допустимые уровни (далее - ПДУ), а также нормативные уровни измеряемого фактора;

место проведения измерений с указанием наименования рабочего места в соответствии с перечнем рабочих мест, подлежащих аттестации, с приложением, при необходимости, эскиза помещения, в котором проводятся измерения, с указанием размещения оборудования и нанесением на нем точки (точек) измерений (отбора проб);

нормативное и фактическое значение уровня измеряемого фактора и продолжительность его воздействия на всех местах проведения измерений;

класс условий труда по данному фактору;

заключение по фактическому уровню фактора на всех местах проведения измерений, итоговый класс условий труда по данному фактору.

По каждому фактору или группе факторов на отдельное рабочее место оформляются протоколы измерений и оценок, являющиеся неотъемлемой частью Карты аттестации рабочего места по условиям труда (далее - Карта), образец формы которой предусмотрен приложением № к Порядку, а Рекомендации по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда - приложением № к Порядку. При этом в правом верхнем углу протоколов делается надпись "к строке 030". Допускается оформление результатов измерений и оценок по одному конкретному фактору или группе факторов в одном сводном протоколе для группы рабочих мест. При этом (в случае оформления протокола по точкам проведения измерений) наименования рабочих мест (профессий, должностей), продолжительность воздействия производственных факторов, классы условий труда и заключение по фактическим уровням факторов в сводный протокол допускается не вносить. В этом случае в Карте дополнительно заполняется таблица фактического состояния условий труда.

19. Протокол измерений и оценок подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими их, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

Оценка травмоопасности рабочих мест

20. Оценка травмоопасности рабочих мест проводится специалистами аттестующей организации.

21. Объектами оценки травмоопасности рабочих мест являются:

производственное оборудование;

приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;

соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям* 8 .

__________________

* 8 Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций" (зарегистрирован Минюстом России 12 февраля 2003 г. № 4209).

22. Оценка травмоопасности рабочих мест проводится на соответствие объектов, указанных в пункте 21 Порядка, требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников, в том числе:

требованиям по защите от механических воздействий;

требованиям по защите от воздействия электрического тока;

требованиям по защите от воздействия повышенных или пониженных температур;

требованиям по защите от токсического воздействия химических веществ.

23. При оценке травмоопасности производственного оборудования проводится проверка наличия и соответствия нормативным требованиям:

комплекта эксплуатационной документации;

средств защиты работников от воздействия движущихся частей производственного оборудования, а также разлетающихся предметов;

ограждений элементов производственного оборудования, повреждение которых связано с возникновением опасности, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов;

сигнальной окраски и знаков безопасности;

сигнализаторов нарушений нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, включая наличие устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнения уже выданной команды на остановку);

защиты электрооборудования, электропроводки от различного рода воздействий.

24. Оценка травмоопасности производственного оборудования проводится путем анализа технической документации, содержащей требования безопасности при выполнении работ, внешнего осмотра производственного оборудования в ходе штатной работы на соответствие его состояния требованиям действующих нормативных правовых актов по охране труда.

25. Оценка травмоопасности инструментов и приспособлений проводится путем внешнего осмотра и проверки соответствия их состояния требованиям нормативных правовых актов по охране труда.

26. При оценке травмоопасности производственного оборудования, а также инструментов и приспособлений может проверяться также наличие сертификатов или деклараций соответствия требованиям безопасности.

27. Результаты оценки травмоопасности рабочего места оформляются протоколом оценки травмоопасности рабочего места, образец которого предусмотрен приложением № к Порядку.

При оценке травмоопасности рабочих мест, имеющих объекты, контролируемые федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственного надзора и контроля в установленной сфере деятельности, в протоколах оценки травмоопасности рабочих мест следует дополнительно указывать наличие необходимых разрешений на ввод производственного оборудования и (или) его отдельных составных частей в эксплуатацию, прохождение технических освидетельствований.

Протокол оценки травмоопасности рабочего места подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

28. По результатам оценки травмоопасности условия труда классифицируются следующим образом:

1 класс травмоопасности - оптимальный (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; не производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда, или отсутствует производственное оборудование и инструмент);

2 класс травмоопасности - допустимый (на рабочем месте не выявлено ни одного несоответствия требованиям охраны труда; производятся работы, связанные с ремонтом производственного оборудования, зданий и сооружений, работы повышенной опасности и другие работы, требующие специального обучения по охране труда; эксплуатируется производственное оборудование с превышенным сроком службы (выработанным ресурсом), однако это не запрещено специальными требованиями безопасности на это оборудование; выявлены повреждения и (или) неисправности средств защиты, не снижающие их защитных функций);

3 класс травмоопасности - опасный (на рабочем месте выявлено одно и более несоответствие требованиям охраны труда).

Оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты

29. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится специалистами аттестующей организации.

30. Оценка обеспеченности работников СИЗ проводится при наличии результатов оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам и оценки травмоопасности рабочего места.

31. Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществляется путем последовательной реализации следующих процедур:

сопоставления номенклатуры фактически выданных СИЗ с соответствующими типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ;

проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;

проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ* 9 ;

__________________

* 9 Приказ Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. № 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (зарегистрирован Минюстом России 10 сентября 2009 г. № 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. № 28н (зарегистрирован в Минюсте России 1 марта 2010 г., № 16530).

оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.

32. Оценка обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте оформляется протоколом оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте, образец которого предусмотрен приложением № к Порядку, за исключением случаев, когда выдача СИЗ не предусмотрена типовыми нормами бесплатной выдачи работникам СИЗ и не требуется по фактическому состоянию условий труда.

33. При оценке обеспеченности работников СИЗ дополнительно может быть проведена оценка эффективности выданных работнику СИЗ* 10 .

__________________

* 10 Эффективность выданных работнику СИЗ подтверждается выполнением требований стандартов безопасности труда, определяющих комплекс мероприятий по обеспечению эффективного использования СИЗ на рабочих местах.

34. Рабочее место считается соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ при условии соблюдения требований настоящего раздела Порядка. При наличии одного и более несоответствий рабочее место считается не соответствующим требованиям обеспеченности работников СИЗ.

35. Протокол оценки обеспеченности работников СИЗ на рабочем месте подписывается специалистами аттестующей организации, проводившими оценку, а также ответственным должностным лицом аттестующей организации и заверяется печатью аттестующей организации.

Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте

36. Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте включает в себя результаты оценок:

класса (подкласса) условий труда, установленного по результатам оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам;

класса условий труда по травмоопасности;

обеспеченности работников СИЗ.

37. При соответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам, невыявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия требованиям охраны труда и соответствии рабочего места требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".

38. При несоответствии условий труда на рабочем месте гигиеническим нормативам и (или) выявлении при оценке травмоопасности рабочего места несоответствия рабочего места требованиям охраны труда, и (или) несоответствии требованиям обеспеченности работников СИЗ рабочее место признается аттестованным с комплексной оценкой условий труда "не соответствует государственным нормативным требованиям охраны труда".

39. При отнесении условий труда на рабочем месте к опасным условиям труда работодателем незамедлительно разрабатывается и реализуется комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов производственной среды и трудового процесса либо на уменьшение времени их воздействия.

IV. Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест

40. Оценка вредных и (или) опасных производственных факторов на аналогичных рабочих местах производится на основании данных, полученных при аттестации 20 % таких рабочих мест от общего числа рабочих мест (но не менее двух).

При выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100 % этих рабочих мест. После этой оценки определяется новый перечень рабочих мест с учетом результатов измерений и оценок. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № к Порядку.

Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из числа 20 % аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.

41. Аттестация с территориально меняющимися рабочими зонами (далее - нестационарные рабочие места), где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию, проводится путем предварительного определения типичных технологических операций со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов и последующей оценки этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

42. При выполнении на рабочем месте работ, не содержащихся в квалификационной характеристике конкретной профессии (должности), но включенных приказом работодателя или трудовым договором в должностные обязанности работника этой профессии (должности), оценке подлежат все виды работ, выполняемые работником на данном рабочем месте.

43. Особенности аттестации устанавливаются локальным нормативным актом работодателя, разработанном на основании Порядка, согласованным с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника.

V. Порядок оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда

44. Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией в виде отчета об аттестации, к которому прилагаются:

приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;

перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда, образец которого предусмотрен приложением № к Порядку;

карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению № к Порядку, с протоколами измерений и оценок;

сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением № к Порядку;

сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением № к Порядку;

план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда* 11 , образец которого предусмотрен приложением № к Порядку;

__________________

* 11 План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда подписывается председателем аттестационной комиссии и после согласования с комитетом (комиссией) по охране труда, профсоюзным или иным уполномоченным работниками представительным органом передается на утверждение работодателю.

протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением № к Порядку;

сведения об аттестующей организации, образец которых предусмотрен приложением № к Порядку, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);

протоколы заседаний аттестационной комиссии;

заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);

предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Аттестационная комиссия рассматривает отчет об аттестации в течение десяти календарных дней с даты его поступления, подписывает протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый) и передает его вместе с отчетом об аттестации работодателю (его представителю).

Работодатель в течение десяти рабочих дней с даты поступления указанного протокола и отчета об аттестации подписывает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации, а также знакомит работника под роспись с результатами аттестации его рабочего места.

45. После проведения аттестации работодатель в течение 10 календарных дней с даты издания приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации на бумажном и электронном носителях направляет сводную ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, а также сведения об аттестующей организации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации.

46. Документы, указанные в пункте 45 Порядка, на электронном носителе передаются в установленном порядке аттестующей организацией в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных.

Отчеты об аттестации хранятся у работодателя в течение сроков, установленных законодательством Российской Федерации. Место и порядок хранения отчетов определяет работодатель.

VI. Порядок проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда

47. Внеплановая аттестация проводится:

в случае обращения работника, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с заявлением к работодателю о проведении аттестации на соответствующем рабочем месте;

по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации;

в соответствии с предписанием, выданным работодателю федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

48. Работодатель обязан провести внеплановую аттестацию также в случаях:

выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

замены производственного оборудования;

изменения технологического процесса;

изменения средств коллективной защиты.

49. Результаты внеплановой аттестации оформляются в соответствии с пунктами - Порядка. При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта аттестации с учетом изменений и дополнений.

50. В случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест оценка факторов производственной среды и трудового процесса, оценка травмоопасности рабочего места и обеспеченности работников СИЗ производятся в полном объеме в соответствии с Порядком.

51. В случае выявления по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества аттестации, несоответствия материалов аттестации государственным нормативным требованиям аттестационная комиссия разрабатывает и реализует комплекс мер по приведению материалов аттестации в соответствие с экспертным заключением.

VII. Заключительные положения

52. Ответственность за проведение аттестации, достоверность и полноту предоставления информации в государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации возлагается на работодателя. Ответственность за достоверность проведения измерений и оценок возлагается на работодателя и аттестующую организацию.

53. Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателем настоящего Порядка осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами (государственными инспекциями труда в субъектах Российской Федерации).

54. Государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества аттестации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в установленном законодательством порядке.

55. Контроль за соблюдением работодателями Порядка в подведомственных организациях осуществляется в соответствии со статьями 353 и 370 Трудового кодекса Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными союзами, их объединениями и состоящими в их ведении техническими инспекторами труда и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда.

Приложение № 1

к Порядку проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда, утв. приказом
Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 26 апреля 2011 г. № 342н

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель организации

________________________________________________

(подпись, фамилия, имя, отчество)

20___ г.

(полное наименование работодателя)

_________________________________________________________________________

(адрес работодателя, индекс, фамилия, имя, отчество руководителя, телефон, факс, адрес электронной почты)

Аттестация рабочих мест согласно новому закону заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ) – это проверка трудовых условий, организация мер по их безопасности, определение наличия опасности здоровью. Регулируют правила СОУТ Федеральный закон № 426-ФЗ от 28.12.2013 года и Трудовой Кодекс РФ. В данной статье мы рассмотрим как проводится аттестация рабочих мест по условию труда, какие цели оценки, какой порядок и список необходимых документов.

Цель проведения аттестации или специальной оценки условий труда

Проверка проводится для того, чтобы привести трудовые условия к установленным нормам. Для этого необходимо:

  • Проконтролировать состояние рабочих мест;
  • Изменить размер страховых взносов на случай травматизма;
  • Составить список лиц, которым необходимо пройти медицинскую проверку;
  • Обеспечить персонал средствами защиты;
  • Изменить график работы для работающих во вредных условиях (сократить рабочий день, установить дополнительный отпуск и т.д.);
  • Изменить технологию процесса или приостановить работу цеха;
  • Привести наименования должностей в соответствие Общероссийскому классификатору профессий;
  • Применить санкции за нарушения по охране труда.

Кем проводится оценка условий труда

Организовывать аттестацию обязан каждый работодатель любой формы собственности (индивидуальный предприниматель, юридическое лицо). Осуществляется аттестационной комиссией и аккредитованной организацией, привлеченной предприятием на платной основе. Состав комиссииутверждает работодатель, в него входят:

Для больших организаций Для небольших предприятий и малого бизнеса
Представители руководителя (начальники структурных отделов, юристы, работники кадров, бухгалтера по заработной плате,медработники и т.д.), один из них назначается возглавляющий комиссию. Работодатель либо его представитель.
Специалист по охране труда. Специалист, привлекаемый работодателям для выполнений функций охраны труда.
Член профсоюза. Член профсоюза.
Представитель аккредитованной организации.

Задачи комиссии:

  • Руководить и контролировать все этапы проверки;
  • Сбор необходимых документов и их изучение;
  • Составление списка рабочих мест, которые будут проверяться;
  • Проверка соответствия наименования профессий и должностей Единому справочнику;
  • Нумеровка рабочих мест;
  • При необходимости предложить внести изменения в обязанности работодателя в трудовом договоре (обеспечение средствами защиты, изменение графика работы, обеспечение надбавками к зарплате за вредность и т.д.);
  • Разработка плана по приведению мест в соответствие с нормами.

Аккредитованная организация – это независимое лицо. Работодатель может привлечь несколько организаций.

  • Задачи аттестующей аккредитованной организации:
  • Определить методы замеров и состав специалистов, которые будут их производить;
  • Изучить документы, обеспечивающие трудовые условия;
  • Запрос объяснений по возникающим вопросам.

Согласно договору, аттестующая аккредитованная организация должна:

  • Сделать необходимые замеры;
  • Оценить соответствия мест нормам;
  • Составить отчет о проверке.

Аккредитованная организация вправе отказаться от проведения проверки при не предоставлении необходимых документов или при отсутствии условий для замеров.

Согласно ФЗ №426, ред. от 01.01.2014 г предъявляются следующие требования к аккредитованным организациям, выполняющим СОУТ:

  • Лицензия на проведение СОУТ.
  • В составе должно быть не менее пяти экспертов с сертификатами и не менее одного эксперта –специалиста с высшим образованием по любой из специальностей: врач по общей гигиене, специалист по лабораторным исследованиям, врач по гигиене труда.
  • Наличие аккредитованной исследовательской лаборатории.

Если организация не будет соответствовать требованиям, то ее решение будет не действительным.

Сроки проведения проверки

График проведения проверок утверждается работодателем, между проверками период должен быть не менее пяти лет. Следующая аттестация все равно проводится, даже если результаты предыдущей показали полное соответствие нормам. Новые места аттестуются не позднее, чем через 60 дней после начала их функционирования.

Есть ситуации, когда проводят проверку вне плана:

  • При смене оборудования;
  • При изменении сырья и материалов;
  • При производственных травмах или несчастных случаях;
  • При внесении изменений в технологию;
  • При проведении мер по улучшению трудовых условий и приведению их к соответствующим нормам;
  • При смене средств защиты;
  • По предложению члена профсоюза;
  • По итогам госэкспертизы;
  • При появлении новых рабочих мест.

Процесс проведения аттестации

Существует три этапа аттестации, это оценка: норм гигиены, травмоопасности, обеспеченности защитой. По результатам аттестации заключается комплексная оценка. При проверки рабочих мест в производстве проверяется воздействие следующих факторов: биологических, химических и физических. При оценке условий трудовой деятельности проверяется напряженность труда и его тяжесть.

1 этап. Оценка гигиены

Проводится в соответствие с руководствами: Р 2.2.013-94 иР 2.2.2006-05.Оцениваются санитарные условия для труда, соблюдаются ли правила гигиены, нет ли нарушений со стороны работодателя, созданы ли все условия для безопасности работника. Проводятся лабораторные экспертизы, взятие проб.

По результатам оценки трудовые условия делятся на 4 класса вредности: оптимальный, допустимый, вредный и опасный.

2 этап. Оценка травматизма

В ходе оценки проверяется рабочее оборудование, а именно: эксплуатационные документы; есть ли защита при работе на этом оборудовании; наличие ограждений, сигнальных маркировок, блокировок и т.д.; исправность сигналов о поломке, аварийного запуска, прекращение энергоснабжения и т.д.; защита оборудования и электропроводки от внешних воздействий. Оцениваются инструменты и приспособления, необходимые для работы, соответствуют ли они нормам.

Комиссия руководствуется следующим требованиям по защите от: механических воздействий, воздействия электроэнергии, токсикации химическими веществами, воздействия температур и т.д. После проведения оценки трудовые условия делятся на три класса: оптимальный, допустимый, опасный.

3 этап. Оценка средств защиты персонала

Работники компании в обязательном порядке обеспечиваются необходимыми средствами защиты. Они должны соответствовать следующим требованиям: иметь сертификаты, соответствовать нормативам, соответствовать фактическим трудовым условиям.При обнаружении хотя бы одного несоблюдения порядка, рабочее место считается не обеспеченным средствами защиты.

Итоговая оценка условий труда

По завершению аттестации осуществляется комплексная оценка трудовых условий, основанная на результатах всех трех этапов. После чего выносится итоговое решение – соответствует ли рабочее место государственным нормативным требованиям или не соответствует.

Штрафы за нарушение правил специальной оценки условий труда

Ответственность за проведение и достоверность данных лежит на работодателе. В случае нарушения налагается административный штраф в размере от 50 до 80 тысяч рублей. Размеры административных штрафов, начали действовать с 01 января 2015 года представлены в таблице ниже.

Вид нарушения Размер административного штрафа (руб.)

Нарушение трудового законодательства

До 50 000
Нарушение порядка проведения проверки До 80 000
За допуск лиц, не прошедших подготовку по охране труда До 130 000
За несоблюдение нормативов по охране труда До 150 000
За повторное несоблюдение нормативов по охране труда

Простой пример #1 определения наказания за нарушение правил проведения аттестации

На предприятии введены новые рабочие места 01 мая в 2016 году. Работодатель начал проводить аттестацию новых рабочих мест 01 августа в 2016 году. Есть ли нарушения? Каким будет наказание?

Нарушение есть, поскольку проверку нужно проводить в течение 60 дней со дня ввода новых рабочих мест. На организацию налагается административный штраф в размере 80 000 рублей.

Рабочие места подлежащие аттестации

Аттестации подлежат все рабочие места в организации . Исключение составляют аналогичные (похожие) рабочие места. Если на предприятии есть такие места, то оценивается только часть из них, а именно только 20%, но не менее двух.

Аналогичные места должны соответствовать следующим признакам:

  • У должностей и профессий одинаковые наименования;
  • Единая технология работы, процесса;
  • Единый перечень обязанностей;
  • Работа на одинаковом оборудовании, при использовании одинакового сырья, материала, приспособлений, инструментов, инвентаря и т.д.;
  • Похожие рабочие помещение (или это одно помещение на всех, или это работа на отрытом воздухе);
  • Созданы похожие условия труда (температура воздуха, кондиционирование, отопление, вентиляция, освещение и т.д.);
  • Одинаковый график работы;
  • Расположение оборудования одинаково;
  • Вредность производства одного класса и одного типа;
  • Одинаковые средства защиты.

На аналогичные места заводится одна карта аттестации. Результат оценки (устранение недочетов, улучшающие меры, надбавки за вредность и т.д.) распространяется на все аналогичные места.

Пример #2. Отнесение рабочих мест к аналогичным

На швейной фабрике работают 8 швей-мотористок. У них одни и те же трудовые условия, одинаковые швейные машины, технология работы, одинаковое название должностей, одинграфик работы и используемое сырье (материалы). Являются ли рабочие места аналогичными и сколько рабочих мест должны пройти аттестацию?

8 рабочих мест являются аналогичными. Пройти аттестацию должно 20% мест, но не менее двух.

8*20%=1,6, значит необходимо проверить 2 аналогичных рабочих мета. Если в результате проверки этих мест будет принято решение по улучшению условий труда, то это решение будет распространено на все 8 мест.

Документы, необходимые для оценки трудовых условий

В таблице ниже представлены необходимые документы для, которые потребуются перед прохождением аттестации, в непосредственно процессе оценки и после проверки.

Перед началом В процессе оценки После проведения

Приказ руководителя о создании комиссии и ее список.

Утвержденный руководителем график проверок.

Список мест, подлежащих проверке.

Карты аттестации каждого рабочего места.

Сводная ведомость результатов проверки.

Таблица классов вредности и надбавок за вредность.

Заключения по итогам госэкспертизы (при наличии).

Предписания о нарушениях (при наличии).

Сведения об аккредитованной организации.

Протокол заседания комиссии.

План действий по улучшению трудовых условий.

Приказ о завершении аттестации.

Утвержденный отчет об аттестации

Приказ о завершение аттестации подписывается руководителем в течение 10 дней. Руководитель знакомит работника с результатами проверки под роспись. После этого в течение 10 календарных дней работодатель должен предоставить в государственную инспекцию труда в бумажном и электронном виде: сводную ведомость результатов проверки и сведения об аккредитованной организации. Данные по итогам СОУТ размещаются на официальном сайте компании в течение 30 дней.

Часто встречающиеся вопросы

Вопрос №1. Проводится ли аттестация рабочих мест для офисных работников?

Да проводится, поскольку аттестация, согласно ФЗ №426, должна проводиться для всех рабочих мест. Скорее всего, рабочие места офисных работников будут признаны аналогичными, тогда проверить нужно будет только 20% мест, но не менее двух.

Вопрос №2. На ком лежит ответственность за соблюдение правил аттестации?

Ответственность несет работодатель. В случае нарушения налагается административный штраф от 50 до 200 тыс. рублей.

Вопрос №3. Кто проводит аттестацию?

Аттестацию проводит аттестационная комиссия, назначенная руководителем и независимая аккредитованная организация.

Вопрос №4. Когда нужно проводить аттестацию?

Раз в пять лет, а для новых мест в течение 60 дней. В определенных случаях проводится внеплановая аттестация.

Вопрос №5. Может ли аккредитованная комиссия отказаться от проведения проверки?

Да может, если работодатель не предоставил все необходимые документы и условия для проведения замеров.

3. Проведение аттестации рабочих мест

по условиям труда

3.1. Определение фактических значений опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

3.1.1. При аттестации рабочего места по условиям труда оценке подлежат все имеющиеся на рабочем месте опасные и вредные производственные факторы (физические, химические, биологические), тяжесть и напряженность труда.

3.1.2. Уровни опасных и вредных производственных факторов определяются на основе инструментальных измерений. Инструментальные измерения физических, химических, биологических и психофизиологических факторов, эргономические исследования должны выполняться в процессе работы, то есть при проведении производственных процессов в соответствии с технологическим регламентом, при исправных и эффективно действующих средствах коллективной и индивидуальной защиты. При этом используются методы контроля, предусмотренные соответствующими ГОСТами и (или) другими нормативными документами, в соответствии с Приложением N 2 к настоящему Положению.

3.1.3. При проведении измерений необходимо использовать средства измерений, указанные в нормативных документах на методы измерений. Применяемые средства измерений должны быть метрологически аттестованы и проходить государственную поверку в установленные сроки.

3.1.4. Инструментальные измерения уровней производственных факторов оформляются протоколами. Форма протоколов устанавливается нормативными документами, определяющими порядок проведения измерений уровней показателей того или иного фактора. В каждом случае протоколы должны содержать следующие данные:

наименование и код подразделения организации рабочего места;

дата проведения измерений;

наименование организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений;

наименование измеряемого производственного фактора;

средство измерения (наименование прибора, инструмента, дата поверки и номер свидетельства о поверке);

метод проведения измерений с указанием нормативного документа, на основании которого проводится измерение;

место проведения измерения, эскиз помещения с указанием на нем точки измерения (отбора пробы);

фактическое значение измеряемого параметра;

должность, фамилия, инициалы и подписи работника, проводившего измерения, и представителя администрации объекта, на котором проводились измерения;

подпись ответственного лица, печать организации (или ее подразделения), привлеченной к выполнению измерений.

Аналогичные сведения указываются при оформлении протоколов определения тяжести и напряженности трудового процесса.

3.2. Оценка травмобезопасности рабочих мест.

3.2.1. Основными объектами оценки травмобезопасности рабочих мест являются:

производственное оборудование;

приспособления и инструменты;

обеспеченность средствами обучения и инструктажа.

3.2.2. Оценка производственного оборудования, приспособлений и инструмента производится на основе действующих и распространяющихся на них нормативных правовых актов по охране труда (государственных и отраслевых стандартов, правил по охране труда, типовых инструкций по охране труда и др.).

3.2.3. Перед оценкой травмобезопасности рабочих мест проверяется наличие, правильность ведения и соблюдение требований нормативных документов в части обеспечения безопасности труда.

3.2.4. Оценка травмобезопасности проводится путем проверки соответствия производственного оборудования, приспособлений и инструмента, а также средств обучения и инструктажа требованиям нормативных правовых актов. При этом необходимо учитывать наличие сертификатов безопасности установленного образца на производственное оборудование.

При оценке травмобезопасности проводятся пробные пуски и остановки производственного оборудования с соблюдением требований безопасности.

3.2.5. В случаях, когда производственное оборудование и приспособления на рабочих местах изготовлены до введения в действие распространяющихся на них нормативных правовых актов или когда эти документы не разработаны и не утверждены в установленном порядке, оценка травмобезопасности производственного оборудования и приспособлений проводится на соответствие требованиям, изложенным в общегосударственных нормативных правовых актах, обеспечивающих на рабочих местах безопасные условия труда, в том числе:

наличие средств защиты работников от воздействия движущихся частей оборудования, являющихся источником опасности;

устройство ограждений трубопроводов, гидро-, паро-, пневмосистем, предохранительных клапанов, кабелей и других элементов, повреждение которых может вызвать опасность;

наличие устройств (ручек) для перемещения частей оборудования вручную при ремонтных и монтажных работах;

исключение опасности, вызванной разбрызгиванием обрабатываемых и (или) используемых при эксплуатации производственного оборудования материалов и веществ в рабочую зону, падением или выбрасыванием предметов (например инструмента, заготовок);

исключение опасности, вызванной разрушением конструкций, элементов зданий, обрушением пород и других элементов в карьерах, шахтах и т.п.;

наличие и соответствие нормативным требованиям сигнальной окраски и знаков безопасности;

наличие в ограждениях фиксаторов, блокировок, элементов, обеспечивающих прочность и жесткость, герметизирующих элементов;

обеспечение функционирования средств защиты в течение действия соответствующего опасного или вредного производственного фактора;

наличие на пульте управления сигнализаторов нарушения нормального функционирования производственного оборудования, а также средств аварийной остановки;

исключение возникновения опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении, а также повреждении цепи управления энергоснабжением (самопроизвольного пуска при восстановлении энергоснабжения, невыполнение уже выданной команды на остановку, падение и выбрасывание подвижных частей производственного оборудования и закрепленных на нем предметов);

осуществление защиты электрооборудования, электропроводки (в том числе заземления) от механических воздействий, грызунов и насекомых, проникновения растворителей, выполнение соединений проводов и кабелей в соединительных коробках, внутри корпусов электротехнических изделий, аппаратов, машин;

исключение контакта горячих частей оборудования с открытыми частями кожных покровов работающих, с пожаровзрывоопасными веществами, если контакт может явиться причиной ожога, пожара или взрыва;

соответствие размеров проходов и проездов нормативным требованиям;

соответствующее расположение и исполнение средств управления (в т.ч. средств аварийной остановки) для транспортных средств;

безопасность трасс транспортных средств, оснащение их средствами защиты и знаками безопасности;

наличие инструкций по охране труда и соответствие их нормативным документам;

наличие и соответствие нормативным требованиям ручного инструмента и приспособлений.

в графе 2 "Нормативные требования безопасности к рабочему месту" только такие требования, которые относятся к факторам травмобезопасности;

в графе 3 "Наличие" - фактическое состояние безопасности труда на рабочем месте (установленные устройства и приспособления, направленные на обеспечение безопасности труда на рабочем месте, в том числе собственного изготовления);

в графе 4 "Соответствие нормативным правовым актам по охране труда" - краткая оценка соответствия фактического состояния безопасности труда на рабочем месте требованиям нормативной документации;

в графе 5 "Необходимые мероприятия" - мероприятия по выполнению данного нормативного требования безопасности к рабочему месту с целью обеспечения соответствия фактического состояния нормативному.

По результатам оценки травмобезопасности рабочего места в протоколе приводятся краткие выводы. В них указывается, каким пунктам норм, правил и стандартов не соответствует оцениваемое рабочее место, а также указываются должности, фамилии, имена, отчества и подписи лиц, проводивших оценку.

Краткие выводы результатов оценки травмобезопасности рабочего места вносятся и в Карту аттестации рабочих(его) мест(а) по условиям труда.

3.3. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.

3.3.1. По каждому рабочему месту определяется обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективность этих средств.

3.3.2. Оценка обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты осуществляется посредством сопоставления фактически выданных средств с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и другими нормативными документами (ГОСТ, ТУ и т.д.).

3.3.3. При оценке обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты одновременно производится оценка соответствия выданных средств индивидуальной защиты фактическому состоянию условий труда на рабочем месте, а также производится контроль их качества.

Эффективность средств индивидуальной защиты должна подтверждаться сертификатами соответствия.

3.3.4. Оценка обеспечения работников средствами индивидуальной защиты оформляется в виде протокола согласно Приложению N 7 к настоящему Положению.

3.4. Оценка фактического состояния условий труда на рабочих местах.

3.4.1. Оценка фактического состояния условий труда на рабочем месте состоит из оценок:

по степени вредности и опасности;

по степени травмобезопасности;

обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, а также эффективности этих средств.

3.4.2. Оценка фактического состояния условий труда по степени вредности и опасности производится в соответствии с Гигиеническими критериями оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса с установленными для них гигиеническими нормативами. На базе таких сопоставлений определяется класс условий труда как для каждого фактора, так и для их комбинации и сочетания, а также для рабочего места в целом.

Определение допустимого времени контакта работников с опасными и вредными производственными факторами за рабочую смену и (или) период трудовой деятельности (ограничение стажа работы) осуществляют центры государственного санитарно - эпидемиологического надзора по представлению администрации организации применительно к профессиональным группам. При этом условия труда могут быть классифицированы как менее вредные, но не ниже класса 3.1.

3.4.3. Отдельно по результатам оценки травмобезопасности рабочего места в соответствии с классификацией условий труда по травмобезопасности (Приложение N 8 к настоящему Положению) устанавливается класс опасности или дается заключение о полном соответствии рабочего места требованиям безопасности. 3.4.6. В случаях, когда на рабочем месте фактические значения опасных и вредных производственных факторов превышают существующие нормы или требования по травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты не соответствуют существующим нормам, условия труда на таком рабочем месте относятся к вредным и (или) опасным.

При отнесении условий труда к 3 классу (вредному) рабочее место признается условно аттестованным с указанием соответствующего класса и степени вредности (3.1, 3.2, 3.3, 3.4, а также 3.0 - по травмобезопасности) и внесением предложений по приведению его в соответствие с нормативными правовыми актами по охране труда в План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации.

При сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда условно аттестованное рабочее место не засчитывается как аттестованное.

При отнесении условий труда к 4 классу (опасному) рабочее место признается не аттестованным и подлежит незамедлительному переоснащению или ликвидации.

Что включает в себя аттестация рабочих мест по условиям труда? Какой порядок и периодичность проведения аттестации рабочих мест? Что такое карта аттестации рабочих мест?

Вы работодатель и хотите быть уверены, что сотрудники вашей компании трудятся в безопасных условиях? Вы не прочь сэкономить на отчислениях в бюджет? Вы устали от бесконечных дополнительных проверок надзорных органов?

Тогда вам точно необходимо аттестовать все рабочие места вашего предприятия по условиям труда.

1. Нужна ли аттестация рабочих мест по условиям труда в 2019 году?

Ещё 01.01.2014 значительно поменялись нормы, регулирующие аттестацию рабочих мест по условиям труда, а 08.01.2019 вступили в силу очередные, но уже не такие глобальные изменения соответствующего законодательства.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) - замер факторов, отрицательно действующих на самочувствие персонала во время исполнения ими своих трудовых обязанностей. Фиксация проводится с помощью спецприборов.

Законодатель унифицировал и объединил в одно три ранее действующих оценочных мероприятия. Многие процедуры из прежней нормативки перешли в новый законодательный акт, практически не претерпев изменений. Остался прежним и сам алгоритм аттестации.

Однако появились и некоторые новшества. Например, по новым правилам спецоценке подвергаются все места работников, даже расположенные в офисных центрах. Раньше оценивались лишь места, связанные с обслуживанием промоборудования, техсредств, инструментов, источников опасности и пр.

Однако такое мероприятие не нужно:

  • надомникам;
  • дистанционщикам;
  • персоналу, работающему у физлиц (не ИП);
  • работодателям-религиозным организациям.

Изменения коснулись и аттестации, проводимой не по утвержденному плану (внеплановой). Теперь работник не может ее инициировать путем подачи заявления.

После проверки оцениваемого предмета на него формируется спецкарта. Причем места-аналоги имеют одну общую карту.

Она содержит:

  • данные о фактических условиях труда и рекомендации по их улучшению;
  • перечень предусмотренных компенсаций и льгот;
  • сведения о средствах индивидуальной защиты (СИЗ).

Уважаемые читатели, хотя процедура подверглась корректировкам, поменяла название, я в рамках данной публикации буду оперировать и «старым», наиболее привычным для большинства из нас названием этого мероприятия - аттестация рабочих мест по условиям труда.

2. Что включает в себя аттестация рабочих мест по условиям труда - обзор основных моментов

С основным понятием мы определились. Теперь предлагаю ознакомиться с наиболее значимыми моментами аттестационного процесса.

Предлагаю рассмотреть их поподробнее.

Момент 1. Гигиеническая оценка условий и характера труда

Оценивая такие показатели, эксперты-исполнители определяют факторы производственной среды и процесса труда, воздействующие на самочувствие персонала.

Они подразделяются на 4 класса.

Классификация показателей:

По итогам обследования и выявленной степени отклонения от нормы каждому рабочему месту присваивается определенный класс. Все результаты протоколируются.

Момент 2. Оценка психофизиологических факторов трудового процесса

Под ними подразумеваются:

  • монотонность труда;
  • его напряженность;
  • эмоциональные нагрузки;
  • продолжительность труда;
  • режим работы.

Полученные показатели сравниваются с нормативными значениями.

Момент 3. Оценка травмобезопасности рабочего места

Компания-исполнитель оценивает рабочие места на предмет соответствия нормам травмобезопасности.

Проверяется состояние защиты от:

  • механических повреждений;
  • электротока;
  • химических веществ;
  • температур (повышенных, пониженных).

В процессе оценки проверяется наличие защитного оборудования и приспособлений, препятствующих получению персоналом травм. Выясняется, имеются ли в рабочей зоне устройства, сигнализирующие о неисправностях оборудования, средства аварийной остановки.

По результатам эксперты присваивают предмету оценки класс травмоопасности.

Момент 4. Оценка обеспеченности средствами индивидуальной защиты

Эксперты, оценивая обеспеченность работников СИЗ, сверяют перечень фактически выданных средств с типовыми нормами. Исполнителями проверяется наличие сертификатов соответствия на выдаваемые СИЗ.

Аттестующая компания также проверяет, имеются ли нарушения порядка обеспечения работников предприятия индивидуальными средствами защиты.

3. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда - 7 основных этапов

Любой процесс легче понять, разбив его на этапы. Аттестация рабочих мест по условиям труда не исключение.

Я условно поделила это мероприятие на 7 этапов. Предлагаю вам ознакомиться с ними.

Этап 1. Издание приказа о проведении аттестации

5. Как выбрать компанию для проведения аттестации рабочих мест - 3 простых совета

У вас пришло время проводить спецоценку? Тогда уделите статье еще несколько минут и прочтите полезные советы.

Поверьте, лишними они не будут!

Совет 1. Проверяйте наличие сертификата на право проведения аттестации

Каждая компания, имеющая право проводить СОУТ, должна предъявить заказчику уведомление о ее включении в реестр Минсоцтрудзащиты РФ.

Внимательно проверяйте этот документ. Так вы сможете получить услугу надлежащего качества.

Совет 2. Обратите внимание на техническую базу компании

Выбирая компанию, в которой вы планируйте сделать заказ, обращайте внимание на техническую базу потенциальных кандидатов, наличие у них аккредитованных лабораторий.

СОУТ проводится при помощи измерительной аппаратуры. От ее точности зависит качество проводимой экспертизы.

Совет 3. Выбирайте компании, которые являются участниками СРО

Многие российские компании стараются экономить на охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда.

Так как СОУТ процедура обязательная и избежать ее не представляется возможным, то работодатели обращаются за ее проведением к фирмам, предлагающим более низкие цены, и как следствие, ненадлежащего качества услуги.

Специалисты таких компаний выполняют оценку порой даже без выезда на замеры, тем самым нарушая правила проведения данного мероприятия.

Пример

Общественная палата РФ в 2015 году проводила мониторинг качества проведения спецоценки условий труда во многих российских регионах.

В некоторых из них были выявлены нормативные нарушения в 80% проведенных экспертиз. Некачественная оценка была обнаружена даже в крупных компаниях, таких как,например, «Трансаэро» и «Сибирь».

 


Читайте:



Объяснения церковных и домашних молитв

Объяснения церковных и домашних молитв

1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

Как космическая медицина спасает людей на земле

Как космическая медицина спасает людей на земле

Так или иначе, жизнь на нашей планете обязана своим возникновением сочетанию космических и планетарных условий, а теперь она в результате долгой...

Рис - это зерновая культура

Рис - это зерновая культура

Рис - рододнолетних имноголетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура. Очень требователен к условиям выращивания ,...

feed-image RSS