Главная - Питание
Регулирование заработной платы в рыночной экономике. Основные цели и инструменты

В механизме регулирования заработной платы особую роль играют меры государственного воздействия. Переход к рыночной экономике обусловил новые подходы к организации и регулированию оплаты труда. Происходит коренное изменение всей системы общественных отношений на основе изменения экономических и политических условий существования общества. Применительно к отношениям по поводу вознаграждения за труд это означает переход от распределения по труду к распределению согласно цене рабочей силы к модели организации заработной платы, отвечающей представлениям о рыночном механизме ее регулирования. Формируются новые регуляторы заработной платы, меняются функции основных экономических субъектов в решении вопросов по ее определению. Механизм рыночного регулирования заработной платы включает следующие элементы.

Многоуровневая коллективно-договорная система с использованием многоступенчатых переговорных процессов позволяет с достаточной полнотой отразить всю гамму экономических, политических, социальных интересов отдельных групп работодателей и работников при установлении условий оплаты труда.

Система обеспечения минимальных гарантий в области оплаты труда и защиты заработной платы от негативных явлений рыночной экономики является отправным пунктом для определения степени повышения нижних границ заработной платы и препятствием их снижения. Она обеспечивает своевременность выплаты и поддержание покупательной способности заработной платы, выступает гарантом определенного уровня личного потребления работников и членов их семей.

Налоговая система регулирования оплаты труда в составе индивидуальных доходов и (в отдельных случаях) в составе издержек работодателя на рабочую силу способствует рационализации соотношений в оплате труда, устанавливаемых в ходе переговорного процесса, и позволяет уменьшать возможность деформаций в уровнях оплаты под влиянием дефицитности отдельных профессий на рынке труда.

Информационная система предоставляет сведения для анализа уровня и динамики заработной платы, прочих издержек работодателя на рабочую силу, дает реальное представление о заработной плате как цене рабочей силы, демонстрирует взаимосвязь изменений в оплате труда с количественным изменением факторов, ее определяющих.

Функции государства сводятся к обеспечению наилучших условий для действия всего механизма рыночной организации заработной платы, к вмешательству в действие этого механизма в целях внесения в него необходимых корректировок, когда складывающиеся тенденции приобретают отрицательный для общества характер.

Нормативно-правовой основой регулирования заработной платы в нашей стране выступают Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также законы, принятые по различным аспектам социально-трудовых отношений. Их основные положения отражаются в региональных законодательных и нормативных актах и положениях.

На федеральном уровне государственное регулирование заработной платы непосредственно связано с действующей системой законодательства. На региональном уровне государственное регулирование оплаты труда получает свое отражение в нормативных правовых актах, принятых на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. На уровне организаций и предприятий действуют локальные нормативные документы по оплате труда (Положения об оплате и премировании работников, положения о персонале, тарифные сетки, коллективные договора и др.), разрабатываемые с учетом положений нормативно-правовых документов высших уровней управления.

Государство использует меры прямого и косвенного регулирования заработной платы и доходов. К мерам прямого регулирования относятся:

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Установление порядка индексации заработной платы при росте потребительских цен.

Определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.

Установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок к заработной плате.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

Контроль над денежной эмиссией, инфляцией и валютным курсом.

Установление ставок налогообложения физических лиц, ставок отчислений в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог), тарифов отчислений на обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.

Разработка тарифно-квалификационных справочников рабочих и служащих.

Трудовым кодексом РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, которые включают:

величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

2.2 Регулирование заработной платы в рыночной экономике

В механизме регулирования заработной платы особую роль играют меры государственного воздействия. Переход к рыночной экономике обусловил новые подходы к организации и регулированию оплаты труда. Происходит коренное изменение всей системы общественных отношений на основе изменения экономических и политических условий существования общества. Применительно к отношениям по поводу вознаграждения за труд это означает переход от распределения по труду к распределению согласно цене рабочей силы к модели организации заработной платы, отвечающей представлениям о рыночном механизме ее регулирования. Формируются новые регуляторы заработной платы, меняются функции основных экономических субъектов в решении вопросов по ее определению. Механизм рыночного регулирования заработной платы включает следующие элементы.

Многоуровневая коллективно-договорная система с использованием многоступенчатых переговорных процессов позволяет с достаточной полнотой отразить всю гамму экономических, политических, социальных интересов отдельных групп работодателей и работников при установлении условий оплаты труда.

Система обеспечения минимальных гарантий в области оплаты труда и защиты заработной платы от негативных явлений рыночной экономики является отправным пунктом для определения степени повышения нижних границ заработной платы и препятствием их снижения. Она обеспечивает своевременность выплаты и поддержание покупательной способности заработной платы, выступает гарантом определенного уровня личного потребления работников и членов их семей.

Налоговая система регулирования оплаты труда в составе индивидуальных доходов и (в отдельных случаях) в составе издержек работодателя на рабочую силу способствует рационализации соотношений в оплате труда, устанавливаемых в ходе переговорного процесса, и позволяет уменьшать возможность деформаций в уровнях оплаты под влиянием дефицитности отдельных профессий на рынке труда.

Информационная система предоставляет сведения для анализа уровня и динамики заработной платы, прочих издержек работодателя на рабочую силу, дает реальное представление о заработной плате как цене рабочей силы, демонстрирует взаимосвязь изменений в оплате труда с количественным изменением факторов, ее определяющих.

Функции государства сводятся к обеспечению наилучших условий для действия всего механизма рыночной организации заработной платы, к вмешательству в действие этого механизма в целях внесения в него необходимых корректировок, когда складывающиеся тенденции приобретают отрицательный для общества характер.

Нормативно-правовой основой регулирования заработной платы в нашей стране выступают Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также законы, принятые по различным аспектам социально-трудовых отношений. Их основные положения отражаются в региональных законодательных и нормативных актах и положениях.

На федеральном уровне государственное регулирование заработной платы непосредственно связано с действующей системой законодательства. На региональном уровне государственное регулирование оплаты труда получает свое отражение в нормативных правовых актах, принятых на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований. На уровне организаций и предприятий действуют локальные нормативные документы по оплате труда (Положения об оплате и премировании работников, положения о персонале, тарифные сетки, коллективные договора и др.), разрабатываемые с учетом положений нормативно-правовых документов высших уровней управления.

Государство использует меры прямого и косвенного регулирования заработной платы и доходов. К мерам прямого регулирования относятся:

Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.

Установление порядка индексации заработной платы при росте потребительских цен.

Определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образований.

Установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок к заработной плате.

Меры косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

Контроль над денежной эмиссией, инфляцией и валютным курсом.

Установление ставок налогообложения физических лиц, ставок отчислений в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог), тарифов отчислений на обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.

Разработка тарифно-квалификационных справочников рабочих и служащих.

Трудовым кодексом РФ установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, которые включают:

величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

ограничение оплаты труда в натуральной форме;

обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;

сроки и очередность выплаты заработной платы.

Анализ и учет заработной платы

Учет расчетов с персоналом по оплате труда является ответственным и самым распространенным видом расчетов с физическими лицами, занимающим значительную часть рабочего времени бухгалтерии любой организации...

Доходы населения и источники их формирования

Реформы 90-х годов показали неэффективность либеральных методов, т. е. методов, которые предполагают уход государства из экономики. Переход от социалистической модели экономики к капиталистической без государственного управления невозможен...

Доходы населения: экономическая основа формирования и регулирования

В нашей стране сложился определенный механизм организации заработной платы, под которым следует понимать порядок установления и выплаты работникам номинальной заработной платы...

Заработная плата в современной экономике

Регулирование заработной платы непосредственно на предприятии требует ее соответствующей организации, с одной стороны, обеспечивающей гарантированный заработок за выполнение нормы труда, независимо от результатов деятельности предприятия...

Заработная плата на предприятиях угольной промышленности

Заработная плата, ее формы и системы

Правовое регулирование заработной платы -- это закрепление нормами права условий и порядка ее начисления, индексации, выплаты, получения и т.п. Необходимость правового регулирования заработной платы не вызывает сомнений. Нормы...

Общая характеристика рынка труда и заработной платы

Государство регулирует заработную плату различными методами. Прежде всего государство устанавливает минимальный размер заработной платы. С 1997 г. в США она равна 5,1 долл. в час; в России минимальная зарплата установлена в размере 600 руб. в месяц...

Оплата и нормирование труда

При выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний...

Регулирование труда и заработной платы в Республике Беларусь

Оплата труда занимает особое место в структуре социально-трудовой сферы и приоритетах социальной политики, что обусловлено, прежде всего, ее значимостью для обеспечения жизнедеятельностью человека и функциями...

Рыночное и государственное регулирование оплаты труда

Термин ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА означает денежное вознаграждение за труд; часть стоимости созданного трудом продукта, дохода от его продажи, выдаваемая работнику предприятием, учреждением, в котором он работает, или другим нанимателем...

Социальная политика государства

Бедность как явление, сопутствующее всем экономическим системам, существовала во все времена. Массовая бедность как социальное явление возникла в обществе, когда обозначилось явное неравенство в распределении богатств. Причины...

Труд и заработная плата

Заработная плата является одной из наиболее сложных экономических категорий, из-за содержания которой до сих пор ломают копья экономисты -- представители различных экономических школ...

Наличие различных методов регулирования оплаты труда, форм их проявления, а также их взаимосвязь и взаимозависимость выдвигает необходимость исследования теоретических вопросов принципов их функционирования в условиях современного этапа развития экономики. При этом в силу различных объективных причин в совокупности методов регулирования особое место занимает государственное регулирование заработной платы.

В современных условиях организация оплаты труда наемных работников объективно нуждается в определенном государственном участии в реформировании отношений по оплате труда. Это обусловлено, с точки зрения некоторых исследователей, тем обстоятельством, что трансформировать существовавшую в недавнем прошлом социалистическую модель экономики в капиталистическую без строгого и дозированного участия государства невозможно, поскольку в недрах социалистической модели не содержится ни одного элемента капиталистической экономики и капиталистических отношений . Неуправляемость процессами реформирования экономики в целом и заработной платы, в частности, привела к серьезным перекосам в исследуемой сфере. С учетом изложенного, необходимость государственного регулирования оплаты труда в сложившихся социально-экономических условиях диктуется следующими ниже перечисленными причинами.

Во-первых, переход от командной экономике к рыночно ориентированной в Республике Казахстан сопровождался разрушением системы административных методов регулирования, а, по сути – самоустранением государства из сферы организации оплаты труда. Такой подход привел к самым негативным последствиям.

Сложившееся неравновесие на рынке труда Казахстана, обусловленное несоответствием спроса и предложения на рабочую силу, объективно обусловливает такое положение, при котором определение равновесной ставки заработной платы на конкретных рынках труда в обозримой перспективе становится весьма проблематичным. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что решение данной проблемы должно осуществляться при непосредственном содействии государства.

Во-вторых, в соответствии с «классической» теорией рынка труда в условиях рыночной экономики уровень безработицы должен находиться в обратной зависимости от величины заработной платы. Иными словами, высокий уровень оплаты труда обусловливает высокую безработицу и наоборот. Между тем по данным статистической отчетности такая зависимость совершенно не просматривается.

В третьих, на протяжении нескольких последних лет ситуация в области оплаты труда усугубляется предельно низким размером законодательно устанавливаемой величины минимальной заработной платы, которая не отражает практически никаких экономических отношений, включая минимально допустимую цену рабочей силы, кроме возможностей бюджета. В подобных условиях, как представляется, трудно говорить об объективном установлении уровня минимального воспроизводства рабочей силы.

В четвертых, современные социально-экономические условия республики характеризуются серьезным отрывом цены труда от его стоимости, что подтверждается значительной, не поддающейся логическому осмыслению, дифференциацией размеров оплаты труда по регионам и отраслям республики, профессионально-квалификационным группам работников, обусловленной преждевременной передачей практически полной самостоятельности хозяйствующим субъектам в области оплаты труда.

В пятых, до настоящего времени в республике практически отсутствует рыночный механизм регулирования заработной платы, и, прежде всего, договорного ее регулирования, определяющего роль, место и специфические интересы социальных партнеров, включая государство, в данном процессе. На первый взгляд, с учетом принятых республике законодательных и нормативных актов в стране создана многоуровневая договорная система регулирования трудовых отношений. Однако, как свидетельствует анализ содержания заключаемых соглашений, следует признать, что договорные аспекты регулирования оплаты труда, за исключением отдельных отраслевых соглашений, в них находятся в зачаточном состоянии. По-прежнему подавляющее большинство аспектов заработной платы решаются только в коллективных договорах, т.е. на уровне хозяйствующих субъектов.

Следует учитывать также то обстоятельство, что значительное число наемных работников, занятых в различных секторах экономики, не охвачены коллективно-договорным регулированием оплаты труда из-за отсутствия в хозяйствующих субъектах профсоюзных организаций или иных представительных органов.

Наконец, в шестых, современная экономическая ситуация в республике характеризуется наличием теневого оборота капиталов, что обусловливает выплату значительной части заработной платы в виде так называемого «черного нала».

Исходя из изложенного, представляется объективно необходимым определение функций и методов государственного регулирования заработной платы в условиях переходного периода.

В развитых в рыночном отношении странах государственное регулирование оплаты труда ограничивается законодательным установлением минимальной заработной платы (причем, далеко не во всех) и системой налогообложения. В дополнение к этому такие государства регулируют «правила игры» путем принятия соответствующих законодательных актов по эффективному взаимодействию социальных партнеров – работодателей и наемных работников, на основе коллективных договоров и соглашений разного уровня. Такой подход в принципе соответствует уровню экономического развития стран с рыночной экономикой, сложившемуся и функционирующему рынка труда, уровню развитости принципов социального партнерства. Следовательно, в данном случае имеют место две регулирующие функции государства. Сущность первой функции заключается в создании условий эффективного функционирования рыночного механизма регулирования заработной платы. Она, как отмечалось, проявляется обеспечением необходимой правовой базы организации оплаты труда. Вторая функция государственного регулирования заключается в дополнении и корректировке действия рыночных регуляторов.

Аналогичные функции государственного регулирования характерны и для современного периода развития экономики Казахстана. Однако с учетом его специфики их реализация имеет свои особенности. Нестабильность экономической ситуации, наличие скрытой безработицы, величина которой в несколько раз превышает официально регистрируемый рынок труда, бездействующая система коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений ввиду неразвитости отдельных субъектов партнерства – все эти факторы диктуют целесообразность выработки особого подхода к государственному регулированию организации оплаты труда.

Изложенные функции государство, как известно, осуществляет на основе административных и экономических методов. При этом для плановой экономики характерно преобладание административных методов регулирования оплаты труда. В изложенном аспекте под административными методами понимается жесткое государственное воздействие на процессы, происходящие в области оплаты труда, и которые не имеют ничего общего с изложенным выше административным регулированием заработной платы в рамках хозяйствующих субъектов. В рыночной экономике, наоборот, регулирование заработной платы базируется преимущественно на использовании экономических методов.

В принципиальном плане административные методы регулирования прямо противоположны природе рынка, поскольку ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта и блокируют действие соответствующих рыночных регуляторов. В то же время они тесно переплетены с экономическими методами регулирования оплаты труда. К примеру, действовавшая до недавнего времени утвержденная специальным постановлением правительства Единая тарифная сетка с жестко установленными тарифными коэффициентами наглядно представляла собой типичный административный подход к государственному регулированию заработной платы. Однако в рамках практического ее применения хозяйствующим субъектам предоставлялось право самостоятельно определять тарифную ставку первого разряда, конкретные размеры тарифных ставок и должностных окладов работников, что свидетельствует о присутствии определенных рыночных регуляторов размеров оплаты труда.

В прежней экономической системе государственное регулирование в различных формах (административными и экономическими методами) охватывало все элементы организации заработной платы. И это было вполне естественным, поскольку государство как фактический собственник средств производства (работодатель) должно участвовать во всех вопросах, относящихся к оплате труда. С разрушением командно-административной системы сформировался новый класс собственников, что повлекло за собой создание принципиально новых социально-трудовых отношений. Однако такой процесс, к сожалению, не сопровождался соответствующим созданием рыночных регуляторов, что привело к кризисной ситуации в области оплаты труда.

Поэтому есть основания полагать, что в сложившихся социально-экономических условиях вмешательство государства в процессы формирования и организации заработной платы объективно необходимо. Однако признание необходимости усиления государственного воздействия на процессы реформирования организации оплаты труда в условиях становления рыночной экономики в республике представляется недостаточным. Есть основания полагать, что следующим логическим шагом решения проблемы должно стать исследование вопроса о характере такого влияния.

Для действующих в развитых странах Запада моделей рыночного типа характерно отсутствие государственного регулирования оплаты труда за исключением установления в отдельных государствах минимальной заработной платы. Однако при этом государство принимает меры по поддержанию покупательной способности заработной платы и других денежных доходов посредством защиты их от инфляции и защите прав работников на оплату труда от неплатежеспособных работодателей. Такие меры, как правило, закреплены действующими законодательными нормами и обеспечивают принятие со стороны работодателей соответствующих мер.

Для стран с реформируемой экономикой, к числу которых относится и Казахстан, прямое копирование опыта стран с развитой рыночной экономикой вряд ли будет оправданной мерой, в первую очередь, из-за отсутствия цивилизованного рынка труда и сопутствующих ему элементов. Совершенно очевидно, что применительно к трансформируемой экономике необходим поиск приемлемых вариантов государственного регулирования оплаты труда, адекватных сложившейся экономической ситуации.

В российской экономической литературе предприняты, по сути, первые попытки сформулировать принципы воздействия государства на уровень заработной платы в переходный к рынку период. С.Н. Ивашковский, например, полагает, что такими мерами воздействия должны являться: 1) установление минимальных ставок оплаты труда; 2) правовая защита трудящихся и предоставление им определенных гарантий; 3) модификация трудовых договоров и соглашений в соответствии с мерами по борьбе с инфляцией; 4) ограничение влияния профсоюзов . Авторы учебника «Экономика предприятия» предлагают ограничиться только государственной регламентацией минимальной заработной платы. Комплекс мер по усилению государственного регулирования заработной платы предложен Р.А. Яковлевым. К числу наиболее значимых направлений он относит: активное вмешательство государства в прекращение дальнейшего снижения покупательной способности заработной платы на основе принятия и строгого исполнения отдельных законодательных и нормативных актов органами законодательной и исполнительной власти в центре и на местах; коренное изменение уровня минимальной заработной платы; восстановление покупательной способности тарифной заработной платы работников средней квалификации, а затем высокой и высшей квалификации; усиление государственного влияния на выполнение заработной платой своей стимулирующей функции; активное воздействие государства на регулирование макроэкономических процессов и, прежде всего динамики денежной заработной платы и цен.

Конкретизируя сущность представленных направлений, исследователь обосновывает необходимость введения ряда таких мер, как, например, принятие комплекса законодательных и нормативных актов: законов об индексации средней заработной платы и об обязательном увеличении заработной платы в случае принятия органами власти законов, меняющих структуру использования доходов или соотношение налоговых нагрузок не пользу работника, правительственных постановлений об обязательной выплате начисленной заработной платы и о покрытии задолженности по заработной плате продукцией предприятия или полученной в порядке взаимозачетов (бартеру) по пониженным ценам). Одновременно с этим им предлагается поэтапное повышение минимальной заработной платы до 2,5 прожиточных минимумов, восстановление института нормирования труда в широком смысле слова, введение реального механизма индексации заработной платы .

Предлагаемые Р.А. Яковлевым меры по государственному регулированию заработной платы носят комплексный и всеобъемлющий характер, и, хотя посвящены регулированию оплаты труда в Российской Федерации, тем не менее, есть основания полагать, что многие из них вполне применимы и в Казахстане.

В совокупности мер государственного регулирования оплаты труда определяющее место принадлежит институту минимальной заработной платы. Абсолютное большинство исследователей придерживаются мнения, что минимальная заработная плата должна устанавливаться законодательно. Между тем даже в развитых странах продолжаются дискуссии по поводу эффективности этой меры. Так, Д.Н. Хайман полагает, что установление минимума заработной платы приводит к самым противоречивым эффектам в отраслях с низкой средней заработной платой, как, например, в розничной торговле. Работодатели часто реагируют на увеличение минимума зарплаты, ухудшая условия труда и уменьшая различные льготы. При этом задается более высокий уровень интенсивности труда, а продолжительность трудовых отпусков имеет тенденцию к снижению .

Противники этой меры утверждают, что в результате возникают диспропорции и сокращается спрос на рынке низкоквалифицированной рабочей силы. Другим основанием для критики является тот факт, что минимум заработной платы имеет недостаточную нацеленность на снижение уровня бедности.

Сторонники же законодательного установления минимума заработной платы полагают, что на монопсоническом рынке труда такая мера может привести к повышению ставок оплаты труда, не вызывая безработицы. Более того, следствием такого подхода может стать рост производительности труда. При этом спрос на труд повышается и тем самым перекрывается любой эффект безработицы.

Общее же мнение западных экономистов сводится к тому, что воздействие законодательного установления минимума заработной платы на снижение бедности является смешанным и двойственным. Те, кто теряет работу, еще глубже погружаются в бедность; те же, кто остался занятым, как правило, избегают бедности .

Следует отметить, что далеко не во всех развитых в рыночном отношении странах минимальная заработная плата устанавливает законодательством. В США, например, минимальная часовая оплата труда устанавливается на федеральном уровне в законодательном порядке, однако законами штатов она может корректироваться в ту или другую стороны. В Бельгии, наоборот, минимальная заработная плата регулируется национальным трехсторонним коллективным соглашением. Кроме того, в отдельных государствах институт минимальной заработной платы на государственном уровне вообще не применяется. В данном случае речь идет о Германии, где нашли распространение только минимальные тарифные ставки, определяемые отраслевыми тарифными соглашениями.

Мнение практически всех исследователей Российской Федерации, Казахстана и других стран-членов СНГ сводится к необходимости установления минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума, рассчитанного по реальным нормам потребления товаров продовольственного и непродовольственного назначения и услуг. При этом точка зрения большинства из них склоняется опять же к законодательному ее установлению, что вряд ли будет способствовать эффективному решению проблемы.

Как представляется, при разработке механизма установления минимальной заработной платы необходимо исходить из самой родовой сущности заработной платы как цены рабочей силы. При этом, очевидно, что ее цена должна определяться на рынке труда, то есть на основе переговоров между социальными партнерами, включая государство. Следовательно, вопрос об установлении минимальной заработной платы однозначно должен решаться на уровне генерального соглашения между республиканскими объединениями работодателей, профсоюзов или иных представительных органов работников и Правительством Республики Казахстан.

Поэтому в развитие данного варианта решения проблемы можно предложить следующий подход. В соответствии с ним возможно сохранение действующего порядка законодательного установления минимальной заработной платы, но только после предварительных консультаций и согласования ее размеров с вышеназванными партнерами. Тем более, что именно такою процедуру установления минимальной заработной платы, учитывающую национальные условия и потребности рекомендует использовать вышеназванная конвенция.

Признание предлагаемых подходов объективно выдвигает необходимость выбора вариантов обоснованного расчета величины минимальной заработной платы. Конвенцией № 131 предусмотрено, что факторы, которые учитываются при определении уровня минимальной заработной платы, включают, насколько это возможно и приемлемо, потребности трудящихся и их семей, а также экономические соображения, включая требования экономического развития и поддержания высокого уровня занятости. Следовательно, в данном случае на первое место ставится стоимость воспроизводства рабочей силы, а затем уже и экономические возможности государства.

Вторым важнейшим направлением государственного регулирования оплаты труда следует признать разработку и принятие соответствующих законодательных актов, в той или иной мере регламентирующих вопросы заработной платы применительно к хозяйствующим субъектам различных организационно-правовых форм. Речь идет в данном случае о том, что государство устанавливает «правила игры» для предприятий различных форм собственности.

С учетом усиливающейся дифференциации в размерах оплаты труда работников различных профессионально-квалификационных групп, снижения стимулирующей роли тарифной оплаты возникает необходимость государственного регулирования этих процессов. Предоставление практически полной самостоятельности хозяйствующим субъектам в области оплаты труда, как показывает практика, было преждевременной и ошибочной мерой, что, в конечном счете, привело к крайне негативным последствиям. Возможным вариантом решения данной проблемы представляется установление на государственном уровне основных минимально допустимых пропорций в оплате труда работников различной квалификации. Причем, подобный подход не обязательно закреплять соответствующим законом. Думается, достаточной мерой в данном случае может быть принятие соответствующего правительственного постановления.

К числу мер государственного регулирования оплаты следовало бы отнести и порядок индексации заработной платы. В период нестабильной экономической ситуации, как показывает опыт стран-членов СНГ, возможны и реальны случаи резкого всплеска инфляционных процессов, последствия которых для наемных работников очевидны. Поэтому роль государства в подобных случаях должна заключаться в разработке соответствующих мер смягчения негативных последствий. В настоящее время индексация размеров оплаты труда на национальном уровне осуществляется путем установления соответствующим законом минимальной заработной платы на каждый год. При этом совершенно очевидно, что при утверждении ее размера учитываются не реальные тенденции инфляционных процессов, а возможности государственного бюджета. Разумеется, в данном случае необходима разработка иного к решению проблемы.

Государственное регулирование заработной платы нельзя представить и без эффективной налоговой политики. Через налоговый механизм государство воздействует на процессы производства и обращения, усиливает или ослабляет накопление капитала, стимулирует или сдерживает темпы воспроизводства.

Как показывает анализ, социальный потенциал налоговой системы в современном Казахстане практически не используется. Имеется в виду ее способность перераспределять доходы от высокообеспеченных к средне- и малообеспеченным слоям населения. В действующей на сегодняшний день системе налогообложения доходов не учитываются факторы сложившейся реальности. Между тем ситуация такова, что тяжесть налогообложения необходимо перенести с менее доходных слоев населения на более доходные слои. Иными словами, необходимо ориентироваться на прогрессивную шкалу обложения доходов налогами. При этом важно соблюдать определенную меру, поскольку, как показывает мировая практика, если изымается 40-45 % дохода, предприниматель теряет интерес к своему делу.

Наконец, экономическая политика государства должна быть направлена на создание механизмов реализации договорного регулирования заработной платы на основе многоуровневой системы соглашений и договоров. В этом случае роль государства заключается не только как одного из партнеров коллективных переговоров, но и в создании самых благоприятных условий (правовых, экономических и т.п.) реализации принципа социального партнерства.

Литература. Яковлев Р.А. Усиление государственного регулирования заработной платы на современном этапе реформирования экономики. - //Труд в Казахстане: проблемы, факты, комментарии. – 1999. - № 4. – С. 19. Ивашковский С.Н. Микроэкономика. Учебник. – М.: Дело, 1998, с. 329. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. В 2-х т. Т. II. Пер. с анг. – М.: Финансы и статистика, 1992, с.153. Sar A. Levitan, Richard S. Belous. More Than Subsistence: Minimum Wages for the Working Poor. Baltimore: The Johns Hopkins University Press, 1979;

  • 3.1. Концептуальные основы управления человеческими ресурсами общества.
  • 3.2. Социальная и кадровая политика государства как управленческий ресурс по накоплению и реализации человеческого потенциала общества.
  • 3.3 Внутрифирменная система управления человеческими ресурсами (социальная и кадровая составляющая)
  • .
  • Глава 4. Производительность труда.
  • 4.1. Сущность и значение производительности труда.
  • 4.2. Система показателей измерения производительности факторов производства.
  • 4.3. Показатели и методы измерения производительности труда.
  • 4.4. Факторы и резервы роста производительности труда.
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава 5. Управление трудом на предприятии.
  • 5.1. Механизм управления трудом на предприятии.
  • 5.2. Организация и нормирование труда.
  • Этапы работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приемов и методов труда
  • 5.3 Планирование рабочего времени и численности персонала.
  • 5.4. Планирование трудоемкости и производительности труда.
  • 5.5. Планирование средств на заработную плату персонала
  • III. Нормативные методы формирования фзп.
  • IV. Метод основанный на трудоемкости:
  • V. Поэлементный расчет фонда заработной платы.
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава 6. Анализ социально-трудовых показателей.
  • 6.1. Система социально-трудовых показателей.
  • 6.2. Анализ динамики и уровня производительности труда.
  • Анализ изменения по факторам производительности труда и ее влияния на объем производства
  • Анализ производительности труда по технико-экономическим факторам
  • 6.3. Анализ использования рабочего времени и нормирования труда.
  • 6.4. Анализ выполнения плана по численности и составу работников.
  • Анализ выполнения плана по численности и составу работающих
  • 6.5. Рационализация численности работников предприятия.
  • 6.6. Анализ движения кадров
  • 6.7. Анализ использования фонда заработной платы
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава 7. Доходы, уровень и качество жизни населения
  • 7.1. Сущность и содержание доходов населения
  • 1. Нивелирующие:
  • 2. Дифференцирующие:
  • 7.3. Уровень жизни как социально-экономическая категория
  • Факторы и система показателей, определяющих уровень жизни населения
  • 7.5. Качество жизни как социально-экономическое понятие
  • 7.6. Дифференциация доходов населения: понятия, факторы и методы статистического измерения
  • 7.7 Государственное регулирование доходов населения
  • 7.8. Политика доходов как аспект социально-экономической политики государства
  • 7.9. Потребительский бюджет: сущность, виды и методы формирования
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава 8. Организация оплаты и стимулирования труда на предприятии.
  • 8.1. Экономическая сущность заработной платы
  • 8.2. Организация оплаты труда на предприятии
  • 8.3. Принципы организации заработной платы
  • 8.4. Основные формы и системы оплаты труда
  • 8.5. Бестарифная система оплаты труда.
  • 8.6. Регулирование заработной платы в рыночной экономике
  • 8.7. Условия применения сдельных и повременных систем оплаты труда
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Что такое заработная плата работника? Из чего она состоит?
  • Глава 9. Поощрительные системы оплаты труда.
  • 9.1. Единовременные поощрения и вознаграждения: сущность, виды, условия применения
  • Виды единовременных поощрений
  • 9.1.1. Разработка положения о премировании персонала
  • 9.2. Дополнительное поощрение работников в современных условиях
  • 9.3. Компенсационные выплаты работникам в современных условиях
  • 9.4. Экономический аспект компенсационной политики
  • 9.5. Система гарантий и компенсаций
  • Гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
  • 9.6. Методика определения экономической эффективности систем премирования
  • Вопросы для повторения и обсуждения
  • Глава 10. Социально-трудовые отношения и особенности их регулирования в условиях экономического кризиса
  • 10.1. Сущность и структурные составляющие социально-трудовых отношений.
  • 10.2. Факторы формирования и развития социально-трудовых отношений.
  • 10.3. Критерии оценки социально-трудовых отношений
  • 10.4. Модели социально-трудовых отношений.
  • 10.5. Особенности социально-трудовых отношений в период экономического кризиса.
  • 10.6. Разработка и реализация антикризисной программы по регулированию социально-трудовых отношений.
  • Вопросы для повторения и обсуждения.
  • Глава11. Государственная социальная политика государства.
  • 11.1. Объективные основы социальной политики
  • 11.2. Сущность, содержание и цели государственной социальной политики
  • 11.3. Роль государства в реализации социальной политике
  • 11.4. Пенсионная система и ее реформа в Российской Федерации
  • 11.4.1. Пенсионная реформа в России в контексте мирового опыта
  • 11.4.2. Условия и порядок определения размера пенсий российским гражданамв соответствии с новым пенсионным законодательством
  • Вопросы для повторения и обсуждения
  • Список литературы:
  • Глоссарий
  • Безработные
  • Благосостояние
  • Бюджет прожиточного минимума (минимальный прожиточный бюджет)
  • Вакансия (вакантная должность)
  • Возможность сочетания работы и семейных обязанностей
  • Год с высокой рождаемостью
  • Дисциплинарное взыскание
  • Ежегодный отпуск
  • Закрытие предприятия
  • Занятость на полставки half-time employment
  • Занятый employee; wage earner; working man; employed person
  • Заочное обучение
  • Инвестиции в человеческий капитал
  • Индексация заработной платы
  • Инновация (нововведение; новшество)
  • Интенсивность труда (напряженность труда)
  • Кандидат
  • Качество рабочих мест
  • Квалификационное разделение труда
  • Комиссия по расследованию несчастных случаев
  • Коэффициент использования календарного фонда рабочего времени
  • Коэффициент приема кадров
  • Коэффициент текучести employee turnover rate; labour turnover rate; manpower turnover rate
  • Коэффициент управляемости coefficient of management possibility
  • Коэффициент исполнения(коэффициент исполнитель­ности) coefficient of execution
  • Кривая безразличия
  • Indifference curve
  • Кривая лоренца Lorenz curve
  • Кривая филипса Philips curve
  • Критическая зона рынка труда critical zone of the labour market
  • Кружки качества (группы качества)
  • Ликвидация должностей
  • Международная организация работодателей
  • International organization of Employers, ioe *
  • Международная организация труда (мот)
  • International labour organization (ilo)
  • Межпоселенные передвижения населения
  • Миграционный поток
  • Наличное население
  • Основное (базовое) пособие на ребенка
  • Ответственный работник
  • Оценщик работ
  • Пенсия pension
  • Первичная гибкость рынка труда
  • Переговорная позиция bargaining power
  • Перекрестная эластичность спроса на труд cross-wage elasticity of labour demand
  • Перераспределение доходов
  • Планы разделения прибыли с отсрочкой выплат
  • Повышение заработной платы
  • Подъемное пособие
  • Политика солидарности в области заработной платы
  • Пособие по временной нетрудоспособности
  • Предложение труда labour supply
  • Предпраздничные дни
  • Принудительное урегулирование
  • Производительность труда (выработка)
  • Профессиональное образование
  • Профессия profession; occupation; trade; craft
  • Профориентация educational and vocational orientation
  • Профсоюз
  • Работник умственного труда («белый воротничок»)
  • Работоспособность (c- трудоспособность) capacity (for work); ability; efficiency; proficiency
  • Рабочая сила
  • Рабочие
  • Размещение дотаций
  • Редакционная комиссия
  • Рынок труда предприятия (внутрифирменный рынок труда) enterprise labour market; labour market of the firm; labour market within the firm
  • Самоуправление
  • Сдельная заработная плата (сдельная оплата труда) piece work payment
  • Сегментация рынка труда labour market segmentation; segmentation of the labour market
  • Сезонный работник
  • Семейные обязанности
  • Скрытый рынок труда
  • Случайная работа
  • Сокращение численности работников
  • Социальное страхование
  • Стимул к труду
  • Incentive to work
  • Стимул stimulus; incentive
  • Стимулирующая заработная плата
  • Структурная безработица
  • Трудовые отношения employer-employee relations; industrial relations; labour relations
  • Трудовые стандарты
  • Уровень бедности
  • Уровень использования продолжительности рабочего дня level of working day utilization
  • Уровень экономической активности населения rate of economic activity
  • Уровни использования труда levels of labour utilization
  • Ускоренное обучение
  • Фрагментация рынка труда
  • Эксперт
  • Элемент (элемент работы; микроэлемент)
  • 8.6. Регулирование заработной платы в рыночной экономике

    Современная экономическая ситуация характеризуется глубокой деформацией системы распределительных отношений. Заработная плата постепенно утрачивает свое предназначение обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы и побуждать работников к эффективному труду, превращаясь, по сути, в разновидность социального пособия.

    Как известно, в условиях рыночной экономики государство сохраняет свои регулирующие функции.

    Как в России регулировалась заработная плата до перехода к рыночной экономике?

    Надо сказать, что до перехода у нас было чрезмерное государственное регулирование фонда заработной платы. Государство в централизованном порядке контролировало суммы, направляемые на оплату труда. В таком случае фонд заработной платы выполнял лишь социальные функции и слабо был связан с реальными результатами работы. Методы распределения фонда заработной платы на предприятии были достаточно простые, в основном регламентировались государством.

    Российская и мировая практика свидетельствуют о необходимости сохранения «зоны влияния» государственных властных структур на определенные аспекты политики в области заработной платы. Это влияние осуществляется через регулирование уровня и условий оплаты труда.

    Различают два основных метода регулирования: централизованный и локальный.

    Централизованный метод предполагает законодательное установление норм оплаты труда, исполнение которых обязательно либо для всех предприятий и организаций России, либо только для отдельных отраслей и профессиональных групп.

    Централизованное регулирование заработной платы осуществляется путем использования следующих механизмов.

      Применение норм ТК РФ, регламентирующих условия и порядок оплаты труда, размеры доплат при отклонении от нормальных условий работы, устанавливаются работодателем самостоятельно, но они не могут быть ниже законодательных норм.

      Использование тарифной системы . Тарифная система – это совокупность нормативных актов государства, позволяющих на основе единых критериев дифференцировать оплату труда в зависимости от его сложности и условий квалификации работника. Тарифная система включает в себя единые тарифно-квалифицированные справочники, единую тарифную сетку, тарифные ставки, а также систему тарифных доплат и надбавок.

    Тарифная система является средством государственного регулирования заработной платы работников бюджетной сферы. Для работников других отраслей она носит рекомендательный характер.

      Установление минимального размера оплаты труда . Минимальная заработная плата является государственной гарантией и устанавливается Законом РФ. Этот государственной норматив обязателен для всех организаций и предприятий независимого от формы собственности, отрасли, территории.

    Локальные методы регулирования заработной платы включают все процедуры, механизмы и методы организации заработной платы, которые предприятия разрабатывают самостоятельно. В частности, в локальном порядке определяется размер средств, идущих на оплату труда работников; решение о выборе тарифной или бестарифной системы; введение различных доплат и надбавок к заработной плате (не ниже норм ТК); разработка положений о премировании и выплате вознаграждений по результатам работы за год.

    Возникновение значительного числа собственников средств производства привело к необходимости выработки консенсуса во взглядах наемных работников, государства и работодателей.

    Мировая практика показывает, что самым эффективным методом решения социально-экономических проблем и регулирования противоречий внутри общества и на международном уровне является социальное партнерство. Оно означает переход от «конфликтного соперничества» к «конфликтному сотрудничеству». Как мы видим, конфронтационная составляющая сохраняется, так как остается достаточно жесткое противостояние работников и работодателей. Однако исключаются разрушительные насильственные действия, а взаимоотношения строятся на добровольной договорной основе.

    Вопросы регулирования заработной платы и доходов являются частью политики социального партнерства, которые разрешаются в процессе переговоров и учитывают интересы всех заинтересованных сторон.

    Для профсоюзов ключевые вопросы – это рост реальных доходов наемных работников, гарантии социальной защиты, обеспечение достойных условий труда и жизни, участие трудящихся в управлении.

    Для союзов предпринимателей – это гарантия эффективного использования капитала, увеличение прибыли через рост производительности труда, качества продукции, непрерывности производственного ритма, улучшение позиций на мировых рынках.

    Для государства как выразителя общественных интересов – это социальный мир и сплоченность нации, рост доходов бюджета, высокая конкурентоспособность национальной экономики.

    Как правило, главным предметом дискуссий является политика доходов, смысл которой состоит в обеспечении солидарной заинтересованности труда, капитала и государства в повышении совокупного дохода.

    Взаимодействие на основе социального партнерства этих трех сил называется трипартизмом 28 . Она основывается на следующей модели взаимодействия: РАБОТОДАТЕЛИ – ПРОФСОЮЗЫ – ГОСУДАРСТВО. Трипартизм реализуется на трех уровнях: центральном, отраслевом (региональном), низовом (предприятии). Это обеспечивает сочетание макро- и микроэкономических уровней партнерства, выравнивание условий конкуренции.

    На федеральном уровне заключается генеральное соглашение . Этот документ обеспечивает экономическую сбалансированность интересов общества в целом. Правительство России, объединенные профсоюзы и объединения работодателей ежегодно достигают соглашения по проблемам занятости населения, поэтапного повышения социальных гарантий гражданам, социальной защиты наиболее уязвимых групп населения, обеспечения роста доходов трудящихся по мере стабилизации экономики.

    На уровне отрасли заключаются отраслевые тарифные соглашения, участниками которых являются руководство отрасли и отраслевые независимые профсоюзы. Тарифное соглашение представляет собой правовой акт, в котором установлены направления социально-экономического развития отрасли: оплата и условия труда, уровень занятости, социальные гарантии для работников отрасли по профессионально-квалификационным группам. Именно в рамках тарифного соглашения определяются уровни оплаты труда всех категорий работающих в той или иной отрасли. При этом основным ограничителем размера оплаты труда является размер бюджета организаций и возможности формирования средств на оплату труда и организациях. Региональные соглашения призваны учесть специфику уровня жизни и ситуации на рынке труда в конкретных регионах. Особенно важной является разработка таких соглашений для депрессивных регионов. На практике региональные соглашения часто бывают тесно связаны с отраслевыми. Это объясняется моноотраслевой структурой ряда регионов России.

    На уровне предприятия трудовые отношения регулируются с помощью заключения коллективных договоров. Коллективный договор - это внутренний нормативный акт предприятия, в котором отражаются все социальные гарантии в рамках средств, заработанных данным предприятием, в том числе:

      конкретные размеры тарифных ставок, окладов и периодическое их повышение по сравнению с государственными, а также рост средней оплаты труда на основе реализации программы конкретных мероприятий по увеличению эффективности производства;

      порядок применения и конкретные размеры надбавок, доплат, в том числе компенсационного характера, премий, вознаграждений;

      нормирование труда и тарификация работ и работников;

      порядок оценки трудового вклада работников и т.д.

    Налоговая система способствует рационализации соотношений в оплате труда, устанавливаемых в ходе переговорного процесса,и позволяет уменьшать возможность деформаций в уровнях оплаты под влиянием дефицитности отдельных профессий на рынке труда.

    Информационная система показывает взаимосвязь изменений в оплате труда с количественным изменением факторов, ее определяющих.

    Функции государства сводятся к обеспечению наилучших условий для действия всего механизма рыночной организации заработной платы, к вмешательству в действие этого механизма с целью внесения в него необходимых корректировок, когда складывающиеся тенденции приобретают отрицательный для общества характер.

    Государственное регулирование заработной платы проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и включает в себя:

      установление гарантированного минимального размера оплаты труда;

      введение порядка индексации заработной платы при росте потребительских цен;

      определение порядка оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, работников государственных учреждений субъектов Федерации и муниципальных образований;

      установление минимальных и повышенных размеров доплат и надбавок к заработной плате.

    Регулирование заработной платы является частью системы управления экономикой страны, представляющей иерархическую структуру, разделенную на уровни, в качестве которых выбраны территориальные и отраслевые системы, включающие локальные подсистемы управления предприятиями и организациями.

    Критериями регулирования заработной платы в нашей стране выступают законодательные и нормативные акты: Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, а также законы, принятые по различным аспектам социально-трудовых отношений. Их основные положения должны отражаться в региональных законодательных и нормативных актах и положениях.

    Государство использует методы прямого и косвенного регулирования заработной платы и доходов. К методам прямого регулирования относятся:

      установление минимальных социальных гарантий и стандартов, тарифов на жилищно-коммунальное обслуживание;

      утверждение размера, порядка начисления и расчета пенсий и пособий;

      упорядочение системы предоставления пособий и компенсаций;

      индексация заработной платы, доходов и сбережений.

    Методы косвенного регулирования доходов и заработной платы включают:

      контроль над инфляцией и валютным курсом;

      установление ставок налогообложения физических лиц, ставок отчислений в государственные внебюджетные фонды (единый социальный налог), тарифов отчислений на обязательное социальное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве;

      налоговые льготы малому предпринимательству;

      налоговые льготы благотворительным организациям, фирмам и частным лицам, вносящим средства на благотворительные цели;

      эмиссия денег;

      разработка тарифно-квалификационных справочников рабочих и служащих.

    Методы прямого и косвенного регулирования сочетаются с системой мер, предусматривающих их краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное государственное регулирование. К краткосрочным мерам относятся обеспечение социально-политической стабильности, гарантий конституционных прав граждан, сокращение и ликвидация задолженности по заработной плате, пенсиям и пособиям и т. п. Среднесрочное государственное регулирование предусматривает замедление тенденции снижения реальных доходов населения наоснове развития социально ориентированной рыночной экономики.

    Долгосрочное регулирование предусматривает закрепление и развитие позитивных тенденций.

    Концепция реформирования заработной платы, принятая Правительством РФ, предусматривает ряд принципов государственного регулирования заработной платы:

      признание государством приоритетности инвестиций в развитие человеческого капитала;

      участие государства в регулировании цены рабочей силы (заработной платы) на основе системы социальных стандартов;

      осуществление решений органов власти в любых системных, структурных экономических преобразованиях должно оцениваться с точки зрения их воздействия на стоимость и качество жизни в комплексной увязке с мерами адекватного повышения цены труда;

      превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье и позволяющий создать накопления. Трудовым кодексом РФ (ст. 130) установлены основные государственные гарантии по оплате труда, которые включают:

      величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;

      меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

      ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

      ограничение оплаты труда в натуральной форме;

      обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;

      государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;

      ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;

      сроки и очередность выплаты заработной платы.

    Индексация заработной платы – повышение номинальной заработной платы (ставок и окладов) по мере инфляционного роста цен на потребительские товары и услуги за определенный период. Индексация заработной платы и доходов населения – одна из общепризнанных во всем мире основных форм социальной защиты в условиях инфляции, направленная на поддержание и восстановление покупательной способности полученных трудовых доходов.

    Необходимо отметить, что повышение ставок и окладов по мере инфляционного роста цен является фактором увеличения издержек производства, что, в свою очередь, вызывает повышение цен на производимые товары и услуги, а это в конечном счете требует дальнейшей индексации заработной платы: таким образом возможно формирование так называемой инфляционной спирали «зарплата–цены».

    Чтобы избежать подобного, индексация, как правило, осуществляется с учетом следующих требований:

      с помощью индексации компенсируется не любой, а только инфляционный рост цен, при этом, как правило, устанавливается «порог индексации», т. е. то увеличение цен, с которого требуется индексация доходов;

      индексируются не все виды доходов, а преимущественно заработная плата и социальные трансферты (пенсии, стипендии, пособия). Не подлежат индексации денежные доходы населения от собственности (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, от ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, от предпринимательской и другой, раз решенной законом экономической деятельности), так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите;

      индексация практически никогда не компенсирует полностью рост потребительских цен всем получателям доходов. Механизм индексации строится таким образом, чтобы рост стоимости жизни компенсировался в большей мере тем лицам, чей уровень текущего потребления наиболее страдает в результате инфляции, т. е. получающим более низкие доходы.

    При определении индекса потребительских цен чаще всего используются параметры сложившегося среднего уровня потребления по населению в целом. Индекс цен измеряет соотношение между совокупной ценой определенного набора потребительских товаров и услуг (рыночная корзина) для данного периода и совокупной ценой аналогичной группы товаров и услуг в базовом периоде:

    Кроме общего индекса потребительских цен могут рассчитываться и частные индексы изменения стоимости жизни определенных слоев или групп населения, а также специальные индексы в целях коррекции социальных выплат или их тарифов в результате инфляции. Условия индексации доходов различаются в отдельных странах. Так, в Бельгии и Люксембурге индексация производится при росте цен более чем на 2%. В Греции уровень доходов, подлежащих индексации, пересматривается каждые 4 месяца. Во Франции индексация минимальной межпрофессиональной гарантированной ставки производится раз в год, если индекс цен превысил 2%, но правительство имеет право в случае необходимости повысить эту ставку в любое время.

    В России индексация была введена Законом Верховного Совета РСФСР 24 октября 1991 г. «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР».

    Официальными источниками индексации в России выступают:

      для бюджетной сферы занятости – бюджеты всех уровней;

      для пенсионеров – Пенсионный фонд;

      для пособий – Фонд социального страхования, федеральный бюджет;

      средства на компенсации и льготы для малообеспеченных категорий населения – территориальные бюджеты, а также фонды социальной защиты населения;

      для занятых в частном секторе экономики – финансовые средства самих организаций.

    Государственная индексация заработной платы применительно к бюджетной сфере означает увеличение установленных на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и муниципальных образований минимальных тарифных ставок. Что касается частных предприятий и организаций, для них государственная индексация заработной платы означает установление нового государственного минимального размера оплаты труда. Будут ли повышены и в каком размере более высокие ставки и оклады – внутреннее дело организации и зависит от наличия средств, а также от того, как зафиксированы вопросы индексации в коллективных и трудовых договорах.

    Пример . Рассмотрим варианты индексации заработной платы в частной организации.

    Допустим, исходя из условий коллективного договора, необходимо повысить тарифные ставки и оклады в среднем на 20%. Пусть месячный фонд заработной платы составлял до индексации 650 000 руб., численность работников – 50 человек. В этом случае в расчете на месяц необходимое увеличение затрат на оплату труда составит: 650 000 × 0,2 = 130 000 руб.

    Предположим, что финансовые возможности организации позволяют обеспечить такое увеличение. Возникает вопрос – как именно осуществлять индексацию?

    Первый вариант – пропорциональная индексация, когда все ставки и оклады возрастают на 20%. В этом случае, если уборщица получала оклад 3000 руб., а директор – 15 000 руб., после индексации новый оклад уборщицы составит: 3000 х 1,2 = 3600 руб. (увеличение на 600 руб.), а директора: 15 000 х 1,2 = 18 000 руб. (увеличение на 3000 руб.).

    Сопоставив увеличение окладов в абсолютной сумме, мы видим, что при простоте расчетов вряд ли можно утверждать, что стоимость жизни и сокращение текущего потребления в большей мере компенсированы работнику с низкими доходами.

    Второй вариант – долевая индексация, когда все ставки и оклады увеличиваются на одинаковую сумму, которая исходя из общего увеличения фонда заработной платы и численности работников составит: 130000:50 = 2600 руб.

    Оклад уборщицы после индексации будет равен:

    3000 + 2600 = 5600 руб. (увеличение на 86,7%).

    Новый оклад директора:

    15 000 + 2600= 17 600 руб. (увеличение на 17,3%).

    Однако при этом резко сокращается диапазон в оплате труда работников низшей и высшей квалификации от 1:5 до 1:3,14.

    Третий вариант – пропорционально-долевая индексация. В этом случае большая часть увеличения фонда заработной платы (например, 60%) направляется на пропорциональную индексацию. Индекс пропорциональной индексации будет равен:

    (8.10)

    Оставшуюся сумму увеличения фонда заработной платы (40%, или 130000 * 0,4 = 52 000 руб.) направляем на долевую индексацию, т. е. повышение ставок и окладов в равных размерах. При численности персонала 50 человек эта величина составит: 52 000:50 =1040 руб.

    Тогда оклад уборщицы после индексации будет равен: 3000 х 1,12 + 1040 = 4400 руб. (абсолютный прирост на 1400 руб., или на 46,7%).

    Новый оклад директора: 15 000 х 1,12 + 1040 = 17 840 руб. (абсолютный прирост на 2840 руб., или на 18,9%).

    Вариант пропорционально-долевой индексации смягчает негативные черты первых двух. Естественно, что пропорционально-долевая индексация также постепенно снижает диапазон тарифных ставок и окладов (в нашем случае до 1:4,1).

    Поэтому, применяя данный вариант индексации, целесообразно время от времени корректировать используемые тарифные сетки и схемы должностных окладов с тем, чтобы обеспечить обоснованный уровень дифференциации в оплате труда работников.

    Рыночное регулирование заработной платы предполагает наличие адекватного механизма, одним из важных звеньев которого является рыночная самонастройка, осуществляемая под воздействием изменяющегося соотношения спроса и предложения на рынке труда. Закон спроса и предложения в рыночной экономике оказывает решающее воздействие на уровень и динамику заработной платы.

    Чтобы обеспечить эффективную работу предприятия, важно регулировать заработную плату с учетом спроса и предложения на рынке труда.

    Формирование заработной платы на основе цены труда, выступая важным фактором развития экономики страны, создает более эффективную систему стимулов для работников. Установление уровня заработной платы под воздействием изменяющейся конъюнктуры на рынке труда стимулирует работников к освоению тех профессий, на которые возрастает спрос под воздействием структурной перестройки и требований научно-технического прогресса. При этом наличие свободного рыночного выбора той или иной профессии разрешает противоречие между общественной целесообразностью и личным интересом работников в использовании своих способностей.

    Определяющая роль спроса и предложения на рынке труда при регулировании заработной платы признается большинством экономистов. Например, Дж. С. Милль пишет, что «размер заработной платы зависит в основном от спроса на рабочую силу и ее предложения...». И далее он продолжает: заработки «при господстве конкуренции... не могут возрасти иначе, чем вследствие увеличения совокупности средств, затрачиваемых на найм работников, или сокращения численности людей, конкурирующих за работу по найму; не могут заработки и снизиться иначе, чем вследствие сокращения средств, предназначенных на оплату рабочей силы, или увеличения численности работников, которым следует заплатить»

    Современные экономисты, по существу, таким же образом определяют заработную плату. Например, Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. пишут, что равновесная ставка заработной платы определяется на пересечении кривых спроса и предложения. В учебном пособии «Курс экономической теории» российские экономисты пишут, что «цены на производительные услуги, т.е. услуги труда, капитала и т.д., определяются на основе закона спроса и предложения»

    Если цена труда на конкурентном рынке окажется выше равновесного значения, то возникнет избыток предложения данного вида труда, что приведет к снижению уровня его цены. И наоборот, при занижении цены труда по сравнению с конкурентной возникнет недостаток наемных работников под намеченные работодателем объемы производства, в результате чего будет повышаться уровень цены труда до рыночного равновесия.

    Однако важно учитывать, что в реально функционирующей рыночной экономике рынок труда не является совершенным. Согласие наемного работника, предлагающего свои услуги на рынке труда, получать заработную плату ниже цены труда не обязательно приведет к тому, что работодатель уволит с работы человека, обладающего такими же способностями. Как правило, существуют гарантии по заработной плате, установленные государством или соглашениями между работодателями и профсоюзами, которые не позволяют устанавливать заработную плату ниже определенного уровня, даже если предложение значительно превышает спрос на труд. Установление работодателем ставок заработной платы чуть выше равновесной цены труда еще не означает, что предприятие получит столько работников, сколько пожелает. Подтверждением несовершенства конкуренции на рынке труда является проведение предприятиями определенной политики заработной платы.

    В то же время несовершенство конкуренции на рынке труда не означает, что отсутствует влияние спроса и предложения на уровень цены труда. Если предприятие неадекватно реагирует на изменяющиеся спрос и предложение на рынке труда, устанавливает необоснованно низкие ставки заработной платы тем или иным категориям персонала, то оно, хотя, возможно, и не сразу, но обязательно столкнется с проблемой роста текучести кадров и трудностями набора новых работников.

    И все-таки, несмотря на действие рыночного закона спроса и предложения, уровень заработной платы в значительной степени зависит от стоимости воспроизводства рабочей силы. Еще Д. Рикардо писал: «Цена товаров регулируется в конечном счете издержками производства, а не, как это часто утверждали, отношением между предложением и спросом. Конечно, отношение между предложением и спросом может временно повлиять на рыночную стоимость товара, пока он не будет предложен в большем или меньшем количестве соответственно возрастанию или уменьшению спроса. Но это влияние будет носить временный характер»[ 7]

    А. Маршалл также отмечает, что «когда не происходит резких изменений в технике производства или в общем экономическом положении общества, предложение каждого фактора довольно основательно регулируется издержками его производства»

    Стоимость воспроизводства рабочей силы определяется фондом жизненных средств, который дифференцирован и зависит от потребностей работника, определяемых затратами физического и умственного труда в процессе его деятельности. При этом должны быть реализованы потребности в питании, одежде, обуви, жилище, отдыхе, образовании, охране здоровья, поддержании общекультурного и профессионального уровня через общение и средства коммуникации.

    В фонд жизненных средств включаются также издержки на иждивенческие расходы, обеспечивающие постоянное воспроизводство рабочей силы во времени. Наряду с этим, в стоимость воспроизводства рабочей силы входят издержки на повышение ее качества, образование и воспитание, дифференцированные в зависимости от квалификации работника. Следовательно, стоимость воспроизводства рабочей силы изменяется вместе с изменением стоимости фонда жизненных средств.

    В свою очередь, стоимость воспроизводства рабочей силы зависит не только от потребностей работника, но и уровня валового национального продукта. Говоря о стоимости воспроизводства рабочей силы, А. Маршалл отмечает, что «при этом следует принимать в расчет те традиционные средства, потребление которых неизменно расширяется по мере того, как возрастающий объем национального дохода выделяет одному слою населения за другим все больший избыток над одними лишь насущными жизненным средствами для обеспечения производительности». Причем, рост заработной платы происходит независимо от того, какой фактор производства - труд или капитал - обеспечил повышение национального дохода.

    В рыночной экономике основная ставка заработной платы, установленная работнику с учетом цены труда, является гарантированной при условии выполнения должностных обязанностей и выплачивается независимо от результатов деятельности предприятия. В определенном смысле цена труда устанавливается аналогично ценам на потребляемые в процессе производства материалы, топливо, электроэнергию и др. Но труд наемного работника выступает активным фактором производства, который в значительной степени определяет размеры вновь создаваемой стоимости. Это означает, что создаваемая трудом наемных работников добавленная стоимость, как правило, не совпадает с ценой их труда.

    Проблема согласования размеров вновь созданной стоимости и цены труда может быть решена путем гибкого регулирования заработной платы с учетом результатов работы предприятия и личного трудового вклада каждого работника. Целесообразность такого подхода объясняется тем, что достижение более высокой эффективности производства за счет обновления ассортимента продукции или повышения ее качества, снижения издержек и т.п. увеличивает спрос на выпускаемую продукцию, а следовательно, и на работников, которые производят такую продукцию. При этом, увязывая заработную плату с результатами работы предприятия, мы обеспечиваем оперативное реагирование на изменяющиеся спрос и предложение на рынке труда.

    Рыночная ставка заработной платы и условия формирования ее размеров в зависимости от результатов деятельности предприятия зависят не только от спроса и предложения на рынке труда, но и от соотношения сил между работодателями и профсоюзами.

    Интересы наемного работника, которые призваны защитить профсоюзы через соглашения и коллективные договоры, заключаются в том, чтобы за свой труд получить достойную заработную плату, обеспечивающую семье нормальный уровень жизни и отражающую его социальный статус. Работодатель заинтересован в выплате такой заработной платы наемным работникам, которая бы составляла наименьшую долю во вновь созданной стоимости и обеспечивала максимальную прибыль.

    Органы исполнительной власти, являясь одной из сторон в системе социального партнерства, призваны реализовать общественные интересы в заключаемых Генеральном, отраслевых, региональных и территориальных соглашениях. При этом политика органов исполнительной власти должна строиться с учетом таких социально-экономических показателей, как прожиточный минимум, уровень инфляции и безработицы, дефицит государственного (регионального) бюджета, прогнозируемое изменение объема промышленного производства и валового (регионального) внутреннего продукта.

    Чтобы заинтересовать наемного работника - в результатах труда, работодателя - в развитии предпринимательской активности, собственника - в инвестировании средств в развитие производства, необходимо добиться оптимального сочетания в соотношении заработной платы, прибыли, дохода на вложенный капитал и суммы налогообложения.

    Включение в соглашение или коллективный договор необоснованно заниженного уровня реальной заработной платы приведет к увеличению доли прибыли во вновь созданной стоимости, что будет соответствовать краткосрочным интересам работодателя, но приведет к подрыву стимулов к труду, нарастанию социальной напряженности в коллективе и возможному переходу работников на другие предприятия.

    Если же будут удовлетворены чрезмерно завышенные требования наемных работников, то неизбежно сдерживание темпов развития экономики, что может привести, в конечном счете, к сокращению численности работающих и снижению покупательной способности заработной платы.

    Чрезмерное увеличение суммы налогов приводит к подавлению предпринимательской активности, переходу предприятий в теневую экономику. Однако недостаточные налоговые поступления могут обернуться увеличением дефицита государственного бюджета, невыполнением социальных программ, невозможностью финансировать в необходимом объеме социально-культурную сферу и другие отрасли, работающие по государственному заказу.

    Наиболее полно удовлетворить интересы всех сторон, участвующих в переговорном процессе, можно только в условиях динамично развивающейся экономики, роста валового внутреннего продукта. Иначе невозможно добиться повышения и покупательной способности заработной платы, и прибыли, и поступлений в бюджет.

    Таким образом, стороны социального партнерства должны стремиться к выработке согласованной позиции по обеспечению финансовой стабилизации, преодолению инфляции, формированию эффективных собственников и конкурентной среды, осуществлению структурной перестройки, установлению предельно допустимых социальных издержек, сокращению необоснованных государственных расходов, жесткому пресечению всех незаконных каналов обогащения, как во всех цивилизованных странах.

     


    Читайте:



    Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"

    Женское начало и мужское начало: символы

    В каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии, женская (Инь) и мужская (Ян), но для гармонии и ощущения целостности личности важно,...

    В чем разница и сходство между католиками и православными

    В чем разница и сходство между католиками и православными

    Католики и православные - в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье - ответы на эти вопросы коротко простыми словами....

    Объяснения церковных и домашних молитв

    Объяснения церковных и домашних молитв

    1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

    Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

    Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

    Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

    feed-image RSS