Реклама

Главная - Рецепты
Все города по численности населения индии. Города Индии: список самых крупных

Все города и курорты Индии для путешествий. Список самых известных регионов, областей, городов и курортов Индии: численность населения, коды, расстояния, лучшие описания и отзывы туристов.

  • Горящие туры в Индию
  • Туры на майские по всему миру

Популярные

Города, курорты и регионы Индии на карте и по алфавиту

Если вы приехали в Индию в первый раз, то Дели, Агра и Джайпур - тот самый абсолютно необходимый минимум мест, которые надо посетить.

Дели

Начнем со столицы. Дели - мегаполис с 13 миллионами жителей. Сюда в 1911 г. из Калькутты была перенесена Индийская столица. Как и любая столица, Дели - город контрастов: настоящие трущобы сочетаются с колониальный шиком, а ультрасовременные постройки с величественными древними храмами. В старой части города находится топовый объект из туристического списка - Красный Форт Дели, построенный в период расцвета империи Моголов. В сущности, форт представляет собой город внутри города - в нем только королевских дворцов шесть штук.

Кроме того, в Дели можно (а вернее - нужно) посмотреть:

  • самую большую мечеть Индии Джами Масджид, во дворе которой помещается 25 тысяч человек, а минареты достигают высоты 40 м;
  • комплекс Кутаб Минар, расположенный в 15 км от столицы. Построенный в начале 12 века Великими Моголами, пятиэтажный Кутаб Минар представляет собой конусообразную башню высотой 85 м, испещренную цитатами из Корана. Рядом находится загадочная Железная Колонна (7 м и надписи на санскрите), которой две с половиной тысячи лет. Загадочность состоит в том, что колонна железная, но не покрывается ржавчиной.
  • самый популярный столичный храм Лакшми Нараян, посвященный Кришне и его супруге, покровителям любви и семьи.

Агра

Бывшая столица Великих Моголов Агра отличается наибольшим количеством достопримечательностей на единицу площади.

Самая известная достопримечательность Агры, своего рода символ Индии - мавзолей Тадж-Махал . Построенный Шахом Джейханом в память о своей умершей жене, беломраморный мавзолей на подножии красного песчаника окружен роскошным садом. В саду проложены четыре канала, символизирующие пути в рай, огромный бассейн отражает абрис величественного строения, а посетители снимают при входе в мавзолей обувь, как будто они входят в храм.

В двух километрах от Тадж-Махала находится Форт Агры, построенный в середине 16 века для обороны города, а позднее ставший резиденцией Великих Моголов. За стенами двадцатиметровой высоты скрываются дворцы, террасы, мечети, колоннады и великолепные сады.

Расположенный в окрестностях Агры, Фатехпур Сикри - еще одна бывшая столица Великих Моголов. Город был построен в честь суфия Чишти, который напророчил бездетному императору Акбару рождение сына. Когда это радостное событие наконец произошло - император заложил новый город и перенес сюда столицу. Усыпальница святого Чишти притягивает многие тысячи паломников, в основном бездетных женщин.

Джайпур - сокровище Индии

Джайпур

Джайпур , который называют «Розовым городом» был построен махараждей Савоем Джай Снгхом Вторым. Его амбициозный план заключался в строительстве идеального города, с планировкой, соответствующей строению вселенной. Город разделен на девять секторов, все улицы пересекаются под прямым углом, и на каждом перекрестке находятся большие площади. Город окружает крепостная стена, а в строительстве активно использовался розовый мрамор удивительной красоты, собственно и давший городу название.

Городской дворец Джайпура (по площади седьмая часть города), представляет уникальный сплав двух архитектурных школ - раджапутской и могольской.

Дворец Ветров - символ Джайпура и его главная достопримечательность, роскошное пятиэтажное здание из розового мрамора, продуваемое насквозь, служило в прошлом гаремом.

Янтарный форт, находящийся в 11 км от Джайпура - комплекс изысканных дворцов, храмов, садов и павильонов, скрытый за суровыми крепостными стенами.

Неподалеку расположен еще один форт - Джайграх, своеобразный «План Б» тех времен: в случае непосредственной опасности раджа и сопровождающие его лица могли перебраться из Янтарного форта в Джайграх по запутанной (для непосвященного) системе подземных ходов.

Еще один дворец - Джал Махал расположен посреди искусственного озера. Он предназначался для увеселительных мероприятий, а также для охоты на водоплавающих птиц.

До середины ХХ века Индия считалась страной с невысоким уровнем урбанизации. Большинство ее граждан были сельскими жителями. Немногочисленные города, такие как Аллахабад, Варанаси, Дели, Патна, были средоточием древней культуры, возникшей еще на заре цивилизации. В 80-х годах прошлого столетия в стране произошел урбанистический бум. Крупные города резко перешагнули миллионный рубеж. Появились и новые урбанистические агломерации. Какие же самые крупные по площади или по численности населения города Индии? Список таких субъектов мы рассмотрим в данной статье. Сейчас же скажем только, что по количеству горожан Индия занимает второе место в мире. Она уступает в этом показателе лишь Китаю.

Динамика роста уровня урбанизации

В самом начале ХХ столетия в огромной по площади стране не набиралось и двух тысяч городов. Сейчас их количество возросло более чем вдвое. В 1991 году их насчитывалось более 4700. Но не из-за количества городов Индия «дышит в затылок» Китаю. Сами урбанистические поселения пухнут как на дрожжах. В крупных агломерациях проживает две трети всего населения страны. А ведь еще в 1901 году миллионом жителей могла похвастаться лишь одна Калькутта. Но уже в 1911-м этот рубеж перешагнул Бомбей (нынешний Мумбаи). В середине столетия в Индии было уже пять миллионников, в 1981 - двенадцать, а еще через десять лет - двадцать три. Начало этого века страна встретила с 34 огромными мегаполисами, двенадцать из которых имели население более двух миллионов человек. Численность городов Индии, население которых превышает 500 тысяч, скоро перевалит за 300. Ниже мы рассмотрим топ-5 самых крупных мегаполисов страны.

Самые крупные по количеству населения города Индии

Список величайших мегаполисов страны возглавляет Мумбаи. Ранее этот город располагался на семи небольших островах в Аравийском море. Но теперь бывший Бомбей захватывает и обширную материковую часть. Островки давно уже спаяны между собой многочисленными перемычками. Бурный рост численности населения положило строительство англичанами хлопчатобумажной фабрики в 1851 году. Тогда в город приехали наемные рабочие из сельской местности и осели в нем. Теперь мегаполис в штате Махараштра насчитывает (по переписи 2011 года) 12 478 447 человек. Остальные мегаполисы, вошедшие в топ-5 «самые большие города Индии», распределились следующим образом. Вторая позиция - столица страны Дели с населением в одиннадцать миллионов человек. Потом следуют Ченнаи в Тамилнаде (8 425 970), Хайдарабад в провинции Андхра-Прадеш (6 809 970) и Бангалор в штате Карнатака (5 570 585). Еще в Индии имеется более пятнадцати мегаполисов, где насчитывается от полутора до пяти миллионов жителей.

Мумбаи - самый населенный город Индии

Сначала семь островков в Аравийском море захватили португальцы. Это случилось в 1534 году. Но уже в 1660-м они вошли в приданое португальской принцессы, вышедшей замуж за британского короля Карла II. Англичане всячески способствовали росту города. Земляными дамбами все острова были соединены между собой и с материком. Историческая часть Мумбаи расположена на юге. Там находится старинный форт и возведенные в индо-мусульманском стиле знаменитые «Врата Индии». Административные кварталы расположены у холма Малабар. Южные острова по внешнему виду напоминают европейский мегаполис. На севере же путешественник найдет трущобы, узкие улочки и минимум инфраструктуры. Материковая и припортовая часть занята промышленными предприятиями. Вместе с окрестностями агломерацию населяют около двадцати миллионов человек. Таким образом, Мумбаи вполне заслуженно получил звание самого крупного города Индии.

Дели

Во время колонизации Индии англичане, как правило, выстраивали новую европейскую часть, оставляя местным жителям запутанный лабиринт старинных улочек. Так получилось, что крупные города Индии состоят из двух явно различных друг от друга половинок. В Дели это деление особенно явственно. Этот город на берегу Джамны много веков был столицей разных государств. Самой судьбой ему было предначертано возглавить и независимую республику Индия. Хотя в 1911 году население Дели вместе с пригородами составляло всего 214 тысяч человек. Сейчас же агломерация насчитывает около пятнадцати миллионов. Старый Дели (Шахджаханабад) - это хаотичная застройка с лавочками, кустарными мастерскими, базарами, индуистскими храмами и мечетями. Главная улица этой части города - Чанди Чоук (Серебрянная). Она одним концом упирается в знаменитый Лал-Кила (Красный Форт). Новый Дели был возведен к югу от Старого в 1911 году по проекту Эдвина Лютьенса. Он был задуман и претворен в жизнь как «город-сад». Проспекты радиально-кольцевой планировки расходятся лучами от площади Каннаут. В Нью-Дели располагается правительственный квартал Раштра-пати Бхаван.

Колката

Более привычное для европейца название этого города Индии - Калькутта. Мегаполис расположен в дельте Ганга, в месте впадения Хугли. Город образовался в 1690 году на месте трех деревень работником Ост-Индской британской компании Джобом Чарноком. Бурный рост Калькутта переживала с 1773 по 1911 годы. Тогда она была столицей колонии Британская Индия. Когда в 1947 году образовался Бангладеш, промышленность, ранее тесно связанная с Восточной Бенгалией, стала сворачиваться. А с переносом столицы в Дели рост Калькутты и вовсе замедлился. Тем не менее, она до сих пор занимает позицию второго промышленного города Индии. Здесь также наиболее заметны контрасты в уровне жизни населения. Более полумиллиона человек не имеют крыши над головой.

Ченнаи

До недавнего времени название этого крупного города Индии было иным - Мадрас. Он был основан в 1639 году англичанами как самый южный форт Ост-Индской компании. Город распростерся вдоль Бенгальского залива на двадцать километров. Местный пляж Марина считается одним из лучших в мире. Ченнаи, как и Колката, является городом контрастов. Рядом с шикарными небоскребами жмутся целыми кварталами квадратные километры трущоб. Около тридцати процентов жителей этого мегаполиса лишены каких-либо санитарно-гигиенических условий. Ченнаи - столица провинции Тамилнад. Здесь производятся автомобили, велосипеды, вагоны.

Хайдарабад и Бангалор

Эти крупные города Индии не похожи друг на друга. Хайдарабад славен своей многовековой историей. В городе много храмов (индуистских, исламских, христианских), дворцов и образчиков колониальной архитектуры. Некогда это была столица низамов - правителей, разбогатевших на торговле алмазами. Поговаривают, что у них даже одежда была соткана из золотых нитей и усыпана жемчугами. Хайдарабад - признанный центр исламской культуры в стране. Бангалор - полная его противоположность. Он был электрифицирован раньше, чем другие большие города Индии. И сейчас в нем размещаются центры наукоемких компаний. Из-за этого Бангалор получил свое второе название - Силиконовая долина Индии. В этот город традиционно устремляется большой поток туристов, отчего его также называют столицей пабов.

Индия входит в число крупнейших стран на планете. Наравне с Китаем, она считается динамично развивающимся государством и занимает второе место в мире по численности населения. Организация Объединенных Наций считает, что к 2050 году Индия обгонит Китай и станет самой густонаселенной страной в мире. Ежегодный темп роста населения приближается к 2%, в то время как в Китае прирост населения составляет 1,4%. Индия — огромная страна, состоящая из 29 штатов, 6 союзных территорий, более 600 округов и 7900 больших и малых городов. Самые крупные города Индии поражают густонаселенностью, бурлящей активностью и одновременно очаровывают архитектурой, памятниками, ландшафтами.

Большие города Индии:

Мумбаи

Финансовая столица страны и экономический центр в Индии — Мумбай, бывший Бомбей. Здесь расположены штаб-квартиры ряда транснациональных компаний, крупных промышленных домов и финансовых корпораций, что делает город привлекательным для заработка и привлечения иностранных сотрудников. В Мумбаи находится Фондовая биржа и Резервный банк Индии.

Удобное расположение на берегу Аравийского моря превратило мегаполис в шумный и процветающий порт. Благодаря своей истории и разнообразию архитектурных стилей, Мумбай привлекает огромное количество туристов со всего мира. Индийский «город мечты» является родиной Болливуда — процветающей киноиндустрии, аналога американского Голливуда.

Дели

Один из самых древних городов в мире, а сейчас столица Индии – город Дели. Исторические памятники этого города являются уникальным наследием и представляют высокую археологическую ценность. Дели много раз подвергался разрушениям и восстанавливался заново.

Город представляет собой два разных мира – древний и современный. Старый Дели состоит из узких улочек и мечетей. В Нью-Сити находятся правительственные учреждения, включая здание Парламента, что делает его дипломатическим и правительственным центром. Современный Дели — это шумный мегаполис и второй густонаселенный город в стране.

Ворота Индии, Красный Форт, Храм лотосов – основные достопримечательности столицы Индии, которые делают Дели популярным местом отдыха как туристов, так и местного населения.

Бангалор

Бангалор имеет официальное название Бангалур, это столица штата Карнатака и третий по численности населения индийский город. Получил звание столицы после освобождения Индии от британского колониального господства.

Много десятилетий назад Бангалор был крошечным местечком, но с развитием информационных технологий многие жители соседних городов и сел перебрались сюда на постоянное место жительства в поисках дохода и профессиональной перспективы. Современный город Бангалор является самым передовым в отрасли телекоммуникации и программного обеспечения.

В сравнении с другими мегаполисами в Индии он может похвастаться чистотой и обилием растительности. Недаром городу было присвоено название «город-сад».

Ченнаи

Ченнаи расположен на берегу Бенгальского залива Коромандельского побережья на юге Индии в штате Тамил-Наду. Город изначально назывался Мадрас. Ченнаи часто сравнивают с Детройтом в США за его ключевую роль в индийской автомобильной промышленности. Это место славится своей системой образования и имеет самый высокий уровень грамотности в Индии. Ченнаи известен как «Ворота в Южной Индии» и богат реками, озерами и каналами. В городе много как современных архитектурных сооружений, так и древних храмов, построенных в VII и VIII веках.

Хайдарабад

Хайдарабад — столица штата Андхра-Прадеш, известен как «Город жемчуга». Его быстрый рост и развитие обусловлены новыми возможностями для бизнеса в сфере легкой промышленности, информационных технологий, биотехнологии и фармацевтических исследований.


Здесь находятся две крупнейшие киностудии в стране — Толливуд и Рамоджи. Последняя занесена в Книгу рекордов Гинесса как самая масштабная киностудия во всем мире.

Хайдарабад также знаменит кинотеатром с самым большим в мире экраном формата IMAX 3D.

Туристов привлекают такие достопримечательности, как мечеть Мекка-Масджид, Триумфальная арка Востока, великолепные дворцовые комплексы Чаумахаллаи Пхалакунума.

В Хайдабараде находится самый большой в Индии и Южной Азии зоопарк Неру.

Калькутта

Калькутта — столица Западной Бенгалии и речной порт в дельте Ганга. Крупнейший коммерческий город в восточной Индии и центр многочисленных компаний частного и государственного сектора. Имеет развитую инфраструктуру, гордится своей богатой культурой. Калькутта — один из самых дружелюбных городов в Индии. Самая известная достопримечательность – храм Кали, который является важным священным местом для индуистов.

Однако в городе существует ряд проблем экологического характера, многие районы поражают своей бедностью.

Сурат

Сурат — город в штате Гуджарат, считается важным экспортером алмазов в стране и крупным городом текстильной промышленности. Сурат также является центром различных гигантских корпораций, которые вносят большой вклад в экономику города. Динамика его развития одна из самых быстрорастущих в мире.


Здесь часто проводятся индийские фестивали, отличающиеся яркостью и фееричностью — праздник воздушных змеев, Ганеш Чатурхи, Дивали, Навратри.

Пуна

Пуна — культурная столица штата Махараштра. Является одним из наиболее быстрорастущих городов Индии и занимает второе место в стране с точки зрения качества жизни, уступая только Хайдарабаду. Город расположен на восточном побережье Индии всего в нескольких часах езды от Мумбаи.


Пуна — крупный центр культуры и искусства, а также является важным экономическим сегментом в области информационных технологий и автомобильной промышленности. Джавахарлал Неру однажды назвал Пуна как «Оксфорд и Кембридж Индии», поскольку этот город считается главным учебным и научным центром страны.

Джайпур

Джайпур находится в штате Раджастан. Это центр многочисленных международных компаний. Известен как «Розовый город» из-за розового цвета камней, используемых в строительстве. Благодаря такой уникальной архитектуре, Джайпур считается одним из самых популярных туристических направлений в стране. Он является самым крупным городом в западном индийском штате Раджастхан и входит в знаменитый Золотой треугольник Индии.

Главные достопримечательности города включают в себя:

  • Джал Махал – уникальный плавающий дворец, 4 этажа которого полностью погружены в воду, туристы могут наблюдать только верхние этажи здания, добраться сюда можно только на лодке.
  • Форт Nahargarh.
  • здание обсерватории Jantar Матара.

Города штата Гоа

Индия известна бесчисленным количеством экзотических пляжей. Штат Гоа — самое популярное место среди туристических направлений, расположен в западной части Индии. Он привлекает большое количество иностранных путешественников своими прекрасными пляжами, живописными местами и историческими памятниками.

Этот штат имеет уникальное сочетание индийской и португальской культуры. По индийским меркам это самый маленький штат, который делится на южный и северный районы.

Панаджи

Панаджи — столица штата Гоа, его политический, образовательный и культурный центр. В Панаджи нет небоскребов, а старые колониальные здания соседствуют с современными постройками. Несмотря на статус столицы, город занимает третье место в Индии по численности населения.


В Панаджи существует широкий спектр развлечений:

  • казино на борту небольшого роскошного лайнера;
  • автобусный тур по ночному городу, включая речной круиз по реке;
  • вечерний круиз на лодке.

На западной стороне города находится район Кампал, который считается его культурным центром. Там проходят танцевальные, театральные и музыкальные программы, художественные выставки и шоу-постановки.

Васко да Гама

Васко да Гама — портовый город на западном побережье штата Гоа. Город был назван в честь португальского исследователя и его бывшего наместника Васко-да-Гама и больше известен как Васко. Город является ключевым судоходным центром, более 30% руды экспортируется из этого порта. Васко является единственным городом в штате, который хорошо связан автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным транспортом с другими населенными пунктами.

Многочисленные кожаные, текстильные и ювелирные магазины украшают городской рынок, в то время как длинная череда кафе и музыкальных магазинов придают им праздничную атмосферу.


Мапуса

Мапуса – главный коммерческий центр Северного Гоа после Панаджи. Традиционно каждую пятницу в Мапусе открывается базар. В отличие от других рынков, ориентированных больше на туристов, ярмарка в Мапусе обладает местным колоритом и специализируется на продаже сельскохозяйственной продукции.


Маргао

Маргао является вторым по величине городом в индийском штате Гоа, который находится в 33 км от столицы Панаджи. Он находится в окружении плодородных сельскохозяйственных земель.

Город когда-то был крупным религиозным центром с десятками богатых храмов и великолепными образцами португальских церквей. Железнодорожный вокзал Маргао является самым крупным и самым важным железнодорожным узлом в штате. Он расположен на пересечении ж/д Конкан и Юго-Западной железной дороги, его называют «Воротами Южного Гоа».

Маргао обладает причудливым шармом и прекрасными образцами португальской архитектуры. Излюбленным местом туристов, путешествующих в Маргао, является соседний пляж Колва.

Современные мегаполисы и древнейшие города Индии сочетаются между собой изяществом и красотой индийско-португальской архитектуры, старинными памятниками и множеством церквей в колониальном стиле. Индия – неповторимая и уникальная страна, которая сумела сохранить мощь и богатое наследие древнейшей цивилизации.

Так как Индия является большой страной и она сильно разно образная по культуре по традиции и по религии. Мы разделили ее на 4 частикоторый каждый должен смотреть чтобы ознакомиться с всей Индии.

Туристические Города Северной Индии

  • 1. Дели - Столица Индии. Здесь можно смотреть Парламент, Президентский дворец, Ворота Индии, Красный Форт, Дама Мечеть, Кутув Минар, Лотус храм. Храм Харе Рама Харе Кришна «кришнаитов» Старый Форт, Храм Сикхов «Гурудвара Бангла Сахив».
  • 2. Агра - тадж. махал красный форт, Фатехпурсикри, Сикандра форт Итимидаулла
  • 3. Джайпур- Розовой город, амер форт, Хава махал, городской дворец, обсерватория.
  • 4. Амрицер- Золотой храм. Священное место для сикхов.
  • 5. Харидвар- Священное место для верующих индуизма.
  • 6. Ришикеш- Ашрам, йога
  • 7. Варанаси- Священное место для верующих индуизма. И множеств храмов

Туристические Города Южной Индии

  • 1. Каньякумари- самая южная точка Индостана «Кэп Коморин, CapeComorin»
  • 2. Мадурай- Дом самых красивых храмов южной Индии.
  • 3. Рамешварам- Этот остров в штате Тамилнаду. Храм Раманатхшвами
  • 4. Тирупати – Храм Венкатешвар (посвящен к богу «Вишну») построен в дравидской архитектуры.
  • 5. Хампи- Этот исторический город в штате Карнатке, построен в 14-ом веке. Руины и задания около 500 монументов в 25 км находятся здесь.
  • 6. Керала Бэкватер- Одно из самых романтичных мест в южной Индии. Прогулка на хауз вот «номер на лодке»
  • 7. Ковалам- Аюрведа, лечение и красивый пляж.
  • 8. Андманскме острова- для любителей дайвинг и снорклинг.

Туристические Города Западной Индии

  • 1. Джайселмер- Форт Джайселмер
  • 2. Удайпур- Городской дворец
  • 3. Биканер-Биканер форт
  • 4. Мумбай- Финансовая столица Индии
  • 5. Пещера Аджанта Еллора и Аурангавад- Построены в 1-ом и 2-ом веке до н.э.
  • 6. Лонавала- Горная станция и оздоровительный курорт. Прохладная погода когда в центре и на юге царит жара.106 км от Мумбая.
  • 7. Гоа- пляжный курорт, ночные клубы, казино и развлечения.

Туристические Города Восточной Индии

  • 1. Колката- Столица Индии при Британской колони
  • 2. Дарджлинг- Чайная плантация, «Тайгер Хилл» восход солнца из Гималаи.
  • 3. Пури- Храм «Джаганатх Пури»
  • 4. Конарк-Храм Солнца.
  • 5. Бхувнешвар-Храмы Индуизма, столица штата «Орисса»
  • 6. Сикким- Буддийские монастыри, ботанический сад
  • 7. Черрапунзи- самое большое количество осадков в Мире. Водопад «Нохкаликай»

Этот список не окончательный так как есть многие города в Кашмире и на Гималаи которые здесь не указаны. Эти города известные за необыкновенные природы и буддийские храмы и монастыри. Гулмарг в Кашмире отличный выбор как зимний курорт.

  • 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Тема V. Латинская америка
  • Тема VI. Австралия и океания
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии

    Индия – страна древней городской культуры. Такие ее города, как Варанаси, Аллахабад, Патна, Дели, возникли еще на заре человеческой цивилизации. Но до середины XX в. уровень урбанизации в Индии оставался очень невысоким, что характеризовало ее в основном как страну сельских жителей. Лишь во второй половине XX в. он стал возрастать быстрее (табл. 47).

    Таблица 47

    РОСТ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ИНДИИ В XX в.

    Несмотря на это, Индия относится к средне-урбанизированным странам. Тем не менее по общей численности горожан она уступает только Китаю.

    Еще один косвенный показатель урбанизации – рост самого числа городов. В 1901 г. их насчитывалось немногим более 1900, в 1981 г. – 4000, а в 1991 г. – 4700. В том числе больших городов в 1961 г. было 108, в 1981 г. – 220, а в 1991 г. – более 300. В них живет примерно 2 / 3 всех горожан. В 1901 г. население более 1 млн имела только Калькутта, в 1911 г. этот рубеж превзошел также Бомбей, в 1951 г. таких агломераций-миллионеров стало 5, в 1981 г. их число увеличилось до 12, в 1991 г. – до 23, а в 2001 г. – до 34, 12 из которых имели более 2 млн жителей (табл. 48).

    Внешний облик большинства городов Индии сложился еще в колониальный период. Для них характерно сочетание двух частей – старой и новой. Старая часть обычно представляет собой традиционный восточный город с тесной застройкой и оживленной торговой деятельностью, сосредоточенной на многочисленных базарах, при слабой функциональной дифференциации торговли. Новую же часть образует так называемый европейский город с деловым и административным центром и четко распланированными кварталами коттеджей западного стиля, предназначавшихся для чиновников колониальной администрации.

    Таблица 48

    ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ ИНДИИ С НАСЕЛЕНИЕМ БОЛЕЕ 2 МЛН ЧЕЛОВЕК В 2001 г.

    Город Дели, расположенный на правом берегу р. Джамна, на перекрестке торговых путей, в течение многих веков и даже тысячелетий был столицей разных государств: с начала XIII в. – Делийского султаната, с начала XVI в. – империи Великих Моголов, с 1911 г. – Британской Индии, с 1947 г. – Индийского доминиона и с 1950 г. – Республики Индии. В 1911 г. население города составляло всего 214 тыс. человек, в 1941 г. – 700 тыс., в 1951 г. – 1,4 млн, в 1971 г. – 3,6 млн, в 1981 г. – 5,7 млн, в 1991 г. – почти 8,4 млн, в 2001 г. – 11,3 млн, а в 2005 г. – 15 млн человек. Главная функция Дели – политико-административная, столичная. В этом смысле город распространяет свое влияние на всю страну. Но Дели также является одним из крупнейших в Индии промышленных центров, транспортно-торговых узлов, средоточием науки, культуры, образования, искусства.

    По функциям и внешнему облику город четко подразделяется на Старый и Новый Дели.

    Старый Дели, или Шахджаханабад, расположенный в излучине Джамны (рис. 133), особенно богат историческими и архитектурными достопримечательностями. Это прежде всего знаменитый Красный форт (Лал-Кила) – грандиозное сооружение из бурого песчаника, воздвигнутое во время правления императора Шах-Джахана и служившее резиденцией Великих Моголов. Это также крупнейшая в стране мечеть Джама-Масджид, построенная в середине XVII в., где хранятся такие мусульманские реликвии, как глава Корана, по преданию написанная под диктовку пророка Мухаммеда. Это 70-метровая башня Кутб-Минар, воздвигнутая мусульманскими завоевателями в XII–XIII вв. Здесь же, на берегу Джамны, находится мемориальный музей лидера национально-освободительной борьбы в стране Мохандаса Карамчанда Ганди, прозванного Махатмой («великая душа»). В январе 1948 г. он погиб от пули фанатика-убийцы, и на этом месте (Раджгхате) состоялась его кремация. Неподалеку отсюда находятся также места кремации Джавахарлала Неру, Индиры Ганди и Раджива Ганди.

    Рис. 133. План Дели (по Г. В. Сдасюк)

    Старый Дели и сегодня – это лабиринты узких и кривых улочек со множеством лавок, мастерских, складов, переполненных к тому же потоками велосипедистов, велорикш, трехколесных такси (скутеров), автомобилей, автобусов. «Базары, нескончаемые базары, – писал в конце 1950-х гг. посетивший Старый Дели Илья Эренбург. – Автомобили, телеги, велосипеды. Возле зеленных и фруктовых лавок коровы, они собирают кожуру бананов, корки папайя. Торговцы сидят, скрестив ноги, на прилавках. Как повсюду на Востоке, все вместе: мастерская ремесленника, его лавчонка и его жилье. Чем только не торгуют! Стеклянные браслеты и соломенные циновки, шелковые шали и бирюзовые ожерелья, листья бетеля, которые жуют после еды, и папайя – плоды дынного дерева, сласти с перцем и кокосовые орехи».

    Главная торговая улица Старого Дели – Чанди Чоук («Серебряная улица»), которая одним концом выходит к Красному форту. В целом Старый Дели крайне перенаселен, и экологическая обстановка здесь очень плохая.

    Новый Дели, или Нью-Дели, начал сооружаться англичанами к югу от Шахджаханабада в 1911 г. Проектировали его Эдвин Лютьенс и другие английские архитекторы. Как раз в это время в Англии приобрела популярность идея создания городов-садов, выдвинутая известным теоретиком градостроительства Эбинизером Говардом. И Нью-Дели также был задуман как город-сад. Он имеет четкую радиально-кольцевую планировку – с улицами, сходящимися к центральной торговой площади Каннаут-плейс. Правительственный центр образуют здание парламента и дворец президента (Раштра-пати Бхаван), откуда к востоку протягивается главная парадная магистраль Радж Патх («Государственный проспект»). В архитектурный ансамбль центра Нового Дели вписывается также мемориал «Ворота Индии» – триумфальная арка, установленная в память об индийских солдатах, погибших в годы Первой и Второй мировых войн. Кроме того, складывается новый деловой центр с современными зданиями банков, страховых агентств, различных контор, гостиниц.

    Столица Индии относится к числу так называемых сверхгородов (табл. 66 в части I). И многие из стоящих перед ней проблем типичны для большинства городов такого ранга. Это проблемы загрязнения городской среды, реконструкции старых кварталов, совершенствования инфраструктуры и др. Но едва ли не главной давно уже стала жилищная проблема. Город и так сильно перенаселен. А после преобразования союзной территории Дели в штат миграция сельских жителей из десятков окрестных деревень еще больше усилилась, что уже привело к образованию целых районов трущоб. Поэтому план реконструкции Дели, рассчитанный до 2010 г., предусматривает в первую очередь перестройку Старого Дели, создание в пригородах новых промышленных зон, прокладку транспортных магистралей. В целом город растет главным образом в южном направлении.

    Город Мумбаи (новое название Бомбея) – самый большой по населению в Индии и по этому показателю во всем мире (табл.66 в части I). В пределах агломерации его население достигает почти 20 млн человек. Следовательно, он в еще большей степени сверхгород, чем Дели. Мумбаи также самый крупный промышленный центр страны, в котором широко представлены отрасли как тяжелой, так и традиционной легкой промышленности, особенно хлопчатобумажной. Это и главный морской порт Индии, через который проходит до 60 % ее внешнеторговых грузов. Здесь сосредоточены штаб-квартиры ведущих национальных и транснациональных корпораций, центральный банк страны, крупнейшая фондовая биржа. Мумбаи – один из важнейших в Индии научных и культурных центров. Это также главный центр кинопромышленности, который иногда называют индийским Голливудом.

    Рис. 134. План Мумбаи (Бомбея)

    Мумбаи и своим географическим положением, и основными историческими вехами сильно отличается от Дели. Прежде всего, он расположен на берегу Аравийского моря, на семи небольших островах. В 1534 г., после начала португальской колонизации, они были захвачены Португалией, но уже в 1661 г. перешли к Англии – в качестве приданого португальской принцессы, вышедшей замуж за английского принца, ставшего затем королем Карлом II. Постепенно острова стали застраиваться. Земляными перемычками их соединили сначала между собой, превратив фактически в один остров, а затем и с берегом. Более быстрый рост города начался уже во второй половине XIX в., особенно после открытия здесь в 1851 г. первой индийской хлопчатобумажной фабрики.

    Историческое ядро Мумбаи – его самый южный мыс, где расположены старый форт и знаменитые «Ворота Индии», построенные в 1911 г. в индо-мусульманском стиле (рис. 134). Отсюда до холма Малабар, где находится дворец губернатора штата, вдоль подковообразной бухты Бек-Бей, протягиваются административные и деловые кварталы, застроенные зданиями европейского типа, включая небоскребы, многочисленные банки, агентства, издательства, дорогие отели, увеселительные заведения. Поблизости от форта расположен морской порт. Совсем иначе выглядит северная часть города, где расположены промышленные предприятия, старые неблагоустроенные жилые кварталы, скопления трущоб. В материковой части Большого Мумбаи находятся его промышленные пригороды, тесно связанные с морским портом. Здесь же, в Тромбее, создан крупнейший в Азии центр ядерных исследований.

    Быстрый рост города привел к резкому обострению в нем жилищной, транспортной, экологической и других проблем. А рост агломерации продолжается. Некоторые исследователи считают даже, что в не столь уж отдаленном будущем она может превратиться в еще более крупный мегалополис. В связи с этим выдвинуто немало проектов реконструкции города.

    Колката (новое название Калькутты) расположена в дельте Ганга, на правом берегу ее западного рукава – Хугли, в 140 км от Бенгальского залива. Еще до прихода англичан в этом месте, откуда начинаются важные пути в глубь Индии, располагались фактории португальцев, голландцев, датчан. Колката же была основана в 1690 г. агентом британской Ост-Индской компании Джобом Чарноком на месте трех деревень, одна из которых носила название Каликатта. Особенно быстрый рост города происходил в 1773–1911 гг., когда Колката была столицей Британской Индии и превратилась в крупнейший город страны. После переноса столицы в Дели рост ее замедлился. При разделе страны в 1947 г. на два доминиона и образования Восточного Пакистана (затем – Бангладеш) нарушились ее традиционные связи с Восточной Бенгалией. Тем не менее Колката и в наши дни остается вторым после Мумбаи промышленным и портовым городом Индии и крупнейшим его культурным центром. При численности населения 14,7 млн человек она занимает 14-е место среди крупнейших городов мира.

    Рис. 135. План Колкаты (Калькутты)

    Многие районы Колкаты и ныне напоминают о колониальном прошлом. Это находящийся в центре города форт Уильямс – укрепленная цитадель, воздвигнутая в конце XVIII в. (рис. 135), расположенный неподалеку беломраморный дворец, построенный в честь королевы Виктории, в котором теперь размещаются музей, богатые особняки британских купцов и промышленников, огромная площадь-парк Майдан. К северу от центральной части города на десятки километров вдоль Хугли тянутся промышленные районы Большой Колкаты с многочисленными джутовыми, чаеразвесочными фабриками, предприятиями машиностроения, химической и других отраслей промышленности. А к югу от нее, в устье Хугли, построен аванпорт Халдия, призванный разгрузить второй в стране Колкатский порт, испытывающий большие трудности из-за обмеления Хугли.

    Колката, еще недавно называвшаяся Калькуттой, во многом напоминает другие большие индийские города. «В центре Калькутты, – пишет Илья Эренбург, – на улицах и площадях столпотворение; много автомобилей, дорогу им преграждают большие белые коровы; трамваи, вереницы велосипедов, тележки, причем седоки сидят на скамеечке спиной к лошади, поток рикш, которые обливаются потом. Огромные здания банков, рядом лачуги». Можно только добавить, что Колката – город необычайно резких даже для Индии социальных контрастов. Здесь особенно сильная скученность населения (на 1 км 2 приходится 55 тыс. жителей – это один из самых высоких показателей в мире), наиболее велика доля обитателей трущоб. Полмиллиона человек живут, спят, готовят себе пищу прямо на улице.

    Город Ченнаи (новое название Мадраса) – четвертый по величине в Индии и самый крупный в ее южной части – был основан в 1639 г. английскими купцами как форт Ост-Индской компании. Он протягивается почти на 20 км вдоль побережья Бенгальского залива, образующего здесь один из лучших в мире пляжей – Марина. Ченнаи более «индийский» город, чем другие крупнейшие города страны, контрасты между местной и европейской застройкой здесь выражены не так сильно. Заводы Ченнаи выпускают автомобили, вагоны, велосипеды.

    Можно добавить, что все четыре крупнейших города Индии выполняют функции административных центров столичной территории: Дели – Дели, Мумбаи – штата Махараштра, Колката – штата Западная Бенгалия и Ченнаи– штата Тамилнад. Однако 30–40 % их жителей обитают в трущобах и практически лишены элементарных санитарно-гигиенических условий.

     


    Читайте:



    Объяснения церковных и домашних молитв

    Объяснения церковных и домашних молитв

    1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

    Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

    Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

    Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

    Как космическая медицина спасает людей на земле

    Как космическая медицина спасает людей на земле

    Так или иначе, жизнь на нашей планете обязана своим возникновением сочетанию космических и планетарных условий, а теперь она в результате долгой...

    Рис - это зерновая культура

    Рис - это зерновая культура

    Рис - рододнолетних имноголетних травянистых растений семейства Злаки; крупяная культура. Очень требователен к условиям выращивания ,...

    feed-image RSS