Главная - Детские поделки
Игумен Евстафий (Жаков): «Тело В.И.Ленина должно и дальше находиться в Мавзолее на Красной площади. Иеромонах Евстафий (Жаков): чувство, что Сталин отец народов, - не покидало меня всю жизнь Интервью брал И.Пыхалов

ВЗГЛЯД

«НАДЛЕЖИТ БЫТЬ И РАЗНОМЫСЛИЯМ...»

Перед вами статья писателя Николая Коняева в защиту петербургского игумена Евстафия (Жакова) в связи с прокатившейся в СМИ кампанией по обвинению батюшки в «сталинизме». Если говорить об отношении к Сталину, то у нашей редакции оно скорее негативное. Трудно не уважать сделанного Верховным главнокомандующим для великой Победы. Но как перейти реки крови, страдания людей, которые нас разделяют? Быть может, тут у отца Евстафия иной взгляд. Но при всех несогласиях нужно сознавать, что среди нас, православных, сегодня столько мнений по любому вопросу, что не научаясь терпеть друг друга, мы погубим Церковь. «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», – завещал нам апостол Павел. То есть спорить нам можно, а иногда и нужно, но забывать о братстве – нет. Судить друг друга – тоже нет. Независимо от убеждений мы должны защищать друг друга от травли, а не подыгрывать ей. Слишком многие «внешние» только и ищут повода нанести ущерб Церкви. Между собой же нам следует разбираться в духе истины и любви.

Когда лет тридцать назад я читал в «Соборянах» Н. С. Лескова о мучениях, которым подвергли протоиерея Савелия Туберозова благодаря проискам либерала-нигилиста Термосесова, щемило сердце. Вот уже умерла, надорвавшись на непосильной работе, смиренная протопопица Наталья Николаевна, уже давно посадили в острог негодяя Термосесова, а оболганный им протопоп всё пребывал в запрещении…

Ещё страшнее этой несправедливой расправы было то, что правящий архиерей прекрасно знал о невиновности Туберозова и, как говорил дьякон Ахилла, предал его «сему терзанию только для одной политики, чтобы не противоречить за чиновников светской власти»…

И, отрываясь от пропитанной глухой жестокостью русской жизни книги Н. С. Лескова, думалось – это было в конце семидесятых годов XIX века! Тогда и в голову не могло прийти, что и мне самому предстоит стать участником схожих событий...

«...Его Преосвященство призывал меня к себе и, одобряя моё слово вообще, в частности же указал, дабы в проповедях прямого отношения к жизни делать опасался, особливо же насчёт чиновников, ибо от них-де чем дальше, тем и освященнее».

Н. С. Лесков. «Соборяне»

Я познакомился с отцом Евстафием (Жаковым) в 1996 году в Старой Ладоге, где он восстанавливал храм Иоанна Предтечи на знаменитой Малышевой горе над Волховом.

На моих глазах храм возрождался из мерзости запустения, но всё равно, когда смотришь на давние фотографии, трудно поверить, что храм поднимался из тех руин.

В Старой Ладоге приходилось заниматься не только ремонтом. Однажды летним вечером, когда уже закончилась по-монастырски неспешная служба и отец Евстафий собирался идти закрывать двери, в храм вбежала пьяная, сильно избитая тринадцатилетняя девочка…

– Господи! – закричала она, рухнув на каменный пол. – Божья Матерь! Помогите мне!

Потом выяснилось, что девочка с трудом вырвалась из сараев на берегу Волхова, куда её затащили взрослые рыбаки и попытались изнасиловать.

С того самого вечера, занимаясь строительством и ремонтом, совершая богослужения и разыскивая благотворителей, начал создавать отец Евстафий свой «детский приход».

Он вытаскивал из подвалов заброшенных родителями староладожских детей, принимал к себе «на работу», приучал к церкви...

– Не важно, как человек приходит в церковь. Пусть дети приходят, чтобы заработать здесь что-то, – говорил он. – Ребёнок всё равно изменится в церкви. И обязательно к лучшему.

Далеко не всем прихожанам нравилось это.

– Чего ходить-то сюда деньги зарабатывать, – возмущалась одна из работающих в церкви женщин, когда я поинтересовался её отношением к «детскому приходу». – Не, не дело это у батюшки затеяно... Мыслимо ли, робят собирать... Милиция на это есть...

Отец Евстафий не слушал этих «мудрых» советов. И если чудо – возрождение храма в нищем приходе, то создание детского прихода храма Рождества Иоанна Предтечи – двойное чудо.

Очень скоро детей здесь стало больше, чем взрослых. И не только на службе. Когда завершалась литургия, дети не уходили домой, а собирались в трапезной. Усаживались за длинные столы. Помню, мы тогда попросили детей написать о том, что связывает каждого с этой церковью.

Набралась целая кипа исписанных детскими каракулями листочков…

«Я пришла в 1994 году в староладожский храм Иоанна Предтечи. Отец Евстафий иногда, когда у нас чего-нибудь нет, например понравилось платье, – купит. Порвались сапоги – думает над этим вопросом. Нету куртки или шапки – всё думает. От такой доброты и заботы тянет в храм, как магнитная волна. Но на самом деле нас всех тянет ближе к Богу...»

«Меня зовут Аня. Мне 12 лет. Я выполняю послушание в храме Иоанна Предтечи. Я уже достигла чина младшей псаломщицы. Только в этом храме я поняла, что такое настоящая церковная семья. Наши братья Артемий и Виталий и одиннадцать сестёр. Наш регент Тамара Владиславовна стала нам мамой. Вот и всё. Я бы хотела, чтобы прибавилось братьев и сестёр. И чтобы сделали высокий клирос».

«Меня зовут Ксения, мне 13 лет. Когда я пришла в храм Иоанна Предтечи, я не знала, как молиться и даже креститься не умела. Я узнала отца Евстафия. Мне нравится ходить в храм на службу. Я завела здесь хороших друзей. А вообще лучше храма и веры в Бога нету ничего лучше».

Старую Ладогу, когда храм был окончательно восстановлен, отцу Евстафию пришлось покинуть. Услышав, что он покидает их, все дети в храме заплакали...

Самому иеромонаху Евстафию, прибывшему к новому месту службы, было не до слёз – храм Равноапостольной княгини Ольги в усадьбе Михайловка под Стрельной являл собою тонущие в грудах мусора развалины.

После войны здесь размещалась птицефабрика, потом делались попытки перестроить церковь под спортивную базу… Переустройства и перестройки кончились тем, что своды алтаря обрушились, кровля галереи оказалась содранной, каменный пол обвалился…

Поднять без помощи государства этот ГИОПовский памятник архитектуры было нереально. Не приходилось рассчитывать и на материальную помощь епархии…

Тем не менее отец Евстафий поставил посреди руин крест, как он делал это и раньше в трёх восстановленных им церквях, и в храме Равноапостольной княгини Ольги начались церковные службы. Помню, мела позёмка по полу храма, у стен, поблёскивающих разводами льда, надувало сугробы снега, и особенно проникновенно посреди руин звучали слова проповеди: «Пилат спросил у Христа: “Что есть истина?” – и Спаситель не ответил ему, потому что Он Сам и был ответом на этот вопрос. Господь Сам – Истина, Сам Путь, явленный нам во всей полноте»…

И случилось чудо. Поднялся из руин храм. Смотришь сейчас на восстановленный храм и думаешь: что же тогда восстановление храма, если не постижение истины? По этому пути уходила Россия сама от себя, по этому пути она возвращается к себе...

«Губернатор, яко немец, соблюдая амбицию своего Лютера, русского попа к себе не допустил, отрядил меня для собеседования о сём к правителю. Сей же правитель, поляк, напустился на меня с криком и рыканием».

Н. С. Лесков. «Соборяне»

Завершение восстановления храма Равноапостольной Ольги в Михайловке совпало с превращением Санкт-Петербургского шоссе в петербургский аналог Рублёвки. Константиновский дворец, превращённый в президентскую резиденцию, элитные загородные дома, великолепный гольф-клуб… чего только не появилось здесь. Ну а дворцово-парковый ансамбль «Михайловская дача» передали под Высшую школу менеджмента (ВШМ) Санкт-Петербургского государственного университета.

Как сообщили газеты, «с учётом поставленной перед Высшей школой менеджмента СПбГУ стратегической цели выхода на лидирующие позиции в мировой системе бизнес-образования, загородный кампус ВШМ должен быть одним из лучших в мире; в нём будут использованы все возможности современного технического оснащения».

Чтобы «обеспечить интернациональную среду подготовки менеджеров для успешной конкуренции в современной глобальной экономике», решили, что не менее 30% студентов и преподавателей ВШМ будут составлять иностранные граждане.

Само по себе создание Высшей школы менеджмента, сколь бы амбициозным не выглядел замысел, никаких опасений у прихожан храма Равноапостольной Ольги не вызвало. Ещё в 2000 году Комитет по управлению городским имуществом передал восстанавливаемую церковь Святой княгини Ольги по договору безвозмездного пользования Санкт-Петербургской епархии.

Как раз в это время началось устройство в подвальном помещении храма во имя святого мученика Юрия Новицкого, работавшего до 1922 года профессором уголовного права в Петроградском университете…

«Я родился и вырос в семье профессора, доктора медицинских наук Михаила Павловича Жакова, – рассказывал о замысле этого храма игумен Евстафий. – Профессора Ивановского медицинского института часто бывали у нас в гостях, и я вместе с родителями бывал в их домах, но я не припомню ни единого случая, чтобы кто-нибудь говорил о Боге, разве что с сарказмом... С детства осталось у меня общее впечатление о профессорском корпусе – как далеки они от православия, от Церкви, от веры в Бога и, скорее, враждебны всему этому. И вот я узнал, что профессор кафедры уголовного права Петроградского университета, работавший на юридическом факультете того уже университета (где позже учились В. В. Путин и Д. А. Медведев) Юрий Петрович Новицкий был расстрелян вместе с митрополитом Вениамином (Казанским) и иже с ними – причислен к лику святых!

Я был потрясён этим фактом, столь нетипичным и даже противным интеллигенции России, которая только и знала, что раскачивала устои великого государства и с любопытством наблюдала, что же из этого выйдет. Пытаясь оплёвывать Церковь, религию и Господа, эти господа интеллигенты, развращённые сами антиправославием, цинично развращали студентов, сея семена зла.

Святой профессор! И сразу же возникло чувство величия святого мученика Юрия, который разорвал узы высокоинтеллектуального зазнайства – и оказался в числе четырёх святых новомучеников. И всеми нами – клириками и членами приходского совета храма Святой Ольги – овладела настоятельная мысль: основать храм во имя святого мученика Юрия Новицкого и служить в нём во утверждение новой интеллигенции, которой имя Божие душевно близко. Это чувство укрепилось после того, как храм Святой Ольги стал частью СПб университета, находясь на землях Михайловской дачи, переданной университету для размещения там Высшей школы менеджмента. Мы были воодушевлены этим, видя особый знак божественный – храм Св. Ольги возвращает университету своего профессора в имени его храма, в божественных службах во имя его, профессора университета, но уже святого профессора».

Увы... Воодушевление это быстро рассеялось.

Когда депутация прихожан пришла на приём к руководству СПб университета, их встретил очень интеллигентный, безупречно вежливый человек с безразличным взглядом.

«Мы успокоили его, – рассказывает игумен Евстафий, – говоря, что денег мы не просим, но хотим, чтобы корпорация профессоров и преподавателей просто возрадовалась, что их коллега теперь вернулся к ним – храмом во имя святого мученика Юрия. Высокая эрудиция нашего собеседника помешала ему понять всё значение этого события. Напротив, заботясь о “бабушках”, наш собеседник говорил нам, что вопросы строительства и создания школы менеджмента настолько сложны, что храм просто будет мешать строителям, и всё труднее и труднее будет устраивать дорогу к храму».

Скоро «заботы» руководства университета о верующих старушках приняли и конкретное документальное выражение. На имя митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира поступило письмо за подписью ректора университета Л. А. Вербицкой:

«От 12. 12. 07. № р – 61

Глубокоуважаемый Владыка!

В рамках реализации Приоритетного национального проекта “Образование”, инициированного Президентом Российской Федерации В. В. Путиным, распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 576-р на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета создана Высшая школа менеджмента. Принято решение о размещении Высшей школы менеджмента на территории и в зданиях дворцово-паркового ансамбля “Михайловская дача”... В июле 2006 года весь комплекс зданий и сооружений был передан Санкт-Петербургскому государственному университету. Целью проекта является создание российской школы бизнеса мирового уровня для подготовки национальной элиты управленческих кадров, способной решать задачи повышения конкурентоспособности страны в экономике знаний XXI века…

В целях обеспечения сохранности переданного нам комплекса, являющегося памятником истории и культуры федерального значения, на территории дворцово-паркового ансамбля установлено защитно-охранное ограждение. Осенью нынешнего года планируется начало широкомасштабных строительно-монтажных работ, что значительно затруднит проход прихожан к церкви Святой княгини Ольги во время служб и церковных праздников. В целях обеспечения безопасности, в соответствии с требованиями к организации строительной площадки, необходимо введение режима ограниченного доступа на территорию “Михайловской дачи”. Учитывая создавшуюся ситуацию, прошу вас изыскать возможность для рассмотрения вопроса о временном (до завершения строительства и реконструкции дворцово-паркового ансамбля “Михайловская дача”) переносе прихода в другое место».

Описывать все перипетии развернувшейся борьбы за храм в Михайловке нет нужды.

Хотя первый натиск прихожанам и удалось выдержать, зачистка пространства «для подготовки национальной элиты управленческих кадров» была продолжена в либеральных средствах массовой информации, развернувших настоящую кампанию травли игумена Евстафия (Жакова).

Поводом послужили интервью игумена, данное газете «Завтра», и икона блаженной Матроны Московской, которую заказали для храма Равноапостольной Ольги прихожане…

«...От слова уже и до дела доходят. На панихиде за воинов, на брани убиенных, подняли (поляки) с городничихой столь непристойный хохот, что отец протоиерей послал причетника попросить их о спокойном стоянии или о выходе, после чего они, улыбаясь, из храма вышли».

Н. С. Лесков. «Соборяне»

Хотя суждения игумена Евстафия (Жакова) о положительной роли И. В. Сталина в истории нашей страны и раздражают либерально настроенную общественность, сами по себе они не содержат ничего противоречащего православной морали и нравственности. Разумеется, нельзя забывать об антинародной коллективизации, о жестоких репрессиях тридцатых годов. Но постепенно мы начинаем понимать, что наши либералы так пламенно ненавидят Сталина не за то, что при нём было уничтожено столько людей. Причины в том, что именно он разрушил ту антирусскую систему, которая была создана Лениным и Троцким со товарищи.

И конечно, никаких оснований для критики в отступлении от церковных канонов не давала икона блаженной Матроны Московской, появившаяся в храме Равноапостольной княгини Ольги.

Сталин на этой иконе не только лишён знаков, положенных святым, не только не включён в строго каноническое пространство, окружающее святую Матрону, но и не может войти в него. Насколько художественно-органично такое решение изображения Сталина – вопрос, которого мы касаться не будем, но по мысли тут всё правильно.

Как справедливо отмечалось в открытом письме прихожан храма Равноапостольной Ольги в Михайловке, никто и не воспринимал икону святой Матроны Московской как икону Сталина.

«Эта икона – свидетельство о силе молитвы святой Матроны за Русь, молитвы, которая преобразила гонителя православия и врага России в подлинного вождя народа, немало способствовавшего возрождению православия на Руси и приведшего нашу страну к победе в Великой Отечественной войне».

Достаточно нелепо выглядят и возражения во время кампании травли, развёрнутой против игумена Евстафия, дескать нет документальных свидетельств о посещении Иосифом Виссарионовичем блаженной Матроны.

На это можно было бы возразить, что и документов, свидетельствующих, что такой встречи не было, тоже нет, но это пустые слова. Дело в другом: нельзя отрицать, что Сталин стоял во главе страны, разгромившей фашизм, что Победа была дана нам по молитвам праведников. Их воздействие на Верховного главнокомандующего для православных – несомненно. Из врага России и православия, каким, несомненно, был долгое время Иосиф Сталин, он смог вырасти в человека, сумевшего перешагнуть через атеизм ленинской гвардии и прекратить гонения против Русской Православной Церкови. Именно этот поворот и запечатлён на иконе. Мы видим на ней молитвенницу за Россию и человека, который не остался к этим молитвам глух. В чём здесь ложь? Где апология Сталина?

«Замечаю что-то весьма удивительное и непонятное: поляки (ссыльные) у нас словно господами нашими делаются, всё через них в губернии можно достигнуть».

Н. С. Лесков. «Соборяне»

Как по команде, материалы, шельмующие игумена Евстафия, появились в «Новых известиях» и «Коммерсанте», в «Московском комсомольце» и «Комсомольской правде», в программах НТВ, радиостанций «Эхо Москвы», «Би-би-си» и «Свобода»... Появлению этой иконы блаженной Матроны наши телеканалы и газеты уделили места гораздо больше, чем другим, несравнимо более важным церковным событиям. Ещё более поражали низкопробность и непрофессионализм публикаций.

Появление образа журналисты пытались представить как попытку канонизировать И. В. Сталина. И поскольку на иконе блаженной Матроны над головой Сталина невозможно было обнаружить ни нимба, ни надписи, положенным святым, тут же приводилось изображение второпях изготовленных «образков» Сталина, которые неведомо где распространялись. До кучи сообщалось, что организация «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» намерена обратиться к Церкви с просьбой запустить процедуру канонизации Сталина. О том, что партия «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» насчитывает, как сообщает партийный сайт, «более 500 человек» и принадлежит скорее к виртуальным организациям, нежели реальным политическим силам, журналисты, разумеется, не упоминали.

«Комсомольская правда» не постеснялась, к примеру, сообщить читателям, что игумен Евстафий попал с сердечным приступом в реанимацию и находится сейчас в коме. Самое мерзкое то, что журналисты «Комсомольской правды» ссылались при этом на некую крестную дочь отца Евстафия, которая якобы и сообщила им эту несусветную ложь.

Все эти ляпы можно было бы объяснить духом абсолютного презрения к православным русским людям, который царит в либерально-демократических СМИ, если бы эти грубейшие накладки не служили ещё и маскировкой того, что направлявшим кампанию лицам, действительно, нужно было скрыть.

В этой торопливо сляпанной из передёргиваний газетной стряпне ощущалась опытная рука, направляющая заряд откровенной лжи точно в цель. И речь тут шла не об анализе причин, порождающих поразительный рост популярности Сталина в современном российском обществе, а ставилась предельно прагматичная задача удаления из прихода настоятеля, почему-то мешающего «подготовке национальной элиты управленческих кадров».

Мы видим, как обвинительные заголовки – «Молитва палачу», «Приход Сталина под Петербург», «Настоятель храма в Стрельне нарисовал и повесил “икону” с ликом кровавого тирана»! – почти мгновенно сменились шапками, напоминающими чтение приговора: «Сталиниста в рясе освободят от службы», «Священник-сталинист сложил с себя полномочия настоятеля храма», «Игумена, выставившего икону с изображением Сталина, вынудили написать прошение об отставке», «Игумен, почитающий Сталина, подал прошение об отставке»...

«Руководство РПЦ осудило настоятеля храма в Стрельне игумена Евстафия (Жакова), который выставил в церкви икону с изображением Иосифа Сталина, – радостно сообщали газеты. – Клирик совершил дисциплинарное нарушение, поместив в храме неканонический образ. Он уже попросил “под давлением общественности” освободить его от должности».

Столь нехарактерная для Русской Православной Церкви торопливость в принятии кадровых решений абсолютно необъяснима, если не учитывать, что решения эти – вот оно высочайшее мастерство заказной журналистики! – были заложены как фундамент ещё в первые публикации...

«Из консистории получен запрос: действительно ли я говорил импровизацией проповедь с указанием на живое лицо? Ах, сколь у нас везде всего живого боятся! Что ж, я так и отвечал, что говорил именно вот как и вот что. Думаю, не повесят же меня за это… Храбрость сия была охлаждена сначала тридцатишестидневным сидением на ухе без рыбы в ожидании объяснения, а потом приказанием всё, что вперёд пожелаю сказать, присылать предварительно цензору...»

Н. С. Лесков. «Соборяне»

«Разговоры о святости Сталина – кощунство над памятью мучеников, которые погибли во время сталинского режима, ведь при Сталине никто так не пострадал, как духовенство, которое было истреблено почти на сто процентов, – сразу, как только развернулась кампания либеральной травли, прокомментировал действия игумена Евстафия руководитель пресс-службы Московского Патриархата священник Владимир Вигилянский. – Произошло дисциплинарное нарушение: клирик не имеет права вешать в храме неканоническую икону. С поступком священника будет разбираться правящий архиерей (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир)».

В этом спешном комментарии, лёгшем в основу большинства газетных публикаций, поражает внутренняя, стилистическая созвучность статьям из жёлто-демократических изданий.

Можно согласиться, что разговоры о святости Сталина – кощунство над памятью мучеников. Но кто, кроме «Московского комсомольца», «Комсомольской правды» и насчитывающей «более 500 человек» партии «Коммунисты Петербурга и Ленобласти», говорил об этой «святости»?

Столь же лукаво выстроена фраза о дисциплинарном нарушении, которое якобы произошло в храме Равноапостольной Ольги. Ну что возразишь против слов, что «клирик не имеет права вешать в храме неканоническую икону»?

Разумеется, если на иконе в неподобающем виде изображены Спаситель, Богородица или святые, такую икону помещать в храме нельзя... Для того и существует, чтобы не произошло накладок из-за недомыслия иконописца, канон, указывающий, как подобает изображать Спасителя, Богородицу и святых. Но ведь совсем другое дело грешники, которых тоже изображают иногда на иконах.

Тут каноны уже не действуют и всё определяется молитвенным размышлением, духовным тактом и талантом иконописца. Иногда, как, например, на иконе, изображающей преподобного Серафима Саровского и пришедшего к нему офицера-декабриста, получается хорошо, иногда, как, допустим, произошло на иконе Матроны Московской, не очень. Но нарушения-то канона нет ни там, ни здесь. Благочестивость таких икон выверяется временем, и они или уходят в небытие, или превращаются в общеупотребительные образы.

И совсем уж угрожающе выглядит заявление, дескать, с «поступком священника будет разбираться правящий архиерей». Хотя пресс-секретарь и немалая должность, но как-то всегда казалось, что правящий архиерей сам решает, с чем и как ему разбираться...

Трудно поверить, что священник Владимир Вигилянский не знает и не понимает законов, по которым функционирует массовая, в том числе жёлтая, пресса. Ведь до принятия священного сана и прихода на работу в пресс-центр Патриархии он работал в «Огоньке» при Коротиче, с 1992 по 1994 год потрудился в газете «Нью-Йорк таймс», а затем возглавил воскресное приложение к газете «Московские новости»… Издания эти по праву могут почитаться прямыми родственниками газет, включившихся в травлю игумена Евстафия.

И конечно, когда зазвучал столь слаженный хор, уже не важно стало, что прихожане храма разослали по редакциям газет открытое письмо в защиту о. Евстафия. В нём доводилось до сведения прессы, что «отец Евстафий принял воистину мудрое решение. Чтобы прекратить газетную истерию и не вводить в смущение несведущих православных людей, а также чтобы не подвергать икону возможности поругания её со стороны либеральных экстремистов, он попросил жертвователей забрать их дар из нашего храма. 30 ноября 2008 года, после литургии, отслужив молебен святой Матроне Московской, мы простились с нашей иконой».

Казалось бы, инцидент исчерпан, но ведь не против иконы и поднялась вся эта телегазетная истерия, и уже не икону им требовалось удалить из храма, а самого настоятеля…

– Сейчас в России строят церкви, по телевидению регулярно выступают священнослужители, а наше общество всё глубже и глубже проваливается в бездну пороков, – спросили у игумена Евстафия. – Что это: парадокс?

– Это такой же парадокс, как и всякая борьба, – ответил игумен. – Борьба всегда парадокс. Потому что сталкиваются противоположные силы. Причём то одна, то другая одолевает. То одна, то другая становится сильнее. Но та сила, за которой стоит Господь, – эта сила, в конечном счёте, самая победоносная. И то, что мы наблюдаем сейчас, не более чем временно.

Мне кажется важным вспомнить ещё раз эти слова игумена, когда в оглушительном – на всю страну! – визге и гвалте, поднятых нашими «передовыми» СМИ, исчезли последние воспоминания о приличиях и подобии порядочности. Корреспондент «Комсомольской правды», к примеру, вместо того чтобы принести извинения за опубликованные им лживые сведения, ещё и обругал игумена Евстафия за то, что тот не впал от страха в коматозное состояние, как ему было предписано «Комсомольской правдой», а продолжает как ни в чём не бывало служить в храме.

«И то, что мы наблюдаем сейчас, – не более чем временно», – говорит игумен Евстафий. Эти слова очень утешают, когда под визг и гвалт, поднятый ненавидящими Русскую Православную Церковь либералами, был дан ход заявлению игумена, и он всё-таки был назначен вторым священником в поднятом из руин его трудами и молитвами храме...

Но служба продолжается в этом храме, звучат православные молитвы на территории, отведённой для подготовки иностранными специалистами национальной элиты управленческих кадров… И это значит, что весь этот уже два десятилетия оглушающий нашу страну визг и гвалт пока ещё по-прежнему ничто перед силой Господней…

Николай КОНЯЕВ

- У вас зелёные глаза, Аполлинария. А я всегда вёлся на зелёные глаза. Водку холодную будете?

Игумен Евстафий, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи, живёт на Садовой, носит джинсы, и мне во время нашей беседы неотступно чудится тень Фёдора Михайловича Достоевского, как будто сидящего рядом со своим раздираемым страстями героем...

Блудницы

- Представь, останавливается на обочине дорогая машина, оттуда выходит мужчина, и кто-то из стоящих вокруг бл...й (это церковное слово!) вызывает у него в душе особый отклик. Он говорит ей: «Я хочу тебя одеть, обуть, поселить в комнате, заплатить за учёбу. Я буду тебя кормить, введу в семью...» И если это продлится года полтора, то девушка не вернётся на панель.

Первой нашедшей особый отклик в душе отца Евстафия была «одна бедно одетая девушка: старая ветровка, резиновые сапоги, без зубов…».

- Она остановила мой «Жигуль», попросила на хлеб, я стал её расспрашивать. Мать умерла на ступенях винно-водочного, отец бил, продавал за водку, тушил окурки о тело, заставлял совокупляться с собакой… Мне не на что тратить деньги, которые зарабатываю (я дорогой священник - если отпеть не очень праведного или освятить дом на Рублёвке, то получаются большие суммы), и я стал ей помогать. Как-никак с тех пор семь человек спас, и, думаю, ТАМ мне это зачтётся. Сейчас кто-то замужем, родил ребёнка, кто-то открыл свою швейную мастерскую, есть одна бизнесвумен… Потому что если на тебе хорошие серьги, одежда, обувь, то ты уже не можешь слиться с этим дном, где каждый день надо стоять в лёгких трусах на морозе… Хотя среди них есть те, кто стоит на обочине и ждёт чуда, мечтает о принце, а есть амёбы, к которым нет точек приложения.

Вы и есть этот принц?

-Нет, я и есть это чудо. Или лох, если ошибся в человеке. Одна девушка у меня хоругви в церкви носила, я хвастался, что учится на парикмахера, а выяснилось, что и ножниц в руках не держала, - и пошли смешки в мой адрес.

Как девушки вам верили?

- Они верили деньгам. Я не читал им проповедей. Подумайте: она осталась голодная, а поп уехал на иномарке. Как тут поверить в Бога? Человек так устроен - вещи меняют людей. Сначала мы едем, покупаем девушке сапоги. Потом серьги - в них вообще есть что-то мистическое. Потом театр, кафе… Покупаем прикид. Это разумный эгоизм - приносить счастье другому. Любовь вселенская начинается с любви к конкретному человеку.

Я озираюсь в поисках любви, благодати. Пока вижу только иконы и антиквариат.

Святой

- Я - недостойный священник. Но Господь пока меня терпит… 40 лет назад умирала моя мама. При ней была санитарка, она велела мне: «Приготовь смертное» - а сама поехала к отцу Леонтию, впоследствии канонизированному. Отец Леонтий дал ей просфору, наказал разжевать и вложить в рот умирающей мякиш… Мама вышла из комы. Я поехал к отцу Леонтию благодарить. Я был коммунистом, работал врачом, но ненавидел пациентов, потому что они много жаловались, любил женщин, но мама не давала жениться... И вот отец Леонтий мне говорит: «Не стригись и не брейся, будешь попом». Я и стригся, и брился, и жутко страдал - болел, сидел в КПЗ за спекуляцию… А потом стал тем, кто я есть. Я - закодированный, меня Бог призвал.

Потемневшая икона святого Леонтия Михайловского, закодировавшего отца Евстафия, висит на кухне рядом со сковородкой с шампиньонами.

- Я восстановил пять храмов. Сейчас священник без места, пока восстанавливается Шлиссельбургский храм. Но служу. Бог - это трудно. Надо много стоять, мучить себя… - Игумен переводит взгляд с лампад на меня. - Вообще всё это, Аполлинария, лёгкий блуд, потому что, вместо того чтобы быть сейчас в молитвенном углублении, я думаю, какие у вас красивые зубы.

Что же вы такое говорите, отец Евстафий?

- Это всего лишь слова. А слова - это пар. Они не дают совершить больший грех. Жизнь монаха - постоянная борьба с гадостями.

Зачем вообще было становиться священником?

- Раньше я знал и что такое напиться, и власть блуда, и ящик морфия под кроватью у меня стоял, но в 40 лет я стал монахом, перебесился. Мне уже 70 лет, теперь стало легче, тело меня отпускает. И сейчас у меня такая радостная жизнь, я так счастлив этим - зажигать лампады, служить у престола…

В домашний храм к отцу Евстафию не зарастает народная тропа. Он манит людей.

- Моя задача - ловить души, ставить сети. Необязательно на проповеди, можно по-разному.

Отец Евстафий ловит «на себя», всей своей жизнью доказывая, «что попы - тоже люди».

Дедушка Ленин

- Моя бабушка была двоюродной сестрой Володи Ульянова, и он был в неё влюблён. Но не сложилось: Ленин читал Чернышевского, а бабушка любила скакать на лошади. И вот был мне, Аполлинария, зов… Я давно знал, что храм в Шлиссельбургской крепости Орешек, в которой повесили Александра Ульянова, стоит в руинах. И вдруг понял, что он ждёт именно меня… Недавно получил назначение на служение в храм Рождества Иоанна Предтечи, и теперь я настоятель этих развалин. Место не хлебное, и только такой ненормальный, как я, туда пойдёт. Поэтому мне нужна слава. Потому что мне нужны деньги. Одна икона Спаса Всемилостивого 2,6 метра высотой 600 тысяч стоит!

Отец Евстафий - мученик страстей. И молитвенник. На алтаре, под святыми книгами, лежат стопочкой фотографии. Женщины, мужчины, дети, отдельная стопка - самоубийцы…

- Есть такие ночи, когда я служу этим людям… Но абстрактная молитва меня не вдохновляет. Я должен пережить ту боль, которую чувствует этот человек. - Отец Евстафий перебирает карточки, и огонь желаний в его глазах затихает. - Вот убитый воин, вот убитая девушка, вот человек, который специально на мины в Югославии пошёл. Эта красавица - самоубийца, муж её предсмерт-ную записку принёс, он потом ещё несколько лет их сыну слал SMS «от мамы»… Эти - пьющие...

Но главный портрет в комнате - Иосифа Сталина.

- С его стороны было актом отчаяния прийти к святой Матроне Московской за советом, оставлять Москву немцам или нет. А с моей - дань уважения к великому человеку повесить икону «Сталин и Матрона» на стене моего предыдущего храма.

Ничего, что этот человек многажды нарушил заповедь «Не убий»?

- «Не убий» - это абстракция. Есть такие слова: «Положи душу за други своя». За други убивать можно. На войне - можно. Наказывать преступников смертью - можно. У тех, кто убивает, есть надежда, что Бог их простит.

Нас прерывает звонок. Прихожанка хочет узнать, приватизировать ли дачный участок или от лукавого это. Батюшка благословляет приватизировать и тут же забывает о ней.

- Вы приняли сегодня мою исповедь, теперь пойдёмте в кафе, а, - предлагает отец

Евстафий.

- Куропатки есть? - спрашивает он присаживаясь. Куропаток нет. Тогда батюшка говорит: - Аполлинария, давайте вмажем. Сколько можно мучить человека?

Вы со всеми так? Это не отвращает от вас людей?

- Если бы вы сидели с постным лицом, тогда бы и я пел вам романсы. А вообще самые страшные люди - «глубоко верующие»: есть нельзя, пить нельзя...

Отец Евстафий заказывает себе гречневую кашу и холодную водку.

Игумен Евстафий (Жаков): "Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мертвого льва" Сталин / 27.11.2008 Тем временем, руководитель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Будников заявил, что икону с изображением Сталина уберут из храма в Стрельне … Как уже сообщала "Русская линия", в храме Святой равноапостольной княгини Ольги в Стрельне, под Петербургом, недавно появилась икона блаженной Матроны Московской, на которой изображен в полный рост Иосиф Сталин. На иконе изображен тот момент, когда, согласно церковному преданию, руководитель советского государства встречался с блаженной Матроной в начале войны, осенью 1941 года, прося у нее благословения. Блаженная Матрона, гласит предание, предсказала Сталину: "Ты один останешься в городе (Москве - РЛ). Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь". Настоятель храма известный в Петербурге духовник игумен Евстафий (Жаков) заявил в интервью телеканалу НТВ: "В этой иконе нет ничего криминального. Она реально благословила вождя на военные подвиги". При этом игумен уверен: "Сталин, конечно, был верующим человеком". "Что бы ни говорили, но для меня Сталин - отец. И я не хочу предавать его", - подчеркнул отец Евстафий. Он отметил, что о канонизации вождя СССР, в чем настоятеля упрекают недоброжелатели, речи не идет, подчеркнув, что на иконе блаженной Матроны просто изображен Сталин, разумеется, без нимба и других атрибутов святости. "Чувство, что Сталин - отец народов, что он отчасти и мой высокий отец, - это чувство не покидало меня всю жизнь. У меня было два отца, кроме Отца Небесного: один - мой отец по плоти, а другой отец - это отец народов, который был строг, который судил, который, может быть, ошибался, но который все равно был отцом моей страны. Любые нападки на Сталина и смешны, и отвратительны. Я не хочу слушать этих пуделей демократии, которые лают на мертвого льва, я слушаю мое сердце. Я поминаю Иосифа Виссарионовича на всех службах, где это уместно, особенно в те дни, когда он умирал, в день его рождения, в те дни, когда он праздновал общую Победу нашего народа", - приводит слова священника газета "Новые известия". На замечание, что Сталин все же был атеистом, отец Евстафий ответил: "А откуда вы знаете? То, что он возглавлял атеистическое государство - так мало ли кто что возглавлял! Я больше верю двум патриархам - Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определенно: Сталин был верующим человеком". Прихожане храма в интервью НТВ разделились во мнении относительно новой иконы. "Взгляды отца Евстафия не со всеми совпадают. Нас рассудит Бог и время", - заявила одна из прихожанок. А служитель храма Анатолий выразил полное согласие с отцом Евстафием. По утверждению телекомпании НТВ, "в руководстве епархии к появлению новой иконы отнеслись не слишком строго". Между тем, руководитель миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Будников назвал игумена Евстафия "экстремистом" и заявил, что епархия уберет икону Сталина из храма, сообщает [ссылка] со ссылкой на газету "Мой район". "Думаю, с этим священником будет разбираться митрополит. Есть у нас такие церковные экстремисты, к сожалению, - заявил отец Александр. - В храме недопустимо выставлять даже неканонизированных святых, а что уж говорить о такой персоналии, как Сталин. Это соблазн. Это самочиние, самоуправство. Это сбивает с толку людей. Мы не можем смущать верующих подобными иконами. В ближайшее время эта икона из храма должна исчезнуть". Русская линия

Сталин теперь - в одной из церквей. В той, что за Стрельной, близ Петербурга. На иконе. В своей простой шинели, в какой его запомнили миллионы советских людей, смотрит на вас задумчивыми и глубокими глазами из-под густых бровей. Рядом с ним святая. Матрёна Московская с нимбом вокруг головы осеняет красного цезаря крёстным знамением.

"Блаженная Матрёна Московская благословляет вождя". На этом образе соединилась воедино разорванная в XX веке и кровоточащая нить русской истории. Сталин и церковь. Советская власть и русская традиция. Вера Христова в красной России. Наверное, такая икона нужна именно сейчас, когда враги, выжигающие саму память о советской стране, пытаются привлечь себе в помощники и церковь. Прочитав роман "Мать", Ленин назвал эту книгу нужной для дела революции. Так же и этот образ Блаженной Матрёны Московской, написанный Ильёй Пивником, - для православных он нужный.

Игумен Евстафий (Жаков), настоятель храма Святой равноапостольной Великой княгини Ольги, в котором сейчас находится образ с изображением Сталина, очень уважаемый прихожанами священник. Ранее в церкви в Знаменке, настоятелем которой он был тогда, появилась икона Св.Евгения Родионова - русского солдата, убитого чеченцами в плену за отказ снять себя нательный крест и отречься от веры - один из первых образов этого новомученника в России. В апреле 2003 года, когда лидер запрещённой ныне НБП Эдуард Лимонов ожидал приговора в саратовской тюрьме, отец Евстафий собирал среди прихожан подписи в поддержку русского писателя. Многие петербургские национал-большевики потянулись в этот храм, в котором они были услышаны и поняты.

Мы встретились с игуменом Евстафием 4 октября. В 15-летнюю годовщину рокового расстрела Верховного Совета. Тогда, в тот ясный, но холодный московский день, на баррикадах на Горбатом мосту вместе плечом к плечу стояли все, кому была дорога Россия: коммунисты и монархисты, советские офицеры и казаки, священники и атеисты. И сквозь реющие на ветру красные и чёрно-золото-белые стяги проглядывали хоругви. В тот день были едины в своих жертвах и страданиях все честные русские люди.

Я верю, что главный день русского единения нам ещё предстоит встретить...

"ЗАВТРА". Отец Евстафий, а как вообще возникла идея создать такую икону?

О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, у нас в России полководцы часто благословлялись монахами, блаженными, юродивыми. Вот, например, преподобный Сергий Радонежский благословил полководца Дмитрия Донского на битву. И битва была выиграна. То же самое произошло в Москве осенью 41-го года. Блаженная Матрёна приняла у себя очень озабоченного положением в Москве вождя Сталина. И успокоила его, сказала: "Ты один останешься в городе. Всех отправляй, город не сдавай. И не сдашь". В этом нет ничего странного. Святые люди всегда благословляли воинов, вождей. На этом стояла, стоит и будет стоять Россия. Здесь нет никакой выдумки. На этой иконе отражение того святого пути, который прошла Матрёна Московская, в том числе и благословив вождя на победу.

"ЗАВТРА". Но ведь Сталин был атеистом.

О.ЕВСТАФИЙ. А откуда вы знаете?

"ЗАВТРА". Он возглавлял атеистическое государство.

О.ЕВСТАФИЙ. Мало ли кто что возглавлял. Я больше верю двум Патриархам - Сергию и Алексию I. Они считали совершенно определённо: Сталин был верующим человеком. Во всяком случае, я гораздо больше доверяю им, чем всем этим либералам и демократам.

"ЗАВТРА". Скажите, а как на появление такой иконы отреагировало руководство епархии?

О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, у нас мудрое руководство епархии. Оно должным образом оттеняет тот факт, что эта не икона, прославляющая Сталина. Это образ святой Матрёны Московской. А Сталин - это один из тех людей, кого она благословила. Она благословляла многих. Были среди них и один известный архитектор, и известный композитор тех лет. И Сталин был. Так что в этом нет никакого криминала с точки зрения богословия.

"ЗАВТРА". Имя Сталина сейчас оболгано, предано анафеме. На него вылили ушаты грязи. Как вы считаете, историческая справедливость когда-нибудь восторжествует? Будет это имя у нас когда-нибудь официально оценено по достоинству?

О.ЕВСТАФИЙ. Вы знаете, вот когда издохнут все эти пигмеи и моськи, которые имеют свой заказ или интерес, тогда очиститься атмосфера. Да, так и напишите обязательно: именно издохнут! И вокруг Сталина, наконец, начнётся почитание. Речь не идёт о его канонизации. Речь идёт именно о почитании великого вождя и руководителя, спасителя страны. Но это будет ещё не очень скоро.

"ЗАВТРА". Сейчас в России строят церкви, по телевидению регулярно выступают священнослужители, а наше общество всё глубже и глубже проваливается в бездну пороков. Что это: парадокс?

О.ЕВСТАФИЙ. Это такой же парадокс, как и всякая борьба. Борьба всегда - парадокс. Потому что сталкиваются противоположные силы. Причём то одна, то другая одолевает. То одна, то другая становится сильнее. Но та сила, за которой стоит Господь, - эта сила в конечном счёте самая победоносная. И то, что мы наблюдаем сейчас, не более чем временно.

"ЗАВТРА". В советское время у нас была вроде бы атеистическая страна, но уровень нравственности и общественной морали был несравнимо выше, чем сейчас. Да, теперь религию никто официально не отменяет и не борется с ней. Но при этом духовное состояние народа всё хуже и хуже.

О.ЕВСТАФИЙ. Речь идёт о политической воле. А политическая воля то угодна Богу, то неугодна. Вот вы говорили о советской стране. Там была политическая воля. Может быть, она была в чём-то отрицательной. Но она сдерживала многие пороки. Например, тогда никто даже не слышал о добрачном сожительстве жениха и невесты...

"ЗАВТРА". А сейчас это бич современной русской молодёжи...

О.ЕВСТАФИЙ. Да. Тогда ещё педерастов сажали. Смертная казнь была, что очень хорошо. Это всё проявления политической воли. Кстати, это остатки. Остатки того, что сделал Сталин. Это его политическая воля, всё ослабевая в годах, тем ни менее, ещё имела силу. После того как ушла эта страна, ослабла эта политическая воля, началось безвременье. Но я ожидаю, что сейчас мы всё-таки сможем сейчас видеть рождение другой политической воли, которая будет во многом христианской, во многом православной. И в то же время сдерживающей так, как любая воля руководителя может сдержать отрицательные тенденции, возникающие в той или иной части нашей страны. Поэтому давайте ждать эту новую волю. А сейчас пока что безвременье, смутное время. Но оно заканчивается.

"ЗАВТРА". И закончится скоро?

О.ЕВСТАФИЙ. Нет, не скоро. Но тенденции к окончанию безвременья я просматриваю. Нельзя сделать всё сразу. Тем более, после того, что натворили эти выскочившие, как джины, из бутылки, антирусские, антипатриотические элементы. А им ведь удалось многое! Но настанет время, когда их влияние сойдёт на нет.

"ЗАВТРА". Ещё один острый вопрос, отец Евстафий. В советское время у нас, хоть и не все являлись членами КПСС, но почти все прошли через пионерию и комсомол, говорили, что они за Советскую власть, за коммунизм. А потом, в 90-е, множество людей начало надевать кресты, ходить в церкви. Что это: истинное обращение или дань моде? Или просто многие миллионы отчаявшихся людей искали себе какого-то спасения?

О.ЕВСТАФИЙ. Это всё. И протест, и дань моде, и своеобразная истерическая реакция, и, наконец, реакция людей, освобождённых от духовного гнёта. Те элементы были нежизнеспособными, и они отпали сами собой. А вот та молодёжь, которую я вижу в церквях сейчас, это другие люди. Это не бабушки и не дедушки - это просто другие люди. Те самые, которые уже православие воспринимают как что-то родное, как что-то своё. Хотя, может быть, они во многом очень далеки от истинной веры. Но тем не менее, интерес к православию и восприятие православия как родного и своего - это ведь тоже начало пути к истине.

"ЗАВТРА". Сейчас молодёжи обращается больше?

О.ЕВСТАФИЙ. Да, намного больше! Вы знаете, у молодёжи сейчас очень осмысленное отношение к церкви как к инструменту благосостояния страны, благосостояния семьи. Те, кто идут в церковь, чтобы венчаться, считают, что это то скрепление семейных уз, которое не достигается простой регистрацией брака.

"ЗАВТРА". Но многие из тех, кто приходят венчаться, делают это скорее формально, без глубинного осмысления таинства. Возможно, до венчания, они пару лет просто прожили вместе.

О.ЕВСТАФИЙ. Нам не важно, откуда ты пришёл. Нам важно, куда ты идёшь. Сожительствовали - и сожительствовали. А потом перестали сожительствовать и просто обвенчались. Мы все идём из тёмных областей, в которых греха немало. Но мы идём к свету.

"ЗАВТРА". А как, на ваш взгляд, современная Россия может ответить на глобальные вызовы XXI века? На глобализацию? На культ потребительства, который, расцветая в мегаполисах, поедает людские души? На духовное обнищание и оскудение многих наших сограждан? Вызовы очень серьёзны.

О.ЕВСТАФИЙ. Так Россия уже отвечает. Кто друзья России? Это армия и флот. Крепкая армия и крепкий флот - это уже ответ. Если мы видим, как хорошо устроена оборона страны, как великолепны корабли, если мы видим, как замечательно стреляют пушки новейших поколений, то люди гордятся этим. В такой гордости за свою страну, где постепенно строится мощная держава, и рождается этот ответ.

"ЗАВТРА". Вы всё же считаете, что у нас строится мощная держава?

О.ЕВСТАФИЙ. Да, строится. Не знаю, правда, насколько мощна она сейчас, но она строится. И в этом, опять-таки, я вижу политическую волю. Ведь можно было бы не защищать Южную Осетию, скажем. Но наши политические деятели - не просто волевые люди. Они порядочные люди. И их порядочность - тоже пример. Пример того, как не надо быть жалким, как не надо быть эгоистом. Очень много значит сила примера. Если армия и флот будут устроены здорово, то многое изменится в нашем обществе. И конечно, своё обычное место занимает церковь. Это не новое и не старое место. Это просто обычное место. Это такой живой родник, где можно многое почерпнуть и узнать, многое переоценить.

"ЗАВТРА". Церковь сейчас стремится занять то положение, которое она занимала в России до 1917 года.

О.ЕВСТАФИЙ. Ну и что же! Пусть стремится. Чем больше монастырей и церквей, тем лучше. Монастырь - это хозяйственная единица. Там работают люди, которые бы без монастыря могли бы и не выжить, спиться. А там им есть и работа, и место, где можно жить. Монастырь - это такая хозяйственная единица. И нужно, чтобы их было всё больше и больше.

"ЗАВТРА". Единство религии способно консолидировать православные народы? Пример Грузии, да и Молдавии тоже, даёт обратный пример.

О.ЕВСТАФИЙ. А вы не путайте церковь с оголтелой политикой. Потому что политика - это явление одного порядка. А церковь - это проникновенное, глубинное и вечное. Политики уходят, а церковь всегда остаётся. Я думаю, что на уровне церковном Грузия и Россия ни в коем случае не враги. Они друзья. Хотя политики пытаются поссорить православные народы.

"ЗАВТРА". Но ведь история Грузинской православной церкви в XX веке - это история её откола и отделения от Русской Православной Церкви. При Сталине ей удалось добиться автокефальности. Вряд ли такой шаг был направлен на достижение православного единства.

О.ЕВСТАФИЙ. А что плохого в автокефальности? Ничего плохого в этом нет. Автокефалия - это просто особенность административного управления. А единство - это Евангелие, это Господь, это устроение церковной жизни. Есть единство. Автокефалия и автономия - это скорее канцелярский, бюрократический феномен.

"ЗАВТРА". А были ли примеры того, чтобы кто-то из грузинских иерархов и священнослужителей в дни войны произнёс слово о том, что православные русские люди им не враги, что их с нами стравили политики?

О.ЕВСТАФИЙ. Уверен, что таких примеров было много. Но я просто не бывал там, где такие примеры можно наблюдать. У нас в Петербурге есть грузинская церковь. Там грузины были очень расстроены происходящим. Но, тем ни менее, они относились к русским людям с чувством неослабевающего братства и ни в чём не винили своих единоверцев.

"ЗАВТРА". Однако никто из известных представителей грузинской диаспоры с такими заявлениями не выступал. Напротив, Вахтанг Кикабидзе и Олег Басилашвили делали антироссийские заявления.

О.ЕВСТАФИЙ. Это артисты, а артисты нередко лжецы. Они держат нос по ветру. Зачем равняться на лжецов?! У них профессия - лгать, притворяться, играть роли. Вот, например, вам артистка скажет, что любит, а на самом деле она притворяется, играет роль, тренируясь на вас. Я, может, утрирую, но от этих людей не приходиться ждать правды. Их специальность - это удачно сыгранная ложь.

"ЗАВТРА". Раз уж мы заговорили о международных вызовах, о месте России в современном мире, то нельзя, наверное, обойти стороной и такой вопрос: крепнущий и активно наступающий мир ислама опирается не только и не столько собственно на религию, сколько на вполне конкретную политическую идеологию исламизма, на шариат. Есть мнение, что православие не имеет в себе подобной политической составляющей. И в этом отношении оно исламу проигрывает.

О.ЕВСТАФИЙ. Исторически православие всегда выигрывало. Образовать такую огромную страну, удержать её от распада...

"ЗАВТРА". А как же падение Византии?

О.ЕВСТАФИЙ. Это немного другой вопрос. Я говорю о тысячелетней истории православия в России. Вы знаете, удержать такую огромную землю, скрепить её воедино могла только Русская православная церковь. Ведь сколько было примеров, что русские князья воевали между собой, убивали друг друга. Но то общее, что могло их объединить и примирить - это был церковный голос. Может быть, он не всегда был слышен для них, но всегда имел звучание. Для такой огромной страны системообразующим фактором всегда являлась и является Русская Православная Церковь. Поэтому можно говорить лишь о способах достижения национальных целей. Наши способы, быть может, более тихие и менее наглядные, в них меньше жестокости. Но православная страна существует.

Что касается мусульман, то хочу сказать, что настоящие мусульмане - это очень мирные люди. И я это знаю сам, поскольку очень долго жил в Казани, среди татар.

"ЗАВТРА". Но эти мусульмане адаптированы к русской цивилизации пятью веками совместной жизни с нами в одном государстве. А вот мусульмане-чеченцы, например, в массе неадаптированы.

О.ЕВСТАФИЙ. Если приходят мусульмане неадаптированные, то им надо противопоставить силу закона. Вот взять, например, ситуацию в Кондопоге. Она вызвана тем, что милиция продалась, что она не осуществляла свои охранительные функции. И потому она позволила разгореться такой межнациональной распре. Но если бы милиция чётко стояла на страже закона: поправляла одних, помогала другим, пресекала деятельность третьих, то там бы ничего не было. То есть, опять-таки речь идёт о политической воле. Если её нет, то голову могут поднимать экстремисты и очень вредить всем нам.

"ЗАВТРА". Есть такие факты - скорее, печальные. Например, с начала 2000-х годов, по сообщениям СМИ, около сорока семинаристов отошли от христианства и приняли ислам. Были и священники-вероотступники. Имя Вячеслава Полосина, конечно, уже набило оскомину, но ведь, если не ошибаюсь, он не был единственным. А вот обратных примеров, с "другой стороны", я не знаю.

О.ЕВСТАФИЙ. Я тоже не знаю. Но хочу сказать, что Русская Православная Церковь очищается от таких людей. Это самоочищение. Ушли, и слава Богу. И хорошо, что ушли сейчас, а не предали потом. Это обычный процесс самоочищения от вредоносных элементов. Наша православная религия - она самая угодная Богу. Мы очень много отдаём времени богослужению. Мы чтим Бога, мы правильно его славим. Правильно - это значит долго, много. Если сравнить с другими религиями, то те просто превращаются в какие-то культурные мероприятия. В некоторых я вижу даже удовлетворение каких-то садистических тенденций. Трудности правильного прославления Бога таковы, что некоторые люди просто не выдерживают православия. Это для них очень трудно. Православие - это очень тяжёлая религия. Но она самая боговдохновенная, боговмещающая именно вследствие своей тяжести. Православный священник - это подвижник. Если он не такой, то он отсеется или будет проклят. Быть подвижниками могут не все. Даже очень немногие. Отсев - это положительное явление, его надо приветствовать. Только он должен проходить демонстративно. Чтобы все видели: вот ещё один нестойкий отсеялся. Теперь нам легче. Как говориться, баба с возу - кобыле легче. Пусть отсеиваются. Мы без них обойдёмся.

"ЗАВТРА". А католический священник, к примеру, не подвижник?

О.ЕВСТАФИЙ. Я не стал бы говорить о священниках, но хочу сказать, что служба Рождества Христова у нас длится часов пять. Служба Рождества Христова у католиков длится сорок минут. Как можно за сорок минут организовать связь с Богом?! Это просто несколько песнопений, несколько слов, несколько действий. И всё так легковесно, так неглубоко. Я ничего не хочу сказать о католических священниках. Но службы в католических храмах легковесны и неглубоки.

"ЗАВТРА". Но это уже неокатоличество. Насколько я знаю, решением одного из Ватиканских соборов во второй половине XX века было сокращено время литургии, отменены некоторые другие элементы службы. Католичество выхолостили. Грубо говоря, оно сейчас стало попсовым.

О.ЕВСТАФИЙ. Это кризис. Это их трагедия. Но мы говорим о факте. Решили облегчить жизнь священников. И облегчить за счёт богослужения, потому что жалеют себя.

"ЗАВТРА". Вот сейчас ни для кого не секрет, что царская Россия была православной страной с церковью чуть ли не в каждом селе, и народ в массе был верующим. Но тогда у нас народ был структурирован сословиями, социум выглядел монолитным. А современная Россия - это страна маргиналов и люмпенов, особенно это касается больших городов. Сейчас сословий нет, все социальные слои и классы давно размыты. Есть многомиллионные массы людей, находящихся в броуновском движении и не привязанных к корням. Сможет ли в таких условиях страна сохранить свою православную идентичность? Ведь действие социальных законов никто не отменял.

О.ЕВСТАФИЙ. Насчёт маргиналов, я вспомню пьесу Максима Горького "На дне". И вот этих босяков, которых вы называете маргиналами, было очень много. Причём, некоторые из них выглядели как богомольцы, переходящие из монастыря в монастырь. А некоторые были просто обитателями дна. У нас есть один хранитель: чаша Господня, храм, иконы, священник, служба - вот что хранит. Это тот стержень, вокруг которого крутятся и маргиналы, и другие неустойчивые элементы. Мы для того и нужны, чтобы дать пример людям, дать некое вдохновение и утешение тем, кто нас услышал и увидел. Таких людей немало. Даже в нашем храме.
Беседовал Игорь Бойков

http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/08/779/61.html

Игумен Евстафий (Жаков) был настоятелем восстанавливаемого в Старой Ладоге на Малышевой горе храма Рождества Святого Иоанна Предтечи. Храм был полностью восстановлен, гостеприимно принимал многочисленных паломников и трудников. Далее - отец Евстафий - настоятель храмов - Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Знаменке, затем - храма Святой Равноапостольной Великой Княгини Российской Ольги в Стрельне. Все эти храмы восстановлены буквально из руин . Сейчас в них проводятся постоянно службы, принимаются паломнические группы, а игумен Евстафий стал настоятелем уже другого храма - пришла пора восстанавливать собор Рождества Святого Иоанна Предтечи в легендарной Шлиссельбургской крепости "Орешек", основанной в 1382 г.
было....
Храм Рождества Святого Иоанна Предтечи на Малышевой горе
стало.



Настоятель -игумен Евстафий (Жаков)




Крепкий Орешек

Игумен Евстафий и иеромонах Гавриил во время Божественной литургии в храме Иоанна Предтечи на острове Орешек. Состоялась первая Божественная литургия в начавшем восстанавливаться храме в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

На развалинах храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга близ Санкт-Петербурга 21 ноября с.г. состоялась первая за последние девяносто лет Литургия. Совершили ее недавно назначенный настоятелем храма Рождества Иоанна Предтечи игумен Евстафий (Жаков) и иеромонах Гавриил, клирик Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.
Не так уж и много найдется в России мест, подобных этому продутому студеными ладожскими ветрами островку.

У основанной внуком Александра Невского князем Юрием Даниловичем крепости Орешек - героическое прошлое, и понятно, почему шведы так стремились овладеть ею. За девяносто лет оккупации они перевели на свой язык название крепости - она стала Нотебургом - и укрепили цитадель, но 11 октября 1702 года русские войска «разгрызли» шведский орех.

Говорят, что Петр I послал на остров офицера с приказом командиру штурмующего отряда подполковнику Семеновского полка Михаилу Михайловичу Голицыну отступить. Голицын ответил посыльному: «Скажи Царю, что теперь я уже не его, а Божий», - и велел оттолкнуть от острова лодки. Штурм продолжался. Крепость была взята. Павших во время штурма героев похоронили внутри крепости.
На стене церкви Иоанна Предтечи была установлена доска в память о них, но потом эту доску увезли в музей города.

Ну а герой штурма, конечно, не мог знать тогда, что берет крепость, в которую через несколько лет засадят его брата, князя Дмитрия Михайловича Голицына.

Петр I переименовал вставшую в истоке Невы крепость в Шлиссельбург - «ключ-город», объявляя тем самым, что этим ключом он открывает для России выход к Балтийскому морю.
Однако новая, придуманная Петром I, задача крепости оказалась ненужной русской истории, потому что не прошло и полгода, как сломан был сам замок. В устье Невы тогда началось строительство Санкт-Петербурга, и хотя Шлиссельбург укреплялся все эти годы, никакого участия в боевых действиях он уже не принимал. Прошло более полутора десятков лет, прежде чем Петр I решил употребить свой «ключ» в тюремных целях.

Первой узницей Шлиссельбурга он сделал свою сестру, царевну Марью Алексеевну, обвинив ее в заговоре, в котором она не участвовала. А следом за сестрой превратил в узника «города-ключа» и святого благоверного князя Александра Невского, вернее его святые мощи, которые посмели не поспеть в Петербург к празднованию годовщины Ништадтского мира. Решено было не ввозить их в Петербург до следующей годовщины и держать весь год в Шлиссельбургской крепости.
Переход от воинской доблести к новой специальности нелегко дался старинной русской крепости, и в скрежете тюремного ключа различается нечто большее, чем обыкновенное лишение свободы.
В 1723 году в крепости случился пожар и святые мощи Александра Невского сильно пострадали в огне, но все равно по воле Петра I были торжественно встречены в Санкт-Петербурге.

На пер вой Литургии словно молились вместе со всеми от литые в бронзе воины-защитники Шлиссельбургской крепости... Торжественно встретили и другую узницу Шлиссельбурга - Евдокию Лопухину. Ее засадила в крепость императрица Екатерина I, но через год царица Евдокия вышла на свободу, и вышла уже… бабушкой императора Петра II.
А «город-ключ» продолжал скрежетать, смыкая несмыкаемое, и племянница Петра I Анна Иоанновна заточила в крепость членов Верховного Тайного совета, которые избрали ее на царство: братьев Долгоруких и князя Дмитрия Михайловича Голицына.
Узником Шлиссельбурга стал и курляндский герцог-временщик Эрнест Иоганн Бирон, сделавшийся после ее кончины регентом при четырехмесячном императоре Иоанне VI Антоновиче. Впрочем, Бирон сидел в Шлиссельбурге всего полгода, а вот Иоанну VI Антоновичу не повезло. Он просидел в крепости «безымянным колодником» девять лет и был убит при попытке поручика Мировича освободить его.
Кровь безвинного страдальца обагрила древние камни Шлиссельбурга.
Больше царственных особ в Шлиссельбургскую крепость не сажали.
Теперь узниками цитадели были участник башкирского восстания мулла Батырша Алеев, убитый при попытке побега, и масон, издатель Николай Иванович Новиков; декабристы: Михаил, Николай и Александр Бестужевы, а также друг Пушкина И.И. Пущин, и другие. Среди них - поляк Валериан Лукасинский, проведший в одиночном заточении почти 38 лет; основатель и вдохновитель «Общества святых Кирилла и Мефодия» Николай Иванович Гулак; известный революционер-анархист Михаил Александрович Бакунин; участник заговора Каракозова Николай Андреевич Ишутин и член центрального национального комитета Польского восстания 1863 года Бронислав Шварце; народовольцы Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, Т.А. Лопатин и другие.
В Шлиссельбурге производились теперь и казни.
10 октября 1884 года у крепостной стены, обращенной к Ладожскому озеру, повесили членов военной организации «Народной воли» офицеров А.П. Штромберга и Н.М. Рогачева, а 8 мая 1887 года - обвиняемых по делу «1 марта» А.И. Ульянова, П.Я. Шевырева и еще трех человек. «Среди русского народа, - сказал тогда Александр Ульянов, - всегда найдется десяток людей, которые настолько горячо чувствуют несчастье своей родины, что для них не составляет жертвы умереть за свое дело. Таких людей нельзя запугать чем-нибудь».
И слились эти слова со скрипом ключей, открывающих двери злу и мраку, скопившемуся в шлиссельбургских подземельях, и откликнулся на них гимназист в далеком Симбирске, сказавший: «Мы пойдем другим путем».
Безконечным и кровавым для России оказался этот путь, и вот, кажется, и нет уже давно ни Российской империи, ни СССР, а все еще не кончается эта мучительно долгая дорога.

Владыко прещедрый! Слыши слова похваляющихся разорити святую веру Православную! Стань в помощь мне! Ты бо еси Бог наш, и на Тя уповаем! - сказал в минуту смертельной опасности для всей

В разрушенном храме Литургия проходила под открытым небом. Руси святой благоверный князь Александр, собираясь на Невскую битву, и кажется, что только эти слова и способны заглушить недобрый скрежет шлиссельбургских ключей.

И вот исполнилось время,

и эти слова зазвучали наконец-то и на студеном ладожском сквозняке…
И повторил их внучатый племянник повешенного в Шлиссельбурге Александра Ульянова игумен Евстафий (Жаков) (его бабушка Евдокия Александровна Ардашева была двоюродной сестрой братьев и сестер Ульяновых).

12 октября указом Высокопреосвященнейшего Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, игумен Евстафий назначен настоятелем храма Рождества святого Иоанна Предтечи в крепости Орешек города Шлиссельбурга.

И слушают эти вечные слова первыми вошедшие в храм бронзовые бойцы стрелковой роты 1-й дивизии НКВД и 409-й морской батареи, которые, продолжая героическую летопись крепости Орешек, обороняли в годы войны и крепость, и эту церковь.

Почти пятьсот дней небольшой гарнизон держал здесь оборону, и все эти дни реял над колокольней Иоанновского собора советский флаг, и все эти дни совершалась Божия помощь, о которой в минуту смертельной опасности для Руси молился святой благоверный князь Александр Невский.
И, стоя рядом с бронзовыми защитниками острова, слушаешь эти слова на развалинах открытого ледяному ладожскому ветерку собора Рождества Иоанна Предтечи, и кажется, видишь, как начинают подниматься стены собора, как воздвигаются обрушенные купола, как вершится Чудо Господне…

Николай Коняев- Шлиссельбург, 01.12.2010


«...Его Преосвященство призывал меня к себе и, одобряя моё слово вообще, в частности же указал, дабы в проповедях прямого отношения к жизни делать опасался, особливо же насчёт чиновников, ибо от них-де чем дальше, тем и освященнее».

Н. С. Лесков. «Соборяне»


Я познакомился с отцом Евстафием (Жаковым) в 1996 году в Старой Ладоге, где он восстанавливал храм Иоанна Предтечи на знаменитой Малышевой горе над Волховом.

На моих глазах храм возрождался из мерзости запустения, но всё равно, когда смотришь на давние фотографии, трудно поверить, что храм поднимался из тех руин.

В Старой Ладоге приходилось заниматься не только ремонтом. Однажды летним вечером, когда уже закончилась по-монастырски неспешная служба и отец Евстафий собирался идти закрывать двери, в храм вбежала пьяная, сильно избитая тринадцатилетняя девочка…

Господи! - закричала она, рухнув на каменный пол. - Божья Матерь! Помогите мне!

Потом выяснилось, что девочка с трудом вырвалась из сараев на берегу Волхова, куда её затащили взрослые рыбаки и попытались изнасиловать.

С того самого вечера, занимаясь строительством и ремонтом, совершая богослужения и разыскивая благотворителей, начал создавать отец Евстафий свой «детский приход».

Он вытаскивал из подвалов заброшенных родителями староладожских детей, принимал к себе «на работу», приучал к церкви...

Не важно, как человек приходит в церковь. Пусть дети приходят, чтобы заработать здесь что-то, - говорил он. - Ребёнок всё равно изменится в церкви. И обязательно к лучшему.

Далеко не всем прихожанам нравилось это.

Чего ходить-то сюда деньги зарабатывать, - возмущалась одна из работающих в церкви женщин, когда я поинтересовался её отношением к «детскому приходу». - Не, не дело это у батюшки затеяно... Мыслимо ли, робят собирать... Милиция на это есть...

Отец Евстафий не слушал этих «мудрых» советов. И если чудо - возрождение храма в нищем приходе, то создание детского прихода храма Рождества Иоанна Предтечи - двойное чудо.

Очень скоро детей здесь стало больше, чем взрослых. И не только на службе. Когда завершалась литургия, дети не уходили домой, а собирались в трапезной. Усаживались за длинные столы. Помню, мы тогда попросили детей написать о том, что связывает каждого с этой церковью.

Набралась целая кипа исписанных детскими каракулями листочков…

«Я пришла в 1994 году в староладожский храм Иоанна Предтечи. Отец Евстафий иногда, когда у нас чего-нибудь нет, например понравилось платье, - купит. Порвались сапоги - думает над этим вопросом. Нету куртки или шапки - всё думает. От такой доброты и заботы тянет в храм, как магнитная волна. Но на самом деле нас всех тянет ближе к Богу...»

«Меня зовут Аня. Мне 12 лет. Я выполняю послушание в храме Иоанна Предтечи. Я уже достигла чина младшей псаломщицы. Только в этом храме я поняла, что такое настоящая церковная семья. Наши братья Артемий и Виталий и одиннадцать сестёр. Наш регент Тамара Владиславовна стала нам мамой. Вот и всё. Я бы хотела, чтобы прибавилось братьев и сестёр. И чтобы сделали высокий клирос».

«Меня зовут Ксения, мне 13 лет. Когда я пришла в храм Иоанна Предтечи, я не знала, как молиться и даже креститься не умела. Я узнала отца Евстафия. Мне нравится ходить в храм на службу. Я завела здесь хороших друзей. А вообще лучше храма и веры в Бога нету ничего лучше».

Старую Ладогу, когда храм был окончательно восстановлен, отцу Евстафию пришлось покинуть. Услышав, что он покидает их, все дети в храме заплакали...

Самому иеромонаху Евстафию, прибывшему к новому месту службы, было не до слёз - храм Равноапостольной княгини Ольги в усадьбе Михайловка под Стрельной являл собою тонущие в грудах мусора развалины.

После войны здесь размещалась птицефабрика, потом делались попытки перестроить церковь под спортивную базу… Переустройства и перестройки кончились тем, что своды алтаря обрушились, кровля галереи оказалась содранной, каменный пол обвалился…

Поднять без помощи государства этот ГИОПовский памятник архитектуры было нереально. Не приходилось рассчитывать и на материальную помощь епархии…

Тем не менее отец Евстафий поставил посреди руин крест, как он делал это и раньше в трёх восстановленных им церквях, и в храме Равноапостольной княгини Ольги начались церковные службы. Помню, мела позёмка по полу храма, у стен, поблёскивающих разводами льда, надувало сугробы снега, и особенно проникновенно посреди руин звучали слова проповеди: «Пилат спросил у Христа: "Что есть истина?” - и Спаситель не ответил ему, потому что Он Сам и был ответом на этот вопрос. Господь Сам - Истина, Сам Путь, явленный нам во всей полноте»…

 


Читайте:



Муж женится на другой во сне

Муж женится на другой во сне

Когда случается жениться во сне, наутро важно вспомнить сюжетные подробности своего сновидения. Дело в том, что сонник предлагает множество...

Не хочет жениться во сне

Не хочет жениться во сне

В статье на тему: "сонник жениться во сне мужчине" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Овен 21.03 – 20.04 Телец 21.04...

Утка тушеная с рулетиками из теста

Утка тушеная с рулетиками из теста

Приготовление утки в утятнице чаще всего может быть приурочено к праздничному обеду или ужину, когда за столом собирается вся семья. Утка на стол...

Утка тушеная с овощами в утятнице

Утка тушеная с овощами в утятнице

В сковороде разогреть небольшое количество растительного масла и выложить кусочки утки. Мясо лучше обжаривать не всё сразу, а порциями, чтобы оно...

feed-image RSS