Главная - Игры с детьми
История обряда крещения на руси. Традиции встречи и проведения праздника Крещения на Руси. Массовое крещение взрослых в реке

Обряд крещения Руси кратко

Обряд крещения Руси. Чаще всего под этим термином подразумевают обряд крещения киевлян, который официальная история датирует 988 годом.

Предыстория

Отбыв в Херсонес (Корсун) для заключения брака с сестрой Византийских императоров Анной, Владимир Святославович и его дружина приняли христианство прямо там. Согласно летописи произошло это в купели одного из городских соборов, расположенном в самом сердце города, где собирался торговый люд.
При крещении киевский князь был наречен Василием, а его крестным отцом согласно существующему в те времена обычаю, стал один из императоров Византии.
После возвращение в Киев, как повествует летописец Нестор, князь, первым делом, начал уничтожать языческих идолов. Так, он велел сбросить с пьедестала статую Перуна, которого сам же некоторое время назад провозгласил верховным божеством славянского пантеона, бить его палками, а затем привязать к лошадиному хвосту, спустить к берегу Днепра и бросить в воду.
Все это было сделано не просто так. Князь преследовал цель дискредитировать языческих богов (показать, что они не могут постоять за себя и отомстить за оскорбление и унижение) в глазах соотечественников и психологически подготовить народ к переходу в другую веру.

В водах Почайны

После расправы над идолами языческих богов, Владимир отправил своих приближенных созывать весь народ киевский для совершения обряда крещения.
Самый знаковый и массовый обряд в рамках крещения Руси состоялся в водах у слияния Днепра и одного из его правых притоков – Почайны.

В назначенный день с раннего утра на берегу собрались практически все жители Киева – от мала до велика. Священники же, приехавшие вместе с царевной Анной из Царьграда и Корсуни, а также сам Владимир и его дружинники и приближенные, уже принявшие христианство, подготовились к этому ответственному событию заранее.
Утром они отслужили торжественную литургию, а затем крестным ходом, держа в руках хоругви и образа отправились к месту собрания киевлян.

Язычники, собравшиеся у подножия небольшой горы, которую впоследствии назовут Владимирской горкой, входили в воду, как свидетельствует летопись, по грудь, другие по шею. Многие держали на руках детей.
Священники начали читать молитвы. Над рекой разнесся запах ладана. Мало кто из собравшихся здесь понимал значение обряда, и практически никто не знал, как и что надо делать.
Сам Владимир наблюдал за всем происходящим с возвышенности.
Наконец, попы разрешили всем выходить из воды – обряд завершен. Все мокрые и все еще не до конца понимающие что произошло, расходятся по домам. Теперь все они – христиане и им предстоит учиться жить по новым законам и канонам, забыв всех своих прежних богов.

В ночь с 18 на 19 января православные отмечают один из самых древних и почитаемых праздников христианской церкви - Крещение Господне, или Святое Богоявление! Крещение завершает Рождественские святки, а накануне верующие встречают Навечерие, или Крещенский Сочельник. В нашей стране сложились особенные традиции встречи этого чудесного праздника, о которых мы непременно расскажем.

1. Истоки Крещения

Праздник Крещения называется также Богоявлением, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица - Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в водах реки Иордан, и Дух Святой сошёл на Сына в виде голубя. Это день называют ещё днём Просвещения и праздником Светов - от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных, которое является, в сущности, духовным просвещением. В этот день Христос даровал падшему в грехе человеку возможность получить благодать Духа Святого после обряда Крещения. С тех пор крестившиеся получают прощение грехов и возрождаются для новой, духовной жизни.
Крещение (Богоявление) - один из самых первых христианских праздников (письменные сообщения о нём восходят к II веку). Он старше Рождества Христова, которое праздновали вместе с ним до четвёртого века. В IV веке в Риме стали праздновать Рождество в день непобедимого солнца 25 декабря. Но древнее совмещение праздников осталось в некоторых восточных церквях: армяне и индийцы-христиане Малабара продолжают праздновать Рождество 6 января, в день Богоявления. Традиция праздновать 6 января «старое» Рождество сохранилась и на Шетландских островах (где летом белые ночи, а зимой - сполохи). И по-прежнему и Рождеству, и Богоявлению предшествует Сочельник. Праздник Крещение Господне очень важен. Считается, что именно крещение явило миру Спасителя, который взял на себя все грехи человечества. Об этом писал ещё Иоанн Златоуст. И именно с момента крещения Иисус начал проповедовать слово Божье и просвещать людей.

2. Традиции празднования

18 января праздник предваряет Крещенский Сочельник. В этот день православные, как и накануне Рождества, держат строгий пост до вечерней звезды (или до принесённой из храма освящённой воды), а потом семья собирается за постным столом с непременным сочивом из разваренного зерна, миндального или орехового «молока» и мёда.
От сочива, между прочим, и вошло в русский язык слово «сочельник». В некоторых местах этот вечер называли «Голодной кутьей». В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на великое освящение воды, а потом на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, наваристые борщи, холодцы, колбасы и запечённую свинину. В некоторых местностях угощались «квадратными» блинами - «чтобы водились деньги».
Ещё на Руси в день Крещения Господне, как только первый церковный звон позовёт к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра. Считается, что крещенская вода обладает целебными свойствами.
Её можно пить при болезни натощак и умываться, чтобы быть здоровым. Пить крещенскую святую воду нужно с молитвой, попросив у Всевышнего духовного и физического здоровья. И вовсе не обязательно брать её канистрами про запас. Ведь много должно быть не воды, а веры.

3. Купания в иордани

Вода - источник жизни человеческой, её освящение означает в православии освящение жизни. Во время Крещения во всём мире, где есть возможность, святить воду выходят на реку, на море или на озеро, а если нет возможности, воду освящают в храме, и так - всюду и везде. В наших широтах в это время, как правило, стоят сильные морозы. Так что на замёрзших водоёмах воду освящают в особых прорубях, которые называют «иордань» в память крещения Христа в реке Иордан. Есть традиция купания в этих прорубях. Богоявленская, или Крещенская, вода (Агиасма) издревле считалась святыней. Её хранили и теперь хранят в продолжение года, ею окропляют вещи, принимают её в болезни и дают пить тем, кто по каким-то причинам не может причаститься.
Для верующих купание на Крещение означает приобщение к особой благодати Господа, которую он посылает на всю воду в этот день. Также считается, что вода на Крещение приносит здоровье, как телесное, так и духовное. В то же время Церковь предостерегает от того, чтобы придавать данной традиции какой-либо магический смысл. Проруби, или иордани, в которых купаются на Крещение, освящаются. Жёстких правил для желающих окунуться в них не существует.
Но всё-таки принято быстро погружаться с головой в воду 3 раза, при этом креститься и произносить: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Традиционно считается, что в Крещение купаться надо в рубашках, а не в купальниках, чтобы не выставлять напоказ свои телеса. Ну и, конечно, не стоит идти на жертвы, если есть какие-то проблемы со здоровьем, например с сердечно-сосудистой системой. Всё-таки это резкие перепады температур, что может негативно сказаться на организме.

4. Крещенские гадания

В старину гадание на Крещение было популярным развлечением. Тем не менее гадание - это вовсе не религиозный обычай. К истинному христианству и к самому празднику Крещения Господня гадание отношения не имеет, а восходит к язычеству. Девушки на Крещение гадали на суженого: разные кольца клали в мешок с зерном и, по очереди доставая их, определяли судьбу. Медное кольцо сулило бедного жениха, серебряное - из семьи со средним достатком, кольцо с самоцветом - жениха знатного, а золотое - из купцов. Другим распространённым гаданием было выйти вечером за ворота и кликнуть суженого. Повстречать молодого парня считалось хорошей приметой, а старика - дурной. Сны в ночь Крещения считали вещими, а девушки загадывали увидеть во сне будущего супруга.

«Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам», - говорит Господь Иисус Христос своим ученикам. Научение вере, катехизация или оглашение - это Божия заповедь. Необходимость оглашения подтверждают 46-е правило Лаодикийского и 78-е правило Шестого Вселенского соборов.

Кто такие оглашенные?

Оглашенные (или по-гречески - «катехумены») - это в первую очередь христиане. Они еще не приняли крещения, но уже считались членами Церкви Христовой и присутствовали на части богослужений, слушали Священное Писание. Во II-III веках срок оглашения был не менее трех лет. Гонения и ереси, вероучительные споры требовали от христиан стойкости и знания своей веры. Поэтому Церковь очень ответственно подходила к принятию в свое лоно новых членов и очень благоговейно относилась к самому таинству крещения. И ко времени, когда в VI веке христианство стало государственной религией в Византии и в церковь пошло много язычников, уговоренных родственниками-христианами или желающих продвижения по службе (статус христианина этому способствовал), Церковь встретила их уже проверенной практикой длительной подготовки к крещению. В какой-то степени катехуменат был буфером между Церковью и миром: с одной стороны, Церковь через огласительные беседы говорила с миром; с другой - институт оглашенных защищал Церковь от проникновение в нее духа мира сего. Но главное, эта промежуточная стадия между сознанием язычника и верного христианина нужна была самим оглашенным: для испытания своей верности Христу, покаяния, «перемены ума» в самом прямом смысле - перемены приоритетов, ценностей, всего мировоззрения и поведения. Главной задачей катехизации было не столько обучение основам веры, сколько введение оглашенных в жизнь и Предание Церкви.

Вступительные экзамены

В древности таинство крещения было не частным, а общественным и торжественным событием. В канун Пасхи и Пятидесятницы, в Рождественский и Богоявленский сочельник крестились все прошедшие огласительный период и интенсивный курс изучения основ веры. Во II-III веках оглашение могло длиться от года до трех. Язычники, уверовавшие во Христа как Сына Божьего, впервые приходя в церковь, должны были пройти собеседование с епископом или другим назначенным им членом клира: пресвитером или диаконом. Будущие оглашенные рассказывали о себе и причинах своего намерении креститься; епископ говорил им небольшую проповедь о том, что такое христианская жизнь и чем христианство отличается от язычества.

После этого проходило посвящение в катехумены (оглашенные). На востоке обряд посвящения состоял из осенения печатью креста (осенения крестным знамением лба и груди), экзорцистского «дуновения» с чтением молитвы и возложения рук. На западе к этому прибавлялось еще вкушение будущим оглашенным щепотки соли в знак той соли Слова Божьего, которую он вкусит во время огласительных занятий. Пройдя обряд посвящения, оглашенные начинали занятия, где им рассказывали о самом Христе, о пророках, предсказывавших приход Мессии, о творении мира и о замысле Божием.

Оглашенные старались сочетать теорию с практикой, исправляя жизнь в согласии с христианским духом. Часто занятия проходили ежедневно, по утрам, чтобы прервать благочестивую языческую традицию посещать храмы перед тем, как отправиться на работу. Оглашенным позволялось присутствовать на всех богослужениях, за исключением литургии верных.

Приступить к крещению могли только те, кто пробыл в чине оглашенных достаточное количество лет, изменил свою жизнь, имел свидетельство верных о серьезности своих намерений, мог лично исповедовать веру и не имел беснования.

Святой Иустин Философ (II век), сам преподававший христианское учение в основанной им школе для оглашенных, писал в своей книге о катехизации: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещается, что может жить сообразно с ними, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, они возрождаются… как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во Имя Бога Отца и Владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святаго».

Интенсивный курс

Тех, кто прошел оглашение и хотел креститься на ближайшую Пасху, ждал еще один экзамен: повторное собеседование с епископом, где оглашенный должен был рассказать об изменениях, произошедших с ним в течение двух-трехлетнего периода. На собеседовании обязательно присутствовали крестные оглашенного, свидетельствующие истинность его слов.

Пройдя собеседование, человек записывал свое имя в список для крещения на ближайшую Пасху или другой из упомянутых дней. С этого момента он назывался «просвещаемым», т. е. готовящимся к «просвещению» (крещению).

Просвещаемые обязаны были посещать огласительные занятия, поститься (воздерживаться от мяса и вина, а также от пищи, посвященной языческим идолам («идоложертвенного») в знак покаяния. Хотя это и не было обязательным, верные (уже принявшие крещение) тоже могли поститься и посещать эти занятия, чтобы возобновить пережитое обращение и очистить душу и достойно подготовиться к встрече праздника Пасхи. По некоторым сведениям, из поста просвещаемых и сочувствующих им верных и произошел Великий пост.

После собеседования с епископом просвещаемый переводился на «интенсивный» курс. «Курс» святителя Кирилла Иерусалимского начинался с «предогласительной беседы», где святитель говорил просвещаемым об изменении их статуса в Церкви и увещевал не пропускать занятия, выучить сказанное, но не говорить о нем оглашенным, а также не любопытствовать о том, что делают на литургии верные. Дальнейшие беседы были посвящены толкованию Символа веры, молитвы «Отче наш» и некоторым другим вероучительным, нравственным и аскетическим аспектам христианства. До Второго Вселенского собора (381), на котором был принят Никео-Цареградский Символ веры (который мы читаем сегодня), в каждой поместной Церкви использовался свой крещальный символ, который представлял собой краткое исповедание веры, произносимое просвещаемым во время таинства крещения (отсюда он и появился). Догматическое содержание в таких исповеданиях оставалось одним и тем же, но формулировки были разные.

Тайны веры

Изучение Символа веры было своего рода привилегией просвещаемых: оглашенные не знали его, и знать им это не полагалось. Пожалуй, были только две вещи, которые ни внешним, ни оглашенным не рассказывались: это учение о Боге-Троице и о Евхаристии. Как наиболее сложные и парадоксальные, они могли быть неверно понятыми и принесли бы только вред, потому что «и больные просят вина; но если оно безвременно будет дано, то сумасшествие производит, отчего рождается два зла: и больной умирает, и врач остается в бесславии. Так, если оглашенный услышит что-либо от верного, то и оглашенный впадет в безумие, потому что не понимает слышанного, однако оное порочит и осмеивает говоримое, и верный осуждается как предатель этой тайны» (св. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»).

Просвещаемые изучали Священную историю, им рассказывалось о таинстве крещения. Известно, что святитель Кирилл Иерусалимский, еще не будучи епископом, вел огласительные беседы несколько раз в неделю по несколько часов. На таких занятиях, кроме самих бесед, просвещаемые молились, и над ними произносились заклинания (экзорцизмы), которые готовили просвещаемых к обряду отречения от сатаны, совершаемому перед крещением.

После прохождения интенсива просвещаемых опять ждал экзамен. Накануне дня крещения, например в Страстную пятницу, они читали наизусть Символ веры и молитву «Отче наш» в присутствии епископа, а в Западной Церкви - и верных.

Крещение предварялось обрядом отречения от сатаны, которое подчеркивало разрыв с языческим прошлым, и обрядом сочетания со Христом. В наш век скептицизма многим принимающим крещение порой смешно и неловко плевать и дуть «на дьявола», но бывшие язычники в II-IV веках с полным пониманием относились к таким вещам.

После принятия крещения новоначальные христиане прослушивали еще одну серию бесед - теперь уже тайноводственных (введение в таинства Церкви). Объяснялся более глубоко смысл таинства крещения, а также миропомазания и Евхаристии. Что-то о таинстве крещения неофиты уже знали, но о Евхаристии рассказывали только после крещения.

Кто мог катехизировать

Занятия проводились специально благословленными на это людьми, необязательно священниками. Например, христианский писатель и богослов Ориген (первая половина III века) начал преподавать в Александрийском огласительном училище в ранней юности, после мученической смерти его отца (не имея тогда сана), сменив на этом посту своего учителя и тоже церковного писателя Климента, который был священником.

Могли быть катехизаторами и женщины, поставленные на служение диаконис. Они должны были на дому обучать «простых сельских женщин ясным церковным правилам, как отвечать крещаемой и как жить после Крещения», как предписывал Четвертый Карфагенский собор.

До нас дошли огласительные беседы святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Амвросия Медиоланского, Феодора Мопсуэстийского, Августина Блаженного. Все эти беседы - живое слово, обращенное к живым слушателям, поэтому читать их интереснее, чем катехизисы, которые достались нам с Синодального периода. Последние претерпели сильное влияние католической схоластики, поэтому, хотя они хорошо структурированы, очень скучны. Огласительные слова святых отцов, кажется, имеют единственный недостаток: их переводы на русский делались в девятнадцатом веке и их язык может показаться сложным современному читателю.

Во сколько лет креститься?

Историки говорят, что зафиксировать момент появления практики крестить в младенческом возрасте нет возможности. Мы не знаем точно, крестили ли детей в апостольский век, но Новый Завет сообщает нам о крещении целых семей, в которых, конечно же, были маленькие дети (Корнилия (); Лидии - «крестилась она и домашние ее» (); темничного стража «и всех бывших в доме его» (); Криспа: «Крисп же, начальник синагоги, уверовал в Господа со всем домом своим» (); Стефана «крестил я также Стефанов дом» (). В Апостольском предании святого. Ипполита Римского (около 215 года) сказано: «Облачитесь в одежды и в первую очередь крестите детей. Все те, которые могут говорить о себе, пусть говорят. За тех же, которые не могут говорить о себе, пусть говорят их родители или кто-нибудь из родственников». Отсюда видно, что среди детей были и совсем маленькие, которые не умели говорить (но это могли быть и не новорожденные). Святые Ириней Лионский и Ориген, ссылаясь на апостольское предание, говорят о практике крестить младенцев. На Карфагенских соборах III века шли споры о крещении младенцев. Было вынесено решение: «…не возбранять [Крещения] младенцу, который, едва родившись, ни в чем не согрешил, кроме того, что, происшедши от плоти Адама, восприял заразу древней смерти чрез самое рождение и который тем удобнее приступает к приятию отпущения грехов, что ему отпускаются не собственные, а чужие грехи». Однако практика крещения взрослых, которые могли бы приступить к крещению сознательно, еще долгое время была очень распространенной. Известно, что Иоанн Златоуст был крещен в 23 (25?) года, Василий Великий - в 26 лет, Григорий Богослов, происходивший из епископской семьи, - в 28, блаженный Павлин Ноланский - в возрасте около 37 лет. Блаженный Августин, который был принят в катехумены еще в младенчестве, крестился после длительных духовных скитаний и борений в 33 (34?) года.

Кроме принципиальных соображений были и откровенные злоупотребления временем оглашения, особенно когда христианство с IV века становится государственной религией: катехумены считались христианами, значит, пользовались всеми правами перед государственными законами, освобождаясь от обязательств христианской жизни. Церковь боролась с этой хитростью, но не очень успешно. Например, cвятой Григорий Богослов, возражая против такого корыстного подхода к таинству крещения, писал: «Крестимся ныне, не будем отдалять от себя благодеяние… не будем ждать, пока сделаемся худшими, чтобы прощено нам было больше; не будем Христо-корчемниками и Христо-купцами. …Спеши к дару, пока еще владеешь рассудком, пока не болен и телом, и духом… пока язык твой не запинается, не охладел и может ясно произнести (не говорю уже о большем) слова Тайноводства, …пока дар для тебя очевиден, а не сомнителен, благодать касается глубин, а не тело омывается на погребение».

Массовое распространение практика крещения младенцев получила в христианской Византийской империи, и именно с этого времени вытесняется практика катехизации.

Журнал «Нескучный сад»

Каждый человек должен знать происхождение и историю своего народа и страны. Одним из самых важных событий, которые повлияли на судьбу и развитие христианства и многих традиций и верований в России - является Крещение Руси.

Празднование Крещения Руси утверждено Дмитрием Медведевым 1 июня 2010 г. За праздником закреплена дата 28 июля - день памяти князя Владимира Крестителя. Согласно календарю, праздник не является официальным выходным.

Значение Крещения Руси

Крещение Руси произошло в 988 г. по инициативе равноапостольного князя Владимира, внука княгини Ольги, которая сама приняла христианство в Константинополе. Для государства принятие христианской веры имело огромное значение:

  • Единая вера требовала отказа от многочисленных богов, объединяла народ по принципу: "один Бог, одна держава и один правитель". Христианская вера сделала возможным образование Русской православной церкви;
  • Приобщало Русь к европейским ценностям, так как большинство народов к тому времени уже приняли христианство;
  • Единая религия способствовала политическому и культурному развитию государства, распространению письменной грамотности, иконописи, церковной литературы.

Крещение Руси началось с Киева, когда князь в первую очередь окрестил своих 12 сыновей и высокопоставленных бояр. После этого в Днепр был сброшен главный идол языческих верований - Перун, а над всеми киевскими язычниками в речке провели принудительный обряд крещения. Сам Владимир отказался от многоженства, чего требовало христианство.

Вслед за столицей распространение новой религии, сопровождаемое возведением церквей, началось в других городах. Процесс затянулся на несколько столетий и после смерти Владимира был продолжен его сыном - Ярославом Мудрым.

Дальнейшее распространение единой христианской веры помогло сплотить народ и объединить разрозненные древнерусские земли. В наше время празднование сопровождается крестными ходами, освещением воды, омовением в реках и озерах, культурными и просветительскими мероприятиями.

Влияние Крещения Руси на развитие садоводства

Принятие единой религии способствовало мощному развитию садоводства и огородничества. На территории Руси начали распространяться новации греческих и византийских ученых, что способствовало щедрому урожаю плодовых и ягодных культур.

Постепенно садоводство стало престижным и уважаемым занятием. Первые сады под матушкой-Москвой появились, благодаря князю Юрию Долгорукому. Со временем это занятие так приглянулось населению, что быстро распространилось по территории страны. Там, где в нынешнее время расположилась Болотная площадь был засажен Государев сад, который радовал плодами черешен, яблонь, красной смородины, крыжовника и даже барбариса, на протяжении 200 лет.

В период правления Ивана Грозного на месте нынешнего Александровского сада располагался Аптекарский огород. Здесь выращивали кусты ягод, а также - плодовые деревья, среди которых были известные сегодня сорта груш: Царская и Волошская; яблонь: Скрут и Налив; вишен: сорт Кузьминский и Любская), целебные травы и овощи.

Александровский сад и Аптекарский огород в Москве

Часто гости столицы, хорошо знающие историю - путаются, считая, что оба названия принадлежат одному месту. Так как в современной Москве существуют оба эти парка: Александровский сад - в самом центре Москвы, и неподалеку - Аптекарский огород, на территории Ботанического сада. Старое название первого - не используется, но не было забыто, а назначено другому парку.

Традиции и обряды в день Крещения Руси

Несмотря на широкое распространение христианской веры на территории государства и активное возведение церквей, язычество не спешило сдавать свои позиции. Вытеснить установленные веками верования так и не удалось.

Отголоски древних поверий переплелись с христианской религией, праздниками и традициями , в которых мы продолжаем поклоняться стихиям и природе. В день Крещения Руси дачники освящают воду для полива, купаются в реках и устраивают банные дни.

Религиозные садоводы, которым удается побывать в храмах, связанных с Крещением Руси - набирают святую землю для своих огородов. Многие верят, что эти ритуалы способствуют богатому урожаю и очищению почвы от болезней и вредителей.

Итог

Крещение Руси - не просто дата в календаре. Это событие стало переворотным и основополагающим во многих направлениях, объединило разрозненные племена, дало развитие современным традициям, праздникам, религии, а также садоводству и огородничеству в нашей стране.


Настроение сейчас - Лирическое!

Крещение, или Богоявление, празднуется Православной Церковью 19 января по новому стилю . Накануне праздника, 18 января установлен строгий пост.

Праздник Крещения Господня - один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника - «Епифания» - явление, или «Теофания» - Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Все четыре Евангелия свидетельствуют об этом.
«И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1,9-11).

Слово «крещаю», «крещу» в переводе с греческого означает «погружаю в воду». Нельзя понять смысла и важности крещения, не уяснив прежде символического и реального значения воды в Ветхом Завете. Вода - начало жизни. Именно из воды, оплодотворенной животворящим Духом, произойдут все живые существа. Где нет воды - там пустыня. Но вода же может и разрушать, и уничтожать - как водою великого потопа Бог залил грехи и разрушил зло человеческое.

В память того, что Спаситель Своим Крещением освятил воду, бывает водосвятие; накануне праздника вода освящается в храмах, в самый же праздник Богоявления - в реках или других местах, где берут воду. Крестным ходом на Иордан называется шествие для освящения природных водоемов.

Крещение Иоанново было символическим и означало, что как тело омывается и очищается водою, так и душа человека, кающегося и уверовавшего в Спасителя, будет очищена от всех грехов Христом. Сам Иоанн восклицал: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

И вот к нему приходит Иисус из Назарета. Иоанн, считая себя недостойным крестить Иисуса, стал удерживать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус сказал ему в ответ: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14-15).

После Крещения Христа крещение для людей уже не просто символ очищения. Здесь Иисус явил Себя миру как Христос, Сын Божий. «Я видел, я свидетельствую: Он - Избранник Божий», - подтверждает Иоанн Креститель. («Мессия» по-еврейски - то же, что по-гречески «Христос», то есть «Помазанник Божий»). Богоявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение в древней церкви

До VI века подготовка взрослых людей к крещению называлась оглашением - устным научением вере. Оглашаемые делились на несколько разрядов (до пяти), а оглашение (или катехизация) могло длиться до трёх лет. В древности оглашение, крещение и миропомазание разделялись во времени в зависимости от духовной подготовленности человека. Перед крещением полагался 40-дневный пост, причём вместе с готовящимися ко крещению постилась вся христианская община. Отголосками этой традиции остались Великий пост перед Пасхой и пост перед Рождеством, которое раньше праздновалось в один день с Крещением Господним. Если верный христианин переселялся в другой город, то община давала ему сопроводительное письмо, по которому его принимала в евхаристическое общение община христиан другого города.

Крещение принимали зачастую в позднем возрасте: Григорий Богослов, сын Назианзского епископа, принял крещение от собственного отца в 30-тилетнем возрасте, Василий Великий и Иоанн Златоуст крестились уже после завершения получения образования. Это объясняется тем, что в этот период (IV-V века) большое значение придавалось сознательному принятию таинства крещения. Однако уже в 124-м правиле Карфагенского Собора (IV в.) содержится анафема в адрес отвергающих необходимость крещения младенцев и новорожденных детей.

Крещение младенцев

В православной церкви крещение совершается над человеком в любом возрасте, начиная с новорождённых младенцев. Над младенцами крещение в Православной Церкви совершается по вере родителей и восприемников - крёстных отцов и матерей. Они несут ответственность за христианское воспитание детей, ручаются за веру крещаемого и обязаны разделить труды родителей по его воспитанию. Младенца мужского пола из купели после крещения берёт на руки мужчина, а женского-женщина. Крёстными родителями не могут быть: монашествующие, родители в отношении собственных детей, супруги при крещении одного младенца, но состоящим в браке разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей при условии что их крещение совершается в разное время.

В древности крестить старались только тех, кто принимал крещение сознательно, поэтому крещение детей было редкостью и вызывало немалые споры. Некоторые считали, что дети безгрешны, и в случае их смерти, они и без крещения попадут в рай, другие считали необходимым крещение детей, основываясь на словах Христа: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное.» (Мф.19:14). Многие, даже уверовавшие, оттягивали своё крещение, чуть ли не до смертного одра, рассчитывая подольше пожить в наслаждениях и грехах, а затем очиститься крещением от всех грехов и умереть почти безгрешным. Поэтому Церковь стала бороться с этим обычаем, и стала требовать крещения младенцев уже в 8-й день от роду (как было заведено и с ветхозаветным обрезанием), а в случае угрозы здоровью и жизни ребёнка, даже раньше. В этом случае несознательный ещё ребёнок крестится по вере родителей (от которых он ещё находится в почти полной духовной зависимости) и восприемников, и если крещённого младенца принесли в храм причащать, то поститься и вычитывать молитвы ко причащению (хотя бы частично) за младенца должны его родители (если слабая кормящая мать не может, тогда пост должен держать хотя бы отец причащаемого младенца) или крёстные, даже если сами они в этот день не причащаются.

Обряд крещения младенца в Софийском соборе (Пушкин) (2005)

До 40-го дня даже православной роженице нежелательно входить в храм (по примеру Девы Марии), поэтому, если крестят 8-дневного, то его мать стоит, обычно, в притворе, а ребёнок на руках у крёстных (в крайних случаях, на руках у его отца). При воцерковлении мальчиков с чтением песни Симеона Богоприимца заносят в алтарь через южные пономарские двери, кланяются с ним престолу проносят через горнее место и выносят уже через северные врата, а девочек в алтарь не вносят (священнослужителями могут стать лица только мужского пола). Хотя раньше и мальчиков, и девочек не только вводили в алтарь, но и прикладывали к престолу (мальчиков - три раза, девочек - один). И мальчики и девочки прикладываются к иконам Спасителя и Божией Матери на иконостасе и полагаются на амвоне. Отец должен перед амвоном и священником сделать 3 земных поклона и взять на руки своё чадо.

До 7-летнего возраста согласие на крещение младенца требуется только у его родителей, потому что только они несут ответственность за ребёнка перед Богом. До 14-летнего возраста на крещение требуется согласие как родителей, так и самого отрока или отроковицы. Для тех, кто старше 14-ти лет, разрешение на Крещение от родителей уже не требуется.

Крещение подростков и взрослых

В настоящее время подросток или взрослый человек, желающий принять крещение в Православной Церкви, должен, по меньшей мере, прочесть Новый Завет, православный Катехизис (изложение основ православной веры и учения Церкви), искренне принять Спасителя и Его учение, постараться обдумать свою предыдущую жизнь, увидеть содеянное им зло и покаяться в нём, чтобы «вода не осталась водою» и благодать, даруемая в таинстве, не была растрачена напрасно, но умножена. В крещении детей как правило принимают участие крёстный отец и крёстная мать (крёстные родители, или просто крёстные). Хотя для крещения мальчика достаточно крёстного отца, а для девочки - крёстной матери. После крещения крёстные между собой и родителями ребёнка называются кумовья.

Таинство крещения

Крещение в Православной Церкви совершается троекратным погружением с головой в купель со святой водой - во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Крещение обливанием допускается лишь в крайнем случае, когда отложить его невозможно, а совершить крещение погружением не позволяют условия. Патриарх Алексий II призвал духовенство РПЦ совершать крещение через полное погружение в святую воду, а не через обливание или окропление. При крещении обязательно произносятся тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий во имя Отца аминь. И Сына аминь. И Святаго Духа, аминь».

Крещение совершает архиерей или священник, в крайнем случае крестить может даже мирянин «страха ради смертного» с обязательным произнесением тайносовершительных слов . Если крещённый мирянином человек останется живым, то над ним крещение священник больше не повторяет (если оно правильно было совершено), но должен совершить над ним только миропомазание, после чего человека можно допускать до Причащения и других церковных таинств. Если же крещённый мирянином человек всё же умер, то за него уже можно молиться в храме и даже вынимать частички на проскомидии.

Перед крещением должно совершаться оглашение, то есть, глубокое и всестороннее объяснение основ и смысла Православной веры.

Массовое крещение взрослых в реке

В начале крещения сам человек или его крёстный родитель должен трижды отречься от сатаны «и всех дел его, и всего служения его», трижды исповедать (заявить во всеуслышание) своё желание «сочетаться со Христом» и осознанно прочитать Символ веры, который должен быть хорошо знаком и понятен крещаемому или его восприемникам.

Затем священник произносит великую ектению, освящает воду в купели рукой, сложенной в именословное перстосложение, помазует воду и крещаемого елеем (см. елеопомазание), совершает собственно крещение (погружение); во время чтения 31-го псалма (Пс.31) на крещёного надевается крест и белая одежда (в древней церкви надевался ещё и венок на голову крестившегося, как на причисленного к лику мучеников и «царственного священства»). Священник совершает миропомазание и затем с крещённым и восприемниками троекратно обходит купель. Читается Апостол (Рим.6:3-11) и Евангелие (Мф.28:16-20), священник омывает и отирает миро, совершает постриг волос крещённого, произносит сугубую ектению и отпуст.

Таким образом, при совершении таинства крещения используется несколько обрядов, каждый из которых имеет символическое духовное значение:
обращение крещаемого к западу (символу тьмы) для отречения от сатаны, который есть духовная тьма;
помазание елеем младенца перед погружением в воду (купель) для непобедимости в борьбе с сатаной;
погружение в воду, при котором Дух Святой тайно сходит на крещаемого, дарует семя Жизни (притча о Сеятеле) и очищает от грехов;
возложение креста на грудь означает, что крестившийся желает постоянно помнить о кресте - символе спасения, и терпеливо (и с радостью) нести его всю свою жизнь.
одевание в белую одежду указывает, что крещаемый очистился от грехов и должен вести чистую жизнь. Кроме того, белый цвет - проявление радости от обручения со Христом (Святые отцы учат, что душа каждого человека призвана стать невестой Бога);
хождение вокруг купели - символ вечности;
пострижение волос - предание новокрещённого воле Божией.

После крещения совершаются
Миропомазание,
Воцерковление и
Причащение - если в тот день в этом храме совершалась божественная Литургия и Святые Дары ещё не потребились. Если Святые Дары уже потреблены, взрослых новокрещённых дозволяется причастить запасными (подсушенными) Святыми Дарами.

Символика таинства

Каждый элемент обряда в православном таинстве крещения выражает посвящение человека Христу. Например, острижение волос в греко-римском мире было знаком рабства человеку, а в таинстве крещения острижение пряди волос знаменует собой рабство Богу. Нательный крестик, который вешают на шею крещаемому, должен напоминать о крёстном подвиге Христа, о долге христианина и заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой…
(Мф.16:24)

Смысл этого напоминания в том, чтобы помочь крещённому преодолеть эгоизм, гордость, сластолюбие, лень, страх и приблизиться к той любви, которой любил человека и мир Христос. Белая рубаха, в которую облачают крещаемого, означает чистоту жизни во Христе, преображение человека Божественным Светом; свеча в его руке или в руке крёстного - духовное просвещение, свет радости.

Крещение является духовным рождением - после крещения (и миропомазания) можно приступать ко всем остальным таинствам Церкви (покаяние - в усечённом виде - можно совершать и над некрещеными).

 


Читайте:



Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

Котлеты из курицы с грибами Аппетитные куриные котлеты с грибами

филе куриное (грудка или мякоть с бедер) – 540 гр.;шампиньоны свежие – 640 гр.;небольшая луковица;чеснок – 2 крупные дольки;яйцо;соль и перец...

feed-image RSS