Главная - Бараниной
Мода пушкинской эпохи на страницах романа "евгений онегин". Реферат на тему “Моды пушкинской поры” Разработка занятия мода пушкинской поры

Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 000

Проект по теме: «Мода пушкинских времён»

Руководитель проекта: ,

Москва 2012

Введение 3

Пушкинский роман в стихах и мода 5

Мотив моды в романе Пушкина «Евгений Онегин» 6

Женский костюм 7

Мужской костюм 9

Композиционная роль предметно-бытовой детали 11

Роль описания одежды для создания фона эпохи 12

Словарь 15

Устаревшее, современное и общее применение предметов

туалета. 19

Заключение 20

Литература, источники 22

Иллюстрации 23

Введение

Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца .

В Х I

Цель нашей работы - проанализировать роман в стихах «Евгений Онегин».

Основные задачи нашей работы:

Исследовать модные тенденции XIX века;

Составить словарь предметов туалета, употребляемых в романе (в помощь учащимся);

И сопоставить устаревшие и современные их названия.

Мода Х I Х века развивалась под влиянием быстрого роста промышленности, многочисленных смен направлений в искусстве, конкурентной борьбы отраслей производства и конкуренции в торговле. Текстильная промышленность заполнила международный рынок самыми разнообразными тканями, рассчитанными на любой вкус.


Никогда ни одна мода не была такой изощренной в части отделок, как мода Х I Х века. Тесьма, синель, бахрома, галуны, шали, платки – все это далеко не полный перечень предметов, необходимых при создании костюма. Только в России в Х I Х веке ежегодно открывалось более сотни больших и маленьких фабрик, производивших гладкие, с ткацким и набивным узором ткани, платки, шали и многое другое. Конкурируя между собой, эти производства зорко следили за модой, изобретая новое, они в свою очередь делали возможной более быструю смену моды. Мода для женщин Х I Х века – рабство, в котором они пребывали почти всю жизнь.

Именно в Х I Х веке сущность костюма как «защитной» окраски и формы выступает удивительно ясно. Костюм призван создать определенное образное впечатление, соответствующее настроению в данный период времени. Костюм становится визитной карточкой : по одежке встречают…, и средством борьбы за существование. Гувернантка, кассирша, продавщица – все они вынуждены «иметь вид» и проявлять максимум женской ловкости, вкуса и выдумки, чтобы быть «достойно» одетыми.

В Х I Х веке господство Франции в области моды стало неоспоримым и тем более разжигало тщеславие снобов и буржуа всех стран мира…

Все, что в Париже вкус голодный,

Полезный промысел избрав,

Изобретает для забав,

Для роскоши, для неги модной,

Все украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

А. Пушкин «Евгений Онегин» (Гл.1 ХХ III )

В Париже художники костюма (кутюрье), как видные архитекторы, задавали тон своими проектами, диктуя всем остальным портным и мастерам свои идеи, воплощенные в моду. Конкурируя друг с другом, они изощрялись в изобретении бесконечного количества форм одежды, разграничивая ее по часам дня, сезонам и назначению. Появились туалеты визитные, прогулочные, летние «деревенские», городские, бальные, для театра и много всего другого.

Пушкинский роман в стихах и мода

Мода приходящая, а пушкинский роман вечен. Но мода существовала всегда, а значит, и во времена Пушкина. Пушкинский роман отразил и моду своего времени.

Мы лишь приблизительно понимаем значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор. А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки. Нельзя представить себе гоголевских героев без их вицмундирных фраков, Обломова – без привычного халата... тургеневских мужичков – без их армяков и зипунов». (Даль словарь живого великорусского языка. В 4 тт. Т. 2. М., 1994. С. 337) Но, к сожалению, многие виды одежды, обуви и головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению. Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющих отношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению с читателями тех времен мы многое теряем.

Неправильно было бы думать, что описание предметов одежды в художественном произведении – «мелочь» (тем более что у классиков мелочей не бывает). Вот что пишет известный пушкинист: «...форма одежды на протяжении всей первой половины XIX века, и даже раньше, не считалась пустой условностью. Ей придавалось значение идеологического символа, иногда даже знамени, декларации. Короткие брюки (culotte) во Франции времени революции были знаком аристократии, а длинные – демократии; недаром демократы назывались санкюлотами, т. е. носили имя по одежде <букв.: без коротких штанов>. Фригийская шапочка была символом революции. Павел I запретил и свирепо изгонял фраки и цилиндры («круглые шляпы») как символ буржуазной идеологии и революции. В начале 1820-х годов во всей Европе консерваторы носили шляпы с короткими полями, а либералы – с широкими. Грибоедов считает важным ополчиться против западного фрака, выступить за русскую одежду; этот самый фрак с принадлежащими ему жилетом и панталонами и попал у Пушкина в характеристику Онегина».


Мотив моды в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Что такое мода, и какое отношение она имеет к пушкинскому роману в стихах? В привычном понимании мода – это принятый в данный момент времени стиль, вид одежды, прически и т. д. Обратимся к словарю Ожегова. Оказывается, слово это многозначное:

1) Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определенной общественной среде в определенное, обычно недолгое время. «Войти в моду; одет по моде».»

2) мн. Образцы предметов, отвечающие таким вкусам (обычно об одежде). «Журнал мод».

3) Манера поведения, обычай (прост.). «Взял моду ругаться».

Об истинном значении этого существительного в пушкинское время можно судить по второму тому Словаря языка Пушкина, изданного в 1956 году:

Мода – 1) В какое-нибудь время в какой-нибудь среде склонность, пристрастие к чему-нибудь, предпочтение, оказываемое кому/чему-нибудь.

«Латынь из моды вышла ныне...» (Гл. 1, VI)

Принятая манера одеваться, причесываться и т. п.

«Острижен по последней моде...» (Гл. 1, IV).

2) Предмет туалета модного покроя [мн.].

«Про вести города, про моды

Беседы с нею не вела.» (Гл. 2, XXVII).

Этот же словарь сообщает, что существительное мода в произведениях Пушкина употреблено 84 раза! И больше всего примеров авторы словаря, известные пушкинисты, приводят из романа «Евгений Онегин». Но еще чаще в романе прилагательное модный в различных значениях: «для неги модной», «модных чудаков», «модный свет», «в руки модного тирана», «опрятней модного паркета», «на модном слове идеал», «в песне модной» и др.

Наиболее часто слова «мода» и «модный» употребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мотив моды проходит через всю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчинена моде, в которой он видит почти закон жизни. Мода – это не только следование новейшим образцам в одежде, хотя Онегин, конечно же, как и полагается денди, одет (а не только острижен) «по последней моде». Это и соответственная манера поведения, имеющая определенное название – дендизм, это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств. Мода обрекает Онегина на поверхностное отношение ко всему. Следуя моде, нельзя быть самим собой; мода преходяща, поверхностна.

Женский костюм

Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве, а затем и в быту (одежде) стиля ампир. Так же, как классицизм XVIII века, стиль ампир вдохновлялся античными образцами, но отличался от него меньшей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью.

Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. В начале XIX века дамы отбросили фижмы, пудреные парики и шлейфы. В нарядах отражалось равнение на античные добродетели и римские доблести. Жозефина, супруга первого консула Бонапарта, ввела в моду античные туники – открытые, легкие, стянутые под грудью полупрозрачные платья. Такой костюм был изящным, но не шел к климату России.

Изменился не только фасон платьев, но и их длина: они стали короче. Сначала открылись башмачки, а затем и щиколотки ног. Не случайно посвятил в «Евгении Онегине» столько поэтических строк женским ножкам:

Летают ножки милых дам;

По их пленительным следам

Летают пламенные взоры...

(Гл. 1, XXVIII)

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, перстнями и кольцами украшали, чуть ли не каждый палец руки. Дамские туфельки, сшитые из материи, чаще всего из атласа, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.

В дамский туалет входили длинные перчатки, которые снимались только за столом (а митенки – перчатки без пальцев – не снимали вовсе), веер , ридикюль (маленькая сумочка) и небольшой зонт, служивший защитой от дождя и солнца.

Веер в руках светской дамы превращался в тонкий инструмент интриги. Владеть им начинали учить маленьких девочек. Веер очень часто называли «полезный зефир». Он на самом деле оказывался полезным. Например, на внутренней стороне створок могли быть написаны модные цитаты из романов и трудов философов; дама подсматривала в эту «шпаргалку» и вставляла в свою речь умные фразы. Между створками веера прятали любовные записки.

Игра веером с целью покорить или отвадить мужчину называлась «махи». Если «полезный зефир» дама держала на груди, это означало «сдержанность». Если одна створка открыта – «братская нежность». Если три – «высокие чувства» и т. п.

Во второй четверти XIX века силуэт женского платья вновь меняется. Возвращается корсет. Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. Вот как об этом сказано у Пушкина в «Евгении Онегине»:

Корсет носила очень узкий

И русский Н, как N французский,

Произносить умела в нос...

(Гл. 2, XXXVIII)

Вместе с модой на одежду менялись и прически. В начале века женская прическа подражала строгой простоте античных форм. Предпочтительным считался каштановый цвет волос. В 30-е годы, эпоху романтизма, волосы укладываются буклями на висках.

Мужской костюм

Любой светский мужчина того времени носил фрак. В начале XIX века фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры: тонкая талия, широкие плечи, маленькие руки и ноги при высоком росте. Другой распространенной одеждой был сюртук (в переводе с французского – «поверх всего»).

В 20-е годы XIX столетия на смену коротким штанам и чулкам с башмаками пришли длинные и широкие панталоны – предшественники мужских брюк. Своим названием эта часть мужского костюма обязана персонажу итальянской комедии Панталоне, который неизменно появлялся на сцене в длинных широких штанах. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу оканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета.

Пушкин, приведя перечень модных деталей мужского туалета в «Евгении Онегине», отметил их иностранное происхождение:

Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет...

(Гл. 1, XXVI)

Самым распространенным головным убором пушкинского времени был цилиндр. Он появился в XVIII веке и позже не раз менял цвет и форму. Во второй четверти XIX столетия в моду вошла широкополая шляпа – боливар, названная в честь героя освободительного движения Южной Америки Симона Боливара. Такая шляпа означала не просто головной убор, она указывала на либеральные общественные настроения ее владельца. Судя по портретам, сам Пушкин носил шляпу а la Bolivar.

Дополняли мужской костюм перчатки, трость и часы. Перчатки, правда, чаще носили в руках, чем на руках, чтобы не затруднять себя, снимая их. Ситуаций, когда это требовалось, было множество. В перчатках особенно ценились хороший покрой и качественный материал.

Самой модной вещью XVIII – начала XIX века была трость. Трости делали из гибкого дерева, что не давало возможности на них опираться. Их носили в руках или под мышкой исключительно для щегольства.

Часы носили на цепочке. Для них в жилете был даже предусмотрен специальный карман. Пушкинский герой носил часы знаменитого парижского механика Брегета (вернее, Бреге), отзванивавшие время без открывания крышки циферблата.

Распространены были и мужские украшения: помимо обручального кольца, многие носили перстни с камнями (вспомним пушкинский перстень с восьмигранным сердоликом).

Обязательной принадлежностью дворянина был и лорнет – своеобразные очки на ручке. Двойной складывающийся лорнет также носили на шнурке или цепочке на шее. Когда разглядывать было нечего, лорнет прятали в карман.

XIX век отличался особым разнообразием верхних мужских одежд. В первой трети XIX столетия мужчины надели каррики – пальто, имевшие множество (порой до 15) воротников. Они рядами спускались, чуть ли не до пояса. Верхней одеждой также был двубортный редингот, или сюртук, который постепенно стал основным в деловой мужской одежде. В 30-е годы прошлого века в моду вошел макинтош – пальто из водонепроницаемой ткани, которую изобрел шотландский химик Чарльз Макинтош. Студеными зимами в России традиционно носили меховые шубы, веками не выходившие из моды.

Композиционная роль предметно-бытовой детали

Пушкин не описывает ни внешность, ни платье Татьяны, пока она – провинциальная девушка. Рисовать ее внешность и костюм не было нужды: в ней, в отличие от Ольги, важно совсем другое – ее душа, ее внутренний мир.

Но в восьмой главе романа портрет героини создается с помощью предметов туалета, и мы видим Татьяну – светскую даму:

Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?..

(Гл. 8, XVII)

Берет – один из самых распространенных головных уборов в 20-е годы, но цвет его... Малиновый цвет (он же пурпурный) всегда считался королевским. Надевая на Татьяну малиновый берет, Пушкин показывает ее царственное, благородное поведение в светском обществе, он возвышает ее над окружающими.

Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо...

(Гл. 8, XXX)

Боа было доступно только великосветским дамам, в провинции его не надевали даже на балу. Этим предметом туалета Пушкин подтверждает изменения, происшедшие в Татьяне.

Таким образом, предметно-бытовая деталь в описании одежды Татьяны играет композиционную роль: новые детали костюма героини знаменуют новый этап в ее жизни и, соответственно, в организации романа. Точно так же, описывая путь матери Татьяны, Пушкин использует детали костюма. Сначала мы узнаем, что

она была одета

Всегда по моде и к лицу...

(Гл. 2, XXXI)

Корсет носила очень узкий...

(Гл. 2, XXXIII)

А к концу жизни:

обновила, наконец

На вате шлафор и чепец.

(Гл. 2, XXXIII)

Роль описания одежды для создания фона эпохи

Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению.

В пушкинском романе представлена одежда всех слоев населения.

В одежде старшего поколения московского дворянства подчеркивается неизменность:

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна...

(Гл. 7, XLV)

Но молодежь Москвы старается не отставать от Петербурга в одежде и прическах:

Взбивают кудри ей по моде...

(Гл. 7, XLVI)

Вкусы провинциального дворянства невзыскательны, важно удобство:

А сам в халате ел и пил...

(Гл. 2, XXXIV)

Пушкин дает представление и об одежде простых горожан и крестьян:

В очках, в изорванном кафтане,

С чулком в руке, седой калмык...

(Гл. 7, XL)

А также:

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке...

(Гл. 5, II)

С платком на голове седой,

Старушку в длинной телогрейке...

(Гл. 3, XX)

Предметно-бытовая деталь нужна и для создания фона эпохи. Произведение Пушкина дает возможность определить по вещным деталям, к какому времени относится тот или иной факт. Так, читая о чепце княжны Елены, можно сделать вывод, что ее молодость, вернее, примерно 25-летний возраст, приходится на самый конец XVIII века, так как именно в это время в моду вошли разнообразные чепцы.

Художественные функции описания одежды достаточно многообразны: она может свидетельствовать о социальном статусе героя, его возрасте, интересах и взглядах, наконец, о чертах характера. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина «Евгений Онегин».

СЛОВАРЬ

названий одежды и предметом туалета

в романе «Евгений Онегин»:

Берет – мягкий, свободно облегающий головной убор.

«Кто там в малиновом берете

С послом испанским говорит?»

Боа – женский широкий наплечный шарф из меха или из перьев.

«Он счастлив, если ей накинет

Боа пушистый на плечо...»

Боливар – мужская шляпа с очень широкими полями, род цилиндра,

получившая свое название по имени лидера освободительного движения в Латинской Америке - Симона Боливара.

«Надев широкий боливар,

Онегин едет на бульвар...»

Веер – небольшое ручное складное опахало, в развернутом виде имеющее форму полукруга, необходимая дамская бальная принадлежность.

Диадема – женское головное драгоценное украшение, первонач. головной убор царей, а ранее – жрецов.

Жилет – короткая мужская одежда без воротника и рукавов, поверх которой надевается сюртук, фрак.

«Здесь кажут франты записные

Свое нахальство, свой жилет...»

Каррик – мужское зимнее пальто, имевшее несколько (порой до пятнадцати) больших декоративных воротников.

Кафтан – старинная русская мужская одежда по фигуре с маленьким воротником или без него.

«В очках, в изорванном кафтане,

С чулком в руке, седой калмык...»

Колье – женское шейное украшение с подвесками спереди.

Корсет – широкий упругий пояс, охватывающий торс и под платьем

стягивающий талию.

«Корсет носила очень узкий...»

Кушак – пояс длиной в несколько метров, к которому пристегивались различные предметы.

«Ямщик сидит на облучке

Лорнет – оптическое стекло, к оправе которого прикреплена ручка, обычно складная.

«Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам...»

Макинтош – пальто или плащ из прорезиненной ткани.

Панталоны – мужские длинные штаны со штрипками без отворотов и заглаженной складки.

«Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет...»

Перчатки – предмет одежды, закрывающий руки от запястья до конца пальцев и каждый палец в отдельности.

Платок – 1. предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы.

«С платком на голове седой,

2. то же, что носовой платок. ...

«Или платок поднимет ей»

Редингот – женское и мужское распашное длинное приталенное пальто с широким отложным воротником, застегивающееся доверху на пуговицы.

Ридикюль – ручная маленькая женская сумочка.

Сюртук – мужская первоначально верхняя одежда до колен, глухая или с

открытой грудью, со стоячим или отложным воротником, в талию, с узкими длинными рукавами.

Телогрейка – женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии.

«С платком на голове седой,

Старушку в длинной телогрейке...»

Трость – прямая тонкая палка.

Тулуп – долгополая меховая шуба, обычно нагольная, не крытая сукном.

«Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке...»

Фероньерка – узкая, надеваемая на лоб ленточка с драгоценным камнем посередине.

Фрак – мужская одежда, отрезная в талии, с узкими длинными фалдами сзади и вырезанными спереди полами, с отложным воротником и лацканами, часто отделанными бархатом.

«Но панталоны, фрак, жилет,

Всех этих слов на русском нет...»

Халат – домашняя одежда, запахивающаяся или застегивающаяся сверху донизу.

«А сам в халате ел и пил...»

Цилиндр – высокая твердая мужская шляпа с небольшими твердыми полями, верхняя часть которой имеет форму цилиндра.

Чепец – женский головной убор, закрывающий волосы и завязывающийся под подбородком.

«У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец...»

Шаль – большой вязаный или тканый платок.

Шлафор – домашняя одежда, просторный халат, длинный, без застежек, с широким запахом, подпоясывался шнурком с кистями.

«И обновила наконец

На вате шлафор и чепец»

Устаревшее, современное и общее применение предметов туалета.

Устаревшее

применение

Современное применение

Общее применение, используется мужчинами и женщинами

Лорнет – в XIX веке служит не только предметом, помогающим хорошо видеть, но и модным аксессуаром для богатых людей.

Очки – сейчас очки бывают двух видов:

1. для корректировки зрения;

2. солнечные очки.

И лорнет, и очки до сих пор являются модным аксессуаром и предметом для корректировки зрения

Цилиндр – модный предмет туалета, который носили мужчины из высших слоев общества.

Шляпа – на сегодняшний день шляпа защищает от яркого солнца и холода. Ее носят как мужчины, так и женщины.

Служит головным убором для определенных слоев общества.

Шлафор – предмет одежды, который носили дома состоятельные мужчины.

Халат – домашняя одежда, которую носят как мужчины, так и женщины.

Удобная домашняя одежда.

Берет – был предметом одежды светских дам.

Берет – головной убор, который носят в основном женщины или мужчины определенных профессий (художники).

Используется очень широко как головной убор для маленьких и для взрослых.

Жилет – мужская одежда без рукавов.

В настоящее время жилет - популярная мужская и, особенно, женская одежда, также является частью школьной формы.

Панталоны – длинные мужские штаны.

Панталоны – женское теплое нижнее белье.

Служит для защиты от холода нижней части тела.

Макинтош - пальто или плащ из прорезиненной ткани.

Плащ - любая верхняя одежда из легкого плотного материала с водоотталкивающими свойствами, на застежке.

Одежда, защищающая в непогоду.

Ридикюль - женская сумочка на длинном шелковом шнуре, украшенная вышивкой; надевалась на руку.

Дамская сумочка - небольшая сумка, обычно кожаная, для ношения принадлежностей дамского туалета, денег.

Предмет для ношения принадлежностей дамского туалета и денег.

Телогрейка - женская теплая кофта без рукавов со сборками по талии.

Телогрейка - зимняя рабочая верхняя одежда - стёганая ватная куртка с хлястиком и застёжкой на пуговицах. Сейчас встречается преимущественно в деревнях.

Верхняя одежда, призванная защищать людей от холода.

Перчатки - элемент одежды (как мужской, так и женской), надеваемый на кисти рук в целях защиты от холода. Часто используется, как украшение, аксессуар.

В настоящее время перчатки изготавливаются из самых различных материалов, имеют разнообразную форму и являются неотъемлемым элементом мужской и женской одежды.

Используются для тепла и как модный аксессуар.

Зонт - устройство, предназначенное для защиты человека от дождя или от солнечных лучей.

Сейчас чаще используется от дождя.

Служит средством защиты от непогоды.

Заключение

Мода является социальным феноменом. Главное назначение модных вещей – удовлетворять эстетические потребности и сигнализировать о социальном статусе их владельца.

В Х I Х веке господство Франции в области моды стало неоспоримым и тем более разжигало тщеславие снобов и буржуа всех стран мира…

Именно в Х I Х веке сущность костюма призвана создать определенное образное впечатление, соответствующее настроению в данный период времени. Костюм становится визитной карточкой: по одежке встречают…, и средством борьбы за существование. В Париже художники костюма (кутюрье), задавали тон своими проектами, диктуя всем остальным, портным и мастерам, свои идеи, воплощенные в моду. Появились туалеты: визитные, прогулочные, летние «деревенские», городские, бальные, для театра и много всего другого.

В свою очередь жизнь во всем своем многообразии влияла на моду, опрощая, убирая ненужное и подсказывая новое.

Мода нашла отражение и в литературе, так как предметная среда литературного произведения была средой обитания для читателей.

Мы лишь приблизительно понимаем сейчас значение слов боа, боливар, сюртук или шлафор. А между тем, как пишет один из знатоков истории русского быта, «костюм во все времена – одно из важнейших средств характеристики литературных персонажей. Он определяет не только их эпоху и социальное положение, но и характер, вкусы, привычки». Но, к сожалению, многие виды одежды, обуви и головных уборов отошли в прошлое, и их названия уже ничего не говорят нашему воображению. Если в книге нет иллюстраций, то об этих важных деталях, имеющих отношение к внешности героя, приходится только догадываться. И по сравнению с читателями тех времен мы многое теряем.

Наиболее часто слова «мода» и «модный» в романе «Евгений Онегин» употребляются в 1-й главе романа. Это не случайно. Мотив моды проходит через всю главу и является ее лейтмотивом. Свобода, открывшаяся Онегину, подчинена моде, в которой он видит почти закон жизни. Мода – это не только следование новейшим образцам в одежде, но и соответственная манера поведения, имеющая определенное название – дендизм, это и образ мыслей, и даже определенный настрой чувств.

Начало XIX века характеризуется появлением в искусстве, а затем и в быту (одежде) стиля ампир. Особенно глубоким было влияние стиля ампир в женской одежде. Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений, словно компенсирующих его простоту и скромность: жемчужными нитями, браслетами, колье, диадемами, фероньерками, серьгами.

Мужской костюм пушкинского времени приобрел по сравнению с XVIII столетием большую строгость и мужественность. Мужскую моду на протяжении XIX века диктовала преимущественно Англия. До сих пор считается, что Лондон для мужской моды является тем же, что Париж для женской.

Одежда в романе играет роль не только предметно-бытовой детали, но и выступает в социально-знаковой функции. Костюм в целом или отдельные предметы туалета могут характеризовать социальный статус персонажа: указывать на его богатство или бедность, принадлежность к столичному или провинциальному дворянству, старшему или младшему поколению. Все эти функции обрисовки костюма присутствуют в романе Пушкина «Евгений Онегин».

Литература

1. Пушкин. Сказки. «Евгений Онегин». М., 1997.

2. Хрестоматия критических материалов: Русская литература XIX века / Сост.: , . М., 1998.

3. Даль словарь живого великорусского языка: В 4 тт. Т. 2. М., 1994.

4. Ожегов русского языка:слов / Под ред. . 21-е изд., перераб. и доп. М., 1989.

5. Словарь языка Пушкина: В 4 тт. М., 1956–1959.

6. «История костюма», РИПОЛ классик, Москва, 2007.

Источники

http://*****/2001/21/3_4.htm

http://fashion. *****/

1809г. Это выходное платье по стилю напоминает античность.

1809 г . Легкая пелерина составляет дополнение к платью из прозрачной ткани, которое достигает щиколотки.

1810г. Вечерний туалет в античном стиле.

Около 1810г. главным украшением выходных платьев стали воланы.

Гг. Мужской светский костюм. Большая шляпа украшена перьями. С боку кавалер носил декоративную шпагу.

1810 г . Мужской сюртук и узкие штаны, книзу переходящие в гамаши. Костюм дополняет цилиндр.

1810 Высокая прямая шляпа с перьевым украшением

1811 г . Придворный туалет эпохи Наполеона с глубоким декольте, длинная юбка со шлейфом, из лионского шелка, вся расшита искусственными цветами и ветками с листьями. Его дополняют: диадема, ожерелье и длинные перчатки до локтя.

Соломенная шляпка с перьями и платье с плиссированной отделкой. Небольшой солнечный зонтик называется по-немецки Knicker. Его ручка могла перегибаться так, что зонт защищал и от косых солнечных лучей.

1814г. рукава а ля мамелюк.

1814 г . Бальное платье из индийского муслина.

около 1815 г. Это платье с кружевными воланами вокруг шеи, на рукавах и по нижнему краю юбки скрывает естественные пропорции тела. Модель дополняет высокий чепец.

1818г. Легкий шмиз украшен узкими темными полосками, тюрбан - перьями. На мужчине фрак с воротником фатерморд, длинные светлые панталоны и цилиндр. Бакенбарды фавори (favoris).

1819г. Шляпа со страусовыми перьями, выходное платье из темной ткани с декольте и короткими присборенными рукавами обязательно дополнялось кашемировой шалью.

1819 г . Дамский костюм богато оторочен мехом, поверх воротника положены оборки, которые повторяются на шляпке (шуте - Schute). В руке дама несет сумочку (по-французски ретикюль - reticu). На мужчине модный редингот, зауженный в талии, с реверсом вокруг шеи.

1819 г . У редингота а ля шевальер (a la chevaliere) воротник-шалька, что было особенно модно.

1819 г . Мужской костюм для бала или вечера: фрак с длинными фалдами, достигающими колен, воротник фатерморд, жилет в поперечную полоску, брюки по щиколотку и цилиндр.

1822г. Клетка тогда была очень популярна. Вечернее платье богато украшено лентами и искусственными цветами, образующими соединенные круги по нижнему краю юбки.

1822г. Платье на каждый день из клетчатой ткани стемным поясом; шляпа со страусовыми перьями.

1828 г . Пиджак «сак» 20-х годов прошлого столетия притален в поясе и расширен в боках. Рукава от плеча тоже расширены.

1831. Мужчина в вечернем фраке и цветастом жилете с широким шейным платком, закрывающим горло. Дамское платье с рукавами фонариком украшает шарф, свободно повязанный вокруг шеи.

1831 г . На мужчине в рединготе галстук с короткими концами, повязанный вокруг шеи два раза; на шнурке висит монокль.

1832 г . Креповое платье с апликациями дополнено двусторонним пальто-накидкой.

1834 г . Мужской дообеденный костюм: фрак из темной ткани, брюки длинные и светлые, полосатый жилет и новый тип галстука в темных тонах дополняют костюм с обязательным цилиндром и тростью.

1834г. Выходные платья, благодаря своим сильно расширенным рукавам а ля жиго приобретают совершенно новый силуэт. Они дополнены чепцами с перьями, прозрачными вуалями, зонтиками и сумочками.

1836 г . шляпы «шуте» носят к платьям для прогулок с широкими рукавами и тонкой талией. Мужчины носят фрак и цилиндр.

1837 г . Вечерний фрак (в середине) дополняет черный шейный платок; мужская одежда для прогулок состоит из сюртука, клетчатых брюк и пластрона.

1839 г . Одежда для прогулки: сюртук с жилетом, длинные брюки, цилиндр и трость.


Ты вправе мыслить иначе, чем твоя эпоха, но не вправе одеваться иначе.

Мария Эбнер-Эшенбах

***
20 февраля 2015 года в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке открылась уникальная выставка, которая в деталях рассказывает о моде пушкинской эпохи.



Стилизованная экспозиция представляет подлинные платья, костюмы, аксессуары и предметы дворянского быта первой трети XIX века из коллекции известного историка моды Александра Васильева и музейных собраний. Большую часть артефактов мира моды зрители увидят впервые.

Платья на манекенах помещены в интерьеры первой четверти XIX века - спальни, кабинета, ложи театра. Все предметы мебели пушкинской поры: кресла-бочонки, тумба в стиле жакоб, кресло-банкетка, стол для рукоделия, были предоставлены музеем Пушкина.

Раритетные вещи не были вынуты из «бабушкиных сундуков», они приобретались на мировых аукционах, в том числе аукционной распродаже Бруклинского музея, в рамках которой на торги выставили около 25 тыс. предметов. Все вещи имели реальных владельцев. Как и сейчас, так и в эпоху Пушкина, они стоят немало - к примеру, шали по своей стоимости были сопоставимы с каретой.

Александр Васильев собирал коллекцию много лет. Искал платья, костюмы, аксессуары по всему миру, выкупал их на аукционах в Америке, Испании, Великобритании.

«Я собирал эту коллекцию 40 лет. Это лишь малая часть - всего в ней около 50 000 экспонатов - рассказывает Александр Васильев. Здесь представлено около 300, но и это немало. Ведь мода эпохи романтизма впервые представлена в России в таком качестве и количестве».

Все платья на выставке уникальны, ведь в то времена не существовало готовой одежды. Наряды пушкинской эпохи, говорит историк моды, - это гимн ручной работе. Шили все платья на заказ, по рисункам из французских, английских журналов.

Коллекция Васильева обычно находится под Вильнюсом в специальных хранилищах: условия хранения от музейных не отличаются - платья оберегают от света, сырости и грызунов. Все туалеты в безупречном состоянии.

Экспозицию выставки составили так, что по ней можно проследить один день светского человека - костюмы распределены по трем залам в зависимости от того, чем занимались в то или иное время суток.

Первый зал - утро. В утреннем туалете - халате, белоснежных хлопковых рубашках с кружевами - выходили к завтраку, виделись с домочадцами и близкими друзьями. День проходил неспешно: слегка небрежный вид для этого времени суток был делом привычным.

В литературе немало примеров описания утренних туалетов. Герой пушкинской повести «Барышня-крестьянка» Алексей Берестов, приехав в дом Муромских рано утром, застает Лизу, читающую его письмо в «белом утреннем платьице».

И снова у Пушкина: мать Татьяны Лариной, выйдя замуж, «обновила, наконец, на вате шлафор и чепец». Шлафор, или шлафрок - это просторная одежда без пуговиц, подпоясанная обычно витым шнуром.

На смену «ленивому» утру приходило время визитов. Особой заботой здесь был визитный костюм, который должен был быть нарядным, изящным, но не парадным. Точность соблюдения правил визита безошибочно указывала на принадлежность человека к светскому обществу. При утреннем визите мужчинам полагалось быть в сюртуках с жилетками, дамам - в модных туалетах, предназначенных для утренних посещений.

Четыре часа - время обеда. Причем холостые мужчины предпочитали не держать повара, а ходить на обед в ресторан, которых в те времена было не так много. Смена декораций - новая смена костюма.

После обеда гостей принимали в кабинете - наступало время вечерних визитов. Дамы звали в гостиную или музыкальный салон, а хозяин дома обязан был провести встречу в кабинете, который становился центром дома, - там выпивали рюмочку, курили трубку (фрагмент кабинета пушкинской эпохи занял особое место в экспозиции - в нем внимание на себя обращают длинные курительные трубки из Турции - чубуки).

Третий зал выставки посвящен вечеру - времени театров, балов и английских клубов. За вечер можно было успеть и в театр, и на бал: представления начинались в шесть, а заканчивались в девять.

Кстати, мужских туалетов представлены единицы. Это потому, что, как объясняет Васильев, мужчины занашивали одежду до дыр и потом ее выбрасывали. Женщины себе такого не позволяли. Так что мужской костюм первой четверти XIX века - вещь необычайно редкая в мировом масштабе. Все женские платья с невероятно узкой талией - всего 48 см.

Бесчисленные аксессуары, создававшиеся с особой тщательностью и вкусом, на выставке разместились в стеклянных витринах. Это митенки, флаконы с нюхательной солью (она использовалась вместо нашатыря, если даме во время раута из-за тесного корсета становилось плохо), кулоны, кошельки, веры.

Разумеется, все эпизоды дня и времяпровождения в дворянском обществе щедро иллюстрированы на выставке подлинными предметами и артефактами эпохи. Воссозданный интерьер кабинетов, столовых, клуба, театральной ложи и т.д. - переносит в далекую пушкинскую эпоху и позволяет представить все эпизоды дворянской жизни. У публики появится возможность совершить и «променад» по Невскому проспекту…

Многое из моды того времени нашло отражение в «энциклопедии русской жизни» - пушкинском «Евгении Онегине». Строчки из него и других произведений поэта - красноречивая иллюстрация к этой выставке.

Так что, посещение выставки «Мода Пушкинской эпохи» - это не только возможность окунуться в мир моды, но и почувствовать контакт с историей. Выставка продлится до 10 мая 2015 года.

Чем хуже у тебя идут дела, тем лучше ты должен одеваться.

Английская пословица

Музыка: П.И. Чайковский из оперы «Евгений Онегин» - Полонез и Ария Ленского, исп. Сергей Лемешев.

Немного ностальгии. Ариозо Онегина из ф-ма «Поёт Муслим Магомаев» 1971 г.

«Ужели, - думает Евгений, - Ужель она? Но точно... Нет...
Как! Из глуши степных селений...»
И неотвязчивый лорнет он обращает поминутно
На ту, чей вид напомнил смутно ему забытые черты.

«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете с послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит. - Ага! Давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. -
«Да кто ж она?» - Женя моя...

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

ской эпохи» Составила: Скирневская Ирина Николаевна. 2014.


Мужской костюм Непринужденность поз, простота и скромность фраков и сюртуков - таков тон романтической свободы в мужском костюме первой половины XIX века. Основой мужского костюма был фрак. Под фрак надевалась белая рубашка с высоким тугим воротником, жилет, довольно сильно подверженный модным изменениям в цвете и рисунке материала. На шею повязывали галстук. Галстук - элемент мужской одежды в виде полосы нарядной ткани, охватывающей шею под воротником рубашки, блузы и т.п. и завязывающейся спереди узлом. Панталоны держались на вошедших в моду подтяжках, а внизу заканчивались штрипками, что позволяло избегать складок. Обычно панталоны и фрак были разного цвета, панталоны более светлыми.


У фрака необычный вид - короткий перед и длинные фалды (нижние части разрезной спинки мундира, фрака) сзади, талия слегка завышена, рукав у плеча расширен, а внизу - воронкообразный манжет (но это, впрочем, необязательно). Фраки были однотонными, но допускались узорчатые ткани. Воротник фрака отделывался бархатом другого цвета. Пуговицы были серебряными, фарфоровыми, иногда даже драгоценными. В пушкин ское время фраки туго обхватывали талию и имели пышный в плече рукав, что помогало мужчине соответствовать идеалу красоты той поры. Черный фрак стал с начала века официальной и торжественной одеждой.


У мужчин самым распространенным головным убором пушкин ского времени был цилиндр. Дополнением к мужскому костюму служили перчатки, трость и часы на цепочке, многие носили перстни с камнями.


Многие мужчины были на балах в военной форме 1812 года.


Женский костюм Основные периоды в женской моде первой половины XIX века: Ампир (до 1815 г.) и Романтизм (иначе называемый «бидермайер») (1825 - 1830-е гг.) Ампир – стиль, возникший во Франции после Великой Французской революции и ориентированный на образцы античной моды: прямой силуэт, простота линий и множество вертикальных складок. В начале века носили тончайшие платья в основном, белого цвета из муслина, батиста, кисеи, крепа, с завышенной линией талии, большим декольте и узким коротким рукавом-фонариком, Обувь на низком каблуке, со шнуровкой из лент, оплетающих ногу наподобие греческих сандалий. К бальному платью обязательно полагались длинные перчатки и красивая шаль. Дамы высшего света предпочитали воздушные накидки, соответствовавшие их «античным» нарядам. Фасон платья должен был подчеркивать естественные формы и красоту человеческого тела. Женщины в подобной одежде напоминали изображения с греческих барельефов.

Женский костюм дополнялся множеством разнообразных украшений: жемчужными нитями, браслетами, колье, серьгами, диадемами, фероньерками. Фероньерка - женское украшение в виде обруча, ленты или цепочки с драгоценным камнем, жемчужиной или розеткой из камней, надеваемое на голову и спускающееся на лоб. Браслеты носили не только на руках, но и на ногах, а перстнями и кольцами украшали чуть ли не каждый палец руки.


Дамские туфельки, сшитые из материи, имели форму лодочки и обвязывались лентами вокруг щиколотки наподобие античных сандалий.


Постепенно на смену изысканной простоте античности, пришли нарядно декорированные платья из тяжелых и плотных материй. Вернулся в моду и корсет (особый пояс, стягивающий нижнюю часть грудной клетки и живот для придания фигуре стройности), высоко поднимавший грудь и сильно перетягивающий талию. Облегающий лиф при покатой линии плеч, колоколообразная юбка. Разрез юбки вниз от талии в форме перевернутой буквы V открывает расшитую нижнюю юбку, подходящую по цвету к длинным, с прорезями, фальшивым рукавам. Колоколообразная форма юбки достигалась иногда за счет гофрирования ткани, из которой шилась нижняя юбка. Юбка - типичный силуэт российской горожанки «пушкин ской поры». Женская фигура по форме стала напоминать перевернутый бокал. Верхняя часть платья должна была напоминать сердце, для чего в бальных платьях вырез лифа имел вид двух полукружий. Обычно талию опоясывали широкой лентой, которая сзади завязывалась бантом. Рукава бального платья имели вид пышного короткого буфа. На каждом выходном платье женщины обязательно должны были присутствовать кружева в больших количествах и хорошего качества.


В период романтизма (1820-40-е гг) женская фигура имела вид песочных часов: очень широкий верх платья, который создавался за счет огромных рукавов-пуфов, расклешённая юбка и узкая талия, перетянутая широким поясом. Для обеспечения объёма рукава надевались специальные подрукавники, набитые пухом.


Удерживал вес рукава-пуфа (или, как его ещё называли, жиго (окорок), невидимый постороннему глазу слив-пуфф Эти рукавчики шили из хлопка или льна, набивали ватой (или чем-то похожим на вату), гусиным пером или пухом. Каждая портниха имела свой способ создания подобного рукава.


Рукава бального платья шились короткими или двойными (нижний короткий рукав из основной ткани платья, верхний длинный из газа или другой лёгкой прозрачной ткани). С бальным платьем обязательно надевались перчатки. Верхняя юбка становится еще короче, до косточки, под нее надевают несколько нижних юбок. Широкие рукава, пышная юбка и корсет подчеркивают тонкую талию. Одноцветные ткани предыдущих периодов сменяются полосатыми или тканями с цветочным узором. Обувь по-прежнему легкая, без каблука.


В эти годы большую роль в гардеробе женщины по-прежнему играют пелерины, шарфы, шали. В женском гардеробе можно найти множество самых разнообразных шляпок. Одна из них – берет. Берет украшался перьями, цветами, являлся частью парадного туалета, а потому его не снимали на балах, в театре, на званых обедах. Самым модным украшением в эту эпоху считается боа (длинный узкий шарф из меха или перьев)


На протяжении XIX века силуэт женского платья неоднократно менялся. Неизменными оставались необходимые аксессуары, без которых невозможно было появиться в обществе. Это веер, перчатки и маленькая сумочка. Появиться на балу или приеме без драгоценностей на шее было также недопустимо. На улице была необходима шляпка, а лето м еще и зонтик от солнца.


Женская прическа того времени являла собой произведение парикмахерского искусства. Дамские прически начала XIX века - это кудри и локоны, уложенные в художественном беспорядке и собранные вверху или сзади. Локоны имели самый разнообразный вид - трубчатые, спиральные, "стружкой", "штопором". Волосы не собирали в простой пучок или узел, а аккуратно укладывали, подворачивая один слой под другой. Обыкновенно волосы спереди спускались короткими кольцами на лоб, а сзади частью заплетались в косы и поддерживались наверху при помощи высокой гребенки, а частью ниспадали на затылок в виде крупных локонов.


Около 1805 г. дамы переняли у мужчин прическу, при которой волосы коротко стриглись и завивались вокруг головы в мелкие локоны. Около 1812 г. волосы стали делить пробором, причем у висков они завивались в локоны, сзади же заплетались в косы, которые располагались на макушке узлом, при помощи гребней. Прически стиля Ампир вышли из моды - пришло время стилю романтизм (Бидермайер). Волосы расчесывали на боковой пробор, укороченные с боков пряди завивали в крупные локоны и укладывали над висками. Длинные пряди волос сзади поднимали наверх и на темени укладывали в различные шиньоны.


Но не всё так страшно - многие элегантные дамы любили простую, но изящную причёску. Волосы разделялись на прямой пробор, потом закреплялись в виде высокого пучка. Кстати, Н. Гончарова на знаменитом портрете изображена именно с такой причёской.


Спасибо за внимание!

Один день из жизни светского человека. В Музее Пушкина на Пречистенке открылась выставка «Мода пушкинской эпохи». В экспозиции - более полусотни дамских и мужских аксессуаров, деталей гардероба и предметов интерьера. Распорядок дня модников XIX века показали благодаря фондам самого музея, а также предметам из коллекций Александра Васильева и Государственного исторического музея. Экспозиция наглядно доказывает: вопрос «что нынче носят?» во времена Пушкина был весьма актуален.

«Искусство хорошо одеваться» у дворян в начале XIX века сравнивали с даром быть великим музыкантом, живописцем, поэтом. Александр Пушкин слыл среди современников настоящим франтом.

«Мы смогли представить нашему посетителю моду пушкинского времени эпохи первой трети XIX века, которая вдохновляла и Пушкина, и блестящую плеяду русских писателей - таких, как Баратынский, Жуковский, Вяземский», - отметил директор Государственного музея А.С.Пушкина Евгений Богатырев.

Модники и модницы переодевались несколько раз в день, так как правила хорошего тона требовали определенного костюма для завтрака, обеда, выхода в свет. Например, роскошный мужской халат и женские платья из белоснежного хлопка надевали только утром.

«Пушкин писал несколько раз о том, что барышня-крестьянка Лиза Муромская, когда Берестов застает ее, была в 13 часов в платье, которое не предназначалось для приема гостей. Оно было - просто для утренней жизни в доме, для прогулки по саду и для завтрака», - рассказывает старший научный сотрудник Музея Пушкина Евгения Раппопорт.

Александр Васильев собирал коллекцию на протяжении сорока лет. Искал платья, костюмы, аксессуары по всему миру, выкупал их на аукционах в Америке, Испании, Великобритании. Наряды пушкинской эпохи, говорит историк моды, - это гимн ручной работе. Шили все платья на заказ, по рисункам из французских, английских журналов.

«Это была эпоха, когда не существовало никаких искусственных красителей, не было анилина. Все эти платья удивительны своими пастельными тонами. Это все натуральные красители на базе цветов, листьев, минеральных солей, коры дерева, ягод, даже жуков!» - говорит организатор выставки, историк моды Александр Васильев.

По цвету платья судили о возрасте дамы. На балах у молодых барышень были наряды пастельных оттенков, у замужних женщин - более насыщенные. Особое внимание уделялось шали. Привезенная из Индии, она, порой, стоила даже дороже, чем платье. Многое из моды того времени нашло отражение в «энциклопедии русской жизни» - пушкинском «Евгении Онегине». Строчки из него и других произведений поэта - красноречивая иллюстрация к этой выставке.

20 февраля в Государственном музее А.С. Пушкина открывается уникальная выставка "Мода пушкинской эпохи" , из собраний Государственного музея А.С. Пушкина, частной коллекции Александра Васильева, при участии Исторического музея. Выставка расскажет о модных тенденциях в жизни российского дворянского сословия первой трети XIX века. К счастью, до наших дней дошло немало свидетельств той яркой эпохи - на них и основана открывающаяся выставка. В экспозиции выставлены более 50 подлинных костюмов и платьев эпохи, более 500 дамских и мужских аксессуаров, деталей гардероба, живописные портреты, модные картинки, предметы интерьера и быта...

Тематической выставки такого масштаба в Москве еще не бывало. Большую часть своей уникальной коллекции (относящейся к периоду пушкинской эпохи) Александр Васильев представляет публике впервые.

Понятие «мода» для пушкинской эпохи было чрезвычайно актуально. На смену монархическому веку стремительно шел буржуазный. Следуя за великими историческими событиями, волновавшими Европу и Россию, довольно значительно менялись и эстетические вкусы общества. Новые тенденции проявлялись во всех ипостасях жизни: нравственной, социальной, вещественной. Законам моды (в большей степени она приходила в Россию из Европы) следовали в явлениях общественной жизни, в светском этикете, в искусствах - в архитектуре и интерьере зданий, в живописи и литературе, в гастрономии, ну и, конечно же, в одежде и прическах.
В светском обществе XIX века существовали строгие правила, предусматривающие определенный тип одежды для разных этикетных ситуаций. Проследить эти правила и модные тенденции можно по разнообразию платьев, которые носили в российских столицах двести лет назад пушкинские современники и современницы, а также литературные герои того времени. При создании экспозиции были задействованы произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других, а также воспоминания современников.
В XIX веке жизнь светского человека, в большей или меньшей степени, следовала принятому в обществе этикету и распорядку, что отражало общее для дворянской культуры стремление к ритуализации быта. Именно поэтому участники и художники выставки выстроили экспозицию, как последовательный рассказ об одном из дней жизни человека света, с утра до ночи. Распорядок дня его предполагал многочисленные перемены гардероба, в соответствии со светским времяпровождением.

В первом зале экспозиции зрители познакомятся с тем, как проводила светская публика первую половину дня, в которую входил «утренний туалет», «прогулка», «утренний визит», «обед» и «послеобеденное общение в кабинете хозяина».
Утренний туалет. В нем выходили к завтраку, виделись с домочадцами и близкими друзьями. Утренний туалет для женщины заключался в платьях особого покроя. Дезабилье столичных модниц было нарочито небрежного вида...
Утренний туалет и чашка кофе сменялись утренними приемами и визитами (между завтраком и обедом). Особой заботой здесь был визитный костюм, который должен был быть нарядным, изящным, но не парадным. При утреннем визите мужчинам полагалось быть в сюртуках с жилетками, дамам - в модных туалетах, специально предназначенных для утренних посещений.
К двум-трем часам пополудни большая часть светской публики выбиралась на прогулку - пешком, верхом или в коляске. Излюбленными местами гуляний в 1810-1820-е годы в Петербурге были Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар.
Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, предпочитая обедать в ресторане. Хороших ресторанов было немного, каждый посещался определенным, устойчивым кругом лиц. И в пушкинские времена существовала мода на блюда и напитки...
После обеда наступало время вечерних визитов. Если дамы принимали гостей в гостиных и музыкальных салонах, то хозяин дома предпочитал для общения с друзьями - свой кабинет. Обычно обставленный во вкусе хозяина, кабинет должен был располагать к неспешной и доверительной мужской беседе, например, за хорошей трубкой и рюмкой отменной настойки...
Отдельный зал выставки посвящен театру - весьма модному и виду искусства, и времяпровождению в пушкинское время. В нем представлены наряды, в которых можно было появляться в театре. Причем, имело значение, где именно - в ложе или партере? Этикет моды предполагал между ними серьезные различия…
Третий зал посвящен «вечернему времени» и включает в себя такие темы, как «Английский клуб» и «бал».
Заседания в Английском клубе были привилегией мужской половины общества. Свободная форма провождения дневного досуга за обедом, чтением газет, игрой в карты или бильярд предполагала особый стиль в одежде и аксессуарах.
Вечерние туалеты, в которые наряжалась светская публика на званые вечера, рауты и балы, были очень разнообразными и различались весьма интересными деталями. Например, бальные туалеты «дебютанток», приехавших на свой первый бал обязательно отличались от нарядов светских дам. Имели значения цвет, фасон, сорт цветов, которыми украшали платье…
Разумеется, все эпизоды дня и времяпровождения в дворянском обществе щедро иллюстрированы на выставке подлинными предметами и артефактами эпохи. Тематические фрагменты экспозиции представлены в воссозданных интерьерах гостиной, кабинета, театральной ложи и т.д. У публики появится возможность совершить и «променад» по Невскому проспекту…

Выставка продлится до 10 мая 2015 года.

Адрес : Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская»
Время работы : ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам - с 12.00 до 21.00 (касса - до 20.30).
Цена билета: 170 руб. Подробнее .
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.

 


Читайте:



Утка тушеная с овощами в утятнице

Утка тушеная с овощами в утятнице

В сковороде разогреть небольшое количество растительного масла и выложить кусочки утки. Мясо лучше обжаривать не всё сразу, а порциями, чтобы оно...

Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной

Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной

Люди во всем мире наслаждаются великолепным вкусом и ароматом темного утиного мяса. Наиболее популярными рецептами являются утка по-пекински...

Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является

Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является

Имя Андрей произошло от древнегреческого слова «Андрос», что в переводе означает «мужчина», «человек». От него произошло имя Андреас, которое на...

К чему снится кормить парня

К чему снится кормить парня

Кормить кого-нибудь во сне – отличное предзнаменование, поскольку сулит хорошие перемены и достижения задуманного. Главное – кого именно женщина...

feed-image RSS