Главная - Пчеловодство
Взаимосвязь памяти с яркими эмоциями. Особенности эмоциональной памяти

Вначале Алиса никак не могла понять, что же это такое, но через минуту сообразила, что в воздухе одиноко парит улыбка.

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»

Если мы краснеем или бледнеем, если нас охватывает чувство огорчения или радости при воспоминаниях о каких-то давно ушедших в прошлое событиях, то значит у нас развита эмоциональная память. Она имеет свои особенности, так как не признаёт причинно-следственных связей.

Иными словами её можно обозначить как память души . Она содержит в себе информацию о встречах, разлуках, подарках, о всём том, что связано с общением. А общение - это в первую очередь эмоции, которых существует великое множество. Ещё в IV веке до н. э. Аристотель перечислил основные эмоции, присущие человек. Вот они:
Страх;
Сочувствие;
Щедрость;
Агрессивность;
Сексуальное влечение;
Инстинкт разрушения;
Отвращение;
Терпеливость; Стремление к подражанию;
Независимость;
Почтительность и уважение;
Преданность;
Преклонение;
Любопытство;
Зависимость;
Стремление к созиданию;
Стремление к успеху;
Чувство привязанности;
Гордость;
Жажда власти;
Жажда приключений;
Бережливость;
Жадность;
Зависть.
Данная классификация, естественно, неполная и носит условный характер.

Некоторые эмоции имеют ярко выраженный положительный характер. К примеру, симпатия, удовольствие, радость. Ряд других эмоций несут в себе отрицательные черты. Сюда можно отнести горе, тоску, страх, ужас, зависть, обиду. Однако существуют эмоции, которые невозможно классифицировать как положительные или отрицательные. Это связано с многоликостью жизни. Существует немало случаев, когда одно и то же событие может вызывать у разных людей и разные чувства.

К примеру, сложно классифицировать чувство любопытства. В одних случаях его можно рассматривать как положительный фактор, который способствует получению каких-то знаний. А применительно к другим случаям существует поговорка: "Любопытной Варваре нос оторвали". То есть быть любопытным не всегда хорошо: эта черта может вызывать и осуждение у окружающих.

Следует заметить, что эмоциональной памятью обладает каждый человек. Она напрямую связана со словесно-логической и образной памятью. Другое дело, что у разных людей она развита по-разному. В этом можно убедиться, рассмотрев конкретный пример.

Двух юношей застиг на скале прилив. Они не умели плавать, а вода очень быстро прибывала. Вполне естественно, что молодые люди испытали ужас и отчаяние. Однако их спасли, и вот что рассказал один из пострадавших:

"На скале было очень красиво. Меня охватило чувство восторга и господства над всем миром. Но вдруг раздался всплеск, начался прилив. И тогда восторг сменился отчаянием. Появилось ощущение, что кто-то хочет ограничить мою свободу. Я с надеждой посмотрел в небо. Солнце сияло точно также, и казалось, что всё остаётся по-прежнему. Однако это было не так, и меня охватило желание схватиться за воздух".

Второй же юноша вспоминал пережитое совсем иначе. Он помнил лишь свои действия. Куда пошёл, где спустился, как прыгнул. Он также помнил, что ругал себя последними словами за то, что не поинтересовался заранее, когда должен начаться прилив. Все его мысли были направлены на то, чтобы найти варианты спасения.

Прошло несколько лет, и юноша, обладавший прекрасной эмоциональной памятью, помнил страшные событии так, как будто они произошли вчера. Второй же молодой человек напрочь забыл детали и мог воспроизвести в памяти лишь общий ход тех трагических событий.

Роль эмоций в нашей жизни огромна. Именно они генерируют те мысли, которые побуждают нас к деятельности. От них также во многом зависит и внутренняя энергия организма. Если человека охватывает чувство радости, то он ощущает мощный прилив энергии и способен свернуть горы. В состоянии же тоски и депрессии энергия куда-то пропадает. На тело наваливается усталость, наступает апатия.

А есть ли лично у вас эмоциональная память и как она развита? Чтобы это узнать, нужно пройти совсем небольшой тест. Возьмите лист бумаги и разделите его на 2 части. Запишите в левую часть слова, которые по-вашему мнению имеют определённую эмоциональную окраску. В правую же колонку включите те слова, у которых нет никакой эмоциональной окраски. Необходимый набор слов приведён ниже.

Ночь, музыка, стильный, грусть, ужас, творчество, тревога, ритм, бешенство, игра, восторг, вопль, боль, фасон, шерсть, зависть, бледный, пуговица, пятно, причёска, шарф, плоскость, песок, стекло, тополь, берег, куртка, дверной замок, старинный замок, скворец .

Чем больше слов у вас окажется в левой колонке, тем более вы эмоционально восприимчивы. Если же основную массу слов вы запишите в правую колонку, то, стало быть, относитесь к трезвым реалистам. Ни то ни другое не является ни плюсом, ни минусом, а лишь характеризует особенности вашего ума и психики .

Эмоциональная память.

Следует начать на самом понятии «память».

В широком смысле слова под биологической памятью понимают свойство живой системы хранить след от воспринятого раздражения. В такой общей формулировке понятие «память» объемлет очень широкий спектр явлений, в связи с чем, говоря о памяти высших животных и человека, предпочтительно подразумевать способность организма в процессе своей индивидуальной жизни запечатлевать, хранить, воспроизводить и забывать воспринятую информацию.

Следует иметь в виду, что человеческая память имеет свои специфические черты. Главными из них являются способность удерживать в памяти не только следы восприятий окружающих предметов, но и их словесные обозначения, а также способность управлять своей памятью. Также при фиксации в памяти какого-либо материала человек выбирает определенные приемы (стратегию) запоминания. Это дает основание говорить не просто о функции памяти, а о мнестической деятельности человека.

Существуют различные принципы классификации памяти, подразделяющие ее на отдельные формы. Широкое распространение получила классификация памяти, предложенная И. С. Бериташвили, который различал у позвоночных животных и человека образную память, условнорефлекторную, эмоциональную и словесно-логическую (специфична для человека, так как она связана с логической речью).

Эмоциональная память была впервые описана в условиях патологии. Под эмоциональной памятью понимают воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное возникновение этого состояния.

Для эмоциональной памяти характерны отличительные свойства, можно выделить основные три:

  1. «надмодальность», то есть формирование, и воспроизведение эмоциональной памяти может происходить при любых сенсорных воздействиях. Иначе говоря, независимо от сенсорной природы «пускового» раздражителя, эмоциональное состояние может быть воспроизведено при повторном воздействии этого раздражителя или их сочетаний.
  2. быстрота формирования эмоциональной памяти. Эмоциональная память не нуждается в многократном предъявлении материала для запоминания и часто формируется с первого раза (ребенок, который обожжется, запомнит этот опыт на всю жизнь).
  3. непроизвольность запоминания и воспроизведения информации; произвольное воспроизведение затруднено или даже невозможно для большинства людей, исключение составляют художники, музыканты, артисты, им удается легко воспроизвести ранее пережитые состояния, что является результатом частых тренировок этого процесса.

Для эмоциональной памяти характерна ее постепенная эволюция во времени.

Вначале воспроизведение пережитого состояния является сильным, ярким. Однако со временем чувства притупляются.

Одно из наиболее необычных проявлений функционирования головного мозга считается память, которая бывает кратковременной, эпизодической и эмоциональной.

Последняя представляет собой сохранение в подсознании эмоций и чувств.

Впечатлительность станет предпосылкой для формирования коммуникативности характера.

Это является обязательным фактором становления способности сочувствовать и сострадать.

Она считается основополагающим элементом мастерства в определенных профессиях, включая педагога и актера.

Общие сведения

Эмоциональная память представляет собой память на яркие запоминающиеся события. Она играет важную роль в жизнедеятельности всех людей. Прошлые и сохранившиеся эмоции и воспоминания становятся сигналами, побуждающими к решительным действиям или удерживающими от тех, которые вызвали ранее негативные переживания. Эмоциональная память значительно прочнее остальных ее разновидностей. В некоторых случаях давно произошедшие события оставляют в памяти лишь ощущение, эмоции, впечатления.

Под эмоциональной памятью подразумеваются воспоминания о пережитых когда-то эмоциях и чувствах. Специалисты по сей день не имеют единого мнения, что откладывается в подсознании лучше, позитивные либо негативные впечатления. Западные ученые утверждают, что положительные запоминаются сильнее, а русские считают, что отрицательные эмоции (страдание, тревога) намного важнее для выживания.

Нельзя говорить, что если отсутствует эмоциональная память, то это существенный минус, однако во многих профессиях, к примеру, педагогам и работникам искусства, она необходима. Способность сочувствовать также станет недостаточно развитой.

При отсутствии подобной разновидности памяти не следует отчаиваться, поскольку это только навык, совершенствуемый посредством постоянных тренингов.

Физиологическая основа

В качестве физиологической основы станут следы пережитых в прошлом нервных потрясений, сохранившихся в коре головного мозга ввиду пластичности ЦНС: какой-либо спровоцированный внешним фактором процесс, не может пройти для нервных тканей без следа, однако оставляет внутри нее «отпечаток» в качестве определенных функциональных перемен. Они делают легче протекание сопутствующих процессов в ЦНС при их повторении.

Физиологические процессы в головном мозге, наблюдаемые в процессе воспоминания, по содержанию такие же, что и при восприятии: память нуждается в функционировании таких же аппаратов ЦНС, что и само восприятие. Оно вызвано влиянием внешних факторов.

То, что эмоции существуют, было доказано учеными, когда в височной части мозга была открыта миндалина. За формирование эмоций несет ответственность непосредственно этот участок лимбической системы. Однако вегетативные перемены внутри организма под влиянием тревоги, например, — это функция гипоталамуса. Процессы, которые происходят в лимбической системе, характеризуются электрическим и биохимическим происхождением. Они влияют на самочувствие внутренних органов.

Разница состоит только в том, что во время восприятия центральные процессы постоянно поддерживаются раздражением рецепторов, а при памяти они являются лишь «отпечатками» произошедших нервных процессов.

Все эмоции остаются в памяти ввиду развития синаптической связи. В формировании следа участвуют разные участки мозга:

  • кора: темя, височная и фронтальная области;
  • мозжечок;
  • гиппокамп;
  • подкорковые узлы.

Взаимосвязь между установится со временем. Тут важно функционирование химических составляющих ( , кальций и энкефалин). Данные компоненты являются гормонами, передающими импульс.

Функции ЭП

Развитие данной разновидности памяти требуется всем, поскольку человек без эмоций не будет интересным во время беседы. Помимо этого, у таких людей отсутствует сопереживание, сострадание. Исходя из этого, возможно выделить следующие функции:

  • формирование разносторонней личности;
  • образование эмоционального интеллекта;
  • улучшение ориентирования в обществе;
  • стимулирование творческого начала.

Эмоциональная память позволяет человеку чувствовать себя более уверенно и поднять самооценку в глазах других.

Виды

Критерием деления станет то, какая активность психических процессов выражается во время запоминания. Выделяются 4 главных разновидности памяти:

  • Двигательная. Запоминаются движения. Передвижение, какие-либо двигательные функции - откладываются при непосредственном участии моторной памяти.
  • Эмоциональная. Возможность запомнить ощущения, взаимосвязанные с вещами, событиями либо явлениями.
  • Образная. Запоминание различных силуэтов, очертаний, понятий, которые сформированы в качестве абстрактного образа.
  • Словесно-логическая. Запоминание мысленных образов, понятий, которые закладываются в слова и умозаключения. Формируется в детском возрасте.

Последняя считается самой сложной и появляется позднее других, ввиду усилий воли.

Как работает ЭМ

Функционирование основывается на взаимосвязи нескольких структур: эмоций (позитивных либо негативных), ощущений, мыслей и информации, побуждающей к мышлению человека. Они тесным образом связаны и неотделимы в подсознании.

К примеру, после прочтения рассказа человек не способен спустя 4-5 дней вспомнить писателя или название. А аромат страниц, обложку и эйфорию от прочтенной книги может вспоминать на протяжении долгих лет. В соответствии с последними исследованиями, в хранении различных событий активно участвуют гормоны надпочечных желез, а при обычных воспоминаниях они не задействованы. Возможно, специфический механизм памяти формирует подобную яркость впечатлений прошлых событий у человека.

В психологической науке данную разновидность памяти исследуют из-за ее способности формировать безотчетные эмоции, охватывающие при появлении неосознаваемых раздражительных факторов. К примеру, в детском возрасте человек пошел покупать свежий хлеб, по пути домой он почувствовал приятный запах, отломал кусок, но внезапно выбежала собака и напугала его. По прошествии времени, забыв об этом инциденте, человек пройдет возле этого места и ощутит тот запах и чувство страха и тревоги.

Не у каждого такой вид памяти развит в одинаковой степени. Это несложно уяснить, опросив 2 детей, которые прокатились на карусели, об их эмоциях. Первый с оживлением расскажет в деталях о каждом эпизоде и обо всем, что привлекло его внимание. Другой скажет, что ему понравилось, не вдаваясь в подробности. Спустя год 1 вспомнит все в деталях, а 2 лишь укажет, сам факт времяпровождения на карусели.

Развитие ЭМ

Эмоциональный интеллект является способностью воспринимать эмоциональную составляющую и осуществлять ее контроль. Без его формирования управлять коллективом невозможно. Это необходимая черта истинного лидера. Индивид, который обладает высоким эмоциональным интеллектом, легко узнаваем. Он быстро находит общий язык с окружением, поскольку может понять собственные и чужие эмоции. Он отличается приветливостью и жизнерадостностью.

Крайне важен развитый эмоциональный интеллект для работников искусства. Однако и людям с другой профессией, желающим задействовать все ресурсы, он станет серьезным подспорьем в запоминании.

Чтобы данная разновидность памяти лучше развивалась у детей, необходимо помочь ему «подключать» чаще мышление с использованием образов, ходить с ним в новые места и с ранних лет приучать к чтению и искусству.

Во взрослом возрасте преимущественно преобладает конкретная разновидность памяти, и психика нацелена на определенный тип деятельности. Изменить мышление взрослому сформировавшемуся индивиду достаточно трудно. Однако, эмоциональная память присутствует у всех, и ее возможно развивать и поднимать на уровень сознания.

Для развития детей можно попробовать следующие упражнения:

  • «Мяч счастья». Играют несколько детей и взрослый человек. Ребенок ловит брошенный мяч и вспоминает событие, во время которого он ощущал себя счастливым. Затем, он кидает мяч другому.
  • «Волшебный мешок». Нужно вспомнить и написать на бумаге все свои тревоги, опасения. Складываются вглубь мешка, крепко завязывается и выбрасывается.

Во взрослом возрасте возможно провести следующий тренинг:

  • Дневник. Необходимо записать собственные ощущения и переживания, а после, по прошествии времени, перечитав их, можно снова восстановить их. Таким образом тренируется мышца эмоциональной памяти.
  • Библиотерапия. Перечитав книгу, человек переживает эмоции литературных героев. Зачастую книги, которые прочитаны в детском возрасте, могут вызвать переживания, способные привязываться к стимулам. Например: во время чтения усилился ветер, начали шелестеть листья. С течением времени при ветре и шелесте листвы могут вспомниться в памяти те переживания и прочитанная книга.

Поведение человека в течении жизни выстраивается отталкиваясь от эмоциональных воспоминаний. Критерием деления памяти считается психическая активность, зачастую используемая индивидом. За формирование соответствующего эмоционального состояния несет ответственность лимбическая система. Формируется запоминание посредством синтеза продолжительных взаимосвязей между мозговыми нейронами. Предрасположенность к творческому началу, изначально предполагает разнообразие запоминания с использованием мыслительных образов и эмоции. Формирование эмоциональной памяти является важным аспектом для тех, кто принял решение найти себя на литературном, музыкальном либо актерском поприще.

Процесс познания окружающего мира начинается с анализа информации, которая поступает от сенсорных систем, и образования целостных образов предметов и явлений. Этот начальный этап познания называется восприятием.

Целенаправленное восприятие осуществляется с помощью внимания.

Внимание - это фактор, руководящий выбором информации для восприятия. С точки зрения физиологов, внимание - это процесс, в результате которого информация имеет доступ к механизмам памяти и движения и, соответственно к сознанию. Внимание характеризуется объемом, скоростью переключения и устойчивостью, оно может быть повышено активными действиями или волевыми усилиями.

Внимание может быть непроизвольным, когда запоминание идет без усилий, как бы само собой, и произвольным - человек ставит перед собой цель, что необходимо запомнить, прилагает волевые усилия, использует специальные приемы. Информация, которая воспринимается, передается в память.

Память

Память - это комплекс процессов, протекающих в центральной нервной системе и обеспечивающих накопление, хранение и воспроизведение индивидуального опыта.

И. М. Сеченов писал, что человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного. Память связана с определенными отделами головного мозга, соединенными между собой замкнутыми цепочками нейронов. Нервные импульсы, циркулирующие в этих цепочках, изменяют процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате этого образуются вещества, являющиеся материальными носителями памяти.

Нарушение синтеза некоторых биологически активных веществ мешает образованию следов памяти и, следовательно, обучению. Именно приобретение индивидуального опыта путем формирования условных рефлексов рассматривается как процесс обучения.

Виды и формирование памяти

Для того чтобы информация отложилась в памяти, необходимо какое-то время ее повторять. Отсюда широко известный афоризм: «Повторение - мать учения». В зависимости от того, что запоминается человеком, различают 4 вида памяти:

  1. Двигательная память - лежит в основе обучения движениям, бытовым, спортивным, трудовым навыкам, письменной речи.
  2. Образная память помогает запоминать и воспроизводить лица людей, картины природы, обстановку, запахи, звуки окружающей среды, музыкальные мелодии.
  3. Эмоциональная память сохраняет пережитые человеком чувства. Благодаря эмоциональной памяти возможно сочувствие другому человеку, милосердие.
  4. Словесная память - запоминание, сохранение и воспроизведение прочитанных, услышанных или произнесенных слов.

Все виды памяти тесно взаимосвязаны. Одна и та же информация запоминается с помощью двух и более видов памяти.

Память имеет большое значение для поведенческой ориентации человека. Без способности накапливать и сохранять информацию невозможно получить знания, необходимые для жизни, накапливать и осуществлять целенаправленные действия.

Различают кратковременную (нестабильную) память и долгосрочную (долговременную) память , где хранится наиболее значимая информация. В долговременной памяти информацию сохранять необходимо в обобщенном виде (фундаментальные законы, закономерности, обобщения, понятия). Мозг же отбирает в долговременную память самую необходимую информацию. Эту очень важную «мыслительную» работу выполняет мотивационная система, которая и определяет, какая информация наиболее важна.

В последние годы интенсивно исследуется механизм памяти. Установлено, что образование следов памяти проходит поэтапно.

  1. На первом этапе - нервные импульсы проходят от органов чувств к коре головного мозга, где сигналы задерживаются на несколько сотых секунды для их анализа. Этот процесс называют оперативной или сенсорной памятью . Сенсорная память человека не зависит от его воли и не может быть подвергнута сознательному контролю.
  2. Второй этап связан с хранением информации и именуется краткосрочной памятью , отвечающей за временное (несколько секунд) хранение информации в виде слов. Ее называют еще
    первичной памятью
    . Информация из первичной памяти может быть вытеснена новыми сигналами.
  3. Третий этап (вторичная память ) - информация из первичной памяти передается во вторичную и через промежуточные станции - в третичную, где и хранится длительное время.

Все виды памяти проявляются в двух формах: логически-содержательной и чувственно-образной . Первая оперирует преимущественно понятиями, вторая - представлениями.

Развитие и тренировка памяти осуществляются путем постоянных тренировочных упражнений: сосредоточенности, четкости восприятия, внимательности, активной мыслительной деятельности с использованием схем, таблиц.

Память - очень ценное качество человека, ее необходимо не только развивать, но и сохранять, не отравляя мозг алкоголем, никотином, наркотиками. Эти отравляющие вещества нарушают кровообращение в сосудах мозга, разрушают связи между клетками и сами нервные клетки, которые в процессе жизнедеятельности не восстанавливаются.

Эмоции

Человек не только воспринимает окружающий мир, но и воздействует на него. Ко всем предметам и явлениям у него есть определенное отношение. Читая книгу, слушая музыку, отвечая урок или общаясь с друзьями, люди переживают радость, грусть, воодушевление, огорчение.

Переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе, называют эмоциями.

Эмоции человека чрезвычайно многообразны и сложны, и могут быть положительных (радость, любовь, восторг, удовлетворение и т. д.) и отрицательными (гнев, страх, ужас, отвращение и др.). Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, изменяющих деятельность внутренних органов.

Каждую эмоцию могут сопровождать выразительные движения. По изменению походки, позе, а также жестам человека, мимике, интонациям, смене скорости речи можно составить представление об эмоциональном состоянии. Наблюдая за выражением лица, мы не только понимаем, что чувствует другой человек, но и заражаемся его состоянием: сопереживаем, сочувствуем, сострадаем. Таким образом, выразительные движения - своеобразное средство общения между людьми .

Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделов промежуточного мозга. Большое значение для формирования эмоций имеют височные и лобные доли коры. Жизнь человека без эмоций невозможна. Потеря эмоций - это потеря специфических для человека черт.

Нормальная жизнь человека должна быть эмоционально насыщенной с преобладанием положительных эмоций. Бурные отрицательные эмоции приводят к развитию психических и соматических болезней человека. Поэтому необходимо предупреждать их развитие. Это достигается с помощью воли - осмысленного руководства эмоциями. Мы можем сдерживать свои эмоции, свои выразительные движения, «не давать чувствам воли».

Самообладание, умение владеть собой в различных ситуациях приобретаются в воспитании, самовоспитании и являются чертами высокой культуры человека.

Память, с точки зрения психологии,– это ряд процессов, протекающих в мозге человека, в результате которых осуществляется пополнение, хранение и воспроизведение информации.

Эмоциональная память –это хранение и воспроизведение определенного опыта, непосредственно связанного с конкретным событием и имеющего эмоциональную окраску.

Эмоциональная память приобретается благодаря позитивным и негативным событиям, имеющим место в жизни человека. Она вызывает переживания и является своеобразным наложением полученных ранее ощущений и чувств на события, происходящие в данный момент.

Особенности эмоциональной памяти

Эмоциональный является своего рода индикатором внутренного состояния человека. Наши эмоции характеризуют то, насколько успешно складываются наши взаимоотношения в личной жизни и обществе.

По мнению выдающегося ученого П. П. Блонского, эмоции, испытываемые человеком во время конкретного события, ярче, чем те, которые он переживает, извлекая из памяти по прошествии времени. Постепенно они ослабевают, смешиваясь с другими эмоциями и рассуждениями. Но стоит человеку попасть в аналогичную ситуацию – и ярко выраженная эмоция моментально извлекается из памяти и может нас подтолкнуть к совершению определенных действий или, наоборот, удержать от них. Особенностью эмоциональной памяти является то, что человек особенно ярко и отчетливо запоминает три чувства: страх, страдание и удивление. При этом существует определенная разница в восприятии этих чувств. Так, удивление запоминается как фактор, который удивил, и само чувство во время припоминания повторно не переживается. Страдание и страх запоминаются в виде чувства.

Какие эмоции запоминаются лучше, положительные или отрицательные? Практика показывает, что лучше запоминается негатив, ведь даже у животных отрицательные эмоции присутствуют в сознании долгие годы, что, кстати, позволяет им сохранять свою популяцию. Кроме того, человеку присуща способность “переносить” полученные эмоции с одного раздражителя на аналогичные. Если, например, человек в детстве сильно отравился грибами, то, повзрослев, он наверняка подсознательно будет бояться употреблять их в пищу. Другой пример: если ребенок в детстве неоднократно переживал сильный страх, то в дальнейшем это может привести к недоверчивости и боязливости. То же самое наблюдается и у животных. Так, например, если собака, которую сбила машина, осталась жива, то всю оставшуюся жизнь она наверняка будет бояться машин.

Развитие эмоциональной памяти у ребенка

Эмоциональную память следует развивать с раннего детства. В детском возрасте можно сформировать позитивное отношение к окружающим, определенный интеллектуальный потенциал и уверенность в себе на основе множества позитивных воспоминаний. Вот несколько простых упражнений, которые помогут развить эмоциональную память у ребенка:

1. Для прогулки выберите место, где ребенок еще не был. Во время прогулки обращайте его внимание на окружающее вас пространство (звуки, птиц, насекомых, деревья), при этом комментируя происходящее в позитивном контексте и сопровождая свой рассказ лаской, объятиями, всевозможными приятными сюрпризами. Эти воспоминания помогут в дальнейшем ребенку легче перенести неприятные события в жизни.

2. Упражнение “Волшебный мешок”. Суть его заключается в том, что ребенку предлагают вспомнить события, которые вызвали у него неприятные ощущения, страхи, боль. Затем эти эмоции мысленно трансформируют в какой-либо предмет или предметы, складывают их в мешок и плотно завязывают. При этом ребенок образно избавляется от негатива, который у него забрали и положили в мешок.

3. Упражнение “Я счастлив”. Это групповое упражнение, которое выполняется следующим образом: ребенку бросают мяч. Поймав его, ребёнок должен рассказать о событии, при котором он был счастлив. После этого ребенок бросает мяч другому участнику игры, который тоже должен рассказать о своём счастливом событии.

Развитие эмоциональной памяти у взрослых

Взрослым тоже имеет смысл развивать эмоциональную составляющую своей личности. Это однозначно будет полезно как для профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Вот несколько проверенных приемов развития эмоциональной памяти у взрослых:

1. Возьмите себе за правило вести дневник. Это очень хороший способ развить эмоциональную память. Ведите его регулярно. В дневник записывайте свои чувства, эмоции, мысли. Перечитывая его по прошествии определенного времени, Вы можете ощутить свои чувства вновь, проанализировать их и свои действия.

2. Занимайтесь медитацией. Для выполнения приема Вам необходимо мысленно перенестись в определенный момент прошлого, когда Вы пережили сильные эмоции, и попытаться заново прочувствовать их. Например, вспомните свое первое свидание.

3. Погружайтесь в пережитые Вами ранее ощущения. Для этого устройтесь поудобнее на кресле или диване, закройте глаза и представьте процесс, который вызывает приятные ощущения. Например, представьте, как Вы лакомитесь любимым блюдом, при этом старайтесь прочувствовать его вкус и аромат.

4. Анализируйте чувства, возникающие в Вашем подсознании. Сконцентрируйте внимание на различных, даже незначительных событиях, и пытайтесь понять, что Вы чувствуете, когда они происходят, и почему. В процессе анализа пытайтесь разделить чувства и эмоции.

5. Библиотерапия. Это наиболее популярный прием формирования позитивного эмоционального состояния за счет прочтения правильно подобранной книги. Во время чтения художественного произведения Вы погружаетесь в описываемые события и переживаете чувства и эмоции героев.

Успехов Вам в познании себя и саморазвитии. Мы стремимся, чтобы способствовали развитию Вашей памяти.

 


Читайте:



Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Давайте приготовим в домашних условиях нутовый хумус, отталкиваясь от наиболее классического рецепта. Некоторым не понравился когда-то магазинный...

Медовый торт на водяной бане

Медовый торт на водяной бане

Торт «Медовик» пошаговый рецепт с фотографиями Сегодня я подготовила для вас пошаговый рецепт торта Медовик со сметанным кремом и расскажу вам,...

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник - царь всех пирогов. Эта выпечка, благодаря своему отменному вкусу и аромату, уже много лет не теряет своей популярности. Пирог готовят из...

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Купить дешевые лекарства от гепатита С Сотни поставщиков везут Софосбувир, Даклатасвир и Велпатасвир из Индии в Россию. Но доверять можно лишь...

feed-image RSS