Главная - Домашние животные
12 евангелий святых страстей читать. Страстные евангелия

28 апреля в этом году особенный день - Чистый Четверг. В нашем Храме утром служилась Божественная Литургия свт. Василия Великого, а вечером - чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа Иисуса Христа.

Великий Пост позади. Идёт Страстная Седмица - наступили Святые Дни. Чистый или Великий Четверг, в этот день мы вспоминаем установленное на Тайной Вечери Иисусом Христом Таинство Евхаристии, во вре-мя ко-то-ро-го все ве-ру-ю-щие под ви-дом хле-ба и ви-на вку-ша-ют ис-тин-ные Те-ло и Кровь Хри-сто-вы. На Тайной Вечери Господь пре-ло-мил хлеб и, бла-го-сло-вив его, по-дал апо-сто-лам со сло-ва-ми: «сие есть Те-ло Моё, ко-то-рое за вас пре-да-ёт-ся; сие тво-ри-те в Моё вос-по-ми-на-ние». Взяв ча-шу и бла-го-сло-вив её, ска-зал: «пей-те из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя но-во-го за-ве-та, за мно-гих из-ли-ва-е-мая во остав-ле-ние гре-хов».

Вечером читались 12 Страстных Евангелий. Удивительные службы. Не случайно они такие сконцентрированные, тихие и необычайно сильные. Эти Святые дни с детства врезаются в нашу жизнь. Поражают так, что мы уже не просто говорим, что знаем - да, Бог есть, но мы сопереживаем и через это верим и доверяем Христу Сыну Божиему.

"Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу - доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике… Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки - пришел Христос. И все - для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни - страстные. Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями - и ничего, потому что везде Христос". ("Лето Господне" Иван Шмелёв)

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Продолжительность 2:55:38 мин.

А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках.

Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В этом очень особом и скорбном богослужение, которое бывает только раз в году Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: “Слава долготерпению Твоему, Господи!” После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Тут собраны последние таинственные речи Христовы и сжато на коротком пространстве все это страдание Богочеловека, Которому внимает душа “смущаясь и дивясь”. Земное соприкасается с вечностью небесной, и каждый, кто стоит в этот вечер со свечей в храме, незримо присутствует на Голгофе.

Мы ясно увидим, как наступила ночь моления в том самом Гефсиманском саду, ночь когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощение должен был Он в это время испытать!

Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояний мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых; это была ночь изнеможения – сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его. Но нам всегда или часто кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

Это была ночь воплей и слезной коленопреклонной молитвы пред Отцом Небесным; эта священная ночь была страшна для самих Небожителей…

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. “Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.”

“Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.”

А мы сейчас стоим с заженными свечами… Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину и ответственность на кого-то другого: вот если бы я был в ту ночь. Но увы! Где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что ненавидели Христа не какие-то изверги… нескольким штрихами Евангелие рисует нам бедного Пилата – его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас, когда приходит час сказать решительное нет неправде, злу, ненависти, несправедливости? Кто мы?

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…

И в память об этом часе, когда сердце человеческое сливалось со страдающим сердцем Божества, люди приносят с собою горящие свечи, стараясь донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами , чтобы по благочестивой традиции освятить им дома.

Крестики рисуют копотью на косяках двери и на окне.

И эти свечи будут потом хранить и зажгут в час разлучения души от тела. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые пра-вославные прихожане несут из храма домой.

Страстные Евангелия:

1) Иоан. 13:31 —18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Иоан. 18:1-28 . (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

3) Мф.26:57-75 . (Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).

4) Иоан. 18:28-40 , 19:1-16 . (Страдания Господа на суде у Пилата).

5) Мф. 27:3-32 . (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).

6) Мар. 15:16-32 . (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).

Сегодня, 13 апреля, православные христиане отмечают четвертый день Страстной седмицы – Великий четверг.

В этот день Господь Иисус Христос послал двоих Своих учеников Петра и Иоанна приготовить место для совершения ветхозаветной иудейской Пасхи. Еврейский народ отмечал этот праздник в память об исходе из четырехсотлетнего египетского плена.

Когда наступил вечер, Иисус Христос, вместе с двенадцатью учениками, пришел в Сионскую горницу, в которой совершилась первая в истории Евхаристия – таинство святого Причастия.

Но сначала Господь проявил Своё высшее смирение – всем апостолам Он омыл ноги. Этот обряд совершали только рабы, поэтому ученики Христа были очень удивлены таким действием Учителя, а апостол Петр даже запретил Иисусу совершать над ним омовение, говоря: «Не умоешь ног моих вовек» (Ин. 13:8).

Но Господь сказал ему в ответ: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8). Услышав эти слова и, по-видимому, убоявшись, апостол Петр сказал: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13:9). Омовением ног, Иисус Христос хотел научить Своих учеников смирению и служению ближнему.

После этого Господь, по закону пророка Моисея, совершил ветхозаветную Пасху, по окончании которой установил таинство Евхаристии. Это таинство совершается в каждом православном храме, во время Божественной литургии, и по сей день.

Иисус Христос взял хлеб, преломил, благословил его, и, раздавая ученикам, произнес: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Также взяв чашу с вином, благословил её, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). В Великий четверг, согласно церковной традиции, каждый православный христианин должен причастится святых Христовых Таин.

Во время Тайной вечери Господь в последний раз предрек апостолам, что Иуда Искариотский Его предаст. Иисус Христос подал Иуде кусок хлеба, и в предателя вошел сатана. После чего Иуда Искариот вышел из горницы и отправился за иудейскими старейшинами, чтобы окончательно исполнить своё предательство, приведя их к Иисусу.

Сегодня вспоминается также моление Христа в Гефсиманском саду. Господь, в то время когда ученики спали, ощущал предстоящую чашу страданий и молился Небесному Отцу об исполнении Его благой воли.

В этот день поздно вечером в Гефсиманский сад, вместе с вооруженной толпой, пришел Иуда Искариот, который предательским поцелуем указал старейшинам и первосвященникам на Иисуса Христа, Который добровольно принял на Себя всю горечь страданий и крестной смерти.

В приходской практике вечером в Великий четверг совершается богослужение утрени Великой пятницы, на котором прочитываются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, повествующих о последних часах жизни Господа Иисуса Христа.

ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ

Четверг Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/12_evangeliy_010410-04f927.mp3
Продолжительность 182:41 мин.

На этом богослужении читаются: 1 Кор.11, 23-32. Мф.26, 1-20. Ин.13, 3-17. Мф.26.ю 21-39. Лк.22, 43-45. Мф.26, 40-27, 2.

А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках.

Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.

В этом очень особом и скорбном богослужение, которое бывает только раз в году Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.

Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.

Тут собраны последние таинственные речи Христовы и сжато на коротком пространстве все это страдание Богочеловека, Которому внимает душа «смущаясь и дивясь». Земное соприкасается с вечностью небесной, и каждый, кто стоит в этот вечер со свечей в храме, незримо присутствует на Голгофе.

Мы ясно увидим, как наступила ночь моления в том самом Гефсиманском саду, ночь когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощение должен был Он в это время испытать!

Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояний мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых; это была ночь изнеможения — сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его. Но нам всегда или часто кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…

Это была ночь воплей и слезной коленопреклонной молитвы пред Отцом Небесным; эта священная ночь была страшна для самих Небожителей…

В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? — говорится здесь. — От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»

«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»

А мы сейчас стоим с заженными свечами… Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину и ответственность на кого-то другого: вот если бы я был в ту ночь. Но увы! Где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что ненавидели Христа не какие-то изверги… нескольким штрихами Евангелие рисует нам бедного Пилата — его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас, когда приходит час сказать решительное нет неправде, злу, ненависти, несправедливости? Кто мы?

И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им — они не знают, что творят…

И в память об этом часе, когда сердце человеческое сливалось со страдающим сердцем Божества, люди приносят с собою горящие свечи, стараясь донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами , чтобы по благочестивой традиции освятить им дома.

Крестики рисуют копотью на косяках двери и на окне.

И эти свечи будут потом хранить и зажгут в час разлучения души от тела. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые пра-вославные прихожане несут из храма домой.

Страстные Евангелия:

1) Ин. 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).

2) Ин.18:1-28 (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).

Согласно православным богослужебным книгам, служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы, именуется совершенно особым образом: "Последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа". Примечательно, что богослужебные книги не называют эту службу "утреней", хотя ее современный порядок и основывается на чине утрени. Это не случайность – служба 12 Евангелий представляет собой единственную утреню в году, которая совершается не в свое обычное время (обычное время утрени, согласно уставу – предрассветная часть ночи). Служба 12 Евангелий должна начинаться с вечера; принятый в Русской Церкви Типикон определяет время ее начала как "2-й час ночи", то есть примерно 20.00. Такое необычное – с точки зрения устава (а не распространенной практики служить утреню с вечера) – время начало службы определяется тем, что служба 12 Евангелий в действительности является не утреней, а бдением. Она восходит к практике Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на различных местах Святого Града, связанных со Страстями Господа, и шествий от одного такого места к другому.

Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок:

1) двупсалмие;

2) шестопсалмие;

3) мирная ектения;

4) пение постового утреннего аллилуиария, а затем – тропаря Великого четверга Егда славнии ученицы,

5) малая ектения и 1-е Евангелие – Ин 13. 31-18. 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа)

6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5 Евангелий:

a. антифоны 1-3;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 2-е Евангелие – Ин 18. 1-28 (содержание: предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра);

a. антифоны 4-6;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 3-е Евангелие – Мф 26. 57-75 (содержание: Господь Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра);

a. антифоны 7-9;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 4-е Евангелие – Ин 18. 28-19. 16 (содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа);

a. антифоны 10-12;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 5-е Евангелие – Мф 27. 3-32 (содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь);

a. антифоны 13-15;

b. малая ектения;

c. седален;

d. 6-е Евангелие – Мк 15. 16-32 (содержание: поругание Господа, Крестный путь, Распятие);

7) блаженны;

8) прокимен "Разделиша ризы моя себе" (Пс 21. 18; стих – Пс 21. 1b) и 7-е Евангелие – Мф 27. 33-54 (содержание: Распятие и Крестная смерть Христа);

9) святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина; обычно опускается);

10) 50-й псалом;

11) 8-е Евангелие – Лк 23. 32-49 (содержание: покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа);

12) трипеснец прп. Космы Маиумского;

a. по 5-й песни трипеснца – малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (обычно опускается);

b. по 9-й песни трипеснца – малая ектения и светилен Разбойника благоразумнаго трижды;

13) 9-е Евангелие – Ин 19. 25-37 (содержание: Пресвятая Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста);

14) хвалитные псалмы (согласно Типикону – по-праздничному, начиная с "Всякое дыхание") и стихиры;

15) 10-е Евангелие – Мк 15. 43-47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя);

16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и "Сподоби, Господи";

17) просительная ектения и главопреклонная молитва;

18) 11-е Евангелие – Ин 19. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя);

19) стихиры на стиховне;

20) 12-е Евангелие – Мф 27. 62-66 (содержание: запечатание св. Гроба);

21) Благо есть;

22) Трисвятое, по "Отче наш" – тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя;

23) сугубая ектения;

24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос...

Все пункты этой схемы, за исключением № 5 - 8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых – 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы – это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра.

Евангелия утрени Великой пятницы

Эгерия, западная паломница IV века, перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария[i], то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения – воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части – это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям №5+7, 6, 8 и 9.

Образовавшаяся в какой-то момент система из 9 чтений (вероятно, это произошло уже вне традиции Иерусалима – например, в Константинополе, – когда ночное иерусалимское бдение получило распространение вне Святого Града и Палестины) была дополнена еще двумя, повествующими о Погребении Спасителя (№10 и 11), и в таком виде уже широко представлена в византийских рукописях. Окончательным этапом развития стало превращение цикла из 11 Евангелий в цикл из 12 – очевидно, ради ровного счета. При этом, например, в современной греческой практике доныне сохраняется память о прибавочном характере 12-го Евангелия – оно читается не священником, как остальные 11, а диаконом.

Антифоны и седальны утрени Великой пятницы

Многие из Евангелий утрени Великой пятницы просто включены в общий порядок утрени в тот или иной момент обычного последования этой службы. Но Евангелия со 2-го по 6-е выбиваются из этой схемы. Они обрамлены совершенно уникальными песнопениями, аналогов которым нет ни в одном другом богослужебном последовании церковного года – антифонами Великой пятницы. Прообразы этих антифонов описаны уже в армянском и грузинском переводах древнего иерусалимского Лекционария. В эпоху их создания та великая византийская гимнография Страстной седмицы, которая ныне составляет одну из вершин богослужебного наследия Православной Церкви, еще только начинала развиваться, и бдение Великой пятницы все еще было заполнено, в первую очередь, гимнографией ветхозаветной – псалмами. Армянский перевод иерусалимского Лекционария упоминает пение в начале бдения 15 псалмов; псалмы пелись с припевом – "антифоном" – который представлял собой не какое-либо христианское сочинение, а просто один из стихов тех же псалмов (эти 15 псалмов сгруппированы в 5 циклов по 3 псалма и одному антифону: 1) Пс 2-4 [антифон: Пс 2. 2]; 2) Пс 40-42 [антифон: Пс 40. 9]; 3) Пс 58-60 [антифон: Пс 58. 2]; 4) Пс 78-80 [антифон: Пс 87. 6 и 78. 13]; 5) Пс 108-110 [антифон: Пс 108. 3]). Кроме того, в переводе упомянуты и другие псалмы с аналогичными "антифонами", исполняемые по прибытии на места тех или иных остановок.

***

Страстная седмица:

  • Иконография Страстной Седмицы - Православие.Ru
  • Общая композиция служб Страстной седмицы - иерей Михаил Желтов
  • Как устроена Страстная седмица? - Илья Красовицкий
  • О Страстной седмице - игумен Силуан Туманов
  • Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе... - протоиерей Александр Ильяшенко
  • Как провести Страстную седмицу - протоиерей Игорь Пчелинцев
  • Страстная среда: Между Богом и нами могут стоять только две преграды
  • Страстная седмица: Христос и я - Ольга Богданова
  • Страстной Четверг: Не будем надеяться на свои подвиги - митрополит Антоний Сурожский
  • Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад - Татьяна Сопова
  • Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы) - иерей Михаил Желтов
  • Зачем Церковь проклинает Иуду? - архимандрит Ианнуарий Ивлиев
  • Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени - иерей Михаил Желтов
  • "Слово в Великую Субботу" - патриарх Фотий Константинопольский
  • Каноны Великой субботы - иерей Михаил Желтов
  • Пятнадцать ступеней к Пасхе (о смысле пятнадцати предпасхальных паримий) - Андрей Десницкий

***

В грузинском переводе иерусалимского Лекционария о 15 псалмах в начале бдения уже не говорится, но псалом со "стихом" (т. е. "антифоном") здесь по-прежнему открывает собой моление на каждой из остановок (это Пс 2 [стих: Пс 2. 2]; Пс 40 [стих: Пс 40. 9]; Пс 40 [с небиблейским стихом]; Пс 108 [с небиблейским стихом]; Пс 58. 2 [с небиблейским стихом]; Пс 34. 1 [с небиблейским стихом]; Пс 21 [с небиблейским стихом]). Легко видеть, что грузинский перевод иерусалимского Лекционария, выполненный позже армянского, отражает этап постепенного вытеснения ветхозаветной гимнографии за счет новой, христианской, – в большинстве псалмов припевом служит уже не библейский стих, а христианская композиция. Кроме того, в грузинском переводе Лекционария каждый из упомянутых псалмов завершается одним или двумя ипакои (тропарем), более пространным, чем припев псалма. Аналог этих ипакои в позднейшем чине 12 Евангелий – седальны, замыкающие циклы из 3 антифонов, и исполняемые, согласно уставу, особенным образом (с повторами, с каждением, с выслушиванием их обязательно стоя).

Дальнейшее развитие гимнографических припевов к псалмам бдения Великой пятницы, включение в их число песнопений из других источников – в частности, 12 тропарей древнего чина дневного стояния Великой пятницы (из них полностью составлен современной 12-й антифон; они включены также в 7-й и 15-й) – и прибавление к антифонам богородичнов привели к постепенному вытеснению оригинальной основы этих антифонов, то есть псалмов. В современном чине 12 Евангелий остался всего один псаломский стих – это первая строка 1-го антифона (Князи людстии...), представляющая собой парафраз Пс 2. 2. Таким образом, антифоны – то есть, по своему происхождению, припевы – остались без тех текстов, к которым они должны припеваться. Впрочем, в некоторых византийских и древнерусских рукописях сохранились указания, как должны соединяться стихи псалмов с антифонами службы 12 Евангелий в их современном (т. е. позднейшем виде). Эти указания могут несколько различаться, но все же в целом они довольно стабильны. Псалмы к антифонам подобраны не случайно – это те стихи Псалтири, которые содержат самые яркие пророчества о Крестной смерти Христа. Ниже приведено возможное распределение стихов к 15 антифонам Великой пятницы в их современной редакции (без учета двоекратного повторения антифонов):

1-й антифон:

1-й тропарь (=парафраз Пс 2. 2) – 2-й тропарь

Пс 2. 4 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

2-й антифон:

Пс 35. 2 – 1-й тропарь

Пс 35. 3 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

3-й антифон:

Пс 34. 1 – 1-й тропарь

Пс 34. 4 – 2-й тропарь

Пс 34. 5 – 3-й тропарь

Пс 34. 8 – 4-й тропарь

Пс 34. 11 – 5-й тропарь

Пс 34. 12 – 6-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

4-й антифон:

Пс 15. 4a – 1-й тропарь

Пс 15. 4b – 2-й тропарь

Пс 15. 10 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

5-й антифон:

Пс 16. 1 – 1-й тропарь

Пс 16. 3 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

6-й антифон:

Пс 51. 3 – 1-й тропарь

Пс 51. 4 – 2-й тропарь

Пс 51. 6a – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

7-й антифон:

Пс 7. 2 – 1-й тропарь

Пс 7. 7a – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

8-й антифон:

Пс 58. 2 – 1-й тропарь

Пс 58. 4 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

9-й антифон:

Пс 68. 2 – 1-й тропарь

Пс 68. 3 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

10-й антифон:

Пс 52. 1 – 1-й тропарь

Пс 52. 4 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

11-й антифон:

Пс 87. 2 – 1-й тропарь

Пс 87. 4 – 2-й тропарь

Пс 87. 19 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

12-й антифон:

Пс 53. 3 – 1-й тропарь

Пс 53. 4 – 2-й тропарь

Пс 53. 15 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

13-й антифон:

Пс 142. 19 – 1-й тропарь

Пс 142. 3a – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

14-й антифон:

Пс 98. 1 – 1-й тропарь

Пс 98. 2 – 2-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

15-й антифон:

Пс 21. 2 – 1-й тропарь

Пс 21. 8 – 2-й тропарь

Пс 21. 18 – 3-й тропарь

Слава, и ныне – богородичен.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что гимнография Страстной седмицы (в первую очередь Великой пятницы и Великой субботы) и Пасхи является бесспорной вершиной византийской церковной поэзии. Глубина ее содержания и красота ее форм делают ее важной частью общецерковного наследия.

Использованная литература

1. В конкретных рукописях он может немного варьироваться; подробнее см.: Janeras S. Le Vendredi-Saint dans la tradition liturgique byzantine: structure et histoire de ses offices. R., 1988. (SA. 99 = Analecta Liturgica. 12). P. 51-113.

2. Эти тропари содержатся в чине часов Великой пятницы – по 3 на каждом из часов, – причем даже их современный текст в целом совпадает с текстом древних иерусалимских памятников.

 


Читайте:



Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Выпекаем коржи для торта Как сделать обычный корж торта

Каждый праздник заканчивается подачей десерта. Можно заказать его у профессионалов, а лучше удивить всех своими способностями. В статье рассмотрим,...

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Прошу рецепт соте из кабачков на зиму

Репчатый лук нужно слегка обжарить — это придаст готовому соте приятный аромат. Лук очистить и нарезать тонкими кольцами, выложить на сковороду и...

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Вишня в желе — простой и вкусный рецепт на зиму Как приготовить желе из войлочной вишни

Рецепты желе из ягод на зимуВишня – ягодка полезная, поэтому хочется сохранить не только ее вкусовые качества, но и витамины. И такой способ есть –...

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Рождественский пудинг от мамы джейми оливера Кулинарный поединок с джейми оливером йоркширский пудинг

Вегетарианские Подробное пошаговое описание как готовится блюдо "Творожный пудинг со шпинатом". Попробуйте обязательно Творог 500 г. Сметана 1...

feed-image RSS