Согласно православным богослужебным
книгам, служба 12 Евангелий, совершаемая вечером в
Великий четверг, то есть накануне Великой пятницы,
именуется совершенно особым образом: "Последование
святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса
Христа". Примечательно, что богослужебные книги не
называют эту службу "утреней", хотя ее современный
порядок и основывается на чине утрени. Это не
случайность – служба 12 Евангелий представляет собой
единственную утреню в году, которая совершается не в
свое обычное время (обычное время утрени, согласно
уставу – предрассветная часть ночи). Служба 12 Евангелий
должна начинаться с вечера; принятый в Русской Церкви
Типикон определяет время ее начала как "2-й час ночи",
то есть примерно 20.00. Такое необычное – с точки зрения
устава (а не распространенной практики служить утреню с
вечера) – время начало службы определяется тем, что
служба 12 Евангелий в действительности является не
утреней, а бдением. Она восходит к практике
Иерусалимской Церкви IV и последующих веков проводить
ночь с Великого четверга на пятницу в бдении, состоявшем
из молитв, песнопений, чтений Евангельских рассказов на
различных местах Святого Града, связанных со Страстями
Господа, и шествий от одного такого места к другому.
Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок:
1) двупсалмие;
2) шестопсалмие;
3) мирная ектения;
4) пение постового утреннего аллилуиария,
а затем – тропаря Великого четверга Егда славнии
ученицы,
5) малая ектения и 1-е Евангелие – Ин
13. 31-18. 1 (содержание: Прощальная беседа и
Первосвященническая молитва Христа)
6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5
Евангелий:
a. антифоны 1-3;
b. малая ектения;
c. седален;
d. 2-е Евангелие – Ин 18. 1-28
(содержание: предательство Иуды, взятие Христа под
стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра);
a. антифоны 4-6;
b. малая ектения;
c. седален;
d. 3-е Евангелие – Мф 26. 57-75
(содержание: Господь Иисус перед Каиафой и синедрионом,
отречение и раскаяние ап. Петра);
a. антифоны 7-9;
b. малая ектения;
c. седален;
d. 4-е Евангелие – Ин 18. 28-19. 16
(содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и
поругание Господа);
a. антифоны 10-12;
b. малая ектения;
c. седален;
d. 5-е Евангелие – Мф 27. 3-32
(содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом
Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь);
a. антифоны 13-15;
b. малая ектения;
c. седален;
d. 6-е Евангелие – Мк 15. 16-32
(содержание: поругание Господа, Крестный путь,
Распятие);
7) блаженны;
8) прокимен "Разделиша ризы моя себе"
(Пс 21. 18; стих – Пс 21. 1b) и 7-е Евангелие – Мф 27.
33-54 (содержание: Распятие и Крестная смерть Христа);
9) святоотеческое чтение (из творений
свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина; обычно
опускается);
10) 50-й псалом;
11) 8-е Евангелие – Лк 23. 32-49
(содержание: покаяние благоразумного разбойника и
Крестная смерть Христа);
12) трипеснец прп. Космы Маиумского;
a. по 5-й песни трипеснца – малая
ектения, кондак с икосом, синаксарий (обычно
опускается);
b. по 9-й песни трипеснца – малая
ектения и светилен Разбойника благоразумнаго трижды;
13) 9-е Евангелие – Ин 19. 25-37
(содержание: Пресвятая Богородица у Креста, Крестная
смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста);
14) хвалитные псалмы (согласно Типикону
– по-праздничному, начиная с "Всякое дыхание") и
стихиры;
15) 10-е Евангелие – Мк 15. 43-47
(содержание: снятие с Креста и погребение тела
Спасителя);
16) утреннее славословие (в повседневной
редакции) и "Сподоби, Господи";
17) просительная ектения и
главопреклонная молитва;
18) 11-е Евангелие – Ин 19. 38-42
(содержание: снятие с Креста и погребение тела
Спасителя);
19) стихиры на стиховне;
20) 12-е Евангелие – Мф 27. 62-66
(содержание: запечатание св. Гроба);
21) Благо есть;
22) Трисвятое, по "Отче наш" – тропарь
Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя;
23) сугубая ектения;
24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и
заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение
мира, Христос...
Все пункты этой схемы, за исключением №
5 - 8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину
постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки
зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий
отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых,
самих Евангелий во-вторых – 5-кратного цикла из 3
антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также
отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а
заканчивается уже тропарем пятницы – это вновь
подтверждает сказанное выше о том, что служба 12
Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а
бдением с вечера до утра.
Евангелия утрени Великой пятницы
Эгерия, западная паломница IV века, перу
которой принадлежит самое древнее свидетельство о
иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу,
упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже
в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в.
говорится о 7 остановках и соответствующих им 7
евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений
превратились в современные 12? Если сравнить выбор
чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского
Лекционария[i], то можно заметить, что в современном
чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4.
Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи
Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью
соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения
– воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения
Господа в Святом Граде была посвящено другое особое
последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы
этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой
пятницы). И как раз из этого последования дневного
стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли
еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части –
это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и
Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса
Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям
№5+7, 6, 8 и 9.
Образовавшаяся в какой-то момент система
из 9 чтений (вероятно, это произошло уже вне традиции
Иерусалима – например, в Константинополе, – когда ночное
иерусалимское бдение получило распространение вне
Святого Града и Палестины) была дополнена еще двумя,
повествующими о Погребении Спасителя (№10 и 11), и в
таком виде уже широко представлена в византийских
рукописях. Окончательным этапом развития стало
превращение цикла из 11 Евангелий в цикл из 12 –
очевидно, ради ровного счета. При этом, например, в
современной греческой практике доныне сохраняется память
о прибавочном характере 12-го Евангелия – оно читается
не священником, как остальные 11, а диаконом.
Антифоны и седальны утрени Великой пятницы
Многие из Евангелий утрени Великой
пятницы просто включены в общий порядок утрени в тот или
иной момент обычного последования этой службы. Но
Евангелия со 2-го по 6-е выбиваются из этой схемы. Они
обрамлены совершенно уникальными песнопениями, аналогов
которым нет ни в одном другом богослужебном последовании
церковного года – антифонами Великой пятницы. Прообразы
этих антифонов описаны уже в армянском и грузинском
переводах древнего иерусалимского Лекционария. В эпоху
их создания та великая византийская гимнография
Страстной седмицы, которая ныне составляет одну из
вершин богослужебного наследия Православной Церкви, еще
только начинала развиваться, и бдение Великой пятницы
все еще было заполнено, в первую очередь, гимнографией
ветхозаветной – псалмами. Армянский перевод
иерусалимского Лекционария упоминает пение в начале
бдения 15 псалмов; псалмы пелись с припевом –
"антифоном" – который представлял собой не какое-либо
христианское сочинение, а просто один из стихов тех же
псалмов (эти 15 псалмов сгруппированы в 5 циклов по 3
псалма и одному антифону: 1) Пс 2-4 [антифон: Пс 2. 2];
2) Пс 40-42 [антифон: Пс 40. 9]; 3) Пс 58-60 [антифон:
Пс 58. 2]; 4) Пс 78-80 [антифон: Пс 87. 6 и 78. 13]; 5)
Пс 108-110 [антифон: Пс 108. 3]). Кроме того, в переводе
упомянуты и другие псалмы с аналогичными "антифонами",
исполняемые по прибытии на места тех или иных остановок.
***
Страстная седмица:
-
Иконография Страстной Седмицы
- Православие.Ru
- Общая композиция служб Страстной седмицы
- иерей Михаил Желтов
- Как устроена Страстная седмица?
- Илья Красовицкий
- О Страстной седмице
- игумен Силуан Туманов
- Страстная седмица: как совместить работу, службы и подготовку к Пасхе...
- протоиерей Александр Ильяшенко
- Как провести Страстную седмицу
- протоиерей Игорь Пчелинцев
- Страстная среда: Между Богом и нами могут стоять только две преграды
- Страстная седмица: Христос и я
- Ольга Богданова
- Страстной Четверг: Не будем надеяться на свои подвиги
- митрополит Антоний Сурожский
- Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад
- Татьяна Сопова
- Состав службы 12 Евангелий (утрени Великой пятницы)
- иерей Михаил Желтов
- Зачем Церковь проклинает Иуду?
- архимандрит Ианнуарий Ивлиев
- Пасхальное бдение. Содержание чинов вечерни и литургии Великой субботы и Светлой заутрени
- иерей Михаил Желтов
- "Слово в Великую Субботу"
- патриарх Фотий Константинопольский
- Каноны Великой субботы
- иерей Михаил Желтов
- Пятнадцать ступеней к Пасхе
(о смысле пятнадцати предпасхальных паримий) - Андрей Десницкий
***
В грузинском переводе иерусалимского
Лекционария о 15 псалмах в начале бдения уже не
говорится, но псалом со "стихом" (т. е. "антифоном")
здесь по-прежнему открывает собой моление на каждой из
остановок (это Пс 2 [стих: Пс 2. 2]; Пс 40 [стих: Пс 40.
9]; Пс 40 [с небиблейским стихом]; Пс 108 [с
небиблейским стихом]; Пс 58. 2 [с небиблейским стихом];
Пс 34. 1 [с небиблейским стихом]; Пс 21 [с небиблейским
стихом]). Легко видеть, что грузинский перевод
иерусалимского Лекционария, выполненный позже
армянского, отражает этап постепенного вытеснения
ветхозаветной гимнографии за счет новой, христианской, –
в большинстве псалмов припевом служит уже не библейский
стих, а христианская композиция. Кроме того, в
грузинском переводе Лекционария каждый из упомянутых
псалмов завершается одним или двумя ипакои (тропарем),
более пространным, чем припев псалма. Аналог этих ипакои
в позднейшем чине 12 Евангелий – седальны, замыкающие
циклы из 3 антифонов, и исполняемые, согласно уставу,
особенным образом (с повторами, с каждением, с
выслушиванием их обязательно стоя).
Дальнейшее развитие гимнографических
припевов к псалмам бдения Великой пятницы, включение в
их число песнопений из других источников – в частности,
12 тропарей древнего чина дневного стояния Великой
пятницы (из них полностью составлен современной 12-й
антифон; они включены также в 7-й и 15-й) – и
прибавление к антифонам богородичнов привели к
постепенному вытеснению оригинальной основы этих
антифонов, то есть псалмов. В современном чине 12
Евангелий остался всего один псаломский стих – это
первая строка 1-го антифона (Князи людстии...),
представляющая собой парафраз Пс 2. 2. Таким образом,
антифоны – то есть, по своему происхождению, припевы –
остались без тех текстов, к которым они должны
припеваться. Впрочем, в некоторых византийских и
древнерусских рукописях сохранились указания, как должны
соединяться стихи псалмов с антифонами службы 12
Евангелий в их современном (т. е. позднейшем виде). Эти
указания могут несколько различаться, но все же в
целом они довольно стабильны. Псалмы к антифонам
подобраны не случайно – это те стихи Псалтири, которые
содержат самые яркие пророчества о Крестной смерти
Христа. Ниже приведено возможное распределение стихов к
15 антифонам Великой пятницы в их современной редакции
(без учета двоекратного повторения антифонов):
1-й антифон:
1-й тропарь (=парафраз Пс 2. 2) – 2-й
тропарь
Пс 2. 4 – 3-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
2-й антифон:
Пс 35. 2 – 1-й тропарь
Пс 35. 3 – 2-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
3-й антифон:
Пс 34. 1 – 1-й тропарь
Пс 34. 4 – 2-й тропарь
Пс 34. 5 – 3-й тропарь
Пс 34. 8 – 4-й тропарь
Пс 34. 11 – 5-й тропарь
Пс 34. 12 – 6-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
4-й антифон:
Пс 15. 4a – 1-й тропарь
Пс 15. 4b – 2-й тропарь
Пс 15. 10 – 3-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
5-й антифон:
Пс 16. 1 – 1-й тропарь
Пс 16. 3 – 2-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
6-й антифон:
Пс 51. 3 – 1-й тропарь
Пс 51. 4 – 2-й тропарь
Пс 51. 6a – 3-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
7-й антифон:
Пс 7. 2 – 1-й тропарь
Пс 7. 7a – 2-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
8-й антифон:
Пс 58. 2 – 1-й тропарь
Пс 58. 4 – 2-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
9-й антифон:
Пс 68. 2 – 1-й тропарь
Пс 68. 3 – 2-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
10-й антифон:
Пс 52. 1 – 1-й тропарь
Пс 52. 4 – 2-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
11-й антифон:
Пс 87. 2 – 1-й тропарь
Пс 87. 4 – 2-й тропарь
Пс 87. 19 – 3-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
12-й антифон:
Пс 53. 3 – 1-й тропарь
Пс 53. 4 – 2-й тропарь
Пс 53. 15 – 3-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
13-й антифон:
Пс 142. 19 – 1-й тропарь
Пс 142. 3a – 2-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
14-й антифон:
Пс 98. 1 – 1-й тропарь
Пс 98. 2 – 2-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
15-й антифон:
Пс 21. 2 – 1-й тропарь
Пс 21. 8 – 2-й тропарь
Пс 21. 18 – 3-й тропарь
Слава, и ныне – богородичен.
В заключение следует еще раз
подчеркнуть, что гимнография Страстной седмицы (в первую
очередь Великой пятницы и Великой субботы) и Пасхи
является бесспорной вершиной византийской церковной
поэзии. Глубина ее содержания и красота ее форм делают
ее важной частью общецерковного наследия.
Использованная литература
1. В конкретных рукописях он может
немного варьироваться; подробнее см.: Janeras S. Le
Vendredi-Saint dans la tradition liturgique byzantine:
structure et histoire de ses offices. R., 1988. (SA. 99
= Analecta Liturgica. 12). P. 51-113.
2. Эти тропари содержатся в чине часов
Великой пятницы – по 3 на каждом из часов, – причем даже
их современный текст в целом совпадает с текстом древних
иерусалимских памятников. |
28 апреля в этом году особенный день - Чистый Четверг. В нашем Храме утром служилась Божественная Литургия свт. Василия Великого, а вечером - чтение 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа Иисуса Христа.
Великий Пост позади. Идёт Страстная Седмица - наступили Святые Дни. Чистый или Великий Четверг, в этот день мы вспоминаем установленное на Тайной Вечери
Иисусом Христом Таинство Евхаристии, во вре-мя ко-то-ро-го все ве-ру-ю-щие под ви-дом хле-ба и ви-на вку-ша-ют ис-тин-ные Те-ло и Кровь Хри-сто-вы. На Тайной Вечери Господь пре-ло-мил хлеб и, бла-го-сло-вив его, по-дал апо-сто-лам со сло-ва-ми: «сие есть Те-ло Моё, ко-то-рое за вас пре-да-ёт-ся; сие тво-ри-те в Моё вос-по-ми-на-ние». Взяв ча-шу и бла-го-сло-вив её, ска-зал: «пей-те из неё все; Ибо сие есть Кровь Моя но-во-го за-ве-та, за мно-гих из-ли-ва-е-мая во остав-ле-ние гре-хов».
Вечером читались 12 Страстных Евангелий. Удивительные службы. Не случайно они такие сконцентрированные, тихие и необычайно сильные. Эти Святые дни с детства врезаются в нашу жизнь. Поражают так, что мы уже не просто говорим, что знаем - да, Бог есть, но мы сопереживаем и через это верим и доверяем Христу Сыну Божиему.
"Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет! Донесу - доживу до будущего года. Старая кухарка рада, что я донес. Она вымывает руки, берет святой огонек, зажигает свою лампадку, и мы идем выжигать кресты. Выжигаем над дверью кухни, потом на погребице, в коровнике… Кажется мне, что на нашем дворе Христос. И в коровнике, и в конюшнях, и на погребице, и везде. В черном крестике от моей свечки - пришел Христос. И все - для Него, что делаем. Двор чисто выметен, и все уголки подчищены, и под навесом даже, где был навоз. Необыкновенные эти дни - страстные. Христовы дни. Мне теперь ничего не страшно: прохожу темными сенями - и ничего, потому что везде Христос". ("Лето Господне" Иван Шмелёв)
ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
Продолжительность
2:55:38 мин.
А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках.
Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
В этом очень особом и скорбном богослужение, которое бывает только раз в году Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.
Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: “Слава долготерпению Твоему, Господи!” После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.
Тут собраны последние таинственные речи Христовы и сжато на коротком пространстве все это страдание Богочеловека, Которому внимает душа “смущаясь и дивясь”. Земное соприкасается с вечностью небесной, и каждый, кто стоит в этот вечер со свечей в храме, незримо присутствует на Голгофе.
Мы ясно увидим, как наступила ночь моления в том самом Гефсиманском саду, ночь когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощение должен был Он в это время испытать!
Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояний мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых; это была ночь изнеможения – сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его. Но нам всегда или часто кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…
Это была ночь воплей и слезной коленопреклонной молитвы пред Отцом Небесным; эта священная ночь была страшна для самих Небожителей…
В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. “Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? – говорится здесь. – От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.”
“Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну – желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.”
А мы сейчас стоим с заженными свечами… Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину и ответственность на кого-то другого: вот если бы я был в ту ночь. Но увы! Где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что ненавидели Христа не какие-то изверги… нескольким штрихами Евангелие рисует нам бедного Пилата – его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас, когда приходит час сказать решительное нет неправде, злу, ненависти, несправедливости? Кто мы?
И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят…
И в память об этом часе, когда сердце человеческое сливалось со страдающим сердцем Божества, люди приносят с собою горящие свечи, стараясь донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами
, чтобы по благочестивой традиции освятить им дома.
Крестики рисуют копотью на косяках двери и на окне.
И эти свечи будут потом хранить и зажгут в час разлучения души от тела. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые пра-вославные прихожане несут из храма домой.
Страстные Евангелия:
1) Иоан. 13:31 —18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).
2) Иоан. 18:1-28
. (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).
3) Мф.26:57-75
.
(Страдания Спасителя у первосвященника Каиафы и отречение Петра).
4) Иоан. 18:28-40
, 19:1-16
.
(Страдания Господа на суде у Пилата).
5) Мф. 27:3-32
. (Отчаяние Иуды, новые страдания Господа у Пилата и осуждение Его на распятие).
6) Мар. 15:16-32
. (Ведение Господа на Голгофу и Его крестные страдания).
Сегодня, 13 апреля, православные христиане отмечают четвертый день Страстной седмицы – Великий четверг.
В этот день Господь Иисус Христос послал двоих Своих учеников Петра и Иоанна приготовить место для совершения ветхозаветной иудейской Пасхи. Еврейский народ отмечал этот праздник в память об исходе из четырехсотлетнего египетского плена.
Когда наступил вечер, Иисус Христос, вместе с двенадцатью учениками, пришел в Сионскую горницу, в которой совершилась первая в истории Евхаристия – таинство святого Причастия.
Но сначала Господь проявил Своё высшее смирение – всем апостолам Он омыл ноги. Этот обряд совершали только рабы, поэтому ученики Христа были очень удивлены таким действием Учителя, а апостол Петр даже запретил Иисусу совершать над ним омовение, говоря: «Не умоешь ног моих вовек» (Ин. 13:8).
Но Господь сказал ему в ответ: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13:8). Услышав эти слова и, по-видимому, убоявшись, апостол Петр сказал: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13:9). Омовением ног, Иисус Христос хотел научить Своих учеников смирению и служению ближнему.
После этого Господь, по закону пророка Моисея, совершил ветхозаветную Пасху, по окончании которой установил таинство Евхаристии. Это таинство совершается в каждом православном храме, во время Божественной литургии, и по сей день.
Иисус Христос взял хлеб, преломил, благословил его, и, раздавая ученикам, произнес: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26:26). Также взяв чашу с вином, благословил её, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). В Великий четверг, согласно церковной традиции, каждый православный христианин должен причастится святых Христовых Таин.
Во время Тайной вечери Господь в последний раз предрек апостолам, что Иуда Искариотский Его предаст. Иисус Христос подал Иуде кусок хлеба, и в предателя вошел сатана. После чего Иуда Искариот вышел из горницы и отправился за иудейскими старейшинами, чтобы окончательно исполнить своё предательство, приведя их к Иисусу.
Сегодня вспоминается также моление Христа в Гефсиманском саду. Господь, в то время когда ученики спали, ощущал предстоящую чашу страданий и молился Небесному Отцу об исполнении Его благой воли.
В этот день поздно вечером в Гефсиманский сад, вместе с вооруженной толпой, пришел Иуда Искариот, который предательским поцелуем указал старейшинам и первосвященникам на Иисуса Христа, Который добровольно принял на Себя всю горечь страданий и крестной смерти.
В приходской практике вечером в Великий четверг совершается богослужение утрени Великой пятницы, на котором прочитываются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, повествующих о последних часах жизни Господа Иисуса Христа.
ВЕЧЕРНЕЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ В СРЕТЕНСКОМ МОНАСТЫРЕ
Четверг Страстной седмицы Великого поста. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Сретенский монастырь. Утреня с чтением 12-ти Страстных Евангелий. Хор Сретенского монастыря.
http://www.pravoslavie.ru/podcasta/12_evangeliy_010410-04f927.mp3
Продолжительность 182:41 мин.
На этом богослужении читаются: 1 Кор.11, 23-32. Мф.26, 1-20. Ин.13, 3-17. Мф.26.ю 21-39. Лк.22, 43-45. Мф.26, 40-27, 2.
А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках.
Все это богослужение посвящено благоговейному воспоминанию спасительных страданий и крестной смерти Богочеловека. Каждый час этого дня есть новый подвиг Спасителя, и отголосок этих подвигов слышится в каждом слове богослужения.
В этом очень особом и скорбном богослужение, которое бывает только раз в году Церковь раскрывает пред верующими полную картину страданий Господних, начиная от кровавого пота в Гефсиманском саду и до Голгофского распятия. Перенося нас мысленно через минувшие века, Церковь как бы подводит нас к самому подножию креста Христова и делает нас трепетными зрителями всех мучений Спасителя.
Верующие внимают Евангельским повествованиям с зажженными свечами в руках, и после каждого чтения устами певчих благодарят Господа словами: «Слава долготерпению Твоему, Господи!» После каждого чтения Евангелия соответственно ударяют в колокол.
Тут собраны последние таинственные речи Христовы и сжато на коротком пространстве все это страдание Богочеловека, Которому внимает душа «смущаясь и дивясь». Земное соприкасается с вечностью небесной, и каждый, кто стоит в этот вечер со свечей в храме, незримо присутствует на Голгофе.
Мы ясно увидим, как наступила ночь моления в том самом Гефсиманском саду, ночь когда решалась судьба всего мира на все времена. Сколько внутренних мук и какое предсмертное истощение должен был Он в это время испытать!
Это была ночь, подобной которой не было и не будет среди всех дней и ночей стояний мира, ночь борений и страданий самых лютых и неизобразимых; это была ночь изнеможения — сначала святейшей души Богочеловека, а затем и безгрешной плоти Его. Но нам всегда или часто кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом…
Это была ночь воплей и слезной коленопреклонной молитвы пред Отцом Небесным; эта священная ночь была страшна для самих Небожителей…
В промежутках между Евангелиями поются антифоны, которые выражают негодование по поводу предательства Иуды, беззакония иудейских начальников и духовной слепоты толпы. «Какая причина сделала тебя, Иуда, предателем Спасителя? — говорится здесь. — От лика ли апостольского Он тебя отлучил? Или дара исцелений тебя лишил? Или совершая Вечерю с остальными, тебя к трапезе не допустил? Или других ноги умыл, а твои презрел? О, скольких благ ты, неблагодарный, удостоился.»
«Люди Мои, что сделал Я вам или чем обидел вас? Слепцам вашим открыл зрение, прокаженных очистил, человека на одре восставил. Люди мои, что Я сотворил вам и что вы Мне воздали: за манну — желчь, за воду [в пустыне] -уксус, вместо любви ко Мне ко кресту пригвоздили Меня; не буду терпеть вас более, призову Мои народы, и они Меня прославят со Отцом и Духом, и Я дарую им жизнь вечную.»
А мы сейчас стоим с заженными свечами… Где мы находимся в этой людской толпе? Кто мы? Мы обычно избегаем ответа на этот вопрос, возлагая вину и ответственность на кого-то другого: вот если бы я был в ту ночь. Но увы! Где-то в глубине совести мы знаем, что это не так. Мы знаем, что ненавидели Христа не какие-то изверги… нескольким штрихами Евангелие рисует нам бедного Пилата — его испуг, его чиновничью совесть, его трусливый отказ поступить по совести. Но разве не совершается то же самое и в нашей, и в окружающей нас жизни? Разве не присутствует Пилат в каждом из нас, когда приходит час сказать решительное нет неправде, злу, ненависти, несправедливости? Кто мы?
И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им — они не знают, что творят…
И в память об этом часе, когда сердце человеческое сливалось со страдающим сердцем Божества, люди приносят с собою горящие свечи, стараясь донести их до дома и поставить горящими перед домашними иконами
, чтобы по благочестивой традиции освятить им дома.
Крестики рисуют копотью на косяках двери и на окне.
И эти свечи будут потом хранить и зажгут в час разлучения души от тела. Даже в современной Москве вечером в Великий Четверг можно видеть огненные ручейки от горящих свечей, которые пра-вославные прихожане несут из храма домой.
Страстные Евангелия:
1) Ин. 13:31-18:1 (Прощальная беседа Спасителя с учениками и Его первосвященническая молитва за них).
2) Ин.18:1-28 (Взятие Спасителя в саду Гефсиманском и страдания Его у первосвященника Анны).