Главная - Семейный отдых
"честное слово": крестное знамение. почему люди осеняют себя крестом, когда это появилось и что означает. Старообрядческое крестное знамение

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься - слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и - психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа - с первого до последнего Его дня - и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой - оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест - это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им - делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а - с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула - как например, индийская мантра, или ритуалы магов, - которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение - это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот - преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой - вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб - живот - правое - затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно - например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное - не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино - это символизирует собой Святую Троицу, - а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет - в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так - без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью - «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
  • Креститься с поясным поклоном следует:

  • При входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  • При возгласах «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
  • При словах «Честнейшую Херувим...».
  • При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  • Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
  • Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  • При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  • На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.
  • Креститься с земным поклоном следует:

  • В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  • На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
  • По окончании пения «Тебе поем...».
  • После «Достойно есть...» или задостойника.
  • При возгласе «Святая святым».
  • При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно...».
  • В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  • В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
  • В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
  • Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  • При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
  • При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
  • Не допускаются земные поклоны :
  • В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  • При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
  • Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого - к правому. Какое крестное знамение древнее?

    Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

    Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

    Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это - великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн - небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

    Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой - справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного - теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

    Казалось бы, что может быть проще, нежели перекреститься? Складываем пальцы и… Так. А как, собственно, пальцы складывать правильно?
    И почему именно так? А можно ли складывать пальцы по-другому? И что все это означает?

    Во имя Отца, Сына и Святаго Духа
    Осенение рукотворным крестом себя или других людей называется "крестным знамением". Слово "знамение" означает "знак". То есть крестное знамение - знак креста, его изображение. Христиане совершают крестное знамение (крестятся), прося помощи у Бога, для исповедания или свидетельства своей веры в Иисуса Христа, в Его смерть на Кресте и Его воскресение. По тому, как крестится тот или иной человек, можно определить, какого он вероисповедания.

    В наше время в большинстве православных церквей принято совершать крестное знамение в следующей последовательности. Пальцы правой руки складываются так: большой, указательный и средний вместе, а безымянный и мизинец (также сложенные вместе) прижаты к ладони. Первые три пальца, сложенные вместе, символизируют единство Пресвятой Троицы, нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Два других пальца указывают на две природы Иисуса Христа - Божественную и человеческую, соединенные во Христе неизменно, нераздельно, неразлучно.

    Сложенные таким образом пальцы сначала поставляются на лоб (освящение ума), потом на живот (а вовсе не на грудь!) - это освящение чувств, затем на правое и на левое плечо. Это освящение сил телесных.

    При совершении крестного знамения принято произносить про себя: "Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь" (если при этом не произносится других молитв). Креститься следует, избегая слишком быстрых, резких, отрывистых или круговых движений. Крестное знамение предполагает неспешность и чувство. Поясной или земной поклон совершается после крестного знамения, а не одновременно с ним. Сначала мы изображаем на себе Крест Господень, а затем поклоняемся ему.
    Если незнакомые люди крестятся по-другому (например, слева направо) - не следует спешить делать им замечание: возможно, что они воспитаны в другой богослужебной культуре. Иначе крестятся старообрядцы, верующие армяно-григорианского исповедания, католики (они крестятся открытой ладонью и в иной последовательности: с левого плеча на правое) и те из протестантов, кто в принципе не отрицает крестное знамение.

    По-славянски пальцы называют "персты", поэтому складывание пальцев определенным образом для совершения крестного знамения называется перстосложением. Способ сложения пальцев, принятый в Православной Церкви, называют троеперстием.
    До XVII века в Русской Церкви использовали двоеперстие: указательный и средний пальцы складывали вместе, а большой, безымянный и мизинец, сложив, прижимали к ладони, символизируя веру в Пресвятую Троицу. В наше время так крестятся старообрядцы. Троеперстие и двоеперстие - разные способы крестного знамения, поэтому считать один из них единственно возможным или, напротив, ошибочным нельзя.

    Тем не менее нередко можно увидеть ошибочный вариант крестного знамения, который встречается во многих старых учебниках: вместо живота пальцы поставляются на грудь. Даже в недавно изданной книге В. Артемова "Православное богослужение" говорится: крестятся лоб, грудь, правое и левое плечо". Искаженным этот метод является потому, что если крест, построенный путем мысленного соединения точек на лбу, груди и плечах, получается перевернутым: нижний его конец короче верхнего.
    Осенять себя крестным знамением христиане стали уже с I века - это передавалось от апостолов. До V века крестное знамение вообще совершалось одним пальцем, скорее всего - указательным. Наложение полного (лоб - живот - плечи) крестного знамения впервые упоминается в грузинских источниках - в "Житии святой равноапостольной Нины". Крестное знамение в виде двоеперстия стали использовать после V века в связи с борьбой с ересью монофизитства. Такой способ крестного знамения был принят для того, чтобы подтвердить единство Божественной и человеческой природы Христа. Позже появилось и троеперстие.

    Знамение на всю жизнь
    Согласно православному учению, сила крестного знамения, подобно молитве, призывает Божью помощь и ограждает от воздействия демонических сил. Кроме того, из жизнеописаний святых известно, что порой крестного знамения было достаточно, чтобы рассеять бесовские чары и совершить чудо. Церковь употребляет начертание креста во всех богослужениях и таинствах. В Византии в особо важных документах вместо имени ставили три креста, считая, что поручиться крестной силой ответственнее, чем именем. Крест Христов освящает собой самые разнообразные действия и предметы, поэтому крестное знамение сопровождает верующего человека всю жизнь.

    Когда необходимо креститься? Это принято делать в начале и в конце молитвы. При приближении к той или иной святыне. При входе в храм и выходе из него - крестное знамение в этом случае совершают трижды. Перед тем как поцеловать крест или икону. В тот или иной момент богослужения. В частности, во время ектении: после пения "Господи, помилуй", "Подай, Господи", "Тебе, Господи" крестятся один раз. Один раз крестятся и при малом славословии: "Слава Отцу и Сыну…".

    Один раз совершается крестное знамение при возгласах "Примите, ядите…", "Пийте от нея вси…", "Твоя от Твоих…", а также "Слава Тебе, Христе Боже…". Один раз следует креститься при чтении или пении "Честнейшую Херувим…". Три раза совершается крестное знамение во время чтения либо пения "аллилуйя", Трисвятого, "Придите, поклонимся…", а также при возгласе "Слава Тебе, Христе Боже наш…". При каждом оглашении слов "поклонимся", "поклонение, "припадем" крестное знамение совершается один раз. Один раз совершается крестное знамение и при взывании к Господу, Божией Матери и святым во время канона на утрене. По окончании чтения или пения каждого молитвословия или песнопения также совершается крестное знамение. Во всех этих случаях крестное знамение совершается с поясным поклоном.

    Троекратное крестное знамение с земным поклоном совершается во время поста при входе или выходе из храма. Кроме этого есть еще множество случаев, когда в храме нужно обязательно совершать крестное знамение. Знание этого приходит к верующим с опытом. Есть определенные правила, не допускающие в том или ином случае крестного знамения.

    Креститься не положено во время пения псалмов. Не допускаются земные поклоны в дни Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Дня Святой Троицы, в дни Преображения и Воздвижения. Правда, в последнем случае три земных поклона отдаются Кресту.

    Когда в храме осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или Чашей, все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами, рукой или кадят народ, креститься не надо, но только кланяться.

    Конечно, этим перечнем все не ограничивается. Допустимо креститься во всех значимых случаях жизни: в опасности и испытании, в радости, в горе, в труде.
    Крестное знамение используют не только по отношению к себе, но и к окружающим. Крестным знамением священник благословляет верующих. Вот только осеняет он склоненную голову верующего крестом слева направо, а не справа налево, как человек, осеняющий себя сам. Мать осеняет крестным знамением своего ребенка, супруги - друг друга, один родной человек - другого (например, когда близкий человек отправляется в путь). Такое крестное знамение называется благословением.
    Крестным знамением принято осенять пищу перед ее употреблением, а в некоторых случаях и другие предметы личного или домашнего обихода (например, кровать перед сном).

    Крест - охрана моя
    Крестное знамение имеет несколько значений. Вероисповедальное, освятительное, и, наконец, охранительное. Крестное знамение, налагаемое с верой, дает силу побеждать зло и творить добро, преодолевать искушение и страсти. Правда, необходимо отбросить суеверные представления, будто само по себе крестное знамение или ношение крестика является "защитой от злых сил". Сам по себе знак ничего не стоит без внутреннего духовного участия и искренней веры в силу Креста.

    История знает множество примеров, когда Господь по вере людей через крестное знамение творил чудеса. Апостол Иоанн Богослов, как повествует его ученик святой Прохор, знамением Креста исцелил лежащего по пути больного. А благочестивый Ир, по наставлениям апостола Филиппа, начертал рукой образ Креста Христова на поврежденных частях тела недужного Аристарха - и тотчас усохшая рука окрепла, око прозрело, слух открылся и больной стал здоровым. Преподобная Макрина, сестра святого Василия Великого, страдала грудной болезнью, просила свою мать осенить больное место Крестом и сразу получила исцеление.

    Чудодейственный Крест Христов не только исцелял недуги, но и воскрешал мертвых и делал человеческое тело невредимым. Так, первомученица Фекла осенила Крестом дрова и хворост, собранные для ее сожжения, и огонь не дерзнул прикоснуться к ее телу. Мученица Василиса Никомедийская оградила себя знамением Креста, и посреди пламени в разожженной печи стояла долгое время в огне безо всякого вреда. Обреченные на растерзание зверями мученики Авдон, Синнис, великомученик Пантелеймон и многие другие мученики осеняли себя крестным знамением, и лютые звери, как кроткие ягнята, целовали ноги Божьих людей. При всемогущей силе Креста Христова оказывались безвредными и смертоносные яды, как это видно из жития святителя Ювеналия и преподобного Бенедикта.

    В наши дни часто говорят, что теперь чудес не бывает. Дескать, чудеса случались только в древности. Но вот совсем недавно в России свершилось одно из таких чудес, в котором явно проявилась животворящая и спасающая сила крестного знамения.
    Один из священников въехал в небольшую гостиницу, где уже жили несколько человек. Всем им был предложен обед. И когда они собрались к столу, священник, как пастырь Церкви, предложил: "Братья, прежде всего станем на молитву. Помолимся перед тем, как принять пищу". Все встали, священник прочитал молитву Господню "Отче наш" и, заканчивая ее, обратившись к столу, осенил все крестообразным пастырским благословением.

    И в эту же секунду большой графин с квасом, стоявший на столе, безо всякой видимой причины и безо всякого удара со стороны, разлетелся вдребезги. Квас разлился, все ахнули. Хозяйка гостиницы схватилась за голову, бросилась в соседнее помещение, откуда донесся ее крик. Тут же она вбежала обратно, бросилась к священнику в ноги и призналась, что этот графин поставила на стол по ошибке. В нем был отравленный квас, приготовленный для убийства мужа. На стол она хотела поставить другой графин с хорошим квасом, но перепутала, поскольку оба графина были совершенно одинаковы. И если бы не молитва Господня, если бы пастырь не осенил своим благословением стол для трапезы - то погибло бы множество людей.

    Подобных историй в наши дни случается немало. Крест укрепляет и спасает искренне верующего человека. Даже умирая, в последний момент, христианин холодеющей рукой осеняет себя крестным знамением, ограждая и освящая себя на свой последний путь. И на могиле христианина ставят крест, чтобы все знали, что под этим крестом покоится верующий.

    Очищение, просветление и преображение
    От рассказа о крестном знамении так естественно перейти к разговору о самом кресте. В нашем случае - о кресте, на котором был распят Иисус Христос. Все мы знаем, что такой вид смертной казни существовал в Римской империи, но едва ли кто-то помимо богословов и профессиональных историков представляет себе весь ужас распятия.
    Крест был в Римской империи способом казни, предназначенным для рабов и для тех случаев, когда смертную казнь хотели усилить бесчестием. Распятие на кресте считалось у римлян ужаснейшей смертной казнью Как говорил Цицерон, "само название креста противно римскому уху, взору и слуху".

    Сначала крест ставили стоймя, затем к нему прикрепляли осужденного, прибивая его руки к дереву гвоздями. Ноги часто тоже прибивали гвоздями, но иногда только привязывали веревками. К подножию, на высоте ног, для их опоры, приколачивали горизонтальную дощечку или устраивали посередине перекладину (отсюда выражение "сидеть на кресте", которое встречается во многих описаниях крестной казни). Все это делалось для того, чтобы руки не были разодраны гвоздями, и тело не опускалось бы вниз.

    Ф. Феррар в книге "Жизнь Иисуса Христа" пишет: "Смерть на кресте заключала в себе все, что только есть ужасного и возмутительного в пытках и смерти: головокружение, судороги, упадок сил, бессонницу, лихорадочное состояние вследствие ран, столбняк, публичность позора, продолжительность страданий, антонов огонь в открытых ранах, - все это, вместе взятое и в самой высшей степени, но без лишения чувств, которое бы одно и могло стать для страдальца некоторым облегчением. Неестественное положение делало мучительным всякое движение, воспаленные и беспрестанно подновляемые раны близ гвоздей разъедала гангрена; артерии - в особенности в голове и животе - распухали и напрягались от прилива крови. Ко всем этим разнообразным и постоянно возрастающим мучениям присоединялись невыносимый жар и мучительная жажда. Совмещение одновременно всех этих мук производило такую нестерпимую тоску, которая самый вид смерти, этого страшного неведомого врага, при приближении которого всякий человек трепещет, делал приятным, мечту о ней - усладительной".

    "Жестокая особенность смертной казни заключалась в том, что в этом ужасном состоянии можно было жить в страшных муках три-четыре дня. Кровотечение из ран в руках скоро прекращалось и вообще не могло быть смертельным. Истинной причиной смерти являлось противоестественное положение тела, которое вызывало страшное расстройство кровообращения, ужасные головные боли, боль в сердце и, наконец, оцепенение членов. Распятые на кресте, если они обладали крепким телосложением, могли даже спать и умирали только от голода. Основной мыслью этой жестокой казни было не непосредственное умерщвление осужденного с помощью определенных повреждений его тела, а выставление паба с пригвожденными руками, из которых он не сумел сделать хорошего употребления, к позорному столбу, где его и представляли гниению", - писал Ренан.

    Крест, на котором был распят Иисус Христос, по преданию, был обнаружен еще во времена правления римского императора Тиберия (14 - 37 года). Тогда епископом Иерусалима был святой Иаков. Затем этот крест был надолго утерян и найден только супругой святого императора Константина святой Еленой в IV веке.

    Размах организованных ею раскопок был велик, и в итоге святая Елена нашла три креста, но не знала, на котором из них страдал Иисус Христос. В конце концов, она велела принести тело мертвого мужчины и положила его на один из крестов. Соприкосновение не оказало на мертвого никакого действия. Елена велела положить тело на второй крест, затем на третий. При соприкосновении с третьим крестом мертвый тотчас воскрес. Так был обретен крест, на котором распяли Иисуса. Часть этого креста Елена отослала императору Константину, а тот, в свою очередь, папе Римскому. Фрагмент святыни до сих пор хранится в Риме в церкви Св. Креста Иерусалимского. Большую часть креста Елена вновь закопала в церкви, построенной на месте Голгофы.
    Рядом с крестом была найдена табличка с надписью "Иисус Назарянин, Царь Иудейский", которую тоже отправили в Рим. С этого момента крест становится высшим символом христианства. А в первые века отношение христиан к кресту было двойственным. Поскольку казнь на кресте считалась в Римской империи позорной, поначалу христиане крест ненавидели. Понадобились усилия апостолов, чтобы изменить ситуацию.

    Уже тогда представления о спасительном поклонении кресту сочетаются с идей несения креста. Евангелист Марк пишет про Христа: "И подозвав народ с учениками своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергни себя и возьми крест свой и следуй за Мною". Ученики Христа учили не только поклонению кресту, но и восхождению на крест. Апостол Павел в Послании к римлянам пишет: "И так мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним".

    "Крест - небесных и земных соединение и преисподних попрание", - писал Иоанн Златоуст. Для христиан крест - это и очищение, и просветление, и преображение, и залог будущего века. Блаженный Августин писал в V веке: "Если не употреблять знамение креста или на челе верующих, или при помазании, которым помазаны были мы, или над святой жертвой, которой мы питаемся, то все бесплодно".

    Крест - это и символ Христа. Две "руки" горизонтальной оси означают две основополагающие идеи христианства: прощения и искупления и Божью кару. Две пересекающиеся оси, из которых составлен крест, представляют двойную природу Спасителя: горизонтальная ось - Его земную природу, вертикальная - Божественную.
    Крест - это явление духа и силы. Весь жизненный путь христианина есть познание Креста, и в конце такого пути человек может сказать: "Я сораспялся Христу, и я уже не живу, но живет во мне Христос" (Послание к галатам, II, 19-20). "И у Церкви свой трофей над смертью - это Крест Христов, который она носит на себе", - говорит Ипполит Римский.

    От него демоны бегают
    Уже у первых христиан при обращении к Богу был свой молитвенный знак. Богослов II - III веков Тертуллиан писал: "При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одевании и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-нибудь занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением".
    Правда, в отличие от современных Христиан, в древности осеняли себя так называемыми малыми крестами, налагая их на различные части тела отдельно: на чело, на грудь, на очи и так далее. (Кстати, и сегодня некоторые люди, например, зевая, нередко крестят рот как бы ограждая себя от проникновения внутрь нечистой силы).
    Происхождение русского слова "крест" теряется в глубине веков. Иногда его производят от немецкого Christ - Христос. На самом деле исконное значение слова "крест" не имеет отношения к христианству. Величайший знаток русской древности А. Афанасьев в книге "Поэтические воззрения славян на природу" доказал, что слово "крест" связано с понятиями "огонь" и "солнцестояние". Само древнерусское слово "крест" означает "оживление", отсюда - воскреснуть, то есть ожить. А вот слова "крестьянин" и "крестьянка", согласно В. Далю, означают "крещеный человек". Оба слова появились в русском языке относительно поздно, после крещения Руси. Очевидно, не последнюю роль в их изобретении сыграло созвучие слов "крест" и Христос.

    Прославлению Креста Господня посвящен один из двунадесятых праздников. Первая стихира службы начинается словами: "Крест возносится, и демони прогоняются…". И дальше об этом говорится много раз: "…днесь Крест воздвизается, и демони бегают, днесь тварь вся от тли свободися". В святильне в конце канона говорится: "Крест, хранитель всея вселенные; Крест, красота Церкви; Крест верных в утверждение; Крест, ангелов слава и демонов язва".

    Главной особенностью этого праздника является вынос из алтаря на середину храма святого Креста. Это же происходит на Крестопоклонной неделе Великого поста и в праздник первого Спаса. Существует благочестивая традиция, когда в Великий четверг верующий изображает на окнах и дверях своего дома крестное знамение.

    Автор рискнет закончить эту статью отрывком из древнейшего русского письменного памятника "Повести временных лет" 1068 года. Почти тысячу лет назад наши предки так писали о силе Креста: "Се же Бог яви силу крестную, понеже Изяслав целовав Крест, и я и; тем же наведе Бог поганья, сего ж Яве избави Крест честный в день бо Въздвижения Всеслав вздохнул рече: О Кресте Честный! Понеже к тобе верою избави мя от рва сего! Бог же показа силу крестную на показанье земле Русьтей, да не преступают Честного Креста, целовавшие его; аще ли преступит кто, то и зде примет казнь, и на предущем вице казнь вечную. Понеже велика есть сила крестная: Крестом бо побежаемы бывают силы бесовьская, Креста бо князем в боанех пособит, в боанех Крестом сограждаеми верни люди побеждают супостатв протитвныя. Крест бо вскоре избавляет от напастий призывающих его с верою ничто, ничто же я боят беси, токмо Креста, аще бывают от бес мечтанья, знаменовавшие лице Крестом прогоними бывают".

    Что можно добавить нашему современнику к такому древнерусскому гимну Кресту? Наверное, только одно: Аминь!

    Александр Оконишников

    "ЧЕСТНОЕ СЛОВО" , 12 сентября 2007 г.

    «Всякий раз, как ограждаешь себя крестным знамением, преисполнись великим дерзновением и всего себя предоставь в благоугодную жертву Богу.» Святитель Иоанн Златоуст.

    С раннего детства и до самой смерти верующий христианин носит на себе, на своей груди, крест как знамение Христовой победы, защиты и силы. Каждый день во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, мы накладываем на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова. Крестным знамением христианин начинает день и с крестным знамением он отходит ко сну, заканчивая день.

    Что же символизирует крестное знамение и при каких обстоятельствах возникло изображение креста?

    Крестное знамение – это малое священнодействие, в котором христианин, изображая на себе знамение Креста Господня с призыванием Имени Божьего, привлекает на себя Божественную Благодать Святого Духа.

    Крест – это главный символ христианства, представляющий собой орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором он был распят для искупления грехов мира. Далеким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – потому что Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную.

    На Кресте мы видим Богочеловека Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

    Таким образом, крестное знамение – это освященный Божественной благодатью образ человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

    История развития крестного знамения, берет свое начало еще из ветхозаветных времен. Когда Иерусалим и Храм, построенный Соломоном, были сожжены до основания воинами царя Навуходоносора, а большинство жителей Иудеи были угнаны в Вавилонию, Ветхозаветная Церковь была потрясена постигшей ее трагедией. Под влиянием переживания трагедии в Ветхозаветной Церкви возникает обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), которая была условным начертанием имени Божия. Это движение пальцем по лбу является проявлением молитвы о том, чтобы ангел Господа поставил знак на лбу молящегося, в соответствии с пророчеством Иезекииля: «И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак» (Иез. 9:4)

    Когда Ветхозаветная Церковь была введена Господом Богом в Новозаветный период, то обычай во время молитвы в моменты наибольшего напряжения водить пальцем по своему лбу, изображая последнюю букву алфавита ת (таф), не исчез, потому что для христиан иметь на челе начертание имени Божия, означало знак принадлежности к избранным Богом. В «Откровении» апостол Иоанн Богослов пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Отк. 14:1)

    Что же такое имя Божие и как его можно изобразить на челе? Согласно древней иудейской традиции, имя Божие символически запечатлевалось первой и последней буквами иудейского алфавита, которыми были «алеф» и «тав».

    Смысл этого изображения заключаются в том, что человек, изображающий на челе имя Божие – он внешне проявляет свою преданность Богу. Со временем, ради упрощения этого символического действия, иудеи стали изображать одну лишь букву «тав». Весьма примечательно, что изучение рукописей той эпохи показало, что в иудейской письменности рубежа эпох прописное «тав» имело форму маленького креста. Этот маленький крест и означал имя Божие. По сути, для христианина той эпохи изображение креста на своем челе означало, как и в иудаизме, посвящение всей своей жизни Богу. Более того, наложение креста на лоб напоминало уже не столько последнюю букву еврейского алфавита, сколько крестную жертву Спасителя. Когда же Христианская Церковь окончательно освободилась от иудейского влияния, тогда было утеряно понимание крестного знамения как изображения через букву «тав» имени Божия. Основной смысловой акцент был поставлен на отображении Креста Христова. Забыв о первом значении, христиане более поздних эпох наполнили знамение Креста новым смыслом и содержанием. Крестное знамение – это внешнее исповедование своей веры во Христа Распятого (1 Кор. 2:2; 2 Тим. 1:8). Нужно отметить, что для гонителей христиан первых веков, крестное знамение служило главным отличительным признаком, по которому они признавали знакомого человека за христианина. В одном из мученических актов язычник первых веков говорил: «Я потому узнаю, что они христиане, что они каждую минуту делают на своих челах знамение креста».

    В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «При всяком приходе и выходе, при одевании и обувании, при банях, при столах, при лампадах, на ложах и седалищах и при всяком деле мы начертываем на челе знамение креста». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

    Как мы видим, крестное знамение дошло до нас из глубины веков и без него немыслимо наше повседневное богопочитание. В истории Христианской Церкви существовало три формы перстосложения: единоперстие, двуперстие и троеперстие.

    Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте ереси монофизитства. Когда появилась ересь монофизитов (отвергающие человеческую природу в Иисусе Христе), то она воспользовалась дотоле употреблявшейся формой перстосложения – единоперстием для пропаганды своего учения, так как видела в единоперстии символическое выражение своего учения о единой природе во Христе. Тогда православные, вопреки монофизитам, стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие – православия. Тем самым снова во внешние формы богопочитания Церковь вложила глубокие вероучительные истины.

    Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

    Каждый верующий христианин, осеняя себя крестным знамением, должен знать подлинное значения троеперстия. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца пригнутые к ладони, означают, две природы Иисуса Христа: Божественную и человеческую, т.к. Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал одновременно человеком. Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (сердца), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

    О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и призывает Божественную благодать. Неизреченной благостью Спасителя, даровано нам в силе крестного знамения могущественное орудие против всех врагов наших видимых и невидимых. На основании векового опыта проявления этой чудодейственной силы Креста Господня православные христиане веру свою в силу животворящего Креста всегда выражали и выражают в том, что им венчают свои храмы, знаменуют жилища, благословляют своих детей, носят его на груди и непрестанно в молитве употребляют знамение крестное. К сожалению, многие из православных христиан не знают значения крестного знамения, небрежно и неправильно его употребляют, а некоторые очень часто оставляют употребление его в потребных случаях. Благочестивые предки наши, по преданию Церкви, употребляли крестное знамение во всех случаях своей жизни, при входе в дом и при выходе, при начале дела и окончании, когда садились за трапезу и когда вставали из-за нее, когда ложились спать и когда пробуждались, также при нечаянной радости или при внезапном несчастии; никогда не проходили мимо святых икон и церквей Божиих, не перекрестившись.

    Если вникнуть в значение крестного знамения, то будет понятно, что это не есть такой наружный обряд, который можно произвольно нарушать или изменять. Нет, крестное знамение есть священный символ веры нашей, и в нем, по изъяснению святых отцов, сокращенно изображается все христианство. Почему мы при молитве знаменуем себя крестом? Почему мы не ограничиваемся другими молитвенными знаками, например возведением очей к небу, воздеянием рук, ударением себя в грудь? Употребление крестного знамения имеет особое значение. Крестным знамением мы выражаем веру в искупительные заслуги Господа Иисуса Христа, Единого Божественного Ходатая и Посредника, без Которого наша молитва никогда не могла бы восходить к престолу Божию.

    Соединяя молитву свою с крестным знамением, мы не на себя надеемся, не ради своих заслуг просим Бога, а ради крестных заслуг Христа Спасителя и о имени Его. Такую молитву Господь несомненно приемлет, как сказал Сам Спаситель: «аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам» (Ин 16:23), если только наше крестное знамение будет не наружным только движением руки, но выражением внутренней сердечной веры в Божественное ходатайство Иисуса Христа. Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ Креста.

    Преподобный Венедикт Нурсийский (480–543) за строгую свою жизнь был избран в 510 году игуменом пещерного монастыря Виковаро. Святой Венедикт с усердием правил монастырем. Строго соблюдая устав постнического жития, он никому не позволял жить по своей воле, так что иноки стали раскаиваться, что выбрали себе такого игумена, который совершенно не подходил к их испорченным нравам. Некоторые решили его отравить. Они смешали яд с вином и дали пить игумену во время обеда. Святой сотворил над чашею крестное знамение, и сосуд силою святого креста тотчас же разбился, как бы от удара камнем. Тогда человек Божий познал, что чаша была смертоносна, ибо не могла выдержать животворящего креста».

    Таким образом, знамение Честнаго и Животворящего Креста Господня, является для нас особым знаком, через который Господь ниспосылает нам свое Божественное благословение и благодать, поэтому это знамение требует от нас глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения.

    Вселенский учитель Церкви, святитель Иоанн Златоуст, увещевает нас задумываться над этим следующими словами: « Крест – это символ Божественного дара, знамение духовного благородства, сокровище, которое невозможно похитить, дар, который невозможно отнять, это основание святости».

    Крест! Краткое это слово пронзает, потрясает до сокровенных глубин душу христианина. Взирать на Крест Христов духовными очами веры – значит взирать на таинственный Жертвенник, где заклан был в Жертву за грехи мира Божественный Агнец, Который Своей Пречистой Кровью примирил нас, бывших некогда отчужденными и врагами (Кол. 1:21). Христос победил мир греха, мир тьмы духовной. У нас в руках великое и сильное оружие, дарованное Христом, − Его Крест – знамение нашей веры, всеконечной и всесовершенной победы добра над злом, света над мраком. Это истинная красота Церкви, это оружие мира, непобедимая победа!

    Иерей Владимир Кашлюк

     


    Читайте:



    Женское начало и мужское начало: символы "инь" и "ян"

    Женское начало и мужское начало: символы

    В каждом из нас, независимо от пола, присутствуют обе энергии, женская (Инь) и мужская (Ян), но для гармонии и ощущения целостности личности важно,...

    В чем разница и сходство между католиками и православными

    В чем разница и сходство между католиками и православными

    Католики и православные - в чем разница? Отличия православия от католицизма? В этой статье - ответы на эти вопросы коротко простыми словами....

    Объяснения церковных и домашних молитв

    Объяснения церковных и домашних молитв

    1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой...

    Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

    Как женить на себе мужчину по знаку зодиака Как выйти замуж за деву

    Полное собрание материалов по теме: как выйти замуж за мужчину деву? от специалистов своего дела. Дева Как добиться, чтобы он сделал предложение...

    feed-image RSS