Главная - Пчеловодство
Что помогает главному герою остаться человеком. Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи в повести «Один день Ивана Денисовича» А. И. Солженицына. Другие сочинения по этому произведению

Разделы: Литература

Эпиграф к уроку:

2. «…кряхти да гнись…а упрёшься – переломишься..»

Оборудование урока: на доске портрет А.И.Солженицына, проектор, экран, презентации (Приложение 1).

Цель урока:

1. Проанализировать повесть А.И.Солженицына.

2. Подвести учащихся к мысли возможности и даже необходимости сохранения человеческого достоинства в любых условиях.

3. Показать связь приведения Солженицына с традициями русской классической литературы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (из статьи Лидии Чуковской)

Бывают судьбы, как бы нарочно задуманные и поставленные на подмостках истории каким – то гениальным режиссёром. В них всё драматически напряжено и всё продиктовано историей страны, взлётами и падениями её народа.

Одна из таких судеб, безусловно, судьба Солженицына. Жизненная и литературная.

Жизненная известна. Она совпадает с судьбами миллионов. В мирное время – студент, в военное – солдат и командир победоносной армии, а потом, при новом взмахе сталинских репрессий, - заключённый.

Чудовищно и – увы! – обыкновенно. Судьба миллионов.

1953 год. Сталин умер.

Смерть его сама по себе ещё не воскресила страну. Но вот, в 1956 году, Хрущёв, с трибуны партийного съезда, разоблачает Сталина как палача и убийцу. В 1962 – м прах его выносят из мавзолея. Исподволь, осторожно приподнимается завеса над трупами невинно замученных и приоткрываются тайны сталинского режима.

И тут на историческую сцену выходит писатель. История поручает Солженицыну, вчерашнему лагернику, во весь голос рассказать о том, что было пережито им и его товарищами.

Так страна узнала историю Ивана Шухова – простого русского труженика, одного из миллионов, которого поглотила страшная, кровожадная машина тоталитарного государства.

2. Проверка опережающего домашнего задания (1)

«Как это родилось? Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно описать весь лагерный мир – одним днём. Конечно, можно описать вот свои десять лет лагеря, а там всю историю лагерей, а достаточно в одном дне всё собрать, как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра и до вечера. И будет всё. Эта родилась у меня мысль в 52-м году. В лагере. Ну, конечно, тогда было безумно об этом думать. А потом прошли годы. Я писал роман, болел, умирал от рака. И вот уже… в 59 – м…»

«Задуман автором на общих работах в Экибастузском Особом лагере зимой 1950-51гг. Осуществлён в 1959 сперва как «Щ – 854. Один день одного зека», более острый политически. Смягчён в 1961 – и в таком виде пригодился для подачи в «Новый мир», осенью того же года.

Образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором в советско – германскую (и никогда не сидевшего), общего опыта пленника и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями».

3. Новая тема

Учитель. Попробуем и мы с вами по осколочкам текста сложить картину лагерной жизни.

Какие строки позволяют читателю увидеть все реалии этой жизни?

Возможные цитаты:

«…Прерывистый звон слабо прошёл сквозь стёкла, намёрзшие в два пальца…»

«…дневальные несли одну из восьмиведёрных параш…»

«…Трое суток кандея с выводом…»

«..фонари…Так много их было натыкано, что они совсем засветляли звёзды..»

Проверка опережающего домашнего задания (2):

В лагере, изображённом писателем, своя строгая иерархия:

Есть властвующие начальники (среди них выделяется начальник режима Волковой, «тёмный, да длинный, да насупленный», вполне оправдывающий свою фамилию: смотрит волком, «носится быстро», размахивает кожаной кручёной плёткой). Есть надзиратели (один из них – мрачный Татарин с мятым лицом, являющийся всякий раз «как тать в ночи»). Есть зэки, тоже располагающиеся на разных ступенях иерархической лестницы. Здесь встречаются «хозяева», недурно устроившиеся, мельтешат «шестёрки», доносители, осведомители, самые худшие из заключённых, предающие своих же собратьев по несчастью. Фетюков, например, не стыдясь и не брезгуя, лижет грязные миски, из плевательницы окурки выгребает. Есть «сачки», околачивающиеся в лазарете, «придурки». Встречаются рабски приниженные и обезличенные.

Вывод. Один день от подъёма до отбоя, но он позволил сказать писателю так много, воспроизвести так подробно события, повторяющиеся на протяжении трёх тысяч шестисот пятидесяти трёх дней, что мы можем составить полнейшее представление о жизни Ивана Шухова и о людях его окружавших.

Учитель. Солженицын вскользь пишет о «придурках», «шестёрках», «шаклах» - всего по одному предложению, порой их фамилии или имена говорят больше: Волковой, Шкуропатенко, Фетюков. Приём «говорящих» имён относит нас к произведениям Фонвизина и Грибоедова. Однако писателя больше интересует не столько этот социальный «разрез» лагеря, сколько характеры заключённых, которые непосредственно связаны с главным героем.

Кто они?

Проверка опережающего домашнего задания (3)

Возможный вариант ответа:

Это заключённые, которые не роняют себя и сохраняют своё лицо. Это старик Ю-81, который «по лагерям да по тюрьмам сидит несчётно, сколько советская власть стоит», но при этом не утратил человеческого достоинства. И другой – «жилистый старик» Х-123, убеждённый фанатик правды. Это глухой Сенька Клевшин, бывший узник Бухенвальда, который состоял в подпольной организации. Немцы его за руки подвешивали и палками били, а он чудом выжил, чтобы теперь продолжить свои мучения в советском лагере.

Это латыш Ян Кильдигис, пребывающий в лагере два года из отмеренных двадцати пяти, прекрасный каменщик, не потерявший склонности к шутке. Алёшка – баптист, чистый сердцем и опрятный внешне юноша, носитель духовной веры и смирения. Молится о духовном, убеждённый, что господь с него и других «накипь злую».

Буйновский, бывший капитан второго ранга, командовавший на миноносцах, «ходивший вокруг Европы и Великим северным путём», держится бодро, хотя на глазах «доходит». Способен в трудную минуту принять удар на себя. Готов сражаться с жестокими надзирателями, отстаивая человеческие права, за что получает «десять суток карцера», значит на всю жизнь лишится здоровья.

Тюрин со следами оспы, в прошлом крестьянин, но в лагере сидит 19 лет как сын раскулаченного. Именно поэтому был уволен из армии. Должность у него теперь бригадирская, но для заключённых он словно отец родной. Рискуя получить новый срок, он заступается за людей, оттого-то его уважают и любят, стараются не подвести.

Учитель. Стараясь уничтожить в человеке человека, заключенных лишали имени и присваивали номер. В каком произведении мы уже встречали подобную ситуацию?

(Е.Замятин «Мы»)

Действительно, Е.Замятин ещё в начале века предупреждал людей о том, что может случиться с человеком в тоталитарном обществе. Роман написан как утопия, т.е., место, которого нет, но в середине 20 века она превратилась в реальность.

Учитель. Иван Денисович Шухов. Кто он, главный герой рассказа Солженицына?

Проверка опережающего домашнего задания(4)

Возможный вариант ответа:

Иван Денисович Шухов, сорокалетний крестьянин, вырванный злой волей и из армии, где он честно сражался, как все, за родную землю, и из семьи, где мыкаются без него жена и две дочки, лишившийся любимой работы на земле, такой важной в голодные послевоенные годы. Простой русский мужик из деревни Темгенёво близ Поломни, затерянной в средней полосе России, он ушёл на войну23 июня 1941 года, бился с врагами, пока не попал в окружение, завершившееся пленом. Бежал оттуда с четырьмя другими смельчаками. Шухов чудом пробился к «своим», где ни следователь, ни сам Шухов не могли придумать, какое задание немцев он выполнял, сбежав из плена. В контрразведке долго били Шухова потом предложили выбор. «И расчёт был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживёшь ещё малость. Подпись.» Так «состряпали» ему 58-ю статью, и считается ныне, что Шухов за измену Родине сел. С этим тягостным крестом оказался Иван Денисович сначала в страшном Усть-Ижменском общем лагере, а потом в сибирском каторжном, где на ватные брюки ему нашили лоскут с арестантским номером Щ-854.

Учитель. Как живёт или, вернее сказать, старается выжить главный герой? Какие законы усвоил Шухов за время пребывания в заключении?

Возможные варианты ответов:

«…Шухову крепко заполнились слова первого бригадира Кузёмина….:

Здесь, ребята, закон – тайга. Но люди и здесь живут. В лагере вот кто подыхает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется да кто к куму ходит стучать.»

« Не считая сна, лагерник живёт для себя только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять за ужином.»

«..Цезарь курил…Но Шухов не стал прямо просить, а остановился рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него.»

«Шухов уже сорок лет землю топчет, уж зубов нет половины и на голове плешь, никому никогда не давал и не брал ни с кого, и в лагере не научился…»

«…а Шухов понимает жизнь и на чужое добро брюхо не распяливает…»

«Тоже вот и нож – заработок. За храненье его – ведь карцер.»

«К Шухову деньги приходили только от частной работы: тапочки сошьёшь из тряпок давальца – два рубля, телогрейку вылатаешь – тоже по уговору…»

Вывод. Вот уже восемь лет Иван Денисович Он знает, что следует не опускаться, сохранять достоинство, не быть «придурком», не стать «шакалом», не попасть в «шестёрки», что о себе он должен позаботиться сам, проявив и расторопность, и здравый смысл, и выдержку, и упорство, и смекалку.

Учитель. Что объединяет всех этих людей: бывшего крестьянина, военного, баптиста….

Возможный вариант ответа:

Все они вынуждены постигать дикие нравы и законы сталинской адской машины, стремясь обязательно выжить, но не утратить человеческого облика.

Учитель. Что помогает им не опуститься, не превратиться в животное?

Возможный вариант ответа:

Каждый из них имеет свой стержень, свою нравственную основу. Они стараются не возвращаться к мыслям о несправедливости, не стонать, не задираться, не суетиться, строго рассчитывать каждый свой шаг, чтобы выжить, чтобы сохранить себя для будущей жизни, ведь надежда ещё не угасла.

Учитель. Обратимся к эпиграфу нашего урока «…и чем дальше, тем крепче держался…». Теперь зная довольно много о героях повести, объясните, как вы понимаете это выражение. К кому по-вашему его можно отнести в первую очередь?

Учитель. Попробуем объяснить и вторую строчку эпиграфа. Чьи это слова и как вы их понимаете?

Вывод. Иван Денисович продолжает плеяду героев классической русской литературы. Можно вспомнить героев Некрасова, Лескова, Толстого…чем больше выпадало на их долю испытаний, страданий, лишений, тем крепче духом они становились. Так Шухов старается выжить там, где ничего этому не способствует, мало того старается сохранить себя не только физически, но духовно, потому что потерять человеческое достоинство – значит погибнуть. Но герой вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни, иначе не выжить, об этом и говорит нам вторая строчка эпиграфа.

Учитель. Когда-то Ф.М.Достоевский в романе « Записки из мёртвого дома» описал год жизни на царской каторге и при невольном сравнении с одним днём советской, несмотря на все кандалы и шпицрутены, царская выглядит более милосерднее, если такое слово уместно по отношению к подобного рода объектам. Солженицын выбирает из всех лагерных дней Ивана Денисовича не самый страшный, без сцен издевательств и насилия, хотя всё это незримо, где-то в обрывках фраз, скудном описании присутствует. Но что поразительно, вспомните, с какими мыслями Шухов заканчивает этот день.

Засыпал Шухов вполне удовлетворённый………Прошёл день...почти счастливый…».)

Неужели действительно писатель хочет нас убедить, что в лагере жить можно, что человек может быть счастлив в своём несчастье?

Возможный вариант ответа: В карцер не попал, не заболел, на шмоне не попался, пайку лишнюю «закосил»…отсутствие несчастий в условиях, которые не можешь изменить - чем не счастье?! «На дню у него выдалось много удач..»

Учитель. Одним из приятных моментов этого дня Иван Денисович считал работу. Почему?

Чтение и анализ сцены кладки стены ТЭЦ. (со слов «И не видел больше Шухов ни озора дальнего..» до слов «И наметил он, куда сколько шлакоблоков класть..»; со слов «..Но Шухов не ошибается…» до слов «Такая пошла работа – недосуг носу утереть…».)

С каким настроением Шухов работает?

В чём проявляется его крестьянская бережливость?

Как можно охарактеризовать работу Ивана Денисовича?

Какие слова предложения свидетельствуют о добросовестном отношении Шухова к работе?

Вывод. Врожденное трудолюбие – это ещё одно качество героя Солженицына, которое роднит его с героями русской литературы 19 века и которое помогает ему выжить. Бывший плотник, а теперь каменщик, он и на территории, огороженной колючей проволокой, работает добросовестно, он по-другому просто не умеет. И именно труд позволяет ему, хотя бы на время, вырваться из лагерного существования, вспомнить себя прошлого, задуматься о будущей жизни и испытать ту редкую в лагере радость, которую способен испытать труженик – крестьянин.

4. Заключительное слово учителя

О таком маленьком и таком большом произведении можно говорить до бесконечности. Сколько раз вы будете перечитывать рассказ Солженицына, столько раз вы будете открывать его по-новому. И это тоже свойство лучших произведений классической русской литературы. Сегодня, заканчивая наш урок, мне хочется вернуться к теме, поставленной в заглавие урока.

В начале прошлого века Анна Андреевна Ахматова написала свой «Реквием» как панихиду по своему замученному, затравленному, погибшему поколению. Александр Исаевич Солженицын написал «Один день Ивана Денисовича» как гимн своему поколению, гимн человеку, который выдержал всё, что уготовило ему «родное» государство, выдержал, выжил, сохранив своё человеческое достоинство. Многие сломались, погибли, но многие остались людьми. Они вернулись, чтобы жить, воспитывать детей и беззаветно любить свою Родину.

5. Домашнее задание

В рамках одного урока обсудить, проанализировать все стороны такого многогранного произведения не возможно. Я предлагаю вам написать сочинение о том, о чём мы не успели поговорить. Что вы смогли увидеть в повести, а мы упустили. К каким выводам вы пришли, а мы не смогли.

Война – страшное явление, античеловечное по своей сущности. Она уносит много невинных человеческих жизней, стирает с лица Земли целые города. Совсем недавно повсюду были слышны крики, плач женщин и детей, лилась кровь, люди страдали от голода. В такие времена главное оставаться человеком. Но что помогло людям не уподобиться животным, сохранить человеческую сущность в страшных, нечеловеческих условиях войны?

На этот вопрос следует поискать ответ в произведениях Михаила Александровича Шолохова.

В его рассказе «Судьба человека» главный герой, Андрей Соколов, потеряв свою семью в годы войны, побывав в плену, где он испытал на себе жестокое обращение фашистов, всё же не теряет своей человеческой сущности. Встретив у чайной мальчика Ванюшку, который тоже потерял родных в годы войны, он принимает решение взять его на воспитание и говорит ему, что является его отцом. «И как только я не зачерствел душой, пройдя всё это», - говорит он, рассказывая свою историю новому знакомому. Этот человек нашёл в себе силы противостоять коверкающему души пламени войны. Андрею Соколову остаться человеком помогла любовь, сила духа, сострадание.

В другом произведении Шолохова, под названием «Жеребёнок», мы видим иную ситуацию: здесь писатель показывает нам, что важно быть человечным не только к другим людям, но и к братьям нашим меньшим – животным. Сюжет рассказа повествует читателю о событиях гражданской войны. Главный герой Трофим, состоящий на службе в эскадроне, который находится близ Дона, обнаруживает, что его кобыла ожеребилась. Он идёт с докладом к эскадронному командиру и слышит в ответ: «Пристрелить! Он нам только обузой будет!». Трофим вопреки приказу не убивает жеребёнка, ссылаясь на неисправность винтовки, но командир раскрывает обман и с пониманием относится к ситуации, разрешая оставить новорождённого. «Ему мамку сосать надо, - говорит он, - и мы сосали. А что поделать, раз уж так повелось.» Вскоре эскадрону пришлось принять бой, в котором жеребёнок очень мешал солдатам. Трофим сам хотел уже убить его, но рука дрогнула. Во время перехода через Дон, на эскадрон напал отряд врага. Новорождённый жеребёнок не мог переплыть широкую реку, и главный герой, рискуя жизнью, бросается ему на помощь. Столь героический поступок изумил даже врага, который перестал стрелять, наблюдая за происходящим. Автор в этом произведении показывает нам, что очень важно сохранять доброту и милосердие не только к людям, но и к животным, даже в нечеловеческих условиях войны.

Таким образом, в страшных условиях войны, меняющих человеческое сознание, его душу, мироощущение, очень важно оставаться человеком. А сохранить свою сущность, даже перед лицом трудностей войны, помогают такие чувства как любовь, милосердие, сострадание и доброта.

Описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.
Образ главного героя – собирательный. Основным прототипом Шухова часто называют Ивана, бывшего солдата из артиллерийской батареи Солженицына. При этом сам писатель был заключенным, который каждый день своего пребывания в лагере наблюдал тысячи сломанных людских судеб и трагедий. Материалом для его повести стал результат страшного беззакония, который не имел ничего общего с правосудием. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.
Иван Денисович давно понял, что для выживания недостаточно ощущать себя советским человеком. Он избавился от идеологических иллюзий, бесполезных в лагере. Это его внутреннее убеждение ярко демонстрирует сцена, когда кавторанг Буйновский объясняет герою, почему солнце в зените бывает в час дня, а не в 12 часов. Декретом правительства время в стране перевели на час вперед. Шухов удивлен: «Неуж и солнце ихним декретам подчиняется?» С советской властью у Шухова теперь другие отношения. Он – носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.
Судьба заключенного Щ-854 похожа на тысячи других. Он честно жил, пошел на фронт, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к «своим». Этого было достаточно для серьезного обвинения. «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь малость. Подписал».
Что бы ни делал Шухов, он преследует ежедневно одну цель – выжить. Заключенный Щ-854 старается следить за каждым своим шагом, по мере возможности подрабатывать и вести сносное существование. Он знает, что обычная практика при таком серьезном обвинении, как у него, – добавлять срок заключения. Поэтому Шухов не уверен, что окажется на свободе в назначенное время, но запрещает себе сомневаться. Заключение Шухов отбывает за измену родине. В документах, которые его заставили подписать, значится, что Шухов выполнял задания фашистов. Какие именно – не смогли придумать ни следователь, ни подследственный. Не думает Шухов и о том, почему сидит он и еще много всякого народа, не терзается вечными вопросами без ответов.
По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости: выпить горячей баланды, выкурить папиросу, спокойно, с наслаждением, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать, пока не погнали на работу. Получив новые ботинки, а позже валенки, Шухов радуется, как ребенок: «…житуха, умирать не надо». За день у него случилось много удач: «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся».
В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, жалеет, когда кончается смена, припрятывает себе на завтра удобный для каменщика мастерок. Он принимает решения с позиции здравого смысла, опираясь на крестьянские ценности. Труд и отношение к работе не дают Ивану Денисовичу потерять себя. Он не понимает, как можно относиться к работе недобросовестно. Иван Денисович «умеет жить», мыслить практически, не бросать слов на ветер.
В разговоре с Алешкой-баптистом Шухов высказывает свое отношение к вере и Богу, руководствуясь опять-таки здравым смыслом. «Я ж не против Бога, понимаешь, – объясняет Шухов. – В Бога я охотно верю. Только вот не верю я в ад и рай. Зачем вы нас за дурачков считаете, рай и ад нам сулите?» На вопрос, почему он не молится Богу, Шухов отвечает: «Потому, Алешка, что молитвы те, как заявления, или не доходят, или в жалобе отказать». Вот он, ад, – лагерь. Как же Бог такое допустил?
Есть среди героев Солженицына и те, кто, совершая маленький подвиг выживания каждый день, не теряет достоинства. Старик Ю-81 сидит по тюрьмам и лагерям, сколько советская власть стоит. Другой старик, Х-123, – яростный поборник правды, глухой Сенька Клевшин, узник Бухенвальда. Пережил пытки немцев, теперь в советском лагере. Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей «накипь злую».
Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести. Шухову с его крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском. Капитан резко возмутился, когда надзиратели на морозе приказали заключенным расстегнуть одежду, чтобы «перещупывать, не поддето ли чего в обход устава». За это Буйновский получил «десять суток строгого». Все знают, что после карцера он навсегда лишится здоровья, но вывод заключенных такой: «Залупаться не надо было! Обошлось бы все».
Повесть «Один день Ивана Денисовича» была опубликована во времена «хрущевской оттепели» в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России. Солженицын показывает, как терпение и жизненные идеалы помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря день за днем.


И.Д.Шухов выживает в жестких, нечеловеческих условиях лагеря благодаря смирению, мудрости, доброте, трудолюбию и стойкости. Сильный характер позволяет герою не только “выживать”, но и оставаться счастливым. Иван Денисович отлично понимал правила тюремной жизни, чётко знал, каким образом ему следует себя вести с теми или иными людьми, старался находить применение всем навыкам, которые только имеет, для того, чтобы выжить. А навыков, смекалки и своеобразной бытовой мудрости у Шухова было много. Так, например, он точно знал, что нельзя остаться в лазарете, потому что, больной почти наверняка – мертвец, не следует лезть на рожон, а работа – средство и от холода, и от мыслей о голоде, и от скуки, и от болезней. Более того, Иван Денисович не позволял себе унывать, опускать руки, постоянно искал возможности получить дополнительную выгоду, запастись наперед, чем нужно, найти применение каждой вещице.

Да и человеку, который умеет найти счастье уже в том, что «в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед закосил кашу, с ножовкой на шмоне не попался», «табачку купил» и «не заболел, перемогся», выжить намного легче. Крестьянское происхождение Ивана Денисовича заставляет его быть терпимым и покорным судьбе: “Поначалу-то…каждый день считал, сколько дней от сроку прошло, сколько осталось. А потом надоело”. Однако он все равно скучает по родным краям, любит их всем сердцем: “Хотелось ему у Бога попросить, чтобы - домой”.

Лагерную жизнь облегчает дружба с другими зэками. Помогая другим, И.Д.Шухов сам получает выгоду: “Цезарь высунул руку наверх и положил ему два печенья, два кусочка сахару и один круглый ломтик колбасы”. Несмотря на это, он помогает и другим, не ожидая от них благодарности или ответной помощи: “На, Алешка! – и печенье одно ему отдал”.

Благодаря трудолюбию, работе в коллективе и жизни по лагерным правилам, Иван Денисович заработал уважение и хорошее расположение других заключенных.

Обновлено: 2018-01-30

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • 8.Какие черты характера помогали Ивану Денисовичу Шухову выжить в условиях лагеря? Солженицын «Один день Ивана Денисовича». 9.В каких произведениях отечественной литературы описано ограничение свободы героев?

Помогите ответить на вопросы по произведению А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисова" 1. Почему рассказ о лагерном мире ограничивается описанием одного дня? 2. Кто такой Иван Денисович? (восстановить его прошлое, как он попал в лагерь?) 3. Что помогает герою устоять, остаться человеком? 4. Почему день описанный в повести кажется герою "почти счастливым"?


Ключевые слова: скачать бесплатно " один день ивана денисова" а. солженицин, почему день описанный в повести кажется шухову почти счастливым, как иван денисович попал в лагерь,

13 ответов к вопросу “вопросы по произведению А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисова"”

    ответ #0 / ответил: Служба поддержки

    • ответ / ответил:

      Полезный ответ? (0 ) / (0 )

      Уже и не помню хорошо, давно читала. Но могу ответить на первый вопрос. Потому что 1 день подобен многим. В принципе, они все одинаковы. И так Иван Денисович живет не один день, а годы.
      Источник: Замечательное произведение

      ответ / ответил:

      Полезный ответ? (1 ) / (1 )

      1. Сам Солженицын по этому поводу писал:" ...НУЖНО БЫЛО ОПИСАТЬ ВЕСЬ ЛАГЕРНЫЙ МИР - ОДНИМ ДНЕМ...". ОСНОВНЫМ ФАКТОРОМ ДВИЖЕНИЯ СЮЖЕТА в приозвед. яв-ся течение лагерного времени - от ранней побудки до отбоя. 2.Иван Денисович Шухов - гл. герой. Ему 40 лет, в пршлом он крестьянин, женат, имеет двух дочерей. В нач. войны ушел на фронт, был ранен, в февр. 1942 г. армия попала в окружение, Шухов оказался в плену, но ему удалось бежать. ОН был вынужден подписать признание, что он фашистский агент. Его осудили по 58 статье (За измену Родине), и приговорили к 10 годам лагерей. С тех пор прошло уже 8 лет. 3.За время, которое Шухов провет в лагере он "не уронил себя". В этом ему помогло соблюдение некоторых принципов жизни:причастность к сообществу людей, труд, крепость духа, мудрость и ответсвенность, совестливость. 4. День этот был для него "почти счатливым". Вот, например, как он его сам подытоживает:" ...в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу...с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. ПРОШЕЛ ДЕНЬ, НИЧЕМ НЕ ОМРАЧЕННЫЙ, ПОЧТИ СЧАСТЛИВЫЙ". ТАЙНЫЙ ВНУТРЕННИЙ СВЕТ. ИСХОДЯЩИЙ ОТ СКРОМНОГО ШУХОВА. - ЭТО СВЕТ ВСЕПОБЕЖДАЮЩЕЙ ЖИЗНИ!!! ВСЕГО ОДИН ДЕНЬ, изображенный писателем, стал СИМВОЛОМ СТРАШНОЙ ЭПОХИ, в которой жила наша страна.

      ответ / ответил:

      Полезный ответ? (0 ) / (0 )

      1. Герой – Иван Денисович Шухов – один из многих, попавших в сталинскую мясорубку, ставших безликими «номерами». В 1941 году он, постой человек, крестьянин, честно воевавший, оказался в окружении, потом в плену. Бежав из плена, Иван Денисович попадает в советскую контрразведку. Единственный шанс остаться в живых – это подписать признание в том, что он шпион. Абсурдность происходящего и подчеркивается тем, что даже следователь не может придумать, какое же задание было дано «шпиону». Так и написали, просто «задание». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь еще малость. Подписал». И Шухов оказывается в лагере.

      ответ / ответил:

      Полезный ответ? (0 ) / (0 )

      3. Шухов живет в согласии с собой. «Природность» И.Д. связана с высокой нравственностью героя. Шухову доверяют, потому что знают: честен, порядочен. По совести живет. Работает добросовестно, как на воле, у себя в колхозе. Работая, он ощущает прилив энергии и сил. Труд – это жизнь для Шухова. Уклад крестьянской жизни, ее вековые законы оказались сильнее. Здравый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

 


Читайте:



Электронная картография и электронно-картографические системы «Геодезия и картография»

Электронная картография и электронно-картографические системы «Геодезия и картография»

"...Цифровая картография: раздел картографии, охватывающий теорию и практику создания и использования цифровой картографической продукции..."...

Премии В настоящее время в России существуют пять государственных литературных премий и множество негосударственных – общероссийских, региональных, основанных

Премии В настоящее время в России существуют пять государственных литературных премий и множество негосударственных – общероссийских, региональных, основанных

Нужны ли литературные премии Председатель правления некоммерческого объединения Kunst im Dialog e.V. (Германия), консультант ряда немецких...

Профессор Сергей Капица: «Новый кризис опаснее чумы и мировой войны

Профессор Сергей Капица: «Новый кризис опаснее чумы и мировой войны

Интервью Сергея Капицы о науке и образовании, демографии и просветительстве, безответственности телевидения и предательстве интеллигенции, данное...

Тайны чисел - семнадцать (17) Значение числа 17 в дате рождения

Тайны чисел - семнадцать (17) Значение числа 17 в дате рождения

Значение числа 17 – какими характеристиками оно обладает и какое влияние способно оказать на вашу судьбу? Появление в человеческой судьбе числа...

feed-image RSS