Разделы сайта
Выбор редакции:
- Жареная гречка. Простые рецепты. Рассыпчатая гречка с луково-морковной поджаркой Гречка с морковью и луком рецепт
- Оленина тушеная с овощами
- Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке
- Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”
- Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть
- Гадание онлайн выйду ли замуж 18г
- Гадание на богатство: как узнать что вас ждёт
- Тушеные перцы с фаршем
- Фаршированные перцы, тушенные на сковородке
- Что такое личность в психологии, ее структура и типы
Реклама
Дидактический материал к изучению романа Е.Замятина "Мы". Вопросы по роману Е.И. Замятина "Мы" Тест по произведению мы замятина |
Дидактические материалы к уроку по творчеству Е.И.Замятина Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «Первомайская сош» Первомайского района Тамбовской области Халяпина Л.Н. Роман «Мы» История создания и жанр Роман не был напечатан в СССР, ею публикация появилась за границей на английском языке. В нашей стране он увидел свет лишь в 1988 г. При жизни писателя критика травила его даже за неопубликованные произведения. В 1931 г. Замятин навсегда покинул Родину. Неудовлетворённость советской действительностью заставила его задаться вопросом: каким должно быть будущее, в котором можно чувствовать себя счастливым. Роман признан классической антиутопией XX в. Если жанр уто пии предполагает светлое будущее, то антиутопия не даёт такой надежды. Роман предсказал, что тоталитарный режим погубит миллионы лю дей - и в нравственном, и в физическом смысле. Многое из того, что предсказал Замятин, сбылось. В России было создано тоталитарное государство, просуществовавшее 70 лет. У Д-503 есть женщина 0-90, которая приходит к нему по розовому талончику. Неожиданно Д-503 встречает женщину 1-330 и влюбляется в неё. Она приводит его в Древний Дом, где он впервые видит то, что давно ушло из их жизни: рояль, яркие краски и необычные формы, статую Пушкина. Оказывается, 1-330 участвует в заговоре против Благодетеля. Она хочет, чтобы Д-503, строитель интеграла, тоже участвовал в плане «Мефи»: во время пробного полёта нужно разрушить Зелёную стену, за которой протекает естественная жизнь. Если разрушить эту стену, то можно покончить с Единым Государством. Д-503, как верный подданный, хочет донести на возлюбленную, но сначала он идёт в Медицинское Бюро: ему кажется, что в него врос вирус. В своих записях Д-503 с ужасом сообщает, что не может выполнять свои обязанности перед Единым Государством, что его «я» выделилось из «мы». Д-503 взят на заметку: его надо лечить, ведь у него «образовалась душа». А задуманный против государства план «Мефи», конечно же, провалился. Все арестованы, всех ждёт наказание. Над Д-503 производят Великую Операцию по удалению фантазий, после чего ему становится легко и он рассказывает Благодетелю всё, что ему известно о врагах Счастья. Д-503 становится свидетелем казни своей возлюбленной, но теперь она всего лишь та, которая хотела разрушить счастье «многомиллионного тела». Единое Государство жестоко расправилось со страшной для себя угрозой - с любовью, которая пробуждает в человеке Личность, Красоту и Добро. Единое Государство может существовать лишь тогда, когда его граждане - это нумера, которые лишены возможности любить. Изображение будущего Общество будущего представлено в фантастическом и гротескном виде. Это «математически совершенная жизнь Единого Государства» (ЕГ). Бездушная техника и деспотическая власть превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу, воспитали в добровольном рабстве. Всем здесь управляет Благодетель через своих Хранителей. В ЕГ всё продумано, учтены вес черты бунтарской натуры человека и найдены все рычаги для их подавления. Любовь в ЕГ запрещена, она сводится к сексу и закону деторождения. Для каждого определяют подходящий табель сексуальных дней и выдают розовые талончики. Перед нами мир без любви, без души, без поэзии. Человеку - «нумеру», лишённому даже имени, было внушено, что счастье заключается и отказе от собственного «я» и растворении в безличном «мы». Главным является конфликт идей: идеи Свободы и идеи Единого Госу дарства . Единое Государство в романе - это тоталитарное государство с мошной системой подавления в человеке его «я». Роман даёт описание будущего тоталитарного государства и предупреждает об опасности, которую несёт в себе идеология, лишающая личность свободы. Главный герой - Д-503 В своих записях Д-503 рассказывает о размеренной и правильной жизни нумеров. Это описание очень похоже на описание жизни сумасшедших, которые в один и тот же час и в одну и ту же минуту встают, начинают и заканчивают работу, подносят ложки ко рту и отходят ко сну. Д-503 восхваляет эту жизнь, не догадываясь, что его сознание всего лишь результат идеологической обработки, цель которой - приобретение для Благодетеля послушного винтика, которым легко управлять. Тематические задания по типу ЕГЭ Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните В 1- В7; С1- С2. Установленный обычаем пятиминутный предвыборный перерыв. Установленное обычаем предвыборное молчание. Но сейчас оно не было тем действительно молитвенным, благоговейным, как всегда: сейчас было как у древних, когда еще не знали наших аккумуляторных башен, когда неприрученное небо еще бушевало время от времени «грозами». Сейчас было, как у древних перед грозой. Воздух - из прозрачного чугуна. Хочется дышать, широко разинувши рот. До боли напряженный слух записывает: где-то сзади мышино-грызущий, тревожный шепот. Неподнятыми глазами вижу все время тех двух - 1 и R - рядом, плечом к плечу, и у меня на коленях дрожат чужие - ненавистные мои - лохматые руки. В руках у всех - бляхи с часами. Одна. Две. Три... Пять минут... с эстрады - чугунный, медленный голос: - Кто «за» - прошу поднять руки. Если бы я мог взглянуть Ему в глаза, как раньше, - прямо и преданно: «Вот я весь. Весь. Возьми меня!» Но теперь я не смел. Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку. Шелест миллионов рук. Чей-то подавленный «ах»! И я чувствую, что-то уже началось, стремглав падало, но я не понимал - что, и не было силы - я не смел посмотреть... Кто «против»? Это всегда был самый величественный момент праздника: все продолжают сидеть неподвижно, радостно склоняя главы благодетельному игу Нумера из Нумеров. Но тут я с ужасом снова услышал шелест: легчайший, как вздох, он был слышнее, чем раньше медные трубы гимна. Так последний раз в жизни вздохнет человек еле слышно - а кругом у всех бледнеют лица, у всех - холодные капли на лбу. Я поднял глаза - и... Это - сотая доля секунды, волосок. Я увидел: тысячи рук взмахнули вверх - «против» - упали. Я увидел бледное, перечеркнутое крестом лицо I, ее поднятую руку. В глазах потемнело. Еще волосок; пауза; тихо; пульс. Затем - как по знаку какого-то сумасшедшего дирижера - на всех трибунах сразу треск, крики, вихрь взвеянных бегом юниф, растерянно мечущиеся фигуры Храни телей, чьи-то каблуки в воздухе перед самыми моими глазами - возле каблуков чей-то широко, раскрытый, надрывающийся от неслышного крика рот. Это почему-то врезалось острее всего: тысячи беззвучно орущих ртов - как на чудовищном экране. Ответы на задания В1-В7 дайте в виде слов или словосочетаний. В1. Какой официальный праздник Единого Государства описан в данном эпизоде? В2. На строительстве какого объекта занят герой-повествователь (запишите слово в именительном падеже)? В3. Какая комбинация цифр и букв служит именем герою-рассказчику? В4. Какой стилистической фигурой является повтор словосочетания «установленный обычаем» в начале фрагмента? В5. Найдите выразительный эпитет в последнем предложении отрывка (запишите слово в именительном падеже). В6. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в следующем предложении: «Я с усилием - будто заржавели все суставы - поднял руку»? В7. Как называется стилистическая фигура, основанная на соединении в одном предмете или явлении несоединимого (например, «надрывающийся от неслышного крика рот»; «тысячи беззвучно орущих ртов»)? Ответы на задания В1-В7 В1 Задания с развернутым ответом ограниченного объема (5 - 10 предложений) Дайте полный, развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. Используемая литература Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010 Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010
Читайте также статьи по творчеству Е.И. Замятина и анализу романа "Мы".
1. Почему О-90 не могла стать матерью? А) по причине несовпадения гормонов Б) по физическим характеристикам В) по интеллектуальному уровню 2. О чем эта фраза «оглушительно пестрая, путаная толчея людей, колес, животных»? А) Мир за Зеленой стеной Б) Картина в музее В) Древний дом А) указать на абсурдность необходимости объяснения устройства жизни в Едином государстве Б) указать на глупость жителей других планет В) продемонстрировать превосходство над древними 4. Что представляла собой Двухсотлетняя война? А) Война между двумя поколениями Б) Война между государствами В) Война между городом и деревней 5. Какой сон предвещал болезнь Д-503? А) Иегова и паук Б) будда и сок В) литургия и хор 6. С какой целью I-330 выбрала из всех нумеров именно Д-503? А) потому что полюбила его Б) потому что он строитель «Интеграла» В) случайно 7. Какой момент являлся самым величественным в день Единогласия? А) когда был задан вопрос «Кто за?» Б) когда был задан вопрос «Кто против?» В) когда начался бунт 8. Е. Замятин – мастерски использует детали при описании героев и пространства. Проведите параллели: 1. «В глаза мне глядят ее пурпурные на золотом поле цифры» А) I 330 2. «какой-то странный раздражающий икс» Б) Скрижаль 3. «Странное, хрупкое, слепое сооружение» В) Благодетель 4. «Неподвижная, как из металла, фигура» Г) S 47 5. «66 концентрических кругов» Д) Интеграл 6. «изящный удлиненный эллипсоид» Е) Площадь Куба 7. «розовые крылья-уши» Ж) Древний дом А) тоненький доктор Б) Д 503 В) S 4711 10.Когда I 330 обращается к Д 503 со словами: «Ты понимаешь, что все известное кончилось? Новое, невероятное, невиданное» А) в День Единогласия Б) во время первого путешествия за Зеленую стену В) во время испытания Интеграла 11. Д 503 называет себя А) микробом Б) фагоцитом В) химическим раствором 12. В связи с каким мероприятием выдавались юнифы жителям Единого Государства? А) праздник Правосудия Б) день Единогласия В) запуск Интеграла 13. Какие чувства испытывает Д 503, когда видит, что вырвавшаяся из прогулочных рядов девушка не I 330? А) разливающееся негодование Б) бешеная, хлещущая радость В) всепоглощающее удивление 14. «…она существовала только как метафизическая субстанция оскорбления, нанесенного Единому Государству». О ком так отзывается главный герой романа? А) об I 330 Б) об О 90 В) о веснушчатой, рыжей девушке 15. С каким религиозным праздником древних Д 503 сравнивает День Единогласия? А) с Пасхой Б) с Троицей В) с Рождеством Она так очаровательно-розово слушала — и вдруг из синих глаз слеза, другая, третья, — прямо на раскрытую страницу (стр. 7-я). Чернила расплылись. Ну, вот придется переписывать.— Милый Дэ, если бы только вы — если бы... ПОЧЕМУ ПЛАКАЛА ГЕРОИНЯ? _____________________________________________ Но не ясно ли: блаженство и зависть — это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем. И какой был бы смысл во всех бесчисленных жертвах Двухсотлетней Войны, если бы в нашей жизни все-таки еще оставался повод для зависти. ЧТО МЕШАЕТ АБСОЛЮТНОМУ СЧАСТЬЮ? ___________________________________________________________ Ровно в 17 я был на лекции. И тут почему-то вдруг понял, что сказал старухе неправду: I была там теперь не одна. Может быть, именно это — что я невольно обманул старуху — так мучило меня и мешало слушать. Да, не одна: вот в чем дело. ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ МУЧИЛО И МЕШАЛО СЛУШАТЬ? После 21 ½ — у меня был свободный час. Можно было бы уже сегодня пойти в Бюро Хранителей и сделать заявление. Но я после этой глупой истории так устал. И потом — законный срок для заявлений двое суток. Успею завтра: еще целых 24 часа. ЧТО ЗА ЗАЯВЛЕНИЕ ХОТЕЛ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ? _____________________________________________________________ Ушла. Я один. Два раза глубоко вздохнул (это очень полезно перед сном). И вдруг какой-то непредусмотренный запах — и о чем-то таком очень неприятном... Скоро я нашел: у меня в постели была спрятана веточка ландышей. Сразу все взвихрилось, поднялось со дна. Нет, это было просто бестактно с ее стороны — подкинуть мне эти ландыши. Ну да: я не пошел, да. Но ведь не виноват же я, что болен. ЧЕМ БОЛЕН ГЕРОЙ? _____________________________________________________________ И я вместе с ним мысленно озираю сверху: намеченные тонким голубым пунктиром концентрические круги трибун — как бы круги паутины, осыпанные микроскопическими солнцами (— сияние блях); и в центре ее — сейчас сядет белый, мудрый Паук… КТО ЭТОТ ПАУК? _____________________________________________________________ Вспомни: вот ты — разве ты когда-нибудь думал, что это возможно? Они ловят нас там — пусть ловят! Ты — бредишь. Она улыбается легко, весело, и я улыбаюсь, земля — пьяная, веселая, легкая — плывет... ГДЕ ОНИ СПРЯТАЛИСЬ? _______________________________________________________________________ — Послушайте, — сказала мне I, — эта женщина, кажется, поставила себе целью охранять вас от меня, как малого ребенка. Это — с вашего разрешения? О КОМ РЕЧЬ? _____________________________________________________________ А мы — пока знаем, что нет последнего числа. Может быть, забудем. Нет: даже наверное — забудем, когда состаримся — как неминуемо старится все. И тогда мы — тоже неизбежно вниз — как осенью листья... с дерева — как послезавтра вы... Нет, нет, милый — не ты. Ты же — с нами, ты — с нами! О ЧЕМ РЕЧЬ? _____________________________________________________________ И мне было ясно: все решено — и завтра утром я сделаю это. Было это то же самое, что убить себя, — но, может быть, только тогда я и воскресну. Потому что только убитое и может воскреснуть. ЧТО СОБИРАЛСЯ СДЕЛАТЬ ГЕРОЙ? _____________________________________________________________ — Понимаете («п» — фонтан) — древняя легенда о рае... Это ведь о нас, о теперь. Да! Вы вдумайтесь. Тем двум в раю — был предоставлен выбор: или счастье без свободы — или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу — и что же: понятно — потом века тосковали об оковах. Об оковах — понимаете, — вот о чем мировая скорбь. Века! И только мы снова догадались, как вернуть счастье... Нет, вы дальше — дальше слушайте! Древний Бог и мы рядом, за одним столом. Да! Мы помогли Богу окончательно одолеть диавола — это ведь он толкнул людей нарушить запрет и вкусить пагубной свободы, он — змий ехидный. А мы сапожищем на головку ему — тррах! И готово: опять рай. И мы снова простодушны, невинны, как Адам и Ева. Никакой этой путаницы о добре, зле: все — очень просто, райски, детски просто. Благодетель, Машина, Куб, Газовый Колокол, Хранители — все это добро, все это — величественно, прекрасно, благородно, возвышенно, кристально-чисто. Потому что это охраняет нашу несвободу — то есть наше счастье. Это древние стали бы тут судить, рядить, ломать голову — этика, неэтика... Ну, да ладно: словом, вот этакую вот райскую поэмку, а? И при этом тон серьезнейший... понимаете? Штучка, а! Анализ романа "Мы" :
Вопросы к уроку-семинару по роману Е. Замятина «Мы». Тема урока: «СУДЬБА ЛИЧНОСТИ В ТОТАЛИТАРНОМ ОБЩЕСТВЕ» 1. Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского из его романа «Братья Карамазовы»: «Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться…,но главное для него в том, чтоб и все уверовали в того и преклонились пред ним, и чтобы непременно все вместе.» 2. По толковому словарю Ожегова, Даля или Виноградова найдите трактовку слов: «СЧАСТЬЕ», «СКРИЖАЛИ». Подберите ассоциации к слову «счастье». 3. В чём заключается «формула счастья», выведенная в Едином Государстве? (Запись 5-я) 4. В какие моменты жизни они («Нумера») ощущают себя счастливыми? 5. Назовите характерные черты изображённых людей? 7. Вспомните запись 2-ю, где герой размышляет о танце. Почему, по его мнению, танец красив? 8. Почему в Едином Государстве казнь становится праздником? 9. Вспомните, что Д-503 говорит о правах человеческой личности. (Запись 20-я). 10. Докажите, что стремление к слиянию с массами, к растворению собственного «я», к подчинению личной воли задачам общественного прогресса было характерной чертой мироощущения человека эпохи и литературы 20-х годов ХХ века. 11. Как проходят выборы? 12. Почему в Едином Государстве нет тюрем? 13. Вспомните особенности Государственной поэзии. 14. Является ли человеческая жизнь ценностью в Едином Государстве? 15. Остались ли поводы для зависти в Едином государстве? 16. Портрет I-330 . Чем она отличается от других героев произведения? 17. Происходят ли изменения с Д-503 после знакомства с I-330? Если «да» , то какие? 18. Получив фиктивную справку о болезни, герой испытывает переживания: «Я крал работу у Единого Государства, я- вор, я – под машиной благодетеля.» Почему страх перед физическим уничтожением лишь вторичен после ужаса по соображениям морали? 19. В чём символика числа «корень из -1»? 20. В чём заключается «Великая операция»? Почему, узнав о ней, Д-503 звонит I-330 ? (Запись 31-я) 21. Вспомните встречу Д-503 и Благодетеля. Докажите, что герой изменился. (Запись 36-я) 22. Что такое ОКСЮМОРОН? Найдите в тексте оксюмороны. Какова их функция? 23. В чём смысл названия романа Замятина? 24. От чего пытается предостеречь Замятин? 25. Что такое антиутопия? 26. Приведите примеры тоталитарных государств из истории. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Оленина тушеная с овощами
- Влажный апельсиновый кекс Рецепт кекса с апельсином в духовке
- Гадание на картах Таро на деньги “Полная чаша”
- Cонник ослепнуть, к чему снится ослепнуть во сне видеть
- Гадание онлайн выйду ли замуж 18г
- Гадание на богатство: как узнать что вас ждёт
- Тушеные перцы с фаршем
- Фаршированные перцы, тушенные на сковородке
- Что такое личность в психологии, ее структура и типы
- К чему это - разбиться во сне?