Главная - Игры с детьми
Игры на переменах для начальных. Школьная перемена как одна из форм восполнения дефицита двигательной активности учащихся младшего школьного возраста

Введение

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.

Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно.

Результаты исследования заболеваемости детей подтверждают подверженность хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. И не зря современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям на уроке. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке.

Но ведь есть перемены, которые дети проводят по-разному.

Чтобы раскрыть особенности поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, а также выявить влияние перемен на работоспособность во время урока, проводилось наблюдение за младшими школьниками на перемене, результаты которого четко фиксировались.

Сбор и обработка полученной информации показали, что не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в своих играх создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.

Какие же игры интересуют детей? Наблюдения показывают, что это, прежде всего, зависит от ряда факторов:

  • во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;
  • во-вторых – особенности пола;
  • в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.

Дети играют постоянно в “вольные игры” - игры “в кого-то”, “во что-то”. Источником этих игр в настоящее время является телевидение, компьютер. Получая наглядные зрительные примеры поступков, дети подражают им, интерпретируют их по-своему, порой не всегда положительно. В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста было выделено 3 группы учащихся:

1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков);

2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности . Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек);

3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью . В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.

Кроме того была проведена анкета, включающая в себя следующие вопросы:

Устраивает ли вас продолжительность перемен? Ответили положительно – 92%. Так же были и отрицательные ответы – 8%. Например, с такой аргументацией: “Нет, потому что после бега нет времени отдышаться”

Чем вы занимаетесь на перемене? Все 100% детей ответили – играем. В какие игры играют дети? Самой распространенной игрой была игра “Стеночки” - 18%. Встречаются такие ответы: “Играю в боевиков”, “в медведя”. Играют в разные игры – 70% ребят.

Чем бы вы хотели заниматься во время перемен? Ответили – “хотели бы играть в подвижные игры” - 62%, в настольные игры – 24%. Были и другие ответы: например такие как: “Сидеть, общаться”, “Читать журналы”, “Слушать музыку”, “Играть в Барби”, “Танцевать”, “Лежать на диване”, “Разгадывать кроссворды, ребусы, загадки”, “Гулять на улице”. Так ответили 14%.

Опираясь на результаты наблюдений и высказывания в анкетах, были сделаны следующие выводы:

  1. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит.
  2. В свободное время предпочтение отдается игре, но игр дети знают очень мало.
  3. В зависимости от поведения учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения, деление зависит от психологических особенностей и особенностей пола.
  4. Наши школьные перемены строятся однообразно. Дети часто предоставлены сами себе и не всегда умеют организовывать свое свободное время (таких ребят 49 %).

В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.

Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:

Прогнозировать положительный эффект;

Используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.

Осознавая то, что некоторые факторы образовательной сферы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся, появилась необходимость в организации процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен), в двигательном режиме детей (с учетом их возрастных особенностей), так как именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся, именно от педагога зависит, на сколько меньше отклонений будет у воспитанников. Среди основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, является недостаток их двигательной активности.

Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в создании программы организации школьных перемен.

ПРОГРАММА

“Современные подходы к проведению школьных перемен”

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

  • подготовить зоны для активного отдыха детей;
  • создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;
  • научить детей организованно проводить свободное время;
  • организовать сотрудничество педагогов и детей.
Этап Сроки Содержание работы Необходимое обеспечение Ожидаемые результаты Способы контроля и фиксации результатов
I. Диагностический сентябрь - анализ состояния психического и физического здоровья учащихся;

Анализ организации физической активности в школе;

Изучение проведения перемен младшими школьниками через:

  • наблюдение;
  • анкетирование
- данные медицинского осмотра младших школьников;

Данные психолога школы об уровне тревожности, взаимоотношениях в коллективе, дезадаптации первоклассников;

- аналитическая справка;

Выявление проблемы

- сравнительные таблицы;

Письменные описания

II. Прогностический октябрь - разработка развернутой программы - научная и методическая литература - программа - утверждение на совете школы
III. Организационный октябрь ноябрь - разработка положения о проведении активных перемен;

Подготовка учителей к предстоящей работе;

Выбор методики работы

- подбор игр разноуровневой подвижности;

Подготовка помещения;

Подготовка инвентаря

- создание банка данных с играми;

Озеленение;

Приобретение мебели;

Приобретение полового покрытия

- обсуждение программы на классных часах;

Предоставление программы на родительском собрании

IV. Практический ноябрь декабрь - организация активного отдыха учащихся на переменах;

Разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах;

Организация массового отдыха;

Структурирование и адаптирование учебного материала по организации двигательной активности

- игры высокой эмоциональной подвижности, средней и малой подвижностью;

Регулярность, систематичность;

Комплектность;

Аналитические материалы

- разработанные методические рекомендации по проведению перемен;

Включенность педагогов в оздоровительную работу;

Осознание личной причастности к состоянию ребенка во время перемены;

Включение в деятельность ученика по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к организации активного отдыха во время перемен

- оформление полученных результатов;

Отчет на методическом объединении

V. Обобщающий январь - обобщение и теоретическое осмысление данных, определение выводов - аналитические материалы - методическое пособие - выход на педагогическую общественность города
VI. Внедренческий февраль - распростронение

Составленная программа должна способствовать принятию детьми правильных решений в отношении сохранения здоровья и поможет:

Проводить воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек;

Научить воспитанников ответственному поведению по отношению к своему здоровью;

Исключить угрозы здоровью.

Литература

  1. Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992
  2. Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004
  3. Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002
  4. Бриедис А.А. Подвижные игры для 1 – 4 классов Ленинград, 1961
  5. Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников Минск, Полымя, 1988
  6. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя д/с Под.ред Осокиной Т.И. М. Просвещение, 1989
  7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004
  8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М., Провещение, 1986
  9. Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., Педагогика, 1991
  10. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста, М., Просвещение, 1986
  11. Шитик С.М. Подвижные игры М., Физ. и спорт, 1955
  12. Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993
  13. Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию М., Новая школа, 1993
  14. Яковлев В.Г. Подвижные игры в 1 – 4 классах Асвета, 1970
  15. Яковлев В.Г. и др. Подвижные игры. М., 1977

Игры во время перемен с младшими школьниками.

Подвижные игры должны отвечать следующим требованиям:

·- все упражнения в играх должны соответствовать физиологическим и психологическим особенностям детей;

·- проводимые игры должны быть простыми по содержанию, доступными для детей и вызывать у них интерес;

· -игры не должны носить остроконфликтный характер, вызывать слишком большой игровой азарт;

·- в играх должна быть предусмотрена возможность любого учащегося войти в игру и выйти из нее по своему желанию.

Лучше всего использовать на переменах игры, знакомые детям, чтобы не терять время на объяснение новых. Но если игра новая, то целесообразно после короткого объяснения ее сути попробовать игру, чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся ее поняли. Затем внести поправки, после чего начинать игру по всем правилам до соответствующего результата.

    Перебежки

Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место - небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

2. Передача мяча

Играющие делятся на две или несколько команд, располагающихся на расстоянии нескольких шагов друг от друга, и становятся в колонну по одному. Головные игроки находятся на одинаковом расстоянии от намеченной черты, проведенной на земле; каждый из них держит в руках мяч. По команде преподавателя мяч передается из рук в руки над головами играющих, пока он не дойдет до последнего игрока. Тот быстро бежит вперед, становится во главе своей колонны, и вновь начинается передача мяча. Когда первый игрок окажется последним и получит мяч, он бежит к намеченной черте и кладет мяч на землю. Тот, кто сделает это раньше других, обеспечивает победу своей команде.

Примечание.Мяч можно также передавать между ног игроков или попеременно: через головы нечетных игроков и между ног четных. Можно также прокатывать мяч между ног игроков с одного конца колонны в другую.

3. Смена номеров

Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

4. «Волк» и «ягненок»

Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний - ягненка, остальные - овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

5. Эстафета со скакалкой

Играющие делятся на две команды и становятся в колонну по одному. Первый и второй игроки отделяются от колонны и берут за концы скакалку. По сигналу преподавателя они проходят вдоль всей колонны, а игроки подпрыгивают на месте, стараясь не задеть скакалку. Затем первый игрок становится в конец колонны, а второй и третий игроки продолжают игру тем же способом. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок вновь не окажется во главе колонны. Побеждает команда, первой закончившая эстафету.

6. «Стоп!»

На одной стороне площадки в одну шеренгу выстраиваются играющие, на другой – спиной к играющим становиться водящий. Он закрывает лицо руками и говорит: «Быстро шагай, смотри не зевая! Стоп!». Пока водящий произносит эти слова, все играющие должны как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «Стоп!» они должны немедленно остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хоть одно небольшое движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все игроки бегут за свою линию, водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится водящим.

7. «Второй – лишний»

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может стать впереди любого из игроков, и тогда тот, ктооказывается позади, становиться убегающим. Бегать можно как внутри круга, так и за его пределами. Если догоняющий запятнает убегающего, то они меняются ролями. Если играющих много, они становятся по кругу парами в затылок друг другу. В этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказывающийся третьим – убегает (в этом случае игра называется «Третий – лишний»).

Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот, кто догоняет, - убегающим.

8. «Группа, смирно!»

Играющие становятся в одну шеренгу. Руководитель, поворачиваясь лицом к детям, подает различные строевые команды, которые они должны исполнить в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «группа». Если слово не произнесено, исполнить команду нельзя. Кто ошибется – делает шаг вперед, но продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д. Игра продолжается около трех минут. Поокончании игры отмечают самых внимательных, т.е. тех, кто остался стоять в исходном положении. Согласно правилам, шаг вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду. Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом случае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.

9. «Точный расчет»

На полу чертят круг диаметром 40-60 см. В круг с завязанными глазами становится играющий. Его задача – выйти из круга, сделать восемь шагов и опять вернуться в круг.

10 «Карусель»

Играющие становятся в круг. На полу лежит веревка, образующая кольцо (концы веревки связаны). Ребята поднимают ее с земли и, держась за нее правой или левой рукой, ходят по кругу со словами:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели,

А потом кругом,

А потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом.

Дети двигаются сначала медленно, а после слова «Бегом» - бегут. По команде руководителя «Поворот!» они быстро берут веревку другой рукой и бегут в противоположную сторону со словами:

Тише, тише, не спешите!

Карусель остановите.

Раз и два, раз и два,

Вот и кончилась игра!

Движение карусели постепенно замедляется и с последними словами прекращается. Играющие кладут веревку на пол и разбегаются по площадке. По сигналу они спешат вновь взяться рукой за веревку, и игра возобновляется. Занимать места на карусели можно только до третьего «звонка». Опоздавший на карусель в игре не участвует.

Вариант . На веревке может быть на три метки меньше общего количества участников. При посадке в карусель дети должны хвататься за метку. Кто не успеет ухватиться за метку, в игре не участвует.

11. «У медведя во бору»

Все играющие стоят свободно группируясь на одной стороне площадки, на противоположной стороне проводится линия – опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится «берлога медведя». Дети подходят к берлоге медведя и начинают делать движения, имитирующие сбор ягод, грибов и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Когда дети произносят последнее слово «рычит», медведь с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит к берлоге. Игра кончается, когда пойманы трое-пятеро ребят .

12. «Воробьи-попрыгунчики»

На полу площадки рисуют такой круг, чтобы все играющие могли свободно разместиться по его окружности. Один из играющих – «кот» - находится в центре круга. Остальные играющие – «воробьи-попрыгунчики» - становятся за кругом у самой черты. По сигналу руководителя воробьи-попрыгунчики начинают выпрыгивать из круга, а кот старается кого-либо из них в тот момент, когда он находится внутри круга. Тот, кого он поймал, становится котом, а кот – воробьем-попрыгунчиком, и игра продолжается. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Вариант. Воробьи-попрыгунчики прыгают только на одной ноге.

13. «Пустое место»

Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг не более чем на полшага один от другого, руки за спину. Водящий бежит с внешней стороны круга, дотрагивается до кого-либо из играющих и после этого продолжает бежать вокруг круга в ту или другую сторону. Игрок, которого коснулся водящий, бежит в обратную сторону, стремясь раньше водящего прибежать на свое место. Встречаясь на пути, играющие здороваются, поднимая руки вверх, приседают друг перед другом и т.п. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

14. Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово "земля", то поймавший мяч должен быстро назвать какое-либо домашние или дикое животное. На слово "вода" играющий отвечает названием какой-либо рыбы. На слово "воздух" - названием птиц. При слове "огонь" все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Ошибающийся выходит из круга.

15. Игра «Горячий мячик»

Играющие встают в круг, ведущий становится спиной к играющим вне круга. По сигналу ведущего играющие передают друг другу мяч (например, по часовой стрелке). Неожиданно ведущий говорит: "Стоп!" Тот, у кого в этот момент оказался мяч, выходит из игры. Наконец остаются только два играющих. Они встают друг перед другом и по сигналу, как и раньше, начинают быстро передавать мяч друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп!", мяч окажется в руках у одного из играющих. При этом считается, что второй победил.

Игра тренирует внимание и скорость движений.

Организация перемен в начальной школе

учитель начальных классов МСШ№2

При поступлении детей в школу одним из факторов, препятствующих нормальному протеканию адаптации к новым условиям, является снижение двигательной активности почти наполовину. В деятельности учащихся преобладает статистический компонент: 80 – 85% дневного времени они находятся в сидячем положении. Даже младшие школьники проводят в подвижных играх, беге, ходьбе не более 20% времени суток, хотя именно для них характерна плохая переносимость статических нагрузок: их организм более адаптирован к кратковременным динамическим нагрузкам.

Как отмечают физиологи, складывается парадоксальная ситуация: для успешного усвоения учебной программы ребёнку нужна повышенная умственная работоспособность, а необходимость длительное время находиться в статическом положении, снижение двигательной активности, наоборот, приводят к ухудшению снабжения организма, мозга кислородом, замедлению процессов восстановления, снижению работоспособности.

Организация двигательной активности в школе может осуществляться в самых разнообразных формах. Одна из форм организации двигательной активности в школе – динамические перемены, которые проводятся между 2-3 уроками и между 3-4 уроками.

Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.

Игры - это отличный способ отвлечься, настроиться на новый лад или просто поднять себе настроение. Ведь, как известно, с хорошим настроением всегда легко учиться.

Предлагаю для коллег некоторые игры, которые можно использовать при проведении динамических пауз в начальных классах.









Игра «Третий лишний»

Играющие становятся по кругу парами лицом к центру так, что один из пары находится впереди, а другой сзади него. Один ребенок убегает, а другой догоняет. Убегающий встаёт впереди любой пары, тогда стоящий сзади становится «третьим лишним» и убегает.

Игра «У медведя на бору»

Число играющих может быть от 5 до 30 человек. В одном углу площадки обозначается «берлога», где находится выбранный из числа играющих «медведь». Остальные играющие – дети. Они располагаются на противоположной стороне, в «доме». Место между «берлогой » и «домом» - «бор».

Дети идут в «бор» за «грибами» и «ягодами», постепенно приближаясь к «берлоге». Имитируя сбор «ягод» и «грибов», они напевают:

У медведя на бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит,

На меня глядит!

С последними словами ребята бросают в «медведя» травку и бегут от него врассыпную или стараются спрятаться «дома», а «медведь» стремится поймать их (запятнать, то есть дотронуться рукой).

Пойманный делается «медведем»; если «медведю» не удалось никого поймать, он возвращается в «берлогу», а игроки снова начинают собирать в «бору» «грибы» и «ягоды».

Правила.

    «Медведь» может ловить ребятишек только после того, как они полностью произнесут приговорку.

    Место, где «медведь» может их ловить, необходимо обозначить линиями или предметами.

Игра «Гуси-лебеди»

Число играющих различно: от 10 до 40 человек. С одной стороны площадки (зала) обозначают «дом», с другой – «пастбище». Выбирают «пастуха» и «волка», остальные – «гуси-лебеди». Они располагаются в «доме».

«Волк» становится в середине площадки, а «пастух» около «»гусей и «лебедей». Он говорит: «Гуси-лебеди – гулять! Пока волка не видать!»

Все «гуси» и «лебеди» бегут через поле на «пастбище», изображая руками взмахи крыльев – «летят». После слов пастуха: «Гуси-лебеди, домой, серый волк под горой!», они бегут «домой», а «волк» старается поймать их, добегая до самого «дома».

Пойманных игроков подсчитывают и отпускают «домой» или держат в логове «волка» до его замены. После 2 – 3 игр выбирают нового «волка» и «пастуха» из числа пойманных «гусей». В конце отмечаются лучшие «гуси», то есть те играющие, кого ни разу не поймал «волк». А также лучший «волк» - тот водящий, который сумел поймать большее число «гусей».

Правила.

    Если играющих немного (8-10), можно играть до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».

    «Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «дом» только после слов, сказанных «пастухом». Нарушивший правило считается пойманным.

    «Волк» может ловить «гусей» только после слов – «под горой» и только до линии «дома».

Игра «Два мороза»

Число участников различно: от 10 до 40 человек. На противоположных сторонах площадки (зала) отмечаются два «дома». Из играющих выбирают два водящих – два «мороза»: «мороз – красный нос» и «мороз – синий нос».

Оба «мороза» обращаются к ребятам со словами:

Мы – два брата молодые,

Два мороза удалые!

Не боимся мы угроз

И не страшен нам мороз!

После этого играющие бегут на другую сторону площадки за линию «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих и «замораживают». Пойманные замирают на тех местах, где их «заморозили». Затем «морозы» опять обращаются к играющим, а те ответив, перебегают в другой «дом», напротив. По дороге они выручают «замороженных». Игра повторяется несколько раз. Затем выбирают новых «морозов» из непойманных игроков. В конце игры отмечается тот «мороз», который больше «заморозил» ребят.

Правила.

    Выбегать можно только после слов «и не страшен нам мороз».

    Если кто – либо выручит «замороженного», но сам, не добежав до «дома», будет «заморожен», то вырученный им игрок опять становится на то место, где был «заморожен».

Зеленый, красный, желтый

Дети становятся в круг, учитель с тремя кружочками (зеленый, красный, желтый) - посредине. Учитель дает команды: "Остановились! Приготовились! Пошли!", - одновременно поднимая соответствующий кружок. Учащиеся, которые ошиблись, выходят из игры.

Смена номеров

Играющие дети становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

Динамические перемены не предназначены для решения задач физического совершенствования, а носят, главным образом, релаксационный и оздоровительный характер. Подвижные (динамические) перемены помогают обеспечить детям необходимую для правильного развития растущего организма двигательную активность, позволяют активно отдохнуть после преимущественно умственного труда в вынужденной позе на уроке; обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках.

Подвижные перемены могут проводиться на улице, в спортивном зале, зале или детских рекреациях. Динамические перемены проводят классные руководители и учителя физической культуры.

Горелки. Играющие строятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпу­скают руки и бегут в начало колонн - один слева, другой справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети ус­певают встретиться и взяться за руки. Если водящему удаст­ся это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Мороз - Красный нос.

На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посредине площадки встает водящий - “Мороз - Красный нос”. Он говорит:

Я Мороз - Красный нос. Кто из вас решится В путь-дороженьку пуститься? Играющие отвечают: Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз.

После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). За­мороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

Шире шаг.

На одной стороне площадки (зала) дети выстраи­ваются в шеренгу, по сигналу учителя надо перебежать на другую сторону с меньшим количеством шагов (чем шире шаг, тем быстрее можно преодолеть дистанцию).

Лошадки.

Играющие разбегаются по всей площадке и на сиг­нал учителя “Лошадки” бегут, высоко поднимая колени. На сигнал “Кучер” - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Учитель может повторить один и тот же сигнал подряд.

Кто ловкий?

По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60-70 см один от другого. По одной стороне пло­щадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой - прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении коли­чества пособий упражнение проводят в две колонны.

Пингвины. Дети встают в 2-3 колонны. У стоящих первыми мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на рас­стоянии 7-8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следую­щему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Канатоходец. Играющие встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задание.

Перемени предмет.

Дети распределяются на 2-3 команды. Перед каждой на расстоянии 6-8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Пробеги с мячом.

У каждого играющего мяч. Дети выстраивают­ся в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передви­гаются на другую сторону площадки.

Пас. Играющие распределяются на пары и встают на расстоя­нии 2 м друг от друга. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч партнеру точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.

Мяч в кругу. Играющие распределяются на пары и встают на расстоя­нии 2 м друг от друга по кругу, в середине водящий с мячом. У одного из детей мяч, ударом ноги (правой и левой) он посылает мяч ведущему точно в ноги. Тот уступающим движением ноги останавливает мяч и таким же ударом направляет его обратно.

Два и три. Играющие разбегаются по всей площадке. На сигнал учителя “Два!” дети образуют пары с любым рядом стоящим. На “сигнал “Три!” встают тройками.

Брось-поймай. Играющие встают перед натянутой веревкой (на высоте поднятой вверх руки ребенка), в руках у каждого мяч (диаметр 20-25 см). Дети перебрасывают мяч через веревку, пробегают под ней и ловят мяч двумя руками после отскока от земли (пола).

Стой! Дети встают в шеренгу на одной стороне площадки. На противоположной стороне чертят линию финиша, за ней спиной к играющим стоит водящий, он громко говорит: “Быстро шагай, смотри не зевай! Стой!” На каждое произносимое слово играющие продвигаются шагом вперед. На последнее слово все останав­ливаются, водящий быстро оглядывается. Тому, кто не успел во­время остановиться, водящий предлагает сделать два шага назад. Затем водящий снова поворачивается спиной и вновь произносит текст. Все продолжают движение. Тот, кто успеет пересечь линию финиша прежде чем будет сказано слово “Стой!”, становится водя­щим. Игра повторяется.

Через ручей. На площадке проводят две лилии на расстоянии 5-7 м (это берега). Играющие выстраиваются в 4-5 звеньев перед первой чертой, в руках у каждого по две дощечки (из фанеры или картона). Надо перебраться через ручей на другой берег, наступая только на дощечки, перекладывая их перед собой. Выигрывает то звено, которое быстрее перебралось на другой берег, не намочив ног.

Проведи мяч. Играющие выстраиваются в 2-3 колонны. Перед каждым коридор из веревок (ширина 50 см, длина 3 м). У стоящих в колонне первыми - мяч. Надо, ударяя его о пол (землю), провести по коридору, обойти коридор с внешней стороны и передать мячи следующему игроку.

Лягушки в болоте. С двух сторон очерчивают берега, в середине болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой). Лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и тe говорят:

С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная ля­гушка идет в гнездо журавля. После того как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

Метко в цель. Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10-12 предметов (кубики, кегли). Играющие распределяют­ся в две равные команды. Первая получает малые мячи, выходят на исходную линию (на расстоянии 5 м от предметов), броса­ет по мишеням. Затем соревнуется вторая команда. Каждая команда бросает 2-3 раза. Выигрывает команда, метко бросавшая в цель.

Быстрые и ловкие. Играющие распределяются на три команды и встают в колонны у линии старта, в руках у каждого мешочек с песком. Первые бегут к линии финиша (расстояние 10 м), бросают мяч в обруч, расположенный от линии финиша в 3 м, и бегом возвращаются в конец колонны. Следующий начинает бег, как только предыдущий игрок пересечет линию старта. Побеждает ко­манда, которая забросила большее число мячей и быстрее вы­полнила задание.

Лиса и куры. Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса вни­мательно следит за ними. По указанию учителя (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: “Ку-ка-ре-ку!” Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые успели быстро подняться на насест и удержать­ся на нем. После 2-3-кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

Передай шайбу. Играющие распределяются парами и встают на расстоянии 2-3 м. У каждого клюшка. Несильным движением они перебрасывают шайбу друг другу так, чтобы она скользила по снегу и попадала точно на клюшку партнера.

Кто быстрей? Участвуют 2-3 команды. Дети выстраиваются в колонны у стартовой линии. Перед каждой на расстоянии 5 м поставлены предметы. По сигналу “Марш” первые в колонне клюш­кой ведут шайбу к предмету, обводят ее вокруг предмета, так же ведя шайбу, возвращаются и передают клюшку следующему в колонне. Побеждает та команда, которая быстро справилась с заданием.

Поймай мяч. Дети распределяются по трое. Двое из них встают на расстоянии 3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий стано­вится между ними и старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросал мяч.

Займи свободный кружок. Игра проводится с подгруппой 8-10 детей. (Если позволяет площадка, то участвуют все дети, распре­деляясь по командам.) Каждый играющий, кроме водящего, чертит кружок (диаметр 50 см) на расстоянии 1,5 м один от другого. Стоя в кружках, дети перебрасывают мяч друг другу (игрокам своей команды). Водящий старается поймать мяч или коснуться его рукой. Если это ему удалось, то учитель дает сигнал, все игроки быстро меняются местами (перебегают из кружка в кружок), водящий старается также занять кружок. Кто не успел это сделать, становится водящим. Игра повторяется.

Эстафета с обручами. Дети встают в 2-3 колонны. Перед каж­дой колонной на расстоянии 6 м обруч (диаметр 50 см). По команде “Раз, два, три - беги!” первые бегут к обручу, подни­мают его вверх, пролезают в него, кладут на место, бегут к своей колонне, касаются рукой следующего в колонне ребенка, а сами встают в конец строя. Каждый последующий игрок выполняет то же задание. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.

Забрось в кольцо. Дети встают за чертой и поочередно забра­сывают мяч (диаметр 20-25 см) в кольцо (на высоте 120-130 см). Выигрывает тот, кто раньше наберет определенное (условленное) число очков.

Заяц без домика. Участники игры стоят парами лицом друг к другу, подняв сцепленные вверху руки – это “домики” зайцев. Выбирается двое водящих – “заяц” и “охотник”. Заяц убегает от охотника, при этом он может спрятаться в домик, т.е. встать между играющими. Тот, к кому он встал спиной, становится зайцем и убегает от охотника. Если охотник осалил зайца, то они меняются ролями.

Караси и щука. На противоположных сторонах площадки отмечают место “норы”, где от щуки прячутся караси. Щука живёт в камышах. Перед началом игры все караси собираются в одной норе. По сигналу они выплывают из укрытия и стараются перебраться на противоположную сторону реки. Щука выходит на охоту. Пойманные караси из игры не выходят, а берут друг друга за руки и встают на середину игровой площадки, образуя сеть. Пойманных становится всё больше, сеть – все длиннее. Тогда из сети делают корзину, играющие встают в круг. Участники игры при перебежке обязательно забегают в корзину. Игра заканчивается, когда переловлены все караси.

Воробьи и кошка. Чертится большой круг диаметром 3-4 м (или выкладывается шнур). Один из детей – кошка, сидит в середине круга. Все остальные – воробьи, становятся за чертой круга. Воробьи по сигналу учителя прыгают в круг и выпрыгивают из него. Кошка неожиданно вскакивает и старается поймать неуспевших выпрыгнуть из круга. Пойманный выходит из игры. Когда кошка поймает 2-3 воробьев, выбирается новая кошка из числа непойманных, и игра возобновляется. Пойманных можно не исключать из числа играющих, а запоминать. Кошка ловит воробьев только в кругу, воробьи прыгают на двух ногах.

Рабочее название: «Перемена – игра: ура! Ура!»

Подготовила учитель начальных классов Ракутько Г. В.

Актуальность

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнить и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания, так как здоровье – это главная человеческая ценность.

Физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физических упражнений волнуют специалистов уже очень давно.

Результаты исследования заболеваемости детей подтверждают подверженность хроническим заболеваниям, ухудшение общего состояния здоровья. И не зря современная педагогика значимое место определяет здоровьесберегающим технологиям на уроке. Выходом из сложившегося положения является введение различных форм телесно-двигательной практики на уроке.

Ввиду определенных причин (нехватка времени, несовсем корректная методика преподавания учителя, невидение учителем проблем с физическим здоровьем у школьников и т.д.) организация двигательной активности не всегда выполнима в урочное время. В связи с чем, актуальным может быть проведение подвижных игр во время перемен.

Чтобы раскрыть особенности поведения и деятельности ребенка в условиях школьных перемен, а также выявить влияние перемен на работоспособность во время урока, проводилось наблюдение за младшими школьниками на перемене.

Сбор и обработка полученной информации показали, что не все дети одинаково проводят свободное время, но общая для них деятельность – это игра. В шумной возне, в своих играх создают сами себя, строят свои характеры. Игра учит отличать хорошее от плохого, в игре дети открывают доброту и дружбу, развивают физические способности.

Какие же игры интересуют детей? Собственные наблюдения показывают, что это, прежде всего, зависит от ряда факторов:

    во-первых, большое значение имеют психологические особенности детей, чем ребенок подвижнее, эмоциональней, он играет в более азартные игры. Спокойный ребенок предпочитает игры, связанные с умственной деятельностью;

    во-вторых – особенности пола;

    в-третьих, на выбор игр влияет окружающая действительность.

Дети играют постоянно в “вольные игры” — игры “в кого-то”, “во что-то”. Источником этих игр в настоящее время является телевидение, компьютер. Получая наглядные зрительные примеры поступков, дети подражают им, интерпретируют их по-своему, порой не всегда положительно. В ходе наблюдения за особенностями поведения детей младшего школьного возраста было выделено 3 группы учащихся:

1 группа: включает детей подвижных, эмоциональных, которые большую часть свободного времени занимают подвижными играми: спонтанный бег соревновательного характера, выявление самого сильного, заигрывание между мальчиками и девочками, выливающееся в “догонялки” (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону мальчиков);

2 группа: дети, предпочитающие игры средней подвижности . Они более серьезно относятся к учебной деятельности. Дети этой группы играют в игры, связанные с умственной деятельностью (мальчики и девочки; преобладающий перевес в сторону девочек);

3 группа: дети, которые заняты игрой с малой подвижностью . В эту группу входят, практически, только девочки. Они проводят почти всю перемену сидя за партой, обычно бывают очень спокойны.

В связи с этим наблюдается возникновение конфликтных ситуаций, что можно уменьшить (или искоренить) если учитель умело организует игры на перемене, имея арсенал игр с учетом интересов и психологических особенностей детей.

Значит, можно предположить, что если отдых хорошо и грамотно организован, можно:

— прогнозировать положительный эффект;

— используя игру, можно воздействовать на здоровье учащихся, воспитывать, влияя на их поведение.

Осознавая то, что некоторые факторы образовательной сферы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся, появилась необходимость в организации процесса воспитания и образования (длительность занятий и перемен), в двигательном режиме детей (с учетом их возрастных особенностей), так как именно педагог нередко первым замечает отклонения в здоровье учащихся, именно от педагога зависит, на сколько меньше отклонений будет у воспитанников. Среди основных школьных факторов, негативно воздействующих на здоровье учащихся, является недостаток их двигательной активности.

Познакомившись со всеми аспектами, появилась потребность в создании проекта организации школьных перемен.

Цель: Создание условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья младших школьников через организацию школьных перемен.

Задачи:

    подготовить зоны для активного отдыха детей;

    создать банк игр для детей с разным уровнем подвижности;

    научить детей организованно проводить свободное время;

    организовать сотрудничество педагогов и детей.

Этапы:

I. Организационный (октябрь)

— разработка положения о проведении активных перемен;

— подготовка учителей к предстоящей работе;

— выбор методики работы;

— подбор игр разноуровневой подвижности;

— подготовка помещения;

— подготовка инвентаря;

— создание банка данных с играми;

— обсуждение проекта на классных часах;

— предоставление проекта на родительском собрании;

— осмотр детей медиком.

2. Реализующий (ноябрь)

— разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах;

— проведение активного отдыха учащихся на переменах (игр);

— проведение игр регулярно и систематично.

3. Заключительный — обобщение и теоретическое осмысление полученных данных о состоянии двигательной активности школьников, определение и оценка результатов.

Составленный проект должен способствовать принятию детьми правильных решений в отношении сохранения здоровья и поможет:

— проводить воспитательную работу до начала приобретения негативных привычек;

— научить воспитанников ответственному поведению по отношению к своему здоровью;

— исключить угрозы здоровью.

Особенности методики использования подвижных игр

Типичными формами физической активности в школе с целью оздоровления и профилактики заболеваний являются подвижные перемены, которые носят релаксационный и оздоровительный характер (направленный на преодоление утомления) В то же время игра требует от ребенка сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстрее ориентироваться и находить правильные решения.

В режиме учебного дня необходимо более рационально использовать перемены между уроками, которые имеют важное значение для профилактики утомления у детей. Следует подбирать наиболее эффективные методы и методические приемы в организации игровой деятельности учеников, принимая во внимание уровень их физической подготовленности, функциональные особенности организма младших школьников, их дисциплинированность. Важным условием организованной двигательной активности является ее регулярность, систематичность, так как только регулярные упражнения повышают функциональные возможности системы дыхания, увеличивающий общий кровоток, повышают эффективность транспорта кислорода, при этом активизируется работа легких, сердца, сосудов, обеспечивающих доставку кислорода с током крови, то есть повышается работоспособность организма. Для эффективной организации динамической перемены необходим педагогический контроль за её проведением, определенный эмоциональный подъем. Известно, что только при наличии положительных эмоций улучшаются реакции организма: двигательная, зрительная, слуховая. При разработке и проведении подвижных перемен необходим дифференцированный подход к мальчикам и девочкам, к детям с разной физической активностью. Обязательным условием является окончание игр за 3 минуты до звонка на урок.

Учащихся надо учить играть : практически показывать им наиболее целесообразные и экономные игровые приемы, наиболее выгодные тактические действия, применяемые в различных игровых ситуациях. В ходе каждой игры ученикам надо разъяснять ее значение для укрепления здоровья. Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально. Алгоритм объяснения игры может быть следующим:

    название игры;

    роли играющих и их расположение;

    цель игры;

    правила игры.

Особое значение приобретает достаточное наличие четких правил . Они упорядочивают взаимодействия играющих, устраняют случаи излишнего возбуждения, благоприятно влияют на проявление положительных эмоций у игроков.

Особенность использования подвижник игр заключается в том, что самостоятельность действий учащихся включает кроме выполнения двигательных действий, обусловленных правилами игры ещё и самостоятельный контроль , и оценку своих игровых действий , так как перед игрой осуществлялся разбор игровых правил, распределялись роли. После окончания игры обязательно подведение итогов, в которое включается коллективный разбор выполнения игровых действий, и ученик может проверить не только правильность своего выбора игровых действий, но и способы контроля , а также объективность своей оценки своего участия в игре. При использовании подвижных игр как вида контроля можно выделить 10 уровней выполнения игровых заданий:

    первый уровень — учащийся не может сам выполнить игровое действие, поэтому, в этом случае, он выбирает коллективный вид взаимодействия в игре. Задача ребенка-отделить правильный выбор игрового действия от неправильного;

    второй уровень — ученик в состоянии верно выполнить двигательные действия, предусмотренные игровыми правилами, как коллективно, так и самостоятельно;

    третий уровень — ученик в состоянии организовать подвижную игру по заданию учителя;

    четвёртый уровень- умение учеником совершать самостоятельный выбор игровых действий, но на этом уровне у школьника есть несколько вариантов выполнения правил игры;

    пятый уровень — ученик в состоянии сам организовать подвижную игру;

    шестой уровень — учащийся в состоянии придумать подобную подвижную игру по заданию учителя:

    седьмой уровень — учащийся в состоянии провести подобную подвижную игру по заданию учителя.

Нежелательным вариантом проведения перемен является любой вид умственной деятельности: подготовка к следующему уроку, чтение художественной литературы, игры, требующие умственного напряжения (шашки, шахматы, электронные игры). К лучшим вариантам перемен относятся танцы, ритмические движения под музыку, игры.

Наблюдения показали некоторую закономерность:

    после первого урока детям не требуется организация перемены, потому что в это время они еще не успели устать от учебной деятельности;

    после второго урока школьники посещают столовую, а оставшееся время они используют по своему усмотрению;

    к концу третьего урока дети устают больше всего и им необходимо сбросить физическое утомление, эмоционально “зарядиться”.

При анализе анкетирования выявлено, что преобладающему большинству учащихся нравятся музыкальные паузы и игры соревновательного характера /эстафеты/.

Владея такой информацией, можно предложить организацию перемен следующим образом:

Ход реализации проекта

Пере-

мены

День недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

Деятельность во время перемены

Настольные игры детей, просмотр мультфильмов

Посещение столовой

Игра-эстафета «Огород»

Игра-эстафета «От весны до лета»

Игра на развитие координации движении «Быстрый пас»

Подвижная игра на внимательность «Музакальный обруч»

Описание игр

Игра-эстафета «Огород»

Участвуют две команды по 8-10 человек. Перед каж­дой - сад, огород (мелом начерченный квадрат или боль­шой обруч). У капитанов команд в руках корзинки с ово­щами и фруктами (огурец, морковь, репа, лук, свекла, яблоко, картофель и др.). Первый игрок бежит и «высажи -вает» в огород все овощи, следующий игрок собирает уро­жай в корзину, потом процесс повторяется до последнего участника. Выигрывает команда, быстрее закончившая «посадку» и «уборку урожая», т.е. эстафету.

Подвижная игра-эстафета «От весны до лета» Две команды: «Подснежник» и «Ручеек». Первый этап: наступила весна, бегут ручьи, нужно срочно убрать снег. Игрокам необходимо сбросать снежки (из ваты или обык­новенные маленькие мячики) в ведра, стоящие на рассто­янии трех метров. Чья команда быстрей?

Второй этап: снег убран, появились первые подснеж­ники (бумажные цветы на проволочках втыкаются в плас­тилиновые шарики и приклеиваются к полу). Игрок бе­жит, срывает один подснежник, возвращается к своей команде и т.д. Чья команда первой соберет букет - та и выиграла.

Танцевальная игра «Танец в шляпе»

Во время медленного танца на голове у одного мальчи­ка шляпа. Каждая из девочек старается заполучить ее и надеть своему партнеру, потому что по условиям игры по­бедительницей будет та пара, у которой окажется шляпа по окончании танца: Не забудьте, нельзя нарушать рисун­ки танца, оставлять своего партнера.

Игра на развитие координации движений «Быстрый пас»

Игроки двух команд выстраиваются в колонну. Капи­тан команды стоит на расстоянии 2-3 м и бросает мяч пер­вому игроку в колонне. Игрок ловит мяч и, перебросив его обратно капитану, приседает.

Капитан таким же образом бросает мяч всем игрокам до последнего, который, возвратив мяч, не приседает, по­тому что игра продолжается в обратном направлении: вста­ет и ловит мяч сначала предпоследний игрок, потом сле­дующий до первого в колонне.

Побеждает команда, которая быстрее закончила пере­брасывать мяч.

Подвижная игра на внимательность «Музыкальный обруч»

Игроки стоят по кругу на некотором расстоянии друг от друга, они должны под музыку, передавая друг другу обруч, пролезть в него. Если музыка прекратилась, то игрок, у кого в это время находится обруч, покидает игру. Победителями становятся оставшиеся игроки.

Игры можно менять или распределять по вышеуказанным трем группам.

Описание игр

Игра на гибкость «Морская звезда»

Играют две команды или два игрока. Игрок ложится на песок (на ковер, на пол) на спину, раскинув руки и ноги. Другой игрок кладет пять камешков (маленьких мячей) между «лучами» звезды, т.е. между головой и правой ру­кой, правой рукой и правой ногой и т.д. Камешки (мячи) не должны касаться игрока, задача которого перевернуть­ся, не отрывая спины от песка (ковра) и не касаясь камеш­ков (мячей), так, чтобы голова оказалась на месте одной из ног.

Можно играть на время, а можно превратить эту игру просто в веселое барахтанье.

Игра на координацию движений и скорость «Стройные и быстрые»

Все игроки становятся в общий круг. При этом одна половина круга - одна команда, а вторая половина - дру­гая. Первые номера команд кладут на голову мешочки с горохом и, не придерживая их, бегут вокруг игроков: одна команда обегает круг по часовой стрелке, а вторая - про­тив часовой. Затем мешочек передается следующему игроку, который так же обегает круг и возвращается на свое место. Если мешочек падает, то до тех пор, пока он не бу­дет положен на голову, движение продолжать нельзя. Обе­жать круг должны все игроки. Побеждает наиболее быст­рая команда.

Игра на координацию движений «Фризби»

Играют командами (количество участников в команде от трех человек до десяти). Реквизит: одна летающая та­релка (обыкновенная детская игрушка) и размеченное на два дома поле произвольного размера. «Дома», как фут­больные ворота, имеют 4 штанги, которые составляют пря­моугольник на земле.

Задача команды - поймать тарелку, пущенную с поля своим игроком, в чужом доме. Игра начинается перебра­сыванием тарелки от одной команды к другой. Участник с тарелкой одной ногой обязан стоять на месте. Можно пе­рекидывать тарелку между своими членами команды. Мож­но сбивать пущенную соперником тарелку, в этом случае тарелка переходит тому, кто ее сбил, и все продолжается. Если тарелка упала на землю, она переходит сопернику, он бросает ее с места падения.

После 3-х голов команды меняются домами.

Игра на координацию движений «Вьюны»

На земле (на асфальте) чертится круг. Круг расчерчива­ется на сектора: от 1 до 10, сектора нумеруются. Игрок стоит в центре, лицом к цифре 1. Он подпрыгивает и старается повернуться в воздухе влево на 360 градусов. Та цифра, пе­ред которой игрок приземлился, показывает количество набранных им баллов.

Определяется личное первенство после трех попыток, баллы суммируются. Если игрок приземлился на границе между двумя секторами, то он получает меньшее количе­ство баллов.

Командная игра на равновесие « Чувство локтя»

Участники становятся в круг, спинами к центру. Все берутся под локти и начинают приседать. Побеждает та команда, которая присядет большее количество раз, напри­мер, за 30 секунд.

Подвижная игра «Необычная охота»

Подвижная игра в актовом или спортивном зале с боль­шим количеством людей. Сетку (волейбольную сетку) вру­чите «охотникам». Выберите «мамонта». Условие - на опре­деленной площади охотники, держась за сеть, ловят мамонта. Руками хватать нельзя, отрываться от сети нельзя..

Диагностирующий инструментарий:

    В играх было задействовано не менее 70% школьников;

    Учителя и медицинский работник отмечают повышение у детей двигательной активности (исходя из личных наблюдений);

    Учителя отмечают сокращение конфликтных ситуаций между детьми, организованность и дисциплинированность детей (исходя из личных наблюдений).

Количество участников и проявление двигательной активности учитель ежедневно отмечает в дневнике наблюдений, по которому будет оцениваться эффективность проекта (схема 1).

Схема 1 – Форма дневника

Дата

Количество

учащихся

Степень активности

1.11.2011

Низкая

средняя

высокая

Материально-техническая база:

  1. Шляпы или панамки

    Волейбольная сетка

  2. Проволока

    Музыкальное сопровождение

Участники проекта:

Медицинский работник школы, классные руководители, родители, учащиеся 1-4 классов.

Предполагаемый результат:

— Включение во время перемен новых игр и привлечение к ним детей,

Образование в школе совершенно иной атмосферы: дети станут более организованными;

Сокращение конфликтных ситуаций между детьми;

— Уменьшение двигательной пассивности детей;

Улучшение работоспособности на уроке (как следствие).

Обобщение полученных данных о состоянии двигательной активности школьников.

Дневник наблюдений.

Количество учащихся

Степень активности

Полученные результаты:

Включены во время перемен новые игры и привлечены к ним дети;

Образовалась в классе иная атмосфера: дети стали более организованными и собранными;

Сокращены конфликтные ситуации между детьми;

— уменьшилась двигательная пассивность детей;

— улучшилась работоспособность на уроке

 


Читайте:



Муж женится на другой во сне

Муж женится на другой во сне

Когда случается жениться во сне, наутро важно вспомнить сюжетные подробности своего сновидения. Дело в том, что сонник предлагает множество...

Не хочет жениться во сне

Не хочет жениться во сне

В статье на тему: "сонник жениться во сне мужчине" - представлена актуальная информация по этому вопросу за 2018 год.Овен 21.03 – 20.04 Телец 21.04...

Утка тушеная с рулетиками из теста

Утка тушеная с рулетиками из теста

Приготовление утки в утятнице чаще всего может быть приурочено к праздничному обеду или ужину, когда за столом собирается вся семья. Утка на стол...

Утка тушеная с овощами в утятнице

Утка тушеная с овощами в утятнице

В сковороде разогреть небольшое количество растительного масла и выложить кусочки утки. Мясо лучше обжаривать не всё сразу, а порциями, чтобы оно...

feed-image RSS