Главная - Пчеловодство
Герои мифов древней греции. Герои древнегреческих мифов и легенд. Пелопс увозит Гипподамию

Герой - сын или потомок божества и смертного человека. У Гомера героем обычно именуется отважный воин (в "Илиаде ") или благородный человек, имеющий славных предков (в "Одиссее "). Впервые Гесиод называет "род героев", созданный Зевсом , "полубогами" (h m i q e o i, Орр. 158-160). В словаре Гесихия Александрийского (VI в.) понятие герой разъясняется как "мощный, сильный, благородный, значительный" (Hesych. v. h r o z). Современные этимологи дают различные толкования этого слова, выделяя, впрочем, функцию защиты, покровительства (корень ser-, вариант swer-, wer-, ср. лат servare, "оберегать", "спасать"), а также сближая с именем богини Геры - H r a).

История героев относится к так называемому классическому или олимпийскому периоду греческой мифологии (II тыс. до н.э., расцвет - II тыс. до н.э.), связанному с укреплением патриархата и расцветом микенской Греции. Олимпийские боги , ниспровергшие титанов, в борьбе с доолимпийским миром чудовищных порождений матери-земли - Геи, создают поколения героев, вступая в брак с родом смертных. Известны так называемые каталоги героев с указанием их родителей и места рождения (Hes. Theog. 240-1022; frg. 1-153; Apoll. Rhod. I 23-233). Иногда герой не знает своего отца, воспитывается матерью и отправляется на поиски, совершая по пути подвиги.

Герой призван выполнять волю олимпийцев на земле среди людей, упорядочивая жизнь и внося в нее справедливость, меру, законы, вопреки древней стихийности и дисгармоничности. Обычно герой наделяется непомерной силой и сверхчеловеческими возможностями, однако он лишен бессмертия, остающегося привилегией божества. Отсюда несоответствие и противоречие между ограниченными возможностями смертного существа и стремлением героев утвердить себя в бессмертии. Известны мифы о попытках богов сделать героев бессмертными; так, Фетида закаляет Ахилла в огне, выжигая в нем все смертное и умащая его амбросией (Apollod. III 13, 6), или Деметра, покровительствуя афинским царям, закаляет их сына Демофонта (Hymn. Hom. V 239-262). И в том, и в другом случае богиням мешают неразумные смертные родители (Пелей - отец Ахилла, Метанира - мать Демофонта).

Стремление нарушить исконное равновесие сил смерти и бессмертного мира принципиально не имеет успеха и карается Зевсом. Так, Асклепий , сын Аполлона и смертной нимфы Корониды, пытавшийся воскрешать людей, то есть даровать им бессмертие, был поражен молнией Зевса (Apollod. III 10, 3-4). Геракл похитил яблоки Гесперид, дарующие вечную молодость, но затем Афина возвратила их на место (Apollod. II 5, 11). Безуспешна попытка Орфея вернуть к жизни Эвридику (Apollod. I 3, 2).

Невозможность личного бессмертия компенсируется в героическом мире подвигами и славой (бессмертием) среди потомков. Личность героев большей частью имеет драматический характер, так как жизни одного героя не хватает, чтобы воплотить предначертания богов. Поэтому в мифах укрепляется идея страдания героической личности и бесконечного преодоления испытаний и трудностей. Герои часто гонимы враждебным божеством (например, Геракла преследует Гера , Apollod II 4, 8) и зависит от слабого, ничтожного человека, через которого действует враждебное божество (например, Геракл подчинен Эврисфею).

Чтобы создать великого героя, требуется не одно поколение. Зевс трижды вступает в брак со смертными женщинами (Ио , Данаей и Алкменой), чтобы через тридцать поколений (Эсхил "Прометей прикованный", 770 след.) родился Геракл , среди предков которого были уже Данай, Персей и др. сыновья и потомки Зевса. Таким образом, происходит нарастание героической мощи, достигающей апофеоза в мифах об общегреческих героях, таких, как Геракл.

Ранний героизм - подвиги геров, уничтожающих чудовищ: борьба Персея с горгоной, Беллерофонта с химерой, ряд подвигов Геракла, вершиной которых является борьба с Аидом (Apollod. II 7, 3). Поздний героизм связан с интеллектуализацией героев, их культурными функциями (искусный мастер Дедал или строители фиванских стен Зет н Амфион). Среди героев певцы и музыканты, овладевшие магией слова и ритма, укротители стихий (Орфей), прорицатели (Тиресий , Калхант, Трофоний), отгадыватели загадок (Эдип), хитроумные и любознательные (Одиссей), законодатели (Тесей). Независимо от характера героизма подвиги героев всегда сопровождаются помощью божественного родителя (Зевс, Аполлон , Посейдон) или бога, функции которого близки характеру того или иного героя (мудрая Афина помогает умному Одиссею). Нередко соперничество богов и их принципиальное отличие друг от друга сказывается на судьбе героя (гибель Ипполита как результат спора Афродиты и Артемиды ; буйный Посейдон преследует Одиссея наперекор мудрой Афине; Гера, покровительница моногамии, ненавидит Геракла, сына Зевса и Алкмены).

Зачастую герои испытывают мучительную смерть (самосожжение Геракла), гибнет от руки вероломного злодея (Тесей), по воле враждебного божества (Гиакинф, Орфей, Ипполит). Вместе с тем подвиги и страдания героев рассматриваются как своего рода испытания, вознаграждение за которые приходит после смерти. Геракл обретает бессмертие на Олимпе , получив в жены богиню Гебу (Hes. Theog. 950-955). Однако, по другой версии, сам Геракл находится на Олимпе, а тень его скитается в аиде (Hom. Od. XI 601-604), что указывает на двойственность и неустойчивость обожествления героев. Убитый под Троей Ахилл затем оказывается на острове Левка (аналог островов блаженных), где вступает в брак с Еленой (Paus. III 19, 11-13) или с Медеей в Елисейских полях (Apoll. Rhod. IV 811-814), Менелай (зять Зевса), не испытав смерти, переносится в Елисейские поля (Hom. Od. IV 561 -568). Гесиод же считает обязательным для большинства героев переселение на острова блаженных (Орр. 167-173). Сын Аполлона Асклепий , убитый молниями Зевса, мыслится ипостасью Аполлона, обретает божественные функции целителя, и культ его даже вытесняет в Эпидавре культ его отца Аполлона. Единственный герой - полубог Дионис , сын Зевса и Семелы, становится божеством еще при жизни; но это его превращение в бога подготавливается рождением, смертью и воскресением Загрея - архаической ипостаси Диониса, сына Зевса Критского и богини Персефоны (Nonn. Dion. VI 155-388). В песне элейских женщин к богу Дионису обращаются как к Дионису-Герою. (Anthologia lyrica graeca, ed. Diehl, Lips., 1925, II p. 206, frg. 46). Таким образом, Геракл явился образцом для представления о герое-боге (Pind. Nem. III 22), а Дионис считался героем среди богов.

Развитие героизма и самостоятельности героев приводит к их противопоставлению богам, к их дерзости и даже преступлениям, которые накапливаются в поколениях героических династий, приводя к гибели героев. Известны мифы о родовом проклятии, которое испытывают на себе герои конца классического олимпийского периода, соответствующего времени упадка микенского владычества. Таковы мифы о проклятиях, тяготеющих над родом Атридов (или Танталидов) (Тантал , Пелопс , Атрей, Фиест , Агамемнон, Эгисф, Орест), Кадмидов (дети и внуки Кадма - Ино, Агава, Пенфей, Актеон), Лабдакидов (Эдип и его сыновья), Алкмеонидов. Создаются также мифы о гибели всего рода героев (мифы о войне семерых против Фив и о Троянской войне). Гесиод рассматривает их как войны, в которых герои истребили друг друга (Орр. 156-165).

В начале I тысячелетия до н.э. большое распространение получает культ умерших героев, совсем незнакомый гомеровским поэмам, но зато известный по микенским царским захоронениям. В культе героев отразилась идея божественного вознаграждения после смерти, вера в продолжение заступничества героев и покровительство их людям. На могилах героев приносились жертвы (ср. жертвы Агамемнону в "Хоэфорах" Эсхила), им отводили священные участки (например, Эдипу в Колоне), вблизи их погребений устраивали состязания певцов (в честь Амфидаманта в Халкиде с участием Гесиода, Орр. 654-657). Плачи (или френы) по героям, прославлявшие их подвиги, послужили одним из источников эпических песен (ср. "славные деяния мужей", которые поет Ахилл, Гомер "Илиада" , IX 189). Общегреческий герой Геракл считался установителем Немейских игр (Pind. Nem. I). Ему приносили жертвы в разных храмах: в одних как бессмертному олимпийцу, в других - как герою (Herodot. II 44). Некоторые герои воспринимались как ипостаси бога, например Зевса (ср. Зевс - Агамемнон, Зевс - Амфиарай, Зевс - Трофоний), Посейдона (ср. Посейдон - Эрехфей).

Там, где была прославлена деятельность героев, строились храмы (храм Асклепия в Эпидавре), на месте его исчезновения вопрошали оракула (пещера и оракул Трофония, Paus. IX 39, 5). В VII-VI вв. до н.э. с развитием культа Диониса культ некоторых древних героев - эпонимов городов - потерял свое значение (например, в Сикионе при тиране Клисфене почитание Адраста сменилось почитанием Диониса, Herodot. V 67). Религиозно-культовый героизм, освященный полисным строем, играл важную политическую роль в Греции. Герои мыслились защитниками полиса, посредником между богами и людьми, предстателем за людей перед богом. После окончания Греко-персидской войны (как сообщает Плутарх) по велению пифии были перенесены останки Тесея с острова Скирос в Афины. Одновременно приносились жертвы героям, павшим в битвах, например при Платеях (Plut. Arist. 21). Отсюда же обожествление после смерти и включение в число героев известных исторических лиц (Софокл после смерти стал героем по имени Дексион). Почетное звание героя получали после гибели выдающиеся полководцы (например, Брасид после битвы при Амфиполе, Thuc. V 11, 1). В культе этих героев сказалось древнее почитание мифологических персонажей, которые стали восприниматься как предки - покровители семьи, рода и полиса.

Герой как универсальная категория персонажей, которая обнаруживается в любой мифологии, редко может быть выделена терминологически столь же четко, как в греческой мифологии. В архаических мифологиях герои очень часто классифицируются вместе с великими предками, а в более развитых оказываются легендарными древними царями или военными вождями, в том числе носящими исторические имена. Некоторые исследователи (Ш.Отран, Ф.Рэглан и др.) прямо возводят генезис мифологических героев к феномену царя-колдуна (жреца), описанному Дж.Фрейзером в "Золотой ветви", и даже видят в героях ритуальную ипостась божества (Рэглан). Однако такой взгляд неприменим к самым архаическим системам, для которых характерно представление о герое как первопредке, участвующем в творении, изобретающем "кухонный" огонь, культурные растения, вводящем социальные и религиозные институты и так далее, то есть выступающем в качестве культурного героя и демиурга.

В отличие от богов (духов), умеющих создать космические и культурные объекты чисто магическим путем, словесным их называнием, "извлекать" их так или иначе из самих себя, герои большей частью находят и добывают эти объекты готовыми, но в отдаленных местах, иных мирах, преодолевая при этом различные трудности, отнимая или похищая их (как культурные герои) у первоначальных хранителей, или же герои изготовляют эти объекты подобно гончарам, кузнецам (как демиурги). Обычно схема мифа творения в качестве минимального набора "ролей" включает субъекта, объект и источник (материал, из которого объект извлекается/делается). Если в роли субъекта творения вместо божества выступает герой-добытчик, то это обычно приводит к появлению у него дополнительной роли антагониста.

Пространственная подвижность и многочисленные контакты героев, особенно враждебные, способствуют повествовательному развертыванию мифа (вплоть до превращения его в сказку или героический эпос). В более развитых мифологиях герои эксплицитно представляют силы космоса в борьбе против сил хаоса - хтонических чудовищ или иных демонических существ, мешающих мирной жизни богов и людей. Лишь в процессе начинающейся "историзации" мифа в эпических текстах герои приобретают облик квазиисторических персонажей, а их демонические противники могут предстать иноверными иноземными "захватчиками". Соответственно, в сказочных текстах мифические герои заменяются условными фигурами рыцарей, принцев и даже крестьянских сыновей (в том числе младших сыновей и других героев, "не подающих надежд"), побеждающих сказочных чудовищ силой, или хитростью, или волшебством.

Мифические герои предстательствуют от имени человеческой (этнической) общины перед богами и духами, часто действуют как посредники (медиаторы) между различными мифическими мирами. Во многих случаях их роль отдаленно сопоставима с ролью шаманов.

Герои иногда действуют по инициативе богов или с их помощью, но они, как правило, гораздо активнее богов, и эта активность составляет, в известном смысле, их специфику.

Активность героев в развитых образцах мифа и эпоса способствует формированию особого героического характера - смелого, неистового, склонного к переоценке собственных сил (ср. Гильгамеша , Ахилла, героев германского эпоса и т. д.). Но и внутри класса богов могут быть иногда выделены активные персонажи, осуществляющие функцию медиации между частями космоса, одолевающие в борьба демонических противников. Такими богами-героями являются, например, Тор в скандинавской мифологии , Мардук - в вавилонской . С другой стороны,герои даже божественного происхождения и наделенные "божественной" силой могут иногда достаточно четко и даже резко противостоять богам. Гильгамеш, характеризуемый в аккадской поэме "Энума Элиш " как существо на две трети божественное и многими качествами превосходящее богов, не может все же сравниться с богами, и его попытка достигнуть бессмертия кончается неудачей.

В отдельных случаях неистовый характер героев или сознание внутреннего превосходства над богами приводят к богоборчеству (ср. греч. Прометея и сходных с ним героев мифологии кавказско-иберийских народов Амирани, Абрскила, Артавазда, а также Батрадза). Герои нуждаются для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща им от рождения, обычно в силу божественного происхождения. Они нуждаются в помощи богов или духов (в дальнейшем эта потребность героев уменьшается в героическом эпосе и еще более увеличивается в сказке, где чудесные помощники часто действуют за них), а эта помощь большей частью приобретается посредством определенного искуса и испытаний типа посвятительных испытаний, то есть инициации, практикуемой в архаических обществах. По-видимому, отражением обрядов инициации является обязательный в героическом мифе: уход или изгнание героя из своего социума, временная изоляция и странствия в иных странах, на небе или в нижнем мире, где и происходят контакты с духами, приобретение духов-помощников, борьба с некоторыми демоническими противниками. Специфический символический мотив, связанный с инициацией - проглатывание юного героя чудовищем и последующее освобождение из его чрева. Во многих случаях (и это как раз указывает на связь с инициацией) инициатором испытаний является божественный отец (или дядя) героя или вождь племени, который дает юноше "трудные задачи" или изгоняет его из племени.

Изгнание (трудные задачи) иногда мотивировано проступком героя (нарушение табу) или опасностью, которую он представляет для отца (вождя). Юный герой часто нарушает различные запреты и даже нередко совершает инцест, который одновременно сигнализирует о его героической исключительности и достигнутой зрелости (а может быть, и об одряхлении отца-вождя). Испытания могут принять в мифе форму преследования, попыток изведения со стороны бога (отца, царя) или демонических существ (злых духов), герой может превратиться в мистериальную жертву, проходящую через временную смерть (уход/возвращение - смерть/воскресение). В том или ином виде испытания являются важнейшим элементом героической мифологии.

Рассказ о чудесном (во всяком случае, необычном) рождении героя, его удивительных способностях и раннем достижении зрелости, о его обучении и особенно предварительных испытаниях, различные перипетии героического детства составляют важную часть героического мифа и предшествуют описанию важнейших подвигов, имеющих общее значение для социума.

Биографическое "начало" в героическом мифе в принципе аналогично космическому "началу" в мифе космогоническом или этиологическом. Только здесь упорядочивание хаоса отнесено не к миру в целом, а к формированию личности, превращающейся в героя, служащего своему социуму и способного в дальнейшем поддержать космический порядок. Практически, однако, предварительные испытания героя в процессе его социального воспитания и основные деяния часто так переплетены в сюжете, что их трудно четко разделить. Героическая биография порой также включает историю женитьбы героя (с соответствующими соревнованиями и испытаниями со стороны чудесной невесты или ее отца, эти мотивы получают особенно богатое развитие в сказке), а иногда и рассказ о его смерти, трактуемый во многих случаях в качестве временного ухода в иной мир с сохранением перспективы возвращения/воскресения.

Героическая биография довольно отчетливо соотносится с циклом "переходных" обрядов, сопровождающих рождение, посвящение, женитьбу и смерть. Но при этом героический миф сам, в силу парадигматической функции мифа, должен служить образцом для исполнения переходных обрядов (особенно инициации) в ходе социального воспитания полноправных членов племени, религиозной или социальной группы, а также в ходе совершения всего жизненного цикла и нормальной смены поколений Героический миф - важнейший источник формирования как героического эпоса, так и сказки.


Мифы и легенды народов мира. Древняя Греция / А.И. Немировский.- М.: Литература, Мир книги, 2004

Знаменитые герои античного мира

Агамемнон – один из главных героев древнегреческого эпоса, сын микенского царя Атрея и Аэропы, предводитель греческого войска во время Троянской войны.

Амфитрион – сын тиринфского царя Алкея и дочери Пелопа Астидамии, внук Персея. Амфитрион принял участие в войне против обитавших на острове Тафос телебоев, которую вёл его дядя микенский царь Электрион.

Ахилл – в греческой мифологии один из величайших героев, сын царя Пелея, царя мирмидонов и морской богини Фетиды, внук Эака, главный герой Илиады.

Аякс – имя двух участников Троянской войны; оба воевали под Троей как соискатели руки Елены. В "Илиаде" они часто выступают рука об руку и сравниваются с двумя могучими львами или быками.

Беллерофонт – один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка (по другим источникам, бога Посейдона), внук Сизифа. Первоначальное имя Беллерофонта – Гиппоной.

Гектор – один из главных героев Троянской войны. Герой был сыном Гекубы и Приама – царя Трои. По преданию, он убил первого грека, ступившего на землю Трои.

Геракл – национальный герой греков. Сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Одаренный могучею силой, исполнил самые тяжелые работы на земле и совершил великие подвиги. Искупив свои грехи, взошел на Олимп и достиг бессмертия.

Диомед – сын этолийского царя Тидея и дочери Адраста Дейпилы. Вместе с Адрастом принимал участие в походе и разорении Фив. Как один из женихов Елены Диомед сражался впоследствии под Троей, возглавляя ополчение на 80 кораблях.

Мелеагр – герой Этолии, сын калидонского царя Ойнея и Алфеи, супруг Клеопатры. Участник похода аргонавтов. Наибольшую славу Мелеагру принесло участие в калидонской охоте.

Менелай – царь Спарты, сын Атрея и Аэропы, муж Елены, младший брат Агамемнона. Менелай, с помощью Агамемнона, собрал дружественных царей на Илионский поход, причем сам выставил шестьдесят кораблей.

Одиссей – "сердитый", царь острова Итаки, сын Лаэрта и Антиклеи, муж Пенелопы. Одиссей – знаменитый герой Троянской войны, также прославившийся своими странствованиями и приключениями.

Орфей – знаменитый певец фракийцев, сын речного бога Эагра и музы Каллиопы, супруг нимфы Эвридики, приводивший своими песнями в движение деревья и скалы.

Патрокл – сын одного из аргонавтов Менетия, родственник и соратник Ахилла в Троянской войне. Будучи мальчиком, он во время игры в кости убил своего товарища, за это отец отправил его к Пелею во Фтию, где он был воспитан вместе с Ахиллом.

Пелей – сын эгинского царя Эака и Эндеиды, супруг Антигоны. За убийство своего сводного брата Фока, который победил Пелея в атлетических упражнениях, он был изгнан отцом и удалился во Фтию.

Пелоп – царь и национальный герой Фригии, а затем и Пелопоннеса. Сын Тантала и нимфы Эврианассы. Пелоп рос на Олимпе в обществе богов и был любимцем Посейдона.

Персей – сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель медузы Горгоны и спаситель Андромеды от притязаний дракона.

Талфибий – вестник, спартанец, вместе с Эврибатом был глашатаем у Агамемнона, выполняя его поручения. Талфибий вместе с Одиссеем и Менелаем собирал войско на Троянскую войну.

Тевкр – сын Теламона и дочери троянского царя Гесионы. Лучший стрелок из лука в греческом войске под Троей, где от его руки пало свыше тридцати защитников Илиона.

Тесей – сын афинского царя Энея и Эферы. Прославился рядом подвигов, подобно Гераклу; похитил вместе с Пейрифоем Елену.

Трофоний – первоначально хтоническое божество, тождественное с Зевсом Подземным. По распространенному верованию, Трофоний был сыном Аполлона или Зевса, братом Агамеда, питомцем богини земли – Деметры.

Фороней – основатель Аргосского государства, сын речного бога Инаха и гамадриады Мелии. Он чтился как национальный герой; на его могиле совершались жертвоприношения.

Фрасимед – сын пилосского царя Нестора, прибывший вместе с отцом и братом Антилохом под Илион. Он командовал пятнадцатью кораблям и принимал участие во многих битвах.

Эдип – сын финского царя Лая и Иокасты. Убил своего отца и женился на матери, не ведая об этом. Когда преступление открылось, Иокаста повесилась, а Эдип сам ослепил себя. Умер, преследуемый Эриниями.

Эней – сын Анхиса и Афродиты, родственник Приама, герой троянской войны. Эней подобно Ахиллу у греков – сын прекрасной богини, любимец богов; в битвах его защищали Афродита и Аполлон.

Ясон – сын Айсона, по поручению Пелия, отправился из Фессалии за золотым руном в Колхиду, для чего снарядил поход аргонавтов.

На сайте Энциклопедия мифологии размещено более двухсот пятидесяти статей о знаменитых героях и легендарных личностях античного мира, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.

Герои Эллады

Из мифов Древней Греции

Рассказала для детей Вера Смирнова

ПРЕДИСЛОВИЕ

Много-много веков назад на Балканском полуострове поселился народ, который впоследствии стали называть греками. В отличие от современных греков, мы называем тот народ древними греками, или эллинами, а их страну Элладой.

Эллины оставили народам мира богатое наследство: величественные здания, которые до сих пор считаются красивейшими в мире, прекрасные мраморные и бронзовые статуи и великие произведения литературы, которые люди читают и сейчас, хотя они написаны на языке, на котором давно уже никто не говорит на земле. Это «Илиада» и «Одиссея» - героические поэмы о том, как греки осаждали город Трою, и о скитаниях и приключениях одного из участников этой войны - Одиссея. Эти поэмы пелись бродячими певцами, и созданы они были около трёх тысяч лет назад.

От древних греков остались нам их предания, их древние сказания - мифы.

Греки прошли длинный исторический путь; понадобились века, прежде чем они стали самым образованным, самым культурным народом древнего мира. Их представления об устройстве мира, их попытки объяснить всё происходящее в природе и в человеческом обществе нашли своё отражение в мифах.

Мифы создавались тогда, когда эллины ещё не знали грамоты; складывались постепенно, в течение нескольких веков, передавались из уст в уста, из поколения в поколение и никогда не были записаны как единая, цельная книга. Мы знаем их уже из произведений древних поэтов Гесиода и Гомера, великих греческих драматургов Эсхила, Софокла, Еврипида и писателей более поздних эпох.

Вот почему мифы древних греков приходится собирать из самых разных источников и пересказывать их.

По отдельным мифам можно воссоздать картину мира, как представляли его себе древние греки. Мифы рассказывают, что сначала мир населяли чудовища и великаны: гиганты, у которых вместо ног извивались огромные змеи; сторукие, громадные, как горы; свирепые киклопы, или циклопы, - с одним сверкающим глазом посреди лба; грозные дети Земли и Неба - могучие титаны. В образах гигантов и титанов древние греки олицетворяли стихийные могучие силы природы. Мифы рассказывают, что впоследствии эти стихийные силы природы были обузданы и покорены Зевсом - божеством неба, Громовержцем и Тучегонителем, который установил порядок в мире и стал владыкой вселенной. На смену титанам пришло царство Зевса.

В представлении древних греков боги были похожи на людей и отношения между ними напоминали отношения между людьми. Греческие боги ссорились и мирились, постоянно вмешивались в жизнь людей, принимали участие в войнах. Каждый из богов занимался каким-то своим делом, «заведовал» определённым «хозяйством» в мире. Эллины наделяли своих богов человеческими характерами и склонностями. От людей - «смертных» - греческие боги отличались только бессмертием.

Как у каждого греческого племени был свой вождь, военачальник, судья и хозяин, так среди богов греки считали вождем Зевса. По верованиям греков, семья Зевса - его братья, жена и дети делили с ним власть над миром. Супруга Зевса, Гера, считалась хранительницей семьи, брака, домашнего очага. Брат Зевса, Посейдон, владычествовал над морями; Гадес, или Аид, правил подземным царством мертвых; Деметра, сестра Зевса, богиня земледелия, ведала урожаями. У Зевса были дети: Аполлон - бог света, покровитель наук и искусств, Артемида - богиня лесов и охоты, Афина Паллада, родившаяся из головы Зевса, - богиня мудрости, покровительница ремесел и знаний, хромой Гефест - бог кузнец и механик, Афродита - богиня любви и красоты, Арес - бог войны, Гермес - вестник богов, ближайший помощник и наперсник Зевса, покровитель торговли и мореплавания. Мифы рассказывают, что эти боги жили на горе Олимп, всегда закрытой от глаз людей облаками, питались «пищей богов» - нектаром и амброзией, и все дела решали на пирах у Зевса.

Люди на земле обращались к богам - к каждому по его «специальности», воздвигали им отдельные храмы и, чтобы умилостивить их, приносили дары - жертвы.

Мифы рассказывают, что, кроме этих главных богов, вся земля была населена богами и богинями, олицетворявшими силы природы.

В реках и ручьях жили нимфы Наяды, в море - Нереиды, в лесах - Дриады и Сатиры с козлиными ногами и с рожками на голове; в горах жила нимфа Эхо.

В небе царствовал Гелиос - солнце, каждый день объезжавший весь мир на своей золотой колеснице, запряженной огнедышащими конями; утром выезд его возвещала румяная Эос - заря; ночью над землей грустила Селена - луна. Ветры олицетворялись разными богами: северный грозный ветер - Борей, теплый и мягкий - Зефир. Жизнью человека распоряжались три богини судьбы - Мойры они пряли нить человеческой жизни от рождения до смерти и могли оборвать её, когда хотели.

Кроме мифов о богах, у древних греков были мифы о героях. Древняя Греция не была единым государством, она вся состояла из маленьких государств-городов, которые часто воевали между собой, а иногда вступали в союз против общего врага. У каждого города, у каждой области был свой герой. Героем Афин был Тезей, отважный юноша, защищавший родной город от завоевателей и победивший в поединке чудовищного быка Минотавра, которому отдавались на съедение афинские юноши и девушки. Героем Фракии был знаменитый певец Орфей. У аргивян героем был Персей, убивший Медузу, один взгляд которой превращал человека в камень.

Потом, когда постепенно произошло объединение греческих племен и греки стали сознавать себя единым народом - эллинами, появился герой всей Греции - Геракл. Был создан миф о путешествии, в котором участвовали герои разных греческих городов и областей, - о походе аргонавтов.

Греки с давних времен были мореплавателями. Море, омывающее берега Греции (Эгейское), было удобно для плавания - оно усеяно островами, большую часть года спокойно, и греки быстро его освоили. Перебираясь с острова на остров, древние греки скоро добрались до Малой Азии. Постепенно греческие мореплаватели стали осваивать и земли, лежавшие севернее Греции.

В основе мифа об аргонавтах лежат воспоминания о многих попытках греческих мореходов пробраться в Черное море. Бурное и без единого острова на пути, Черное море долго пугало греческих моряков.

Миф о походе аргонавтов интересен для нас еще и потому, что речь в нем идет о Кавказе, о Колхиде; река Фазис - это теперешний Рион, и там действительно в древности находили золото.

Мифы рассказывают, что вместе с аргонавтами в поход за золотым руном отправился и великий герой Греции - Геракл.

Геракл - это образ народного богатыря. В мифах о двенадцати подвигах Геракла древние греки рассказывают о героической борьбе человека с враждебными силами природы, об освобождении земли от страшного господства стихий, об умиротворении страны. Воплощение несокрушимой физической силы, Геракл является в то же время образцом мужества, бесстрашия, воинской отваги.

В мифах об аргонавтах и о Геракле перед нами встают герои Эллады - смелые мореходы, открыватели новых путей и новых земель, борцы, освобождающие землю от чудовищ, которыми её населил первобытный ум. В образах этих героев выражены идеалы древнего мира.

В древнегреческих мифах запечатлено «детство человеческого общества», которое в Элладе, по словам Карла Маркса, «развивалось всего прекраснее и обладает для нас вечной прелестью». В своих мифах эллины проявили замечательное чувство красоты, художественное понимание природы и истории. Мифы Древней Греции много веков вдохновляли поэтов и художников всего мира. В стихах Пушкина и Тютчева и даже в баснях Крылова мы не раз найдем образы из мифов Эллады. Если б мы не знали древнегреческих мифов, многое в искусстве прошлого - в скульптуре, живописи, поэзии - было бы нам непонятно.

Образы древнегреческих мифов сохранились и в нашем языке. Мы не верим теперь, что существовали когда-нибудь могучие великаны, которых древние греки называли титанами и гигантами, однако мы и сейчас называем великие дела гигантскими. Мы говорим: «муки Тантала», «сизифов труд» - и без знания греческих мифов эти слова непонятны.

Сами по себе древнегреческие мифы - народные сказания, пришедшие к нам из далекой древности, - полны поэзии и глубокого смысла. Свободолюбивый Геракл, очищающий землю от чудовищ, смелые открыватели новых земель - аргонавты, Прометей, восставший против богов и давший огонь человечеству, - все эти образы стали достоянием мировой литературы, и каждый культурный человек должен их знать.

Герои рождались от браков олимпийских богов со смертными. Они были наделены сверхчеловеческими возможностями и огромной силой, но не обладали бессмертием. Герои совершали всевозможные подвиги с помощью своих божественных родителей. Они должны были на земле выполнять волю богов, вносить в жизнь людей справедливость и порядок. Высоко почитались герои в Древней Греции, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Не всегда понятие героического поступка включало в себя воинскую доблесть. Одни герои, действительно, - великие воины, другие - врачеватели, третьи - великие путешественники, четвёртые - всего лишь мужья богинь, пятые - родоначальники народов, шестые - пророки и т.д. Греческие герои не бессмертны, но их посмертная судьба необычна. Некоторые герои Греции обитают после смерти на Островах блаженных, другие - на острове Левка или даже на Олимпе. Считалось, что большинство героев, павших в сражениях или погибших в результате драматических событий, погребено в земле. Гробницы героев – герооны – были местами их поклонения. Нередко при этом существовали в разных местах Греции могилы одного и того же героя.

Подробнее о героях по книге Михаила Гаспарова «Занимательная Греция»

В Фивах рассказывали о герое Кадме, основателе Кадмеи, победителе страшного пещерного дракона. В Аргосе рассказывали о герое Персее, который на краю света отрубил голову чудовищной Горгоне, от чьего взгляда люди обращались в камень, а потом победил морское чудовище - Кита. В Афинах рассказывали о герое Тесее, который освободил среднюю Грецию от злых разбойников, а потом на Крите убил быкоголового людоеда Минотавра, сидевшего во дворце с запутанными переходами - Лабиринте; он не заблудился в Лабиринте потому, что держался за нить, которую дала ему критская царевна Ариадна, ставшая потом женой бога Диониса. В Пелопоннесе (названном так по имени еще одного героя - Пелопа) рассказывали о героях-близнецах Касторе и Полидевке, ставших потом богами-покровителями конников и борцов. Море покорил герой Ясон: на корабле «Арго» со своими друзьями-аргонавтами он привез в Грецию с восточного края света «золотое руно» - шкуру золотого барана, сошедшего с небес. Небо покорил герой Дедал, строитель Лабиринта: на крыльях из птичьих перьев, скрепленных воском, он улетел из критского плена в родные Афины, хотя сын его Икар, летевший вместе с ним, не удержался в воздухе и погиб.

Главным из героев, настоящим спасителем богов, был Геракл, сын Зевса. Он был не просто смертным человеком - он был подневольным смертным человеком, двенадцать лет служившим слабому и трусливому царю. По его приказам Геракл совершил двенадцать знаменитых подвигов. Первыми были победы над чудовищами из окрестностей Аргоса - каменным львом и многоголовой змеей-гидрой, у которой вместо каждой отрубленной головы вырастало несколько новых. Последними были победы над драконом дальнего Запада, сторожившим золотые яблоки вечной молодости (это по дороге к нему Геракл прорыл Гибралтарский пролив, и горы по сторонам его стали называться Геракловыми столбами), и над трехголовым псом Кербером, сторожившим страшное царство мертвых. А после этого он был призван к главному своему делу: стал участником в великой войне олимпийцев с мятежными младшими богами, гигантами, - в гигантомахии. Гиганты швыряли в богов горами, боги разили гигантов кто молнией, кто жезлом, кто трезубцем, гиганты падали, но не убитые, а лишь оглушенные. Тогда Геракл бил в них стрелами из своего лука, и больше они не вставали. Так человек помог богам одержать победу над самыми страшными их врагами.

Но гигантомахия была лишь предпоследней опасностью, грозившей всевластию олимпийцев. От последней опасности спас их тоже Геракл. В своих странствиях по краям земли он увидел на кавказской скале прикованного Прометея, терзаемого Зевсовым орлом, пожалел его и стрелою из лука убил орла. В благодарность за это Прометей открыл ему последнюю тайну судьбы: пусть Зевс не добивается любви морской богини Фетиды, потому что сын, которого родит Фетида, будет сильнее отца, - и если это будет сын Зевса, то он свергнет Зевса. Зевс послушался: Фетиду выдали не за бога, а за смертного героя, и у них родился сын Ахилл. И с этого начался закат героического века.

Герои Древней Эллады, имена которых не забыты по сей день, занимали особое место в мифологии, изобразительном искусстве и жизни древнегреческого народа. Они были образцом для подражания и идеалом физической красоты. Об этих храбрецах слагали предания и поэмы, в честь героев создавали статуи и называли их именами созвездия.

Легенды и мифы Древней Греции: герои Эллады, боги и чудовища

Мифология древнегреческого общества делится на три части:

1. Доолимпийский период - сказания о титанах и гигантах. В то время человек чувствовал себя беззащитном перед грозными силами природы, о которой он еще крайне мало знал. Поэтому окружающий мир представлялся ему хаосом, в котором существуют ужасающие неуправляемые силы и сущности - титаны, гиганты и чудовища. Их порождала земля как главная действующая сила природы.

В это время появляются Цербер, химера, змей Тифон, сторукие великаны-гекатонхейры, богини мщения Эринии, предстающие в облике страшных старух, и многие другие.

2. Постепенно стал развиться пантеон божеств другого характера. Абстрактным чудовищам стали противостоять человекообразные высшие силы - олимпийские боги. Это новое, третье поколение божеств, вступившее в бой против титанов и гигантов и одержавшее над ними победу. Не все противники были заключены в страшную темницу - Тартар. Многие вошли в число новых Океан, Мнемозина, Фемида, Атлас, Гелиос, Прометей, Селена, Эос. Традиционно главных божеств было 12, но на протяжении столетий их состав постоянно пополнялся.

3. С развитием древнегреческого общества и подъемом хозяйственных сил все сильнее укреплялась вера человека в собственные силы. Этот смелый взгляд на мир породил нового представителя мифологии - героя. Он победитель чудовищ и одновременно основатель государств. В это время совершаются великие подвиги и одерживаются победы над древними сущностями. Тифона убивает Аполлон, герой древней Эллады Кадм основывает знаменитые Фивы на месте обитания убитого им дракона, Беллерофонт уничтожает химеру.

Исторические источники греческих мифов

О подвигах героев и богов мы можем судить по немногочисленным письменным свидетельствам. Крупнейшими из них являются поэмы «Илиада» и «Одиссея» великого Гомера, «Метаморфозы» Овидия (они легли в основу знаменитой книги Н. Куна «Легенды и мифы древней Греции»), а также труды Гесиода.

Около V в. до н.э. появляются собиратели сказаний о богах и великих защитниках Греции. Герои Древней Эллады, имена которых мы сейчас знаем, не были забыты благодаря их кропотливому труду. Это историки и философы Аполлодор Афинский, Гераклид Понтийский, Палефат и многие другие.

Происхождение героев

Сначала выясним, кто это - герой Древней Эллады. У самих греков есть несколько толкований. Это обычно потомок какого-нибудь божества и смертной женщины. Гесиод, например, назвал полубогами героев, чьим предком был Зевс.

Чтобы создать действительно непобедимого воина и защитника, требуется не одно поколение. Геракл - тридцатый в роду потомков главного и в нем сосредоточилась вся мощь предыдущих героев его рода.

У Гомера это сильный и отважный воин или человек благородного происхождения, имеющий знаменитых предков.

Современные этимологи также по-разному толкуют значение рассматриваемого слова, выделяя общее - функцию защитника.

Герои Древней Эллады часто имеют схожую биографию. Многие из них не знали имени своего отца, воспитывались или одной матерью, или были приемными детьми. Все они, в конце концов, отправлялись на свершение подвигов.

Герои призваны выполнять волю олимпийских богов и даровать покровительство людям. Они приносят на землю порядок и справедливость. Есть в них и противоречие. С одной стороны, они наделяются сверхчеловеческой силой, но с другой - лишены бессмертия. Сами боги иногда пытаются исправить эту несправедливость. Фетида закалывает сына Ахилла, стремясь сделать его бессмертным. Богиня Деметра в благодарность афинскому царю кладет его сына Демофонта в огонь, чтобы выжечь в нем все смертное. Обычно эти попытки заканчиваются неудачей из-за вмешательства родителей, опасающихся за жизнь детей.

Судьба героя обычно трагична. Не имея возможности жить вечно, он подвигами пытается обессмертить себя в памяти людей. Часто его подвергают гонениям недоброжелательные боги. Геракла пытается уничтожить Гера, Одиссея преследует гнев Посейдона.

Герои Древней Эллады: список имен и подвиги

Первым защитником людей стал титан Прометей. Его условно называют героем, поскольку он является не человеком или полубогом, а настоящим божеством. По версии Гесиода, именно он создал первых людей, вылепив их из глины или земли, и покровительствовал им, защищая от произвола других богов.

Беллерофонт - один из первых героев старшего поколения. В подарок от богов-олимпийцев он получил чудесного крылатого коня Пегаса, с помощью которого одолел ужасную огнедышащую химеру.

Тесей - герой, который жил до великой Троянской войны. Его происхождение необычно. Он потомок многих богов, и его предками были даже мудрые полузмеи-полулюди. У героя сразу два отца - царь Эгей и Посейдон. До своего самого великого подвига - победы над чудовищным Минотавром - он успел совершить много добрых дел: уничтожил разбойников, подстерегающих путников на Афинской дороге, убил чудовище - Кроммионскую свинью. Также Тесей вместе с Гераклом участвовал в походе на амазонок.

Ахилл - величайший герой Эллады, сын царя Пелея и богини моря Фетиды. Желая сделать сына неуязвимым, она клала его в печь Гефеста (по другим версиям, в или кипящую воду). Ему было предначертано погибнуть на Троянской войне, но перед этим совершить немало подвигов на поле брани. Мать пыталась спрятать его у правителя Ликомеда, нарядив его в женскую одежду и выдав за одну из царских дочерей. Но хитроумный Одиссей, посланный на розыски Ахилла, смог разоблачить его. Герой был вынужден смириться со своей судьбой и отправился на Троянскую войну. На ней он совершил множество подвигов. Одно только появление его на поле боя обращало врагов в бегство. Ахилл был убит Парисом стрелой из лука, которую направлял бог Аполлон. Она попала в единственное уязвимое место на теле героя - пятку. почитали Ахилла. В честь него строились храмы в Спарте и Элиде.

Истории жизни некоторых героев настолько интересны и трагичны, что о них стоит рассказать отдельно.

Персей

Герои Древней Эллады, их подвиги и истории жизни известны многим. Одним из наиболее популярных представителей великих защитников древности является Персей. Он совершил несколько подвигов, которые навечно прославили его имя: отрубил голову и спас от морского чудовища красавицу Андромеду.

Для этого ему пришлось добыть шлем Ареса, делающий любого невидимым, и сандалии Гермеса, дающие возможность летать. Афина, покровительница героя, дала ему меч и волшебный мешок, в котором можно было спрятать отрубленную голову, потому что взгляд даже на мертвую Горгону превращал любое живое существо в камень. После смерти Персея и его жены Андромеды они оба были помещены богами на небо и превращены в созвездия.

Одиссей

Герои древней Эллады были не только необычайно сильными и мужественными. Многие из них отличались мудростью. Самым хитроумным из них был Одиссей. Не раз его острый ум выручал героя и его спутников. Многолетнему путешествию царя Итаки домой Гомер посвятил свою знаменитую «Одиссею».

Величайший из греков

Герой Эллады (Древней Греции), мифы о котором получили наибольшую известность, - это Геракл. и потомок Персея, он совершил немало подвигов и прославился на века. Всю жизнь его преследовала ненависть Геры. Под влиянием посланного ею безумия он убил своих детей и двух сыновей родного брата Ификла.

Смерть героя наступила преждевременно. Надев отравленный плащ, присланный женой Деянирой, которая думала, что он пропитан любовным зельем, Геракл понял, что умирает. Он приказал приготовить погребальный костер и взошел на него. В момент смерти сын Зевса - главный герой греческих мифов - был вознесен на Олимп, где стал одним из богов.

Древнегреческие полубоги и персонажи мифов в современном искусстве

Герои Древней Эллады, картинки с изображением которых можно увидеть в статье, всегда считались образцами физической мощи и здоровья. Нет ни одного вида искусства, в котором не использовались сюжеты греческой мифологии. И в наши дни они не теряют популярности. Большой интерес вызвали у зрителей такие фильмы, как «Битва титанов» и «Гнев титанов», главным героем которых является Персей. Одиссею посвящен великолепный фильм с одноименным названием (режиссер - Андрей Кончаловский). «Троя» рассказала о подвигах и гибели Ахилла.

О великом Геракле снято огромное количество фильмов, сериалов и мультфильмов.

Заключение

Герои Древней Эллады и сейчас являются замечательным примером мужественности, самопожертвования и преданности. Не все они идеальны, и многим из них присущи отрицательные черты - тщеславие, гордыня, властолюбие. Но они всегда вставали на защиту Греции, если стране или ее народу грозила опасность.

 


Читайте:



Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Хумус из фасоли — блюдо для царственных особ Хумус из фасоли

Давайте приготовим в домашних условиях нутовый хумус, отталкиваясь от наиболее классического рецепта. Некоторым не понравился когда-то магазинный...

Медовый торт на водяной бане

Медовый торт на водяной бане

Торт «Медовик» пошаговый рецепт с фотографиями Сегодня я подготовила для вас пошаговый рецепт торта Медовик со сметанным кремом и расскажу вам,...

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник на маргарине – отменная выпечка с различными начинками

Курник - царь всех пирогов. Эта выпечка, благодаря своему отменному вкусу и аромату, уже много лет не теряет своей популярности. Пирог готовят из...

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Самые нежирные сыры: название, виды, сорта

Купить дешевые лекарства от гепатита С Сотни поставщиков везут Софосбувир, Даклатасвир и Велпатасвир из Индии в Россию. Но доверять можно лишь...

feed-image RSS