Главная - Спорт для детей и взрослых
Икона толгской божьей матери молитва. Значение Толгской иконы Божией Матери: кому и в чем помогает образ

Икона Божией Матери Толгская

В окружении реликтовой кедровой рощи сияют над волжскими водами купола Толгской Свято-Введенской обители. Промыслом Божиим стала она первым женским монастырем, открытым на территории России после многих десятилетий гонений и разорений. С января 1988 года здесь, немного выше Ярославля и на противоположном этому городу северном берегу великой русской реки, поселились первые сестры-инокини, чьим нарочитым служением стал уход за престарелыми и одинокими служителями Церкви. Со временем на Толгу были перенесены и честные мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), тонкого религиозного мыслителя и психолога, в своих писаниях приблизившего многовековой аскетический опыт православного подвижничества к разумению современного человека. В своей земной жизни святитель Игнатий не был как-либо особо связан с Толгой: он скончался и был погребен в другой верхневолжской обители, Николо-Бабаевском монастыре, стоявшем на полпути от Ярославля до Костромы.

Исконной же святыней Толги в течение почти семи веков была чудотворная мироточивая икона Толгской Богоматери, в середине 1920-х забранная в Ярославский художественный музей. Некогда же крестные ходы с Толгской иконой совершались отсюда и в Ярославль, и в Ростов Великий с соседним ему Борисоглебом, и в Рыбинск, и в северные, с Вологдой граничащие уезды.

В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Федорович, здешний епископ Прохор (в схиме Трифон) возвращался из обители святого Кирилла Белозерского в свой кафедральный город. Путь, пролегавший сперва по Шексне, затем по Волге, был долгим и трудным, и, не добравшись всего семи верст до Ярославля, владыка и его спутники вынуждены были пристать для ночевки к правому возвышенному берегу. Утомленные путники давно уже спали, когда в шатер епископа вдруг просочился яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел дивный огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу, у устья речки Толги, где в те времена стоял дремучий бор. Отражение столпа в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Пав на колени перед сим таинственным знамением, архипастырь перекрестился и, опираясь на свой святительский жезл, ступил на неземным светом принизанную воду и пошел по ней яко посуху. Перейдя же на другой берег, владыка увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пречистой с Предвечным Младенцем.

Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул. Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой святительский посох на противоположном берегу. И тогда, поведав своим ничего не подозревавшим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и узрел стоящую уже на земле икону с лежащим перед нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес. И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм, в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремлялись на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения.

Прошло более полувека. Вокруг церкви давно уже образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и прослышавшие о чудесах от иконы богомольцы. 16 сентября 1392 года игумен Герман возгласил за утреней обычные слова из богослужебного чина: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», и вдруг в тот самый миг из десницы Пречистой начало истекать миро, чье благоухание распространилось по всему собору. Когда же пораженные иноки начали служить молебен по случаю нового чуда, то при пении слов «Владычице, прими молитвы раб Твоих» миро появилось и на левой ножке Младенца. Богомольцы собирали его и разносили по окрестным городам и весям, и всюду толгское миро приносило исцеление больным и скорбным.

Однако вскоре деревянные постройки обители погибли в пламени пожара, не устоял от огня и соборный храм. Икону тогда сочли погибшей, и каково же было удивление иноков, когда они узрели невредимую чудотворную, стоящую в ветвях одного из монастырских кедров.

Вскоре обитель восстановили. В 1553 году царь Иван Васильевич Грозный проездом посетил Толгу и получил неожиданное исцеление от мучивших его болей в ногах. В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.

Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена; многие государи жертвовали на обустройство монастыря вослед за Грозным: Михаил Федорович, Феодор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, Петр I, Анна Иоанновна, Павел Петрович. Совершая свою поездку по Волге, Екатерина II, отстояв молебен у чудотворной, гуляла в кедровой роще.

Старые путеводители по Волге упоминают о благочестивом обычае: всякий проплывавший по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной.

Мужская обитель просуществовала на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930‑х неподалеку, у села Норское, силами ГУЛАГа началось было сооружение плотины. Поднятое ею водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексны и Мологи; только название соседнего с Толгой поселка - Волгострой - напоминает о первоначальном замысле.

Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». Изображение Пречистой поясное, соприкасающийся с Ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы - Федоровской Богородице - но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской делались списки, особо чтимыми среди них были иконы в девичьей обители в Нежине, в Воскресенской церкви вологодского села Подкубенское, в Петропавловском монастыре Мценска и в местечке Иллуксте Курляндской губернии.

Тропарь, глас 4

Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим, держима, преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, прейде, и моляшеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающее, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся российския народы от всех бед избавлях по велицей Твоей милости.

Молитва

О Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, Вышшая Херувим и Серафим и Святейшая всех святых! Ты, Всеблагая, на Толге икону Твою многоцелебную блаженному святителю Трифону огневидно явити благоволила еси, и ею многая и неизреченная чудеса соделала еси и ныне содеваеши, по Твоему неизреченному к нам милосердию. Тебе, пред пречистым образом Твоим, припадаем и молимся, Преблагословенная рода нашего Заступнице: в в странствии сем земном, многоскорбнем и многомятежнем, не лиши нас Твоего заступления и покрова державнаго. Спаси и защити нас, Владычице, от разжженных стрел лукаваго врага спасения нашего. Укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним нашим, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, возможем принести Творцу благоугодныя Ему плоды добрых дел и сподобитися мирныя христианския кончины и ответа праваго на Страшнем и нелицеприятнем Суде Его. Ей, Госпоже Всемилостивая! В час грозный оный смертный наипаче яви нам Твое многомощное заступление, ускори тогда на помощь к нам безпомощным и державною рукою Твоею исхити нас из власти лютыго миродержца, ибо воистину много может молитва Твоя пред лицем Господа, и ничтоже невозможно ходатайству Твоему, аще токмо восхощеши. Темже на святый образ Твой умиленно взирающе и пред ним яко живей Ти сущей с нами покланяющеся, со упованием благим, сами себе и друг друга и всю жизнь нашу Тебе по Бозе молитвенно предаем и Тя величаем с рождшимся от Тебе Спасителем нашим, Господем Иисусом Христом, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



21 / 08 / 2005

Название благодаря своему явлению на реке Толге, состоявшемся в 1314 году. Этому событию предшествовала следующая история.


Ростовский и Ярославский епископ Прохор в одной из своих поездок для обохревания вверенной ему епархии остановился на ночлег в семи верстах от Ярославля на правом берегу Волги. Ночью в полночь ростовский владыка увидел на противоположном берегу реки огненный столп и огненный мост, ведущий через Волгу на другой берег, где располагался дремучий лес. Епископ сотворил молитву и, взяв с собой свой архипастырский жезл, отправился по чудному мосту, состоящему из сгущенной сверхъестественной силой воды, на другой берег.


Там епископ приблизился к огненному столпу и увидел в воздухе икону Божией Матери с младенцем Иисусом Христом. Владыка Прохор начал долго и усердно молился перед иконой. После молитвы епископ возвратился обратно, забыв на месте явления иконы свой жезл.


Утром, когда стали искать жезл, епископ вспомнил, где он оставил его. Владыка рассказал о ночном событии и отправил своих послушников за жезлом. Когда послушники пришли к месту, они увидели святую икону между деревьями. Тогда и сам святитель поспешил на ту сторону реки и узнал виденную им ночью икону.


Сразу же после чудесного явления образа Богородицы было принято решение о строительстве храма. Жители Ярославля, услышав о таком чудесном явлении Божией Матери, с великим воодушевлением оказывали помощь в строительстве. Впоследствии на месте явления Толгской иконы Богородицы был основан монастырь, в котором святой образ до сих пор и находится.


Икона Божией Матери Толгская является чудотворной. От нее верующие люди получали и получают различные исцеления в болезнях, а также помощь в житейских нуждах и скорбях.

Видео по теме

Совет 2: Праздник Покрова Пресвятой Богородицы: история и современность

Пресвятая Владычица Богородица является величайшей заступницей человеческого рода. Из истории известны многочисленные случаи покровительства Пресвятой Девы, память о которых сохраняется и до настоящего времени в различных православных торжествах. День Покрова Пресвятой Богородицы – один из великих праздников, имеющих основание в историческом факте помощи Пресвятой Девы верующим людям.

Православная Церковь в России отмечает день Покрова Пресвятой Владычицы Богородицы в середине октября (14-е число по новому летоисчислению). Этот день православного календаря выделен красным жирным шрифтом, указывая на особое почитание этого торжества.


Праздник Покрова является историческим свидетельством чудесного явления Заступницы рода человеческого во Влахернском храме столицы Византии - Константинополе. Это событие датируется началом X века. Тем временем, когда правителем Византийской империи был император Лев Мудрый. Начало десятого столетия ознаменовалось нападениями на Константинополь захватчиков сарацин. Во время столь бедственного положения православный народ с особым усердием прибегал в своих молитвах ко Господу и Божией Матери о помощи и заступлении.


Известный в России агиографический источник "Жития святых" митрополита Ростовского Димитрия повествует, что во время нападения на Константинополь сарацин народ усердно возносил свои молитвы за воскресным всенощным богослужением (в других источниках не указан конкретный день явления Божией Матери, сохраняются лишь данные, что оно произошло за всенощным бдением). Среди молящихся в храме находился святой блаженный Андрей, именуемый в месяцеслове юродивым. Именно он увидел Пресвятую Деву, идущую по воздуху в сопровождении возлюбленного ученика Спасителя Иоанна Богослова, великого пророка и Предтечи Господня Иоанна, святых и ангельских воинств. Такого дивного видения сподобился также и ученик юродивого Андрея Епифаний.


Пресвятая Богородица осуществляла молитву за константинопольский народ, после чего сняла со своей головы покров, именуемый в христианской традиции омофором, и распростерла его над присутствующими в храме. Смысл этого явления указывал на видимую и ощутимую помощь и заступление Девы Марии. Да и сам праздник, установленный в честь явления Богородицы во Влахернском храме, получил свое именование - Покров Пресвятой Богородицы.


После чудесного явления Богородицы завоеватели отступили от царственного града Константинополя. Многие жители спаслись, а православные святыни не были попраны захватчиками.


В честь событий во Влахернском храме решено было установить особый праздник, который в XII веке перешел в православный календарь и на Русь. Особое почитание этому дню выражал князь Андрей Боголюбский, который стал инициатором строительства первого Покровского храма (известный храм Покрова на Нерли, возведенный в 1164 году). В следующие века начали воздвигать Покровские монастыри и строить многочисленные храмы. В современное время почти в каждой епархии есть храм, главный престол которого освящен в честь чудесного события явления Божией Матери во Влахернском храме Константинополя.


Православные верующие и по сей день стремятся посетить праздничное накануне Покрова, а в сам день праздника помолиться на литургии, испросить у Пресвятой Девы заступничества и помощи во всех житейских нуждах и неурядицах.

Видео по теме

Совет 3: Казанская икона Божьей Матери: значение и история

Икона Казанской Божьей Матери является одной из самых почитаемых в православии. По всему миру люди молятся на этот образ и просят у Богоматери заступничества. Считается, что икона обладает большой силой, помогает и дарует исцеление.

История обретения иконы

Прообраз иконы был обретен еще в 1579 году, неизвестно кем именно и когда он был написан. В городе Казань случился огромный пожар, горели целые улицы, было уничтожено большинство деревянных построек. Согласно дошедшей до наших дней легенде, сразу после страшного пожара маленькой дочери купца Онучина во сне явилась Дева Мария и указала место, где лежал чудодейственный, не тронутый огнем образ. Купец разобрал завалы своего сгоревшего дома и нашел под ними икону, написанную на доске из кипариса.

Икона была не только красивой, но и имела отличие от других известных икон Богоматери. На иконе Казанской Божьей Матери младенец Христос изображен по левую сторону от матери, а его правая рука поднята в благословляющем жесте.

Икона Казанской Божьей Матери обладала таинственной исцеляющей силой. Множество людей прикладывались к образу в надежде на исцеление. Существуют свидетельства о том, что икона возвращала зрение, избавляла от головной боли и других недугов. Ее установили в Благовещенской церкви Казани. Народ толпами ходил посмотреть и помолиться на образ.

Весть о чудо-иконе разнеслась далеко за пределы города и дошла до царя. Была сделана копия иконы Казанской Божьей Матери и отправлена Ивану Грозному. Она произвела ошеломляющее впечатление на всю царскую семью. Иван Грозный приказал построить женский монастырь на месте нахождения святого образа.

Роль иконы в истории России

Кроме чудес исцеления икона Казанской Богоматери сыграла немаловажную роль в истории государства российского. В начале 17 века на Россию обрушились несчастья, престол остался без правителя. Поляки воспользовались смутой и захватили Москву, а царем поставили своего королевича Владислава. Королевич не желал менять свою католическую веру на православную и честно править русским народом. В итоге патриарх Гермоген призвал народ восстать, свергнуть поляков и поставить на престол православного царя.

В 1612 году копию иконы Казанской Божьей Матери привезли в Москву казанские ополченцы, она находилась в покоях князя Д.И.Пожарского. Воины перед сражениями молились образу и просили Божью Матерь о помощи.

После победы над поляками Пожарский определил икону в церковь Введения на Лубянке. В благодарность о победе и спасении в боях князь возвел Казанский собор на Красной площади, куда и перенесли чудесный образ Богородицы.

С прообразом Казанской Божьей Матери связывают триумф русских войск в битве под Полтавой в 1709 году, а также победу в войне с Наполеоном. Примечательно, что Петр Великий перед Полтавской битвой со своим войском молился именно перед иконой Казанской Божией Матери.

Великая Екатерина Вторая приказала сделать драгоценную корону и самолично увенчала ею святой образ.

В 1812 году во время первой отечественной войны оставляя Москву французам фельдмаршал Кутузов забрал икону из собора и вывез ее на своей груди под шинелью. После победы икона вернулась на свое место.

Третья копия образа Казанской Богородицы была привезена в Петербург по приказу Павла I в 1708 году. Сначала ее поместили в деревянную часовню на Петербургской стороне, а затем перевезли в церковь Рождества Богородицы на Невском проспекте. Здесь икона пробыла до 1811 года, потом ее перенесли в построенный Казанский собор, где она находится и в настоящее время.

Огромную роль сыграл святой образ и в годы Великой Отечественной войны. Согласно историческим записям икону тайно доставили в блокадный Ленинград. Ее пронесли по улицам города, и он выстоял. Также икону во время войны возили в Москву, а в Сталинграде перед ней служили молебен. Считается, что Божья Матерь является защитницей России и помогает стране выстоять против врагов.

Чудеса Московские

Интересно, что в первые дни пребывания иконы в Москве происходило множество чудес и исцелений. До нашего времени дошла история о Савве Фомине. Этот казанский посадский, живший в Москве задумал пойти на жуткое преступление. Он призывал дьявола и обещал отдать ему свою бессмертную душу. Но после свершенного злодеяния Савву поразила тяжелая болезнь, и со временем он захотел раскаяться в своем преступлении. Готовясь к смерти, он исповедался священнику, после чего к нему во сне явилась Богородица и велела прибыть ему 8 июля в Казанский собор. Царь Михаил Федорович услышал об этом и приказал доставить больного Савву на ковре в собор. Во время богослужения у Саввы начались сильные боли, он стал взывать к царице небесной, и Божья Матерь явилась ему и приказала войти в свою церковь. К изумлению прихожан Савва поднялся и на своих ногах вошел в Казанский собор. Он упал на колени перед иконой и пообещал посвятить свою жизнь служению Богу. Впоследствии он раздал все свое имущество и постригся в монахи в Чудов монастырь.

Тайна нахождения оригинала иконы Казанской Божьей Матери

В настоящее время написано множество копий чудодейственной иконы, но до сих пор остается загадкой место нахождения оригинала священного образа.

Существует несколько версий о пропаже и тайном хранилище иконы. Оригинал был потерян еще в начале XIX века. В то время ходили слухи о краже иконы из Богородицкого монастыря. Якобы вместе с Богородицей также был похищен образ Спасителя и ценная церковная утварь. Была назначена премия в размере 300 рублей за поимку воров или информацию о месте нахождения иконы.

Вор через некоторое время был пойман в Нижнем Новгороде. Им оказался бывалый вор - рецидивист с 43 годами каторги за плечами некто Чайкин. Его «специализацией» были церковные грабежи. На допросах он несколько раз менял свои показания, сначала утверждал, что он сжег икону, потом стал говорить о том, что разрубил ее топором. Однако, ни суд, ни люди ему не поверили, так как даже такой закоренелый преступник не мог не знать о ценности реликвии. Но Чайкин вплоть до 1917 года утверждал, что уничтожил икону Богородицы.

Церковники думали, что икона попала в руки старообрядцев. Дело в том, что старообрядцы верили, что обретя икону Казанской Божьей Матери, они получат свободу вероисповедания. В сущности, практически так и получилось, в 1905 году был издан закон о веротерпимости и старообрядцы были восстановлены в своих правах. В народе стали говорить о том, что это дурной знак и Россию ждут беды. После кровавых событий 1917 года след иконы был потерян навсегда.

По второй версии была украдена лишь копия иконы, а оригинал находился во время совершения преступления в покоях матушки-настоятельницы монастыря.

Историк Хафизов провел собственное расследование о таинственном исчезновении святого образа. Он считает, что икона была вывезена из России в 1920 году во время Гражданской войны и продана на подпольном аукционе английскому коллекционеру. После чего икона несколько раз переходила в руки новых владельцев и в итоге была куплена организацией «Blue Army» и передана в Ватикан, откуда она вернулась в Россию в 2004 году.

Есть еще одна версия: оригинальная икона Казанской Божьей Матери не была уничтожена и никогда не вывозилась за пределы страны. Лик надежно спрятан в тайном месте.

Интересный факт: даже современные списки с иконы обладают большой силой и есть много очевидцев, утверждающих, что они испытали на себе ее чудодейственную силу.

Как обращаться к иконе

Обращаться к иконе можно как в церкви (храме), так и дома. Для обращений и молитв нужен образ, приобрести икону можно в любой церковной лавке. Зажгите свечу перед иконой и сосредоточьтесь. Самое главное условие - искренность, молитва должна идти из вашего сердца. Чаще всего Богородице молятся о здоровье детей и близких, просят помощи и заступничества в семейных и житейских делах. Этой иконой принято благословлять молодых на прочный и счастливый брак.

В смутные времена перед Богородицей молятся о заступничестве, успехе солдат в сражениях и освобождении страны от вражеских сил.

Есть чудесный материнский обычай - ставить икону Казанской Божьей Матери у изголовья детской кроватки, тем самым оберегая ребенка от невзгод и тяжелых болезней.

Есть специальные обращения для чтения перед иконой Казанской Божьей Матери:

  • молитва;
  • кондак;
  • тропарь.

Празднование образа в России происходит два дня в году: 21 июля и 4 ноября. Летний праздник приурочен к явлению чудесного лика, а осенью к освобождению Москвы от польских захватчиков в 1612 году. В настоящее время в Казанском соборе в Москве каждый день совершаются богослужения, и взоры прихожан обращаются к святому образу.

В православии Матерь Божия почитается больше всех святых. Она помогает людям во всех благочестивых делах, иконы Богородицы есть в любом православном доме. Причем если обычно святого изображают каким-либо одним образом, то изображений Божьей Матери тысячи. называются по-разному, для того чтобы не возникало путаницы, но у каждой есть свои, только ей свойственные признаки. Таким образом, икон хоть и много, но все же их в мире определенное количество, Божью Матерь нельзя писать как угодно.

Как же появились все эти иконы и для чего их такое множество? Образа Божьей Матери - первые иконы христианского мира. По преданию, самое первое изображение написал евангелист Лука, причем писал он ее с оригинала. Но все остальные изображения не были копией с того первого образа. Они появлялись в мире самыми разными способами: писались иконописцами, а потом прославлялись чудотворениями, появлялись в самых неожиданных местах (в таких случаях образ считается нерукотворным).

Например, Казанская икона Богородицы была найдена на пожарище, а Толгская икона Божией Матери - на сучке дерева, высоко над головами всех людей. Такие образа почитаются с момента своего обретения, считаются чудотворными.

Икона Божьей Матери Толгская была обретена епископом Прохором, через короткое время рядом начал строиться монастырь.

Сама икона названа по месту явления и теперешнего пребывания. Именно неподалеку от маленькой речушки в Толге была обретена икона Божьей Матери Толгская. С момента обретения прошло почти 700 лет, образ считается очень древним и ценным.

До революции был мужским, но за десятилетия, прошедшие после начала перестройки, восстановился как женский. Начало его возрождению было положено на заре девяностых годов, община собиралась трудно. Но Толгская икона Божией Матери помогает насельницам монастыря. Постепенно все материальные трудности были преодолены, ремонтные работы закончены. Толгская икона - не единственная святыня монастыря. Здесь почивают мощи чьи книги стали вновь издавать в последние годы. Сейчас икона Божьей Матери Толгская находится в Ярославской области, в Толгском монастыре. А в советские времена икона хранилась в городском музее, но в девяностые годы была передана обратно в монастырь. Сначала ее привозили сюда по праздникам: образ древний и необычайно ценный, поэтому перевозка осуществлялась в специальной машине с охраной. Но теперь в монастыре удалось создать необходимые для хранения такой старинной иконы условия. Поэтому икона Божьей Матери Толгская теперь пребывает в храме, и к ней можно приложиться в любой день.

Монастырь живет размеренной жизнью, перед Толгской иконой ежедневно читаются акафисты, перед мощами служатся молебны, читается неусыпаемая псалтырь. Сестры-монашенки записывают свидетельства чудес, которые произошли по молитвам перед Толгской иконой.

Каждый год в монастыре празднуется Толгин день - 21 августа, в день особенного почитания Толгской иконы Матери Божией. Сюда стекается множество паломников. После Литургии сестры раздают из реликтового парка - кедровника на территории монастыря, угощают монастырским квасом. Все, кто приезжает в этот день помолиться Божьей Матери в монастырь, уезжают утешенными и радостными.

Чудотворные иконы Богородицы сильно почитаются во всем православном мире. Рассказывают, что Толгская икона Божией Матери исцелила самого Иоанна Грозного, когда от не мог ходить от боли в ногах. Об этой иконе нам рассказала знакомая соседки по лестничной площадке.

Чудесным образом исцелился младенец, которому врачи не могли поставить правильный диагноз. Мать горячо молилась Богородице, исповедовалась и причащалась. Результатом стало полное выздоровление малыша. В статье я расскажу о явлении иконы епископу Ростовскому, чудесах исцеления и о молитве к ней.

История иконы

Святой образ был дарован небесами самым чудесным образом в 1314 году. Однажды епископ Прохор направился в Ярославль по церковным делам. Путь пролегал вдоль реки Волги, и для ночевки паломники выбрали местность, где речка Толга впадает в Волгу. Когда стемнело, епископ увидел исходящий с неба столб огня. Он пошел к тому месту и увидел, что яркий свет исходит из образа Богородицы с Богомладенцем на руках.

Епископ стал горячо молиться святому Лику и провел остаток ночи в молитвенном бдении. Вернувшись к месту стоянки, Прохор заметил, что его жезл остался на месте ночного молитвенного бдения. Когда слуги вернулись с места поиска, то принесли с собой нерукотворную икону Богородицы: она находилась рядом с жезлом. Прохор сразу же узнал на иконе образ Богоматери, который явился ему в видении. Паломники опустились на колени и вознесли хвалу Богородице.

В тот же день место, на котором была найдена икона, расчистили под строительство церкви. Во время строительства происходили божьи чудеса, так как храм был воздвигнут всего за один день. Вечером он был освящен, а все недужные люди исцелились. Позже рядом с церковью воздвигли мужской Толгский монастырь.

Около 600 лет простоял Толгский мужской монастырь, а после революции в нем открыли детскую колонию. Образ Богоматери переместили в Ярославский музей, и лишь в 2003 году святой Лик вернулся в свою обитель.

Святой лик Толгской Богоматери является защитным покровом города Ярославля.

Икона находится в Успенском соборе, ее отличительной особенностью является знак божественности над головой. Над образом Богоматери с Богомладенцем, который прильнул к ней щекой, находятся архангелы Гавриил и . Списки с иконы обладают такой же чудодейственной силой, как и первообраз.

В чем помогает

Чудеса иконы

В 1995 году в ярославской газете появилась статья, которую написала бабушка исцеленного 14-летнего внука. У мальчика был горб и вторичный перелом позвонка. Молитвы, помазание лампадным маслом перед иконой совершили чудо. Врачи не смогли объяснить, куда пропал горб и перелом. Это было настоящее чудо, явленное Богоматерью в наши дни.

В том же 1995 году с помощью молитвы к иконе исцелился мальчик, который мог ходить только с костылями. Мальчика привезли в Толгский монастырь родители из Волгограда. Обратно ребенок поехал уже без костылей.

В 2001 году по молитве матери перед иконой был исцелен сын. Он страдал болезнью сердца. Женщина приехала в монастырь из Москвы, чтобы поклониться святыне и попросить об исцелении сына. Позже она привезла медицинское свидетельство о полном выздоровлении своего ребенка.

В 2006 году у девушки исчезли с руки бородавки, которые планировали удалять лазером. Она пила монастырскую воду из источника и молилась святому Лику.

В 2008 году страдающая алкоголизмом женщина полностью избавилась от зависимости, приложившись к святому Лику в Толгском монастыре.

В 2011 году от ужасных отеков на ноге полностью исцелилась женщина. Она присутствовала на водосвятных молебных, три дня возносила молитвы к иконе и мазала больную ногу лампадным маслом.

Изображение воспроизводится по изданию: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М.: Искусство, 2000.


с. 202 ¦ 162. Богоматерь Толгская 1 .

1 Эта икона названа Толгской обнаружившими ее искусствоведами условно, по монастырю, где этот памятник был найден. В русской иконографии Толгской называется поясная Богоматерь из Введенского собора того же монастыря. Каноничность поясной композиции подтверждается копией Богоматери Толгской 1744 г., письма Ивана Андреева из Высокопетровского монастыря в Москве, теперь в ГИМ. В. Н. Лазарев (см. библ.) считает, что «Толгская I-я» - русская икона, исполненная в последней четверти XIII в.

Между тем сам В. Н. Лазарев (V. Lasareff , Studies in the iconography of the Virgin. - «The art Bulletin», vol. XX, № 1, 1938, march, стр. 54) отмечает распространение в Грузии редко встречающегося на Руси типа тронной Одигитрии, вариантом которого является Елеуса на престоле. Приводимая ниже историческая справка проливает свет на происхождение «Толгской I-й».

Симеоновская летопись сохранила известие о привозе из Грузии в 1278 г. «полона и корысти великой» ярославским князем Федором Ростиславичем Черным: «... князь Федор Ростиславичь... и инии князи мнози с бояры и слугами поехаша на войну с царем Менгутемером, и поможе Бог князем Русским взяша славный град Ясьскый Дедяков... и полон и корысть велику взяша... Царь же, почтив добре князей Русских и похвалив велми и одарив, отпусти всвояси с многою честью каждо в свою отчину» (цит. по кн.: А. Н. Насонов , Монголы и Русь, М.–Л., 1940, стр. 64).

Местоположение города Дедякова, под которым в 1318 г. был убит князь Михаил Ярославич Тверской, уточняется сведениями Великих Четий-Миней (ноябрь, тетрадь III, М., 1914, л. 1080б): «... за рекою Терком, на рецы на Севенцы, под городом Тетяковым, минувши все города высокие Ясьские и Черкасские, близ ворот железных...» Дедяков находился неподалеку от Дарьяльских железных ворот и реки Сунджи (иначе Севенца или Севенджа), находящихся в районе Дзауджикау (см. J. Роtосki , Voyage dans les steps d"Astrakhan et du Caucase, t. 1, Paris, 1829, стр. 339–340, а также Ф. Брун , О странствованиях царя - пресвитера Иоанна. - «Записки Новороссийского университета», Одесса, 1870, стр. 13).

Таким образом, из этого района Осетии, находящегося в XII–XIII вв. под сильным влиянием грузинской культуры (см. Ш. Я. Амиранашвили , История грузинского искусства, т. 1, М., 1950, стр. 139) могло быть вывезено произведение грузинской живописи, исполненное до 1278 г., превратившееся в наши дни в Толгскую I-ю.

Русские поясные иконы «Толгская II-я » (1314 г., Ярославский областной краеведческий музей) и «Толгская III-я » (первая половина XIV в., ГРМ) написаны в Ярославле под воздействием художественного образа этого произведения, определяемого мною как редчайший образец грузинской станковой живописи третьей четверти XIII в. В русских иконах XIV в. композиция «Толгской I-й» приближена к популярной в то время иконографии поясного Умиления. В дальнейшем эта композиция еще более видоизменяется, порождая далекие от оригинала варианты (см. напр., поясную «Толгскую Подкубенскую » XIV в. в Вологодском музее).

XIII век. Ростово-суздальская школа (?).

Богоматерь представлена на троне. Поддерживая обеими руками стоящего на ее коленах младенца, Мария склоняет к нему голову. Иисус обнимает ее, прижимаясь к щеке матери. В верхних углах - ангелы в рост, предстоящие Богоматери с покрытыми одеждой руками. В одеждах сочетаются кубово-синий и коричнево-красные цвета двух оттенков. Белые обильные пробела лучше сохранились на синих частях одежды. Подбитый красной тканью, изображенной у лба, красновато-коричневый мафорий Богоматери украшен серебряной каймой и запоной с жемчугом и цветными камнями. Охряной трон, расписанный желтым растительным орнаментом, изображен с аркатурой в три ряда (верхние два - сквозные); трон усажен жемчугом и цветными камнями по обрамляющей его черной полосе. На троне лежит ярко-зеленая подушка, внизу виднеется завеса этого же цвета. Под подушкой подостлан темно-коричневый ковер (?), шитый камнями и жемчугом, так же как и подножие, на которое опираются ноги Богоматери в красных туфлях. Вохрение плотное, глинисто-коричневое с подрумянкой, по желтому санкирю. Оливковые и темно-красные тени приплеснуты, так же как и белильные высветления у рта, на носу и под глазами. Глаза темно-коричневые, почти черные, с ярким белильным белком. Волосы Спаса исполнены исчерна-коричневой краской по зеленоватой подготовке; на крещатом нимбе - следы написанных красками драгоценных камней. Предстоящие ангелы представлены в розовых и синих одеждах. Слева вверху над ангелом следы киноварной надписи (грузинской (?)). Звезда на лбу Богоматери, орнамент трона и крылья ангелов прописаны в XVI веке. В немногих местах утрат древней живописи (на одежде Богоматери и подушках трона) оставлены позднейшие вставки. Фон и поля серебряные, исполненные, возможно, оловом. Верхнее и нижнее поле опилены; валикообразные утолщения на боковых полях стесаны.

Доска тонкая кипарисовая, шпонки набивные на кованых гвоздях, загнанных с оборотной и с лицевой стороны 2 . Паволока крупнозернистая, левкас, яичная темпера. 140 × 92.

2 Эти признаки - порода дерева доски и способ прикрепления шпонок - также говорят в пользу грузинского происхождения иконы.

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля, затем Ярославский областной музей искусств.

Раскрыта в ЦГРМ в 1925 году Г. О. Чириковым, П. И. Юкиным и И. И. Сусловым.

Поступила из ЦГРМ в 1930 году. с. 202
¦


Лазарев 2000/1


с. 168 ¦ 25. Большая икона Толгской Богоматери (Толгская I)

Последняя четверть XIII века. 140×92. Третьяковская галерея, Москва .

Из Воздвиженской церкви Толгского монастыря близ Ярославля. Сохранность в целом хорошая. Наибольшие утраты на нимбе и фоне, серебро которого окислилось. Имеются вставки нового левкаса на одежде. Верхнее и особенно нижнее поля укорочены. Иконографический тип Богоматери Умиления со стоящим младенцем позаимствован из византийских источников. Он встречается на двух синайских иконах XII–XIII веков (Sotiriou G. et M. Icones du Mont Sinaï, vol. I, fig. 148, 201). Изображение сидящей на троне Богоматери также было хорошо известно византийцам (ibid., fig. 54, 157, 171, 191, 222, 232), хотя получило более широкое распространение в живописи дученто. Но отсюда было бы неверно делать вывод об итальянских влияниях на икону. Наиболее близкие для нее иконографические аналогии - воспроизводящая греческий оригинал миниатюра свитка Экзультет в парижской Национальной библиотеке (Nlles Acq. lat., no. 710, около 1115 года: Bertaux L. L"art dans l"Italie Méridionale. Paris, 1904, p. 228–229; ср. со свитками Экзультет pl. II, 11 s), византийский рельеф XIII века в Сан Марко (Demus О. The Church of San Marco in Venice, p. 121, fig. 35), золотая иконка XIII века в Эрмитаже (Банк А. В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Л.-М., 1967, ил. 247, с. 374). Но на толгской иконе вся композиция оплощена. Попытка В. И. Антоновой приписать икону Толгской Богоматери грузинской школе носит фантастический характер. Икона написана не на кипарисовой доске, а на липовой, что говорит против ее южного происхождения. с. 168
¦

 


Читайте:



Трихомонадный кольпит: симптомы и лечение, причины и методы диагностики

Трихомонадный кольпит: симптомы и лечение, причины и методы диагностики

Или вагинит, - воспаление слизистой оболочки влагалища, вызванное одноклеточной простейшей бактерией трихомонадой. Наиболее распространенная...

Что такое цистаденома левого яичника

Что такое цистаденома левого яичника

Цистаденома как доброкачественная опухоль яичника.Цистаденома (устаревшее название кистома) – доброкачественная эпителиальная опухоль яичника,...

Эскадренные миноносцы ссср

Эскадренные миноносцы ссср

5 июля 2004 года экипаж эсминца «Бесстрашный» был построен по большому сбору. Заместитель Командующего Северным Флотом, вице-адмирал Доброскоченко,...

Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

Нелюбимые корабли кайзера Флот Германской Империи в мире Царя Алексея Петровича

Обзор нового линкора 4 уровня от VoodooKam. Наконец вышли в свет новые с иголочки линкоры и я сегодня хочу вам рассказать о корабле, который не...

feed-image RSS