Разделы сайта
Выбор редакции:
- Сонник: к чему снится Одеяло
- Паж пентаклей, характеристика и описание карты
- Муж женится на другой во сне
- Не хочет жениться во сне
- Гороскоп животных древних славян по дате рождения
- Утка тушеная с рулетиками из теста
- Утка тушеная с овощами в утятнице
- Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной
- Форель, жареная на сковороде
- Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является
Реклама
Синайский Спас и синдром поиска глубокого смысла. Почему на иконе Спаса Синайского присутствует асимметрия |
Икона «Христос Пантократор» - старейший образ Христа, который имеет чудодейственную силу, исцеляет и помогает верующим. Истинно верующему человеку сложно представить церковь, в которой нет иконы Спасителя. Лик Христа — украшение каждого храма Божьего и пристанище для всех потерянных и заблудших душ. Вера помогает наладить жизнь, укрепить дух, ощутить Высшую помощь, поэтому подлинный символ христианства, заточенный в иконе «Христос Пантократор», должен находиться не только в каждом храме, но и в каждом доме . История иконы «Христос Пантократор»Известно, что «Пантократор» или «Вседержитель» — это основной образ Сына Господа, написанный на иконах. Святой образ заключает в себе два лика Иисуса Христа, который выражается в облике человека и божества. Данный образ возник еще в древности, в Византии. Одной из главных старейших святынь, дошедших до наших дней, является икона «Христос Пантократор из Синайского Монастыря», которая относится к середине VI века. Ни один православный храм не обходится без образа Спасителя, это даже немыслимо. Святыня украшает каждую православную церковь и является главным элементом всей христианской веры. С давних времен верующие со всего мира возносили свои молитвы перед иконами Христа Пантократора с просьбами о помощи в бедах и несчастьях. Чудодейственный образ Спасителя и по сей день является важным религиозным символом. Где находится образ ХристаКак известно, данный образ Спасителя можно найти в каждом христианском храме. Наиболее известные иконы находятся:
Первая и старейшая икона Христа Пантократора из Синайского монастыря, которая и послужила зарождению данного типа иконографии, располагается в Египте, в монастыре Святой Екатерины. Описание иконы СпасителяСпаситель на святыне иконографического типа «Пантократор» изображен в одежде, присущей древним грекам, которая состоит из просторной рубашки без рукавов и надетой поверх нее угловатой накидки. Возраст Спасителя на святыне соответствует годам, когда Он начал проповедовать Свое учение. Прямые волосы Христа ниспускаются до плеч. Пальцы на Его правой руке сложены в жесте, символизирующем благословение, а в другой руке Он держит Библию. Священное Писание может быть как в закрытом виде, так и в раскрытом. Существует три вида икон с изображением Христа Пантократора, которые имеют некоторые различия: Спаситель может быть изображен во весь рост, по пояс, а также сидящим на царском престоле. Все три лика Спасителя заключают определенный смысл. Значение иконы «Христос Пантократор»На протяжении многих веков данный тип иконографии имеет огромную значимость в христианстве. Иконы Христа Пантократора служат напоминанием о раскаянии и всепрощении, а также о Суде Божием, который коснется каждого человека. Святой образ не оставляет без поддержки верующих, помогая справиться со всеми горестями и неудачами, встать на путь праведной жизни. Лик Сына Божьего на иконах «Пантократор» является символом и напоминанием всему человечеству о единстве материального и духовного, а вместе с тем — о страданиях Иисуса, принесшего себя в жертву во имя отпущения людских грехов и их прощения. В чем помогает чудотворный образ ИисусаЛик Сына Господа помогает людям достигнуть душевной гармонии, стойкости, а также обрести утешение в моменты горя и отчаяния. Уберегает от дурных намерений и деяний, лечит душевные и телесные раны, служит оберегом от напастей . Перед иконой Христа Пантократора православные люди молятся с просьбами уберечь их от обмана и злости, от бессердечия и подлости. Также христиане в молитвах своих читают слова благодарности Спасителю, желая обрести Его благословение в новых начинаниях. Чудодейственный образ Христа Пантократора является могущественным покровителем для семей. Он защищает и оберегает детей от заболеваний и несчастья. Перед ликом Спасителя преклоняются люди, страдающие даже самыми страшными и неизлечимыми болезнями. Считается, что нет такого заболевания души и тела, от которого не смог бы исцелить Сын Господа. Но лишь тот обретет поддержку и исцеление, чьи молитвы перед священной иконой лишены притворства и плохих помыслов, а слова их чисты и искренни, идут из глубины самого сердца и направлены к Христу Спасителю. Дни празднованияРусская Православная Церковь не отводит официального дня в честь празднования данной иконы. В христианстве принято считать, что святой образ Христа Пантократора не нуждается в особом дне его празднования. Это обуславливается тем, что Иисус, чей лик заключен на данном типе иконографии, Сам является воплощением Праздника, Счастья и Благоденствия. Молитва Иисусу Христу перед Его иконойЧаще всего перед иконой Христа Пантократора читают «Отче наш», но существуют и другие молитвы, с которыми обращаются к чудотворному образу. Одна из таких молитв звучит так: «О, Милосердный и Могущественный Царь Небес, Сын Господень Иисус Христос! Ты жизнью Своей пожертвовал, спасая род человеческий от мук и страданий. Спасибо, Спаситель наш, что не оставил в минуты тяжкие. Молитвы наши услышь, ибо к Тебе слова наши возносим! Не оставь нас в горести и бедах, избавь от злости и корысти, придай нам воли и стойкости. Исцели от недугов душевных и телесных. Наставь на путь истинный, отпусти нам грехи наши и подари Свое благословение. Перед Твоей святейшей иконой молимся, лишь Ты опора наша и защита! Оберегай детей наших и дома наши от врагов и невзгод! Будь рядом и не покидай нас до конца дней наших. Каемся мы и просим прощения у Тебя, Сын Божий, и у Господа, Отца Твоего, за все греховные поступки и помыслы наши. Избавь нас от страданий и стань покровителем нашим земным! Образ Твой мы почитать и прославлять не перестанем! Да восхвалим мы имя Твое, Сын Господа, Иисус Христос! Да будет на все воля Твоя. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Во веки веков. Аминь». Испокон веков верующие люди обращались к святым угодникам Божиим в надежде на чудо , но тот, кто хоть раз обращался напрямую к Христу, получал помощь мгновенно. В нем сила, вера и любовь. И образ его — напутствие для людей, желающих жить в праведности и благоденствии. Мы желаем вам мира в душе, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и Более тысячи лет назад отгремели иконоборческие споры, и Церковь утвердила почитание святых икон. Но многие ли наши современники задумываются, кого и что они видят на иконе? А когда задумываются - не получается ли ещё хуже? О том, правду ли говорят искусствоведы о Синайском Спасе - иконописец Дмитрий Марченко. Образ Спасителя из монастыря св. Екатерины на Синае - один из самых впечатляющих шедевров иконописи. Был написан, как принято считать, в Константинополе в середине VI века при императоре Юстиниане I и передан им в дар Синайскому монастырю, пользовавшемуся покровительством императора. Какое-то время образ был забыт, его обнаружили только в XIX веке, но оценить всю художественную мощь и духовную глубину этой иконы мир смог лишь в 1962 году, когда поверхность её была очищена от поздних поновлений. Изначально Синайский Спас был написан в технике энкаустики. Это древняя техника живописи, в которой красочный пигмент смешивается с разогретым воском. В доиконоборческую эпоху энкаустика была самой распространенной техникой исполнения икон. Синайский образ производит на зрителя очень сильное впечатление - в первую очередь необычной экспрессией, силой и свободой мазка. Не секрет, что современному русскому православному привычнее гладкость и зализанность иконной поверхности - «смиренное» подражание образцам позднего русского средневековья, от Рублёва до Дионисия. Другая бросающаяся в глаза особенность - ярко выраженная асимметрия и даже как бы разнохарактерность черт лика Спасителя. Эта асимметрия синайской иконы, без упоминания которой не обходится ни один текст о ней, явилась настоящим камнем преткновения для многих современных богословствующих искусствоведов и искусствоведствующих богословов. Признаюсь честно, мне повезло с Синайским Спасом. Я сперва увидел репродукцию этого прекрасного памятника, а уже потом прочёл о нём. Тут-то я и отдал себе отчёт в том, что знаменитой асимметрии я до знакомства с посвящённой памятнику литературой не замечал. То есть, я её, конечно, видел, но не придавал ей никакого особого, а тем более - символического значения. На меня глядел Христос, я узнавал Его - это было главное в моём общении с иконой, и я совершенно не был расположен делать наблюдения типа «а-а-а, смотри-ка, глаза-то у Него разные!» или «а левый-то ус правого короче!» Но есть люди, которые смотрят на образ Спасителя иначе. Им кажется, что их понимание иконы углубится оттого, что они, во-первых, сосредоточат свое внимание на «разноглазости», асимметричности образа и, во-вторых, найдут правильное объяснение этой асимметричности. Объяснение начинается с истолкования, например, такого: «разные глаза Спасителя, милующий и отвергающий…». При этом утверждение о «разноэмоциональных» глазах подкрепляется ссылкой на Четвёртое деяние VII Вселенского Собора, где идёт речь об изображении героини древнегреческих мифов Медеи: «один глаз показывал в ней гнев, второй, напротив, нежность» (Деяния Вселенских соборов. Т.4. С. 423). И вот эти разные глаза языческого персонажа, которые в контексте соборных постановлений должны демонстрировать различный, порой прямо противоположный спектр человеческих эмоций, вдруг привязываются к образу Господа нашего Иисуса Христа. Или ещё закрученней. Вот что пишет о пресловутой асимметрии один израильский экскурсовод:
Конечно, это не просто эксурсоводские байки - искусствоведы тоже частенько говорят и пишут в том же ключе. Но чтобы утверждать такое, нужно закрыть глаза на то, что писали об иконе святые отцы. Напомню. В период иконоборческих гонений противники священного образа обвиняли православных, помимо всего прочего, и в том, что, изображая на иконах человеческую природу Господа, мы тем самым отделяем её от Его Божественной природы, подобно несторианам, о чём говорится в анафематизмах иконоборческого собора:
Православие дало свой ответ на эти обвинения: икона отображает не природу, а личность Христа . И в рамках этой полемики важно одно простое наблюдение: никогда, ни в каком контексте, ни с православной стороны, ни с иконоборческой не всплывало упоминание об изображении в одной иконе разницы двух природ. Ясно как день, что христианский мир просто не был знаком с таким хитрым художественным феноменом, как изображение этой разницы. Попробуем теперь посмотреть на проблему с чисто искусствоведческой точки зрения. Действительно ли данный приём изображения лика столь уникален, чтобы ему можно было приписать какое-то символическое значение? Как известно, наиболее близкими к Синайскому Спасу по иконографии, стилистике и технике исполнения памятниками являются погребальные изображения эпохи эллинизма, т.н. «фаюмские портреты». Если мы посмотрим подборку этих изображений, то заметим, что различного рода асимметрии там не редкость: Проще говоря, в этой группе памятников труднее найти симметричное лицо, чем асимметричное, там десятки куда более грубых нарушений симметрии, чем на Синайской иконе. Как видим, асимметрия - это всего лишь одно из проявлений стилистики данной школы. Конечно, невозможно запретить человеку видеть в иконе то, что он желает. Например, в причёске Христа, в зависимости от количества прядок, находить и Святую Троицу, и четыре Евангелия, и семь Страстей. В морщинах на лбу - намёк на небесные сферы. В вертикали носа и горизонтали бровей - Животворящий Крест, и на основе этих углубленных наблюдений погружаться в богословие - иногда православное, а чаще - эзотерическое. Но православный христианин должен всегда помнить, что икона Христа - это прежде всего прямое Его изображение, и что может быть больше этого? Какие выдумки, какие символические коды, какие «тайные доктрины»? Только те, кому не дорог Сам Христос, милующий и грозный, величественный и смиренный, Спаситель и Судия, - только такие «христиане» станут искать в Его иконе, будь то Синайский Спас или любая другая, дешёвых погремушек для удовлетворения своей потребности пофилософствовать там, где следовало бы лишь созерцать и молиться. Вконтакте Х ристос
Пантократор из
Синайского монастыря — энкаустическая икона середины VI века
с
изображением Иисуса Христа в иконографии Пантократора. Является
древнейшим из известных иконописных изображений Христа.
В отличие от
фаюмских портретов, на синайской иконе Вседержителя глаза Иисуса не
имеют отражений и бликов, поскольку Иисус сам является источником
света. Это стало общей практикой в более поздней православной
иконографии Иисуса Христа, а также стало применяться в иконографии
святых.
Христос Пантократор - копия иконы VI века из Синайского монастыря св. Екатерины. Икона Спас Синайский является древнейшим иконописным изображением Христа. Образ Христоса Синайского более реалистичен и индивидуален, чем поздневизантийская иконопись. В иконе «преобладают мотивы созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и строгостью».. При этом образ Христа отличается триумфальностью, которая подчёркивается как традиционным пурпуром его одежд (хитон выполнен в пурпуре «цвета ночи», а клав на нём из традиционного кровавого пурпура), драгоценным окладом Евангелия в его руке, а также вогнутой экседрой за его спиной, являющейся традиционной ассоциацией с императорским культом. В иконе заметно влияние античных художественных приёмов, в частности римской и фаюмской традиций. Характерной чертой фаюмской портретной школы является и заметная асимметрия между левой и правой сторонами лица Иисуса. Левая часть, полная света и сияния, отличается ровной дугой брови и естественным широко раскрытым глазом; правая сторона, наоборот, выполнена темнее, бровь приподнята и изогнута, глаз имеет экспрессивный рисунок и выглядит напряженно вглядывающимся. Впоследствии эта двойственность толковалась в контексте церковных и общественных дискуссий того времени, проблематики двойственной богочеловеческой природы Иисуса Христа. Такое асимметричное изображение лика Христа в дальнейшем стало отличительной особенностью иконографии Пантократора в куполах византийских храмов. Использованы тёплые оттенки от охряного до коричневого с центром на золотистых тонах. Круговой золотой нимб, возможно, имевший инкрустации, ярко показывает, что изображаемый есть «не от мира сего». Этот нимб напоминает изображение бога-солнца прошлых политеистических традиций. В этом случае, Иисус выступает как тот, кто заменил прошлых богов, как новое «Солнце Правды». На крещатом нимбе изображены звёзды, которые в позднейшем иконописании станут ключевыми элементами изображения Богородицы, символизирующими чистоту. В последующем развитии иконографии Спаса их заменили буквы, составляющие греческое слово ὁ ὤν - Сущий. Поза и жесты Иисуса Христа также имеют символическое значение. Фигура Вседержителя занимает значительную часть живописной плоскости, контролируя пространство. Евангелие в левой руке символизирует его власть над Вселенной, а также напоминает о его служении на земле. Его правая рука благословляет верующих; пальцы сложены в знак учительства и власти, в группы из двух и трёх пальцев, что одновременно отражает веры в двойную природу Иисуса Христа, а также в . Подобно тому, как иконография Иисуса Христа занимает центральную часть всей древней православной иконописи, так и Спас Вседержитель (иконы фото представлено ниже) - образ, который занимает основное место среди всех многочисленных типов изображения Господа. Догматическое значение этой иконы очень велико: Христос - Царь Небесный и Судия, «Альфа и Омега, Начало и Конец, Господь, который есть, и был и грядет, Вседержитель». Практически в каждом православном храме в центральной части купола находится этот образ, который может встречаться в комплекте с традиционными русскими православными иконостасами или в виде одиночной иконы. Описание иконы Спас ВседержительСпаситель Христос на иконе может изображаться в разных положениях: сидя, по пояс, в рост или погрудно, в левой руке со свитком или Евангелием, а правая рука находится в благословляющем жесте. Эпитет «Вседержитель» выражает догмат Боговоплощения, который символизирует Божественную и человеческую природу Спасителя. Его еще называют по-гречески «Пантократор», где первая часть слова обозначает «все», а вторая - «сила», то есть, Всесильный и Всемогущий. По литературному переводу - «Ему возможно сотворить все», Он - «Правитель мира» и «Властитель всего». Термин «Вседержитель» встречается неоднократно в древние евреи называли так своего Бога «живаго», которому поклонялись, затем так стали обращаться к Иисусу Христу. Древняя иконаПоявление образа Христа Пантократора в Византии датируется IV-VI веками. Самый древний из иконописных изображений - это икона, которая называется Христос Пантократор из Синайского монастыря (VI в.). Икона Спаса Вседержителя «Спас на Престоле» - одна из наиболее древних схем, где Христос изображен фронтально, восседающий на престоле с подушкой, в традиционной одежде и с подножием в ногах. Ранние и первые изображения Спаса на престоле можно увидеть в (III-IV вв.). Но иконография уже окончательно оформится в послеиконоборческий период (X в.). Престол имеет значение атрибута царского достоинства. Ветхозаветным пророкам Бог являлся восседающим на престоле. Именно так Господь явится на землю, в День Всеобщего Воскресения, чтобы совершить Свой Страшный суд над всеми людьми живыми и мертвыми. Икона Спаса Вседержителя «Мануилов Спас» по преданию принадлежит кисти императора Византии Мануила I, и ее отличает особый жест правой руки, указывающий на текст Евангелия. Есть еще несколько интерпретаций изображения Христа: «Спас в силах», в традиционном русском иконостасе, а также икона Христа, восседающего на престоле в окружении Небесного Воинства, Психосостер (Душеспаситель), Елеемон (Милующий). ИконоборчествоИкона Спаса Вседержителя показывает возраст Христа, который соответствует времени, когда Он начал проповедовать. Он изображен с прямыми спускающимися до плеч волосами, на светлом лике небольшие бородка и усы. По канону Спаситель носил красного цвета хитон, а поверх него синий гиматий. Синий - как символ небесного начала, красный - мученичество и цвет крови. Одеяния Христа трактуются, как уединение небесного, земного и духовного. В истории христианства иконы стали камнем приткновения между сторонниками иконопочитания, которые указывали на человеческую и божественную природу Иисуса, и еретиками, отрицавшими все это. С IV по VI век шла иконоборческая борьба, когда тысячи икон мозаик и фресок просо уничтожались, потому что стали для многих людей оплотом веры, сторонников же иконописи жестого наказывали. Только к 842 году на Константинопольском Соборе приверженцы ортодоксальных взглядов все-таки достигли победы, а иконоборцев Икона Спаса Вседержителя Пантократора в итоге стала символом победы над ересью. Спас Вседержитель: икона, значениеПеред образом этой иконы возносят молитвы люди, которые хотят поблагодарить Великого Господа за помощь и поддержку или получить благословение на намеченные дела. Молитва иконе Спас Вседержитель поможет получить утешение и силы. Ей также молятся, чтобы получить исцеление от травм физических и духовных и избавление от грешных помыслов. Возносить свои молитвы можно не только за себя, но и за своих родных и близких друзей. ПомощьИкону «Господь Вседержитель» можно преподнести в дар как составляющую венчальную пару для молодоженов или подарить ее дорогому человеку. Так как у этой иконы очень сильная энергетика, она может наставить на истинный путь спасения души, если, конечно, человек кается, и подарить чудесное исцеление человеку искрене верующему. Перед тем как просить милости у Бога, надо прочесть молитву «Отче наш». На вопрос Икона Спас Вседержитель в чем помогает, можно ответить тем, что Иисус Христос - главный врач наших душ и тел, который обо всем ведает и Ему в самую первую очередь должна быть направлена наша молитва. Икона Спаса по церковным правилам ставится во главе всего иконостаса. Описано очень много разного рода чудес и исцелений возле этой иконы. Однако есть и те, кто считают иконы суеверием и обманом, но опыт показывает совсем обратное, по-настоящему верующий человек без молитвы не начнет свой день, как говорят с Богом хоть за синее море, но без Бога не до порога. Отношение к иконамДа и вообще, любая православная икона - это совсем не картинка, где можно любоваться сюжетной композицией или игрой красок и восхищаться талантами художника ее создавшего. Икона, прежде всего, это строгость и умиление. В противовес любой картине, она заставляет думать о вечных ценностях и о состоянии души, приближая нас к Богу. Когда мы смотрим на икону и молимся, она наполняет нас той всеобъемлющей благодатью, которая нас невидимым образом обволакивает, зовет ко спасению, пробуждает в нас нашу совесть, и тем самым воскрыляет молитву. Почитание святыньИ если православных христиан обвиняют в поклонении иконам, как идолам, то это является неверным утверждением. Они им не поклоняются, а почитают как святыню. Верующие прекрасно понимают, что такое иконы, и через них возносят честь и хвалу первообразу Господа Вседержителя. Весь земнородный народ объединяют желания жить без проблем, иметь здоровье и благополучие. И это все на основе веры, надежды и любви, которые является неотъемлемыми христианскими добродетелями. Жизнь обязательно изменится в лучшую сторону, если начать усилено молиться и благодарить Господа за все - и за все хорошее, и за то плохое, что в нашей жизни происходит. Бог в помощь всем! |
Читайте: |
---|
Популярное:
Новое
- Паж пентаклей, характеристика и описание карты
- Муж женится на другой во сне
- Не хочет жениться во сне
- Гороскоп животных древних славян по дате рождения
- Утка тушеная с рулетиками из теста
- Утка тушеная с овощами в утятнице
- Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной
- Форель, жареная на сковороде
- Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является
- Число судьбы 1 характеристика человека