Разделы сайта
Выбор редакции:
- Творожная запеканка в мультиварке Диетические запеканки в мультиварке редмонд
- Ростбиф из телятины су-вид Пошаговый рецепт приготовления
- Вкусные рецепты кабачков с фаршем, тушеных в соусе и запеченных в духовке
- Грибной суп из подосиновиков
- Вкусный гарнир из цветной капусты - особенности приготовления, рецепты и отзывы
- Зеленые помидоры на зиму, простые рецепты вкусных зеленых помидор
- Салаты с кускусом — вкус, оригинальность и легкость водном блюде!
- Любовный гороскоп на декабрь водолей мужчина
- Совместимые в браке знаки зодиака Тест с каким знаком зодиака вы совместимы
- Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы
Реклама
Молимся вместе. Воскресенский новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь |
История монастыря. Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь. В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского обора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг. В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря создан Художественно¬-исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить. В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново- Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином. Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня. Святыни монастыря Гробница Патриарха Никона находится в действующем приделе Иоанна Крестителя. И в наше время есть случаи исцелений от гробницы святителя по вере его почитателей. Патриарх всей своей жизнью являл пример благочестия. Достаточно побывать в ските патриарха Никона, посмотреть на каменное ложе, служившее ему постелью, подержать в руках его вериги (весом около б кг), чтобы понять, как строг он был к самому себе. В этом же приделе - чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Когда-то до революции в Воскресенском монастыре хранилась чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». В действующем Успенском приделе находятся мощи святой мученицы Татианы. Святые источники Кладезь «Живоносный источник» К югу от придела священномученика Кириака находится место Обретения Животворящего Креста с кладезем, именуемым Живоносный источник. Первоначально свод придела был глухим. Овальное отверстие над кладезем относится к XVIII в., когда наверху: построили «палатку» в виде высокого четырехгранного светового фонаря-лантернина. Ныне здесь восстановлен деревянный Крест в меру Креста Господня. Живоносный источник был освящен после возобно¬вления Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 5/18 января 1994 r., в Навечерие Богоявления. Кладезь Самарянки На северном склоне монастырского холма находится еще один источник. Он именуется кладезем Самарянки, напоминая о Евангельском событии - беседе Иисуса Христа у колодца с женщиной из Самарии, которой Господь казал: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а то будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,13-14). Над этим источником тоже существовала монастырская часовня, снесенная в годы воинствующего безбожия. Набирая воду из кладезя Самарянки, паломники поют песнопения из Великого канона святого Андрея Критского. Силоамский источник От Иордана пройдем к Силоамскому источнику, расположенному у подножия монастырского холма с северо-западной стороны. Название источника вызывает в памяти Свое название источник получил потому, что многие больные, искупавшись в нем, исцелялись от своих недугов, так же как и те, кто окунался в Силоамский водоем, при котором была купальня Силоамская. Над Силоамским источником в Новом Иерусалиме находилась деревянная часовня, именуемая “Силоамская купель”. Она была построена в 1845 г. Ежегодно в праздник Преполовения Пятидесятницы из Воскресенского монастыря к Силоамской купели совершался крестный ход для освящения воды. Внутри часовни был каменный колодец, по стенам - иконы, перед которыми стояли подсвечники. По краю колодца висели металлические ковши с длинными, загнутыми на конце ручками. Воду для паломников черпал и разливал монах, несший послушание в часовне. Силоамская часовня снесена в 1930-х гг. Однако источник уничтожить не удалось, хотя вплоть до 1990-х гг. по приказу местных властей к роднику время от времени подъезжал груженный доверху самосвал и высыпал в воду землю или песок. Первое после возобновления Воскресенского монастыря освящение Силоамского источника было совершено в Крещенский сочельник 5/18 января 1994 г. С тех пор освящение воды в источнике совершается ежегодно в праздник Богоявления Господня. В нашей мастерской Вы можете купить икону Божией Матери , Спасителя и других святых в серебряных окладах . А так же заказать эксклюзивный подарок себе и своим близким. Впервые в истории 21 мая в Москву в храм Христа Спасителя из итальянского города Бари привезли мощи Николая Чудотворца. Доступ для поклонения святыни для верующих открыт с 22 мая по 12 июля. По стечению обстоятельств в тот же день, в прошлое воскресенье 21 мая частичка мощей Николая Чудотворца в специально изготовленном ковчеге была установлена и в Серпухове в Георгиевском храме Введенского Владычнего женского монастыря. Мощи расположили в пределе этого столь почитаемого святого. Вконтакте Одноклассники Частичка мощей в Серпухов была также привезена из Бари, но она останется в женской обители навсегда. Огромную работу для того, чтобы эта святыня оказалась в серпуховском монастыре, проделали члены Попечительского Совета обители. И в первую очередь это настоятельница монастыря Игуменья Алексия и депутат Московской областной Думы Роман Владимирович Горбунов. Также неоценимую помощь в этом благом деле оказал Николай Николаевич Пушкин – депутат городского Совета депутатов. Кстати, 21 мая, в преддверии праздника Святителя Николая, когда во Владычнем монастыре состоялся молебен перед частицей доставленных мощей в семье Николая Пушкина был и еще один праздник – День рождения сына, и тоже Николая. В эту субботу мы с друзьями решили отправиться из Москвы на однодневную поездку в Истру, погулять по окрестностям, посетить Новоиерусалимский мужской монастырь, о котором многие слышали, но мало, кто посетил. Интересно также было посмотреть музей деревянного зодчества. Лето 2014 выдалось холодным и дождливым, нас не остановило это от поездки. Истра. Новый Иерусалим
В субботу, несмотря на подготовку накануне, и настрой выехать в 9 утра, мы все дружно проспали, и погрузились в машину только в 12. Завели навигатор на смартфоне (достаточно было ввести официальный адрес монастыря г. Истра, улица Советская,д.2), он повел нас по Новорижскому шоссе. В Истру можно доехать по Волоколамскому шоссе, но там была большая пробка. Путь на автомобиле у нас занял порядка часа, несмотря на то, что расстояние от Москвы небольшое – всего 60 км. К главному входу в Монастырь мы приехали около 15-00. Надо сказать, что если вы приедете сюда поздно, то вы ничего не успеете посмотреть, кассы и основные места для посещения открыты лишь до 16-30. Вход на территорию Новоиерусаимского монастырь открыт до 18-00. Перед входом в монастырь находится бесплатная парковка для машин. Нам повезло – прямо перед нашим приездом освободилось местечко.
Новый Иерусалим. Площадь перед монастырем На площади перед монастырем велась бойкая торговля всевозможными сувенирами, тусовались попрошайки, но к нам, походу, они побоялись подойти. Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырюЕсли стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации. Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох. Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него. Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря. Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря - Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.
Воскресенский собор Здесь гид начала свой рассказ. История Новоиерусалимского монастыряИстория монастыря уходит в далекий 17 век, когда патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем задумали построить на русской земле аналог Палестины. Дело в том, что в те времена на Святой земле господствовала османская империя, и посещение Иерусалима для христиан было просто опасным. Истринские земли были выбраны не случайно – ландшафт позволял воссоздать святую землю в миниатюре: река Истра сыграла роль реки Иордан, окружающие монастырь холмы могли послужить аналогами холмов, окружающих Иерусалим, парк за стенами монастыря был переименован в Гефсиманию. В 1649 году в Москву Иерусалимским патриархом Пасием была привезена модель Храма гроба господня. Данное скульптурное изображение и было использовано при строительстве Воскресенского собора, который является копией Храма Гроба Господня в Иерусалиме (хотя, внешне Собор совершенно не похож). В 18-19 веках Новоиерусалимский монастырь был наиболее посещаемым местом паломничества, он играл важнейшую роль в духовном развитии России. После революции в 1919 году Монастырь был закрыт. На территории были открыты два музея. Во время Великой отечественной войны территория монастыря была оккупирована немцами. Многие здания и постройки были разрушены, взорван был Воскресенский собор и колокольня. Этот вопрос был особо отмечен на Нюрнбергском процессе. В период 1950-х по 1990 годы проводились реставрационные работы, благодаря которым Новоиерусалимский монастырь восстанавливался из пепла, как птица феникс. Даже сегодня можно увидеть следы от снарядов, которые были специально оставлены реставраторами для памяти об этих временах.
Новый Иерусалим. Следы войны Сегодня на территории монастыря ведутся грандиозные работы. В 2014 году около Собора «выросла» колокольня, разрушенная в годы великой отечественной. Главный собор внешне выглядит свежим и обновленным. Остальная же территория затянута сетками и лесами. Пройтись по стенам монастыря сегодня невозможно – они закрыты из-за работ. Количество рабочих, которые ведут работы, около 1500 человек. Окончание восстановления монастыря намечено на 2016 год. Экскурсовод рассказала нам, что за работами лично следит Президент страны, прилетая сюда на голубом вертолете, правда, бесплатно кино не показывает и с Днем рождения не поздравляет. Отдельно стоит отметить красивый керамический декор Вознесенского собора, кое-где даже сохранилась подлинный декор 17 века.
Воскресенский собор. Декоративные элементы
Воскресенский собор. Изразцы Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыряПосле внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы, воспользоваться услугами экскурсовода. Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.
Воскресенский собор. План собора Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.
Новый Иерусалим. Внутри Собора Купол собора уже расписан мастерами.
Воскресенский собор. Купол собора Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым. Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.
Новый Иерусалим. Иконостас Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.
Новый Иерусалим. Фигура Спасителя Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.
Воскресенский собор. Ложа императора Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности, так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.
Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.
Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило - из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной. После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).
Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме. Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа - символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.
Воскресенский собор. Фрагменты изразцов Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.
Изразец-лев В этом же приделе можно поставить свечи.
Воскресенский собор. Новый Иерусалим В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории. Прогулка по территории монастыряНапротив входа в храм расположены палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря), восстановленные по старым гравюрам.
Палаты царицы Татьяны Михайловны (покровительница монастыря) За Воскресенским собором находится церковь Рождества Христова, также открытая для посещения. Но так как у нас было ограниченное время (мы хотели успеть в музей деревянного зодчества), внутрь мы решили не заходить.
Церковь рождества Христова Также на территории находится музей (в Трапезной и Больничных палатах), в который мы также не попали из-за того, что время было ограничено. Спать надо было меньше. Воскресенский собор можно осматривать очень долго, настолько красивы изразцы, которыми он украшен снаружи. Узор изразцов, которыми украшен собор, называется «Павлиний глаз», он был создан белорусским мастером Степаном Полубесом (видимо его так прозвали за золотые руки).
Воскресенский собор
Воскресенский собор
Воскресенский собор. Изразцы
Воскресенский собор Единственно, что разочаровало именно меня, это то, что на реконструкции был красивейший многоярусный купол Воскресенского собора. Но ничего, совсем скоро он предстанет во всей красе. На этом наша экскурсия была завершена, и мы самостоятельно отправились в музей деревянного зодчества. Для этого, мы прошли по деревянному коридору вдоль стен монастыря. Согласно плану монастыря это место было «Гефсиманским садом». Про нашу прогулку по Музею деревянного зодчества можно прочитать здесь. Как добраться до Новоиерусалимского монастыряАдрес: Московская область, г. Истра, улица Советская,д.2 Часы работы монастыря: ежедневно с 9-00 до 18-00. На автомобиле до монастыря можно добраться по Новорижскому или Волоколамскому шоссе (надо будет проехать через город Истра). Расстояние примерно 45 км от МКАД Своим ходом можно добраться на электричке с Рижского вокзала (сесть также можно на станции Тушинская, недалеко от одноименного метро) до станции «Истра» или до «Ново-иерусалимской». Оттуда рекомендуется доехать автобусом до остановки «Монастырь», можно дойти и пешком – около 20 минут. Местные таксисты также могут вас довезти до монастыря. Альтернативный вариант – добраться автобусом №372 от метро Тушинская Ехать надо будет до остановки «Почта». Здесь надо будет сделать пересадку и доехать до остановки «Монастырь». Откровение Патриарха Никона. Воскресенский ставропигальный Ново-Иерусалимский мужской монастырь не похож ни на один из известных мне монастырей. Он, собственно, и не столько русский, сколько вселенский, всемирный и даже надмирный образ чего-то непостижимого - великого, неземного. Проникнуть в тайну Ново-Иерусалимского монастыря в наше время стремится все больше и больше людей. Помощником, соратником и «собинным другом» Царя стал Патриарх Московский и всея Руси Никон. Размах его личности уникален. Святейшего Никона сравнивали и с Василием Великим, и с Иоанном Златоустом, и с Константинопольским Патриархом Фотием. Он поведал Царю (и только ему) свой вселенский замысел: создать в России канонический образ Святой Земли Иерусалима. Как икона при каноническом написании привлекает к себе благодать первообраза, так и архитектурный «список» Палестины привлечет в Россию благодать ее святынь. А еще… об этом знали только Царь и Патриарх: Новый Иерусалим будет иконой Царствия Небесного, где центром мироздания является таинственный Божий Храм с престолом Пантократора и Агнца. Государь замысел понял и поддержал. Вслед за своим провожатым мы входим в полуразрушенный внутри храм Воскресения Христова. Огромный, небесных размеров алтарь с тронами для невидимого присутствия на богослужениях пяти вселенских Патриархов, камень повития, часовня Гроба Господня, придел Ангела, фотография взрыва, устроенного отступавшей по Волоколамскому шоссе от Москвы дивизией СС - Райх (колокольня после взрыва не восстановлена до сих пор, все восстановительные работы государством прекращены еще в самом начале 90-х годов). Заалтарный обход, темницы Христова и Иоанна Предтечи. Поднимаемся на Голгофу, читаем молитву Святому Кресту. Тишина. Под Голгофой - гробница Святейшего Никона. Невероятное на земле количество ангельских ликов под мощными, высочайшими сводами и ниже, рядом с нами, почти у самой земли. Мы не оставлены ангельскими чинами. И кажется, что в полуразрушенном храме, в его неразгаданной тишине мощно, не прекращаясь ни на минуту, звучит торжественно непобедимое: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». Пасху встретят именно здесь, у этого престола, в этом вселенском размахе, почти в Небесах. Христос Воскресе! По узкой лестнице спускаемся в подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены, первого Православного Византийского Императора и его Царственной матери, обретшей Крест Господень на Святой Земле. Святой колодезь на месте обретения Креста. Святейший Никон был счастлив, когда узнал, что из-под Голгофы Нового Иерусалима забил живоносный источник, кладезь нахождения, как на Голгофе древней. Господь благословил безпрецедентный замысел Патриарха и дал это знамение Своего покровительства Иерусалиму Новому! «Сим победиши!» - явил Господь на небе знамение креста Константину Великому, и Царь - триумфатор взял павший к его ногам языческий ветхий Рим и изменил судьбу мира! Не станем ли мы свидетелями триумфа, неизбежного, спустя века? Слишком уж грандиозно то, что он перенес на тихую подмосковную землю, и слишком невероятно забыто, а может быть просто скрыто до полноты времен? Существует миф, якобы Патриарх Никон способствовал церковному расколу. Однако факты говорят иное. Патриарх не только не запрещал старые книги, старые церковные предания, но, напротив, неоднократно высказывался в том духе, что можно молиться как по старым, так и по новым книгам. Но лучше все же по новым. Потому что это - возвращение к Византийской традиции. Известный историк Церкви протоиерей Лев Лебедев в книге «Москва Патриаршая» убедительно доказал, что раскол произошел как раз потому, что был осужден и сослан Патриарх Никон. Он-то бы раскола не допустил. Вот почему якобы «обидное» прозвание никонианами нас старообрядцами вовсе не оскорбительно. Действительно, современная Русская Церковь во многом порождена реформами Никона. Незавершенными реформами. Но это были особые реформы, направленные не на «прогресс», а на возврат к древней Византийской традиции. Этого не поняли старообрядцы, да и мы вряд ли до конца осознаем. Адрес:
Россия, Московская область, Истра, улица Советская, 2 Новоиерусалимский монастырь известен и под другим названием – Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Мужская православная обитель была основана в 1656 г. рядом с городом Истра в Подмосковье. Своим появлением она обязана патриарху Никону, пожелавшему разбить в этом месте резиденцию патриархов. Сам Никон многократно останавливался здесь на ночлег, ведь ему часто приходилось посещать Иверский монастырь (ездил он по старой Волоколамской дороге). Строительством нового монастыря патриарх желал добиться обустройства центра православного мира на московской земле . При этом планировалось, что грандиозное сооружение станет топографически передавать храм Гроба Господня, расположенный в Иерусалиме. Монастырь с высоты птичьего полёта Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан. В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни. Вид на монастырь со стороны деревни Никулино С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России . Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова. Вид на главный вход в монастырь Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция. С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником. Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский соборПо плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения. Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г. На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви. Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение. Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены Палаты «Нового Иерусалима»Западная часть ансамбля представлена палатами – Трапезными, Архимандричьими и Больничными. Первоначально они строились как отдельные здания (с 1685 по 1698 годы), но в конце XVIII столетия было претворено в жизнь решение об их объединении в единую целостную постройку. Фундаментом Трапезных палат служили старые каменные службы, заложенные до 1666 г. Три палаты расположились на фоне западного прясла стены и стояли перпендикулярно зданию церкви Рождества Христова, находящейся неподалеку от них на востоке. В качестве украшения палат выступают белокаменные наличники, освежающие огромные окна полуциркульной формы. Больничные палаты Палаты с названием «Больничные», стоящие неподалеку от церкви Трёх Святителей, смотрятся довольно скромно и по размеру, и по декору. С севера к ним примыкают Настоятельские покои. Несмотря на кажущуюся простоту, эти палаты не теряются на фоне остальных построек Новоиерусалимской обители – они лишь выгодно подчеркивают Трапезные палаты, намекая на их главенствующее положение. Церковь при Больничных палатах освящалась в 1698 г. В результате пожара, охватившего монастырское подворье в XVIII веке, она сгорела, но восстановительным работам не подвергалась. Помещение этой святыни просто перенесли на второй этаж Царских покоев – результат труда архитектора Казакова, возведшего их над больничными покоями в конце того же века. Лестница, ведущая в Царские покои, отделана изящной аркадой. Как декорирующая деталь она органично дополнила композицию восточного фасада. Внутренний двор монастыря Скит патриарха Никона – ценный памятник российской ПалестиныСкит для уединенных молитв патриарха Никона строился в 1657 – 1662 гг. (постройка находится на берегу Истры). Из всех архитектурных памятников, находящихся за стеновой оградой Русской Палестины, сохранился лишь этот скит. Его два нижних этажа использовались в качестве служебно-хозяйственных помещений. На третьем этаже располагалась приемная комната священнослужителя и церковь Богоявления Господня. Плоская крыша скита стала подходящим местом расположения для таких значимых сооружений, как восьмигранная церковь апостолов Петра и Павла, миниатюрная звонница и небольшая келья с местом для сидения из камня. Вид западной стороны Воскресенского собора Крепостная стена и Святые врата – «защитники» территории Новоиерусалимского монастыряНа строительство прочной каменной стены, заменившей первоначальную деревянную ограду, ушло 4 года. Она возводилась с 1690 по 1694 годы согласно правилам крепостного зодчества. Результатом работ, руководимых архитектором Бухвостовым, стало масштабное ограждение со следующими характеристиками:
Вид на монастырские стены с башнями Примечательно, что углы и изломы ограды не пустовали – их неприглядность скрасили семь однотипных башен. На подворье башни имелась и восьмая башня – Елизаветинская. Высокая конструкция просто украшала западные ворота. Интересно, что все ярусные башни, принадлежащие Новоиерусалимскому комплексу, не играют никакой защитной роли. Они хоть и являются обычным элементом русских оград, но выполняют не оборонительную, а скорее художественную функцию. Их конструкции с круглыми пристройками для винтовых лестниц подобны ротонде и шатру на верхушке Воскресенского собора. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Гадание онлайн выйду ли замуж 18г![]() |
Новое
- Ростбиф из телятины су-вид Пошаговый рецепт приготовления
- Вкусные рецепты кабачков с фаршем, тушеных в соусе и запеченных в духовке
- Грибной суп из подосиновиков
- Вкусный гарнир из цветной капусты - особенности приготовления, рецепты и отзывы
- Зеленые помидоры на зиму, простые рецепты вкусных зеленых помидор
- Салаты с кускусом — вкус, оригинальность и легкость водном блюде!
- Любовный гороскоп на декабрь водолей мужчина
- Совместимые в браке знаки зодиака Тест с каким знаком зодиака вы совместимы
- Онлайн-гадание «Книга ведьм Гадания старой ведьмы
- Как влияет фамилия на судьбу человека