1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.
3. Решение проблемы.
4.
Первичное закрепление.
5.
Организация самостоятельной работы.
6.
Информация о домашнем задании.
7. Рефлексия учебной деятельности.
| Здравствуйте дети! Сегодня мы познакомимся с Симфонической сказкой
Прокофьева Сергея Сергеевича (1891- 1953), «Петя и Волк».
Повторение……
…..
В: Посмотрите на доску. Как называется сказка?
Сказка «Петя и волк»
В: А какая это сказка?
Симфоническая
В: -А почему именно симфоническая?
Ее играет симфонический оркестр
Сказка «Петя и волк» была написана в 1936г. И это не просто сказка, которая научит нас узнавать звучание инструментов симфонического оркестра не только в музыкальной картинке, а даже в серьезной симфонической музыки. Музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль. Мы убедимся в этом, познакомившись с симфонической сказкой.
Прослушивание Симфонической сказки «Петя и Волк»
А можете мне назвать всех героев сказки и их музыкальный инструмент?
Петя – струнный квартет: скрипка, альт, виолончель, контрабас;
Дедушка – Фагот;
Птичка – флейта;
Кошка – Кларнет;
Утка – Гобой;
Волк – Валторны
Охотники – Литавры и Большой барабан
Сегодня я вам предлагаю нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инструментов, его изображающих.
Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, какую сказку в его исполнении мы сегодня слушали?
| Приветствие.
Дети участвуют в беседе.
Дети слушают учителя.
Слушают сказку.
Дети называют инструменты.
Скрипка Смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра Альт Струнно-смычковый музыкальный инструмент такого же устройства, что и скрипка, но несколько больших размеров, отчего звучит в более низком регистре. Виолончель Струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра Контрабас Струнный смычковый музыкальный инструмент. Самый большой по размерам и самый низкий по звучанию инструмент скрипичного семейства Флейта деревянный духовой музыкальный инструмент. Кларнет язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент Фагот язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент басового, тенорового и частично альтового регистра Волторн медный духовой музыкальный инструмент тенорового регистра. Гобой деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент Литавры ударный музыкальный инструмент с определённой высотой звучания Большой барабан ударный музыкальный инструмент
Мне хочется... сказать нашим юношам и девушкам: любите и изучайте великое искусство музыки...Оно сделает вас богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке вы найдете в себе новые,неведомые вам прежде силы.
«Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдашщегося советского композитора Дмитрия Шостаковича в полной мере можно адрессовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, тем богаче бзудет его мир чувств, мыслей, идей.
Раньше - это значит в детстве.
Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произведений, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.
Выдающися советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и мноыества других призведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.
Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого – познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н.И.Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка – флейта, волк – валторны, Петя – струнный квартет.
«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого.
...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях,добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием «,- вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».На пластинке эта сказка звучит в ее исполнении.
Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями.
«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда ее слушал,то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос»,- сказал маленький слушатель Володя Добужинский.
Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине,Нью-Йорке... во всех странах мира.
Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости,света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.
Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет в твой дом...
Татьяна Мартынова
Знакомство с персонажами сказки и изображающими их музыкальными инструментами C. Прокофьева «Петя и волк»
(1 слайд)
Вашему вниманию предоставляется интерактивное пособие по слушанию симфонической сказки для детей
«Петя и волк
»
.
Замечательный русский композитор С. С. Прокофьев сочинил музыкальную сказку
, в которой он знакомит детей с инструментами
симфонического оркестра. Каждый музыкальный инструмент в сказке
характеризует определенное действующее лицо, так легче почувствовать выразительные возможности каждого инструмента
. Хочется отметить, что композитор нашел тембры музыкальных инструментов
, которые похожи на голоса его героев. В сказке музыка
передает не только тембр голоса, но и изображает движение
, манеру походки. Передавая манеру двигаться, композитор использует в сказке марш
, но характеры этих маршей разные.
(2 слайд)
Вы видите мальчика-это пионер Петя
. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая. С этой мелодии начинается сказка
. Характер у него смелый, находчивый и добрый. Петю изображают струнные инструменты
.
Тема Пети веселая, его походка подпрыгивающая, легкая, быстрая.
(3 слайд)
Птичка – хлопотливая, юркая, верткая. Мелодия птички быстрая, проворная, то легкая, порхающая, отрывистая, то более плавная, суетливая, летящая. Птичку изображает флейта
. Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты очень похожи. Мелодия флейты-птички звучит всегда, когда речь идет о птичке. Птичка порхает быстро, беззаботно и весело.
(4 слайд)
Утка – ее мелодия медленная, неторопливая. Утка ходит вперевалочку, неуклюже. Музыка изображает
эту походку неторопливо, важно, мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусоватый голос и изображает
кряканье утки очень похоже. Мелодия утки звучит всегда, когда о ней упоминается в сказке
. Утка двигается медленно, неуклюже, переваливаясь с боку на бок. Трехдольный размер подчеркивает неуклюжесть, изображает
припадание в походке утки то на одну, то на другую ногу.
(5 слайд)
Кошка, мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент
обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. Крадущуюся кошку, готовую в любой момент броситься за своей жертвой, он изображает низкими
, вкрадчивыми, осторожными, отрывистыми звуками с внезапными акцентами. Кошка незаметно крадется на своих бархатных лапках и всегда на - чеку. Остановки в мелодии (шагнет-осмотрится)
подчеркивает ее осторожный характер. Кошка двигается крадучись, осторожно, ловко.
(6 слайд)
Старого дедушку изображает строгая
, неторопливая, ворчливая мелодия, ходит дедушка с трудом. И музыка медленная
, передает его тяжелую поступь, голос у дедушки низкий.Мелодию его играет фагот
: самый низкий деревянный духовой инструмент
. Тема дедушки - это тоже марш, но тяжелый, сердитый, суровый, медленный.
(7 слайд)
Волка изображают три валторны
. Их голоса образуют аккорды – некрасивые, резкие, скрежещущие, хриплые. Тема волка устрашающе грозная
, но волк дал поймать себя
, да как - за хвост, и кому – безоружному мальчику и смелой птичке. Это делает его в сказке
не таким уж страшным, а скорее неудачливым и смешным. Тема волка
тоже немного похожа на марш
: она передает его грозные шаги.
(8 слайд)
У каждого героя сказки есть своя мелодия
, которая звучит всегда, когда он появляется, такая мелодия – узнаваемый портрет – называется лейтмотивом. Сейчас звучит лейтмотивы Кошки, Утки и Волка
.
(9 слайд)
А теперь прозвучат лейтмотивы Пети, Волка и птички
, характер мелодии меняется в связи с сюжетом сказки
, но он всегда узнаваем.
(10 слайд)
Охотники изображаются в сказке глуповатыми
(они шли по следам волка
и палили почем зря из ружей, их изображают ударные инструменты – литавры
, барабаны. Охотники тоже появляются в сказке под марш
, но марш этот шутливый, пружинящий, с неожиданными акцентами, острый, подпрыгивающий. Охотники идут молодцеватой походкой, то осторожно, то выставляя напоказ свою храбрость, которую они так и не успели продемонстрировать. В мелодии слышатся игривые украшения, а в аккомпанементе – прыгающие, разбросанные аккорды. В конце марша охотников раздается их угрожающая и никчемная пальба.
(11 слайд)
Заканчивается сказка
торжественным шествием всех героев.
(12 слайд)
Волк
в зоопарке не такой страшный, а скорее неудачливый и смешной.
(13 слайд)
Таким образом, в игровой форме с помощью музыкальной сказки можно познакомить детей с инструментами
симфонического оркестра.
Публикации по теме:
Досуг, посвященный 125-летию С. С. Прокофьева. Симфоническая сказка «Петя и Волк»
Конспект досуга, посвящённого 125- летию С. С. Прокофьева, для детей подготовительной группы на тему: «Инструменты симфонического оркестра.
Конспект НОД по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу»
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей с коми народными музыкальными инструментами «Музыкальные звуки в лесу» Цель. Продолжать.
Конспект открытой НОД по музыке «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»
Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»Ход занятия. Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами в нашем музыкальном.
Конспект занятия самостоятельной музыкальной деятельности «Знакомство с музыкальными инструментами» (первая младшая группа)
Самостоятельная музыкальная деятельность в 1 младшей группе «Знакомство с музыкальными инструментами». Цели: Знакомство детей с музыкальными.
НОД. Тема: «Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С. Прокофьева Петя и волк». Цель: Познакомить детей с разнообразием.
Окружающий мир. Конспект НОД в средней группе: "Знакомство с музыкальными инструментами". Интегрированное занятие с элементами лепки (техника.
Сергей Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка Исполнители: Наталия Сац, Государственный академический симфонический оркестр СССР Описание: Симфоническая сказка Сергея Прокофьева в исполнении Государственного академического симфонического оркестра СССР. Это произведение, специально написано для того, чтобы представить слушателям выразительные возможности различных инструментов и познакомить их с основами музыкального языка. Наталья Сац расскажет об симфо-оркестре и инструментах-персонажах сказки. Выдающися советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) – автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке»,балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и мноыества других призведений, - в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей. Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого – познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н.И.Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка – флейта, волк – валторны, Петя – струнный квартет. «Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального детского театра состоялось 5 мая 1936 года. «По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат звучание каждого. ...Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях,добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием «,- вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр».На пластинке эта сказка звучит в ее исполнении. Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) дает возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором легко воспринимается юными слушателями. «Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда ее слушал,то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос»,- сказал маленький слушатель Володя Добужинский. Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине,Нью-Йорке... во всех странах мира. Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости,света, помогая детям учиться понимать и любить музыку. Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет в твой дом... © 1970 г.
|