Разделы сайта
Выбор редакции:
- Утка тушеная с рулетиками из теста
- Утка тушеная с овощами в утятнице
- Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной
- Форель, жареная на сковороде
- Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является
- Число судьбы 1 характеристика человека
- К чему снится кормить парня
- Значение женского имени Елизавета — происхождение, судьба и характер носителя
- Значение имени алеся, происхождение, характер и судьба имени алеся
- Тыква для детей: полезные свойства, рекомендации по применению, рецепты
Реклама
Л.Н. Толстой "После бала": описание, герои, анализ рассказа. Основные события рассказа начинаются ранним утром, после бала Л н толстой после бала основные события |
История создания . Происходящее в рассказе имеет прямое отношение к событиям, происходившим в семье Льва Толстого. В студенческие годы писатель вместе с братом Сергеем жил в Казани. Брат был влюблён в Варвару - дочь высокопоставленного военного Корейша. Он часто бывал в семье своей избранницы. Однако однажды он увидел, как под руководством этого начальника полк издевается над солдатом. И тогда Сергей разочаровался в своей любви и бросил Варвару. Эта история настолько глубоко запала в душу писателя, что он пронёс её через всю свою жизнь, пока уже в преклонном возрасте не сделал её основой для своего рассказа. Сначала рассказ назывался «Дочь и отец», потом - «А вы говорите». В конце концов Толстой остановился на том названии, под которым рассказ известен сегодня. Сюжет . Композиционно рассказ разбит на две части. В первой части изображена прямо-таки идиллическая картина. Главный герой влюблён в Вареньку - дочь генерала; генерал устраивает пышный бал, на котором присутствует и герой. Он знакомится с отцом своей возлюбленной, который ему очень понравился. Генерал - красивый, здоровый и бодрый, несмотря на пожилой возраст. А главное - он настолько любит свою дочь, что ради её благополучия экономит на себе; например, заказывает для себя обувь у простого армейского сапожника, вместо того чтобы приобрести новую. Вторая часть резко контрастна первой. На следующее утро герой видит, как генерал, этот прекрасный душой и телом человек, осуществляет жестокую расправу над солдатом-татарином, попытавшимся совершить побег. Когда солдат, осуществлявший экзекуцию, недостаточно сильно ударил провинившегося, то генерал начал его бить. Это показалось герою настолько диким, что его чувства к Вареньке совершенно угасли. Видимо, генерал только казался добрым и любящим, а в «рабочей обстановке» показал своё истинное лицо. Проблематика . Рассказ имеет несколько смысловых пластов. И лицемерие и порочность генерала - только самый верхний пласт, некая вершина айсберга. Cначала бал - свет и роскошь, улыбки и хорошее настроение, красивая музыка. А на утро - серое туманное небо, бой барабана и флейты, суровый полковник. Две разные сцены - бал и плац, где раскрывается образ и характеристика отца Вареньки. Был идеальный, любящий отец, а превратился в жестокого офицера. Рассказчик поражен таким поведением, он как будто прозрел, увидев поведение человека в разных ситуациях. Еще больше ему противно, что полковник сделал вид, что не узнал его. Став свидетелем мерзкой сцены, ему стыдно и тошно. Характерно, что в рассказе изображено время молодости писателя - годы Николая I. Видимо, Лев Толстой созданием своего произведения хотел намекнуть, что через многие десятилетия после описываемых событий в обществе ничего не поменялось. Отказался ли герой от любви, расставшись с Варенькой? Очевидно, что нет. Наоборот, он расстался с ней для любви, поскольку понял, что в отношениях с ней никакой любви уже быть не может. Жанр произведения. «После бала» - это небольшое прозаическое произведение, рассказ. На первый взгляд, он продолжает традиции русского реализма XIX века. Однако весьма глубокий символизм рассказа вкупе с некоторой поверхностностью и «памфлетностью» внешнего плана роднит его с литературой новой эпохи. Описание длительной любовной истории укладывается всего в несколько страниц, а резкая контрастность между первой и второй частями композиции только усиливает символический смысл повествования. Смысл названия . Примечательно, что рассказ называется «После бала». Это уже вносит некую интригу в первую половину произведения, где описывается сам бал. Само событие, на котором акцентирует внимание автор, происходит в заключительной части повествования, однако лишь оно содержит главную его идею: всё, что происходило до события, произошедшего после бала, оказалось просто суетой. Герои . В рассказе имеется три главных персонажа. Во-первых, сам рассказчик - Иван Васильевич. Это молодой человек, влюбленный, не лишенный сострадания и порядочности. Истинная любовь для него - чувство всеобъемлющее. В образе Ивана Васильевича, таким образом, Лев Толстой изобразил в том числе и себя. Во-вторых, это генерал. Счастливый любящий отец, хороший семьянин. Долгое время генерал вызывает восхищение, Иван Васильевич его прямо-таки боготворит. Однако в конце концов выясняется истинная сущность этого социума. Варенька, возлюбленная рассказчика. Она олицетворяет собой христианские добродетели - веру, надежду и любовь. В какой-то момент эти христианские установки оказываются лишёнными настоящего смысла, что выражается в угасании любви рассказчика к Вареньке. Отличительная особенность жизни и творчества великого русского писателя и мыслителя Льва Николаевича Толстого - постоянные нравственные поиски. В чём истинное предназначение человека, как относиться к другим людям и общепринятым «истинам» - все эти вопросы в той или иной степени затронуты в его произведениях. Особенно остро и бескомпромиссно писатель говорит о них в романах, повестях и рассказах, созданных им после духовного кризиса, пережитого в конце 70-х годов XIX в. К таковым относится и рассказ «После бала». История созданияВ начале апреля 1903 г. в городе Кишинёве Бессарабской губернии Российской империи произошёл крупный еврейский погром. Л. Н. Толстой выступил с резким осуждением погромщиков и бездействовавших властей. Комитет помощи пострадавшим от погрома организовал сбор средств. В конце апреля известный еврейский писатель Шолом-Алейхем попросил Льва Толстого «дать что-нибудь» для готовящегося им с той же целью литературного сборника. В ответном письме Лев Николаевич обещал выполнить его просьбу. 9 июня Толстой решил написать рассказ о случае из жизни своего брата Сергея Николаевича, навевающем определённые ассоциации с кишинёвским погромом. Эту историю 75-летний Лев Николаевич запомнил ещё со студенческих времён, проведённых вместе с братьями в Казани. План будущего рассказа был набросан в дневниковой записи от 18 июня 1903 г. Первый вариант рассказа под названием «Дочь и отец» был написан 5-6 августа. Затем Толстой поменял название на «А вы говорите». Окончательная редакция рассказа под названием «После бала» была закончена 20 августа 1903 г. Произведение было опубликовано уже после смерти писателя в «Посмертных художественных произведениях Л. Н. Толстого» в 1911 г. Описание произведенияПовествование ведётся от имени главного героя - Ивана Васильевича. В привычном окружении он рассказал два случая из своей жизни в бытность студентом провинциального университета. Они должны были иллюстрировать его утверждение о том, что определяющим в судьбе человека является не среда, а случай. Большую часть рассказа занимают переживания героя, побывавшего в последний день Масленицы на балу у губернского предводителя. Там собрались все «сливки» провинциального общества, включая Вареньку Б., в которую студент был без памяти влюблён. Она стала королевой бала, и ею любовались не только мужчины, но и женщины, которых она оттеснила на задний план. Так, по крайней мере, казалось студенту Ване. Прекрасная девушка благоволила к нему и подарила большинство танцев с ней. Варенька была дочерью полковника Петра Владиславовича, вместе с женой также бывшего на балу. В его конце присутствующие уговорили полковника станцевать с дочерью. Пара оказалась в центре внимания. Пётр Владиславович вспомнил прежнюю удаль и станцевал по-молодому лихо. С повышенным вниманием следил за парой Ваня. Особенно тронули его душу старомодные полковничьи сапоги. В них угадывалась экономия на себе с тем, чтобы ни в чём не отказывать любимой дочери. После танца полковник сказал, что ему завтра рано вставать, и не остался на ужин. А Иван ещё долго танцевал с Варенькой. Неземное чувство счастья и абсолютной гармонии бытия охватила главного героя. Он любил не только Вареньку, её отца, но и весь мир, в котором, как ему казалось в эти минуты, не было ничего дурного. Наконец, бал закончился. Вернувшись домой под утро, Иван понял, что от избытка чувств не сможет заснуть. Он вышел на улицу и ноги сами понесли его к дому Вареньки, расположенному на окраине города. По мере приближения к полю, прилегающему к дому, зазвучала барабанная дробь и неприятные, визгливые звуки флейты, заглушающие танцевальные мелодии, ещё звучавшие в душе Ивана. Там пропускали через строй беглого солдата-татарина. Другие солдаты с двух сторон с размаху били несчастного по оголённой спине, а он только обессиленно бормотал: «Братцы, помилосердствуйте». Спина его давно превратилась в кровавое месиво. А руководил экзекуцией отец Вареньки, и делал он это так же старательно, как танцевал с дочерью накануне. Когда один малорослый солдат ударил татарина недостаточно сильно, полковник с перекошенным от злобы лицом начал бить его за это по лицу. Иван был потрясен увиденным до тошноты. Его любовь к Вареньке пошла на убыль. Кровавая спина истязаемого её отцом солдата встала между ними. Главные героиГерой рассказа Иван Васильевич наделён чувством сострадания и умением поставить себя на место другого человека. Людские несчастья не стали для него простыми жизненными декорациями, как для абсолютного большинства представителей привилегированных сословий. Совесть Ивана Васильевич не заглушена ложной жизненной целесообразностью. Эти качества в высшей степени были присущи и самому Толстому. Полковник Пётр Владиславович - заботливый отец и хороший семьянин. Скорее всего, он считает себя и истинным христианином, служащим Богу, государю и отечеству. Но он, как и большинство людей во все времена, абсолютно глух к главному в христианстве - великому нравственному закону Христа. Согласно этому закону, к людям надо относиться так, как хотелось, чтобы они относились к тебе. Невзирая на сословные и имущественные перегородки. Трудно составить психологический портрет красавицы Вареньки. Скорее всего, вряд ли её внешняя привлекательность сочеталась с такой же душой. Ведь воспитывалась она отцом, который на поверку оказался настоящим изувером на государственной службе. Анализ рассказаКомпозиционная доминанта рассказа - противопоставление двух его частей, описывающих события на балу и после него. Сначала сверкающий светлыми красками бал - праздник молодости, любви и красоты. Он проходит в последний день Масленицы - Прощёное воскресенье, когда верующие должны прощать друг другу взаимные прегрешения. Затем - тёмные краски, бьющая по нервам «нехорошая музыка», и жестокая расправа над несчастными солдатами, среди которых главная жертва - инаковерующий (как и кишинёвские евреи). В рассказе можно выделить несколько главных мыслей. Прежде всего, это абсолютное неприятие любого насилия, включая оправдываемое государственной необходимостью. Во-вторых, противное воле Бога деление людей на достойных уважения и уподобляемых скоту. Менее очевидны другие мотивы. В истязании инаковерующего в Прощёное воскресенье Толстой иносказательно продолжает упрекать оправдывающую государственное насилие официальную церковь, от которой был отлучён за два года до этого. Образ влюблённого и беспечного Ивана Васильевича напоминает Толстому и собственную молодость, к которой писатель относился критически. Как ни странно, но у молодого Толстого были общие черты и с полковником. В другом своём произведении («Юность»), писатель пишет о собственном подразделении людей на достойных и презираемых. Муниципальное общеобразовательное учреждениеЛебяженская средняя общеобразовательная школа Урок литературы в 8 классе Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Композиция. Приемы изображения внутреннего состояния героев.
Цели урока: Учить детей определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, характеристики героев в разных сценах. Развивать читательское воображение, историческое мышление. Воспитывать способность давать оценку людским поступкам, конфликтам с позиции нравственности. Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, карточки для работы в группах, индивидуально-ориентированные планы, календарно-тематический план прохождения темы. 1. Психологический настрой (2 мин)
2.Объявление темы 3. Посмотрите на план прохождения данной темы, определите, где мы сейчас находимся. Давайте определим для себя задачи данного урока. (учащиеся отвечают)
Творчество Л.Толстого- одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. В чем же заключается гениальность Толстого? Выражаясь словами М.Горького, можно сказать, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература. Свыше 200 произведений написано Толстым. Каждое из них- отражение целой эпохи русской действительности. В детстве Толстого окружала теплая семейная атмосфера. Здесь дорожили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. Игра в «муравейных братьев», придуманная маленьким Левушкой, навсегда осталась тайной, которую он хотел разгадать, чтобы сделать всех людей счастливыми. Жизнь в Ясной Поляне, работа по самообразованию и самосовершенствованию привела его к идее исправления окружающего мира через самоусовершенствование. Поэтому Толстой много читает, ведет дневник, анализируя все свои мысли и поступки, отрицательные стороны своего характера, с предельной искренностью полагая, что главный стимул изменения жизни – самоанализ, преобразование каждым своей собственной личности. Так начался беспримерный душевный труд, которым Толстой занимался всю жизнь. Именно в Ясной Поляне он много занимался педагогикой, обучал грамоте крестьянских ребятишек, написал «Азбуку», по которой потом училось несколько десятков поколений русских детей. Толстой вел активную жизнь. Еще в молодости он участвовал в войне на Кавказе и в обороне Севастополя, пытался в своем имении провести реформы, о которых только начинали задумываться власти. Он очень много писал, читал русскую и зарубежную литературу, увлекался философией, историей. Прожив долгую плодотворную жизнь, Толстой выдвинул в качестве основы человеческого общежития христианскую любовь, которую понимает как любовное отношение одного человека к другому независимо от расовых, национальных, религиозных различий. Для того, чтобы такая любовь победила на земле, необходимо, чтобы люди воспитывали себя в духе такой любви. Герои Толстого часто рассуждают и спорят со своими противниками на тему самовоспитания и изменения жизни в лучшую сторону. О рассказе «После бала» В рассказе «После бала» слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Л.Толстой (40-е годы 19 в., время Николая 1), и той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку вопросов (90-е годы). Писатель в рассказе восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка изменив формы. Изучая этот рассказ, мы должны дать правильную оценку героям, событиям, нарисованным великим мыслителем. - Почему это произведение по своему жанру является рассказом? Слайд 5
- Работая над рассказом, Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте понять логику писателя: чем он обосновывает изменение названия? Почему остановился на последнем? Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Действительно, этот рассказ оказывает на читателей очень глубокое впечатление. Предлагаю посвятить наш урок решению вопроса: с помощью чего Толстой добивается такого воздействия на читателя? Чем обусловлена глубина впечатления, которую оставляет этот рассказ? Слайд 6
- Что необычного вы заметили в построении рассказа? (он начинается внезапно, разговор ведется о нравственных ценностях человеческого бытия: «…что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди…», «что хорошо что дурно…» и завершается внезапно без выводов. Слайд 7
- Какой композиционный прием применяет Толстой? (антитеза, рассказ в рассказе) Слайд 8
- О каком периоде русской истории идет речь? Что вы знаете об этом времени? (времена Николая 1, которого называли Николай Палкин). Вспомним еще одно произведение об этом времени: В рассказе Лескова «Человек на часах» трагична судьба часового, который ушел с поста, чтобы спасти утопающего.Он был за это жестоко наказан и воспринимает это наказание как естественное следствие своего поступка. Мы видим, что законы, придуманные людьми, расходятся с законами высшими: оказать помощь гибнущему человеку- это высшая необходимость, и ее не видят начальники провинившегося солдата.) Какие события описаны в рассказе? (бал у губернаторского предводителя, влюбленность героя, разочарование, потрясение от жестокости случившегося после бала) Чем объяснить, что в сцене бала все окружающее герой воспринимает с восторженным умилением? (он влюблен, он очарован праздничной атмосферой званого ужина, близостью любимой девушки, ощущением счастья, молодости и красоты) (хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц, после бала происходит событие, изменившее жизнь героя) Слайд 13
3. Групповая работа (15 мин) Работают 2 группы по 5 человек по карточке для урока - провести наблюдения над текстом и выписать ключевые слова из эпизода. Первая группа- эпизод «На балу», вторая – «После бала»
Задайте мне вопросы, которые возникли у вас при работе с ИОП. Что самое трудное в работе по данной теме?
1 уровень: Подготовить к подробному пересказу одну из сцен рассказа 2 уровень: Составить план рассказа (сложный) 3 уровень: Приготовить устную характеристику одного из героев с введением портрета, диалога, описаний
В отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича...»), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы). Это тема нравственной ответственности каждого члена общества за жизнь всех. Она раскрывается через образ рассказчика, Ивана Васильевича, жизнь которого, как он полагает, изменил один-единственный случай. В основе композиции — прием антитезы (бал и после бала), рассказ ведется от первого лица, в произведении два рассказчика: молодой человек, который знакомит читателя с Иваном Васильевичем, и сам Иван Васильевич, рассказчик и одновременно один из главных героев произведения. Перед нами, по сути, «рассказ в рассказе». Такая кольцевая композиция позволяет сблизить, а значит, и сопоставить две эпохи. Обратимся к началу рассказа. «- Вот вы говорите, что человек не мо-жет сам по себе понять, что хорошо, что дурно… Так заговорил всеми уважаемый Иван Васильевич после разговора, шедшего между нами…» Мы понимаем, что в произведении два рассказчика. Один ведет рассказ от авто-ра. Другой этим автором обозначен и как участник событий, и как рассказчик — это Иван Васильевич. Исполнение от лица автора предполага-ет спокойное и лишенное эмоциональной окраски чтение. Решив читать от лица Ивана Васильевича, необходимо передать эмоциональное отношение этого человека к рассказу о своей трагической судьбе. Это тем более важно, что автор утвержда-ет: «увлекаясь рассказом… рассказывал он очень искренно и правдиво». «После бала» — произведение, которое можно назвать рассказом в рассказе, по-скольку повествование Ивана Васильеви-ча о событиях на балу и после бала воз-никло в ходе беседы старых друзей. Они пытаются решить, «что хорошо, что дур-но». Иван Васильевич предлагает эпизоды из своей жизни, которые могут помочь ре-шению этого вопроса. Беседа друзей — рамка рассказа — является началом и концовкой этого произведения. Рамка (об-рамление) рассказа тоже важная часть для того, чтобы понять, насколько участ-ников беседы волнуют нравственные про-блемы. Восторженное чувство охватило Ивана Васильевича на балу: «Я был не только ве-сел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро». Эти чувства только усили-лись после его расставания с любимой де-вушкой. И брат, и лакей Петруша показа-лись ему «умилительно трогательными». Не менее нежное чувство владело им и при взгляде на то, что окружало его на улице: «все было мне особенно мило и зна-чительно». «Мне было до такой степени стыд-но…» — говорит Иван Васильевич. Он уходит домой, а «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошно-ты, тоска». Многократно повторяющиеся слова, которые говорят о пристальном внимании невольного свидетеля наказа-ния, к тому, что происходит, заставляют и читателя вникнуть в существо происхо-дящего, понять переживания героя. Для того чтобы рассказать о пережива-ниях и думах героя, можно пересказать весь рассказ. Но можно охарактеризовать их вкратце — путь от восторга и счастья к потрясению и ужасу занимает все повест-вование. Возможен и другой вариант: описание наших читательских наблюде-ний о том, как от очарования, которое охва-тило героя на балу, от ощущения полноты счастья вдруг человек движется к траги-ческому потрясению, которое возникает от сцены узаконенного убийства прови-нившегося солдата. Стоит вспомнить и то, что эти резко отличные картины развер-тываются на фоне музыки, которая очень точно сопровождает события, описывае-мые на страницах рассказа. Рассказ распадается на две контраст-ные картины и каждая из них резко отли-чается своей тональностью, которая за-метна и в музыкальном, и в живописном решении этих картин. Даже очень тща-тельно просмотрев первую радостную часть рассказа, мы увидим лишь белый, розовый и серебряный цвета — светлую, праздничную гамму. Жесткой, нехоро-шей музыке второй картины сопутствует черный цвет и «что-то такое пестрое, мок-рое, красное, неестественное», во что пре-вратилась спина избиваемого человека. Итак, белое и розовое, черное и красное. Детали, которые сопутствуют этому изо-бражению, лишь усиливают эмоциональ-ное воздействие картин. Образ полковника на балу и после ба-ла — образ одного и того же человека, ко-торый всегда и во всем следует закону. В нем нет коварного желания что-то изо-бразить из себя, отступить от своих при-вычек. И тем сильнее потрясение героя — он видит, что в человеке нет фальши, что он всегда одинаков, и тем очевидней орга-ничность его поведения на плацу во время наказания солдата. Полковник — натура цельная, но эта цельность включает в себя как свою органическую и существенную часть способность к жестокой расправе, жестокость по приказу устава. Раз это так, то что-то изменить и исправить в его судьбе и в его личности нельзя. В рассказе «После бала» автор дает чет-кие ответы на вопросы: «что хорошо» и «что дурно». Один из этих ответов — сцена на балу. Второй — сцена после бала. И иллюстрации, которые можно было бы создать, могут содержать или две конт-растные картины или две серии таких картин. Как бал, так и экзекуция состо-яли из множества моментов, каждый из которых может быть запечатлен на иллю-страции. Первая серия показывала бы, как красивы, трогательны, человечны от-ношения отца и дочери на балу. Их красо-та, грация, манера держаться, пластика танца, чисто человеческое общение вызы-вают благодарный отклик всех, кто их ви-дит. И столь же эмоционально выразитель-ны жестокие сцены экзекуции, которые демонстрируют самые мрачные стороны человеческого характера. Тут и жестокость, и трусость, и бессмысленная беспощад-ность, и спокойное отношение к чужому унижению. Ивана Васильевича мы видим челове-ком, которому не чужды радость от сопри-косновения с прекрасным, способность от-клика и на хорошее и на дурное, чуткость к тому, что происходит рядом. Он в обри-совке автора представлен добрым, поря-дочным человеком. Так же его оценивают и собеседники, которым он рассказал свою историю. В обычное течение его судьбы вмешался случай, который и пока-зал, чем отличается Иван Васильевич от любого другого человека. Для того чтобы отречься от привычной для его окруже-ния судьбы, нужно обладать сильным и решительным характером, прочностью убеждений. Хотя Толстой расширял описание экзе-куции и при этом подчеркивал контраст в облике полковника на балу и после бала, все же события, происходившие на балу, нарисованы детальнее и полнее. Контраст этих двух частей рассказа оче-виден и сила описания экзекуции все рав-но подавляет светлые и радостные краски бала. Если бы в тексте рассказа осталось та-кое сожаление, то сильно бы изменился характер Ивана Васильевича. В таком ва-рианте он примирился бы с контрастом в поведении полковника. Из человека с чуткой совестью и способностью к неорди-нарным решениям он превратился бы в того, кто смиренно следует привычным стандартам. Критическая сила рассказа в решитель-ном изображении мрачных сторон жизни, в очевидном утверждении человеческого достоинства. Расширяя трагическую часть рассказа, автор не уменьшал размеров опи-сания счастья героя на балу. Пропорции добра и зла в рассказе не нарушены. В оценке рассказа слово диссонанс употреблено как синоним контрасту. Несоответствия возникают и в эмоцио-нальном строе, в цвете, в звучании. Глав-ное, почему диссонанс назван роковым, в том, что велико его воздействие на судьбу героя, что он страшен как социальное яв-ление. Бал чудесный, зала прекрасная, музы-канты знаменитые (крепостные!), буфет великолепный и разливанное море шам-панского… Что-то большое, черное… Контрастные сравнения заключены и непосредственно в тексте: «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жестокая, нехорошая музыка». Едва ли стоит сравнивать скорчившее-ся, потерявшее человеческий облик тело наказуемого со стройными и ловкими тан-цорами на балу. Поэтому в устный рас-сказ мы будем их включать с осторожно-стью. Рисуя портрет «служаки николаевской выправки», автор как бы обозначает от-правную точку в раскрытии его характера и жизненной позиции. Для автора, который написал рассказ под впечатле-нием своей юности, был жив облик слу-жаки николаевского времени, которого он воплотил как в портрете героя рассказа, так и в его сопоставлении с внешностью самодержца. Так, автору удалось ярко воспроизвести николаевскую эпоху. Об этом говорит и портрет отца Ва-реньки: «Отец Вареньки был очень краси-вый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяным, с белы-ми a la Nicolas I подвитыми усами, белы-ми же, подведенными к усам бакенбарда-ми и зачесанными вперед височками… Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки». В об-лике и поведении полковника достаточно полно и бескомпромиссно раскрывается типичный облик солдафона николаев-ской выправки, который и ведет себя и думает как предписано. Материал с сайта Мы помним, что герой уехал с бала «в пятом часу, пока доехал домой, посидел дома, прошло еще часа два, так что, когда я вышел, уже было светло». Так утро сле-дующего дня ознаменовано для Ивана Ва-сильевича трагическим открытием: из поэтического мира он неожиданно пере-местился в трагический мир жестокости и бесправия. И заняло это путешествие все-го несколько часов. Автор, намекая несколько раз на сход-ство хозяйки бала с портретом Елизаветы Петровны, как бы раздвигает временные рамки. Он включает в систему отноше-ний, которые его волнуют и возмущают, не только несколько эпизодов недавнего времени, но и эпоху, которая может быть измерена ни одним десятилетием. Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском На этой странице материал по темам:
Учитель русского языка и литературы – Панькова З.В. МБОУ «Посельская СОШ» Бичурский район, Республика Бурятия Тест: Л.Н.Толстой «После бала» - 8 класс 1. Отметить верное высказывание. А. Сюжет – это рассказ о жизни героя Б. Сюжет – это действия и события из жизни героев В. Сюжет – это действия и события в жизни персонажей, протекающие в пространстве и времени 2. Отметить место действия рассказа. А. Петербург Б. Москва В. Губернский город Г. Уездный город 3. Отметить, от чьего лица ведется рассказ. Б. Полковник В. Ивана Васильевича Г. Инженера Анисимова 4. Отметить, какие чувства испытывает на балу герой рассказа. А. Любовь к Вареньке Б. Любовь к Вареньке и её отцу В. Любовь ко всему миру, потому что он любит Вареньку 5. Отметить, чем закончилась история любви героя. А. Благополучно Б. Любовь пошла на убыль В. Герой резко порвал отношения с любимой 6. Отметить тему разговора среди собравшихся слушателей. А. Человек не может сам понять, что всё дело в среде Б. Для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, в которых живут люди В. Бывают такие события, которые круто меняют всю жизнь человека 7. Отметить, каков тип композиции рассказа. А. Рассказ в рассказе Б. Повествование от первого лица 8. Отметить верное соотношение эпизодов по объёму. А. Описание бала и описание экзекуции занимают одинаковое место Б. Описание бала занимает больше страниц, чем описание экзекуции 9. Отметить, для чего необходим автору образ рассказчика. А. Чтобы придать повествованию достоверность Б. Потому что рассказ от первого лица даёт возможность передать чувства и мысли персонажей В. Оба варианта правильные 10. Отметить, делает ли рассказчик выводы об увиденном на плацу. А. Нет, он не хочет рассуждать Б. Да, он негодует, выступает против произвола В. Нет, он не делает выводов, но вся его дальнейшая жизнь зависит от увиденного 11. Отметить наиболее точное определение понятия «антитеза». А. Антитеза – это сопоставление разных понятий Б. Противопоставление понятий В. Стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления 12. Отметить правильное утверждение. А. В рассказе Л.Н.Толстой протестует против николаевской действительности Б. В рассказе Л.Н. Толстой заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее В. В рассказе Л.Н.Толстой призывает бороться с произволом 13. Отметить время действия в рассказе. А. Царствование Александра I Б. Царствование Николая I В. Царствование Александра II А. Из уст присутствующих на балу 15. Отметить, какие чувства испытывает герой рассказа после сцены на плацу. А. Негодование Б. Бессилие В. Тоску 16. Отметить состояние героя рассказа после событий на плацу. А. Поведение полковника несовместимо с чувством любви героя Б. Случившееся убедило героя в невозможности любви В. Случившееся не понято героем, но он не может любить героиню после того, что видел 17. Отметить верный вариант. А. Ключевым эпизодом в рассказе является сцена бала Б. Ключевым эпизодом в рассказе является описание экзекуции 18. Отметить, как проявляется образ автора в рассказе. Ответы: 1 – В 2 – В 3 – В 4 – В 5 – Б 6 – Б 7 – А 8 – Б 9 - В 10 - В 11 – В 12 – Б 13 – Б 14 – Б 15 – В 16 – В 17 – Б 18 - В |
Читайте: |
---|
Новое
- Утка тушеная с овощами в утятнице
- Как пожарить утку в духовке, чтобы она была сочной и вкусной
- Форель, жареная на сковороде
- Значение имени андрей знак зодиака лев Что для андрея является
- Число судьбы 1 характеристика человека
- К чему снится кормить парня
- Значение женского имени Елизавета — происхождение, судьба и характер носителя
- Значение имени алеся, происхождение, характер и судьба имени алеся
- Тыква для детей: полезные свойства, рекомендации по применению, рецепты
- Сказка серебряное копытце